Мэри эйнсворт: Теория привязанности — Википедия – Мэри Эйнсворт | Познание мира

Мэри эйнсворт: Теория привязанности — Википедия – Мэри Эйнсворт | Познание мира

Содержание

Мэри Эйнсворт | Познание мира

Расскажите об этой статье в социальных сетях

Мэри Эйнсворт была американо-канадским психологом, который вместе с Джоном Боулби разработал одну из величайших и наиболее полезных психологических теорий раннего социального развития: теорию привязанности. Сначала они создали эту теорию только с учетом детей. Однако в 60-х и 70-х годах Эйнсворт представила новые концепции, которые привели к расширению, ориентированному на взрослых.

Она была одним из самых цитируемых психологов в течение 20-го века. Ее блестящая теория и по сей день является той опорой, на которой основывают свои исследования многочисленные исследователи и психологи. Университеты по всему миру используют ее работу в качестве примера

Важно! Кроме того, она получила многочисленные признания, несмотря на то, что она жила в эпоху, когда женщины были весьма ограничены в своих профессиональных ролях. Во время учебы в колледже Эйнсворт начала размышлять о том, какие отношения обычно связывают детей и материнство.

Тем не менее, ее жизнь была не только об исследованиях и работе. На самом деле, все было гораздо динамичнее, чем можно ожидать от женщины ее времени.

Жизнь Мэри Эйнсворт

Мэри Эйнсворт родилась в Соединенных Штатах. Однако ее семья переехала в Торонто, Канада, когда она была всего лишь маленькой девочкой. Она закончила факультет психологии развития в Университете Торонто и получила степень доктора философии. В 1939 году, после окончания учебы она поступила в канадский женский армейский корпус и провела четыре года в армии.

Вскоре она вышла замуж и переехала в Лондон со своим мужем. В то время она начала работать в Тавистокском институте человеческих отношений вместе с психиатром Джоном Боулби. Они начинают экспериментировать с разлучением детей с матерями.

В 1953 году она переехала в Уганду и начала работать в Восточноафриканском институте социальных исследований. Там она продолжала исследовать ранние отношения матери и сына.

Через некоторое время она получила должность в университете Джона Хопкинса в Соединенных Штатах. Позже она начала работать в университете Вирджинии, где она продолжала развивать свою теорию привязанности до своей пенсии в 1984 году.

Склонность создавать сильные эмоциональные связи с конкретными людьми является основным компонентом человеческой натуры.

Джон Боулби

Теория привязанности

Джон Боулби считается отцом теории привязанности. Исследования Боулби показали, что дети имеют врожденное поведение. Несмотря на это, если они чувствуют себя незащищенными или находятся в опасности, их первая реакция — обратиться за поддержкой к своей матери. Мэри Эйнсворт добавила новую концепцию к этой теории: 

незнакомая ситуация.

Важно! Мэри Эйнсворт изучала отношения детей со своими опекунами, добавляя «незнакомую ситуацию». «Незнакомая ситуация» состояла из добавления человека в отношения между матерью и сыном.

Основываясь на полученных результатах, Мэри Эйнсворт расширила теорию, объединив три стиля привязанности: безопасная привязанность, небезопасная привязанность, небезопасная амбивалентная. Затем другие исследователи продолжили расширять ее теорию. Теория привязанности, которую мы знаем сегодня, является результатом дополнений других психологов.

Мэри Эйнсворт и другие типы привязанности

Четвертый тип привязанности позже сделал разрез в теории привязанности. Однако Мэри Эйнсворт только определила и охарактеризовала эти три:

  • Безопасная привязанность: когда ребенок чувствует себя любимым и защищенным. Даже если опекун отсутствует и ребенок чувствует определенную боль в тот момент, когда он разлучается, но ребенок точно знает, что опекун скоро вернется.
  • Небезопасная привязанность: когда ребенок реагирует с сильной болью на разлуку с матерью или опекуном. Этот тип привязанности является результатом плохой доступности матери или опекуна. Дети с таким типом привязанности понимают, что их мать не всегда будет рядом, когда им это нужно.
  • Небезопасная амбивалентная / устойчивая привязанность. Этот тип привязанности развивается, когда основной опекун не в состоянии удовлетворить потребности ребенка. Эти дети развивают чувство недоверия и учатся не обращаться за помощью в будущем.

Выдающаяся работа

Мэри Эйнсворт очень хорошо осознала важность развития здоровых отношений с матерью. Она думала, что это важно, потому что это может повлиять на ребенка в будущем.

Она поддерживала программы, которые помогли бы женщинам работать и одновременно быть матерями. Честно говоря, в то время для женщин было почти невозможно сделать это. Однако сегодня мы видим это каждый день.

Как женщина-исследователь, она знала, что ее работа должна выходить за рамки академического мира. Она хотела помочь будущим женщинам выбрать свой индивидуальный жизненный путь.

Важно! Мэри Эйнсворт умерла в 1999 году в возрасте 86 лет, посвятив всю свою жизнь разработке одной из самых важных психологических теорий.

Теория привязанности: 4 стадии Боулби

Расскажите об этой статье в социальных сетях

Не каждая проблема может быть связана с матерью. В конце концов, есть другой человек, вовлеченный в воспитание ребенка.

Кроме того, в жизни ребенка есть много других важных людей, которые влияют на него. Есть братья и сестры, бабушки и дедушки, тети и дяди, крестные родители, близкие друзья семьи, няни, работники детских садов, учителя, сверстники и другие, которые регулярно общаются с ребенком.

Вопрос, поставленный выше, является насмешливым, но затрагивает важную дискуссию в психологии: что влияет на то, как дети оказываются такими, как они есть? Что влияет на их способность формировать значимые, удовлетворяющие отношения с окружающими?

Какие факторы способствуют их переживаниям, избегания и удовлетворения, когда дело доходит до отношений?

Важно! Психологи могут довольно убедительно сказать, что это не полностью вина матери или даже вина обоих родителей. Тем не менее, мы можем быть уверены, что ранний опыт ребенка с его или ее родителями оказывает глубокое влияние на его или ее навыки взаимоотношений как взрослого.

Большая часть знаний, которые мы имеем по этому вопросу сегодня, основана на концепции, разработанной в 1950-х годах, называемой теорией привязанности. Эта теория будет в центре внимания этой статьи: мы рассмотрим, что это такое, как оно описывает и объясняет поведение, и каково его положение в реальном мире.

Определение

Психологическая теория привязанности была впервые описана Джоном Боулби, психоаналитиком, который исследовал эффекты разделения между младенцами и их родителями.

Боулби выдвинул гипотезу о том, что экстремальное поведение, в котором участвуют дети, чтобы избежать разлучения с родителем или при повторном соединении с физически разлученным родителем — как плач и крик — были эволюционными механизмами. Боулби считал, что такое поведение, возможно, было подкреплено естественным отбором и увеличило шансы ребенка на выживание.

Такое поведение привязанности является инстинктивным ответом на предполагаемую угрозу потери преимуществ выживания, которые сопровождаются тем, что за ним ухаживают и за которым ухаживает основной опекун (ы). Поскольку дети, которые занимались таким поведением, были более склонны к выживанию, инстинкты естественным образом отбирались и укреплялись на протяжении поколений.

Важно! Такое поведение составляет то, что Боулби назвал «поведенческой системой привязанности», системой, которая направляет нас в наших моделях и привычках формирования и поддержания отношений.

Исследование теории привязанности Боулби показало, что дети, оказавшиеся в незнакомой ситуации и разлученные со своими родителями, обычно воссоединяются с родителями одним из трех способов:

  1. Надежная привязанность. Эти дети испытывали страдания от разлуки, но искали утешения и легко утешались, когда родители возвращались.
  2. Устойчивая к тревоге привязанность. Меньшая часть младенцев испытывала больший уровень стресса и, воссоединившись с родителями, как будто искали утешения и пытались «наказать» родителей за уход.
  3. Избегание привязанности. У младенцев третьей категории не было никакого стресса или минимального стресса при разлучении с родителями, и они либо игнорировали родителей после воссоединения, либо активно избегали родителей.

В последующие годы исследователи добавили четвертый стиль привязанности к этому списку: дезорганизованно-дезориентированный стиль привязанности, который относится к детям, у которых нет предсказуемой модели поведения привязанности.

Интуитивно понятно, что стиль привязанности ребенка во многом является функцией ухода, который ребенок получает в раннем возрасте. Те, кто получил поддержку и любовь от своих опекунов, вероятно, будут в безопасности, в то время как те, кто испытал непоследовательность или небрежность со стороны своих опекунов, вероятно, будут испытывать больше беспокойства в связи с их отношениями с родителями.

Тем не менее, теория привязанности делает еще один шаг вперед, применяя то, что мы знаем о привязанности у детей, к отношениям, в которые мы вступаем, будучи взрослыми. Эти отношения (особенно интимные или романтические отношения) также напрямую связаны с нашими стилями привязанности в детстве и уходом, который мы получали от наших основных опекунов.

Развитие этой теории дает нам интересный взгляд на изучение развития ребенка.

На фото Джон Боулби

Боулби и Эйнсворт: история и психология теории привязанности

Интерес Боулби к развитию ребенка восходит к его первому опыту вне колледжа, в котором он добровольно вызвался в школу для детей с плохой адаптацией. По словам Боулби, двое детей вызвали его любопытство, которые заложили основы теории привязанности.

Важно! Благодаря своей работе с детьми Боулби развил твердую веру в влияние семейного опыта на эмоциональное и поведенческое благополучие детей.

В начале своей карьеры Боулби предложил психоаналитикам, работающим с детьми, придерживаться целостного подхода, учитывая жизненную среду детей, семьи и другой опыт в дополнение к любому поведению, которое демонстрируют сами дети.

Эта идея превратилась в стратегию помощи детям, помогая их родителям, учитывая важность отношений ребенка с родителями (или другими лицами, обеспечивающими уход).

Важно! Примерно в то же время, когда Боулби создавал основы для своей теории привязанности, Мэри Эйнсворт заканчивала обучение в аспирантуре и изучала теорию безопасности, в которой предлагалось, чтобы дети развивали безопасную зависимость от своих родителей, прежде чем выходить в незнакомые ситуации.

В 1950 году эти два пути пересеклись, когда Эйнсворт занял должность в исследовательском отделении Боулби в клинике Тависток в Лондоне. В ее начальные обязанности входил анализ записей поведения детей, что вдохновило ее на проведение собственных исследований детей в их естественной обстановке.

Благодаря нескольким работам, многочисленным исследованиям и теориям, которые были отброшены, изменены или объединены, Боулби и Эйнсворт разработали и представили доказательства теории привязанности. Они были более строгим объяснением и описанием поведения привязанности, чем любые другие по этой теме в то время, включая те, которые выросли из работы Фрейда, и те, которые были разработаны в прямой оппозиции идеям Фрейда.

На фото Джон Боулби

Исследования

Было проведено несколько новаторских исследований, которые внесли вклад в развитие теории привязанности и предоставили доказательства ее обоснованности, в том числе исследование, описанное ранее, в котором младенцы были отделены от своих основных опекунов, и было отмечено, что их поведение попадает в «стиль» привязанности.

На фото Гарри Харлоу

Эксперименты Харлоу

В 1950-х годах Гарри Харлоу проводил эксперименты на тему любви и взаимоотношений между родителями и детьми. Его работа показала, что материнская любовь была скорее эмоциональной, чем физиологической, что способность к привязанности сильно зависит от переживаний в раннем детстве, и что эта способность вряд ли сильно изменится после того, как она будет «установлена».

Харлоу обнаружил эти интересные результаты, проведя два новаторских эксперимента.

В первом эксперименте Харлоу отделил маленьких обезьян от своих матерей через несколько часов после рождения. Вместо этого каждую обезьяну выращивали две суррогатные «матери». Обе обеспечивали обезьян молоком, в котором они нуждались, чтобы выжить, но одна была сделана из проволочной сетки, а другая — из проволочной сетки, покрытой мягкой махровой тканью.

Обезьяны, которым была предоставлена ​​свобода выбора, с какой матерью общаться, почти всегда предпочитали брать молоко у махровой ткани.

Для второго эксперимента Харлоу изменил свою первоначальную настройку. Обезьянам давали либо суррогатную мать с голой проволочной сеткой, либо мать с махровой тканью, обе из которых давали молоко, необходимое для выращивания обезьян.

Обе группы обезьян выжили и процветали физически, но у них были совершенно разные поведенческие тенденции. Те, у кого мать из махровой ткани, возвращались к суррогату, когда им давали странные, громкие предметы, в то время как те, у кого мать из проволочной сетки, бросались на пол, хватались, качались взад-вперед или даже «кричали от ужаса».

Это дало четкое указание на то, что эмоциональная привязанность в младенчестве, полученная в результате объятий, повлияла на последующие реакции обезьяны на стресс и регуляцию эмоций.

Важно! Эти два эксперимента заложили основу для дальнейшей работы над привязанностью у детей и влиянием переживаний привязанности в дальнейшей жизни.

На фото Эрика Эриксон

Эрик Эриксон

Исследований Эрика Эриксона была параллельна траектории Боулби и Эйнсворта, но шла с другой точки зрения.

Работа Эриксона была основана на оригинальных теориях личности Фрейда и опиралась на его идею об эго. Тем не менее, Эриксон уделял больше внимания контексту культуры и общества, нежели внимание Фрейда к конфликту между ид и суперэго.

Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие.

Восемь стадий психосоциального развития по Эриксону:

  1. Младенчество — доверие против недоверия. На этом этапе дети требуют от родителей большой заботы и утешения, что приводит к развитию у них первого чувства доверия (или, в некоторых случаях, недоверия).
  2. Раннее детство — автономия против стыда и сомнения. Малыши и очень маленькие дети начинают отстаивать свою независимость и развивают свою уникальную индивидуальность, делая вспышки гнева и неповиновения распространенными.
  3. Дошкольные годы — Инициатива против вины. На этом этапе дети начинают изучать социальные роли и нормы. Их воображение взлетает в этот момент, и неповиновение и истерики предыдущего этапа, скорее всего, продолжатся. То, как взрослые, которым доверяют, взаимодействует с ребенком, побуждает его или ее действовать независимо или развивает чувство вины за любые неуместные действия.
  4. Школьный возраст — компетентность и неполноценность. На этом этапе ребенок выстраивает важные отношения со сверстниками и, вероятно, начинает ощущать давление успеваемости. На этом этапе могут начаться проблемы с психическим здоровьем, включая депрессию, беспокойство, СДВГ и другие проблемы.
  5. Подростковый возраст — личность против ролевого замешательства. Подросток достигает новых высот независимости и начинает экспериментировать и собирать воедино свою индивидуальность. Проблемы со связью и внезапные эмоциональные и физические изменения являются общими на этом этапе.
  6. Молодая взрослая жизнь — близость и изоляция. На этом этапе (приблизительно в возрасте 18-40 лет) человек начинает больше делиться с другими, включая людей вне семьи. Если человек успешен на этой стадии развития, он или она будет строить удовлетворяющие отношения, которые будут иметь чувство приверженности, безопасности и заботы, в противном случае они могут бояться преданности и испытывать изоляцию, одиночество и депрессию.
  7. Средняя зрелость — Генеративность против стагнации. На предпоследней стадии (приблизительно 40-65 лет) индивидуум, вероятно, утвердился в своей карьере, отношениях и семье. Если человек не создан и не вносит свой вклад в развитие общества, он или она может чувствовать себя застойным и непродуктивным.
  8. Поздняя взрослая жизнь — целостность эго против отчаяния. Наконец, поздняя взрослая жизнь (в возрасте 65 лет и старше) обычно приводит к снижению производительности, что может быть либо воспринято как вознаграждение за свой вклад, либо встречаться с чувством вины или неудовлетворенности. Успешная навигация на этой стадии защитит человека от депрессии или безнадежности и поможет ему развить мудрость.

Важно! Хотя это не полностью соответствует теории привязанности, выводы Эриксона явно связаны со стилями привязанности и поведением, определенными Боулби, Эйнсвортом и Харлоу.

Теория привязанности у младенцев и детей раннего возраста

По словам Боулби и Эйнсворта, привязанность к первичному воспитателю развивается в течение первых 18 месяцев жизни ребенка, начиная с инстинктивного поведения, такого как плач. Такое поведение быстро направлено на одного или нескольких опекунов, и к 7 или 8 месяцам дети обычно начинают протестовать против ухода опекуна (-ов) и скорбят по поводу их отсутствия.

Как только дети достигают стадии малыша, они начинают формировать внутреннюю рабочую модель своих отношений привязанности. Эта внутренняя рабочая модель обеспечивает основу для убеждений ребенка относительно собственной самооценки и того, насколько они могут зависеть от других для удовлетворения своих потребностей.

По мнению Боулби и Эйнсворта, стили привязанности, которые дети формируют на основе своего раннего взаимодействия с опекунами, образуют континуум регуляции эмоций с привязанностью к тревожно-избегающему с одной стороны и устойчивой к тревоге с другой. Безопасная привязанность находится в середине этого спектра между чрезмерно организованными стратегиями контроля и минимизации эмоций и неконтролируемыми, неорганизованными и неэффективно управляемыми эмоциями.

Важно! Недавно добавленная классификация «дезорганизовано-дезориентировано» может отображать стратегии и поведение по всему спектру, но в целом они неэффективны в управлении своими эмоциями и могут вызывать вспышки гнева и агрессии.

Исследования показали, что помимо регуляции эмоций существует множество форм поведения, связанных со стилем привязанности ребенка. Среди других выводов имеются свидетельства следующих связей:

  1. Безопасная привязанность. Дети, как правило, с большей вероятностью видят в других поддержку, а самих себя — как компетентных и достойных уважения. Они положительно относятся к другим и демонстрируют устойчивость, участвуют в сложной игре и более успешны в классе и во взаимодействии с другими детьми. Они лучше воспринимают взгляды других и больше доверяют другим.
  2. Тревожно-избегающая привязанность. Дети с тревожно-избегающей привязанностью обычно менее эффективны в управлении стрессовыми ситуациями. Они, скорее всего, откажутся и будут сопротивляться поиску помощи, что мешает им формировать удовлетворяющие отношения с другими. Они проявляют больше агрессии и антиобщественного поведения, например лжи и запугивания, и они склонны дистанцироваться от других, чтобы уменьшить эмоциональный стресс.
  3. Тревожно-устойчивая привязанность. Они испытывают недостаток уверенности в себе и держатся ближе к своим основным попечителям. Они могут демонстрировать преувеличенные эмоциональные реакции и держаться на расстоянии от сверстников, что ведет к социальной изоляции.
  4. Дезорганизованная привязанность. Дети с неорганизованным стилем привязанности обычно не в состоянии выработать организованную стратегию для преодоления стресса, связанного с разлукой, и склонны проявлять агрессию, разрушительное поведение и социальную изоляцию. Они с большей вероятностью видят в других угрозу, а не источник поддержки, и поэтому могут переключаться между социальной изоляцией и агрессивно-оборонительным поведением.

Важно! Из этих описаний поведения и регуляции эмоций легко увидеть, как стиль привязанности в детстве может привести к проблемам в отношениях во взрослой жизни.

Теория привязанности у взрослых: близкие отношения, воспитание детей, любовь и развод

Эти стили привязанности в детстве приводят к типам привязанности в зрелом возрасте. Ниже приведено объяснение четырех типов привязанности во взрослых отношениях.

Типы, стили и этапы (безопасный, избегающий, амбивалентный и дезорганизованный)

  1. Надежная привязанность. Взрослые люди, скорее всего, будут довольны своими отношениями, чувствуют себя в безопасности и связаны со своими партнерами, не чувствуя необходимости быть вместе все время. Их отношения, вероятно, будут отличаться честностью, поддержкой, независимостью и глубокими эмоциональными связями.
  2. Тревожно избегающая привязанность. Люди с таким стилем привязанности обычно держатся на расстоянии от других. Они могут чувствовать, что им не нужна человеческая связь, чтобы выжить или процветать, и настаивают на сохранении своей независимости и изоляции от других. Эти люди часто могут эмоционально «закрыться», когда возникает потенциально вредный сценарий, такой как серьезный спор с партнером или угроза продолжению их отношений.
  3. Тревожно-устойчивая привязанность. Те, кто образует менее надежные связи со своими партнерами, могут отчаянно нуждаться в любви или привязанности и чувствовать, что их партнер должен «завершить» их или решить свои проблемы. Хотя они стремятся к безопасности в своих романтических отношениях, они могут также действовать таким образом, что отталкивают своего партнера. Поведенческие проявления их страхов могут включать в себя быть придирчивыми, требовательными, ревнивыми или легко расстраиваться маленькими вопросы.
  4. Избегающие страха. Второй тип привязанности к избегающему взрослого проявляется скорее как амбивалентность, чем как изоляция. Люди с таким стилем привязанности, как правило, стараются избегать своих чувств. Они могут страдать от непредсказуемых или резких перепадов настроения и бояться получить травму от романтического партнера. Эти люди одновременно тянутся к партнеру и боятся сблизиться. Неудивительно, что этот стиль затрудняет формирование и поддержание значимых, здоровых отношений с другими.

Каждый из этих стилей следует рассматривать как континуум поведения привязанности, а не как определенный «тип» личности. Кто-то с обычно безопасным стилем привязанности может иногда демонстрировать поведение, более подходящее для других типов, или кто-то со стилем избегающего может образовать надежную связь с конкретным человеком.

Важно! Эти «типы» должны рассматриваться как способ описания и понимания поведения человека, а не как точное описание личности человека.

В зависимости от стиля привязанности человека подход к близким отношениям, браку и воспитанию детей может сильно различаться.

Количество способов, которыми эта теория может быть применена или использована для объяснения поведения, усугубляется и расширяется тем фактом, что отношения требуют двух (или более) людей, любое поведение привязанности, которое демонстрирует индивидуум, будет влиять и зависеть от поведения привязанности других людей.

Учитывая огромное разнообразие людей, поведения и отношений, неудивительно, что существует так много конфликтов и путаницы.

Важно! Также неудивительно, хотя и не менее печально, что многие отношения заканчиваются разводом или распадом, что может привести к нездоровому циклу привязанности у детей этих союзов.

На фото Джон Боулби

Теория привязанности при горе и травме

Теория привязанности также находит применение в понимании горя и травмы, связанной с потерей.

Хотя вы можете быть наиболее знакомы с пятью стадиями горя Кюблер-Росса, им предшествовали четыре стадии Боулби. Во время работы Боулби над привязанностью он и его коллега Колин Мюррей Паркс заметили четыре стадии горя:

  1. Шок и онемение. На этой начальной стадии скорбящий может почувствовать, что потеря не реальна или что ее просто невозможно принять. Он или она может испытывать физические страдания и не сможет понять и передать свои эмоции.
  2. Тоска и поиск. На этой стадии скорбящий очень хорошо осознает пустоту в своей жизни и может попытаться заполнить эту пустоту чем-то или кем-то еще. Он или она все еще сильно идентифицирует себя и может быть озабочен покойным.
  3. Отчаяние и дезорганизация. Скорбящие теперь признают, что все изменилось и не могут вернуться к тому, что было раньше. Он или она также могут испытывать отчаяние, безнадежность и гнев, а также вопросы и интенсивное внимание к пониманию ситуации. Он или она может уйти от других на этом этапе.
  4. Реорганизация и восстановление. На заключительном этапе вера в жизнь может начать возвращаться. Он или она начнет восстанавливать и устанавливать новые цели, новые модели и новые привычки в жизни. Скорбящий снова начнет доверять, и горе отступит.

Конечно, стиль привязанности будет влиять и на то, как переживается горе. Например, кто-то, кто в безопасности, может пройти через этапы довольно быстро или вообще пропустить некоторые, в то время как кто-то, кто беспокоится или избегает, может застрять на одном из этапов.

Важно! Мы все переживаем горе по-разному, но просмотр этого опыта через призму теории привязанности может принести новую перспективу и понимание наших уникальных процессов скорби и того, почему некоторые из нас «застревают» после потери.

Критика теории привязанности

Как и в любой популярной теории в психологии, есть несколько критических замечаний, которые были высказаны против нее.

Главными среди них являются следующие критические замечания:

  1. Чрезмерное внимание к воспитанию. Эта критика исходит от психолога Дж. Р. Харриса, который считает, что родители не оказывают такого большого влияния на личность или характер своего ребенка, как считает большинство людей. Она отмечает, что большая часть личности определяется генетикой, а не окружающей средой.
  2. Ограничения модели:
    • Критика стрессовой ситуации теории привязанности отмечает, что модель была основана на реакциях ребенка в кратковременных, стрессовых ситуациях (будучи отделенными от родителей), и не дает никакого представления о том, как дети и родители взаимодействуют в не стрессовых ситуациях.
    • Кроме того, ранняя модель не учитывала тот факт, что дети могут иметь разные виды привязанности к разным людям, привязанность с матерью не может представлять привязанности, образованные другими.
    • Наконец, мать рассматривалась как фигура автоматической первичной привязанности в ранней модели, когда отец, отчим, брат, дедушка, бабушка, тетя или дядя могут быть тем человеком, с которым ребенок наиболее сильно связан.

Важно! Хотя некоторые из этих критических замечаний со временем исчезли, поскольку теория вводится с новыми доказательствами и обновленными концепциями, полезно взглянуть на любую теорию критическим взглядом.

Рекомендуемые книги

На сегодняшний день, существует огромное количество книг, статей, эссе, которые вы можете читать и делать определенные выводы для себя. Несколько самых популярных книг по теории привязанности можно найти ниже:

  1. Приложение: «Новая наука о привязанности к взрослым и как она может помочь вам найти и сохранить любовь» Амира Левина и Рэйчел Хеллер.
  2. Привязанность в психотерапии Дэвида Дж. Уоллина.
  3. «Справочник по приложениям: теория, исследования и клинические применения» (3-е издание) Джуд Кэссиди и Филиппа Р. Шейвера.
  4. Теории привязанности: Введение в Боулби, Эйнсворт, Гербер, Бразелтон, Кеннелл и Клаус, автор Кэрол Гархарт Муни.
  5. Неуверенность в любви: как тревожная привязанность может заставить вас чувствовать себя ревнивой, нуждающейся и обеспокоенной, и что вы можете с этим поделать, Лесли Беккер-Фелпс.

Эта часть была посвящена теории привязанности, теории, разработанной Джоном Боулби в 1950-х годах и расширенной Мэри Эйнсворт и бесчисленным количеством других исследователей в последующие годы. Теория помогает объяснить, как наши детские отношения с нашими опекунами могут оказать глубокое влияние на наши отношения с другими взрослыми людьми.

Важно! Хотя теория привязанности не может объяснить каждую особенность личности, она закладывает основы для глубокого понимания себя и окружающих, когда речь заходит о связи и взаимодействии с другими.

Что вы думаете о теории привязанности? Как вы думаете, есть ли стили привязанности, не охватываемые четырьмя категориями? Есть ли какая-либо другая критика теории привязанности, которую вы считаете обоснованной и заслуживающей обсуждения? Мы хотели бы услышать ваши мысли в разделе комментариев.

Мэри Эйнсворт — Mary Ainsworth

Мэри Динсмор Эйнсворт ( eɪ н ы ш ɜːr θ / ; урожденная Salter ; 1 декабря 1913 — 21 марта 1999) был американский канадский психолог известный по своей работе в развитии теории привязанности . Она разработала странную ситуацию процедуру наблюдения ранней эмоциональной привязанности между ребенком и его попечителями.

В 2002 году Обзор общей психологии обследования занимает Эйнсворт как 97th наиболее цитируемых психолог 20 — го века. Многие из исследований Эйнсворта являются «краеугольным камнем » теории привязанности современной.

жизнь

Мэри Динсмор Salter родился в Глендейле , штат Огайо на 1 декабря 1913 года, старшая из трех дочерей , рожденных от Марии и Карла Salter. Ее отец, который обладал степенью магистра в области истории, работал в производственной компании в Цинциннати и ее мать, которая была обученной медсестрой, была домохозяйкой. Оба ее родители были выпускники Dickinson College , разместившие «высоко ценит хорошее гуманитарное образование» и ожидали , что их дети имеют отличные академические достижения. В 1918 году производственная фирма отца перевели его и семья переехала в Торонто, Онтарио , Канада, где Salter бы провести остаток своего детства.

Salter был преждевременным ребенком , который жаждал знания. Она начала читать в возрасте до трех лет , и семья будет раз в неделю посещать местную библиотеку , где ее мать выбрать соответствующие книги для ее уровня. Она была близка с отцом, который принимает на себя обязанности заправляя ее на ночь и пели ей, но не имел теплые отношения с матерью; Salter позже заявил , что их отношения были отмечены ревностью ее матери и вмешательства в связи она имела с ее отцом. Salter отличились в школе, и решил стать психологом после прочтения Уильям Макдугалл книги «s характера и поведения в жизни (1926) в возрасте до 15 лет .

Она начала занятия в Университете Торонто в возрасте до 16 лет , где она была одним из всего лишь пять студентов , которые будут допущены в курс с отличием в области психологии. Она закончила курсовую на степень бакалавра в 1935 году и решил продолжить свое образование в Университете Торонто с намерением заработать докторантуру в психологии. Она получила степень магистра в 1936 году и ее кандидат получил в 1939 году диссертации Солтера была озаглавлена «Оценка Adjustment на основе Концепции безопасности». Ее диссертация заявила , что «где безопасность семьи не хватает, человек тормозился отсутствием безопасной базы для работы.»

После окончания Salter остался в Университете Торонто в качестве учителя до вступления в канадских женщинах армейского корпуса в 1942 году В то время как с армией, Salter началась как экзаменатор армии , который взял интервью и выбранный сотрудник в Китченер, Онтарио . Ее обязанности включали введение клинических оценок и тестов по оценке персонала. Вскоре она пропагандируется как советник директора по персоналу Подбор Женского армейского корпуса канадского и достиг звания майора в 1945 году.

После победы в войне, Salter вернулся в Торонто , чтобы продолжить обучение психологии личности , провел исследование, и работал с Клопфером по пересмотру Роршаха. Она вышла замуж за Леонарда Эйнсворт, аспирант факультета психологии Университета Торонто, в 1950 году и переехал в Лондон вместе с ним , чтобы позволить ему закончить свою докторскую степень в Университетском колледже Лондона . Несмотря на то, что они развелись в 1960 году, 10 лет сопровождающая Леонарда в разные места для его карьеры дал Марии возможность встречаться и работать со многими влиятельными психологами , включая Джона Боулби , а также по случаю , когда они переехали в Кампале, Уганда , где ее первый » мать-ребенок»наблюдение было сделано.

После многих других академических позиций, в том числе длительного пребывания в Университете Джона Хопкинса , она в конце концов обосновался в университете Вирджинии в 1975 году, где она оставалась до конца своей академической карьеры до 1984 С , то она стала почетным профессором и оставался активным до год 1992. Во время работы в университете Джона Хопкинса, Эйнсворт не получил надлежащего лечения , учитывая свои навыки и опыт работы , например в качестве надлежащего зарплаты она заслуживала , учитывая ее возраст, опыт и вклад в работу. Ей пришлось ждать два года для ассоциированной должности профессора , даже если ее квалификация превосходила описание работы. В то время, женщины должны были питаться в отдельных столовых , чем у мужчин, которые в конечном счете означает , что женщины не могли удовлетворить мужчин из отдела головы «нормальный путь».

Эйнсворт получил много наград, в том числе премии Г. Стэнли Холл из АПА для психологии развития в 1984 году, премия за выдающиеся заслуги в развитие ребенка в 1985 году и премии Distinguished научного вклада от Американской психологической ассоциации в 1989 году она была избрана член в американской академии искусств и наук в 1992 году она умерла 21 марта 1999 года в возрасте восьмидесяти пяти лет из — за инсульта.

Ранняя работа

В аспирантуре Мэри учился под наставничеством от William E. Blatz . Blatz сосредоточены на изучении того , что он назвал «теорией безопасности.» Эта теория изложила идею Blatz о том , что различные уровнях зависимости от родителей означали различные качества отношений с теми родителями, а также, качество отношений с будущими партнерами. Его ярусы зависимости метили безопасную зависимость, независимость, безопасность незрелой зависимую безопасности и зрелую безопасную зависимость. Blatz предположил , что более безопасные и зрелые , что взаимодействие было между людьми, тем более вероятно , отношениями , чтобы быть здоровыми и без ненадежности.

После ухода из канадских женщин корпуса она вернулась в Торонто , чтобы продолжить педагогическую психологию личности и проводить исследования. Она вышла замуж за Леонард Эйнсворт в 1950 году и переехала в Лондон вместе с ним , чтобы позволить ему закончить свою степень магистра в Университетском колледже. В то время как в Англии, Эйнсворт присоединился к исследовательской команде Джона Боулби в клинике Тависток , исследуя влияние материнского разделения на развитии ребенка. Сравнение разрушенной матери и ребенок облигаций в нормальные отношения матери и ребенок показало , что отсутствие у ребенка матери фигур приводят к «побочным эффектам развития.»

В 1954 годе она покинула Тавистокскую клинику для проведения исследований в Африке, где она осуществляется вне ее продольного исследования поля взаимодействия матери и младенца. Она выбрала для изучения общей практики отъема в области, в которой ребенок отправляется далеко в течение нескольких дней, чтобы жить с родственниками и «забыть грудь.» Эйнсворт провели подробные интервью с семьями из 6 деревень, расположенных вокруг Кампала, Уганда, но первоначально был встречен с языковым барьером. Чтобы преодолеть это, она сделала большие усилия, чтобы выучить язык до такой степени, что она могла бы выполнять простой разговор. Через изучение этого, она разработала признательность за культуру, а потом сказала: «Жаль, что никто не может требовать полевой работы в другом обществе каждого честолюбивого исследователя развития ребенка.» Книга Эйнсворта из этого полевого исследования, младенчества в Уганде, остается исключительным и классическое этологическое исследованием в развитии привязанности и показывает, что процесс отражает конкретные универсальные характеристики, которые пересекают языковые, культурные и географические линии.

Мэри Эйнсворт последовала за мужем, когда позиция как судебный психолог привел его в Балтимор. Она говорила по клинической психологии в Университете Джона Хопкинса. В 1958 году она получила постоянную должность в качестве ассоциированного профессора психологии. За это время в университете Джона Хопкинса, профессиональные отношения Эйнсворт с Джоном Боулби вырос. Несмотря на то, что он ранее был наставником, они начали работать вместе в качестве равноправных партнеров, обмен бумажных проектов для комментариев и найти время, чтобы встретиться в редких случаях, так как он был до сих пор в основном в Лондоне. Боулби дал Эйнсворт копию своей новой статье «Природа Tie ребенка к своей матери» для ее комментариев и Эйнсворт был в состоянии предоставить информацию Боулби о своих исследованиях привязанности мать-младенец в Уганде.

Эйнсворт прошел трудный развод в 1960 году, но продолжал свои исследования. Она имела возможность представить выводы из своего исследования в Уганде в Тавистокской матери младенец Взаимодействия Study Group в Лондоне. Это был ее первый раз публично представляя результаты, и реакции не было энтузиазма. Основной вопрос, который психологи воспитан был ее определение «привязанности». Эйнсворт был мотивирован этим и другими вопросами, чтобы создать каталог поведения, как «плачет, когда мать вышла из комнаты, следуя за ней, приветствуя ее по возвращению с улыбкой, вокализацией, возбужденными подпрыгивая, достигая или подход поведения», что она могла бы использовать, чтобы претендовать крепление.

Странная ситуация

В 1965 году Эйнсворт разработал Strange Процедуру Ситуация как способ оценки индивидуальных различий в поведении привязанности, вызывая реакцию индивидуума при столкновении со стрессом. Странная ситуация Процедура разделена на восемь эпизодов, продолжительность в течение трех минут. В первом эпизоде, ребенка и его воспитателя ввести в приятную лабораторных условиях, с множеством игрушек. Через одну минуту человек неизвестна младенцу входит в комнату и медленно пытается познакомиться. Воспитатель оставляет ребенка с незнакомцем в течение трех минут; а затем возвращается. Воспитатель отходит на второй раз, оставив ребенка в покое в течение трех минут; это то незнакомец, который входит, и предлагает, чтобы успокоить младенца. Наконец, сиделка возвращается, и проинструктирован, чтобы забрать ребенка. Поскольку эпизоды увеличивают стресс ребенка с шагом, наблюдатель может наблюдать движение младенца между поведенческими системами: взаимодействие разведки и привязанностью поведения, в присутствии и в отсутствии родителей.

На основе их поведения, из 26 детей в первоначальном исследовании Baltimore Эйнсворт были помещены в одну из трех классификаций. Каждая из этих групп отражает различный вид привязанности отношений с воспитателем, и предполагает различные формы общения, регуляции эмоций и способов реагирования на мнимые угрозы.

Несмотря на множество выводов из ее странной ситуации эксперимента, была и критика. Это было сказано слишком много внимания на мать и не измерить общий стиль вложения. Было сказано, что работа Эйнсворт была смещена, поскольку исследование было проведено только американскими семьями среднего класса. Критики также считали, что эксперимент был искусственным и не хватало экологической обоснованности.

Тревожно-Избегающая небезопасная Attachment

Ребенок с тревожно-избегающий незащищенной стиль крепления позволит избежать или игнорировать попечитель — показывая мало эмоций, когда воспитатель уходит или возвращается. Ребенок не будет исследовать очень много, независимо от того, кто есть. Существует не так много эмоционального диапазона, независимо от того, кто находится в комнате или если он пуст. Младенцы, классифицируемые как тревожно-избегающим (A) представляет собой загадку в начале 1970-х годов. Они не проявляли дистресс на разделении, и либо игнорировал воспитатель по возвращению (A1 подтип) или показали некоторую тенденцию приближаться вместе с некоторой тенденцией игнорировать или отворачиваться от воспитателя (А2 подтипа). Эйнсворт и Белл (1970) предположили, что, видимо, невозмутимое поведение избегания детей, на самом деле в качестве маски для тесноты, гипотеза впоследствии подтверждается с помощью исследований сердца скорости избегающих детей.

Secure Attachment

Ребенок, который надежно крепиться к своей матери свободно будет исследовать в то время как воспитатель присутствует, используя ее в качестве «безопасной базы» для изучения. Ребенок будет заниматься с незнакомкой, когда воспитатель присутствует, и будет явно расстроены, когда воспитатель уходит, но рад видеть воспитатель на его или ее возвращении. В Соединенных Штатах, примерно семьдесят процентов среднего класса детей представить надежное крепление в данном исследовании.

Тревожно-Resistant небезопасной Attachment

Дети, классифицированные как Тревожно-Ambivalent / Стойкий (C) показали страдание еще до разделения, и были цепкими и трудно комфорт на возвращении воспитателя. Они либо наблюдались признаками возмущения в ответ на отсутствие (C1-подтип), или признаки беспомощной пассивности (С2 подтипа). В исходном образце Эйнсворт, все шесть C младенцев показали так много страданий в ходе эпизодов Strange процедуры ситуационного «, что наблюдения должны были быть прекращены. Один процент детей ответили с высокой степенью пассивности и бездеятельности в ситуации беспомощных настроек.

Дезорганизованное / Дезориентированы Attachment

Четвертая категория была добавлена коллегой Эйнсворта Mary Main . В 1990 году Эйнсворт поставил в печати свое благословение для новой классификации «D», хотя она убеждала , что добавление можно рассматривать как «открытый, в том смысле , что подкатегорий можно выделить», как она волновалась , что D классификация может быть слишком всеобъемлющим и может подводить слишком много различных форм поведения , в отличие от детей других категорий , классифицируемых Мэри Эйнсворт, которые обладают стандартным путем реакции при работе с напряжением разделения и воссоединения, типа D младенцы появились не обладают никакими симптома справиться механизм. На самом деле, эти дети были смешанные функции , такие как «сильная близость познакомится с последующей сильным избеганием или появилась ошеломлена и дезориентирована после воссоединения со своими опекунами (или оба).»

Из проекта крут, грудных детей, которые были развалив / Дезориентирован (тип D) испытанный секретировать более высокие концентрации кортизола в слюне, чем младенцев в традиционных (ABC) классификаций. Результаты этого исследования демонстрирует модель стресс-реактивность, которая отражает, как различные классификации традиционных (ABC) поведения становятся фактором, который влияет на физиологические реакции стресса.

Основные работы

  • Эйнсворт, М. и Боулби, J. (1965). Уход за детьми и рост Любви . Лондон: Penguin Books.
  • Эйнсворт, М. (1967). Младенчество в Уганде . Baltimore: Johns Hopkins.
  • Эйнсворт, М., Blehar, М., Уотерс, Е., & стена, С. (1978). Закономерности Attachment . Хиллсдейл, Нью — Джерси: Erlbaum.

Срок службы Награды

  • Phi Beta Kappa, Университет Торонто
  • Выдающийся вклад премии, Мэриленд Психологическая ассоциация (1973)
  • Выдающиеся премии научного вклада, Вирджиния Психологическая ассоциация (1983)
  • Distinguished Scientific Award Вклада отдел 12 (Отдел клинической психологии), Американская психологическая ассоциация (APA, 1984)
  • Г. Стэнли Холл премии, Отдел 7 (Отдел психологии развития), АРА (1984)
  • Лосось преподаватель, Комитет Лосось по психиатрии и психогигиены, Нью-Йоркской академии медицины (1984)
  • Уильям Т. Грант преподаватель поведенческой педиатрии, общества поведенческой педиатрии (1985)
  • Премия за Выдающиеся Вклады в ребенка исследований в области развития общества по исследованиям в области развития детей (1985)
  • Награда за выдающийся профессиональный вклад в знание, АРА (1987)
  • C. Премия Андерсон Aldrich в развитии ребенка, Американской академии педиатрии (1987)
  • Отличительные премии Достижения, Вирджиния Ассоциация Infant психического здоровья (1989)
  • Почетный Fellowship, Королевский колледж психиатров (1989)
  • Выдающиеся премии научного вклада АРА (1989)
  • Американская академия искусств и наук (1992)
  • Distinguished Professional Award Вклад отдела 12 (Отдел клинической психологии), APA (1994)
  • Международное общество по изучению личных отношений блистательной карьеры Award (1996)
  • Mentor премии, Отдел 7 (Отдел психологии развития), APA (1998)
  • Золотая награда медаль за достижения всей жизни в науке психологии, Американская психологическая фонд (APF, 1998)

Смотрите также

Рекомендации

дальнейшее чтение

  • Ланда, S. & Душинская, R. (2013) «Письма из Эйнсворта: Оспаривание«Organization’of Вложения.» Журнал Канадской академии детской и подростковой психиатрии 22,2
  • О’Коннелл А.Н., и Rusoo, NF (1983). Модели достижения: Размышления выдающихся женщин в психологии. Нью-Йорк: Columbia University Press.

внешняя ссылка

Теория привязанности | Блог 4brain

Привязанность – это сильные эмоциональные узы, возникающие между новорожденным и человеком, опекающим его. Теория привязанности направлена на объяснение эволюции этой связи, ее развитие и последствия для человеческого опыта, взаимодействий на протяжении всей жизни. Хотя она и относится в основном к исследованию развития ребенка, с 1980-х годов оказала большое влияние на социально-психологические теории личности и теории регулирования эмоций, в том числе относительно развития романтических отношений.

История

Теория привязанности была первоначально разработана британским психоаналитиком Джоном Боулби. Он стремился понять, почему младенцы испытывают сильные переживания, когда их отделяют от родителей. И заметил, что разлученные младенцы, чтобы восстановить контакт с отсутствующим взрослым идут на различные действия, такие как плач, лихорадочный поиск, цепляние руками за различные предметы. В то время как остальные психоаналитики утверждали, что такое поведение было выражением незрелых механизмов защиты, действующих для подавления эмоциональной боли, Боулби отмечал, что подобные проявления – эволюционная функция.

Основываясь на эволюционной теории, Боулби предположил, что такие реакции являются адаптивным ответом на отделение от первичной фигуры привязанности – человека, оказывающего поддержку, защиту и заботу. Он утверждал, что в ходе эволюции младенцы, поддерживающие близкий контакт с родителем, с большей вероятностью доживали до репродуктивного возраста.

Индивидуальные различия и стили привязанности у младенцев

Хоть Боулби и считал, что его теория охватывает то, как привязанность действует у большинства детей, он признавал и существование индивидуальных различий. Позже коллега Боулби, Мэри Эйнсворт, начала изучать процесс разлуки младенцев и матерей. Так была придумана техника под названием «незнакомая ситуация» – лабораторная процедура для изучения привязанности.

Суть техники сводилась к следующему. 12-ти месячные дети и их родитель попадали в помещение, и оказывались отделенными друг от друга, а затем воссоединялись. Результат эксперимента позволил выделить три стиля привязанности:

  • Надежный. Большинство детей, порядка 60%, вели себя так, как это подразумевается в модели привязанности Боулби. Они расстраивались, когда мать покидала комнату, но когда возвращалась, активно ее искали и быстро успокаивались рядом.
  • Тревожно-устойчивый (амбивалентный). Другие дети (около 20%) плохо себя чувствовали в начале разлуки, становились крайне расстроенными. А когда воссоединялись с матерью, их трудно было успокоить. Часто проявляли противоречивое поведение, предполагающее, что они желают быть утешенными, а также демонстрировали желание наказать за разлуку.
  • Тревожно-избегающий. Дети (около 15-20%), использующие данный стиль, не кажутся слишком расстроенными в результате разделения и при воссоединении, даже избегают контактов.

В последующие годы исследователи добавили четвертый стиль привязанности к этому списку – дезорганизованный. Он относится к детям, у которых нет предсказуемой структуры поведения привязанности.

Эта работа Эйнсворт важна по трем причинам:

  • Во-первых, она представила одно из первых эмпирических доказательств того, как поведение привязанности проявляется как в безопасной, так и в пугающей ситуации.
  • Во-вторых, она выработала первую классификацию индивидуальных различий в моделях привязанности младенцев. Согласно ее исследованиям, существуют, по крайней мере, три типа детей: те, кто находятся в надежных отношениях с родителями, те, кто озабочен сопротивлением, и те, кто проявляет избегание.
  • Наконец, она продемонстрировала, что эти индивидуальные различия имеют связь с взаимоотношениями младенцев и родителей дома в течение первого года жизни. Например, у детей, ощущающих себя в безопасности в незнакомой ситуации – родители, которые реагируют на их потребности. Дети же, проявляющие неуверенность в подобных моментах (то есть тревожно-избегающие и амбивалентные), часто имеют родителей, нечувствительных к их потребностям, оказывающих мало помощи и редко проявляющих заботу.

Привязанность во взрослых романтических отношениях

Джон Боулби в первую очередь сосредоточился на понимании характера связи между ребенком и родителем. Он считал, что привязанность играет определенную роль в человеческом опыте на протяжении всей жизни. Однако только в середине 1980-х годов психологи начали серьезно изучать и то, как привязанность влияет на жизнь во взрослом возрасте.

Так, Синди Хазан и Фил Шейвер одними из первых исследовали идеи Боулби в контексте романтических взаимоотношений. Согласно им, эмоциональная связь, которая развивается между зрелыми романтическими партнерами, частично зависит от той же мотивационной системы – поведенческой системы привязанности, обусловленной эмоциональной связью между младенцем и его родителем.

Ученые также отметили, что пара младенец-родитель и романтические партнеры имеют ряд следующих особенностей:

  • Чувствуют себя в безопасности, когда другой проявляет чуткие реакции, находясь рядом.
  • Участвуют в близком, телесном контакте.
  • Чувствуют себя неуверенно, когда другой в недосягаемости.
  • Делятся друг с другом открытиями.
  • Оба играются с чертами лица друг друга. Проявляют взаимное внимание и чувство озабоченности друг другом.
  • Участвуют в разговоре, имеющем некий интимный окрас – очень личный и своеобразный, который понимает только пара.

Исходя из этих параллелей, Хазан и Шейвер утверждают, что зрелые романтические отношения, как и отношения младенцев и родителей (воспитателей), являются привязанностью, основанной на сексуальности и желании заботы.

Теории привязанности у взрослых

Идея о том, что романтические отношения связаны с привязанностью, оказала глубокое влияние на современные исследования межличностных взаимосвязей. Однако есть как минимум три критических вопроса вытекающих из этого:

  • Во-первых, если взрослые романтические отношения являются отношениями привязанности, тогда мы должны наблюдать в них те же самые индивидуальные различия, как и у ребенка-родителя, обнаруженные Мэри Эйнсворт.
  • Во-вторых, если взрослые романтические отношения являются привязанностью, то они должны работать так же, как работают у ребенка-родителя.
  • В-третьих, независимо от того, является ли взрослый надежным или ненадежным, его взаимоотношения являются частичным отражением его привязанности в раннем детстве.

Наблюдаем ли мы одни и те же формы привязанности среди взрослых и среди детей?

Самое раннее исследование, посвященное изучению индивидуальных различий в привязанности взрослых, было проведено в 1987 году теми же Хазан и Шейвер. Это был опросник, состоящий из трех частей (пунктов). Пункт А описывал дискомфорт, трудности в доверии и близости, отстраненность. Пункт В описывал легкость, доверительность, поддержку и взаимозависимость. В пункте С указывалась нерешительность, натянутость и нервозность между партнерами. Они попросили респондентов изучить все три части и указать, какая из них лучше всего характеризует то, как они думают, чувствуют и ведут себя во взаимоотношениях.

В итоге ученые обнаружили, что число людей, выбирающих каждое из этих описаний, было схоже с количеством детей из исследований Эйнсворт о стилях привязанности (надежный, амбивалентный, избегающий). Другими словами, около 60% взрослых выбирали параграф B (надежный стиль), около 20% выбирали пункт А (избегающий), а около 20% выбирали пункт C (амбивалентный).

Работают ли зрелые романтические отношения так же, как между родителем и ребенком?

По большей части исследования показывают, что романтические отношения функционируют таким же образом, как и в связи младенец-родитель. К примеру, есть исследования, которые указывают, что человеку, ищущему романтического партнера, необходимо то же отношение, что и у матери к своему ребенку. Изучение этого вопроса во многих культурах показало, что защищенный образ привязанности повсеместно считается наиболее желательным. Человек определяет для себя наиболее привлекательные качества в потенциальных партнерах – внимательность, теплота и чувствительность.

Является ли модель привязанности устойчивой с периода младенчества до периода взрослой жизни?

Существует умеренная степень корреляции между тем, как люди чувствуют себя со своими матерями и романтическими партнерами. Среди тех, кто сильно привязан к родителю, 65 % будут чувствовать себя комфортно и со своим романтическим партнером. Люди, ощущающие себя в безопасности в детском возрасте, с большей вероятностью и в процессе взросления будут стремиться сохранить это чувство.

Важным следствием здесь является то, что независимо от того, чувствует ли себя человек комфортно или нет, во взаимоотношениях может присутствовать частичное отражение привязанности из раннего детства. Ожидания, убеждения, правила или сценарии поведения и мышления, которых придерживается ребенок, исходят из опыта заботы о нем.

Например, защищенный ребенок склонен полагать, что другие будут оказывать ему поддержку, так как предыдущий опыт привел его к такому выводу. Как только он начинает развивать подобные ожидания, то начинает стремиться к поиску межличностных переживаний, согласующихся с этим опытом; воспринимает окружающих людей через призму, окрашенную этими убеждениями.

Исследования показали, что такой процесс способствует преемственности в моделях привязанности в течение всей жизни. Однако привязанность к человеку может подвергаться изменениям, если межличностные переживания не согласуются с личными ожиданиями.

Автор: Денис Варяница

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:

Но спустя 10 лет после того, как Харлоу начал помещать маленьких обезьянок в различные ситуации сильных деприваций, чтобы выявить сущность материнства, Мэри Эйнсворт (Mary Ainsworth) с практически той же целью проводила экспериментальное наблюдение за младенцами в лаборатории Балтимора. Используя технику, называемую “Незнакомая ситуация”, Эйнсворт начала длительное исследование привязанности младенцев первого года жизни. В подходе, который был чрезвычайно необычным для того времени, исследователи внимательно наблюдали матерей с детьми у них дома, уделяя особое внимание стилю реагирования каждой матери на их ребенка в ряде основных областей: кормление, плач, объятия, зрительный контакт и улыбка. В возрасте 12 месяцев детей с их матерями приглашали в лабораторию, где за младенцами наблюдали в ситуации разделения с матерью. В течение двух этапов эксперимента в комнате находился незнакомец, и на одном этапе ребенок оставался в комнате один.

Эйнсворт выделила три отчетливых паттерна в реакции младенцев. Одна группа детей протестовала или плакала при разделении, но когда мама возвращалась, они приветствовали ее с радостью, тянулись к маме, чтобы их взяли на руки и прижимались к ней. Их было относительно легко утешить. Эйнсворт обозначила эту группу как “надежно привязанные”.

Она обозначила две другие группы как “ненадежно” или “тревожно” привязанные. Одна группа тревожных детей, именуемые “амбивалентные” были склонны цепляться за мать с самого начала и боялись самостоятельно исследовать комнату. Они становились очень тревожными и протестовали против разделения, часто сильно плача. Амбивалентные дети искали контакт со своей матерью, когда она возвращалась, но в то же время гневно отстранялись, сопротивляясь всем попыткам их утешить.

Вторая группа, названная “избегающие”, производила впечатление независимых. Они исследовали новую обстановку, не прибегая к матери как к надежной базе, и не оборачивались, чтобы удостовериться в ее присутствии, как это делали дети, обозначенные как надежно привязанные. Когда мать уходила, казалось, что избегающие дети не были тронуты. И при ее возвращении они игнорировали или избегали ее.

Без кропотливых наблюдений, которые были проведены ранее, находки Эйнсворт были бы относительно незначительными, не больше, чем демонстрация того, что дети реагировали по-разному в ситуации разделения и последующего воссоединения с их матерями. Но поскольку команда Эйнсворт наблюдала каждую пару мать-младенец в течение 72 часов в предыдущем году, им удалось отследить определенную связь между стилем привязанности младенцев и материнским стилем воспитания. Матери надежно привязанных детей были более восприимчивы к сигналам о голоде и плачу своих малышей и легко вызывали улыбку младенцев. Матери тревожно привязанных детей были непоследовательными, неотзывчивыми или отвергающими. Эти три типа, увиденные при лабораторном наблюдении, показали прямую связь с тем, как воспитывались младенцы.

Когда в 1969 году опубликовали статью Эйнсворт, описывающую ее эксперимент, важность “Незнакомой ситуации” еще не была очевидна. Но ее находки обозначили переломный момент в восприятии младенчества и воспитания детей, вызвали длительные дебаты, которые разобщают исследователей младенческого возраста вплоть до нынешних дней, и обозначили революцию в области психологии развития – направлении психологии, изучающем процессы, посредством которых мы взрослеем. До Эйнсворт были разработаны множественные методы, чтобы измерять мыслительное и когнитивное развитие. Многие из них были предложены швейцарским психологом Жаном Пиаже (Jean Piaget), показавшим стадии, которые проходит мозг ребенка при познании сложности этого мира. Но почти ни одна из процедур не могла оценить или измерить социальное или эмоциональное развитие ребенка, и точно ни одна из них не могла сделать этого на таком уровне сложности. Хотя повсеместно считалось, что опыт реальной жизни формирует личность, никто не мог продемонстрировать, какой именно опыт имел значение. Эйнсворт одним взмахом изменила все это, и в дальнейших исследованиях она и ее последователи вынудили отказаться от большей части полученных в этой области знаний, предложив новые объяснения того, как развивается и организуется наш внутренний мир и что это значит в терминах безопасности, личности и будущих отношений.

В последующих исследованиях специалисты в области привязанности обнаружили, что без вмешательства или изменений в семейной обстановке стиль привязанности, сформированный в младенчестве, остается неизменным. В возрасте двух лет дети с ненадежной привязанностью недостаточно уверены в себе и проявляют мало энтузиазма при решении проблем. В возрасте от трех с половиной до пяти лет, по словам их учителей, они часто являются проблемными детьми со слабо развитыми отношениями со сверстниками и пониженной жизнестойкостью. В шесть лет они склонны демонстрировать чувство безнадежности в ответ на воображаемое разделение. Такая достоверная и статистически обоснованная информация о том, что нужно детям, чтобы чувствовать себя безопасно, и о том, как они скорее всего будут себя чувствовать и вести в последующие годы, если они не получат необходимого, до сего момента была недоступна.

Также проводились исследования родителей. Мэри Мэйн (Mary Main), бывшая студентка Эйнсворт, сейчас преподаватель университета Калифорнии, Беркли, обнаружила, что то, как родители помнят и упорядочивают свой собственный детский опыт, в большой степени предсказывает то, к какому типу привязанности будут относиться их дети. Это было первое исследование, целью которого было показать передачу безопасной и небезопасной привязанности между поколениями и попытаться найти различия между теми взрослыми, которые остались с негативным восприятием своего детского опыта и теми, кто работал над этим.

На вопросы о воспитании детей, по поводу которых только делали предположения, теперь можно было ответить с большей уверенностью. Долгие годы матерей предостерегали от того, чтобы брать детей на руки, когда они плачут. Это противоречило природе и интуиции, но бихевиористская теория утверждала, что когда берешь ребенка на руки, это усиливает плач, и что если вы это делаете довольно часто, то у вас будет расти жуткий рева. Исследование привязанности опровергло это, по крайней мере, как основной принцип.

Основная предпосылка Эйнсворт заключалась в том, что отзывчивые матери обеспечивают надежную базу. Ребенку необходимо знать, что основной заботящийся о нем взрослый – постоянный, надежный и всегда доступен. (В этой статье для простоты я буду использовать термин “основной заботящийся взрослый”, будь то мать, отец или же не являющийся родственником взрослый. Я также буду использовать мужской род, говоря о ребенке). Приободренный знаниями о доступности своей матери, ребенок может идти вперед и исследовать мир. При недостатке этого ребенок чувствует себя небезопасно, и его исследовательский интерес угасает. Это было удивительным заявлением в атмосфере доминирующего бихевиоризма в конце 60-х годов 20 века, когда большинство специалистов предостерегали от балования детей слишком большой отзывчивостью к их нуждам.

Эйнсворт настаивала, что теплая, чувствительная забота не порождает зависимости, она освобождает и порождает самостоятельность. “Это хорошо – предоставлять младенцу и маленькому ребенку физический контакт”, – говорит она, – “особенно когда они хотят и ищут этого. Это не портит их. Не делает их цепляющимися. Это не делает их зависимыми от того, чтобы их носили на руках.”

Многим матерям советы Эйнворт кажутся естественными как само материнство. (Конечно вы берете ребенка на руки, когда он плачет!) Но как же приятно осознавать, что психология переплетается с интуицией, подтверждая, что маленькие дети действительно нуждаются в заботе и последовательности, что то, как вы обращаетесь со своим ребенком сильно повлияет на его личностное развитие, что то, что происходит с ним, когда он еще маленький, повлияет на то, каким он станет в дальнейшем – но в той же мере неприятно сталкиваться с рядом доказательств того, что вы сами делали или делаете неправильно. Теория привязанности, которая, как кажется, косвенно стоит на позиции “матери лучше оставаться дома”, таким образом вызывала и гнев, и восхищение.

Тема детских садов вызвала наибольший взрыв эмоций. Сторонники теории привязанности склонны рассматривать полный день в детском саду на первом году жизни как риск, и Джей Бельски (Jay Belsky), исследователь теории привязанности в Государственном Университете Пенсильвании, выразил беспокойство о том, что если вы оставляете ребенка на попечение других больше, чем 20 часов в неделю, вы серьезно рискуете тем, что он станет ненадежно привязанным, что может исказить его последующие попытки установления отношений с внешним миром. Излишне говорить, что такие утверждения вызвали взрыв и возмущения с политическими последствиями.

Двадцать лет спустя после эксперимента “Незнакомой ситуации” стабильный средний класс Америки воспитывал детей, около двух третей из которых были надежно привязанными, и одна треть – ненадежно привязанной. Эти данные говорят о том, что быть надежно привязанным едва ли гарантирует то, что дети вырастут свободными от неврозов или от неуверенности. Это лишь означает, что им дали уверенность в том, что кто-нибудь будет с ними, и что они, таким образом, по крайней мере минимально способны формировать удовлетворительные отношения и передавать эту способность своим детям. Но в нестабильных домах, где родители часто одиноки или находятся под сильным стрессом, или где пренебрежение и плохое обращение встречается чаще, минимальная защита часто отсутствует и количество детей с ненадежной привязанностью возрастает. По оценке Лари Абера (Larry Aber), директора Бернар-центра развития детей дошкольного возраста в Колумбийском Университете, на сегодняшний день в Нью-Йорке около половины из 100 000 детей в возрасте 4 лет могут иметь ненадежную привязанность. Он считает, что нам необходимо применять “серьезные профилактические меры”, чтобы помочь этим детям, и надеется, что исследования привязанности внесут наиболее серьезный клинический вклад в поиск таких мер. Другие эксперты отвергают оба положения этого утверждения.

Эта полемика добавила актуальности к вопросу о том, можно ли справедливо рассматривать принципы привязанности как имеющие научную обоснованность. Достаточно сильное сопротивление возникло среди классических аналитиков, бихевиористов и тех, кто придерживался точки зрения генетики. Джером Каган (Jerome Kagan), специалист в области психологии развития в Гарварде, считает, что “Незнакомая ситуация” не является надежным исследованием, и таким образом многие из идей теории привязанности ошибочны. “У Эйнсворт была очень маленькая выборка,” – говорит Каган, – “она была недостаточно разнообразна; этого определенно недостаточно, чтобы сформировать теорию.” Кроме того, спрашивает он, можем ли мы действительно ожидать, что шесть минут поведенческих реакций на воссоединение в незнакомой комнате могут показать историю эмоциональной связи между родителем и ребенком, “отражая более, чем полмиллиона минут, проведенных дома?”

Более дружественно настроенные критики обеспокоены редукционистской тенденцией предполагать, что качество привязанности важнее всего. Они утверждают, что другие аспекты родительства, такие как обучение, игра, совместное веселье могут быть довольно успешными, даже если привязанность работает слабо. Другие считают, что при таком сильном фокусировании на основном заботящемся взрослом, которым обычно является мать, теория привязанности не уделяет достаточного внимания роли отца.

Тем не менее, ведущие психоаналитически ориентированные исследователи младенческого возраста, такие как Даниэль Штерн (Daniel Stern ) и Стенли Гринспен (Stanley Greenspan), признают, что теория привязанности добавила кусочек к пазлу. “Еще рано говорить, насколько большой это кусок”, – говорит Штерн, – “но это определенно кусок, и хороший кусок”. Психотерапевты находят, что знакомство с концепцией привязанности помогает им в работе с пациентами. “Мое обучение интервью в рамках теории привязанности”, – говорит Ариэта Слейд (Arietta Slade) из Нью-Йоркского Университета, – “сильно изменило то, как я слушаю пациента”. Также концепция привязанности сильно повлияла на то, какие советы дают педиатры родителям и специалистам, работающим в области законодательства. Т. Бэрри Бразелтон (T. Berry Brazelton), знаменитый Бостонский педиатр, который создал свое собственное ответвление теории привязанности, говорит: “Все мои идеи были основаны на этом.”

Теория привязанности зародилась от трех совершенно непохожих “родителей”: этологии, психологии развития и психоанализа – дисциплин, которые традиционно не утруждали себя интересоваться открытиями друг друга. Но в 1951 году биолог Джулиан Хаксли (Sir Julian Huxley) начал обсуждать этологию с Джоном Боулби (John Bowlby), британским психоаналитиком, который создал теорию привязанности. Хаксли убедил Боулби прочитать Конрада Лоренца (Konrad Lorenz), который считается отцом современной этологии, особенно работу Лоренца об импринтинге новорожденных гусят – феномене, при котором новорожденные птенцы привязываются к первому движущемуся объекту, который они видят. Боулби последовал совету и сам попал под влияние эффекта импринтинга.

Увлеченный этологическими идеями, Боулби теперь имел биологическое обоснование своей веры в то, что ребенку необходима надежная непрерывная привязанность с основным заботящимся взрослым, и что он тяжело и даже непоправимо страдает, если эта привязанность прервана или утрачена. Он разработал концепцию “внутренней рабочей модели”, чтобы описать, как развивается ощущение младенцем себя и других посредством его взаимодействия с основным заботящимся взрослым. Блестящий синтезатор, Боулби был первым теоретиком, который исчерпывающим образом совместил когнитивное и эмоциональное развитие, чтобы построить мост между Пиаже и Фрейдом. Написавший трехтомник “Привязанность и потеря”, он является неоспоримым отцом-основателем движения.

Но “Незнакомая ситуация” Мэри Солтер-Эйнсворт нанесла теорию привязанности на карту, предоставив эмпирическое доказательство ряду выводов, которые до сих пор были интуитивными. Она укрепила мост между Пиаже и Фрейдом достаточно, чтобы перекрыть им половину области психологии развития. “Весь наш подход к развитию был когнитивным, пока не подключилась она”, – говорит Бразелтон, ссылаясь на особое внимание, которое уделялось таким функциям как внимание, память и абстрактное мышление до Эйнсворт. Она дала возможность психологии посмотреть на эмоциональное развитие детей посредством достоверного количественного способа”. Боулби говорит: “Её работа была бесценна. Сложно представить, что могло бы случиться, если бы ее не было.”

Эйнсворт сейчас 76 лет, она живет недалеко от Университета Вирджинии в Шарлотсвилле, где преподавала в течение многих лет. “Тот факт, что “Незнакомая ситуация” была проведена не в домашних, а в лабораторных условиях, действительно помог”, – говорит она со смехом. – “Я провела его только как дополнение к моему натуралистическому исследованию, но это была именно та вещь, которую все тем или иным образом приняли. Это было настолько показательно.”

Эйнсворт – женщина с ясным взором, чьи короткие темные волосы перемежаются с сединой, чье выражение лица мягко меняется от интеллектуального восторга к энергичной включенности и застенчивой ранимости. В обсуждении ее работ она проявляет и гордость, и скромность, и редкую готовность доверять другим. Проницательный взгляд, который она направляет на журналиста, говорит о годах работы преподавателем и клиницистом.

Хотя у нее никогда не было своих детей, Эйнсворт является матерью гораздо более разбросанной, но в то же время и более тесно связанной семьи исследователей и теоретиков концепции привязанности, многие из которых интеллектуально были вскормлены ею с момента окончания школы и до сих пор относятся к ней как к направляющей силе в своей работе. Они, в свою очередь, помогли сделать ее имя одним из наиболее значимых в психологии развития со времен Пиаже. Эйнсворт – все, что угодно, но только не безызвестное общественности (и многим психоаналитикам, и психиатрам, которые обычно незнакомы с тенденциями психологии развития) имя, и ее известность в области психологии развития младенцев даже превосходит известность самого Джона Боулби.

“Я всегда говорил, что если бы за такой род деятельности давали Нобелевскую премию, то она досталась бы ей,” – говорит Алан Шруф (Alan Sroufe) из Института развития детей Университета Миннесоты. “Когда я ходил в школу, меня учили, что только поведение реально, не отношения – их не существует. Эйнсворт показала, что существует психология отношений, и что отношения могут быть измерены. Вот за что дают Нобелевскую премию, не так ли?”


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту: