Мэри эйнсворт теория привязанности: Как Мэри Эйнсворт открыла типы привязанности: история эксперимента «Незнакомая ситуация» | Мел

Мэри эйнсворт теория привязанности: Как Мэри Эйнсворт открыла типы привязанности: история эксперимента «Незнакомая ситуация» | Мел

Содержание

Как Мэри Эйнсворт открыла типы привязанности: история эксперимента «Незнакомая ситуация» | Мел

Теория привязанности прочно ассоциируется с именем Гордона Ньюфелда. Но мало кто в курсе, что три классические модели привязанности открыла женщина — Мэри Эйнсворт. Рассказываем о ее необычном эксперименте «Незнакомая ситуация», который совершил прорыв в понимании родительско-детских отношений.

Ребенок играет в комнате вместе с мамой, мама выходит по делам, потом возвращается — всё это ежедневно происходит в каждой семье, где есть маленькие дети. Но именно такие, казалось бы, незначительные эпизоды взросления послужили основой для теории привязанности, ставшей важным этапом в нашем представлении об отношениях родителей и детей.

Отличница из хорошей семьи

Мэри Динсмор Солтер родилась в небольшом городке Глендейл, штат Огайо, 1 декабря 1913 года. Ее родители были выпускниками колледжа Дикинсона, сама Мэри в три года свободно читала, и мать регулярно подбирала для нее новые книги.

В 1929 году она поступила на факультет психологии в Университет Торонто. Ее руководителем был Уильям Блатц, который преподавал авторскую «теорию безопасности» в рамках курса психопатии. Эта тема была близка девушке, которая в то время начала интересоваться родительско-детскими отношениями.

Позже Эйнсворт вспоминала: «Я была под впечатлением от его (Блатца) идеи, что ребенок испытывает чувство безопасности, когда находится рядом с родителями. Не помню, говорил ли он, что „ребенок использует родителя как надежную базу, от которой отталкивается, чтобы исследовать мир“, но именно так я это в конце концов сформулировала для себя».

Факультет Мэри окончила с отличием в 1935 году, после чего получила степень доктора психологии. Ее кандидатская диссертация была посвящена теории безопасности Блатца. Уже в 1939 году она сама стала преподавателем университета. А после службы в канадской армии в годы Второй мировой войны вернулась в Торонто и продолжила исследования вместе со своим прежним научным руководителем.

В 1950 году исследовательница вышла замуж за Леонарда Эйнсворта — он только-только получил диплом по психологии, и Мэри решила оставить свою работу, чтобы муж мог продолжить образование. Вместе они переехали в Лондон, где Леонарда приняли в Университетский колледж.

Мэри Эйнсворт. Фото: UVA Arts & Sciences / Wikimedia Commons

Встреча, изменившая психологию

В Лондоне произошла встреча, судьбоносная для всей истории психологии. В The Times Мэри прочитала объявление о поиске ассистентов в команду психиатра Джона Боулби. Боулби занимался исследованием отношений между детьми и родителями в Тавистокском институте. В команде знаменитого исследователя Мэри провела 4 года, которые полностью изменили ход ее карьеры. Профессиональный союз Боулби и Эйнсворт оказался очень плодотворным. Постепенно Эйнсворт из ученицы выросла сначала до коллеги, а потом и вовсе превзошла своего учителя.

Мэри занималась тем, что упорядочивала бесконечное количество сырых данных, которые собирали люди Боулби, и определяла, как их можно было бы использовать в дальнейшем. В числе прочего ей в руки попали материалы исследования Джеймса Робертсона, посвященного разлуке детей и родителей в больницах.

На основе этих исследований в 1952 году был снят документальный фильм «Двухлетний ребенок в больнице». Этим фильмом команда Боулби смогла добиться изменений в больничных правилах — родителям теперь разрешали не только находиться с детьми в течение дня, но и оставаться с ними на ночь.

Эйнсворт восхищалась проделанной работой в этом направлении, а также подходом Робертсона, который исследовал семьи, непосредственно наблюдая за ними в естественной среде. Спустя всего пару лет ей представилась возможность самостоятельно продолжить работу в этом направлении.

Младенцы Уганды

В 1954 году вместе с мужем Эйнсворт отправилась в Уганду. Исследование младенцев в Африке можно считать отправной точкой для того эксперимента, который позднее впишет имя исследовательницы в историю науки. Без лаборатории, без помощников, с мизерной финансовой поддержкой Эйнсворт исследовала 28 грудных детей из нескольких деревень возле Кампалы. Она наблюдала, как те общаются с матерями, как исследуют окружающий мир.

Своих детей у Эйнсворт, к ее великому сожалению, не было. Это исследование давало возможность не только собрать ценную информацию, но и получить то, чего так не хватало самой ученой, — общение с детьми.

Эйнсворт удалось создать примерную шкалу, с помощью которой можно было измерить уровень чувствительности ребенка к ответной реакции матери на его действия. Это было новаторством для психологии тех лет: ученые занимались изучением памяти, внимания, концентрации, но не эмоционального развития.

«Я начала замечать различные ситуации, в которых можно было проследить привязанность к матери и отличить этот объект привязанности от любой другой знакомой фигуры», — писала она позднее.

Балтиморский эксперимент

И снова переезд — на сей раз в Балтимор, где Эйнсворт устроилась преподавателем в Университет Хопкинса. Следующее исследование ей удалось начать уже в 1960 году. Она сохранила подход, выработанный во время экспедиции в Уганду, однако решила в этот раз подойти к проблеме более системно.

Получив серьезный грант, исследовательница собрала команду из четырех человек, каждый из которых должен был делать записи о материнско-детских отношения в 26 семьях. Наблюдения проводились в каждой семье по 18 раз в течение 4 часов. Проводились также исследования и в лаборатории, обустроенной как жилой дом. Но Эйнсворт была уверена, что только в естественной обстановке можно увидеть настоящую реакцию матерей на сигналы от их младенцев.

Мэри и ее помощники сами на время становились частью тех семей, в которых проводили наблюдения, однако в ходе работы Эйнсворт развелась со своим собственным мужем.

Результаты исследования обнадеживали: оказалось, что и в Африке, и в США грудные дети разговаривают на одном и том же языке привязанности

Вот только была одна очень большая проблема: младенцы в Уганде целыми днями находились вместе со своими матерями, они привыкали, что мама все время находится рядом, а младенцы в Балтиморе — нет. Их матери то приходили, то уходили.

Тогда Эйнсворт вспомнила о статье Жанны Арсениан «Маленькие дети в небезопасной ситуации», которую прочитала еще в далеком 1943 году. В ходе эксперимента, который в ней описывался, детей делили на две группы: одни находились в игровой комнате вместе с матерями, а других помещали туда без них. Арсениан не занималась вопросами поведения, но обратила внимание на то, что дети, которые были с мамами, исследовали мир вокруг, а другие только плакали.

Эти наблюдения подтолкнули Эйнсворт к тому, чтобы в 1965 году поместить всех детей и матерей, которых она исследовала раньше, в лабораторные условия.

«Незнакомая ситуация»

Цель эксперимента заключалась в том, чтобы исследовать, как дети в возрасте от 1 года до 1,5 используют маму, чтобы изучать окружающий мир. Специально для эксперимента на стену небольшой комнаты в Университете Хопкинса поместили экран, прозрачный только с одной стороны, чтобы наблюдать за поведением младенцев. Помещение было оборудовано под игровую комнату.

Эксперимент предполагал 7 эпизодов-ситуаций, каждый по 3 минуты. При сильном беспокойстве у детей время сокращали. В общей сумме одно исследование занимало всего 20 минут! Как впоследствии говорила Эйнсворт: «Мы начали осознавать, что наши выводы поразительно совпадают с теми, которые были после 72 часов наблюдений. Но на этот раз мы смогли провести „Незнакомую ситуацию“ за 20 минут».

Ход эксперимента был очень простым. Сначала в игровую входили мама и ребенок. Давалось время, чтобы ребенок привык к новой обстановке. Затем в комнату входил незнакомец. На следующем этапе мать выходила, оставляя ребенка с чужаком. Затем она возвращалась, а незнакомец выходил. Потом мать снова выходила, оставляя ребенка одного. На предпоследнем этапе незнакомец входил в комнату к ребенку, оставшемуся в одиночестве. В конце мать возвращалась в комнату, а незнакомец снова ее покидал. Роль незнакомца поручили приветливой аспирантке из команды Эйнсворт.

Поведение детей при этом было очень разным и очень характерным в каждом из эпизодов. Эйнсворт оценивала, как ведет себя ребенок, когда мать выходит из комнаты, насколько он готов исследовать новую ситуацию, какую реакцию выдает ребенок на присутствие незнакомого человека и, наконец, как реагирует на воссоединение с матерью.

Три модели привязанности

20 минут, 7 эпизодов и 4 критерия, из которых в результате родились три модели привязанности, совершившие переворот в психологии:

  • Надежная. Ребенок во всех ситуациях вел себя уверенно, если рядом была мама, и радовался ее возвращению. Матери этих детей в домашних условиях были очень отзывчивыми, а дети дома практически не плакали.
  • Амбивалентная, или тревожная. Дети с такой моделью привязанности постоянно старались держаться поближе к маме, следили, где она находится, и не интересовались игрушками. Они плакали, когда мама уходила, но после ее возвращения то тянулись к ней, то отталкивали ее. Дома мамы этих детей вели себя амбивалентно: они то были ласковыми и отзывчивыми, то внезапно отдалялись и переставали реагировать на призывы ребенка.
  • Избегающая. Позднее Эйнсворт напишет: «Избегающая реакция просто взорвала мой мозг». Эти дети казались совершенно равнодушными как к приходу, так и к уходу матери. При этом в домашних условиях они плакали и проявляли больше негативных эмоций в момент разлучения с мамой, чем дети с надежной привязанностью. Их независимость и избегающее поведение были защитным механизмом, помогающим пережить разлуку с матерью. Они сторонились ее, вырывались из объятий, отводили взгляд. В домашних наблюдениях эти матери оценивались как отвергающие.

В одном из интервью Эйнсворт со смехом рассказывала: «Я провела его (эксперимент „Незнакомая ситуация“. — Прим. ред.) только как дополнение к моему натуралистическому исследованию, но именно его результаты были приняты всеми — тем или иным образом. Настолько они были показательны».

Признание научного сообщества

Результаты эксперимента были опубликованы в 1969 году. В тот момент вся его важность еще не была столь очевидна. Разгорелись жаркие дебаты, многие исследователи обвиняли Эйнсворт в слишком маленькой выборке. Даже Джон Боулби поначалу отнесся к этой теории весьма холодно, но позже изменил свое мнение и назвал работу, проделанную Эйнсворт, «бесценной». «Сложно представить, что могло бы случиться, если бы ее не было», — признавался он.

Именно «Незнакомая ситуация» стала переломным моментом в исследовании и восприятии младенчества и воспитания детей в целом. Это была первая процедура, позволившая измерить социальное и эмоциональное развитие детей, а не их когнитивные способности.

В 1975 году Мэри Эйнсворт начала работать в Университете Вирджинии. Все двадцать лет после проведения «Незнакомой ситуации» она посвятила полученным результатам, анализу, систематизации, обучала других методам «Незнакомой ситуации». Она написала три тома монографии «Привязанность и потеря».

«Незнакомая ситуация» стала своеобразным ключом к пониманию того, как влияет на взрослую жизнь и поведение людей их младенческий опыт взаимодействия со значимым взрослым. Как оказалось, все это можно «потрогать», исследовать эмпирическим путем.

Мэри Эйнсворт получила множество наград, в том числе за выдающийся вклад в развитие ребенка, и премию Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку. В 1992 году она стала почетным профессором и членом Американской академии искусств и наук.

Умерла она 21 марта 1999 года в возрасте 85 лет от инсульта. По словам психолога Алана Шруфа из Института развития детей Университета Миннесоты, «если бы за такой род деятельности давали Нобелевскую премию, то она досталась бы ей».


Текст написан по материалам Society for Research in Child Development, The Atlantic

Изображение на обложке: Everett Collection / Shutterstock

Что такое теория привязанности и как ее применять в воспитании – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 13 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

С первых мгновений рождения ребенка невидимые нити привязанности соединяют его с родителям. День за днем эти нити сначала крепнут и развиваются, а затем ослабевают и становятся практически неощутимыми, но они есть. О том, как возникает привязанность, как может искажаться и как правильно ее выращивать, рассказывает детский психолог Наталья Барложецкая.

Как возникает привязанность

В 1958 году английский психиатр, психоаналитик Джон Боулби (1907–1990) впервые сформулировал теорию привязанности сначала в серии своих статей, а затем в книге «Привязанность и утрата». Боулби говорил, что «привязанность — биологический инстинкт, в котором ребенок начинает искать близости к значимому взрослому, когда чувствует угрозу или дискомфорт». С эволюционной точки зрения привязанность увеличивает вероятность выживания младенца. Для этого используются специальные механизмы влияния: плач, улыбка, лепет, хватание, следование. Гормоны матери помогают откликнуться на этот призыв. Окситоцин, который обильно выделяется в организме женщины первые месяцы после рождения ребенка, крепко связывает младенца и его маму.

Однако привязанность может формироваться не только в отношении мамы. Папа, бабушка, няня и другие взрослые могут с той же вероятностью стать «главными значимыми взрослыми» для ребенка, если обеспечат основной уход и заботу. Ребенок привязывается к тому человеку, который всегда рядом, который чутко отзывается и удовлетворяет его потребности, который способен обеспечить надежную безопасную базу для исследования окружающего мира. Именно этого человека ребенок будет слушать в более старшем возрасте, именно ему будет доверять свои секреты.

Как меняется привязанность с возрастом

Джон Боулби выделил четыре основных стадии формирования привязанности:

Первая стадия. От рождения до трех месяцев. На этом этапе поведение ребенка подчинено рефлексам: хватание, сосание, следование. Ребенок неразборчив в отношении окружающих и реагирует на них одинаково. Он спокойно идет на руки, слушает голоса и разглядывает лица. К концу первого месяца жизни появляется «социальная улыбка». До этого ребенок тоже улыбался, но теперь его улыбка становится обращенной ко взрослому, с которым есть прямой зрительный контакт. Постепенно появляется лепет.

Вторая стадия. От трех до шести месяцев. Происходит затухание многих рефлексов, таких, как цепляние, поиск стимула (рука, касающаяся щеки) и рефлекс Моро. Малыш становится более избирателен в контактах. Он начинает улыбаться только знакомым людям, а на незнакомцев не реагирует или отводит взгляд. Лепет теперь появляется только в присутствии тех людей, которых малыш знает, а успокоить легко и быстро его может только предпочитаемый взрослый. К пяти месяцам малыш внимательно следует взглядом за выбранным взрослым, начинает тянуться и хватать его, проявляет беспокойство в случае его отсутствия, хотя пока эта связь еще только формируется.

Jens Johnsson on Unsplash

Третья стадия: от шести месяцев до двух лет. На этой стадии ребенок уже ярко демонстрирует свою привязанность к основному взрослому. Чаще всего это мама. Если мама покидает комнату, малыш плачет и кричит. Когда мама возвращается — кроха тянется к ней, просится на ручки, обнимает и издает радостный лепет. В возрасте семи-восьми месяцев возникает боязнь незнакомцев, так называемая «тревога восьмимесячных». С этого момента младенец начинает следовать за мамой повсюду как хвостик. Постепенно его возможности расширяются, и малыш исследует мир, понемногу отдаляясь от мамы, но неизменно возвращаясь к ней за поддержкой и защитой.

К концу первого года формируется определенная модель взаимодействия между ребенком и основным взрослым. Малыш накопил уже некоторый опыт общения и понимает, насколько доступна ему помощь и защита. Если мама не проявляла достаточного внимания и заботы, ребенок испытывает тревогу при исследовании мира. Кроха старается не отходить от нее далеко, тяжело переносит отсутствие прямого зрительного контакта, тревожен и боязлив в ситуации общения с посторонними, часто плачет и просится на ручки. В этот период очень важно оставаться не только физически, но и эмоционально доступным для ребенка. Радоваться его присутствию, смеяться, обнимать и утешать, когда это необходимо. Основная цель первых двух лет жизни — зародить в малыше ощущение: «Я любим. Другие люди заслуживают доверия, а мир безопасен». Именно на основе характера привязанности между ребенком и взрослым формируется базовое доверие к миру. Если этот механизм нарушен, в зрелом возрасте могут наблюдаться серьезные психические нарушения и расстройства.

Четвертая стадия: от двух лет — до периода окончание детства. Постепенно характер привязанности меняется. Малыш обретает больше опыта в исследовании мира, а с опытом растет и уверенность в своих силах, развивается самостоятельность. Если на предыдущем этапе ребенок постоянно нуждался в присутствии значимого взрослого, то примерно к двум с половиной годам малыш переходит на партнерские отношения. Шаг за шагом происходит отдаление ребенка от взрослого.

Трехлетний малыш, чье развитие проходит нормально, будет вести себя относительно спокойно в ситуации вынужденного расставания. Безусловно, это вызовет слезы и страх, но кроха уже в состоянии через некоторое время утешиться и переключиться на общение с другими детьми и взрослыми. Хорошая здоровая привязанность заряжает ребенка уверенностью и доверием к миру, и чем сильнее эта зарядка, тем легче проходит процесс сепарации. Теперь ребенок может оставаться в детском саду с воспитателями и спокойно играет с другими детьми.

Исследования показывают, что дети, у которых в раннем детстве сформировалась надежная привязанность, проявляют познавательную активность, самостоятельность и уверенность в себе. Они лучше учатся в школе, успешнее на работе и в общении, чаще создают крепкие семьи и реже подвержены психическим расстройствам.

Искаженные привязанности

Что происходит, если процесс формирования привязанности был нарушен, а сама привязанность имеет искажения?

В 1960–1970 годах американский психолог Мэри Эйнсворт, ученица и коллега Джона Боулби, провела серию экспериментов, которые позволили выделить различные стили привязанности. Она разработала специальную процедуру диагностики типа привязанности — «Незнакомая ситуация» и выделила три типа: надежный, тревожно-амбивалентный и избегающий. Позднее Мэри Мейн, коллега Мэри Эйнсворт, добавила четвертый тип — дезорганизующая/дезорганизованная привязанность.

Надежный тип привязанности. Самый здоровый тип привязанности. Формируется у ребенка, который растет в любящей среде, где взрослые проявляют внимание, заботу и поддерживают эмоциональный контакт с ребенком. Малыш использует основного взрослого (чаще маму) как безопасную гавань для подкрепления, но все же стремится к общению с другими людьми и к познанию окружающей среды. Уход мамы вызывает грусть и даже непродолжительные слезы, но малыш уверен, что та вернется, поэтому быстро успокаивается и радуется, когда мама возвращается. В отсутствии мамы малыш не реагирует на постороннего человека, но и не боится его.

 Во взрослом возрасте человек с надежным стилем привязанности имеет здоровую самооценку, способен построить близкие отношения именно потому, что опирается на себя и не впадает в зависимость от своего партнера. Он доверяет близким и чувствует себя достойным любви и уважения.

Тревожно-амбивалентный тип привязанности. Формируется в ситуациях, когда ребенок не уверен в своем взрослом. Он болезненно привязан к маме, постоянно боится быть покинутым, так как не уверен, что она вернется. Нередко мама сама провоцирует подобную зависимость: «Все, я ухожу от тебя. Мне такой непослушный ребенок не нужен!» Такой тип привязанности возникает, если значимый взрослый непоследователен, ограничивается обслуживанием какого-то одного типа потребностей ребенка: физиологических или эмоциональных, при этом ограничивает его самостоятельность. «Пусть покричит, легкие здоровее будут», «Мама лучше знает, что ты чувствуешь», «Никто, кроме мамы, тебя не пожалеет». Незнакомая ситуация и посторонние люди вызывают у ребенка тревогу и страх. При расставании с мамой малыш может долго плакать, с трудом успокаивается, затем замыкается в себе и отказывается от общения с окружающими, боится их.

В зрелом возрасте человек с этим типом привязанности имеет заниженную самооценку, безынициативен, болезненно зависим от партнера, не уверен в своих отношениях, беспокоится о том, что его бросят, нуждается в доказательствах любви и постоянно ищет одобрения.

Избегающий тип привязанности. Формируется в ситуациях, когда родитель отвергает ребенка, ведется себя холодно и пренебрежительно, не реагирует на его потребности и не поддерживает эмоционально. «Заканчивай истерику, мне на работу пора», «Не надо этих телячьих нежностей!» 

Малыш в такой ситуации вынужден рассчитывать только на себя. Он избегает значимого родителя, почти не проявляет эмоций в его присутствии, а когда родитель уходит или возвращается — старается его игнорировать. Хотя на самом деле очень нуждается в близости.

Взрослый человек с этим типом привязанности характеризуется страхом близких отношений. Он уверен, что достоин любви, но старается держать своих партнеров на расстоянии, не доверяет им, поэтому скрывает собственные чувства.

Дезорганизующая привязанность. Такой тип привязанности возникает в семьях, где дети подвергаются физическому и психологическому насилию. Ребенок растет в среде, где родители чаще всего ведут себя противоречиво и внушают страх: «Боится, значит, уважает!» Уже в раннем детстве малыш стремится убежать, чтобы спрятаться от значимого взрослого, он избегает близости, одновременно испытывая потребность быть им любимым.

Взрослый с дезорганизующей привязанностью создает очень бурные и сложные отношения, где насилие перемешано со страстью. «Бьет, значит, любит».

Мэри Эйнсворт говорила, что стиль привязанности — это характерная черта взаимоотношений. Внутри семьи ребенок может формировать разный тип привязанности к маме, папе, бабушке или тете. Однако к дошкольному возрасту, как правило, определяется один, ведущий, тип привязанности. Именно на его основе мы, уже став взрослыми, строим близкие отношения с теми, кого любим.

Что такое альфа-родительство?

Является ли привязанность обязательным условием послушания?

Если ребенок надежно привязан к родителям, то он стремится их радовать, следовать указаниям, проявляет послушание. В присутствии значимых взрослых он активно исследует мир, ощущая себя при этом в безопасности. Кажется, все логично и хорошо. Но в таком положении вещей таится угроза манипулирования ребенком.

 В 1999 году канадский психотерапевт Гордон Ньюфелд дополнил теорию привязанности. Главная его мысль: задача взрослого состоит не в том, чтобы с помощью привязанности добиться послушания ребенка. Нет, задача глобальнее: опираясь на привязанность, раскрыть в ребенке его внутренний потенциал.

Ньюфелд выделил шесть уровней, через которые постепенно проявляется привязанность ребенка к взрослому.

1. Ощущения. Это базовый уровень привязанности, который возникает в младенчестве. Эта привязанность формируется посредством органов чувств. Ребенок откликается на различные тактильные, обонятельные, зрительные и слуховые раздражители. Мама, в свою очередь, обнимает малыша, прижимает его к себе, вдыхает его запах, рассматривает пальчики, слушает лепет и отвечает на него ласковыми словами. С каждым актом внимания и заботы связь между ребенком и значимым взрослым растет и крепнет.

2. Похожесть. На этом уровне привязанность формируется через подражание. Ребенок старается повторять за значимым взрослым: копирует интонации и речь, имитирует походку, манеру одеваться и выполнять повседневные действия. «Я такая же, как мама/папа»

3. Принадлежность. Примерно к трем годам дети делают важное заявление: «Мама моя» или «Папа мой». Это признак того, что ребенок осознает близость как принадлежность кому-то или ощущения себя частью другого человека. Отныне ребенок будет принимать сторону того, к кому он привязан. Он будет слушаться именно этого человека, заступаться за него и помогать ему.

4. Значимость. На этой стадии развития привязанности ребенок становится необыкновенно ласковым, добрым, услужливым и заботливым Он хочет стать важным для своих родителей, стремится им понравиться, порадовать их, сделать что-то хорошее, чтобы заполучить их внимание и одобрение. «Мама, я тебе подушку принесла», «Папа, я посижу с братиком, а ты полежи, отдохни».

5. Любовь. Наверное, самая трогательная стадия привязанности. Примерно в возрасте четырех-шести лет ребенок осознаёт, что близкие отношения можно проявлять через слова любви. «Мамочка, я тебя очень люблю», «Папочка, ты у меня самый хороший, я тебе сердечко нарисовала». Признания, подарки, объятия и поцелуи кажутся бесконечными, но именно так ребенок сейчас чувствует. Он отдает свое сердце тому, к кому он привязан. «Мама, я вырасту и женюсь на тебе». Так появляется способность к эмоциональной близости и глубоким отношениям.

6. Узнавание. Самый глубинный и уязвимый уровень привязанности. На этой стадии ребенок нуждается в общении с родителями. Он стремиться разделить с ними свою жизнь, мысли, идеи и мечтами. Близость отныне означает отсутствие секретов и тайн, возможность открыться перед другим человеком и быть им принятым.

Последовательное освоение ребенком всех уровней привязанности помогает сформировать крепкую связь между ребенком и значимым взрослым. Такого человека ребенок будет слушаться, делиться с ним своими переживаниями, перенимать его принципы и ценности. Это и называется альфа-родительством.

Как влиять на привязанность?

Можно ли укрепить привязанность или сформировать ее в более зрелом возрасте? Да, можно.

Алгоритм формирования привязанности можно использовать в любом возрасте. Для этого с некоторыми изменениями необходимо поэтапно проходить все вышеизложенные стадии постепенно восстанавливая контакт и добиваясь близости.

1. Ощущения. Введите правило «Восемь объятий». «Любить — это хотеть касаться», — говорил Константин Станиславский. Обнимая, лаская, дотрагиваясь до другого человека, мы постепенно перебрасываем первые ниточки близости и понимания. Важное замечание! В подростковом возрасте необходимо соблюдать одно важное условие — на объятие ребенок должен дать разрешение: «Солнце, я так соскучилась. Можно, я тебя просто обниму?» Согласился — отлично, отказался — попробуйте позже.

2. Похожесть. Интересуйтесь тем, что интересно ребенку. Читайте те же книги, спрашивайте о любимой музыке и хотя бы ради интереса послушайте ее, смотрите фильмы, которые ребенок рекомендует, и даже попробуйте поиграть в компьютерные игры и встать на сноуборд. Не стремитесь подчеркивать внешнюю схожесть, лучше ищите схожесть интересов.

3. Принадлежность. Всегда будьте на стороне своего ребенка. Прогулы в школе, конфликты с учителями, проблемы со сверстниками — в любой ситуации ребенок должен чувствовать, что вы рядом и любите его, несмотря на его проступки. Дома можно серьезно поговорить и даже определить наказание. Но в трудной ситуации вам нужно быть рядом и помочь. Совершив ошибку, ребенок должен в первую очередь звонить вам, а не думать: «Лишь бы родители не узнали».

4. Значимость. Проявляйте искреннюю заботу о нуждах и потребностях. Разговаривая с ребенком, покажите, как для вас важен диалог. Отложите в сторону все свои дела и старайтесь внимательно слушать. Чаще интересуйтесь его мнением и старайтесь учитывать его при принятии решений. Введите правило стучать, заходя в комнату, уважать личное пространство и границы ребенка. Уважайте вкус ребенка в выборе стиля, даже если он вам не нравится.

5. Любовь. Говорите о своей любви всеми доступными способами. Так, как делают это дети.

6. Узнавание. Близость — это улица с двусторонним движением. Чтобы достигнуть этого уровня, важно не просто уметь слышать. Необходимо не бояться раскрываться. Говорить о своих чувствах, мечтах, идеях, делиться впечатлениями от побед и поражений. Не бояться становиться уязвимым, признавать свои ошибки. Все это приводит к появлению настоящей привязанности, постепенно формирует отклик с другой стороны.

Критические мнения

Теория привязанности многократно подвергалась конструктивной критике. Психолог доктор Джером Каган в своих статьях говорил, что выводы в эксперименте «Незнакомая ситуация» Мэри Эйнсворт верны только в ситуации короткого воздействия, а при более длительных наблюдениях дети вели себя иначе.

Дальнейшие исследования показали, что то, как ребенок реагирует на «незнакомую ситуацию», зависит не только от отношений между ним и значимым взрослым, но также от его темперамента, пола, возраста, социального класса и уровня образования родителей. Например, детей с негативным аффектом (избыточная возбудимость с реакцией гнева и раздражения в ответ на воздействие) относили к группе с дезорганизованной привязанностью, хотя данная особенность является врожденной и никак не связана с привязанностью. А детей с большей устойчивостью нервной системы (или даже с РАС, то есть с расстройством аутистического спектра) относили к группе с надежной привязанностью.

Джудит Рич Харрис (1938–2018), американская исследовательница в области психологии, в своей книге «Предположение о воспитании» высказала мнение, что теория привязанности излишне абсолютизирует фигуру матери. Согласно теории, у ребенка из детдома может быть только дезорганизованная привязанность, которую можно «исправить», если приемный родитель будет постоянно восполнять нехватку привязанности и насыщать ею ребенка. Джудит Харрис сама была мамой приемного ребенка и проводила много исследований в этой области. Она обнаружила, что дети из детского дома в некоторых случаях не показывали нарушений, потому что обладали очень устойчивой нервной системой и высоким уровнем рефлексии, при этом значимого взрослого в их жизни не было.

* * *

Тем не менее теория привязанности получила большое распространение, и именно этот подход сейчас доминирует в сфере родительско-детских отношений. Привязанность дает родителям ощущение контроля и безопасности: «Если я буду правильно любить, формировать надежную привязанность — у ребенка все будет хорошо». Однако не будем забывать, что здоровая привязанность — это не залог успеха, не панацея от ошибок и не дает никаких гарантий.

И все же в привязанности много преимуществ, она невидимой пуповиной связывает ребенка и взрослого, давая малышу все необходимое для роста, развития и, в конечном итоге, отделения от родителей. Именно здоровая привязанность помогает ребенку сепарироваться, то есть успешно отделиться от родителей и вступить в самостоятельную зрелость.

Мэри Эйнсворт и техника странной ситуации

Психолог развития Мэри Эйнсворт, ученица Джона Боулби, продолжила изучение развития привязанности у младенцев. Эйнсворт и ее коллеги создали лабораторный тест, измеряющий привязанность младенца к своему родителю. Тест называется Техника странной ситуации

, потому что он проводится в контексте, незнакомом ребенку, и, следовательно, может усилить потребность ребенка в родителях 9.0006 (Эйнсворт, 1979).

Во время процедуры, которая длится около 20 минут, родитель и младенец сначала остаются наедине, пока младенец исследует комнату, полную игрушек. Затем в комнату входит незнакомый взрослый и минуту разговаривает с родителем, после чего родитель выходит из комнаты. Незнакомец остается с младенцем на несколько минут, затем снова входит родитель, и незнакомец выходит из комнаты. В течение всего сеанса видеокамера записывает поведение ребенка, которое затем кодируется обученными кодерами. Исследователей особенно интересовало, как ребенок реагировал на то, что воспитатель уходил и возвращался в комнату, что называлось «воссоединением». В зависимости от поведения дети делятся на четыре группы, каждая из которых отражает свой тип отношений привязанности с опекуном. Один стиль является безопасным, а остальные три стиля называются небезопасными.

  • Ребенок с безопасным стилем привязанности обычно свободно исследует в присутствии опекуна и может общаться с незнакомцем. Обычно ребенок играет с игрушками и время от времени приносит одну из них воспитателю, чтобы показать и описать. Ребенок может быть расстроен уходом опекуна, но также рад его возвращению.
  • Ребенок с амбивалентным (иногда называемым резистентным) стилем привязанности настороженно относится к ситуации в целом, особенно к незнакомцу, и остается рядом или даже цепляется за воспитателя, а не исследует игрушки. Когда опекун уходит, ребенок крайне огорчен и амбивалентен, когда опекун возвращается. Ребенок может броситься к воспитателю, но его не утешить, когда его берут на руки. Ребенок может по-прежнему злиться и даже сопротивляться попыткам его успокоить.
  • Ребенок с избегающим типом привязанности будет избегать или игнорировать мать, проявляя мало эмоций, когда мать уходит или возвращается. Ребенок может убежать от матери при ее приближении. Ребенок не будет слишком много исследовать, независимо от того, кто там находится, и к незнакомцу будут относиться так же, как к матери.
  • Ребенок с дезорганизованной/дезориентированной привязанностью стилем , кажется, непоследовательно справляется со стрессом в незнакомой ситуации. Ребенок может плакать во время разлуки, но избегать матери, когда она возвращается, или ребенок может приблизиться к матери, но затем замереть или упасть на пол.

Насколько распространены стили привязанности среди детей в США? Подсчитано, что около 65 процентов детей в Соединенных Штатах имеют надежную привязанность. Двадцать процентов демонстрируют избегающий стиль, а от 10 до 15 процентов амбивалентны. Еще 5-10% можно охарактеризовать как дезорганизованные.

Были обнаружены некоторые культурные различия в стилях привязанности (Rothbaum, Weisz, Pott, Miyake, & Morelli, 2010). Например, немецкие родители ценят независимость, а японские матери обычно находятся рядом со своими детьми. В результате уровень ненадежно-избегающей привязанности выше в Германии, а ненадежно-резистентной привязанности выше в Японии. Однако эти различия скорее отражают культурные различия, чем реальную незащищенность (van Ijzendoorn and Sagi, 19).99).

Имейте в виду, что методы измерения стилей привязанности основаны на модели, отражающей ценности и интерпретацию среднего класса, американских ценностей. Новые методы оценки стилей привязанности включают использование техники Q-сортировки

, при которой на карточках записывается большое количество вариантов поведения, а наблюдатель сортирует карточки таким образом, чтобы отразить тип поведения, происходящего в ситуации (Уотерс , 1987) . В третьей версии метода Q-сортировки содержится 90 элементов, и примеры оцениваемого поведения включают:

  • Когда ребенок после игры возвращается к матери, он иногда капризничает без видимой причины.
  • Когда ребенок расстроен или ранен, он примет утешение от взрослых, кроме матери.
  • Ребенок часто обнимает или прижимается к матери без ее просьбы или приглашения ребенка сделать это
  • Когда ребенок расстроен уходом матери, он продолжает плакать или даже сердится после ее ухода.

Не менее двух исследователей наблюдают за ребенком и родителем дома в течение 1,5–2 часов за одно посещение. Обычно двух посещений достаточно для сбора адекватной информации. Родителя спрашивают, типично ли наблюдаемое поведение для ребенка. Эта информация используется для проверки достоверности классификаций странной ситуации в зависимости от возраста, культуры и клинической популяции.

Взаимодействие с опекунами и формирование привязанности: Большинство психологов, занимающихся вопросами развития, утверждают, что ребенок становится надежно привязанным при постоянном контакте с одним или несколькими опекунами, которые удовлетворяют физические и эмоциональные потребности ребенка отзывчивым и надлежащим образом. . Однако даже в культурах, где матери не разговаривают, не обнимают и не играют со своими младенцами, могут развиваться надежные привязанности (LeVine et. al., 1994).

Неуверенный амбивалентный стиль возникает, когда родитель нечувствителен и непоследовательно реагирует на потребности ребенка. Следовательно, младенец никогда не уверен, что мир заслуживает доверия или что он или она может положиться на других без некоторого беспокойства. Опекун, который недоступен, возможно, из-за напряженности в браке, злоупотребления психоактивными веществами или озабоченности работой, может послать ребенку сообщение о том, что он или она не может рассчитывать на удовлетворение своих потребностей. Младенец, который получает лишь эпизодическое внимание, когда испытывает дискомфорт, может не научиться успокаиваться. Ребенок может плакать, если его разлучить с опекуном, а также плакать по возвращении. Они ищут постоянное подтверждение, которое, кажется, никогда не развеивает их сомнения. Имейте в виду, что навязчивое поведение также может быть просто частью естественного характера или темперамента ребенка и не обязательно отражает какое-то родительское пренебрежение. Кроме того, опекун, который проявляет внимание к разочарованию ребенка, может помочь научить его быть спокойным и расслабляться.

неуверенный избегающий стиль отмечен неуверенностью, но этот стиль также характеризуется тенденцией избегать контакта с лицом, осуществляющим уход, и с другими людьми. Этот ребенок, возможно, усвоил, что потребности обычно остаются неудовлетворенными, и усвоил, что лицо, осуществляющее уход, не заботится о нем и что на него нельзя положиться в плане утешения, даже время от времени. Неуверенный в себе избегающий ребенок учится быть более независимым и отстраненным.

небезопасный дезорганизованный/дезориентированный стиль представляет собой наиболее ненадежный стиль привязанности и возникает, когда ребенок получает смешанные, запутанные и неуместные ответы от опекуна.

Например, мать, страдающая шизофренией, может смеяться, когда ребенку больно, или плакать, когда ребенок проявляет радость. Ребенок не учится интерпретировать эмоции или общаться с непредсказуемым опекуном. Этот тип привязанности также часто наблюдается у детей, подвергшихся насилию. Исследования показали, что жестокое обращение нарушает способность ребенка регулировать свои эмоции (Main & Solomon, 19 лет).90).

Caregiver Постоянство: Наличие постоянного опекуна может быть поставлено под угрозу, если за младенцем ухаживают в дневном стационаре с высокой текучестью персонала или если он находится в специализированном учреждении и получает лишь базовый физический уход. Младенцы, которые, возможно, из-за пребывания в детских домах с неадекватным уходом, не имели возможности привязаться в младенчестве, могут все же сформировать первоначальную надежную привязанность через несколько лет. Однако у них могут быть более эмоциональные проблемы, такие как депрессия, гнев или чрезмерное дружелюбие при взаимодействии с другими (O’Connor et. al., 2003).

Социальная депривация: Тяжелая депривация родительской привязанности может привести к серьезным проблемам. Согласно исследованиям детей, которым не была оказана теплая заботливая забота, у них могут наблюдаться задержки в развитии, отставание в развитии и расстройства привязанности (Bowlby, 1982). Неорганическая задержка развития — это диагноз для младенца, который не растет, не развивается или не набирает вес по графику . Кроме того, послеродовая депрессия может привести к тому, что даже благонамеренная мать будет пренебрегать своим ребенком.

Реактивное расстройство привязанности: Дети, которые испытывают социальное пренебрежение или депривацию, постоянно меняют основных опекунов, что ограничивает возможности для формирования стабильных привязанностей, или воспитываются в необычных условиях (например, в учреждениях), которые ограничивают возможности для формирования устойчивых привязанностей, безусловно, могут испытывать трудности формирование привязанностей. Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам, 5-е издание (Американская психиатрическая ассоциация, 2013 г.), 90 005 детей, переживающих ситуации, в которых пренебрегают, а также демонстрирующих явно нарушенное и неадекватное для развития поведение привязанности, такое как заторможенность и замкнутость, минимальная социальная и эмоциональная реактивность на других и ограниченный положительный эффект , может быть поставлен диагноз Реактивное расстройство привязанности. Это расстройство часто сопровождается задержкой развития, особенно в когнитивной и языковой областях. К счастью, у большинства безнадзорных детей не развивается реактивное расстройство привязанности, которое встречается менее чем у 10% таких детей. Качество заботливой среды после серьезного пренебрежения влияет на развитие этого расстройства.

Устойчивость: Способность преодолевать трудности и успешно адаптироваться — это Устойчивость. Даже маленькие дети могут проявлять сильную устойчивость к суровым обстоятельствам. Устойчивость можно отнести к определенным личностным факторам, таким как покладистый темперамент. Некоторые дети теплые, дружелюбные и отзывчивые, в то время как другие, как правило, более раздражительны, менее управляемы и трудны для утешения, и эти различия играют роль в привязанности (Gillath, Shaver, Baek, & Chun, 2008; Seifer, Schiller, Самерофф, Резник и Риордан, 1996). Можно с уверенностью сказать, что на привязанность, как и на большинство других процессов развития, влияет взаимодействие генетических факторов и факторов социализации.

Получение поддержки от других также способствует устойчивости. Позитивная и сильная группа поддержки может помочь родителю и ребенку построить прочный фундамент, предлагая помощь и положительное отношение к новорожденному и родителю. Для прямой проверки этой идеи голландский исследователь ван ден Боом (1994) случайным образом назначил матерей нескольких младенцев на тренинг, на котором они научились лучше реагировать на потребности своих детей. Исследование показало, что дети этих матерей с большей вероятностью демонстрируют безопасный стиль привязанности по сравнению с матерями из контрольной группы, которые не проходили обучение.

Теория и этапы Боулби и Эйнсворт

Знаете ли вы свой стиль привязанности?


Пройдите наш тест на привязанность и узнайте прямо сейчас – быстро, легко, бесплатно.

На этой странице вы найдете:
  • Основы теории привязанности
  • Система классификации навесного оборудования
  • Этапы крепления
  • Эмоциональные навыки, которые мы изучаем из приложения
  • Отношения с точки зрения привязанности
  • Краткий обзор наших рекомендаций по классификации навесного оборудования
  • Влияние на другие области и будущие направления

История теории привязанности

Теория привязанности обязана своим появлением прежде всего Джону Боулби (1907-1990).
Обученный психоанализу в 1930-х годах, Боулби не был полностью удовлетворен своей учебой. С его точки зрения, психоанализ слишком много внимания уделял нашему внутреннему миру и, следовательно, игнорировал среду, в которую мы погружены [1].

В первые годы своей карьеры Боулби работал в психиатрической больнице, так как он также изучал психологию развития и детскую психиатрию. Фактически, именно в этой больнице он нашел вдохновение для своей последующей новаторской работы над привязанностью.

Он заметил, что двое детей, находящихся под его опекой, демонстрируют заметные различия в поведении. Один ребенок был заметно далеким и бесчувственным, а другой постоянно находился рядом с ним — настолько, что другие стали называть ребенка «тенью» Боулби [1].


Боулби позже был наставником Мелани Кляйн, очень влиятельного человека в этой области, с которой он позже публично не согласился теоретически. В основе этого разногласия лежала вера Кляйн в то, что детские эмоциональные проблемы возникают исключительно из-за внутренних процессов. В отличие от этого убеждения, Боулби постулировал, что эмоциональные проблемы детей на самом деле возникают из-за того, как они взаимодействуют с окружающей средой во время взросления [1].

Основным аспектом более поздней карьеры Боулби было его внимание к проблемам разделения матери и ребенка. На него сильно повлияла работа Конрада Лоренца, которая показала, что привязанность является инстинктивной. Из теории Лоренца Боулби сделал вывод, что новорожденный ребенок нуждается в матери не только для еды, но и желает установления между ними связи между опекуном и ребенком [2]. Поэтому Боулби стремился понять, что произойдет с детьми, если эта насущная потребность не будет удовлетворена.


Теория привязанности Боулби

По сути, Теория привязанности Боулби утверждает, что связи привязанности являются врожденными [1]. Когда неотложная потребность ребенка в надежной связи привязанности не удовлетворяется, ребенок чувствует угрозу и реагирует соответствующим образом, например, плачет или зовет своего опекуна. Более того, если потребность в стабильной связи не удовлетворяется постоянно, у младенца могут развиться социальные, эмоциональные и даже когнитивные проблемы.

Эта потребность в привязанности стала катализатором нашего понимания человеческой природы, что привело к утверждению Роя Баумейстера и Марка Лири о том, что принадлежность — это важная человеческая потребность, такая же, как кров или вода [3].

Спектр тревожно-избегающего поведения

Из первых наблюдений Боулби за детьми с двумя весьма характерными формами поведения в психиатрической больнице возник спектр форм привязанности. Мы можем визуализировать этот спектр, содержащий тревогу привязанности с одной стороны и избегание привязанности с другой.

При определенных триггерах и последующем поведении человек может тяготеть к любой стороне спектра. Например, тревожный привязанник, который не получает известий от своего партнера в течение нескольких часов, скорее всего, спровоцирует поведение тревожной привязанности, такое как непрерывные текстовые сообщения или звонки своему партнеру. В этом случае они определенно продемонстрировали, что находятся на тревожной стороне спектра.

Однако, как вскоре выяснилось в результате исследований, этот тревожно-избегающий спектр не полностью объясняет поведенческие различия, наблюдаемые у детей. Некоторой информации все же не хватало. Давайте углубимся в дальнейшее развитие теории привязанности.


Эйнсворт и теория привязанности: странная ситуация

Мэри Эйнсворт (1913–1999) — считается вторым основателем области привязанности — способствовала развитию теории Боулби. Эйнсворт внесла решающий вклад в теорию привязанности с концепцией надежной базы [1]. По ее мнению, ребенок нуждается в установленной надежной базе или зависимости от своих опекунов, прежде чем рискнуть исследовать окружающий мир.

The Strange Situation , пожалуй, самый известный из основных вкладов Эйнсворт [4]. Исследование было разработано для изучения связи между привязанностью и исследованием младенцами своего окружения.

  • Дети в возрасте от 12 до 18 месяцев из выборки из 100 типичных американских семей наблюдались в странной ситуации.
  • Была оборудована небольшая комната с односторонним стеклянным окном, предназначенным для скрытого наблюдения за действиями ребенка. Комната была заполнена игрушками, и сначала там были только младенец и их мать.
  • Странная ситуация состояла из восьми этапов, каждый из которых длился примерно 3 минуты:
  1. Мать и младенец наедине.
  2. Незнакомец входит в комнату.
  3. Мать оставляет младенца и незнакомца наедине.
  4. Мать возвращается.
  5. Незнакомец уходит.
  6. Мать уходит, а ребенок остается один.
  7. Незнакомец возвращается.
  8. Мать возвращается, и незнакомец уходит.

Целью странной ситуации было наблюдение за исследовательским поведением младенца с матерью, в ее отсутствие, а также в присутствии незнакомца. Это был один из основных экспериментов по созданию системы классификации привязанностей. Это позволило провести различие между амбивалентным и отвергающим поведением ребенка при воссоединении с матерью [1,5].


Система классификации привязанностей

На основе странной ситуации Эйнсворт разработала классификацию странной ситуации (SSC) , которая является краеугольным камнем нашей сегодняшней классификации стилей привязанности. Эйнсворт различает три стиля привязанности:

Надежная – ребенок испытывает стресс при разлуке с матерью, но легко успокаивается и быстро возвращает свое позитивное отношение при воссоединении с ней.

Стойкий — ребенок проявляет сильное беспокойство, когда мать уходит, но сопротивляется контакту с ними при воссоединении.

Избегающий – ребенок не проявляет беспокойства при разлучении с матерью, а также не проявляет интереса к ее возвращению.

Добавление неорганизованного приложения

У Эйнсворт было несколько докторских диссертаций. с ней работали студенты, один из которых прославился своим значительным вкладом в теория привязанности .

А именно, Мэри Мейн наблюдала у одного младенца уникальное поведение: в момент, когда младенец испугался грома, он неожиданно побежал к экспериментатору, а не к собственной матери.

Основываясь на этом взаимодействии, Мейн решила сосредоточить свое исследование на выявлении специфического поведения, подобного этому, что привело к выявлению четвертого элемента в классификации привязанности: дезорганизованного стиля привязанности, который включает в себя как сопротивляющееся, так и отвергающее поведение [6, 7,8].

Спектр привязанности (рис. 1) возник благодаря вкладу Боулби и Эйнсворт в теорию.


Стадии привязанности

В 1960-х годах Рудольф Шаффер и Пегги Эмерсон определили, что человеческие социальные связи начинаются с рождения и что связь между младенцем и опекуном со временем только крепнет. Кроме того, стили привязанности также развиваются с течением времени, и это было проиллюстрировано четырьмя стадиями, которые Шаффер и Эмерсон выделили в 1919 году. 64 [9].

Их исследование было проведено таким образом, что младенцев опрашивали с их матерями каждые 4 недели в течение первого года после рождения, а затем еще раз в 18 месяцев. Их исследование привело к развитию следующих стадий:

Асоциальная стадия
0-6 недель. Младенцы не различают людей, хотя есть явное предпочтение людей над не-людьми. Младенцы привязываются ко всем, кто встречается им на пути.

Неизбирательная стадия
6 недель – 6 месяцев. Связи с их опекунами начинают крепнуть. Младенцы начинают отличать людей друг от друга, у них нет страха перед незнакомцами.

Специальный этап прикрепления
7+ месяцев. Это когда становится преобладающей тревога разлуки, особенно с их основными опекунами или близкими взрослыми. В этот момент у младенцев появляется чувство дистресса в окружении незнакомцев.

Стадия нескольких вложений
10+ месяцев. Привязанность к основному опекуну младенца становится еще сильнее. Младенец все больше заинтересован в создании связей с другими людьми, которые не являются его опекунами.


Обучение навыкам взаимоотношений на основе привязанности

Наши основные отношения привязанности, особенно на самых ранних этапах жизни, оказывают уникальное влияние на то, как мы будем вести другие отношения позже [10]. Важная роль этих отношений привязанности состоит в том, чтобы научить нас здоровой регуляции аффектов.

Регуляция аффекта или регуляция эмоций — это степень, в которой мы можем испытывать эмоции и обрабатывать их здоровым образом.

Регулирование эмоций особенно важно, когда мы сталкиваемся с негативным опытом. В младенчестве этот негативный опыт является ключевой возможностью для развития этого навыка. Также именно в эти моменты мы узнаем, как и в какой степени мы можем рассчитывать на поддержку наших опекунов [11]. Таким образом, если мы не чувствуем себя защищенными или понятыми нашими опекунами, это может научить нас тому, что они не являются надежным источником безопасности или любви.

Более того, мы учимся регуляции эмоций и навыкам взаимоотношений непосредственно через поведение наших опекунов. По сути, мы отражаем действия наших опекунов; например, если мы замечаем, что наши крики причиняют беспокойство тому, кто за нами ухаживает, мы в ответ чувствуем еще большее беспокойство [12]. Таким образом, младенец развивает чувство собственного достоинства, оценивая свое влияние на свое окружение. Если их опекуны постоянно реагируют на ребенка негативно или каким-то образом пренебрегают им, у ребенка разовьется искаженная версия себя и своей способности взаимодействовать с окружающей средой [12].


Отношения через призму теории привязанности

Сегодня теория привязанности регулярно применяется к огромному количеству отношений, но так было не всегда. В 1980-х Синди Хазан и Филип Шейвер представили свои взгляды на привязанность, утверждая, что их система классификации может быть применена к романтическим отношениям, а также к оригинальному формату «опекун-ребенок» [10]. Их аргумент основывался на предпосылке, что отношения/любовь принимают множество форм и форм, и обычно следует реакция привязанности.

Имея в виду эту перспективу, мы можем начать понимать, что привязанность не является статическим аспектом нас самих – она колеблется в зависимости от конкретных отношений и ситуации. Хотя мы впервые сталкиваемся с отношениями привязанности при рождении, с нашими опекунами, это не единственные отношения, которые будут влиять на то, как мы относимся к другим. С самого детства самые близкие нам люди играют важную роль в нашем развитии.

Что такое облигация привязанности?

Связь привязанности — это связь, которую мы устанавливаем с самыми близкими людьми в нашей жизни, как правило, с нашими опекунами, близкими родственниками или близкими партнерами.

Таким образом, не во всех наших отношениях будет привязанность. Вместо этого эти связи формируются в отношениях с людьми, в которых мы нуждаемся, такими как те, которые удовлетворяют основные физические потребности (например, в еде и крове) или эмоциональные потребности (например, потребность в принадлежности).

Узы привязанности или фигуры привязанности — это связи, отсутствие которых причиняет нам больше всего страданий. По этой причине потеря связи привязанности является очень неприятным опытом, который обычно сопровождается беспокойством и печалью.

Однако потеря может ощущаться по-разному в зависимости от типа сложившихся отношений и связи. С другой стороны, воссоединение с объектом привязанности после некоторого времени разлуки может принести огромное счастье и радость и даже чувство облегчения.


Наша классификация привязанности

С момента появления теории привязанности известными профессионалами было проведено и опубликовано огромное количество исследований и исследований. В The Attachment Project мы стремимся быть в курсе этой работы и самых последних открытий в этой области и использовать их для предоставления нам научно и теоретически достоверной информации.

Сказав это и признав эволюцию теории привязанности, мы оставим вам очень краткий обзор классификации привязанности, как мы ее понимаем, полностью основанный на предыдущей работе и исследованиях:

Безопасная привязанность

Безопасная привязанность привязанность характерна для людей, легко доверяющих другим. Эти люди настроены на свои собственные эмоции и могут легко настроиться на эмоции других. Им комфортно в интимной близости, и они могут легко выражать свои мысли и чувства.

Надежная привязанность характеризуется способностью:

  • спокойно разрешать конфликты
  • Чувствовать себя комфортно как в отношениях, так и наедине с собой
  • Отличать мысли от чувств
  • Поддерживать уравновешенное чувство собственного достоинства и уверенности
Условия надежной привязанности

Недавно в исследовании, посвященном изучению надежной привязанности, были определены условия, необходимые для воспитания надежно привязанного ребенка [13].

Если эти условия не выполняются, вероятно развитие ненадежного стиля привязанности. Пять условий надежной привязанности следующие:

  • Ребенок чувствует себя в безопасности.
  • Ребенок чувствует себя замеченным и известным.
  • Ребенок чувствует комфорт, успокаивает и успокаивает.
  • Ребенок чувствует, что его ценят.
  • Ребенок чувствует поддержку в исследованиях.

С другой стороны, следующие переживания могут привести к формированию в детстве ненадежной привязанности:

  • Ощущение несоответствия: Ребенок чувствует непоследовательность в том, удовлетворяются ли его потребности. Это несоответствие может сбить с толку ребенка, который будет чувствовать, что его опекуны в конечном счете ненадежны.
  • Чувствовал отвержение или пренебрежение: Даже если опекуны не делают этого намеренно или сознательно, ребенок чувствует, что его потребности, особенно эмоциональные потребности, не удовлетворяются. Они могут чувствовать, что их не ценят и не понимают такими, какие они есть.
  • Чувство страха: Чувство страха может возникнуть в действительно вызывающих тревогу ситуациях, таких как травмирующее событие. Однако чувство страха также возникает из-за, казалось бы, простых ситуаций, которые вызывают чувство отверженности, пренебрежения или приводят к чувству нелюбви.

Тревожная привязанность

Тревожная привязанность (или озабоченность) часто может быть выявлена ​​у людей со сверхчувствительной нервной системой. Эти люди могут бороться с гиперактивацией эмоций, а также с повышенной бдительностью в отношении того, что что-то идет не так. Самое страшное, что они могут себе представить, это быть брошенными своими близкими.

Скорее всего, их тревога привязанности связана с непоследовательным родителем, который временами был бы внимательным, а в другое время сбитым с толку.

Основными признаками тревожной привязанности являются следующие:

  • Катастрофическое мышление, такое как представление о том, что все очень легко идет не так, как надо
  • Положительный взгляд на других, но негативный взгляд на себя
  • Прилагать большие усилия к отношениям, вплоть до самопожертвования
  • Огромные трудности с получением критики и отказа
Избегающая привязанность

Избегающая привязанность (или пренебрежение) часто присутствует у людей, которые склонны преуменьшать свои эмоции или полностью игнорировать их. Эти люди, как правило, очень независимы и самостоятельны, и их наибольшим страхом обычно является близость и уязвимость.

Этот стиль привязанности имеет тенденцию развиваться, когда опекуны не были эмоционально настроены на своего ребенка или вообще были эмоционально отстранены.

Основные признаки избегающего привязанности:

  • Трудно найти поддержку и признать, что им нужна помощь
  • Крайняя уверенность в себе и независимость
  • Тенденция иметь положительное отношение к себе, но негативное или критическое отношение к другим
  • Сохранение или увеличение дистанции, когда другие пытаются установить эмоциональную связь
Дезорганизованная привязанность

Дезорганизованная привязанность (или боязливо-избегающая) обычно выявляется у лиц, переживших детскую травму или жестокое обращение. [8]. Неорганизованный стиль привязанности характеризуется демонстрацией непоследовательного поведения и трудностями в доверии другим.

Этот стиль развивается у детей, чьи опекуны были источником предполагаемого страха, а не безопасности и связи.

Дезорганизованную привязанность можно определить по:

  • Непоследовательность и непредсказуемость
  • Колебания между избегающим и тревожным поведением
  • Их опекун или их основной источник безопасности в младенчестве также был их основным источником страха
  • Борется с близостью и доверием к другим

Тест на стиль привязанности

Возможно, вы уже встречали на нашем веб-сайте тест на стиль привязанности — это наш предпочтительный метод индивидуальной оценки стилей привязанности. Опросник «Опыт близких отношений — структуры отношений» (ECR-RS) был первоначально разработан Р. Крисом Фрэли и прошел научную проверку и проверку [14,15].

Тест бесплатный и простой, и вы можете узнать свой стиль привязанности всего за 5 минут.
Существуют и другие альтернативные варианты оценки, которые вы можете выбрать, о которых мы рассказали в нашем блоге, посвященном часто используемым тестам на стиль привязанности. Одним из таких рекомендуемых измерений является опрос о привязанности взрослых (AAI), который должен проводиться обученным профессионалом. Если вы хотите глубже изучить свой стиль привязанности, мы предлагаем принести материалы с нашего веб-сайта (результаты вашего теста и любые соответствующие статьи) практикующему психиатру.

Узнайте свой стиль привязанности всего за 5 минут.


Получите отчет прямо сейчас. Совершенно бесплатно!

Влияние и будущие направления

Теория привязанности повлияла на психопатологию развития, особенно на исследование семейных отношений и даже межкультурных аспектов привязанности [1].

В проекте «Привязанность» мы стремимся повысить осведомленность о психическом здоровье, информируя нашу аудиторию о множественном влиянии привязанности на различные сферы жизни.

Например, растет число работ, посвященных взаимосвязи между организационной психологией и психологией теории привязанности [20], и это направление исследований касается того, как привязанность влияет на наше поведение и эмоции на рабочем месте. Более того, существует множество связей между привязанностью и рядом проблем психического здоровья, таких как расстройства пищевого поведения, зависимость, СДВГ, РАС и проблемы с развитием речи.

Еще одна интересная связь обнаруживается между привязанностью и ранними дезадаптивными схемами. В двух словах, дезадаптивные схемы — это ограничивающие убеждения, которые формируются на основе повторяющихся паттернов травм в раннем детстве. И последнее, но не менее важное: привязанность оказывает глубокое влияние на многие аспекты наших личных отношений, такие как ревность, одиночество и сострадание.

Мы стремимся продолжать исследовать эту область, чтобы помочь вам, нашим читателям, узнать больше о себе и получить необходимые знания для построения отношений и жизни, которых вы действительно хотите и заслуживаете.

Хотите узнать больше о своем стиле привязанности?

Получите цифровую рабочую тетрадь по стилю привязанности , чтобы глубже понять…

  • развитие вашего стиля привязанности
  • как это влияет на различные аспекты вашей повседневной жизни, такие как самооценка, романтические отношения, сексуальная жизнь, дружба, карьера и родительские навыки
  • как вы можете использовать сверхспособности, связанные с вашим стилем привязанности
  • как начать развивать надежную привязанность
  • и более…

Купить сейчас

[1] Bretherton, I. (1992). Истоки теории привязанности: Джон Боулби и Мэри Эйнсворт. Психология развития, 28 (5), 759–775.
[2] Боулби, Дж. (1982). Привязанность и потеря: ретроспектива и перспектива. Американский журнал ортопсихиатрии, 52 (4), 664–678.
[3] Baumeister, RF, & Leary, MR (1995). Потребность в принадлежности: желание межличностных привязанностей как фундаментальная человеческая мотивация. Психологический бюллетень, 117 (3), 497–529.
[4] Ainsworth, M.D.S., Wittig, B.A. (1969). Привязанность и исследовательское поведение годовалых детей в незнакомой ситуации. В BM Foss (Ed.), Детерминанты детского поведения (Том 4, стр. 113-136). Лондон: Метуэн.
[5] Эйнсворт, M.D.S., Блехар, M.C., Уотерс, Э., Уолл, С. (1978). Паттерны привязанности: психологическое исследование странной ситуации. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum
[6] Main, M. & Weston, DR. (1981) Качество отношений малыша с матерью и отцом: связанные с конфликтным поведением и готовностью устанавливать новые отношения. Развитие ребенка, 52 (3), 932–40.
[7] Мейн, М. (1999) Дезорганизованная привязанность в младенчестве, детстве и взрослой жизни: введение в явления. Неопубликованная рукопись, личный архив Мэри Мейн и Эрика Хессе; Хинде, Р. (1966, 1970) Поведение животных, 2-е изд. Нью-Йорк: Макгроу.
[8] Мейн, М. и Соломон, Дж. (1986) Открытие нового, небезопасно-дезорганизованного/дезориентированного паттерна привязанности. В М. Йогман и Т.Б. Бразелтон (редакторы) Аффективное развитие в младенчестве (стр. 95–124). Норвуд, Нью-Джерси.
[9] Schaffer, H.R., Emerson, P.E. (1964). Развитие социальных привязанностей в младенчестве. Монография Общества исследований детского развития, 29(3), 1-77.
[10] Хазан, К., и Шейвер, П. (1987). Романтическая любовь, концептуализированная как процесс привязанности. Журнал личности и социальной психологии, 52 (3), 511–524.
[11] Buckholdt, K.E., Parra, G.R., Jobe-Shields, L. (2013). Межпоколенческая передача эмоциональной дисрегуляции посредством родительской инвалидации эмоций: последствия интернализирующего и экстернализирующего поведения подростков. Журнал детских и семейных исследований, 23, 324-332.
[12] Винникотт, Д.В. (1971). Зеркальная роль матери и семьи в развитии ребенка. Глава 9 в Winnicott, D.W. (ред.) Игра и реальность. Публикации Тавистока.
[13] Браун, Д. П., и Эллиот, Д. С. (2016). Нарушения привязанности у взрослых: комплексное лечение. WW Нортон и Ко
[14] Fraley, R.C., Heffernan, M.E., Vicary, A.M., & Brumbaugh, C.C. (2011). Опросник «Опыт близких отношений — структуры отношений»: метод оценки ориентации привязанности в отношениях. Психологическая оценка, 23 (3), 615–625.
[15] Fraley, R.C., Niedenthal, P.M., Marks, M.J., Brumbaugh, C.C., & Vicary, A. (2006). Привязанность взрослых и восприятие эмоциональных выражений: исследование стратегий гиперактивации, лежащих в основе тревожной привязанности. Журнал личности, 74, 1163–119.0.
[16] Келлер, Х. (2018). Заявление об универсальности теории привязанности: социально-эмоциональное развитие детей в разных культурах. ПНАС, 115(45), 11414-11419.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *