Матвей чье имя: что значит это имя, и как оно влияет на характер и судьбу человека

Матвей чье имя: что значит это имя, и как оно влияет на характер и судьбу человека

ТОХМ / Новости

Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06

Новости / Сибирский импрессионист Матвей Горбатенко

07.08.2020

Сын батрака, а впоследствии круглый сирота и детдомовец, он сумел стать выдающимся живописцем, чье имя увековечено в энциклопедии «Лучшие люди России». Сегодня – день рождения Матвея Федоровича Горбатенко (1918-2006).

Он родился на Смоленщине, в деревне Большие Дубравки. Семья жила крайне бедно, а когда Матвею исполнилось пять лет, и вовсе лишилась кормильца.

Вслед за ним умерла и мать. Мальчика отправили в дом для сирот в Московской области, где будущий художник получил не только полноценное 9–летнее образование, но и достойную нравственную закалку от преподавателей-большевиков. Матвей Федорович позже вспоминал, что учителя формировали у воспитанников справедливость, совесть, нетерпимость к подлости и хамству.

В 17 лет Горбатенко начал самостоятельную взрослую жизнь. Переехал в Сибирь, выучился на бухгалтера, а в конце 1930-х годов освоил профессию учителя рисования и черчения в поселке Макарак Новосибирской области. Он уже твердо знал, чем хочет заниматься в жизни и заочно учился на курсах живописи, которые окончил в 1941 году.

Великая Отечественная война надолго нарушила его планы, вчерашний учитель стал солдатом и вернулся к профессии художника только после Победы, уже совсем взрослым мужчиной. Именно тогда он переехал в Томск. Настоящее признание пришло к Матвею Федоровичу почти в 40 лет после представления  картины

«Их судьбы» (1957 год). Успех полотна с изображением Ленина, занимавшегося устройством беспризорников, был большой. Репродукцию произведения печатали в журналах, газетах, на плакатах и календарях, целый выпуск киножурнала посвятили картине томского художника.

Сам Горбатенко в 1957 году был избран Председателем Томской организации Союза художников, а после — депутатом горсовета. Матвей Федорович был очень трудолюбив, создавал тематические композиции, пейзажи, портреты, натюрморты, участвовал во многих выставках, проводил персональные. С 1960-х годов он «заболел» романтикой советского освоения нефтяного Севера, писал буровиков, геологов, местные пейзажи, наблюдал строительство Нефтеграда-Стрежевого. В этот период у него уже сложился собственный стиль, художника стали называть «сибирским импрессионистом».

Матвей Федорович прожил долгую жизнь и занимался творчеством до самого конца, готовился к персональной выставке в Томском художественном музее, посвященной его 90-летию. Судьба художника не выдалась легкой, особенно тяжело ему пришлось после трагической гибели сына, но он всегда находил в себе силы идти дальше, развиваться, ездить на пленэры, оттачивать метод. А самое главное – он не утратил особое умение «писать душой», видеть красоту вокруг, кистью и красками выражать нечто, глубоко личное, выводить зрителя на эмоции. В своих работах он иногда возвращался к давно пережитому, но на каком-то более высоком, тонком, уровне.

Так, уже весьма пожилым человеком он вновь обратился к больной для него теме сиротства, написав картину «Дом малютки. Дорога к безвинному одиночеству». Это удивительное по силе произведение хранится в фондах нашего музея. Удивительна работа тем, что это пейзаж, мы не видим вокруг никаких людей, однако произведение оставляет глубоко драматичное впечатление. В 82 года он создал

«Штурм Днепра», и это полотно «зашкаливает» по уровню тревоги, хотя на картине ничего, казалось бы, не происходит – бойцы просто ждут решающего сигнала.

Некогда творчество Матвея Горбатенко было очень популярно, его работы хранятся в ряде музеев мира, однако сейчас многие современники не знают его имени, и это несправедливо.

В творчестве Матвея Федоровича много философии, смысла, высокого мастерства. В день рождения живописца представляем вашему вниманию работы из коллекции нашего музея. Уверены, что они найдут отклик в каждой душе, любящей искусство.

Материал подготовила Татьяна Листкова.


М. Ф. Горбатенко. К дальним буровым. 1972-1974. Холст, масло

М. Ф. Горбатенко. Томские терема. 2002. Холст, масло

М. Ф. Горбатенко. Дом малютки. Дорога к безвинному одиночеству. 1992. Холст, масло

М. Ф. Горбатенко. Штурм Днепра. 2000. Холст, масло

Поделиться с друзьями:

УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.

Карта сайта

Карта сайта
  1. Главная
  2. События
  3. Карта сайта

Подразделы

  • Выставки
  • Концерты
  • Лекции
  • Новости
  • Творческие занятия
  • Главная
  • Коллекции
    • Аксессуары и украшения
    • Открытки
    • Археологическая коллекция
    • Бытовой металл
    • Естественно-научная коллекция
    • Музыкальные инструменты и звуковоспроизводящие механизмы
    • Золотые находки археологов
    • Стекло
    • Фарфор и фаянс
    • Фонд изобразительных материалов
    • Фонд М. А.Шолохова
    • Фонд М.Б.Грекова
    • Фотофонд
    • Этнография народов Дона
    • Палеонтология
    • Письменные источники
    • Оружие
    • Нумизматика
  • О музее
  • Посетителям
  • Выставки
  • События
  • Афиша
    • Выставки
    • Концерты
    • Лекции
    • Новости
    • Творческие занятия
  • Контакты
  • Купить билет

Матвей Черри — SIDEWALKKILLA

Матвей Черри

Художник

Матвей Черри — многопрофильный художник, в настоящее время проживающий в Нью-Йорке. Он работает с различными медиа, включая музыку, перформанс, видео и текст. Матвей родом из России и является активным участником андеграундной музыкальной сцены.

ПРОЧИТАТЬ БИОГРАФИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ

УЗНАТЬ

THE CAKE BOYS «БЕРЕТ ТОРТ» ФИНАЛ

«Ночные рубашки» Саши Велюр возвращаются

Фильмы с Матвеем Черри: Гарри и Меган

10-летний юбилей The Spectrum Party

Оперативная группа и Retro Factory собирают 20 тысяч долларов на борьбу с насильственной риторикой и анти-ЛГБТК-законодательством

Ежемесячная коробка Balingbayan от Digna приносит филиппинский драг-бросок в «Адскую кухню»0043

Матвей Черри делает обзор Гарри и Меган от Netflix.

  • Матвей Черри рецензирует фильм «Поезд-пуля» с Брэдом Питтом в главной роли и недоумевает, как любимый актер согласился на это.

  • Матвей Черри берет интервью у восходящего музыканта-эклектика.

  • «По словам База Лурмана, Элвиса убили не таблетки, не полковник Паркер, не время, а его вечный антагонист — любовь».

  • Третья часть «Фантастических тварей» (из запланированных пяти), основанная на книгах Дж. К. Роулинг, является оскорблением интеллектуального достоинства.

  • Матвей Черри рассказывает о кинокарьере звезды «Матрицы».

  • Матвей Черри объясняет, почему Адам Драйвер, скорее всего, будет номинирован на «Оскар» в 2022 году.

  • Матвей Вишня рисует фильмографический портрет звезды нашего времени.

  • Биографическая драма взросления Паоло Соррентино, основанная на жизни режиссера, получившего премию Оскар.

  • Документальный фильм Тодда Хейнса об американской рок-группе, созданной в Нью-Йорке в 1964 году.

  • Истории любви Матвея Вишни.

    • Матвей Черри делает обзор Гарри и Меган от Netflix.

    • Матвей Черри рецензирует фильм «Поезд-пуля» с Брэдом Питтом в главной роли и недоумевает, как любимый актер согласился на это.

    • Матвей Черри берет интервью у набирающего популярность эклектичного музыканта.

    • «По словам База Лурмана, Элвиса убили не таблетки, не полковник Паркер, не время, а его вечный антагонист — любовь».

    • Третья часть «Фантастических тварей» (из запланированных пяти), основанная на книгах Дж. К. Роулинг, является оскорблением интеллектуального достоинства.

    • Матвей Черри рассказывает о кинокарьере звезды «Матрицы».

    • Matvey Cherry explains why Adam Driver will likely be Oscar-nominated in 2022.

    • Matvey Cherry paints a filmography portrait of the star of our раз.

    • Биографическая драма о совершеннолетии Паоло Соррентино, основанная на жизни режиссера, получившего премию Оскар.

    • A Todd Haynes documentary about an American rock band formed in NYC in 1964.

    • Love stories by Matvey Cherry.

    Как художник Матвей Шапиро строит детский игровой домик в Ереване

    В конце 2022 года художник из Москвы Матвей Шапиро начал собирать по улицам Еревана бесхозные доски, чтобы построить из них домик для игр для детей. Сейчас дом готов и вот-вот будет установлен во дворе в центре Еревана. Мы встретились с Матвеем в мастерской, чтобы посмотреть, как он строит свой удивительный объект, и послушать рассказ о необычном вмешательстве в городские будни армянской столицы.

    Меня зовут Матвей, я деятель — делаю разные вещи из найденных предметов, занимаюсь печатной графикой. Первый раз я был в Ереване в марте 2022 года: так получилось, что меня пригласили в ТУМО, где в рамках курса Print Mafia я преподавал коллаж. Потом я был здесь летом, а последний раз был в Ереване два с половиной месяца назад. Я гулял по улицам с другом и его трехлетним сыном и заметил, что детские площадки в Ереване совсем мертвы. Я подумал, что было бы здорово сделать здесь что-то такое, что будет полезно для детей. А я уже строил в городе самовольно, по собственной инициативе, и хорошо понимаю этот процесс.

    Дом сам по себе интересная штука, к тому же мне показалось, что здесь будет проще договориться с местными и сделать здание органичным. Так совпало, что инструменты тоже попали ко мне, так что обязательно нужно было что-то начинать, руки чесались. Ходил и искал доски, поначалу было проблематично, потому что и в Ереване, и вообще в Армении дрова дорогие, а то, что выбрасывается, идет на дрова. Постепенно, не спеша, я что-то собирал и видел, как возле KFC разгружали новое оборудование. Я попросил у владельцев два поддона и превратил эти поддоны в раму, это было хорошее начало.

    Сначала я думал, что сделаю самую простую конструкцию: один этаж под треугольной крышей. Но в процессе понял, что нужна более интересная приманка для детей, с лестницей наверх, на второй этаж-чердак. Парадокс в том, что чердак — для совсем маленьких, двух-трехлетних, но в то же время смелых. Имелись поручни, чтобы было легче подниматься. Трехлетний сын моего друга все тестировал, а я проверял на нем, как сделать конструкцию удобнее и безопаснее, следил за его движениями. И так я понял какие дополнения и преобразования нужны. В итоге решил поставить стол со стульями на первом этаже, чтобы была возможность потусить внутри, посидеть, разложить что-нибудь на столе. Были еще отверстия от гвоздей, которые я просверлил вручную, чтобы не повредить поддоны. На эти дыры приятно смотреть. Потом я что-то нарисовал: у меня такой подход, что я рисую, а потом шлифую, чтобы выглядело более архаично и естественно. Правда, лаком придется покрывать, это скорее из-за влияния погоды. Также будет добавлена ​​металлическая основа, несмотря на то, что дом устойчивый и тяжелый, обязательно найдется желающий перевернуть всю конструкцию. Весь процесс занял у меня чуть больше месяца.

    Я пришел во двор на Абовяна, где много местных, которые гуляют с детьми. И мы с друзьями обсуждали с ними идею дома. Сказали, хорошо, нам все нравится. В общем, все местные — от прохожих до сотрудников строительного магазина — отнеслись весьма одобрительно и включились в историю — как минимум сопереживали. Я думаю, что мой дом уже имеет какую-то очень разрекламированную защиту.

    Даже если будет какое-то сопротивление установке на месте, я могу все разобрать и сжечь. В последние годы у меня именно такое отношение к своей работе, с тех пор как я начал делать ту работу, которую отдаю на улицу. Мне нравится, что на эти объекты никто не может претендовать и они могут жить сами по себе, даже если их разрушить и разобрать.

    Конечно, всегда есть эстетический момент, связанный со вкусом: мне нравится цвет, мне не нравится композиционное решение, но это все сверхсубъективные и второстепенные вещи, о которых я вообще не думаю. Однако всегда есть очень интересный момент: так бывает, когда люди получают что-то в сыром виде. Не то чтобы реклама, а — хоп, и несмотря ни на что, эта штука появляется. И мне очень нравится смотреть на реакцию людей, что у них в головах работает. В Москве я часто это наблюдал: были гастроли моей работы, и мне нравилось наблюдать за ней со стороны, как будто я не имею к объекту никакого отношения. Мне всегда очень интересно.

    А дом — это всего лишь детская постройка, которая не несет в себе сверхсмыслов и идея всем понятна. Мне кажется, что моя идея близка местным жителям, ведь здесь так любят народную архитектуру. Я общался с дружественным архитектурным бюро, там мне сказали, что любят строить что-то самовольное на детских площадках.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *