Марк в православии: его эпоха и наша эпоха / Православие.Ru

Марк в православии: его эпоха и наша эпоха / Православие.Ru

Апостол от 70-ти Марк Евангелист, Александрийский, епископ

Жизнь и тру­ды апо­сто­лов – Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Марк

Краткое житие апостола и евангелиста Марка

Ро­дил­ся в Иеру­са­ли­ме, пле­мян­ник апо­сто­ла Вар­на­вы. В ночь крест­ных стра­да­ний Хри­ста он сле­до­вал за Ним (Мр.14:51-52). Уче­ник апо­сто­ла Пет­ра. Ос­но­вал Цер­ковь в Егип­те, был пер­вым епи­ско­пом в Алек­сан­дрии. Здесь по­ло­жил на­ча­ло хри­сти­ан­ско­му учи­ли­щу. С про­по­ве­дью Еван­ге­лия пу­те­ше­ство­вал в Ли­вии, Нек­то­по­ле, по­се­тил внут­рен­ние об­ла­сти Аф­ри­ки. По­се­тил апо­сто­ла Пав­ла в Ри­ме, где он на­хо­дил­ся в узах. По пре­да­нию, здесь апо­стол Марк на­пи­сал Еван­ге­лие для уве­ро­вав­ших языч­ни­ков.

Древ­ние цер­ков­ные пи­са­те­ли сви­де­тель­ству­ют, что Еван­ге­лие по Мар­ку яв­ля­ет­ся крат­кой за­пи­сью про­по­ве­ди и рас­ска­зов апо­сто­ла Пет­ра. Вер­нув­шись в Алек­сан­дрию, апо­стол укреп­лял ве­ру­ю­щих, про­ти­во­дей­ствуя языч­ни­кам, что воз­бу­ди­ло их нена­висть. Свя­той Марк, пред­ви­дя свой ко­нец, по­спе­шил оста­вить по­сле се­бя пре­ем­ни­ков – епи­ско­па Ана­нию и трех пре­сви­те­ров. Вско­ре языч­ни­ки на­па­ли на апо­сто­ла во вре­мя бо­го­слу­же­ния, из­би­ли его, про­во­лок­ли по ули­цам го­ро­да и бро­си­ли в тем­ни­цу. Но­чью ему явил­ся Спа­си­тель и во­оду­ше­вил его.

На­ут­ро тол­па языч­ни­ков сно­ва вар­вар­ски по­влек­ла апо­сто­ла Мар­ка в су­ди­ли­ще, но по до­ро­ге св. Еван­ге­лист скон­чал­ся со сло­ва­ми: «В ру­ки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой».

Полное житие апостола и евангелиста Марка

Свя­той апо­стол и Еван­ге­лист Марк, на­зы­ва­е­мый так­же Иоанн-Марк (Деян.12:12), апо­стол от 70-ти, пле­мян­ник апо­сто­ла Вар­на­вы (па­мять 11 июня), ро­дил­ся в Иеру­са­ли­ме. Дом его ма­те­ри Ма­рии при­мы­кал к Геф­си­ман­ско­му са­ду. Как го­во­рит цер­ков­ное пре­да­ние, в ночь Крест­ных стра­да­ний Хри­ста он сле­до­вал за Ним, за­вер­нув­шись в плащ, и убе­жал от схва­тив­ших его во­и­нов (Мк.14:51-52). По­сле Воз­не­се­ния Гос­под­ня дом ма­те­ри свя­то­го Мар­ка стал ме­стом мо­лит­вен­ных со­бра­ний хри­сти­ан и при­ста­ни­щем для неко­то­рых из апо­сто­лов (Деян. 12:12).

Свя­той Марк был бли­жай­шим спо­движ­ни­ком апо­сто­лов Пет­ра, Пав­ла (об­щая па­мять 29 июня) и Вар­на­вы. Вме­сте с апо­сто­ла­ми Пав­лом и Вар­на­вой свя­той Марк был в Селев­кии, от­ту­да от­пра­вил­ся на ост­ров Кипр и про­шел его весь с во­сто­ка на за­пад. В го­ро­де Па­фе свя­той Марк был сви­де­те­лем то­го, как апо­стол Па­вел по­ра­зил сле­по­той волх­ва Ели­ма (Деян.13,6-12).

По­сле тру­дов с апо­сто­лом Пав­лом свя­той Марк вер­нул­ся в Иеру­са­лим, а за­тем вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром по­бы­вал в Ри­ме, от­ку­да по его по­ве­ле­нию от­пра­вил­ся в Еги­пет, где ос­но­вал Цер­ковь.

Во вре­мя вто­ро­го бла­го­вест­ни­че­ско­го пу­те­ше­ствия апо­сто­ла Пав­ла свя­той Марк встре­тил­ся с ним в Ан­тио­хии. От­ту­да он от­пра­вил­ся на про­по­ведь с апо­сто­лом Вар­на­вой на Кипр, а за­тем опять ушел в Еги­пет, где вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром ос­но­вал мно­го Церк­вей, в том чис­ле в Ва­ви­лоне. Из это­го го­ро­да апо­стол Петр на­пра­вил по­сла­ние ма­ло­азий­ским хри­сти­а­нам, в ко­то­ром с лю­бо­вью от­зы­вал­ся о свя­том Мар­ке, сво­ем ду­хов­ном сыне (1Пет. 5,13).

Ко­гда апо­стол Па­вел на­хо­дил­ся в узах в Ри­ме, апо­стол Марк был в Ефе­се, где ка­фед­ру за­ни­мал свя­ти­тель Ти­мо­фей (па­мять 4 ян­ва­ря). Вме­сте с ним апо­стол Марк при­был в Рим. Там он и на­пи­сал свя­тое Еван­ге­лие (ок. 62–63).

Из Ри­ма свя­той Марк сно­ва уда­лил­ся в Еги­пет и в Алек­сан­дрии по­ло­жил на­ча­ло хри­сти­ан­ско­му учи­ли­щу, из ко­то­ро­го впо­след­ствии вы­шли та­кие зна­ме­ни­тые от­цы и учи­те­ли Церк­ви, как Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, свя­ти­тель Ди­о­ни­сий (5 ок­тяб­ря), свя­ти­тель Гри­го­рий Чу­до­тво­рец (па­мять 5 но­яб­ря) и дру­гие. Рев­нуя о устро­е­нии цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния, свя­той апо­стол Марк со­ста­вил чин ли­тур­гии для алек­сан­дрий­ских хри­сти­ан.

За­тем свя­той Марк с про­по­ве­дью Еван­ге­лия по­се­тил внут­рен­ние об­ла­сти Аф­ри­ки, был в Ли­вии, Нек­то­по­ле.

Во вре­мя этих пу­те­ше­ствий свя­той Марк по­лу­чил по­ве­ле­ние от Ду­ха Свя­то­го вновь ид­ти в Алек­сан­дрию для про­по­ве­ди и про­ти­во­дей­ствия языч­ни­кам. Там он по­се­лил­ся в до­ме са­пож­ни­ка Ана­нии, ко­то­ро­му ис­це­лил боль­ную ру­ку. Са­пож­ник с ра­до­стью при­нял свя­то­го апо­сто­ла, с ве­рой вни­мал его по­вест­во­ва­ни­ям о Хри­сте и при­нял Кре­ще­ние. Вслед за Ана­ни­ей кре­сти­лись мно­гие жи­те­ли той ча­сти го­ро­да, где он жил. Это воз­бу­ди­ло нена­висть языч­ни­ков, и они со­би­ра­лись убить свя­то­го Мар­ка. Узнав об этом, свя­той апо­стол по­ста­вил Ана­нию епи­ско­пом, а трех хри­сти­ан: Мал­ка, Са­ви­на и Кер­ди­на – пре­сви­те­ра­ми.

Языч­ни­ки на­па­ли на свя­то­го Мар­ка, ко­гда апо­стол со­вер­шал бо­го­слу­же­ние. Его из­би­ли, во­лок­ли по ули­цам го­ро­да и бро­си­ли в тем­ни­цу. Там свя­той Марк удо­сто­ил­ся ви­де­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый укре­пил его пе­ред стра­да­ни­я­ми. На сле­ду­ю­щий день разъ­ярен­ная тол­па сно­ва по­влек­ла свя­то­го апо­сто­ла по ули­цам го­ро­да на су­ди­ли­ще, но по до­ро­ге свя­той Марк скон­чал­ся со сло­ва­ми: «В ру­ки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой».

Языч­ни­ки хо­те­ли сжечь те­ло свя­то­го апо­сто­ла. Но ко­гда раз­ве­ли ко­стер, все по­мерк­ло, раз­дал­ся гром и про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние. Языч­ни­ки в стра­хе раз­бе­жа­лись, а хри­сти­ане взя­ли те­ло свя­то­го апо­сто­ла и по­греб­ли его в ка­мен­ной гроб­ни­це. Это бы­ло 4 ап­ре­ля 63 го­да. Па­мять его Цер­ковь празд­ну­ет 25 ап­ре­ля.

В 310 го­ду над мо­ща­ми свя­то­го апо­сто­ла Мар­ка бы­ла по­стро­е­на цер­ковь. В 820 го­ду, ко­гда в Егип­те уста­но­ви­лась власть ара­бов-ма­го­ме­тан и Хри­сти­ан­скую Цер­ковь тес­ни­ли ино­вер­ные, мо­щи свя­то­го пе­ре­нес­ли в Ве­не­цию и по­ста­ви­ли в хра­ме его име­ни.

В древ­ней ико­но­гра­фи­че­ской тра­ди­ции, усво­ив­шей свя­тым еван­ге­ли­стам сим­во­лы, за­им­ство­ван­ные из ви­де­ния свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва (Откр.4,7), свя­той еван­ге­лист Марк изо­бра­жа­ет­ся со львом – в озна­ме­но­ва­ние мо­гу­ще­ства и цар­ствен­но­го до­сто­ин­ства Хри­ста (Откр.5,5). Свя­той Марк пи­сал свое Еван­ге­лие для хри­сти­ан из языч­ни­ков, по­это­му он оста­нав­ли­ва­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но на ре­чах и де­лах Спа­си­те­ля, в ко­то­рых осо­бен­но про­яв­ля­ет­ся Его Бо­же­ствен­ное все­мо­гу­ще­ство. Мно­гие осо­бен­но­сти его по­вест­во­ва­ния мож­но объ­яс­нить бли­зо­стью его к апо­сто­лу Пет­ру. Все древ­ние пи­са­те­ли сви­де­тель­ству­ют, что Еван­ге­лие от Мар­ка яв­ля­ет­ся крат­кой за­пи­сью про­по­ве­ди и рас­ска­зов пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла. Од­ной из цен­траль­ных бо­го­слов­ских тем в Еван­ге­лии свя­то­го Мар­ка яв­ля­ет­ся те­ма си­лы Бо­жи­ей, со­вер­ша­ю­щей­ся в немо­щи че­ло­ве­че­ской, ибо Гос­подь де­ла­ет воз­мож­ным то, что у лю­дей невоз­мож­но. При дей­ствии Хри­ста (Мк.16,20) и Ду­ха Свя­то­го (Мк.13,11) уче­ни­ки его идут по все­му ми­ру и про­по­ве­ду­ют Еван­ге­лие всей тва­ри (Мк.13,10, 16,15).

См. так­же: «Жи­тие и стра­да­ние свя­то­го Апо­сто­ла и Еван­ге­ли­ста Мар­ка» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

МАРК МОЛЧАЛЬНИК

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

МАРК МОЛЧАЛЬНИК

предыдущая статья

следующая статья

библиотека

43, С. 698-701 опубликовано: 25 марта 2021г.

  • Иконография

Прп. Марк Молчальник. Гравюра. Ок. 1839 г.

Прп. Марк Молчальник. Гравюра. Ок. 1839 г.

(Мальцов Михаил Андреевич; 1742, Курск — 4.11.1817, Саровская пуст.), прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых), схим. Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни. В 1-й биографии М. М., составленной пострижеником Саровской пуст. (Сергий (Васильев). 1839), а также в последующих жизнеописаниях (Эльсон. 1905) имеются неточности и лакуны, которые восполняются сведениями из монастырского архива и др. неизданных документов.

Род. в купеческой семье Андрея Аксеновича Мальцова (1709-?) и Ирины Васильевны Лемягиной (1713-1768), был младшим сыном, имел братьев Федота, Алексея, Василия. М. Мальцов проживал в родительском доме; после смерти отца главой семейства записан старший брат Василий. Жена Василия Прасковья Ивановна Дружинина, возможно, являлась родственницей саровского подвижника иером. Питирима (Дружинина) (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1666. Л. 27 об.- 28). В ревизских сказках 1782 г. напротив имени Мальцова сделана приписка: «Пропал безвести в 765 году». В документах Саровского монастыря упоминается «безвестно пропавший»: «С 765 декабря сего году по апрель месяц… состояло… (среди них.- В. С.) Михайло Андреев сын Мальцов» (Там же. Л. 21-22 об.). В 1765 г. Михаил поступил в Саровскую обитель, видимо, вместе с земляком Николаем Саввичем Безходарным. В 1767 г. числился в монастырском списке «непостриженных бельцов, жительствующих по своему желанию с увольнительными» документами (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 90. Л. 6 об.).

Возможно, когда в 1772 г. указом еп. Владимирского и Муромского Иеронима (Фармаковского) арзамасская Высокогорская Вознесенская пуст. была приписана к Саровской пуст. и в Арзамас было направлено большое количество саровских насельников, среди них оказался и послушник Михаил. Косвенно об этом свидетельствует выписка из реестра входящих документов Владимирской духовной консистории от 1 янв. 1780 г.: «О бытии здесь (в Саровской пуст.- В. С.) в числе трудников в надежде монашества находящемуся в арзамасском Спаском монастыре в трудниках же курскому купцу Михайле Мальцову» (Там же. Д. 201. Л. 3; Д. 1145. Л. 83 об.).

В июле 1781 г. большая группа саровских послушников направила Владимирскому еп. Иерониму «Всепокорнейшее прошение» о разрешении пострижения в монашество. Документ подписал лично каждый послушник; имеется и автограф преподобного («К сему прошению курской купец Михайла Андреев сын Мольцов потписался» — Степашкин. 2008. С. 54), что свидетельствует о его грамотности. 28 марта 1784 г. Михаил принял постриг в монашество с именем Мефодий (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 90. Л. 79 об.).

К 1784 г. монастырский штат Саровской пуст. уже был укомплектован, поэтому новопостриженному монаху предписывалось отправиться в вязниковский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Не желая терять доброго монаха, проверенного многолетним испытанием, настоятель иером. Пахомий (Леонов; † 1794) со старшей братией объявил его тяжелобольным и «до выздоровления» оставил в Саровской обители за штатом. 2 дек. 1788 г. указом духовной консистории мон. Мефодий и еще 6 монахов «по имеющимся в них застарелым болезням» были определены в монастырскую больницу. Здесь Мефодий шил свитки и изготавливал четки, «а к другим послушаниям… неспособен» (Там же. Д. 239. Л. 7 об.). Вскоре он принял обет молчания, подвизался в «пещерах, в молчании и юродстве», «многим был полезен для братии и всех мирских», одежду носил «самохудейшую и разных цветов и из заплаток». Почитался как прозорливец, «многим во сне являлся и укреплял в подвигах и дабы грешникам не отчаиваться» (Там же. Оп. 2. Д. 27. Л. 65). Особо почитал его Тамбовский и Шацкий еп. Иона (Василевский), оставлявший в письмах приписки: «P. S. Возлюбленной о Христе Братии, и особо Боголюбезному старцу отцу Марку Божие благословение… P. S. У Боголюбезного старца, отца Марка, испросите мне благословение» (Там же. Оп. 1. Д.

415. Л. 8, 10 об.). К 1797 г. мон. Мефодий поселился в собственной лесной келье; «более проводил жизнь юрода Христа ради и хотя ходил везде даже по мирским селениям, но постоянная его конура была в обители не более как за версту» (Там же. Д. 197. Л. 1 об.). Келья находилась у юж. конца большого древнего вала, недалеко от проезжих ворот и, судя по плану, составленному саровскими насельниками, была небольшой. Сени (1,5×3,5 аршина) примыкали к самой келье, в сев.-зап. углу которой находилась крошечная печурка; единственное окно было обращено на восток (Там же. Д. 1183. Л. 76; Степашкин. 2008. С. 54).

Всех приходящих за советом Мефодий встречал у порога кельи, предлагал прикладываться к висевшей у него на груди иконе Пресв. Богородицы. Молча выслушивал просьбы и пожелания богомольцев и также молча писал ответ углем на стене кельи или веткой на земле. Встречу со старцем описал Д. Деменков (Посещение прп. Серафима в 1816 г. и в 1823 г. // Дивеевский правосл. календарь-сб. 2006 г. Дивеево, 2005.

С. 53).

Прп. Марк Молчальник. Гравюра. Ок. 1839 г.

Прп. Марк Молчальник. Гравюра. Ок. 1839 г.

В нач. 1805 г. на богомолье в Саровскую обитель приехали братья Путиловы Тимофей (впосл. Моисей, архим. Оптиной пуст.) и Иона (впосл. Исаия II, игум. Саровской пуст.), 29 окт. того же года Тимофей получил письмо от старицы московского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря мон. Досифеи. В нем упоминается таинственный эпизод: братья привезли в своем экипаже в Саров безмолвного старца, встреченного на дороге и указавшего им путь (РГБ ОР. Ф. 214. Д. 447. Л. 14-14 об.). Спустя некоторое время Тимофей покинул Саровскую обитель, став насельником Оптиной пуст. 4 апр. 1811 г. Иона, оставшийся в Сарове, сообщал брату, что мон. Мефодий «крайне болен и в болезни пострижен в схиму и переименован Марком… Теперь ему стало полехче и паки и замолчал». 22 апр. 1813 г. Иона писал: «Безмолвствующие отцы Серафим и Марко живы, и держат по-прежнему тесный путь, первый в обители затворясь в келлии, а последний в пустыне, отнюдь ни с кем не беседуют кроме Бога, и жительство их подобно безпечностию птицам небесным» (Там же.

Ф. 213. Карт. 92. Д. 37. Л. 13-13 об., 31).

В монастырской летописи о кончине М. М. записано: «Марко Схимонах, пополунощи в девятом часу, в день воскресный на 78 году ровно. А в обители жил 53 года; безмолвствовал более 20 лет» (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 27. Л. 65).Тело старца было погребено с юж. стороны алтаря Успенского собора Саровского мон-ря; в 1833 г. рядом был похоронен и прп. Серафим Саровский.

Почитание М. М. продолжалось и после его кончины. Так, в письме от 9 июня 1831 г. прп. Антоний (Путилов) обратился к игум. Исаии (Путилову) с предложением написать «на холсте портреты четверых вашея обители великих старцов», в т. ч. и М. М., «всех в малом виде на одной картине величиною не более в аршин или в аршин с четвертью; и оную при оказии или чрез почту прислать» (Там же. Оп. 1. Д. 389. Л. 24 об.). К 2016 г. обнаружить групповой портрет саровских подвижников не удалось.

Нетленное состояние мощей М. М. саровские монахи засвидетельствовали дважды. В 1833 г., когда при подготовке могилы для захоронения прп. Серафима обнажилась зап. сторона гроба М. М., устроитель могилы, выбив прогнившую сердцевину гроба, удостоверился в нетлении мощей подвижника. В 1903 г. при расширении могилы прп. Серафима и устройстве склепа нетление мощей М. М. засвидетельствовал Тамбовский и Шацкий еп. Иннокентий (Беляев).

После закрытия мон-ря и изъятия мощей прп. Серафима саровские иноки поселились в окрестных деревнях и селах. Среди крестьян, почитавших М. М., распространялось поверье о необходимости открытия мощей преподобного. Подтверждением этому служит письмо адм. отдела г. Краснослободска от 4 июля 1927 г.: «В бывшем Саровском монастыре в дореволюционное время предполагалось к открытию мощей могилы схимонаха «Марка» находящейся рядом с бывшей могилой Серафима Саровского и существующей до настоящего времени. По поводу открытия мощей в то время монахами и духовенством велась соответствующая агитация, каковая с ликвидацией Саровского монастыря и мощей Серафима начала снова распространяться монахами среди населения и рассказами о святости могилы и нетления праха Марка, а поэтому прошу Вашего распоряжения о создании комиссии для вскрытия этой могилы с представителями от населения и об уничтожении могущих быть обнаруженными остатков от гроба и праха именуемого Марка» (Архив ФСБ РМ.

Д. 29. Л. 526). Достоверные сведения о вскрытии могилы отсутствуют. Вероятно, мощи схимонаха покоятся на месте захоронения.

М. М. прославлен в 1988 г. как местночтимый святой Тамбовской епархии. К 2016 г. на монастырской площади Саровской пуст., над могилами М. М. и прп. Серафима Саровского, восстановлена часовня с надгробием.

Арх.: ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 570. Л. 61; ГАКО. Ф. 184. Оп. 2. Д. 108. Л. 581.

Лит.: Сергий (Васильев), иером. Краткое начертание жизни старца Саровской пуст., схимонаха и пустынника Марка. М., 1839; Эльсон И. П. Краткое сказание о жизни и подвигах старца Саровской пуст., схимонаха и пустынножителя Марка. М., 1905; Степашкин В. А. Прп. Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 20083.

В. А. Степашкин

Иконография

Известно несколько гравированных и живописных изображений М. М., созданных после его кончины. Наиболее ранним является поясной портрет, награвированный пунктиром и резцом А. Г. Афанасьевым ок. 1839 г. для жизнеописания подвижника (Сергий (Васильев), иером. Краткое начертание жизни старца Саровской пуст., схимон. и пустынника Марка. М., 1839. Вклейка; переиздано с портретом в 1844 и 1851 вместе с Житием прп. Серафима Саровского, см.: Прп. Серафим Саровский. 2004. С. 18, 20, 58, 60). Облик М. М. на гравюре необычен, он напоминает юродивого; по-видимому, портрет был выполнен на основе натурных зарисовок. М. М. представлен вполоборота влево, в рубахе с отложным воротником и ветхом рубище с опушкой, на шее висит лестовка, в правой руке — камыш и посох с крестом в навершии. Лицо не лишено индивидуальных особенностей: широко посаженные глаза, короткий мясистый нос, впалые щеки, прорезанные, как и лоб, глубокими морщинами; жидкие волосы до плеч разделены на прямой пробор, борода широкая, сбившаяся в космы, средней величины. Под образом, заключенным в двойную прямоугольную рамку, подпись гравера и текст: «Схимонахъ Марко, Саровской Пустыни Пустынникъ». Этот портрет воспроизводился также в изданиях нач. XX в. (напр., в погрудном типе: Денисов Л. И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 2003р. С. 185).

Большая литография с портретом М. М. была отпечатана по рис. А. Дейнерта и И. Совинова в с.-петербургской мастерской П. Ж. Поль-Пети в 1858 г. (ГИМ, НГХМ; экземпляр из собрания Оптиной пуст.- РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Д. 8). Преподобный представлен на фоне саровских храмов вполоборота влево, в препоясанной рясе и небрежно накинутой верхней одежде, ниспадающей крупными складками с плеча; в правой руке подвижника лестовка. Обращает на себя внимание «иконописный» жест монаха — перст, указывающий на уста (подобный жесту ап. Иоанна Богослова, изображенного «в молчании»). Эта подробность, наглядно выражающая подвиг безмолвия, дополнена соответствующей цитатой из Псалтири: «Положи, Г[оспо]ди, храненiе   моимъ» (Пс 140. 3). У М. М. благообразное лицо с крупными чертами и широкими скулами, немного волнистые волосы, густые усы и широкая короткая борода, в середине раздвоенная. Эстамп имеет помету: «Изданiе собственность Саровской Пустыни».

В 1848 г. в московской мастерской В. Лукина появились литографии, на которых М. М. и прп. Серафим представлены принимающими богомольцев в своих лесных пустыньках (лист с обоими сюжетами без подписи автора, предположительно из собрания Румянцевского музея — РГБ). М. М. показан справа на пороге бревенчатой кельи, в монашеской мантии, с непокрытой головой, на груди — образ Пресв. Богородицы. Он принимает свечи от паломников, которые длинной чередой идут к нему в лес за благословением из Саровской пуст. (согласно надписи: «Пустынножитель и Схимонахъ Саровской Пустыни Отецъ Марко принимаетъ отъ приходящихъ свечи, а они прикладываются къ образу Пресв. Богородицы висящему на груди Отца Марка»; цензурное разрешение от 6 сент. 1848). Эта гравюра вместе с сюжетами из Жития прп. Серафима была использована в 3-м издании жизнеописания М. М., составленного иером. Сергием (Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пуст. иеромонаха и затворника, с присовокуплением духовных его наставлений, и начертание жизни старца Саровской пуст. схимонаха и пустынника Марка. М., 18513. Вклейка).

Сохранилось уникальное живописное изображение 3 великих старцев Саровской пуст.: первоначальника иеросхим. Иоанна (Попова), прп. Серафима Саровского и М. М. (частное собрание). Произведение было создано, вероятно, саровскими художниками в нач. XX в., очевидно, уже после канонизации прп. Серафима (вокруг его головы контуром обозначен нимб). М. М. показан справа в рост, без нимба, в облачении великосхимника, голова покрыта островерхим куколем, палец правой руки поднесен к устам, в левой руке — четки. Во внешнем облике (особенно в рисунке носа и небольшой седой бороды) есть намек на индивидуальные черты, запечатленные на ранней гравюре и литографии. Скорее всего образ восходит к живописному оригиналу, хранившемуся в Саровской обители. Им могло быть полотно, воспроизведенное наряду с условным портретом основателя иеросхим. Иоанна в «Альбоме видов Саровской пустыни» нач. XX в. и на отдельном листе московской типо-литографии И. Е. Ефимова в 1903 г. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Д. 9). На этом ростовом портрете, местонахождение к-рого неизвестно, М. М. в расшитой крестами и текстами схиме написан в том же иконографическом изводе на фоне дремучего хвойного леса. Изображения настоятелей и подвижников Сарова находились, напр., в архиерейских покоях (исполнены «довольно искусною кистью») и, возможно, в братской трапезной (Авель (Ванюков), иером. Описание Сатисо-Градо-Саровской пуст., выбранное из разных записей и указов, в оной пуст. хранящихся. М., 1856. С. 82-83).

Кроме того, в одном из альбомов с рисунками худож. В. Е. Раева содержатся, вероятно, натурные, карандашные наброски видов Саровской пуст. и лесных мест уединения саровских подвижников (сделаны до 1837, ГТГ). Один из них подписан автором как «Пустынь Схимонаха Марк[о?]»: в центре композиции на невысоком холмике изображен поклонный крест, за которым полускрыт вход в небольшую келью-землянку; справа невысокий столб с иконой, увенчанный крестом.

Иконописные изображения М. М. в храмах Тамбовской и Нижегородской епархий почти не встречаются, за исключением композиции «Собор Тамбовских святых» (кон. XX в., кафедральный Преображенский собор Тамбова). В том же изводе, как и на живописных портретах, в куколе, с перстом возле уст,- преподобный изображен на ростовой иконе из местного ряда иконостаса ц. прп. Серафима Саровского в Сарове (2003, мастерская «Палехский иконостас»).

Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1255; Духовные светочи России. С. 202-203. Кат. 181; Прп. Серафим Саровский: Агиография. Почитание. Иконография / Сост.: Н. Н. Чугреева. М., 2004; «Российския державы славо и ограждение»: Прп. Серафим Саровский в ист.-культ. и худож. наследии России: Альбом / Ред.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 2015. С. 64, 72, 76-77, 100. Ил. 43, 46, 63.

Я. Э. Зеленина

Русская Православная Церковь. Монашество (см. также по периодам)

Святые Русской Православной Церкви

Православный Церковный календарь 2016 г.

Иконография преподобных

Собор Тамбовских святых (28 июля)

Святые Русской Православной ЦерквиПреподобные Русской Православной ЦерквиИконография преподобныхСхимонахи Русской Православной ЦерквиСобор Тамбовских святых (28 июля)Серафим Саровский, преподобныйМарк Молчальник (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 — 1817), схимонах, преподобный Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых)

АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых)

ИЛАРИОН (Фомин [Фокин] Иларион Мефодиевич; 1774 — 1853), прп., Троекуровский (пам. в Соборах святых Рязанской, Тамбовской, Липецкой и Воронежской епархий)

МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля — в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря

АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф

АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. — в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. — обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )

АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)

АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)

АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы — в Соборе Синайских преподобных)

АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)

АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум. , основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых)

АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ († ок. 411), прп. (пам. 17 марта, зап. 17 июля, сир. 3 нояб.)

Апостол и евангелист Марк — Православная Церковь в Америке

Тропарь и кондак

Святой апостол и евангелист Марк, также известный как Иоанн Марк (Деян. 12:12), был одним из семидесяти апостолов, племянником святого Варнавы (память 11 июня). Он родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как повествует Церковное Предание, в ту ночь, когда Христос был предан, он шел за Ним, закутанный только в льняную ткань. Его схватили воины, и он убежал нагим, оставив одежду (Марка 14:51-52). После Вознесения Господня дом его матери Марии стал местом, где собирались христиане, и местом ночлега некоторых из апостолов (Деян. 12:12).

Святой Марк был очень близким сподвижником апостолов Петра и Павла (память 29 июня) и Варнавы. Святой Марк был в Селевкии с Павлом и Варнавой, а оттуда отправился на остров Кипр и прошел весь его с востока на запад. В городе Пафос святой Марк стал свидетелем ослепления волхва Елимы святым Павлом (Деян. 13:6-12).

После работы с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем отправился в Рим с апостолом Петром. Оттуда он отправился в Египет, где основал поместную церковь.

Святой Марк встретил Святого Павла в Антиохии. Оттуда он отправился со святым Варнавой на Кипр, а затем снова отправился в Египет, где вместе со святым Петром основал множество церквей. Затем он отправился в Вавилон. Из этого города апостол Петр послал Послание к малоазийским христианам, в котором называет святого Марка своим сыном (1 Пет. 5:13).

Когда апостол Павел пришел в Рим в узах, святой Марк находился в Ефесе, где епископом был святой Тимофей (память 22 января). Святой Марк отправился с ним в Рим. Там же он и написал свое святое Евангелие (ок. 62-63).

Из Рима Святой Марк отправился в Египет. В Александрии он основал христианскую школу, из которой впоследствии вышли такие известные отцы и учителя Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий Александрийский (память 5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 5 ноября) и другие. Равнодушный к церковным службам, святой Марк составил литургию для христиан Александрии.

Святой Марк проповедовал Евангелие во внутренних областях Африки, был в Ливии в Нектополисе.

Во время этих странствий святой Марк был вдохновлен Святым Духом снова отправиться в Александрию и противостоять язычникам. Там он посетил дом Анании и исцелил его искалеченную руку. Сановник с радостью принял его, выслушал его слова и принял Крещение.

По примеру Анании крестились и многие жители той части города, где он жил. Это возбудило вражду язычников, и они хотели убить святого Марка. Узнав об этом, святой Марк поставил Ананию епископом, а трех христиан Малха, Сабина и Кердина рукоположил во пресвитеров, чтобы после его смерти обеспечить руководство церковью.

Язычники схватили святого Марка, когда он служил Литургию. Они избили его, протащили по улицам и бросили в тюрьму. Там святому Марку было даровано видение Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На другой день разгневанная толпа снова повлекла святого по улицам в зал суда, но по дороге святой Марк скончался, говоря: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Язычники хотели сжечь тело святого, но когда зажгли огонь, все потемнело, грянул гром, произошло землетрясение. Язычники в ужасе бежали, а христиане подобрали тело святого Марка и похоронили его в каменном склепе. Это было 4 апреля 63 года. Церковь празднует его память 25 апреля.0005

В 310 году над мощами святого Марка была построена церковь. В 820 году, когда арабы-мусульмане установили свою власть в Египте и угнетали христианскую церковь, мощи святого Марка были перенесены в Венецию и помещены в церкви, названной в его честь.

В древней иконографической традиции, принявшей для святых евангелистов символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4:7) и пророчества Иезекииля (Иез. 1:10), святой евангелист Марк представлен лев, символизирующий могущество и царственное достоинство Христа (Откр. 5:5).

Святой Марк написал свое Евангелие для христиан-язычников, подчеркивая слова и дела Спасителя, раскрывающие Его Божественную Силу. Многие аспекты его рассказа можно объяснить его близостью к святому Петру. Древние писатели говорят, что Евангелие от Марка представляет собой краткую запись проповеди святого Петра.

Одной из центральных богословских тем Евангелия от Святого Марка является сила Бога, достигающая того, что по-человечески невозможно. Апостолы совершали замечательные чудеса, когда Христос (Марка 16:20) и Святой Дух (Марка 13:11) действовали через них. Его ученикам было сказано идти в мир и проповедовать Евангелие всем тварям (Марка 13:10, 16:15), что они и сделали.

Святой апостол и евангелист Марк

Коптская церковь или Александрийская церковь называется «Кафедрами святого Марка»; один из первых четырех престолов: Иерусалим, Антиохия, Александрия и Рим.

Святой Марк, Основатель

Копты гордятся апостольством своей Церкви, основателем которой является Святой Марк, один из семидесяти апостолов (Мк 10:10) и один из четырех евангелистов. Коптская иерархия считает его первым из их несломленных 117 патриархов, а также первым из потока египетских мучеников. Это апостольство было обусловлено не только его основанием, но и настойчивостью Церкви в соблюдении той же веры, которую приняли апостол и его преемники, святые отцы.

Библиография святого Марка

Святой Марк был уроженцем Африки еврейских родителей, принадлежавших к племени левитов. Его семья жила в Киренаике, пока на них не напали варвары, и они потеряли свое имущество. Следовательно, они переехали в Иерусалим со своим ребенком Иоанном Марком (Деяния 12:12, 25; 15:37). Судя по всему, он получил хорошее образование и, помимо древнееврейского, знал не только греческий, но и латынь. Его семья была очень религиозной и находилась в близких отношениях с Господом Иисусом Христом. Его двоюродным братом был святой Варнава, а двоюродным братом его отца был святой Петр. Его мать, Мария, играла важную роль в ранние дни Церкви в Иерусалиме. Ее горница стала первым христианским храмом в мире, где Сам Господь Иисус Христос учредил Святую Евхаристию (Мк 14:12-26). Также это то самое место, где Господь явился ученикам после Своего воскресения и сошёл на них Святой Дух.

Молодой Марк всегда был связан с Лордом, который избрал его одним из семидесяти. Он упоминается в Священном Писании в ряде событий, связанных с Господом. Например, он присутствовал на свадьбе Каны Галилейской и был тем человеком, который нес кувшин, когда двое учеников пошли готовить место для празднования Пасхи (Мк 14:13-14; Лк 22: 11).

Святой Марк и лев

Голос льва является символом Святого Марка по двум причинам:

1. Свое Святое Евангелие он начинает с описания Иоанна Крестителя как льва, рыкающего в пустыне (Мк. 1:3).

2. Его знаменитая история со львом, рассказанная нам Северусом Эбн-Эль-Мокафа:

Однажды лев и львица явились Иоанну Марку и его отцу Аросталису, когда они путешествовали по Иордану. Отец очень испугался и умолял сына бежать, пока тот ждал своей участи. Иоанн Марк заверил отца, что Иисус Христос спасет их, и стал молиться. Оба зверя упали замертво, и в результате этого чуда отец уверовал во Христа.

Проповедь с апостолами

Сначала святой Марк сопровождал святого Петра в его миссионерских поездках по Иерусалиму и Иудее. Затем он сопровождал св. Павла и св. Варнаву в их первом миссионерском путешествии в Антиохию, на Кипр и в Малую Азию, но по тем или иным причинам оставил их и вернулся домой (Деян. 13:13). Во время их второй поездки Святой Павел отказался взять его с собой, потому что он оставил их на предыдущей миссии; по этой причине св. Варнава был отделен от св. Павла и отправился на Кипр со своим двоюродным братом св. Марком (Деян. 15:36-41). Там он отошел ко Господу, и святой Марк похоронил его. Впоследствии святому Павлу понадобился святой Марк, и они оба проповедовали в Колоссах (Кол. 4:10), Риме (Флп. 24; 2 Тим. 4:11) и, возможно, в Венеции.

В Африке

Настоящая работа Святого Марка лежит в Африке. Он уехал из Рима в Пентаполис, где родился. Посеяв семена веры и совершив множество чудес, он отправился в Египет через Оазис, пустыню Ливии, Верхний Египет, а затем вошел в Александрию через восточные ворота в 61 г. н.э. . Он пошел к сапожнику, чтобы починить его. Когда сапожник Анианос взял шило, чтобы поработать над ним, он случайно проткнул себе руку и громко воскликнул: «О Единый Бог». При этих словах святой Марк обрадовался и, чудесным образом исцелив рану человека, ободрился и стал проповедовать голодным ушам своего новообращенного. Искра зажглась, и Анианос взял Апостола с собой домой. Он и его семья крестились, и многие другие последовали за ним.

Распространение христианства, должно быть, было весьма заметным, потому что язычники были в ярости и везде должны были видеть Святого Марка. Почуяв опасность, апостол рукоположил епископа (Аниана), трех священников и семь диаконов для присмотра за паствой, если с ним что случится. Он уехал из Александрии в Берсию, затем в Рим, где встретил св. Петра и св. Павла и оставался там до их мученической кончины в 64 г. н. э. решил посетить Пентаполис. Там он провел два года, проповедуя и совершая чудеса, рукополагая епископов и священников и привлекая больше новообращенных.

В конце концов он вернулся в Александрию и был вне себя от радости, обнаружив, что христиан стало так много, что они смогли построить большую церковь в пригородном районе Баукалис.

Мученичество

В 68 году нашей эры Пасха выпала на тот же день, что и праздник Сераписа. Разъяренная языческая толпа собралась в храме Сераписа в Александрии, а затем обрушилась на христиан, праздновавших Славное Воскресение в Бавкалиде. Святого Марка схватили, протащили на веревке по центральным улицам города. Толпа кричала: «Быка нужно вести в Бавкалиду», обрывистое место, полное скал, где кормили волов, которых приносили в жертву идолам. С наступлением темноты святой был брошен в темницу, где его ободрило видение Ангела, подкрепившего его словами: «Ныне пришел твой час, Марк, добрый служитель, получить свое воздаяние. Ободрись, ибо имя твое вписано в книгу жизни». Когда ангел исчез, святой Марк благодарил Бога за посланного к нему Своего ангела. Внезапно явился Сам Спаситель и сказал ему: «Мир тебе, Марк, ученик Мой и евангелист!» Святой Марк начал кричать: «О мой Господь Иисус», но видение исчезло.

На следующее утро, вероятно, во время триумфального шествия Сераписа, его снова проволокли по городу до смерти. Его окровавленная плоть была разодрана, и они намеревались кремировать его останки, но подул ветер, полил проливной дождь, и люди рассеялись. Христиане украли его тело и тайно похоронили в могиле, высеченной на скале под алтарем церкви.

Его Апостольские Деяния

Св. Марк был Апостолом с широким кругозором. Его служение было весьма продуктивным и охватывало большое поле деятельности. К ним относятся:

• Проповедь в Египте, Пентаполисе, Иудее, Малой Азии и Италии, во время которой он рукополагал епископов, священников и диаконов.

• Основание «Александрийской школы», которая защищала христианство от философской школы Александрии и породила большое количество великих отцов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *