Мальчик в 2 года не разговаривает: стоит ли волноваться, и что делать маме, если ребёнок не разговаривает

Мальчик в 2 года не разговаривает: стоит ли волноваться, и что делать маме, если ребёнок не разговаривает

стоит ли волноваться, и что делать маме, если ребёнок не разговаривает

Сейчас стало значительно больше детей с нарушениями развития речи. Я сравниваю с 1990-ми, когда начала работать логопедом и, по моим наблюдениям, ситуация резко ухудшилась в начале 2000-х. Возможно, это связано с появлением в нашей жизни интернета или с другими факторами, которые пока неизвестны.

Детей, которые не заговорили в 2 года и даже в 3, так много, что некоторым молодым педиатрам такая ситуация кажется нормой. Врачи говорят о том, что ребёнок имеет право на индивидуальный темп развития и до 5 лет о речи можно не беспокоиться. Но есть одна проблема: в 6 лет заканчивается сензитивный период развития речи. Если начать развивать речь ребёнка только в 5, то можно не успеть воспользоваться этим «окном возможностей».

Когда начинается речевое развитие ребёнка и как оно происходит

Речевое развитие начинается не в год и не в 2, а ещё до рождения. После 21-й недели внутриутробной жизни слуховая система малыша уже реагирует на звуки. Лучше всего в этот период ребёнок слышит голос мамы. Это создаёт фундамент для восприятия родного языка и обучения ему.

Важно, что в это же время развивается и вестибулярная система. Это происходит благодаря движениям, которые совершает мама. Если беременная женщина постоянно лежит, не разговаривает со своим малышом, не поёт ему песенки — это становится фактором риска для его развития после рождения.

Первым тестом на зрелость нервной системы новорождённого является его способность сосать грудное молоко. Это один из предсказателей развития речи.

Для будущего речевого развития важны также навыки общения. С первых недель жизни малыш общается с мамой и другими членами семьи. Сначала в качестве средства общения он использует только крик, сообщая о том, что голоден или испытывает дискомфорт. На крик приходит мама и исправляет ситуацию — так формируется первый диалог между мамой и малышом.

Позже в это диалог добавляются улыбки и протяжные звуки, которые произносит ребёнок, затем лепет. Постепенно крик перестаёт быть главным средством общения.


Первый диалог мамы и малыша начинается с крика. Ребёнок кричит, чтобы сообщить, что голоден или испачкался, и мама приходит, чтобы накормить его или сменить подгузник

Взрослые обычно с удовольствием повторяют за ребёнком всё, что он произносит, и добавляют к этому ласковые слова, удлиняя диалог. Такая игра может продолжаться до 15 минут. Важным этапом обучения речи является игра в «ку-ку», которая нравится большинству младенцев — когда взрослый прячется за пелёнкой и появляется.

К возрасту 12 месяцев лепет начинает постепенно превращаться в слова

. Ребёнок может произносить около 10 узнаваемых слов. Это могут быть облегчённые варианты типа «ба-ба» или «бах».  Ещё одно важное приобретение этого возраста — указательный жест. С его помощью малыш обращает внимание окружающих на какой-то интересный для него объект.

К 12 месяцам ребёнок уже владеет всеми доречевыми навыками ведения диалога. Он общается, используя улыбку, звуки, жесты, взгляд, а потом ещё и слова. С помощью этого арсенала малыш может:

  • начать диалог со взрослым;
  • сменить тему;
  • комментировать происходящие события;
  • закончить диалог.

После того как ребёнок начал уверенно ходить, происходит скачок в его речевом развитии. В возрасте примерно от 1,5 до 2 лет стремительно увеличивается словарный запас, а в 2 года малыш уже использует в общении простые фразы типа «мама дай».


Сначала ребёнок использует звуки, жесты и взгляды, чтобы общаться с родителями, а после начинает произносить простые фразы: «Мама,дай!»

В 3 года дети с нормальным развитием речи общаются длинными фразами, задают вопросы, которые начинаются со слов «зачем» и «почему». Запоминают и декламируют стихи.

В этом возрасте речь ребёнка пока ещё отличается от речи взрослого — и это нормально. Он может искажать некоторые звуки речи (фонемы). Есть фонемы, которые появляются в речи рано — это гласные звуки, а также звуки П, Б, М, В, П и др. , которые называют звуками раннего онтогенеза.

Позже ребёнок осваивает произношение звуков, требующих более сложных движений языка — например, шипящих. Самыми последними в речи детей, говорящих на русском языке, обычно появляются звуки Л и Р. Однако есть дети, которые рычат уже в два года. Это не означает, что ребёнок осваивает родной язык с опережением.

К возрасту 6-7 лет ребёнок полностью осваивает речь.

Как определить задержку речевого развития

Желательно начать действовать ещё  до того, как специалисты диагностировали у ребёнка задержку речевого развития.

Нервная система малыша может посылать вам сигналы SOS:

  • Младенец слабо сосёт грудь, часто срыгивает.
  • Новорождённый не спит.
  • Слишком тихий ребёнок — никогда не кричит.
  • Не реагирует на громкие звуки.
  • Не реагирует на голос мамы.
  • 1,5–2 месяца — не улыбается, общаясь с мамой и папой.
  • 2–4 месяца — нет гуления (протяжных звуков).
  • 4–5 месяцев — нет лепета (повторяющихся слогов).
  • 12 месяцев — нет указательного жеста и/или не использует для общения слова.
  • 1–1,5 года — нет динамики в речевом развитии, количество слов не увеличивается.
  • 2 года — нет фразовой речи.

Когда стоит начать волноваться

Если ребёнок в 2 года ничего не говорит, то, скорее всего, вы уже услышали много историй о взрослых людях, которые в детстве тоже поздно заговорили, а потом всё у них в жизни было хорошо. Да, такое действительно бывает.

Но вот о чём важно задуматься. Вдруг ваш ребёнок не заговорит ни в три, ни в четыре? Это сейчас встречается очень часто.

Задержка в развитии любых навыков у ребёнка раннего возраста — это признак дисфункций в работе нервной системы. Иногда мозг справляется сам, но иногда и нуждается в помощи. Лучше перестраховаться и действовать.

Самая неудачная стратегия в случае задержки речевого развития — это подождать.

Нужно срочно обратиться к неврологу, если ребёнок в год:

  • не оборачивается, когда вы его зовёте по имени;
  • не смотрит в глаза;
  • не заинтересован в общении с близкими взрослыми;
  • нет указательного жеста.

Почему двухлетний ребёнок не говорит

Нарушения слуха. Первое, что нужно сделать — пойти к аудиологу и провести комплексное обследование слуха с помощью аппаратуры. Возможно, ребёнок плохо слышит.

Комплексное обследование слуха у аудиолога необходимо пройти каждому ребёнку. Это золотой стандарт во всём мире.

Проблемы с артикуляционным аппаратом или его частью. Менее вероятный вариант — что-то не так с языком, губами или другими частями артикуляционного аппарата. Очень редко, но бывает, что ребёнку мешает короткая подъязычная связка (уздечка).

Совершенно точно это не единственная причина, мешающая ребёнку заговорить. Например, если нарушены движения языка, то причина в дисфункциях мозга.

Неврологические причины. Чаще  всего дело в неврологии, но невролог в поликлинике не располагает ни знаниями, ни аппаратурой, чтобы выявить слабые звенья в работе нервной системы малыша — те точки роста, на которые необходимо воздействовать.

Поэтому важно пойти к неврологу, который работает в специализированной клинике, занимающейся диагностикой и реабилитацией детей с нарушениями речевого развития.

Генетические причины. Бывают семьи, в которых нарушения речи встречаются из поколения в поколение. Но это совершенно не означает, что нужно сидеть сложа руки. В этом случае ребёнок тем более нуждается в интенсивной помощи для развития речи — в первую очередь неврологической.

Нарушения развития речи могут быть частью других генетических и приобретённых нарушений развития, таких как синдром Дауна, аутизм и другие. Развитие этих детей требует повышенного внимания. Здесь трудно что-то прогнозировать, но многие дети даже с тяжёлыми нарушениями развития осваивают речь.

Мы обсудили биологические причины задержки речевого развития. Однако ребёнок — не только биологическое, но и социальное существо. Он овладевает речью, общаясь с людьми. В первую очередь с мамой и другими членами семьи. Отсюда вытекает ещё одна возможная причина задержки речевого развития.

Недостаток живого общения и избыток гаджетов в жизни ребёнка. В начале статьи я предположила, что интернет может являться причиной увеличения количества неговорящих детей. Особенно мобильный интернет — планшеты и смартфоны создали условия для ухудшения развития детей.

Родители меньше общаются с детьми. Они сами погружены в гаджеты и считают, что занять ребёнка тем же — это нормально и удобно. Дети меньше двигаются из-за злоупотребления гаджетами, а развитие речи тесно связано с развитием моторики (и не только мелкой).

Ребёнок начинает говорить, когда соблюдены следующие условия:

  • Мозг достиг необходимой функциональной зрелости.
  • Ребёнок хочет что-то сообщить окружающим.
  • Окружающие реагируют на инициативу ребёнка и разговаривают с ним.

К возрасту 12 месяцев ребёнок должен столкнуться с ситуацией, когда ему не хватает средств общения, чтобы поделиться с родителями достаточно сложными смыслами. Вот тут и появляется речь.

Родители всегда влияют на развитие речи ребёнка: или поддерживают, или тормозят. Они должны постоянно подстраиваться под изменяющиеся речевые возможности малыша. Любые крайности здесь — это плохо.

Если родители никогда не реагируют на попытки ребёнка общаться, отмахиваются от него и часто дают ему в руки телефон — будет задержка развития речи. Но если они предвосхищают каждое желание малыша пообщаться, то тоже мешают его развитию.


Чтобы помочь ребёнку заговорить, избегайте крайностей. Дайте ему достаточно живого общения, но не нужно предвосхищать желания малыша в этом вопросе

Как помочь ребёнку заговорить

Общение с малышом нужно начать ещё тогда, когда он находится в утробе. Вы увидите, что это настоящий диалог, потому что ребёнок будет реагировать с помощью движений.

С первых дней жизни необходимо читать ребёнку вслух. Отлично подходят для этой цели ритмичные стихи из детских книжек.

Вводите прикорм в возрасте 4–6 месяцев. Мы едим и говорим с помощью одних и тех же органов. Разнообразная по текстуре и вкусу пища развивает чувствительность и управляемость языка и губ.

Пойте ребёнку с рождения. Маленькие дети очень музыкальны.

До двух лет нельзя оставлять ребёнка один на один с гаджетами. Если он смотрит мультфильм — то пусть делает это только вместе с вами. Комментируйте реакции ребёнка и то, что происходит на экране.

Ограничивайте экранное время. Для дошкольника — максимум 30 минут в день.

Разговаривайте с ребёнком больше. Это не означает, что вам нужно непрерывно говорить. Учитывайте его реакцию, делайте паузы, чтобы он мог поучаствовать в диалоге. Даже если ребёнок пока не говорит, он может использовать жесты или звуки.

Развиваем речь дома: карточки для расширения словарного запаса

Используйте больше жестов, общаясь с ребёнком — дай, пока-пока, воздушный поцелуй, нет, дай пять. У детей, которые используют для общения жесты, лучше прогноз речевого развития.

Развивайте самостоятельность у ребёнка. Создавайте условия для того, чтобы он осваивал навыки самообслуживания. Это тоже важно для речевого развития.


Поощряйте самостоятельность ребёнка. Давайте ему посильные задачи, учите заботиться о себе и окружающей среде, и ему будет проще развиваться гармонично

Почему важно подумать о развитии речи ребёнка до 2-летнего возраста

В клинике «Прогноз» мы работаем с детьми с нарушениями развития. Они приезжают к нам из разных городов России и из других стран. Мы проводим диагностику и реабилитацию.

В 90 % случаев диагностика показывает, что нарушена работа тех частей нервной системы, которые формируются ещё во время внутриутробной жизни. Значит, риск нарушений развития можно было выявить уже в 3-4 месяца. Мы умеем это делать, но пациенты обращаются в клинику, когда ребёнку 3-4 года. Сколько времени упущено!

Природа позаботилась о том, чтобы дети росли здоровыми. Они появляются на свет с запасом нервных клеток в мозге и избытком неактивных связей между ними. Это стратегический запас на случай если мозг пострадает из-за инфекций или гипоксии (недостатка кислорода) во время внутриутробной жизни или родов. Такое случается часто.

Эти клетки и связи оказываются востребованными, когда ребёнок взаимодействует со средой, то есть общается и исследует мир. Если они не используются, то к возрасту двух лет мозг начинает от них избавляться. Поэтому важно как можно раньше начать использовать этот стратегический запас.

Коротко о главном

  1. Если ребёнок в 2 года ничего не говорит, это признак задержки речевого развития.
  2. Если двухлетний ребёнок не говорит, частыми причинами могут быть: нарушения слуха, артикуляционного аппарата, неврологические и генетические проблемы, недостаток живого общения, избыток экранного времени и гаджетов.
  3. Бывает, что ребёнок заговорил только в 3 или 4 и больше не сталкивался с речевыми нарушениями. Но это не повод игнорировать проблему сейчас и ждать, пока она уйдёт сама — ведь к 3-4 годам она может не только не решиться, но и усугубиться.
  4. Позаботиться о речевом развитии ребёнка нужно ещё до 2-летнего возраста. И лучший способ это сделать — создать условия, в которых он сможет достаточно общаться и свободно исследовать мир.
  5. Риск нарушений речевого развития можно выявить, когда малышу всего 3-4 месяца, с помощью диагностики в современных клиниках.

Автор: Виктория Ефимова, психофизиолог, логопед, доктор психологических наук, руководитель клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз» в Санкт-Петербурге

Фото Екатерины Швидченко, Ирины Антоновой и Юлии Воробьёвой

Редактор: Камила Кленовиц

Ещё статьи о развитии речи малышей:

До года

С 1 до 3 лет

Про билингвизм

Техники и приёмы по развитию речи

Новости Педиатрического университета

Отношение к развитию речи у родителей бывает разным: одни паникуют, если ребёнок не способен в два года декламировать стихи, другие не видят ничего страшного  в том, что малыш изъясняется односложно  и призывают не торопить события. Как понять, что у ребёнка действительно есть проблемы с речью? Что делать родителям, если ребенок не говорит? Можно ли надеяться на то, что речь появится сама собой, без усилий специалистов? Когда необходимо бить тревогу, чтобы не потерять драгоценное время? 

На эти и многие другие вопросы ответил психиатр, логопатолог, нейропсихолог, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ Александр Корнев.

– На способность ребенка научиться говорить влияют разные психические функции: не только те, что специально  предназначены для речи, но ещё и память, внимание, способность обучаться… Можно сказать, что речь – это самая энергоёмкая функция, требующая участия всего мозга и всех его способностей. Поэтому недоразвитие  речи могут вызвать не только дефицит языковых способностей, но и незрелость некоторых психических функций.   

К какому специалисту обратиться с проблемой задержки речи у ребенка?

– Если родители замечают, что ребенок не заговорил вовремя, они должны понимать, что причин для задержки речи может быть несколько. Причём часть причин относится к компетенции логопеда, часть – к сфере клинического психолога или может потребовать помощи врача – невролога или психиатра.

Когда возникает необходимость разобраться с задержкой речи, то и перечень обследований достаточно широк, вплоть до оценки слуха. Но чаще всего первый специалист, к которому обращаются родители – логопед.  

– В каком возрасте ребенок должен непременно заговорить?

– Дети примерно до 12 месяцев произносят цепочки слогов, которые ещё ничего не обозначают – это называется лепетом. Если говорить о появлении первых слов, то нижняя граница нормы – это 1 год и 2 месяца. Если ребенок  в 1 год и 3 месяца всё ещё не произносит ни одного слова, то родители должны насторожиться. 

Хочу заметить, что то, что можно назвать словом, в этот ранний период не обязательно должно быть полноценным в произношении. Иногда оно может состоять из одного слога. Но, самое главное, чтобы слово соотносилось с конкретным предметом, человеком или явлением.   Например, родители слышат, как ребенок говорит «ка» и понимают, что он имеет в виду ложку – и всегда именно ложку, хотя произносит только последний слог слова «ложка». Если такая связь наблюдается, то можно сказать, что появились первые слова. 

Если ребенок произносит слоги, но никакую смысловую связь уловить нельзя, тогда это только лепет. Лепет, конечно, не заканчивается сразу, как только ребенок начал употреблять  слова. Какое-то время лепет и слова сосуществуют. Ребенок осваивает слова и пользуется ими, но иногда произносит цепочки слогов, ничего не обозначающие. По данным некоторых авторов этот процесс может продолжаться до 1 года и 8 месяцев.  Это первый рубеж, который позволяет заметить признаки неблагополучия.

Второй рубеж – это появление первых фраз. Быстроразвивающиеся дети начинают произносить первые фразы в полтора года. Это самые простые фразы из двух слов, грамматически не оформленные, но в них обязательно есть глагол и существительное – ребёнок обозначает предмет и действие. Самое позднее, когда фразы должны появиться в норме – это 2 года и 2 месяца. Если ребёнку 2 года и 3 месяца, а он до сих пор не произносит ни одной фразы, это должно насторожить родителей.

Ещё один признак, на который нужно обратить внимание – это увеличение словарного запаса. После появления первых слов дети начинают быстро набирать активный словарь – осваивают и используют всё новые и новые слова. Около полутора лет происходит то, что называют «лексический взрыв»: ребенок каждый день осваивает по нескольку новых слов. 

Опыт консультирования показал, что у некоторых детей с задержкой речевого развития этого бурного роста не происходит. Они начинают произносить первые слова, но потом динамики нет. 

По статистике дети в полтора года произносят  в среднем около 50 слов. У разных детей этот показатель варьирует от 30 до 70 слов. Например, если ребёнку полтора года, а у него в запасе 10 слов или меньше – это признак неблагополучия.

– Стоит ли ждать, что речь появится в свое время?

– Очень важно заметить проблемы как можно раньше. Иногда родители доверяют советам малоосведомленных врачей или педагогов,  которые предлагают подождать, когда ребенок заговорит сам, нагонит. Они откладывают направление к узкому специалисту по речи и тем самым упускают драгоценное время, которое можно было бы использовать для коррекционной помощи.

Например, если ребенку два с половиной года, а он практически не говорит или его речь очень неразборчивая, нужно обратиться к логопеду. Чем раньше будет оказана помощь, тем меньше усилий затратит и ребенок, и специалист.

Для этого можно обратиться в детскую поликлинику, где обычно есть логопед. В этом возрасте коррекционная работа логопеда в значительной степени опирается и на участие родителей, потому что малыши не очень позитивно реагируют на малознакомых  людей. Поэтому логопед учит родителей, как правильно разговаривать, комментировать, во что играть, чтобы создавать насыщенную речью среду для ребенка и тем самым помогать ребенку быстрее научиться говорить.

Важно обратиться и к детскому неврологу, потому что появление проблем с речью у ребенка очень часто возникает на фоне неврологической патологии, которая возникает вследствие осложнений в родах или при беременности. Часто дети имеют сопутствующую симптоматику, свидетельствующую о раннем повреждении мозга, а значит, многие из них нуждаются в комплексном лечении – это и медикаменты, и массаж, и лечебная физкультура. Про такое лечение логопеды знают недостаточно, эти вопросы входят в компетенцию врача-невролога.

По собственному опыту консультирования знаю, что у детей раннего возраста качественный полноценный массаж несколькими курсами дает мощный толчок, и речь начинает развиваться лучше.  

 Профессор Александр Николаевич Корнев

Кроме того, важно отметить, что во всемирные стандарты обследования детей с задержкой речи входит и аудиометрия. Этот вид исследования проводит специалист под названием сурдолог. Дело в том, что нарушения слуха одна из частых причин задержки речи. Причем эта проблема не сразу становится заметной. Бывают избирательные нарушения слухового восприятия на какие-то частотные диапазоны, которые незаметны  в бытовом общении.  Для таких детей специально разработаны методы аудиометрии. Это компьютерная и  игровая аудиометрии. 

– По каким причинам возникает задержка речевого развития ребенка?

– Причины нарушений речевого развития у ребенка чаще всего носят медико-биологический характер. Часто наследственная предрасположенность может провоцировать позднее или аномальное развитие речи. Иначе говоря, задержка речевого развития – это практически всегда следствие неблагополучия мозга. До поры до времени оно может быть незаметным в сферах поведения, не связанных с речью, но становятся заметным в предшкольном или школьном возрасте. Поэтому врачи всегда проявляют настороженность и не ограничивают комплексное обследование  направлением к логопеду. 

Образно говоря, проблемы с речью – это часто только верхушка айсберга. А подводная его часть может включать нарушения когнитивных функций. В раннем возрасте они не проявляются, но когда подходит школьный возраст, они становятся заметными и создают немало помех. Они выражаются в школьной неуспеваемости и других проблемах. К такой категории относится дислексия, дисграфия – нарушения чтения и письма. Появление этих проблем как раз связано с неизжитыми  недостатками устной речи и сопутствующими когнитивными недостатками. Наличие таких особенностей не говорит о том, что у ребенка умственная отсталость, но они могут стать препятствием  для успешной учебы в школе. 

Дата публикации: 27.09.2022 

Аутизм и ранняя диагностика

Исследователи говорят, что тест ЭЭГ может обнаруживать картины мозга, которые могут помочь идентифицировать младенцев и малышей, у которых, вероятно, позже разовьются аутичные черты.

Можно ли выявить аутизм до появления симптомов?

Новые исследования показывают, что да.

Исследование, опубликованное в журнале Scientific Reports, пришло к выводу, что модели активности мозга можно использовать для прогнозирования того, у каких детей разовьются черты, связанные с аутизмом.

Этот новый подход к скринингу на аутизм основан на данных, собранных с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ).

ЭЭГ — это недорогая и неинвазивная технология, используемая для регистрации электрической активности головного мозга.

Исследователи нового исследования собрали данные ЭЭГ 181 младенца в возрасте 3, 6, 9, 12, 18, 24 и 36 месяцев.

Они проанализировали эти данные с помощью компьютерных алгоритмов и предсказали с высокой степенью точности, у каких младенцев позже разовьются черты, связанные с аутизмом.

Исследователи сообщили, что к 9-месячному возрасту прогностическая точность этого подхода составляла почти 100 процентов.

«Я просто хотел бы подчеркнуть огромный потенциал этой технологии», — сказал Healthline Уильям Босл, доктор философии, ведущий автор исследования и доцент медицинской информатики и клинической психологии в Университете Сан-Франциско.

«Если мы действительно сможем измерить мозг, сохранить информацию в электронных медицинских картах и ​​обнаружить патологические изменения задолго до появления симптомов, это может оказать очень положительное влияние на психическое и неврологическое здоровье», — сказал он.

Босл надеется, что результаты этого исследования помогут исследователям разработать новые терапевтические подходы с целью перенаправить развитие нейронных цепей в молодом возрасте.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития нервной системы, которым страдает примерно 1 из 59 детей в США.

Аутичные дети склонны воспринимать окружающую их среду, взаимодействовать с другими, учиться и подходить к решению проблем нетипичными способами.

Многие из них сталкиваются с трудностями при общении, навигации по социальным взаимодействиям и адаптации к изменениям в их повседневной жизни.

Хотя эти проблемы могут повлиять на детей-аутистов с раннего возраста, многие из них остаются недиагностированными в течение многих лет.

Это может затруднить им доступ к необходимой им поддержке.

«Ранняя диагностика может быть полезной, поскольку она может обеспечить доступ к поддержке в обучении, общении, адаптивных навыках и другой поддержке дома и в школе. Доступ к этой поддержке означает, что дети могут учиться и познавать мир так, как им удобно», — сказала Healthline Зои Гросс, директор по операциям в Сети самозащиты аутистов (ASAN).

Например, невербальные аутичные дети могут получить пользу от дополнительной или альтернативной поддержки общения (AAC), чтобы помочь им общаться.

В зависимости от конкретных потребностей детям с аутизмом также может быть полезна физиотерапия для развития двигательных навыков или трудотерапия для устранения сенсорной гиперчувствительности.

Раннее вмешательство также может помочь аутичным детям лучше понять свое состояние, научиться отстаивать свои интересы и установить связь с более широким сообществом аутистов.

«Детям, которые знают, что они аутисты, можно дать возможность узнать, как работает их инвалидность и какая поддержка и приспособления помогут им добиться успеха. Это позволяет им чувствовать себя более уверенно в том, кто они есть, а не чувствовать себя сломленными или неправыми», — сказал Гросс.

Однако Гросс предупредил, что ранняя диагностика может иметь и отрицательные стороны, если она используется для отделения аутичных детей от их сверстников или ограничения их возможностей.

Она также выразила обеспокоенность по поводу терапевтических подходов, которые отдают приоритет нормализации.

«Мы обеспокоены тем, что без более глубокого общественного понимания и принятия инвалидности скрининг младенцев на аутизм может привести к тому, что дети будут проходить поведенческие программы, направленные на нормализацию, а не на обучение полезным навыкам», — сказала она.

«Эти программы направлены на то, чтобы остановить детей от аутистического поведения, например, заставляя их смотреть в глаза или подавлять движения, такие как взмахи руками. Детям, страдающим аутизмом, не следует расти, когда им постоянно говорят, что их естественное поведение неправильно и что их нельзя принимать такими, какие они есть», — добавила она.

Босл надеется, что методология его команды поможет врачам выявлять аутизм на ранней стадии и проводить профилактические вмешательства в раннем возрасте.

«Учитывая, что риск аутизма в США, по недавним оценкам, составляет 1 к 59, мы считаем, что каждый ребенок при каждом медицинском осмотре должен проходить скрининг», — сказал он.

«При каждом скрининге можно создавать или обновлять профиль риска по мере роста ребенка. Мы также считаем, что этот скрининг может иметь применение для выявления многих других нейрокогнитивных или психических расстройств в детстве и во взрослом возрасте», — добавил он.

Прежде чем это произойдет, Босл и его коллеги должны проверить свою методологию в клинических условиях.

«Мы очень хотим начать тестирование в детских поликлиниках. Нам срочно нужно собрать финансирование, чтобы как можно быстрее начать следующий шаг, потому что требуется время, чтобы собрать данные от большой популяции и отслеживать рост детей», — сказал он.

«Мы ищем правительственные (NIH) гранты, но они идут медленно», — продолжил он. «Я надеюсь найти филантропов или инвесторов, которые глубоко заботятся об аутизме, нарушениях развития нервной системы и психическом здоровье в целом, потому что я считаю, что эта технология может изменить практику психиатрии с реактивной на профилактическую».

Нормально ли, что двухлетний ребенок еще не разговаривает?

чтение •

Вопрос

Dr Markham,
Мой племянник просто говорит «я, я» на все… Мой SIL беспокоится, что могут быть проблемы, такие как аутизм?
Мысли?
Мари

Отвечать

Дорогая Мари,
Во-первых, сколько ему точно лет? Есть большая разница между 24 месяцами и 35 месяцами. Все дети разные, и мальчики часто разговаривают медленнее, чем девочки.

Во-вторых, у него вообще есть слова? Если бы он действительно сказал только «я» (никаких «папа», «мама», «до свидания» и т. д.), то я бы забеспокоился. Двухлетний ребенок должен использовать в своем лепете полный набор согласных и гласных.

В-третьих, понимает ли он, что ему говорят? Понимание предшествует выражению. Делает ли он то, что вы просите (например, «Дай мне свой носок»). Если он не понимает, я определенно рекомендую дальнейшее обследование.

В-четвертых, общается ли он другими способами, например, указывая на предметы, мыча, мимикой? Это значит, что он на пути к разговору.

Наконец, что говорит его педиатр? Если его врач не обеспокоен, ваш SIL, вероятно, не должен быть обеспокоен. Я не имею в виду, что врачи всегда правы, просто они наблюдают самых разных детей и знают, когда что-то действительно необычное. (Но, с другой стороны, я всегда доверяю настойчивому внутреннему знанию мамы, а не врачу, который едва знает ребенка.)

Даже если доктора это не беспокоит, слушание может успокоить ваш SIL. тест у лицензированного аудиолога. Небольшая потеря слуха, которую трудно определить дома, определенно может помешать овладению языком. Тест совсем не травматичен, обычно покрывается страховкой или программами раннего вмешательства, и, поскольку раннее вмешательство имеет большое значение, его обычно рекомендуют в качестве первого шага в оценке ребенка на предмет возможной задержки речи. (Получение направления, а затем запись на прием часто занимает месяц или около того.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *