Мальчик 4 года своеволен упрям кричит: Трудный и непослушный ребёнок: что делать родителям, как правильно воспитывать
Кризис детей трехлетнего возраста — Электронный журнал «РОНО»
Журнал > Выпуск 14 (апрель 2012) > Инновации: методика и практика > Кризис детей трехлетнего возраста
|
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» | Консультация:
КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ, «Я САМ» !!!!!
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даёте мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, Боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система «Я» кричит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я — самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
Что же такое кризис и
как реагировать на него взрослым?
КРИЗИС – важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень.
С одной стороны, кризисы являются движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребенка; с другой — это сложный период для малыша, его родных и персонала дошкольного учреждения.
Немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут родители ребенка. Им необходимо изменить стиль общения с ребенком и образ жизни — всё то, что замедляет и мешает его адекватному развитию.
Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер.
В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:
- Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды.
- Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.
- Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим)
Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти более гладко и безболезненно.
Основные симптомы поведения ребенка
«Кризиса трёх лет»
- Яркое проявление негативизма — это немотивириванное поведение, которое проявляется в действиях и словах, которые намеренно противоположны требованиям и ожиданиям взрослых.
- Ребенок противится прежним отношениям. В поведении наблюдается строптивость – постоянное недовольство всем. Реже в поведении ребенка наблюдаются и такие симптомы:
- Обесценивание ребёнком личности близких — ребенок часто ссорится со всеми дома, находясь как бы в состоянии «войны».
- Деспотизм – ребенок во что бы то ни стало хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание, он хочет стать «господином положения»
- Ревность – когда в семье есть ещё дети, то ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или сестрой. Такое положение его не устраивает, он изо всех сил начинает бороться за власть.
- Упрямство и капризы. Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года. Мальчики упрямее девочек. Девочки капризничают чаще. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок добивается своего потому, что он так решил. Настойчивый – стойкий в своих намерениях, твердый, упорный. В кризисный период приступы упрямства и капризности наблюдаются у детей по пять раз в день, а у некоторых до 19 раз. Период упрямства и капризности заканчивается к 3,5 – 4 годам.
Памятка для родителей
«Кризис трёх лет»
- Капризы и истерика требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!» Ребенок только и ждет этого.
- В любой ситуации проявляйте терпимость к ребенку. Не позволяйте выходить из себя.
- Не подчёркивайте перед ребёнком своё превосходство и силу. Будьте с ним «рядом».
Если ребёнок впадает в истерику:
- Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь, даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще помогает одно – взять его за руку и увести.
- Не берите ребенка на руки, если он этого не хочет.
- Не старайтесь поднять ребенка с пола.
- Не оставляйте ребенка одного.
- Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки еще больше будоражат.
- Переключите внимание ребенка: «Ой, какая интересная игрушка у меня!», «А что там делает ворона?» — Подобные приемы заинтригуют и отвлекут ребенка.
- Следите за своим эмоциональным состоянием.
Любите своего ребенка таким, какой он есть!!!
Несколько признаков того, что происходит
САМОПОЗНАНИЕ и САМОСОЗНАНИЕ
- К трем годам дети осознали или начинают осознавать свой пол.
- Дети более жестко отстаивают свою собственность – игрушки, одежду, дом и даже родителей, Ребенок воспринимают собственные вещи как часть самого себя, слово «мое» звучит без конца.
- Если раньше ребенок говорил: «У Пети болит горло», «Маша пойдет гулять», то теперь вместо этих фраз появляется местоимение «Я»: «Я пойду гулять», «У меня болит горло», «У меня бантик».
- Дети начинают осознавать существование своего внутреннего мира. Свидетельство тому — появившаяся у ребенка избирательность, интерес, выбор предметов. Вместо простого «хочу или «не хочу» он говорит: «Мне нравится» или «Мне не нравится»
- Дети уже способны говорить о своих эмоциях. Например, после просмотра страшного фрагмента фильма ребенок может сказать: «Я весь дрожу от этого телевизора», «Я боюсь». Может прозвучать и такая фраза:»Я вас не люблю, вы плохие».
Важное проявление «кризиса трех лет» — самоутверждение.
Формы самоутверждения очень разнообразны:
ребенок может кричать, спорить, дразнить, угрожать, кривляться, целоваться, обниматься и многое другое, что нередко воспринимается взрослыми отрицательно.
Тем не менее именно эти проявления свидетельствуют о социальном росте ребенка, так складывается «репертуар» его социального поведения.
Признаками САМОУТВЕРЖДЕНИЯ являются:
- Вызывающее «НЕТ». Дети убеждаются в действенности этого слова и используют его при любой возможности: «Ты хочешь со мной пойти?» «Нет», «Хорошо, оставайся дома». «Нет! Я пойду!»
- С обогащением речевых возможностей ребенка форма сопротивления становится более утонченной. Например, ребенок, убедившись, что пользуется особым вниманием, когда у него болит голова, начинает притворяться, что у него болит живот, нога, спина. Ребенок может отказаться от еды, потому что у него «рот устал».
- Для получения желаемого эффекта дети успешно применяют и положительное воздействие на родителей. Для этой цели служат поцелуи, объятия, вежливость.
- Внезапные вспышки гнева – тоже признак самоутверждения. «Я хочу» или «Я не хочу» — требования, которые ребенок предъявляет в магазине или других местах, могут сопровождаться визгом, криком, истериками. Почувствовав «слабость» родителей, ребенок убеждается, что криком можно добиться многого. Как вести себя в этой ситуации? Все зависит от конкретного случая. Иногда стоит не подчиняться капризам ребенка, иногда ответить на его чувства, иногда – найти компромисс. Стандартных решений не существует.
- У детей возникает стремление к самостоятельности: ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть таким, как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Обычно они протестуют против излишней опеки, могут специально проделывать запрещенные вещи, демонстрируя независимость. Характерно, что проявление упрямства и негативизма направлено главным образом против тех взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком. Негативная форма поведения редко адресуется другим взрослым.
Особенности протекания этого периода во многом зависят от отношения к ребенку со стороны взрослых.
Ребенку важно понять, как и где можно использовать приобретенные им социальные навыки, он «на практике» изучает, какая манера поведения подходит к определенному месту и моменту.
В ситуации, когда на одно и то же поведение родители реагируют по-разному, у ребенка возникают трудности.
Как дисциплинировать упрямого ребенка
Воспитание
Возможно, вы не в состоянии контролировать их поведение, но вы можете контролировать то, чему они учатся.
по Lauren Steele
Обновлено:
Первоначально опубликовано: 000Z»> 17 января 2018 г. ребенок, который не слушается, ставит родителей перед уникальными проблемами. Простые просьбы или нежные выговоры могут перерасти в борьбу за власть. В такие моменты родители могут отчаиваться, что их упрямый ребенок просто «безнаказан». И это вполне может быть так. Но пора сменить парадигму.
Дисциплина — это больше, чем просто заставить детей слушать и повиноваться — это способ для родителей передать детям свои основные ценности. И когда дело доходит до дисциплинирования упрямого ребенка, наказание не является главной целью; установление границ есть.
Ключом к работе с упрямым ребенком является сохранение авторитета. над их личностью, но у вас есть контроль над тем, как они учатся», — говорит педагог по воспитанию детей Шэрон Сильвер, основатель Proactive Parenting и автор книги «
Перестать реагировать и начать отвечать .По словам Сильвера, первая корректировка, которую вы должны сделать, — это четко заявить, что вы не отказываетесь от своих полномочий. «Вы проводите черту на песке, и независимо от эмоций ее нельзя пересечь», — говорит она. «Когда ваш ребенок закатывает истерику, злится, кричит на вас или ведет себя агрессивно, покажите ему, где проходит черта. Будьте взрослым и возьмите под свой контроль действия в ситуации. Скажите: «Я вижу, ты очень зол. Как вы можете заставить себя чувствовать себя лучше?» Такой подход расширяет возможности ребенка и позволяет ему чувствовать себя услышанным».
Следующим шагом к примирению с труднодисциплинируемым ребенком является установление четких правил. «В семье вам нужно сесть в обычное время — не во время или после конфликта — и установить общие правила», — говорит Сильвер. «Эти зонтичные правила представляют собой три простых правила, которые действуют как панель навигации и устанавливают границы поведения, применимого ко всему: дружбе, школе, семейной жизни и общественному поведению».
Эти три правила: быть в безопасности, быть добрым и уважительным. Дайте ребенку понять, что если поведение не является безопасным, добрым и уважительным, оно неуместно.
Изменения в модели, которые вы хотите увидеть от упрямых детейЧтобы эти правила стали эффективным средством обучения для вашего ребенка, вы также должны практиковать их. Есть причина, по которой золотое правило выдержало испытание временем. Мы относимся к другим так, как обращаются с нами. Обращаясь с ними так, как вы хотите, чтобы обращались с вами, вы избавляетесь от неуважения и конфликтов.
«Мне нравится идея сосредоточить все на том, чтобы быть безопасным, добрым и уважительным, потому что это применимо ко всем, — объясняет Сильвер. «Если ребенок кричит на вас: «Я не слушаю» или «Я вас ненавижу», а вы перебиваете его, вы сразу же вступаете в борьбу за власть. Не вмешивайтесь. Не кричи. Не действуйте агрессивно по отношению к их агрессивному поведению. Это создает врагов в конфликте, а вы не враги своему ребенку».
В такие жаркие моменты важно относиться к ребенку как к личности. Это человек с развивающейся личностью, на которого вы постоянно воздействуете, но в конечном итоге не можете его контролировать. Помните, в чем состоит ваша работа: не заставлять их есть овощи, делиться игрушками или делать домашнее задание. Это воспитание и обучение ребенка навыкам быть хорошим по отношению к себе и другим.
Эта статья была впервые опубликована
Как вести себя с упрямым дошкольником
Ваш дошкольник отказывается носить что-либо, кроме синего? Бывает ли у нее истерика, когда пора выходить из дома? Она отказывается сидеть в своем автокресле, потому что ее платье выглядит нелепо? Если вы поможете ей переодеться, не станут ли теперь ее носки неудобными, требующими новых носков? Откажется ли она есть хлеб с корочками? Сжимает ли она свои маленькие кулачки и кричит ли, когда что-то идет не так? Будет ли она цепляться за игрушку, как за последний спасательный круг на «Титанике», когда другой ребенок захочет с ней поиграть?
Если что-то из этого звучит правдоподобно, утешайтесь тем, что вы не одиноки.
Дошкольники печально известны своим упрямым поведением, которое совершенно уместно с точки зрения развития, говорит Кэролин Пайрак, социальный работник и педагог для родителей в Институте Таларис в Сиэтле. «Существует так много источников информации о ребенке, — объясняет Пирак. «Требуются годы, чтобы иметь возможность управлять всем этим входом и получать социально приемлемый результат. В результате маленькие дети получают гиперстимуляцию. С новорожденным родители ожидают много плача и суеты. Дети дошкольного возраста испытывают такую же чрезмерную стимуляцию, и они все еще не могут контролировать свои реакции». Родители иногда думают, что их дошкольники пытаются быть трудными. Дошкольники на самом деле просто застревают в своем развитии в таком поведении, как и младенцы, говорит Пайрак.
Не заставляйте меня!Есть две основные причины, по которым дошкольники могут вести себя раздражающе упрямо, по словам Синди Ливитт, преподавателя Института Нойфельда, международной программы обучения родителей, базирующейся в Ванкувере, Британская Колумбия. Ливитт говорит, что первой основной причиной упрямства дошкольников является «противодействие» — инстинктивное, автоматическое сопротивление любому чувству принуждения.
Противодействие может поднять свою уродливую голову в любой момент, когда ваш дошкольник чувствует, что его принуждают. Это адаптивный инстинкт сопротивления, который помогает уязвимым маленьким детям избегать принуждения со стороны незнакомцев. Мы все хотим, чтобы наши дети кричали «Нет!» если кто-то собирается их обидеть. Просто эта система настолько хороша, что они кричат «Нет!» у нас тоже.
Ответ, говорит Ливитт, заключается в том, чтобы установить связь с вашим ребенком. Привязанность вашего ребенка к вам заставляет его хотеть сотрудничать с вами. «Дошкольники могут одновременно удерживать только одну привязанность, — объясняет Ливитт. «Если они не привязываются к вам, они привязываются к чему-то другому. Нет задней части ума, чтобы держаться за их привязанность к вам. Когда вы просите ребенка что-то сделать, а получаете большое «нет», он не чувствует привязанности, поэтому чувствует, что его принуждают, а не связывают. Противодействие — адекватный ответ. Для дошкольника вы должны постоянно подключать и повторно задействовать этот инстинкт привязанности».
Отец Балларда Скотт Стейнхорст подтверждает, что это верно для его дочерей. «Когда они становятся неприятными, — отмечает он, — я понимаю, что нам нужно больше общаться». Steinhorst предлагает много объятий и игр. «Я стараюсь часто приглашать на связь, — объясняет он. «Я ищу их без намерения и проявляю к ним неподдельный интерес». И это, по его словам, делает жизнь более гладкой.
Найти себяЕсли все это правда, то почему дошкольники становятся упрямыми, даже если родители хорошо привязаны и не принуждают? Ведь неужели каждый раз, когда дошкольник ведет себя упрямо, виноваты родители? Ответ, говорит Ливитт, — вторая основная причина упрямства дошкольников. «Дошкольники находятся в разгаре психологического рождения собственного чувства свободы воли». Другими словами, они узнают, кто они как личности.
Это новое чувство свободы действий, говорит Ливитт, очень деликатная вещь. «Маленькие дошкольники, которые начинают познавать свой собственный разум, могут яростно защищать свои собственные идеи», — объясняет она. «Дошкольники становятся такими упрямыми, отчасти просто пытаясь защитить свое зарождающееся чувство собственного достоинства».
Мама Балларда Сара Истерли не понаслышке знает об этой яростной защите идей. Ее дочь, которую несколько месяцев приучали к горшку, начала сопротивляться использованию горшка, когда их нет дома. «Когда я говорю ей идти, — объясняет Истерли, — она отказывается, хотя ясно, что ей нужно идти». Недавно Истерли сидела в кабинке и несколько минут просто обнимала дочь, ни о чем не говоря. Дочь настаивала, что ей не нужно идти. Истерли сказал ей: «Все в порядке. Я могу остаться здесь, пока тебе не нужно будет уйти. Через несколько минут ее дочь решила воспользоваться горшком.
В какой-то степени окончательное решение этих проблем — время, и дети перерастут такое поведение. «Осознайте, что противодействие — это инстинкт», — говорит Ливитт. «Это то, что приводит детей к тому, чтобы они становились жизнеспособными людьми. Освободите место для этого роста».
Ливитт предлагает стратегии, которые помогут родителям избежать противодействия воле. Например, сделайте свою повестку менее явной. Не навязывайте время сна. Вместо этого спросите: «Вы хотите подняться по лестнице по одной или по две?» Затем: «Ты хочешь надеть красную или желтую пижаму?» К тому времени, когда вы закончите давать ребенку возможность проявить свою свободу воли, время сна уже наступит.
Истерли обнаружила, что этот менее очевидный подход хорошо работает для ее дочери. Вместо того, чтобы настаивать на том, чтобы ее дочь ходила на горшок, она просто скажет: «Мне нужно на горшок. Пошли.» И ее дочь присоединится, потому что никто не пытался сказать ей, что она должна уйти.
Когда идти на компромиссПирак соглашается и предлагает родителям выбрать свои сражения. «Если можно пойти на компромисс в таких вопросах, как одежда или еда, тогда делайте это», — уверяет Пайрак. «Или дайте на выбор две вещи, обе из которых приемлемы для вас. Часто дети будут счастливы выбрать что-то приемлемое, потому что они сосредоточены на возможности выбора».
Быть всегда на шаг впереди своего ребенка бывает непросто. Также может быть неприятно и даже стыдно испытывать упрямое поведение дошкольника, особенно на публике. «Сделайте шаг назад и поймите, почему так неприятно иметь упрямого ребенка», — призывает Пайрак. «Часто родители думают, что это отражает их воспитание, но обычно это не так. Постарайтесь отделить свои чувства по поводу поведения ребенка от самого поведения».
Итак, мы должны просто смириться с тиранией наших дошкольников? Вовсе нет, говорит Ливитт. «Важно, чтобы родители оставались в лидерах по отношению к детям», — объясняет она. «Будьте готовы сказать «нет» и помогите своему ребенку адаптироваться к неизбежным разочарованиям благодаря мягкому пониманию и постоянным усилиям наладить контакт».
Пирак соглашается. «Родитель и ребенок должны работать вместе в повседневной жизни. Иногда это означает, что сильная воля не может победить.