Мальчик 2 года не разговаривает: Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить

Мальчик 2 года не разговаривает: Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить

Содержание

Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить

Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится. На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка.

Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться.

Основные этапы развития речи ребенка

Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.

Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки. Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы». В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.

Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить».

Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него. Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками.

С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно. Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя. В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными.

К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги. В этот период важно отслеживать интонации – как он говорит, как плачет. В полгода здоровый ребенок должен уже болтать, произносить определенные слоги, повторять за мамой конкретные звуки. В период лепета более отчетливо становится подражание звукам взрослого.

К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня». Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», то есть короткие простые слова из нескольких слогов. Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь как способ общения между людьми.

После полутора лет ребенок путем подражания легко произносит знакомые и незнакомые слова, как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Интенсивное развитие моторной речи обычно начинается со второй половины 2-го года жизни. До одного года шести месяцев ребенок произносит около 30 простых по звуковому составу слов. В два года ребенок говорит уже больше 200 слов, у него практически фразовая речь, он уже должен уметь сформулировать простую мысль или просьбу: «Мама, пойдем в магазин, ты обещала купить мне игрушку». При этом некоторые звуки он может еще пока произносить нечетко. К трем годам в речи ребенка насчитывается до 1200-1500 слов, включающих почти все части речи.

Такое развитие считается нормой. Но происходит это лишь тогда, когда родители постоянно разговаривают с ребенком, рассказывают ему сказки, поют колыбельные песенки. Очень большая проблема сегодня – живую речь все больше заменяют гаджеты. Из-за этого многие изначально рожденные здоровыми с точки зрения неврологии дети не начинают вовремя говорить.

Если здоровый ребенок в 2,5-3 года вообще не владеет фразовой речью и, в лучшем случае, только говорит единичные простые слова, у него задержка речевого развития, и это, к сожалению, надо лечить.

Речь развивается постепенно

Чтобы ребенок научился правильно говорить и строить логичные, образные фразы, требуется время. Когда ребенок только учится ходить, он с маминой помощью делает первые неуверенные шажочки, а через полгода-год он уже самостоятельно бегает, прыгает и танцует. То же самое происходит и с речью: она развивается постепенно. Ребенок не только запоминает новые слова, но и одновременно тренирует артикуляционные мышцы, учится управлять интонацией. На это уходит не один год. Поэтому если в 3-3,5 года ваш ребенок только начинает произносить первые слова и строить простейшие фразы вроде «мама, дай», то к шести годам, когда придет пора идти в школу, у него не сформируется полноценная фразовая речь. Важно заниматься развитием речи постепенно, но с самого раннего возраста.

Причины задержки речевого развития

Первая и самая основная причина – это повреждение головного мозга из-за ишемии, кровоизлияния, инфекции. Но подобные отклонения стразу диагностируются, врачи наблюдают за ребенком и проводят все необходимые мероприятия. Это те пациенты, с которыми уже работает невролог, психолог и логопед.

Но есть категория пациентов, которые рождены абсолютно здоровыми. Но из-за ошибок в обучении у них тоже начинается задержка в речевом развитии. Чаще всего причиной становится чрезмерное увлечение родителей механическим звуком, то есть звуком из телевизора, компьютера, планшета, телефона. У детей, которые много смотрят мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической. Чтобы ребенок начал говорить, нужно как можно больше разговаривать с ним, самим читать сказки, петь колыбельные песенки.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор или радио работали фоном в том помещении, где проводит время малыш. Безусловно, если вы хотите показать ребенку какой-то мультфильм или передачу на компьютере, это можно и нужно сделать, но после просмотра устройство нужно выключить и убрать.

Конечно, все эти устройства и игрушки позволяют маме немного отдохнуть или заняться какими-то своими делами. Но когда они заменяют собой живое общение, это приводит к серьезным проблемам с психикой ребенка. Лучше предупредить такие вещи, чем потом годами наверстывать упущенное. Чтобы восстановить у трехлетнего ребенка правильный стереотип речи, изменить его восприятие, требуется очень много сил и времени: ребенок не может быстро нагнать такие пробелы, приходится прибегать к интенсивному медикаментозному лечению, к дополнительным занятиям с логопедами. Это долгий и трудный путь. Зачем до этого доводить, если можно все правильно сделать с самого начала?

Почему нужно петь колыбельные

Пение колыбельных – это важная часть воспитания ребенка.

Самые известные колыбельные, например, «баю-баюшки-баю», были придуманы еще в V-VI веке, и мы не случайно поем их детям до сих пор. Они выстроены специально в том тембре и колебании длины волны, которые понятны ребенку, успокаивают его, развивают мозг. Для каждого возраста существуют свои песни, которые необходимо петь. Напевание таких колыбельных маленькому ребенку и одновременное укачивание его на руках создает основу для правильного психического развития.

Сейчас многие пары подходят к планированию беременности со всей ответственностью: ведут здоровый образ жизни, сдают все анализы, читают книги о здоровье и воспитании будущего ребенка. Включите в эту подготовку и разучивание хотя бы нескольких колыбельных песенок, чтобы петь их малышу. Какими бы простыми они вам ни казались, но в них заключена отработанная веками народная мудрость для правильного становления личности, это очень важно. Пойте эти колыбельные хотя бы до года.

К двум годам, когда ребенок уже хорошо понимает фразовую речь, песни можно подбирать уже более сюжетные, чтобы пока мама поет, он мог в голове представить себе эту картинку.

Говорите с ребенком как можно больше

Не спешите в разговорах с малышом, спокойно и размеренно проговаривайте ему, что происходит вокруг, озвучивайте свои действия. Тогда он на слух начнет воспринимать, как называется тот или иной предмет, так формируется пассивная речь. С полугода добавляйте подробности о цвете и объеме предметов: «маленькая игрушка», «красный мяч». Когда вы делаете это постоянно, ребенок учится слышать и понимать вас.

Это помогает уже после года объяснить малышу, что трусики должны быть сухие, то есть довольно рано приучить ребенка к горшку, а не пользоваться все время памперсами. В полтора года ребенок в состоянии удерживать мочевой пузырь, контролировать свои тазовые функции. Это одно из важных звеньев психического развития. Конечно, проситься в туалет он, в конце концов, научится и сам, но эти навыки придут значительно позже и уже не в той форме, в которой хотелось бы.

Поэтому очень важно приучить себя как можно больше разговаривать с малышом и максимально ограничивать механические звуки вокруг него – это важнейшие звенья профилактики задержки речевого развития. Если мы это выстраиваем правильно, то уже в 2,5 года ребенок начинает говорить фразовой речью, и у родителей нет проблем с его поведением, обучением. Если ваш ребенок в 2,5 года не говорит, особенно если нет так называемой своей тарабарской речи, он молчит и не озвучивает игру, обращенную к вам просьбу о чем-то, то это не вариант нормы, это проблема, которой нужно заниматься.

Как разговаривать с ребенком

 

  1. Разговаривать с ребенком нужно обычным тембром, именно этот ваш тон и тембр ребенок знает еще с внутриутробного своего состояния.
  2. Старайтесь говорить простыми фразами, но не сюсюкайте, не коверкайте слова.
  3. Если у ребенка проблема со зрением или слухом, то маме нужно как можно раньше начать ярко красить губы, чтобы он мог следить за ее губами и понимать, как именно она произносит звуки.
  4. Если у ребенка на первом году жизни были проблемы с глотанием, то, к сожалению, не избежать проблем и со звукопроизношением. Начать заниматься со специальным логопедом можно уже в первые месяцы жизни малыша, еще в доречевой период.
  5. Решайте все проблемы, как только они появляются, не откладывайте и не ждите, что само пройдет. Не пройдет.

 

Сад логопедический или обычный?

Итак, ребенок подрос, и пришло время решать, в какое дошкольное учреждение его отвести. В этот момент важно разобраться, есть ли у вашего малыша проблемы с психикой и речью, и какие.

Когда никаких серьезных медицинских проблем у малыша нет, начните с обычного сада. Если в первый год речь не выровняется и не разовьется до нужного уровня, тогда стоит подать заявку на прохождение медико-педагогической комиссии. Она проходит с февраля по июнь. Получить направление можно в детском дошкольном учреждении или позвонить им и записаться на прием. Для прохождения медико-педагогической комиссии необходимо иметь заключение невролога, логопеда, психиатра о состоянии здоровья вашего ребенка.

Если ребенок начал говорить фразовой речью, но не выговаривает определенные звуки, то можно отвести его в обычный сад, в котором есть логопедические группы. Там занимаются с детьми с нормальным психо-речевым развитием, но с неправильными установками самих звуков. Обычно логопед начинает работу с такими ребятами с пяти лет, чтобы к школе выровнять речь и исправить все слабые звуки. В среднем на постановку и закрепление одного звука уходит от трех месяцев.

Одно из частых нарушений у детей 3-3,5 лет – так называемая каша во рту, когда из-за нарушения иннервации речевой мускулатуры ребенок не может чисто, понятно произносить часть звуков. В этом случае без помощи специалиста не обойтись, лучше обратиться к неврологу для установки точной причины дизартрии и проведения необходимого лечения, если оно нужно, также необходимо посещать специальный логопедический сад. Здесь требуется комплексный подход: одновременная слаженная работа логопеда, невролога и психолога.

Распределением детей в специализированные группы или сады занимается медико-педагогическая комиссия.

И снова повторюсь, значительно проще заниматься профилактикой задержки речевого развития, чтобы те дети, которые могли бы говорить, но из-за недостаточного внимания родителей не начали, не попадали в специальные группы. Для этого важно не просто разговаривать с ребенком, а слышать, о чем он говорит, стараться понять его и реагировать на его слова. Уверяю вас, если вы с детства наладите этот контакт, то он сохранится на всю жизнь, поможет малышу стать хорошим членом семьи, общества, надежной поддержкой и опорой для вас.

Как предотвратить заикание

Бывают случаи, когда ребенок долго не начинает говорить, при этом с ним занимаются, он накапливает большой пассивный запас слов, может в голове составлять фразы. Если запустить у него речевой процесс чрезмерно активно, то он не справится с потоком речи и начнет заикаться. Чаще всего это происходит в 2,5-3 года. Особенно подвержены заиканию дети с тиками (навязчивое моргание, мигание, шмыганье носом и подобное). Если вы замечаете, что в начале речи ребенок начинает запинаться, это сигнал, что нужно обратиться к неврологу, чтобы решить проблему. Из всех навязчивых состояний заикание – самая сложная проблема, на лечение которой могут уйти годы.

Соска и речевое развитие ребенка

Еще один важный аспект профилактики задержки речевого развития – длительное использование сосок и длительное кормление грудью. Я имею в виду ситуацию, когда пустышка или мамина грудь находятся во рту ребенка не для успокоения или кормления, а просто так, в состоянии бодрствования. В этом случае проблема возникает чисто механическая: для того чтобы говорить, рот должен быть свободен, а если рот занят, то говорить невозможно – мешает соска или грудь.

Пустышку можно использовать, когда ребенок засыпает, когда болеет, когда ударился, но во время бодрствования ее нужно убирать. После двух лет от пустышки нужно отказаться полностью. Это поможет избежать проблем с речью и сохранить правильный прикус, что значительно снизит ваши денежные расходы в дальнейшем при лечении ортодонтом некрасивых зубов вашего любимого ребенка.

Это же относится и к материнской груди. Она должно быть источником пищи или средством успокоения, не более того. Безусловно, грудное молоко содержит в себе очень много хороших веществ, но оно нужно ровно до тех пор, пока ребенок не начал есть нормальную человеческую еду. Сосание груди очень важно для формирования психологического общения мамы и ребенка. Но к двум годам ребенок уже хорошо понимает обращенную речь, может и сам говорить, поэтому эта связь только укрепляется и никак не прервется после отлучения ребенка от груди.

Важно с самого начала отучать малыша сосать палец. К 2,5-3 годам ребенок должен спокойно обходиться без пустышки, материнской груди или сосания пальцев. Почему? Во время сосания качательно-поступательные движения дают ощущение успокоения, седацию. С возрастом потребность ребенка в таких движениях слабеет, теперь ему нужно познавать окружающий мир, быть активным. А если ребенок продолжает сосать палец или пустышку, то он автоматически переносит себя в грудничковый период, ведет себя как малыш и не дает себе возможности полноценно развиваться.

Гаджеты: вред или польза

Современные устройства, с одной стороны, очень полезны, но когда речь идет о детях, нужно быть предельно внимательным и осторожным. Никто не говорит о том, что не нужно использовать телевизор и гаджеты совсем. Это важная часть современной жизни, дети должны уметь владеть ими. Но у маленького ребенка еще нет навыков речи, движений, моторики, правильного психического развития, неправильно сформирована критика, самокритика, умение контролировать самого себя. Поэтому очень опасно бесконтрольно давать ему то, что может спровоцировать неправильное развитие.

В России об этом говорят мало, и сегодня в большинстве семей гаджеты используют сверх допустимой меры, на каждого члена семьи, включая грудного ребенка, приходится от двух до трех гаджетов. При этом в той же высокотехнологичной Японии детям разрешают пользоваться телефоном или компьютером только с пяти лет, когда нервная система дозрела. И я согласна с их подходом. Да, вы можете включать ребенку какие-то развивающие игры или мультфильмы, но не более 30-40 минут в день на хорошем экране с хорошим звуком. Планшетов и смартфонов лучше избегать, потому что у маленьких детей быстро формируется цветовая и тактильная зависимость.

В глушь, в деревню

Напоследок я хочу посоветовать всем-всем родителям больше времени проводить с детьми на свежем воздухе. Особенно полезно это будет малышам, имеющим проблемы с психо-речевым развитием. Самое лучшее – на несколько недель или даже месяцев уезжать в сельскую местность, где вокруг только живые звуки природы от бегущего ручейка, шелеста листьев на деревьях, жужжания пчелки и прочих звуков, где нет городского, механического звука от гудения проводов. Это не только поможет нормализовать сон, подарит спокойствие, но и даст возможность перегруженному информацией мозгу ребенка отдохнуть и набраться сил для преодоления всех трудностей в речевом развитии.

Будьте здоровы! Удачи вам и вашим детям!

Ребёнок не говорит в 2 года, но всё понимает: что делать

Что делать, если ребёнок не говорит в 2 года или плохо говорит, но всё понимает. Что он должен говорить в возрасте 2-2,2 лет, как разговорить его и выявить отклонения от нормы.

Двухлетний малыш, речь которого развивается в соответствии с возрастными нормами, использует её, как средство общения. Если ребёнок в 2 года не разговаривает, большинство родителей обоснованно начинают тревожиться, подозревая задержку развития речи.

Содержание статьи:

  1. Как должен говорить ребёнок в два года
  2. Ребёнок в 2 года не разговаривает: что делать?
  3. Как разговорить двухлетнего малыша

Как должен говорить ребёнок в два года

Рассмотрим нормы того, что должен говорить ребёнок в 2 года, неважно мальчик это или девочка. Учитывая индивидуальное развитие каждого малыша, нормы применимы к возрасту от 2 лет до 2 лет и 2 месяцев.

Произношению доступны все гласные и большинство согласных звуков. Но поскольку органы артикуляции ещё недостаточно окрепли для чёткого произношения звуков, дети 2 лет неправильно произносят звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «л», «р». Голос некоторых детей ещё тихий и слабый, даже простые слова они произносят невнятно, и это тоже вариант нормы.

У двухлетних детей невелик словарный запас, но они пользуются словами, обозначающими хорошо знакомые предметы и игрушки, могут употреблять облегчённые слова вроде «бай-бай» вместо «спать», «ням-ням» вместо «есть». Также используются единственное и множественное число существительных (кубик — кубики) и уменьшительно-ласкательные суффиксы (дом —домик).

Слова в предложениях часто не согласованы, когда он говорит фразы построены неправильно. Неумение формировать правильные грамматические формы – это норма данного возраста. Например, если ребёнок говорит в 2 года так: дома — «домы», красивая кофта — «красивый кофта», коврик — «ковёрчик», то это нормально.

В 2 года ребёнок должен говорить короткими фразами из 2–4 слов и уметь задавать вопросы, например, «Что это?». Он не только сам задаёт вопросы, но в состоянии ответить на простые вопросы взрослого, то есть различает вопросительную интонацию.

Детям двух лет доступно выполнение несложных просьб, состоящих из 2–3 этапов. Например, «сначала возьми ложку, а потом отнеси её на стол».



Несовершенство произносительной стороны речи двухлетнего малыша – нормальное явление. Он пока ещё неправильно произносит большинство звуков, пропускает звуки при произношении слов и отдельные слоги при произношении многосложных слов, смягчает согласные.

Если с малышом занимаются, то в активном словаре содержатся не только существительные, но и прилагательные, глаголы, наречия.

Ребёнок в 2 года не разговаривает: что делать?

Почему ребёнок не разговаривает в 2 года:

  • Последствия родовой или черепно-мозговой травмы;
  • Нейроинфекции, частые простуды и болезни;
  • Ребёнку уделяется мало внимания, имеется дефицит общения.

Речевое отставание в 2 года может быть у гиперопекаемых детей, когда у них нет повода для использования речи, а также у детей, растущих в семьях с малоговорящими родителями.

Если в 2 года наблюдается полное отсутствие речи у ребёнка — необходимо посетить невролога!



Если ребёнок не разговаривает по причине бедной речевой среды, задержку речевого развития можно компенсировать самостоятельно в короткие сроки. Если же недоразвитие речи было вызвано функциональными нарушениями центральной нервной системы, коррекцией речи вместе с родителями должны заниматься специалисты – невропатолог, психоневролог, логопед, психолог-дефектолог.

Если у родителей есть подозрение, что речь малыша не соответствует норме, лучше доверить оценку детской речи специалисту. Прежде всего, нужно получить консультацию детского невропатолога, после посетить логопеда или дефектолога.

Даже если речевое отставание обусловлено генетической предрасположенностью, стоит обратиться к педиатру или невропатологу для предварительной оценки нормы и патологии. С возраста 2,4 месяца можно приходить к логопеду. До 3 лет коррекция речевых нарушений не требует больших временных и материальных затрат. После этого срока что-то исправить уже сложнее.

Основания для обращения к логопеду:

  • Ребёнок не обращается к взрослым, при необходимости ограничивается жестами или мимикой;
  • Он говорит на одному ему понятном языке, и ему безразлично, что его не понимают;
  • Речь малыша отстаёт на несколько периодов речевого развития от нормы. Например, имеются только лепетные слова и звукоподражания, что уместно в 1 год;
  • Ребёнок не может выполнить просьбу взрослого, если она не сопровождается жестами;
  • У малыша неразвита мелкая моторика, он неловок, берёт мелкие предметы несколькими пальчиками, а не двумя;
  • Речь была, а потом пропала;
  • Ребёнок называет одним лепетным словом разные предметы.

Не стоит игнорировать подобные симптомы. Гораздо более продуктивная тактика – обратиться к специалисту для прояснения ситуации.

Бытует мнение, что к логопеду нужно идти тогда, когда ребёнку исполнилось 4,5–5 лет. Это правильно для коррекции фонетического недоразвития речи. Если ребёнок не говорит в 2 года, нарушение имеет другой механизм развития, и коррекционные приёмы здесь применяются совершенно другие.

Если ребёнок не говорит в 2 года, безответственно опираться на советы знакомых и ждать возможного скачка речевой активности. Не нужно читать советов на форумах и надеяться на чудо: «У нас тоже молчал-молчал, а потом как заговорит! Папа его тоже долго не разговаривал, и ничего, всё нормально…». Кто-то ждёт так до 3-4 и даже 5 лет, после чего только логопед уже не поможет.

Как разговорить двухлетнего малыша

Есть несколько способов как помочь ребёнку заговорить в 2 года, но у них один принцип — создавать для малыша ситуации общения, чтобы активная речь развивалась. Не предупреждать его желания, а вынудить выразить просьбу словами, стараться разговорить его.

Например, если мальчик хочет машинку, показывая на неё пальцем, сделайте вид, что не понимаете и дайте соседнюю игрушку. Когда он покажет своё недовольство, удивитесь. Так можно играть часто, в итоге малыш будет вынужден описать необходимый ему предмет. При этом важно удовлетворять его интерес к предметам, действиям и накоплению впечатлений.

Аналогично можно играть «в прятки» с игрушками, предлагая позвать спрятанного петушка, котика, зайчика.

Покупая новую игрушку, обязательно рассмотрите её вместе с ребёнком, называя части, показывая как с ней играть, проговаривая все свои действия.

Если ребёнок в 2 года не разговаривает, но всё понимает, необходимо вынуждать его говорить!



Очень полезно на прогулке рассказывать о том, что нового и привлекательного вокруг. Не просто показывать и называть предметы, но и рассказывать об их назначении. Например, «Ножницами режут бумагу», «В мыльнице лежит мыло». Обращайте внимание на форму и величину предметов, их цвет.

Чаще читайте малышу доступные его пониманию сказки, стихи, прибаутки, сопровождая чтение показом красочных иллюстраций, болтайте с ним по любому поводу. Пусть ребёнок договаривает окончания строчек, повторяет фразы героев сказок. Постоянное внимание к речи двухлетнего ребёнка поможет преодолеть речевое отставание, если оно имеется.

Рекомендую прочитать

Развитие речи

06 сентября 2022

Почему ребёнок в 2,5 года не разговаривает

Если в два с половиной года ребёнок не говорит (плохо говорит) или общается на своём «тарабарском языке», но всё понимает — это симптомы темповой задержки речевого развития или общего недоразвития речи.

Развитие речи

05 сентября 2022

Почему ребёнок в 3 года не разговаривает или плохо говорит

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Если он не говорит к этому времени, налицо признак назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Почему ребенок не говорит? Совет психолога

Почему ребенок не говорит? Рекомендации психолога

Все современные родители хотят, чтобы их дети начали говорить вовремя, и этот важный аспект развития не отставал от нормы. Волнения по этому вопросу начинают нарастать даже на пороге годовалого возраста, если у малыша к этому времени не появляются первые слова.

ЗРР (задержка развития речи) в наши дни – одно из самых распространенных нарушений у детей раннего возраста, преимущественно связанное с развитием стволовых структур мозга. Однако паниковать рано — зачастую решить проблему помогают время и занятия со специалистами: логопедом, логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Разберем всё по порядку в этой статье.

По существующим нормам грудничок до 4 месяцев должен начать гулить и реагировать на речь взрослых.
К 1 году должны появиться слога; к 1. 5 – слова; к 2-м годам – словосочетания. В 3 года ребенок должен полноценно разговаривать хотя бы простыми предложениями. Далее его словарный запас расширяется и увеличивается, а речь становится более развернутой, в ней появляются более сложные речевые конструкции.

При большом временном отхождении от этих норм, при отсутствии слов в 2 года и полноценной речи после 3-х лет однозначно необходимо обращаться к специалистам! И чем раньше – тем лучше.


Основные причины, почему ребенок не начал говорить

Важно знать, что причина ЗРР может крыться как в физиологических нарушениях, связанных непосредственно со здоровьем ребенка, так и в социальных (общество, окружение, общая обстановка, родители).

Возможные причины ЗРР:

• Генетическая предрасположенность. Если родители малыша заговорили позже своих сверстников, то ждать от ребенка раннего речевого развития не стоит. Хотя даже в этом случае всё индивидуально.

• Стрессы и психические расстройства. Если в семье часто ругаются, разговаривают на повышенных тонах или ребенок испытывает систематические стрессы извне, это также тормозит развитие речи и в целом пагубно влияет на психоэмоциональное становление малыша, провоцируя множественные нарушения в развитии. Необходимо изолировать ребенка от стрессового очага и обратиться к детскому или семейному психологу.

• Индивидуальный темп развития. Необходимо понимать, что все дети уникальны и развиваются по-разному, незначительно отходя от существующих норм. Если речевое развитие так или иначе происходит у Вашего малыша, он произносит звуки, отдельные слова, то, возможно, ему нужно еще немного времени, чтобы «разговориться».

• Гиперопека родителей часто порождает нежелание говорить. Действительно, если ребенка понимают с полужеста и выполняют любое его желание, не стимулируя проговорить голосом, то повода напрячься и начать произносить речь, увы, нет. Здесь же работает и обратная система – протест. Если предпринимать излишние попытки разговорить малыша, заставлять или, что еще хуже, принижать – это его начнет отторгать. Во всём нужно знать меру.

• Неправильное поведение общества. С ребенком – с самого рождения – необходимо много говорить. В эпоху смартфонозависимости мы все действительно стали меньше разговаривать, поэтому и речевая функция детей развивается с задержкой. Говорите с ребенком как можно больше и чаще, обязательно умеренным темпом и внятно (избегайте беглой речи). Ребенок должен четко слышать все звуки. Читайте сказки с выражением и разной интонацией. Рассказывайте и описывайте ему происходящее вокруг. Требуйте такого подхода и от общества, с которым Ваш малыш проводит время.
Важно понимать, что гаджеты не заменят людского общения, даже напротив – они дают обратный эффект за счет фоновых звуков и чрезмерно яркой картинки, за которой ребенок не успевает следить, одновременно сопоставляя речь и вникая в неё. Соответственно, это еще одна причина ЗРР.

• Двуязычная семья. У детей-билингвов часто встречается ЗРР, и таким детям, как правило, требуется больше времени, чтобы разобраться в языках и начать говорить. Позже у них часто имеются проблемы в речи в связи с путаницей в языках. Детям-билингвам с раннего возраста лучше всего заниматься с логопедом. И, по возможности, использовать для общения с ребенком раннего возраста один язык.

• Нарушения артикуляционного аппарата. Список причин данного нарушения очень велик – от ослабления мышечной ткани до проблем с уздечкой языка. Причину всегда поможет выявить логопед после диагностики малыша.

•Нарушения слуха. Как правило, данное нарушение можно выявить еще в грудничковом возрасте, если малыш никак не реагирует на звуки, не проявляет интерес к звуковым игрушкам или не улыбается при мамином голосе. При малейших подозрениях на проблемы со слухом необходимо сразу же обратиться к специалистам (отоларингологу и неврологу)!

• Нарушения зрения. Если данная проблема присутствует у ребенка, возможно, ему сложно начать воспроизводить речь, т.к. он не видит или плохо видит картину происходящего вокруг и не понимает, что к чему соотнести. С данным нарушением, разумеется, срочно ко врачу.

• Поражения головного мозга, связанные с родовыми травмами, внутриутробными инфекциями, асфиксией, перенесенными инфекционными заболеваниями в грудничковом возрасте, черепно-мозговыми травмами, нарушениями центральной нервной системы, врожденными патологиями (аутизм, олигофрения, гипотиреоз, все формы ДЦП и т.д.). В этих случаях потребуется комплексная помощь медиков, логопедов-дефектологов и нейропсихологов.

Важно, что с любой причиной задержки развития речи можно и нужно работать! В зависимости от нарушения на помощь приходят врачи и такие специалисты, как нейропсихолог, психолог, логопед и логопед-дефектолог. Чем раньше родители заподозрят ЗРР и обратятся за помощью, тем быстрее и проще начнется развитие речевой функции ребенка и, как следствие, это поможет избежать задержки в развитии и других психических функций ребенка. Например, развитие речи напрямую связано с развитием мышления.


Ребенок не говорит в 1 год

Если ребенок не говорит в годовалом возрасте, то, вероятнее всего, волноваться еще рано. Если мы подразумеваем непосредственно речь — слова или словосочетания, то в год ребенок и не должен радовать вас широким лексиконом. Конечно, бывают случаи, когда и в годовалом возрасте дети начинают говорить, но это исключение, а не правило.

На что обратить внимание и как выявить нарушения в речевой функции годовалого ребенка?


1) Посмотрите, как реагирует ваш ребенок на речь взрослого. Малыш должен слышать обращения к нему, выполнять какие-либо несложные задания или реагировать на них, например, недовольством или соответствующим качанием головы (да/нет).

2) Обратите внимание и на реакцию на любые звуковые предметы, например, игрушки со звуком. Интересуется ли ими малыш, проявляет ли желание повзаимодействовать, поворачивает ли голову в сторону, откуда издается звук?

3) Вспомните, как малыш развивался в течение первого года: когда началось гуление, лепет, первые слога. По-хорошему «агукать» грудничок должен начать до 3-х месячного возраста, лепет должен появиться к 9-ти месяцам, а в год – какие-никакие слога (ба, да, па, ма и т.д.).

Если в год у ребенка отсутствует лепет и слога, он не реагирует на звуки и обращенную речь — стоит обратиться к специалистам и пройти диагностику.


Ребенок не говорит в 2 года

Как правило, к 2-м годам большинство детей (особенно девочек) «разговариваются». Конечно, они по-прежнему не обладают широким лексиконом, но он постепенно нарастает. Многие детки к этому возрасту говорят словосочетаниями или простыми предложениями, однако бывают и исключения: некоторые дети говорят очень хорошо, включая понятную взрослым речь и сложносочиненные/сложноподчиненные предложения; некоторые же продолжают находиться в режиме «молчуна».

Все дети разные, и развиваются они тоже по-разному. Нет ничего зазорного в том, что Ваш ребенок отстает от сверстников в каком-либо навыке.

Конечно, очень важно заниматься с ребенком: разговаривать, читать сказки, стихотворения, петь детские песенки и особое внимание уделять развитию мелкой моторики. Именно она во многом влияет на запуск речи.

Если ребенок не говорит в 2 года, обратите внимание, на каком этапе развития находится его речевая функция. Как минимум, у малыша должен быть хотя бы небольшой запас слов, которыми он периодически оперирует в диалоге. В противном случае не пренебрегайте посещением специалистов. Начать лучше с логопеда, нейропсихолога и невролога.


Ребенок не говорит в 3 года

Как показывает статистика, к 3-м годам речь осваивают 80% здоровых детей. Именно в этом возрасте стоит уделить особо пристальное внимание, если ребенок все еще не спешит с разговорной речью. Посмотрите, как нарастает лексикон малыша. Если с каждым днем вы видите хотя бы незначительный прогресс, то причин для беспокойства нет — Ваш ребенок вот-вот заговорит. В любом другом случае ждать не рекомендуется – необходимо в срочном порядке провести диагностику, выявить причину ЗРР и начать работу. Как правило, занятия с нейропсихологом и логопедом довольно быстро дают положительные результаты, прогресс будет виден уже через несколько месяцев стабильных занятий.

Читайте нашу подробную статью на тему задержки развития речи в 3 года


Ребенок не говорит в 4 года

При отсутствии речи в этом возрасте и позже ребенок уже должен быть под наблюдением специалистов и вести с ними работу над запуском речи. ЗРР в 4 года еще не является грубой патологией, но уже требует систематических занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. В работу по развитию речи обычно входит логопедический массаж, логоритмика, упражнения по постановке звуков (артикуляционная гимнастика), активное стимулирование мелкой моторики, элементы сенсорной интеграции и различные игровые методики, запускающие речевую функцию ребенка.

Аналогичные мероприятия проводятся, если ребенок не хочет говорить в 5 и 6 лет соответственно.


Как помочь ребенку?

Первое, что нужно понять и принять родителям, — не пренебрегать консультацией специалистов. Обращаться за помощью следует, как только Вы начали замечать конкретные отклонения в речевом развитии ребенка, не дожидаясь определенного возраста. Чем раньше Вы начнете работу с проблемой, тем быстрее и проще Вам удастся ее разрешить, пока она не обросла дополнительными сложностями.

Помимо занятий с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо создать все условия для гармоничного развития и, соответственно, скорейшего запуска речи дома.

Во-первых, в семье должна царить спокойная обстановка. Никаких повышенных тонов – только любовь и гармония, ежедневно окутывающая ребенка.

Занимайтесь с малышом каждый день – это должно входить в график обязательных мероприятий. Выделите по 15-20 минут 3-4 раза в день. Рисование, чтение, лепка, занятия с мелкими предметами (например, крупы), развивающие игры – чередуйте всё в течение дня. И обязательно проговаривайте каждое действие.

Говорить с ребенком нужно постоянно. Моете посуду – говорите; гладите вещи – говорите; готовите – говорите. Малыш должен слышать Вашу речь, и важно: речь должна исходить именно от окружающих его людей, телевизор или любой другой гаджет не подойдет, напротив, это будешь лишь тормозить запуск речи. Возьмите за правило: все электронные носители при ребенке (тем более у него) – табу.

Мотивируйте ребенка говорить. Если ребенок что-то хочет, просите проговорить это голосом, не исполняйте желания по малейшему жесту. Помогите составить просьбу, проговорите по слогам несколько раз.

Проводите вместе как можно больше времени: гуляйте на свежем воздухе, рассказывая об окружающей среде, водите в парки, детские комнаты и на площадки, общественные места и, конечно, не пренебрегайте детским садом – ГКП или полного дня. Социализация и нахождение в обществе (особенно с говорящими сверстниками) всегда идет на помощь «молчунам».

Дополнительно: проветривайте помещение, где находится ребенок, создавайте влажность (не менее 45%), температура воздуха в помещении не должна превышать 22-23 С°.

Все эти действия должна делать не только мама, но и все, кто находится и общается с ребенком. Чем больше людей будут проводить данные мероприятия – тем лучше.

Постарайтесь выявить причину ЗРР или обратитесь к специалистам – логопеду или логопеду-дефектологу. Очень важно работать не только с самим нарушением — куда важнее проработать первопричину, потому что зачастую она влечет за собой и другие задержки в развитии ребенка.

Берегите своих детей и всегда обеспечивайте их вниманием в должной мере!

2-летний ребенок не говорит, когда малыш начинает говорить с задержкой

2-летний ребенок, не говорящий, считается поздно заговорившим малышом. Поздно говорящие дети в возрасте от 18 месяцев до 3 лет говорят меньше слов и предложений, чем дети того же возраста.

​2-летний ребенок может не говорить, но является ли это проблемой раннего развития малыша?

Если 2-летний ребенок не разговаривает, это повод обратиться за консультацией к логопеду или специалисту в области здравоохранения. Существует много вариаций и причин задержки речи у малышей, однако, если они не произносят ни слова в 2 года, это определенный красный флаг для них, подвергающихся риску задержки развития и обучения. Исследования предлагают искать раннее вмешательство, а не использовать подход «подождать и посмотреть».

​На самом деле, если ребенок говорит менее 50 слов в возрасте 2 лет И не произносит предложений из 2 слов, он определенно будет считаться отсроченным для своего возраста. Поздний разговор у малышей может быть первым предупреждающим признаком более серьезных проблем (например, аутизма, умственной отсталости, трудностей в обучении). Конечно, они могут быть поздно расцветающими, однако в настоящее время исследования не смогли четко определить, какие поздно говорящие 2-летние дети «вырастут из этого», а у каких будут проблемы в долгосрочной перспективе. Профессиональная оценка речевой патологии с речевым патологом, имеющим опыт работы с очень маленькими детьми, может помочь рассмотреть факторы, позволяющие выявить эти различия

Сколько слов должен сказать 2-летний ребенок

К 24 месяцам у ребенка, как правило, резко увеличивается количество произносимых им слов (словарный взрыв).

РИСК позднего разговора в возрасте 2 лет

= менее 180 произнесенных слов

Все в порядке для своего возраста в 2 года

= 181–499 произнесенных слов

лет

= более 500 произнесенных слов.

Нажмите здесь, чтобы получить дополнительную информацию о том, как узнать, сколько слов использует ВАШ ребенок

5 На что обратить внимание, если 2-летний ребенок не говорит или ребенок начинает говорить с задержкой

 Для 2-летнего ребенка, который не говорит или говорит недостаточно слов, необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на его способность говорить. К 18 месяцам, когда обычно происходит первый большой всплеск устной речи, a:

ГЛАЗА И УШИ МАЛЫША

​МАЛЫШИ ДОЛЖНЫ ХОРОШО СЛЫШАТЬ, ЧТОБЫ ХОРОШО ГОВОРИТЬ, И ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ, О ЧЕМ ГОВОРЯТ:

  • IS есть какие-либо проблемы со слухом или ушные инфекции
  • Со зрением у них все в порядке?

ПОНИМАНИЕ

​Малыши должны показать, что они ПОНИМАЮТ, что им говорят. ПОНИМАНИЕ ПРЕЖДЕ ЧЕМ ГОВОРИТЬ – ребенок должен знать, что это за вещь, прежде чем он сможет назвать ее название:

  • Может ли малыш найти именную игрушку, когда есть 3 или 4 на выбор?
  • Могут ли они указывать на именованные картинки в книгах?
  • Будут ли они следовать инструкциям, если вы НЕ пользуетесь руками и сделаете это очевидным для них (например, попросите «дай это мне», не протягивая руку, чтобы взять предмет). Они могут следовать инструкции «положи напиток в сумку», когда очевидно, что пора выходить, но могут ли они выполнить что-то необычное, например «поставь напиток мне на колено»?

ВНИМАНИЕ НА ГОВОРЕНИЕ

Малыш поворачивается, когда его зовут, и кажется ли, что он «слушает вас»?

ИМИТАЦИЯ  

Малыш ПОДРАЖАЕТ ВАС? — Дети начинают подражать (говорить то, что говоришь) уже в 10 месяцев

  • Если подражание не развивается, речь может задерживаться.
  • Ранний детский разговор будет включать в себя копирование малиновых звуков и восклицательных тонов, например. О НЕТ! как правило, до того, как они скажут свои первые настоящие слова.
  • Если вы устроите игру, в которой будете подражать каждому их смешному лепету или звуку, поймут ли они, что вы подражаете им?

СОЦИАЛЬНОЕ

ЖЕЛАЕТ ЛИ МАЛЕНЬКИЙ СОЦИАЛЬНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ? 2-летние дети, которые не разговаривают, могут не общаться с другими людьми.

  • Устанавливает ли малыш зрительный контакт с вами, приносит ли вам игрушку или указывает на что-то, что он видит или слышит.
  • Разговор малышей — это обучение использованию слов для взаимодействия с другими людьми. Если дети не заинтересованы в общении, то может последовать задержка разговора малыша.
  • Многие дети с ранними признаками аутизма демонстрируют это отсутствие взаимодействия наряду с их ограниченным использованием слов или их полным отсутствием.

Если у вас есть какие-либо опасения, обратитесь к своему лечащему врачу. Вы всегда можете отправить нам электронное письмо по адресу [email protected], и логопед раннего вмешательства ответит вам!

​Раннее вмешательство лучше, чем последующее лечение неспособности к обучению!

Способы улучшения речи и языковых навыков для не говорящих двухлетних детей или детей с задержкой развития речи:

Если вы обеспокоены, всегда рекомендуется обратиться к детскому логопеду или медицинскому работнику. Есть ряд вещей, которые следует учитывать, если ребенок поздно заговорил.

​Оценка областей, которые, как известно, задерживают или улучшают разговорные навыки раннего малыша, такие как внимание и навыки слушания, навыки имитации, может быть проверена для маленьких детей. Также необходимо учитывать стиль речи вашего родителя или опекуна, чтобы ребенок полностью реализовал свой потенциал и помог ему начать говорить.

Сделайте первый шаг сегодня!

​Без надлежащей оценки логопеда может быть трудно понять, все ли эти навыки у ребенка в порядке. Тем не менее доступные ОНЛАЙН-КУРСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ могут стать отличными первыми шагами к тому, чтобы убедиться, что вы делаете все возможное во время игры и взаимодействия, чтобы создать идеальную среду для общения вашего ребенка.

​Например, учебный курс FOCUS ON TODDLER TALK eLearning представляет собой экшн-курс, посвященный проверке уровней и совершенствованию навыков, которые, как известно, важны для развития речи и языка посредством игры и повседневного общения. Курс включает 4 встроенных теста, которые вы можете использовать для наблюдения за развитием вашего малыша. Такие курсы могут быть полезны родителям и занятым специалистам (учителям, воспитателям, няням), так как вы можете загрузить их прямо сейчас и сразу же начать повышать свои навыки — продолжайте получать доступ к легкому для прослушивания информационному видеосеансу и видео доктора МакМахона. на самом деле взаимодействуя и играя с детьми, чтобы продемонстрировать игровые идеи.

Курс разделен на 3 уровня для говорящих малышей –
  • У детей все в порядке для своего возраста, но родители хотят убедиться, что они делают все возможное для своего ребенка,
  • детей, демонстрирующих продвинутые навыки (одаренные дети должны быть заняты, чтобы избежать социальных и поведенческих проблем в дальнейшем) и
  • идей для детей, РИСКАННЫХ стать поздно говорящими.

Вас также может заинтересовать…

Взгляните на нашу новую замечательную электронную программу!

Программа развития речи и языка, которая помогает освоить 

 Разговоры и обучение малышей 

От первых слов к длинным предложениям Доктор Сандра МакМэхон, доктор философии, видеодемонстрации игр и занятий, снятых с реальных занятий с логопедом. Видео объяснения целей каждого действия и объяснения на трех разных уровнях способностей.

С Toddler Talk Получите ресурсы…. Рабочие листы, печатные формы, информационные распечатки, сценарии, ресурсы………

Toddler Talk доступен для вас, чтобы начать прямо СЕЙЧАС!: Доставлено вам через SpeechNet Портал. Эта образовательная онлайн-программа доступна для вас прямо СЕЙЧАС 24/7!

Работайте по программе, когда вам удобно, никаких назначений не требуется. У вас будет полный круглосуточный доступ к eProgram в течение 12 месяцев с даты покупки. Давайте начнем СЕГОДНЯ!

2-летний ребенок не говорит, но бормочет: стоит ли волноваться?

Малыши очень занятые маленькие существа. Они ходят, разговаривают и исследуют окружающий мир с захватывающим любопытством.

Вы можете заметить, что развитие вашего ребенка идет своим уникальным темпом. И это нормально — по крайней мере, большую часть времени. Тем не менее, если вы беспокоитесь о том, что ваш двухлетний ребенок говорит не так много, как его сверстники, или что он все еще бормочет, а не говорит настоящие слова, это обоснованное беспокойство.

Понимание того, что подходит для развития в этом возрасте, может помочь вам понять, идет ли речь о вашем малыше. Подробнее об основных этапах, о том, на что следует обращать внимание и как обратиться за помощью в случае потенциальных проблем.

Связано: языковые вехи в возрасте от 1 до 2 лет

К 2 годам вехи речи и языка включают наличие словарного запаса в 50 или более слов, даже если они не произносятся идеально или не понимаются незнакомцами. Ваш малыш также может называть свою любимую еду своими именами и издавать различные звуки животных — мычание, баа, кудахтанье, хрю — при появлении соответствующей подсказки.

Также появляются фразы из двух слов (например, «хочу еды»), а также использование местоимений, таких как «мой», к двухлетнему дню рождения вашего ребенка.

В возрасте от 2 до 3 лет ваш ребенок может знать от 200 до 1000 слов. Это большой скачок в словарном запасе! Они могут начать понимать и говорить о пространственных понятиях, таких как «на» или «внутри». Они также демонстрируют лучшее понимание местоимений и знают слова для описания людей, мест и вещей, включая «счастливый» или «грустный», «большой» или «маленький».

Другие вехи включают:

  • использование предложений из двух-трех слов (например, «Я хочу больше» или «Я вижу это»)
  • говоря более четко, чтобы лица, осуществляющие уход, могли понять
  • отвечая на простые вопросы
  • используя больше местоимений, таких как «я», «ты» или «я»
  • добавляя соответствующий наклон к вопросам (например, « моя очередь ?»)
  • начинает использовать слова во множественном числе, добавляя «s» к повседневным словам, таким как «игрушки» или «обувь»
  • начинает использовать прошедшее время для глаголов, таких как «гулял» или «прыгал»

Важно отметить, что дети этого возраста еще могут оставлять концы слов. Они также могут говорить не так, как это понимают незнакомцы. Когда им 2 года, вы или другие опекуны можете понимать только около 50 процентов слов, которые говорит ваш ребенок.

По мере того, как ваш ребенок приближается к 3 годам, его речь может быть достаточно хорошо понята членами вашей семьи или другими людьми, которые регулярно о нем заботятся.

Связанный: Есть ли у моего малыша задержка речи?

Возможно, вы слышали, что задержка речи связана с аутизмом. Это верно, но задержки могут существовать и сами по себе. В целом, дети с изолированной задержкой речи, как правило, достигают своих целей в других областях развития, но не в речи или языке.

Например, у вашего ребенка могут быть проблемы с речью, но отвечает, когда называют его имя, или может использовать другие способы общения, такие как качание головой «да» или «нет», использование языка жестов или вокализации. У вашего ребенка может не быть большого словарного запаса, но он может следовать соответствующим возрасту указаниям или использовать соответствующие возрасту социальные навыки.

У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут быть задержки речи, а также трудности с общением в целом. Например, вы можете заметить, что ваш ребенок не отзывается на свое имя и не следует указаниям. Ваш малыш не может указывать на предметы или использовать другие жесты.

Другие признаки аутизма включают:

  • Дополнительные проблемы с общением. К ним относятся повторение определенных слов или фраз и потеря слов или фраз, которые когда-то были в их словарном запасе. Вы также можете заметить, что когда ваш ребенок говорит, он делает это роботизированным, напевным или другим необычным тоном голоса.
  • Социальные проблемы. У детей с аутизмом к ним относятся такие вещи, как ограниченный зрительный контакт и проблемы с чтением сигналов, таких как выражение лица или язык тела, среди других проблем.
  • Повторяющееся поведение. Раскачивание или взмахи руками — другие признаки аутизма. Ваш малыш может быть чрезвычайно сосредоточен на определенных интересах, играть со своими игрушками только определенным образом (например, выстраивать куклы в ряд или крутить мелки) или даже проявлять интерес только к одной части конкретной игрушки, например, к пуговицам на кукольное платье.

Чрезвычайно беспокойное нарушение нормального распорядка — еще одна распространенная характеристика РАС.

Не поддавайтесь искушению поставить ребенку самостоятельный диагноз и сообщите о любых проблемах педиатру вашего ребенка. Некоторые из описанных выше моделей поведения могут быть частью личности или развития вашего малыша. Эксперты говорят, что диагноз аутизма, поставленный врачом в возрасте 2 лет, может быть «очень надежным», но отмечают, что большинству детей часто требуется больше времени, чтобы поставить окончательный диагноз.

Связано: Как рано можно обнаружить аутизм?

Помимо РАС, существует ряд причин, по которым у вашего ребенка может наблюдаться задержка речи или языка. Первичные причины — это те, которые нельзя отнести к какому-либо другому состоянию, влияющему на вашего ребенка.

Речь и язык — разные вещи. Речь — это то, как ваш ребенок формирует слова и звуки, а язык — это то, как ваш ребенок применяет значение этих слов и общается. У детей могут возникнуть проблемы с произношением слов, их сложением или другие проблемы с речью и языком.

Некоторые основные причины включают:

  • Нарушение развития экспрессивной речи (DELD). У детей с этим заболеванием возникают проблемы с самовыражением с помощью речи, жестов и письма (хотя проблемы с письмом не будут заметны у малышей). Причина этого расстройства неизвестна.
  • Нарушение рецептивной речи. С другой стороны, у детей с расстройством рецептивной речи возникают проблемы с пониманием и обработкой речи, которую они слышат. Эти дети могут слышать слова вокруг себя, но им трудно связать слова с их значением. Как и в случае с расстройством экспрессивной речи, причина, как правило, неизвестна.

Другие вторичные состояния, которые также могут вызывать задержки речи и языка. Это означает, что задержка вызвана другим заболеванием, которое влияет на другую часть тела или мозга вашего ребенка. Например, уши или мягкое небо во рту.

К ним относятся:

  • детский церебральный паралич
  • детская апраксия речи
  • дизартрия
  • потеря слуха до или после развития речи
  • умственная отсталость
  • селективный мутизм

Связанный: Нарушения речи

В Соединенных Штатах дети имеют право на участие в бесплатной федеральной программе под названием «раннее вмешательство» до 3 лет. Эта программа охватывает все области развития ребенка, от физических навыков до эмоциональных навыков и выше.

Что касается языка и речи, аудиологи и логопеды помогают детям развивать коммуникативные навыки, включая слушание, разговор, жестикулирование и общее понимание.

Вы также можете напрямую связаться с программой раннего вмешательства вашего штата. Просто позвоните и скажите: «Меня беспокоит развитие моего ребенка, и я хотел бы, чтобы мой ребенок прошел обследование, чтобы выяснить, имеет ли он право на получение услуг раннего вмешательства».

После первого контакта ваш ребенок будет осмотрен профессионалом, чтобы определить его индивидуальный набор потребностей. Если ваш малыш соответствует критериям, он может пройти дополнительные тесты или наблюдения, чтобы команда вашего ребенка могла составить Индивидуальный семейный план обслуживания.

Как следует из названия, план каждого ребенка будет соответствовать его потребностям и соответствующим возможным методам лечения. Как опекун, вы помогаете решить, что является частью плана вашего ребенка.

Терапевтические мероприятия для малышей могут включать:

  • игра в игры
  • чтение книг для общения посредством языка
  • практика со звуками и слогами

Занятия могут проходить у вас дома или в ближайшей школе, детском саду или другом общественном месте.

Вы, как родитель, также можете помочь своему ребенку с логопедом, пройдя надлежащую подготовку у логопеда. Эксперты утверждают, что дети по-разному реагируют на получение знаний от своих родителей, поэтому обязательно работайте с профессионалами, когда будете разрабатывать свой окончательный план.

Обсуждать любые опасения, которые могут у вас возникнуть, с педиатром вашего ребенка — тоже хорошая идея. Они могут помочь с оценкой, а также порекомендовать и помочь скоординировать любые соответствующие медицинские тесты, такие как проверка слуха, и потенциальные направления к специалистам.

Что делать после 3 лет?

Вашему ребенку почти 3 года? Перед их днем ​​рождения ваша группа раннего вмешательства поможет составить план перехода к следующему этапу терапии/поддержки. Некоторые штаты продолжают предлагать раннее вмешательство после этого возраста — ваша команда может предоставить вам дополнительную информацию о специфике. Для других услуги могут быть доступны через их местный школьный округ.

Связанный: Что такое логопедия?

Имейте в виду, что все дети разные, и каждый план лечения индивидуален. Ваш малыш может быстро реагировать на терапию (если это необходимо) или, с другой стороны, ему может потребоваться некоторое время, чтобы освоиться.

Тем не менее, в случаях изолированной задержки речи и/или речи, не связанной с другим заболеванием, раннее лечение может быть полезным. Эксперты Американской академии семейных врачей утверждают, что дети этой категории обычно имеют нормальную речь к моменту поступления в детский сад.

Одно исследование наблюдало за поздно говорящими в возрасте от 20 до 34 месяцев до того, как они пошли в детский сад и далее. Выяснилось, что 74 процента участников группы к моменту поступления в школу имели нормальные речевые и языковые навыки.

Недавнее исследование показало, что поздно говорящие могут иметь больше эмоциональных или поведенческих проблем в возрасте 2 лет из-за неспособности адекватно выражать свои мысли. Однако с течением времени эти дети не показали существенной разницы в этих областях по сравнению со своими сверстниками.

При задержке речи и речи, вызванной вторичными проблемами, прогресс вашего ребенка, скорее всего, будет зависеть от причины и продолжающегося лечения. Не теряйте надежды. Продолжайте обращаться к педиатру вашего ребенка или специалисту по раннему вмешательству за советом и поддержкой.

Вы можете многое сделать дома, чтобы развить хорошие речевые и языковые навыки в раннем возрасте. Попробуйте ежедневно читать своему малышу. Вы также можете петь песни и говорить вслух, занимаясь повседневными делами, чтобы ваш малыш слышал больше слов и предложений.

Если вы все еще беспокоитесь о том, что ваш ребенок не достигает речевых или языковых вех, проконсультируйтесь с педиатром. Вам не нужно направление для получения услуг раннего вмешательства, но врач вашего ребенка может указать вам правильное направление для получения помощи. Главное — выявить потенциальные проблемы и как можно скорее получить поддержку.

И не беспокойтесь, если вы не уверены, нужны ли вашей семье услуги. Оставьте эту часть профессионалам и продолжайте защищать своего ребенка.

Первые слова, жесты и многое другое

Языковые вехи от 1 до 2 лет: первые слова, жесты и многое другое

By Dr. Anna Kaplan, 12 июня 2018 г.

Языковые вехи — это успехи, которые отмечают различные этапы языкового развития. Они бывают как рецептивными (слух и понимание), так и экспрессивными (речь). Это означает, что в дополнение к способности произносить звуки и слова, ваш ребенок также должен уметь слышать и понимать.

Большинство детей произносят свое первое слово в возрасте от 10 до 14 месяцев.

К тому времени, когда вашему ребенку исполнится год, он или она, вероятно, произносит от одного до трех слов. Это будут простые, а не законченные слова, но вы будете знать, что они означают. Они могут сказать «ма-ма» или «па-па» или попробовать назвать брата или сестру, домашнее животное или игрушку. Если они не делают этого в 12 месяцев, вам не следует беспокоиться, пока они издают много звуков, кажется, что они пытаются говорить и, кажется, понимают вас. Они должны использовать жесты, реагировать на свое имя и прекращать деятельность, когда слышат «нет». Вероятно, им нравится играть в прятки.

Ничто так не сравнится с волнением, когда вы слышите первое слово или видите первый шаг, но развитие языка в течение этого года может быть очень увлекательным. Есть много игр, в которые можно играть, пока ваш ребенок учит слова. Вы также будете лучше понимать своего ребенка, и это многое облегчит; они также лучше вас поймут. Дети очень гордятся тем, что они узнают за это время, и с удовольствием объявляют новые слова. Если вы часто разговариваете со своим ребенком и читаете ему не позднее 6 месяцев, это будет иметь большое значение для развития речи.

  • Первое слово. Если ваш ребенок еще не сказал свое первое слово, он скоро это сделает. Большинство детей произносят свое первое слово в возрасте от 10 до 14 месяцев. За первым последуют более правдивые слова.
  • Жесты. Ваш ребенок может использовать множество жестов со словами, чтобы попытаться донести до вас смысл. Со временем слов будет больше, чем жестов.
  • Части тела. Примерно к 15 месяцам ваш ребенок сможет указывать на некоторые части тела, когда вы их называете.
  • Называние знакомых предметов. В возрасте от 12 до 18 месяцев они смогут называть некоторые знакомые предметы.
  • Прослушивание. В это время им будет нравиться, когда им читают и слушают песни и стишки. Они начнут называть знакомые предметы, на которые вы указываете в книге.
  • Словарный запас. К 18 месяцам большинство детей владеют как минимум десятью словами. Через 18 месяцев усвоение слов резко возрастает. После того, как словарный запас ребенка составит 50 слов, может произойти «всплеск слов». Некоторые дети затем учат новые слова в очень быстром темпе. Ваш ребенок сможет использовать и понимать многие слова к 24 месяцам.
  • Имя. К 24 месяцам ваш ребенок должен называть себя по имени.
  • Указания. Ваш ребенок поймет простые указания и будет следовать им в возрасте от 12 до 15 месяцев. К двум годам они должны понимать более сложные предложения.
  • «Предложения» из двух слов. К 24 месяцам они также будут составлять два слова вместе. Это может быть их имя и просьба, или ваше имя и просьба, или вопрос, например «Мама машина?»

Дети осваивают разные языковые навыки в разном возрасте.

Слова все равно не будут идеальными. Ваш ребенок начнет использовать некоторые из более твердых согласных, в первую очередь d, n и t, которые произносятся между языком и нёбом.

За этим следуют g, k и ng, которые делаются дальше внутри рта.

В течение этого года ваш ребенок будет использовать больше согласных, хотя они могут быть перепутаны и могут пропускать слоги в конце слов.

  • Понимание простых слов. Вы должны быть обеспокоены, если ваш ребенок не понимает слова «нет», «пока-пока» и «бутылочка» (если применимо) к 15-месячному возрасту.
  • Словарный запас. Ваш ребенок должен использовать отдельные слова не позднее 15–16 месяцев. К 18 месяцам их словарный запас должен составлять 10 слов.
  • Следование указаниям. Они должны уметь следовать простым указаниям к тому времени, когда им исполнится 21 месяц. Например, «Иди сюда».
  • Чрезмерный жаргон или болтовня. Двухлетний ребенок не должен в основном болтать. Они должны использовать более реальные слова.
  • Части тела. В два года ваш ребенок должен уметь указывать на несколько частей тела.
  • Фразы из двух слов. Двухлетний ребенок должен складывать два слова.

В этом году вам предстоит еще много визитов к педиатру. Врач по-прежнему будет оценивать развитие вашего ребенка, включая языковое развитие. Вы должны поделиться любыми опасениями, которые у вас есть.

Тем не менее, важно помнить, что все дети разные и могут овладеть разными языковыми навыками в разном возрасте. Вы должны искать доказательства возрастающего мастерства языка и увеличения словарного запаса. Ваш ребенок должен все больше понимать вас. Вам должно быть легко это распознать, когда вы читаете им и играете с ними.

  • Родительство
  • Малыш

Как мы проверяли эту статью:

Наши эксперты постоянно следят за здоровьем и благополучием, и мы обновляем наши статьи, когда появляется новая информация.

Текущая версия

12 июня 2018 г.

на

Доктор Анна Каплан

Поделитесь этой статьей

доктора Анны Каплан 12 июня 2018 г.

Связанные истории

  • Языковые пироги: 0 до 12

    месяцы

  • Нарушение экспрессивной речи, связанное с развитием (DELD)

  • Как научить вашего малыша говорить

  • Когда дети узнают свое имя

  • Как отслеживать этапы развития ребенка и его возраст:0003

Читать дальше

  • Языковые вехи: от 0 до 12 месяцев

    Языковые вехи — это успехи, которые отмечают различные этапы развития языка. Они бывают как рецептивными (слух), так и экспрессивными (речь). Это…

    ПОДРОБНЕЕ

  • Нарушение развития экспрессивной речи (DELD)

    Медицинское заключение Карен Гилл, доктор медицины. или используя сложные…

    ПОДРОБНЕЕ

  • Как научить вашего малыша говорить

    Медицинский обзор Карен Гилл, доктора медицины

    Язык — это захватывающий процесс развития, от первого слова до предложений, вопросов и многого другого. Если вам интересно, как помочь вашему малышу…

    ПОДРОБНЕЕ

  • Когда дети узнают свое имя

    Медицинское заключение Карен Гилл, доктора медицины.

    В первый год у ребенка начинается развитие речи и языка. Узнайте об этапах развития между тем, как ваш ребенок узнает свое имя, и…

    ПОДРОБНЕЕ

  • Возраст и этапы: как контролировать развитие ребенка

    Медицинское заключение Карен Гилл, доктор медицины

    Стадии развития ребенка являются важным показателем роста и зрелости. Существует множество инструментов для измерения развития. Вот список развивающихся…

    ПОДРОБНЕЕ

  • Что такое сиамские близнецы?

    Сиамские близнецы — это однояйцевые близнецы, которые рождаются сросшимися и, вероятно, имеют один или несколько общих органов. Мы объясняем, как они развиваются и когда происходит разделение…

    ПОДРОБНЕЕ

  • Акупрессурные точки для стимуляции родов

    Медицинский осмотр Дебры Салливан, доктора философии, MSN, RN, CNE, COI

    Вы беременны и уже просроченный срок? Помогите вызвать роды естественным путем, нажимая на эти точки акупрессуры на теле.

    ПОДРОБНЕЕ

  • Поддержка неродившегося партнера после мертворождения

    Медицинское заключение Мэтью Боланда, доктора философии

    Горе, сопровождающее мертворождение или потерю младенца, не предназначено для рожавшего родителя — партнеры также чувствуют эту потерю глубоко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *