Ложное чувство вины: Чувство вины, как справиться

Ложное чувство вины: Чувство вины, как справиться

Бывает ли чувство вины здоровым? Можно ли его испытывать, радуясь жизни?

И как с ним работать

Редакция

Среди тяжелых чувств, которые обрушиваются на человека, лишая его сил, загоняя в тупик, почетное место — у чувства вины. Как оно возникает? Может ли чувство вины нас обманывать, и если да, почему это происходит? Как быть, если причиненный ущерб или сделанную ошибку нельзя исправить? Можно ли все-таки что-то сделать? Разбираем с психологом Юлией Морозовой.

Юлия Морозова

Практикующий психотерапевт, специалист по адаптации в эмиграции, руководитель лондонского центра психологической помощи для говорящих на русском языке Clever Psychology, создатель клуба психологической поддержки женщин в эмиграции Wonder Woman, директор Института Экзистенциального Анализа в Великобритании 

Вина как сигнал

Психиатр Виктор Франкл в своей работе «Воля к смыслу» включал вину, наряду со смертью и страданием, в «трагическую триаду» человеческого существования.

Прожить жизнь, избежав этих трех – смерти, вины и страдания, еще не удавалось никому. И в то же время вина – это… удивительный дар. Почему?

В норме чувство вины выполняет конкретную функцию: оно сигнализирует о том, что мы поступили в разрез с собственными ценностями, пошли против того, что сами же считаем правильным. Нагрубили маме, прихвастнули, чтобы показаться кем-то перед новыми друзьями, соврали по мелочи, хотя считаем честность важным человеческим качеством.

Адекватная вина помогает понять, где человек разошелся с самим собой и как исправить или компенсировать причиненный им вред (иногда – просто самому себе, своей цельности) точно также, как физическая боль позволяет выявить неполадки в организме, чтобы исправить их. После того, как соответствующие действия предприняты, здоровая вина уходит — она выполнила свою функцию. Значит, когда мы чувствуем вину, мы точно виноваты? А вот с этим сложнее.

«В ответе примерно за все»

«Вина должна быть пропорциональна возможностям» — сказала в одном из недавних интервью литературовед Ирина Прохорова. И это очень точное психологическое наблюдение. Вина невозможна без свободы выбора. Если выбора у вас не было, чувство вины ложное. Часто такая – мнимая – вина возникает у сверхответственных людей, которые чувствуют себя в ответе «за все и сразу», без конкретики и очерченного круга обязательств. Они заранее выносят себе обвинительный приговор, не разбираясь в деталях. Так, мать может чувствовать себя виноватой в том, что ребенок часто болеет, хотя она делает все от нее зависящее для его здоровья; сотрудница — переживать за несложившиеся отношения с начальницей, не беря во внимание, что с той стороны – стена непробиваемой ненависти или зависти.

Мнимая вина не имеет конкретной причины. Человек может постоянно извиняться, толком не зная, за что, чувствовать себя обременительным для других без всяких оснований. При этом ему чрезвычайно сложно ответить на простой вопрос: «В чем именно я виноват?».

И тогда важно остановиться и прояснить ситуацию вины: что именно произошло? Какие из моих действий привели к этому? Что я сделал, сказал, подумал? Мог ли я что-то сделать, чтобы это было иначе? Что именно, когда? Бывает, после подобного разбора человек понимает, что не сделал ничего предосудительного, и чувство вины уходит.

Еще один маркер непродуктивной вины: она словно поедает нас изнутри, в то время как здоровая вина-ответственность позволяет расти.

Вина-ошибка

Экзистенциальный анализ отличает реальную вину за действительный проступок от вины за ошибку. В чем разница и почему она важна?

Мы ошибаемся, имея неверную картину происходящего. Можно накричать на ребенка, а потом выяснить, что виноват вовсе не он. Занять неверную позицию в споре, защитить одного и обвинить другого, не обладая полнотой информации, и понять это с опозданием. Если ошибку еще можно исправить, надо это сделать. Просить прощения. Объясниться. Но как быть, если последствия ошибки исправить уже нельзя? Ведь тогда чувство вины может быть невыносимым.

Есть классический пример на тему вины-ошибки из истории XX века: депутат государственной Думы Михаил Родзянко был одним из тех, кто в 1917 году уговорил царя Николая II подписать отречение от престола. Внук Родзянко, священник Василий Родзянко (впоследствии епископ), в 1998 году в проповеди в царскосельской церкви публично попросил прощения за деда, сказав: «Мой дед хотел только блага для России, но как немощный человек он часто ошибался. Он ошибся, когда послал своих парламентариев к Государю с просьбой об отречении (…). Он стал невольным виновником той екатеринбургской трагедии. Это был невольный грех, но все-таки грех. И вот сейчас, в этом святом месте, я прошу прощения за своего деда и за себя…».

Хороший инструмент работы с виной-ошибкой — вопрос: «Зная все, что я знаю сейчас, я бы тогда – поступил так, как поступил?». Если человек по совести отвечает «Нет», вина уже не имеет над ним власти.

«Ты ешь торт, а в мире умирают люди»

Одна из разновидностей мнимой вины — вина за радость. Имеем ли мы право на нее, если где-то прямо сейчас идут бои и погибают люди? И здесь речь снова должна идти об ответственности.

За что отвечаю я? Как минимум за себя самого, свое физическое и эмоциональное состояние. Буду ли я полезен на работе, своей семье, жене, мужу, детям, если позволю новостям эмоционально раздавить себя? Вряд ли.

Можно радоваться, шутить. Можно смотреть и делать все, что позволит вам нормально жить и поддерживать свои жизненные силы: заботиться о себе, спать, есть, находить то, что доставляет радость. Даже в самых тяжелых ситуациях: в лагерях, тюрьмах, в оккупации — выживали те, кто чистил зубы, брился, делал зарядку, позволял себе влюбляться и иметь хобби.

Духовный писатель Сергей Фудель, проведший около 10 лет в ссылках и лагерях, писал: «…Смысл жизни страшно прост: старайся всегда и везде сохранить тепло сердца, зная, что оно будет нужно кому-то еще, что мы всегда нужны кому-то еще…». И если чашка лавандового латте в конце рабочего дня позволит вам сохранить это тепло и донести его до дома, нет оснований для вины.

Ложное чувство вины, которое нам навязывают несчастные люди

Sign in

Welcome!Log into your account

Ваше имя пользователя

Ваш пароль

Вы забыли свой пароль?

Password recovery

Восстановите свой пароль

Ваш адрес электронной почты

Домой Статьи Ложное чувство вины, которое нам навязывают несчастные люди

Нет ничего приятного в том, чтобы чувствоваться себя виноватым. Это внутреннее ощущение не даёт покоя и отравляет жизнь. Правда в том, что чаще всего это чувство возникает на ровном месте и не имеет под собой никаких оснований.

Истинное чувство вины ни с чем не перепутать. У каждого из нас есть морально-этические принципы, нормы и рамки допустимого. И если наш поступок выбивается из этих представлений, то возникает вполне логичное чувство вины. Оно никем не навязано и идёт изнутри нас самих.

Люди давно выяснили, что чувство вины – это отличный инструмент для манипуляции. Управлять человеком, который несёт на себе тяжкий груз самобичевания, намного проще.

Все это знают, но пользуются этим только несчастные люди. Они хотят распространить свой негатив в массы, потому что видеть чужую гармонию им неприятно.

Несчастные люди научились манипулировать окружающими с помощью ложного чувства вины. Твою успешность неудачливый коллега ставит под сомнение, сказав что-то вроде: «Ты получил прибавку только потому, что в хороших отношениях с боссом». Он не замечает, что для этого тебе приходилось задерживаться до ночи и перерабатывать больше него. Он не хочет в этом разбираться. Он лишь чувствует себя никчемным и бесперспективным и хочет, чтобы ты чувствовал свою вину за заслуженный успех.

Одинокая завистливая подруга может заставить испытывать чувство вины, колко подметив: «Ну какие у тебя могут быть проблемы? Сидишь у мужа на шее и бед не знаешь». Несчастная женщина не обратит внимания, как много ты делаешь для своей семьи и усердно заботишься о домашнем очаге. Ей это не важно. Она не нашла своего личного счастья и хочет, чтобы ты чувствовала свою вину за то, что тебе удалось построить гармоничные отношения.

Даже наши родители, разочаровавшиеся в собственной жизни, могут специально вызывать в нас ложное чувство вины: «Какой же ты неблагодарный! Мы тебе учебу оплатили, а ты занимаешься ерундой вместо того, чтобы пойти работать по специальности». Они понимают, что уже вряд ли добьются высот, поэтому хотят реализоваться за твой счет. Именно поэтому родители выбирали тебе университет под стать себе и не брали во внимание твои пожелания. Они не видят, что принятые ими за тебя решения мешают тебе быть счастливым. С помощью чувства вины они корректируют твоё поведение и влияют на поступки.

Несчастным людям комфортно и приятно среди себе подобных. Они хотят, чтобы все вокруг соответствовали их ожиданиям, потому что так удобнее. Самое странное во всем этом то, что чаще всего им удается вызвать чувство вины на ровном месте. Ведь мы все склонны сомневаться в себе и в своих решениях. Мы боимся поступать так, как действительно хочется, потому что несчастные люди внушили нам, что это эгоизм. Но это не так. Поступать как хочется – так, как считаешь нужным, так как удобно именно тебе – это не эгоизм. Это здравый смысл. Это твоя жизнь.

Предыдущая статья15 смешных этикеток на одежде, которые вам стоит увидеть

Следующая статьяМама

Аnnа Тоk

О любви без любви и о сексе без секса писать проще, поэтому держу целибат. Когда вырасту, стану порнорежжисером.

5 главных отличий англичан от русских мужчин

Тёмная комната. Молодая английская супружеская пара занимается любовью. Вдруг джентльмен вскакивает, включает лампу и спрашивает: — Дорогая, тебе было больно?! — Нет. — Но… но почему же…

Gorabbit – это место, собирающее людей, которые хотят разобраться в своих чувствах. Согласитесь, можно быть умным, здоровым, целеустремлённым и вполне успешным человеком, но однажды встретиться со своим бессилием перед миром эмоций, желаний и запутанных отношений.

[email protected]

ПОПУЛЯРНОЕ

СВЕЖЕЕ

Что Библия говорит о вине?

ГлавнаяСодержание IndexЖизньЛичное взаимодействие Вина в Библии

Вопрос

Ответ

Вина является результатом нарушения определенного правила или закона. Когда мы пересекаем моральную, этическую или юридическую черту, мы виновны. Это верно, даже если мы не знали, что черта была пересечена. Вина – это прежде всего состояние или состояние, а не чувство. Согласно Библии, мы все виновны перед Богом (Римлянам 3:10, 23). Тот факт, что человек может не «чувствовать себя виноватым», не влияет на его или ее статус виновного с юридической или моральной точки зрения.

С того момента, как Адам и Ева нарушили Божий закон против вкушения запретного плода, в человеческую историю вошло чувство вины (Бытие 3). С этой виной пришло чувство вины. Они знали, что нарушили конкретный закон. Они были виновны, и они чувствовали себя виновными. Бог продемонстрировал Свой план покрыть человеческую вину пролитием невинной крови (Бытие 3:21; ср. Евреям 9:22). То, что Бог сделал в саду, было прообразом того, что Он сделает тысячи лет спустя, чтобы загладить вину каждого, кто верит в Его единородного Сына (Иоанна 1:12; 3:16–18; Римлянам 10:9).–10).

Чувство вины полезно, когда оно толкает нас к покаянию. Однако сатана также может использовать чувство вины, чтобы отдалить нас от Бога. Во Втором послании к Коринфянам 7:10 говорится: «Печаль ради Бога приносит покаяние, которое ведет ко спасению и не оставляет сожаления, а печаль мирская приносит смерть». Мирская вина наполнена осуждением и безнадежностью. Оно говорит нам, что мы плохие и ничто не сделает нас достаточно хорошими. Он лжет нам о характере Бога, настаивая на том, что мы должны попытаться заслужить благосклонность Бога, который никогда ее не даст. Мирская печаль висит над нашими головами и окрашивает наше отношение к Богу.

Неверующие виновны перед Богом в том, что не доверились Христу как Спасителю (Иоанна 3:18–19). Неверующие, испытывающие чувство вины, должны позволить этим чувствам привести их к Единственному, Кто может их оправдать, — Иисусу Христу. Их чувство вины точно и призвано создать в них желание прощения. Верующие — дети Божьи, поверившие в смерть и воскресение Христа для своего спасения — были объявлены невиновными перед Богом (Римлянам 8:1). Мы оправданы (Римлянам 5:1). Бог возложил все наши грехи на Своего Сына (2 Коринфянам 5:21). Он взял праведность Христа и даровал ее нам. Этот божественный обмен гарантирует наше принятие Богом и вечную жизнь с Ним (2 Коринфянам 5:18–19).; Римлянам 5:9–10). Когда мы терпим неудачу, у нас есть обещание Бога, что, если мы исповедуем Ему свои грехи, Он простит нас и сотрет все следы вины (1 Иоанна 1:9).

Многие борются с ложным чувством вины. Они прощены, но все равно чувствуют себя виноватыми. Они чувствуют себя застрявшими в вине. Они могут подумать: «Я знаю, что Бог простил меня, но я не могу простить себя». Они молились, исповедовали свой грех и верят, что Бог даровал им прощение благодаря Иисусу. Тем не менее, они продолжают изводить себя. Причиной ложной вины может быть не то, что мы думаем. Сатана шепчет нам в душу, что мы не заслуживаем полного прощения, пока не докажем Богу, как нам жаль. Мы должны продолжать нести бремя позора; мы это заслужили. Мы недостойны принять Божье прощение, пока не накажем себя, говорит сатана. А затем он еще немного лжет, говоря нам, что, цепляясь за чувство вины, мы проявляем смирение.

Верно и обратное. Цепляясь за чувство вины после того, как мы были прощены, мы проявляем гордыню. Смирение с благодарностью принимает прощение, которого оно никогда не заслужит, и живет, чтобы демонстрировать эту благодарность. Гордыня говорит: «Бог может простить меня, но мой стандарт выше, чем у Бога. То, что Иисус сделал на кресте, может быть достаточным, чтобы покрыть другие грехи, но не мои. Я должен помочь Иисусу заплатить за этот грех, наказав себя. Я буду продолжать нести свой позор, пока не решу, что заплатил за него». Цепляясь за ложную вину, мы оскорбляем жертву Христа, подразумевая, что Его смерть на кресте не была достаточно мощной, чтобы покрыть все грехи. Ложная вина может помешать нам стать зрелыми христианами, которыми хочет видеть нас Бог.

Истинное чувство вины делает нас смиренными, поскольку мы понимаем, что никто не может быть достаточно хорошим, чтобы заслужить благосклонность Бога. Признание вины должно побуждать нас с благодарностью принимать все, что Бог сделал для нас. Истинная вина толкает нас к Богу; ложная вина отталкивает нас. Ложная вина рассматривает неудачу как пожизненное заключение; истинное чувство вины рассматривает неудачу как еще одну возможность испытать больше Божьего милосердия и благодати. Истинная вина стирается покаянием и восстановлением; ложная вина продолжает цепляться за нас даже после того, как мы раскаялись. Когда мы научимся распознавать разницу, чувство вины перестанет доминировать в нашей жизни.

Бог заплатил высокую цену, чтобы мы могли ходить в свободе (2 Коринфянам 9:15). Оправдание сводит на нет вину. Для тех, кто во Христе, чувство вины может быть тревожным сигналом о том, что что-то не так, и у нас есть возможность исповедовать свой грех и отвернуться от него. Чувство вины — это просто инструмент, который Бог использует для выявления греха. Когда греха нет, наш враг злоупотребляет виной, и от нее нужно отказаться. Мы не были созданы для того, чтобы нести в себе вину; Иисус сделал это для нас (Колоссянам 2:14; 1 Петра 2:24). Благодаря Христу мы можем ходить во свете и никогда больше не страдать под бременем вины.

Вернуться к:

Актуальные вопросы Библии

Что Библия говорит о вине?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Как христианин должен справляться с чувством вины за прошлые грехи, будь то до или после спасения?

HomeContent IndexSinEssentials о грехе и вине, связанном с

Вопрос

Ответ

Все согрешили, и одним из результатов греха является чувство вины. Мы можем быть благодарны за чувство вины, потому что оно побуждает нас искать прощения. В тот момент, когда человек с верой обращается от греха к Иисусу Христу, его грех прощается. Покаяние является частью веры, ведущей к спасению (Матфея 3:2; 4:17; Деяния 3:19).

Во Христе изглаживаются даже самые отвратительные грехи (см. 1 Коринфянам 6:9-11 список некоторых неправедных поступков, которые можно простить). Спасение по благодати, а благодать прощает. После того, как человек спасен, он все равно будет грешить, и когда он это сделает, Бог все еще обещает прощение. «А если бы кто согрешил, то в нашу защиту есть говорящий с Отцом — Иисус Христос, Праведник» (1 Иоанна 2:1).

Однако свобода от греха не всегда означает свободу от чувства вины. Даже когда наши грехи прощены, мы все равно их помним. Кроме того, у нас есть духовный враг, называемый «клеветником братьев наших» (Откровение 12:10), который неустанно напоминает нам о наших неудачах, ошибках и грехах. Когда христианин испытывает чувство вины, он должен сделать следующее:

1) Исповедаться во всех известных, ранее неисповеданных грехах. В некоторых случаях чувство вины уместно, потому что необходимо признание. Много раз мы чувствуем себя виноватыми, потому что мы виноваты! (См. описание вины Давидом и ее решение в Псалме 31:3—5.)

2) Попросите Господа открыть любой другой грех, в котором может потребоваться исповедь. Имейте смелость быть полностью открытыми и честными перед Господом. «Исследуй меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай мои беспокойные мысли. Посмотри, нет ли во мне пути оскорбительного, и веди меня путем вечным» (Псалом 139:23-24).

3) Стремиться возместить, где это возможно, грехи, совершенные против других. Закхей, раскаявшись в своем грехе, обещал Господу: «Если кого в чем обману, то заплачу вчетверо» (Луки 19).:8). Это часть «плода покаяния», о котором проповедовал Иоанн (Луки 3:9).

4) Доверьтесь обещанию Бога, что Он простит грех и устранит вину, основанному на крови Христа (1 Иоанна 1:9; Псалом 85:2; 86:5; Римлянам 8:1).

5) В тех случаях, когда возникают чувства вины за уже исповеданные и оставленные грехи, отвергайте такие чувства как ложную вину. Господь был верен Своему обещанию простить. Прочитайте и поразмышляйте над Псалмом 103:8-12.

6) Попросите Господа упрекнуть Сатану, вашего обвинителя, и попросите Господа восстановить радость, которая приходит со свободой от вины (Пс. 50:12).

Псалом 32 очень полезен для изучения. Хотя Давид ужасно согрешил, он обрел свободу как от греха, так и от чувства вины. Он имел дело с причиной вины и реальностью прощения. Псалом 51 — еще один хороший отрывок для изучения. Акцент здесь делается на исповедании греха, поскольку Давид умоляет Бога от сердца, полного вины и печали. Восстановление и радость – вот результаты.

Наконец, если грех исповедан, раскаян и прощен, пора двигаться дальше. Помните, что мы, пришедшие ко Христу, стали в Нем новыми творениями. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; старое ушло, новое пришло!» (2 Коринфянам 5:17). Часть «старого», которое ушло, — это память о прошлых грехах и вызванной ими вине. К сожалению, некоторые христиане склонны предаваться воспоминаниям о своей прежней греховной жизни, воспоминаниям, которые давно должны были быть мертвы и похоронены. Это бессмысленно и противоречит победоносной христианской жизни, которую Бог желает для нас. Есть мудрая поговорка: «Если Бог спас тебя из канализации, не ныряй обратно и не плавай».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *