Логотерапия франкла: Логотерапия Франкла и тезисы экзистенциального анализа

Логотерапия франкла: Логотерапия Франкла и тезисы экзистенциального анализа

Логотерапия | Logotherapy

Логотерапия успешно развивается на всех континентах. На 2020 год, 148 институтов в 43 странах мира, очень активно распространяют идеи классической логотерапии Виктора Франкла.

Логотерапия Виктора Франкла

Институты по миру

Логотерапией называется психотерапия на основе психолого-антропологической модели, разработанной психиатром и неврологом Виктором Эмилем Франклом. Логотерапия, иногда ещё называемая «третьей венской школой», сегодня представляет собой признанный на международном уровне эмпирически обоснованный психотерапевтический подход.

Другое название, которое приобрела психотерапия Виктора Эмиля Франкла – это смыслоориентированная психотерапия. Основанием к такому названию является сама доктрина Франкла, которая рассматривает человека в его уникальной экзистенциальной парадигме. Терапия Франкла помогает человеку ответственно подходить к тем задачам настоящего, которые ставит перед ним жизнь и обнаруживать те смыслы, которые человеку предстоит реализовать.

Отдельного внимания заслуживает слово логотерапия. Этиология этого слова восходит к греческим словам logos и therapy. Франкл понимает логос как смысл. Терапия сохраняет свое значение — лечение или оздоровление.

Другой ключевой термин, часто встречающийся в трудах основателя логотерапии -это ноос (лат. noos), являющейся также греческим по происхождению, и означающий духовную составляющую человека. Ноэтическое включает в себя присущее только человеку: способность любить за пределами физического, стремление к смыслу, креативность, ответственность, способность к трансценденции и т.д.

Ви́ктор Эми́ль Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря.

Виктор Франкл, один из величайших духовных учителей человечества в XX веке. Он не только построил психологическую теорию смысла и основанную на ней философию человека, он раскрыл глаза миллионам людей на возможности открыть смысл в собственной жизни.

«Давайте построим мост от человека к человеку — это мост от познания к пониманию — мост должен связать между собой не головы, а сердца».        

                                                     

История логотерапии восходит к 30-м годам двадцатого века. Отталкиваясь от таких направлений, как психоанализ Зигмунда Фрейда и индивидуальная психология Альфреда Адлера, Виктор Франкл разработал основы нового оригинального подхода, которые были им впервые опубликованы в 1938 году. Логотерапия, иногда ещё называемая «третьей венской психотерапевтической школой», сегодня представляет собой признанный на международном уровне эмпирически обоснованный психотерапевтический подход, основами которого являются следующие концепции: свобода воли, стремление к смыслу, смысл жизни.

Франкл разработал концепцию мотивации, непревзойденную до сегодняшнего дня. Он исходил из того, что изначальный поиск и стремления человека обусловлены “волей к смыслу”, которая глубоко заложена в человеке. Это неистребимая тяга человека открыть, найти, осуществить, исполнить смысл. Для Франкла эта “воля к смыслу” была настолько специфически гуманным феноменом, что он не причислял ее только лишь к наследственности или влиянию воспитания и среды, а определял как выражение человеческой духовности.  

Едва ли в психотерапии есть другая такая же отточенная, выверенная концепция, столь же прочно укорененная в своем теоретическом фундаменте и одновременно столь же гибкая в практическом применении, как логотерапия.

Богатство идей Виктора Франкла находит применение в реабилитационных фермах для наркозависимых в Южной Америке, в душепопечительстве в тюрьмах Северной Америки, в японских клиниках по лечению психосоматических заболеваний и травм, в израильских геронтологических проектах, в преподавании этики в школах Европы, в психотерапевтической работе с боссами международных концернов…. Список можно продолжать долго, он займет многие страницы. Логотерапия настолько действенна, что применяется и за рамками психотерапии. Логотерапия- с успехом- адаптируется и применяется в психологии, философии, педагогике, социальной работе, медицине, работе с подростками, в уходе за больными, за престарелыми, в семейном консультировании, в экономике предприятий и т. д. Причем результаты выдающиеся. Логотерапия так глубоко постигла вид под названием «человек» во всем его многообразии, что она созвучна и результатам работ университетских исследователей и ученых высокого ранга, и простому восприятию обычного человека, созвучна сущности великих религий мира и многовековой народной мудрости с ее вечным поиском счастья в жизни. И несомненно, вопрос о смысле будет волновать, поражать и будоражить умы поколения нового тысячелетия…

Наследие Виктора Франкла сегодня, еще более актуально, чем раньше. Один из ключевых тезисов гласит: феномен человека не сводится к набору биофизических параметров, человеку свойственно специфическое, чисто человеческое измерение. Франкл назвал его «духовным измерением» и сконцентрировал свои исследования на том, чтобы именно с помощью этого измерения облегчать и преодолевать душевные расстройства и кризисы.

Виктор Франкл создал образ потенциально свободного человека, который может в любых обстоятельствах сформировать правильную внутреннюю позицию вопреки собственной генетической предрасположенности или особенностям, возникшим под влиянием среды. Благодаря свойственному такому человеку «упрямству духа» он не позволит, чтобы им управляли инстинктивные импульсы, комплексы неполноценности или фрустрации- потому что он способен духовно подняться над ними.

Обратной стороной этого аспекта человеческой свободы является, по Франклу, ответственность. Ответственность за что? За свободный и разумный выбор в каждой конкретной ситуации, за личный вклад в «достижение целостности».

Франкл разработал концепцию мотивации, не превзойденную до сегодняшнего дня. Он исходил из того, что изначальный поиск и стремления человека обусловлены “волей к смыслу”, которая глубоко заложена в человеке. Это неистребимая тяга человека открыть, найти, осуществить, исполнить смысл. Для Франкла эта “воля к смыслу” была настолько специфически гуманным феноменом, что он не причислял ее только лишь к наследственности или влиянию воспитания и среды, а определял как выражение человеческой духовности. Выражаясь с помощью древнегреческих слов: “нус” простирается в поисках “логоса” (человеческая духовность простирается в поисках смысла). Позиция Франкла, таким образом, отличается от других мотивационных теорий, которые расценивают человеческое стремление к счастью, власти, успеху, преимуществу, выгоде и самореализации как изначально движущие силы влечения. Франкл, конечно, ни в коем случае не отрицал, что подобные движущие силы есть в человеке, но для него они не являлись “изначальными”, а скорее вторичными, путями обхождения, которыми пользуются, когда главный путь блокируется. Согласно его убеждению, человек, испытавший фрустрацию “воли к смыслу”, жадно хватается за удовольствие, власть и иные удовлетворения психики, чтобы компенсировать неудовлетворенность духа. “Нус”, для которого скрыт “логос”, в своем стремлении простираться дальше, в итоге разворачивается к себе.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Виктор Франкл был первым ученым в области психиатрии и психотерапии, который определил, диагностировал и изучал эти симптомы как “ноогенную” проблему. Затронут “нус”, духовно-экзистенциальное ядро личности. Личность, так сказать, задета за живое. Пораженная очевидной пустотой своего существования, ее “воля к смыслу” начинает угасать. В “ноогенном кризисе” “нус” безрезультатно простирается в поисках “логоса”, или возможно, что он уже забросил все попытки. Согласно оценкам, эта проблематика играет значительную роль в более чем трети всех депрессий, синдромов выгорания и разгулах зависимости настоящего времени. При этом сложно оказать поддержку пострадавшему, так как в полном безразличии не работает ни одно конструктивное предложение извне. Кому всё равно, тому не к чему стремиться. Препараты также не могут облегчить этот вид “экзистенциальной фрустрации”.

Но кое на что можно обратить внимание пострадавшего. А именно на то, что на самом деле, если он страдает от отсутствия перспектив смысла, то это признак определенного уровня его духовной зрелости. Да, это можно даже назвать показателем человечности, потому как ни кошке, ни собаке такое страдание не ведомо. Следовательно, ему можно посоветовать терпение и доверие. Потому как “воля к смыслу” дана нам от рождения не без ответной стороны. Таинственным и недосягаемым для нас образом “логос” также простирается навстречу “нусу”, зовет его, касается его, стучится в человеческие сердца. Смысл открывается нам неожиданно. Нередко люди говорят об удивительных совпадениях, которые направили их в определенное русло. Они рассказывают о неожиданных встречах, которые резко поменяли их планы. Рассказывают о дверях, которые им открылись, хотя они думали, что на их месте стена. Рассказывают в духе стихотворения Гете, что “брели просто так, найти не чая ничего” — и вдруг обнаружили нечто потрясающее. Во время “ноогенного” кризиса можно посоветовать спокойно ждать, взбодриться, поддерживать свою готовность для момента, когда осознание смысла, словно луч света, проникнет сквозь тучи затуманенного взора и оживит душу, благодаря внезапному пониманию связей.

Логотерапия успешно применяется как в качестве отдельного независимого подхода, так и в сочетании с другими направлениями, как в индивидуальной, так и в групповой психотерапевтической работе, а также в педагогике. Она доказала свою эффективность в кризисной превенции, интервенции и поственции, при профилактике агрессивного поведения и депрессии, а также суицидального поведения, при работе со всеми видами неврозов, в частности, с ОКР, тревожно-фобическими расстройствами и сексуальными неврозами, при сопровождении психиатрических больных (в сотрудничестве с врачом-психиатром). Особое место занимает логотерапия в системе паллиативной помощи. Хороших успехов удалось достичь при логотерапевтической работе с заключёнными.

Статьи и лекции» онлайн полностью📖 — Виктора Франкла — MyBook.

14 мая 1986 г. Венский университет присвоил профессору Виктору Франклу степень почетного доктора естественных наук. Это была 12-я почетная докторская степень доктора Франкла[1]. Я же на правах рассказчика об этом торжественном событии решил воспользоваться представившимся случаем и вспомнить о жизненном и научном пути этого человека, с которым мне самому довелось познакомиться уже более 30 лет назад, будучи совсем молодым студентом.

Написать этот панегирик было отнюдь не сложно: ведь я прославляю человека, который является автором не менее 27 книг, изданных на 20 языках (в состав этого наследия входит даже семитомное полное собрание сочинений, переведенное на японский язык!)[2]. Право, не составляет никакого труда рассказывать о заслугах автора книги «Человек в поисках смысла» — ведь уже на сегодняшний день эта книга выдержала как минимум 149 изданий; в принципе, чтобы уложиться в какие-либо мыслимые рамки, мне пришлось ограничиться лишь простым перечислением различных заслуг и достижений моего героя. Но передо мной стояла и другая серьезная проблема: выбрать из огромного массива его работ именно те, которые имели определяющее значение для него самого, его научных взглядов и сыграли решающую роль в его развитии.

Принимать решение по каждой работе мне приходилось абсолютно самостоятельно, но сам Виктор Франкл в итоге одобрил мою подборку. Когда же меня попросили подготовить предисловие, которое обобщило бы весь материал книги «Тексты за 50 лет», мне самому было любопытно, как на самом деле может выглядеть эта подборка. Хочется лишь отметить, что я отлично запомнил 1924 г. — именно в этом году вышла первая публикация Франкла. Эта дата немного обескураживает, когда вспоминаешь, что автор родился в 1905 г. Ученый, которому было всего 19 лет, опубликовал в международном психоаналитическом журнале работу о развитии мимического подтверждения и отрицания, чему предшествовала многолетняя переписка с Фрейдом, которую Франкл начал еще в средней школе. Спустя всего два года Франкл, молодой студент-медик, уже выступает на международном конгрессе по индивидуальной психологии с пленарным докладом.

Уже в тот период четко проявляется самобытная натура Виктора Франкла, в первую очередь — несгибаемая воля и стремление следовать собственным путем. Неудивительно, что Франклу было так сложно вписаться в существовавшую научную иерархию. Уже в вышеупомянутом пленарном докладе наметилось несогласие Франкла с ортодоксальными догмами тогдашней индивидуальной психологии. Эти возражения постепенно углублялись, пока, наконец, не привели к разрыву между Франклом и Адлером, по категорическому настоянию которого Франкла в 1927 г. исключили из Общества индивидуальной психологии.

Работа «Встреча индивидуальной психологии с логотерапией» дает беспристрастную ретроспективу этого периода, который стал для Франкла важным этапом его собственного пути. Несомненно, уже тогда Франклу было ясно, что психоанализ ставит своей целью адаптировать человека к реальности, в то время как индивидуальная психология претендует на оформление этой реальности. То есть уже в молодости Франкл видел неполноту данной логической последовательности, отсутствие в ней следующей, конечной и важнейшей ступени. Эта ступень обрисовывается в работе «К духовной проб­лематике психотерапии».

Важнейший шаг, следующий после адаптации и оформления, заключается в принятии ответственности: я-бытие означает ответственность. Соответственно, в качестве наивысшего уровня психологии постулируется обретение смысла, то есть нахождение тех ценностей, которые индивид действительно может воплотить на своем жизненном пути. Уже в этой работе, написанной в 1938 г. , Франкл четко указывает, что решение о таких ценностях должны принимать не мы, а в первую очередь сам больной. Это требуется ему, чтобы решить, перед кем он несет ответственность (будь то перед Богом или перед своей совестью), за что он чувствует себя ответственным, какой смысл он находит в своей жизни.

В этих ранних работах, на четвертом десятке лет Виктор Франкл уже формулирует проблему кажущейся бессмысленности существования в качестве одного из центральных пунк­тов своих размышлений и требует сделать знаменательный терапевтический шаг к мировоззренческой беседе.

При этом он распознает и минует опасный подводный камень: врач не имеет права предлагать — а тем более навязывать — определенную точку зрения; он может лишь бескомпромиссно выполнять свой терапевтический долг психиатра, не скатываясь в миссионерство. Франкл четко и доверительно проговаривает это в работе «Психиатрическое самосознание»: «Какого бы мировоззрения ни придерживался кто-либо из пациентов, оставайся беспристрастен. Самое важное, что у него есть мировоззрение».

Такое толерантное отношение нисколько не мешает автору обращаться к религии: в лекции «Человек в поисках конечного смысла», прочитанной по поводу получения премии им. Оскара Пфистера, Франкл словно воздвигает мост между психологией и религией с учетом всех следствий последней для психиатрической деятельности. Однако франкловское понимание феномена религии настолько всеобъемлющее, что в него можно включить и агностицизм, и даже атеизм.

В автобиографии Виктор Франкл вспоминает о том, что уже в возрасте четырех лет однажды проснулся с осознанием того, что и ему когда-то придется умереть. Возможно, именно этот ранний импульс позволил ему так четко сформулировать основной вопрос: как можно увязать смысл жизни с ее скоротечностью? Уже в средней школе Франкл (во многом под влиянием Густава Теодора Фехнера) обдумывал идеи, которые позже ему пришлось обсуждать с Мартином Хайдеггером. Поэтому с самого начала он расценивает мировоззренческий аспект как неотъемлемую часть психиатрической деятельности.

В работе «Философия и психотерапия» автор недвусмысленно озвучивает следующее требование: врач-психиатр не имеет права на небрежное отношение к мировоззренческим решениям и личностным ценностям пациента. Неврозы развиваются на фоне совершенно определенных мировоззренческих взглядов, на мировоззренческом же уровне они сохраняются. По­этому совсем не случайно Франкл приводит в работе «Рудольф Аллерс — философ и психиатр» дословную цитату своего учителя: «Я еще не встречал ни одного случая невроза, конечной проблемой и конечным конфликтом которого, если можно так выразиться, не являлся бы неразрешенный метафизический вопрос…»

Кажется, сама судьба вынуждает Франкла проверить его же тезисы на практике: она готовит целеустремленному и успешному молодому ученому тяжелые испытания. Франкла изгоняют с должности главного врача госпиталя Ротшильда и заключают то в один, то в другой концлагерь (в частности, Франкл прошел Освенцим). Достаточно ли упомянуть, что в концлагерях Франкл потерял первую жену, мать, отца, брата? Совершенно бесстрастно Франкл сам говорит о великом критическом эксперименте для своих представлений о поисках смысла, которые к тому времени уже четко оформились: «Выжить можно, лишь если постоянно стремишься к будущему, к тому смыслу, осуществление которого ждет тебя в будущем».

Вся судьба Франкла иллюстрируется следующим небольшим эпизодом: рукопись его работы «Доктор и душа» оказалась утрачена, и стремление восстановить ее стало для Франкла одним из основных стимулов к выживанию. В работе «Психология и психиатрия в концентрационном лагере» Франкл без лишней патетики описывает ту пограничную ситуацию, которая заключалась в перманентном существовании на краю гибели и в гнетущей неопределенности конца. Все же ему хватило сил не только выжить, но и вернуться из концлагеря, не потеряв тихой решимости сохранять верность своим принципам. Франкл решительно выступает против идей о коллективной вине, и в 1947 г. пишет в работе «Экзистенциальный анализ и проблема времени»: «Если и существует коллективная ответственность, то она может быть только всемирной. Одна рука не должна воображать, будто это не она, а другая рука поражена язвой, поскольку болен весь организм».

Позитивное отношение к жизни, последовательно отстаиваемое Франклом — убежденность в том, что сотворить что-либо можно только через любовь, — предельно четко выражается в его работе «Время и ответственность», написанной в 1947 г. ; здесь он противопоставляет декартовскому Cogito ergo sum («Мыслю, следовательно, существую») принцип Amo ergo est («Люблю, следовательно, любимое мной существует»).

Мостом между психологией и психотерапией служили естествоиспытательские, экспериментаторские склонности Франкла, которым он был верен как в научной работе, так и в жизни. В автобиографическом очерке он признается, что уже в возрасте трех лет мечтал быть врачом, вынашивая некоторые идеи об испытании лекарств (которые, впрочем, не вполне соответствуют общепринятым современным стандартам).

Так или иначе, экспериментальная психология всегда глубоко интересовала Франкла, и в 1949 г. в Вене он защитил диссертацию по психологии. Одна из основных идей Франкла заключалась в том, что наряду с ноэтической и психологической сферами личности необходимо учитывать и биологическую основу; не в последнюю очередь под влиянием этой идеи автор уже в 1939 г. пишет работу «О медикаментозной поддержке психотерапии при неврозах». Поэтому лишь человека непосвященного, пожалуй, может удивить тот факт, что в «Компендиуме психофармакотерапии» Пёльдингера Франкл цитируется в числе первых специалистов, которым удалось достичь терапевтических успехов в лечении тревожных депрессий при помощи глицеридов; он также упоминается в числе основоположников изучения транквилизаторов.

Разумеется, в данном контексте лекарство как «инструмент» также не рассматривается изолированно. По убеждению Франкла, лекарство во многом подобно допингу «в борьбе, орудие для которой пациент заранее должен получить из рук психотерапевта». Эти слова, написанные еще в 1939 г., кажутся как никогда важными именно сегодня — в эпоху всеобщего убеждения, что от любой болезни есть и должна быть таблетка.

Увлеченность Виктора Франкла экспериментальной психологией во многом поспособствовала и тому, что уже в 1972 г. в качестве диссертации под моим руководством была заявлена первая эмпирическая работа («Логотерапия как теория личности» Элизабет Лукас). За ней последовала длинная череда работ, посвященных исследованию отдельных тезисов и идей экзистенциального анализа как научного направления или логотерапии как терапевтического метода.

Что такое логотерапия? — Американский институт Виктора Э. Франкла Американский институт Виктора Франкла

Логотерапия, или «исцеление смыслом» на греческом языке, представляет собой психологическую теорию, разработанную Виктором Франклом. Основываясь на своем опыте врача, психиатра, невролога и студента-философа, он сформулировал свой подход, ориентированный на смысл, который способствует свободе выбора и личной ответственности. Он признан во всем мире и основан на опыте.

Франкл разработал логотерапию до того, как попал в концентрационные лагеря в возрасте 37 лет. Его встречи с худшими человеческими условиями привели к тому, что он получил нежелательную лабораторию, которая подтвердила его теорию. Он видел, что те, кто был ориентирован на достижение смысла, имели больше шансов выжить.

Согласно Франклу, наша главная мотивация в жизни — найти смысл.

Те, кто изучает психологию, найдут логотерапию включенной в гуманистическую и экзистенциальную теории. Ее часто называют Третьей школой венской психологии после « психоанализа» Зигмунда Фрейда и « индивидуальной психологии» Альфреда Адлера . Многие резюмируют центральную движущую силу теории Фрейда как «волю к удовольствию», теории Адлера как «волю к власти», а теории Франкла как «волю к смыслу». Для тех, кто не использует ее клиническое применение, логотерапия предлагает здравую жизненную философию.

Основные принципы логотерапии таковы:

  • Каждый человек – уникальное и незаменимое человеческое существо, чье существование характеризуется свободой выбора, личной ответственностью и человеческим духом.
  • Есть три основных понятия: 
    1. Свобода воли . Мы свободны выбирать, как реагировать на жизнь, и несем личную ответственность за свой выбор.
    2. Воля к смыслу – Мы стремимся найти смысл, и когда этот поиск прерывается, мы испытываем экзистенциальное разочарование и чувство бессмысленности.
    3. Смысл жизни – Мы призваны ежеминутно отвечать на требования, которые предъявляет к нам жизнь. Акцент делается не на том, что мы заслуживаем от жизни, а на том, что мы обязаны дать жизни. У нас есть способность и крайняя необходимость самопревзойти, чтобы улучшить человечество.
  • Человеческий дух обладает огромными ресурсами, что отличает нас от других млекопитающих. Мы больше, чем просто разум и тело, у всех нас есть (нерелигиозное) духовное или «умное» измерение. Доступные нам ресурсы включают в себя:
    • способность учиться на своих ошибках, что позволяет нам адаптироваться к новым обстоятельствам;
    • наше чувство юмора – умение смотреть на свои недостатки в перспективе;
    • наша совесть – дает нам возможность отстаивать то, во что мы верим, или против того, что мы считаем неправильным;
    • способность любить других, помогая нам выйти за пределы самих себя; и
    • наша страсть к делу, позволяющая нам создавать изменения в мире.
  • Значение можно найти через:
    1. Творения (создание работы или совершение поступка) – по сути, то, что мы выпускаем в мир.
    2. Опыт (добро, истина, красота, природа, культура, быть любимым) – в основном то, что мы берем от мира.
    3. Отношение – по существу, как мы видим мир.
  • Быть человеком означает подвергаться тому, что Франкл называл трагической триадой жизни, состоящей из неизбежной вины, страдания и смерти. В этих обстоятельствах значение все еще может быть получено из отношения, которое мы занимаем по отношению к ситуации.

Термин «логотерапия» впервые был введен в публикации 1938 года. Это было не первое имя, которое Франкл выбрал. Он твердо верил в силу человеческого духа и хотел, чтобы имя выражало это «мысленное» измерение (от греческого слова «нус»). Он предпочитал «ноотерапию», но остановился на «логотерапии» после того, как ему сообщили, что «ноотерапия» будет произноситься как «без терапии» на английском языке.

В отличие от фрейдистских традиций глубинной психологии , Франкл называл логотерапию высота психология. Глубинная психология ориентирована на прошлое и темные, бессознательные тайны личности. Бывают моменты, когда это может быть уместно, но сводит жизненные проблемы к чему-то похожему на болезнь, которую необходимо вылечить. Этот подход ставит терапевта в положение авторитета и обращается с пациентом как с инвалидом. Франкл однажды написал: «Логотерапия объявляет войну патологизму» из-за своей ориентации на будущее и веры в то, что люди способны преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Значение уникально для каждого человека. Его нельзя создать или дать — его нужно открыть.

Это глубоко личное путешествие, которое должен пройти каждый из нас. Жизнь имеет смысл при любых обстоятельствах, включая самые нежелательные. Логотерапия уважает индивидуальность и использует ценности, которые человек выбирает для себя. Он воспитывает личную ответственность как фундаментальную и здоровую часть нашего существования.

Логотерапия — это, как правило, кратковременная терапия. Франкл лечил тысячи тревожных, депрессивных и суицидальных пациентов на протяжении всей своей жизни и разработал несколько инструментов. Он часто включал юмор, чтобы дистанцироваться от проблемы или ситуации.

Врачи и терапевты могут использовать следующее:

  • Дерефлексия: Это включает в себя то, что клиент делает шаг назад и размышляет над своими обстоятельствами. Это помогает им смотреть на вещи в перспективе.
  • Парадоксальное намерение: Это побуждает клиента уделить чрезмерное внимание или сверхнамерение попыткам добиться того, чего он больше всего боится. При самодистанцировании и юмористическом преувеличении клиент не может одновременно быть тревожным и преднамеренным.
  • Сократический диалог: Это метод разговорного опроса, который используется для повышения осведомленности о нереалистичных и контрпродуктивных установках клиента. Терапевт воздерживается от навязывания клиенту своих собственных ценностей, направляя его к новому мировоззрению, которое может обеспечить более полноценную и осмысленную жизнь.

Логотерапию как психологическую практику трудно стандартизировать, упаковать и продать, поэтому она не получила такого большого распространения в США, как в других частях мира, где интерес к ней растет. Он признает, что каждый человек уникален и не может вписаться в стандартизированную теорию. Требующая творчества и гибкости терапия в своих лучших проявлениях является не только наукой, но и искусством. Франкл любил цитировать американского невролога Джорджа М. Берда, который сказал: «Если два случая неврозов лечить одинаково, один лечить неправильно — по крайней мере, один!»

Как это помогает найти цель в жизни

Написано редакторами WebMD

Медицинский обзор Дэна Бреннана, доктора медицинских наук, 12 апреля 2021 г.

В этой статье

  • Каковы основные принципы логотерапии?
  • Основные положения логотерапии
  • Методы логотерапии
  • Как применять логотерапию в повседневной жизни

Виктор Франкл был основателем концепции логотерапии. Он считал, что человеческая природа стремится найти цель жизни. «Логос» — это слово, происходящее от греческого слова «логос», что означает «смысл». Вторая часть слова, терапия, относится к лечению болезни, состояния или неприспособленности. Полное определение логотерапии – это «поиск смысла в вашей жизни»9.0003

Франкл разработал теорию после собственного опыта пребывания в различных нацистских концентрационных лагерях. Он обнаружил, что, найдя смысл и цель в жизни, люди могут справиться с трудностями и страданиями. При этом они могут наслаждаться здоровой старостью и долгой жизнью.

В наши дни исследователи считают, что наличие цели в жизни может сделать вас более устойчивым к жизненным трудностям. Говорят, что когда вы меняете школу, место работы или страну, все это происходит в поисках цели. Когда нет откровения, вы можете испытывать стресс и начать подвергать сомнению все решения, которые вы сделали. Это влияет на качество вашей жизни.

Каковы основные принципы логотерапии?

Теория логотерапии основана на трех основных принципах.

  1. У каждого человека есть здоровый стержень.
  2. Главной задачей каждого человека является просвещение других, открытие их внутренних ресурсов и предоставление инструментов для использования в их внутреннем ядре.
  3. Жизнь представляет цель и смысл, но не обещает удовлетворения или счастья.

Теория предполагает, что смысл жизни можно найти тремя основными способами:

  1. Встреча с кем-то или переживание чего-либо
  2. Создание какой-либо работы или выполнение действия
  3. Отношением, которое вы проявляете к неизбежному страданию

Франкл пошел дальше, чтобы показать свою веру в страдание как часть жизни. Он объяснил, что свобода приходит от выбора, как реагировать как на болезненные, так и на счастливые обстоятельства. Его теория утверждает, что вы можете найти смысл, осознав уникальные роли, которые вы можете выполнять.

Основные положения логотерапии

Теория имеет шесть основных предположений, которые аналогичны основным свойствам.

Тело, разум и дух . Вы, как личность, состоите из тела и ума, но ваш дух определяет вас и вашу сущность. Теория не заимствовала свою идею из религии, но в чем-то сравнивает.

Вы можете найти смысл во всех ситуациях . Франкл твердо верил, что жизнь имеет смысл независимо от того, насколько плоха ситуация. Всегда есть более высокий уровень порядка, который приносит вам смысл.

У вас есть воля к смыслу . Поиск смысла жизни — самая большая мотивация к жизни и действию. Она позволяет смириться с болью и страданиями. Желание найти цель в жизни отличается от стремления к власти и удовольствию.

Свобода найти смысл . У вас есть свобода использовать свою волю, чтобы найти смысл. Таким образом, вы можете найти смысл в любых обстоятельствах, даже когда вы испытываете боль или страдание.

Значение момента . Пятое предположение связано с поиском цели момента. Вы должны реагировать на требования повседневной жизни таким образом, чтобы это соответствовало ценностям общества и вашей совести.

Ты уникален . Теория настоятельно предполагает, что вы уникальны и никто и ничто не может вас заменить.

Методы логотерапии

Франкл говорит, что вы можете быстро превратить несчастье и страдание в достижения и достижения. Если вы чувствуете себя виноватым в чем-то, это возможность изменить себя к лучшему. Жизненные переходы также дают вам возможность предпринять правильные действия с помощью трех техник.

Дерефлексия . Этот подход к логотерапии помогает вам сосредоточиться не на себе, а на других людях. Это помогает вам стать цельным, тратя меньше времени на размышления о своих проблемах или о том, как достичь цели.

Парадоксальное намерение . Здесь вы желаете того, чего боитесь больше всего. В случае тревоги и фобии можно использовать юмор и насмешки, когда вас настигает страх. Например, если вы боитесь выглядеть глупо в глазах людей, теория предполагает, что вы делаете что-то глупое намеренно. Так вы преодолеете этот страх.

Сократический диалог . Этот инструмент поможет вам открыть себя своими словами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *