Личность темперамент характер: Темперамент. Характер. Личность — Центр развития для детей и взрослых ФЬЮЖН

Личность темперамент характер: Темперамент. Характер. Личность — Центр развития для детей и взрослых ФЬЮЖН

Темперамент. Характер. Личность — Центр развития для детей и взрослых ФЬЮЖН

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги «Темперамент. Характер. Личность» Симонов П. В., Ершов П. М. — Москва: «Наука», 1984 г.

Книга члена-корреспондента АН СССР, доктора медицинских наук П.В.Симонова и кандидата искусствоведения П.М.Ершова посвящена популярному изложению естественнонаучных основ индивидуальных особенностей человека в свете учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и достижений современной психофизиологии. В ряде глав использовано творческое наследие К.С.Станиславского, касающееся воссоздания характеров действующих лиц и принципов актерского перевоплощения в индивидуальность изображаемого персонажа. Книга представляет интерес для самого широкого круга читателей — физиологов, психологов, педагогов, работников искусства, для каждого, кто в своей практической деятельности связан с вопросами воспитания, подбора, профессиональной ориентации людей.

 

Темперамент — «характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность».

Характер— «целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения. . .». В первый момент кажется, что определения темперамента и характера практически совпадают, хотя появилось и нечто новое: склад ума, манеры, привычки. Однако в своей повседневной житейской практике мы вряд ли спутаем темперамент человека с его характером. Именно характер, а не темперамент мы назовем сильным, слабым, твердым, мягким, тяжелым, плохим, настойчивым, труднопереносимым и т. д. Определений, пригодных для описания темперамента, в языке гораздо меньше: бурный, неукротимый, вялый. .. Пожалуй, удобнее всего по-прежнему пользоваться терминологией древних греков, подразделяя человечество на холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков. Интуитивно ощущаемое различие, несовпадение темперамента и характера подсказывает, что в основе этого различия лежат какие-то существенно разные проявления индивидуальности. В темпераменте преимущественно выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Датский художник X. Бидструп в серии юмористических рисунков изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина. В результате холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник — рассмеялся, а флегматик невозмутимо надел шляпу себе на голову. Характеры выявляются в действии — активном, целеустремленном, нерешительном, покорно-подражательном и т. д. Общее же между ними состоит в том, что ни темперамент, ни характер ничего не говорят нам о социальной ценности данного человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий и уступчивый сангвиник оказывается отъявленным негодяем.

Личность включает в себя и темперамент, и характер человека, но не ограничивается ими, поскольку личность — «ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость».

В классификации Павлова холерику соответствует сильный возбудимый неуравновешенный тип, а меланхолику — слабый. Сангвиник — сильный уравновешенный подвижный тип по Павлову, а флегматик —сильный уравновешенный инертный. Со свойственной ему наблюдательностью Павлов отметил характерные черты эмоциональности, присущей каждому из основных типов.

По мнению Павлова, сильный неуравновешенный тип склонен к ярости, слабый — к страху, для сангвиника характерно преобладание положительных эмоций, а флегматик вообще не обнаруживает сколько-нибудь бурных эмоциональных реакций на окружающее. Эмоции автоматически указывают на все наиболее доступное и на все наименее доступное в данной ситуации применительно ко всем одновременно существующим потребностям субъекта. Поскольку сила эмоции зависит не только от силы каждой из потребностей, но и от возможности их удовлетворения, эмоция направляет человека к наиболее доступному в данных конкретных условиях. Эмоция — традиционный источник соблазнов, вплоть до ведущих к преступлению. Воля, напротив, ориентирует человека на труднодоступное, на требующее преодоления препятствий.

Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет,

Марк Аврелий

Признавая ключевую роль потребностей в поведении человека, мы не располагаем их обоснованной классификацией, традиционно ограничиваясь делением потребностей на материальные и духовные, на естественные (биологические) и культурные (исторические).

Биологические (витальные) потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека, принадлежащего живой природе на высшей стадии ее развития. Они порождают множество материальных квазипотребностей в пище, одежде, жилище, в технике, необходимой для производства материальных благ, в средствах защиты от вредных воздействий и т. д.

К числу биологических относится и потребность экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей. Потребность в экономии сил близка потребности в вооружении (которую нам предстоит рассмотреть специально), но это две разные потребности, хотя на уровне человека они постоянно дополняют, поддерживают и даже питают одна другую. Принцип экономии сил лежит в основе изобретательства и совершенствования навыков, но может приобрести и самодовлеющее значение, трансформировавшись в лень.

Социальные потребности мы выделяем в особую группу, памятуя, что социально детерминированы и все другие побуждения человека. Однако в данном случае речь идет о социальных потребностях в узком и собственном смысле слова. Это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Попытки свести все многообразие социальных потребностей к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства — лишь одна из многочисленных разновидностей этой группы мотиваций, причем потребность быть «ведомым» нередко перекрывает по силе и остроте желание быть лидером.

Третью и последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания в самом широком смысле: познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

Биологические, социальные и идеальные (познавательные) потребности в свою очередь делятся на две разновидности: на потребности сохранения и развития. А. Маслоу и Г. Олпорт называют их потребностями «нужды» и «роста». Приобретение самых первых, самых элементарных умений маленьким ребенком не связано с его голодом или жаждой. Более того, голод, дискомфорт, вызванный мокрой пеленкой или охлаждением, прерывают и тормозят процесс приобретения навыков, которые, в сущности, понадобятся ребенку много позднее.

Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. По типу присущего им мышления Павлов разделил всех людей на «художников», «мыслителей» и представителей наиболее многочисленного среднего типа, в равной мере использующих как мышление образами, так и понятиями. Сегодня мы знаем, что левое полушарие (у правшей) связано с речью, абстрактно-понятийным мышлением, математическими способностями, в то время как правое оперирует чувственно-непосредственными (зрительными, слуховыми, осязательными и т. д.) образами, пространственными представлениями, связано с музыкальными способностями и комбинаторной одаренностью. Множество фактов свидетельствует о преимущественной «эмоциональности» правого полушария. Образно говоря, правое полушарие больше связано с порождением целей, а левое — с их конкретизацией и с уточнением средств достижения этих целей. Представления об интро- и экстравертированности страдают крайней противоречивостью. Об экстра- или интровертированности судят по тому, отчего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность). Л. Мартон и Я. Урбан характеризуют интроверта как сильного, малочувствительного, неуравновешенного, а экстраверта — как слабого, чувствительного, склонного к торможению индивидуума.

Поскольку холерик (сильный безудержный тип) движим устойчиво доминирующей потребностью, его действия, как правило, обладают чертами преодоления и борьбы с характерной для этих действий эмоцией гнева, ярости, агрессивности. Меланхолик (слабый тип), напротив, всегда тяготеет к обороне, к защите, нередко окрашенной эмоциями страха, неуверенности, растерянности. Обладающий выраженным мотивационным «стержнем» и одновременно любознательный, ищущий, «открытый» среде сангвиник (сильный подвижный тип) чаще других испытывает положительные эмоции. Что касается флегматика, то при всей его эмоциональной индифферентности он тем не менее опять-таки тяготеет к положительным эмоциям, поскольку его внутренний мир хорошо сбалансирован и устойчив. И снова мы обязаны подчеркнуть, что речь идет именно о тенденции, о предпочтительной склонности, поскольку представители любого типа наделены всем арсеналом человеческих эмоций.

В природе не существует «хороших» и «плохих» типов нервной системы. Сам факт их сохранения на протяжении миллионов лет сначала биологической, а затем культурно-исторической эволюции показывает, что для человечества в целом необходимо и полезно наличие разных типов (темпераментов). В. М. Теплов и В. Д. Небылицын представили в свое время убедительные доказательства тому, что для различных видов деятельности оптимальными оказываются свойства, присущие тому или иному темпераменту. Если «сильный» тип обнаруживает высокую устойчивость в экстремальных ситуациях, то повышенная чувствительность «слабого» типа представляет не менее ценное качество в иных условиях, где требуется способность к быстрому и тонкому различению внешних сигналов. Специальные эксперименты показали, что представители разных типов нервной системы решают одни и те же задачи в равной мере успешно, только каждый из них использует свою тактику деятельности. Человечество сильно своим разнообразием.

Ещё раз подчеркиваем значение воспитания для формирования личности на базе индивидуальных особенностей нервной системы, природных способностей и задатков.

 

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

— «Теории личности: сравнительный анализ» Мадди С. // Пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, П. Румянцевой. — СПб.: Издательство «Речь», 2002.

— «Становление личности ребенка 6—7 лет» Непомнящая Н. И./Науч .—исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1992.

— «Сравнительное исследование стилей мышления, типа личности и темперамента у праворуких и леворуких людей» В. И. Лупандин, И. К. Пятых // Известия Уральского государственного университета. – 2010. – № 4(81). – С. 95-104.

36. Темперамент, характер и личность.

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они чётко выражены, но люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Характер (общий термин; от греч. χαρακτήρ) — совокупность существенных свойств, особенностей предмета.

Характер (психология) — целостные свойства личности (нрав), постоянно проявляющиеся в её поведении (в отношениях к миру и людям). По сути, характер личности состоит из привычек и установок.

Акцентуация характера

— находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.[1] Согласно МКБ-10 классифицируется как одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни

Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности». Основным отличием является то, что три основные характеристики расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека, стабильность во времени, социальная дезадаптация) никогда не присутствуют в акцентуации одновременно:

  1. Акцентуированный человек может специфически реагировать на специфические психогенные воздействия, но только на них, в то время как человек с расстройством личности на любые психогенные воздействия реагирует в соответствии с особенностями своего расстройства (влияние на все сферы жизни).

  2. Акцентуации могут наиболее ярко проявляться только в течение определённого периода жизни человека (например подросткового периода) и обычно сглаживаются со временем, в то время как для расстройств личности характерно появление на ранних периодах жизни и стабильность или усиление проявлений в течение жизни (стабильность во времени).

  3. Акцентуации могут не приводить к социальной дезадаптации вообще или приводить к ней лишь на непродолжительное время, в то же время расстройства личности

    мешают такой адаптации постоянно (социальная дезадаптация).

Хотя специально это обычно не подчёркивается, можно видеть, что понятие «акцентуация» определяется через понятие «расстройство личности» («психопатия»), и вторично по отношению к нему. Из утверждений Личко об отличиях акцентуаций от расстройств личности можно сделать вывод, что во всём остальном они схожи. [1]

А. Е. Личко разрабатывал свою концепцию и диагностические методы исключительно для работы с подростками, из-за чего иногда можно встретить утверждения других авторов, что понятие акцентуации применимо только к подростковому возрасту. Однако сам он нигде не ограничивает область применения этого понятия, и говорит только об области применения своих теоретических и практических разработок.

А. Е. Личко выделяет две степени выраженности акцентуаций:

  1. Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Акцентуированные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни. Компенсации не происходит даже при отсутствии психических травм.

  2. Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Акцентуированые черты характера проявляются в основном при психических травмах, но не приводят к хронической дезадаптации.[1]

Классификация Леонгарда

Карл Леонгард выделил двенадцать типов акцентуации. По своему происхождению они имеют разную локализацию.

К темпераменту, как природному образованию,

Леонгардом были отнесены типы:

  • гипертимный — желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи

  • дистимический — заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи

  • аффективно-лабильный — взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны

  • аффективно-экзальтированный — воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ

  • тревожный — боязливость, робость, покорность

  • эмотивный — мягкосердечие, боязливость, сострадание

К характеру, как социально обусловленному образованию, он отнёс типы:

  • демонстративный — самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон

  • педантичный — нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам

  • застревающий — подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию

  • возбудимый — вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты

К личностному уровню были отнесены типы:

  • экстравертированный

  • интровертированный

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.

Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Комплекс устойчивых компонентов личности

  • Темперамент

  • Характер

  • Способности

  • Мотивация

Различия между темпераментом, характером и личностью

Личность, темперамент и характер — это три взаимосвязанных понятия, которые часто путают, поскольку все они связаны с тем, как мы чувствуем, думаем или ведем себя.

И темперамент, и характер являются составляющими нашей личности. Однако психология устанавливает границы между ними, исходя из их дифференцированных характеристик и факторов, влияющих на их развитие.

Темперамент

Темперамент относится к естественной склонности каждого из нас определенным образом реагировать на окружающую среду. То есть самые инстинктивные реакции или автоматическое поведение. Темперамент в основном определяется генетикой, являющейся отражением наших унаследованных характеристик и нашей биологии, следовательно, это компонент личности, который проявляется первым, проявляясь с раннего детства или даже у младенцев.

Наличие того или иного темперамента предрасполагает как к развитию определенных черт личности, так и к развитию определенных эмоциональных проблем. Например, темперамент, характеризующийся гиперактивностью симпатической нервной системы, может сделать нас более склонными к тревоге, в то время как темперамент, за которым стоит низкий уровень корковой активации, сделает нас более склонными к экстраверсии.

Из-за сильного генетического компонента темперамент трудно изменить, поскольку в большей или меньшей степени эта склонность будет присутствовать всегда. Однако это не означает, что оно определяет нашу личность или поведение и что мы не можем научиться контролировать то, что мы чувствуем или делаем.

На протяжении всей истории темпераменты описывались с помощью различных теоретических моделей, наиболее подходящими классификациями являются Теория основных темпераментов Галена и классификация, сделанная Клонингером в его «Психобиологической модели личности». Несмотря на различия, обе модели разделяют идею о том, что темперамент передается по наследству, стабилен на протяжении всей жизни и не подвержен влиянию социальной среды.

Характер

Характер отражает влияние социальных и культурных факторов на темперамент. То есть рождается от влияния окружающей среды на познавательные процессы, восприятие и эмоции, к которым мы генетически предрасположены.

Характер не так стабилен, как темперамент, и приобретается путем обучения через опыт и социальные взаимодействия. Поэтому он не появляется на ранних стадиях развития, а проходит разные стадии и не достигает полной формы до позднего подросткового возраста.

Поскольку характер приобретается, его можно изменить, например, посредством социального воспитания, изменения привычек и т. д.

Личность

Личность – это смесь темперамента, характера и поведения, следовательно, это сумма наследственности, приобретенных привычек и того, как мы относимся к миру. Все эти факторы формируют не только наши модели поведения, но и то, как мы обрабатываем информацию из окружающей среды, и то, как мы себя чувствуем.

Наша личность меняется и адаптируется, особенно в детстве и подростковом возрасте, а затем стабилизируется. После этого периода изменения хотя и возможны, но менее вероятны. Вот почему личность — это то, что отличает нас и показывает себя стабильным во времени и в различных ситуациях.

Клонингер, Роберт и Клонингер, Кевин (2011). Личностно-ориентированная терапия. Международный журнал личностно-ориентированной медицины. 1. 43-52. 10.5750/ijpcm.v1i1.21

Корр, П.Дж., и Мэтьюз, Г. (2020). Кембриджский справочник по психологии личности.

символов против. Личность: в чем разница?

Ваш характер и личность делают вас уникальной личностью, но они не обязательно являются одним и тем же аспектом Самости.

Ваша личность представляет, кто вы есть. Именно совокупность ваших унаследованных черт, природных склонностей и убеждений делает вас вами .

Когда кто-то использует слово «характер», вы можете предположить, что он имеет в виду личность, но это не всегда так.

Итак, чем характер отличается от личности, и что больше влияет на ваше общее самочувствие?

В мире психологии, когда вы думаете о Атмане, ваша личность — это все. Это «вы» сверху донизу: все поведение, интересы, мысли, убеждения, опыт и черты, которые делают вас уникальными в этом мире.

Большинство современных моделей личности сходятся во мнении, что основой вашей личности является ваша биология. Ваш опыт и окружающая среда помогают вам развивать другие аспекты вашей личности с этого момента.

Другими словами, вы не рождаетесь с определенным характером. Это постоянно меняется и адаптируется, особенно в течение первых двух десятилетий жизни. После этого изменения менее вероятны или не столь значительны.

Но если вы не рождаетесь со своей личностью, как развиваются ваше поведение и реакции в младенчестве?

Современная теория личности предполагает, что личность начинается с врожденного темперамента. Со временем вы развиваете свой характер, участвуя в повседневных делах, и именно так развивается ваша личность.

Характер и темперамент сочетаются и формируют черты вашей личности, но это еще не все.

Рассмотрим эти концепции более подробно:

Темперамент

Темперамент считается основной основой личности, и считается, что он присутствует при рождении. Это те аспекты вашей личности, с которыми вы родились.

Другими словами, это то, чем вы вооружены на основе вашей биологии, а не вашего опыта.

Темперамент относится к вашей предрасположенности и склонности к определенному поведению и особым реакциям на окружающую среду. Например:

  • общий уровень энергии
  • адаптация к изменениям
  • любопытство
  • торможение
  • эмоциональная отзывчивость
  • поведение
  • настроение
  • 9009 3

    Характер

    Как часть вашей личности, характер представляет ваши этические, моральные и социальные установки и убеждения.

    Характер может быть более очевидным в определенных ситуациях, когда вы применяете свои основные убеждения к сложившимся обстоятельствам.

    Например, если вы верите в социальную справедливость, ваш персонаж может выйти вперед, когда вы станете свидетелем того, что считаете несправедливостью. Это может подтолкнуть вас к действию.

    Неясно, когда ваш персонаж начинает развиваться и происходит ли это развитие поэтапно.

    Некоторые эксперты предполагают, что характер развивается, как только вы сталкиваетесь с проблемами окружающей среды.

    Природа этих проблем — если они непредсказуемы, суровы или защищены — может предсказать определенные черты характера во взрослой жизни.

    Некоторые примеры черт характера включают:

    • честность
    • верность
    • щедрость
    • честолюбие
    • честность

    Личность

    9 0002 Личность сложнее соединения темперамента и характера. Он также включает в себя мыслительные и поведенческие модели, которые проявляются в каждой жизненной ситуации.

    Ваш выбор друзей и музыки, то, как вы ведете себя на рабочих собраниях по сравнению с общественными собраниями, или предпочитаете ли вы обед ужину, — все это аспекты вашей личности.

    То, как вы ведете себя со своим персонажем, также зависит от вашей индивидуальности.

    Например, вы можете верить в социальную справедливость, и ваше стремление действовать справедливо является частью вашего характера. Но в зависимости от вашей личности, вы можете действовать в соответствии с этим убеждением, незаметно жертвуя на социальные кампании или выходя на сцену и выступая перед массами.

    Некоторые примеры личностных черт включают:

    • экстраверсию
    • невротизм
    • дотошность
    • общительность
    • независимость

    Характер как аспект личности . Это может влиять на основные сферы жизни, такие как работа, социальные круги, активность и преступность. Это может определить многие из ваших жизненных решений.

    Это также может быть важно для определения результатов личных целей и отношений.

    Характер можно рассматривать как вашу сущность, а вашу личность — как вы выражаете эту сущность. В этом смысле они взаимозависимы.

    Исследования показывают, что личность, особенно определенные черты темперамента, могут иметь решающее значение для психического и физического благополучия.

    Исследование, проведенное в 2014 году, показало, что люди с основной чертой характера — добросовестностью — с большей вероятностью будут иметь лучшее физическое здоровье в возрасте 38 лет, чем люди без этой черты характера.

    Популяционное исследование, проведенное в Швеции в 2017 году, показало, что высокие показатели невротизма личности связаны с повышенным риском смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

    Было показано, что диспозиционный оптимизм положительно влияет на психическое здоровье в поперечном исследовании 2020 года с участием подростков, тогда как невротизм был связан с неблагоприятными последствиями для психического здоровья в том же исследовании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *