Латентная стадия по фрейду: Стадии психосексуального развития ребенка. Латентная стадия — 14 ноября 2002
Латентная стадия
Латентная стадия (латентная фаза) — четвёртая стадия психосексуального развития, согласно З. Фрейду. Наступает, начиная с 5-6 лет и продолжается вплоть до 11-12 лет. Ключевой особенностью данной стадии является снижение полового интереса, вытеснение ранних сексуальных переживаний, вследствие резкого разрешения Эдипова комплекса вследствие страха кастрации. Энергия либидо направляется на несексуальные цели, начинает образовываться Сверх-Я, и, как следствие, мораль.
Описание
После высокого уровня сексуального интереса, характерного для фаллической стадии, начинается резкое сокращение сексуальной активности, связанное с вытеснением Эдипова комплекса. Фрейд считал, что это связано с невозможностью реализации Эдипова комплекса. Более того, он писал, что активный интерес к мужским гениталиям на фаллической стадии приводит к негативной реакции со стороны взрослых (иногда даже в форме угрозы лишения этой части тела), что вызывает страх кастрации у ребенка мужского пола, особенно после осознания факта отсутствия пениса у женщин.
Именно угроза потери пениса кладёт конец надежде удовлетворения влечения к матери. Как раз в период латентной сексуальности впервые появляются такие особые реактивные образования как стыд, отвращение и мораль, которые являются важными проявлениями инстанции «Сверх-Я», образующейся в результате завершения фаллической стадии, делая «Сверх-Я» более сложно организованным.
У детей женского пола отличие заключается в том, что для них кастрация представляется как бы свершившимся фактом, что приводит к зависти к пенису. Вследствие отсутствия страха кастрации отпадает весьма веский мотив образования «Сверх-Я». Эдипов комплекс детей женского пола заключается в замещении желания обладать пенисом на желание принести ребенка своему отцу. Общим для детей обоих полов является то, что они начинают идентифицировать себя с родителями своего пола. Стоит отметить, что до разрыва отношений с К. Г. Юнгом, Фрейд вводил отдельное понятие комплекса Электры, фиксирующее схожий с Эдиповым комплексом у мальчиков конфликт с родителем своего пола и симпатию к родителю противоположного пола.
Тем не менее он всё ещё считал теорию Эдипова комплекса полностью приложимой только к мальчикам.
Таким образом, «Я» ребенка отрывается от сексуальной цели, а энергия либидо направляется на обучение научным знаниям, на освоение культурных практик, на игры и на общение со сверстниками и прочие социально желательные цели, то есть оказывается преобразована защитным механизмом сублимации. Поскольку на этой стадии психосексуального развития не образуется новая организация сексуальности и ребенок не уделяет ей большого внимания, зачастую она рассматривается не столько как фаза психосексуального развития, сколько как некоторый отдельный период.
З. Фрейд предполагает возможность отсутствия данной стадии, то есть отсутствие угасания сексуальных интересов и сексуальной активности в период позднего детства/раннего пубертата. Также крайне важным, с точки зрения психоанализа, является восстановление в памяти вытесненных в этот период переживаний раннего детства.
Более поздние взгляды психоаналитиков
А.
Фрейд считала причиной идентификации ребенка с родителем лишь страх наказания. Первоначальные желания вытесняются, заменяясь теми, которые получают одобрение взрослого, либо же нежелательные действия компенсируются более желательными. В результате происходит отказ от первоначальных привычных потребностей и встраивание в себя ролевые модели, предложенные взрослыми. По сути, формирующееся в этом возрасте «Сверх-Я» перенимает у родителей запрещающую и требующую функции.
Благодаря такому внутреннему врастанию родительских фигур, в латентном возрасте ребёнок получает некоторую независимость от внешних объектов любви, заменяя её, однако, зависимостью от объектов внутренних. А. Фрейд видит наличие внутренней родительской фигуры крайне удобным в плане воспитательного воздействия на ребенка, детей латентного возраста можно не подавлять с помощью наказаний, а опираться на их «Сверх-Я». В сущности, можно сказать, что в латентный период внутренняя психическая жизнь у детей приобретает более неоднородную структуру.
Стоит отметить позицию М. Кляйн, считающей, что «Сверх-Я» закладывается ещё на первом году жизни ребёнка и в целом рассматривает значительную часть психических структур, рассматриваемых в психоанализе, как появляющихся на ранних этапах жизни.
Психосексуальное развитие по Фрейду — практическое применение теории | by Ruslan Hakimzyanov
Фрейдовскую теорию психосексуальных стадий развития личности наверняка многие слышали (оральная, анальная стадии итд), но не все знают, как ее можно успешно применять
А с ее помощью можно лучше понять, что мешает достижению целей, приводит к упадку сил, отсутствию энергии
И одновременно, эту теорию можно применять, чтобы активировать ключи, которые помогут стать более энергичным, “либидным”, эффективным и при этом, довольным жизнью
Для практического применения нужно понять, в какой стадии развития ты находишься в данный момент (в течение жизни они могут меняться, в том числе в зависимости от стресса, можно “падать” в предыдущие стадии)
Ниже перечислены стадии развития в порядке формирования
Оральная стадия (до полутора лет)
Изображение с сайта domstrousam.
ruОральная стадия —Желание получить надежных союзников и поддержку. На этой стадии характерна неустойчивость зависимость. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства. Это самая первая стадия и самая опасная для личности, продолжая оставаться в ней личностный стержень и границы размываются, ресурсы истощаются.
Выход из этой стадии — это переход к следующей, анальной — включение самоконтроля дисциплины, начиная с малого. Например, зарядка, медитации, регулярные занятия хобби.
Анальная стадия (1.5–3 года)
Изображение с сайта domstrousam.ruАнальная стадия — желание отгородиться или больше контролировать. Часто здесь характерно желание себя ограничить в чем-то, граничащая с другой крайностью — нарушение этих запретов. Поведение на этой стадии не способствует созданию качественных отношений с людьми (рабочих, личных), но способствует выстраиванию взаимоотношений с собственным Королем (архетипичная фигура дисциплины контроля, и выстраивания границ).
Позитивный выход из этой стадии — вместе с оформлением границ добавить самоподдержку — хвалить себя за достижения, пусть самые маленькие. Тогда границы достаточно усилятся для следующего шага.
Фаллическая стадия (3–6 лет)
Изображение с сайта fb.ruФаллическая стадия — желание проявить себя, показать себя, иногда бросая вызов. Фаллическая стадия. Тут уже достаточно действовать вразрез с правилами, проявлять свое творчество, свои желания. Но при этом конфликтность, вызов, отличительная черта этой стадии. Это может мешать получению желаемых результатов в карьере/бизнесе и мешать выстраиванию искренних глубоких личных отношений.
Позитивный шаг на этой стадии — начать больше обращать внимание на потребности и нужды других, включать эмпатию (лучше видеть чувства других, сопереживать), а также применять модель сотрудничества, вместо модели ультиматума (либо по-моему, либо никак).
Латентная стадия (6–12 лет)
Изображение с сайта flyrichbuild.
ruЛатентная стадия — желание усердно трудиться, быть полезным социуму. Если это желание зачастую в ущерб своим интересам (человек остается после работы, получает меньше денег чем хотел бы, делает не те задачи, которые ему интересны), то это Латентная стадия. На этой стадии на первый план выходят требования общества. Это приводит к возникновению “Сверх-Я” (Super-ego). Сверх-Я — это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть. Эта стадия важна, так как формирует наш вклад в социум, но оставаясь на этой стадии легко дойти до эмоционального выгорания, опустошения.
Позитивный переход с этой стадии — формирование ответов на вопросы — Кто я? Чего я хочу (на самом деле)? Здесь хорошо чувствовать свое тело. Войти в контакт со своим внутренним ребенком, его желаниями. Освободиться от ограничивающих убеждений социума и родителей.
Генитальная стадия (после 12ти лет)
Изображение с сайта spiraldynamics.
ruСимволизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь цель — нормальное взаимодействие с людьми, с учетом и своих потребностей (оральная стадия), и с формированием своих ограничений и стержня (анальная стадия), и с проявлением себя (фаллическая), и с выстраиванием корректного взаимодействия с социумом (фаллическая).
Достижение этого баланса, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях — возврат, регрессия к ним. Чаще всего это происходит в периоды стресса, тревожности, неудач или неприятных событий в жизни (кризис в стране, угроза сокращения на работе, проблемы в личных отношениях, эмоциональное выгорание, кризис ценностных ориентиров и т.д.).
Именно поэтому так важно отслеживать, в какой стадии вы находитесь на данный момент, и что сделать для перехода вперед, вплоть до генитальной стадии, которая интегрально объединяет все стремления.
Обращайте внимание на свое состояние и вовремя вносите коррективы с помощью психологических и коучинговых техник — в этом залог вашей #ЖизниМечты
Психосексуальная теория Фрейда и 5 стадий человеческого развития
Зигмунд Фрейд предположил, что развитие личности в детстве происходит в течение пяти психосексуальных стадий: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.
На каждой стадии сексуальная энергия (либидо) выражается по-разному и через разные части тела.
Они называются психосексуальными стадиями, потому что каждая стадия представляет собой фиксацию либидо (грубо говоря, как сексуальные влечения или инстинкты) на различных участках тела.
По мере того, как человек физически растет, определенные области его тела становятся важными источниками потенциальной фрустрации (эрогенные зоны), удовольствия или того и другого.
Фрейд (1905) считал, что жизнь строится вокруг напряжения и удовольствия.
Фрейд также считал, что всякое напряжение возникает из-за накопления либидо (сексуальной энергии) и что все удовольствия приходят от ее разрядки.
Описывая развитие человеческой личности как психосексуальное, Фрейд имел в виду, что то, что развивается, — это способ накопления и высвобождения сексуальной энергии Ид по мере того, как мы взрослеем биологически. (Н. Б. Фрейд использовал термин «сексуальный» в очень общем смысле для обозначения всех доставляющих удовольствие действий и мыслей).
Фрейд подчеркивал, что первые пять лет жизни имеют решающее значение для формирования взрослой личности. Ид должен контролироваться, чтобы удовлетворить социальные требования; это создает конфликт между неудовлетворенными желаниями и социальными нормами.
Эго и Суперэго развиваются, чтобы осуществлять этот контроль и направлять потребность в удовлетворении в социально приемлемые каналы. Центры удовлетворения находятся в разных частях тела на разных стадиях роста, что делает конфликт на каждой стадии психосексуальным.
Роль конфликта
Каждая из психосексуальных стадий связана с определенным конфликтом, который необходимо разрешить, прежде чем человек сможет успешно перейти к следующей стадии.
Разрешение каждого из этих конфликтов требует затрат сексуальной энергии, и чем больше энергии затрачивается на определенной стадии, тем более важные характеристики этой стадии сохраняются у индивидуума по мере его психологического взросления.
Чтобы объяснить это, Фрейд предложил аналогию с войсками на марше. По мере продвижения войск они встречают сопротивление или конфликт. Если они добьются больших успехов в победе в сражении (разрешении конфликта), то большая часть войск (либидо) сможет перейти к следующему сражению (этапу).
Но чем больше трудностей, с которыми приходится сталкиваться в какой-либо конкретной точке, тем выше потребность в войсках, которые должны оставаться позади для сражения, и, следовательно, тем меньше войск смогут перейти к следующему столкновению.
Вы можете запомнить порядок этих стадий, используя мнемонику : «старый (оральный) возраст (анальный) пенсионеры (фаллический) любят (латентный) виноград (генитальный).
В этой статье
Оральная стадия
(от рождения до 1 года)На первой стадии психосексуального развития центр либидо сосредоточен во рту ребенка. На оральных стадиях младенец получает большое удовольствие от того, что кладет в рот всевозможные предметы, чтобы удовлетворить либидо и, таким образом, потребности своего Ид.
Которые на данном этапе жизни ориентированы на рот или рот, например, сосание, кусание и грудное вскармливание.
Фрейд говорил, что оральная стимуляция может привести к оральной фиксации в дальнейшей жизни. Мы повсюду видим вокруг себя оральных личностей, таких как курильщики, кусающие ногти, жующие пальцы и сосущие большой палец. Оральные личности участвуют в таком оральном поведении, особенно в состоянии стресса.
Анальная стадия
(от 1 до 3 лет)На анальной стадии психосексуального развития
либидо фокусируется на анусе, и ребенок получает большое удовольствие от дефекации. Теперь ребенок полностью осознает, что он самодостаточная личность и что его желания могут привести его в конфликт с требованиями внешнего мира (т. е. его эго развилось).
Фрейд полагал, что этот тип конфликта достигает апогея при приучении к горшку, когда взрослые налагают ограничения на то, когда и где ребенок может испражняться. Природа этого первого конфликта с властью может определить будущие отношения ребенка со всеми формами власти.
Раннее или резкое приучение к горшку может привести к тому, что ребенок станет анально-сохраняющей личностью, которая ненавидит беспорядок, одержимо опрятна, пунктуальна и уважает власть. Они могут быть упрямыми и скупыми со своими деньгами и имуществом.
Все это связано с удовольствием, полученным от удержания своих фекалий, когда они были малышами, а затем их мама настаивала на том, чтобы они избавились от этого, посадив их на горшок, пока они не выступят!
Не так глупо, как кажется.
С другой стороны, анальная экспульсия подвергалась либеральному режиму приучения к туалету во время анальной стадии.
Во взрослом возрасте анальный экспульсив — это человек, который хочет поделиться с вами вещами. Им нравится раздавать вещи. По сути, они «делятся своим дерьмом»!» Анально-экспульсивная личность также неряшлива, неорганизованна и непокорна.
Фаллическая стадия
(от 3 до 6 лет)Фаллическая стадия — это третья стадия психосексуального развития, охватывающая возраст от трех до шести лет, когда либидо (желание) младенца концентрируется на его гениталиях как эрогенной зоне.
Ребенок осознает анатомические половые различия, что приводит в движение конфликт между эротическим влечением, обидой, соперничеством, ревностью и страхом, который Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек).
Это решается в процессе идентификации, в ходе которого ребенок перенимает характеристики родителя того же пола.
Эдипов комплекс
Наиболее важным аспектом фаллической стадии является Эдипов комплекс. Это одна из самых противоречивых идей Фрейда, которую многие люди категорически отвергают.
Название комплекса Эдипа происходит от греческого мифа, в котором молодой человек Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Обнаружив это, он выкалывает себе глаза и ослеп. Этот эдипальный термин является родовым (то есть общим) термином как для Эдипова комплекса, так и для комплекса Электры.
У маленького мальчика Эдипов комплекс или, правильнее сказать, конфликт возникает из-за того, что у мальчика появляются сексуальные (приятные) желания к матери. Он хочет обладать исключительно своей матерью и избавиться от отца, чтобы иметь возможность сделать это.
Иррационально мальчик думает, что если его отец узнает обо всем этом, его отец заберет то, что он любит больше всего. На фаллической стадии больше всего мальчик любит свой пенис. Отсюда у мальчика развивается страх кастрации .
Затем маленький мальчик решает эту проблему, имитируя, копируя и присоединяясь к мужскому поведению папы. Это называется отождествлением , и именно так мальчик в возрасте от трех до пяти лет разрешает свой Эдипов комплекс.
Идентификация означает внутреннее принятие ценностей, взглядов и поведения другого человека. Следствием этого является то, что мальчик берет на себя мужскую гендерную роль и принимает идеал эго и ценности, которые становятся суперэго.
Фрейд (1909) предложил случай Маленького Ганса как доказательство Эдипова комплекса.
Комплекс Электры
Для девочек комплекс Электры менее чем удовлетворительный. Короче говоря, девушка желает отца, но понимает, что у нее нет пениса. Это приводит к развитию зависть к пенису и желание быть мальчиком.
Девушка решает эту проблему, подавляя свое желание отца и заменяя желание пениса желанием ребенка. В своем «кастрированном состоянии» девочка винит мать, и это создает большое напряжение.
Затем девочка подавляет свои чувства (чтобы снять напряжение) и идентифицирует себя с матерью, чтобы взять на себя женскую гендерную роль.
Латентная стадия
(6 лет до полового созревания)Латентная стадия — это четвертая стадия психосексуального развития, охватывающая период от шести лет до полового созревания. На этой стадии либидо бездействует 90,119 и никакого дальнейшего психосексуального развития не происходит (латентное означает скрытое).
Фрейд считал, что большинство сексуальных импульсов подавляется на латентной стадии, а сексуальная энергия может быть сублимирована на учебу, хобби и дружбу.
Большая часть энергии ребенка направляется на развитие новых навыков и приобретение новых знаний, а игра в основном ограничивается другими детьми того же пола.
Генитальная стадия
(от полового созревания до взрослой жизни) Генитальная стадия является последней стадией психосексуальной теории развития личности Фрейда и начинается в период полового созревания.
Это время подростковых сексуальных экспериментов, успешное завершение которых заключается в установлении любовных отношений один на один с другим человеком в возрасте 20 лет.
Сексуальный инстинкт направлен на гетеросексуальное удовольствие, а не на самоудовлетворение, как на фаллической стадии.
Для Фрейда надлежащий выход полового влечения у взрослых был через гетеросексуальный половой акт. Фиксация и конфликт могут помешать этому, что может привести к развитию сексуальных извращений.
Например, фиксация на оральной стадии может привести к тому, что человек будет получать сексуальное удовольствие прежде всего от поцелуев и орального секса, а не от полового акта.
Разочарование, баловство и навязчивость
Кажется, что некоторые люди не могут оставить одну стадию и перейти к следующей. Одной из причин этого может быть то, что потребности развивающегося индивидуума на каком-либо конкретном этапе могут быть неудовлетворены должным образом, и в этом случае возникает разочарование.
Или, возможно, потребности человека могут быть настолько хорошо удовлетворены, что он/она не хочет отказываться от психологических преимуществ определенной стадии, на которой наблюдается излишество.
И фрустрация, и чрезмерное баловство (или любое их сочетание) могут привести к тому, что психоаналитики называют фиксацией на определенной психосексуальной стадии.
Фиксация относится к теоретическому представлению о том, что часть либидо человека постоянно «инвестируется» в определенную стадию его развития.
Критическая оценка
Поддерживается ли психология Фрейда доказательствами? Теория Фрейда хороша для объяснения, но не для предсказания поведения (что является одной из целей науки).
По этой причине теория Фрейда нефальсифицируема — ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Например, либидо трудно объективно проверить и измерить. В целом теория Фрейда крайне ненаучна.
Фрейд, возможно, также продемонстрировал исследовательскую предвзятость в своих интерпретациях – возможно, он обратил внимание только на информацию, которая поддерживала его теории, и проигнорировал информацию и другие объяснения, которые им не соответствовали.
Однако Фишер и Гринберг (1996) утверждают, что теорию Фрейда следует оценивать с точки зрения конкретных гипотез, а не в целом. Они пришли к выводу, что существуют доказательства, подтверждающие концепции Фрейда об оральной и анальной личности.
Фрейд против Эриксона
5 Психосексуальные стадии согласно Зигмунду Фрейду
Роль конфликта в психосексуальных стадиях Фрейда
Согласно Фрейду, каждая стадия психосексуального развития сопровождается определенной степенью конфликта и фрустрации. Он предположил, что то, насколько полно человек способен перейти к следующему этапу, зависит от степени конфликта и воспитания человека.
В теории Фрейда конфликт является частью каждой стадии, и способность разрешать конфликт и двигаться дальше является важной частью развития здорового взрослого человека. Но что вызывает такой конфликт? Фрейд считал, что Ид, примитивная, инстинктивная часть нашей личности, всегда находится в конфликте с ожиданиями как со стороны авторитетных фигур, так и со стороны общества в целом.
Фрейд предположил, что каждая психосексуальная стадия включает конфликт между Ид и внешними силами (развивающийся в Эго и Супер-Эго в возрасте от трех до шести лет). Чтобы проиллюстрировать свою мысль о том, как конфликт разыгрывается на каждой стадии, Фрейд использовал метафору битвы. Во время войны войска отправляются сражаться против своих противников. Если им удается успешно выиграть битву, они могут перейти к следующей битве или конфликту. Однако, если они встречаются с большими трудностями, они будут менее успешными в продвижении к следующему противостоянию. Больше войск будет вынуждено остаться позади, фактически оставаясь «застрявшими» на этой стадии боя. Тот же процесс, утверждал Фрейд, происходит на психосексуальных стадиях развития. Фрейд полагал, что если конфликт вызывает сильную фрустрацию или если ребенок чрезмерно балуется, он, скорее всего, застрянет на этой стадии развития. Они будут менее способны к прогрессу, и признаки этого будут очевидны позже, во взрослом возрасте.
Что такое фрустрация, баловство и фиксация по Фрейду?
Фрейд считал, что фрустрация, излишество и последующая фиксация могут возникнуть, если конфликт на психосексуальной стадии не разрешен.
Фрейд описывает фиксацию как то, что происходит, когда некоторая часть либидо (или ид) сильно инвестируется в определенную психосексуальную стадию. Согласно структурной теории Фрейда, Ид состоит из бессознательных, инстинктивных сексуальных/агрессивных побуждений и первичного процессного мышления.
Фрейд утверждал, что чрезмерное потакание потребностям детей на каждом этапе может привести к тому же результату. Если потребности ребенка чрезмерно потворствуют (чрезмерно удовлетворяются), это может привести к тому, что этот человек застрянет.
Фрейд описывает фиксацию как то, что происходит, когда некоторая часть либидо (или ид) сильно инвестируется в определенную психосексуальную стадию.
Разочарование и потакание своим слабостям могут возникать по отдельности или одновременно.
Теория Фрейда заключалась в том, что оба опыта приводят к одному и тому же результату: фиксации. Фиксации могут широко варьироваться в зависимости от стадии. Например, Фрейд считал, что зацикленность на оральной стадии может привести к зависимости от форм оральной стимуляции, таких как курение, еда или питье.
Фрейд утверждал, что взрослые, борющиеся с фиксациями, могут найти решение с помощью терапии. Во время терапии некоторые люди проецируют чувства по поводу кого-то важного на своего терапевта, этот процесс известен как перенос. Иногда перенос может быть негативным, но Фрейд считал, что любой перенос — это ворота, которые могут привести человека от болезни к выздоровлению.
Психосексуальное развитие Фрейда
Теория психосексуального развития Фрейда состоит из пяти основных стадий. Каждый из них характеризуется определенным видом конфликта и эрогенной зоной. Фрейд считал, что люди могут испытывать излишество, разочарование или и то, и другое на одной или нескольких стадиях.
Оральная стадия
Согласно теории Фрейда, оральная стадия начинается с рождения и обычно продолжается до достижения ребенком возраста одного года. Оральная стадия характеризуется центром удовольствия и либидо, сосредоточенным вокруг рта.
Поскольку основной способ взаимодействия младенцев с миром — через рот, Фрейд считал, что именно здесь сосредоточено либидо. С рефлексом укоренения и сосания, грудным вскармливанием, откусыванием и дегустацией различной пищи оральная стадия связана с удовлетворением потребностей Ид через рот.
Поскольку основной способ взаимодействия младенцев с миром — через рот, Фрейд считал, что именно здесь сосредоточено либидо.
Фрейд считал, что если ребенка в этом возрасте неправильно отлучать от груди (он меньше зависит от опекунов), может возникнуть фиксация. На этом этапе также может произойти фиксация, если потребность младенца в безопасности, в основном удовлетворяемая за счет кормления, не удовлетворяется.
Анальная стадия
Фрейд охарактеризовал анальную стадию как смещение эрогенных зон от рта к анусу и сосредоточение внимания на успешном приучении к туалету.
Анальная стадия, которая, как считал Фрейд, имеет место в возрасте от одного до трех лет, смещает центр удовольствия от рта к анусу, где дети получают удовольствие от дефекации. Фрейд также считал, что это период независимости. Ребенок осознает, что он отдельная от родителей личность, с растущим списком индивидуальных потребностей и желаний. Фрейд также считал, что на этой стадии развивается эго, ощущение себя по отношению к внешнему миру.
Анальная стадия, которая, как считал Фрейд, имеет место в возрасте от одного до трех лет, смещает центр удовольствия от рта к анусу, где дети получают удовольствие от дефекации.
Всеобъемлющая борьба на этой стадии идет между желательными импульсами Ид и Эго. Фрейд считал, что эго является посредником между первичными побуждениями Ид и реалиями внешнего мира. Однако более специфический конфликт анальной стадии вращается вокруг приучения к туалету.
Детям необходимо научиться контролировать свои телесные потребности, и родители играют важную роль на этом этапе. Приучение к туалету, основанное на системе вознаграждения и похвалы, может привести к успешной навигации и продвижению на следующий этап. Дети гордятся своими достижениями и начинают считать себя компетентными и способными. Однако Фрейд считал, что чрезмерно снисходительные или слишком суровые родительские реакции могут привести к противоположному результату. Он считал, что излишняя строгость, будь то критика или наказание ребенка за то, что он не достигает целей приучения к туалету, может вызвать анальную цепкость личности. Фрейд описывал эту личность как чересчур строгую, одержимо опрятную или крайне скупую на деньги.
Фаллическая стадия
Следующей стадией психосексуального развития по Фрейду является фаллическая стадия, характеризующаяся изменением полового влечения с ануса на гениталии. Фрейд считал, что фаллическая стадия начинается, когда детям около трех лет, и продолжается до шести лет. Теория Фрейда заключалась в том, что на фаллической стадии развиваются противоречивые комплексы Эдипа и Электры.
Мастурбация и сосредоточение внимания на гениталиях являются источниками удовольствия на фаллической стадии. Помимо удовольствия от мастурбации, дети могут впервые узнать о противоположном поле. Фрейд считал, что это осознание половых различий может вызывать влечение и соперничество, а также ревность и страх. Его теория заключалась в том, что это может привести к эдипальному комплексу у мальчиков и комплексу Электры у девочек.
Эдипов комплекс, считающийся самой противоречивой из теорий Фрейда, описывает, когда ребенок мужского пола желает свою мать. Комплекс Электры описывает детей женского пола, которые желают своего отца. Следуя мифу об Эдипе, в Эдиповом комплексе мальчики хотят жениться на своей матери, но, понимая, что их отец слишком сильный враг, вместо этого присоединяются к нему. В комплексе Электры Фрейд думал, что девочки, желающие выйти замуж за своего отца, присоединяются к своей матери, чтобы косвенно обладать своим отцом. Фрейд также считал, что у девочек на этом этапе развивается зависть к пенису, и, в отличие от мальчиков, они остаются хотя бы частично фиксированными на этом этапе на протяжении всей жизни.
Мастурбация и сосредоточение внимания на гениталиях являются источниками удовольствия на фаллической стадии.
Фрейд считал, что неразрешенная фаллическая фиксация может иметь негативные последствия в более позднем возрасте для мужчин и женщин. Эгоцентризм, низкое чувство собственного достоинства и застенчивость — вот некоторые черты, которые, по мнению Фрейда, характеризуют тех, кто застрял на фаллической стадии.
Он считал, что это может проявляться у женщин как кокетство, беспорядочное поведение и отношения с нелюбящими мужчинами.
Латентная стадия
Фрейд описал период между шестью годами и половым созреванием детей как латентный период, когда Ид подавляется эго. Он охарактеризовал эту стадию как отношение ребенка к сообществу путем принятия ценностей, развития социальных навыков и установления отношений с людьми, не входящими в ближайшую семью. Эго и Суперэго играют важную роль на этом этапе, направляя сексуальную энергию в разные стороны. Хобби, школьные занятия и обучение — все это занимает центральное место. Фрейд считал, что именно тогда дети развивают самые прочные отношения с другими людьми того же пола, сосредотачивают свою энергию на этих дружеских отношениях и приобретают новые знания и опыт.
Как и на других стадиях, Фрейд считал, что на этой стадии возможна фиксация, приводящая к незрелости и неспособности развивать близкие межличностные отношения с другими во взрослом возрасте.
Генитальная стадия
В пятой и последней психосексуальной стадии своей теории Фрейд полагал, что генитальная стадия начинается в начале полового созревания и продолжается во взрослом возрасте.
Фрейд считал, что с началом полового созревания пробуждается активное либидо и половое влечение. Фрейд предположил, что в отличие от фаллической стадии, которая была сосредоточена на самоудовлетворении, удовольствие на генитальной стадии сосредоточено на гетеросексуальном удовольствии. Фрейд считал, что правильное выражение сексуального инстинкта происходит через гетеросексуальные отношения и половые сношения. В более широком смысле, если фиксация или конфликт развились на этой или более ранней стадии, Фрейд полагал, что могут развиться перверсии, препятствующие этим сексуальным отношениям. Тот, кто зациклен на оральной стадии, например, найдет больше удовольствия в поцелуях и оральном сексе, чем в половом акте.
Эта фаза отличается от других тем, что Фрейд чувствовал, что к этому моменту эго и суперэго уже полностью развиты.
В отличие от того времени, когда они были моложе и контролировались в основном Ид, в период полового созревания подростки могут сдерживать свои желания, удерживая их в рамках стандартов и ожиданий общества.
За что критикуют психосексуальные стадии Фрейда?
Несмотря на свою распространенность и влияние, теория психосексуальных стадий Фрейда подверглась многочисленной критике. Научные исследователи и теоретики феминизма критиковали его теорию по разным причинам. Во-первых, теории Фрейда трудно проверить с научной точки зрения, и некоторые исследования показали, что эти теории не вполне правдоподобны. Сам Фрейд никогда не проводил эмпирических исследований, полагаясь вместо этого на анекдотические рассказы своих взрослых пациентов. Наконец, его внимание к мужскому развитию, а также теория зависти к пенису побудили ряд ученых-феминисток объявить его теории необоснованными и совершенно неверными.
Статус теории психосексуальных стадий Фрейда
Хотя некоторые особенности его психосексуальной теории не подтверждаются, теория психосексуальных стадий Фрейда оказала глубокое влияние на изучение человеческого развития.
