Курт левин теория поля: Полевое поведение — Психологос

Курт левин теория поля: Полевое поведение — Психологос

Как «Теория поля» объясняет устройство жизни

Скептики считают психологию псевдонаукой, однако существуют открытия, которые доказывают единую формулу поведенческих реакций, основанных на законах точных наук. Курт Левин в начале ХХ в. объяснил сущность жизни в терминах физики и математики в своей «Теории поля», о которой и пойдет речь в сегодняшней статье.


 

В основу этой концепции легли и понятия гештальт-психологии, которая соединяет все явления мира в целостный образ. Описывая личность, германо-американский ученый Курт Левин использовал средства топологии как раздела математики, изучающей взаимное расположение фигур. Личность же он рассматривал как сложное энергетическое поле. Он построил схему, в которой человек — это круг, имеющий свои замкнутые границы. Но он не существует сам по себе, его окружает какое-то пространство, с его вещами, людьми, событиями. [myline]Так известный психолог вывел формулу: личность + окружение = поле.[/myline] А течение жизни определяется динамикой между личностью и окружением.

Чтобы объяснить, как живет человек, как он страдает, когда он счастлив, а когда в отчаянии, Курт Левин ввел два новых понятия: модель окружения и модель личности.

Курт Левин. Источник: wikimedia.org

Модель окружения

Окружение — это жизненное пространство, где личность вступает в контакт с другими живыми и неживыми объектами, адаптируется к событиям, обстановке. Любой человек интерпретирует любые реальные объекты. Как известно, восприятие человека основано на проекции, то есть на взгляде на объект под преломленным лучом собственного опыта. [mydoubleline]Как бы странно это ни звучало, но реальность у каждого своя, она зависит от восприятия. Невозможно встретить двух людей с абсолютно единым взглядом на вещи, так как мир — это сцена индивидуальных проекций.[/mydoubleline]

Более того, окружение формирует личность. Человек, родившийся на знойных берегах Африки, будет обладать одним мышлением, человек из Саратовской области России — другим. Но если россиянин переедет в Африку — он в любом случае изменится и станет другим человеком, с другими потребностями, это неизбежно. Окружение будет определять содержание психики человека, наполнять ее. Человек не может быть «сам по себе».

В модель личности Курт Левин выделил особую сенсомоторную зону, расположенную снаружи, а потребности этой личности находятся внутри нее.

Так, сенсомоторная зона имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.

Первая сторона сенсомоторной зоны — внешняя, иначе говоря, граница, где личность вступает во взаимодействие с другими людьми. Фактически, общаясь с человеком, вы видите только эту оболочку, об остальном знать вы не можете.

Если мы видим человека, который с аппетитом поедает гамбургер, мы думаем — он хочет есть. А на самом деле он находится в сильнейшей тревоге или страхе и заедает их. На этом примере видно, что человек может удовлетворять совершенно другую потребность, не голод, но мы никогда не можем увидеть то, чего хочет человек на самом деле. Как говорил Мартин Хайдеггер: [myquotes]Мы никогда не узнаем, каков другой человек.[/myquotes]

Вторая сторона сенсомоторной зоны — внутренняя — это зона осознания, где человек узнает, чего он хочет, по неким физическим ощущениям, где он «чувствует свои чувства». Очень важно, чтобы эта граница сохранялась. Ведь тогда человек четко осведомлен о своих реальных потребностях.

Потребности и то, как мы их реализуем

Потребности человека определяют его поведение. Человек может говорить и думать о себе что угодно, но он будет автоматически действовать исходя из потребностей. В схеме Курта Левина потребности находятся внутри внешней границы, их можно представить в виде «кружков», наполняющих энергетику человека. Например, потребностью является необходимость обрести любимого человека. Индивид может даже отрицать это, но действовать будет по инерции — путешествовать в поисках новых людей, смотреть фильмы про любовь, «случайно» обсуждать это.

[myline]Личность — это сложная система, вся жизнедеятельность которой стремится к равновесию. Когда равновесие нарушается (а оно нарушается постоянно, и это есть норма), внутри возникает напряжение.[/myline] Тогда у человека рождаются потребности. Они могут быть биологическими — голод, жажда, половое влечение, — а могут быть желаниями самореализации, признания, любви. Вся личность человека будет стремиться к реализации некой потребности. Напряженный регион (возбужденная потребность) будет заставлять человека действовать.

Источник: pixabay.com

[mydoubleline]Стоит сказать, что потребности не существуют изначально, они появляются в результате контакта с окружением. У человека, живущего в Вологодской деревне в семье фермера и живущего в центре Берлина в окружении рок-музыкантов, потребности будут разные.[/mydoubleline] Потребности формируются извне. Допустим, вам незнакома потребность в любви: тогда должен появиться кто-то, кто при контакте на внешней границе сенсомоторной зоны покажет, что есть любовь, и тогда внутри этой зоны появится условный «шарик» — «потребность в любви». Низшие же физиологические потребности, с одной стороны, изначальны. С другой стороны, способ их реализации зависит от окружения. К примеру, кто-то становится вегетарианцем под воздействием настроения своей социальной среды, кто-то вообще не думает о здоровом питании.

Огромный информационный поток, особенно реклама, формирует у человека столько потребностей, что накапливается их переизбыток. Это перегружает психику человека, порождает тревогу непонятного для него генеза. К примеру, если вдуматься, все, что мы покупаем или мечтаем купить, — совершенно не нужно. Например, в гаджетах мы используем не более 25% функций, хотя меняем их раз в полгода ради обновлений.

Почему человек ведет себя неадекватно или заболевает?

Потребности, граничащие с «оболочкой», осознаются, а центральные не осознаются. У тех потребностей, которые не осознаются, заряд сильнее, они больше беспокоят человека — поэтому он испытывает непонятную тревогу.

С потребностью всегда связан комплекс чувств. Если вы сталкиваетесь с агрессией, обвинением, осуждением в адрес вашей потребности, то в какой-то момент вы предпочтете не чувствовать ее. Потребности перестают осознаваться, чтобы человек смог избежать чувства вины, страха, стыда со стороны окружения. Потребность теряет контакт с сенсомоторной зоной и уходит в центр. Человек получает облегчение, он выдыхает, но потребность остается неудовлетворенной, и от этого система будет в состоянии напряжения. Возбуждение есть, но в связи с чем, человек не осознает. В таком случае существуют два способа реализовать эту потребность.

  1. Диффузная («кривая») реализация. Для нее характерен истеричный смех, плач, крик, происходящий непонятно в связи с чем. Женщина хочет внимания, но не говорит об этом, вместо этого плачет или кричит — в этом случае потребность также удовлетворена, но не напрямую. Тем не менее ей становится легче.
  2. Формирование болезни. Например, вместо того чтобы защищать свои границы от нападок других людей или нарушения личного пространства, человек начинает страдать ожирением, астмой или нейродермитом. Любой симптом является способом реализовать потребность, это способ вступить в контакт с другими людьми по самой важной потребности (которую, подчеркну, личность или отрицает, или не осознает). В этом смысле человек может быть «спокоен», потому что в любом случае потребность будет реализована. Если не прямым способом, то через симптом. А заболев определенным недугом, человек покажет, чего хочет.

Мы всегда сосредоточены на чем-то главном.

Многие потребности актуализированы в одно и то же время, поэтому они стоят в определенной очереди. [myline]Но существует принцип прегнантности — фигурой может в настоящий момент являться только одна потребность, самая возбужденная. [/myline]Мы можем в один момент концентрироваться только на одной фигуре — объекте (который поможет реализовать потребность). Тогда все остальное является фоном. Например, если вы думаете о человеке с рыжими волосами, вы везде как будто «случайно» будете видеть рыжих людей.

Таким образом, мир обладает целостностью — полем. Люди не самостоятельны, они частицы заряженного поля. Если человек попадает в какое-то окружение, оно обязательно повлияет на него так или иначе, произойдут некие изменения. Человек — открытая энергетически система, которая реагирует на явления внешней среды. По «Теории поля» личность фактически не может самостоятельно делать полноценный выбор в жизни, она очень зависима от среды.

Поэтому в любой оригинальности мы видим элементы повторяемости.

Источник: pixabay.com

Курт Левин: теория поля

Курт Левин — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления, в особенности на теорию культурного развития Льва Выготского и исследователей «круга Выготского». Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.

Биографический очерк
Курт Цадек Левин родился в прусском городке Могильно в еврейской семье. В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию, демобилизован после ранения. Продолжил учёбу в Берлинском университете под руководством Карла Штумпфа (1848—1936). В августе 1933 года после прихода к власти нацистов эмигрировал в США. Позднее Левин возглавил Исследовательский центр групповой динамики (Research Center for Group Dynamics) в Массачусетском технологическом институте. По предложению Эрика Триста из Тавистокского института человеческих отношений, участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения» (Human Relations) (1947).

Теория поля
Теория поля (далее Т. п.), рассматривающая личность как сложное энергетическое поле, мотивируемое психологическими силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана Куртом Левиным в первой половине XX в. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования ее поведения в Т. п. используются средства топологии как раздела математики, изучающей свойства геометрических фигур и взаимное расположение фигур.

Т. п. включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей («теория поля», «топологическая теория», «векторная теория» и др.). Основополагающие и ключевые понятия практически всех концептуальных составляющих Т. п. – «поле», «напряжение», «жизненное пространство» и «психологическое окружение», или «психологическая среда».

Понятие «поля» определяется в Т. п. как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые». В качестве детерминант поведения личности рассматриваются лежащие в основе силы или потребности. Поле «напряжено», когда возникает нарушение равновесия между личностью и средой. Напряжение поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения. Объекты, в которых человек испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личности, побудительную силу теряют.

Жизненное пространство – это психологическая реальность, которая включает тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека. Т. п. рассматривает поведение личности как функцию жизненного пространства, поэтому основной своей задачей считает выведение поведения личности из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент.

Психологическое окружение – это феноменальный мир личности; психическая энергия, вызываемая потребностями, переносится на окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личность. Граница между жизненным пространством и внешним миром в Т. п. напоминает скорее проницаемую мембрану или сеть, чем стену или жесткий барьер. Жизненное пространство и внешний мир тесно связаны. Изменения, происходящие во внешнем мире, влияют на состояние жизненного пространства, а изменения жизненного пространства – на внешний мир.

Cтруктура личности рассматривается в Т. п. как следствие дифференциации систем психологических напряжений и описывается с помощью пространственной репрезентации человека и математизации понятий. Отделение человека от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры. Несущественно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником или фигурой произвольной неправильной формы, существенно, что она полностью замкнута. Изображение фигуры в Т. п. символизирует два свойства человека: 1) дифференциацию – отделенность от остального мира посредством сплошной границы; 2) отношение «часть – целое» – включенность в большее пространство.

В Т. п. различается несколько свойств среды (близость-удаленность, твердость-слабость) и наиболее важное свойство – текучесть-ригидность. Текучая среда быстро реагирует на любое воздействие, она подвижна и эластична. Ригидная среда сопротивляется изменениям. Она жестка и неэластична. При помощи свойств, описывающих среду, можно представить большую часть возможных взаимосвязей в жизненном пространстве. Для графического описания особенностей психологической среды в Т. п. введены вспомогательные понятия «регион» и «локомодация«. Два региона тесно связаны, податливы относительно друг друга и влияют друг на друга, если между ними легко может быть осуществлена локомодация. Локомодация в психологической среде не всегда означает, что человек должен совершить физическое движение в пространстве. Существуют социальные локомодации типа решения проблем и др.

Личность условно графически разделена на перцептуально-моторный регион и внутриличностный регион. Внутриличностный регион подразделяется на группы периферических и центральных ячеек. Психологическая среда также разделяется на регионы. Жизненное пространство окружено внешней оболочкой, представляющей часть непсихологической, или объективной, среды. Выделяется новый вид «годологического пространства» (годология – наука о путях, или локомодациях). Свойства годологического пространства выражены линейными графами, где каждый регион представлен точкой, а каждая граница между регионами – линией, эти точки соединяющей. Все эти динамические представления концепции Левин называл векторной психологией.

Важнейшие динамические понятия векторной части Т. п. – «психическая энергия», «напряжение», «потребность», «равновесие», а также «валентность» и «сила», или «вектор», с помощью которых описываются специфические локомодации личности и способы структурирования среды.

Левин полагал, что личность – сложная энергетическая система, а тип энергии, осуществляющий психологическую работу, называется психической энергией. Психическая энергия высвобождается, когда человек пытается вернуть равновесие после того, как оказался в состоянии неуравновешенности. Неуравновешенность продуцируется возрастанием напряжения в одной части системы относительно других частей в результате внешней стимуляции или внутренних изменений. Когда напряжение исчезает, выход энергии прекращается и вся система приходит в состояние покоя и уравновешенности.

Напряжение – это состояние человека или состояние внутриличностного региона относительно остальных внутриличностных регионов. Напряжение обладает двумя свойствами: 1) стремится к соответствию с напряжением других систем посредством процесса уравнивания; 2) оказывает давление на границы системы, перетекая из системы в систему.

Возрастание напряжения, высвобождение энергии вызываются возникновением потребности. В теории личности Левина выделяются потребности, соотносимые с внутренним состоянием (например, голода) и квазипотребности, которые эквивалентны специфическому намерению. Валентность обозначает связь мотивации и поведения и выступает как важнейшее концептуальное свойство региона психологической среды.

Динамика психологической среды в Т. п. осуществляется четырьмя способами: 1) ценность региона может меняться количественно, например, от положительного к более положительному, или же качественно, от положительного к отрицательному; 2) векторы могут изменяться по силе, направлению; 3) границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать; 4) могут меняться «вещественные» свойства региона, текучесть или ригидность. Переструктурирование среды являются результатом изменений в системах напряжения человека, результатом локомодации или когнитивных процессов.

Конечная цель активности личности в Т. п. – вернуть человеку состояние равновесия. Изменения в поведении личности определяются когнитивным реконструированием, дифференциацией, организацией, интеграцией и мотивацией.

Дифференциация – одно из ключевых понятий Т. п. и относится ко всем аспектам жизненного пространства (имеется в виду возрастание количества границ). Например, для ребенка, по Левину, характерна большая подверженность влиянию среды и, соответственно, большая слабость границ во внутренней сфере, в измерении «реальность-нереальность» и во временной сфере. Возрастающую организованность и интеграцию поведения личности. Т. п. определяет как организационную взаимозависимость. С приходом зрелости возникает большая дифференциация и в самой личности, и в психологическом окружении, увеличивается прочность границ, усложняется система иерархических и селективных отношений между напряженными системами.

Т. п. внесла существенный вклад в понимание регрессии в развитии личности и выделила ретрогрессию как обращение к ранним формам поведения, имевшим место в истории жизни человека и регрессию как переход на более примитивную форму поведения независимо от того, вел ли человек себя когда-либо прежде подобным образом.

Т. п. породила множество методических разработок, экспериментов и эмпирических исследований в области психологии личности XX в.: уровня притязаний (Левин, Т. Дембо, Фестингер, 1944), прерванной деятельности и незавершенных действий (Д. Кац, 1938; Зейгарник, 1927), психологического пресыщения (А. Карстен, 1928), регрессии (Р. Бейкер, Т. Дембо, Левин, 1941), конфликта (Левин, 1951, Н. Смит, 1968).

Влияние Т. п. представлено: в теории мотивации достижения Дж. Аткинсона (1964, 1966), которая развивает и разрабатывает идеи уровня притязаний, в исследованиях открытого и закрытого сознания М. Рокича (1960), использующих понятия дифференциации и ригидных барьеров Т. п.; в теории когнитивного диссонанса Фестингера (1957, 1964), в которой разрабатывается представление Левина о том, что ситуация, предшествовавшая решению, отличается от ситуации после принятия решения; в теории социальной перцепции и межличностных отношений Ф. Хайдера (1958). Убедительность Т. п., жизненность исследований, эвристическая сила сделали ее широко популярной и оправдывают ее высокую оценку в современной психологии.

Теория поля Левина | Социальная психология

В «Невидимых монстрах» Чака Паланика он пишет: «Во мне нет ничего оригинального. Я — объединенное усилие всех, кого я когда-либо знал». Когда вы узнаете о теории поля Левина, это мнение покажется вам довольно знакомым.

Что такое теория поля Левина?

Невидимые монстры не были о Курте Левине или психологических теориях, но эта цитата, безусловно, говорит о том, о чем мы будем говорить сегодня. Хотя, если бы это зависело от Левина, эта цитата была бы немного видоизменена. Теория поля Левина предполагает, что вы являетесь комбинацией всего, что вы когда-либо знали.

Теория поля Левина не имеет ничего общего с квантовой физикой.

Существует множество «теорий поля». Теория поля Левина существует в мире социальной психологии. Это не имеет ничего общего с квантовой теорией поля или теорией кристаллического поля. Единая теория поля Эйнштейна может быть похожа на теорию поля Левина в том, что она также предполагает, что «все» связано друг с другом, но большинство теорий поля существуют в мире физики, а не психологии.

Если вам интересно узнать о социальной психологии, читайте дальше!

О Курте Левине

Курт Левин был психологом, родившимся в Польше в конце 1800-х годов. Он изучал психологию в Германии, а затем эмигрировал в Америку. Тесно сотрудничая с гештальт-психологами, он разработал теорию поля и другие идеи об изменениях, образовании и обучении. На протяжении всей своей карьеры перед Левином стояла задача использовать психологию как способ понять и преодолеть предрассудки. Его работа заложила основы «тренировки чувствительности». Левин также был наставником Леона Фестингера, который продолжил разработку теории когнитивного диссонанса и теории социального сравнения.

Левин также был известен своей работой, соединяющей миры психологии, математики и топографии. Теория поля также известна как «топологическая и векторная психология».

Влияние гештальт-теории 

Левин использовал концепции гештальт-психологии для создания теории поля. Гештальт-психология была разработана в начале 19 века и ввела новые представления о восприятии. В то время структурализм был доминирующей школой в психологии. Структурализм попытался разбить взрослый разум на каждую из его частей и проанализировать, как эти части сочетаются друг с другом.

Но гештальт-психологов меньше интересовали отдельные «части». Теория гештальта предполагала, что люди воспринимают «целое», а не отдельные части. Сегодня принципы гештальта все еще изучают дизайнеры, визуальные художники и разработчики программного обеспечения, которые хотят создать продукт или интерфейс, которые легко понять.

Концепции и примеры теории поля

Гештальт-теорию можно обобщить, сказав: «целое больше, чем сумма его частей». Теория поля пытается определить это «целое» и применить эти принципы к человеку или ситуации. Это предполагает, что следует изучать закономерности между индивидуумом и полем, в котором они существуют.

Поле

Левин также черпал вдохновение из математики и физики, чтобы «наметить» поле человека. (Это поле также известно как среда. ) В среде человека находятся все факторы, которые могут влиять на его решения или поведение.

Примеры этих факторов включают:

  • Опыт, который пережил человек
  • Используемые средства массовой информации 
  • Люди и идеи, с которыми человек вступил в контакт 
  • Понимание социальных норм и правил

Эти поля могут быть одинаковыми у разных людей, но никакие два поля не будут выглядеть абсолютно одинаково. Каждая среда в конечном счете отличается, поскольку она состоит из всех переживаний и чувств человека, многие из которых уникальны для него.

Левин считал, что для анализа человека или ситуации необходимо учитывать все окружение. Каждый опыт, даже тот, который может показаться неуместным или значимым, должен рассматриваться как важный. Это означает, что комментарий, сделанный прохожим или участником детского дня рождения, может по-прежнему влиять на общее окружение человека и, в конечном итоге, на его поведение.

Life-Space

Взгляд Левина на поведение отличался от взглядов бихевиористов. Он считал, что поведение является функцией «жизненного пространства» человека, что демонстрируется уравнением B = f (LS). Жизненное пространство учитывает все факторы, влияющие на решения человека, включая его восприятие своего опыта. Эти восприятия и интерпретации будут варьироваться от человека к человеку, как и опыт, который они воспринимают и интерпретируют.

В = f (П, Э)

Давайте разобьем уравнение дальше. Левин считал, что человек и его окружение в конечном итоге определяют поведение человека, или B = f(LS) = F(P,E). Я обсуждал окружающую среду ранее в видео, но что такое «человек»?

Левин использовал идеи гештальт-теории для определения этого термина.

Примеры факторов, составляющих «человека», включают:

  • Ценности или убеждения, которых придерживается человек
  • Их восприятие и чувства по отношению к определенным переживаниям 
  • Способности и навыки
  • Другие характеристики и свойства личности
  • Мотивации, которые движут личностью к той или иной цели (также называемые «векторами»)

Жизненное пространство динамично. Каждый день приносит новые впечатления. По мере того, как человек развивается, учится и меняется, его «личность» будет меняться и формировать его жизненное пространство.

Взаимодействие между человеком и тем, что он пережил, в конечном итоге определит его поведение.

Жизненное пространство в словах Курта Левина

Вот что Курт Левин сказал о жизненном пространстве в своей книге Теория поля как социальная наука:

«Жизненное пространство… включает в себя как человека, так и его психологическое среда. Тогда задача объяснения поведения становится идентичной (1) поиску научного представления жизненного пространства (LSp) и (2) определению функции (F), которая связывает поведение с жизненным пространством. Эту функцию (F) обычно называют законом… Писатель, рассказывающий историю поведения и развития человека, дает нам подробные данные о его родителях, братьях и сестрах, характере, интеллекте, роде занятий, друзьях, его статус. Он дает нам эти данные в их специфической взаимосвязи, т. е. как часть общей ситуации. Психология должна решать ту же задачу научными, а не поэтическими средствами…

Метод должен быть аналитическим, поскольку необходимо различать различные факторы, влияющие на поведение. В науке эти данные также должны быть представлены в их конкретных условиях в рамках конкретной ситуации. Совокупность сосуществующих фактов, рассматриваемых как взаимозависимые, называется полем. Психология должна рассматривать жизненное пространство, включая человека и его среду, как единое поле».

Цели, барьеры, конфликты

Согласно Левину, окружающая среда человека — это не просто набор переживаний. Карты окружения человека могут также включать его цели и любые препятствия, которые мешают им достичь своих целей. Эти цели могут включать в себя то, чего человек хочет достичь (положительная валентность), или цели, которые включают то, чего человек пытается избежать (отрицательная валентность). 

Пока эта цель не будет достигнута, человек может чувствовать напряжение. Пока цель не достигнута и влечение к этой цели не удовлетворено, это напряжение все еще будет существовать. Левин считал, что это напряжение особенно запоминается. Например, незавершенная задача, окруженная напряжением, с большей вероятностью останется в чьем-то сознании, чем завершенная задача без какого-либо напряжения.

Когда человек преодолевает определенные барьеры или конфликты, его жизненное пространство будет формироваться и изменяться.

Другие вклады Курта Левина в социальную психологию

До теории поля психологи больше концентрировались на поведении человека и на том, как его можно понять или изменить. Левин был одним из первых психологов, изучивших, как люди взаимодействуют с окружающей средой и друг с другом. По этой причине его считают «отцом» социальной психологии.

Разрабатывая теорию поля и другие идеи, Левин привносил идеи из математики и естественных наук в мир психологии. Он был одним из первых психологов, которые извлекли идеи из научного метода и применили их к социальной психологии. Вместо того, чтобы наблюдать за отдельными людьми и их взаимодействием, он контролировал элементы окружающей среды и стал пионером в том, как психологи проводят эксперименты.

Вклад Левина в мир психологии огромен. Без его работы и идей теории поля мир социальной психологии, вероятно, выглядел бы совершенно иначе.

Теория изменений против теории поля

Теория поля Курта Левина, пожалуй, самый известный его вклад в социальную психологию, но он также разработал теорию изменений. Теория изменений Курта Левина сильно отличается от теории поля тем, что она пытается объяснить, как мы можем отвергнуть и заменить информацию, которую мы узнали. Левин разработал модель «разморозить-изменить-заморозить», которая инструктирует отдельных лиц и команды о том, как изменить свое мышление и поведение. Вы можете узнать больше об этой теории здесь!

Курт Левин Цитаты из

Теория поля в социальных науках

Хотите узнать больше о теории поля? Возьмите Теория поля в социальных науках из вашей местной библиотеки. Вот некоторые примечательные цитаты из книги:

О предложении новой теории
  • «История принятия новых теорий часто показывает следующие этапы: Сначала новая идея рассматривается как чистая ерунда, на которую не стоит смотреть. Затем наступает время, когда выдвигается множество противоречивых возражений, таких как: новая теория слишком причудлива или это просто новая терминология; это не плодотворно, или просто неправильно. В конце концов достигается состояние, когда каждый, кажется, утверждает, что всегда следовал этой теории. Обычно это последнее состояние перед всеобщим признанием».
  • «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».
О влиянии прошлого
  • «Это часто неверно понималось и интерпретировалось в том смысле, что теоретиков поля не интересуют исторические проблемы или последствия предыдущего опыта. Ничто не может быть более ошибочным. На самом деле теоретиков поля больше всего интересуют проблемы развития и истории, и они, безусловно, внесли свой вклад в расширение временного охвата психологического эксперимента от классического эксперимента по времени реакции, который длится всего несколько секунд, до экспериментальных ситуаций, которые содержат систематически создаваемая история в течение нескольких часов или недель».
Об обучении
  • «Обучение более эффективно, когда оно является активным, а не пассивным процессом».
О культуре
  • » Нынешнюю ситуацию — статус-кво — следует рассматривать как поддерживаемую определенными условиями или силами. Культура — например, пищевые привычки определенной группы в данное время — это не статичное явление, а живой процесс, подобный реке, которая движется, но сохраняет узнаваемую форму… Пищевые привычки не возникают на пустом месте. Они являются неотъемлемой частью ежедневного ритма бодрствования и сна; быть одному и в группе; зарабатывать на жизнь и играть; быть членом города, семьи, социального класса, религиозной группы. . . в районе с хорошими продуктами и ресторанами или в районе с плохим и нерегулярным снабжением продуктами питания. Каким-то образом все эти факторы влияют на пищевые привычки в любой момент времени. Они определяют пищевые привычки группы каждый день заново, подобно тому как количество воды и характер русла реки определяют течение реки, его постоянство или изменение.

[ссылка на статью]

Теория поля – Курт Левин – Психопедия

Введение

Курт Левин считается членом гештальт-школы психологии. Теория Левина ориентирована на гештальт-идеи, но в то же время отличается от ортодоксальной гештальт-психологии тем, что эта теория делает акцент на потребностях, воле, личностных и социальных факторах.

Основатели гештальт-мышления сосредоточились на восприятии, а не на обучении. Левин, с другой стороны, сосредоточился на психологии как социальной науке. В своих экспериментах Левин и его коллеги делали акцент на изучении поведения как функции общей социальной и физической ситуации.

Его теория основана на гомеостатических или уравновешивающих принципах.

Левин индивидуалист в своем подходе. По его словам, даже если мы знаем обо всех психологических законах, мы все равно должны понимать их по отношению к индивидууму и ситуации в целом, в которой индивидуум существует, прежде чем делать какие-либо предположения о его поведении.

Формула Дано Левином

B = f (PE)

Где,

B= поведение, f= функция, P= человек, E= общая ситуация в окружающей среде

 

Понятия в теории Левина

Теорию Левина можно условно разделить на два типа конструкций:

  • Описательные конструкции
  • 888
  1. Жизненное пространство- Жизненное пространство – это все события в совокупности, влияющие на поведение и жизнь человека. По словам Левина, «человек и его среда как одно созвездие независимых факторов». По его словам, у всех людей есть свое психологическое пространство, которое называется их жизненным пространством. Жизненное пространство – это фактически взаимодействие человека и окружающей среды.

B= f (Lsp)

                   Где,

                    B= поведение, f= функция, Lsp= жизненное пространство . По мере взросления ребенка жизненное пространство становится все более дифференцированным в различных областях.

  1. Передвижение- простыми словами можно определить как поведение человека. Оно не связано с каким-либо действительным движением индивидуума, а означает изменения, происходящие в психологическом пространстве или жизненном пространстве.

Передвижение может быть явным действием, например изменением отношения или созданием новых ассоциаций между двумя событиями. Предполагается, что локомоция происходит за счет мотивации.

  • Динамические конструкции

Фундаментальные понятия, формирующие мотивацию человека, следующие:

  1. Потребность – Потребность – это любое состояние мотивации, которое может быть обусловлено физиологическим влечением, стремлением к окружающей среде или стремлением к достижению цели.
  2. Напряжение-
    — это эмоции, которые вызываются вместе с потребностью, они действуют как мотивирующая сила для человека.
  3. Валентность- Объекты, которые удовлетворяют, имеют положительную валентность, тогда как объекты, которые не удовлетворяют, имеют негативную валентность.
  4. Вектор- математически относится к направленной линии. По Левину вектор – это направление и сила притяжения к объектам. Векторы могут двигаться в одном или нескольких направлениях. Конфликты возникают, когда действуют два одинаково привлекательных вектора.
  5. Барьеры- — это препятствия, которые мешают человеку достичь желаемых целей и мешают его равновесию.
  6. Равновесие- Согласно Левину, всякий раз, когда потребность удовлетворяется, человек может вернуться в состояние баланса между силами. Неравновесность можно объяснить как состояние напряжения, которое существует из-за возникновения потребности.

 

Типы конфликтов в теории Левина
  • Конфликт подхода- Когда человек должен выбирать между двумя желаемыми альтернативами. Например, смотреть фильм с семьей и гулять с друзьями. Это приводит к неустойчивому равновесию, поскольку приходится выбирать сравнительно более привлекательную альтернативу.
  • Избегание- Избегание конфликта- В этом типе конфликта приходится выбирать между двумя нежелательными альтернативами. Например, выбор между кариесом и походом к стоматологу. Это приводит к устойчивому равновесию.
  • Конфликт приближения-избегания- В этом типе конфликта человека привлекает и отталкивает одна и та же цель. Например, купить новый велосипед, но не быть готовым платить в рассрочку. Это приводит к устойчивому равновесию, поскольку положительные и отрицательные стороны уравновешиваются.
Оценка

Это одно из самых подробных экспериментальных исследований, включающее множество интересных экспериментов, которые согласуются с его теорией.

Но его теория подверглась критике по некоторым пунктам, таким как-

  • Теория ориентирована только на определенный тип мотивированного поведения, но не говорит о других типах поведения, таких как альтруизм и творчество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *