Креативность мышления: что это такое, как измерить и повысить свой потенциал / Habr

Креативность мышления: что это такое, как измерить и повысить свой потенциал / Habr

Содержание

что это такое, как измерить и повысить свой потенциал / Habr

Часть 1. Что такое креативное мышление и как его измерить

Креативное мышление считается одним из ключевых навыков XXI века. О важности его развития говорят все просвещённые люди. Увы, они не говорят о том, как оценить свою креативность и можно ли её повысить. Мой пост — попытка дать ответы на эти вопросы, используя достижения современной науки.

Для начала нужно понять, а что такое креативное мышление. Мне понравилось следующее определение: креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Это определение разбивает процесс креативного мышления на два этапа:


  1. создание необычных решений
  2. выбор достаточно хороших решений, чтобы справиться с проблемой

По такому принципу выделяют два типа креативного мышления:


  1. дивергентное — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи
  2. конвергентное — способность выбрать наиболее оптимальный способ решения из имеющихся

Основной способ измерить работу дивергентного мышления: дать задачу на придумывание способов применения предметов.

Например, “придумайте как можно больше способов использования кирпича”. Если вы читали книгу Гарри Поттер и методы рационального мышления, то можете вспомнить следующий эпизод. В главе 16 “Нестандартное мышление” профессор Квиррел просит Гарри придумать десять необычных способов применения предметов в учебной комнате для ведения боя. Это стандартное задание на проверку работы дивергентного мышления, которое предложил известный психолог Джой Пол Гилфорд, создатель модели структуры интеллекта.

Результаты оцениваются по следующим 4-м критериям:


  1. Гибкость — количество уникальных категорий использования. Использование кирпича как орудия убийства или способ отправить человека в бессознательное состояние засчитаются как одна категория использования. А вот использование кирпича как утюга попадёт в новую категорию.
  2. Новизна — оригинальность использования. Этот параметр измеряется двумя способами: субъективным и объективным. Субъективный метод довольно прост: каждый из проверяющих ставит оценку от 1 до 5, исходя из своих собственных представлений и опыта.
    Как ни странно, такой метод имеет широкое научное валидирование. Объективный метод — проверяющие выписывают, сколько раз участники предложили использовать предмет определённым способом. Например, кирпич как орудие убийства. А дальше считают относительную новизну предложенного варианта.
  3. Полезность — практичность в использовании. Здесь всё довольно просто. Если вы можете использовать предложенные идеи в реальной жизни, то у них высокая оценка полезности. Вы вряд ли будете использовать кирпич в качестве утюга. Как орудие убийства кирпич можно использовать, если для жертвы это станет неожиданностью. А как замену табуретки — очень вероятно, что вы так уже делали хотя бы раз в жизни. Профессор Квиррел упрекал Гарри именно в низкой полезности предлагаемых им идей.
  4. Беглость (fluency) — общее количество неповторяющихся вариантов. Если вы написали “использовать кирпич как подставку для ног” и “использовать кирпич как табуретку”, то два варианта засчитаются как один.

Работу конвергентного мышления проверяют с помощью теста вербальной креативности Медника (RAT test). Вам предлагается тройка слов. Задача: подобрать четвёртое слово, которое будет объединять остальные три. Например, слова “гражданская”, “великая” и “мировая” объединяет слово “война”. В оригинальном тестировании часто используются слова разных частей речи: прилагательное, существительное, наречие и т.д.

Другой способ — решение визуальных инсайт-пазлов. Классическая задача: соединить девять точек, используя 4-е прямых линии, не отрывая карандаш от бумаги. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно. Чтобы не обламывать кайфа тем, кто сначала скроллит всю статью перед прочтением, я не буду давать правильный ответ на задачу. Его довольно легко найти в Интернете.


Часть 2. Как повысить свой креативный потенциал

У каждого из нас разная способность придумывать креативные решения. К счастью, эту способность можно улучшить. Существуют два основных пути:


  1. изменение окружающей среды
  2. применение специальных техник

Я поделюсь несколькими принципами по работе со средой, которые использую сам и имеют научное подтверждение.

На тему специальных техник написано несколько толковых книжек. Поделюсь списком в конце статьи.

Что может повысить креативный потенциал:

1. Переключения между задачами

Вы наверняка слышали историю про Архимеда, который придумал решение задачи, сидя в ванной. Про Ньютона, который сделал своё открытие, сидя в саду под яблоней. Про Эйнштейна, любившего играть на скрипке в перерывах между размышлениями. Все эти личности занимались процессом, который в науке принято называть mind wandering — блужданием ума.

Блуждание ума считается важным процессом в креативном мышлении. Этот процесс позволяет найти нетривиальные связи между идеями. Противоположным ему считают cognitive fixation — процесс, когда вы буквально зациклились на выбранном решении проблемы, не видите альтернативных подходов.

Само креативное мышление принято разделять на два вида: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление — способность найти несколько решений для одной и той же задачи. Конвергентное мышление — выбрать из этих решений самое эффективное.

Исследование 2017 года показало, что переключения между задачами способны снизить cognitive fixations и повысить эффективность обоих типов креативного мышления. Причём для конвергентного мышления эффект был сильнее.

Испытуемых разбили на три группы. У каждой из групп было по 12 минут на выполнение задания. Первая группа должна была переключаться между задачами каждые 30 секунд. Вторая работала в комфортном ей режиме. Третья должна была работать 6 минут без переключений над первой задачей, затем 6 минут над второй задачей.

Первая группа справилась с заданием значительно лучше двух других. Что интересно, вторая группа показала такой же результат, как и третья. То есть инстинктивно мы выбираем неэффективную стратегию работы над креативными задачами.

2. Придумывать идеи в одиночестве, обсуждать коллективно

При работе над новым продуктом приходится устраивать коллективные мозговые штурмы. Увы, эти встречи не всегда заканчиваются результативно.

Мне сразу вспоминается мультик про Винни-Пуха, где Винни говорит: "Это какие-то неправильные пчёлы, и они делают неправильный мёд". Так и с мозговым штурмом: он какой-то неправильный. Остаётся осадок после встречи, что ничего нового ты не узнал и потратил время впустую.

Наука и здесь подсказала способ решить проблему. Эффективность мозгового штурма можно повысить, если попросить каждого из участников придумать несколько вариантов решения проблемы в одиночестве. А совместную встречу использовать не для генерации вариантов, а для выбора самых лучших из общего списка. Такое простое решение повысило "новизну" предлагаемых решений.

Почему это сработало: групповая работа склоняет человека к принятию конформных решений и возникновению cognitive fixation. Это тенденция излишне фокусироваться на одном единственном решении. Во время групповой работы участники начинали раскручивать уже имеющиеся идеи, вместо поиска принципиально новых решений.

3. Музыка

Исследователи решили посмотреть, как музыка разных типов будет влиять на креативное мышление. Они подобрали четыре режима музыки: спокойную, счастливую, печальную и тревожную. Контрольная группа работала в тишине.

Работу дивергентного мышления тестировали с помощью задания "придумайте как можно больше способов использования кирпича". А работу конвергентного мышления — через тест вербальной креативности на поиск связующего слова для трёх других.

Оказалось, что счастливая музыка повышала эффективность дивергентного мышления и почти никак не влияла на конвергентное. Увы, по остальным типам музыки не нашёл результаты влияния на креативность. Если найдёте, буду очень рад и добавлю в статью.

Здесь можете найти оригинальные композиции из исследования.

4. Юмор

Дивергентный тип мышления напрямую зависит от текущего эмоционального состояния. Первый способ поднять настроение — послушать счастливую музыку. Второй способ — юмор.

Спонтанные шутки расслабляют человека и включают рассеянное внимание вместо сфокусированного. Это способствует возникновению неочевидных связей между разными идеями. Получившиеся решения отличаются новизной и оригинальностью.

Юмор положительно влияет не только на качество самих решений, но и на их количество. В исследовании MIT импровизационные комики придумали на 20% больше идей и на 25% более креативные решения, чем профессиональные продуктовые дизайнеры.

У профессиональных импровизаторов можно многому научиться. Так и вышло с участниками эксперимента в MIT. Испытуемые, которые прошли специальный воркшоп, на 37% лучше справились с заданием, чем до прохождения тренинга.

Один из самых эффективных приёмов в импровизационной комедии — “Да, и”. Задача: продолжить историю за партнёром так, чтобы она не потеряла интерес. Вы должны одновременно соглашаться с предыдущим партнёром и давать зацепку для следующего, чтобы он тоже мог интересно продолжить историю.

5. Воспроизведение идей (recall)

За воспроизведение информации и создание новых идей отвечает одна и та же зона мозга. Одна из выгод воспроизведения: создание ассоциативных связей с другими идеями. Воспроизведение информации создаёт больший потенциал для рождения новых идей.

По своей сути креативное мышление — это соединение двух обычных объектов необычным способом. Воспроизведение помещает информацию из долговременной в рабочую и позволяет производить активные мыслительные операции. Так вы можете соединить старую информацию с только что изученной и получить новое решение.

Я активно использую эту методику с помощью личного дневника. Выписываю на бумагу любую мысль, которая пришла в голову. За полтора месяца активного использования техники придумал идеи для 15-ти проектов, которые хочу реализовать в будущем. Я положительно оцениваю полезность этих идей.


Часть 3. Какие книги почитать

Тут буду краток. В сети полно отзывов и обзоров на эти книги. Некоторые я уже прочитал и активно внедряю техники оттуда, другие ждут своей очереди.

Василий Лебедев. CRAFT
Майкл Микалко. Рисовый штурм
Майкл Микалко. Взлом креатива
Эдвард де Боно. Гениально
Генрих Альтшуллер. Найти идею
Марк Леви. Гениальность на заказ
Дейв Грей. Лиминальное мышление
Джулия Кэмерон. Путь художника
Гарет Мур. Латеральная логика

Читайте книги, применяйте техники на практике и используйте их для создания креативных решений.

Надеюсь, эта статья приоткрыла завесу тайны над понятием “креативное мышление”. В своём канале в телеграм я пишу про обучение, развитие когнитивных функций и работу с информацией. Буду рад видеть всех заинтересованных людей.

Креативное мышление. Развитие креативного мышления ч.1 » Битрейника

Креативным мышлением называют мыслительный процесс, при котором образуются неожиданные, новые связи между событиями и идеями, казалось бы, совершенно не связанными между собой. Это творчество, помогающее решать конкретные прагматичные задачи. Благодаря творческому, креативному мышлению мы изобретаем что-то новое, делаем научные открытия. Определены основные параметры, характеризующие уровень креативного мышления. Чем их больше у человека, тем выше уровень его креативности. Об этом можно прочитать в нашей статье Развитие творческого мышления.

Креативное мышление детей

Есть довольно меткое сравнение креативности с множителем, используя который, мы всегда будем на шаг опережать остальных, ведь креативное мышление даёт преимущество в любой сфере нашей жизни. Креативность есть в каждом из нас. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за детьми. Их фантазия безгранична, взгляд на привычные нам вещи и явления свеж и оригинален. Реалии жизни, необходимость укладываться в обязательные рамки и стандарты приводят к тому, что вместе со взрослением постепенно снижается способность (или желание?) мыслить нестандартно, которая, возможно, объясняется невостребованностью этой способности.

Правда повзрослевшие дети к этому времени могут сами определить, какие способности им использовать.

От идеи до воплощения всегда предстоит немалый путь, и задача взрослых – помочь детям подготовиться к преодолению трудностей, научить относиться к ним со спортивным интересом, с желанием решить, попробовать разные способы, не опускать руки, не сдаваться. Возможно, креативных людей от некреативных отличают лишь уверенность в том, что они креативны и желание и умение познавать мир.

Педагоги считают, что период от 3 до 7 лет наиболее благоприятен для развития креативного мышления детей. Хорошо зная своего ребёнка, родители могут безошибочно отыскать такие возможности развития малыша, которые ему наиболее интересны. Добавим к этому радость совместного творчества, обмен идеями, взаимный интерес, участие взрослого во всестороннем развитии ребёнка и, с другой стороны, его восхищение значимыми для него взрослыми людьми. В результате возникает закономерный вопрос: как развить креативное мышление во время совместных занятий?

Как развить креативное мышление у детей

  • Творите вместе! Лепите невиданных зверей и птиц, рисуйте, сочиняйте сказки, играйте в ассоциации  , находите неожиданное применение хорошо известным предметам, сочиняйте мелодии и четверостишия, старайтесь вносить в жизнь новые интересные знания и впечатления (посещайте выставки, читайте хорошо иллюстрированные журналы и книги, смотрите интересные фильмы, которые потом можно обсуждать).
  • Пробуйте фантазировать над любой вещью. Например, обыкновенная канцелярская скрепка – чем она может быть ещё? Как её можно использовать? Может, выпрямить её и превратить в антенну? Или сделать основой паруса для самодельного кораблика? Или изогнуть её в виде логотипа? Или сделать S-образный крючок для подвешивания кухонной утвари?  Или сделать крючок для поимки Чудо-юдо рыбы кит?
  • Объясняйте ребёнку всё, о чем он спрашивает. И его просите объяснить то, что он понимает. И то, чего не понимает, пусть тоже попытается объяснить. Так он выйдет за привычные рамки, начнёт предполагать, фантазировать и… развивать креативное мышление!
  • Попробуйте рассматривать предметы с разных точек зрения. Спрашивайте ребёнка, что общего у разных предметов. Например, у шариковой ручки и домашнего телефона — оба сделаны человеком, могут быть пластмассовыми, имеют съёмные части (трубка и колпачок), в основном используются в помещении, есть почти в каждом доме и т.д.
  • Называйте разные признаки, можно противоположные или контрастные и попросите ребёнка назвать, какие предметы ими обладают. Например, горький и сладкий – шоколад, кофе. Стеклянный и металлический – машина, самолёт, окно, мобильный телефон и т.д.
  • Спрашивайте ребёнка о том, что делать, если…

Пусть даст разные варианты, можно невероятные. Например, нужно перебраться через ручей. Что делать? (Перепрыгнуть, перекинуть доску или бревно и перейти; набросать камней и перепрыгивать и т.д.)

Вопросы могут быть разными: а как бы ты узнал, где север? Который час? Подсказывайте интересные варианты, если ребёнок затрудняется, делитесь знаниями и поощряйте фантазии.

А как развить креативное мышление у детей постарше? С этой целью можно использовать, например, такие упражнения:

  1. Попробуйте соединить несоединимое. Принудительно. Например, цветочный горшок и часы. Что может получиться? Горшок с циферблатом? Цветочный горшок-будильник? А если подключить ассоциации – будильник-ваза? Ваш вариант – ? Или если соединить карандаш и мобильный телефон – а не так ли придумали стилус? Ручка и лезвие – если соединить эти предметы, что можно получить? Самое простое – это приспособление для подчистки ошибок на письме. А если подключить ассоциации – не так ли придумали скребок для аквариума? А что бы придумали Вы? Итак, весело и с удовольствием пробуйте соединять несоединимое. Ваша цель – уйти от стереотипов, придумать «что-нибудь эдакое». Фантазии, смелость и ассоциации приветствуются.
  2. Дайте «новую жизнь» старым вещам: старые лыжные палки в гараже? А может, теперь это будет удобный держак для метлы на даче? Или основа для посоха Деда Мороза на новогоднем утреннике или корпоративе? Или опора юному деревцу? А может, у Вас есть вариант и получше?
  3. Записывайте свои интересные идеи в специальный блокнот, назовите его тоже необычно, и всегда имейте под рукой. О том, как сделать мышление более продуктивным, можно прочитать в нашей статье Репродуктивное и продуктивное мышление.

Развивая творческое, креативное мышление ребёнка, мы улучшаем гибкость и подвижность его ума. Кроме того, увлекая ребёнка интересным делом, мы развиваем и усидчивость, внимание. Ведь, увлечённо занимаясь тем, что нравится, дети не замечают времени.

Условия для развития креативного мышления детей

Развитию креативного мышления детей способствует создание благоприятных условий:

У ребёнка должно быть личное пространство, в котором он чувствовал бы себя защищённым. Обсуждайте с малышом то, что его волнует, приветствуйте его вопросы и самовыражение, обсуждайте проблемы, пусть он свободно высказывает свои мысли вслух.

Предоставьте ребёнку рабочее место и материалы для творчества. При этом постарайтесь не слишком опекать его. Да, Вы придумаете, слепите, нарисуете лучше, чем он (пока), но это будет Ваше самовыражение, а он имеет право на своё. Он попросит помочь, если ему понадобится помощь, и с удовольствием прислушается к ответу, когда задаст вопрос. Но не стоит нарушать границы личности, даже маленькой. Не критикуйте полученное детское творчество, он ведь что-то хотел этим сказать, он старался, и сделал это для себя и для тех, чьё мнение ценит и кого любит. Лучше спросите, что это или кто это, пусть расскажет, пусть пофантазирует. Кстати, не так просто придумать то, чего нет в природе. Может, это оно?

Постарайтесь найти своему малышу друга (девочке – подругу) того же возраста. Вместе им будет интереснее и комфортнее. Пусть творчество занимает больше места в Вашей жизни и в жизни Вашего малыша.

Но для того, чтобы в будущем реализовать свои креативные идеи и проекты, не обойтись без овладения знаниями, без развития интеллекта и базовых позвавательных способностей, которые поддаются тренировкам. Совершенствовать внимание и память, развить мышление и восприятие можно с помощью тренажеров мозга онлайн . Кроме того, исследования американских психологов (Коган Н., Воллах М.) доказывают, что от соотношения интеллекта и креативности зависят и поведение человека, и самооценка, и его адаптация в обществе.

Желаем Вам успехов в развитии детей и, конечно же, в саморазвитии!

зачем, как и в чем суть?

В нашем обществе развитие креативного мышления дарит человеку поистине широкие возможности. Особенно это ценно для тех людей, которые не боятся брать на себя ответственность и вносить революционные изменения в жизнь окружающих.

Например, предпринимателям креативное мышление позволяет идти непроторенным путем, что очень перспективно. Даже если со временем их ниша заполняется конкурентами, они могут придумать еще что-то новенькое. Ведь известно, что в бизнесе кто первый — тот и выиграл.

Писателям креативное мышление позволяет находить оригинальные сюжеты, от которых трудно оторваться. Психологам — помогает изобретать новые способы взаимодействия с клиентом, чтобы как можно полнее удовлетворить его запросы.

Благодаря креативному мышлению человек

  • способен решить любую проблему;
  • проявляя творческий подход, выгодно отличается от коллег;
  • и вообще, очень интересный собеседник уже потому, что не говорит банальности.

Разница между креативным и творческим мышлением

Креативность и творчество — не одно и то же. Творчество — это создание продукта искусства. Креативность — это генерация принципиально новых, неведомых ранее идей.

Творческое мышление моделирует художественные образы и воплощает их в каком-либо сценарии или предмете. Креативное мышление — это способность к изобретательству и научным открытиям.

Несомненно, сочетание двух типов мышления позволяет достигать максимальных результатов в любой деятельности. Таким образом, возможно параллельное развитие и творческого, и креативного мышления.

В чем состоит развитие креативного мышления?

Конечно, есть люди, обладающие таким талантом с детства. Как правило, они отличаются открытостью, инициативностью. Как минимум, такой человек —  незаурядная личность и творческая натура.

Все дети очень креативны — это подтверждают многие тесты. Но со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Поэтому главная задача для развития креативного мышления — уход от привычного поведения.

В английском языке есть знакомое многим выражение “thinking outside the box” (дословно — «мыслить за пределами коробки»), которое используют для определения нестандартного поведения. На русский язык его можно перевести так: способность мыслить вне рамок.

Помните известную истину из «Матрицы» о том, что ложки — нет? В сущности, нужно постараться понять, что и рамок, вне которых нужно мыслить, тоже не существует объективно.

Рамки коробки возникают тогда, когда вместо вольного веселья и гулянья по бескрайним полям психики человеческая мысль день за днем уныло бредёт узкой и давным-давно заросшей родными привычками тропинкой ума.

К примеру, если мы привыкли ходить домой одной и той же дорогой, можно однажды попробовать пойти другим путем, и каждый день потом находить новые варианты.

Полезно бывать в новых местах, изучать что-то, принципиально отличное от того, что нам уже было известно.

Для развития креативности отлично подходят перемены в рационе питания. Можно придумать новое меню или попробовать голодание (только без фанатизма и риска для здоровья, пожалуйста! 🙂

Другой способ развития креативного мышления — увлечение искусством. Например, игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев. От них поступают импульсы в головной мозг. Вот поэтому и было замечено, что музыканты очень сообразительны. Это в равной степени относится и к тем, кто умеет вышивать, вязать и пользоваться клавиатурой компьютера 🙂

Спортивные нагрузки, танцы, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию творческого воображения. Кстати, наши фантазии полезно периодически тренировать.

Рисуйте желаемые образы, играйте в ассоциации, визуализируйте свои мечты — это приносит не только удовольствие, но и пользу в виде исполнения желаний и развития креативного мышления!

Скоро мы рассмотрим комплекс специальных упражнений для развития креативности. Подпишитесь на свежие статьи блога, чтобы ничего вдруг не пропустить. Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).

Людмила Пономаренко

Продолжение → Упражнения для развития креативного мышления

что это, как развить (методы и упражнения для тренировки)

Не стоит отождествлять креативное мышление с творческим. Последний всегда предполагает создание чего-то нового, например, картины, песни, фильма. В свою очередь, креативный процесс идеально вписывается в рамки повседневности и поддается развитию в любом возрасте.

Креативное мышление: что это такое

Талант – он либо есть, либо его нет. Невозможно развить творческие способности, если они полностью отсутствуют. Чего нельзя сказать про креативное мышление. Это широкое понятие, которое включает в себя выход за рамки привычного, обыденного, стандартного. Например, простая задача – помыть посуду. Как ее скреативить? Устроить шоу-мыльных пузырей в процессе, выбросить всю грязную утварь и купить новую, начать соревнование с домочадцами – кто быстрее и качественнее справится. Вариантов может быть огромное множество.

Важно, не хвататься за первую мысль, которая придет в голову. А отметать ее, освобождая место следующей и так далее. Результат получается удивительным и невероятным. Касается, конечно, не только мытья посуды.

Креативное мышление развивается в любом возрасте: но желательно начать с детства, тогда ребенок научится думать иначе, уже не сможет вернуться на рельсы обыденности. В чем плюс? Именно креативные люди становятся успешными – это доказали ученые. Они способны найти выход из любого положения, даже патовой ситуации. А еще – никогда не подвергаются депрессиям, идут с улыбкой по жизни, вокруг них всегда полно людей.

Как начать креативить в повседневной жизни: подготовьте мозг:

  • читайте вывески задом наперед;
  • начните ознакомление с книгой с конца, продвигаясь к началу;
  • на досуге придумывайте необычные слова и придумывайте им назначение;
  • сочиняйте историю «жизни» каждого предмета, который вас окружает.

Получится не с первого раза. Перестроиться, порой, бывает очень трудно. Но цель оправдывает средства. В один миг вы поймете, что «стадное чувство» теперь в прошлом – вы стали человеком, свободным от форматов, шаблонов и рамок. Значит, готовы к новым свершениям и подвигам. Подключайте к процессу близких и друзей – генерируйте идеи сообща, но каждый должен привносить что-то свое, иначе нужного эффекта не получится.

Креативное мышление в бизнесе

Особенно полезно развитие креативного мышления для предпринимателей. Оно помогает всегда быть на шаг впереди своих конкурентов, разрабатывать гениальные стратегии во время кризиса и падения потребительского спроса.

Вы замечали, как иногда бизнесмены оборачивают проблему с пользой для себя? Вот держал человек книжный магазин. С течением времени он вдруг стал невостребованным – скачать любую литературу теперь легко в интернете. Что делать – закрываться, уходить на дно, расставаться с собственным делом? Креативный предприниматель так никогда не поступит. Он:

  • переделает магазин в библиотеку и поставит туда компьютеры, где можно будет платно скачать книгу – прибыль однозначно появится;
  • он начнет устраивать конкурсы чтецов с прекрасными призами, которые привлекут клиентов;
  • сделает из торговой точки кафе, куда можно будет прийти и попить кофе, взяв с полки любую книгу.

Там, где конкуренты сдадутся и опустят руки, креативный бизнесмен пойдет только вперед и найдет еще большую выгоду для себя.

Вот почему перед тем, как начать собственное дело, следует прокачать свои мыслительные навыки. Для этого не обязательно тратить уйму времени, сил и денег. Достаточно выполнять простые упражнении. Хороший результат будет у того, кто забудет про лень, начнет тренироваться ежедневно.

Развитие креативного мышления

Как начать мыслить креативно, возможно, используя творческий подход:

  • рисуйте – не привычные картины, а что-то такое, чего в реальной жизни не существует – потусторонние миры, инопланетян, жизнь цветов, разговоры насекомых;
  • возьмите за правило – раз в неделю устраивать день ДА или день НЕТ – в течение суток на все вопросы надо отвечать только положительно или отрицательно, сохраняя максимально серьёзное выражение лица. Не важно, что подумают окружающие – цель в том, чтобы заставить мозг работать иначе;
  • регулярно меняйте маршруты: для прогулок, шоппинга, походов на работу – ищите обходы, нестандартные варианты, сокращения;
  • попросите вторую половинку или любого знакомого назвать десять любых слов, запишите их и нарисуйте дом, в котором будут отражены эти слова – огромное поле для креатива, не так ли;
  • читайте книги: остановитесь на середине и подумайте, что произойдет дальше – составьте минимум 3 варианта дальнейшего развития событий. В данном случае – чем больше, тем лучше;
  • каждый месяц организуйте домашние вечеринки для близких – пижамную, в галстуках, в вечерних платьях, продумывайте все детали – от образов до еды, развлечений.

Креативный подход к жизни несомненно повысит ее качество и приведет вас к невероятному успеху. Есть к чему стремиться, дерзайте!

Креативность – что это такое. Упражнения для развития креативности

Креативность – это одно из самых востребованных качеств личности в современном мире. Наличие этого качества приветствуется у молодых специалистов, с ним связывают надежды на успех и карьеру. Креативность требуется и в бизнесе, и в учебе, и в любой сфере профессиональной деятельности.

Однако, постоянно оперируя этим понятием, люди часто смутно понимают его значение, зная только, что креативность как-то связана с творчеством. Давайте разберемся в этом явлении и в возможностях его развития.

Креативность с точки зрения психологии

Явление это психическое, и психология давно и успешно его изучает. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести несколько корявым русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.

Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д. Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века. Он объединил под этим понятием качества личности, обеспечивающие человеку возможность создавать новое, оригинальное, нестандартное.

Креативность и творчество: в чем их различие

Если говорить кратко, то творчество – это особый вид деятельности, а креативность – способность к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, потребность в креативной деятельности.

Поэтому далеко не всех людей, обладающих высоким творческим потенциалом, можно отнести к креативам, а только тех, кто достаточно активен, чтобы воплощать свои идеи в жизнь, организовывать и вести проекты, отстаивать свою точку зрения.

Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: уверенность в себе, высокую самооценку и позитивный настрой.

Креативность и интеллект

Интеллект долгое время считался (да и сейчас считается) важнейшим качеством профессионала. Как способность к умственной деятельности, он необходим в любой сфере, но его недостаточно для успеха и тем более для творчества. Довольно долго коэффициент интеллекта – IQ – был определяющим фактором при приеме на работу специалиста. Иметь высокий IQ было престижно, и это открывало перед человеком широкие возможности.

Но к 50-м годам прошлого века стало ясно, что в тех сферах, которые требуют творческого подхода, специалисты-интеллектуалы далеко не всегда эффективны. Психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс (США) провели масштабные многолетние исследования, которые продемонстрировали, что, оказывается, способность к творчеству напрямую не связана с уровнем интеллекта. И нередко люди с высоким IQ (более 150 %) оказывались слишком рациональны для творчества, слишком прагматичны, расчетливы и… логичны. Но и низкий уровень интеллекта — менее 100 % — тоже не способствовал креативности.

Чтобы установить критерии креативности и связь этого качества с интеллектом, Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали специальные тесты, определяющие уровень творческой активности, и ввели понятие «коэффициента креативности» (Cr), аналогичного IQ. Как показали исследования, в которых принимали участие более 150 тыс. человек, наиболее оптимальным для творчества является уровень интеллекта чуть выше среднего. Но обязательное условие креативности – склонность человека к особому типу мышления, которое Дж. Гилфорд назвал дивергентным – разнонаправленным.

Структура креативности

Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.

Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.

Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.

Воображение

Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является воображение. Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого восприятия, которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.

В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.

Эмоциональный компонент

Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:

  • высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
  • яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами;
  • принятие мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
  • способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
  • активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.

Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан. Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.

Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.

Развитие креативности

Вопрос развития творческих способностей долгое время вообще не рассматривался, так как эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом. И действительно, в силу особенностей психики есть люди, в большей степени предрасположенные к творчеству. Однако в настоящее время психологи доказали, что креативность в той или иной мере присуща всем людям. Можно сказать, что способность к творчеству – одна из базовых характеристик человека как вида. И именно она обеспечивает поступательное развитие цивилизации.

Но все же творческий потенциал у всех разный, да и не все оказались в детстве в благоприятных условиях для его реализации. Поэтому развитие креативности является довольно актуальной проблемой.

Начиная с середины XX века, в психологии активно разрабатываются методики развития творческих способностей. Большинство тренингов направлены на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности поиска оригинальных решений.

Нестандартность, нешаблонность творческого мышления обусловила и своеобразие упражнений по его развитию, которые часто напоминают игры. С несколькими подобными упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики. Задача этих упражнений — освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенной дороги обыденности.

Упражнение «Увидеть необычное»

Это упражнение можно выполнять дома на диване, у компьютера, по дороге на работу и в свободную минутку в офисе – где угодно. Посмотрите вокруг. На первый взгляд, вас окружают привычные вещи, примелькавшиеся люди и обычные детали интерьера. А на второй или на третий?

Сосредоточьтесь, посмотрите внимательнее и обязательно заметите что-то необычное или интересное. Вот на рабочем столе небрежно брошенные ручки и карандаши сложились в какую-то букву, знак, руну. Что она значит, как вы думаете? А вот по луже плывет осенний лист. Куда он плывет, какие приключения его ждут?

Вы считаете, что ничего необычного вокруг вас не происходит? Зря. Отпустите свои мысли, запертые в клетке рационального, дайте свободу фантазии, присмотритесь — и вы обязательно увидите много удивительного.

Упражнение «Дизайнер»

Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер квартиры. Где взять идеи? Они буквально разбросаны вокруг нас, только нужно отпустить на свободу мысли, сойти с протоптанной и скучной тропы логического мышления.

Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, веточка сосны, мобильный телефон. А теперь вычлените из этих объектов их свойства — цвет, материал, запах, функции и т. д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в оформлении интерьера.

Например, стены детской можно окрасить в лимонно-желтый цвет, а в гостиной – в зеленый цвет сосновой хвои. Стеновые панели кухни сделать деревянными и ребристыми, как рубашка карандаша, а в гостиной разместить сенсорную панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон). Подумайте, какие еще свойства этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.

Упражнение «Любимая мелодия»

Думаю, у всех нас есть музыка, которая нам нравится, которую мы слушаем в минуты грусти или радости. Вспомните эту мелодию и опишите ее. Проще всего описывать музыку языком эмоций, ведь она передает настроение в чистом виде. Есть веселые мелодии и грустные, бодрые и спокойные.

Но мы же хотим развить нестандартное мышление, поэтому будем описывать мелодию другим языком. Например, скажите какого цвета ваша любимая мелодия. Наверное, в ней много оттенков. Какие они? Как сливаются, переплетаются, создавая цветовое полотно. Полотно… Из какого материала создана ваша мелодия. Возможно, это весенняя трава и струйки талой воды? Или серое полотно дороги, ведущей в сказочную страну? Или разноцветная новогодняя мишура?

Не бойтесь фантазировать, фантазия освобождает наше мышление, позволяет видеть мир шире, многообразнее, фееричнее.

Попробуйте выполнить эти упражнения, а затем придумайте свои, и вы поймете, что развитие креативности — не только полезное, но и очень увлекательное занятие, позволяющее расслабиться, отдохнуть от повседневной рутины и слишком рациональных дел.

12 инструментов для развития креативности

Яна Мещерякова

PR-менеджер школы креативного мышления «ИКРА».

Интернет-проекты

1. Креативити

Как методы «ничегонеделание», «прыжок лосося» и «ментальные стулья» помогают развивать креативное мышление? Об этом рассказывают в «Креативити» — блоге о методах развития креативного мышления и решении творческих задач. Кстати, с методами определиться очень просто, так как они сгруппированы по конкретным критериям:

  • По количеству участников: групповой, одиночный.
  • По времени до получения результата: долгий, быстрый.
  • По сложности: сложный, простой.
  • По ключевой деятельности: писать, читать, рисовать, петь, гулять и так далее.

Помимо методов, в блоге есть ещё несколько рубрик: приложения, интервью, обзоры курсов. В общем, всё, что нужно для развития креативности!

«Креативити» →

2. MindTools

Быть креативным, уметь планировать время, работать в команде, развивать эмоциональный интеллект — это навыки, которых требует современный мир, a MindTools помогает их осваивать. На сайте проекта вы найдёте целую базу инструментов для развития полезных навыков. Например, для развития креативного мышления есть обратный мозговой штурм. Его суть заключается в том, что сначала мы ищем худшие решения проблемы, а затем плохие идеи преобразуем в хорошие решения.

MindTools →

3. 4Brain

Проект помогает развивать необходимые современному человеку компетенции — хорошую память, быстрое чтение, ораторское мастерство — с помощью тренингов, кейсов, игр. А самое классное, что здесь есть целый раздел о развитии креативного мышления: ТРИЗ, ментальные карты, метод шести шляп и вот это всё.

Шесть шляп мышления — ролевая игра, которая помогает преодолеть три основных препятствия, связанных с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. С помощью метода мы разделяем наше мышление на шесть типов, или режимов, за каждым из которых закреплена «шляпа», и, надевая её, человек включает этот режим.

4Brain →

Telegram-каналы

4. Креативность 101

Telegram-канал от автора блога «Креативити». Здесь он ежедневно на связи и советует книги, фильмы, лекции, рассказывает об интересных креативных методологиях (ТРИЗ, CRAFT, латеральное мышление, дизайн-мышление) и инструментах.

Подписаться на канал →

5. ТРИZ

ТРИЗ — полноценная наука о развитии творческого мышления с помощью решения противоречия, со своими тонкостями, сложностями, терминами. В открытом доступе очень много информации, из которой бывает сложно выделить главное и понять, как при помощи какого-то метода, например, приготовить суп без воды или пиццу без теста. Автор даёт систематизированную информацию без лишних слов.

Подписаться на канал →

6. ТРИЗ. Творчество. Задачи

А этот канал отличается от предыдущего тем, что здесь, помимо законов и методик, есть много задач. Да будет практика, друзья!

Подписаться на канал →

Приложения

7. Brainsparker

Для тех, кто долго думал и зашёл в тупик. Посмотреть на проблему под другим углом помогут ассоциативные карточки со случайными словами, цитатами и картинками. Как это работает? Вы формулируете вопрос, случайным образом вытаскиваете карточку с наводкой из набора, получаете импульс для размышлений.

Цена: Бесплатно

8. Inspiration Maps

Помогает разложить все свои мысли по полочкам с помощью интеллект-карт. В приложении можно создавать неограниченное число графиков, диаграмм, карт, к которым можно приложить заметки, аудио, добавить гиперссылки и многое другое. Всё это помогает более детально представить нашу карту, она становится понятной. Этот метод можно использовать во время мозгового штурма.

Книги

9. «CRAFT: как создавать большие идеи» Василия Лебедева

Помогает переосмыслить привычные формы социального взаимодействия между людьми и создать новые. Например, придумать концепцию парка, школы или своего стартапа — чего угодно.

10. «Латеральный маркетинг. Технология поиска революционных идей» Филиппа Котлера

Книга о развитии нешаблонного мышления для бизнеса.

Я проснулся, и это был не я? Почистил зубы, а потом зубы почистили меня? Латеральное мышление — это не только весело, но и очень полезно. В этой книге вы найдёте подробное руководство по внедрению латерального маркетинга в практику вашей компании.

Купить на Litres.ru

11. «Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач» Генриха Альтшуллера

Что делать, если дверь должна быть одновременно открыта и закрыта? Без ТРИЗ не обойтись. ТРИЗ — теория развития творческого мышления с помощью решения противоречий.

Купить на Litres.ru

Источник вдохновения

12. Coloribus

Если нужно найти архивный ролик, которого на YouTube точно нет. Крупнейшая онлайн-коллекция креативных рекламных материалов со всего мира.

Coloribus →

На этом всё! Помните: придумывать может каждый, важно лишь постоянно тренировать свою креативную мышцу и расширять кругозор.

Проверьте свои творческие способности: 5 классических творческих задач

Увлеченные тем, как работают мозги и креативность, мы часто делимся новыми исследованиями в твиттер-канале 99U, показывающими, как все, от употребления алкоголя до отпуска и движения взгляда из стороны в сторону, может сделать вас более творческими. Однако особенно интересно то, что большинство этих исследований основаны только на небольшой группе основных тестов на креативность, и для их прохождения не требуется никакого специального лабораторного оборудования.

Ниже мы собрали пять наиболее часто используемых творческих задач для вашего удовольствия от самотестирования.Хотя «тестирование» креативности - это далеко не точная наука, попытка решить эти проблемы может помочь понять, когда, где и как вы проявляете наибольший креатив. Или, может быть, это будет просто весело.

1. Альтернативные варианты использования

Разработанный Дж. П. Гилфордом в 1967 году, тест альтернативного использования расширяет ваши творческие возможности, давая вам две минуты, чтобы подумать о как можно большем количестве применений для повседневного предмета, такого как стул, кофейная кружка или кирпич. Вот пример мозгового штурма для использования «скрепки»:

  • Держите бумаги вместе
  • Запонки
  • Серьги
  • Имитация мини-тромбона
  • Устройство, которое вы используете для нажатия кнопки аварийного перезапуска на маршрутизаторе
  • Не запутать наушники
  • Закладка

Тест измеряет дивергентного мышления по четырем подкатегориям:

  • Fluency - сколько вариантов использования вы можете придумать
  • Оригинальность - насколько необычно такое использование (например,г. «Перезапуск маршрутизатора» встречается реже, чем «скрепление бумаг»)
  • Гибкость - сколько областей охватывает ваши ответы (например, запонки и серьги являются аксессуарами, иначе говоря, одна область)
  • Доработка - степень детализации ответов; «Уберечь наушники от спутывания» будет дороже, чем «закладка»

Попробуйте сами: Сколько вариантов использования ложки вы можете придумать? У вас есть две минуты… Вперед!

Подумайте о как можно большем количестве применений для повседневного предмета, такого как стул, кофейная кружка или кирпич.

2. Неполная диаграмма

Разработанный в 60-х годах психологом Эллисом Полом Торрансом, тест творческого мышления Торранса (TTCT) стремился выявить ориентированную на творчество альтернативу тестированию IQ. Одним из самых знаковых элементов TTCT был тест на неполную фигуру - задание на рисование, похожее на игру с изысканным трупом. Вам дается форма, подобная показанной ниже, а затем предлагается завершить изображение. Вот несколько завершенных изображений из замечательной статьи Daily Beast: Попробуйте сами : Распечатайте эти цифры и дайте себе пять минут, чтобы посмотреть, во что вы можете их превратить.Необычная тематика, предполагаемые истории, юмор и оригинальная точка зрения - все это приносит высокие оценки.

Тест «Неполная фигура» - это задание на рисование, похожее на игру с изысканным трупом.

3. Загадки

«Ящик без петель, ключа и крышки, но внутри спрятано золотое сокровище. Что это такое?" - спрашивает Бильбо Бэггинс в книге Толкина «Хоббит ». Загадки задают вопрос, на который поначалу кажется, что нет ответа, пока внезапно не приходит ответ в виде вспышки озарения: «Ага! Это яйцо! " Психологи используют загадки, чтобы измерить творческий потенциал решения проблем, или конвергентное мышление .В отличие от теста альтернативного использования, здесь цель состоит в том, чтобы получить один правильный ответ (а не как можно больше ответов). Попробуйте сами: Вот загадка, использованная в недавнем исследовании, показывающая, что люди более креативны, когда они устают: Мужчина женился на 20 женщинах в небольшом городке. Все женщины живы, ни одна из них не разведена. Мужчина не нарушал никаких законов. Кто человек? Чтобы найти решение, посмотрите нижний колонтитул этой статьи.

Психологи используют загадки, чтобы измерить творческий потенциал решения проблем, или конвергентное мышление .

4. Удаленные партнеры

Тест Remote Associates берет три не связанных между собой слова, таких как «Falling - Actor - Dust», и просит вас придумать четвертое слово, которое соединяет все три слова. В этом случае ответ - «звезда», как в «падающая звезда», «кинозвезда» и «звездная пыль». Вам не удастся решить этот тип проблемы, методично перебирая все составные слова и синонимы слов «падающий», «актер» и «пыль» и сравнивая их друг с другом. Как и в случае с загадками, решения обычно возникают как озарение. (Видимо, пьянство тоже помогает.) Попробуйте сами: Время - Волосы - Растяжка - Раунд - Теннисная боль - Охотник - Капуста Ответы на вышеуказанные вопросы находятся в нижнем колонтитуле.

В случае проблем с удаленной ассоциацией решения обычно возникают в мгновение ока.

5. Проблема свечи

Задача со свечой - классический тест на творческое решение проблем, разработанный психологом Карлом Дункером в 1945 году. Испытуемым дают свечу, коробку канцелярских кнопок и книгу спичек и просят прикрепить зажженную свечу к стене так, чтобы она не будет капать воск на стол, расположенный ниже.Тест бросает вызов функциональной неподвижности, когнитивной предвзятости, которая затрудняет использование знакомых объектов ненормальным образом. Недавно его использовали, чтобы доказать, что жизнь за границей делает вас более творческими. Попробуйте сами: Уже разобрались? Вот подсказка: на столе есть свеча, коробка с кнопками и книга спичек . .. Чтобы узнать решение, нажмите здесь. - Over To You Пройдите один или два из вышеперечисленных тестов в двух разных условиях (например,г. утром и вечером, дома и на работе), чтобы узнать, когда вы наиболее креативны. Сообщите нам свои результаты! - Ответы - Загадка: священник . Удаленные сотрудники (по порядку): Длинный, Стол, Зав.

Творчество

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все большее число исследователей сходится во мнении, что творчество - это не удел и привилегия избранных, избранных лиц, а способность к нему является особенной, исключительной безвозмездной.Данная интерпретация творчества позволяет преодолеть искусственно созданную пропасть между обычным человеком и гением. Таким образом простой человек обретает новые горизонты и возможности развития, а гений теряет свой божественный и мистический ореол.
Современная гуманистическая психология утверждает, что творчество является неотъемлемым атрибутом и подлинной сущностью человека, что каждый из нас обладает универсальным стержнем творческих способностей и что в каждом человеке спит гений.
Многие ученые считают, что сегодня человечество находится только в начале своего духовного развития, и каждый человек не осознает своих истинных способностей и возможностей, используя и выполняя в своей реальной жизни лишь их незначительную часть.Таким образом, несоответствие индивидуальной актуальной и идеальной сущности, а также того, кем он является, и кем он должен и может стать, является его наиболее глубоким и сущностным противоречием. Именно это ключевое противоречие «просвечивает» все внутренние и внешние конфликты человека и служит неявной причиной всех его жизненных проблем.
Важнейшей проблемой современной психологии становится поиск путей и методов раскрытия сокровенных пластов человеческой сущности, активизации его высшего «Я» и приближения человека к его подлинной сущности.Здесь основная проблема - как научить человека - естественным образом трансформируется в проблему - как наиболее эффективно реализовать его неисчерпаемые возможности, как сделать человека счастливым, как наполнить его жизнь смыслом и высшими ценностями, как помочь ему преодолеть свою ограниченность и обрести способность легко, красиво и эффективно справляться с влиянием усложняющейся окружающей среды.
Проблема пробуждения, активизации и формирования творческого потенциала каждого человека особенно актуальна в наше время, которое характеризуется возрастанием сложности, динамизма и множественности разнородных проблем и конфликтов.Именно их успешное, красивое и продуктивное решение составляет суть экономического, политического и духовного прогресса общества. По мнению современных американских исследователей творчества, выявление и развитие творческих личностей является проблемой государственной важности, и те государства, которые создают для этого условия, будут иметь большие преимущества.
Наверное, можно утверждать, что именно цельная творческая личность, определяемая присваиваемыми высшими ценностями и идеалами, способная создавать новые оригинальные идеи, гипотезы и способы решения сложных жизненных проблем, является реальным, подлинным богатством нации.
Каждый человек просто «обречен» на творчество, на пробуждение и реализацию своей творческой сущности, на исполнение своей творческой миссии и судьбы. Только в творчестве человек может снова найти себя, слиться с подлинным «Я», найти оправдание своему существованию.
Понимание творчества как высшей степени любого вида деятельности ставит перед человеком задачу насыщения каждого момента, каждого акта своей жизни элементами творчества, вводя их в диалог, в саморазвитие, в восприятие себя. природа и продукты культуры, в решении множества жизненных проблем.Таким образом, именно нестандартное и эффективное решение различных проблем и конфликтов, с которыми человек сталкивался в своей жизни, составляет суть творческого, проблемного отношения к действительности.
Вместе с тем творчество имманентно связано с познавательным, эстетическим и игровым отношением к миру, с захватывающим постижением тайной сущности вещей и открытием «мистического» очарования таинственности, с отождествлением с живыми и неодушевленными предметами мира. внешний мир, чтобы ощутить их универсальную красоту и гармонию.Он предполагает обретение «фантастической всемогущей силы», способности оживлять, укреплять и концентрировать сущность предметов, свободно манипулировать их свойствами, состоянием и формами, создавать из них новые полезные комбинации и узоры.
Творчество служит источником духовного и душевного здоровья, гармонизирует внутренний мир человека, придает ему смысл существования, повышает самооценку и укрепляет веру в себя. Любой творческий акт сопровождается активацией и синтезом интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, выходом за пределы самоограничений, а также интегрированным, спонтанным и искренним самовыражением истинной сущности.При этом творческая деятельность, ведущая к созданию новых продуктов и ценностей, сопровождается саморазвитием и самосовершенствованием человека, формированием и развитием ее новых качеств. При этом здоровые творческие личности отличаются ярко выраженной индивидуальностью и направленностью на общечеловеческие интересы, непосредственность и, искренность и терпимость, идеализм и ориентацию на реальность, доброжелательность и остроумие.
В то же время в творчестве человек не только находит максимальную степень личной интеграции, но также идентифицируется, переживает и присваивает высшие ценности, которые становятся внутренними детерминантами ее поведения. Именно творчество объединяет личные и социальные цели, сочетает личный интерес с общественной значимостью и пользой.
В связи с необходимостью обостряется проблема «ресакрализации» творчества, возврата его утраченной социальной значимости и безусловной ценности. Проблема пробуждения, активизации и формирования творческих способностей личности должна проникать во всю систему образования, от семьи. , в том числе дошкольные, школьные и университеты, а также специальные курсы и обучение для всех возрастных групп.По этой причине в современные образовательные программы необходимо включать творческие и дедуктивные игры, тренинги, семинары, специальные курсы по ознакомлению с основными законами творческой деятельности, по развитию интуиции, воображения и базовых навыков медитации. Очень перспективно обучить школьников основным правилам и приемам творческой деятельности, а также таким продуктивным методам активизации творческого потенциала, как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ и другие.
Существующая система школьного обучения в основном направлена ​​на усвоение обширных теоретических знаний, на развитие логики, дискурсивного метода познания мира.При этом по мере репродуктивного накопления учащимися материала тормозятся процессы правого мозга, отвечающие за воображение, интуицию, образность и эмоциональность, и развиваются преимущественно формальная логика и механические приемы запоминания. При этом в учебных заведениях сохраняются традиции «социоцентризма», вкладывая коллективную индивидуальность, втискивая неповторимость и несравнимость конкретного человека в «прокрустово ложе» актуальных групповых норм и правил.
В настоящий момент проблема, а тем более трагедия скрытых, заблокированных талантов все больше и больше обостряется.Одаренные дети отличаются крайней уязвимостью и сверхчувствительностью к негативным и неадекватным образовательным воздействиям, а также отказом от неэффективных форм обучения. Они интуитивно отказываются и сопротивляются стереотипным и репродуктивным методам обучения, почти не переживают своего протеста и не понимают его причин. Очень печально, что зачастую родители, воспитатели и учителя тоже не понимают этих причин, негативно оценивают данных учеников, навешивают на них ярлыки упрямых, истеричных, ленивых и даже интеллектуально неполноценных детей.Очевидно, что только подготовленный творческий педагог и воспитатель, знакомый с основными законами творческой деятельности, вооруженный методами диагностики и активизации творческих способностей, сможет почувствовать, открыть и воспитать творческую личность.
Именно к проблеме восстановления и утверждения понимания творчества как высшей ценности и драгоценного дара, как подлинной человеческой сущности и судьбы, как источника наслаждения и действенного средства приближения человека и общества к идеалу, это книга посвящена.
Вместе с тем предпринята попытка обобщить и упорядочить существующие подходы к сущности, структуре и основным механизмам творческой деятельности. Прежде всего, основное внимание было уделено конкретным методам диагностики и активизации творческих способностей, специальным методикам, стандартам и способам эффективного решения разнообразных жизненных проблем. Именно такой подход к творчеству позволяет приблизить его к реальной, повседневной жизни и придать теоретическим знаниям заметный прагматический характер.

Творчество и творческое мышление

Совместите традиционный мозговой штурм с творческим техники мышления, и вы получите продвинутый мозговой штурм


Что такое творчество?

Творчество - это создание чего-то, чего раньше не было, либо как продукт, процесс или мысль.

Вы проявите креативность, если вы:

  • Изобретайте то, чего раньше никогда не было
  • Придумайте что-нибудь, что существует где-то еще, но вы не знаете
  • Изобретите новый процесс для чего-то
  • Повторно применить существующий процесс или продукт на новом или другом рынке
  • Разработайте новый взгляд на что-либо (привнесите новую идею в существование)
  • Измените то, как кто-то на что-то смотрит
Фактически, мы все творческие каждый день, потому что мы постоянно меняем идеи, которые у нас есть о мире вокруг нас. Творчество не обязательно о разработке чего-то нового для мира, это больше связано с разработкой что-то новое для себя. Когда мы меняемся, мир меняется вместе с нас , как в том смысле, что наши изменившиеся действия влияют на мир, так и изменившимся способом восприятия мира.

Творчество можно использовать для улучшения продуктов, процессов и услуг, и могут быть использованы в первую очередь для их создания. Ожидается, что увеличение ваше творчество поможет вам, вашей организации и вашим клиентам стать счастливее за счет улучшения качества и количества выпускаемой продукции.


Что такое творческое мышление?

Творческое мышление - это процесс, который мы используем, когда придумываем новый идея. Это слияние идей, которые раньше не сливались. Мозговой штурм это одна из форм творческого мышления: она работает путем объединения чужих идей с вашим собственным, чтобы создать новый. Вы используете чужие идеи как стимул для себя.

Этот творческий процесс мышления может быть случайным или преднамеренным .

Без использования специальных техник творческое мышление все же возникает, но обычно случайным образом ; как шанс, заставляющий вас думать о что-то по-другому, и тогда вы обнаружите полезное изменение. Другие изменения происходят медленно благодаря чистому использованию интеллекта и логической прогрессии. Используя этот случайный или логический процесс развития, часто требуется много времени. время для разработки и улучшения продуктов.В ускоряющемся и конкурентном миру это явно невыгодно.

Используя специальные техники, можно использовать осознанное творческое мышление развивать новые идеи. Эти техники заставляют объединить широкий спектр идей, чтобы вызвать новые мысли и процессы. Мозговой штурм - одно из это особые приемы, но традиционно все начинается с неоригинальных идей.

Разработка продуктов происходит намного быстрее с использованием этих преднамеренных техники, чем случайно. Многие люди, известные своим творческим подходом эти методы, но не осознают, что они делают это, потому что они не прошли формальное обучение в них. Если вы используете эти осознанные техники во время продвинутые сеансы мозгового штурма, тогда вы тоже будете более творческими.

С практикой, постоянным творческим мышлением (постоянное исследование, вопросы и анализ, которые развиваются через образование, обучение и самосознание) происходит постоянно.Постоянное творчество максимизирует как случайные, так и преднамеренные креативное мышление. Постоянное творчество требует времени и осознанной практики, чтобы стать умелым, но удивительно, как быстро это становится отношением, не техника.

Первый шаг, который нужно сделать - это изучить методы творческого мышления, чтобы вы можете сознательно использовать их, чтобы придумывать новые идеи. Тогда ты будешь с немедленным преимуществом перед теми, кто не знает, как ими пользоваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *