Концепция личности фрейда: суть, стадии, описание. Прошлое воздействует на настоящее

Концепция личности фрейда: суть, стадии, описание. Прошлое воздействует на настоящее

Содержание

Психодинамическая теория (психоанализ) З. Фрейда

22 марта в 07:00

Исследовния в психологии,

Главным источником развития личности Фрейд считал врождённые биологические факторы (инстинкты), которые порождают энергию либидо (влечение, желание). Она является энергией жизненных поступков человека и находит разрядку в сексуальном поведении. По мнению учёного, между инстинктами и влечениями с одной стороны и между сознанием и морально-этическими нормами с другой, происходит сложное динамическое взаимодействие. Регулируется это взаимодействие поведением человека. Причём, главную роль в этом играет бессознательное. Такое объяснение послужило появлению целого направления в теории личности как психодинамического (психоанализ).

Структурная модель личности по Фрейду

Фрейд считал, что зрелая личность состоит из трёх начал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-эго (Сверх-Я).

Ид (Оно) представляет собой примитивные, врождённые и инстинктивные аспекты личности, оно функционирует в бессознательном и связано с биологическими побуждениями (сон, еда, дефекация и т. д.), наполняя поведение человека энергией. Ид содержит страсти, и как биологическое начало оно иррационально и аморально. Подчиняется Ид принципу удовольствия и сохраняет центральное положение для индивида в течение всей жизни. Согласно Фрейду, Ид (Оно) — это нечто тёмное, биологическое, не регулируемое ни законами, ни правилами. Это исходная структура психики, которая даёт разрядку психической энергии, но происходит это в импульсивной и иррациональной форме.

Эго (Я) — это совокупность осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, ответственных за принятие решений. Эго удовлетворяет желания Ид в той мере, какой позволяют реальные обстоятельства и ориентируется на ограничения, налагаемые внешним миром. То есть, какими бы желания не были, необходимо учитывать реальность, терпеть отсрочку своих потребностей, пока не создадутся приемлемые условия. Выход либидозной энергии тормозится или направляется в другое русло, приемлемое для данной ситуации.

Супер-эго (Сверх-Я) — это носитель моральных норм, критик и цензор всех желаний человека. Супер-эго формируется под воздействием общества на сознание и подсознание человека, принятием им ценностей и норм общественной морали. Главным источником формирования Супер-эго являются родители, близкие, учителя и воспитатели, те люди, с которыми человек вступает в длительные отношения на протяжении всей жизни

Как взаимодействуют Ид, Эго и Супер-эго?

Родившись, ребёнок имеет только Ид (Оно) и живёт по принципу удовольствий. Когда он сталкивается с запретами со стороны родителей и окружающих его людей, он развивается как личность и появляются Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я). Следовательно под давлением общества, в котором он живёт, у него антагонистические отношения с ним, но без этого давления невозможен и личностный рост.

По мнению Фрейда, Ид требует удовлетворения инстинктов, бессознательно направляет психическую энергию, чтобы урегулировать психические процессы и состояния человека. Неосознаваемые влечения, которые посылает Ид, находятся в постоянном конфликте с Супер-эго, т.е. с нравственными нормами. Постоянные противоречия между ними разрешает Эго (Я). Эго примиряет обе стороны так, чтобы влечения Ид были удовлетворены, но не нарушались нравственные нормы.

Фрейдовская модель личности (Ид, Эго, Супер-эго) разделена на три зоны: бессознательное, предсознательное и сознание. Сознание — это вершина, предсознательное и бессознательное — это «подводная» часть. Ид полностью находится в бессознательном и недоступно сознанию. Супер-эго формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми и обществом. Содержание предсознательного может быть осознано человеком, но требует усилий. Механизмом формирования Супер-эго у ребёнка является идентификация с близким взрослым по полу, черты и качества которого становятся содержанием Супер-эго. Становление психики и Супер-эго у детей проходит через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек.

Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек

По греческой мифологии, царь Эдип убил отца и женился на своей матери, не зная, что она его мать. Фрейд считал, что в Эдиповом комплексе скрывается суть постоянно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу. То есть, мальчик испытывает влечение к матери, а отца считает соперником — это вызывает и восхищение, и страх, и ненависть у ребёнка. Он желает походить на отца, но при этом и хочет его смерти, боясь кастрации за влечение к матери. Преодоление Эдипова комплекса у мальчиков проходит в возрасте 5-6 лет. В это время у них формируется Супер-Эго.

Комплекс Электры у девочек связан с тягой к отцу и неприязнью к матери, развивается в возрасте 5-6 лет. Появление этого комплекса также связано с греческой мифологией и отображено в поведении Электры, которая уговаривает своего брата Ореста убить мать и её любовника, тем самым отомстить за смерть отца. Первая любовь у девочек появляется к матери. Но впоследствии она видит физическую разницу в структуре тела, у неё нет пениса, как у отца и брата, развивается зависть, что является психическим аналогом страха кастрации для мальчиков.

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).

Оральная стадия (до 1 года) — в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.

Анальная стадия (1-3 года) — аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек — комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (5-12 лет) — это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т. к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.

Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.

Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.

Рационализация — это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично

Проекция — это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.

Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.

Мнение

Вначале, как положено, о хорошем. Безусловно, заслуги З. Фрейда в области психотерапии и психологии велики. Он первым создал развёрнутую теорию развития личности, создал оригинальный метод лечения невротических расстройств, на основе самоанализа разработал систему клинических наблюдений, обосновал и ввёл в практику свою методику исследования психических процессов, которые невозможно было изучить в то время другими способами. Открыл то, что находится за пределами нашего сознания. Но!

Не все исследования Фрейда получили научное признание, хотя его идеи нашли своё воплощение в практике и привлекли внимание многих учёных. Но как отнестись к стадиям развития личности (оральная, анальная, фаллическая и др.)? Как отнестись к Эдипову комплексу и Электры? Так и хочется задать вопрос Великому Сигизмунду Шломо Фрейду: «Вы это серьёзно?» Получается, что без сексуального влечения, даже у детей, никакого личностного развития? Ой ли? Может поэтому лечение ребёнка не дало результата и врач работал только со взрослыми? А может во всём виновато биполярное расстройство учёного?

1. Психодинамическая теория личности з. Фрейда

Введение

Психодинамическая теория личности как основа психоанализа

Психосексуальные стадии развития

Психоаналитическая терапия

Развитие психоанализа

Список использованной литературы

Введение

Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З.

Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.

В основу теории общего психического развития легла концепция о стадиях детской сексуальности, которой посвящена отдельная глава моего реферата (“Психосексуальные стадии развития”). На её базе Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации.

Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте. Фрейд определял его как переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие одновременно чувства и поведение. Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера.

Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах её функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие психоаналитические лечебные методы. Как цель психоаналитической терапии он называл максимально глубокое развитие бессознательных психических процессов и представление их сознанию для интеграции.

Также в числе основателей психоанализа называют двух ближайших учеников Фрейда – Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, которые отошли от психоанализа в силу принципиальных различий и создали свои теории (аналитическая психология и индивидуальная психология соответственно). Дальнейшее развитие психоанализа шло в рамках неопсихоанализа. Особую роль в нём сыграло направление, придающее большее значение социокультуральным факторам в развитии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и формирование невротических симптомов. Среди его представителей – Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх и др. Краткому описанию взглядов представителей этого направления психоанализа также отведена отдельная глава моего реферата (“Развитие психоанализа”).

Вкратце рассмотрю психодинамическую теорию личности Фрейда как основу психоанализа и психоаналитической терапии.

Термин “психоанализ” имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Рассмотрю сначала взгляды Фрейда на организацию психики. Согласно его структурной модели, в психической жизни можно выделить три основные структуры: ид (Оно), эго (Я) и суперэго (сверх Я). Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами, придавая огромное значение этому делению как предпосылке психоаналитической теории.

Ид (от латинского “оно”) означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности и наполняет поведение человека энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений. Являясь исходной структурой психики, “Оно” выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, Ид может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. 

Фрейд также описал два процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Рефлекторные действия не всегда эти действия приводят к снятию напряжения, и тогда вступают в действия первичные процессы, формирующие психические образы, связанные с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы – нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. С момента осознания существования внешнего мира человеком, возникает следующая структура – эго.

Эго (от латинского “я”) – это компонент психики человека, отвечающий за принятие решений. Эго черпает из Ид часть энергии для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом. Одной из основных целей психоаналитической терапии является освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики.

Суперэго (“сверх-Я”) – последний компонент развивающейся личности – система ценностей, норм и этики, разумно совместимые с принятыми в окружении человека. Суер-Эго это морально-этическая сила личности, являющаяся следствием продолжительной зависимости от родителей. Суперэго подразделяется на две подсистемы – совесть и эго-идеал, и считается сформировавшимся, когда родительский контроль сменяется самоконтролем.

Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Движущими силами поведения Фрейд считал инстинкты – психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Каждый человек имеет ограниченное количество психической энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Фрейд выделял две группы инстинктов – инстинкты жизни и смерти. Первая группа (Эрос) включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида, например, сексуальный инстинкт. Энергия сексуального инстинкта получила название либидо. Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы. Вторая группа – инстинкты смерти (Танатос) – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.

Высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты из-за проблем на работе.

Одной из функций эго является тревога, и её назначение состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, давая возможность личности в угрожающих ситуациях реагировать адаптивно. Психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги. Реалистическая тревогаэто эмоциональный ответ на угрозу и понимание реальных опасностей внешнего мира. Невротическая тревога – эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными. Моральная тревога возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда.

Помогают избегать неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме так называемые защитные механизмы эго: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, отрицание и сублимация. Согласно Фрейду, серьезные психологические проблемы возникают тогда, когда способы защиты эго приводят к искажению реальности.

Психоаналитическая теория Фрейда – это пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека зависимым от внутренних психологических конфликтов. Из анализа теории следует, что Фрейд был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии.

Черты личности и психоаналитическая теория Фрейда

Кэтрин А. Сандерсон, Амхерстский колледж

Пятифакторная модель, или «Большая пятерка», показывает, что черты людей, сгруппированные определенным образом, остаются стабильными во времени и могут предсказывать поведение. Согласно этой модели, черты людей группируются по пяти основным параметрам: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Эмоциональный интеллект положительно коррелирует с этими факторами.

Пятифакторная модель показывает, что человеческие черты могут предсказывать поведение. (Изображение: fran_kie/Shutterstock)

Критика пятифакторной модели

Есть пара критических замечаний по пятифакторной модели. Одна из проблем связана с тем, что психологи называют противоречием между личностью и ситуацией. Совершенно очевидно, что наши личностные качества могут влиять на наше поведение. Но также ясно, что ситуация, в которой мы находимся, может иметь еще более сильное влияние. У большинства из нас бывают периоды, когда мы довольно тихие и застенчивые — скажем, в новой ситуации или в ситуации, когда мы не знаем многих людей. Это не делает нас интровертами. Таким образом, не совсем ясно, в какой степени на наше поведение влияют наши черты характера, а также ситуация, в которой мы находимся.

Связанная с этим проблема связана с тем, что значит сказать, что черты личности относительно стабильны во времени. Насколько на самом деле меняются черты? Например, в какой степени черты меняются по мере того, как люди растут и взрослеют? Одно недавнее лонгитюдное исследование показало, что с возрастом люди склонны проявлять больше эмпатии; что имеет смысл, поскольку мы, вероятно, становимся лучше с практикой и большим количеством отношений, когда смотрим на мир чужими глазами. Эмпатия не входит в число черт Большой пятерки, но эмпатия положительно коррелирует с доброжелательностью. И другие лонгитюдные исследования показывают, что приятность сама по себе имеет тенденцию увеличиваться на протяжении всей жизни.

Третье и преднамеренное упущение в описании личности Большой пятерки — это роль бессознательных факторов в личности. В конце концов, пятифакторная теория черт фокусируется на личности как на функции поведенческих черт, которые мы можем наблюдать. Но это поставило ее в противоречие с самой ранней и самой противоречивой теорией личности, разработанной Зигмундом Фрейдом, которая описывала личность как коренящуюся в основном в бессознательном.

Эта статья взята непосредственно из содержания серии видео  Введение в психологию . Смотрите прямо сейчас на Wondrium .

Психоаналитическая перспектива Фрейда

Фрейд считал, что личность состоит из трех различных уровней сознания или осведомленности. (Изображение: Max Halberstadt/Public domain)

Согласно психоаналитической точке зрения Фрейда, личность состоит из трех различных уровней сознания или осведомленности. Наименьшая часть личности — это наше сознание, то, что мы активно осознаем и о чем можем думать. Во-вторых, чуть ниже уровня осознания находится наше предсознание, которое относится к мыслям, мотивам и воспоминаниям, которые мы можем довольно легко довести до сознания. Но, согласно Фрейду, третья и самая важная часть личности — это бессознательное, состоящее из мыслей, желаний, чувств и воспоминаний, о которых мы в значительной степени не сознаем. Первоначально Фрейд использовал термины бессознательное и подсознание взаимозаменяемо, но сегодня психологи используют термин бессознательное.

Дело не только в том, что мы не осознаем того, что находится в нашем бессознательном; с точки зрения Фрейда, мы активно работаем над тем, чтобы подавить или заблокировать неприемлемые мысли или желания в нашем сознании. Фрейд считал, что эти бессознательные желания слишком болезненны, чтобы их признавать, но, несмотря на все наши усилия, эти бессознательные желания просачиваются в наши сны, наши физические симптомы и во многие аспекты повседневной жизни. Вот почему выражение «оговорка по Фрейду» описывает небольшую оговорку, которая, как считается, отражает сильные бессознательные чувства, которые мы обычно скрываем.

Теория личности Фрейда

Теория личности Фрейда почти полностью основана на его предположении, что мы вытесняем болезненные переживания и желания, что мы изгоняем их в бессознательное, потому что они слишком болезненны, чтобы их осознавать. Однако подавление на самом деле является довольно редкой психической реакцией на травму. На самом деле, люди, которые пережили очень травмирующие события — концлагерь, сексуальное насилие, боевые действия — часто не могут блокировать эти тревожные переживания из своего разума. Вместо этого они испытывают повторяющиеся воспоминания и воспоминания об этих событиях. Таким образом, вытеснение, по-видимому, встречается гораздо реже, чем предполагал Фрейд.

В дополнение к предположению, что личность действует на трех различных уровнях сознания, Фрейд также считал, что личность состоит из трех различных ментальных структур: во-первых, полностью бессознательного Ид, части личности, которая полностью сосредоточена на удовлетворении основного «принципа удовольствия». влечения, такие как голод, жажда, секс и агрессия. Далее следует эго, в значительной степени сознательное, действующее по «принципу реальности». Наконец, есть суперэго, которое сосредотачивается на внутренних идеалах и стандартах суждения и действует на основе «принципа морали».

Защитные механизмы

Во многих случаях эго не может найти способ сбалансировать потребности ид и суперэго, что приводит к значительному беспокойству.

Согласно Фрейду, эго затем использует множество различных стратегий, чтобы попытаться каким-то образом уменьшить или перенаправить эту тревогу. Все эти стратегии, известные как защитные механизмы, преследуют одну и ту же цель — изгнать вызывающие тревогу мысли, чувства и воспоминания из сознания. Но они действуют исключительно на бессознательном уровне.

Хотя многие части теории Фрейда не были подтверждены эмпирическими исследованиями, широко распространено мнение, что людям нравится чувствовать себя хорошо, и блокирование угрожающих чувств может быть эффективной стратегией для улучшения самочувствия. Проведенный в 1998 году обзор доказательств семи из предложенных Фрейдом защитных механизмов нашел поддержку некоторых из них, в частности, отрицания и формирования реакции.

Общие вопросы о чертах личности и психоаналитической теории Фрейда

В: Что такое противоречие между личностью и ситуацией?

Противоречие между личностью и ситуацией означает, что хотя наши личностные черты могут влиять на наше поведение, также ясно, что ситуация, в которой мы находимся, может иметь еще более сильное влияние. Таким образом, не совсем ясно, в какой степени на наше поведение влияют наши черты, а также ситуация, в которой мы находимся.

В: Согласно Фрейду, какие три различных уровня сознания составляют личность?

Согласно психоаналитической теории Фрейда, личность состоит из трех различных уровней сознания или осведомленности. Наименьшая часть личности — это наше сознание, то, что мы активно осознаем и о чем можем думать. Во-вторых, чуть ниже уровня осознания находится наше предсознание, которое относится к мыслям, мотивам и воспоминаниям, которые мы можем довольно легко довести до сознания. Но, согласно Фрейду, третья и самая важная часть личности — это бессознательное, состоящее из мыслей, желаний, чувств и воспоминаний, о которых мы в значительной степени не сознаем.

В: Какова цель защитных механизмов?

Эго использует множество различных стратегий, чтобы попытаться уменьшить или перенаправить тревогу. Эти стратегии известны как защитные механизмы. Цель защитных механизмов — изгнать вызывающие тревогу мысли, чувства и воспоминания из сознания.

Продолжайте читать


Открытость: объяснение пяти основных типов личности
Наука, стоящая за пятью основными типами личности
Действительно ли противоположности притягиваются?

Теория личности Фрейда | Психология

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим: — 1. Введение в теорию личности Фрейда 2. Исследования, связанные с теорией Фрейда — Исследование бессознательного 3. Теория Фрейда — Общая оценка 4. Другие психоаналитические взгляды — Фрейда Ученики… и перебежчики.

Введение в теорию личности Фрейда:

Фрейд начал частную медицинскую практику вскоре после окончания медицинского института. Поворотный момент в его ранней карьере наступил, когда он выиграл исследовательский грант и поехал в Париж, чтобы понаблюдать за работой Жана-Мартена Шарко, который тогда использовал гипноз для лечения нескольких видов психических расстройств.

Когда Фрейд вернулся в Вену, он работал с Йозефом Брейером, коллегой, который использовал гипноз для лечения истерии — состояния, при котором люди испытывали физические симптомы, такие как слепота, глухота или паралич рук или ног, для которых, казалось, не быть основной физической причиной.

РЕКЛАМА:

На основе этого опыта и растущей клинической практики Фрейд постепенно разработал свои теории человеческой личности и психических заболеваний. Его идеи были сложными и затрагивали множество различных вопросов. Однако в отношении личности наиболее важными являются четыре темы: уровни сознания, структура личности, механизмы тревоги и защиты и психосексуальные стадии развития.

1. Уровни сознания: под верхушкой айсберга :

Фрейд рассматривал себя как ученого, и он применил к задаче понимания человеческого разума некоторые из возникших тогда идей о сенсорных порогах и возможности реагируя на стимулы, о которых мы не можем сообщить. Вскоре он пришел к поразительному заключению, что большая часть разума лежит под поверхностью, ниже порога сознательного опыта. Над этой границей находится область сознания.

Сюда входят наши текущие мысли: все, о чем мы думаем или переживаем в данный момент. Под этим сознательным царством находится гораздо большее предсознание. Это содержит воспоминания, которые не являются частью текущей мысли, но могут быть легко вызваны в голову, если возникнет необходимость. Наконец, ниже предсознательного и образуя большую часть человеческого разума, находится бессознательное, мысли, желания и импульсы, о которых мы остаемся в значительной степени неосознанными.

РЕКЛАМА:

Хотя некоторые из этих материалов всегда были бессознательными, Фрейд полагал, что многие из них когда-то были сознательными, но активно вытеснялись из сознания, потому что слишком вызывали тревогу. Например, Фрейд утверждал, что постыдные переживания или неприемлемые сексуальные или агрессивные побуждения часто загоняются глубоко в бессознательное. Однако тот факт, что мы не осознаем их, никоим образом не мешает им влиять на наше поведение.

Действительно, Фрейд считал, что многие из симптомов, испытываемых его пациентами, были замаскированными и косвенными отражениями подавленных мыслей и желаний. Вот почему одна из основных целей психоанализа — метода лечения психологических расстройств, разработанного Фрейдом, — вернуть в сознание вытесненный материал. Предположительно, как только такой материал осознается и пациенты получают представление о раннем жизненном опыте, который в первую очередь заставлял их вытеснять его, важные причины психических заболеваний устраняются.

Фрейд считал, что одним из способов исследования бессознательного является толкование снов. Фрейд считал, что во сне мы можем выражать импульсы и желания, которые мы считаем неприемлемыми в часы бодрствования. К сожалению, научных подтверждений этой точки зрения мало.

2. Структура личности: Ид, Эго и Супер-Эго :

Фрейд предположил, что личность состоит в основном из трех частей: Ид, Эго и Супер-Эго. Оно состоит из всех наших примитивных врожденных побуждений. К ним относятся различные телесные потребности, половое влечение и агрессивные импульсы. Согласно Фрейду, Оно полностью бессознательно и действует в соответствии с тем, что он назвал принципом удовольствия: оно требует немедленного, тотального удовлетворения и не способно учитывать потенциальные затраты на достижение этой цели.

К сожалению, в мире мало возможностей для мгновенного удовольствия. Более того, попытка удовлетворить многие из наших врожденных побуждений вскоре приведет нас к серьезным проблемам. Именно в ответ на эти факты развивается вторая структура личности, эго. Задача эго состоит в том, чтобы сдерживать ид до тех пор, пока условия не позволят удовлетворить его импульсы.

Таким образом, эго действует в соответствии с принципом реальности. Оно учитывает внешние условия и последствия различных действий и направляет поведение так, чтобы максимизировать удовольствие и минимизировать боль. Эго частично сознательно, но не полностью; таким образом, некоторые из его действий, например, его вечная борьба с Ид, находятся за пределами нашего сознательного знания или понимания.

Последний аспект личности, описанный Фрейдом, — это суперэго. Он тоже стремится контролировать удовлетворение импульсов Ид; но, в отличие от эго, с точки зрения морали оно озабочено тем, являются ли правильными или неправильными различные способы, которые потенциально могут удовлетворить импульсы Оно. Суперэго позволяет нам удовлетворять такие импульсы только тогда, когда это нравственно правильно, а не только тогда, когда это безопасно или осуществимо, как того требует эго.

Суперэго приобретается от наших родителей и через опыт и представляет собой усвоение нами моральных учений и норм нашего общества. К сожалению, такие учения часто весьма негибки и оставляют мало места для удовлетворения наших основных желаний, они требуют, чтобы мы все время были хорошими.

Из-за этого факта перед эго стоит еще одна трудная задача: оно должно найти баланс между нашими примитивными побуждениями (Ид) и нашими усвоенными моральными ограничениями (Супер-Эго). Фрейд считал, что эта постоянная борьба между Ид, Эго и Супер-Эго играет ключевую роль в личности и во многих психологических расстройствах.

Более того, он предположил, что борьба часто проявляется в повседневном поведении в том, что стало известно как оговорки по Фрейду — ошибки в речи, которые на самом деле отражают бессознательные импульсы, «прошедшие мимо» эго или суперэго. Пример: «Она соблазняла… Я имею в виду попытку…». По Фрейду, слово «искушение» указывает на неприемлемое сексуальное влечение.

3. Тревога и защитные механизмы: самозащита Эго :

В своей постоянной борьбе за предотвращение вспышки опасных импульсов Ид Эго сталкивается с трудной задачей. Тем не менее, для большинства людей в большинстве случаев эго преуспевает. Однако иногда импульсы Ид становятся настолько сильными, что угрожают выйти из-под контроля. Например, рассмотрим случай вдовы средних лет, которую сильно привлекает парень ее дочери.

У нее уже много лет не было романтических отношений, поэтому ее сексуальное желание быстро достигает высокого уровня. Что будет дальше? Согласно Фрейду, когда ее эго чувствует, что неприемлемые импульсы вот-вот выйдут из-под контроля, оно испытывает тревогу, сильные чувства нервозности, напряжения или беспокойства. Эти чувства возникают потому, что неприемлемые импульсы все ближе и ближе к сознанию, а также все ближе и ближе к пределам эго, чтобы держать их под контролем.

В этот момент, как утверждал Фрейд, эго может прибегнуть к одному из нескольких различных защитных механизмов. Все они предназначены для того, чтобы удерживать неприемлемые импульсы Ид вне сознания и предотвращать их открытое выражение. Защитные механизмы принимают самые разные формы. Например, при сублимации неприемлемый импульс направляется в какое-то социально приемлемое действие.

Вместо того, чтобы пытаться соблазнить молодого человека, как, по словам Фрейда, хочет сделать ID вдовы, она могла бы «усыновить» его как сына и оказать финансовую поддержку для дальнейшего его образования. Другие защитные механизмы описаны в таблице 12.1. Хотя они различаются по форме, все они служат для уменьшения беспокойства, удерживая неприемлемые побуждения и импульсы от прорыва в сознание.

 

4. Психосексуальные стадии развития :

Наиболее спорный аспект теории личности Фрейда; его представления о его формировании или развитии. Взгляды Фрейда в этом отношении можно сгруппировать под заголовком психосексуальных стадий развития, врожденно обусловленных стадий сексуального развития, через которые, по-видимому, все мы проходим и которые сильно формируют характер нашей личности. Однако прежде чем обратиться к самим стадиям, мы должны сначала рассмотреть два важных понятия, относящихся к ним: либидо и фиксация.

Либидо относится к инстинктивной жизненной силе, которая питает Ид. Высвобождение либидо тесно связано с удовольствием, но фокус такого удовольствия и выражение либидо — меняется по мере нашего развития. На каждой стадии развития мы получаем различные виды удовольствия и оставляем небольшую долю нашего либидо — это нормальный ход событий. Однако, если чрезмерное количество энергии либидо связано с определенной стадией, возникает фиксация.

Это может происходить из-за слишком малого или слишком большого удовлетворения на этом этапе, и в любом случае результат вреден. Поскольку человек оставил слишком много «психической энергии», для полноценного развития взрослого человека доступно меньше. Результатом может быть взрослая личность, отражающая стадию или стадии, на которых произошла фиксация.

Иными словами, если слишком много энергии истощается из-за фиксации на ранних стадиях развития, оставшегося количества может быть недостаточно для движения до полного развития взрослого человека. Тогда у человека может проявиться незрелая личность и несколько психологических расстройств.

Теперь вернемся к самим этапам. Согласно Фрейду, по мере того, как мы растем и развиваемся, различные части тела служат средоточием нашего стремления к удовольствию. На начальной оральной стадии, которая длится примерно до восемнадцати месяцев, мы ищем удовольствия в основном через рот.

Если на этом этапе происходит слишком много или слишком мало удовлетворения, человек может зациклиться на нем. Слишком мало удовлетворения приводит к чрезмерной зависимости личности от других; слишком много, особенно после того, как у ребенка выросли зубы, приводит к чрезмерно враждебной личности, особенно из-за словесного сарказма.

Следующий этап происходит в ответ на попытки родителей приучить своих детей к туалету. На анальной стадии процесс выделения становится основным направлением удовольствия. Фиксация на этом этапе, возникающая из-за слишком жесткого опыта приучения к туалету, может привести к тому, что люди станут чрезмерно упорядоченными или компульсивными, они не могут оставить любую работу незавершенной и стремятся к совершенству и аккуратности во всем, что они делают.

Напротив, фиксация, возникающая из-за очень расслабленного приучения к туалету, может привести к тому, что люди будут недисциплинированными, импульсивными и чрезмерно щедрыми. Самого Фрейда вполне можно назвать компульсивным; даже когда он был серьезно болен, он лично отвечал на десятки писем каждый день, даже на письма совершенно незнакомых людей, просивших у него совета.

Примерно в четыре года гениталии становятся основным источником удовольствия, и дети вступают в фаллическую стадию. Фрейд предположил, что в это время мы фантазируем о сексе с нашим родителем противоположного пола. Этот феномен он назвал Эдиповым комплексом, в честь Эдипа, персонажа древнегреческой литературы, который по незнанию убил своего отца, а затем женился на своей матери. Затем на сцену выходит страх наказания за такие желания.

Наиболее опасным наказанием для мальчиков является кастрация, вызывающая тревогу кастрации. Среди девочек самым страшным наказанием является потеря любви. В обоих случаях эти страхи приводят к разрешению Эдипова комплекса и идентификации с родителем того же пола. Другими словами, маленькие мальчики отказываются от сексуальных желаний своих матерей и начинают видеть в своих отцах модели, а не соперников; маленькие девочки отказываются от своих сексуальных желаний ради отца и приходят к своим матерям в качестве моделей.

Возможно, одним из самых противоречивых предположений Фрейда является идея о том, что маленькие девочки испытывают зависть к пенису из-за отсутствия у них мужского органа. Фрейд предположил, что из-за такой зависти девушки испытывают сильное чувство неполноценности и чувства зависти, которые они несут с собой в замаскированной форме даже во взрослой жизни. Как вы легко можете себе представить, многие психологи категорически возражают против этих идей, и для них практически нет доказательств.

После разрешения Эдипова конфликта дети вступают в латентную стадию, во время которой сексуальные побуждения, по Фрейду, минимальны. Наконец, в период полового созревания подростки вступают в генитальную стадию. На этом этапе удовольствие снова сосредоточено на гениталиях.

Однако теперь похоть смешивается с привязанностью, и люди становятся способными к взрослой любви. Помните: согласно Фрейду, переход к этой последней стадии возможен только в том случае, если на более ранних стадиях не возникало серьезной фиксации. При наличии такой фиксации развитие блокируется и возникают различные нарушения.

Исследования, связанные с теорией Фрейда – исследование бессознательного :

Теории Фрейда содержат много интригующих идей; и, как вы, вероятно, знаете, некоторые из них вошли в мировую культуру, люди повсюду говорят о бессознательном, вытесненных импульсах, Ид и Эго и так далее. Поэтому неудивительно, что психологи исследовали по крайней мере несколько из этих идей, тех, которые можно изучить с помощью научных средств.

Фрейд утверждал, что на наши чувства и поведение может сильно влиять информация, которую мы не можем донести до ума или описать словами. Исследования во многих областях психологии показывают, что в какой-то степени это так, хотя психологи называют такую ​​информацию бессознательной, а не «бессознательной», чтобы избежать предположения, что такая информация была подавлена. (Он может быть бессознательным по другим причинам, например, потому что он был представлен так быстро, что его нельзя было распознать.)

Память такого типа позволяет выполнять многие искусные физические действия, такие как завязывание шнурков, игра на музыкальном инструменте или выполнение сложных движений свинга. Хотя такая информация явно присутствует в памяти, вы не можете легко описать ее или облечь в слова. Таким образом, когда кто-то просит вас объяснить, как вы делаете определенный танцевальный шаг, вы можете сказать: «Просто смотрите, я вам покажу». Таким образом, существование процедурной памяти предполагает, что мы часто обладаем информацией, которую не можем описать словами.

Дополнительные доказательства влияния бессознательных мыслей или чувств на наше поведение получены в ходе недавних исследований природы предубеждений. Некоторые исследования показывают, что люди, которые называют себя абсолютно непредубежденными, все же иногда демонстрируют признаки негативных чувств или эмоций по отношению к представителям групп меньшинств, чувства, о которых они, по-видимому, в значительной степени не подозревают. Возьмем, к примеру, гениальное исследование Ванмана и его коллег.

В этом исследовании белых участников обоих полов попросили представить себе работу над несколькими совместными задачами (например, командный забег, командное соревнование по дебатам, командный исследовательский проект) с партнером, который был либо белым, либо афроамериканцем.

Им также было предложено представить, что их результаты в каждой ситуации будут определяться либо их совместными усилиями, либо их собственными индивидуальными действиями. Пока участники представляли себе эти ситуации, исследователи записывали электрическую активность лицевых мышц участников, связанную с улыбкой и хмурым взглядом.

Исследователи предсказали, что, хотя участники не будут сообщать о более негативном отношении к чернокожим, чем к белым партнерам, их лицевые мышцы будут проявлять большую активность, свидетельствующую о негативных эмоциональных реакциях, когда их воображаемый партнер был черным, чем когда этот человек был белым. Более того, они рассудили, что это произойдет как при независимом, так и при совместном вознаграждении.

Участники действительно демонстрировали больше признаков отрицательной эмоциональной реакции на мысли об афроамериканском партнере. Более того, это было так, несмотря на то, что участники на самом деле сообщали о более позитивном отношении к своим партнерам, когда эти люди предположительно были черными, чем когда они предположительно были белыми.

Они просто скрывали свои предвзятые взгляды? Дополнительные данные свидетельствуют о том, что это не так. Участники исследования искренне верили, что они беспристрастны, и на чисто вербальном уровне так оно и было. Однако внутри они, казалось, таили в себе остаточные негативные чувства по отношению к афроамериканцам.

Дополнительная поддержка существования бессознательной информации обеспечивается подсознательным восприятием. Заявления о подсознательном восприятии были преувеличены, особенно в отношении его предполагаемой ценности как учебного пособия или маркетинговой техники. Тем не менее нет никаких сомнений в том, что иногда на нас могут влиять раздражители, о которых мы не подозреваем.

Итак, еще раз, в результатах исследований есть некоторая поддержка предположения Фрейда о том, что на нас могут влиять информация или чувства, которые мы не можем описать, хотя его предположение о том, что вытеснение ответственно за изгнание таких мыслей, почти или совсем не подтверждается. сознания в первую очередь.

Теория Фрейда – общая оценка :

Место Фрейда в истории обеспечено. Его идеи и труды оказали глубокое влияние на общество. А как насчет его теории личности? Принимается ли это в настоящее время большинством психологов? Как вы, наверное, догадались из моих предыдущих комментариев, ответ определенно нет. Причины понятны.

Во-первых, многие критики отмечали, что теория Фрейда вообще не является научной теорией. Правда, как мы только что видели, некоторые его идеи или вытекающие из них гипотезы можно проверить. Но многие понятия в его теории не могут быть измерены или изучены систематически. Как, например, можно наблюдать Ид, фиксацию или психическую энергию, содержащуюся в либидо? Теория, которую нельзя проверить, в значительной степени бесполезна, и эта критика применима ко многим идеям Фрейда.

Во-вторых, некоторые из предложений Фрейда не согласуются с результатами современных исследований, например, с его представлениями о значении снов. В-третьих, при построении своей теории Фрейд в значительной степени опирался на небольшое количество тематических исследований, не более дюжины. Почти все эти люди происходили из богатых семей и жили в большом и развитом городе в пределах одной культуры. Таким образом, они не были представителями людей в целом.

Наконец, и, возможно, это наиболее важно, теории Фрейда содержат так много различных понятий, что они могут объяснить практически любую модель поведения задним числом. Если теорию нельзя опровергнуть и показать, что она ложна, то, опять же, она в значительной степени бесполезна; и это, кажется, относится к взглядам Фрейда.

По этим и другим причинам теория личности Фрейда в настоящее время не принимается большинством психологов. Тем не менее, некоторые из его идей, особенно его идеи об уровнях сознания и о важности тревоги при психологических расстройствах, способствовали нашему пониманию человеческого поведения и личности. Поэтому, хотя его теории не соответствуют строгим научным стандартам, которых требует современная психология, нет сомнений в том, что Фрейд оказал глубокое и продолжительное влияние на современную мысль.

Другие психоаналитические воззрения – Ученики Фрейда… и перебежчики :

Кем бы ни был Фрейд, он определенно был интеллектуальным магнитом. В течение нескольких десятилетий он привлек в качестве учеников или коллег множество блестящих людей. Большинство из них начали с принятия взглядов Фрейда. Позже, однако, они часто не соглашались с некоторыми из его основных предположений. Давайте посмотрим, почему эти люди, которых часто называют неофрейдистами, порвали с Фрейдом и что они могли сказать о природе личности.

Юнг: Коллективное бессознательное :

Возможно, самым горьким из всех перебежчиков, которые пережил Фрейд, был Карл Юнг — последователь, которого Фрейд считал своим прямым наследником. Юнг разделял взгляды Фрейда на важность бессознательного, но утверждал, что есть еще одна часть этого аспекта личности, которую Фрейд упустил из виду; коллективное бессознательное. Согласно Юнгу, коллективное бессознательное содержит опыт, общий для всех людей, — опыт, который в некотором смысле является частью нашего биологического наследия.

Содержание коллективного бессознательного, короче говоря, отражает опыт, полученный нашим видом с момента его появления на Земле. Коллективное бессознательное находит выражение в нашем сознании несколькими способами, но среди них архетипы занимают центральное место в теории Юнга. Это проявления коллективного бессознательного, которые проявляются, когда наш сознательный разум отвлекается или бездействует; например, во сне, во сне или в фантазиях.

Конкретное выражение архетипов частично зависит от нашего уникального индивидуального опыта, но во всех случаях такие образы являются репрезентациями ключевых аспектов человеческого опыта матери, отца, мудрого старца, солнца, луны, Бога, смерти, и герой. Юнг утверждал, что именно из-за этих общих врожденных образов фольклор многих разных культур содержит схожие фигуры и темы.

Два особенно важных архетипа в теории Юнга известны как анимус и анима. Анимус — это мужская сторона женщин, а анима — женская сторона мужчин. Юнг считал, что в поисках партнера мы ищем человека, на которого мы можем лучше всего спроецировать эти скрытые стороны нашей личности. Когда есть хорошее соответствие между такими проекциями и другим человеком, возникает притяжение.

Другим аспектом теории Юнга было его предположение, что все мы рождаемся с врожденными тенденциями в первую очередь заботиться либо о своем внутреннем я, либо о внешнем мире. Юнг назвал людей первой категории интровертами и описал их как нерешительных и осторожных; интроверты не легко заводят друзей и предпочитают наблюдать за миром, а не вовлекаться в него. Он назвал людей второй категории экстравертами.

Такие люди открыты и уверены в себе, легко заводят друзей, наслаждаются высоким уровнем стимуляции и широким спектром деятельности. Хотя многие аспекты теории Юнга были отвергнуты психологами, особенно идея коллективного бессознательного, измерение интроверсии и экстраверсии, по-видимому, является основным и имеет большое значение.

Карен Хорни и Альфред Адлер :

Двумя другими важными неофрейдистами являются Карен Хорни и Альфред Адлер. Хорни была одной из немногих женщин в раннем психоаналитическом движении, и она категорически не соглашалась с Фрейдом в его мнении о том, что различия между мужчинами и женщинами в значительной степени проистекают из врожденных факторов, например, из-за анатомических различий, приводящих к зависти к пенису среди женщин.

Хорни утверждала, что, хотя женщины часто чувствуют себя ниже мужчин (помните, она писала в Германии в 1920-х годах), это результат не зависти к пенису, а того, как общество относится к женщинам. Она утверждала, что если бы женщины воспитывались в другой среде, они бы относились к себе более благосклонно. Другими словами, женщины завидовали не мужскому пенису, а силе и автономии, связанным с мужественностью.

Кроме того, она утверждала, что психологические расстройства связаны не с фиксацией психической энергии, как утверждал Фрейд, а скорее с нарушением межличностных отношений в детстве и с тем, что она назвала базисной тревожностью, детским страхом остаться в одиночестве, беспомощным и незащищенным.

Она предположила, что в ответ на чрезмерный уровень такой тревожности, возникающий из-за плохих отношений с родителями, дети перенимают один из трех стилей: пассивный стиль, в котором они пытаются справиться, будучи покладистыми и уступчивыми; агрессивный стиль, в котором они борются за внимание; или замкнутый стиль, в котором они подавляют свои эмоции.

Все три модели могут привести к серьезным психологическим расстройствам. Таким образом, подчеркнув важность отношений детей с их родителями, Хорни привлек внимание к важности социальных факторов в формировании личности, точка зрения, находящая отражение в современной психологии.

Альфред Адлер также очень сильно не соглашался с Фрейдом, но по несколько иным вопросам. В частности, он подчеркивал важность чувства неполноценности, которое, по его мнению, мы испытываем в детстве из-за нашего маленького роста и физической слабости. Он рассматривал развитие личности как результат наших усилий по преодолению таких чувств посредством того, что он назвал стремлением к превосходству.

Если эти усилия зайдут слишком далеко, мы можем развить комплекс превосходства и стать хвастуном или хулиганом. Однако на поверхности люди, демонстрирующие этот паттерн, все еще чувствуют себя неполноценными: они просто прикрываются внешней демонстрацией силы. Подобно Хорни и другим неофрейдистам, Адлер также подчеркивал важность социальных факторов личности; например, он обратил внимание на важность порядка рождения. Только дети, предположил он, избалованы чрезмерным родительским вниманием, а первенцев «свергает с престола» второй ребенок. Вторые дети, напротив, конкурентоспособны, потому что им приходится изо всех сил пытаться догнать старшего брата или сестру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *