Концепция адлера: Индивидуальная психология Альфреда Адлера – типы личности, основные принципы

Концепция адлера: Индивидуальная психология Альфреда Адлера – типы личности, основные принципы

Теория личности Адлера

Другой последователь Фрейда А. Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека, получившего название индивидуальной психологии. Именно в развитии этих новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория, нашедшая свое отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и являющееся целостной системой развития личности.


Теория личности Адлера отрицает положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют и отделяют человека от общества. Не врожденные влечения или архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагают, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.

В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и «самости» личности, но значительно позже, в 1950—1960-х гг. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера.

Не менее важна и провозглашенная им идея о творческом Я. В отличие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, Я Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл.

Более того, это Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.

Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения таковы:

  1. фиктивный финализм,
  2. стремление к превосходству,
  3. чувство неполноценности,
  4. общественный интерес,
  5. стиль жизни,
  6. творческое Я.

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного немецкого философа Г. Файгингера, который писал, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкции или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека. Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для невротиков же это оказывается невыполнимым, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека играет его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он исходил из мысли, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, но лишь с их прообразами, которые формируются в процессе жизни. Наиболее важной структурой он считал стиль жизни.

Развивая идею о стиле жизни, определяющем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности или общественный интерес — это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности — основа асоциального стиля жизни, причина неврозов и конфликтов, возникающих у человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности определяет и систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта.

Творческое Я, о котором пишет Адлер, является своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое Я, с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются, по сути, актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — являются источниками энергии личности, необходимой для ее развития.

Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, компенсация.

Теория личности Адлера выделяет четыре основных вида компенсации:

  • неполная компенсация,
  • полная компенсация,
  • сверхкомпенсация,
  • мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.

В теории личности Адлера существует положение о том, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность человеку создать достаточно адекватную схему окружающего. При этом люди с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.

В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примерами такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, и многие другие замечательные люди.

В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии их личности. Так, неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который приводит к развитию неадекватной схемы апперцепции, изменяет жизненный стиль, привнося тревожность, чувство неуверенности в себе, чувство зависти, конформность и напряженность в жизнь ребенка. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок, так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останавливает личностный рост, формируя также неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации у людей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе общества, но о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема окружающего, изменяющая стиль жизни человека. Такие люди становятся все большими тиранами и агрессорами, подозревающими окружающих в желании отнять у них власть. Потому они становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадя даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущ комплекс вины и неполноценности.

Одно из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение кооперировать, сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

Хотя не все положения в теории личности Адлера нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуального стиля жизни в формировании личности, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического развития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в психологическую науку.

Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности. Он считал, что именно игра дает возможность детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они испытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством. В том же случае, когда требуется преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры должно осуществляться и направляться взрослым.

Теория личности Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

Классическая адлерианская теория: современный взгляд

На протяжении более чем полувека после того как Альфред Адлер сформулировал свою психоаналитическую теорию личности и систему психотерапии его идеи постепенно пронизывали всю современную психологию. Сдвиг психоанализа в направлении эго психологии отражает оригинальные мысли Адлера. Кроме того, в отличие от концепции З. Фрейда об управлении человеком врожденными инстинктами, у А. Адлера выдвинута идея об управлении мотивациями человека социальными побуждениями. Утверждение Адлера о том, что люди живут в мире смыслов, соответствует социально-контруктивистскому взгляду на человеческое поведение.  В качестве смысла человеческой жизни Адлер называет социальный интерес. Будучи одним из первых феминистов, он утверждал, что и мужчины, и женщины страдают от того, что обществом переоцениваются мужчины и недооцениваются женщины. Он считал, что настоящим равенством между полами может быть только позитивное отношение между мужчинами и женщинами. Его работы, в которых констатируется единство психического и телесного, стали отправной точкой для развития психосоматической медицины. Он сделал важный вклад в теорию личности, введя понятие креативного «Я», что созвучно с современными «Я»-концепциями.

Параллели концепциям Адлера можно найти в работах антропологов, биологов и физиков. Представление Адлера о взаимозависимости всех живых существ и их природной склонности к сотрудничеству нашло отклик в антропологии и в биологии. Его понятие «стиля жизни», подразумевающее, что одна центральная тема выражается в каждом психическом проявлении, созвучно физике голограмм, в которой каждая часть целого есть свернутый образ этого целого. Его понятие финальной цели, концентрирующей все движения в направлении одной точки, аналогично понятию аттрактора в теории хаоса – магнетической конечной точки, фокусирующей и ограничивающей процесс. Он верил в фундаментальную креативную силу индивидов и в их способность выбирать и изменять направление собственной жизни, это очень похоже на тот биологический процесс, который называется аутопоэзис (самовоспроизведение), являющийся автономной, самообновляющейся и самонаправляющей природой всех форм жизни.

Когда социологи, антропологи, биологи, математики, физики и психотерапевты описывают довольно аналогичные динамические структуры, можно подумать о том, что наука находится на грани новой унифицированной теории поля, предложенной в свое время К. Левиным. Идеи Адлера нередко называют «философской антропологией», содержащей потенциальное магнетическое ядро, вокруг которого могут быть сгруппированы многие другие дисциплины. Каждый человек у А. Адлера – уникальная личность. В динамике ее поведения ведущую роль играет не секс, а социальные интересы.

В условиях интеллектуального климата начала XXI века переосмысление идей Адлера позитивно и плодотворно для более полного понимания человека и человеческих отношений в мире. Он создал интегрированную, холистическую теорию природы человека и психопатологии, комплекс психотерапевтических принципов и техник, оригинальное мировоззрение и философию жизни.

Ядром интегрированного комплекса адлерианской философии, теории и практики выступает оптимистический и гуманистический взгляд на жизнь. Он создал ценностно-ориентированную психологию, в которой человек рассматривается в качестве обладателя потенциала для глубокого межличностного сотрудничества и стремления к саморазвитию ради общего блага. Адлер одним из первых психологов утверждал, что если люди не научатся сотрудничать, то все человечество может прийти к самоуничтожению. Если в адлерианской концепции человека выделить одну главную мысль, то это будет мысль о Человеке Социальном, тесно взаимосвязанном с другими людьми и со всей природой. Центральная проблема, стоящая перед людьми – это проблема того, как вместе жить на одной планете, воздавая должное вкладу каждого в прошлом и улучшая жизнь для нынешних и будущих поколений.

В основу созданной им психологии Адлер заложил понятие социального чувства или социального интереса Gemeinschaftsgefuehl. Это многоуровневое понятие. Индивиды могут понимать и реализовывать одни уровни социального чувства и игнорировать другие.

Когда социальный интерес сформирован на аффективно-эмоциональ-ном уровне, человек испытывает глубинную принадлежность к человеческому роду и способен к эмпатии в отношении других людей. Такие люди во всем мире чувствуют себя как дома, принимая и позитивные, и негативные аспекты жизни. На когнитивном уровне человек признает необходимую взаимозависимость между людьми и то, что благополучие каждого, в конечном счете, зависит от благополучия всех. На поведенческом уровне такие мысли и чувства превращаются в поступки, направленные на саморазвитие и на сотрудничество и взаимопомощь с другими людьми. Тем самым, в своей основе понятие социального чувства направляет полное развитие способностей индивида, направляет процесс, в котором каждый человек развивается как личность, и все люди становятся богаче от общения друг с другом. В то же время данное понятие означает признание и принятие взаимозависимости всех людей.

В этих идеях Адлера содержится также определение отношений между «я» и обществом. Адлер, в отличие от многих, не усматривал коренного конфликта между «я» и обществом, между эгоистическим интересом и социальным интересом. Эти дихотомии ложные. Развитие личности и развитие взаимоотношений с другими позитивно влияют друг на друга. Чем больше личностно развит человек, тем сильнее его взаимосвязь с другими людьми, и наоборот, более тесная взаимосвязь человека с людьми создает более благоприятные условия для развития личности. Сейчас эту идею открывают заново.

Адлер усматривал взаимосвязь между живыми существами во многих различных сферах и на многих уровнях, включая животных, растения, неодушевленные предметы и в самом широком смысле – с космосом. Правильное понимание природы этой взаимосвязи позволило бы преодолеть многие антропогенные проблемы. В отличие от З. Фрейда, считавшего социальные конфликты и войны фатально неизбежными, А. Адлер был убежден, что можно преодолеть войны и явления дискриминации в обществе. Кроме того, людям необходимо осознать свою взаимосвязь с прошлым и настоящим.

Адлер назвал созданную им систему «индивидуальной психологией», это название само по себе ничего не говорит о ее социальном фундаменте. Индивидуальная психология Адлера – это не психология индивидуальных различий, это, скорее, социальная психология, в которой индивид понимается исходя из социального контекста. По-немецки термин Individualpsychologie означает психологию уникальной, целостной и неразъединимой личности. Под этим Адлер понимал, во-первых, то, что индивидуальная психология есть наука идеографическая. Развитие каждого человека уникально, креативно и определяется тем, как человек субъективно интерпретирует жизнь. Во-вторых, Адлер стремился выразить то, что человек есть целостность со своими мыслями, чувствами, поступками, мечтами, воспоминаниями, то есть система, в которой целое больше суммы частей. В симфонии человеческого поведения Адлер умел услышать одну ведущую мелодию, темп и тональность которой могли меняться. Благодаря этой сквозной теме человек и является целостностью, а не суммой частей.

Как возникает эта ведущая тема? Благодаря активному и креативному процессу, в котором индивиды атрибутируют смыслы своих жизненных переживаний. Из этого сырого материала они создают ту субъективную реальность, на которую они реагируют. Следовательно, человек есть не объект, не пассивная жертва наследственности и среды, а активно конструирующий и интерпретирующий собственную ситуацию субъект.

Этот процесс начинается в детстве из ощущения неудовлетворенности выполнением повседневных задач, особенно при сравнении самого себя с другими детьми и взрослыми. В результате формируется то, что Адлер называл «комплексом неполноценности» – совершенно нормальная реакция на осознание своей неспособности функционировать так, как человек того желает. Адлер также называл такое переживание «минусовой ситуацией». Из этих чувств складывается мотивация к стремлению в направлении «плюсовой ситуации».

Люди стремятся в этом направлении, поскольку ими движет креативная сила жизни, проявляющаяся в желании развиваться, и при неспособности добиться успеха в чем-то одном, стремление добиться его в другом. Сила эта телеологическая, она проявляется в стремлении к цели, и в этом стремлении каждое телесное и психологическое движение направляется на сотрудничество.

Под влиянием немецкого философа Ганса Вайхингера Адлер утверждал, что люди в своих поступках не всегда исходят из реальности. Людьми также движет то, что они считают истинным, хотя эти представления во многом бессознательны. Заметим, кстати, что их убеждение в правоте этого может быть и ошибочным. В основе идей Адлера – понятие «финальной цели». Финальная цель есть некий вымысел, создаваемый индивидом, воображаемая индивидуальная ситуация совершенства, завершенности или преодоления. Движение в направлении финальной цели мотивируется стремлением к преодолению испытываемой неполноценности. Финальная цель представляет собой субъективный, придуманный взгляд на будущее, но она руководит действиями человека в настоящем.

Для активного человека, обладающего развитым социальным чувством, стремление к финальной цели может представлять собой пожизненное стремление к оптимальному развитию, в котором нет конечной точки. Здесь можно увидеть аналогию со стремлением индивида к самоактуализации в направлении полной реализации своего потенциала, концептуализированным Абрахамом Маслоу.

Решающую роль в отношении переживаемой неполноценности и развития в направлении финальной цели играют влияние семьи (как родителей, так и братьев и сестер) и внешние социальные влияния. Первичным фактором развития социального чувства в раннем возрасте Адлер признавал влияние матери. В условиях позитивных отношений в семье, любви и заботы у ребенка формируется способность к саморазвитию и к социальному сотрудничеству, к выполнению того, что Адлер называл тремя задачами жизни: труд, общество и любовь. Если ребенок не получает поддержки в семье, то переживаемая неполноценность становится преувеличенной, формируя преувеличенную финальную цель, направленную на компенсацию глубоко переживаемой неполноценности. Тогда вместо того чтобы заниматься саморазвитием и преодолением трудностей, человек будет стремиться к цели воображаемого господства и избегать реального представления о самом себе. Финальная цель становится эгоцентрической и деструктивной. Финальная цель – это результат процесса, уникального для каждого человека. У двух людей с аналогичными комплексами неполноценности могут формироваться различные финальные цели. Один человек может стремиться поставить других на службу себе и своей неполноценности, другой будет стремиться преодолеть то, с чем связана неполноценность, и самоутвердиться в таком преодолении.

Индивидуальный подход к жизни, характерный для каждого человека, Адлер называл стилем жизни. Стиль жизни – это тот способ, которым индивид стремится или избегает выполнения трех главных задач жизни и реализации своей финальной цели. Здоровые люди решают все три задачи относительно гибко, находя много способов решения проблем. Когда один путь закрыт, они выбирают другой. Патологические личности упорствуют на каком-либо одном пути или не видят пути вообще.

Подобно другим психологам, Адлер считал первые пять лет жизни человека центральными в развитии личности. В этот период пережитый ребенком опыт позволяет ему сформировать прототипы финальной цели и стиля жизни, которые в последующем детстве и отрочестве претерпевают изменения. Сформировавшиеся в этом возрасте представления о мире и о себе в дальнейшем определяют мировидение человека. Адлер назвал это «схемой апперцепции». Следовательно, индивидуальное восприятие ограниченно, и всегда будет существовать противоречие между реальностью и ее восприятием. У нормальных людей это противоречие относительно мало, у людей, имеющих психологические проблемы, оно существенно больше.

В оптимальной ситуации развития взрослые помогают детям сформировать чувство значимости во взаимодействии с другими людьми, поощряют в них активность, способствуют минимизации переживаемой неполноценности и помогают детям ощутить себя частью целого, увидеть и почувствовать свою взаимозависимость по отношению к другим и научиться преодолевать трудности. В этом, по мнению Адлера,  помогают универсальные ценности – справедливость, красота, истина.

Комментируя этот тезис, можно его приветствовать, но нельзя не заметить, что в многомерном человеческом мире эти понятия могут сильно отличаться, т.е. то, что красиво для одного, безобразно для другого, каждый параноик убежден в истине собственных идей, а справедливость может трактоваться таким образом, чтобы не навредить себе и т.п.

Оптимальное развитие, с позиций адлерианской теории, отличается от того, что принято определять как «нормальное» или «среднее» развитие. Многие люди, несмотря на свою способность к сотрудничеству, не реализуют собственный потенциал в максимальной степени. Они испытывают скуку, хроническое напряжение или стресс, не проявляя при этом эмоциональных или физикальных симптомов. Когда они сталкиваются с трудностями, они не в состоянии их преодолеть, и тогда они переживают шок, запускающий психологические симптомы. Такими кризисными ситуациями оказываются болезнь, брак, рождение детей, развод, достижение среднего возраста, взросление детей и их уход из дома в самостоятельную жизнь. Задача профессионального психолога в том, чтобы помочь таким «нормальным» людям максимально развиться – наметить такой идеал психического здоровья, который представляется возможным и мотивирующим, и определить этапы его достижения.

Индивидуальная теория личности А. Адлера

1. Индивидуальная теория личности А. Адлера

Подготовила: Исаева Инесса 2ПдП1
Альфред Адлер построил теории,
которые оказали особенный контраст во
время эпохи «фрейдизма». Он видел
человека, как неделимое на части
существо, которое живет,
взаимодействуя с окружающим миром,
и которое рассматривать можно только
сквозь призму социума. Он не отвергал
теорию бессознательного, но и не писал
о ней.
В основе индивидуальной психологии
Адлера лежит ограниченное количество
концепций и принципов:
1. Чувство неполноценности и
компенсации;
2. Стремление к превосходству;
3. Стиль жизни;
4. Социальный интерес;
5. Творческое «Я»;
6. Порядок рождения;
7. Фикционный финализм.

3. Чувство неполноценности и компенсации

Согласно Адлеру, фактически
все, что делают люди, имеет
целью преодоление ощущения
своей неполноценности и
упрочение чувства
превосходства. Однако
ощущение неполноценности по
разным причинам может у
некоторых людей стать
чрезмерным. В результате
появляется комплекс
неполноценности преувеличенное чувство
собственной слабости и
несостоятельности. Адлер
различал три вида страданий,
испытываемых в детстве,
которые способствуют развитию
комплекса неполноценности:
неполноценность органов,
чрезмерная опека и отвержение
со стороны родителей.
Чувство
неполноценности
и компенсации

4. Стремление к превосходству

В последние годы жизни Адлер
пришел к выводу о том, что
стремление к превосходству
является фундаментальным
законом человеческой жизни; это
«нечто, без чего жизнь человека
невозможно представить» (Adler,
1956, р. 104). Эта «великая
потребность возвыситься» от
минуса до плюса, от
несовершенства до совершенства
и от неспособности до
способности смело встречать
лицом к лицу жизненные
проблемы развита у всех людей.
Трудно переоценить значение,
которое Адлер придавал этой
движущей силе. Он рассматривал
стремление к превосходству
(достижение наибольшего из
возможного), как главный мотив в
своей теории.
Стремление к
превосходству

5. Стиль жизни

Стиль жизни, в первоначальном
варианте «жизненный план», или
«путеводный образ»,
представляет собой наиболее
характерную особенность
динамической теории личности
Адлера. В этой концепции, по
существу идеографической,
представлен уникальный для
индивидуума способ адаптации к
жизни, особенно в плане
поставленных самим
индивидуумом целей и способов
их достижения. Согласно
Адлеру, стиль жизни включает в
себя уникальное соединение
черт, способов поведения и
привычек, которые, взятые в
совокупности, определяют
неповторимую картину
существования индивидуума.
Стиль жизни
Управляющий тип. Люди
самоуверенные и
напористые, с
незначительным социальным
интересом, если он вообще
присутствует. Они активны,
но не в социальном плане.
Следовательно, их поведение
не предполагает заботы о
благополучии других. Для них
характерна установка
превосходства над внешним
миром. Сталкиваясь с
основными жизненными
задачами, они решают их во
враждебной, антисоциальной
манере. Юные
правонарушители и
наркоманы — два примера
людей, относящихся к
управляющему типу по
Адлеру.
Берущий тип. Как следует из
названия, люди с подобной
установкой относятся к
внешнему миру
паразитически и
удовлетворяют большую
часть своих потребностей за
счет других. У них нет
социального интереса. Их
основная забота в жизни получить от других как можно
больше. Однако, так как они
обладают низкой степенью
активности, то маловероятно,
что они причинят страдания
другим.
Избегающий тип. У людей
этого типа нет ни достаточного
социального интереса, ни
активности, необходимой для
решения своих собственных
проблем. Они больше
опасаются неудачи, чем
стремятся к успеху, их жизнь
характеризуется социальнобесполезным поведением и
бегством от решения
жизненных задач. Иначе
говоря, их целью является
избегание всех проблем в
жизни, и поэтому они уходят
от всего, что предполагает
возможность неудачи.
Социально-полезный тип. Этот тип
человека — воплощение зрелости в
системе взглядов Адлера. В нем
соединены высокая степень
социального интереса и высокий
уровень активности. Являясь социально
ориентированным, такой человек
проявляет истинную заботу о других и
заинтересован в общении с ними. Он
воспринимает три основные жизненные
задачи — работу, дружбу и любовь — как
социальные проблемы. Человек,
относящийся к данному типу, осознает,
что решение этих жизненных задач
требует сотрудничества, личного
мужества и готовности вносить свой
вклад в благоденствие других людей.
В двухмерной теории установок,
сопутствующих стилям жизни,
отсутствует одна возможная
комбинация; высокий социальный
интерес и низкая активность. Однако
невозможно иметь высокий социальный
интерес и не обладать высокой
активностью. Иными словами,
индивидуумам, имеющим высокий
социальный интерес, приходится делать
что-то, что принесет пользу другим
людям.

10. Социальный интерес

Еще одна концепция, имеющая
решающее значение в
индивидуальной психологии
Адлера — это социальный
интерес. Концепция социального
интереса отражает стойкое
убеждение Адлера в том, что
мы, люди, являемся
социальными созданиями, и если
мы хотим глубже понять себя, то
должны рассматривать наши
отношения с другими людьми и,
еще более широко, — социальнокультурный контекст, в котором
мы живем. Но даже в большей
степени данная концепция
отражает принципиальные, хотя
и постепенные изменения во
взглядах Адлера на то, что же
представляет собой огромная
направляющая сила, лежащая в
основе всех человеческих
стремлений.
Социальный
интерес

11. Творческое Я

Концепция творческого Я является
самым главным конструктом
адлеровской теории, его высшим
достижением как персонолога. Когда
он открыл и ввел в свою систему этот
конструкт, все остальные концепции
заняли по отношению к нему
подчиненное положение. В нем
воплотился активный принцип
человеческой жизни; то, что придает
ей значимость. Именно это искал
Адлер. Он утверждал, что стиль
жизни формируется под влиянием
творческих способностей личности.
Иными словами, каждый человек
имеет возможность свободно
создавать свой собственный стиль
жизни. В конечном счете, сами люди
ответственны за то, кем они
становятся и как они себя ведут. Эта
творческая сила отвечает за цель
жизни человека, определяет метод
достижения данной цели и
способствует развитию социального
интереса. Та же самая творческая
сила влияет на восприятие, память,
фантазии и сны. Она делает каждого
человека свободным
(самоопределяющимся)
индивидуумом.
Творческое Я

12. Порядок рождения

Исходя из важной роли
социального контекста в
развитии личности, Адлер
обратил внимание на порядок
рождения, как основную
детерминанту установок,
сопутствующих стилю жизни. А
именно: если у детей одни и те
же родители, и они растут
примерно в одних и тех же
семейных условиях, их
социальное окружение все же не
тождественно. Опыт старшего
или младшего ребенка в семье
по отношению к другим детям,
особенности влияния
родительских установок и
ценностей — все это меняется в
результате появления в семье
следующих детей и сильно
влияет на формирование стиля
жизни.
Первенец (старший ребенок).
Согласно Адлеру, положение
первенца можно считать завидным,
пока он — единственный ребенок в
семье. Родители обычно сильно
переживают по поводу появления
первого ребенка и поэтому
всецело отдают себя ему,
стремясь, чтобы все было «как
полагается». Первенец получает
безграничную любовь и заботу от
родителей. Он, как правило,
наслаждается своим безопасным и
безмятежным существованием. Но
это продолжается до тех пор, пока
следующий ребенок не лишит его
своим появлением
привилегированного положения.
Это событие драматическим
образом меняет положение
ребенка и его взгляд на мир.
Единственный ребенок. Адлер
считал, что позиция
единственного ребенка
уникальна, потому что у него нет
других братьев или сестер, с
которыми ему приходилось бы
конкурировать. Это
обстоятельство, наряду с
особой чувствительностью к
материнской заботе, часто
приводит единственного
ребенка к сильному
соперничеству с отцом. Он
слишком долго и много
находится под контролем
матери и ожидает такой же
защиты и заботы от других.
Главной особенностью этого
стиля жизни становится
зависимость и эгоцентризм.
Второй (средний) ребенок.
Второму ребенку с самого начала
задает темп его старший брат или
старшая сестра: ситуация
стимулирует его побивать рекорды
старшего сиблинга. Благодаря
этому нередко темп его развития
оказывается более высоким, чем у
старшего ребенка. Например,
второй ребенок может раньше, чем
первый, начать разговаривать или
ходить. «Он ведет себя так, как
будто состязается в беге, и если
кто-нибудь вырвется на пару шагов
вперед, он поспешит его
опередить. Он все время мчится на
всех парах»

16. Спасибо за внимание.

Теория личности Альфреда Адлера и типы личности

Вопрос о том, что движет нами — какая великая сила лежит в основе нашей индивидуальной мотивации, толкая нас вперед во всевозможных трудных обстоятельствах, — давно интересовал психолога Альфреда Адлера. В конце концов он назвал эту движущую силу «стремлением к совершенству», термином, который заключает в себе желание, которое у всех нас есть, чтобы реализовать свой потенциал, реализовать наши идеалы — процесс, поразительно похожий на более популярную идею самодостаточности. актуализация.

Самоактуализация, возможно, является менее проблематичным из двух терминов, так как невозможно осмыслить идеи Адлера, не наткнувшись сразу же на неприятную природу слов «совершенство» и «идеал». В то время как идея стремления быть лучшей версией самого себя является явно положительной целью, понятие совершенства в психологии часто имеет довольно негативный оттенок. В конце концов, совершенства, скорее всего, не существует и, следовательно, недостижимо, а это означает, что попытки сделать это неизменно разочаровывают и может пройти полный круг, чтобы создать крайнее отсутствие мотивации (т. е. сдаться).

Действительно, сам Адлер воздерживался от использования слова «совершенство» для описания своей единственной движущей силы, вместо этого начав с таких фраз, как быть любимым, не встречаться) — но и этот термин имел явные негативные коннотации; агрессия, в конце концов, редко считается чем-то хорошим, и использование термина «напористость», возможно, послужило Адлеру лучше.

(Интересно, что сам Фрейд возражал против термина «агрессивное влечение», хотя и не на том основании, что он имел чрезмерно негативный оттенок; напротив, Фрейд считал, что это умаляет ключевое положение полового влечения в психоаналитической теории. Однако в последующие годы Фрейд, возможно, передумал, поскольку его идея «инстинкта смерти» имела большое сходство с теорией Адлера. была компенсация, которая в данном случае предназначалась для обозначения процесс стремления преодолеть врожденные ограничения . Адлер постулировал, что, поскольку у всех нас есть различные проблемы и недостатки как у людей, наша личность развивается в основном за счет того, как мы компенсируем (или не компенсируем) эти врожденные проблемы или преодолеваем их. Позже Адлер частично отверг эту идею (хотя она по-прежнему играла важную роль в его теории; подробнее об этом позже), поскольку он решил, что неверно предполагать, что чьи-то проблемы являются причиной того, кем человек в конечном итоге становится.

Адлер также рано поиграл с идеей «мужского протеста», заметив очевидные различия в культурных ожиданиях, возлагаемых на мальчиков и девочек, и тот факт, что мальчики часто отчаянно желали, чтобы их считали сильными, агрессивный и контролирующий. Адлер избегал предрассудков, предполагавших, что мужская напористость и успех в мире проистекают из какого-то необъяснимого врожденного превосходства. Вместо этого он видел в этом явлении результат того, что мальчиков поощряют к напористости в жизни, а девочек отговаривают от того же самого.

Наконец, прежде чем остановиться на фразе «стремление к совершенству», Адлер назвал свою теорию «стремлением к превосходству» — скорее всего, это дань уважения Фридриху Ницше, чьей философией, как известно, восхищался Адлер. Ницше, конечно, считал волю к власти основным мотивом человеческой жизни. Позже Адлер изменил эту фразу, используя ее больше для обозначения нездорового или невротического стремления, вероятно, из-за того, что она предполагает сравнение себя с другими, попытку стать «превосходнее» своих товарищей.

Телеология

Известно, что идея «холизма», о которой писал Ян Смэтс, южноафриканский философ и государственный деятель, оказала большое влияние на Адлера. Смэтс утверждал, что для того, чтобы понять людей, мы должны рассматривать их как итоги, а не как части, как единые целого, существующие в контексте их окружения (как физического, так и социального).

Чтобы отразить это понятие, Адлер решил назвать свой подход к психологии индивидуальной психологией , благодаря точному значению слова «индивидуум»: «неразделенный». Он также в целом избегал традиционной концепции личности, избегая дробления ее на внутренние черты, структуры, динамику, конфликты и т. д., а вместо этого предпочитал говорить о человеческом «стиле жизни» (или «образе жизни», как мы бы назвали это сегодня; уникальные способы решения проблем и межличностных отношений).

И здесь Адлер сильно отличался от Фрейда, который считал, что вещи, которые произошли в прошлом (например, травма в раннем детстве), формируют характер людей в настоящем. Адлер, по сути, смотрел вперед, видя мотивация как движение к будущему, а не продукт нашего прошлого побуждающий нас лишь с нашим ограниченным пониманием того, как и почему. Эта идея о том, что нас тянет к нашим целям, нашим задачам, нашим идеалам, известна как «телеология».

Телеология была замечательна тем, что устраняла необходимость из уравнения; мы не просто проживаем жизнь в «причинно-следственной» манере (если X произошло, то Y должно произойти позже) или на заданном курсе к неподвижной цели; у нас есть выбор, и все может измениться по мере того, как мы преследуем свои идеалы.

Вымысел и вымышленный финализм

На Адлера также оказал влияние философ Ханс Файхингер, который считал, что, хотя человечество никогда не откроет «конечную» истину, для практических целей нам необходимо создавать частичные истины, системы отсчета, которые мы используем так, как если бы они действительно были правдой. Файхингер назвал эти частичные истины «вымыслами».

И Файхингер, и Адлер считали, что люди активно используют эти фикции в своей повседневной жизни, например, используя абсолютную веру в добро и зло для принятия социальных решений и веря, что все так, как мы его видим. Адлер называл это «вымышленным финализмом» и считал, что у каждого человека есть одна такая доминирующая выдумка, которая занимает центральное место в его или ее образе жизни.

Неполноценность

После того, как Адлер конкретизировал свою теорию о том, что движет нами как существами, остался один вопрос, на который нужно было ответить: если нас всех тянет к совершенству, самореализации и самоактуализации, почему значительная часть населения оказываются ужасно нереализованными и далекими от совершенства , далекими от реализации себя и своих идеалов?

Адлер считал, что некоторые люди погрязают в своей «неполноценности»; он чувствовал, что мы все рождаются с чувством неполноценности (поскольку дети, конечно, мельче и физически и интеллектуально слабее взрослых), к которому впоследствии часто добавляются различные «психологические неполноценности» (говорят, что мы тупые, непривлекательные , плох в спорте и т. д.) Большинство детей справляются с этой неполноценностью, мечтая стать взрослыми (самая ранняя форма стремления к совершенству) и либо овладевая тем, в чем они плохи, либо компенсируя это тем, что становятся особенно искусными в чем-то другом, но для некоторых детей, подъем в гору к развитию самооценки оказывается непреодолимым. У этих детей развивается «комплекс неполноценности», который со временем становится непреодолимым.

Чтобы представить себе, как комплекс неполноценности может нарастать до тех пор, пока не станет непреодолимым, представьте, как многие дети спотыкаются, когда дело доходит до математики: сначала они немного отстают и впадают в уныние. Обычно они с трудом продвигаются вперед, ковыляя в средней школе с едва проходными оценками, пока не доберутся до математики, после чего появление интегралов и дифференциальных уравнений ошеломляет их до такой степени, что они, наконец, полностью отказываются от математики.

Теперь применим этот процесс к жизни ребенка в целом; общее чувство неполноценности сеет сомнение, которое способствует неврозу, и ребенок становится застенчивым и робким, неуверенным в себе, нерешительным, трусливым и т. д. Неспособный удовлетворить свои потребности посредством прямого, вдохновляющего действия (не имея уверенности, чтобы инициировать такое действие), человек часто вырастает пассивно-агрессивным и манипулятивным, чрезмерно полагаясь на одобрение других, чтобы увлечь их. Это, конечно, только лишает их силы, делает их самооценку более хрупкой и так далее.

Конечно, не все дети, имеющие дело с сильным чувством неполноценности, становятся застенчивыми, робкими и скромными; у некоторых развивается комплекс превосходства в драматическом акте сверхкомпенсации. Эти молодые люди часто становятся классическим образом хулиганов на игровой площадке, прогоняя собственное чувство неполноценности, заставляя других чувствовать себя меньше и слабее, но также могут стать жадными до внимания, увлеченными криминальной деятельностью или употреблением наркотиков, или сильно предвзятыми. в своих взглядах (например, становится фанатичным по отношению к другим представителям определенного пола или расы).

Психологические типы

Хотя Адлер не тратил много времени на неврозы, он определил небольшую горстку «типов» личности, которые он различал на основе разных уровней энергии , которые, по его мнению, они проявляли. Следует отметить, что эти типы для Адлера отнюдь не были абсолютными; Адлер, убежденный индивидуалист, видел в них только эвристические приемы (полезные фикции).

Первый тип — это линейка . Эти люди с самого начала характеризуются тенденцией к общей агрессии и доминированию над другими, обладая интенсивной энергией, которая подавляет все и всех, кто встает у них на пути. Однако эти люди не всегда хулиганы или садисты; некоторые направляют энергию внутрь и причиняют себе вред, как в случае с алкоголиками, наркоманами и самоубийцами.

Второй тип — наклонный тип . Люди этого типа чувствительны, и, хотя они могут окружить себя панцирем, чтобы защитить себя, в конечном итоге они полагаются на других, чтобы справиться с жизненными трудностями. Им не хватает энергии, в сущности, и они зависят от энергии других. Они также склонны к фобиям, беспокойствам, навязчивым идеям и навязчивым идеям, общей тревоге, диссоциации и т. д. У людей этого типа такая низкая энергия, что они замыкаются в себе, чтобы сохранить ее, избегая жизни в целом и других людей в частности. В крайних случаях у этих людей развивается психоз — конечный результат полного ухода в себя.

Адлер также верил в четвертый тип: общественно полезный тип . Люди этого типа в основном здоровые личности, обладающие адекватными, но не властными социальными интересами и энергией. Они способны эффективно отдавать другим, поскольку они не настолько поглощены чувством неполноценности, что не могут должным образом смотреть вне себя.

Заключение

Теориям Адлера может не хватать возбуждения Фрейда и Юнга, поскольку они лишены сексуальности или мифологии, но тем не менее они практичны, влиятельны и весьма применимы. Другие более известные имена, такие как Маслоу и Карл Роджерс, были поклонниками работы Адлера, и различные исследователи теорий личности придерживались идеи, что теоретики, называемые неофрейдистами (такие как Хорни, Фромм и Салливан), вероятно, должны были быть вместо этого называли неоадлерианцами.

Теория личности Адлера, теория Альфреда Адлера, комплекс неполноценности, теория личности, типы личности

Альфред Адлер: теория и применение социальный контекст.

В начале 1900-х годов Адлер начал заниматься такими важными и современными проблемами, как равенство, образование родителей, влияние порядка рождения, образа жизни и холизма людей. Адлер считал, что у всех нас есть одно основное желание и цель: принадлежать и чувствовать себя значимыми.

Адлер разработал первую целостную теорию личности, психопатологии и психотерапии, тесно связанную с гуманистической философией жизни. Его лекции и книги для широкой публики отличаются кристально чистым здравым смыслом. Его клинические книги и журнальные статьи раскрывают необычайное понимание психических расстройств, глубокое понимание искусства исцеления и большое вдохновение для поощрения оптимального развития человека.

Согласно Адлеру, когда мы чувствуем воодушевление, мы чувствуем себя способными и ценимыми и обычно действуем сообща и сообща. Когда мы обескуражены, мы можем действовать нездоровым образом, соревнуясь, отступая или сдаваясь. Именно поиск способов выражения и принятия поощрения, уважения и социального интереса помогает нам чувствовать себя удовлетворенными и оптимистичными.

Теория и практика Адлера оказались особенно продуктивными применительно к росту и развитию детей. Адлерианцы считают, что «плохой ребенок — это обескураженный ребенок», и что помощь детям в том, чтобы они чувствовали себя ценными, значимыми и компетентными, часто является наиболее эффективной стратегией в преодолении трудного поведения ребенка.

Адлерианская психология фокусируется на попытках людей компенсировать свою неполноценность по отношению к другим. Эти чувства неполноценности могут проистекать из положения человека в семейной расстановке, особенно если он имел ранний опыт унижения; существовало конкретное физическое состояние или дефект; или присутствовало общее отсутствие социального чувства к другим.

Адлерианцы озабочены пониманием уникальных и личных убеждений и стратегий (стиля жизни), которые каждый человек создает в детстве. Эта когнитивная схема и образ жизни служат ориентиром человека для отношения, поведения и собственного взгляда на себя, других и мир. Когда мы смотрим на свой ранний жизненный опыт, изучаем модели поведения, которые повторяются в нашей жизни, и методы, которыми мы пытаемся обрести значимость и принадлежность, происходят исцеление, рост и изменение.

Как сформулировал известный адлерианский психотерапевт Генри Стайн, теория и применение адлерианской психологии имеют в качестве стержней семь критических идей:

«Значения не определяются ситуациями, но мы определяем себя значениями, которые мы придаем ситуациям».

Альфред Адлер

«В дружбе мы учимся смотреть глазами другого человека, слушать его ушами и чувствовать его сердцем».

Альфред Адлер

Единство личности

Мышление, чувства, эмоции и поведение можно понимать только как подчиненные индивидуальному стилю жизни или последовательному образу жизни. Индивидуум не разделен внутренне и не является полем битвы противоборствующих сил. Каждый аспект личности указывает в одном направлении.

Ориентация на цель

Существует одна центральная динамика личности, происходящая из роста и движения вперед самой жизни. Это ориентированное на будущее стремление к значимости, превосходству или успеху. В психическом здоровье это реальная цель общественно полезного значения или превосходства над общими трудностями. При психических расстройствах это нереальная цель преувеличенной значимости или превосходства над другими. Раннее детское чувство неполноценности, которое человек стремится компенсировать, приводит к созданию вымышленной конечной цели, которая субъективно кажется обещающей будущую безопасность и успех. Глубина чувства неполноценности обычно определяет высоту цели, которая затем становится «конечной причиной» моделей поведения.

Самоопределение и уникальность

Вымышленная цель человека может зависеть от наследственных и культурных факторов, но в конечном итоге она проистекает из творческой силы личности и, следовательно, уникальна. Обычно люди не полностью осознают свою цель. Анализируя порядок рождения, повторяющиеся паттерны совладания и самые ранние воспоминания, психотерапевт выводит цель как рабочую гипотезу.

Как неделимое целое, система, человек также является частью более крупного целого или системы — семьи, сообщества, всего человечества, нашей планеты и космоса. В этих контекстах мы сталкиваемся с тремя важными жизненными задачами: занятием, любовью и сексом, а также нашими отношениями с другими людьми — всеми социальными проблемами. Наш способ реагирования на нашу первую социальную систему, семейную расстановку, может стать прототипом нашего мировоззрения и отношения к жизни.

Каждый человек способен научиться жить в гармонии с обществом. Это врожденный потенциал социальной связанности, который необходимо сознательно развивать. Социальный интерес и чувство подразумевают «социальное улучшение», совершенно отличное от конформизма, оставляя место для социальных инноваций даже посредством культурного сопротивления или бунта. Чувство подлинной безопасности коренится в глубоком чувстве принадлежности и погруженности в поток социальной эволюции.

Психическое здоровье

Чувство человеческой связи и готовность всесторонне развиваться и способствовать благополучию других являются основными критериями психического здоровья. Когда эти качества недоразвиты, человека может преследовать чувство неполноценности, или отношение превосходства может вызывать неприязнь у других. Следовательно, бессознательная вымышленная цель будет эгоцентричной и эмоционально или материально эксплуатирующей других людей. Когда чувство связанности и готовность внести свой вклад сильнее, возникает чувство равенства, и цель человека будет трансцендентной и полезной для других.

Лечение

Адлерианская индивидуальная психотерапия, краткосрочная терапия, парная терапия и семейная терапия идут параллельными путями. Клиентов поощряют преодолевать свое чувство незащищенности, развивать более глубокое чувство связанности и перенаправлять свое стремление к значимости в более социально полезные направления. Через уважительный сократовский диалог им предлагается исправить ошибочные предположения, отношения, поведение и чувства по отношению к себе и миру. Постоянное поощрение побуждает клиентов делать то, что считалось невозможным. Рост уверенности, гордости и удовлетворения приводит к большему желанию и способности сотрудничать. Цель терапии состоит в том, чтобы заменить преувеличенную самозащиту, самосовершенствование и потакание своим слабостям смелым социальным вкладом.

Теория личности Адлера — Психология безопасности

  • Автор сообщения: