Комплекс отличницы признаки у взрослого: Синдром отличника: что это, признаки, как избавиться
Что такое синдром отличника и как от него избавиться
Галина Чепурко
Редактор полезных и длинных текстов в MC.today
Детей с синдромом отличника часто ставят в пример другим, но во взрослой жизни желание быть лучше всех им чаще мешает. Редакция MC.today разобралась, почему возникает синдром отличника и как от него избавиться.
Что такое синдром отличника
Если ребенок учится лучше всех в классе, побеждает на олимпиадах и постоянно приносит грамоты, это может быть тревожным звонком для родителей. Возможно, у него синдром отличника, нездоровая зависимость от похвалы. Такие люди всегда пытаются заслужить одобрение – от учителя, начальника, семьи и так далее.
Иногда синдром отличника называют перфекционизмом, но психолог Дмитрий Карпачев говорит, что между ними есть разница. Перфекционист стремится к идеалу ради самого идеала, а отличник – только ради одобрения.
Почему возникает синдром отличника
Синдром формируется у детей в школьном возрасте. В этот период многие достижения связаны со школой – отсюда и название. Все действия детей получают одобрение извне – от учителей и тренеров. Стоит насторожиться, если в школе:
- Учитель выделяет отличников и обесценивает достижения других учеников.
- Лидеры в классе начинают «давить» других. В таком случае стремление к результату будет важнее ценностей ребенка.
Но только этого недостаточно, чтобы у ребенка появился синдром отличника. Чаще всего комплекс развивается дома. Вот несколько причин, почему возникает синдром отличника из-за семьи:
- Родители ставят завышенные требования и делают упор на «достигаторстве». Ребенок думает, что любовь близких нужно заслужить.
- Родители уделяют ребенку мало внимания и компенсируют это похвалой – ребенок начинает измерять любовь родителей их одобрением.
- Родители строго наказывают ребенка за ошибки.
Чаще синдром появляется у девочек. Дело в том, что они развиваются быстрее мальчиков, поэтому их начинают хвалить раньше. Они воспринимают свой ум и сообразительность как врожденные качества и не отделяют себя от своих достижений. Это делает их уязвимыми к критике и похвале.
Мальчикам же говорят, что нужно приложить больше усилий и все получится. В результате они не связывают достижения со своими врожденными чертами характера. Они знают, что нужно просто больше стараться. Это делает их увереннее в себе.
Как распознать синдром отличника у ребенка и взрослого
Если у ребенка есть синдром отличника, то он будет не только хорошо учиться. Вот несколько проблем, с которыми он столкнется:
- Будет сильно зависеть от чужого мнения. Ему будет сложно воспринимать критику – от этого он будет терять уверенность в своих силах. И наоборот, если взрослые отметили его успехи, ребенок наполнится чрезмерной самоуверенностью.
- Будет стремиться получить хорошую оценку любым путем.
Для него будут важны не знания, а похвала.
- Будет бояться ошибиться. Каждую ошибку он будет воспринимать как конец света вместо того, чтобы вынести из нее урок и научиться чему-то новому.
Если в детстве синдром отличника общество одобряет, то взрослым людям с таким комплексом приходится сложно. Вот почему:
- Они боятся критики окружающих, но никогда не пытаются защитить свою точку зрения.
- Они всегда вовремя выполняют задание и не выходят за рамки, но им трудно креативить и они не умеют делегировать. Это делает из них хороших исполнителей, но плохих управленцев.
- Такие сотрудники плохо воспринимают более умных и опытных коллег и любой ценой пытаются получить одобрение начальника.
- Женщины с синдромом отличницы стараются стать идеальными во всех сферах: быть хорошей женой, мамой, хозяйкой, сотрудницей и так далее. Из-за этого часто выгорают.
- Родители с синдромом отличника воспитывают таких же детей.
Как избавиться от синдрома отличника
Поскольку синдром отличника у детей и взрослых проявляется по-разному, избавляться от него тоже нужно разными способами.
5 способов избавиться от синдрома отличника у ребенка
Если у вашего ребенка синдром отличника, Дмитрий Карпачев советует:
- Хвалите ребенка справедливо. Если он достиг чего-то стоящего, скажите ему об этом. Но не нужно отмечать дела, где он не приложил усилий. При этом дарите ребенку достаточно тепла и уделяйте ему внимание.
- Хвалите ребенка за знания, а не за оценки. Оценки – это субъективное мнение учителя. Они часто зависят от его восприятия. Он советует не бояться пойти против школьной системы и поощрять ребенка учиться, а не зарабатывать хорошие оценки.
- Отделяйте успеваемость в школе от личности ребенка. У каждого человека есть сильные стороны – обратите на них внимание.
Ребенок может быть сильным лидером, не бояться высказывать свое мнение, хорошо работать в команде, но не быть отличником. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Научите его оценивать людей не по оценкам, а по поступкам.
- Научите выносить опыт из ошибок.
- Научите ребенка прислушиваться к интуиции. Это понизит важность внешней похвалы. Если ребенок знает, что сделал лучшее из того, что мог, он будет уверен в себе и сможет отстоять свое мнение.
6 способов избавиться от синдрома отличника у взрослого
Если этот комплекс у вас, вы должны научиться справляться с ним самостоятельно. Вот что можно делать:
- Отмечайте каждый раз, когда вы делаете что-то ради одобрения других. Дмитрий Карпачев считает: так вы поймете масштабы проблемы.
- Радуйтесь не только результатам. Путь так же важен, как и результат. Карьерный консультант Диана Рыжкова советует вспомнить, каким образом вы пришли к цели, кто вам в этом помог, чему вы научились во время работы. Удовольствие от пройденного пути длится намного дольше, чем от результата.
- Перестаньте сравнивать себя с другими. Психолог, специалист по семейной, телесной терапии и психосоматике Алина Котенко говорит, что люди с синдромом отличника часто сравнивают себя с другими и расстраиваются, когда в чем-то им «проигрывают». Каждый раз, когда это случается, начинайте думать о себе, а не о других. Где вы были год назад, а где сейчас? Чему научились за это время? Каждый человек найдет повод, чем гордиться.
- Признайте, что вы неидеальны. Дмитрий Карпачев считает: это нормально – не знать всего. В мире нет идеальных людей.
- Хвалите себя чаще. Не ждите похвалы со стороны, учитесь хвалить себя самостоятельно – так считает Диана Рыжкова.
Необязательно ждать больших достижений, можно отмечать маленькие победы. Например, вы выполнили важное дело из списка задач на день – просто похвалите себя. - Перестаньте приписывать свои мысли другим людям. Вы не можете знать, что в голове у других людей. Поэтому переживать, что они о вас подумают, нет смысла. Дмитрий Карпачев советует: главным критиком для себя должны стать вы сами.
Выводы
Синдром отличника – это желание заслужить похвалу любым способом. Часто его путают с перфекционизмом, но между ними есть разница: перфекционисты делают хорошо, потому что по-другому не могут и не ожидают одобрения извне.
Комплекс отличника появляется в школьном возрасте из-за слишком высоких требований семьи. Если ребенок зависит от мнения окружающих, тяжело воспринимает критику и боится совершать ошибки, ему нужна поддержка родителей. Взрослые должны показать ему, что личность ребенка и его оценки – не одно и то же. Еще важно научить его правильно относиться к ошибкам и слушать свою интуицию.
Взрослые люди с синдромом отличника пытаются угодить начальнику, партнеру и другим. Они не умеют отстаивать свою точку зрения, боятся делегировать задачи и не проявляют творчества в работе. Чтобы избавиться от синдрома, научитесь себя хвалить самостоятельно, а не ждать этого от других, разрешите себе быть неидеальными и перестаньте себя сравнивать с другими.
как избавиться от синдрома отличникасиндром отличника
Синдром отличника (отличницы): как избавиться
Синдром отличника (комплекс отличницы) возникает еще в детстве, хотя считается, что у взрослых он проявляется чаще. Ребенок, имеющий комплекс отличника, удобен для родителей своим послушанием и старанием соответствовать их требованиям. У взрослого же человека проявления этого синдрома приводят ко многим трудностям в жизни.
Комплекс (синдром) отличника — это не только желание все делать идеально. Это навязчивая потребность получать признание от окружающих, высокие оценки своих действий с их стороны. Плюс, быть успешным в любой сфере и во всем быть первым.
Содержание
- Причины появления синдрома отличника
- Симптомы заболевания
- Портрет отличника: тревожные симптомы
- Диагностика синдрома
- Стоит ли лечить недуг
- Как синдром мешает во взрослой жизни
- Способы избавиться от синдрома
- Прогноз и профилактика
- Советы психологов
Причины появления синдрома отличника
Если учесть, что истоки комплекса отличника у взрослых идут из детства, необходимо выявить причины его появления. В процессе социализации на ребенка значительное влияние оказывает окружение, родители — в большей степени. Синдром отличника у детей может формироваться из-за неправильного воспитания. Когда их родители опираются на ошибочный опыт своих воспитателей и имеют недостаточные знания в области детской психологии.
- Ребенок получает похвалу от родителей и воспитателей только за отличные результаты своих действий.
При этом его личные особенности, способности, склонности не учитываются. Постепенно ребенка перестают хвалить за высококачественное выполнение задания. Такая исполнительность становится нормой. У ребенка формируется убеждение, что он все должен делать наилучшим образом, по-другому и быть не может.
- Взрослые часто совершают ошибку, сравнивая своего ребенка с другими детьми, которые, на их взгляд, более успешны в чем-либо. Казалось бы, это делается из лучших побуждений: вызвать у сына или дочери желание развиваться, стать лучше других. Последствия такого воспитания двоякие: либо у ребенка развивается комплекс неполноценности, либо быть первым и лучше других становится самоцелью, ребенок перестает наслаждаться процессом выполнения заданий. Его цель — заслужить одобрение любой ценой. В результате налицо синдром отличника.
- Если в семье есть твердая установка, что любовь заслуживают только хорошими поступками, то ребенок видит ее проявления только тогда, когда ведет себя хорошо.
Возникает убеждение: чем он более «правильный», тем больше его любят. Девочка или мальчик пытаются соответствовать представлениям «правильности» родителей, при этом отходя от своей индивидуальности и вырабатывая у себя комплекс отличницы (отличника).
- Взрослые регулярно ругают и наказывают ребенка за ошибки по принципу: «если бы ты лучше старался, все бы получилось». Постепенно это вырабатывает у него завышенную самокритичность и синдром отличника. Став взрослым, человек постоянно стремится к совершенству, остро переживая свои неудачи и ошибки.
- Безразличие со стороны взрослых вызывает у ребенка ощущение одиночества, неуверенность в себе. Он пытается привлечь внимание родителей хорошими отметками и поступками, старается все делать идеально, чтобы, наконец, получить нужное внимание и признание.
Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. Человек в этом состоянии тяжело переживает свои ошибки и поражения. При таком внутреннем напряжении даже повседневные препятствия спустя время могут казаться непреодолимыми.
Синдром отличницы чаще отмечают у женщин, которых в детстве приучали к мысли, что надо быть послушной девочкой, примерной, разносторонне развитой ученицей. Правда, среди мужчин этот комплекс также не является редкостью.
Симптомы заболевания
Симптомы синдрома отличника очень яркие и остро переживаемые. В некоторых ситуациях этот комплекс может перерастать в патологию, становясь сродни заболеванию, но такое случается редко.
Однако даже умеренно выраженные признаки синдрома отличницы осложняют жизнь, ограничивают возможности человека, провоцируют сложности в межличностных отношениях. Степень выраженности синдрома отличника может быть различной, его отличительными признаками являются:
- завышенное чувство ответственности, особенно у женщин: они должны быть идеальными мамами, женами, женщинами. Успевать выполнять домашние дела, воспитывать детей, планировать семейный досуг, строить карьеру, а еще поддерживать безупречный внешний вид;
- потребность все делать идеально — перфекционизм.
Человек сам себе ставит высокую планку, которой должно соответствовать все, что он делает. Если же такого соответствия нет, он ощущает себя разбитым, опустошенным, никчемным. К сожалению, в реальности не все зависит от человека, потому достижение идеала нередко становится невозможным;
- острое реагирование на критику, даже объективную. Критика вызывает у личности с синдромом отличника не желание меняться, работать над собой, а комплекс неполноценности и депрессивное состояние;
- острая потребность в одобрении окружающих. Человек жаждет получать одобрение и похвалу за каждое свое действие и достижение. Он не принимает себя таким, какой есть, потому что внутренне убежден, что без идеального выполнения задания он не достоин любви и уважения;
- «победители во всем» — мужчины и женщины с синдромом отличника не умеют проигрывать, они в любой ситуации должны быть лучше других. Болезненно воспринимают победы и успех тех, кто оказывается лучше их;
- страх рисковать — человек с синдромом отличника редко открывает свой бизнес, боится начинать все с нуля, резко менять профессию, переезжать в другой город и т.
п. Все эти страхи проистекают от опасения неудачи, страха сделать «что-то не то».
Самое интересное: люди, которые стремятся быть совершенством, успешными во всех сферах жизни, редко добиваются значительных успехов. Часто их ровесники, которые проще смотрят на жизнь и время от времени позволяют ей течь самой по себе, меньше переживают из-за неудач, добиваются больших результатов.
Портрет отличника: тревожные симптомы
Есть несколько признаков, по которым можно отличить человека с синдромом отличника:
- желание быть всегда и во всем первым;
- острое, затяжное переживание любой, даже незначительной неудачи;
- личность с синдромом отличника остро реагирует на критику и замечания;
- страх неудач, приводящий к отказу от деятельности;
- постоянное сравнение себя с окружающими, ревнивое отношение к похвале другого человека, а не его;
- самооценка, зависящая от взглядов и мнений других людей;
- настойчивое стремление всегда соответствовать ожиданиям окружающих;
- человеку с синдромом отличника свойственно негативное отношение к успехам других, плохо скрываемое ликование по поводу их неудач;
- излишняя самоуверенность, резко снижающая после критики;
- неумение радоваться жизни, с юмором относиться к самому себе.
Эти симптомы комплекса отличника могут проявляться как у детей, так и у взрослых. Проблема здесь в том, что человека с этим синдромом волнует не столько цель, итог своей деятельности, сколько оценка этой деятельности и ее результата окружающими людьми.
Диагностика синдрома
В некоторых случаях при серьезной эмоциональной нестабильности, чтобы определить либо исключить синдром отличника (отличницы) может потребоваться консультация психиатра. Он сможет определить, чем вызвано состояние человека: здоровым стремлением к самореализации либо патологическим желанием, которое требует серьезной коррекции.
С этой целью в психиатрии применяются тесты перфекционизма, состоящие из 24 либо 45 вопросов. Откровенные ответы испытуемого помогут определить его психологическое состояние.
Стоит ли лечить недуг
Ничего нет плохого в том, что ребенок или взрослый стремятся добиться поставленных целей, улучшить свою жизнь. Другое дело, когда эти стремления перерастают в навязчивые состояния, превращаются в патологию. Это способно подорвать эмоциональное здоровье человека, вызвав серьезные нарушения психики. В таком случае необходимо искать способы как избавиться от комплекса отличника (отличницы). Иначе последствия могут быть разрушительными для личности.
Как синдром мешает во взрослой жизни
Зацикливание на мелочах, зависимость от мнения окружающих, стремление соответствовать их ожиданиям, острое реагирование на критику — все эти проявления синдрома отличника осложняют жизнь человека, провоцируя проблемы в различных сферах:
- На работе личность с синдромом отличника с трудом переносит успехи коллег, пытается их превозмочь во всем, что обостряет отношения в коллективе. Начальник может ставить такого исполнительного сотрудника в пример другим, тем самым вызывая к нему негативное отношение. Сотрудники недолюбливают таких «выскочек», нередко обсуждают их за спиной.
Личности с синдромом отличника не способны на креатив, творчество. Им проще выполнять однообразные задачи в установленных рамках — все ради одобрения со стороны начальства. Они способны жертвовать своим личным временем, задерживаясь на работе дольше всех, однако это делается не столько ради реализации цели, сколько ради поощрения и признания.
- В личной жизни комплекс отличницы чаще проявляется у женщин. Они уверены, что сногсшибательный внешний вид, умение вкусно готовить, удовлетворять мужчину в постели, содержать дом в идеальном порядке и зарабатывать больше мужа — только эти качества делают их лучшими женами, достойными любви.
Когда мужчина не замечает стараний такой «идеальной» жены, вспыхивают скандалы. Женщина начинает обвинять мужа в том, что «он ее не любит и не ценит», «она ради него старается изо всех сил, а он не замечает этого» и все в таком же духе. Часто подобное заканчивается разводом и полным разрывом отношений. После чего мужчина находит себе женщину, не страдающую синдромом отличницы.
- Воспитывая детей, родители с комплексом отличника слишком многого требуют от своих отпрысков. Здесь есть все: сравнение их с ровесниками; выбор и навязывание «подходящей» компании с «правильными» детьми; наказания за малейшие ошибки, неудачи, плохие отметки; проявления любви исключительно за хорошее поведение и прочее.
Такие родители записывают ребенка сразу в несколько секций — ведь он должен быть самым успешным из всех, самым умным, сильным, ловким, талантливым. В результате из ребенка вырастает либо бунтарь, который делает все наперекор родителям, либо еще одна личность с таким же, как у родителей синдромом отличника.
- Отношения с друзьями и знакомыми строятся непросто. Личностям с комплексом отличника трудно заводить друзей, поддерживать дружбу. Все из-за стремления казаться лучше, чем они есть на самом деле и желания доказать, что они во всем превосходят всех. А еще конкурентного сознания, постоянной критики тех, кто не соответствует их представлениям и идеалам.
С незнакомыми людьми женщины и мужчины с синдромом отличника могут вести себя вызывающе, рассказывая о своих успехах и достижениях (нередко преувеличенных). Если же в ответ получают замечание или недостаточное признание их заслуг, болезненно реагируют на это. Такая ситуация создает напряженную атмосферу в любой компании.
Вполне можно качественно общаться с окружающими, научиться строить гармоничные, продуктивные отношения с близкими людьми, если немного подкорректировать восприятие себя и окружающего мира.
Способы избавиться от синдрома
Если вы ощущаете, что ваша жизнь зашла в тупик, а отношения имеют только негативную окраску, можно все исправить и избавиться от синдрома отличника (отличницы). Что для этого надо делать? Определиться, нужна ли вам помощь специалиста или вы сможете справиться самостоятельно. Возможно, достаточно будет посетить психолога. Если же проблема более глубокая, может потребоваться консультация психотерапевта.
Борьба с комплексом отличника включает в себя такие варианты:
- Общение с психологом поможет правильно расставить приоритеты. Человек начнет осознавать, что стремление быть во всем совершенством портит жизнь, а не улучшает ее. В процессе общения можно научиться повышать самооценку, избавиться от зависимости от одобрения окружающих и освободиться от синдрома отличника.
- Разрешить себе ошибаться, не быть совершенством во всех жизненных ситуациях. Научитесь делать некоторые вещи не до конца идеальными: не домыть всю посуду, кое-что оставив на потом. Раскладывая на столе или полкам все предметы по своим местам, «забудьте» что-то: небрежно оставьте листок бумаги посреди стола или положите футболку к нижнему белью.
Подобный «беспорядок» поможет вам ослабить хватку перфекционизма и комплекса отличника. Вы заметите, что при этом в вашей жизни ничего не ухудшилось: отношение людей к вам не поменялось, не нарушился распорядок дня, ваши способности и навыки не претерпели катастрофических изменений. Постепенно от мелких «нарушений порядка» вы можете переходить к более крупным. Это сделает вас более независимыми от мнения окружающих, придаст ощущение свободы от внутренних ограничений и избавит от синдрома отличника.
- Не сравнивать себя с другими людьми. Никто не повторит вашего пути, у каждого свой опыт, окружение, воспитание, способности, склонности.
Не существует абсолютно одинаковых людей, потому сравнение себя с кем-либо, кроме себя самого неоправданно и бессмысленно.
- Осознать, что никто не ждет от вас, что вы будете идеальными. Не приписывать людям то, чего они не думают на самом деле. Исходя из этого, не стоит ждать постоянного одобрения своих поступков от окружающих.
- Попросить своих близких о помощи: ввести в семье полезную привычку часто обнимать друг друга без причины, хвалить без привязки к каким-либо поступкам. То есть, давать понять, что вы (и вас) любите друг друга просто так, а не за какие-то особые заслуги. Этот способ очень хорошо помогает в борьбе с синдромом отличника.
- Хотя бы 1 раз в неделю делать что-то экстраординарное в своих глазах, чтобы освободить настоящие эмоции. Регулярно выделять время для отдыха: полностью отрешиться от всех забот, заняв свое время развлечениями: походом в кино, общением с друзьями или родственниками, посещением аквапарка и других развлекательных заведений.
- Сталкиваясь с критикой своих поступков, необходимо помнить, что это мнение отдельно взятого человека.
Постараться посмотреть на критику со стороны, насколько она объективна, и если да, какую пользу вы можете вынести из нее. Не воспринимать критику как попытку унизить или оскорбить ваше достоинство или способности. Такое неправильное восприятие проистекает от комплекса отличника.
- Придумать себе хобби или заняться новым делом. Причем не ждать поощрения результатов своего труда окружающими. Делать то, что хочется ради самого процесса. Получать удовольствие не от результата, а от самого «делания». Пусть не все будет получаться и не выглядеть идеальным, цель ведь не в победе над другими, не в первенстве и комплексе отличника, а в получении удовольствия.
- Позволять жизни идти своим чередом: влиять на то, на что вы можете повлиять, и отпускать ситуацию, на которую вы повлиять не можете.
Не старайтесь применять все эти методы сразу. Внедряйте их постепенно в вашу жизнь и со временем вы сможете побороть в себе синдром отличника.
Важно! Избавиться от комплекса отличницы (отличника), став взрослыми, непросто. Однако регулярная, упорная работа над собой поможет его преодолеть.
Прогноз и профилактика
Всегда ли комплекс отличника — это плохо? Прежде всего нужно понимать, насколько стремление к лидерству и нарабатывание навыка «успешности» во всех сферах преобладают над здравым смыслом. Если не доходит до болезненности, такие устремления могут придавать сил, мотивировать, быть толчком к большим достижениям.
Если же человек живет только этими устремлениями, с маниакальной потребностью быть лучшим во всем и всех превозмочь, стоит срочно заняться проблемой комплекса отличника. Так как в данной ситуации жизнь и личность человека находятся в разрушительной стадии. Он перестает ощущать себя нужным, погружается в глубокую депрессию. В итоге все может закончиться очень плохо: сведением счетов с жизнью.
Самая лучшая профилактика проблемы — это полное ее отсутствие. Родителям нужно задуматься о методах воспитания ребенка, своих ожиданиях по отношению к нему, последствиях своих поступков. Синдром отличника может подспудно зреть в ребенке, от которого ожидают безупречности и совершенства.
У взрослого человека профилактикой комплекса отличника может быть постоянное напоминание себе, что жизнь прекрасна во всех ее проявлениях, даже если победы не всегда достижимы и совершаются ошибки. А еще отличным способами избавиться от синдрома отличника будут: выработка способности посмеяться над собой и доверие к жизни через способность пускать дела на самотек время от времени.
Советы психологов
Бороться с синдромом отличника нужно в том случае, когда он мешает жить, строить межличностные отношения, создавать семью или воспитывать детей. Главное, чтобы и в данном случае все делать без фанатизма.
Есть и положительные стороны в синдроме отличницы (комплексе отличника) — его можно использовать для достижения целей. Не чьих-то, а ваших. Когда вы добьетесь того, к чему стремитесь, не оценка и одобрение окружающих должны быть важны для вас, а то, кем вы стали в процессе достижения и какие вершины смогли покорить.
8 важных характеристик взрослых учащихся
Резюме: Взрослые характеризуются зрелостью, уверенностью в себе, автономией, твердым принятием решений и, как правило, более практичны, многозадачны, целеустремленны, самостоятельны, опытны и менее открыты и восприимчивы к изменениям. Все эти черты влияют на их мотивацию, а также на их способность к обучению. Итак, давайте посмотрим на когнитивные и социальные характеристики взрослых учащихся, а также на то, что необходимо знать разработчикам учебных программ, чтобы создать правильное содержание и структуру курса и скорректировать их отношение.
- Самостоятельность
Взрослые чувствуют необходимость брать на себя ответственность за свою жизнь и решения, и поэтому для них важно иметь контроль над своим обучением .Таким образом, самооценка, равноправные отношения с инструктором, несколько вариантов и первоначальная, но неуловимая поддержка — все это обязательно.
- Практичны и ориентированы на результат
Взрослые учащиеся обычно практичны, возмущаются теорией, нуждаются в информации, которая может быть немедленно применима к их профессиональным потребностям, и обычно предпочитают практические знания, которые улучшат их навыки, облегчат их работу и повысят их уверенность . Вот почему важно создать курс, который будет охватывать их индивидуальные потребности и иметь более утилитарное содержание. - Менее открытый И, следовательно, более устойчивый к изменениям.
Зрелость и глубокий жизненный опыт обычно ведут к ригидности, которая является врагом обучения. Таким образом, педагогических дизайнеров должны предоставить «почему» изменения, новые концепции, которые можно связать с уже установленными, и способствовать необходимости изучения. - Медленное обучение, но более комплексное знание
Старение влияет на обучение. Взрослые стремятся к обучаются менее быстро с возрастом. Тем не менее, глубина обучения имеет тенденцию увеличиваться с течением времени, выводя знания и навыки на беспрецедентный личный уровень. - Использование личного опыта в качестве ресурса
Взрослые прожили дольше, видели и сделали больше, склонны связывать свой прошлый опыт с чем-то новым и подтверждать новые концепции на основе предыдущего обучения. Вот почему так важно сформировать класс из взрослых с одинаковым жизненным опытом, поощрять обсуждение и обмен мнениями и, как правило, создавать учебное сообщество, состоящее из людей, способных к глубокому взаимодействию.Создайте лучший опыт непрерывного образования для своих взрослых учащихся!
Найдите, выберите и сравните лучшие поставщики авторских инструментов электронного обучения для непрерывного образования!
Найдите подходящего поставщика
- Мотивация
Обучение во взрослом возрасте обычно является добровольным.Таким образом, посещение школы является личным выбором для улучшения профессиональных навыков и достижения профессионального роста. Эта мотивация является движущей силой обучения, и именно поэтому так важно задействовать внутренний импульс учащегося с помощью правильного материала, побуждающего к размышлениям, который подвергает сомнению общепринятые представления и стимулирует его ум.
- Многоуровневые обязанности
Взрослые ученики должны много жонглировать; семья, друзья, работа и потребность в личном качественном времени. Вот почему взрослому труднее выделить место для обучения, а расставить приоритеты абсолютно необходимо. Если его жизнь уже требовательна, то результат обучения будет скомпрометирован. Принимая это во внимание, педагогический дизайнер должен создать гибкую программу, приспособиться к плотному графику и принять тот факт, что личные обязательства могут помешать процессу обучения. - Высокие ожидания
У взрослых учащихся высокие ожидания.Они хотят, чтобы их учили вещам, которые будут полезны в их работе, ожидают немедленных результатов, ищут курс, который будет стоить их времени и не будет пустой тратой их времени или денег. Вот почему важно создать курс, который будет максимально использовать их преимущества, отвечать их индивидуальным потребностям и решать все проблемы обучения.
Какие еще характеристики взрослых учащихся вы хотели бы добавить?
Вам также может пригодиться:
- 17 советов по мотивации взрослых учащихся
- Теория обучения взрослых — андрагогика — Малкольма Ноулза
Не в последнюю очередь, но не в последнюю очередь, я настоятельно рекомендую вам посмотреть следующее короткое видео от команды PC3, посвященное теории Малкольма Ноулза об андрагогике или обучении взрослых .
Для просмотра этого видео у вас должны быть включены рекламные файлы cookie.
Здесь вы можете настроить параметры файлов cookie.
Homebase
Облегчение работы. Управлять малым бизнесом никогда не было так сложно. Homebase помогает с бесплатными инструментами для отслеживания времени и управления вашей командой.
Подробнее
Одаренные и неполноценные с СДВГ и не только
Что означает дважды исключительный?
«Дважды исключительные» (2e) — это термин, используемый для описания интеллектуально одаренных детей с большим потенциалом академических достижений, которые также имеют трудности в обучении или неврологические проблемы, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ). Их исключительные интеллектуальные способности учащихся 2е часто маскируются или затемняются одним или несколькими условиями (или наоборот), что делает их одной из наименее признанных и поддерживаемых групп населения.
Двойная исключительность требует специальных методов идентификации и целенаправленной образовательной поддержки, подчеркивающей сильные стороны ребенка. Родители могут помочь дважды выдающемуся подростку и другим учащимся 2e, исследуя общие характеристики, понимая, как преуспевает мозг 2e, и узнавая, как уникально поддерживать их потребности в классе.
Дважды отличники: общие характеристики
Интеллектуальный потенциал дважды отличников велик. В то же время у них есть стойкая инвалидность или расстройство, препятствующее их обучению. Общие сопутствующие состояния включают:
- СДВГ
- Расстройство аутистического спектра (РАС)
- Неспособность к обучению (дислексия, дискалькулия, дисграфия и т. д.)
- Расстройство сенсорной обработки (SPD)
- Эмоциональные и поведенческие расстройства
- Физические недостатки
Их интеллектуальные способности обычно означают, что дети 2e часто демонстрируют:
- быстрое обучение
- сильных воспоминаний
- больших словарей
- продвинутое понимание нюансов
- сильное любопытство
- необычная эмоциональная глубина
- дивергентное мышление
В результате дети 2e часто очень творческие, имеют разнообразные и интенсивные интересы, демонстрируют острые навыки решения проблем и обладают утонченным чувством юмора.
Но 2e дети также склонны бороться с:
- социальными взаимодействиями
- непоследовательная производительность
- дезорганизация
- исполнительная дисфункция
- переходов/инициатива
- усталость
В классе дважды исключительные дети могут показывать результаты как выше, так и ниже среднего по разным шкалам. Их интеллектуальные способности могут затмить их борьбу, или наоборот — динамика, которая объясняет, почему так сложно идентифицировать этих детей. Более того, если их интеллектуальные способности и недостатки остаются без внимания, дети 2e могут испытывать тревогу, стресс, сильную печаль и чувство неуспеваемости.
[Нажмите, чтобы прочитать: раскрытие потенциала одаренных детей с СДВГ]
Дважды выдающиеся дети: развитие мозга
Исследования показывают, что мозг 2e, без учета какого-либо конкретного состояния, метафизиологически отличается от нейротипического мозга. Дважды исключительный мозг обычно стремится:
- быть физически больше
- имеют больше связей — белое вещество в мозге более плотное, что означает больше связей и хранения информации.
Сенсорная поглощающая способность также выше.
- быть «сверхвозбудимым» — эмоции более интенсивны, потому что лимбическая система, часть мозга, которая, как считается, отвечает за эмоции и другие процессы, перегружена повышенным сенсорным входом (в результате более плотного белого вещества) и развитием интенсивной эпигенетики, или сенсорных отпечатков, поскольку мозг строит знания на основе различных стимулов окружающей среды.
Возросшие требования к лимбической системе могут объяснить, почему у многих детей 2e одинаковые трудности и асинхронные пути развития — их социально-эмоциональный рост обычно задерживается, но их интеллектуальный рост ускоряется.
Дважды в исключительных случаях: Знаки и идентификация
Процесс идентификации ребенка 2e часто начинается дома, даже до начала школы. Родители, которые подозревают, что их дети могут быть дважды исключительными, должны сначала:
- Остановить , чтобы подумать о поведении ребенка.
Некоторые родители рано обнаруживают различия, например, в том, как их ребенок играет, общается, ведет себя или реагирует по сравнению с другими детьми. Двойная исключительность, как правило, характеризуется значительными различиями в навыках, таких как выполнение сложных задач и борьба с более простыми задачами.
- Смотри. Понаблюдайте, что происходит, когда ребенок борется (и не борется), и рассмотрите условия, в которых возникают трудности. Спросите, какие факторы, по-видимому, действуют, и может ли ребенок компенсировать дефицит. Знайте, что некоторые 2e дети рано учатся маскировать свое состояние, обманывая родителей и даже школу. Используйте журнал для записи наблюдений – чем раньше, тем лучше.
- Послушайте , что ребенок говорит о себе и своей борьбе. Истинное слушание, особенно для маленьких детей, может потребовать больше интерпретации, чем чего-либо еще, поскольку им может не хватать словарного запаса, чтобы точно описать свои проблемы.
Использование «стены слов» — списка различных слов для передачи эмоций — может помочь детям быть более точными.
[Прочитайте это: Дважды исключительный и процветающий — наконец]
2e Этапы оценки
Психологи проводят различные многосекционные интеллектуальных оценок , таких как шкала интеллекта Векслера для детей (WISC-V) и шкала интеллекта Стэнфорда-Бине, при попытке выявить двойную исключительность. Специалист анализирует и интерпретирует результаты, затем дает рекомендации и/или дальнейшее тестирование. Тестирование обычно проводится, когда ребенок достигает школьного возраста.
Во многих случаях у детей 2e, как правило, значительно различаются баллы по разделам оценивания. Эти несоответствия и несоответствия (называемые оценкой несоответствий) обычно сигнализируют психологам, куда они могут пойти дальше, чтобы сузить дефицит.
Родители должны учитывать следующее в интерпретациях и рекомендациях специалиста, а также при тестировании:
- Признаки беспокойства, стресса и/или дискомфорта.
2e дети должны построить доверительные отношения со своим наблюдателем, чтобы расслабиться и приложить все усилия. Перерывы допустимы, и при необходимости их следует использовать при тестировании.
- Дружественная к 2e среда тестирования, в которой сенсорные стимулы не мешают концентрации внимания (особенно актуально для детей с СДВГ). Даже карандаш и бумага, используемые для тестирования, могут быть сложными для некоторых учащихся!
- В некоторых разделах оценщики должны учитывать склонность детей к перфекционизму, которая может замедлить их в стремлении к точности.
- Задания, требующие немедленного припоминания, могут быть трудными для 2e детей. 2е дети обрабатывают большое количество информации, но она может быть не организована последовательно в мозгу. Требуется время, чтобы организовать, отсортировать лучший ответ и предоставить наиболее точный результат.
- Интенсивный ум (особенно у детей с СДВ, СДВГ или подобными симптомами) может бороться с «вялым когнитивным темпом» — если ребенок не хочет заниматься и выполнять работу, если он находит задачу скучной или не знает, что делать, в результате они могут получить более низкие баллы по определенным разделам теста.
- Помните: средние баллы по вспомогательным тестам могут выглядеть нормально, но все же могут отражать область трудностей, особенно по сравнению с сильными сторонами ребенка
Крайне важно, чтобы оценки проводились специалистом , имеющим опыт работы с детьми 2e. При работе с детьми 2е существует множество нюансов, от того, как проводится оценка, до того, как интерпретируются результаты, которые могут быть упущены при работе со специалистом общей практики. Необходимы доверительные отношения между специалистом и ребенком, поэтому родители должны убедиться, что специалист уделяет время знакомству с ребенком до оценки. В некоммерческой организации SENG (Поддержка эмоциональных потребностей одаренных), с которой я связан, есть каталог, в котором перечислены специалисты 2e.
Twice Exceptional: Support & Strategies
Родители играют важную роль в поддержке своих 2e детей дома и в отстаивании интересов школы. Дважды выдающийся ученик преуспевает, когда его школа решает его проблемы, но также следит за тем, чтобы он был интеллектуальным. Школы, которые понимают эту двойную ответственность и обеспечивают надлежащие приспособления, могут помочь ребенку 2e на пути к личному, академическому и социальному успеху.
Поддержка дома: советы родителям
- Знай своего ребенка. Узнайте об уникальных потребностях, интересах, развитии, сильных и слабых сторонах вашего ребенка и способах реагирования на окружающую среду. Наблюдайте за поведением дома и в школе. Научите своего ребенка, кто они, как они действуют и почему они разные. Старайтесь не путать поддержку с воспитанием в вертолете, так как последнее может оказаться пагубным в долгосрочной перспективе. Найдите группу поддержки, которая поможет вам справиться с трудностями, поделиться идеями и не чувствовать себя одиноким.
- Обучение социально-эмоциональному интеллекту. Эта область является одним из самых больших препятствий для 2e детей. Помогите ребенку расширить свой эмоциональный словарный запас, чтобы лучше выражать свои потребности, и искать здоровую дружбу (иногда интеллектуальные друзья важнее, чем хронологические друзья).
- Предоставить ресурсы. Школы предлагают очень мало подготовки для учителей на двойном исключении. Чтобы компенсировать это, предоставьте легкодоступные ресурсы, такие как контрольные списки и брошюры, учителям вашего ребенка. Также постарайтесь привнести спокойное присутствие в любое взаимодействие с персоналом.
Школьные приспособления: советы для преподавателей
2e приспособления могут носить неформальный характер, например делать заметки перед уроком или разрешать рисовать или ерзать, чтобы помочь сосредоточиться. Приспособление в конечном итоге сводится к знанию того, как проявляется состояние ребенка, и к тому, чтобы ценить сильные стороны и интересы, а не слабости.
Некоторые идеи для размещения в классах 2e включают:
- дополнительное время на оценки и задания (попросите тесты для оценки успеваемости, которые не привязаны ко времени)
- индивидуальных учебных программ, созданных посредством диагностических оценок, которые проверяют их знания до и после учебных блоков
- альтернативных проектов, особенно если ребенок может исследовать концепции через свои интересы
- вспомогательные технологии (использование записывающих устройств, печатание вместо письма, обучающие приложения и т.