Когнитивная психотерапия это: Когнитивная психотерапия — Википедия – что это такое, основы, техники и упражнения

Когнитивная психотерапия это: Когнитивная психотерапия — Википедия – что это такое, основы, техники и упражнения

Содержание

Когнитивная психотерапия — методы, техники, упражнения

когнитивная психотерапия фотоКогнитивная психотерапия – это форма структурированной, кратковременной, директивной, ориентированной на симптоматику стратегии стимулирования трансформаций познавательной структуры личностного «Я» со свидетельством о трансформациях на поведенческом ярусе. Это направление в целом относится к одной из концепций современного когнитивно-поведенческого ученья в психотерапевтической практике.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия изучает механизмы восприятия индивидом обстоятельств и мышление личности, способствует выработке более реалистичного воззрения на совершающееся. Вследствие формирования адекватного отношения к случающимся событиям зарождается более сообразное поведение. В свой черед когнитивная психотерапия целенаправленна на помощь индивидуумам в нахождении решений проблемных ситуаций. Она работает в обстоятельствах, когда существует надобность в розыске новейших форм поведения, выстраивания будущего, закрепления результата.

Техники когнитивной психотерапии постоянно употребляются на определенных фазах психотерапевтического процесса в комплексе с иными методиками. Когнитивный подход к дефектам эмоциональной сферы трансформирует точку зрения индивидуумов на собственную личность и проблемы. Данный вид терапии удобен тем, что слаженно сочетается с любым подходом психотерапевтической направленности, способен дополнить другие методики и существенно обогатить их эффективность.

Когнитивная психотерапия Бека

Современная когнитивно-бихевиоральная психотерапия считается общим названием для психотерапий, базис которых заключается в утверждении, что фактором, провоцирующим все психологические отклонения, являются дисфункциональные воззрения и установки. Создателем направления когнитивной психотерапии считается Аарон Бек. Он дал старт развитию когнитивного направления в психиатрии и психологии. Суть ее лежит в том, что абсолютно все человеческие проблемы формируются негативным мышлением. Личность интерпретирует внешние события по следующей схеме: стимулы воздействуют на когнитивную систему, которая, в свой черед, интерпретирует посыл, то есть рождаются мысли, порождающие чувства или провоцирующие определенное поведение.

Аарон Бек полагал, что мысли людей обуславливают их эмоции, которые определяют соответствующие поведенческие реакции, а те, в свой черед, формируют их место в социуме. Он утверждал, что не мир изначально плохой, а люди видят его таким. Когда интерпретации индивида сильно расходятся с внешними событиями, появляется психическая патология.

Бек наблюдал пациентов, страдающих невротической депрессией. В ходе наблюдений он заметил, что в переживаниях больных постоянно раздавались темы пораженческого настроя, безысходности и неадекватности. Вследствие этого вывел следующий тезис, что депрессивное состояние развивается у субъектов, которые постигают мир через три негативные категории:

— отрицательный взор на настоящее, то есть в независимости от происходящего депрессивная личность концентрируется на негативных аспектах притом, что повседневная жизнь дает им определенный опыт, который большинству индивидуумов приносит удовольствие;

— безысходность, ощущаемая в отношении будущего, то есть депрессивный индивид, представляя будущее, находит в нем исключительно мрачные события;

— пониженное чувство собственного достоинства, то есть депрессивный субъект думает, что он несостоятельный, ничего нестоящая и беспомощная личность.

Аарон Бек в когнитивной психотерапии разработал терапевтическую программу поведенческой направленности, в которой используются такие механизмы, как самоконтроль, моделирование, домашние задания, ролевые игры и др. В основном он работал с пациентами, страдающими различными расстройствами личности.

Его концепция описана в труде под названием: «Бек, Фримен когнитивная психотерапия расстройств личности». Фримен и Бек были убеждены, что каждое расстройство личности характеризуется преобладанием определенных воззрений и стратегий, формирующих определенный профиль, свойственный конкретному расстройству. Бек выдвинул утверждение, что стратегии могут либо компенсировать определенный опыт, либо проистекать из него. Глубинные схемы коррекции личностных расстройств можно вывести в результате быстрого анализа машинальных мыслей индивида. Применение воображения и вторичного переживания травмирующего опыта может спровоцировать активизацию глубинных схем.

Также в труде Бек, Фримен «Когнитивная психотерапия расстройств личности» авторы акцентировали внимание на важности психотерапевтических отношений в работе с индивидами, мучающимися расстройствами личности. Поскольку довольно часто в практике встречается такой специфический аспект взаимоотношений, выстраивающихся между терапевтом и больным, известный как «сопротивление».

Когнитивная психотерапия расстройств личности является систематическим конструированным, разрешающим проблемные ситуации направлением современной психотерапевтической практики. Зачастую она ограничена временными рамками и практически никогда не превышает тридцати сеансов. Бек полагал, что психотерапевт должен быть благожелательным, сопереживающим и искренним. Сам терапевт должен являться эталоном того, чему он стремится научить.

Конечной целью когнитивной психотерапевтической помощи является обнаружение дисфункциональных суждений, которые провоцируют возникновение депрессивных настроев и поведения, а затем их трансформация. Следует отметить, что А. Бека интересовало не то, о чем пациент размышляет, а как он думает. Он считал, что проблема не заключается в том, любит ли себя данный пациент, а состоит в том, какими категориями он мыслит в зависимости от условий («Я хороший или плохой»).

Методы когнитивной психотерапии

К методам направления когнитивной психотерапии относят борьбу с мыслями негативной направленности, альтернативные стратегии восприятия проблемы, вторичное переживание ситуаций из детства, воображение. Данные методы направлены на создание возможности для забывания или нового научения. Практическим путем было выявлено, что когнитивная трансформация имеет зависимость от степени эмоционального опыта.

Когнитивная психотерапия расстройств личности предполагает использование в комплексе и когнитивных методов, и поведенческих методик, которые дополняют друг друга. Основным механизмом для положительного результата является развитие новых схем и трансформация старых.

Когнитивная психотерапия, применяемая в общепринятой форме, противодействует стремлению личности к негативной трактовке совершающихся событий и самих себя, что является особенно эффективным при депрессивных настроях. Так как депрессивные пациенты, зачастую, характеризуются наличием мыслей определенного типа негативной направленности. Выявление подобных дум и победа над ними обладает принципиальным значением. Так, например, депрессивный больной, вспоминая события прошлой недели, говорит, что тогда он еще умел смеяться, но сегодня это стало невозможным. Психотерапевт, практикующий когнитивный подход, вместо принятия таких мыслей беспрекословно, поощряет изучение и оспаривание хода подобных дум, предлагая больному вспомнить ситуации, когда он побеждал депрессивный настрой и отлично чувствовал себя.

Когнитивная психотерапия направлена на работу с тем, что больной сообщает самому себе. Основным психотерапевтическим шагом является распознавание пациентом определенных мыслей, вследствие чего возникает возможность остановиться и видоизменить такие мысли, пока их результаты не за­вели индивида очень далеко. Появляется возможность изменения негативных дум на другие, которые способны заведомо оказать положительное действие.

В дополнение к противодействию негативным мыслям альтернативные стратегии восприятия проблемы также обладают потенциальной возможностью трансформировать качество переживаний. К примеру, общее ощущение ситуации трансформируется, если субъект станет воспринимать ее в качестве вызова. Также, вместо того, чтобы отчаянно стремиться преуспеть, производя действия, которые индивид не способен совершать достаточно хорошо, следует поставить себе ближайшей целью практику, вследствие чего можно достичь гораздо большего успеха.

Психотерапевты, практикующие когнитивный подход, используют понятия вызов и практика, для противостояния определенным неосознанным предпосылкам. Признание факта, что субъект является обычным человеком, которому свойственны недостатки, может минимизировать сложности, порождаемые установкой на абсолютную устремленность к совер­шенству.

К конкретным методам обнаружения автоматических мыслей относят: записывание подобных мыслей, эмпирическую проверку, методику переоценки, децентрацию, самовыражение, декатастрофизацию, целенаправленное повторение использование воображения.

Когнитивная психотерапия упражнения сочетают в себе действия по исследованию автоматических мыслей, их анализ (какие именно условия провоцируют тревогу или негатив) и выполнение заданий в местах или условиях, провоцирующих тревогу. Подобные упражнения способствуют закреплению новых навыков и постепенно модифицируют поведение.

Техники когнитивной психотерапии

Когнитивный подход в терапии неразрывно связан с формированием когнитивной психологии, делающей основной акцент на познавательных структурах психики и занимающейся личностными элементами и способностями логического характера. Обучение когнитивной психотерапии сегодня получило широкое распространение. По мнению А. Бондаренко когнитивное направление соединяет три подхода: непосредственно когнитивную психотерапию А. Бека, рационально-эмотивную концепцию А. Эллиса, реалистичную концепцию В. Глассер.

Когнитивный подход заключается в структурированном обучении, эксперименте, тренировках в ментальном плане и поведенческом аспекте. Он призван оказать помощь личности в овладении нижеописанными операциями:

— обнаружение собственных негативных автоматических дум;

— нахождение связи между поведением, знаниями и аффектами;

— нахождение фактов «за» и «против» выявленных автоматических мыслей;

— нахождение более реалистичных трактовок для них;

— обучение выявлению и трансформации дезорганизующих убеждений, ведущих к уродованию навыков и пережитого опыта.

Обучение когнитивной психотерапии, ее основным методам и техникам помогает выявить, разобрать и в случае необходимости трансформировать негативное восприятие ситуаций или обстоятельств. Люди, зачастую, начинают бояться того, что сами себе напророчили, вследствие чего ожидают худшего. Иначе говоря, подсознание индивида предупреждает его о возможной опасности до момента попадания в опасную ситуацию. В результате этого субъект пугается заранее и стремится этого избежать.

Систематически отслеживая собственные эмоции и стремясь трансформировать негативное мышление, можно уменьшить преждевременный страх, который способен модифицироваться в паническую атаку. При помощи когнитивных техник существует возможность изменения характерного для таких мыслей фатального восприятия панических атак. Благодаря этому укорачивается длительность приступа паники, и понижается его отрицательное воздействие на эмоциональное состояние.

Техника когнитивной психотерапии состоит в выявлении установок больных (то есть для пациентов должны стать явными их негативные установки) и помощи в осознании разрушительного воздействия таких установок. Немаловажно также, чтобы субъект, основываясь на собственном опыте, удостоверился в том, что из-за собственных убеждений он недостаточно счастлив и что он мог быть счастливее, если бы руководился более реалистическими установками. Роль психотерапевта лежит в предоставлении пациенту альтернативных установок или правил.

Когнитивная психотерапия упражнения по релаксации, остановке потока мыслей, управлению побуждениями применяются в комплексе с анализом и регулированием повседневной деятельности с целью приумножения навыков субъектов и их акцентирования на позитивных воспоминаниях.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Когнитивная психотерапия — часть когнитивно-поведенческой психотерапии: особенности метода, его техники и цели

На сегодняшний день самой распространенной формой психотерапии является когнитивная психотерапия. В ее основе лежит предположение о том, что причинами психических проблем человека являются ошибочные мысли. Если их обнаружить и устранить, то можно не только избавиться от различных психических расстройств, но и предотвратить их появление в будущем.

Когнитивная психотерапия мало внимания уделяет детским воспоминаниям человека, ориентируясь на текущие проблемы, его внутренний мир, мысли, желания и фантазии. Это является основным отличием данного метода лечения психических расстройств от других популярных видов психотерапии: психоанализа и поведенческой терапии.

Основоположником когнитивной терапии является Аарон Бек. Изначально он занимался психоанализом, но постепенно разочаровался в нем и стал искать новые методы лечения депрессии и аффективных расстройств. Бек утверждал, что окружающий нас мир не плохой, это негативные взгляды на него формируют отрицательные эмоции и действия. Искажение внешних обстоятельств в сознании приводит к развитию психической патологии, например, депрессии.

Независимо от Бека работал Альберт Эллис, разработчик метода рационально-эмоциональной психиатрии, имеющего много общего с когнитивной психотерапией. На сегодняшний день когнитивная терапия является составляющей когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) теории, используемой психотерапевтами в своей практике.

Основной задачей когнитивной психотерапии является выявление дисфункциональных мыслей у пациента и последующая их трансформация. Но, кроме этого, специалисты выделяют пять целей когнитивной терапии:

  • полное устранение симптомов расстройства или уменьшение проявлений патологии;
  • предотвращение рецидива после коррекции психического состояния;
  • улучшение восприятия пациентов других видов терапии, в том числе и медикаментозной;
  • разрешение психологических и социальных проблем человека, которые могут возникнуть на фоне расстройства или непосредственно перед его проявлением;
  • устранение предпосылок, давших толчок к развитию расстройства.

В ходе лечения психотерапевт помогает пациенту осознать степень влияния его мыслей на поведение, эмоции и физическое состояние. Человек после полного курса когнитивной терапии может самостоятельно выявлять мысли, которые негативно сказываются на его психологическом состоянии. И, что самое важное, изменять дисфункциональные убеждения на более рациональные мысли.

К основным методам когнитивной терапии относят борьбу с негативным мышлением, использование альтернативных стратегий восприятия проблемных ситуаций, повторное переживание событий из прошлого, а также воображение. Каждый из этих методов направлен на то, чтобы пациент получил возможность повторно пережить и забыть негативный опыт, а также запастись новым научениями.

Когнитивная психотерапия часто является комплексной. Кроме когнитивных методов психотерапевты в своей работе используют различные поведенческие методики, которые успешно дополняют друг друга.

Наиболее популярные техники когнитивной психотерапии

Лечение психических расстройств при помощи когнитивной психотерапии является не просто способом борьбы с определенным заболеванием. Этот подход в терапии формирует у пациента особый взгляд на все происходящее в его жизни. Тем самым удается предотвратить развитие рецидивов и других психических расстройств. Человек, обученный основам когнитивной психотерапии, способен систематически отслеживать собственные негативные эмоции и трансформировать их в рациональные мысли. Особенно эффективен этот метод при борьбе с паническими атаками.

Все техники, используемые в когнитивной психотерапии, можно разделить на две большие группы:

  • техники, направленные на выявление автоматических мыслей негативной направленности. Основным способом достижения этой цели является опрос пациента, но также психотерапевт может использовать технику проигрывания ролей. После того как автоматическая мысль будет пациентом найдена, терапевт должен проверить ее поведенческими факторами, а также логическим анализом. В некоторых случаях выявленные убеждения оказываются мифологемой, но чаще всего подобные мысли, все же, имеют место в действительности, хотя и не осознаются пациентом. Терапевт должен выявить взаимосвязь автоматической мысли с травматической ситуацией и патологическими эмоциональными реакциями;
  • техники, позволяющие выявить необоснованность автоматической мысли и когнитивно ее реконструировать. Человек сможет отказаться от неадаптивной мысли только в том случае, если будет полностью уверен в ее «неправильности». Прежде всего, обоснованность подобного мышления можно проверить следствиями из него. Эта техника называется декатастрофизация или «что, если». Пациент представляет последствия ситуации, которая его страшит, и понимает, что на самом деле ничего ужасного не произойдет. Подтолкнуть человека к проверке нерациональных мыслей можно реальными действиями. Если пациент страдает депрессией, считая, что он ни на что не способен, то ему можно давать небольшие задания. Их успешное выполнение вернет человеку веру в собственные силы. Также психотерапевт может предложить пациенту сравнить его ситуацию с другим случаем из его практики. Жалея больного с аналогичными проблемами, пациент автоматически жалеет себя. В результате негативное отношение к себе изменяется жалостью и симпатией. Аналогичного результата можно добиться при использовании метода катарсиса, когда психотерапевт побуждает пациента выговориться и поплакать. Кроме того, существует большое количество других методов, позволяющих изменить когнитивные установки.

На протяжении всего курса терапии пациент получает домашние задания. Он должен отслеживать автоматические мысли и фиксировать свои ощущения в специальную тетрадь. Психотерапевт может рекомендовать прочтение определенной литературы и прослушивание записей психотерапевтических сеансов.

Чаще всего психотерапия носит индивидуальный характер, но также может быть использована и групповая форма работы. В последнем случае разбираются ни отношения между отдельными ее членами, а оценивается рациональность их мышления и поведения.

Когда может помочь когнитивная психотерапия

Когнитивную психотерапию используют при коррекции большинства психических и психоэмоциональных расстройств. Но наиболее часто к данной разновидности терапии прибегают при лечении депрессии. Человек, находящийся в депрессивном состоянии, испытывает преувеличенное чувство утраты, при этом она может быть реальной или мнимой.

Для депрессии характерно наличие негативных мыслей нескольких направленностей. Прежде всего, у больного формируются негативные представление о себе, он считает себя неудачником, неполноценным человеком. В то же время им дается негативная оценка окружающему миру и проходящим событиям, а также собственному будущему. Специалисты это называют когнитивной триадой депрессии. Чтобы победить данное психоэмоциональное расстройство необходимо работать в каждом из этих направлений, заменяя дисфункциональные мысли на рациональное мышление.

Кроме лечения униполярной депрессии и повышенной тревожности эту разновидность терапии также применяют для устранения обессивно-компульсивного расстройства, различных фобий, расстройств пищевого поведения, мигреней, тревожности и приступов гнева, других расстройств личности и поведения.

Когнитивные методы могут быть частью комплексной терапии при лечении шизофрении и биполярного аффективного расстройства. Сочетание психотерапии с приемом медикаментов позволяет устранить галлюцинации у больных шизофренией и смягчить другие симптомы этой патологии. Исследователи доказали ее эффективность при коррекции многих соматических заболеваний.

В ходе терапии психотерапевт работает над решением проблемы, он не изменяет личностные характеристики пациента или его недостатки. С самого начала пациент и терапевт должны прийти к некому соглашению, обозначить круг проблем, над которыми им предстоит работать. Устранить проявления выше перечисленных расстройств удается при помощи экспериментальной проверки дезаптативных мыслей.

Специальные методики  

Для лечения некоторых тяжелых психических расстройств применяют особые методики когнитивной терапии. Их сочетают с приемом лекарственных препаратов и другими видами психиатрической помощи. Таким образом удается снизить степень выраженности симптоматики расстройства и повысить эффективность основного лечения.

Среди специальных методик когнитивной психотерапии наиболее востребованными являются методы, применяемые для лечения таких патологий:

  1. Обессивно-компульсивное расстройство. При коррекции этого заболевания используется метод «четырех шагов», разработанный американским психиатром Джеффри Шварцем. Задача данного способа лечения — изменение или упрощение навязчивых мыслей и процедуры «ритуалов», в результате они сводятся к минимуму. Пациент должен осознать свою болезнь и научиться сопротивляться ее проявлениям. Терапевт разъясняет больному, какие из его опасений являются реальными, а какие вызваны заболеванием. Они четко разграничиваются, больному демонстрируется модель поведения здорового человека. Обычно в качестве примера выбираются люди, представляющие авторитет для пациента. Работа в этом направлении ведется поэтапно, в четыре шага. Именно поэтому метод когнитивного лечения ОБР получил такое название.
  2. Шизофрения. Данный вид расстройства является неизлечимым, так как связан с изменениями в коре головного мозга. Но использование методов когнитивной и поведенческой терапии позволяет людям, страдающим шизофренией, принять свое заболевание и научиться сглаживать его проявления. Если пациент постоянно ведет беседы с потусторонними сущностями или придуманными образами, то психотерапевт помогает ему понять, что беседы ведутся не с живыми людьми. Постепенно больной шизофренией осознает, что его собеседник является плодом воображения, в результате таким разговорам придается меньше важности. С течением времени больной все реже и реже вызывает придуманный образ из памяти.
  3. Пагубные зависимости. Алкоголизм и наркомания также вызваны неправильными автоматическими мыслями человека. Особенностью когнитивного подхода к лечению данных расстройств является то, что терапевт сначала должен побеседовать с пациентом о его долгосрочных планах и жизненных приоритетах. Ведь именно от этого должны зависеть краткосрочные цели человека. Прежде всего, ему нужно разъяснить, что основной целью любого живого существа является выживание. Все животные и люди получают удовольствие от того, что способствует продлению рода и выживанию, например, еда, секс и т.д. Процессы, которые вредят жизни, вызывают негативные ощущения (голод, холод или жара). Все эти ощущения переносятся на действия или ситуации, ассоциирующиеся с ними. Но у человека, страдающего каким-либо видом патологической зависимости, появляется новый источник удовольствия, не предусмотренный природой. В результате больному становятся ненужными природные радости, он ставит перед собой цель получение наслаждения искусственным путем, что вредит его здоровью и выживанию. Терапевт должен убедить наркомана или алкоголика, что при определенном желании он сможет достичь правильных целей, что позволит избавиться от депрессий и мучительного возвращения в реальность. Поднять настроение естественным способом возможно, если улучшить качество собственной жизни, повысить самооценку и «подняться» в глазах окружающих. Психотерапевты составляют для пациентов с зависимостями «карту желаний». Это схема, где указывается взаимосвязь базовых ценностей, необходимых для выживания, с инстинктами и сложными суммарными ассоциациями. На этой карте, кроме всего прочего, указывается, каким именно образом зависимость вредит долгосрочным планам и не позволяет получать полноценное удовольствие от жизни. Используя данную методику, можно избавить пациента от большинства пагубных привычек, например, обжорства, игромании или интернет-зависимости.

Эффективность когнитивной психотерапии в лечении этих тяжелых психических расстройств достаточно высока, это подтверждают многочисленные исследования в данной области. Когнитивная и поведенческая терапия способна в несколько раз снизить вероятность развития рецидивов заболевания.

Упражнения для выработки когнитивного мышления

С детства нас учат мыслить однозначно. Большинству людей характерен такой тип мышления: «Раз у меня ничего не получается, значит, я неудачник и никчемный человек». Подобные мысли очень сильно ограничивают поведение человека, и он даже не пытается опровергнуть их. Исправить ситуацию поможет упражнение «Пятая колонка». Возьмите лист бумаги, на котором изобразите таблицу, состоящую из пяти колонок:

  • 1-я колонка – впишите проблемную, с вашей точки зрения, ситуацию;
  • 2-я колонка – опишите собственные чувства и эмоции, возникающие в данной ситуации;
  • 3-я колонка – укажите автоматические мысли, наиболее часто возникающие в этот момент;
  • 4-я колонка – запишите собственные убеждения, на основе которых возникают описанные вами автоматические мысли. Подумайте, какие установки могут стать причиной подобного мышления;
  • 5-я колонка – постарайтесь опровергнуть мысли, перечисленные вами в 4-й колонке. Запишите установки положительной направленности.

Если вы в дальнейшем окажетесь в стрессовой для себя ситуации, то вызывайте в памяти мысли, идеи и установки, перечисленные в пятой колонке.

После того как вы выявите автоматические мысли, можно выполнить различные упражнения, помогающие изменить собственные установки. Например, можно попробовать совершить в реальных условиях поступки, которые ранее не делались, а затем оценить достигнутый результат.

Когнитивная психотерапия может быть полезна не только при лечении психических расстройств. Даже у психически здорового человека могут быть личностные проблемы, справиться с которыми самостоятельно не получается. Не стоит игнорировать их, ведь именно нерешенные проблемы приводят к снижению самооценки, неудовлетворенности собой и депрессии. Если у вас есть негативные переживания, то можно попробовать самостоятельно воспользоваться методиками когнитивной психотерапии или обратиться к специалисту.

6 эффективных упражнений когнитивно-поведенческой терапии

Стереотипное мышление и предвзятые представления о жизни в той или иной степени свойственны каждому из нас. Некоторые люди всю жизнь живут с ними и не пытаются избавиться. Другие же понимают, что стереотипы, шаблоны, мысли-автоматизмы и прочие неосознанные разрушительные установки (когниции) существенно ухудшают качество жизни, так как заставляют действовать определенным образом, лишают свободы выбора и препятствуют реализации внутреннего потенциала.

От негативных эмоций и состояний, возникновение которых провоцируют разрушительные установки, избавиться хоть и не совсем просто, но вполне реально. Существует множество разных методик и практик, помогающих исследовать и менять образ мышления, избавляться от старых установок и начинать мыслить совершенно по-другому. Одной из таких терапевтических практик, которые можно по праву назвать самыми популярными, эффективными и востребованными, является когнитивно-поведенческая терапия.

Что такое конгнитивно-поведенческая терапия? В чем заключается её суть? Кому показан этот вид терапии? В данной статье найдем ответы на эти вопросы и рассмотрим самые эффективные упражнения, которые помогут избавиться от деструктивного образа мышления и уменьшить или полностью устранить разрушающие нашу повседневную жизнь факторы.

Когнитивно-поведенческая терапия: что это такое?

Когнитивно-поведенческая терапия – это один из видов комплексной терапии, которая ориентирована на определенную проблему и нацелена на конкретный результат. Благодаря когнитивно-поведенческой терапии можно поменять иррациональное и неконструктивное отношение к происходящим вокруг событиям, которое сформировалось в результате неправильного и некорректного развития, обучения и познания самого себя как полноценной и самодостаточной личности. Данная форма терапии объединяет в себе лучшие техники как когнитивной, так и поведенческой терапии.

Когнитивно-поведенческая терапия возникла в 60‑х годах двадцатого столетия. Фундаментальную основу данного вида терапии создали выдающийся психолог и основатель рационально-эмоциональной психотерапии Альберт Эллис и психотерапевт Аарон Бек, которые пришли к выводу, что эмоции и поведение любого индивида зависят от стиля его мышления, а источник любой возникающей у индивида проблемы находится в нем самом, а не во внешнем мире.

Альберт Эллис и психотерапевт Аарон Бек когнитивная терапияАарон Бек (слева) и Альберт Эллис

Этот универсальный метод помощи страдающим разными расстройствами психического и невротического характера людям показал настолько высокие результаты, что академические сообщества признали его одним из наиболее эффективных и действенных терапевтических методов лечения.

Многие люди очень часто воспринимают негативные жизненные установки как истину в последней инстанции и не осознают, что шаблоны, стереотипы и мысли-автоматизмы негативно влияют на адекватное восприятие окружающей реальности. Суть когнитивно-поведенческой терапии заключается в том, чтобы помочь человеку, желающему избавиться от неосознанных деструктивных умозаключений, которые ухудшают качество его жизни и наносят его психике серьезные травмы, «отыскать» эти когниции и заменить их более конструктивными, положительными и жизнеутверждающими установками.

Кому показана когнитивно-поведенческая терапия?

Когнитивно-поведенческая терапия показана тем людям, которые хотят избавиться от:

  • социальной тревожности,
  • депрессии,
  • панических приступов,
  • обсессивно-компульсивного расстройства,
  • определенных нарушений пищевого поведения.

При помощи данного вида терапии можно:

  • повысить самооценку,
  • разобраться с трудностями и проблемами в отношениях,
  • прокрастинацией
  • перфекционизмом.

Выполнение упражнений когнитивно-поведенческой терапии помогает при лечении:

  • алкоголизма
  • наркомании,
  • при шизофрении используется в качестве поддерживающего метода.

Благодаря когнитивно-поведенческой терапии человек сможет изменить отношение к самому себе как к личности, перестать думать о том, что он является никчемным, ни на что не способным и беспомощным существом второго сорта. Упражнения помогут индивиду понять и принять тот факт, что он, как и любой другой человек, время от времени может совершать ошибки. Человек начнет осознавать, что ошибки – это повод для того чтобы сделать необходимые выводы, исправить ситуацию и двигаться дальше, а не зацикливаться на самобичевании и самоедстве.

Выполняющая упражнения когнитивно-поведенческой терапии личность научится брать под контроль деструктивные мысли-автоматизмы, жизненные установки и прочие негативные когниции, находить связь между ними и своим дальнейшим поведением, самостоятельно анализировать и правильно воспринимать любую поступившую извне информацию.

Когнитивно-поведенческая терапия нужна людям, желающим научиться принимать самостоятельно такие решения, благодаря которым будет происходить замена разрушительных и негативно влияющих на качество жизни стереотипов, шаблонов и установок более реалистическими, жизнеутверждающими и конструктивными когнициями.

Топ‑6 эффективных упражнений когнитивно-поведенческой терапии

Упражнения когнитивно-поведенческой терапии – это лечебные средства профилактического характера, благодаря которым можно уменьшить или полностью устранить неадекватное или разрушительное восприятие окружающей действительности, избавиться от вызывающих негативные чувства и эмоции деструктивных когниций и заменить их положительными и конструктивными жизненными установками.

Существует множество разных когнитивно-поведенческих упражнений. Предлагаем вашему вниманию самые эффективные и популярные из них!

Упражнение №1. Избавляемся от тревоги

Тревога негативно влияет на качество повседневной жизни, поэтому следует как можно быстрее избавиться от неё. Чтобы сделать это, необходимо отыскать укромное место, где никто вас не будет беспокоить, привести мысли в порядок и задать себе следующие вопросы:

«Не уничтожаю ли я свое настоящее, когда тревожусь и переживаю о будущем?»,

«Я тревожусь из-за того, что моя проблема имеет огромные размеры и никак не решается или же моя тревога возникает потому, что я не хочу браться за решение возникшей проблемы, поэтому постоянно оттягиваю время?»,

«Есть ли у меня сейчас возможность совершить то действие (позвонить начальнику, составить список, назначить встречу понравившемуся человеку и т.д.), которое вызывает у меня чувство тревоги?».

Отвечайте на эти вопросы не только честно, но и как можно быстрее. Если вы начнете думать над каждым ответом по 20 минут, то ответить предельно правдиво у вас не получится.

Как только вы ответите на вопросы, попытайтесь все свои тревоги и переживания перенести в настоящий момент. Сделайте все возможное, чтобы пережить неприятные чувства и эмоции прямо сейчас. Как только вы сделаете это, то сразу же осознаете, что переживать и тревожиться о том, что происходит «здесь и сейчас», практически невозможно.

Сконцентрируйте свое внимание на том, что вас окружает. Используйте по-максимуму все свои органы чувств: присматривайтесь к предметам и их оттенкам, прислушивайтесь к запахам и звукам, возьмите в руки какой-то предмет, чтобы ощутить его текстуру и т.д. Затем возьмите лист бумаги и запишите все те ощущения, которые вам удалось прочувствовать и осознать.

Теперь сконцентрируйте все внимание на своем внутреннем мире. Прислушайтесь к тому, как бьется ваше сердце. Понаблюдайте за своими руками и ногами. Послушайте свое дыхание. Уделите время каждому участку своего тела.

Чуть ниже на том же листке бумаги запишите те ощущения, которые вам удалось прочувствовать и осознать в процессе изучения внутреннего мира и собственного физического тела.

Хорошенько подумайте о том, удалось ли вам ощутить все части собственного тела. Если не удалось, продолжайте изучать свой внутренний мир и свое физическое тело до тех пор, пока ни одна часть вашего тела не останется без должного внимания.

Как только вы приступите к выполнению данного упражнения, тревога начнет покидать вас, а вы сможете успокоиться, так как сконцентрируйте все свое внимание на деятельности совершенно иного рода.

Упражнение №2. Ведем диалог с самим собой

Диалог с самим собой поможет быстро и качественно избавиться от внезапно возникших дискомфортных ощущений эмоционального или физического характера. Для выполнения данного упражнения вам следует найти уединенное и тихое место, где вас никто не отвлечет и не потревожит.

Примите удобную позу, закройте глаза и попытайтесь представить зеркало, в котором отображается ваше изображение. Внимательно посмотрите на себя.

Какой вид вы имеете, когда испытываете дискомфортные ощущения?

Отображаются ли эти дискомфортные ощущения на вашем лице?

Влияют ли они на осанку?

Все свое внимание сконцентрируйте на физических ощущениях. Попытайтесь отыскать те места на своем теле, которые являются источником неприятных и дискомфортных ощущений.

Затем мысленно обратитесь к своему изображению, которое отражается в представленном вам зеркале. Скажите ему те слова, которые помогут успокоиться, обрести внутреннюю гармонию, поднять настроение, избавиться от навязчивой тревоги, самобичевания и самоедства, восстановить достоинство и самоуважение.

Не бойтесь проявлять излишнюю эмоциональность. Чем больше чувств и эмоций вы вложите в свои слова, тем проще будет вашему воображаемому собеседнику не только понять, но и осознать их. Если ваш воображаемый собеседник реагирует на ваши слова, то это свидетельствует о том, что вы движетесь в правильном направлении.

Теперь сконцентрируйтесь на своих физических ощущениях. Если вы сделали все правильно, то и физический, и эмоциональный дискомфорт сначала будет понемногу утихать, а затем исчезнет без следа. Если же никаких изменений вы не наблюдаете, то это свидетельствует о том, ваш воображаемый собеседник не услышал вас, а все ваши речи были произнесены впустую. Повторяйте данное упражнение до тех пор, пока ваши слова не попадут в цель.

Упражнение №3. Избавляемся от ложных страхов

От иррациональных страхов, которые не имеют реальных оснований, следует избавляться, иначе ваша повседневная жизнь превратится в скучное, унылое и безрадостное существование.

Самый простой и действенный способ избавиться от ложного страха – это искренний смех не только над своим выдуманным страхом, но и над страхом перед тем или иным страхом.

» Пример. Если вы боитесь, что гостям не понравилось новое блюдо, которое вы решили приготовить на ужин, то подумайте о том, какое именно отношение к вам имеет одобрение или неодобрение ваших гостей. Если бы им что-то не понравилось, они бы обязательно вам об этом сообщили. Если никто из гостей не сказал, что блюдо было слишком жирным, слишком сладким или соленным, недоваренным или переваренным, то это свидетельствует о том, что блюдо было вкусным, а гости остались довольны предложенным вами ужином. Посмейтесь над тем, что вы боитесь того, что скажут гости и ждете одобрения там, где его совершенно не нужно ждать!

Если у вас есть человек, которому вы доверяете, то расскажите ему о своих беспочвенных страхах. Постарайтесь показать этому человеку и все те эмоции, которые вы испытываете, когда боитесь чего-то. Если такого человека в вашем окружении нет, то встаньте перед зеркалом и расскажите все это своему изображению.

Найдите источник вашего иррационального страха, а затем постарайтесь избавиться от этого неправильного и ложного представления путем его замены более рациональным и правильным представлением.

Наблюдайте за своими страхами со стороны. Отключите все эмоции и вообразите, что вы – сторонний и объективно настроенный наблюдатель, который делает только адекватные и разумные выводы. Если вы все сделаете правильно, то сможете понять и осознать, что все ваши ложные страхи – это мелочные и ничтожные мысли-пиявки, которые высасывают из вас всю энергию, радость и счастье. Чтобы избавиться от этих мелких кровопийц, вам следует сначала находить правильные и рациональные жизненные установки, а затем заменять ими ложные и деструктивные когниции.

» Пример. Если вы испытываете страх из-за того, что другие люди увидят, как сильно вы тревожитесь по тому или иному поводу, то вам следует осознать, что испытывать эмоции – это вполне естественный процесс, в котором нет ничего страшного или постыдного. Ничего не чувствуют лишь те люди, у которых наблюдаются определенные психические расстройства и заболевания. Нормальные же люди постоянно испытывают какие-то эмоции!

Упражнение №4. Определяем собственную сущность

Данное упражнение, которое заключается в объективном и бесстрастном наблюдении за самим собой, поможет определить собственную сущность и развить самосознание.

Каждого из нас можно сравнить с многослойной луковицей. Наша истинная сущность спрятана за социальными масками, которые мы вынуждены постоянно носить, чтобы не демонстрировать окружающим наши реальные мысли и чувства, как отрицательные, так и положительные.

Положительные чувства и мысли, которые мы часто игнорируем и подавляем, помогут нам определить нашу истинную сущность. Чтобы выполнить данное упражнение, вам необходимо найти тихое и укромное место, где вас точно никто не потревожит.

Возьмите чистую тетрадь и на первой странице напишите заголовок в виде вопроса:

«Какова моя истинная сущность?» или «Кем я являюсь на самом деле?».

Как можно быстрее дайте себе честный ответ на этот вопрос и запишите его в тетрадь. Не думайте слишком много над вопросом, иначе у вас не получится дать на него реально честный ответ.

Чтобы правильно и предельно честно ответить на этот важный вопрос, вам нужно отбросить мнения родных, знакомых, коллег, окружающих людей. Важно только то, что вы сами думаете о себе. Этот вопрос можно задавать себе несколько раз в день. Не забывайте каждый раз проставлять дату перед тем, как записать ответ.

Ответив на вопрос, примите удобную позу и закройте глаза. Еще раз задайте себе вопрос о том, кем вы являетесь на самом деле, а затем дайте ответ, но уже не письменно, а в виде возникшего в ваших мыслях визуального образа. Этот образ не следует обдумывать или корректировать. Важен именно тот образ, который сразу же возник после вашего вопроса.

Откройте глаза и сразу же запишите описание образа в тетрадь. Какой именно образ вы увидели? Обладал ли он какими-то особенностями? Что в возникшем образе сразу же привлекло ваше внимание? Какое значение этот образ имеет для вас? Как этот образ влияет на вашу повседневную жизнь? Не забудьте описать и те чувства, которые возникли у вас, когда вы увидели образ.

Встаньте, выйдите на середину комнаты, замрите в стоячем положении. Закройте глаза, задайте себе тот же вопрос, а затем внимательно проследите за теми движениями, которые начнет делать ваше тело. Вы должны не только следить за движениями, но и в полной мере чувствовать их. Ни в коем случае не берите эти движения под контроль и не поддавайте их корректировке. Вы должны полностью довериться своему телу.

Запишите или запомните все движения, которые делало ваше тело. Это очень важно, ведь при помощи движений ваше физическое тело дает вам возможность определить вашу истинную сущность.

Когнитивно-поведенческая терапия: упражнения

Упражнение №5. Используем самоанализ для корректировки негативного поведения

Чтобы правильно выполнить данное упражнение и добиться максимальных результатов, вам необходимо превратиться в безучастного, бесстрастного и объективного стороннего наблюдателя. Концентрируйте свое внимание на собственных чувствах, прислушивайтесь к ним, осознавайте и запоминайте их, но не старайтесь поменять их и не поддавайте свои чувства каким-либо корректировкам.

Отыщите уединенное и тихое место, где вам точно никто не сможет помешать. Все свое внимание сконцентрируйте на своем физическом теле. Не важно, какую именно позу вы примите. Вы можете стоять, сидеть или лежать. Сначала посмотрите на то, как расположены ваши конечности, в каком именно положении находится ваша голова (поднята или опущена), сгорблена ли у вас спина и т.д.

Сконцентрируйте свое внимание на тех участках вашего тела, которые являются источником болевых или дискомфортных ощущений, а затем прислушайтесь к своему сердцебиению и дыханию.

Мысленно или вслух произнесите следующую фразу: «Это мое физическое тело, но я не есть физическое тело». Постарайтесь внушить себе эту мысль.

Теперь все свое внимание сконцентрируйте на своих чувствах. Прислушайтесь к тем чувствам, которые вы испытываете в настоящий момент, а затем попробуйте у каждого из испытываемых вами чувств найти конструктивную сторону и отделить её от деструктивной стороны.

Вслух или мысленно произнесите следующую фразу: «Это испытываемые мною чувства, но я не есть эти чувства». Сделайте все возможное, чтобы внушить себе эту мысль.

Теперь сконцентрируйте все свое внимание на своих желаниях. Перечислите все те желания и стремления, которые у вас есть на данный момент. Перечисляя желания и стремления, не задумывайтесь об их приоритетности и важности, а просто вспоминайте и называйте их в том порядке, в котором они приходят вам в голову.

Мысленно или вслух произнесите следующую фразу: «Это мои стремления и желания, но я не есть эти стремления и желания». Постарайтесь внушить себе эту мысль.

Теперь сконцентрируйте все свое внимание на своих мыслях. Постарайтесь поймать ту мысль, которая сейчас у вас в голове. Если вы думаете, что в вашей голове сейчас нет никаких мыслей, то это и есть та мысль, на которой вам нужно сконцентрировать свое внимание.

Если в вашей голове много мыслей, то наблюдайте за тем, как они сменяют друг друга. Не думайте о том, правильные ли это мысли. Не важно, имеют ли эти мысли рациональную основу. Вы должны просто сконцентрировать на них свое внимание.

Вслух или мысленно произнесите следующую фразу: «Это мои текущие мысли, но я не есть эти текущие мысли». Сделайте все возможное, чтобы внушить себе эту мысль.

Упражнение №6. Повышаем творческую активность

Чтобы повысить творческую активность и решить возникшую проблему, вам необходимо взять лист бумаги и без долгих размышлений записать на нем все те идеи в виде решений проблемы, которые приходят вам в голову. Данные действия помогут избавиться от всех тех переживаний и страхов перед возможными неудачами, которые в процессе дальнейших размышлений обязательно возникнут на сознательном уровне.

Займитесь самооценкой записанных вами решений. Самооценка – это критико-аналитический аспект данного упражнения, благодаря которому вы сможете определить, является ли то или иное решение пригодным или непригодным для дальнейшего использования. Оценивайте каждое решение по пятибалльной системе. Разумным и верным решениям ставьте пятерки, а глупым, нецелесообразным и непригодным решениям можете смело ставить двойки или единицы.

Из всех записанных и оцененных вами решений выберете то решение, которое является самым подходящим вариантом в данной ситуации. Если таких решений у вас есть несколько, и каждое ведет к положительному исходу возникшей проблемы, то можете просто скомбинировать их.

Некоторые специалисты называют данное упражнение «Мозговым штурмом».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

что это такое, основные цели, техники и методы терапии.

Когнитивно-поведенческая психотерапия – это метод воздействия на психическое состояние человека. Она часто подвергается смелым утверждениям, что ей под силу излечивать практически от любых заболеваний. Подобные результаты действительно случаются, но чаще когнитивно-поведенческая терапия заключается в ином. В статье мы рассмотрим эту тему подробнее.

Когнитивно-поведенческая терапия

Что такое когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия – это научное направление, основой которой является предположение, что главными провокаторами психических расстройств являются дисфункциональные убеждения и установки.

Этим термином обозначают методы лечения, подразумевающие различные приемы, корректирующие поведение, а также вмещающих процедуры коррекции неверных убеждений, противоречащих адекватному восприятию реальности. Задача терапевта помочь человеку взять под контроль эмоциональные реакции, вроде тревожности или волнения. Он помогает пациенту более успешными способами интерпретировать свои переживания и размышления о них. Считается, что индивиды, находящиеся в депрессии, оценивают любые происходящие вокруг события в негативном ключе. Первая их реакция на любое событие обычно негативная. Для них естественно ожидать неудачи, и нетипично надеяться на успех. Приступая к лечению, специалисты когнитивно-поведенческой терапии пытаются помочь клиентам найти искажения в их восприятии, адаптируя их к реалиям.

Когнитивно-поведенческая психотерапия – это одно из современнейших направлений решения психологических проблем, в основе, которого находится изучение появление комплексов индивида, его проблем психологического характера. Автором этого популярного метода стал знаменитый американский психиатр Аарон Бек. Сегодня когнитивная психотерапия Бека – один из эффективнейших способов избавления от депрессии и от склонности к суициду. Психотерапия предполагает использование принципа, с помощью которого терапевт обнаруживает мысли, вызывающие болезнь.

Цели когнитивно-поведенческой терапии

Рассмотрим главные цели когнитивно-поведенческой терапии:

  • Снижение количества рецидивов после лечения.
  • Избавление от симптомов болезни.
  • Решение проблем социального характера.
  • Повышение эффективности от использования лекарственных средств.
  • Избавление от причин, вызывающих тревожное состояние, перемены в привычном поведении индивида.

Прибегнув к терапии, пациент постепенно отказывается от негативного мышления, ищет новые пути анализа ситуации.

Итак, что дает когнитивно-поведенческая терапия:

  • Новые стереотипы мышления.
  • Разбор желательных и нежелательных мыслей и причин, которые их провоцируют.
  • Визуализация новых стереотипов поведения и их положительных результатов.
  • Применение новых стереотипов мышление в привычных жизненных ситуациях.

Основной посыл когнитивной психотерапии заключается в том, что проблемы пациента возникают из-за образа его мышления. Индивид своими мыслями отвечает за формирование собственного отношения к происходящему. Результатом становится возникновение соответствующих чувств – страха, злости, радости, переживаний. Человек, неадекватно оценивающий окружающие события и людей, бессознательно наделяет их качествами, не соответствующими действительности. Цель лечения сводится к тому, чтобы пациент приобрел новый уровень совладания. Речь идет о копинг-умениях, повышающих коммуникабельность, преодолевающих стереотипность мышления и деструктивных эмоциональных конфликтов.

Современная поведенческая терапия является коррективным способом, обеспечивающим изменения в поведенческой, аффективной и когнитивной сферах. Она не является односторонним процессом – предполагается динамическое взаимодействие пациента и терапевта. Определяющим фактором терапии становится мотивация пациента – в случае ее отсутствия, лечение оказывается неудачным.

Основные техники когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой терапии базируются на «теориях научения». Первым методом лечения посттравматических симптомов стало формирование иммунитета к стрессовым ситуациям. Ключевая цель метода – помочь индивиду осознать реакции страха, побороть их, снизить проявления избегающего поведения.

Техники

Терапевт определяет, в каком формате начать формировать иммунитет к стрессу – на индивидуальных или групповых встречах.

Проходит это в три этапа: обучение, выработка навыков, применение на практике.

  • Стадия обучения предполагает объяснение пациентам их симптомов. Определяются различные каналы реакции.
  • Второй этап сопровождается обретением навыка совладать с реакциями в стрессовых ситуациях. К этим навыкам можно отнести: остановка мыслей, релаксация, намеренное повторение в уме определенной информации и прочее.
  • Третий этап обучает пациента применять полученные навыки в привычных ситуациях.

Экспозиционная техника полезна для лиц переживающих посттравматические расстройства. Применяются тщательно продуманные, наполненные деталями, многократные представления о травмирующем событии в безопасной и комфортной обстановке. Терапевт помогает пациенту унять тревогу и стресс, спровоцированные неким разрушительным событием. В отдельных случаях у индивида появляются сразу все воспоминания.

Техника систематической десенсибилизации предусматривает соединение релаксации и образов разрушительного события или стимулов, напоминающих о травмирующем событии. Предпочтительней, чтобы воздействие травмирующих сигналов включало в себя возврат к месту катастрофы и поэтапное приближение к сигналам, вызывающим наиболее сильные эмоциональные реакции, относящиеся к этой ситуации. Параллельно тренируются техники релаксации, противостоящие различным сигналам. Пример: расслабляющие образы и ровное глубокое дыхание. Накануне психоаналитик и пациент занимаются формированием ступенчатой иерархии сигналов, провоцирующих тревожные ощущения. Это позволяет специалисту держать под контролем состояние пациента, анализировать, готов ли он переходить к новой ступени иерархии.

При применении техники «наводнение» пациенту приходится подвергнуться сильному влиянию сигналов, провоцирующих умеренный или значительный страх в процессе неопасных психотерапевтических отношений. Поэтапный ряд опасений повторяется столько, сколько нужно для того, чтобы сигналы или события перестали вызывать слишком тяжелые переживания.

Параллельно с техников воздействия (экспозиции) метод когнитивно-поведенческой терапии, используемый при психологической травме, предусматривает:

  • Обретение навыков уходить от тревожных мыслей с помощью правильного дыхания и т.д.;
  • Обретения навыков контроля гневом;
  • Проработка симптомов, относящихся к разрушительному событию;
  • Анализ негативных мыслей или привычек, появившихся вследствие посттравматических симптомов;
  • Формирование новых социальных связей, налаживание уже имеющихся отношений.

Методы когнитивно-поведенческой психотерапии

В основе методов поведенческой терапии имеется положительное и отрицательное подкрепление, систематическая десенсибилизация, наказание, самоконтроль, градуированное представление.

Методы

Поведенческая психотерапия призвана заменить неприемлемые действия приемлемыми, используя для этого определенные методы, которые призваны уменьшить либо прекратить нежелательное поведение. Пример: при одной из техник пациент обучается диафрагмальному дыханию, помогающему побороть беспокойство. Терапию можно проводить с применением систематической десенсибилизации – поэтапному привыканию к событию, вызывающему страх. Также применяется метод нагнетания факторов, вызывающих переживание, или «наводнение» — пациент вновь оказывается в беспокоящей ситуации, и пытается ее преодолеть. Наиболее действенным считается метод нагнетания.

Еще один популярный метод – систематическая десенсибилизация. Он направлен на ситуацию, стимулирующую пациента, страдающего избегающим поведением, воссоздать в мыслях иерархию тревожных образов. Начинать следует с наименее пугающих, и заканчивать наиболее пугающими. Ему необходимо оставаться на каждом уровне до момента, пока тревога не пропадет. Если проводить процедуру в условиях реальности, а не воображения, то тогда такой метод называют градуированной экспозицией. Речь идет о технике, которая в комплексе с положительным подкреплением, оказывает воздействие на факторы, провоцирующие волнение. Метод избавляет от дезадаптивного поведения, исключает отрицательные последствия.

Нередко иерархическая конструкция применяется в комплексе с методикой релаксации – выявлено, что тревога и релаксация – взаимоисключающие аспекты, обеспечивающие взаимное торможение.

Метод нагнетания факторов, вызывающих тревогу – наиболее эффективный метод терапии. Важное условие: пациент способен справиться с тревогой, провоцируемой терапевтическим воздействием. В ситуации, когда метод базируется на противопоставлении реальной и воображаемой жизни, его называют имплозией.

Специалисты когнитивно-поведенческого направления считают, что в основе психопатологических проблем находится неправильный анализ событий. Соответственно, когда произойдут перемены в оценке случившегося, эмоциональное состояние тоже выровняется.

Когнитивно-поведенческая терапия помогает пациенту иначе посмотреть на ситуацию, дать на нее новую реакцию. Приступы паники и переживания отступают, исчезают иррациональные суждения, появившиеся вследствие переживаний, и косвенным образом, подпитывающих их.

Многие исследования изучали эффективность метода когнитивно-поведенческой терапии в лечении, либо предотвращении посттравматического стрессового синдрома, либо острой фазы стресса.

Как и прочие варианты терапии, когнитивная психотерапия включает ряд методик, некоторые из которых мы рассмотрели выше.

Также предлагаем узнать и о самых популярных ныне методах:

  • Метод моделирования. Пациент предполагает возможное развитие событий как следствие его поведения. Терапевт анализирует его действия, происходит обсуждение возможных вариантов выхода из положения. Используются методики релаксации, борющиеся с тревожностью и вероятными провоцирующими факторами, обеспечивающими стрессовое состояние. Техника весьма популярна при помощи в избавлении от неуверенности в себе.
  • В основе когнитивной терапии находится принятие факта, что при расстройствах эмоционального спектра у клиента заведомо появляются негативные мысли. Он сразу приходит к выводу, что у него ничего не выйдет. Налицо проблемы с самооценкой. Любой намек на неудачу воспринимается остро негативно. Во время взаимодействия с аналитиком происходит изучение причин такого настроения. Создаются ситуации, призванные обеспечить положительный жизненный опыт. Постепенно человек привыкает к удачам, создает о себе позитивное мнение – самооценка повышается.
  • При тренировке контроля тревожности (еще один метод) аналитик учит клиента превращать тревогу в релаксант. На встрече психолог прорабатывает разные ситуации, чтобы человек подготовился к часто случающимся событиям. Методика полезна людям, теряющимся в стрессовых положениях и не способным быстро принять необходимое решение.
  • Довольно действенный метод – рационально-эмотивная терапия. Некоторые люди становятся заложниками слишком завышенной самооценки. Считая себя значительно лучше прочих, они постепенно начинают сталкиваться с тем, что их фантазии не совпадают с реальностью – это обстоятельство воспринимается, как большая личная драма. Лечение мотивирует человека к восприятию реальности. Постепенно умение принимать адекватные положительные решения помогают человеку прийти в норму.

Смотреть видео

Кому и чем поможет когнитивная терапия?

ФОТО Getty Images 

Тревожные состояния и депрессия, расстройства пищевого поведения и фобии, проблемы в паре и в общении – перечень вопросов, на которые берется ответить когнитивно-поведенческая терапия, продолжает год от года расти. Значит ли это, что психология нашла универсальный «ключ от всех дверей», лекарство от всех болезней? Или достоинства этого вида терапии несколько преувеличены? Попробуем разобраться.

Вернуть психику на место

Вначале был бихевиоризм. Так называется наука о поведении (отсюда второе название когнитивно-поведенческой терапии – когнитивно-бихевиоральная, или сокращенно КБТ). Первым знамя бихевиоризма поднял американский психолог Джон Уотсон (John Watson) в начале ХХ века. Его теория была ответом на европейское увлечение фрейдовским психоанализом. Зарождение психоанализа совпало с периодом пессимизма, декадентских настроений и ожиданий конца света. Что отразилось и в учении Фрейда, утверждавшего, что источник главных наших проблем находится за пределами разума – в бессознательном, а потому совладать с ними чрезвычайно сложно. Американский же подход, напротив, предполагал некоторую упрощенность, здоровый практицизм и оптимизм. Джон Уотсон считал, что сосредоточиться нужно на поведении человека, на том, как мы реагируем на внешние раздражители. И – работать над улучшением этих самых реакций. Впрочем, такой подход пользовался успехом не только в Америке. Одним из отцов бихевиоризма считается русский физиолог Иван Петрович Павлов, получивший за свои исследования Нобелевскую премию и изучавший рефлексы вплоть до 1936 года.

Между внешним раздражителем и реакцией на него находится весьма важная инстанция – собственно, сам человек, который реагирует. Точнее – его сознание

Вскоре стало понятно, что в своем стремлении к простоте бихевиоризм вместе с водой выплеснул и ребенка – по сути, низведя человека до совокупности реакций и вынеся за скобки психику как таковую. И научная мысль двинулась в обратном направлении. В 1950–1960 годы психологи Альберт Эллис (Albert Ellis) и Аарон Бек (Aaron Beck) «вернули психику на место», справедливо указав, что между внешним раздражителем и реакцией на него находится весьма важная инстанция – собственно, сам человек, который реагирует. Точнее – его сознание. Если психоанализ помещает истоки главных проблем в недоступное нам бессознательное, то Бек и Эллис предположили, что речь идет о неверных «когнициях» – ошибках именно сознания. Найти которые пусть и нелегко, но существенно проще, чем проникнуть в темные глубины бессознательного. Работы Аарона Бека и Альберта Эллиса считаются сегодня фундаментом когнитивно-поведенческой терапии.

Ошибки сознания

Ошибки сознания могут быть разными. Один из простых примеров – склонность рассматривать любые события как имеющие отношение лично к вам. Допустим, начальник сегодня был хмур и поздоровался с вами сквозь зубы. «Он ненавидит меня и наверняка вот-вот уволит» – довольно типичная в этом случае реакция. Но совершенно не обязательно верная. Мы не принимаем во внимание обстоятельства, о которых просто не знаем. А что, если у начальника болеет ребенок? Если он поссорился с женой? Или сам только что подвергся критике на встрече с акционерами? Впрочем, нельзя, конечно, исключать и того, что начальник и правда что-то имеет против вас. Но и в этом случае повторять «Какой ужас, все пропало» – тоже ошибка сознания. Гораздо продуктивнее задаться вопросом, можете ли вы что-то изменить в ситуации и какими преимуществами может обернуться расставание с нынешней работой.

Одна из ошибок сознания – склонность воспринимать все события как имеющие отношение к нам лично

Этот пример наглядно иллюстрирует «сферу действия» КБТ, которая не стремится понять мистерию, творившуюся за дверью спальни наших родителей, а помогает разобраться в конкретной ситуации. И этот подход оказался весьма эффективен: «Такой научной доказательной базой не располагает ни один вид психотерапии», – подчеркивает психотерапевт Яков Кочетков. Он имеет в виду исследование психолога Стефана Хофманна (Stefan G. Hofmann), подтверждающее эффективность методов КБТ1: масштабный анализ 269 статей, каждая из которых, в свою очередь, содержит обзор сотен публикаций.

Издержки эффективности

«Когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психоанализ традиционно считаются двумя основными направлениями современной психотерапии. Так, в Германии, чтобы получить государственный сертификат специалиста-психотерапевта с правом оплаты через страховые кассы, нужно обязательно иметь базовую подготовку по одному из них. Гештальт-терапия, психодрама, системная семейная психотерапия, несмотря на свою популярность, пока признаются лишь как виды дополнительной специализации», – отмечают психологи Алла Холмогорова и Наталья Гаранян2. Практически во всех развитых странах для страховщиков психотерапевтическая помощь и когнитивно-поведенческая психотерапия – почти синонимы. Для страховых компаний главные аргументы – научно доказанная эффективность, широкий спектр применения и сравнительно небольшая продолжительность терапии.

С последним обстоятельством связана забавная история. Аарон Бек рассказывал, что, начав практиковать КБТ, едва не разорился. Традиционно психотерапия длилась долго, однако уже через несколько сеансов многие клиенты заявляли Аарону Беку, что их проблемы успешно решены, а потому они не видят смысла в дальнейшей работе. Заработки психотерапевта резко уменьшились.

Вопросы Дэвиду Кларку, когнитивному психотерапевту

Вас считают одним из пионеров когнитивно-поведенческой терапии. Какой путь она прошла?

Думаю, что мы смогли многое улучшить. Мы усовершенствовали систему измерения эффективности терапии, сумели понять, какие компоненты важны в первую очередь. Удалось расширить сферу применения КБТ – ведь она изначально рассматривалась лишь как метод работы с депрессией.

Власти и страховые компании эта терапия привлекает экономически – относительно короткий курс приносит ощутимый эффект. А в чем плюсы для клиентов?

Ровно в том же самом! Она быстро дает положительный результат, позволяя не тратить деньги на походы к терапевту на протяжении многих лет. Представьте, 5–6 сессий во многих случаях достаточно для ощутимого эффекта. Более того, часто самые значительные изменения происходят именно в начале терапевтической работы. Это касается, например, депрессии, в некоторых случаях – тревожных расстройств. Это не значит, что работа уже сделана, но пациент начинает испытывать облегчение в очень короткий срок, а это чрезвычайно важно. Вообще же КБТ – очень сфокусированная терапия. Она не ставит задачи улучшения состояния вообще, она работает с конкретными проблемами конкретного клиента, будь то стресс, депрессия или что-то еще.

Как выбрать терапевта, работающего методом КБТ?

Найти того, кто прошел сертифицированную международно-признанную программу обучения. Причем такую, где предусмотрена супервизия: работа терапевта с опытным коллегой. Вы не можете стать психотерапевтом, просто прочитав книжку и решив, что вы готовы. Наши исследования показывают: терапевты, проходящие супервизию, работают намного успешнее. Российские коллеги, начинавшие практиковать КБТ, должны были регулярно ездить на Запад, ведь в России пройти супервизию они не могли. Но теперь лучшие из них сами готовы стать супервизорами и помогать распространению нашего метода.

Способ употребления

Продолжительность курса КБТ может быть различной. «Она используется как в краткосрочном варианте (15–20 сеансов при лечении тревожных расстройств), так и в долгосрочном (1–2 года в случае личностных расстройств)», – указывают Алла Холмогорова и Наталья Гаранян. Но в среднем это значительно меньше, чем, например, курс классического психоанализа. Что может восприниматься не только как плюс, но и как минус.

КБТ часто упрекают в поверхностной работе, уподобляя таблетке болеутоляющего, которая снимает симптомы, никак не воздействуя на причины недуга. «Современная когнитивная терапия начинает с работы с симптомами, – объясняет Яков Кочетков. – Но большую роль играет и работа с глубинными убеждениями. Просто мы не считаем, что с ними нужно работать много лет. Обычный курс – 15–20 встреч, а не две недели. И примерно половина курса – работа с симптомами, а половина – с причинами. К тому же работа с симптомами влияет и на глубинные убеждения».

Метод экспозиции заключается в контролируемом воздействии на клиента тех самых факторов, которые служат источником проблем

Эта работа, кстати, включает в себя не только беседы с терапевтом, но и метод экспозиции. Он заключается в контролируемом воздействии на клиента тех самых факторов, которые служат источником проблем. Например, если человек испытывает страх высоты, то в ходе курса терапии ему не раз придется подняться на балкон высотного здания. Сначала – вместе с терапевтом, а потом и самостоятельно, и каждый раз на более высокий этаж.

Другой миф проистекает, видимо, из самого названия терапии: коль скоро она работает с сознанием, то терапевт – это рассудочный тренер, который не проявляет эмпатии и не способен разобраться в том, что касается личных отношений. Это неверно. Когнитивная терапия пар, например, в Германии признана настолько эффективной, что имеет статус государственной программы.

В терапии фобий применяют экспозицию к высоте: в реальности или с помощью компьютерной симуляции ФОТО Getty Images 

Множество методов в одном

«КБТ не универсальна, она не вытесняет и не заменяет другие методы психотерапии, – говорит Яков Кочетков. – Скорее, она успешно использует находки других методов, каждый раз проверяя их эффективность с помощью научных исследований».

КБТ – это не одна, а множество терапий. И практически для каждого из расстройств сегодня есть свои методы КБТ. Например, для расстройств личности был изобретен метод схемотерапии. «Сейчас КБТ успешно применяется в случае психозов и биполярных расстройств, – продолжает Яков Кочетков. – Есть идеи, позаимствованные из психодинамической терапии. А недавно в авторитетном журнале The Lancet вышла статья об использовании КБТ для пациентов с шизофренией, которые отказались от приема медикаментов. И даже в этом случае этот метод дает хорошие результаты».

Все это не значит, что КБТ окончательно утвердилась в качестве «психотерапии №1». У нее немало критиков. Однако если требуется быстрое облегчение в конкретной ситуации, то 9 из 10 экспертов в западных странах порекомендуют обращение к когнитивно-бихевиоральному психотерапевту.

1 S. Hofmann et al. «The Efficacy of Cognitive Behavioral Therapy: A Review of Meta-analyses». Онлайн-публикация в журнале Cognitive Therapy and Research от 31.07.2012.

2 А. Холмогорова, Н. Гаранян «Когнитивно-бихевиоральная психотерапия» (в сб. «Основные направления современной психотерапии», Когито-центр, 2000).

Читайте также

Что такое Когнитивная психология и психотерапия? Когнитивная психология и психотерапия — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Что определяет поведение человека?

Мышление человека, способ восприятия себя и окружающего мира, — таков ответ когнитивной психотерапии.

Если вы считаете, что абсолютно беспомощны, хотя в реальности это может быть не так, то при возникновении трудностей, будете испытывать чувства тревоги или отчаянья, и потому будете всеми силами избегать самостоятельных действий и решений. Основные ваши мысли будут такими, — «не способен«, «не справлюсь«. Именно они и будут определять ваше поведение.

Если же перенаправить эти нерациональные мысли и жизненные убеждения в другое русло и учиться конструктивно решать текущие вопросы и задачи, то возможно избавиться от переживаний и тревожных состояний. В когнитивной психотерапии разработаны эффективные приемы и упражнения, направленные на развитие способности мыслить более конструктивно, созидательно, позитивно и позволяющие человеку самостоятельно справляться с возникающими негативными переживаниями.

Основателем когнитивной или когнитивно-поведенческой психотерапии считают американского психиатра Аарона Бека. Когнитивная психотерапия — это терапевтический подход, который помогает человеку распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы. Бек считает, что настроение и поведение человека в большей степени определяется тем, каким способом он истолковывает окружающий мир. Он сравнивает такое видение с фильтром или очками, сквозь которые человек видит мир и соответственно интерпретирует его. Развитие навыков саморегуляции, замена негативных мыслей конструктивными, изучение ожиданий, установок, которыми руководствуется наше сознание, и их переосмысление — основные отличительные черты когнитивной психотерапии.

На сегодняшний день, когнитивная психотерапия находится на стыке когнитивизма, бихевиоризма и психоанализа. Хотя когнитивно-поведенческая терапия сравнительно молодое направление, ему всего около трёх десятилетий, она признана весьма эффективной при лечении депрессивных, тревожных и панических состояний. Когнитивная психотерапия даёт более долговременный эффект, чем лекарственная терапия.

Аарон Бек считал терапию неким тренингом, в процессе которого пациент обучается новым, более эффективным способам решения проблем. «Никто не требует и не ждет, что пациент в совершенстве овладеет когнитивными и поведенческими техниками преодоления депрессии, акцент делается на другом — на росте и развитии. По окончании терапии у пациента будет достаточно времени, чтобы отточить приобретенные умения«.

Для когнитивно-поведенческой психотерапии характерна вера в то, что человек может быть полноценным участником психотерапевтического процесса. Терапевт побуждает пациента бросить вызов своим разрушительным мыслям и начать использовать в своей повседневной жизни новые способы мышления. Важно, чтобы пациент на основе опыта убедился в том, что благодаря собственным установкам он не так счастлив, как мог бы быть, если бы мыслил по-другому. Терапевт предлагает на рассмотрение пациента альтернативные правила, а не устраивает ему «промывку мозгов«. У человека есть альтернатива начать мыслить по-другому. Особое внимание в когнитивной терапии уделяется настоящему, работе с сознательным содержанием, в отличие от психоанализа.

Один из способов создания у человека новых убеждений состоит в предложении вести дневник «дисфункциональных мыслей», в котором он должен ежедневно записывать свои позитивные и негативные переживания в период, когда эти убеждения активны. Также можно использовать набор карточек, на одной стороне которых человек записывает неприятную дисфункциональную установку, указывая факты, свидетельствующие против неё, а другой стороны карточки — более функциональные установки и факты. Так человек может регулярно оценивать степень своей убежденности в каждой установке. Он учится брать на себя ответственность за свое поведение в некоторых ситуациях и реагировать так, чтобы с большей вероятностью достигать своих целей.

Человек — это существо думающее, активное, способное изменять себя и свою жизнь. Это основные фундаментальные представления когнитивной психотерапии.

В настоящее время в когнитивной психотерапии выделяют следующие разновидности: позитивная психотерапия А.Пезешкиана и когнитивно-бихевиоральная психотерапия.

Ещё Сократ виртуозно выявлял искажения человеческого разума и помогал людям избавиться от неверия в себя, печали, невыносимого страха смерти. Когнитивная психотерапия — это искусство, трансформированное в научно-обоснованную систему, помогающую человеку начать мыслить по-новому.

Когнитивная терапия | Блог 4brain

Человек склонен следовать определенным шаблонам поведения, подвержен стереотипам и убеждениям, которые, порой, не имеют ничего общего с действительностью. Он страдает из-за этого, принимает неверные решения, вступает в конфликты и не чувствует себя счастливым. Как с этим справиться? Возможно, поможет когнитивная терапия.

Когнитивная терапия (когнитивно-поведенческая терапия) – вид психотерапии, который фокусируется на изучении отношений между мыслями, чувствами и поведением. Во время сессий терапевт активно работает над выявлением «нездоровых» шаблонов мышления и сформированных ими саморазрушающих убеждений и моделей поведения.

Особенность когнитивной терапии в том, что терапевт не учит пациента, как тому думать правильно, а пытается вместе с ним разобраться, помогает или мешает ему привычный тип мышления. В любом случае, клиенту нужно принимать активное участие в терапии, выполнять домашние задания и относиться к этому процессу ответственно.

Хорошая новость: многие техники, о которых вы прочтете дальше в статье, можно применять в одиночку. Они требуют исключительно желания и терпения, а также дневника и ручки. Выделяйте по несколько десятков минут в день на протяжении 1-3 месяцев и вы избавитесь от негативных мыслительных шаблонов. Это позитивно скажется на общем самочувствии и качестве принятых решений.

Техники когнитивной терапии

1

Ведение записей о разрушительных мыслях

Это упражнение особенно полезно тем людям, которые борются с негативными мыслями и хотят выявить их источник. Сделав это, им будет легче с ними справиться, сместив свое внимание в нужную сторону.

Рабочий лист (либо файл Word или Excel) должен быть разделен на семь колонок:

  1. В крайнем левом углу отведите место для записи даты и времени, когда возникла разрушительная навязчивая мысль.
  2. Во второй колонке указывается ситуация. Вам нужно описать событие, при котором появилась негативная мысль.
  3. Третья колонка предназначена для автоматической мысли. Здесь она регистрируется, а также выставляется рейтинг веры в нее по шкале от 0% до 100%.
  4. В следующем столбце укажите эмоции, вызванные этой мыслью, а также рейтинг интенсивности по шкале от 0% до 100%.
  5. Пятый столбец пометьте как «Когнитивное искажение». В нем вы определяете, какие когнитивные искажения становятся причиной разрушительных мыслей. Например, мышление «все или ничего», фильтрация, преждевременные выводы. Подробный список вы можете увидеть в нашей статье.
  6. В шестом столбце вы должны записать альтернативные мысли как альтернативу разрушительной. Чем их больше будет, тем лучше.
  7. Наконец, последний столбец предназначен для того, чтобы вы могли записать результат этого упражнения. Вы смогли противостоять разрушительной мысли?

Записали убедительные альтернативные мысли? Уменьшилась ли вера в изначальную мысль и интенсивность вызываемых ею эмоций?

2

Факт или мнение

Это разновидность шестого столбца из предыдущего упражнения. Вы убедитесь, что ваши автоматические или навязчивые мысли необязательно верны.

Сверху листа запишите цитату:

Мысли – это не факты

Конечно, очень трудно поверить в это, когда мы каждый день сталкиваемся с мыслями, которые, как нам кажется, невозможно изменить.

Рабочий лист содержит 16 утверждений и вы должны решить, факт это или мнение. Например:

  • Я – плохой человек.
  • Я провалил экзамен.
  • Я эгоистичен.
  • Я не одолжил своему другу денег, когда он меня просил.

Это не трюк: для каждого из этих утверждений есть правильный ответ. Если вам интересно, то вот они: мнение, факт, мнение, факт.

Это простое упражнение поможет увидеть, что, хоть у вас и много эмоционально заряженных мыслей, они не все объективно истинны.

3

Когнитивная реструктуризация

Это упражнение основано на методе Сократа и помогает бросить вызов иррациональным и нелогичным мыслям.

В верхней части рабочего листа описывается, как мысли появляются в голове, и как быстро они развиваются до катастрофических. Упражнение поможет ухватить некоторые из самых неприятных и проанализировать их.

  1. Первая колонка, которую нужно заполнить: «Мысли, которые я должен поставить под сомнения». Здесь вы их записываете, если подозреваете их в нерациональности.
  2. Затем вы записываете доказательства против этой мысли. Каковы доказательства того, что эта мысль точна? Какие факты существуют, которые ставят ее под сомнение?
  3. После того, как вы определили доказательства, можно выяснить, основывается ли мысль на фактах или чувствах.
  4. Затем вы отвечаете на вопрос о том, действительно ли эта мысль является черно-белой оценкой ситуации, или же реальность оставляет место для оттенков серого. Это проверка на черно-белое мышление.
  5. В последнем столбце на этой странице вы размышляете, правильные ли доказательства и факты привели.

На следующей странице поразмышляйте о том, могут ли другие люди иметь разные интерпретации одной и той же ситуации и какими они могут быть.

Затем спросите себя, рассматриваете ли вы все соответствующие доказательства или просто опираетесь на доказательства, подтверждающие убеждение, которое уже имеете. Постарайтесь быть максимально объективными.

Затем еще более интересный вопрос: «Не преувеличиваю ли я правду?». Дело в том, что некоторые заблуждения изначально основаны на фактах, но затем мозг продолжает размышлять и приходит к катастрофическим мыслям. Важно понять, на каком этапе все выходит из-под контроля.

Спросите себя, размышляете ли вы об этой негативной мысли по привычке или потому, что она действительно основана на фактах.

Как только вы ответили на этот вопрос, возникает следующий: «Как эта мысль пришла к вам? Она ваша или другого человека?».

Эти «Сократические вопросы» способствуют глубокому погружению в мысли, которые могут вас удивить, и дают возможность анализировать и оценивать их.

4

Продольная формулировка

Это упражнение поможет вам избавиться от мыслительных шаблонов и неадекватного поведения.

Разделите лист бумаги на пять колонок.

  1. Первая колонка называется «События/триггеры». В этом поле опишите события или стимулы, которые вызывают определенное поведение.
  2. Следующая колонка называется «Ранний опыт». Здесь вы перечисляете опыт, который у вас был на ранней стадии, вплоть до детства, что, возможно, способствовало возникновению неадекватного поведения.
  3. Третья колонка называется «Основные убеждения». Здесь вы записываете некоторые из основных убеждений, которые имеете относительно этого поведения.
  4. Четвертая колонка «Старые правила жизни», в которой вы перечисляете правила, которых придерживаетесь, сознательно или подсознательно. Эти неявные или явные правила могут увековечить поведение, даже если оно не является полезным или адаптивным. Правила – это инструкции «Если – тогда», на основе которых мозг выносит решение, основанное на множестве обстоятельств. Например, у вас может быть правило «Если я ничего не сделаю, это будет полный провал».
  5. Пятая колонка называется «Последствия старых правил». Здесь вы записываете, насколько эффективны они для вас. Они помогают или вредят? Достигаются ли цели?

Переверните страницу и подумайте о ситуации, которая создает негативную автоматическую мысль, и запускает определенные эмоции и поведение. Далее перечислите факторы, которые способны помочь вам справиться с проблемным поведением или мыслью, и, возможно, преодолеть замкнутый цикл. Суть в том, чтобы разрушить шаблон своего поведения.

А теперь создайте «Новые жизненные правила». Проанализируйте несколько сценариев и выясните, которые работают лучше всего. Возможно, в действительности все будет иначе, поэтому не останавливайтесь и адаптируйтесь.

5

Функциональный анализ

Это одно из самых популярных упражнений в когнитивной терапии. Данный метод поможет вам узнать о себе то, что приводит к конкретному поведению и его последствиям.

В середине рабочего листа находится поле с надписью «Поведение». В этом поле вы записываете любые формы поведения. На левой стороне листа находится поле с надписью «Прошлая жизнь», в котором вы записываете факторы, предшествующие определенному поведению. Это факторы, которые привели к нему прямо или косвенно.

С правой стороны находится поле с надписью «Последствия». Здесь вы записываете последствия поведения, то, что произошло в результате рассматриваемого поведения. Они необязательно должны быть однозначно негативными.

Важно понять, какое поведение является адаптивным (позитивным), а какое разрушительным.

6

Формулировка альтернативного действия

Это упражнение поможет рассмотреть проблемы или трудности, с которыми вы сталкиваетесь. Перечислите все свои уязвимости (почему испытываете эти трудности чаще других) и триггеры (источники проблем).

После того, как вы определили проблемы и поняли, почему уязвимы, переходите к перечню стратегий преодоления.

Это не решения проблем, а способы, при помощи которых можно справиться с их последствиями и которые могут иметь временное воздействие.

Затем перечислите последствия этих стратегий преодоления, например, как они заставляют вас чувствовать себя в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также преимущества и недостатки каждой стратегии.

Наконец, переходите к перечислению альтернативных действий. Если ваши стратегии преодоления не являются полностью эффективными, найдите другие. Воспользуйтесь информацией из статьи «Копинг-стратегии».

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: