Когда начинает формироваться характер человека: До скольки лет можно воспитывать и менять характер человека

Когда начинает формироваться характер человека: До скольки лет можно воспитывать и менять характер человека

Формирование и развитие характера

1.05.2011

Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процесса практически невозможно в связи с тем, что характер как устойчивая совокупность определенных черт «наполняется» ими постепенно, по мере включения ребенка в социальные и деловые отношения через групповые игры, общение и учебу. Вместе с тем считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия.

Именно эти физиологические условия на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формирование специфических черт его характера.

Как известно, физиологическими механизмами обусловлен также темперамент. Однако он не является предпосылкой, однозначной траекторией формирования характера. Темперамент лишь способствует (либо препятствует) развитию у данного человека тех или иных черт характера. Например, лица с холерическим темпераментом могут иметь различные черты характера.

В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Известно, что доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их антиподы) начинают формироваться раньше других черт под влиянием того, как обращаются с ребенком взрослые люди, в первую очередь родители. Закрепляют эти черты элементы системы поощрений и наказаний, которые постоянно испытывает на себе ребенок.

Включенность ребенка в групповые игры ускоряет формирование и развитие коммуникативных и деловых черт характера (общительность, трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др.

).

Условия обучения в начальных классах либо разрушают имеющиеся первичные черты характера, либо закрепляют их в зависимости от влияния окружающей среды.

Эта тенденция продолжается до окончания школы. В старших классах школы специфика влияния социума зависит от:

  • личного отношения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, а также уровня самооценки;
  • средств массовой информации (телевидения, международных компьютерных сетей типа INTERNET и т.д.).

В 7-15 лет формируются черты, определяющие отношения с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера.

К 15-17 годам личность приобретает достаточно высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Характер человека, однако, не консервируется. Условия личной жизни вносят свои изменения. Именно они играют нажную роль в формировании мировоззрения индивида, его морально-нравственного облика и других психологических феноменов.

В свою очередь, эти феномены определяют направленность процесса самовоспитания человека. Результаты самовоспитания особенно видны в подростковом и юношеском возрасте. Об эффективности этого процесса можно говорить лишь при четком осознании его необходимости и соответствующей силы мотивации. Так, например, юноша, мечтающий о профессии летчика, вряд ли станет легкомысленно курить, злоупотреблять алкоголем и т.п.

Быт, школа, семья, круг знакомых, общение, специфика профессиональных занятий — все это оказывает существенное влияние на взгляды, мотивы, установки и цели личности, формирует ее направленность, делает ее поведение предсказуемым в различных ситуациях. Другими словами, формирует характер.

Общая тенденция характерологической динамики до 25-30-летнего возраста заключается в ослаблении «детских» черт (детская капризность, подростковый максимализм, общая импульсивность и др.) и укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.).

После 30-летнего возраста вероятность характерологических изменений резко снижается (если только это не вызывается различного рода психическими недугами). Возможные изменения могут быть обусловлены ориентацией на текущие и перспективные планы жизненного пути. Именно она закрепляет такие черты, как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям, склонность к обучению и т.п.

В 50 лет человек, по выражению профессора Р. Немова, проходит рубеж, на котором встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями и старается соответствовать текущим обстоятельствам. В более позднем возрасте все большее место в жизни человека занимают «мечты о прошлом», воспоминания и забота о здоровье. Человек вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни.

Таким образом, на ранних этапах жизни человека грани характера «оттачивает» преимущественно сама жизнь. Постепенно инициатива все больше переходит в руки самой личности.

Ключевые слова: Характер

Материалы по теме

Понятие характера личности

Пашук Н. С. Психология индивидуальных различий. — Мн.: Изд-во МИУ, 2010.

Признаки проявления характера

Депрессивный и маниакальный тип характера

Малкина-Пых И.Г., Техники гештальта и когнитивной терапии

Свойства, черты характера

Штейнмец А.Э., Общая психология

Шизоидный характер в психоанализе

Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов…

Взаимосвязь характера с темпераментом

Уровневая типология характеров А. Лазурского

Мазохистский тип характера

Малкина-Пых И.Г., Техники гештальта и когнитивной терапии

Как формируется детский характер? — Клиника «ИНСАЙТ»

Наиболее точно о формировании характера сказал, наверное, известный психотерапевт Э.

Фромм: «Характер ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в своем ребенке. Однако как-то повлиять на его характер мы, безусловно, в силах.


Когда начинать формировать характер? Как можно раньше! Однажды мама трехнедельного малыша спросила у врача, когда ей нужно приступить к воспитанию ребенка. Врач ей ответил: «Вы опоздали ровно на три недели». Однако сам характер ярче всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время складывается привычный образ поведения, определенное отношение к действительности.


Существует ряд теорий, иллюстрирующих и объясняющих развитие как человека в целом, так и развитие его характера. Наиболее значительными из них представляются теории научения, когнитивные и психоаналитические теории, теории «Я».


Наиболее наглядно проиллюстрировать ключевые этапы формирования характера ребенка нам поможет так называемая теория кризисов, автором которой является известный психоаналитик Эрик Эриксон. Хотя Эриксон и соглашался с Фрейдом в том, что ранний опыт имеет исключительное значение, он рассматривал развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти.


В книге Эриксона «Детство и общество» представлена его модель «восьми возрастов». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Поскольку нас интересует формирование детского характера, то мы ограничимся исследованием первых пяти кризисов. Возрастные границы каждого кризиса могут быть определены лишь приблизительно и значительно варьироваться от одного человека к другому. Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием кризисы становятся актуальными только в определенных точках жизненного цикла. Однако, несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он может присутствовать в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди, как правило, постоянно проверяют степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми.


Итак, первая стадия от рождения до года, завершающаяся кризисом одного года. На этой стадии формируется такая важная составляющая характера человека как доверие или недоверие к окружающему миру. До года ребенок полностью зависит от заботящихся о нем взрослых, благодаря заботе и вниманию этих взрослых ребенок составит представление о целом мире. Именно здесь закладываются такие важные черты характера как открытость и доверительность, умение строить близкие отношения.


Однако опыт консультирования указывает на то, что, к сожалению, взаимоотношения мамы и малыша не всегда развиваются гармонично на этом этапе. Об этом свидетельствуют такие вопросы родителей: Как еще можно объяснить девятимесячному ребенку, что нельзя обрывать листочки, нельзя открывать шкаф? Ни строгого голоса, ни шлепков ребенок не понимает?


Девятимесячному ребенку невозможно объяснить понятие «нельзя». А строгий голос и шлепки вызывают у него недоумение и обиду, заставляют делать выводы о том, что мир вокруг небезопасен: даже мама, теплая и заботливая, может меняться до неузнаваемости, она непредсказуема и не заслуживает доверия. Следовательно, у ребенка, воспитываемого таким образом, есть большие шансы вырасти недоверчивым, настороженным, дистанцирующимся от людей, даже самых близких.


Предмет конфликта развития: Могу ли я доверять миру?


На следующем этапе, который ребенок проходит в возрасте примерно от года до трех, решаются вопросы автономии и самостоятельности. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Именно в этом возрасте они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается что-либо сделать самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Такой ребенок вырастает активным и умеющим адекватно оценивать свои силы и способности.


Но часто бывает так, что желание ребенка этого возраста делать что-то самостоятельно наталкивается на активное сопротивление мамы.


Моему сыну 2,5 года он, подражая старшим, начал уносить свой горшок в туалет, не позволяет вытирать себе попу, кричит: «Я сам!». Но вытирает-то кое-как – все штанишки потом грязные. Как с этим бороться?


Чего стоят грязные штанишки по сравнению с триумфом независимости? Ребенок пытается изо всех своих детских сил быть самостоятельным, но терпит в этом неудачу, и его за это наказывают или называют грязным, неряшливым, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.


Предмет конфликта развития: Могу ли я управлять своим поведением?


Дети в возрасте 4-6 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. В этом возрасте у детей часто появляются воображаемые друзья, с которыми моделируются различные типы взаимоотношений. На этом этапе формируются такие важные черты характера как умение устанавливать социальные контакты и поддерживать их, становиться душой компании.


Это классический возраст почемучек, когда ребенок активно исследует окружающий мир и задает вопросы.


Моя дочь непрерывно говорит, — жалуется мама шестилетней девочки. – Мне иногда кажется, что ей неважно — слушают ее или нет. Я устаю от звуков ее голоса, мне хочется тишины, я теряю нить ее рассуждений. Но периодически она спрашивает: «Да, мама?» Если я говорю «да», она успокаивается. Если спрашиваю «что?», девочка обижается.


Однако если детская инициатива не поощряется, если ребенка строго критикуют за это или наказывают, он привыкает чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки. Чувство вины оказывается «лежащим близко к поверхности» и в будущем ребенок будет иметь склонность легко впадать в это чувство, иногда совершенно безосновательно.


Предмет конфликта развития: Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?


В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. Родительское одобрение действий и высокая оценка действий очень важны для ребенка этого возраста, они позволят сформировать такое важное качество характера, как трудолюбие.


Хотя в родительском сознании часто присутствует убеждение, что ребенку необходимо со всей строгостью указывать на его ошибки, тогда он сможет осмыслить их и в будущем не совершит ничего подобного. Однако, как правило, услышав замечание от родителей, ребенок испытывает обиду, а вовсе не желание что-то исправлять. В этом возрасте особенно сильный вред наносит негативное оценивание ребенка по сравнению с другими. Особое значение для ребенка в этом возрасте приобретают родительские фразы:


У всех дети как дети, а у меня… У соседки дочь и в магазин сходит, и дома порядок наведет, а ты… Сколько раз я могу тебе говорить? Когда ты научишься понимать меня с первого раза? У ребенка, часто слышащего подобные фразы, формируется устойчивое чувство неполноценности, заниженная самооценка.


Предмет конфликта развития: Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?


До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т.п. В задачи подросткового возраста входит научиться находить свое место в группе сверстников. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их одну целостную идентичность. Молодые люди ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Семье в этот момент важно психологически отпустить ребенка, позволить ему искать себя. На этом этапе происходит осознание себя как личности, осознание тех или иных черт своего характера, формируется отчетливое представление о себе.


В противном случае им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности — отсутствие самостоятельно сформированного представления о себе.


Предмет конфликта развития: Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?


Выделенные Э. Эриксоном стадии развития человека в целом, вполне применимы и для описания стадий эволюционирования характера, потому что, преодолевая каждый кризис в своем развитии, человек приобретает те или иные качества характера. Знание закономерностей развития ребенка позволяет родителям способствовать формированию более цельного, индивидуального и гармоничного характера. Следует отметить, что по Эриксону, человек, позитивно и своевременно разрешивший очередной конфликт, не испытывает сожалений о прошлом, более живет настоящим.


Автор: Анна Бердникова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-14449/

Вы рождаетесь с личностью или она развивается позже?

Что делает вас тем, кто вы есть? Это ваша природа или ваш опыт способствовали развитию вашей личности?

Ваша личность может быть столь же определяющей, как и ваше физическое присутствие. Он представляет собой то, «кто вы есть», и является частью того, что создает отношения, стимулирует инновации и способствует личностному росту.

Что касается аспектов вашей личности, эксперты сходятся во мнении, что врожденные черты сочетаются с приобретенным поведением, но этапы этого развития менее определены.

Личность неосязаема, и каждый человек обладает уникальной личностью. Это затрудняет изучение личности в психологии. Фактически, большая часть того, что известно о развитии личности, основана главным образом на теории.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что личность развивается со временем. Когда вы рождаетесь, у вас есть личность — она существует в своей фундаментальной форме, известной как темперамент.

Ваш темперамент, состоящий из врожденных характеристик, таких как уровень энергии, настроение и манера поведения, а также эмоциональная отзывчивость, может затем управлять опытом обучения, который формирует вашу личность на протяжении всей жизни.

Существует несколько общепринятых моделей личности, хотя исходная эгоцентрическая теория Зигмунда Фрейда остается одной из самых выдающихся.

«Психоаналитическая теория Фрейда известна различными стадиями развития личности, — говорит Анико Данн, психолог из Сан-Франциско. «В нем говорится, что личность состоит из трех элементов, называемых ид, эго и суперэго. Эти элементы работают вместе, чтобы сформировать сложное человеческое поведение».

ИД

В теории психоанализа Фрейда ИД присутствует при рождении. Это то, что многие люди называют вашим темпераментом, врожденными чертами, которые бессознательны и инстинктивны. ID не зависит от опыта.

Эго

В период между рождением и 3 годами эго развивается в соответствии с теорией личности Фрейда. Эго — это часть вашей личности, которая выражает импульсы ИД и принимает решения о том, как выражать чувства миру.

Суперэго

Фрейд предположил, что в возрасте от 3 до 5 лет появилось суперэго.

Иногда называемая «внутренним голосом», эта часть вашей личности представляет собой эволюцию эго, которая контролирует импульсы, но также способствует сознательному мышлению, связанному с моралью и самокритикой.

Фрейд считал, что суперэго состоит из двух основных компонентов: идеального «я» и совести.

Ваше идеальное «я» или версия себя, к которой вы стремитесь, может управлять совестью. Несоблюдение собственных стандартов, например, может вызвать у совести выражение вины или стыда.

В рамках теории психоанализа Фрейда находится его концепция психосексуального развития.

Психосексуальная теория, которая в настоящее время считается весьма спорной из-за неравного гендерного подхода, предполагает, что развитие ид, эго и суперэго связано с пятью стадиями идентификации принципа удовольствия:

  • оральный
  • анальный
  • фаллический
  • латентный
  • генитальный

На каждом этапе Фрейд утверждал, что определенные реакции удовольствия — например, реакции ребенка на исследование предметов во рту — дают важные жизненные уроки.

Он считал, что необходимо «преодолеть» трудности на одном этапе, чтобы перейти к следующему. Неспособность сделать это, согласно Фрейду, может способствовать расстройству личности в более позднем возрасте.

Преодоление каждой фазы, считал он, способствует и является ключом к развитию вашей личности в целом.

Фрейд заложил основу современной теории личности, и после его работ по психоанализу появилось несколько других основных концепций развития личности.

Вот некоторые из самых популярных:

Пиаже

Теория Жана Пиаже предполагает наличие четырех стадий развития личности, определяемых когнитивным развитием и интеллектом.

Работа Пиаже была сосредоточена на вере в то, что дети думают иначе, чем взрослые, и то, как они видят мир, определяет развитие личности на каждой когнитивной стадии.

Кольберг

Лоуренс Кольберг использовал части теории Пиаже для создания своей собственной шестиэтапной теории нравственного развития.

Он считал, что обоснование моральных решений оказывает большее влияние на развитие личности, чем сами решения.

Эриксон

Эрик Эриксон разработал свою теорию восьми стадий, опираясь на оригинальные работы Фрейда. Однако вместо стимулов удовольствия социальные отношения рассматривались как определяющий фактор в теории личности Эриксона.

Он считал, что основные социальные взаимодействия между людьми, такие как ситуация, которая учит доверять или недоверию, сильно влияют на развитие личности в раннем возрасте.

Как и Фрейд, Эриксон считал, что преодоление личностных уроков имеет ключевое значение для развития. Однако, в отличие от первоначальной теории Фрейда, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни.

«Существует множество внешних факторов, влияющих на развитие личности, — объясняет Данн.

Она указывает, что эти факторы могут включать:

  • Семейная среда
  • Количество детей в семье
  • Школьная среда
  • Учителя и группы сверстников
  • Отношения с семейством
  • СМИ
  • Социальные медиа
  • Культурная среда
  • . ваша личность может меняться на протяжении всей жизни.

    Это не означает, что оно существенно изменится — это лишь говорит о том, что есть шанс, что ваше мнение и личные стандарты могут измениться в зависимости от жизненного опыта.

    Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и мышления, которые отклоняются от того, что ожидается в обществе или в процессе развития.

    Они могут проявляться через ваши эмоциональные реакции, ваше отношение к другим и ваш внутренний диалог.

    В рамках некоторых теорий личности расстройства такого рода развиваются, когда естественное развитие личности прерывается или на него сильно влияет неблагоприятное событие, например, травматическое событие.

    Данн отмечает, что существует множество исследований, предполагающих, что генетика, жестокое обращение и нестабильная или хаотичная жизнь в детстве могут способствовать развитию расстройства личности.

    «Расстройство поведения в детстве, изменения в химическом составе и структуре мозга, а также другие факторы могут способствовать развитию обсессивно-компульсивных, нарциссических или других расстройств личности», — добавляет она.

    Продолжаются споры о сложности развития личности. Однако большинство экспертов считают, что опыт и врожденные склонности каким-то образом смешиваются, чтобы сделать вас тем, кто вы есть.

    Когда жизненный опыт слишком велик, чтобы его преодолеть, или представляет собой серьезную проблему, это может повлиять на развитие вашей личности.

    Жизненные проблемы могут повлиять на развитие личности или привести к развитию расстройства личности или сдвигу личности.

    То, как жизненный опыт влияет на вашу личность, может зависеть от времени в вашей жизни, когда вы столкнулись с проблемой, и от общего влияния, которое она оказала на ваше мировоззрение.

    Личность рождается или она развивается позже?

    Что делает вас тем, кто вы есть? Это ваша природа или ваш опыт способствовали развитию вашей личности?

    Ваша личность может быть столь же определяющей, как и ваше физическое присутствие. Он представляет собой то, «кто вы есть», и является частью того, что создает отношения, стимулирует инновации и способствует личностному росту.

    Что касается аспектов вашей личности, эксперты сходятся во мнении, что врожденные черты сочетаются с приобретенным поведением, но этапы этого развития менее определены.

    Личность неосязаема, и каждый человек обладает уникальной личностью. Это затрудняет изучение личности в психологии. Фактически, большая часть того, что известно о развитии личности, основана главным образом на теории.

    Большинство экспертов сходятся во мнении, что личность развивается со временем. Когда вы рождаетесь, у вас есть личность — она существует в своей фундаментальной форме, известной как темперамент.

    Ваш темперамент, состоящий из врожденных характеристик, таких как уровень энергии, настроение и манера поведения, а также эмоциональная отзывчивость, может затем управлять опытом обучения, который формирует вашу личность на протяжении всей жизни.

    Существует несколько общепринятых моделей личности, хотя исходная эгоцентрическая теория Зигмунда Фрейда остается одной из самых выдающихся.

    «Психоаналитическая теория Фрейда известна различными стадиями развития личности, — говорит Анико Данн, психолог из Сан-Франциско. «В нем говорится, что личность состоит из трех элементов, называемых ид, эго и суперэго. Эти элементы работают вместе, чтобы сформировать сложное человеческое поведение».

    ИД

    В теории психоанализа Фрейда ИД присутствует при рождении. Это то, что многие люди называют вашим темпераментом, врожденными чертами, которые бессознательны и инстинктивны. ID не зависит от опыта.

    Эго

    В период между рождением и 3 годами эго развивается в соответствии с теорией личности Фрейда. Эго — это часть вашей личности, которая выражает импульсы ИД и принимает решения о том, как выражать чувства миру.

    Суперэго

    Фрейд предположил, что в возрасте от 3 до 5 лет появилось суперэго.

    Иногда называемая «внутренним голосом», эта часть вашей личности представляет собой эволюцию эго, которая контролирует импульсы, но также способствует сознательному мышлению, связанному с моралью и самокритикой.

    Фрейд считал, что суперэго состоит из двух основных компонентов: идеального «я» и совести.

    Ваше идеальное «я» или версия себя, к которой вы стремитесь, может управлять совестью. Несоблюдение собственных стандартов, например, может вызвать у совести выражение вины или стыда.

    В рамках теории психоанализа Фрейда находится его концепция психосексуального развития.

    Психосексуальная теория, которая в настоящее время считается весьма спорной из-за неравного гендерного подхода, предполагает, что развитие ид, эго и суперэго связано с пятью стадиями идентификации принципа удовольствия:

    • оральный
    • анальный
    • фаллический
    • латентный
    • генитальный

    На каждом этапе Фрейд утверждал, что определенные реакции удовольствия — например, реакции ребенка на исследование предметов во рту — дают важные жизненные уроки.

    Он считал, что необходимо «преодолеть» трудности на одном этапе, чтобы перейти к следующему. Неспособность сделать это, согласно Фрейду, может способствовать расстройству личности в более позднем возрасте.

    Преодоление каждой фазы, считал он, способствует и является ключом к развитию вашей личности в целом.

    Фрейд заложил основу современной теории личности, и после его работ по психоанализу появилось несколько других основных концепций развития личности.

    Вот некоторые из самых популярных:

    Пиаже

    Теория Жана Пиаже предполагает наличие четырех стадий развития личности, определяемых когнитивным развитием и интеллектом.

    Работа Пиаже была сосредоточена на вере в то, что дети думают иначе, чем взрослые, и то, как они видят мир, определяет развитие личности на каждой когнитивной стадии.

    Кольберг

    Лоуренс Кольберг использовал части теории Пиаже для создания своей собственной шестиэтапной теории нравственного развития.

    Он считал, что обоснование моральных решений оказывает большее влияние на развитие личности, чем сами решения.

    Эриксон

    Эрик Эриксон разработал свою теорию восьми стадий, опираясь на оригинальные работы Фрейда. Однако вместо стимулов удовольствия социальные отношения рассматривались как определяющий фактор в теории личности Эриксона.

    Он считал, что основные социальные взаимодействия между людьми, такие как ситуация, которая учит доверять или недоверию, сильно влияют на развитие личности в раннем возрасте.

    Как и Фрейд, Эриксон считал, что преодоление личностных уроков имеет ключевое значение для развития. Однако, в отличие от первоначальной теории Фрейда, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни.

    «Существует множество внешних факторов, влияющих на развитие личности, — объясняет Данн.

    Она указывает, что эти факторы могут включать:

    • Семейная среда
    • Количество детей в семье
    • Школьная среда
    • Учителя и группы сверстников
    • Отношения с семейством
    • СМИ
    • Социальные медиа
    • Культурная среда
  • . ваша личность может меняться на протяжении всей жизни.

    Это не означает, что оно существенно изменится — это лишь говорит о том, что есть шанс, что ваше мнение и личные стандарты могут измениться в зависимости от жизненного опыта.

    Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и мышления, которые отклоняются от того, что ожидается в обществе или в процессе развития.

    Они могут проявляться через ваши эмоциональные реакции, ваше отношение к другим и ваш внутренний диалог.

    В рамках некоторых теорий личности расстройства такого рода развиваются, когда естественное развитие личности прерывается или на него сильно влияет неблагоприятное событие, например, травматическое событие.

    Данн отмечает, что существует множество исследований, предполагающих, что генетика, жестокое обращение и нестабильная или хаотичная жизнь в детстве могут способствовать развитию расстройства личности.

    «Расстройство поведения в детстве, изменения в химическом составе и структуре мозга, а также другие факторы могут способствовать развитию обсессивно-компульсивных, нарциссических или других расстройств личности», — добавляет она.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *