Классификация видов общения: 6. Классификация видов общения.

Классификация видов общения: 6. Классификация видов общения.

6. Классификация видов общения.

Выделяют следующие виды общения:

1. формальное общение — когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски, набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту).

Эффективное общение зависит от многих факторов, в частности, можно привести несколько правил, необходимых для умения располагать к себе людей и избегать лишних конфликтов.

1. Необходимо проявлять искренний интерес к другим людям. Человек, не проявляющий интерес к своим близким, окружению, друзьям, сослуживцам, часто переживает большие трудности в жизни и причиняет неприятности другим людям.

2. Стоит попытаться понять достоинства другого человека и искренне признать и похвалить его достоинства. Необходимо дать другому человеку почувствовать его значимость.

3. Вместо того, чтобы осуждать других людей, надо постараться понять, почему они поступают так, а не иначе. Это гораздо более эффективнее, чем критиковать. Критика в 99% случаях из ста бесполезна, так как ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает искать для себя оправдание.

4. Необходимо стараться быть доброжелательным и приветливым, улыбаться.

5. Стоит обращаться к человеку по имени, отчеству. Для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком человеческой речи.

6. Необходимо учитывать желания, вкусы, интересы вашего собеседника, вести разговор в круге его интересов.

7. Надо научиться быть хорошим слушателем и поощрять других людей рассказывать о себе.

8. Необходимо проявлять уважение к мнениям друто-го, избегать говорить человеку, что он не прав. Для того, чтобы не наносить удар по чувству собственного достоинства и не побуждать его вступить в борьбу.

9. Стоит дать возможность собеседнику выговориться, ибо большинство людей, пытаясь убедить другого человека, много говорят сами. Нельзя прерывать собеседника, даже при несогласии с ним. Пусть собеседник чувствует, что найденное решение или идея принадлежат ему.

10. Надо попытаться увидеть многие вещи с точки зрения другого человека, поставить себя на его место.

Классификации видов общения. | Методическая разработка (9 класс) по теме:

Классификации видов общения.

Понятия структуры и функций общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов общения. Как показывает анализ этих классификаций, они проводятся по самым разным основаниям (по месту, по времени, по сферам деятельности, по степени опосредованности, по направленности, по глубине проникновения, по типам субъектов, по профессиональным характеристикам и т.д. и т.п.) Выделяются и такие критерии классификаций видов общения, как их характер, цели, формы выражения, направленность. По характеру общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное (формальное), по целям — на утилитарное и неутилитарное, по направленности — на гуманистическое и манипулятивное, по формам проявления — на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное, по степени искренности — на открытое и закрытое, по сферам деятельности — деловое, семейное, спортивное. В отечественной социальной психологии, утверждает Р.М. Битянова, принято выделять три различные по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию, диалог .

В соответствии с выбором ценностных ориентацией и «техники» общения выделяются такие модели как гуманистическое и манипулятивное. В.Н. Сагатовский выделяет манипулирование как тип общения, как уровень общения, наряду с уровнем «рефлексивной игры», уровнем «правого общения» и уровнем нравственного общения, который и является, по его мнению, основой гуманистического общения. На наш взгляд, такое деление не вполне обосновано, так как и деловое и правовое общение может быть нравственным, гуманистическим; элементы уровня нравственного общения возможны в любом типе общения, поэтому целесообразнее говорить о мере нравственности того или иного типа общения.

Проблема критериев гуманистичности общения достаточно сложна. В гуманистическом общении мотивация и цели не должны противоречить средствам и результату. Если любовь родителя к ребенку, как говорят, слепа, то в общении с ним возможно неосознанное, даже «доброжелательное» ущемление человеческого достоинства «своего чада». В данном случае налицо реальное несоответствие ценностных ориентаций и «техники общения», что является основой для сомнения в определении данного вида общения как гуманистического. Такое общение, хотят его участники или нет, становится порой манипулятивным, так как слепое стремление к изменению ребенка «по своему образу и подобию» может кончится трагически. Настоящее гуманистическое общение предполагает ориентацию на цели, средства, мотивы, потребности и даже привычки, которые были бы созвучны гуманистическим ценностям. Если в общении человек стремится удовлетворить только свои потребности, то такое общение, разумеется, не может быть названо гуманистическим, если человек настроен альтруистически по отношению к партнеру, но не понимает его и не может помочь удовлетворить его сокровенные потребности в доверии, сопереживании, сочувствии, то мера гуманистичности такого общения также будет несовершенной. Гуманистическое общение характеризуется, прежде всего, доверием, взаимностью, открытостью, отказом от решения собственных проблем за счет партнера. Гуманистическое общение ориентировано на ценности свободы и достоинства, по сути своей это творческое общение, основой которого является совместный диалог, основанный на признании неприкосновенности достоинства партнера, его морального права на доверие, на свою индивидуальность, самобытность.

Манипулятивное общение определяется как «такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей». (С. 179). Конечно же, в такого рода общении человек не признается как самоценность, хотя ценными могут признаваться те качества, которые могут быть полезны для достижения чьих-либо корыстных целей. В манипулятивном общении человек, как правило, не уважает достоинства партнера по общению и поэтому не может сохранить чистым своего достоинства, так как манипуляции в общении, как правило (исключением может быть, например, общение больного и врача), ведут к формированию отношения к партнеру как к объекту и поэтому недопустимы: они противоречат стремлению человека сохранить свое достоинство, игнорируют его интересы, ценности, вкусы.

Однако нельзя отождествлять формальное общение и манипулятивное. Действительно, есть случаи, когда человек в рамках деловых, или дипломатических отношений общается с партнером формально, на официальном уровне, но это еще не есть собственно манипулятивное общение; оно становится таковым, когда человек осознанно игнорирует нормы морали (например, дезинформирует, злоупотребляет доверием, не выполняет данного слова, даже прибегает к шантажу, обману, завуалированным угрозам, скрытому принуждению или нарушает принятые «правила игры»). В манипуляции партнер используется как деперсонифицированный объект, средство, инструмент для достижения определенных, как правило, корыстных целей. Само словосочетание «манипулятивное общение» вызывает скептическое отношение, ибо правильнее было бы говорить «манипулятивная деятельность». Общение перестает быть подлинным общением тогда, когда оно перестает быть диалогом и превращается в систему манипуляций, где человека фактически превращают в некую вещь, в марионетку.

Манипулятивное общение существенно отличается от ритуального (или просто этикетного): партнер в таком общении выступает как определенный атрибут ритуала или обряда. Основная задача человека в таком общении выполнить предназначенную ему ритуальную роль, с которой он должен быть хорошо знаком. Ритуальное общение можно, в определенной степени, назвать также ролевым. В реальной жизни существует огромное количество ситуаций, в которых человек вольно или невольно играет определенные роли. Играть эти роли также можно «по разному», поэтому у человека все равно остается возможность выбора. Ролевое общение также не следует отождествлять с манипулятивным, так как роль может быть гуманистической и играть ее можно искренне и бескорыстно.

С усложнением общественных связей, с ростом «объема общения», резкого увеличения численности и интенсивности межличностных контактов все чаще стали писать о таком виде общения как «анонимное». Конечно же, сам этот термин вызывает ряд сомнений относительно его правомерности. Однако, если уж он существует, то вряд ли стоит обходить его стороной. Анонимное общение характеризуется главным образом тем, что субъекты общения не знакомы друг с другом, видят друг друга, как правило, впервые и относятся друг к другу как к носителю определенной роли: например, пассажиры в транспорте, пешеходы на улице, покупатели в магазинах и т.д. Стиль анонимного общения несколько формален, но характеризуется (или должен характеризоваться) ориентацией на общечеловеческие ценности и общепринятые в данной культуре правила этикета, с учетом, «с поправкой» на пол, возраст, положение, состояние и т.д. В условиях анонимного общения человек, как правило, выполняет соответствующую роль, иначе такое общение становится совершенно непрогнозируемым, неуправляемым, стихийным. Анонимное общение является, если можно так сказать, предобщением, или «квазиобщением» .

Встречается термин «фатическое общение», который представляет собой, в частности, светскую болтовню, салонное общение или пустословие заседаний, собраний и т. д. Один из отечественных теоретиков театра режиссер П.М. Ершов в работе «Режиссура как практическая психология» анализирует феномены взаимодействия актеров на сцене и выделяет такие типы общения как «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом»: они служат основой еще одной классификации видов общения. Общение также можно подразделить на вербальное и невербальное; последнее также является диалогом, в котором «разговор» осуществляется посредством особого, «немого» языка, позволяющего тем не менее установить духовный контакт и выразить понимание, сочувствие, сопереживание, эмоциональную поддержку.

Все больше распространение приобретает игровая форма общения. В обиход постепенно входит и такая форма как «игровое общение с участием компьютера». Действительно, современная революция коммуникационных технологий активно влияет и на протекание процессов общения, они накладывают отпечаток не только на формальную, но и на содержательную сторону общения. Телефоны, магнитофоны, радио, компьютеры, факсы, модемы, телевидение, видеозапись, печать накладывают большой отпечаток на проблемы совершенствования культуры общения в целом. Так общение по телефону требует особых навыков, оно протекает без визуального контакта и поэтому имеет свои особенности и «секреты». Телефонное общение все больше вытесняет такой вид общения как «общение в письмах». Уходят в прошлое романы в письмах, даже просто письма стали писать реже, даже поздравления с праздником предпочитают делать по телефону (что, кстати сказать, не всегда правильно, не всегда этично, так как поздравлять по телефону можно только родственников или близких людей). Развитие теле-коммуникационых систем, конечно же, не может изменить принципиальных представлений о сущности общения, но воздействует на нашу психику и порой непомерно перегружает человека информацией и общение все чаще начинает носить поверхностный характер: рост общения вширь происходит за счет потери его глубины. Конечно же, это отнюдь не означает, что в современное время «глубинного общения», о котором так вдохновенно писал Г.С. Батищев, уже не существует.

Действительно, феномены общения чрезвычайно многообразны, уникальны по многим своим параметрам, часто совершенно не подходят под привычные стереотипы. Количество попыток создать единую и универсальную классификацию видов общения растет. К сожалению, в них, как правило, абсолютизируется какое-либо одно, хотя и действительное качество, свойство, сторона или функция общения, при этом другие как бы не учитываются, оставаясь несправедливо незамеченными. Поэтому большинство их существующих типологий общения совершенно не способствуют анализу самого общения, ибо их авторы сами того, наверное, не желая, категорически навешивают такие гносеологические и психологические ярлыки, которые в ряде ситуаций полезны, но по существу ничего не дают для целостного понимания содержания и сущности общения.

В связи с этим необходимо выработать иной подход и новый, интеграционный критерий для классификации конкретных видов общения. А этим «комплексным» критерием, на наш взгляд, мог бы стать такой критерий, который одновременно включал бы в себя все основные измерения общения: ценностные, антропологические и нормативные. Так, например, если определенный тип общения ориентирован на гуманистические ценнности, то многие исследователи совершенно справедливо определят данный вид общения как гуманистическое. И это, на самом деле, в целом будет правильно, но недостаточно, так как в рамках самого гуманистического общения также можно выделить многообразие форм, которые значительно отличаются друг от друга и по особенностям и уровню культуры субъектов общения и по выбору способов и средств общения.

К примеру, в процессе общения один из партнеров ориентируется на «самое доброе, светлое и чистое» по отношению к своему партнеру, а другой его не понимает в силу «совершенно другого воспитания», «другой культуры», мировоззрения, личностных вкусов, интересов и пристрастий, даже ситуации, наконец. Его партнер, в свою очередь, также может желать строить свое общение на основе высоких ценностей уважения и любви, но его чувства, высказывания, поведение могут быть при этом неправильно интерпретированы. Как определить такой тип общения? Строго говоря, такое общение в собственном смысле и не может быть названо чисто гуманистическим. Точнее его можно было бы определить как «гуманистическое непонимающее». Есть пословица «благими намерениями выстлана дорога в ад», которая в какой-то степени может раскрыть противоречивую суть такого типа общения. Неп й еще более грубыми приемами и средствами. Назвать такое общение негуманистическим было бы по сути неверно (судя по мотивам), назвать гуманистическим было бы несправедливо и недостаточно, так как ценности, мотивы и выбор средств в таком общении противоречат и даже перечеркивают друг друга. Данный вид общения можно было бы назвать абстрактно-гуманистическим, так как его ценностная ориентация оторвана от конкретных потребностей его участников и от способов достижения этих ценностей; хотя такое определение может иметь самые различные смыслы и толкования и поэтому является, как говорят логики, «размытым».

В данном случае, так же как и во всех подобных, требуется особая конкретизация, иначе подобное определение общения как гуманистического или негуманистического будет носить слишком формальный характер: для этого и необходим комплексный критерий, который предполагал бы одновременное включение и анализ ценностных, антропологических и нормативных параметров. Осуществить такую классификацию чрезвычайно сложно, но необходимо, так как на основе ее невозможно «навешивание ярлыков» и формально-однозначные характеристики видов общения по типу: «это общение альтруистическое», «это общение утилитаристское», а «это общение телефонное». Для простых поверхностных определений такие характеристики, возможно, допустимы, но для целостного определения вида общения совершенно недостаточны.

Интеграционным фактором, объединяющим все сферы общения служит мораль, нравственность, так как в любой клеточке общения имманентно и хотя бы потенциально присутствует моральная оценка. Невозможно представить себе человеческие взаимоотношения, общение без моральной составляющей, которая выполняет много функций, среди которых оценочно-императивная, наверное, самая важная. Нравственная оценка в той или иной степени регулирует процессы общения, как говорится, инвариантно. Невозможно назвать какой-либо фрагмент, момент или элемент общения, который был бы «вне морали», то есть не подлежал бы моральной оценке. Даже выбор тех или иных элементов «техники общения» можно оценивать в рамках моральных категорий на основании определяющих их мотивов, форм и результатов воздействия. Поэтому всестороннее определение вида общения основывается на нравственной оценке его ценностной ориентации, мотивов, качеств партнеров, выбора средств, даже «техники» общения.

Для иллюстрации этой мысли можно предложить такую «экспериментальную» классификацию в рамках этики общения. Если общение по всем параметрам (ценности, качества, нормы) имеет нравственно-положительное значение, то такое общение может быть оценено как «идеально-гуманистическое». Если процесс общения имеет нравственно-положительную оценку лишь в сфере норм (сами по себе высоко культурные нормы не могут обидеть человека), а ценности и качества не имеют подобной оценки, то такой вид общения можно определить как манипулятивное или лицемерное. Если ценности и качества положительны в нравственной оценке, а «технические» нормы — нет, то такое общение можно, к примеру, определить как «гуманистическое несовершенное». Если и ценности, и качества, и нормы имеют нравственно-отрицательную оценку, то такой вид общения можно было бы определить, к примеру, как «патологическое». Предлагаемая классификация может быть расширена и дальше: можно рассматривать нравственную оценку тех или иных параметров общения более обстоятельно (альтруистическое тактичное, эвдемонистическое деликатное и т.д.). Подобный перечень можно было бы продолжать, но так как данная классификация не претендует на завершенность, а иллюстрирует лишь принцип для определения вида общения в каждом конкретном случае, то продолжать ее нет особого смысла. Строго говоря, представить универсальную и окончательную классификацию видов общения, на наш взгляд, невозможно: каждый феномен общения неповторим. Тем не менее, то общее, что присуще всем разновидностям общения заключается в том, что они могут быть «измерены» и определены в единстве ценностных, антропологических и нормативных аспектов.

Для дальнейшей конкретизации предложенного принципа классификации типов общения целесообразно обратиться к рассмотрению такого вида как «ненасильственное общение». Слова «общение» и «ненасилие» получают все большее распространение в научном и общественном менталитете. В последнее время появилось даже такое словосочетание как «ненасильственное общение» и, более того, уже существует международная организация по ненасильственному общению. Причем в то же время ни в одной из существующих теоретических работ по общению пока не анализируется такой вид общения.

На первый взгляд, это словосочетание тавтологично, ведь в собственном смысле общение не должно и не может быть насильственным (в таком случае разве это гуманистическое общение?). Но, на самом деле, если попытаться специально подобрать критерий, который объединял бы все грани общения (ценностные, антропологические и нормативные), и если определить существеннейшую характеристику всех процессов общения, то можно придти к понятию «ненасилие». Ненасильственное общение — это такой тип общения, который по всем своим параметрам основывается на идеях и принципах ненасилия. Вместе с тем, само понятие «ненасилие» имеет много нюансов и требует специального рассмотрения.

Понимание термина «ненасилие» имеет достаточно сложный, противоречивый и неоднозначный характер, оно охватывает немало аспектов, включая в себя социально-политический, правовой, нравственный, психологический. Понятие «ненасилие» получило распространение, прежде всего, как принцип общественных преобразований, социально-политических движений. Однако, идеи ненасилия развивались, конечно, уже очень давно и далеко не ограничиваются только сферой социально-политических движений. Принципы ненасилия развивались, прежде всего, в учениях Л.Н. Толстого, М.К. Ганди, М.Л. Кинга: ненасилие провозглашается основной альтернативой, оппозицией насилию во всех сферах жизни. Проблемы насилия и ненасилия изучаются в философии, праве, социологии, психологии, этике: однако все-таки можно утверждать, что понятия «насилие» и «ненасилие» имеют, в первую очередь, важное нравственное звучание.

Перевод термина «ненасилие» не совсем адекватно выражает это понятие. Как известно, М. Ганди был недоволен словом ахимса (ненасилие) именно из-за того, что оно не совсем правильно отражало активность своего содержания, а впоследствии он остановился на термине «сатьяграха», состоящего из слов, обозначающих «правду» и «твердость» и понимал его как силу любви и правды. Но, к сожалению, перевести этот термин на иностранные языки (в том числе и русский) адекватно не удалось, поэтому продолжали пользоваться термином «ненасилие», который в силу односторонности его звучания неправильно понимался, отождествляясь порой с пассивностью, со страхом, с трусостью. И поэтому в массовом сознании ненасилие порой понимается или как некая утопическая методика социальных движений, или как пассивная примиренческая позиция в ответ на зло. На самом деле, это понимание совершенно неверно и М. Ганди говорил уже об этом; ненасильственное сопротивление — это путь активной борьбы со злом, путь, основанный на любви и правде и насильственное сопротивление лучше, чем трусость.

Основа ненасилия — это стремление к справедливости, борьба с несправедливостью силой добра. Мало кто стал бы защищать и отстаивать только насильственные пути решения тех или иных проблем. Признание абсолютной роли насилия привело бы к его росту в «геометрической прогрессии» и, наконец, к самоуничтожению. Опыт истории всего человечества свидетельствует о том, что роль ненасилия в решении социальных и индивидуальных противоречий также весьма велика. Принцип ненасилия основан на инициативности и упредительности в недопустимости эскалации зла, насилия, несправедливости в ходе самой борьбы с этим злом, ведь известно, что зло рождает зло, насилие — насилие. Ненасилие и может служить тем средством, которое могло бы разорвать этот порочный круг: «насилие > борьба с этим насилием силой > еще большее насилие». Еще в Дхаммападе отмечалось, что «Всякое воздаяние злом на зло только увеличивает зло до бесконечности». Из этой идеи, возможно, и родился принцип «непротивления злу насилием» как тот единственный, который может помочь выработать правильную стратегию борьбы со злом, с несправедливостью.

Конечно же, этот принцип не означает отказ от сопротивления и полное смирение и, тем более, принятие зла в себя; он означает только непротивление злу насилием, но разрешает противление злу «силой добра и правды».

И здесь вновь возникает проблема определения критерия разделения насильственных и ненасильственных действий. Позиция И.А. Ильина, который утверждал, что «не всякое применение силы к «несогласному» есть насилие», требует специального рассмотрения. На самом деле, если, например, хирург производит операцию, то совершает ли он насилие или ненасилие? Конечно, в том случае, если человек добровольно согласился на эту операцию, то, даже если она требует каких либо болезненных физических воздействий, операция эта носит ненасильственный характер. Считается, что критерием определения вида воздействия на человека служит его воля. В том случае, если, например, больной лежит без сознания или находится в состоянии аффекта, то критерием может выступать ценность самого человека, его безопасность, его жизнь, его здоровье, сохранение его личного достоинства. Бывают сложные случаи, когда, например, человек хочет продолжать курить, а ему категорически делать этого нельзя по медицинским соображениям. Будет ли считаться насилием отказ дать ему возможность реализовать его опасное для жизни желание? Наверное, в подобных случаях использование такой терминологии было бы неоправданно, так как человек, находящийся вне сферы свободной воли и, следовательно, свободного выбора, во-первых, не может сам правильно оценить свое состояние и действий врача по отношению к нему. Ненасилие — это, прежде всего, характеристика нравственной позиции, и если человек не может быть полноценным нравственным субъектом, то использование данного критерия при самооценке его действий совершенно неоправданно и не имеет смысла. Поэтому в случае с больным (или с маленьким ребенком) критерием разделения насильственных и ненасильственных действий является самоценность человека, исполнение его естественных и моральных прав. Во-вторых, всю ответственность в данной ситуации должен брать на себя субъект, находящийся в нормальном состоянии, «вне болезни», то есть, в данном случае, врач. И все те его действия, которые помогают бороться с болезнью, наверное, нельзя считать насильственными. Конечно же, в данном случае можно справедливо возразить: а кто может правильно и однозначно оценить состояние партнера? а можно ли лишать человека права на смерть? и т.д. В данном случае мы сталкиваемся, в свою очередь, с особенно сложной проблемой выбора подхода в понимании насилия и ненасилия; или «абсолютистский» (принципиальный отказ от любого насилия в любых обстоятельствах) или «прагматический» (ненасилие используется для достижения определенных целей), «широкий» (как всякое принижение человека) или «узкий» (применение или угроза силы), которые, в свою очередь неразрывно связаны с выбором человеком основополагающих принципов и норм морали. В настоящий момент не ставится задача резюмирования и подробного анализа этих подходов, а предпринимается попытка обосновать собственную позицию.

Мы считаем, что насилие становится таковым в подлинном смысле, когда материальное или физическое насилие одновременно подкрепляется и усугубляется духовным, психологическим: если человек случайно или неосознанно причинил человеку боль, то это еще не может считаться насилием. Настоящее насилие имеет место тогда, когда в мотивах действия субъекта есть стремление использовать силу в своих интересах, игнорируя при этом достоинство и интересы своего «ближнего». Особые сложности появляются при определении психологического насилия. Нельзя полностью согласиться с мнением А. Гжегорчика о том, что психологическое насилие «пронизывает психологическую и интеллектуальную сферы и проявляется незаметно в виде навязывания собственных убеждений оппоненту, искаженной информации и т.д.» Определить духовное насилие как «навязывание собственных убеждений» не достаточно, так как по сути все человеческие взаимодействия, все общение тогда можно было бы определить как насильственное. Единственным, на наш взгляд, критерием помогающим отделить насильственные методы от ненасильственных в духовной сфере, является свобода в собственном выражении при признании самоценности и неприкосновенности чести и достоинства партнера; если человека заставляют или косвенно принуждают, толкают делать то, что унижает его человеческое достоинство, или хотя бы неявно оскорбляют его вкусы, взгляды, дела, мысли, суждения, тогда имеет место так называемое нравственно-психологическое насилие.

Нельзя, наверное, считать насилием над личностью в собственном смысле и применение силы по отношению к опасному преступнику, к человеку, первым нарушившим закон и справедливость и тем более посягающего на свободу и безопасность других. Действия Христа нельзя считать проявлением подлинного насилия даже тогда, когда он «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, а деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул». (От Иоанна, 11, 15). И в этом смысле можно было бы согласиться с точкой зрения И. А. Ильина, согласно которой «было бы глубокой духовной ошибкой приравнять всякое заставление — насилию и придать центральное значение этому последнему термину.» (С. 20). Хотя попытки русского философа сохранить термин «насилие» только лишь для случаев «предосудительного заставления» и установить другие термины для обозначения «непредосудительного заставления», исходящего из блага и доброжелательной души, опять же тесно связаны и с определением и выявлением критерия их дифференциации. Критерием, на наш взгляд, опять же может служить мера сохранения морального достоинства и чести партнеров по общению.

На наш взгляд, говоря о ненасилии можно рассматривать его в аксиологическом (аксиология — учение о ценностях) измерении (ненасилие как идеал, как система ценностей), в антропологическом (или нравственно-психологическом) измерении (как систему мотивов, потребностей, качеств, в первую очередь, нравственных качеств), в нормативном измерении (как систему ненасильственных норм, правил, способов, средств). Ненасильственное общение, коль скоро такой термин получил право на существование, можно, на наш взгляд, определить как такое общение, которое не допускает насилия ни в физической, ни в духовной форме, ни в сфере ценностей, ни в сфере потребностей, ни в сфере выбора форм поведения, ни в сфере норм и правил общения. В абсолютном выражении такого общения, наверное, быть не может: этот идеал останется только идеалом. Но стремление достичь всестороннего (в духовной, нравственной, в технологической сферах) ненасилия в общении является, несомненно, важнейшей основой, даже сущностью формирования высокой культуры общения в целом.

К сожалению, в литературе по ненасилию не всегда отмечается какой аспект понятия ненасилие рассматривается в том или ином случае, что ведет порой к непониманию и к лишним дискуссиям; один автор отстаивает первенство ценностного аспекта ненасилия, другой — антропологического, хотя, на самом деле, абсолютизировать значимость того, или другого нецелесообразно. Ненасильственное общение можно считать основой, предпосылкой идеального, эталонного общения вообще. В реальной жизни, как правило, хотя бы в одной из сфер общения имеют место элементы принуждения, неявной фрустрации (ущемления, подавления) потребностей, возможностей, интересов, навязывание своих правил, норм, принципов, средств, способов общения. Но ненасилие может выступать как фундаментальнейший, основополагающий высоконравственный эталон, критерий при выборе наиболее гуманистического стиля общения. Действительно, что может быть сильнее сил любви и правды, заложенных в ненасилии. Именно поэтому общение, основанное на силе ненасилия, на нравственной силе любви и правды должно служить тем идеалом, на который должен ориентироваться любой человек, в любой ситуации общения. А в теории ненасильственное общение представляет собой важнейшую парадигму (пример, образец) гуманистической этики общения.

Классификация связи (с Diagarm)

РЕКЛАМА:

Коммуникации можно разделить на несколько категорий на следующих основаниях:

1. На основе организационной структуры или отношений:

(а) Официальное сообщение.

РЕКЛАМА:

2. На основании Как или направления:

а) Нисходящая связь.

b) Связь вверх.

c) Горизонтальное или боковое или боковое сообщение.

РЕКЛАМА:

г) Диагональная связь.

3. На основе используемых методов или сред или выражений:

(а) Письменное сообщение.

(b) Устное сообщение.

РЕКЛАМА:

(c) Жестовое или невербальное общение.

Эти категории связи показаны в следующей таблице:

A. На основе взаимоотношений или организационной структуры :
1. Официальное сообщение:

Формальная коммуникация – это коммуникация, которая осуществляется через формальные каналы организационной структуры, преднамеренно и сознательно установленные руководством. Это подразумевает поток информации по линиям власти, официально установленным на предприятии.

РЕКЛАМА:

Члены предприятия должны общаться друг с другом строго по каналам, установленным в структуре.

Например, когда руководитель издает решения и инструкции подчиненным, происходит формальная коммуникация, которая идет вниз. Таким же образом формальное общение идет вверх, когда подчиненный отчитывается перед начальником.

Такие сообщения обычно представляются в письменной форме и могут принимать любую из следующих форм:

(i) Руководства по политике

(ii) Своды процедур и правил

РЕКЛАМА:

(iii) Меморандумы и приказы

(iv) Официальные встречи

(v) Интервью и т. д.

B. На основе потока или направления :
1. Нисходящая связь:

Общение между начальником и подчиненным называется вертикальным общением. Вертикальная связь может быть нисходящей вертикальной связью или восходящей вертикальной связью. Нисходящая коммуникация означает коммуникацию, которая идет от вышестоящего к подчиненному. Он следует линии полномочий от вершины к низу организационной иерархии. Нисходящая коммуникация необходима в любой организации.

РЕКЛАМА:

Необходимо:

(i) Чтобы добиться цели;

(ii) подготовиться к изменениям;

(iii) Препятствовать непониманию и подозрительности; и

РЕКЛАМА:

(iv) Развить у членов организации чувство гордости за то, что они хорошо осведомлены обо всех организационных вопросах.

Важными примерами нисходящей связи являются:

(i) Уведомления

(ii) циркуляры

(iii) Инструкции

(iv) Приказы

РЕКЛАМА:

(в) Письма

(vi) Памятки

(vii) бюллетени

(viii) Справочники

(ix) Годовые отчеты

(x) Объявления по громкоговорителю и

РЕКЛАМА:

(xi) Групповые встречи и т. д.

2. Связь вверх:

Восходящая коммуникация означает поток информации от нижних уровней организации к более высоким уровням власти. Оно переходит от подчиненного к начальнику, как от рабочего к мастеру, от мастера к управляющему, от управляющего к генеральному директору и от генерального директора к исполнительному директору или совету директоров.

Сюда входят мнения, идеи, предложения, жалобы, жалобы, обращения, отчеты и т. д.

Восходящая коммуникация очень важна, поскольку она служит обратной связью об эффективности нисходящей коммуникации. Руководство может знать, насколько хорошо его политика, планы и цели соблюдаются теми, кто работает на более низких уровнях организации. Он информирует руководство о ходе работ и трудностях, возникающих при выполнении. На основе восходящей коммуникации руководство пересматривает свои планы и политику и осуществляет дальнейшее планирование.

Требуется восходящая связь:

(i) Создавать восприимчивость к общению;

(ii) создание чувства сопричастности посредством активного участия;

РЕКЛАМА:

(iii) для оценки эффективности коммуникации;

(iv) Для повышения морального духа сотрудников;

(v) Для улучшения управленческих решений:

(iv) Координировать усилия и

(vii) Знать идеи каждого человека в организации.

РЕКЛАМА:

Важными примерами восходящей связи являются:

(i) Отчеты

(ii) Совещания

(iii) Интервью

(iv) Конференции

РЕКЛАМА:

(в) Письма

(vii) Жалобы

(vii) Предложения

(viii) Опросы

(xi) Издания Союза и

(x) Виноградная лоза и т. д.

3. Горизонтальное, боковое или боковое сообщение :

Передача информации и понимания между людьми на одном уровне организационной иерархии называется горизонтальной коммуникацией. Этот тип связи также известен как боковая, боковая или поперечная связь. Обычно это относится к межведомственному общению, то есть к общению между двумя руководителями отделов, работающими на одном организационном уровне, или между подчиненными, работающими под началом одного начальника.

Горизонтальная коммуникация ускоряет обмен информацией и способствует взаимопониманию. Это позволяет менеджерам, работающим на одном уровне, обмениваться информацией и координировать свою деятельность, не передавая все вопросы на более высокий уровень управления. Как показано на диаграмме потоков коммуникации, супервайзер А часто общается с супервайзером Б для координации и интеграции различных действий. Такая коммуникация необходима во всех организациях.

Горизонтальное общение обычно носит неформальный характер. Всякий раз, когда начальнику отдела требуется какая-либо информация от другого начальника отдела, он обычно связывается с ним напрямую. Однако этот тип общения может быть устным или письменным.

4. Диагональная связь:

Передача информации между людьми, которые не находятся ни в одном отделе, ни на одном уровне организационной иерархии, называется диагональной коммуникацией. Например, когда помощник менеджера по маркетингу напрямую общается со счетоводом, речь идет о диагональном общении. Этот тип связи повышает организационную эффективность за счет ускорения передачи информации и преодоления ведомственных барьеров.

C. На основе носителя или выражения :

Термин «среда связи» относится к среде, используемой для передачи сообщений и взаимопонимания. Слова, изображения и действия — это средства, используемые для обмена информацией и понимания между разными людьми. Самым важным средством, с помощью которого происходит общение, являются слова. Картинки в виде диаграмм, моделей или чертежей, а также жесты, такие как улыбка, молчание, мерцание глаз и т. д., используются для эффективного общения. Коммуникация, цель, аудитория, качества коммуникатора и ситуация должны учитываться при выборе средств коммуникации.

Изучены различные средства коммуникации:

1. Письменное сообщение

2. Устное сообщение

3. Жестовая или невербальная коммуникация.

1. Письменное сообщение:

Общение посредством слов может быть письменным или устным. Письменное общение подразумевает передачу сообщения в черно-белом виде. Он включает в себя диаграммы, изображения, графики и т. д. Отчеты, политики, правила, процедуры, приказы, инструкции, соглашения и т. д. должны передаваться в письменной форме для эффективного функционирования организации.

Письменное общение гарантирует, что все заинтересованные стороны имеют одинаковую информацию. Он обеспечивает постоянную запись связи для дальнейшего использования. Письменные инструкции необходимы, когда требуемое действие является жизненно важным и сложным. Чтобы быть эффективным, письменное общение должно быть четким, кратким, правильным и полным.

Может принимать следующие формы:

(i) Отчеты

(ii) Циркуляры

(iii) Журналы

(iv) Руководства

(v) Меморандумы

(vii) Газеты

(vii) Рисунки, диаграммы, графики и т. д.

(viii) Соглашения

(ix) Своды правил и процедур

(х) Заказы

(xi) Инструкции

(xii) Доски объявлений и т. д.

Улучшение письменного общения :

Письменное общение можно улучшить, используя следующие советы:

(i) Использование простых слов и фраз

(ii) Использовать короткие и знакомые слова

(iii) Приведите иллюстрации и примеры, используйте диаграммы

(iv) Используйте короткие предложения и абзацы

(v) Избегайте лишних слов

(vi) Насильно класть вещи

(vii) Соответствующий стиль сообщения.

Преимущества письменного общения :

(i) Он обеспечивает передачу информации единым образом, т. е. все заинтересованные стороны имеют одинаковую информацию.

(ii) Он обеспечивает постоянную запись связи для дальнейшего использования.

(iii) Это идеальный способ передачи длинных сообщений.

(iv) Уменьшает риск несанкционированного изменения сообщений.

(v) Это единственное средство обмена информацией в удаленных местах, даже за пределами телефонной связи,

(iv) Он стремится быть полным, ясным, точным и правильным.

(vii) Его можно использовать в качестве юридического доказательства в случае возникновения споров.

(viii) Подходит для передачи сообщения большому количеству людей одновременно.

Недостатки письменного общения :

(i) Это дорого.

(ii) Это занимает много времени.

(iii) Становится трудно сохранять секретность письменного сообщения.

(iv) Он является жестким и не дает никаких возможностей для внесения изменений для устранения неточностей, которые могли закрасться.

(v) Это очень официально и лишено индивидуальности,

(vi) Это поощряет волокиту и включает в себя так много формальностей.

Разные люди могут интерпретировать его по-разному.

Часто становится длинным, когда сообщения передаются в письменном виде.

2. Устное сообщение:

Устная или вербальная коммуникация подразумевает передачу сообщения с помощью произносимых слов. Это общение лицом к лицу между людьми, которое включает в себя общение по телефону, внутренней связи, публичное выступление и т. д. В каждой организации большой объем информации передается устно, и это обычно предпочтительнее письменного общения. Тео Хайманн отметил, что «человеческий голос может передать сообщение со значением и оттенком, которые просто не могут передать даже длинные страницы написанных слов». Важной особенностью устного общения является то, что реальный смысл передается манерой или тоном голоса или мимикой коммуникатора и коммуникатора.

В зависимости от необходимости и ситуации он может принимать следующие формы:

(i) Личные беседы.

(ii) Телефонный разговор,

(iii) Интервью.

(iv) Встречи,

(в) Лекции.

(vi) Конференции,

(vii) Симпозиумы.

(viii) Радиопереговоры, телепередачи и кинопоказы,

(ix) Совместные консультации,

(x) Объявления и т. д.

Преимущества устного общения :

(i) Это менее дорого или экономично по сравнению с письменной коммуникацией.

(ii) Это быстрее и экономит время.

(iii) Это более эффективно, чем письменное сообщение.

(iv) Это устанавливает личный контакт и ведет к большему пониманию.

(v) Непонимание или сомнения могут быть устранены тут же.

(vi) Можно принять немедленную реакцию, мотивацию или ответ получателя,

(vii) Он более гибкий, и сообщения могут быть изменены в соответствии с потребностями и реакцией получателя.

(viii) Это единственное средство передачи сообщений в чрезвычайных ситуациях.

Недостатки устного общения :

Устное общение имеет следующие ограничения или недостатки:

(i) Менее надежен.

(ii) На него влияют личные интересы и отношение людей.

(iii) Устное общение имеет тенденцию к искажению.

(iv) Он не содержит записей для дальнейшего использования.

(vi) Не подходит для длинных сообщений.

(vii) Не дает достаточно времени для размышлений перед передачей сообщения.

(vii) У него проблемы с языком, он может что-то передать, но из-за его манеры речи он может передать что-то другое.

(viii) Его нельзя использовать для связи с людьми, разбросанными по разным местам.

3. Жестовое или невербальное общение :

Общение не означает просто письменные или устные сообщения. Он включает в себя все, что может быть использовано для передачи значений от одного человека к другому, например, движение губ, подмигивание глаза или взмах руки могут передать больше смысла, чем письменные или устные слова. Выражение через части тела известно как жестовое или невербальное общение.

Он включает в себя выражение лица, движение губ, подмигивание, кивание головой, движение рук, чувство юмора или простое молчание и т. д. Жестовое общение также известно как «Жестикуляция» и часто используется в качестве дополнительного способ общения. Это помогает сделать общение эффективным.

Выбор подходящего средства коммуникации Устная и письменная :

Очень трудно сказать, какой из двух видов средств коммуникации, т. е. письменный или устный, является лучшей техникой общения. У обоих есть достоинства и недостатки. Но в целом вербальное общение является более эффективным средством передачи идей, чувств, предложений, информации, сообщений и т. д. Однако на самом деле ни одна организация не может полностью зависеть от одного метода, поскольку оба дополняют друг друга.

Письменное общение может быть предпочтительным для передачи длинных сообщений большому количеству людей, разбросанных по разным местам, и когда требуется повторение информации для целей повторения и записи. Устное общение может быть единственным доступным методом передачи экстренных сообщений и там, где требуется личный контакт. Устные сообщения могут быть подкреплены жестами, демонстрациями и т. д., чтобы сделать общение более эффективным.

Характеристики и классификация связи

Эффективная коммуникация имеет решающее значение для успеха любой коммерческой организации. Общение – это всепроникающая деятельность, которая охватывает почти все аспекты нашей жизни. Большая часть нашей жизни проходит в общении друг с другом, будь то на работе или в семейной жизни.

Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «communis», что означает «общий». Таким образом, общение включает передачу общих идей, мнений или информации, то есть обмен идеями, мнениями или информацией.

Общение определяется как обмен мыслями или информацией между двумя или более людьми для достижения взаимопонимания.

Роберт Андерсон определил общение как обмен мыслями, мнениями или информацией посредством письменной речи или знаков.

Согласно Луи, ‘ Коммуникация – это сумма всего, что делает один человек, когда он хочет добиться понимания в уме другого; он включает в себя систематический и непрерывный процесс рассказывания, слушания и понимания.

Кит Дэвис определил коммуникацию как передачу информации и понимания от одного человека к другому. Это способ донести до других факты, идеи, мысли и ценности.

По словам Питера Литтла, « Коммуникация — это процесс, посредством которого информация передается между отдельными лицами и/или организациями с целью развития понимания и реакции.

сообщите об этом объявлении

Когда коммуникация упоминается в организационном контексте, она называется организационной коммуникацией. По словам Уильяма Скотта: « Административная коммуникация — это процесс, включающий передачу и точное воспроизведение идей, обеспечиваемое обратной связью, с целью побуждения к действиям, направленным на достижение целей организации.

Содержание

  • Характеристики связи
  • Классификация связи
    • Формальная связь
    • Неформальная связь

Определения. Это:

  • В общении участвуют как минимум два человека — отправитель и получатель.
  • Он включает передачу идей, фактов, эмоций, жестов, символов и действий от отправителя к получателю.
  • Понимание является важным компонентом коммуникации, то есть передаваемые идеи, мнения, эмоции и т. д. должны быть точно воспроизведены в сознании получателя.
  • Общение может быть преднамеренным или непреднамеренным.
  • Целью общения является побуждение к действию, информирование или выражение определенной точки зрения.
  • Коммуникация является двусторонним процессом, то есть обратная связь от получателя к отправителю является важным компонентом коммуникации.
  • Общение – это динамический процесс, то есть он растет и развивается.
  • Общение носит систематический характер, то есть на каждый компонент процесса влияет любой другой компонент. Например, неисправность телефона (канала связи) повлияет на сообщение, полученное получателем.

Классификация коммуникаций

Коммуникации в организации можно разделить на два основных типа:

  • Официальная коммуникация
  • Неформальная коммуникация

Эта классификация основана на каналах коммуникации. Канал связи относится к пути, по которому передается информация

Официальное общение

Официальное общение относится к официальному общению, которое следует за официальным каналом. Формальные каналы — это пути коммуникации, которые институционально детерминированы, то есть устанавливаются организацией. Это общение следует скалярной цепочке команд.

Официальное общение может быть устным или письменным. Устное общение может принимать форму интервью, встреч, презентаций и так далее. Письменное общение может принимать форму заметок, служебных записок, писем, отчетов и так далее.

Формальная коммуникация может быть дополнительно классифицирована на следующие:

  • Нисходящая коммуникация: Это относится к коммуникации между руководителями высшего звена с менеджерами среднего или низшего звена. Любое общение, которое происходит от сотрудников к супервайзерам, от супервайзеров к менеджерам, от менеджеров к руководителям, от регионального менеджера к генеральному директору и т. д., может быть отнесено к категории восходящей коммуникации.
  • Связь с вышестоящим уровнем: Это относится к связи между менеджерами нижнего уровня и менеджерами высшего уровня. Он проходит через руководителей высшего звена к младшим должностным лицам, от контролирующего офиса к филиалу, от начальника отдела к начальнику подразделения.
  • Горизонтальная или латеральная коммуникация: Латеральная коммуникация обычно имеет место в организации и не является ни восходящей, ни нисходящей. Он протекает горизонтально и происходит среди равных и на уровне сверстников.
  • Интерактивное общение: Интерактивное общение по существу является двусторонним процессом. Это происходит посредством встреч, конференций, телеконференций, мультимедийных презентаций, групповых дискуссий и других подобных активных двусторонних обменов.

Неформальное общение

Неформальное общение относится к общению между отдельными лицами и группами, не используемому официально признанным каналом. Это результат социального взаимодействия между различными членами организации. Передача информации может быть связана с работой или другими делами, и она пересекается с официальными линиями связи.

Сеть или путь неформального общения называется виноградной лозой. Ложная часть виноградной лозы называется слухом. Ниже приведены некоторые характеристики виноградной лозы:

  • В виноградной лозе поток информации происходит во всех направлениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *