Классификация характера: 8. Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Акцентуация характера.

Классификация характера: 8. Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Акцентуация характера.

ХАРАКТЕР. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА. ТИПЫ ХАРАКТЕРА. АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА

Понятие о характере. В поведении и деятельности человека проявляются самые различные психические особенности. Одни из них не существенны, не влияют на поведение и деятельность человека. Другие являются существенными в определенном отношении, но не имеют значения для всего поведения человека (например, особенности восприятия, внимания, памяти и т.д.).

В психике человека существует и такая совокупость устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.

Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.

В переводе с греческого языка слово «характер» означает «чертить», «оставлять оттиск», а в переносном значении — отчетливо выраженные общие черты поведения.

Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами

.

системой отношений. Если у животных мотивация поведения постоянно изменяется в зависимости от состояния организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений. Поэтому черты характера определяются и классифицируются прежде всего в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности.

Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение.

Система отношений личности является основным ее качеством.

Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности.

Вся система отношений личности, ее направленность являются мотивационно-регуляционной подструктурой личности, определяющей общие особенности ее поведения.

Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы:

1. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям. Они определяют одну из основных совокупностей черт личности — ее моральную направленность: чуткость, гуманность, альтруизм или асоциальность, агрессивность, эгоизм;

2. Отношение человека к самому себе — его самосознание. Самосознание является высшим проявлением сознания человека как члена общества. Самосознание имеет свою структуру — систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию. В процессе самопознания личность определяет свою роль в обществе, в конкретном коллективе, соотносит свои способности с той ролью, которая на нее возложена, формирует определенный уровень притязаний, оценивает свои возможности. На этой основе формируются такие качества, как скромность, самокритичность, самоуважение и др.

3. Отношение к труду и другим видам деятельности — трудолюбие, настойчивость, инициативность, способность к преодолению трудностей в работе, целеустремленность, добросовестность или антиподы этих качеств. Сюда же относят склонности, призвание и талант как характерные черты личности.

4. Отношение к вещам как продуктам человеческого труда — аккуратность, бережливость, скромность, бескорыстие и др.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Все сферы отношений личности взаимосвязаны. Так, отношение к результатам труда зависит от отношения человека к другим людям. Однако отдельные группы этих отношений в структуре личности могут приобретать ведущую роль.

Наряду с вышеуказанным подразделением отношений личности по содержанию различаются свойства этих отношений, которые также проявляются в виде отдельных качеств характера личности.

Различаются следующие свойства отношений личности.

1. Социальная значимость отношений человека, уровень их

общественной ценности, который определяет моральные качества человека, нравственность его повседневного поведения, соответствие направленности личности прогрессивным социальным идеям.

2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и осознание центральных стержневых интересов, которые определяют целеустремленность личности.

3. Степень устойчивости отношений, определяющая последовательность и настойчивость личности в достижении цели — цельность характера.

Широкая система взглядов, представлений и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности — ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения как важнейшего характериологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность. Развитое мировоззрение — показатель зрелости личности.

С мировоззрением связано формирование системы убеждений — устойчивого мотивационного образования, в котором знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них. Убеждения — это знания, ставшие принципом деятельности.

Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера.

Другой подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности.

Многие формы поведения личности являются привычными, стереотипными — выразительные движения, манеры, заученные фразы. Привычки, как правило, образуются стихийно. Первоначально определенные действия побуждаются какими-то причинами, а затем эти действия совершаются спонтанно, в силу сформировавшейся потребности в них. Отрицательные привычки в ряде случаев связаны с аморальным поведением личности.

Черты и типы характера. Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентации и регуляционных особенностей личности.

Различаются черты характера и типы характеров.

Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера — в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.

1. Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

Целенаправленность — способность выдвигать на передний план те мотивы поведения, которые связаны с основными принципами и целями личности.

205

Выдвижение в определенный период жизнедеятельности основной цели и подчинение ей своего поведения является целеустремленностью.

Самостоятельность — способность подчинять поведение собственным взглядам, принципам и убеждениям, это относительная независимость от разнообразия требований различных малых групп; критическая оценка советов и указаний. С этой чертой характера не следует смешивать негативизм — противодействие любому воздействию, исходящему от других людей. Склонность к необоснованному противодействию любым влияниям, так же как и повышенная внушаемость, является признаком слабоволия.

Самостоятельность предполагает инициативность в выдвижении целей, нахождение способов и средств их достижения.

Самостоятельность предполагает также повышенную активность личности, которую не следует смешивать с суетливостью, когда за повышенной экспрессивностью личности, многословием, излишней подвижностью скрывается бессодержатиельность поведения. Если активность — это потребность осуществлять действия, необходимые в данный момент, то суетливость — неуместная активность.

Решительность — способность в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованное, устойчивое решение и приводить его в исполнение. Противоположным отрицательным качеством является нерешительность, проявляющаяся в излишних колебаниях, в затягивании принятия решения или в излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов.

Решительность проявляется также и в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным. Решительность связана с уверенностью человека, с наличием у него устойчивой ориентационной основы.

Настойчивость — способность к достижению поставленной цели через преодоление значительных трудностей, выносливость к моральному и физическому напряжению, стойкое отношение к неудачам и даже поражениям, упорный поиск новых средств достижения ранее поставленной цели. Во многих случаях настойчивость связана с толерантностью, терпеливостью человека — способностью длительного противостояния неблагоприятным воздействиям и противодействию со стороны других людей.

Выдержка и самообладание — способность контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, способность воздерживаться от ненужных действий, сдерживать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать свое настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания. Это качество имеет существенное значение для высокоморального поведения.

Смелость — способность к самообладанию в опасных ситуациях, готовность и умение достигать цели, несмотря на опасность,

Мужество — способность к проявлению смелости в крайне опасных для жизни условиях, готовность во имя достижения высоких целей к самопожертвованию. Противоположными отрицательными качествами являются трусость, малодушие — гипертрофированная боязнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

Дисциплинированность — способность подчинять поведение правилам, нормам, требованиям общества в целом и отдельных социальных групп; способность проявлять большие усилия для наилучшего выполнения этих требований.

Различное сочетание волевых качеств определяет волевой склад характера личности. Основными особенностями волевого склада личности являются:

цельность характера — устойчивость позиций и взглядов личности в различных ситуациях, согласованность слов и поступков;

сила характера — эргичность (энергичность и выносливость) человека, его способность к длительному напряжению, к преодолению трудностей в напряженных ситуациях;

твердость характера — сила характера в сочетании с принципиальностью;

уравновешенность — оптимальное соотношение активности и сдержанности, ровность поведения, использование всех своих возможностей в любых условиях.

2. Эмоциональные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.

По эмоциональным качествам различаются натуры: эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), страстные, экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью), малоэмоциональные (эмоции не играют значительной роли в деятельности).

Важнейшей эмоциональной особенностью является преобладающее настроение человека, его эмоциональная устойчивость,

Наряду с эмоциями черты характера личности определяются особенностями чувств. Широта и глубина устойчивых чувств, их действенность и гармоничное сочетание с интеллектуальной и волевой сферой — важнейшая характерологическая особенность личности.

3. Интеллектуальные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, с различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов, с разной способностью к творческому преобразованию элементов опыта; к самостоятельности в постановке и решении новых проблем. Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад

личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, ясность и другие, то есть общая интеллектуальная одаренность, владение обобщенными способами мышления, а также устойчивая интеллектуальная направленность личности — любознательность, рассудительность, вдумчивость и др.

Интеллектуальные черты характера так же, как и его волевые и эмоциональные качества, формируются на основе преобладающих его взаимодействий со средой.

Одни и те же качества характера у разных людей проявляются своеобразно. Это зависит от типа высшей нервной деятельности, темперамента, биологических особенностей организма, от состояния нервной системы, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, возраста и т. д.

Отдельные качества характера приобретают наибольшее значение в различных видах деятельности.

Характер каждого человека представляет собой богатейшую палитру красок, тонов и полутонов, неповторимое, уникальное своеобразие.

Но главное в человеке — это его центральные жизненные устремления и способности к их реализации.

В многообразии характеров можно выделить то, что у данной личности выступает на передний план:

предрасположенность к рассудочной деятельности, вдумчивость, осмотрительность, аккуратность, развитое чувство долга и самолюбия;

преобладание волевой стороны психики, проявляющееся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях или в повышенной активности;

безынициативность, подверженность внушению, неустойчивость отношений, преобладание витальных, органических потребностей и связанных с ними влечений;

эмоциональная импульсивность, экспрессивность, повышенная подвижность эмоций, желаний и стремлений при среднем уровне развития воли;

повышенная эмоциональная впечатлительность, импрессивность, сопровождаемая признаками слабоволия, пониженной адаптацией к изменяющимся условиям;

повышенная экспансивность, стремление к положительно-эмоциональным ситуациям, беззаботность, повышенная общительность и речевая активность;

повышенная внешняя активность на недостаточно сформированной мотивационно-ориентировочной основе, негибкость поведения, неустойчивость принятых решений и неспособность к длительным волевым усилиям.

Приведенные черты, конечно, схематизированы. У одних людей они очень выражены, у других — менее выражены, у многих — представлены в различных сочетаниях.

Итак, характер состоит из двух групп свойств — мотивационных и

исполнительских. Устойчивые мотивационные свойства, то есть направленность личности, являются показателем уровня развития личности. Эта сфера личности в наибольшей мере связана с интеллектом, эмоциями и чувствами.

Исполнительская же сфера личности — особенности ее сознательной саморегуляции, определяются волевыми качествами личности. Но различные волевые качества личности могут быть развиты в неодинаковой степени. Так, большая сила характера может сочетаться с некоторой его неуравновешенностью, твердость характера — с недостаточной его целеустремленностью и т.д. Это зависит от обстоятельств жизни, от тех требований, которые преимущественно предъявлялись к человеку на его жизненном пути.

Наряду с отдельными чертами характера можно выделить общий способ адаптации личности к действительности — тип характера человека. При определении типа характера выделяется то существенно общее в характерах отдельных групп людей, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде.

Типы характера:

1. Гармонически целостный тип, хорошо адаптируемый в различных ситуациях. Этот тип характера отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.

2. Внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако эти действия постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, коммуникативные свойства достаточно развиты.

3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией. Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.

4. Вариативный тип, адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество к внешним обстоятельствам является суррогатом пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения своих основных целей, не отступая при этом от

социально положительных норм и требований. Система элементов характера представлена в схеме 10.

Итак, характер — это общая регулятивная особенность личности, которая формируется в соответствующих условиях жизни. Основой воспитания характера является система воздействий на направленность личности и соответствующая организация способов жизнедеятельности человека.

Характер не является наследственно приобретенным комплексом свойств личности. Доброта человека, его трудолюбие и другие качества формируются в социальных условиях. Однако индивидуальное своеобразие способов действия в определенной мере зависит от особенностей типа высшей нервной деятельности. Так, общительность быстрее формируется и ярче проявляется у сангвиника, а сдержанность — у флегматика.

Характер человека формируется постепенно, в процессе активной систематической деятельности. Однако значительные изменения в характере иногда происходят скачкообразно, в результате психических потрясений, в сложной конфликтной ситуации. Характер особенно четко проявляется в критических обстоятельствах.

Изучая психологию личности, необходимо учитывать и некоторые непатологические аномалии личности. Эти аномалии могут проявляться в отдельных характерологических особенностях личности — в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, импульсивности и в социально-патологических комплексах (клептоманы, лгуны и т. п.).

В результате исследований немецкого психолога Леонгарда и отечественного психиатра Личко выделен особый тип характера — акцентуированная личность — крайний вариант нормы, индивид «со слабыми местами» в психике. При определенных условиях эти «слабые места» — зоны акцентуаций — могут перерасти в патологию.

Различается несколько видов акцентуаций. Мы выделяем 4 типа акцентуированных характеров: 1) возбудимый; 2) тревожный; 3) аффективный; 4) неустойчивый (схема 10).

Методами изучения личности являются наблюдение, анализ истории жизни человека, эксперимент, обобщение независимых характеристик и всевозможные тесты.

При изучении личности (особенно при помощи отдельных тестов) необходимо учитывать, что личностные образования многоплановы, они проявляются на разных уровнях, носят системный характер.

Исследование личности затрудняются наличием системы осознанных и неосознанных защитных механизмов, маскирующих подлинные качества личности.

Из многочисленных тестовых методик наиболее применимы методики, связанные с комплексным исследованием характерологических свойств личности.

Среди различного рода тестовых обследований в последнее время

широкое распространение получили минесотский многофазный личностный тест — MMPI, (выявляющий комплекс характерологических качеств), интеллектуальные тесты Айзенка, Кеттела (выявляющие общие интеллектуальные способности), методики Лаччинза

Тип акцентуации

Поведенческие проявления

Факторы акцентуирования

Возбудимый тип

Повышенная вербальная и двигательная активность. Повышенный уровень притязаний. Стремление к лидерству, склонность к риску и делинквентности (проступочному поведению). Отрицательная реакция на противодействие со стороны окружающих. Гедонизм (стремление к легким удовольствиям), склонность к алкоголизации, к зависимости от асоциальных групп.

Гиперопека, безнадзорность, конфликтность внутрисемейных отношений.

Тревожный тип

Повышенная впечатлительность, тревожность, боязливость, робость, застенчивость. Склонность к депрессивным состояниям в результате завышенных требований к себе. Пониженный уровень притязаний, замкнутость, стеснительность, комплекс неполноценности, невротизм — склонность к фобическим состояниям. Стремление к гиперкомпенсациям — к утрированному самоутверждению в зоне «слабых мест». Виктимоопасны, не толерантны — неспособны переносить личностно травмирующие воздействия — насмешки, унижения, подозрения в неблаговидных поступках.

Эмоциональное отвержение в детстве, завышенная требовательность, систематические неудачи, условия, формирующие заученную беспомощность. Слабый тип нервной системы.

Аффективный тип

Крайняя эмоциональная неустойчивость, возникновение аффективных реакций и аффектов по незначительным поводам. Склонность к аутоагрессии. Конфликтность, низкая самокритичность, неадекватность реакций, склонность к делинквентному поведению.

Бесконтрольность, вседозволенность, наличие психотравмирующих обстоятельств.

Неустойчивый тип

Неустойчивость, непоследовательность поведения: противоречивость мотивационной сферы и поступков, частая смена настроения, астеничность — быстрая нервная истощаемостъ. Подозрительность, повышенная мнительность и обидчивость. Неустойчивое отношение к людям. Прямолинейность поведения, ригидность, пониженная способность к коррекции поведения. Заниженная самооценка, склонность к невротическим срывам. Повышенная чувствительность к проявлениям внимания и сочувствия. В поисках эмоционального контакта легко вступают в асоциальные группы.

Эмоциональное отвержение, семейные конфликты, педагогическая запущенность, асоциальное средовое окружение.


Схема 10. Типы акцентуированных характеров.
В отличие от психопатей акцентуации характера не обусловливают общую социальную дезадаптацию личности. Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера могут со временем компенсироваться, а при неблагоприятных условиях — развиться и преобразоваться в краевые психопатии. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций характера осуществляется посредством Патохарактерологического диагностического опросника, разработанного Личко и Ивановым и личностного опросника ММРИ.

 (выявляющие ригидность мышления), тест агрессии-фрустрации Розенцвейга, проективные тесты, выявляющие установки и ценностные ориентации личности — тесты тематической апперцепции — ТАТ, тесты Роршаха и др.

Диагностические тесты не являются исследовательскими методами, они не открывают каких-либо психических закономерностей, они лишь устанавливают наличие или отсутствие тех или иных личностных особенностей у данного человека.

Так, разработанный еще в 40-х гг. в Минесотском университете (Мак-Кинли и др.) личностный опросник MMPI состоит из 566 утверждений, которые испытуемый принимает или отвергает. Порядковый номер утверждения и его оценка испытуемым наносятся на специальную матрицу. Данные теста подвергаются

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    ХАРАКТЕР. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА. ТИПЫ ХАРАКТЕРА. АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    ХАРАКТЕР. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА. ТИПЫ ХАРАКТЕРА. АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    ХАРАКТЕР. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА. ТИПЫ ХАРАКТЕРА. АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

📖 Классификация черт характера, § 5. Характер, Глава 7 Психология личности. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Еникеев М. И. Страница 45. Читать онлайн


Классификация черт характера

Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям: 1) направленность индивида, система его отношений в социуме; 2) особенности волевой регуляции; 3) эмоциональные особенности; 4) интеллектуальные особенности.

В системе отношений человека выделяются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.

Отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальное качество характера человека, его нравственность.

Нравственность — моральное сознание индивида, реализуемое в его поведении, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям. Уровень нравственности личности определяется мерой совпадения общесоциальных и внутренне мотивационных требований к ее поведению. (И. Кант, как известно, более всего удивлялся двум явлениям бытия — звездному небу над головой и нравственному закону внутри нас.) Нравственность — свободное самопринуждение личности к социально адаптированному, социально ценному поведению.

Понятие нравственности — понятие, пограничное между социологией, этикой и психологией В социологическом аспекте оно связано с понятием общественных нравов, функционированием социальных норм, регулирующих поведение социума. По своей психологической сущности нравственность — система стереотипизированных форм поведения, основанная на интернализации (присвоении) социальных норм и ценностей. Нравственность личности — основной показатель ее социализированности, социальной самоидентификации.

Нравственность в целом — это поведенческая культура общества. Нравственность индивида — мера его приобщения к этой культуре. Общечеловеческие стандарты нравственности отвечают объективным условиям человеческого общежития, базовым потребностям человечества.

Формирование нравственности связано с культурно-историческими традициями данного общества, уровнем социального контроля и социальных ожиданий.

В этическом плане нравственность индивида— сфера его моральных отношений с другими людьми, классифицируемая по содержанию и форме.

По содержанию моральные отношения индивидов подразделяются исходя из их социальных обязанностей (гражданские, трудовые, семейные, профессиональные и др.). Специфические нравственные обязанности возникают по отношению к людям, находящимся в особом положении (к детям, престарелым, больным, остронуждающимся), к людям, с которыми индивид находится в особых отношениях (к родителям, детям, друзьям, любимым).

Ряд нравственных требований индивид обязан предъявлять к себе как к определенной самоценности (гордость, самоуважение и др.).

Нравственное самоусовершенствование индивида — один из основных смыслов его бытия. Система высших моральных требований личности образует его нравственный идеал. Нравственность индивида — это духовное преодоление трудностей бытия.

Одним из высших проявлений человеческой духовности является сострадание к другим людям (альтруизм), готовность к самоограничению и даже самоотречению для блага других людей. Способность к самоподавлению эгоистических побуждений — одно из высших проявлений человеческой сущности. Категорическим императивом (безусловным требованием), «золотым правилом» поведения человека является требование: относись к людям, как к самому себе; блага одних людей не могут быть оплачены страданием других.

Принятая индивидом система отношений к другим людям может сводиться к четырем основным схемам.

1. «Я хороший и все люди хорошие» — ценностно-ориентировочная схема, присущая социально адаптированным личностям, отличающимся доброжелательностью, высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уровнем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуациях.

Это высокосоциализированный, психически устойчивый тип личности. Системообразующими качествами его характера, а следовательно, и поведения являются социальная идентифицированность, альтруизм, обостренное чувство социальной ответственности. Поведение такой личности характеризуется открытостью, честностью, последовательностью.

2. «Я плохой, а все люди хорошие» — жизненная схема, присущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешительным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, проявляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных контактов. Как правило, это люди со слабым типом нервной деятельности.

3. «Я хороший, а все люди плохие» — схема, присущая людям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права к исключительным поступкам — таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.

4. «Я плохой и все люди плохие» — такова позиция неисправимых пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятностей. Как и предыдущий тип, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой. Но в отличие от третьего жизненного сценария данный сценарий ведет не к самоутверждению, а к самодемобилизации, уходу от радостей жизни, а иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией уходит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд.

У каждого человека существует установка по отношению к самому себе — Я-концепция.

Наряду с реальным Я существует Я идеальное и Я динамическое, саморазвивающееся.

Человек познает себя во взаимодействии с другими людьми, находящимися на различных социально-культурных уровнях. И если референтная (эталонная) для данной личности социальная группа имеет объективно высокий статус, то это стимулирует личность к саморазвитию.

Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая различные альтернативы, составляя композиции возможных действий. Этот внутренний диалог — основной механизм саморегуляции: человек как бы смотрит на себя со стороны, с позиций других людей. Он формулирует приемлемые для себя компромиссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальной действительности.

Однако чем менее социализирован индивид, тем менее мучителен его диалог с самим собой. Этого диалога может и не быть. Тогда индивид, по существу, перестает быть человеком. Отсутствие внутренней жизни, системы критических самооценок, нищета духа, крайний примитивизм при санкционировании ответственных решений— таков уровень самосознания большинства злостных преступников. Внешние действия, не апробированные внутренней работой духа, приобретают бездуховную энергетику, проявляясь в жестокости, садизме и насилии.

У социализированной личности возникают проблемы примирения, согласования внутреннего и внешнего мира. Как согласовать преданность своим принципам с противоречивыми требованиями жизни? В этих ситуациях и проявляется характер человека — его твердость и пластичность, гражданское мужество и толерантность.

Отношение личности к труду и другим видам деятельности обусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Эта группа отношений также включает в себя склонности, призвание и талант как характерологические качества личности. К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, праздность, бродяжничество и др.

Отношение к вещам как продуктам человеческого труда выражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе некоторые качества характера носят криминогенный характер: корыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам «роскошной жизни».

Ценностные ориентации индивида в известной мере определяют и волевую регуляцию его поведения.

Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Наиболее существенна способность индивида в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованные решения и исполнять их. Решительность выражается также в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным.

Противоположное качество — нерешительность, проявляю — щаяся в излишних колебаниях, затягивании принятия решения или излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов.

Особенно важны такие качества человека, как выдержка и самообладание — способность индивида контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, контролировать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присутствие духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания.

В жизни каждого человека существенны смелость и мужество. Противостоящие им отрицательные качества — трусость, малодушие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях.

Волевые особенности личности определяют основные качества характера: цельность, силу, твердость и уравновешенность.

Цельность характера — устойчивость личностных позиций в различных ситуациях, согласованность слов и поступков; сила характера — энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в сложных ситуациях; твердость характера — сила характера в сочетании с личностной принципиальностью; уравновешенность характера— ровность, сдержанность поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности.

Волевая саморегуляция индивида определяется иерархизированностью и динамичностью его мотивационной сферы.

Существенно, чтобы побуждения низшего уровня подчинялись более высоким побуждениям. Индивид должен обладать хорошо отработанными средствами подавления низменных побуждений. Иерархизированность мотивационной сферы индивида зависит от того, какие мотивы и в каких ситуациях актуализировались особенно часто и сильно.

Эмоциональные особенности характера индивида — наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. Человек проявляется в том, что его смешит и радует, заставляет восторгаться и печалит, что вызывает у него гнев и стресс и что заставляет его успокаиваться и приходить в умиление.

Эмоции, как уже отмечалось, — это непосредственная, импульсивная реакция индивида на значимые для него воздействия. Эмоции — непроизвольные реакции индивида на акты удовлетворения или неудовлетворения его потребностей.

Они вступают в свои права в любой внезапно возникающей жизненно значимой ситуации, мобилизуя резервы психической и физической энергии.

По эмоциональным особенностям своего характера индивиды отличаются рядом параметров: эмоциональной реактивностью, глубиной, длительностью и устойчивостью эмоциональных процессов, доминирующими чувствами и их предметной отнесенностью. Эмоциональный настрой индивида — показатель тонуса всей его жизнедеятельности.

Характерологический облик индивида в значительной мере определяется его экстернальностью (внешненаправленной ориентацией) и интернальностью (внутринаправленной ориентацией).

Ориентированные на внешний успех индивиды предпочитают те виды деятельности, которые ведут к быстрому получению престижного результата. Для них характерен повышенный уровень притязаний, а во многих случаях — дефекты самокритичности, нравственной принципиальности.

Индивиды-интерналы отличаются повышенной требовательностью к себе, более тонким самоанализом, а в ряде случаев — излишней робостью и нерешительностью. Они всячески избегают ситуаций, в которых возможны поведенческие неудачи, личностные утраты.

Это высокотревожные индивиды, они особенно чувствительны к опасным ситуациям, склонны к дезорганизации своего поведения в этих ситуациях.

Эмоциональность индивида характеризуется содержанием, качеством и динамикой его эмоциональных процессов.

Содержательная сторона эмоциональной сферы индивида определяется его ценностными ориентациями.

Качественная сторона эмоций свидетельствует о преимущественной положительной или отрицательной модальности присущих данному индивиду эмоциональных состояний.

К динамическим эмоциональным свойствам индивида относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов, их внешнее проявление — экспрессия.

По эмоциональным реакциям личности можно судить о тонких нюансах ее животрепещущих связей с действительностью.

По эмоциональным качествам различаются натуры импрес- сивные (эмоционально впечатлительные), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью) и малоэмоциональные.

Психология bookap

Интеллектуальные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности интеллекта.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов.

Классификация символов

Классификация символов


Общие группы знаков I-XII считаются классами знаков, которые включают несколько типов знаков, каждый из которых определен. Состояния каждого символа расположены в порядке важности и определены в разделе B этой главы. Такое расположение состояний персонажей по характеру, а также упорядочение или ранжирование типов символов в классе символов является попыткой сделать эту классификацию сравнительной и точной. См. Главу 5 для основных определений персонажей и типов символов, а также типов доказательств.


I. РАСПОЛОЖЕНИЕ И РАСПОЛОЖЕНИЕ (Класс символов с типами символов 1-8, как указано ниже. Состояния каждого типа символов описаны в Разделе B I этой главы).
  1. Местоположение. Положение органов или частей по отношению к окружающей их среде (см. Раздел B I A о состояниях признаков этого типа признаков).
  2. Должность. Расположение или прикрепление органов или частей по отношению к другим, непохожим органам или основным частям (см. Раздел B I B).
  3. Композиция. Расположение органов или частей относительно друг друга (см. Раздел B I C).
  4. Ориентация. Расхождение органов или частей относительно центральной оси или точки (см. Раздел B I D).
  5. Поперечная осанка. Отношение концов одного органа или его части к его центру или поперечной оси (см. Раздел B I E).
  6. Продольная осанка. Отношение краев одного органа или его части к его центральной продольной оси (см. Раздел B I F).
  7. Общее структурное положение. Точка, пятно, локальная или общая область или на одной структуре; например, верхушечная часть листа, центральная точка лепестка (см. раздел B I G).
  8. Эмбриональная позиция. Положение и расположение незрелых органов или частей.
    • Леторождение или Префлорация. Расположение, в строгом смысле I 3, зародышевых частей цветка. Примечание: цветение чашечки и венчика может быть одинаковым или разным в пределах цветочной почки (см. Раздел B I H).
    • Птиксис. Скручивание и складывание зародышевых листьев относительно центральной точки, поперечной оси или продольной оси; сочетание поперечного и продольного положения эмбриональных частей (см. раздел B I H).
    • Вернация. Расположение в строгом смысле I 3 зародышевых листьев. Большинство авторов трактуют парапсис именно так.

II. КОЛИЧЕСТВО И РАЗМЕР
  1. Номер. Любое значение или диапазон значений, выражающих абсолютное количество, сумму или совокупность отдельных единиц; или выражение относительных или сравнительных единиц (см. Раздел B II A).
  2. Размер. Пространственные размеры или пропорции любого органа или его частей, обычно выражаемые числовыми значениями по отношению к длине, ширине и глубине; или выражение относительных или сравнительных количеств (см. Раздел B II B).
  3. Циклический. Абсолютное количество мутовок частей, например, количество мутовок частей цветка или листьев (см. Раздел B II C).
  4. Милосердие. Абсолютное количество частей в мутовке, например, количество лепестков в венчике или количество тычинок в андроэциальной мутовке (см. Раздел B II D).
  5. Фьюжн. Слияние или объединение сходных или непохожих органов или частей (см. Раздел B II E).
  6. Отдел. Разделение, расхождение или разветвление на сегменты, части, доли и ветви любого органа или его частей (см. Раздел B II F).

III. ФОРМА И КОНТУР
  1. Форма. Контур определенной формы, плоский или двухмерный; или конкретная трехмерная фигура (см. Раздел B III A).
  2. Верх. Вершина двумерной структуры, которая обычно ограничена верхними 5-10% полей; или вершина трехмерной структуры (см. Раздел B III B).
  3. Маржа. Пограничная область стороны двумерной или плоской структуры (см. Раздел B III C).
  4. База. Нижняя часть двумерной структуры, которая обычно ограничена нижними 5-10% полей; или дно трехмерной структуры (см. Раздел B III B).

IV. ПОВЕРХНОСТЬ, ЖИЛЕНИЕ, ТЕКСТУРА
  1. Конфигурация. Рисунок поверхности обычно является результатом внутренней структурной формы, за исключением жилкования (см. Раздел B IV A).
  2. Жилкование. Видно расположение жилок на поверхности (см. Раздел B IV B). Особенности внутреннего жилкования см. в главе 7. Жилкование.
  3. Поверхность. Признаки, происходящие от эпидермальных выростов или разрастаний, за исключением типов покрытия трихом (см. Раздел B IV C).
  4. Одежда или одежда. Типы трихомного покрова (см. Раздел B IV D). Информацию об отдельных типах трихом см. в разделе «Трихомы» в главе 7.
  5. Текстура. Характерное физическое состояние или консистенция органа или его частей (см. Раздел B IV E).

В. СЕКС
  1. Цветок. Половое состояние отдельного цветка (см. Раздел B V A).
  2. Соцветие. Расположение цветков по половому признаку внутри соцветия; или полное разнообразие половых состояний цветка в соцветии (см. Раздел B V B).
  3. Завод. Полное разнообразие половых состояний цветка в пределах одного растения (см. Раздел B V C).
  4. Популяция или вид. Общее разнообразие половых состояний цветков в популяции (см. Раздел B V C).

VI. ОПЫЛЕНИЕ И ОПЫТЕНИЕ
  1. Тип опыления. Агент, с помощью которого пыльца переносится из пыльцевого мешка или пыльника на рыльце пестика или семязачаток (см. раздел B VI A).
  2. Путь опыления. Структурный маршрут, по которому пыльцевая трубка достигает семязачатка (см. раздел B VI B).
  3. Тип удобрения. Источник(и) мужских гамет для оплодотворения (см. Раздел B VI C).
  4. Путь оплодотворения. Структурный маршрут, по которому пыльцевая трубка попадает в зародышевый мешок после достижения семязачатка (см. раздел B VI D).

VII. ВРЕМЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ
  1. Периодичность. Повторение явлений роста через равные промежутки времени; или сезонность возникновения феноменов роста растений (см. Раздел B VII A).
  2. Созревание. Относительное время развития различных органов или частей растения (см. Раздел B VII B).
  3. Продолжительность. Продолжительность существования предприятия или любой из его составных частей (см. Раздел B VII C).

VIII. РОСТ И РАЗВИТИЕ
  1. Регион роста. Расположение меристематической области на органе или его частях или внутри них (см. Раздел B VIII A).
  2. Периодичность роста. Повторяемость или продолжительность меристематической активности в органе или его частях (см. Раздел B VIII B).
  3. Общее развитие. направление созревания внутри растения его органов или его частей; например, от основания вверх или изнутри наружу (см. Раздел B VIII C).
  4. Типы развивающих съемок. Происхождение и созревание различных побегов (стебель с листьями) (см. Раздел B VIII D).

IX. УЗОРЫ
  1. Симметрия. Соответствие частей по размеру, форме и расположению по разные стороны от плоскости, линии или точки (см. раздел Б IX А).
  2. Системы компоновки. Общее расположение органов по отношению друг к другу, основанное на угле расхождения между соседними сходными частями (см. Раздел B IX B).
  3. Шаблоны ветвления. Положение ветвей на главной оси и расположение боковых ветвей (см. раздел B IX C).

X. СЕКРЕТАРНЫЕ И ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
  1. Функциональные типы. Химическая природа секретируемого или выделяемого вещества (см. Раздел B X A).
  2. Позиционные типы. Расположение желез на органах или частях (см. Раздел B X B).

XI. ЦВЕТ
  1. Стандарт. Определение цвета на основе принятых цветовых карт и кодов (см. Раздел B XI A).
  2. Распределение. Образцы пестроты окраски на органе или частях (см. раздел Б XI Б).

XII. ГЕНЕРАЛЬНАЯ
  1. Общие. Дескрипторы применимы к любому персонажу.
. Вот методы классификации символов:

  • str.isalnum()
  • ул.исальфа()
  • ул.isdigit()
  • ул.isidentifier() *
  • iskeyword(<строка>) *
  • ул.испечатаемый()
  • ул.isspace()
  • улица istitle()
  • улица islower()
  • ул.верхний()
  • ул.Исаскии() *

Метод .isidentifier() определяет, является ли целевая строка допустимым идентификатором. Что такое идентификатор Python ? Идентификатор — это имя, используемое для определения переменной, функции, класса или объекта другого типа.

Идентификаторы Python:

  • Должен начинаться с буквы или символа подчеркивания ( _ )
  • Может быть один символ
  • Может сопровождаться любым буквенно-цифровым символом или символом подчеркивания
  • Нельзя использовать другие знаки препинания

Еще одна потенциальная ловушка, на которую следует обратить внимание при именовании собственных идентификаторов, заключается в том, что вы не можете использовать существующее ключевое слово Python . Чтобы проверить, является ли имя, которое вы планируете использовать, существующим ключевым словом, вы можете импортировать функцию с именем iskeyword() из модуля с именем ключевое слово :

>>>

 >>> из ключевого слова import iskeyword
>>> iskeyword('и')
Истинный
 

Вот ключевые слова Python:

Ключевые слова Python
Ложь перерыв еще если не и
Правда класс кроме импорт или с
Нет продолжить наконец в проход выход
и по умолчанию для это поднять глобальный
как дель из лямбда возврат неместный
утверждать элиф попробовать

Для получения дополнительной информации о модулях Python см. Модули и пакеты Python — введение. Метод .isascii() был представлен в Python 3.7.

Вот как использовать str.isalnum() :

>>>

 >>> s = 'abc123'
>>> s.isalnum()
Истинный
>>> ''.isalnum()
ЛОЖЬ
>>> s = 'abc$123'
>>> s.isalnum()
ЛОЖЬ
 

Вот как использовать str.isalpha() :

>>>

 >>> s = 'ABCabc'
>>> s.isalpha()
Истинный
>>> с = 'ABC123'
>>> s.isalpha()
ЛОЖЬ
 

Вот как использовать str.isdigit() :

>>>

 >>> с = '123456'
>>> s.isdigit()
Истинный
>>> с = '123abc'
>>> s.isdigit()
ЛОЖЬ
 

Вот как использовать str.isidentifier() :

>>>

 >>> 'spam32'.isidentifier()
Истинный
>>> '32spam'.isidentifier()
ЛОЖЬ
>>> 'foo$32'.isidentifier()
ЛОЖЬ
>>> 'def'.идентификатор()
Истинный
 

Вот как использовать iskeyword() :

>>>

 >>> из импорта ключевых слов iskeyword
>>> 'def'. isidentifier()
Истинный
>>> 'def'.iskeyword()
Traceback (последний последний вызов):
  Файл "", строка 1, в 
    'def'.iskeyword()
AttributeError: объект «str» не имеет атрибута «iskeyword»
>>> iskeyword('def')
Истинный
>>> iskeyword('и')
Истинный
>>> iskeyword('spam32')
ЛОЖЬ
 

Вот как использовать str.isprintable() :

>>>

 >>> s = 'a\tb'
>>> s.isprintable()
ЛОЖЬ
>>> с = 'а б'
>>> s.isprintable()
Истинный
>>> с = ''
>>> s.isprintable()
Истинный
>>> s = 'а \n б'
>>> s.isprintable()
ЛОЖЬ
 

Вот как использовать str.isspace() :

>>>

 >>> s = 'a \n b'
>>> s.isspace()
ЛОЖЬ
>>> s = '\t\n'
>>> s.isspace()
Истинный
 

Вот как использовать str.istitle() :

>>>

 >>> s = 'И восходит солнце'
>>> s.istitle()
Истинный
>>> s = "Бургеры Боба!"
>>> s.istitle()
ЛОЖЬ
 

Вот как использовать str.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *