Кирилл на разных языках мира: Имя кирилл на разных языках
404 Не найдено
Значение имениЧто означает ваше имя для других людей по разным параметрам. Значение имени | Значение фамилииЧто означает ваша фамилия для других людей по разным параметрам. Значение фамилии | |
Происхождение имени![]() Происхождение имени | Происхождение фамилииИзучите происхождение фамилии в Интернете. Это бесплатно. Происхождение фамилии | |
Определение имениУзнайте определение имени онлайн. Определение имени | Определение фамилииВыясните определение фамилии в Интернете. Определение фамилии | |
Как произносится имяУзнайте, как произносится имя в разных странах и на разных языках. Как произносится имя | Как произносится фамилияУзнайте, как произносить фамилию в разных странах и на разных языках. Как произносится фамилия | |
Прозвища для имениСамые распространенные прозвища и псевдонимы для имени в вашей стране. Прозвища для имени | Карта распространения фамилииУзнайте распространение фамилии по странам в Интернете. Это бесплатно. Карта распространения фамилии | |
Имя на других языкахУзнайте, как ваше имя пишется и произносится на другом языке в другой стране. Имя на других языках | Фамилия на других языкахУзнайте, как ваша фамилия пишется и произносится на другом языке в другой стране. Фамилия на других языках | |
Имя с совместимостью фамилииУзнайте, как имя и фамилия совместимы. Исследование по 12 различным параметрам. Имя с совместимостью фамилии | Совместимость фамилии и имениУзнайте, как имя и фамилия совместимы. Исследование по 12 различным параметрам. Совместимость фамилии и имени | |
Совместимость именУзнайте, как совместимы разные имена. Совместимость имен | Совместимость с фамилиямиУзнайте, как совместимы разные фамилии. Исследование по 12 различным параметрам. Совместимость с фамилиями | |
Фамилии с именемСписок наиболее распространенных фамилий с вашим именем. Фамилии с именем | Имена с фамилиейСписок наиболее распространенных имен с вашей фамилией. Имена с фамилией | |
Учение свт. Кирилла Иерусалимского о материальном мире и его освящении — епископ Кирилл и иеромонах Мефодий (Зинковские)
В статье выявляется антропоцентричность представлений свт. Кирилла о материальном мире, освящение или осквернение которого является результатом мотивированного действия разума и воли человека. Подтверждается верность Святителя библейскому богословию и апофатическому методу в учении о материальном мире. Рассмотрено учение Святителя о материи, проведен анализ терминологии используемой им для описания объектов материального мира. Раскрываются, присутствующие в творениях знаменитого богослова, представления о динамичности материи, изменчивости, как характерного признака различных материальных стихий, веществ и природных объектов. Тезисы о непознаваемости и антропоцентричности мира с особой силой раскрываются в учении Святителя о Евхаристии, где подчеркивается различие между восприятием вещества Святых Тайн телесными органами чувств и живой верой человеческой души.
«Начало Евангелия – Иордан»
Кирилл Иерусалимский.
Огласительное поучение 3. 2).
Существующие исследовательские работы о жизни и богословии свт. Кирилла1 не содержат более или менее подробного анализа его учения о материи. Предыдущие авторы акцентировали свое внимание на литургическом наследии Святителя, его учении о Святой Троице, либо же исследовали частные вопросы в учении Святого о таинствах2. В этих работах отмечалась особая роль Духа Святого в церковных таинствах, Его служение как Освятителя человеческой природы, но нигде объектом исследования не становилось учение свт. Кирилла о материи и тварном мире как таковом.
Исследованию учения святых отцов о материи в богословии, как Востока, так и Запада традиционно уделялось весьма незначительное внимание. Само понятие «богословие материи» может показаться даже неправомочным, так как богословие это, прежде всего и по преимуществу, «слово о Боге». Учение о материи многие склонны отнести к области чистой философии, забывая, что большинство положений догматического богословия прямо или косвенно связано с проблемой материи. Материя, которая в самом широком смысле этого слова, может обозначать тварную субстанцию вообще, а в более узком, вещество видимого мира, не должна выпадать из сферы внимания сколь угодно возвышенного богословия.
Единственным систематическим научным исследованием учения святых отцов о материи на русском языке является на настоящее время неопубликованная диссертация прот. Константина Ружицкого «Учение свв. Отцов и церковных писателей о материи»3. Здесь рассмотрена терминология и учение о материи и материальном мире церковных писателей и святых отцов первых 4-х веков от Р. Х. (за исключением свт. Кирилла Иерусалимского и свт. Амвросия Медиоланского).
До настоящего дня положение дел в этой области русскоязычного богословия практически не изменилось4. В западном богословском мире дело обстоит несомненно лучше. Начиная с середины ХХ века, здесь появляется ряд исследований по анализу трудов отдельных отцов Церкви и церковных писателей в аспекте их учения о материи. Однако «богословие материи» в том виде как оно представлено у свт. Кирилла Иерусалимского не было проанализировано и западными богословами. В классическом издании Патрологии Квастена в списке исследований проведенных к 1960 году в сфере богословского наследия свт. Кирилла Иерусалимского нет ни одного посвященного выбранной нами теме5. Такое исследование не было проведено и до сих пор.
Прот. Г. Флоровский, наряду с другими исследователями, отмечал «строгий библеизм»6 Святителя в учении о трех Лицах Святой Троицы. Нашей задачей при анализе творений свт. Кирилла было подтвердить интуицию такого же последовательного библеизма в его учении о материальном мире, исследовать терминологию и общие черты умозрения свт. Кирилла в этом аспекте его богословия.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что рассуждениям о веществе и различных предметах тварного мира свт. Кирилл посвящает достаточно много внимания. Святитель подчеркивает важную роль материи в деле спасения рода человеческого уже практически в самом начале своих «Огласительных Поучений». Так, рассуждая о таинстве Крещения, свт. Кирилл объясняет употребление в нем воды через обращение к библейскому повествованию о сотворении мира7. Указывая на тот факт, что как небо, предназначенное в «жилище ангелам», так и земля, как «обиталище людей», сотворены Богом из воды, Святитель подчеркивает мысль о непременной необходимости действия в таинстве как Святого Духа Божия, так и вещественной составляющей – воды. Cвт. Кирилл настаивает, что даже верующий и получивший, «по возрождении души верой», начатки благодати человек, «посредством воды» должен принять благодать и в тело свое8.
Приведенное выше рассуждение свт. Кирилла связано с первым положением, которое мы хотим отметить в его учении о материи, веществе и материальном мире в целом. Это тезис о том, что весь материальный мир сотворен Богом и уже в силу этого все творение нуждается в освящении. Опираясь на тот факт, что первоначально мир был сотворен таким образом, что «Дух Божий носился над водою»9, свт. Кирилл полагает в воде то «начало мира»10, через которое получил освящение весь остальной мир. При этом «начало мира» понимается, конечно же, не в абсолютном значении (по крайней мере, однажды, Святитель прямо говорит о творении человека (а значит и мира) «из ничего»11). Освящение, по замыслу Бога-Творца, должно было бы всегда оставаться с материальным миром, но после грехопадения Адама оно было потеряно и теперь мир нуждается в особом освящении и благословении. Весь спасительный подвиг Господа Иисуса Христа истолковывается Святителем именно в смысле снятия проклятия и преподания благословения, как человеку, так и всему тварному миру: «Иисус для того принимает терны, чтобы свободить [Адама] от сего осуждения; и в земле погребен для того, чтобы проклятая земля, вместо проклятия, получила благословение»12.
Особенный акцент делается Святителем на освящении именно всей «разумной природы», ибо эта разумная природа – νοητὴ φύσις13 – является главной составляющей тварного мира. Этот акцент, мотивированный библейским учением об ответственности человека за мир и все творение, находится в полном согласии с повествованием о наказании за грехопадение14. Кроме того, Святитель неоднократно замечает, что изначально весь мир, животные и растения были сотворены для служения человеку15. Отсюда же вытекает второе важное положение в учении Иерусалимского архипастыря о материи, согласно которому освящение всего материального мира зависит от освящения и спасения человека. Этот тезис тесно связан с библейским учением о том, что ни материя сама по себе, ни какая-либо часть творения не являются по своей природе носителями зла, источником осквернения и тления. Сам родоночальник зла – диавол – «не от природы (οὐκ ἐκ φύσεως) получил … наклонность ко греху»16, но, будучи сотворен добрым, от свободного произволения уклонился ко злу. Точно так же и представители человеческого рода, имея одинаковую природу и сущность души17, независимо от пола или нации, грешат или делают добро не «по природе» но «от произволения»18. Поэтому и Бога нельзя почитать виновным в создании материи и природы, которые якобы производят зло. Причина греха и зла лежит только в неверно употребленной разумным творением свободе выбора. Очищение же и освящение подается как дар Духа Святого от Бога в ответ на благое «хотение и верование»19 всякого человека.
Освящению или, наоборот, осквернению подвергается и телесная природа человека, и бессловесные материальные вещи и стихии, но все это происходит как результат мотивированного действия разума и воли человека. «Как приносимое в жертву, простое по природе, оскверняется через призывание идолов, так напротив, простая вода, получив силу от призывания Святого Духа и Христа и Отца, делается святой»20. Человек же, отличающийся от всего прочего материального мира своей двусоставностью (душа и тело), принимает либо сугубое очищение, либо сугубое осквернение: бестелесное для бестелесной души, а телесное для тела21.
Важно заметить, что душа человеческая, хотя и признается Святителем наиболее близкой к миру духовному, но, тем не менее, есть основания считать, что она, как и у многих церковных писателей древней Церкви, признавалась свт. Кириллом не абсолютно бестелесной, а принадлежащей к миру материальному. В качестве доказательства этой мысли можно указать на несколько мест из творений Святителя. Во-первых, свт. Кирилл прямо указывает, что «небо есть жилище ангелов, но небеса из воды»22, что может служить косвенным доказательством «тонкой» материальности ангельских сил в учении свт. Кирилла. Отсюда следует аналогичный вывод и о сродной ангельской природе душе человека.
Во-вторых, все ангелы, как и души человеческие по учению Святого, суть творение Господа23, все они «духовны», но не могут быть даже поставлены в сравнение по качествам своей природы с абсолютным Духом Божиим24. Святой Дух есть Освятитель несовершенной природы «всех разумных существ, от Бога чрез Христа сотворенных, т. е. ангелов и человеков»25.
Наконец, характер описания в творениях Святителя действия души человека и ее отношения к телу также свидетельствует в пользу высказанного положения. Так, например, душа «обитает в теле»26, «разлучается от тела»27, а тело, в свою очередь, есть «как бы одежда и покров души»28.
Таким образом, даже само по себе учение о душе человека и ее освящении в зависимости от произволения тоже относится к избранной нами теме исследования, не говоря уже о зависящем от души человеческом теле. Среди всего творения только человек есть образ Божий, сотворенный в отличие от всей твари, «руками Божиими»29. Это выражение Святителя надо понимать как образное указание на особую близость человека к Богу. При этом главным достоянием человека является, по мысли Святителя, его душа, которая имеет дар «самовластия»30. Именно этот дар отличает человека от всего творения и есть основание, как для награды, так и для наказания, в зависимости от его употребления. Добродетель, так сказать, природная, не приобретенная нравственным подвигом не заслуживает, по мысли Святителя, особого удивления. «Кротка овца, но она никогда за кротость свою не увенчается, потому что кротость ее происходит не от свободы, но от природы (ἐκ φύσεως)»31.
Неоднократно в своих поучениях свт. Кирилл выступает против еретиков, «порицающих тело», указывая, что такое порицание переносит вину за грех на Самого Творца32. Грех коренится не в теле, но «душа грешит посредством тела» или же, наоборот, святость души делает тело человека храмом Духа Святого33. В самом же составе человеческого тела «нет ничего скверного»34.
Третий тезис, на который необходимо обратить внимание в учении Святителя о материи, это рассуждение о непознаваемости предметов видимого мира. Архим. Киприан Керн отмечал, что свт. Кирилл стоял в своем учении о Боге «на линии апофатического богословия»35, хотя при этом и не отказывался от осторожных, посильных рассуждений о существе Божием. Мерой катафатического учения о Боге в Самом Себе для свт. Кирилла всегда была духовная польза слушающих, защита их сознания от ложных понятий о Творце, сообщение им здравых понятий. Такого же рода баланс с выраженным акцентом на апофатизм мы находим и в учении Святителя о материи. Свт. Кирилл очень часто в подтверждение непознаваемости вещей божественных указывает на непостижимость земных. «Если и последние из тварей непостижимы, то как может быть постигнут Сотворивший все?»36.
Так, например, Святитель рассуждает о том, что если зрение человека не позволяет видеть даже высоко взлетевшего орла, то, что же тогда можно заключить о способности человека видеть и познавать Бога? В ограниченности возможностей чувств телесных и познавательных способностей человека святой иерарх видит промыслительное напоминание человеческому роду об ограниченности его способностей познания мира духовного37. Святитель указывает на удивительное и непонятное для человека «устроение солнца и луны», на «правильное» и целесообразное «расположение звезд»38, на незнание человеком «даже имен всех зверей»39, на неспособность даже ученых людей в полноте исследовать «естество птиц воздушных»40, на сложнейшее устроение человеческого глаза, которое «едва изъясняют большие книги врачей»41.
Благоустройство времен42 и всего мира, премудрое и непонятное устроение «собственного естества» человеческого назначено Творцом, по мысли свт. Кирилла, для познания человеком божественной мудрости, всемогущества и благости. Из рассматривания различных творений мы должны «заключать о силе Творца»43 и учиться не столько любопытствовать, сколько прославлять Господа как премудрого Художника44.
В качестве еще одного важного момента в учении свт. Кирилла о материи необходимо отметить его многочисленные рассуждения о динамичности предметов материального мира, изменчивости свойств различных стихий и природных объектов, способности превращения веществ как под действием сил природных, так и в результате действия силы Божией. Святитель приводит эти мысли в основном в контексте рассуждения о всемогуществе Божием открывающемся в природе тварного мира, а также при описании церковных таинств. И хотя текучесть и изменчивость тел была одной из общих тем античной философии, свт. Кирилл не делает прямых ссылок ни на одного из языческих философов. Постановка проблемы в наследии Святителя выглядит принципиально иным образом.
Неизменяемость, по определению Святителя, это одно из характерных свойств Божиих45. В человеке, как образе Божием, неизменным в наибольшей степени «пребывает» ум46, в то время как телесный состав человека находится в постоянном изменении, хотя «никто не примечает непрерывного сего изменения»47. Доступный чувствам материальный мир также постоянно меняется, но, в тоже время, в нем в определенной мере также присутствует и качество неизменности. Последнее служит основой постоянства и устойчивости, которые не позволяют материальному миру прийти в состояние хаоса. Сочетание и взаимодействие постоянного существа стихий и изменяемости их свойств служит разнообразию, гармонии и жизнедеятельности живой и неживой природы. Так, например, «не изменяющийся сам в себе дождь», сохраняя свои существенные признаки («он единовиден» – μονοειδής48), производит своеобразное действие в разных растениях и цветах49.
В качестве одного из аргументов премудрости и всемогущества Создателя мира Святитель приводит также рассуждение о многообразных изменениях в воздухе, облаках и воде50. Он указывает, что, превращаясь в лед, вода сохраняет свою сущность (ὑπόστασις), но приобретает свойства (действия – ἐνέργεια) камня51. Однако, тут же свт. Кирилл иным образом описывает это преображение, говоря, что сама вода, переходя в состояние льда, «превращается в каменную ипостась»52.
Подробнее о терминологии, используемой Святителем для описания материи, мы скажем несколько позже, а пока отметим только, что свт. Кирилл не ставил своей задачей написание научного трактата и потому терминологический аппарат, использованный им для описания материи, нельзя назвать совершенным и предельно отточенным.
Так же как в рассуждениях об изменениях водного естества, Святитель отмечает, что одно вещество (ὑπόστασις) дерева действием одного Художника частично «обращается в кору, а частью в различные плоды» (в разных деревьях, обладающих сродным естеством, – разные плоды)53. Святой также обращает внимание на то, как силой вложенной Господом в человеческое естество, в утробе матери «из слабых, безобразных и одновидных веществ» (μονοειδῶν πραγμάτων)54 образуется живой человек со сложным и гармоничным составом разных органов. Наконец, свт. Кирилл рассуждает об изменении пищи, принятой телом человека частично в кровь, частично в самое тело55 для поддержания его биологической жизни56.
Одновременно с рассуждениями о природных метаморфозах Святитель постоянно ссылается на библейские чудеса, подчеркивая, что Бог есть «Творец естества» и противопоставляя закону природы неподчиняющуюся закону силу Божию57. Чудеса «естественные» и «сверхъестественные» используются Святителем чаще всего для подтверждения возможности осуществления церковной веры в чудесное, безмужное рождение Спасителя от Девы Марии, воскресение мертвых, а также для уверения в действительности таинства Евхаристии, действительности изменения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
Евхаристия, как главное таинство Церкви, занимает особое внимание святителя Кирилла. Объясняя в своих поучениях народу непостижимое для человеческого ума изменение хлеба и вина, Святитель многократно подчеркивает различие между восприятием вещества Святых Тайн телесными органами чувств и живой верой человеческой души. Так, например, в четвертом тайноводственном поучении свт. Кирилл назидает: «не по вкусу рассуждай (суди) о вещи (κρίνῃς τὸ πράγμα), но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился Тела и Крови Христовых»58.
Изменение сущности веществ, предложенных в таинстве, передается Святителем через глагол μεταβάλλω59, которым передается как чудесное изменение воды в вино в Кане Галилейской, так и чудо Евхаристии, когда Дух Святой «вино в кровь претворяет»60. Святитель по свойственной ему склонности к библеизму и в учении о Евхаристии прибегает в основном к библейским и евангельским глаголам «быть» и «становиться». Оба глагола – как εἶναι, так и γίγνομαι – свидетельствует о реальной, бытийной перемене в предложенных на святой трапезе Дарах. Инфинитив от глагола εἰμί (быть, существовать) напоминает нам о прологе в Евангелии от Иоанна («В начале было Слово…»61), а также о свидетельстве Спасителя о Самом Себе: «Εγώ εἰμὶ»62.
Реальность изменения природы Даров видна в указании Святителя на то, что хлеб и вино после освящения – лишь «виды» или «образы», под которыми63 подаются верным Тело и Кровь Спасителя. При этом свт. Кирилл ясно учит, что «видимый хлеб не есть хлеб», а «видимое вино не есть вино»64, но «по совершении призывания хлеб соделывается (γίνεται) Телом Христовым, а вино Кровию Христовою»65. Через «тайны Нового Завета»66 христиане становятся «Христоносцами»67, освящаясь в максимально возможной для человека степени. Вкусив Тело и Кровь Христа, христианин становится (Святитель обращается к слушающему во втором лице) сотелесным и сокровным Христу (σύσσωμος καὶ σύναιμος)68.
Таким образом, Евхаристия становится главным таинством, подающим совершенное освящение69 душе и телу христианина, а через христиан освящает и весь остальной мир. Иерусалимский предстоятель, поясняя величие главного христианского таинства, ссылается на текст из второго соборного послания апостола Петра, где указывается высшая степень освящения христианина через причастие «Божественного естества»70.
Нематериальное и нетленное, пресвятое естество Божие как источник освящения всего мира делается доступным для причастия тленным, материальным, ограниченным земным естеством посредством служения «Первосвященника»71 Господа Иисуса Христа, имеющего «два естества» – Божественное и человеческое72. В домостроительстве спасения рода человеческого через все таинства Церкви, но главным образом через причастие Тела и Крови Христовых мы становимся «участниками … в воплощенном Его явлении», а вместе с этим и участниками «в Божественной Его благодати»73.
Это последний и важнейший аспект учения Святителя об освящении мира и человека, на который уже, безусловно, обращали внимание предыдущие исследователи. Однако некоторые православные авторы на наш взгляд недооценивают степень реализма в учении свт. Кирилла о Евхаристии74, в то время как даже инославные англиканские исследователи признают Святителя чуть ли не основателем «терминологии превращения»75 элементов Таинства.
В заключение нашего обзора, представим анализ терминологии свт. Кирилла, использованной им для описания веществ, стихий и предметов материального мира. При описании последних, в оригинальных текстах Святителя, мы встречаем чаще всего (около 70 раз) термин φύσις, который везде имеет весьма общее значение «естества» или «существа». Этот термин используется им, правда, и для обозначения Божественного, нематериального естества, но, что касается материального мира, то термин употребляется очень часто и многообразно: для описания разумной природы ангелов и человека, естества животных, птиц и пресмыкающихся. Он также может обозначать существо растений, неживую природу воды и других стихий или весь сотворенный мир в совокупности. Употребление термина Святителем ничем не отличается от его использования церковными писателями в доникейскую эпоху и совпадает с так называемым «межшкольным», общефилософским употреблением термина, установившимся в период эклектического философствования, начиная с I века до н. э76.
Говоря о человеческом теле свт. Кирилл многократно использует библейский термин «плоть» (σάρξ, около 10-ти раз) и очень часто «тело» (σῶμα, около 200 раз). Σῶμα, однако, может обозначать у Святителя также «тело» материального объекта, то есть сконцентрированное вещество, как например, огня или железа77.
Термин ὕλη с базовыми значениями «вещество», «материя», «материал» употребляется Святителем только дважды: для обозначения различных веществ, входящих в состав неочищенного золота78, или веществ-материалов, обоготворяемых язычниками наряду с золотом79.
Свт. Кирилл использует учение древнегреческих философов о четырех видимых стихиях мира (στοιχίων τῶν φαινομένων)80, но исповедует их послушными Господу Богу и упоминает их очень редко.
Многократно употребляет Святитель греческое τὸ πράγμα для обозначения какого либо события, дела (происшествия), и только несколько раз использует это слово для описания веществ. Так, например, в 18-м огласительном поучении Святитель несколько раз отмечает, что Бог «из веществ необразованных сотворил нас» и «рождаемся мы из слабых, безобразных и одновидных веществ» (μονοειδῶν πραγμάτων)81. А чуть позже в этом же поучении, объясняя понятие соборной Церкви, архипастырь поясняет, что она «преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых (περὶ τε ὁράτων καὶ ἀoράτων πραγμάτων), небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере»82.
Термин ὁ ὑπόστασις многократно используется Святителем для описания существа Божия и существа каждого из Лиц Святой Троицы83. Так например, в 17-м поучении свт. Кирилл говорит о невозможности познать и рассказать о Духе Святом «что такое Он в Существе своем» (ἀυτὸ τί ποτέ ἐστι τὴν ὑπόστασιν)84. Только однажды термин употреблен в смысле «лицо»: «Христос родившийся есть Слово не произнесенное, но Слово, постоянно пребывающее и живущее, не устами изреченное, но вечно, неизреченным образом, как Лицо, рожденное (ἐν ὑπoστάσει γεννηθέντα) от Отца»85.
В значении аналогичном основному значению в описании Божества термин ὑπόστασις применяется Святителем и в отношении сущности тварных, материальных предметов разумной и неразумной природы: ангельского естества86, человеческой души87 и тела88, животных и растений89, отдельных веществ и материалов90. Однако, спектр значений этого термина в применении к материальному миру несколько шире, почему он и переводится по-разному, в зависимости от контекста. При анализе мы находим следующие оттенки смысловой нагрузки термина: существо, естество, вещество, состав, качество (свойство). Например, Святитель, используя термин ὑπόστασις, говорит о «первоначальном составе наших тел»91.
И наконец, дважды Святитель употребляет термин ὁ σύστασις для описания состава, понимаемого в качестве общей характеристики устроения либо человеческого тела92, либо всех тварных вещей в мире93.
Подводя итог нашему исследованию, отметим, что в своем учении о тварном мире свт. Кирилл показывает независимость от построений древнегреческой философии. Кроме самых общих понятий и терминов (представление о четырех стихиях, термин φύσις в общефилософском употреблении), нигде в творениях Святителя мы не встречаем каких либо следов умозрения раннего или позднего эллинизма. Мировоззрение, представленное в трудах свт. Кирилла, следует охарактеризовать через такие термины как библеизм и антропоцентризм. Анализ терминологии Святителя полностью подтверждает данный вывод: лидирующее место по словоупотреблению в космологической лексике Святого принадлежит библейскому термину σῶμα.
Кроме того, можно сделать вывод о следующих важных положениях в учении святителя Кирилла о материальном мире:
– весь материальный мир сотворен Богом (из ничего), и уже в силу этого все творение нуждается в освящении; материальной основой всего мира, согласно библейскому повествованию, Святитель считает стихию воды;
– освящение всего материального мира зависит от освящения душевной и телесной природы человека, которое в свою очередь зависит от его свободного произволения;
– сущность предметов видимого мира апофатически сокровенна, непознаваема;
– материя динамична, изменчивость свойственна различным стихиям, веществам и всем природным объектам; превращения веществ происходят постоянно либо под действием сил природных, либо в результате непосредственного действия силы Божией;
– сочетание и взаимодействие постоянной составляющей стихий и изменяемости их свойств служат разнообразию, гармонии и жизнедеятельности живой и неживой природы, которая, в свою очередь, предназначена для свидетельства о славе, мудрости и могуществе Творца;
– существует качественное различие между восприятием вещества Святых Тайн телесными органами чувств и живой верой человеческой души;
– нематериальное и нетленное, пресвятое естество Божие как источник освящения всего мира делается доступным для причастия тленным, материальным, ограниченным земным естеством, главным образом – через человека, когда христианин принимает причастие Тела и Крови Христа.
Список источников и литературы
1. Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses. // PG 33. 332–1125.
2. Cross F.L. Saint Cyril of Jerusalem’s lectures on the Christian sacraments. London. 1960.
3. Quasten J. Patrology. The Newman Press. Maryland. 1960. Vol. III.
4. Антоний (Сурожский), митр. Человек перед Богом. Москва, 1995.
5. Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности. Москва, 1995.
6. Кириллов А. Догматическое учение о таинстве Евхаристии. Новочеркасск, 1898.
7. Маркович К., диак. Литургическое наследие свт. Кирилла Иерусалимского. СПбДА. СПб., 2000.
8. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Минск, 2001.
9. Ружицкий К., прот. Учение свв. Отцов и церковных писателей о материи. МДА. Машинопись. 1958.
10. Флоровский. Г. В., прот. Восточные отцы IV века. М., 1992 [репр. Париж, 1931].
11. Шичалин Ю. А. Трактат Плотина «Об Уме, Идеях и Сущем» (5. V. 9) в связи с проблемой природы // Философия природы в античности и в средние века / Гайденко П., Петров В., общ. ред. М., 2000.
Кирилл Произношение имени на [20 разных] языках
Что означает Кирилл?
Кирилл — имя гнедого мальчика, основное происхождение . Английское значение Кирилла «» популярно в христианской религии.
Произношение имени Кирилл (аудиофайлы на 20 языках)
Русский Английский Английский (Великобритания) Английский (Канада) Английский (Австралия) Каталанский Датский Голландский Финский Французский Французский (Канада) Немецкий Итальянский Норвежский Польский Португальский Португальский (Бразилия) Испанский Испанский ( Максико) ШведскийКак произносится Кирилл по-русски?
Справочник по произношению русского имени Кирилл. Более того, выучите правильное русское произношение и получите настоящий русский акцент имени Кирилл.
Как произносится Кирилл по-английски?
Если сложно проверить правильность произношения имени Кирилл, нажмите на значок динамика, чтобы произнести имя Кирилл на английском языке. Слушайте звук, чтобы увидеть, как Кирилл говорит на английском языке.
Как произносится Кирилл на английском (Великобритания)?
Английский (Великобритания) является одним из распространенных родных языков в мире. Поэтому мы постарались сделать так, чтобы вы могли сказать Кирилл на английском (Великобритания). Вы также можете проверить фонетическое произношение имени Кирилл и прослушать его. Произнесите и напишите это имя на английском языке (Великобритания).
Как произносится Кирилл на английском (Канада)?
Возможно, вы не знаете, как произносить имена на английском языке (Канада). Это утилита для прослушивания и произнесения имен для вас. Посмотрите, как говорит Кирилл на английском языке (Канада). Кирилл Руководство по правильному произношению.
Как произносится Кирилл на английском (Австралия)?
Австралийский английский (AuE, en-AU) — одна из основных разновидностей английского языка, используемая по всей Австралии. Произнесите звук Кирилла на австралийском английском языке. Правильное произношение имени Кирилл в австралийском английском (AuE, en-AU). Научитесь произносить австралийские имена.
Как произносится Кирилл по-каталонски?
Это единственный официальный язык Андорры и один из официальных языков испанских автономных сообществ Каталонии. Узнайте, как сказать имя Кирилл на каталанском языке с правильным произношением. Как говорят Кирилл в стране Каталония.
Как произносится «Кирилл» по-датски?
Перевести имя Кирилл на северогерманский язык. Как тебя зовут? Назовите мне имя Кирилл на датском со звуком. Как сказать Кирилл по-датски? При этом нажмите кнопку динамика, чтобы увидеть правильное произношение.
Как произносится Кирилл по-голландски?
Голландский язык является западногерманским языком, и если вы хотите произносить имена на голландском языке, то вы попали по адресу.
Научитесь говорить с Кириллом на голландском и английском языках. Имя Кирилл Голландское произношение аудио.
Как произносится Кирилл по-фински?
Многие финские имена кажутся довольно длинными, но этот аудиофайл для имени Кирилл дает представление о том, как их очень легко произносить. Узнайте, как пишется Кирилл, финские имена мальчиков, финские женские имена.
Как произносится Кирилл по-французски?
Кирилл — это христианское имя мальчика. Нажмите на динамик, чтобы узнать, как произносится французская фамилия. Вы можете проверить, как будет Кирилл по-французски. Аудиофайл для прослушивания и произнесения имени Кирилл с правильным произношением на французском языке.
Как произносится Кирилл по-французски (Канада)?
Как произносится Кирилл (французский/Канада)? Вы можете говорить и писать это имя с правильным переводом. Вот так можно произносить имена вроде Кирилл.
Как произносится Кирилл по-немецки?
Аудиопроизношение имени Кирилл.
Аудирование и произношение с правильным акцентом имен на немецком языке. Назовите имя Кирилл на немецком языке.
Как произносится Кирилл по-итальянски?
Этот подробный справочник по произношению имени Кирилл на итальянском языке поможет вам избавиться от акцента и правильно произносить Кирилл в аудиозаписи. Также можно увидеть написанное Кириллом на разных языках.
Как произносится Кирилл по-норвежски?
Узнайте, как произносить норвежские имена, Кирилл — это христианское имя мальчика, и вы можете проверить, как произносится это имя на норвежском языке. Мы считаем, что это подходящее руководство для англоговорящих по шведскому и норвежскому произношению имени Кирилл.
Как произносится Кирилл по-польски?
Бесплатный аудиофайл онлайн для изучения правильного произношения имени Кирилл. Вы также можете увидеть, как произносится это имя на некоторых других родных языках, таких как английский, немецкий, датский, чешский, норвежский, шведский, испанский и французский.
Как произносится Кирилл по-португальски?
У вас может быть Google это; как сказать мое имя на другом родном языке и правильно произнести. Вы можете прослушать это имя Кирилл в аудио произношении и найти свое имя, чтобы научиться произносить его на португальском языке.
Как произносится Кирилл на португальском (Бразилия)?
Бразильский португальский/Бразилия) произношение имени Кирилл. Бразильский португальский чаще всего произносится именно так, как пишется. Так что внимательно слушайте имя Кирилл и обращайтесь к нам в случае возникновения вопросов.
Как произносится Кирилл по-испански?
Вам может быть интересно, как пишется имя Кирилл по-испански. Перевод на испанский, произношение с качественным аудиофайлом. Переведите имя Кирилл на испанский онлайн и загрузите сейчас наш бесплатный аудиофайл, чтобы использовать его в любое время бесплатно.
Как произносится Кирилл по-испански (максико)?
По-английски будет Meshico.
Аудио произношение имени Кирилл на испанском языке в Мексике. Перевод имени на разные языки, такие как португальский, итальянский, норвежский, валлийский, словацкий, немецкий, чешский и многие другие языки.
Как произносится Кирилл по-шведски?
Как произносить шведские имена. Руководство для англоговорящих по шведскому и норвежскому произношению имени Кирилл. Узнайте, как произносить распространенные имена для девочек в Швеции.
Short Url:
Эксклюзивное интервью с исполняющим обязанности генерального секретаря ВСЦ после визита в Москву
Марианна Эйдерстен*
В: Почему вы посетили Москву?
Визит состоялся по запросу центрального комитета ВСЦ и является частью серии визитов, которые уже охватили Ближний Восток, Ливан, Сирию, Палестину, Израиль, Украину, а теперь и Россию, с целью наведения мостов мира и примирение посредством встреч и диалогов и недопущение военных конфликтов, войн и насилия.
В программе также было посещение Московского церковного центра помощи беженцам и беседы с представителями Московской духовной академии.
Мы отправились туда по просьбе ЦК, чтобы попытаться начать диалог о богословии войны. Другие голоса просили о срочном визите в свете опасности ядерного пожара. (См. текст в документе Исполняющий обязанности Генерального секретаря ВСЦ Святейший Патриарх Кирилл на встрече в Москве согласился, что война не может быть священной | Всемирный совет церквей (oikoumene.org)
Вопрос: Какой была первая реакция Патриарха Кирилла?
Мы встречались несколько часов, и у нас было время для подробного обсуждения. У меня также была личная аудиенция у Патриарха. Я доложил об итогах 11-й Ассамблеи ВСЦ в августе-сентябре, заявлении о войне на Украине и последнем заседании ЦК ВСЦ в июне. Ничего не избегали и не скрывали; мы были ясны в том, что мы сказали в наших заявлениях, и мы были смелыми в нашей презентации. В составе российской делегации присутствовали члены ЦК ВСЦ, участвовавшие в разработке заявления в июне, и присутствовавшие на 11-й Ассамблее ВСЦ члены редакционной комиссии, разработавшей заявление о войне на Украине. Все, что обсуждалось на встрече, не вошло в отчет в силу обстоятельств с местным законодательством и острой необходимости продолжения диалога. Мы понимаем, как быть чуткими к ситуации, в которой живут церкви, и, говоря всю правду, следим за тем, чтобы не навредить еще больше.
Патриарх Кирилл сказал, что войну ведут не церкви, а политики. А роль церквей – быть миротворцами, как мы отмечали в отчете.
Я пошел дальше, задав два вопроса, которых нет в наших заявлениях, но которые озвучены некоторыми из наших церквей: 1) Какова его богословская позиция в отношении войны в Украине, поскольку есть мнение, что он поддерживает ее как «священную войну? ” 2) Как он объясняет использование термина «метафизическая война» по отношению к войне на Украине?
Мы получили его ответ, как указано в отчете.
В заключение: мы сделали свою работу; мы посетили и поговорили с Патриархом Кириллом; мы инициировали диалог и увидели желание с российской стороны продолжать диалог. На мой взгляд, мы выполнили поручение, данное ЦК.
В: Почему в делегации ВСЦ были только мужчины?
Мы поехали туда с небольшой делегацией, так как это не было обычным посещением церкви и идет война. У нас разные подходы к экуменическому и дипломатическому протоколу, и на этот раз это была встреча Патриарха Кирилла с исполняющим обязанности Генерального секретаря, о чем вы можете прочитать в пресс-релизе от 17 октября. Визит исполняющего обязанности Генерального секретаря ВСЦ в Москву | Всемирный совет церквей (oikoumene.org)
Ко мне присоединился преподобный д-р Бенджамин Саймон, руководитель программы ВСЦ по церковным связям, и его сопровождал отец Михаил Гундяев, представитель Русской Православной Церкви в ВСЦ. Они присутствовали благодаря своим функциям, а не полу. Я всегда старался обеспечить сбалансированное руководство делегациями, но из-за особых обстоятельств, связанных с войной, на этот раз основное внимание было уделено функциям, и я старался, чтобы группа была небольшой, чтобы наладить диалог в соответствии с требованиями центрального комитета. Я знал, что некоторые реакции будут. В группе высшего руководства ВСЦ три женщины и трое мужчин.
Наш заместитель генерального секретаря профессор д-р Изабель Апаво Фири возглавила совместную делегацию с Альянсом ACT в Россию в конце мая. Делегация ВСЦ-ACT посетила Россию, увидела реакцию церкви на беженцев из Украины | Всемирный совет церквей (oikoumene.org)
Русская православная церковь определила пол и состав своей делегации.
На встрече, которая состоялась в Патриаршей резиденции Данилова монастыря, также присутствовали митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС; отец Михаил Гундяев, представитель Московского Патриархата при ВСЦ и международных организациях в Женеве; Секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов).
В: Что будет после визита?
Мы продолжим следить и молиться о ситуации и продолжать диалог. Мы работаем через четыре фокуса: церковные отношения, миростроительство, заявления и общение.
Сотрудник, ответственный за церковные отношения, продолжит следить за церковным диалогом и подготовит визиты в связи с просьбой о Церкви в Украине стать членом ВСЦ. Преподобному доктору Бенджамину Саймону, как профессору в Босси, также было поручено обеспечить продолжение набора российских студентов для обучения в Босси.
В: Что вы скажете тем, кто скажет, что вы недостаточно решительно выступали против войны?
Некоторые люди говорят, что другие мировые религиозные лидеры публично высказывались о войне более критически, чем вы.
С момента начала российского вторжения в Украину ВСЦ начал делать заявления в феврале 2022 года, затем Центральный комитет ВСЦ в июне и 11-я Ассамблея ВСЦ в сентябре. Мы разъяснили позицию ВСЦ относительно гуманитарной трагедии, развернувшейся из-за этой войны, назвав ее однозначно вторжением и агрессией. В этом не было ничего нового или скрытого: лично я писал об этом патриарху Кириллу и президенту России Путину. Наша переписка задокументирована по следующим ссылкам:
Прочитать письмо Патриарху Московскому Кириллу полностью (2 марта 2022 г.)
ВСЦ призывает Президента Путина прекратить войну и восстановить мир в Украине (пресс-релиз ВСЦ от 25 февраля 2022 г.)
0 позиция ясна, и это не обошло стороной, а прямо заявило при встрече с Патриархом Кириллом. Кроме того, на встрече с патриархом присутствовали российские члены ЦК ВСЦ и присутствовавшие на 11-й Ассамблее ВСЦ. Не было никакой причины скрывать или разбавлять слова или понятия, когда они использовались в наших заявлениях и в нашей более ранней переписке с патриархом. Я могу понять использование герменевтики подозрения некоторыми критическими голосами, но здесь это не так. Мы пошли туда, чтобы вести открытый и правдивый диалог, что, собственно, и произошло.
Я надеюсь и молюсь, чтобы общение церквей продолжалось и работало во имя справедливого мира и прекращения войны в Украине и окончания войн в других странах мира. Я также молюсь о том, чтобы ВСЦ оставался тем открытым столом, который собирает христиан вместе и дает мужество и терпение слушать друг друга, даже если мы не согласны. Давайте по-прежнему полны решимости и стремления вместе наводить мосты справедливости, мира, примирения и единства.
*Марианна Эйдерстен, директор по связям с общественностью WCC, Женева, Швейцария
Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с исполняющим обязанности Генерального секретаря ВСЦ в Москве, пришедшая к согласию о том, что война не может быть священной, 19 октября 2022 года
Коммюнике ВСЦ: Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с исполняющим обязанности Генерального секретаря ВСЦ
Заявление 11-й Ассамблеи ВСЦ: Война в Украине, мир и справедливость в Европейском регионе
Заявление ЦК ВСЦ о войне в Украине (18 июня 2022 г.