Карл юнг психология бессознательного: Аналитическая психология К. Юнга. Личное и коллективное бессознательное. Представление об архетипах

Карл юнг психология бессознательного: Аналитическая психология К. Юнга. Личное и коллективное бессознательное. Представление об архетипах

Содержание

Аналитическая психология К.Юнга

К. Юнг (1875—1961) после окончания медицинского факультета Базельского университета работал как психиатр в психиатрической клинике Цюрихского университета Burgholz (1900-1909) под руководством Э.Блейлера. В этот период в зимнем семестре 1902— 1903 гг. работает в Париже под руководством П.Жане. Здесь экспериментировал со словесными ассоциациями с целью выявления бессознательных комплексов, ядро которых составляют эмоционально окрашенные содержания.

Заинтересовался «Толкованием сновидений» Фрейда, начал применять принципы психоанализа в своей практике, но использовал при этом свой метод контролируемых ассоциаций. Этот метод — одна из модификаций ассоциативного эксперимента.

С 1906 г. начал сотрудничать с Фрейдом. Начавшиеся разногласия с Фрейдом касались фрейдовских положений о сексуальной природе либидо. С 1909 г. покидает клинику Блейлера и занимается частной практикой. В 1912 г. в книге «Психология бессознательного» Юнг выступил с критикой Фрейда.

По Юнгу, либидо — это психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, сексуальность есть только одна из таких форм. В 1914 г. после негативной реакции Фрейда на отступления Юнга от психоаналитической трактовки этого и других понятий (Эдипов комплекс) Юнг разрывает связи с психоанализом, признавая тем не менее работы Фрейда лучшими, хотя и верными лишь наполовину («Теория психоанализа»). Юнг совершил путешествия в Алжир, Тунис и большую часть Сахары, где с большим интересом изучал неевропейскую культуру. Впоследствии он познакомился также с людьми других примитивных культур — американскими индейцами. Анализ этих культур, материалов фольклора, мифов, религий народов мира Юнг использовал в построении психологической концепции бессознательного.

Собственную психологическую концепцию Юнг назвал аналитической психологией . Ее центральное содержание составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности.

Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение о двух системах бессознательного — личном и коллективном бессознательном .

Личное бессознательное — это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей :

-коллективного бессознательного, его содержание архетипы — первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов.

-индивидуального бессознательного, его содержание составляют комплексы.

-сознание.

Главную роль Юнг отводил коллективному бессознательному.

Коллективное бессознательное — это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Коллективное бессознательное — это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных.

Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип — обусловливает конкретное формирование сознательных психических содержаний. Архетипы — это некоторые прообразы. Они существуют в форме образов и символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Основанием для введения коллективного бессознательного явился психопатологический опыт, когда Юнг отмечал некоторое общее содержание в фантазиях многих больных и одинаковую последовательность в смене их. Эти образы и фантазии рассматривались как аналогичные образам в мифах разных народов и интерпретировались как выражение работы некоторой бессознательной человеческой (и частично животной) психики по запечатлению бесконечно повторяющегося опыта.

В такой фантастической форме Юнг выражал идею развития в психологии. Он описал несколько фигур архетипической природы, которые называл: Персона (или Маска), Тень, Анима (Анимус), Мудрый Старец, Самость. Эти фигуры трактовались как символы определенных сторон (тенденций) бессознательной психики.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал:

-Эго — центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”. Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается” с ним. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

-Персона — центр личного сознательного — визитная карточка “Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная роль, которую мы играем в обществе. Играет две основные функции: — может подчеркивать нашу индивидуальность, неповторимость; — служит формой защиты (принцип — “быть таким, как все”).

-Тень — центр личного бессознательного (желания, переживания, тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции тени: Храбрый в бессознательном робок, добрый — зол, злой — добр.

-Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) — бессознательная часть личности — это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, т. к. является источником проекций, новых образов в душе человека. Это архетипы коллективного бессознательного, они преломляются в индивидуально — бессознательные архетипы.

-Самость — бессознательный архетип, главная задача которого в поддержании согласованности всех звеньев и структур личности (стержень всей личности).

Фигуры коллективного бессознательного выступают и как уровни личности, в которой весь прошлый опыт человечества составляет наследственную данность и проявляется в последовательности обнаружения архетипов в ходе индивидуального развития личности.

Процесс становления личности называется Юнгом индивидуацией. Ее цель — становление Самостью и психологически означает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Этот процесс осуществляется естественно, но о том, как он протекает, можно узнать с помощью психотерапевта в ходе аналитической процедуры. Юнг трактует развитие как процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытие уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение «внутреннего ядра» личности, его Самости.

В труде «Психологические типы» (1921) Юнг различает две базисные установки — экстравертированную, направленную на внешний мир, и интровертированную, направленную на внутренний мир, и четыре функции психики — мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование, той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией дает 8 типов индивидуальности.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.

Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах.

Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого.

Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать, “зацикленным на себе”. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером.

Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей – т.е. чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной.

Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. Чувство – функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Мышление и чувство – функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения “истина – ложь”, а чувство – “приемлемо – неприемлемо”.

Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить.

Ощущение – функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности. Интуиция определяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными – внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок.

В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом. Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление – чувство, ощущение – интуиция. Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные.

Ее называют ведущей. Функция же, которая развита меньше остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной. Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой парой противоположностей. Эта функция вспомогательная. В соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.

Мыслительный тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их; его мышление носит автократический характер, интеллектуальные формулы сковывают целостное проявление жизни. Чувство оказывается подчиненной функцией. Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в жертву.

Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа. Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других. Мышление оказывается функцией подчиненной, как таковое обслуживая интересы чувственных взаимоотношений.

Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к “здесь и сейчас”. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности “жить” в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Ощущающий тип фактически подавляет интуитивные проявления как нереалистические фантазии и таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности.

Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Если попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами и тупицами. Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.

Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно. Возможные типы впечатляюще описаны в одноимённом томе из собрания сочинений К.Г. Юнга – “Психологические типы”, а также в книге Р. Робертсона “Введение в психологию Юнга” (Ростов-на-Дону, 1999).

В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности это недостижимо, хотя и остается желанной целью, определяя таким образом одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем чтобы достичь психической целостности.

Аналитическая психология — Юнга К Г: основоположником является, ключевое понятие

Психоаналитическая психология — популярное направление в западной традиции психологии. Оно основывается на анализе беспокоящих образов, появляющихся во снах. Как и в психоанализе, изучение образов помогает понять скрытую проблему человека. Основоположник аналитической психологии — К. Юнг, швейцарский психоаналитик.

Сущность аналитической психологии: место в системе наук

Аналитическая психология — психодинамическое направление, созданное Юнгом на основе психоанализа Фрейда. Его суть состоит в сборе и анализе глубинной мотивации личности, основанной на содержании бессознательной сферы личности. Учение Юнга базируется на представлении о коллективном бессознательном — собрании культурных, религиозных и исторических образов.

Проблема психоанализа, на которую указывают критики этого подхода — субъективность. Интерпретация материалов анализа зависит от личности психоаналитика, и не имеет четких критериев, в отличие от других методов психотерапии.

Становление аналитического Юнга подхода: пересмотр классических идей

Карл Густав Юнг родился в религиозной семье, и это оказало существенное влияние на его становление как психоаналитика и формирование собственного подхода к психоанализу. Исследуя коллективное бессознательное, Юнг ввел понятие «архетип» — врожденный прототип идеи, который можно использовать в процесс психоанализа. Впервые он использовал этот термин в своей работе «Инстинкт и бессознательное», опубликованной в 1919 г. Основу для выбора архетипов он искал в религиозной литературе, позднее добавил историческую и художественную.

Рассматривая структуру личности, Юнг добавил в нее архетипы. На основании связей вокруг архетипа формируется комплекс — группа воспоминаний, вызывающих внутриличностный конфликт. Юнг представлял архетипы как психологический аналог органов тела, которые развиваются и взаимодействуют.

Классическая школа: принципы, основные особенности аналитической психологии

По мнению Юнга, главный процесс, руководящий личностью — стремление к индивидуализации. Он заключается в самореализации, отбору необходимого психологического материала и удалению лишнего. Самореализация состоит из двух ключевых этапов. Первый происходит в период подросткового возраста, когда человек отделяется от общих постулатов, чтобы найти индивидуальность. Он переполнен негативом к окружающим, в первую очередь — к собственным родителям.

Пройдя процесс развития личности, индивид стремится от личных ценностей к общественным:

  • cтремление делиться;
  • духовность;
  • любовь к труду;
  • ориентированность на чувства;
  • внимание к окружающим.

Для зрелой личности характерна приверженность идее созидания. В представлении Юнга, главный принцип развития — слияние с коллективным бессознательным. Если человек останавливается в развитии, он переживает невротические симптомы: депрессию, фетишизм, различные фобии.

Основные компоненты структуры психики в аналитической психологии

Структура психики включает бессознательный компонент и сознание. Бессознательное не имеет четких границ, его происхождение неизвестно. Бессознательное выражено сознанием — инструментом, с помощью которого личность ориентируется в мире.

Внутри сознания находится эктопсихическая система — комплекс чувств, связывающих человека с внешними явлениями. Под влиянием комплекса органов чувств формируется психологический тип. Вторая составляющая сознания — эндопсихическая система. К ней относятся внутренние элементы, регулирующие эмоции, память, и взаимодействие с бессознательной частью психики.

Основные положения, предложенные аналитической психологией

Основными понятиями, используемыми в аналитической психологии, являются:

  1. Архетип — сформированная обществом модель поведения, воспринимаемая человеком на различных уровнях психики. Архетип — проявление либидо.
  2. Либидо — психическая энергия, используемая для достижения различных целей. В отличие от понимания либидо Фрейда, Юнг рассматривает либидо как универсальную, а не только сексуальную окраску.
  3. Интроверсия и экстраверсия. Классическое понимание интроверсии — направленность во внутренний мир, экстраверсии — ориентация на внешний мир. Склонность к определенной направленности врожденная, человек не может изменить ее.
  4. Невроз — проявление дисгармонии между индивидуальным и значением архетипов. Невроз означает, что связь сознательного с бессознательным повреждена, цель психотерапии — восстановить ее.

Задача аналитической психологии — обеспечить человеку условия для психологического созревания (индивидуализации) и таким образом сделать его неотъемлемой частью процесса роста общественного сознания.

Классические понятия аналитической психологии: теория бессознательного

Для аналитической теории бессознательное — ключевая составляющая человеческой личности, объединенная с сознанием. Все подавляемые эмоции и чувства, отвергаемые сознанием, уходят в бессознательное. Но поскольку они продолжают существовать, в сознание прорываются образы мыслей и чувств в виде сновидений.

Через личное бессознательное человек связан с коллективным бессознательным. В нем содержатся архетипы, являющиеся общими для всех людей. В процессе обработки сознанием поступающей информации, человек часто сталкивается с образами, которые не вызывают у него никаких ассоциаций. В его жизненном опыте нет соответствующего опыта. Содержание коллективного бессознательного включает ответы на глубинные вопросы о жизни, любви, счастье и других.

Чтобы правильно трактовать теорию о бессознательном, нужно учитывать смысл архетипов. Они одинаковы для людей, независимо от культуры и национальности, так же, как одинаковы их физиологические процессы. Архетипы нельзя изучать традиционными методами, их понимание во многом зависит от фантазии психотерапевта.

Аналитическая психология Юнга: отличия от психоанализа

Юнг, являясь представителем классической школы психоанализа, рассматривал подсознательное иначе, чем Фрейд. По его мнению, личность — совокупность установок сознания, врожденных и реализованных архетипов. Фрейд полагал, что в бессознательном скапливаются игнорируемые низменные проявления личности. Юнг считал, что человек может накапливать как низменное, так и высокое. Наполнение бессознательного зависит от личности.

Движущей силой развития личности Юнг называл индивидуализацию — достижение целостности, слияния структуры основных частей психики.

Юнгианская структура личности: ведущий компонент

Юнг выделил 3 составляющих структуры личности:

  1. Эго — Я человека, собственная личность.
  2. Личное бессознательное — внутренние установки, выбранные человеком.
  3. Коллективное бессознательное — внутренне влияние, обусловленное воздействием наследственного багажа, передаваемого генетически.

Бессознательную часть личности Юнг считал ключевым компонентом. Она неконтролируемо влияет на человека в течение жизни, направляя и подавая сигналы, сформированные поколениями предков.

Основные архетипы юнгианской аналитической психологии

Среди основных архетипов, к которым прибегают все люди, относятся:

  1. Самость — объединяющий компонент, который является центральной структурой сознательного и бессознательного.
  2. Тень — комплекс, в котором скапливаются вытесненные части личности. Они могут быть деструктивными и созидательными. Человек вытесняет те части, которые выходят за рамки его представления о себе. Тень часто появляется в сновидениях в виде темной человеческой фигуры.
  3. Анима и Анимус — представление об идеальном женском и мужском начале. Сущность архетипа зависит от пола пациента.

Помимо основных, общечеловеческих архетипов, человек также связан с семейными архетипами — сценариями, передающимися от родителей.

Методы, используемые Юнгом для исследования бессознательного

Среди основных понятий психологии Юнга следует обозначить методы, с помощью которых можно исследовать бессознательное:

  1. Ассоциативный тест. Для проведения теста психоаналитик подготавливает список, включающий не менее 100 слов. Список медленно зачитывается испытуемому, на каждое слово-стимул он должен выдать слово-ассоциацию. Психоаналитик отмечает слова, на которые испытуемый реагировал иначе: волновался, злился, задерживался с ответом. Список зачитывается дважды, после чего выделенные слова группируются и анализируется на предмет закономерностей.
  2. Анализ сновидений. Для анализа содержания снов пациент должен вести дневник, в которые ежедневно следует записывать сюжет сна. Сопоставление сюжетов снов позволяет выявить, в какой области индивид вступил в конфликт с бессознательным. Часто причиной конфликта становится личный комплекс.
  3. Амплификация. Метод заключается в подборе подходящих параллелей — похожих моделей поведения в искусстве, литературе, истории, религии. Из подходящего контекста берется основа, по которой анализируется содержание сновидений.

Применение методов Юнга требует творческого подхода, умения работать с разнообразной информацией.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о классификации личностей человека по К. Г. Юнгу

Аналитическая психология Юнга (кратко)

Аналитическая психология Карла Юнга – одна из областей психологии, которая базируется на введенных К. Юнгом понятиях коллективного бессознательного, архетипа, процесса индивидуации и др.

Карл Густав Юнг – один из основоположников психоанализа, расширивший понимание механизмов психики благодаря введению термина «коллективное бессознательное», изучавший мифы, легенды и символы. Изначально он практиковал и развивал психоанализ, но со временем все больше отходил от канона. З. Фрейд критиковал К. Юнга за излишний мистицизм и увлеченность бездоказательными утверждениями, а последний все больше убеждался в своей правоте и создал собственный подход.

Отличие направления юнгианского анализа от фрейдизма отражает уже понятие «либидо», которое у Юнга наделено более обширной ролью. Оно, по мысли Юнга, не является только сексуальной энергией, это психическая энергия, которая выражается в духовном, интеллектуальном и творческом развитии. К тому же Юнг отошел от представления, в котором бессознательное содержало лишь личный опыт человека, разделив бессознательное на личное и коллективное.

Таким образом, структура психики, по мысли Юнга, представляет собой:

  • Эго, включающее все то, что человек вполне осознает. Эго ответственно за чувство преемственности, непрерывности опыта жизни.
  • Индивидуальное бессознательное, которое аналогично фрейдовскому бессознательному. Забытые и подавленные эмоции, мысли, воспоминания.
  • Коллективное бессознательное – наиболее противоречивая и оригинальная часть учения Юнга. В нем заключен опыт наших предков.

Психоаналитическая концепция Юнга признает психику саморегулирующейся, помогающей человеку полноценно жить системой. У депрессии и тревоги, к примеру, он признает полезные качества: эти состояния привлекают внимание человека к дисбалансу в психике.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В психологии, разработанной Юнгом, главным остается по сей день взгляд внутрь, ибо пока мы смотрим по сторонам, мы спим. Достигается настоящая полноценная жизнь все большим осознанием бессознательных процессов, что правят нами. Что же скрывается в бессознательном, на что нам следует обратить взгляд?

Мир снов, духов, символов и история

Юнг находил повторяющиеся образы в сказках, легендах, мифах, историях древних народов и в снах, фантазиях людей, живущих спустя тысячи лет, наверняка не знающих ни символов алхимиков, ни религиозных текстов раннего христианства, ни апокрифов гностиков.

На этом основании у Юнга родилось предположение-концепция, что есть некие первичные, исконные образы, которые и вызывают повторение повсеместно и без какого-либо научения. Эти исходные образы, находящиеся где-то в психике каждого индивида, одинаковы и действуют на всем протяжении сознательной жизни человечества.

Система образов, которые были названы Юнгом архетипами, запечатлена в самом нашем организме, в способе восприятия действительности. Воображение, мышление подчинено исходным, древним образам, проходит через их призму.

Рекомендуем: Клиническая психология

Основатель аналитической психологии проводил параллель с инстинктами, мотивами. Мотивационная сила, содержащаяся в каждом человеке и животном, существует до осознания и ей никто никогда не обучал. Как мы знаем, она зависит от устройства нашего тела, нейрогуморального механизма. Предположение Юнга состояло в том, что архетипы являются моделями реализации побудительных мотивов, скрытые в той части бессознательного, которое содержит опыт всего человечества.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Архетипы – это, по мнению Юнга, особые клубки энергии, они подобны привычкам, но присущи всему роду человеческому. Привычки реагировать, чувствовать, жить, видеть и воспринимать определенным образом. Поэтому Юнг и поместил архетипы в коллективное бессознательное. Оно в свою очередь есть опыт наиболее существенных чувств и переживаний наших предков.

Доводы из нашего времени

Долгое время считалось, что от одного человека к другому физически ничего, кроме генотипа, не передается. Гены от образа жизни не меняются. А как еще может появиться на уровне организма информация о жизни предков?

Оказалось, что вполне может. Это показало исследование, проведенное в 2014 году, результаты которого были опубликованы в “Nature Neuroscience”. В зависимости от того, какой опыт переживали мыши, их потомки вели себя по-разному: их реакции отличались от контрольной группы мышей, они реагировали на раздражители, связанные с прошлым предков, так, будто сами переживали в своей жизни что-то подобное родительскому опыту.

Рекомендуем: Глубинная психология

Ученые объяснили это так: геном действительно остается неизменным, но кое-что изменяется: экспрессия того или иного гена, связанного с опытом мышки-родителя. Экспрессия гена влияет на чувствительность определенных клеток в организме, с которыми он связан. А это в свою очередь изменяет ощущения, реакции и чувства.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Стоит добавить кое-что еще. Во-первых, реакция на раздражитель, что был у первой группы мышек, наблюдалась и у внуков этих мышек. Во-вторых, ни второму поколению, ни третьему повторного стимула не предъявляли, но реакция была все же заметна. А ведь люди на протяжении миллионов лет сталкивались со сходными сильными раздражителями, поэтому реакции должны были бы только закрепляться.

Всего этого во времена Юнга не знали, и он вряд ли мог предполагать такой поворот событий. Он считал, что любые опыты по доказательству существования коллективного бессознательного и его образов невозможны.

Исконные образы

Архетипы Юнга – образы, возможности, представления, которые есть в нас без научения, до осознания (в коллективном бессознательном), действуют повсеместно и у всех людей. Юнг считал, что они оказывают огромное влияние на наше поведение, на наши суждения, чувства и желания, хоть мы этого и не осознаем, что иногда ведет к выходу архетипа из-под контроля. Это вид или модель, которую принимает побудительная сила в нас.

Понятие «Эго» у Юнга не сохранило своего изначального значения, полученного от Фрейда (Ид, Эго, Супер-Эго). Юнгианство понимает его как динамичную структуру представлений о себе, без развития – очень ограниченную. Аналитики стремятся к тому, чтобы Эго осознало свои собственные ограничения, увидело себя как небольшой остров в океане личного и коллективного бессознательного. Интеграция сознательного и бессознательного названа Юнгом процессом индивидуации.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Для осознания и приближения раскрытия себя Юнг считал необходимым диалог с архетипами или их разбор. Архетипов достаточно много, но автор аналитической психологии выделил следующие как основные:

1. Тень

Юнг определял Тень как утраченные воспоминания, вытесненные представления, подпороговые восприятия (недостаточно яркие и сильные, поэтому оставшиеся вне сознания). Тень – это сумма скрытых свойств, которые невыгодно признавать человеку в самом себе.

Люди постоянно забывают, что они сделали. Юнг старался напомнить людям, что совсем недавно ужасные вещи творились по всей земле – колонизация, войны, геноцид. Наша история полнится катастрофами, и Юнг это назвал проявлениями «обычной человеческой Тени», которую мы не хотим замечать, но если отказаться от этого знания, то предотвратить повтора не удастся.

Зло, что живет в человеке, грандиозно, оно присуще человеческой природе, вот о чем напоминает нам Юнг. Это и есть первородный грех, что тянется за нами из века в век. Именно люди совершали в прошлом зверства, и мы также являемся людьми, которые совсем не безобидны, а способны на величайшие злодейства.

Рекомендуем: Механизмы психологической защиты

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

И каждый человек должен обладать знанием о своей способности творить зло: пока он закрывает на это глаза, он может быть превращен в орудие зла. При этом Юнг полагал, что от контакта с другими интересами содержания Тени могут меняться к лучшему, но для этого их сначала нужно вывести из бессознательного.

Тень, по мнению Юнга, проецируется на других, поэтому мы видим в других свою собственную темноту. В литературе Тень – это, например, библейский змей-искуситель, а также мистер Хайд из романа Стивенсона.

2. Персона

Юнг определял её комплексом, противоположным Тени. Её содержание составляет все то, чем человек хочет быть, как он себя показывает миру. Она наиболее близка сознанию, создает социальную маску, соответствие социальным ролям.

3. Анима/Анимус

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

По мысли Юнга, это вытесненные из сознания мужчины или женщины черты противоположного пола. Коллективное бессознательное несет информацию обо всех женщинах и мужчинах прошлого, и у мужчины персонифицируется в женщину Аниму, а у женщины в образ мужчины – Анимуса.

При благоприятной интеграции – осознании своих вытесняемых мужских и женских черт – человек способен к плодотворной и активной жизни. Мужчина легче понимает символы, использует свою интуицию, становится более чувственным и легким. А женщина удаляется от размытости и фантазийности, приближаясь к строгости, осмысленности.

Рекомендуем: Что такое гедонизм?

Архетип может овладевать личностью. Юнг называл это одержимостью или идентичностью Эго с комплексом. Сознание человека в этот момент чрезвычайно ослабленное, содержания бессознательного выходят на сцену.

Согласно воззрениям Юнга, человек, одержимый Тенью, ведет себя всегда на самом низком уровне развития, который ему доступен. Одержимость Анимой или Анимусом придает особую выразительность чертам личности, свойственным противоположному полу. Мужчина становится чрезвычайно женоподобен, а женщина – маскулинна.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Будучи обращенными к миру, эти образы теряют всю привлекательность. Анима тогда становится непостоянной, вздорной, невыносимой, Анимус – деспотичным догматиком, спекулятором, цепляющимся бесконечно к мелочам. Они совершенно не умеют выбирать: она – людей, он – мнения.

4. Самость

Центральный архетип человека, бессознательное чувство целостности личности. Посредством процесса индивидуации достигается идентификация с Самостью. В ней находятся содержания сознания и бессознательного. Юнг считал, что полное сознание Самости вряд ли возможно. Если понимать Эго как центр сознания, то Самость есть центр всей суммы содержаний психики. Именно в Самости отражен принцип индивидуальности, она является конечной целью, так как полностью выражает человека.

Роль для личности. Интеграция

По мнению Юнга, люди путают самопознание и знание своего Эго, отчего рождаются губительные иллюзии. Им кажется, что осознание явленных в Эго содержаний – уже достижение. Юнг сравнивал подобное мнение с тем, как средний человек, живущий в теле и с телом, практически ничего не знает о его анатомии и физиологии.

Чтобы узнать анатомию психики, познать Себя, необходимо прикоснуться к бессознательному – и не только личному, но и коллективному. Большинство же чаще отскакивает от бессознательного и не стремится проникнуть чуть глубже наивного мнения о себе.

Рассуждая, Юнг удивлялся тому, каким образом в представлении людей укладывается мысль о верховенстве сознания. Бессознательное вело человека долгие тысячелетия к сегодняшнему дню, оно явно обладает большей мудростью и отлично приспособлено к окружающей среде.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Высшие психические функции

Истинные мотивы, истинные желания, истинные страхи – вот что называет Юнг отличием истинного знания о себе от маски. Именно через него можно приблизиться к осознанному существованию и полноценной жизни.

Основное предназначение Эго – это налаживание контакта с архетипом цельности – Самостью. Последняя понимается как центральный принцип организации психики – фундаментальный и важный аспект личности человека, дающий единство, смысл, направление и цель.

Процесс индивидуации – ключевое понятие, которым оперирует аналитический подход Юнга. Это естественный процесс развития личности, включающий в себя постепенное движение к проявлению всех истинных элементов личности. Этот процесс никогда не бывает полным, так как личность – динамическая система.

Индивидуация позволяет наладить контакт между сознанием и бессознательным. Как только устанавливается первичная связь с оставленными далеко позади содержаниями бессознательного, начинает вырисовываться Самость. Если продолжать убегать от бессознательных содержаний, то они захватят человека и ниспровергнут его.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Но если попытаться интегрировать содержания, то обретается внутреннее единство, индивидуальность. Поэтому Юнг считал процесс индивидуации путем к себе, самореализацией. Примерно процесс индивидуации можно описать следующим образом:

  • Осознание и анализ Персоны.
  • Приближение к Тени, отказ от проекций.
  • Контакт с Анимой/Анимусом.
  • Интегрирование содержаний, развитие Самости.

Самым сложным этапом обретения себя Юнг считал раскрытие нашей Тени. С ней связаны элементы, которые мы считаем отрицательными. Мы не хотим взаимодействовать с этим, не хотим признавать Тень своей. Но вытесненные идеи и мысли не всегда негативны: к примеру, мы можем вытеснять то, что считаем слабостями – способность к сочувствию, переживанию, чувствительность, мягкость.

По Юнгу, человек не достигает интеграции одномоментно, это динамический процесс, в котором он постоянно перемещается с одного уровня на другой, все глубже постигая то, что находится за порогом сознания. В целом Юнг был уверен, что процессы трансформации уже находятся в нашем бессознательном, поэтому психологический кризис часто разрешается естественным путем. Чтобы расшифровать послания бессознательного и максимально успешно прийти к избавлению от проблем, следует просто прислушиваться к ощущениям, чувствам, побуждениям.

Типирование

Аналитическая психология Юнга обогатила нас такими понятиями, как «экстраверсия» и «интроверсия», а также представлениями о типах сознания по ведущей функции. Экстраверт направлен вовне, к объектам, а интроверты больше направлены внутрь, к собственной психической жизни. Взаимодействие людей с миром определяется ведущей функцией:

  • Мышление. Мыслительный тип людей обычно использует логику и аргументы для понимания мира, других людей, в суждениях о ценности вещей.
  • Чувство. Эмоциональный тип людей производит оценку происходящего в зависимости от эмоций и чувств, что вызывают в нем вещи, люди, события.
  • Ощущение. Ощущающий тип живет впечатлениями, ощущениями. Для него особую ценность представляют конкретные факты переживаний – звуки, вкус, запахи.
  • Интуиция. Интуиты руководствуются предчувствиями, догадками.

Психоаналитическая концепция Юнга ставит характер в зависимость от одной из этих функций, а также интроверсией или экстраверсией для каждого из типов. Люди выстраивают свой тип взаимодействия с миром, руководствуясь доминирующей функцией, и при этом с трудом понимают тех, у кого доминанта отличается.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В процессе индивидуации человеку необходимо развивать все четыре функции. Понять, какие из них недостаточно развиты, можно по тому, как человек относится к людям, живущим не так, как привык жить он. По утверждению Юнга, все, что раздражает нас в других, приводит к пониманию самих себя.

Современность

Основоположник аналитической психологии призванием психоаналитика называл прояснение индивидуальных импульсов, приближение к формулированию человеком его собственных суждений и решений. Современная аналитическая психология видит величайшую цель человека в приближении к Самости.

Аналитическая психотерапия направлена на то, чтобы установить постоянные отношения между сознанием и бессознательным, выраженным в процессе индивидуации. Основной целью осознания является обретение психологического равновесия и целостности, а также облегчение страданий.

Направление психотерапии обогатилось тем, что Карл Юнг внес в аналитическую психологию понятие об инстинкте подражания. Краткий экскурс: Юнг определил инстинкт животных как «побудительную силу», между тем утверждая, что у человека инстинкты «изрублены» и распознать начальные формы можно только у нескольких основных (половое влечение, жажда власти и их производные), а затем сказал о том, что способность к обучению – это нечто иное, чем производное животного инстинкта подражания. По мнению Юнга, способность к обучению уводит нас все дальше и дальше от инстинктов к трансформациям поведения.

Рекомендуем: Как развить силу воли?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

И именно эта способность выглядела для Юнга причиной психических проблем, вызванных пропастью между человеком и его инстинктивной природой, то есть конфликтом сознательного и бессознательного. По мысли Юнга, человек утрачивает самого себя, а на место своей истинной сущности ставит представление о себе, выдумку, удобный образ.

Поэтому Юнг предостерегал от излишнего интеллектуализма, потому что он заменяет человека на его симуляцию, мы становимся призраками самих себя и часто задаем один и тот же вопрос: «А не имитирую ли я свою жизнь?»

Напряжение противоположностей

До начала процесса индивидуации у нас есть определенность.В ходе своего развития мы формируем прочную самоидентификацию. Мы думаем, что знаем, кто мы.

Но эта самоидентификация всегда односторонняя. Это иллюзия, или майа , как называют это буддисты.

Поскольку мы бессознательны, мы не чувствуем присущих нам напряжений и противостояний между сознательным я, которое мы знаем, и бессознательными частями нас самих.

Вы, наверное, знакомы с даосским символом инь и янь. Этот древний символ олицетворяет баланс или гармонию противоположностей.

Ян — солнечная светлая сторона, а Инь — темная сторона.

Вместо того чтобы рассматривать инь и ян как противоположные силы, китайцы рассматривают их как взаимодополняющие силы, которые взаимодействуют в рамках большего целого (представленного окружающим их кругом).

Подумайте, как могут различаться ценности и мировоззрение мужских и женских принципов.

Мужское начало стремится к автономии. Женское начало стремится к общению или отношениям.

Можете ли вы представить себе, каково было бы объединить в своем уме и мужские, и женские принципы, не отдавая предпочтение одной точке зрения другой?

Это непросто, но это часть цели процесса индивидуации.

Юнг обнаружил, что противоположности создают напряжение в психике. Если мы не научимся преодолевать эти противоречия, вместо этого отрицая противоположности, мы подавляем или вытесняем давление из нашего сознания.

Но подавление не устраняет противоположностей или самого напряжения. Это только делает их более разрушительными для нашей психики, усиливая наши тени.

Подавление напряжения делает нас односторонними и заставляет проецировать наши бессознательные фантазии на реальность.

Отрицая эти внутренние противоречия, мы усиливаем свои заблуждения и самообман.

Помимо противоречий между мужским и женским началами, есть еще два общих внутренних противоречия:

Инстинкты и психика

Ключевой парой противоположностей в работах Юнга являются инстинкты и психика.

Инстинкты — это наши биологические корни, наше тело. Психика в концепции Юнга — это совокупность психических процессов, включающих как сознательные, так и бессознательные силы.

Каждый раз, когда мы пытаемся отдать предпочтение психике над инстинктами — разуму над телом, духу над природой — или наоборот, мы отрезаем себя (отделяемся) от части того, что мы есть.

Добро и зло

Большинство из нас предпочитает стремиться к «добру», избегая «зла». Мы хотим осознать Бога и изгнать дьявола. Нам нужны ангелы, а не демоны.

Юнг указывает в Aion, что до христианства зло имело другое значение.

Возникновение христианства добавило духа зла к принципу зла, которого раньше не было. Обострение дифференциации этических реакций на слишком четкие черно-белые линии не благоприятно для жизни.

Как сказал греческий философ Гераклит: «Добро и зло — одно».

Путь индивидуации

Индивидуация — это решение Юнга нашей склонности к односторонности.

В этом процессе становления полноценным человеком мы интегрируем все части нашей личности, которые в настоящее время не осознаем.

Почему Юнг назвал этот процесс «индивидуацией»?

Юнгианский психолог Роберт Джонсон объясняет в Inner Work:

Потому что этот процесс актуализации себя и становления более совершенным также раскрывает свою особую, индивидуальную структуру.Он показывает, как универсальные человеческие черты и возможности сочетаются в каждом человеке уникальным образом.

Юнг пишет в двух эссе по аналитической психологии:

Индивидуация означает становление «индивидуумом», и поскольку «индивидуальность» охватывает нашу самую сокровенную, последнюю и несравненную уникальность, она также подразумевает становление самим собой. Поэтому мы могли перевести индивидуацию как «приход к самости» или «самореализация».

Джонсон отмечает, что индивидуализация не означает, что мы изолированы от человеческой расы.Он пишет,

Когда мы чувствуем себя более защищенными как личности, более цельными внутри себя, естественно также искать мириады способов, которыми мы напоминаем наших собратьев-людей… основные человеческие качества, которые объединяют нас в человеческое племя.

По мере того, как мы индивидуализируемся, мы соединяемся и идентифицируемся с всей человеческой семьей .

Три стадии процесса индивидуации

Хотя процесс индивидуации у каждого человека разный, Юнг выделяет три архетипа, которые совпадают с тремя стадиями психологического развития.

Этап 1: Тень

Теневой архетип представляет все личные качества, которые мы игнорировали, отрицали или отрезали от самих себя.

Индивидуумы сначала узнают и интегрируют свою тень — все отреченные части себя, которые они отчуждают, чтобы создать свою личность.

В The Portable Jung Джозеф Кэмпбелл объясняет:

Концепция Юнга состоит в том, что с психологической точки зрения цель жизни человека должна состоять не в подавлении или подавлении, а в том, чтобы познать свою другую сторону, и таким образом одновременно наслаждаться и контролировать весь спектр своих способностей; я.е. в полном смысле слова «познать самого себя».

См. : Полное руководство по теневой работе

Этап 2: Анима / Анимус

Анима — это женский компонент личности мужчины. Анимус — это мужское начало в женщине.

Юнг видел аниму / анимус как оживляющую душу или дух в мужчинах и женщинах.

Они, как говорит Роберт Джонсон, «внутренний спутник или вдохновитель жизни».

Этот архетип связывает нас с безличным коллективным бессознательным.Для Юнга они являются важными строительными блоками в психической структуре каждого мужчины и женщины.

В «Архетипах и коллективном бессознательном» Юнг назвал интеграцию тени «частью ученика» становления целым, в то время как интеграция анимы или анимуса является «шедевром».

Этап 3: Самость

Атман — это архетип целостности и самопревосхождения. Мудрый старик или женщина часто представляет этот универсальный образ.

Гэндальф, мудрый старик, из Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец»

Юнг заимствовал концепцию Самости из индуистской философии. Он описал Самость как «совокупность всей психики», отличая ее от эго.

Эго представляет собой небольшую часть всей этой психики.

Думайте о себе как о неизвестном внутреннем Божественном центре, который мы исследуем на протяжении всей жизни.

См. : Окончательный список архетипов

Психологические типы

В то время как большая часть индустрии самосовершенствования предлагает универсальные решения, Юнг понимал сложности человеческой психики.

Юнг различал различные ориентации — способы, которыми человек может обрабатывать информацию, принимать решения и интерпретировать мир.

Сочетание этих ориентаций у человека указывает на его путь к индивидуализации.

Большинство людей делают упор на внешний мир, на удовольствия и ограничения «снаружи».

Юнг назвал эту группу экстравертами , поскольку они черпают энергию от других в своем окружении.

Но меньший процент людей подчеркивает внутренний мир в своих субъективных реакциях на внешние события.

Юнг называл этих людей интровертами , поскольку они черпают энергию изнутри себя.

Экстраверты движутся к миру, в то время как интроверты инстинктивно возвращаются в себя.

Юнг понял, что у каждого человека есть предрасположенность к одному из этих двух подходов к жизни.

Четыре функции

Юнг заметил, что некоторые люди предпочитают мысли для вынесения суждения, тогда как другие следуют своим чувствам .

Некоторые люди воспринимают мир через свои чувства , в то время как другие интуитивно осознают намерения, возможности и скрытые отношения.

Думающие типы подходят к жизни, не обращая внимания на свои эмоции. Они все устраивают логично и по порядку. У них есть твердые кодексы того, что правильно и что неправильно.

Типы чувств понимают, чего что-то стоит. По сравнению с ясными категориями мышления мыслителя чувствующие воспринимают беспорядок.Они ценят бесконечные градации ценности и смысла.

Типы восприятия наиболее точно интерпретируют информацию с помощью своих пяти органов чувств. Они абсолютные реалисты, принимающие мир таким, какой он есть.

Интуитивные типы больше заинтересованы в будущих возможностях, чем в вещах как есть. Интуитивы видят сходство там, где большинство людей видят различия.

Примечание. Для получения дополнительной информации см. Психологические типы Юнга. Майерс и Бриггс использовали эти психологические типы, чтобы создать свою оценку набора текста.

Юнг, однако, не согласился с применением Майерсом и Бриггсом его психологических типов.

Превосходная функция по сравнению с подчиненной функцией

Нам нравится делать то, что у нас хорошо получается, и избегать того, в чем мы чувствуем себя неадекватными. И поэтому мы развиваем определенные навыки, в то время как неразвитые таланты остаются в бессознательном.

Юнг сгруппировал эти четыре функции в пары: мышление и чувство, ощущение и интуиция.

Из четырех функций Юнг обнаружил, что у каждого человека есть одна доминирующая или высшая функция .

Противоположная функция — это подчиненная функция человека . Эта подчиненная функция остается для человека в основном бессознательной.

Например, для людей, которые полагаются на мышление для интерпретации информации, чувства представляют их подчиненную функцию.

Для людей, доверяющих своим чувствам, интуиция — второстепенная функция.

Помните, что цель процесса индивидуации — объединить сознательное с бессознательным.

Наша главная функция — сознательная — мы знаем свои сильные стороны.Наша подчиненная функция бессознательна, потому что в процессе развития мы ее избегали.

Итак, согласно Юнгу, ключ к индивидуации заключается в развитии нашей низшей функции.

Как пишет Кэмпбелл в The Portable Jung:

«Индивидуация» — это термин Юнга для процесса достижения такого управления всеми четырьмя функциями, что, даже будучи привязанным к кресту этой ограничивающей земли, можно открыть глаза в центре, чтобы увидеть, подумать, почувствовать и интуитивно ощутить превосходство. , и действовать исходя из таких знаний.

Инструменты для процесса индивидуализации

Как нам продвинуться в нашем психологическом развитии в сторону индивидуализации?

Юнгианская психология предлагает два связанных метода: работа сновидения и активное воображение.

Работа мечты

Сны, как обнаружил Юнг, являются воротами, через которые бессознательное общается с нашим сознательным умом.

Наш внутренний Мудрый Старик или Женщина (Самость) знает, что для нас лучше.

Самость, однако, не может общаться на языке.Вместо этого он использует символы и изображения.

Самость не может напрямую общаться с нашим сознательным умом. Вместо этого, согласно юнгианской психологии, он посылает нам сообщения через наши сны.

Как юнгианский аналитик Мари-Луиза фон Франц говорит в «Пути сновидений»: «Сны — это буквы Самости, которые Самость пишет нам каждую ночь».

Стивенс подтверждает в Private Myths:

Юнг утверждал, что решающим фактором, определяющим, насколько мы сознательны, является то, уделяем ли мы внимание своим сновидениям и насколько это позволяет нам сделать то, что является бессознательным, сознательным.Работая со снами, мы «создаем душу», мы «пробуждаемся» к нашей общей ситуации, «становимся сознательными», достигаем «целостности».

Активное воображение

Во сне наше эго сновидений взаимодействует с бессознательными частями нашей психики, в активном воображении это взаимодействие происходит, пока мы бодрствуем.

Вместо того, чтобы погрузиться в сон, мы погружаемся в наше воображение, позволяя изображениям возникать из бессознательного и общаться с нами.

Примечание : Если вы заинтересованы в продолжении процесса индивидуации, я рекомендую «Внутреннюю работу» Роберта Джонсона для практических инструкций по работе со сновидениями и активному воображению.

См. Также мое руководство: Как использовать архетипы и активное воображение для развития сознания

Отказ от призыва к индивидуализации

Хотя юнгианская психология и процесс индивидуации могут освободить нас, это не «безопасный путь». Когда мы покидаем повседневный мир, нет безопасности.

Кроме того, чтобы добиться успеха, мы должны избавиться от всех наших ложных идентичностей, в создание которых вложено наше эго. Это вызывает страх в нашем эго.

Вот почему большинство людей сопротивляются их призыву к приключениям и почему, согласно Юнгу, так мало людей индивидуализируются (достигают психической целостности).

Юнг пишет в «Секрете золотого цветка»:

Путь небезопасен. Все хорошее стоит дорого, а развитие личности — одна из самых затратных вещей.

Но, как полагал Юнг, он может вывести нас из зала зеркал и вернуть к нашему Я.

Индивидуация: путь к целостности

Для Юнга и Маслоу цель жизни заключалась в том, чтобы реализовать свой потенциал и стать полноценной личностью с собственными правами.

Чтобы реализовать эту цель, мы должны воссоединиться с божественным Я внутри нас.

Как пишет юнгианский психолог Эдвард Эдингер в книге «Эго и архетип»:

Психологическое развитие на всех этапах — это искупительный процесс. Цель состоит в том, чтобы с помощью сознательной реализации искупить скрытое «Я», скрытое в бессознательной идентификации с эго.

Благодаря этому процессу индивидуализации мы не только достигаем положительного психического здоровья, но и становимся гармоничными, зрелыми и ответственными взрослыми.

Чтобы помочь в этом процессе, укореняйтесь в своем Центре и входите в состояние мастерства как можно чаще. См. «Метод мастерства».

Дополнительное чтение


Внутренняя работа Роберта Джонсона


Эго и архетип Эдварда Эдингера


Портативный Юнг под редакцией Джозефа Кэмпбелла

См. Также: 10 лучших книг по психологии для изучения движущих сил

Читать далее

Как использовать спиральную динамику для психологического развития
Психологическая проекция: восстановление лучших частей себя
Как развивать самоуправление, развивая свой эмоциональный интеллект
Как использовать психологию архетипов для увеличения сознания

История и разум Карла Юнга — Brewminate



Автор: Dr.Марк Келланд / 11.04.2015
Профессор психологии
Общественный колледж Лансинга

Карл Юнг привнес почти мистический подход в психодинамическую теорию. Ранний соратник и последователь Фрейда, Юнг в конечном итоге не согласился с Фрейдом по слишком многим аспектам теории личности, чтобы оставаться в рамках строго фрейдистской точки зрения. Впоследствии Юнг разработал свою собственную теорию, в которой применялись концепции законов природы (прежде всего в физике) к психологическому функционированию. Юнг также представил концепцию типов личности и начал рассматривать развитие личности на протяжении всей жизни.В своем наиболее уникальном, по крайней мере с западной точки зрения, работе Юнг предположил, что человеческая психика содержит в себе психологические конструкции, развивавшиеся на протяжении эволюции человеческого вида.

Юнг всегда был противоречивым и сбивающим с толку. Его смешение психологии и религии, а также его открытость различным религиозным и духовным философиям было нелегко принять многим психиатрам и психологам, пытающимся получить чисто научное объяснение личности и психических заболеваний.Возможно, никто не был расстроен больше, чем Фрейд, чье отношение к Юнгу резко изменилось всего за несколько лет. В 1907 году Фрейд написал Юнгу письмо, в котором высоко оценил его:

.

… Я уже признал… прежде всего, что ваша личность наполнила меня доверием в будущее, что теперь я знаю, что я незаменим, как и все остальные, и что я не желаю никому другому или лучшему, чем вы, чтобы продолжить и завершить мою Работа. (стр.136; цитируется по Wehr, 1989)

В 1910 году, надеясь, что другие также поддержат Юнга, Фрейд написал Оскару Пфистеру:

Я надеюсь, что вы преданно поддержите Юнга, я хочу, чтобы он приобрел авторитет, который даст ему право руководить всем движением.(стр.136; цитируется по Wehr, 1989)

Однако всего три года спустя Фрейд написал Юнгу:

Я предлагаю вам полностью отказаться от наших личных отношений. От этого я ничего не теряю, так как долгое время эмоционально я был привязан к вам только тонкой нитью пережитых ранее разочарований. … Избавь меня от предполагаемых «обязанностей дружбы». (стр.136; цитируется по Wehr, 1989)

Позже, в 1922 году, Фрейд поблагодарил Оскара Пфистера за его помощь в попытках устранить влияние Юнга на психоаналитическое сообщество:

Вашим все более полным и все более четко продемонстрированным увольнением Юнга и Адлера вы долгое время доставляли мне огромное удовлетворение.(стр.136; цитируется по Wehr, 1989)

Кто был этот человек, который внушил Зигмунду Фрейду такое глубокое доверие, а затем вызвал такое презрение? И были ли его теории такими трудными для принятия психодинамическим сообществом или психологом в целом? Надеюсь, эта глава начнет отвечать на эти вопросы. В качестве доказательства своего характера и в отличие от Фрейда Юнг не отвернулся от своего бывшего наставника. После смерти Фрейда в 1939 году, а затем в 1957 году Юнг написал следующее:

[Работа Фрейда была] … несомненно, самой смелой попыткой, когда-либо сделанной на явно прочной основе эмпиризма, разгадать загадку бессознательной психики.Для нас, молодых психиатров, это стало источником просвещения… (стр. 29; цитируется по Wehr, 1989)

… Несмотря на громкое осуждение, которое я получил от Фрейда, я не могу, даже несмотря на свое негодование по отношению к нему, не признать его важность как критического аналитика культуры и как пионера в области психологии. (стр. 39; цитируется по Wehr, 1989)

Родители Юнга / общественное достояние

В начале своей автобиографии, озаглавленной Воспоминаний, сновидений, размышлений , Юнг (1961) описал свою жизнь как «историю самореализации бессознательного.Юнг считал, что наша личность начинается с коллективного бессознательного, развивающегося внутри нашего вида с течением времени, и что у нас есть лишь ограниченная способность контролировать психический процесс, которым является наша собственная личность. Таким образом, наша истинная личность возникает изнутри, когда наше коллективное бессознательное переходит в наше личное бессознательное, а затем в наше сознание. Может быть полезно взглянуть на эти концепции с восточной точки зрения, и интересно отметить, что «самореализация» использовалась в названии первого общества йоги, основанного в Америке (в 1920 году Парамахансой Йоганандой).

Карл Густав Юнг родился 26 июля -го -го, 1875 года, в небольшом городке Кессвиль, Швейцария, в интересной и знатной семье. Его дедушка с таким же именем был врачом и основал психиатрическую клинику в Базельском университете и «Дом доброй надежды» для умственно отсталых детей. В раннем возрасте он провел в тюрьме более года за преступление, связанное с участием в демонстрации в поддержку демократии в Германии. По слухам, он был незаконнорожденным сыном великого Иоганна Вольфганга фон Гете, хотя убедительных доказательств этому нет, старший Карл Юнг умер прежде, чем его тезка-внук узнал его.Тем не менее, на Юнга большое влияние оказали истории, которые он слышал о своем дедушке. Его дед по материнской линии, Самуэль Прейсверк, был деканом Базеля (Швейцария) духовенства и пастором крупной церкви. Он был одним из первых людей в Европе, который предложил евреям вернуть Палестину, тем самым зарекомендовав себя как предшественник сионистов. Самуэль Прейсверк также считал, что его регулярно окружают духи (или призраки), что, вероятно, оказало значительное влияние на теории Юнга (Jaffe, 1979; Wehr, 1989).

Отец Юнга, Иоганн Пауль Ахиллес Юнг, женился на Эмили Прейсверк в 1874 году. Иоганн Юнг был знатоком восточных языков, изучал арабский язык и был рукоположен в священники. Помимо того, что в детстве Юнга был пастором в двух церквях, Иоганн Юнг был пастором в Фридматте, психиатрической больнице в Базеле. В раннем детстве у Юнга не всегда были лучшие отношения с родителями. Он считал свою мать хорошей матерью, но чувствовал, что ее истинная личность всегда скрыта.Когда ему было три года, она провела некоторое время в больнице, отчасти из-за проблем в ее браке. Юнга это разлука с матерью глубоко тревожило, и он с недоверием относился к сказанному слову «любовь». Поскольку его отец был пастором, часто устраивались похороны и захоронения, все из которых было для юного Юнга очень загадочным. Кроме того, его мать считалась духовным медиумом и часто помогала Юнгу в его более поздних исследованиях оккультизма. Возможно, наиболее тревожным было убеждение Юнга в том, что его отец на самом деле не знал Бога, а, скорее, стал священником, попавшим в ловушку выполнения бессмысленного ритуала (Jaffe, 1979; Jung, 1961; Wehr, 1989).

Единственный ребенок до 9 лет, Юнг предпочитал, чтобы его оставили одного, или, по крайней мере, он пришел к тому, чтобы смириться со своим одиночеством. Даже когда гости его родителей приводили своих детей в гости, Юнг просто играл в свои игры один:

… Напоминаю только, что не хотел, чтобы меня беспокоили. Я был глубоко поглощен своими играми и не мог

Биография, цитаты, публикации и книги Карла Юнга

Карл Юнг (Карл Густав Юнг; 1875–1961) был швейцарским психиатром и психоаналитиком и был одним из основоположников аналитической психологии, теории человеческого разума и терапевтической практики.Его работы были универсальными, и по этой причине его работы использовались в психиатрии, антропологии, философии, искусстве, литературе и религиоведении. Карл Юнг предложил и развил многие современные психологические концепции, такие как синхронность, архетипические феномены, коллективное бессознательное, психологический комплекс, экстравертные и интровертные личности. Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI) также является производным от теории психологических типов Карла Юнга.

Биография Карл Юнг

Он был единственным ребенком в семье, и его детство было беспокойным.Отец Карла Юнга был деревенским пастором, и ожидалось, что Карл Юнг также станет пастором. Напротив, Карл Юнг всегда интересовался поведением своих родителей и учителей, возможно, из-за своего одиночества.

По словам Карла Юнга, его отец был добрым человеком и пытался построить отношения с Богом, но он был захвачен теологическим мышлением церкви. В то же время его мать, казалось, имела две личности и страдала психическим заболеванием.Эта ситуация, возможно, подтолкнула Карла Юнга к изучению этого поведения. В результате он начал читать философию в подростковом возрасте.

Карл Юнг изучал психиатрию в Базельском университете с 1895 по 1900 год. После получения этой степени Карл Юнг начал свое исследование психологии и патологии так называемых оккультных явлений в Цюрихском университете. Он работал с персоналом Бургхёльцли (психиатрическая больница Цюрихского университета) под руководством Ойгена Блейлера, швейцарского психиатра и евгеника, который хорошо разбирался в психических заболеваниях.Карл Юнг получил степень доктора медицины в Цюрихском университете в 1902 году.

После получения степени доктора медицины Карл Юнг в течение года проходил стажировку в Париже у Пьера Жане, одного из отцов-основателей психологии. Когда он вернулся в Цюрих, его назвали старшим врачом в Бургхёльцли.

В то время Карл Юнг начал применять ассоциативные тесты. Это акт воспоминания или вспоминания прошлого, инициированный более ранними исследователями. Карл Юнг определил, что нелогичные и эмоциональные реакции были вызваны подсознательными ассоциациями вокруг аморального или сексуального содержания.Он назвал это «комплексом», и это современный термин для описания таких состояний.

Благодаря предыдущим исследованиям, Карл Юнг заработал себе репутацию, и его работа подтвердила многие идеи Зигмунда Фрейда. Между 1907 и 1912 годами Карл Юнг и Зигмунд Фрейд, невролог, а также основатель психоанализа, стали партнерами из-за того же интереса к бессознательному.

В 1911 году по просьбе Зигмунда Фрейда Карл Юнг был избран президентом Международного психоаналитического общества.Эта организация создана для продвижения психоанализа и обеспечения непрерывного развития психоаналитической науки.

Несмотря на то, что у них было глубокое сотрудничество, из-за разногласий и разногласий их партнерство закончилось. Основная причина возникла в 1912 году, когда Карл Юнг опубликовал «Психологию бессознательного». Предположения Карла Юнга о его аналитической психологии противоречили идеям Зигмунда Фрейда. Из-за этого конфликта другие члены психоаналитического сообщества также избегали Карла Юнга.

В 1914 году он ушел в отставку с должности в Международном психоаналитическом обществе. Карл Юнг решил еще больше отличить свою работу от работы Зигмунда Фрейда. Он разделил функции ума на мышление, чувства, ощущения и интуицию. Карл Юнг утверждает, что у любого человека преобладают одна или несколько функций. Результаты этой идентификации были выражены в «Психологических типах» в 1921 году.

У Карла Юнга всегда были амбициозные мечты. После того, как сотрудничество с Зигмундом Фрейдом закончилось, Карл Юнг позволил себе исследовать свой разум.

В то время он записал все странные переживания и в результате разработал теорию коллективного бессознательного. Эта теория была объединена с теорией архетипов. Это образы и мысли, которые имеют универсальное значение в разных культурах. По словам Карла Юнга, эта теория является фундаментальной для изучения психологии религии.

Карл Юнг посвятил остаток своей жизни разработке новых психотерапевтических методов, основанных на его собственном опыте, особенно в области религии и психологии.Карл Юнг изучал различные культуры по всему миру и много публиковал свои открытия.

В результате в 1933 году он опубликовал книги «Современный человек в поисках души» и «Неоткрытое« я »в 1957 году.

Он учил, что христианская религия была частью исторического процесса, необходимого для развития сознания. Он также заявил, что еретические движения были проявлением бессознательных архетипических элементов, которые не были адекватно выражены в основной форме христианства.

Исследования Карла Юнга помогли ему изучить психотерапию людей среднего и пожилого возраста и сосредоточить внимание на тех, кто потерял свою религиозную веру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.