Какой характер у человека: Черты Характера Человека | Список И Их Значение?

Какой характер у человека: Черты Характера Человека | Список И Их Значение?

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность, тем более что подобный вопрос мы уже обсуждали в связи с рассмотрением темперамента.
В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.
От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым.

а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, — экстраверсия и интроверсия. Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг1. «Рассматривая течение человеческой жизни, — писал он, — мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью»2.
‘См.: Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий — М., 1982.
2Там же. — С. 200.

Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй — интровертированным.
Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов.

Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.
С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидно-стью, психастеничностью.
Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.
Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.
Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Тема 1. Определение характера.
1. Понятие о характере.
2. Характер как совокупность устойчивых черт личности.
3. Характер и темперамент.
4. Инструменталъность черт характера человека.
5. Структура характера.
Т е м а 2. Типология характеров.
1. Типология характеров в связи со строением тела человека (Э.Кречмер).
2. Акцентуированные характеры подростков по А.Е.Личко.
3. Акцентуации типов людей по характерной манере общения (К.Леонгард).
4. Типология социальных характеров по Э.Фромму.
Т е м а 3. Формирование характера.
1. Истоки характера человека.
2. Механизм формирования характера.

3. Сензитивный период для развития и укрепления характера.
4. Возрастные особенности становления черт характера у человека.
5. Проблема перевоспитания характера человека.
Т е м а 4. Личность и характер человека.
1. Место характера в общей структуре личности.
2. Черты характера и другие личностные свойства человека.
3. Относительная независимость характерологических особенностей человека от других его личностных свойств.
4. Экстраверсия и интроверсия как черты характера.
Темы для рефератов
1. Определение характера человека.
2. Типология характеров.
3. Формирование характера.
4. Место характера в общей структуре личности.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Сопоставительный анализ различных типологий характеров.
2. Аргументы за и против существования типов характера.
3. Социально-нравственные типы характера.
4. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.
ЛИТЕРАТУРА
I
Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. (Определение характера: 18 — 26. Воля как компонент характера: 42—54. Харак-

тер и темперамент: 57—68. Характер и способности: 69—86. Структура характера: 117—127. Формирование характера: 332—377.)
Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Характер: 3—26.)
Психология личности: Тексты. — М., 1982. (Характер и социальный процесс (Э.Фромм): 48—54.)
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Темперамент и характер: 211—235. )
Страхов И.В. Психология характера. — Саратов, 1970. (Понятие о характере: 3—14. Волевые и эмоциональные черты характера: 15—36. Устойчивые психологические состояния как черты характера: 37—61. Структура, типология и классификация характеров: 62—80.)

II
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. 2. — М., 1980. (Характер: 52—81. Проблема формирования характера: 52—103. Развитие воли и характера: 82—103.)
Бодалев А.А. Психология о личности. — М., 1988. (Характер и его формирование: 11—24.)
Галин АЛ. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Типы характеров: 7—33.)
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Характер: 257—280.)
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983. (Понятие «акцентуации характера»: 6—10.)
Общая психология. — М., 1986. (Характер: 419—438.)
III
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей.
— М.,

Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Отношения лиц с разными характерами: 41—59.)
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. — М., 1987. (Характер человека: 35—65.)
Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. — Тбилиси,

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Как определить характер человека по кофе, который он любит, и фото в соцсетях

1 Еще фото

(Фото: shutterstock)

В ходе нового психологического исследования были изучены кофейные привычки тысячи человек. Изучив результаты, ученые пришли к выводу: характер каждого человека можно определить по тому, какой кофе он предпочитает. И не только: особенности личности можно понять также из фотографии, выставленной в профиле соцсетей. О выводах психологов рассказал в воскресенье, 21 ноября, израильский сайт о здоровом образе жизни «Мента».

В проведенном в 2016 году исследовании Пенсильванского университета ученые использовали 5-факторную модель личности человека («Большая пятерка») для анализа фотографий профилей 66.000 пользователей Twitter. Выяснилось, что экстраверты, общительные люди, склонны размещать цветные фотоснимки, демонстрирующие положительные эмоции. При этом чаще всего на фотографиях они фигурируют вместе с другими людьми. Пользователи, которым была присуща чрезмерная тревожность, предпочитали не показывать свое лицо либо скрывать его за большими очками. Люди, стремящиеся следовать социальным нормам и нравиться всем, как правило, улыбались на фотографиях, а сами снимки были хорошего качества и сделаны с соблюдением пропорций.

В соответствии с моделью «Большая пятерка», разработанной психологами Полом Костой и Робертом МакГреем, большинство свойств личности можно распределить по 5 основным категориям:

1) открытость опыту — интеллектуальное любопытство, гибкость мышления, готовность к новым впечатлениям, терпимость; на другом конце шкалы — застенчивость, осторожность, закрытость. 2) доброжелательность — склонность вести себя дружелюбно, прощать других, проявлять симпатию и сопереживание; на другом конце шкалы — зацикленность на себе, подозрительность к другим, склонность не делиться своими переживаниями и не идти навстречу другим. 3) экстраверсия — энергичность, способность к сотрудничеству, настойчивость, склонность демонстрировать свои чувства и эмоции; на другом конце шкалы — замкнутость, сдержанность, стеснительность, эмоциональная закрытость. 4) добросовестность — склонность к порядку и прилежанию, упорство в достижении цели, чувство ответственности, высокий уровень самодисциплины; на другом конце шкалы — безответственность, неспособность выполнить обязательства, отсутствие самоконтроля. 5) нейротизм — уверенность в себе, хладнокровие, умение приспосабливаться к жизненным условиям; на другом конце шкалы — склонность к истерике, комплекс неполноценности, чрезмерная тревожность.

Доктор Рамани Дурвасула, клинический психолог из Калифорнийского университета, изучила кофейные привычки тысячи человек с разным типом личности. Выяснилось, что люди с похожими чертами характера имеют идентичные предпочтения. Например:

• черный кофе пьют деловые, прямолинейные, консервативные люди; • кофе без кофеина, кофе с обильной пеной или кофе с соевым молоком предпочитают люди, склонные контролировать и принуждать других, въедливые, обращающие внимание на мелкие детали, перфекционисты; • капучино любят люди, склонные помогать ближнему, позитивные, предпочитающие комфорт, но больше заботящиеся о других, чем о себе.

Обожаете тренировки в спортзале? Не исключено, что вам присущи нарциссические черты характера. Новое исследование, проведенное в израильском академическом колледже «Хадасса», обнаружило связь между этими явлениями. По-видимому, физическая активность удовлетворяет внутренние потребности нарциссической личности, такие как склонность восхищаться собой либо чувство соперничества.

Результаты исследования, опубликованные в 2019 году в журнале The Lancet Psychiatry, указывают на связь между свойствами личности и проблемами со сном. Ученые проанализировали информацию о 2000 пациентах, страдающих различными нарушениями сна. На основании полученных данных они разделили таких людей на 5 типов:

1) люди с высоким уровнем стресса и беспокойства, предающиеся тревожным мыслям перед сном, склонные к депрессии; 2) люди с умеренным уровнем стресса, которых посещают тревожные мысли перед сном, но при этом чувствующие себя счастливыми и удовлетворенными; 3) люди со средним уровнем стресса, но при этом не испытывающие в жизни особого удовольствия; 4) люди с низким уровнем стресса, периодически страдающие от бессонницы в качестве реакции на отдельные стрессовые события; 5) люди с низким уровнем стресса, бессонница которых не связана с какими-то потрясениями.

Ученые нашли связь между типами личности и реакцией на лечение расстройства сна, а также — склонностью к депрессии. Люди 1-го типа оказались подвержены особому риску развития депрессии.

В 2013 году был опубликован обзор 31 исследования Оксфордского университета, доказывающего, что можно менять нежелательные свойства личности, переходить от крайностей к более умеренному варианту.

Например, творчество (рисование, музыка, сочинительство) помогает улучшить эмоциональный интеллект, когнитивные способности и психологическую стабильность. Есть много инструментов, позволяющих нейтрализовать негативные стороны личности каждого человека.

■ Подробности на иврите читайте здесь

Природа против воспитания Развитие ребенка

Являются ли личностные черты и поведенческие тенденции ребенка единственным результатом наследственности или следствием воспитания — это извечный спор. Большая часть разногласий по поводу развития ребенка между природой и воспитанием является результатом неправильного понимания генетики: ошибочного убеждения, что судьба и генетика являются синонимами.

Фактически, генетическая структура детей во многом определяется их собственным опытом в окружающей среде. Растущая область эпигенетики изучает влияние раннего опыта детей на химические метки, которые накапливаются в ДНК и определяют, какая часть определенного гена будет выражена, как объясняет сайт детского развития First Five Years. Все эти метки вместе составляют эпигеном; эпигенетика — это изучение этих отметин и их влияния на детей и взрослых.

Эпигенетика и смежные области детского развития обещают дать родителям и педагогам новое понимание того, как и почему одни гены экспрессируются, а другие нет. Программы на получение степени, такие как онлайн-бакалавр гуманитарных наук в области человеческого развития и семейных исследований Университета Мэривилля, исследуют эти области, чтобы подготовить студентов к карьере, которая поможет семьям преодолевать трудности в своей жизни.

Определения: природа или воспитание Развитие ребенка

В споре о природе и воспитании «природа» определяется как все гены и наследственные факторы, которые способствуют уникальному внешнему виду, личности и физиологии человека. «Воспитание» определяется как множество переменных среды, влияющих на человека, включая его опыт в раннем детстве, семейные и социальные отношения, культуру и общество.

И природа, и воспитание связаны с философскими концепциями эмпиризма и рационализма.

  • Эмпирики считают, что основным источником всех понятий и знаний является наш чувственный опыт.
  • Рационалисты считают, что содержание понятий и знаний может иногда превосходить информацию, которую дает только чувственный опыт. Они также считают, что некая форма рассуждений является источником этой дополнительной информации о мире.

Большинство исследователей детского развития больше интересует, как взаимодействуют природа и воспитание, чем определение того, какой из них может преобладать. Например, «Простая психология» помещает различные подходы к психологии в континуум:

  • На одном конце находится крайняя позиция природы нативистов , которые считают, что поведенческие тенденции, личность и умственные способности определяются исключительно наследственностью.
  • На противоположном конце крайняя позиция воспитания эмпирики , которые считают психологическую и физиологическую структуру человека полностью результатом его чувственного опыта.

Между этими двумя крайностями находится ряд областей, которые сосредоточены на взаимодействии природы и воспитания в развитии ребенка. Среди них поведенческая генетика , изучающая генетическое влияние на вариации поведения, и полигенное наследование , изучающее воздействие, которое большие группы генов в совокупности оказывают на поведение человека.

Сходства между природой и воспитанием ребенка

По мере того, как исследователи углубляются в изучение природы и воспитания ребенка, они обнаруживают, что многие аспекты развития, которые когда-то считались определяемыми окружением ребенка, также имеют генетический компонент, тогда как другие, которые, как считалось, контролируются исключительно наследственностью, находятся под сильным влиянием внешних факторов.

Сегодняшний родитель объясняет, что многие прошлые исследования влияния опыта ребенка и окружающей среды ошибочны, потому что исследователи не могут эффективно контролировать генетику. И наоборот, исследования, утверждающие, что воспитание детей не влияет на развитие ребенка, игнорируют жизненно важную роль, которую родители играют в поощрении лучших качеств и поведения своих детей, а также в предотвращении вредного или негативного поведения.

Природа и воспитание: факторы, влияющие на развитие ребенка

Гены определяют определенные характеристики человека, такие как цвет глаз и волос, а также частоту генетических заболеваний. Однако большинство человеческих черт, включая ожидаемую продолжительность жизни, рост и вес, имеют как средовую, так и генетическую составляющую. Например, теория социального обучения утверждает, что дети учатся, наблюдая за поведением других, поэтому стиль воспитания и усвоенный ребенком опыт определяют, будут ли они вести себя вежливо или агрессивно в конкретных ситуациях.

Напротив, генетический компонент обучения включает в себя биологическую основу когнитивных процессов, как объясняется в Frontiers in Psychology . Генетический и эпигенетический вклад в процесс обучения передается по наследству и взаимодействует с поведенческим обучением, таким как учебные привычки и доступность образовательных ресурсов.

Природа и воспитание: физические и личностные качества детей

Два недавних исследования иллюстрируют важную роль эпигенетики в развитии ребенка. Исследователи из Университета Британской Колумбии, Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Детской больницы Британской Колумбии обнаружили генетический маркер в ДНК ребенка, который служит химическими «часами» для определения биологического возраста ребенка, как сообщается в Science Daily.

В отдельном исследовании, опубликованном в Psychology Today , исследователи определили, что эпигенетические изменения, связанные с токсинами, например, вызванные вдыханием сигаретного дыма, могут передаваться от родителей к ребенку генетически. Дым запускает экспрессию генов, вызывающих рак, или подавляет экспрессию тех, которые защищают от рака. Дети могут наследовать эпигенетические изменения от родителей.

Природа и воспитание: как оба способствуют развитию ребенка

Область поведенческой генетики изучает влияние природы и воспитания на развитие ребенка. В нем говорится, что, хотя генетика оказывает большее влияние на внешний вид человека, чем его семейное окружение, большинство поведенческих черт человека нельзя отнести к конкретным генам или семейным характеристикам. Вместо этого каждая поведенческая черта человека связана с большим количеством генетических вариантов, каждый из которых вносит очень небольшой вклад в выражение черты.

Различия между природой и воспитанием Развитие ребенка

В сложной взаимосвязи между генетической структурой ребенка и полученным опытом можно провести различие между человеческими чертами, с которыми дети рождаются, и теми, которые являются результатом их среды. Различия очевидны в таких действиях, как сон, плач, еда, общение и движение, все из которых имеют четкие компоненты природы и воспитания, как объясняет Firstcry Parenting.

Природа: генетическое и наследственное влияние

Исследование разнояйцевых и однояйцевых близнецов показало, что режим сна младенцев определяется в первую очередь генетикой. Точно так же темперамент ребенка на 60% определяется его генетическими особенностями; общительны они или застенчивы, также в первую очередь определяется генами. Также наследственным фактором в первую очередь контролируются продукты, которые предпочитает ребенок, а также то, ведет ли ребенок активный образ жизни или ведет малоподвижный образ жизни.

Воспитание: влияние окружающей среды

Хотя генетика является ключевым фактором этих и других аспектов развития ребенка, на это развитие также влияет то, что переживает ребенок. Например, дети с плохим сном могут получить пользу от пребывания на солнце в течение дня и от того, что родители установят режим сна, который способствует лучшему сну. Легко ли ребенка успокоить и утешить, когда он плачет, определяется генами, но пеленание, укачивание и другие действия помогают преодолеть эту генетическую предрасположенность.

Биологическая психология природы, бихевиоризм воспитания

Биологическая психология исследует мысли, чувства и поведение с физиологической точки зрения, как описывает Verywell Mind. Эта область изучает, как мозг человека, нервная система, гормоны и другие физические особенности влияют на поведение. Он также изучает механизмы наследования через гены, например, поведенческого сходства однояйцевых близнецов.

И наоборот, бихевиоризм (также называемый поведенческая психология ) рассматривает, как взаимодействие с окружающей средой может обусловливать поведение. Эта область рассматривает только наблюдаемое поведение, полагая, что настроения, познание и эмоции слишком субъективны, чтобы их можно было измерить. Типы обусловливания включают классическое обусловливание, при котором нейтральный раздражитель сочетается с естественным стимулом до тех пор, пока каждый из них не вызовет одинаковую реакцию, и оперантное или инструментальное обусловливание, в котором используются подкрепления и наказания, чтобы вызвать желаемое поведение.

Научные влияния природы, социальные конструкции воспитания

Хотя подходы к развитию ребенка, в которых предпочтение отдается природе, а не воспитанию, могут показаться более основанными на науке, чем на модификации поведения, и природа, и воспитание имеют научные основы, которые сочетаются с контролем окружающей среды. В целом, природа рассматривает влияние таких физических подходов, как нейротрансмиттеры и секвенирование генома, на развитие ребенка, в то время как воспитание фокусируется на таких аспектах, как давление сверстников и социальные влияния.

Изучение взаимоотношений и переживаний, формирующих детей и семьи

Новые открытия в области эпигенетики, поведенческой психологии и смежных областей делают развитие ребенка одной из самых захватывающих областей научных исследований. Такие программы, как онлайн-бакалавр гуманитарных наук в области человеческого развития и семейных исследований Университета Мэривилля, готовят студентов к тому, чтобы помогать отдельным лицам, семьям и сообществам способствовать здоровому развитию детей.

Узнайте больше о том, как Maryville предоставляет учащимся гибкие, доступные и персонализированные учебные курсы, чтобы они могли начать карьеру в служении нуждающимся семьям.

Рекомендуемая литература

Что такое образование в области семейной жизни?

Как стать специалистом по жизни детей

Чем занимаются работники общественного здравоохранения?

Источники

По-отечески, «Что происходит, когда вы говорите детям, что они такие же, как папа»

Первый крик родителей, «Как природа и воспитание влияют на развитие ребенка»

Первые пять лет, «Эпигенетика: Развитие ребенка и гены»

Frontiers in Psychology , «Генетика и обучение: как гены влияют на успеваемость»

Центр развития ребенка Гарвардского университета, «Эпигенетика и развитие ребенка: как детский опыт влияет на их гены»

Hello Motherhood, «Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие»

Национальный центр биотехнологической информации, «Рационализм, эмпиризм и доказательная медицина: призыв к новому галеновому синтезу»

Психология Тода y, «Эпигенетика детской травмы»

Science Daily, «Новые ДНК-часы могут помочь измерить развитие маленьких детей»

Simply Psychology, «Природа против воспитания в психологии»

Today’s Parent , «Имеет ли вообще значение воспитание?»

Verywell Mind, «Вековой спор о природе и воспитании»

Verywell Mind, «История и ключевые концепции поведенческой психологии»

Verywell Mind, «Как гены влияют на развитие ребенка»

Verywell Mind, «Роль биологической точки зрения в психологии»

Богословие личности, природы и личности

Дору Костаче

Для современного православного богословия, независимо от терминов, используемых на протяжении веков, церковная антропология фокусируется на тайне личности. Это равносильно утверждению, что православная антропология с ее ярко выраженным духовным и/или аскетическим измерением ориентирована на человека, а не на природу. Основанный на различии без разделения между человеком и природой, этот фокус показывает определенное предпочтение в представлении сложной реальности. Сфера личности также занимает видное место в православном представлении о Святой Троице и Христе. Таким образом, богословие личности лежит в основе современного православного богословия. Во всех трех случаях традиционным идеям и концепциям в настоящее время придаются персоналистские, экзистенциальные и феноменологические коннотации. Поступая таким образом, богословие личности делает больше, чем просто выполняет работу по концептуальному переводу; он описывает тайны веры с точки зрения, характерной для православного опыта в современном мире. Учитывая недавние волнения по поводу этих событий, необходимо задать вопрос: Цуй боно ? Для чего?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предполагаю, что за богословием личности различимы два вечных фактора церковной традиции. Во-первых, это естественная динамика богословской рефлексии, которая, всегда ведомая Духом к полноте истины, движется асимптотически вверх и вниз по бесконечной спирали таинств веры. Теология личности идеально соответствует этой схеме. Во-вторых, это миссионерский и пастырский императив, который требует, чтобы церковное богословие обращалось к современным проблемам в духе традиции — для жизни мира — а не просто повторяло старые предложения. Богословие личности — отличный способ донести церковную мудрость до современной аудитории. В дальнейшем я сначала остановлюсь на двух императивах, а затем обращусь к церковным bonum (добро) православного богословия личности.

Заявляя о верности святоотеческой терминологии, отрицатели богословия личности отвергают мандат современных богословов донести церковную мудрость до современной аудитории. Поскольку святые древности работали над спасением мира, а не над терминологией, это отрицание выдает тревожный недостаток исторической информации, традиционного ума, миссионерского видения и пастырской чуткости. Теология личности идет по пути традиции, перенимая идеи и термины, относящиеся к нашему собственному культурному контексту, чтобы продвигать церковную весть. Именно таким был подход святых теологов древности, когда они заимствовали из современной им культуры центральные термины личности, а именно: Hypostasis , обозначающий личность в ее онтологическом аспекте, nous , обозначающий рациональные и созерцательные параметры личности, и prosopon , обозначающий личность в ее реляционном измерении. Требуемые приверженностью Церкви Писанию, литургии и молитве, эти классические термины, благодаря последовательным уточнениям, стали указателями нового понимания божественной и человеческой реальности. Более того, они стали строительными блоками богословского видения, способного выразить кульминационный опыт встречи Бога и человека, указывая на апофатические горизонты обожения. Помимо того, что богословие личности говорит на языке нашего времени, оно остается верным церковным предпосылкам святых древности, служа миссионерской и пастырской цели облегчения передачи Евангелия миру, в котором мы живем. По благодати Божией, именно эта способность действовать как в духе традиции, так и контекстуально определяет миссионерский успех современных православных богословов человека, возрождающего апостольское керигма в современном мире. Для этого израненного мира они переводят богато духовное послание нашей богословской антропологии в терминах личности, свободы, ответственности, обращения, преображения и святости, давая новую надежду мириадам людей, особенно в странах, которые веками развивались вне православного содружества. . Отрицая призыв теологии к разработке способов распространения нашей мудрости в терминах, понятных сегодня, отрицатели-фундаменталисты не просто демонстрируют отсутствие исторической, традиционной, миссионерской и пастырской проницательности; они оскорбляют почтенную традицию святых богословов прошлого, во имя которых ведут войну с православным богословием.

Недоброжелатели богословия личности, такие как митрополит Иерофей Влахос Нафпакский, утверждают, что православный дискурс о Святой Троице, Христе и человеке должен излагаться на древнем языке природы или бытия. В прошлом позиции, подобные этим, были связаны с модализмом и монофизитством. Общим знаменателем для этих двух направлений мышления была центральная роль природы. Первая тенденция представляла тринитарных личностей как способы проявления природы Бога, отрицая их уникальность и постоянство. Второе направление настаивало на терминологии только природы (9).0051 physis monon , откуда «монофизитство») по отношению к тайне Христовой, отвергая ипостасное богочеловечество как артикуляцию этой тайны. Истолковывая человека как сводимого к природе — или статус отдельного экземпляра природы — оба направления предвосхитили веками современное представление о том, что природа диктует характер человека. В настоящее время многие пороки, грехи и преступления легко оправдываются во имя природы или генетической предрасположенности, учитывая общее представление о том, что нельзя бороться со своей природой. Именно поэтому взгляды недоброжелателей становятся несостоятельными с строгой православной точки зрения. Если личность сводится к нашему психосоматическому существу, если личность есть эпифеномен человеческой природы, а не реальность иного (но не обособленного) порядка, и если в нас нет иной воли или энергии, кроме природной, — натуралистический моноэнергизм и монофелитизм, подпадающие под те же анафемы, что и их ипостасные коллеги в седьмом веке, — никак нельзя сохранить нашу традиционную аксиологию, этику и духовность. Если человек обусловлен исключительно своей природой, аскетизм становится невозможным, и мы вынуждены есть, выживать и разводить животных. Ведь ни грех, ни святость невозможны, если нет свободы воли на личностном уровне. Порок и преступление больше не виноваты. Добродетель нельзя похвалить. Но природа не создает ни святых, ни грешников. Итак, как могли святоотеческие различия между личностью и природой или личной волей ( boulē ) и инстинкт/природная воля ( thelēma ) или, наконец, свобода и необходимость, отвергнутые во имя Православия?

Если и существует традиционный способ, с помощью которого церковная мудрость может быть надлежащим образом донесена до современной аудитории для жизни мира, то это теология личности с ее различием между личностью и природой, а не нецерковный натурализм недоброжелателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *