Какое может быть общение: Виды общения — урок. Обществознание, 6 класс.

Какое может быть общение: Виды общения — урок. Обществознание, 6 класс.

Специфика общения в Сети – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Одну из основных формирующих современной культуры общения представляет собой общение с помощью Интернет. Преимущественно это –игровое общение, дающее возможность саморепрезентации любому, подключившемуся к сети. Игровое общение, как правило, создает прецедент безысходности, — выход из рамок игры обнаруживает в «реале» искаженное представление о собеседнике, вскрывающее стереотип виртуальной саморепрезентации. Подобная саморепрезентация онтологически присуща психологии человека, и ее случаи неоднократны в истории.

Попытаемся классифицировать виды игрового общения в сети, найти аналогии подобного явления в доинтернетной истории саморепрезентации (в исторических мистификациях), выделить некоторые особенности визуализации транслируемой при таком общении информации.

Наиболее популярным является общение между незнакомыми в «реале» пользователями, представляющимися друг другу в том качестве, в каком диктует их собственная фантазия. Такое общение обычно провоцируется одним из пользователей в попытках самореализации себя, как личности, в пространстве виртуальной реальности. Причина подобной провокации обычно кроется в невозможности репрезентовать себя в «реале».

Характерным примером такого вида саморепрезентации служит творчество поэтессы серебряного века Черубины де Габриак.

Безызвестная, но талантливая поэтесса Елизавета Ивановна Дмитриева нашла своего, выражаясь современным языком, имиджмейкера в лице Максимилиана Волошина. Он придумал ей новый образ, новое поэтическое кредо, потребное в литературной среде того времени, что помогло ей реализовать себя. Марина Цветаева так писала об этом в воспоминаниях «Живое о живом»: «Жила была молодая девушка, скромная школьная учительница Елизавета Ивановна Димитриева, с маленьким физическим дефектом – поскольку помню – хромала <…>. В этой молодой школьной девушке, которая хромала, жил нескромный, нешкольный, жестокий дар, который не только не хромал, а, как Пегас, земли не знал. Максимилиан Волошин дал этому дару землю, то есть поприще, этой безымянной – имя, этой обездоленной – судьбу. <…> Максимилиан Волошин знал людей, то есть знал всю их беспощадность, ту – людскую, и, особенно, мужскую – ничем не оправданную требовательность, ту жесточайшую несправедливость, не ищущую в красавице души, но с умницы непременно требующую красоты, – умные и глупые, старые и молодые, красивые и уроды, но ничего не требующие от женщины кроме красоты. <…> Как же быть? Во-первых и в-главных: дать ей самой перед собой быть, и быть целиком. Освободить ее от этого среднего тела –физического и бытового, – дать другое тело: ее.<…>Какое же у этой души должно быть тело? Кто, какая женщина должна, по существу, писать эти стихи <…>?» И далее идет описание того, как нужно представить себя окружению, представить виртуально, потому что в действительности это не достижимо: «Нерусская, явно. Красавица, явно. Католичка, явно. Богатая, о, несметно богатая, явно (Байрон в женском обличии, но даже без хромоты), то есть внешне счастливая, явно, чтобы в полной бескорыстности и чистоте быть несчастной по-своему».

Итак, был придуман имидж – такой нужно было стать, чтоб реализоваться. Аналогом современного чата, программ ICQ или сайтов, подобных www.stihi.ru, www.proza.ru, www.livejournal.com, да и элементарных персональных страниц, как места репрезентации, в данном случае выступила редакция журнала «Аполлон», в которую стали приходить письма со стихами. Стихи отображали талант и красоту несуществующей женщины – Черубины де Габриак, они писались Дмитриевой под руководством Волошина. Стихи очаровывали и влюбляли в виртуальную красавицу. Как пишет М. Цветаева «И вот началась эпоха Черубины дэ Габриак. Влюбился весь «Аполлон».» Слава Черубины была недолгой, вскоре ее подлинное лицо было раскрыто и о ней постепенно забыли. Но ее талант позволил, пусть на время, репрезентовать себя так, как того хотелось.

Искусство по своей сути предоставляет возможность для подобной виртуальной саморепрезентации. Но как репрезентовать себя тем, кто не обладает талантом Черубины или не находит своего Волошина и не может реализовать себя вне виртуальной среды, каковой являлась редакция журнала? На помощь пришел Интернет, где можно облачать себя в любой образ, анонимно знакомиться при этом, не изощряясь творческими изысканиями, жить другой жизнью.

Еще одним видом игрового общения является общение между пользователями, знакомыми в реале, анонимно инициированное одним из пользователей (так чтобы второй пользователь не догадался, с кем именно общается) с целью донесения какой-либо информации до второго пользователя или вызова на откровенность. Причиной розыгрыша такой мистификации может быть как комплекс неполноценности, так и (при отсутствии комплекса) тривиальное намерение скрыть собственное авторство в целенаправленном общении.

Примером данного вида общения служит история Сирано де Бержерака, влюбленного в свою кузину Роксану, и комплексовавшего из-за длинного носа. Сирано предпочел сделать признание в любви, использовав красавца офицера де Нёвиллета для озвучания собственных стихов, навеянных чувством к возлюбленной.

Нёвилетт выступает здесь в роли транслятора, аналогом которого является интернет-маска, создаваемая современными пользователями для общения с объектом, выбранным в «реале». И снова интернет упрощает задачу саморепрезентации. Если Сирано возвел свое признание в любви до изощренного преподнесения стихов (какой смысл было делать обыкновенное признание через транслятора?), то современному пользователю достаточно лишь придумать образ анонимного транслятора и выйти в сеть под его маской, при чем форма подачи информации, обусловленная как бы личным общением, может быть самой прозаической.

Примером репрезентации такого рода в доинтернетной истории также служит мистификация, связанная с написанием Д. Дидро «Монахини», произведения, которое обычно оценивается, как антиклерикальное. Между тем, история создания этого произведения напрямую отсылает нас к рассматриваемому виду общения в интернете: «Дидро в сорок семь лет разыгрывает необычайную шутку, заставляя маркиза де Круасмара поверить, что некая юная и несчастная монахиня добивается его протекции. В течение нескольких месяцев он пишет растроганному маркизу письма, подписывая их именем этой несуществующей женщины. «Монахиня» — плод мистификации»[1]. Дидро инициировал переписку, обезличив себя под маской монахини. На основе этой переписки родилось художественное произведение, являющееся плодом виртуальной саморепрезентации.

В сети также распространено общение под разными «никами», когда один человек общается в одном и том же чате или на одном и том же форуме под разными псевдонимами, позиционируя себя в различных ролях. Примером такого явления вне сети может служить биография известного французского писателя Ромена Гари. В 1956 году Ромэн Гари получил высшую литературную награду Франции — Гонкуровскую премию — за роман «Корни неба», его фильмы имели огромный успех. Постепенно он понял, что ему надоело быть Роменом Гари, мэтром, которого уважают, но от которого не ждут уже ничего нового, и стал лелеять мечту о другой литературной биографии, о создании, сотворении, рождении другого писателя — молодого, со свежим голосом, не похожим на его собственный. Был «выдуман» новый писатель — Эмиль Ажар, от имени которого писались произведения. В 1975 году — Эмилю Ажару была также присуждена Гонкуровская премия за роман «Жизнь впереди». Гари не стал раскрывать мистификацию и от второй Гонкуровской премии отказался, попросив своего племянника выдать себя за Эмиля Ажара. Из-за потрясения с Гонкуросвкой премией племянник попал в психиатрическую больницу, а сам Гари не сумел выдержать спровоцированного им раздвоения писательской роли, в результате чего покончил жизнь самоубийством. Ромэн Гари застрелился в 1980 году. В статье «Жизнь и смерть Эмиля Ажара», вышедшей после гибели Гари, он писал: «Меня изгнали из моих владений. В созданном мною мираже поселился другой. Материализовавшись, Ажар положил конец моему призрачному существованию в нем. Превратность судьбы: моя же мечта обернулась против меня»[2].

Подобная мистификация была вызвана творческими исканиями писателя, в то время как общение в сети нередко априори провоцирует подобные репрезентации, — ресурсы большинства сайтов доступны только после прохождения регистрации, для которой нужно придумывать «ники» и представлять себя описанием внешности или характера[3].

Наиболее распространенным является общение между пользователями, знакомыми в реале и не скрывающими это знакомство в виртуальном пространстве. Такое общение напоминает обыкновенную переписку или общение по телефону, но в измененной форме. Специфика такого общения заключается в режиме реального времени (в отличие от почтовой переписки), в возможном сопровождении визуальными приложениями в виде файлов, смайлов или интернет-ссылок на обсуждаемую тему (в отличие от общения по телефону), а также в особенностях электронного письма (об этом ниже). Причиной подобного общения может быть как отсутствие объективной возможности «живого» общения, так и нежелание/неумение общаться в реальной жизни.

Аналогией общения такого рода в доинтернетную эпоху является, например, переписка Корнея Чуковского со своей дочерью Лидией Чуковской[4], переписка Макса Фриша и Фридриха Дюрренматта, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, отмеченные противостоянием или психологической коллизией. Примером в данном случае может послужить также любая переписка между людьми, разделенными расстоянием или психологическим барьером.

Таким образом, рассмотрев основные типы общения в интернете и сравнив их с примерами подобного общения в доинтернетную эпоху, можно заметить, что интернет, потакая психологическим интенциям человека, лишь расширил возможность общения, сделал общедоступным даже те его виды, которые раньше были доступны лишь избранным, одаренным творческим талантом людям, не привнося новизны в содержательную часть.

Форма передачи информации в сетевом общении

Интернет, как средство передачи информации, не меняя сущности, содержательной части, меняет форму передачи. Электронное письмо – это прежде всего измененная форма стилистики изложения.

Если набор текста осуществляется в режиме реального времени без редактирования, естественным образом появляются опечатки, связанные с переключением раскладки клавиатуры на разные языки или с непопаданием на нужную клавишу. Такие опечатки нередки и в случае их частого появления, они попадают в разряд узнаваемых, закрепляются в обиходе электронного языка как общепринятые. Наиболее употребляемые среди них:

З.Ы. или ЗЫ. Написание «P. S.» с непереключенной раскладкой клавиатуры; Лытдыбр, транскрибированное lytdybr. Написание слова «дневник» с непереключенной раскладкой клавиатуры[5].

В электронном письме можно также заметить тенденцию к аббревиатурам, транскрибированию и сокращению наиболее употребляемых слов и выражений (в русскоязычном электронном письме происходит адаптация иностранных слов и выражений), приведем наиболее яркие примеры:

E -tailer – розничный торговец в Интернете, произошло от «retailer» — розничный продавец. К ключевому слову добавлена приставка «е». Подобным образом появились слова: e-mail – электронная почта, e-commerce – коммерция в интернете, e-zine – электронный вариант журнала или периодического издания[6]; ИМХО — транскрибированная аббревиатура, акроним, от англ. «in my humble opinion» — по моему скромному мнению;СПАМ – транскрибированная аббревиатура от англ. «spiced ham» — ветчина со специями – сомнительная реклама, рассылаемая по электронной почте.  ЖЖ — аббревиатура перевода англ. «Live Journal» — (живой журнал) дневник; ФАК — транскрибированная аббревиатура от англ. «F. A. Q. — frequently asked questions» — наиболее часто задаваемые вопросы; Трафик – транскрибированное англ. «traffic», транспорт перевозка — объем информации, поступающей по сети; Бла — транскрибированное англ. «blah» — чепуха; Респект — транскрибированное англ. «respect» — уважение;Смайл — транскрибированное от англ. компьютерного «smiley» (smile — улыбаться) — значок, выражающий эмоцию; Субж или Сабж — транскрибированное сокращение от англ. «subject» — тема сообщения; и проч.

Это лишь немногие примеры компьютерного новояза, определенная часть из них уже приобрела официальный статус, остальные употребляются на уровне сленга. Но формирование подобных слов продолжается как в иностранных, так и в русском языке. И для неопытного пользователя тексты с включениями подобных слов могут выглядеть, как тексты на чужом языке.

Таким образом, язык общения очень быстро обновляется, насыщаясь редуцированными, транскрибированными иностранными словами, что приводит к возникновению новой семиотической системы.

Еще одной особенностью электронного письма является визуализация текста. Как писалось выше, электронный текст допускает сопровождение визуальным рядом. Это не только вариации графического изображения текста — в этом нет новизны, поскольку графика текста –явление не новое: поэты и писатели нередко прибегали в эмоциональном усилении своих произведений к подобным графическим вариациям. Например, Аполлинер в сборнике «Калиграммы» располагал строки стихов определенным рисунком, М. Павич расположил свой роман «Хазарский словарь» графически в форме словаря и проч.

Визуализация электронного текста — это прежде всего сопровождение текста гиперссылками. Здесь опять же нужно указать на то, что гиперссылка, по смыслу в тексте не нова, гипертекст — это структура энциклопедии, или же обыкновенная книга с вынесенными ссылками на другие тексты. Гипертекст в художественной литературе — это насыщение текста аллюзиями, пример — Тексты Х. Борхеса, В. Пелевина и проч. В чем же специфика электронного гипертекста ?

«Ссылка в гипертексте — это “материализовавшаяся” коннотация, аллюзия в тексте обычном. Такая, как выражаются структуралисты,синтагматизация парадигматических связейесть не что иное, как живое воплощение провозглашенного Эко вслед за Маклюэном процесса смены “гутенберговой цивилизации” “цивилизацией образа”: аллюзии и намеки огрубляются, визуализируются, вытаскиваются на поверхность»[7].

Главной характерной чертой гипертекста, по определению Теодора Нельсона[8], является отсутствие непрерывности — прыжок: неожиданное перемещение позиции пользователя в тексте[9].

То есть, специфика формы электронного текста заключается в возможности делать включения гиперссылок (и использовать их) в режиме реального времени, а также в общедоступности данного процесса.

Таким образом, электронное общение по своей сути развивает интенции общения в доинтернетную эпоху, как по содержанию, так и по форме. Интернет лишь делает общедоступным те виды общения и саморепрезантации, которые раньше были доступны избранным, способным самим инициировать виртуальную среду, переводя их в более быстрый режим, и формируя новую семиотическую систему.


[1] Милан Кундера. Семьдесят три слова. «Урал», №5, 2001

[2] Материалы сайтов http://knigy.narod.ru/books/plus/Untitled-2.htm, http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/gary/

[3] Примеры www.livejournal.com, www.proza.ru, www.kozanostra.ru

[4] Чуковский К., Чуковская Л. Переписка: 1912–1969. Новое литературное обозрение, 2003. – 592 с.

[5] Слово «лытдыбр» вошло в язык пользователей сайта http://www.livejournal.com/

[6] Подробно об этом на сайте http://www.rusyaz.ru/is/ns/index.html

[7] Михаил Визель. Гипертексты по ту и эту стороны экрана. Опубликовано в журнале: «Иностранная литература» 1999, №10

[8] Теодор Нельсон – математик и философ, ввел в употребление само слово «Гипертекст».

[9] http://magazines.russ.ru/inostran/1999/10/visel.html

Общение на языке данных — секретный ингредиент успешного развития бизнеса

Чтение и общение на языке данных

Дата-грамотность состоит из четырех базовых элементов — чтение данных, работа сданными, анализ данных и общение на языке данных.

Меня часто спрашивают: «Какой из четырех элементов наиболее важен?» На самом деле, конечно же, все. Но отвечать так не совсем честно. Мне кажется, одна из составляющих дата-грамотности все же выделяется на фоне других: это способность читать данные.

Способность читать что бы то ни было дает нам огромные возможности: мы изучаем доступную нам информацию и приходим к собственным выводам, осознавая в результате, что происходит вокруг нас.

В случае с данными способность их читать жизненно необходима — данные повсюду, они окружают нас, и мы должны понимать, о чем они говорят. Кроме того, эта способность дает нам возможность говорить с другими на языке данных: мы не просто понимаем, что именно увидели, но и можем донести это до других.

Для большей ясности рассмотрим пример.

Представьте себе, что вы запланировали совершить замечательную поездку в ближайшем будущем. Вы уже давно стремились побывать в этом месте. В предвкушении вы изучаете, чем можно будет заняться, куда сходить (и где поесть — что может быть лучше еды, правда?). Иными словами, вы вкладываете время и деньги в подготовку к поездке.

Вы решаете не импровизировать, а построить четкую стратегию в отношении ключевых целей: определяете даты отъезда и приезда, отели, в которых будете останавливаться, стоимость и доступность транспортного сообщения (например, сравниваете стоимость проезда на общественном транспорте и аренды машины), курсы валют и т. д.

Такая подготовка помогает вам почувствовать, что все решено и под контролем, и вы с огромным нетерпением ждете начала путешествия.

В назначенный день вы планируете пораньше приехать в аэропорт, чтобы как следует подкрепиться перед долгим перелетом. И вот вы в самолете — с улыбкой на лице, бутербродом в руке и наушниками на голове.

Самолет отрывается от земли, вы закрываете глаза и мечтаете об отпуске — ведь он уже начался. Когда самолет приземляется в аэропорту назначения, вы с нетерпением сбегаете по трапу: вам очень хочется пройти паспортный контроль, забрать багаж и как можно быстрее найти такси, которое повезет вас в город.

Давайте допустим, что все прошло гладко (конечно-конечно…) и вы наконец-то открываете дверь такси. Когда вы садитесь в такси, водитель начинает говорить с вами на своем родном языке — языке страны, куда вы приехали.

Вы начинаете слегка нервничать, потому что понимаете его в лучшем случае через слово, а он не понимает вас вообще. В конце концов вы кое-как объясняете водителю, где находится ваш отель. Всю дорогу до отеля вы мысленно уговариваете себя, что языковые проблемы — пустяки и что все будет хорошо.

Вы приезжаете в отель, вам открывают дверь и провожают к стойке регистрации. Здесь вы вновь обнаруживаете, что сотрудница отеля не слишком хорошо говорит на вашем языке, но на этот раз у вас хотя бы получается договориться, и девушка делает свою работу.

Вы поднимаетесь в номер, предвкушая, как сейчас отправитесь в город. И вот вы, слава богу, на улице. Надписей на вашем языке, конечно же, практически нигде нет (к счастью, есть Google-карты и GPS).

Вы принимаетесь бродить по городу. Вам хочется попробовать блюда здешней кухни, и вы заходите в какие-то ресторанчики, надеясь насладиться чем-нибудь оригинальным… но и здесь никто вас не понимает, а меню только на местном языке.

Вы расстраиваитесь: куда бы вы ни пошли, всюду одно и то же. То, что вы планировали как путешествие мечты, в результате оказывается просто-напросто катастрофой.

Почему так произошло — и какое отношение это имеет к дата-грамотности? Самое прямое!

Когда организация разрабатывает и начинает внедрять стратегию в сфере данных и аналитики, способность сотрудников понять эту стратегию имеет решающее значение. Проблемы с чтением и пониманием данных могут сильно помешать ее воплощению и итоговому успеху.

Это, конечно, не единственная возможная проблема, но она может вызвать массовую неразбериху и расстройство. Очень многие организации и отдельные люди в попытках добиться успеха при работе с данными и дата-аналитикой сталкиваются именно с этой проблемой — отсутствием понимания.

  • Во-первых — и это самое главное — у руководства организации зачастую нет четкого плана по обращению с данными и результатами их анализа.
  • Во-вторых, у сотрудников, как правило, нет единого языка для обсуждения данных и анализа, то есть так называемого свободного владения данными.

Сами посудите: можно ли придумать более запутанные бизнес-термины, чем те, которые связаны с данными и результатами их анализа?

Сплошные аббревиатуры, сплошной птичий язык: ПАЭД, ОАОД, марковские цепи, системы данных, схемы типа «звезда», большие данные, бизнес-аналитика, искусственный интеллект, комбинированные данные, структурированные и неструктурированные данные, статистика, байесова статистика, вероятности и т. д.

И это лишь крошечная часть списка терминов. Ничего удивительного, что люди совсем не рвутся запоминать все эти непонятные слова!

Теперь представьте, что ваша организация запускает замечательную стратегию, погружаясь в мир данных и аналитики с твердым намерением добиться успеха благодаря четкому плану и видению.

Иными словами, самолет совершает посадку.

Руководству организации не терпится воспользоваться всеми возможностями, которые могут предоставить данные. Организация вложила средства в поиск надежных источников данных, в технологии, в обеспечение качества данных и т. д.

Она отправляется в путешествие… и тут руководители обнаруживают, что сотрудники ходят растерянные, с трудом ведут осмысленные разговоры, а зачастую просто смотрят друг на друга пустыми глазами, мечтая лишь о предстоящем обеденном перерыве.

Дата-грамотность и свободное владение данными играют решающую роль в успехе стратегии в сфере данных и аналитики — это, можно сказать, секретный ингредиент.

Только представьте, насколько упростится общение сотрудников, если все они будут разговаривать на языке данных. Свободные потоки данных — фактически залог успеха, это дает коллективу огромные возможности.

Обратите внимание: я не утверждаю, что все должны одинаково хорошо общаться на этом языке. Нет-нет, план вовсе не таков.

Страшно представить, что организация потребует от вас выучить наизусть все термины, которыми пользуются, к примеру, специалисты по статистике. Это все равно что заставить всех сотрудников освоить язык программирования, которым пользуются разработчики. Вряд ли коллектив будет счастлив. (Нет, если вы сами специалист по статистике, вам наверняка было бы приятно, если бы все без исключения говорили на вашем языке… но давайте все-таки попробуем обойтись без этого.)

Итак, единый язык общения в сфере данных необходим, но не нужно требовать от всех одинакового уровня. Главное, чтобы каждый мог уверенно общаться с коллегами.

Одни сотрудники будут лучше владеть языком данных, словарь других будет скромнее, но это требование — свободное владение данными — должно распространяться на весь коллектив организации: во время обсуждения данных никто не должен смотреть на говорящего как баран на новые ворота.

Это не только обеспечит свободный обмен данными, но и поможет совершенствовать первый элемент дата-грамотности — чтение данных. Тогда и руководство, и сотрудники организации увидят, как улучшается ситуация в сфере данных и аналитики.

Чтобы лучше разобраться, как именно дата-грамотность (в целом) и свободное владение данными (в частности) оказывают влияние на успех стратегии, мы рассмотрим следующие темы:

  • чтение данных;
  • определение свободного владения данными и его значение для организации;
  • словарь данных;
  • стратегии совершенствования свободного владения данными.

Наконец, мы на примере познакомимся с процессом анализа и принятия решений, подкрепленных данными, чтобы увидеть, как на самом деле работает общение на языке данных.

Чтение данных

Мы уже исследовали мир чтения данных в главе 3, так что не стоит повторяться. Зато мы можем расширить определение чтения данных с помощью примеров, демонстрирующих, как в реальном мире способность к чтению данных влияет на организации, людей и общество в целом. Мы остановимсяна трех примерах: 1) данные и управление рисками; 2) данные и теннисный турнир US Open; 3) «вкусное» использование данных в компании Coca-Cola.

  • Первый пример переносит нас в мир управлениями рисками (а управление рисками в цифровую эпоху жизненно необходимо для организаций).

Часто ли вы слышите об этических проблемах в сфере данных и аналитики? О защите персональных данных? Наверняка очень часто.

В сфере управления рисками навыки работы с данными необходимы для смягчения возможных последствий при воплощении в жизнь смелых решений, осуществлении инвестиций и т. д. Способность донести нужную информацию до всех сотрудников, особенно если речь идет о компаниях финансовой отрасли, жизненно необходима.

Предлагаю в качестве примера рассмотреть сингапурский United Overseas Bank (UOB). В нашем примере UOB использует данные, чтобы сократить один из своих процессов с 18 часов до нескольких минут. Правда, удивительно? Благодаря новым технологиям банк может проводить анализ в реальном времени.

Но тут же возникает вопрос, который мне задают регулярно: «Не позволят ли чудо-возможности данных и аналитики нам, людям, вконец облениться?» Я бы ответил так: если раньше процесс занимал 18 часов, а теперь — всего лишь несколько минут, то у вас освобождается масса времени для тщательного анализа!

И это только одна из причин, делающих дата-грамотность жизненно необходимой для организации.

  • Теперь давайте рассмотрим пример, как данные могут порадовать спортивных фанатов: теннисный турнир US Open.

Он проводится ежегодно, в нем участвуют сильнейшие теннисисты, и организаторы прилагают все усилия, чтобы болельщикам было как можно интереснее.

Я сам большой фанат спорта, и знаю, что яркий болельщицкий опыт оставляет многолетние воспоминания. Вы бывали на большом спортивном событии? Наверное, да. Наверное, вы, как и я, очень цените атмосферу, приподнятое настроение и чувство единения со своей любимой командой.

А что, если сделать такой опыт еще более ярким и запоминающимся с помощью данных и дата-аналитики? Именно этим решили заняться организаторы US Open, объединившись с IBM с целью повысить привлекательность турнира для болельщиков.

С помощью суперкомпьютера IBM Watson фанаты получают беспрецедентные знания. Теперь искусственный интеллект помогает им узнать больше деталей о матчах и о местах, которые можно посетить в ходе турнира, а также отбирает лучшие моменты игр.

Аналитика не только помогает болельщикам, но и способствует успешным выступлениям спортсменов. Кто-то может сказать, что это лишает игру чистоты, но задумайтесь: например, анализ данных может показать теннисистам, сколько усилий они приложили во время матчей.

Разве это не замечательно? Теннисисты пользуются данными, чтобы лучше понимать, как они играют. И теннис — это не единственный вид спорта, где данные и дата-аналитика работают на благо спортсменов.

Итак, тренеры и спортсмены благодаря данным отчетливее понимают, как правильнее играть и тренироваться, а болельщики получают дополнительную информацию, с которой становится интереснее следить за турниром.

  • Но у нас остался еще один пример: моя любимая компания по производству газировки — Coca-Cola (любители Pepsi, пожалуйста, простите).

Как чтение данных может помочь Coca-Cola? Хочу заметить, что в примере, который мы будем разбирать, нет ничего уникального: другие организации также могут воспользоваться сходными техниками. Но для начала давайте разберем ряд конкретных случаев успешного обращения с данными в Coca-Cola.

  1. Случай 1: запуск Cherry Sprite стал прямым результатом сбора данных. Потребители заказывали газированный напиток и дополняли его вкусоароматическими добавками. Собрав нужные данные, компания решила запустить напиток с новым вкусом.
  2. Случай 2: для поддержания диалога с потребителями используются ИИ-боты. В данном случае бот с искусственным интеллектом был встроен в торговый автомат Coca-Cola и помогал покупателю смешать напиток в соответствии с его личными предпочтениями. Прекрасный способ понять потребителя и узнать потенциально привлекательные рецепты!
  3. Случай 3: Coca-Cola посредством социальных сетей узнает, каким образом ее продукция представлена потребителям через различные каналы. Используя неструктурированные данные соцсетей, руководство Coca-Cola понимает, как ее многочисленные потребители относятся к существующим продуктам компании, что и почему они покупают, как и с кем делятся соответствующей информацией.

При помощи этих способов использования данных (и не только этих, но и множества других) и без того успешная компания сохраняет лидирующее положение на рынке.

Итак, мы рассмотрели три варианта использования данных: управление рисками в банке UOB, работа организаторов US Open по совершенствованию болельщицкого опыта, взаимодействие с потребителями компании Coca-Cola.

Эти примеры из реального мира позволяют понять, как организации выигрывают от непосредственного чтения данных. Есть и другие примеры чтения данных, нередко встречающиеся в различных организациях:

  • отслеживание тенденций и закономерностей маркетинговых кампаний с целью понять, как работают маркетинговые стратегии компании в различных условиях;
  • понимание демографических условий и тенденций, что позволяет изучать потребительскую базу компании;
  • понимание различных рыночных трендов, благодаря чему организация разрабатывает новые продукты, запускает их в нужное время и анализирует, насколько успешным был запуск.

В целом можно сказать, что чтение данных помогает успеху инициатив организации в области дата-грамотности. Если коллектив уверенно чувствует себя при обращении с данными, компания способна гораздо быстрее достичь успеха в этой сфере.

Свободное владение данными

Начиная изучение свободного владения данными, давайте мысленно перенесемся в раннее детство — когда мы только учились говорить и читать: принципы и идеи раннего развития речи помогут нам осознать, что значит говорить на определенном языке.

Это возвращает нас к примеру с путешествием мечты, которое вы планировали. Помните, что в итоге получилось? Увы, все пошло не так, и ваша поездка оказалась основательно подпорчена незнанием местного языка.

С организациями такое происходит постоянно. У руководства есть прекрасные идеи по поводу данных и аналитики, они мечтают, каких высот достигнет организация благодаря работе с данными… но все это разбивается о стену непонимания: сотрудники не знают, что делать с данными.

К счастью, есть замечательный способ убрать эту стену, и он очень прост. Это — свободное владение данными.

Свободное владение данными, согласно определению, которое мы с вами будем использовать, — это способность говорить на языке данных и понимать его. Иными словами, это общение с помощью данных и о данных.

Иногда этим термином подменяют термин дата-грамотность в целом, но я против. В этой книге мы определяем дата-грамотность как способность читать данные, работать с ними, анализировать их и общаться на языке данных.

Вы, наверное, заметили, что свободное владение данными соответствует последнему элементу определения дата-грамотности — способностиобщаться на языке данных. Но для того, чтобы лучше разобраться в свободном владении данными, нам нужно связать эту способность со всеми четырьмя составляющими дата-грамотности.

Через эту призму мы, во-первых, увидим, как свободное владение данными может стать для организации эффективным способом овладения дата-грамотностью, а во-вторых, узнаем, какое место оно занимает в общей стратегии.

Во-первых, давайте посмотрим, что значит говорить на языке данных и понимать его: это и имеется в виду под «свободным владением данными».

Представьте себе: вы пытаетесь что-то объяснить собеседнику, а он смотрит на вас, как будто вы разговариваете с ним по-марсиански. Было такое?

Отвлечемся от данных и дата-аналитики, вспомним любой бытовой разговор: случается с вами, что через минуту-полторы взгляд собеседника становится отсутствующим? Наверняка.

Почему так происходит? Как добиться, чтобы ваши слова гарантированно достигли ушей слушателя?

Это и есть ключевой момент в мире свободного владения данными. В сфере данных у организации должны быть общепринятые практики и общепонятный язык. Когда организация разрабатывает такой язык, свободное общение на нем облегчает принятие решений. Почему? Потому что люди лучше начинают понимать, что именно им говорят.

Раньше в организациях любые обсуждения только замедляли работу и мешали добиваться результатов (а кое-где это происходит и сегодня). В большинстве случаев это объяснялось просто: сотрудники не понимали, что до них пытаются донести.

А свободное владение данными подразумевает, что сотрудники свободно общаются на понятном каждому из них языке данных, — и, следовательно, обсуждения повышают эффективность работы и помогают принимать и выполнять более взвешенные решения.

Чтобы понять, как это работает, давайте рассмотрим простой пример.

  • Представьте себе, что специалист по обработке данных провел анализ и получил убедительный результат. Свободно владея данными, коллектив организации понимает, что именно было проделано, и может применить на практике идеи и решения, полученные в результате этого анализа.
  • Другой пример: допустим, аналитик осуществил некий проект и представляет его руководству, рассчитывая на поддержку. Команда топ-менеджеров, владеющих языком данных, легко и быстро вникает в суть проекта (думаю, это общая мечта — чтобы руководители понимали наши запросы и поддерживали наши проекты).
  • Наконец, представьте себе, что в организации существует свободный обмен информацией, поскольку весь коллектив говорит на одном языке данных и аналитики. В этом случае все проекты и стратегии, все результаты анализа без труда принимаются и применяются всеми. Это жизненно важный элемент для успеха организации в сфере данных и их анализа.

Итак, способность сотрудников и руководителей организации свободно общаться на языке данных — это не просто приятный бонус, а насущная необходимость. Рис. 5.1 поможет раскрыть суть свободного владения данными.

Как мы видим, существует свободный поток информации. Все — специалисты по обработке данных, аналитики, ответственные за принятие решений, руководство и, наконец, все рядовые сотрудники — могут свободно обмениваться информацией, и это обеспечивает успех стратегии организации. Ничто не должно препятствовать этому успеху, и вы его добьетесь — просто положитесь на способность говорить на одном и том же языке.

Словарь данных

При внедрении общего языка данных большим подспорьем оказывается словарь. Приведу одно из определений.

Словари данных используются для предоставления подробной информации о содержимом набора данных или базы данных (например, имена измеряемых переменных, типы или форматы данных, а также текстовые описания). Словарь данных служит исчерпывающим руководством к пониманию и использованию данных.

Это определение — вернее, описание назначения — очень хорошо объясняет, что такое словарь данных и для чего он нужен. Позвольте рассказать вам случай из моей собственной практики: герой моего примера не использовал словарь данных и не практиковал свободное владение данными.

Я руководил большой группой бизнес-аналитиков в компании, предоставляющей финансовые услуги. Наша команда строила специальные сводки для пользователей, составляли словарь данных и обеспечивали систему постоянного хранения данных (SSoR). Обратите особое внимание на последний пункт — SSoR, в этом примере он важнее всего. При построении сводок мы использовали множество разнообразных показателей.

Однажды мне написала (или позвонила, точно не помню) помощница президента одной американской группы защиты потребителей. Она спросила меня о каком-то показателе — ей хотелось разобраться, почему наше значение не совпадает с тем, которое получили ее сотрудники. Иными словами, наименование показателя было таким же, но цифры — совершенно другими, их взяли где-то в другом месте.

Возможно, сотрудники у кого-то спросили в надежде на быстрый ответ — или, может быть, рассчитали величину сами, если кое-что смыслили в программировании. Вроде бы ничего плохого, да? Но проблема в том, что они пользовались не нашим собственным, а каким-то иным определением показателя, поэтому рассчитали его неправильно.

Хуже всего, что эти некорректные цифры уже пошли «в народ», то есть стали достоянием общественности. И теперь нам нужно было придумать, как справиться с последствиями этой проблемы.

Почему я связываю эту проблему со свободным владением данными?

  • Во-первых, тот, кто работал с показателем, не сверился с нашим словарем данных, чтобы уточнить определение. И это помешало получить правильный результат: специалист воспользовался не теми данными, которых требовало верное определение.
  • Во-вторых, он не смог донести до других, как значение этого показателя может повлиять на остальные показатели, да и сам этого не понял, поскольку подсчитал неверно.

Итак, словарь данных служит для людей и организаций основой для получения нужных данных. Хочется верить, что в будущем организации все реже будут сталкиваться с проблемами, как в примере выше. Использование словаря данных для снижения риска или обеспечения прозрачности данных способствует внедрению и распространению общего для всех языка.

Стратегия чтения данных и свободного владения данными

Теперь, когда мы разобрались, что такое чтение данных и свободное владение данными, возникает вопрос: а как всего этого добиться? Какая стратегия поможет коллективу научиться лучше читать данные и общаться на языке данных?

Здесь, как и в других аспектах информационно-аналитической стратегии, ответ кроется в простоте. Чтобы стратегия в сфере данных и аналитики была успешной и оправдывала инвестиции, ее необходимо привязать к целям и задачам организации.

К несчастью, это редкость: обычно в организациях информационно-аналитическая стратегия существует отдельно от бизнес-стратегии. Не попадайтесь в эту ловушку! Обеспечьте их прочную связь, чтобы информационно-аналитическая стратегия была инструментом успеха бизнес-стратегии.

Одним из аспектов стратегии в сфере данных должна стать стратегия дата-грамотности, непосредственно связанная, помимо прочего, с чтением данных и свободным владением данными.

В этой области должны существовать общие направления и стандарты обучения сотрудников, но не стоит стричь всех под одну гребенку. Чтобы сотрудники успешно овладели дата-грамотностью, нужно оценить, что они уже умеют и с чем им комфортно работать.

Только после этого руководство организации сможет определить, какие шаги предпринять и какие методы обучения использовать. Исходя из индивидуальных показателей каждого сотрудника, можно подобрать для него самый действенный способ совершенствования в чтении данных. А затем перейти к обучению более эффективному использованию языка данных. При таком подходе организация сможет избежать множества проблем.

Пример из жизни организации

Нам будет проще понять, как распространяются потоки данных в организации, если мы рассмотрим влияние общего языка данных на итоговый успех, но в конкретном контексте. Для примера давайте возьмем организацию, которая хочет изучить условия рынка для запуска нового продукта.

В первую очередь предлагаю рассмотреть высокоуровневый поток: от идеи продукта до его запуска.

Итак, руководство организации решает запустить новый продукт. Как топ-менеджеры пришли к этой идее? При помощи опросов, сбора рыночных данных и изучения конкурентов они определили, что у них достаточно данных для понимания рынка, и установили, что новый продукт действительно необходим.

Команде сотрудников было поручено проанализировать все данные и найти ключевые показатели и тенденции, что позволило топ-менеджерам принять взвешенное решение, подкрепленное данными.

Это первый шаг в свободном владении данными (или в общении на языке данных). Это, возможно, не слишком очевидно, но в рабочих процессах организации всегда можно найти массу подобных примеров.

Первое, что должна была сделать команда, — при помощи чтения данных изучить рынок и понять, какой тип продукта может заполнить области неудовлетворенного спроса. Проведя анализ и прочитав данные, команда обнаружила множество таких областей — в различных регионах, в отрасли в целом.

Способность читать данные позволила специалистам правильно истолковать картину рынка. А затем они сумели эффективно представить данные руководству компании. Понятно, что все это было бы невозможно без свободного владения данными.

Если бы команды аналитиков и/или топ-менеджеров не смогли ни успешно поделиться собственными идеями, ни понять чужие идеи, удалось бы в итоге принять общее взвешенное решение?

Очевидно, что поток данных должен быть правильно прочитан, правильно передан и правильно воспринят — на общем для всех языке.

После того как топ-менеджеры одобрили новый продукт, они должны были донести свои предложения до команд, ответственных за его запуск. Это тоже данные? Конечно же!

Необходимо помнить, что данные — это не только цифры, это вся информация, которой обмениваются команды и отдельные сотрудники.

Команда аналитиков и команда топ-менеджеров должны передавать нужную информацию командам, создающим продукт. А эти специалисты, в свою очередь, должны быть способны понять информацию — и не только понять, но и донести ее до других подразделений организации, отвечающих за разные этапы запуска продукта.

Надеюсь, вы начинаете понимать, что свободный поток данных и информации — это немалая часть бизнес-целей и задач? Даже на небольшом гипотетическом примере прекрасно видно, как способность читать данные и общаться на языке помогает организации в достижении ее целей.

Аспекты применения чтения данных могут быть самыми разнообразными.

Представьте себе компанию по производству автомобилей, которая хочет запустить новую модель. Способность читать данные и, следовательно, анализировать рынок чрезвычайно важна при решении, каким быть новому автомобилю и когда лучше начать его производство.

Вспомните все современные стриминговые сервисы — Netflix, Hulu и другие. Очень многое в работе таких сервисов — запуск новых проектов, построение моделей зрительских предпочтений и т. д — зависит от способности правильно читать данные и обмениваться ими.

Обратите внимание, как работают больницы и система здравоохранения в целом, особенно в моменты кризисов. Способность руководства медицинского учреждения планировать использование коечного фонда, занятость операционных и т. д. напрямую связана с чтением и пониманием поступающих данных, а также с эффективной коммуникацией между отдельными людьми и властями городов, регионов и страны (иногда — ряда стран).

Наконец, задумайтесь о том, как власти реагируют на различные масштабные события: природные катастрофы, экономические кризисы, пандемии и т. д. Способность правильно читать данные и эффективно делиться ими гражданами имеет жизненно важное значение. Кроме того, это можно назвать сутью дата-грамотности для граждан, поскольку нам необходимо уметь общаться на языке данных, чтобы понимать и поддерживать инициативы властей.


Итак, у дата-грамотности есть четыре составляющие: способность читать данные, работать с ними, анализировать их и общаться на языке данных. Все начинается со способности читать и понимать данные: ведь невозможно работать с данными, анализировать их и, наконец, общаться на языке данных, если вы попросту не можете их прочитать. В этой главе мы рассмотрели некоторые важные аспекты мира чтения данных и общения на их языке. Из следующих глав вы узнаете, как чтение и общение на языке данных становится все более важной частью мира дата-грамотности.

Фото на обложке: Akhere Unuabona / Unsplash

Получите максимальную отдачу от этих 4 средств связи

За два часа работы в офисе вам, возможно, придется представить последнюю стратегическую колоду своему начальнику, дать конструктивный отзыв непосредственному подчиненному и пригласить коллегу. для мозгового штурма за кофе. По мере того, как меняется ситуация на каждом рабочем месте, меняются и ваши средства коммуникации.

Это не просто вербальные и невербальные методы общения или устные и визуальные методы общения. Мы также должны принимать во внимание инструменты и технологии, которые мы используем, и то, как мы их используем. В конце концов, они могут изменить и повлиять на то, как коллеги интерпретируют ваше сообщение. Вот как эффективно использовать следующие средства коммуникации, чтобы избежать путаницы или конфликта.

1. Когда общение лицом к лицу является лучшим средством общения

Общение лицом к лицу часто является эффективной стратегией разрешения конфликтов на работе и ведения трудных разговоров. В конце концов, если вы потратите время на то, чтобы поговорить с кем-то лично, это может показать целостность, честность и подлинность. Если вы обеспокоены тем, что один из членов вашей команды испытывает затруднения, есть большая разница между отправкой записки и разговором.

«Планировать беседу по электронной почте — это нормально, но важно помнить, что электронная почта — это не совместное интерактивное общение», — говорит предприниматель и архитектурный дизайнер Эд Конни , участник Forbes . «Просто дайте им знать, что вы хотите обсудить, и сохраните подробный разговор до встречи».

С глазу на глаз нужно вести не только тяжелые разговоры. Обсуждая, как оптимизировать работу коллеги, Дэвид Рок , Джей Диксит и Барбара Стил , все из Института нейролидерства, описывают три стратегии улучшения результатов:

  1. Минимизация социальной угрозы , создав культуру рабочего места, в которой люди чувствуют себя в психологической безопасности, чтобы откровенное общение было частым и желанным.
  2. Сосредоточьтесь на постоянном росте , не зацикливаясь на предполагаемых неудачах или слабостях. Помогите членам вашей команды чувствовать, что их видят и слышат, и ставьте значимые цели.
  3. Способствуйте пониманию , задавая вопросы, а не давая ответы. Вы можете активно слушать и направлять беседу так, чтобы ваши коллеги могли помочь себе сами.

2. Когда видеочат помогает коллегам общаться на виртуальных рабочих местах

Конечно, личные встречи часто являются сложным средством общения для распределенных команд. В таких случаях лучше всего подойдет видеочат.

Профессора Барбара З. Ларсон и Эрин Э. Макариус изучают влияние технологий на работников и организации. В статье для Harvard Business Review они рассказывают о разговоре с директором по персоналу крупной фирмы по производству потребительских товаров: «Десять лет назад мы регулярно ездили между зданиями, чтобы встретиться друг с другом, но сегодня мы почти никогда этого не делаем. ; встречи проводятся посредством видеоконференций, а все остальное обрабатывается по электронной почте и через мгновенные сообщения».

Переход на видеовызов может значительно сэкономить время для любой большой команды. Это также может сократить разрыв между вами и вашими коллегами, которые работают удаленно. Когда Адриенн Джонс , директору глобальных кампаний по поиску потенциальных клиентов в Okta, нужно связаться с удаленными сотрудниками, такими как Реми Чемпион , менеджер ее кампании, она использует Zoom. Даже просто подняв трубку, вы сможете установить человеческую связь с кем-то, кто работает вне офиса.

3. Когда совещания наиболее эффективны

В большинстве организаций собрания являются распространенным средством общения, которое часто получает неоднозначные отзывы. Ключ к эффективному проведению совещаний — планировать их только тогда, когда вам нужно пообщаться с несколькими членами команды одновременно.

Имейте в виду, что презентации — это не то же самое, что встречи. Если вы хотите разглашать информацию одним способом через презентацию, просто создайте ее и отправьте своей команде.

В Harvard Business Review 9Статья 0014, Элизабет Грейс Сондерс разработала простое дерево решений, чтобы обдумать его в следующий раз, когда вы захотите назначить встречу. Перед бронированием спросите себя:

  • Продумал ли я эту ситуацию?
  • Нужен ли мне внешний вклад, чтобы добиться прогресса?
  • Требуется ли для продвижения вперед разговор в реальном времени?
  • Это требует личной встречи?

Если вы ответили «да» на все четыре вопроса, пришло время призвать вашу команду к порядку и поговорить. Но если какой-либо из них заставляет вас дважды подумать, возможно, есть способ решить проблему самостоятельно или запросить мнение некоторых из ваших коллег.

Встречи наиболее полезны, если они обеспечивают продуктивное, непредвзятое пространство для открытого разговора, взаимопонимания и активного решения проблем. Пол Акстелл , отмеченный наградами автор и корпоративный тренер, объясняет, как вы можете способствовать проведению отличных встреч, давая разрешение и создавая безопасность для членов вашей команды, чтобы они могли выражать свое мнение, и следя за тем, чтобы все были услышаны.

«В процессе более откровенных, взаимоуважительных бесед ваша команда станет более сплоченной и сможет более эффективно работать вместе», — говорит он. «Они могут даже начать с нетерпением ждать ваших встреч из-за замечательных разговоров, которые создают разрешение и безопасность».

4. Когда создавать правила участия в обмене мгновенными сообщениями

В наши дни офисные онлайн-инструменты для общения и совместной работы стали обычным явлением. По мере роста распределенной рабочей силы и все большего числа людей, предпочитающих удаленную работу, платформы обмена мгновенными сообщениями позволяют удаленным коллегам оставаться на связи в режиме реального времени и помогают удаленным членам команды чувствовать себя вовлеченными.

Хотя вы можете полагаться на эти инструменты, чтобы поддерживать связь с коллегами по всему миру, вы, вероятно, также используете их для связи с людьми в другом конце комнаты. «Мы обнаружили, что люди склонны значительно недооценивать долю виртуальной работы в основном потому, что считают, что виртуальная работа происходит за пределами офиса», — пишут Ларсон и Макариус.

Более того, Ларсон и Макариус хотят, чтобы люди понимали, что разговоры с использованием офисных средств связи и приложений для обмена мгновенными сообщениями требуют уникального набора навыков межличностного общения. Они называют это «виртуальным интеллектом» и определяют два ценных способа его повышения.

  1. Вербальные и невербальные сигналы, на которые мы полагаемся, когда обычно общаемся, больше не существуют в виртуальной сфере, поэтому жизненно важно установить четкие «правила взаимодействия» в отношении того, для чего конкретно предназначены ваши различные технологии и каналы, когда лучше всего прикасаться базу и лучшие способы обмена информацией.
  2. Укрепление доверия является ключом, не только своевременно отвечая членам вашей команды и проактивно выполняя свои задачи, но также лично проверяя, проявляя энтузиазм и позволяя своему собственному голосу сиять в вашей виртуальной переписке.

Тщательно изучите наиболее продуктивные средства связи

Имея в своем распоряжении различные средства связи, может быть трудно понять, какой из них лучше всего подходит для связи с вашими товарищами по команде. Вот почему важно уделить время тому, чтобы узнать, как ваша команда и ваша организация предпочитают общаться в разных контекстах и ​​какие инструменты лучше всего подходят для донесения вашего сообщения.

Неважно, менеджер вы или сотрудник. В конце концов, вся ваша работа зависит от готовности вашей команды говорить и слушать друг друга.

Альтернативные методы связи: обзор

Узнать об этой странице на испанском языке

Способность сообщать о своих потребностях и желаниях — одно из самых основных занятий в жизни. Коммуникация включает в себя обмен информацией между отправителем и получателем. Это улица с двусторонним движением: отправитель и получатель необходимы для общения. Чтобы коммуникация была эффективной, отправитель и получатель должны понимать передаваемое сообщение и метод, используемый для связи.

Все дети общаются, но некоторые дети со слепотой или слабым зрением и дополнительными нарушениями могут не использовать устную или письменную речь. Тем не менее, это не единственные способы донести сообщение — это знает каждый, кто когда-либо слышал детский плач! Существует множество методов и систем общения, которые могут подойти вашему ребенку с нарушениями зрения и множественными нарушениями. Они варьируются от жестов до ручных знаков, до систем, использующих объекты, изображения или символы, до технологических устройств или до комбинаций всех этих методов.

Ниже приведены некоторые термины, которые вы можете услышать в отношении методов общения вашего ребенка:

  • Выразительное общение относится к тому, как кто-то передает мысли. К методам выразительного общения относятся говорение, жесты, жестикулирование, указывание или плач.
  • Приемлемая коммуникация относится к тому, как кто-то интерпретирует или понимает сообщение отправителя. Слушание и чтение являются примерами рецептивного общения.
  • Досимволическая или несимволическая коммуникация относится к коммуникации, в которой не используются такие символы, как слова или знаки. Таким образом, этот вид общения не имеет общего значения для других. Младенцы используют досимволическую коммуникацию, когда они плачут, смеются, тянутся или указывают пальцем, как способ передачи своих мыслей, и получатель должен угадывать смысл их сообщений.
  • Символическая связь относится к связи, включающей обмен сообщениями между отправителем и получателем. Примеры символической коммуникации включают речь, язык жестов, письмо (печатным шрифтом или шрифтом Брайля), системы графической коммуникации и системы тактильной коммуникации.
  • Дополняющая и альтернативная коммуникация (AAC; также называется усиливающей коммуникацией) относится к использованию альтернативного метода, помогающего ребенку общаться. Существует широкий спектр систем и устройств AAC, которые используются детьми с нарушениями зрения и дополнительными ограничениями. Они могут осуществляться без посторонней помощи, например, с использованием жестов или языка жестов, или с помощью системы символов или устройства, например, воспроизводящего записанное сообщение, когда ребенок нажимает на переключатель.
  • Язык жестов относится к знакам, сделанным одной или двумя руками, которые имеют определенное значение и могут представлять слова или идеи. Чаще всего используется американский язык жестов, но есть и другие системы. Знаки можно распознавать визуально или тактильно, делая знаки рукой получателя.
  • Системы символов могут использовать изображения, объекты или другие тактильные символы в качестве метода коммуникации. Каждый символ имеет значение. Например, чашка (картинка или реальная чашка) может означать «Я хочу что-нибудь выпить». Кусок цепи или изображение качелей можно использовать для обозначения «иди в парк». Ваш ребенок может указать на символ на доске или в книге или передать символ кому-то, чтобы выразить то, что он хочет.
  • Коммуникационные доски или книги представляют собой два типа систем символов. Символы могут отображаться на доске, чтобы ваш ребенок мог указать на них, или они могут быть размещены на страницах книги

Знание различных альтернативных методов общения может помочь вам лучше понять, как помочь вашему ребенку общаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *