Какие ценности бывают в семье: Семейные традиции — что это такое, какие бывают, примеры, виды, значение, определение, список

Какие ценности бывают в семье: Семейные традиции — что это такое, какие бывают, примеры, виды, значение, определение, список

Содержание

Семейные традиции — что это такое, какие бывают, примеры, виды, значение, определение, список

Мы часто не задумываемся, что превращает нас из группы совместно живущих людей в настоящую ячейку общества. А здесь не последнюю роль играют сложившиеся с годами обычаи. В нашей статье мы поговорим о том, какие есть семейные традиции, каково их значение, а также приведем примеры привычек, которые бывают в семьях разных стран и составим свой список.

Семейные традиции: что это такое

Чтобы дать определение тому, что такое семейная традиция, определимся сначала с тем, что это значит – «семья». Согласно Большому Энциклопедическому Словарю – это «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». А значит, в полноценной ячейке общества родственники не только живут под одной крышей, но и любят друг друга, заботятся о каждом своем члене, вместе проводят время. Если какое-то занятие или действие повторяется неоднократно, переходит от одного поколения к другому, то оно становится обычаем данного рода.

Семейные обычаи – это не обязательно что-то грандиозное и масштабное. Даже скромные еженедельные ритуалы, которые заведены в том или ином союзе, можно считать традицией. Например, уборка по субботам, совместный завтрак в воскресенье утром или просмотр вместе с детьми мультфильмов по пятницам.

Более того, привычка желать друг другу доброго утра, целоваться при встрече или прощании, звонок о том, что ты благополучно добрался до места назначения, можно также отнести к нормам, принятым в данной ячейке общества.

Виды семейных традиций

Перечень того, что можно отнести к семейным традициям, может быть бесконечным. Однако, их условно можно разделить на общие, которые присущи многим людям в разных вариациях, и совершенно уникальные, специфические ритуалы.

К первой группе относятся такие действия как:

Совместные празднования

В большинстве домов в России на День рождения, Новый год, Пасху собирается за богато накрытым столом большой круг родственников и близких друзей, чтобы поздравить именинника или проводить уходящий год.

В эти дни принято преподносить подарки и памятные сувениры, писать поздравления, петь песни и танцевать, произносить тосты с последующим принятием спиртных напитков, что конечно не идет на пользу нации.

Совместная встреча важных событий в жизни

На свадьбу, новоселье, получение диплома, рождение ребенка также приглашают в гости всех своих родных и близких, чтобы поделиться с ними своей радостью. И конечно, такое печальное событие, как уход одного из домочадцев из жизни, тоже собирает всех родных, чтобы всеми вместе проводить человека в последний путь и поддержать друг друга в свалившемся горе.

Семейный совет

Очень у многих принято ежедневно или хотя бы раз в неделю обсуждать в узком кругу, как прошел день, какие события случились, делиться своими мыслями по этому поводу, давать советы или просто от души сопереживать. Здесь же обсуждаются планы на выходные и ближайшее будущее. Такое близкое откровенное общение очень сплачивает, позволяет всем членам фамилии почувствовать свою важность и значимость для остальных.

Совместные путешествия

Если позволяют обстоятельства, многие проводят отпуск все вместе, по возможности отправляясь на море или в другой город. А есть те, которые предпочитают ежегодные выезды на дачу летом, где отдых на природе сочетается с трудовыми обязанностями. Любая такая поездка приносит много позитива каждому её участнику, что укрепляет отношения домочадцев.

Фотографии на память

Приятные события хочется запечатлеть на фотокарточках, чтобы при желании в любой момент вернуться к памятному дню. Модные сейчас фотосессии могут стать хорошей традицией, особенно в семьях, где есть дети. Ведь каждый возраст малыша имеет свои прелести, а время летит так быстро, что опомниться не успеешь. К тому же к такому событию обычно идут долгие совместные приготовления, а саму съемку ребенок воспримет как приключение.

Совместное посещение разных мероприятий

Кино, театр, выставки, музеи, фестивали – это все очень интересно и познавательно. Если в доме все настроены на развитие своей личности, то домочадцам никогда не будет скучно друг с другом. Так что совместные посещения культурных или развлекательных мероприятий – это очень хороший и полезный обычай.

Список того, какие еще есть общие семейные традиции, может быть очень длинным. Ведь сюда же можно отнести и самые мелкие ежедневные привычки, здесь же и все религиозные обряды, национальные особенности связанные, например, с бракосочетанием или посвящением в религию. Россия страна многонациональная, и у каждого народа свои собственные исторические обычаи.

К специфическим же обычаям можно отнести те особенности, которые присущи только вашей ячейке общества. Например, вы любите на завтрак есть исключительно овсянку, или не ложитесь спать в пятницу до рассвета.

Кроме того, есть те действия, которые сложились сами по себе, а есть специально введенные. В любом случае, это именно то, что повторяется в одном доме с какой-то периодичностью.

Роль семейных традиций: что значит их соблюдение

Если выделить основные положительные тезисы, то они, пожалуй, будут звучать так:

  • Традиции дают ощущение стабильности, незыблемости брака для супругов.
  • Воспитывают уважение к старшим.
  • Прививают тягу к труду и порядку.
  • Сплачивают и объединяют родных.
  • Позволяют почувствовать себя неотъемлемой частью чего-то большого, крепкого, того, что мы называем ячейкой общества.

Что такое семейные традиции для детей

Особенно важно соблюдение заведенных обычаев для малышей, ведь это дает ощущение стабильности, а значит и безопасности. Ребята любят, когда что-то повторяется много раз, это полезно для их психики, делает ребенка спокойным и уравновешенным. Именно поэтому врачи так настоятельно рекомендуют соблюдать режим дня.

Особенно полезными для детей станут следующие традиции:

Чтение сказки на ночь и пение колыбельных малышам

Вечернее чтение не только развивает фантазию ребенка, но и настраивает его на спокойный лад, уместный перед сном, а голос матери всегда успокаивает и убаюкивает.

Совместные игры

В век компьютеров, телевизоров и бесконечного числа развлечений, занять ребенка очень просто. Однако самыми теплыми воспоминаниями из детства будут именно те, когда малыш играл вместе с родителями. Это могут быть настольные игры или активный отдых на природе, главное, чтобы в игре принимали участие все близкие.

Обязанности по дому

Хорошо, когда у каждого члена, даже самого маленького, есть какие-то обязанности по дому. Это не обязательно должна быть фиксированная трудовая повинность. Занятия можно менять и каждый раз предлагать новое задание. Предложите ребёнку во время одной уборки протереть пыль, а в следующий раз поработать пылесосом. А с таким поручением, как полить цветы, с удовольствием справляются даже малыши.

Семейные приемы пищи

Завтракать вместе хотя бы на выходных,если не получается в течение рабочей недели. В это время можно заодно поделиться тем, как прошла неделя, а также спланировать совместный отдых в ближайшие два дня.

Поцелуи и объятья

Психологи утверждают, что чтобы чувствовать себя счастливым нужно минимум восемь объятий в день. А детям требуется еще больше. Так что обнимайте малышей по любому поводу. А уж поцелуй на ночь станет прекрасным завершением дня и для ребенка, и для родителей.

Подготовка к Новому году

Для многих взрослых одними из самых волшебных моментов детства являются новогодние праздники. Можно создать сказку вместе с ребенком, вместе украшать елку под тематические песенки, делать сувениры в подарок родным, писать письма Деду Морозу. Ведь малыш умеет то, чего многие взрослые разучились делать – верить в чудеса.

Все эти и многие другие традиции позволят детям сформировать правильное отношение к браку, как к одному из основных элементов своей жизни. Уже будучи взрослыми, они понесут в свою молодую ячейку общества именно те устои и принципы, которые усвоили из детства.

Описание семейных традиций разных стран

Конечно, в каждом обществе существуют свои, исторически сложившиеся обычаи. Расскажем более подробно о том, что принято в других государствах.

В России

С древних пор в России традиции чтили и оберегали, они были важной частью жизни как простого населения, так и дворян.

Одним из основных обычаев было хорошее знание своего рода, всех своих предков до десятого колена. В аристократической среде в каждой фамилии были обязательно составлены генеалогические древа, в которых перечислялись все прародители с именами, отчествами, фамилиями и титулами. Из уст в уста передавались истории из жизни прародителей, а с изобретением фотоаппарата – снимков. До сих пор во многих семьях бережно хранят старинные фотоальбомы, постепенно дополняя их уже современными карточками.

Уважение к старшим – один из столпов воспитания на Руси. В нашей стране, в отличие от западных государств, не принято отдавать родителей доживать свой век в пансионы и дома престарелых. Дети до последнего дня заботятся о своих стариках. А после их смерти принято поминать ушедших родственников в день кончины и день рождения, ухаживать за их могилами.

Еще одной русской особенностью, свидетельствующей о почтении к своему роду, является присвоение ребенку отчества. Это дань уважения, прежде всего, отцу. Также зачастую можно было встретить «семейное» имя, то есть часто встречающееся в этом роду, когда ребенка называют в честь одного из родственников.

Также широко была распространена передача реликвий по наследству. Причем это не обязательно драгоценности, стоящие целое состояние. Это могут быть простенькие, но дорогие сердцу вещи – предметы интерьера, столовые приборы. Зачастую свадебный наряд переходил от матери к дочери.

Практически все перечисленные традиции сохранились в нашем обществе до сих пор. Но многие, к сожалению, практически утеряны. Например, профессиональные династии, когда какое-то ремесло глубоко изучалось, и его секреты передавались из поколения в поколение.

Хорошей тенденцией стало возвращение к корням и вековым традициям. «Российский Дом Родословия» предлагает помощь в составлении генеалогического древа своего рода. У них в штате более пятисот генеалогов, работающих по всему миру, которые непременно разыщут любые архивные документы, где упоминается та или иная фамилия. Также специалисты не просто составляют родословную, но еще и обучают этому непростому ремеслу. Богатый выбор оформления позволит не только составить древо для себя из интереса, но и приобрести родословную книгу в качестве оригинального и полезного подарка.

В Великобритании

Это страна, которая свято чтит свои обычаи, особенно это касается аристократических династий. Традиции соблюдаются во всем: от ежедневных ритуалов утренней овсянки и вечернего чаепития до понятия того, как растить детей.

Одной из особенностей англичан является воспитание в своих чадах строгого контроля над своими эмоциями. Сохранить лицо для истинного джентльмена сегодня также важно, как и пару столетий назад.

В Италии

Италия – очень патриархальное государство. Почти 90% всех предприятий там являются родственными, то есть передаются от отца к сыну. К тому же фамилия в данном государстве не ограничивается узким кругом самых родных, все родственники являются важной частью большого клана.

По праздникам обязательно собирается вся фамилия за богато накрытым праздничным столом, шутят, смеются, делятся новостями.

В Америки

Несмотря на то, что американцы в большинстве своем трудоголики и очень ориентированы на построение карьеры, там во многих ячейках общества по трое и более детей. Интересным является традиция брать с собой малыша всюду, даже на вечеринки и посиделки с друзьями. Считается, что такая ранняя интеграция в общество поможет ребенку во взрослой жизни.

Исторически сложилось так, что семейные традиции – неотъемлемая часть жизни любого общества в каждом государстве. Они как цемент при постройке дома,связывают всех родственников, позволяют им не терять общих интересов. Так что соблюдайте уже имеющиеся обычаи и заводите новые, тогда в вашем доме всегда будет атмосфера любви и дружбы.

создаем и укрепляем ценности семьи – Мамульчик

Ценности и традиции семьи. Что такое семейные традиции, для чего они нужны, какие бывают традиции и как их создавать — обо всем этом наша статья.

Каждая женщина, становясь мамой, желает только лучшего своей семье. Она стремится уделять внимание мужу и детям, укреплять семейные отношения и строить гармоничную и счастливую семейную жизнь. При этом она хочет многое успевать. Успеть все: чем планирование поможет маме

Как маме успевать уделять время семье? В этом стремлении очень помогают именно семейные традиции и ритуалы.

Зачем нужны семейные традиции

Все мы родом из детства. Вырастая, мы переносим традиции и ритуалы, привитые в родительской семье, в свою. Часть из них утрачивает ценность, а часть мы придумываем и заводим самостоятельно.

Почему так важно иметь традиции?

1. Они помогают укреплять внутрисемейные отношения. Многие могут вспомнить, как приятно и весело украшать елку под новый год. Всеобщее предпраздничное настроение, ощущение радости, ожидание чуда. Запах хвои и веселые огоньки на потолке. Единение семьи во время подготовки ко встрече главного праздника года.

2. Поддерживают связь с историей, преемственность поколений. До сих пор в некоторых семьях есть традиция давать имена детям в честь родственников, например, бабушек или дедушек. Создание династий определенных профессий (врачей, артистов, военных, учителей и т.п.) тоже можно отнести к семейной традиции.

3. Создают общие интересы всех членов семьи. Показательна в этом случае традиция делать поздравительные открытки своими руками. Открытка-сюрприз готовится вместе с детьми каждому члену семьи на день рождения или какой-нибудь другой праздник. В процессе ее создания формируются теплые и крепкие взаимоотношения между родителями и детьми. Подарки своими руками — 10 способов занятий вместе с детьми

Очень важно привить своим детям семейные обычаи. Именно они дают ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Помогают привить определенные нормы и правила, дисциплинируют и позволяют передать культурное наследие.

Какие бывают традиции

Условно все традиции можно разделить по времени их проведения: ежедневные, периодические (еженедельные, ежемесячные) и ежегодные.

  • Милые ежедневные традиции-ритуалы встречи и прощания. Создают нежные отношения и являются залогом хорошего дня и спокойной ночи.
  • Утро нового дня приятней начинать со слов «Доброе утро!» или «Как спалось?», вместо унылого «Привет» себе под нос. При этом обнять и поцеловать каждого члена семьи. Сделать это не на автомате, а искренне и от души.
  • Вечером, перед сном, обязательно рассказать сказку или прочитать книгу детям. Пожелать доброй ночи и приятных снов.
  • Ни что так не укрепляют отношения, как семейные завтраки или ужины. Следует хотя бы раз в день садиться всей семьей за один стол. В это время можно поделиться планами на предстоящий день или обсудить уходящий.
  • Раз в неделю просто собираться всей семьей. Чтобы обменяться впечатлениями, обсудить события прошедшей недели или посмотреть фильм вместе. Не важно где, на диване в гостиной или за обеденным столом, главное — вместе.
  • Раз в неделю готовить всей семьей. Пусть это будет семейная пицца, пельмени или салат. Такая традиция не только укрепляет отношения и прививает детям полезные навыки, но и экономит маме силы и время. Как в ресторане: зачем нужно составлять меню

  • C рождения вести дневник развития ребенка. Записывать туда интересные слова и высказывания ребенка. Или делать отметки о его росте раз в месяц в определенном месте квартиры.
  • Хорошая традиция устраивать мини-праздники на окончание учебных четвертей в школе или 1 сентября. Сходите вместе с детьми в кинотеатр, в музей или на выставку.
  • Организовывать семейную фотосессию раз в полгода-год. Можно профессиональную или любительскую (у кого как позволяют финансы). Подготовка к ней займет, возможно, какое-то время, но зато потом будет приятно рассматривать результаты своего совместного труда.
  • Раз в год проводить отпуск каким-то особым способом. Или привозить из каждой поездки магнит на холодильник, тем самым пополняя свою коллекцию посещенных стран и городов. Как организовать переезд с детьми: пошаговое руководство для мамы
  • Проводить дни рождения и другие памятные события всей семьей. В некоторых семьях есть традиция на каждый день рождения ребенка поднимать именинника на маленьком стульчике столько раз, сколько исполнилось лет ребенку.
    Или устраивать мини-квесты с поиском подарка. Ребенку предлагается пройти по квартире по запискам с загадками. Во время такой игры ребенок взаимодействует с родителями и в итоге находит долгожданный подарок.

Кроме этого, традиции могут быть связаны с сезонами года.

Так, осенью можно ходить в парк шуршать опавшими листьями. Зимой делать «снежных ангелов» на свежевыпавшем снегу. Весной фотографироваться с цветущими деревьями, а потом сравнивать фотографии разных лет. Ну, а летом, после дождя, измерять глубину луж в резиновых сапожках или просто вместе ходить по лужам.

Как маме уделять время семье

Если в суматохе будней не можете найти время на семью или все чаще возникает вопрос как маме успевать всех любить, то стоит задуматься о создании обязательного еженедельного ритуала, в котором смогут принять участие все члены семьи.

Не стоит придумывать архисложные традиции. Главное, что нужно помнить при их создании — регулярность проведения, совместная подготовка, должны учитываться интересы всех членов семьи.

Хорошим примером семейной традиции на выходные дни может служить прогулка в парке всей семьей. С собой можно взять велосипеды, ролики, самокаты. Или просто побродить всем вместе. А после прогулки заехать на обед в кафе или устроить пикник на траве. Во имя любви: как маме найти время на мужа

На случай плохой погоды, можно остаться дома и поиграть в какую-нибудь увлекательную настольную игру всей семьей.

В формировании традиций помогут навыки планирования.

  1. Составьте список традиций, которые бы вы хотели добавить в своей семье.
  2. Заведите календарь традиций, где каждый член семьи может отмечать главные для него праздники. Такой календарь можно нарисовать самим или просто делать пометки в настенном календаре на нужных датах.
  3. Затем на семейном совете обсудите, где и как будет проходить то или иное мероприятие. Что для этого нужно будет сделать каждому члену семьи, все ли согласны с предложенным планом.
    И все, что останется — внедрить план в действие.

Как видите, создавать традиции совсем не сложно. В результате, совместно проведенный досуг наладит понимание внутри семьи. Поможет найти ответы на вопросы, как маме уделить время семье и успевать всех любить. У вас отпадет проблема “не могу найти время на семью”. Придаст стабильности и положит хорошее начало для будущего детей. Дзен-мама: практика осознанности

Крепкие семейные отношения — не об этом ли мечтает каждая мама?

Еще несколько интересных идей семейных традиций можно узнать  из этого ролика:

Дорогие читательницы, какие традиции есть вашей семье? Пришлось ли столкнуться с трудностями при их внедрении? Расскажите об этом в комментариях.

Сертифицированный психолог

Задать вопрос

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

Семейные ценности: традиции и современность

Можно много и долго рассказывать о важности семь в обществе, о ее роли и функциях. Но задача нашей статьи совсем не в этом. Есть вещи более важные, о которых сами мы редко задумываемся, но часто о них упоминаем.

Семейные ценности вещь многогранная – найдется тысячи определений, каждое из которых будет верным. Это как раз тот случай, когда говорят «сколько людей – столько и мнений». Прежде чем читать статью, задумайтесь, а что лично для вас значат семейные ценности?

Несомненно, если собрать воедино список всех ценностей, то он будет бесконечным. Но без них, считают специалисты, невозможно построить счастливую и дружную семью, ведь это – это не просто слова, это принципы, которых вы придерживаетесь, ваши цели и задачи на будущее. На совместное будущее.

Примеры семейных ценностей

Принадлежность. Очень важно, чтобы каждый член семьи знал, что они важны, и что они имеют значение. Вы можете быть сплоченной семьей, которая каждую свободную минуту проводит вместе, но это не значит, что ваши интересы должны быть абсолютно идентичны. Важно, чтобы несмотря не любые увлечения, несмотря на неприятные события или т.п. вещи, ребенок и каждый член семьи должны знать, что у них есть место куда вернуться, что в них верят и их ждут. Укрепить – это чувство единения помогут совместные обеды и ужины, походы в кино и зоопарки, или просто вечер, проведенный в кругу семьи.

Уважение. Каждый сам для себя определяет, что такое уважение. Кто-то считает уважением принятие всех точек взгляда при принятии какого-либо решения. Также, это признание мыслей, идей и характера члена семьи, признание его таким, какой он есть на самом деле. Очень важно не переступить грань страха и уважения, так как в большинстве случаев одного исключает другое. Добивайтесь уважения не насилием и угрозами, а мудрыми решениями, с учетом пожеланий вас и вашей семьи. Уважение, как семейная ценность, важна не только жома, но также в школе, на работе и при общении с другими людьми.

Гибкость. Умение принимать чужое мнение, не настаивать постоянно на одной и той же позиции. Кончено, четкий график жизни не помешает, но не стоит забывать, что правилам жить…ну скучновато во многом. Поэтому не лишайте себя обычных жизненных радостей – делайте сюрпризы, глупите, устраивайте неожиданные вечерние ужины или прогулки. Все это позволит укрепить вашу семью, и научит детей правильно работать и отдыхать.

Честность – это залог любых отношений, как дружеских, так и семейных. Ни одна семья без этого невозможна. Без честности невозможно создать глубокие и продолжительные связи, которые должны являться неотъемлемой частью каждой семьи. Не ругайте детей за каждый плохой проступок, таким образом, вы сможете показать им, как это хорошо и правильно – быть честным. Если мы скажем кому-либо, что то дурное, когда он обратится к нам с плохой новостью, то в следующий раз он просто-напросто скроет от нас то, что он хотел сказать и перестанет быть честным, так как знает, что не получит в ответ ничего хорошо. А это может грозить утратой не только честности, но и человеческого доверия.

Прощение. Простить не всегда просто, но очень важно уметь это делать. Прощение – это решение, это ваш выбор, а не просто чувство того, что человек достаточно расплатился за обиду и мы готовы смилостивиться. Понятие семьи и обиды несовместимы. Да, мы, конечно, можем обижаться на родителей или на сестре и братьев, за какие-то проступки или обидные слова. Но, ни в коем случае не забывайте, что это ваш близкий человек, с которым связана вся ваша будущая жизнь. Ну, невозможно, просто невозможно прожить всю жизнь без самых-самых близких людей – это разрушает человека изнутри, разрушает его психику и его спокойствия – это мое мнение, с которым вы можете не соглашаться, а можете соглашаться. На самом деле, близких людей прощать сложнее, намного, но это то, что делает семью крепче и дружнее, это сближает.

Не забывайте, что каждый человек может сделать ошибку оступиться, наша задача понять и принять. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на ссоры и разногласия. Лучше всего напрямую поговорить, и выяснить все недоразумения.

Щедрость – это давать не думая, «а что это будет для меня значить, какую выгоду я получу?». Для семьи такой подход невозможен. Благодаря этому чувству, мы учимся состраданию, учимся думать не только о себе и своих интересах, но и о людях, которые живут рядом с нами. Щедрость – это не обязательно давать деньги, это значит дарить близким людям свою любовь, тепло, внимание, дарить свое время.

Общение – это тоже своего рода искусство, при нехватке которого могут возникнуть недомолвки и недоразумения. Маленькие конфликты, нерешенные на начальной стадии, приведут к более крупным, которые уже невозможно будет скрыть – и вряд ли вы уже будете в состоянии спокойно смотреть на ситуации. Поэтому так важно уметь общаться и говорить о своих чувствах и переживаниях, вовремя решать конфликты, пока они не переросли в бурю. Многие считают эту ценность самой важной из всех. Когда человек чувствует, что он может открыто говорить о чем угодно – надеждах, мечтах, страхах, успехах или неудачах – это укрепляет связь.

Ответственность. Кто-то обладает этим качеством в большей степени, кто-то в меньшей. В детстве нас учили, что нужно убирать игрушки после игры, или вовремя кормить домашних животных – это маленькие мелочи помогут детям в зрелом возрасте быть аккуратнее и ответственней. Взрослый, ответственный человек без лишних напоминаний и упреков вовремя приходит на работу, укладывается в сроки и отвечает на телефонные звонки, в случае срочной необходимости. Если вы хотите воспитать в домашних чувство ответственности, представьте каждому из членов список дел, которые они должны выполнить.

Любопытство, качество которое в большей степени свойственно детям. Присмотритесь к ребенку, и вы обязательно увидите эти качества в нем. Важно поощрять и продвигать в детях тягу к изучению нового. Задавайте вопросы, узнавайте, читайте то, о чем вы мало знаете или не знаете совсем. Любопытство поможет постепенно развить критическое мышление, которое будет полезно в разных ситуациях. А умение задавать вопросы и узнавать что-то также поможет вам в укреплении ваших семейных связей.

Традиции. Наверное, одно из самых важных ценностей семьи, которое способно объединять разные поколения одной семьи. Не усложняйте, это может быть утренние чай или кофе с утра, кино в воскресенье, поездки на природу или приготовление обеда вместе – вариантов множество, главное, что такие моменты укрепляют единство семьи, дают каждому возможность почувствовать себя ее частью.

И главное – любовь. Без неё просто никак – это основа, на которой строится большой фундамент. Без прений и доводов мы отдаем ей первое место в любом списке ценностей, и в семейных в том числе. Благодаря ей мы учимся терпеть, прощать, разговаривать и быть честными. Любя детей, и свою вторую половинку мы учим детей уважению и любви к другим людям.

Семейные ценности для современной семьи

В первую очередь – это сама семья и способы её сохранения – вот, что волнует многих из нас. А брак сам по себе перестает становиться той важной ячейкой, которой он был раньше. Сейчас молодые люди чаще живут в гражданском браке и не торопятся ставить штамп в паспорте, считая это формальностью. Считаю, что на эту тему спорить нет смысла, ведь каждый из нас имеет права на свою точку зрения и на свое понимание семейной жизни.

Важное изменение – на первое место выходят карьера, материализм и т.д. каждая семья считает своим долгом встать на ноги, реализовать себя, и лишь потом заводить детей, строить семью. Правильно ли это? Наверно, это тема еще одной статьи, но не этой. Только подумайте, а к чему все это приведет? Что вас ждет дальше?

Важно, чтобы семья создавалась осознанно. Лишь тогда вы сможете вложить в маленькое чудо такие важные понятия как любовь, свобода, вера, совесть и ответственность – это задача невыполнима вне семьи и вне любви. В семье закладываются чувство патриотизма, ответственность, сострадание к близким, уважение, умение общаться с другими людьми.

В семье могут возникать конфликты и недомолвки, но нужно учиться во время их решать, не раздувая небольшие бытовые проблемы до размера катастрофы. Не забывайте показывать членом семьи свою любовь, свою благодарность с помощью жестов, поступков и слов. И не забывайте уделять время своим любимым людям.

Семья как ценность

Семья как ценность

Хамова Е.В. 1

1МБОУ СОШ №4 города Алейска Алтайского края

Алексеева Т.А. 1

1МБОУ СОШ №4 города Алейска Алтайского края

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Ценности каждого человека — это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность — представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении.

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности.

Семья – первостепенный институт воспитания ребенка, в котором формируются и реализуются отношения ребенка с внешним миром. Основу семейных традиций составляют идеи, нормы, опыт семьи, которые направлены на укрепление отношений и взаимопонимания между всеми членами семьи.

Актуальность. Не вызывает сомнения тот факт, что в последние годы семьей утеряны многие ценности семейной педагогики и она не всегда готова взять на себя всю ответственность за воспитание детей. С одной стороны, это объясняется социальными катаклизмами и экономическими трудностями, с другой — безусловно, нежеланием родителей активно заниматься воспитанием детей, уделять им внимание и относиться серьезно к их маленькой, но очень важной жизни.

Семью как одну из составляющих системы ценностей изучают в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Блонский П.П., Эльконин Д.Б., К. Герген, Д. Шерман) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности – мотивами.

Гипотеза. Семья как ценность у современного подростка не занимает одно из приоритетных мест. Смею предположить, что вступающие в брак, в большинстве случаев молодых людей являются не подготовленными к самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни.

Объектом исследования является мировоззрение подростков 15 – 16 лет, предметом — их ценностные ориентации.

В ходе исследования была поставлена следующая цель: выявить особенности отношения подростков к семье как к ценности.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучение теории становления ценностных ориентаций и влияние семьи на формирование системы ценностей ребенка.

2. Проведение исследования ценностных ориентаций.

3. Проведение анализа полученных данных.

4. Формулировка выводов и рекомендаций.

В исследовании были использованы следующие методы:

  • Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
  • Метод анкетирования.
  • Методы анализа данных.

Для проведения исследования нами была выбрана следующая база:

МБОУ СОШ №4 г. Алейска, обучающиеся 9-11 классов в количестве — 55 человека. Из них- 30 девочки и 25 мальчиков.

I. Основная часть

1. Факторы, влияющие на формирование системы ценностей подростка

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка – главное, социальное окружение, которое формируют его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей.

Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются “первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом… закладываются основные (базовые) потребности личности”. Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования более сложных понятий нравственности и нравственных чувств – патриотизма, чувства долга перед обществом.

Другая важная функция семьи это подготовка к труду: формирование трудолюбия; ответственности, самостоятельности, формирование практических трудовых навыков и навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Основными элементами трудового воспитания детей являются: семейно-бытовой труд, приобщение к общественно трудовой деятельности родителей через общение и формирование нравственных стимулов к труду. Оберегание ребенка от домашних забот и хозяйственной деятельности семьи, чрезмерная опека, увлечение “словесными” методами нарушают принцип единства сознания и деятельности в сфере семейного воспитания. Между тем всякая попытка “внести” в сознание ребенка “познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает “самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитание его личности свойств и качеств”. Нормальный процесс семейного влияния требует гармоничного развития всех функций семьи и помогает воздействовать на формирование личности ребенка всеми сторонами жизнедеятельности, всем стилем своей жизни.

Рассматривая факторы, влияющие на развивающий потенциал семьи, нельзя обойти молчанием вопрос о характеристиках личности отца и матери, чертах их образа жизни и родительском авторитете. Черты образа жизни и личностные характеристики родителей могут влиять на процесс формирования личности следующим образом:

служить непосредственным образцом поведения для ребенка;

являются основанием, на котором строится их авторитет, как воспитателей и тем самым повышается эффективность воздействий.

Семья проявляет заботу не только о произведении на свет потомства, но и о всестороннем его развитии, акцентируя внимание, главным образом, на формирование у него хозяйственно-бытовых умений и нравственности.

Профессиональная мотивация идет с разных точек зрения: с интересов, способностей и системы ценностей.

Рассматривая мотивацию выбора будущей профессии с точки зрения системы ценностей, следует отметить, что на профессиональное самоопределение подростков в значительной степени влияют как материальное положение семьи, так и уровень образования членов семьи.

Семья, как правило, заинтересована в профессиональном определении своих детей. Это проявляется в беседах о проблемах работы, ее престижность (с точки зрения родителей). На выбор будущей профессии подростков влияет сам характер взаимоотношений в семье.

В формировании у подростков многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение.

Роль средств массовой информации в формировании половых ролей широко исследуется. Ученые считают, что наиболее проблемной областью является изображение женщин в телепрограммах и коммерческой рекламе и его влияние на представления юных девушек. Например, результаты исследования телевизионной рекламы за последние 20 лет показывают, что в рекламе работающие женщины изображаются реже, чем работающие мужчины, зато мужчины все чаще выступают в роли супругов и родителей. Женщин наиболее вероятно увидеть в домашней обстановке, и они чаще рекламируют продукты, используемые в домашнем хозяйстве. Подростки, которые подолгу смотрят телевизор, имеют более стереотипные установки по поводу половых ролей, чем подростки, проводящие меньше времени у телевизора. В этот период они подражают взрослым: учителям, родителям, знаменитостям. Это относится и к выбору профессии.

Итак, система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя и, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащей к нему молодежи.

2. Роль семьи в формировании системы ценностей

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В системе отношений, связывающих членов семьи, значительная роль принадлежит тем позициям, которые эти члены семьи занимают. Естественно, нас интересует, прежде всего, позиция ребенка в семье.

Типы современных отношений родителей к своим детям — это «Ребенок-сберкнижка», «Ребенок-собственность», «Ребенок-обуза», «Ребенок-неудачник», «Ребенок-должник», «Ребенок-божество», «Ребенок — маленький друг».

«Ребенок-сберкнижка» — весьма распространенная форма любви и отношения родителей к своим детям. В ее основе жесточайший родительский эгоизм. Он выражается в том, что родители рожают и воспитывают ребенка для себя в будущем. Причем трагедия этого типа заключается в том, что родители, рассчитывая на высокие «проценты» отдачи любви, уважения, долга в будущем, зачастую пренебрегают настоящим. В итоге вместо радости открытия ребенка в каждой совместно прожитой минуте — мучительное ожидание отдачи. Такие родители крайне придирчиво присматриваются к ребенку, все ли у него так, как они заложили, взлелеяли, ожидали. Виды деятельности для ребенка выбираются исключительно из видения родителями результатов этой деятельности, без учета интересов, склонностей и способностей ребенка. Нередки в такой семье патетические восклицания типа «Я тебе всю жизнь отдала, а ты!»; «Ты только нам, своей семье всем обязан за свою жизнь и удачи!» и т. п. Ребенок растет с мыслью, что семья — это некий тотем, достойный поклонения, а не теплый очаг, «начало начал».

«Ребенок-собственность» — один из самых опасных видов отношения к ребенку со стороны родителей. Такие родители уподобляются герою повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», сказавшему своему сыну Андрию: «Я тебя породил, я тебя и убью». В этом случае ребенок рассматривается как собственность того или иного родителя, принадлежащего ему по праву. Причем следует отметить две крайние тенденции, характеризующие этот тип отношения к ребенку. Если он живет в любящей семье и является ее кумиром, то все проблемы решаются родственниками. Основной девиз такой семьи «У ребенка не должно быть никаких проблем». Безоговорочное рабство покупается за счет благ в виде хороших игрушек, красивой одежды, вкусной еды. Если же этот тип отношений реализуется в семье, пренебрегающей нравственными ценностями, или в семье с пьющими родителями, то для ребенка наступает сущий ад. Он становится либо забитым, со страхом, взирающим на каждого взрослого, либо убегает из дома и скитается, где придется. Плоды такой позиции мы можем наблюдать в нашем обществе повсеместно. Как правило, дети, выросшие в такой семье, сами становятся или тиранами, или «слабаками», готовыми подчиняться любому более сильному и властному всю оставшуюся жизнь.

«Ребенок-обуза» — самый обидный для ребенка тип отношений. Как правило, это нежданный, незапланированный или просто нелюбимый в силу различных причин ребенок. Он чувствует себя ненужным, лишним в такой семье. Родители постоянно подчеркивают, как много ценного времени и сил он отнимает, как никчемны его проблемы, да и сам не более чем надоедливое существо. Родители, по возможности пытаясь избавиться от родительской ответственности, перекладывают свои обязанности на бабушек, тетушек, если таковые имеются, или на социальные органы. Для ребенка из подобной семьи жизненный путь обозначен четко: школа — продленка — деревня (дача) — оздоровительный лагерь. Именно такой тип часто толкает ребенка к суициду, или на улицу, или в референтную группу с отрицательной направленностью. Там ребенок ищет понимания, соучастия, принятия своей детской жизни и ее ценностей. В последнее время такой тип реализуется в семьях с повышенным достатком. Там родители попросту откупаются от ребенка, и цена откупа гораздо выше, чем в обычных семьях. Ребенку нанимают свиту нянь, гувернеров, тренеров и т. д. Но по сути даже в такой золотой клетке, без родительского тепла, как бы папа с мамой, ни объясняли вселенской занятостью свое отсутствие рядом с ребенком, он чувствует себя лишним, ненужным. Достаток же рождает в его душе циничное отношение ко всему, в том числе и к родителям, носителям этого достатка. Годы обеспеченного одиночества проходят быстро, и вот ребенок уже среди золотой молодежи. Лень, наркотики, алкоголь! Бездумное времяпрепровождение, не несущее пользы ни себе, ни родителям, ни обществу.

«Ребенок-неудачник». Эта позиция отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неспешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и, строго контролирует его действия. Они не верят в успешность своего дитяти, постоянно говорят ему об этом, не пытаясь загладить неумелые действия ребенка. В семье с такой позицией ребенок не может вырасти умелым и успешным, поскольку он с детства «тащит» на себе горб неудачника.

«Ребенок-должник». В семье с подобной позицией ребенка властвует идея вселенской задолженности ребенка своим родственникам. Эта позиция формирует черствость и злобность детей, поскольку у них нет возможности заниматься своими проблемами. Они постоянно всем что-то должны. Не пошел в магазин, не встретил сестренку из школы, не убрал в комнате, не вымыл посуду. На ребенка взваливается такой груз ответственности, что он не может с ним справиться. Это его угнетает, показывает его несостоятельность в решении жизненных проблем. Такая позиция определяет лобное место ребенка, на котором его постоянно «казнят» за неудачи. Родители не задумываются, что таким поведением и отношением они формируют у него образ неудачника. Поскольку он не может «объять необъятное», отсутствие результата приписывается его неумению или нежеланию участвовать в жизни семьи. При этом родители, как правило, заняты своими проблемами и на ребенка обращают мало внимания. Они не вникают в его трудности, не помогают решать заданные ими же жизненные задачи.

«Ребенок-божество». В этой семье ребенок — кумир, «центр вселенной» и «пуп Земли». Повышенное внимание к любым проявлениям поведения ребенка, оценке окружающей действительности формируют у него устойчивое чувство вседозволенности и неадекватную самооценку. Такому ребенку внушается, что он лучше всех, что вся Вселенная создана исключительно для него и в угоду ему существуют миры. Незаслуженная похвала формирует у него позицию «лучшего в мире», что в столкновении с действительностью часто приводит к разочарованию и обиде на весь мир, ведь ребенок привык слушать только похвалу. Любое его движение воспринимается семьей как необыкновенный подвиг. Нетрудно представить такого ребенка в школе. Если действительно ребенок умен, обладает творческим потенциалом, сообразительный, физический развитый, да к тому же еще и симпатичный внешне, то вполне вероятно он станет лидером если не всего класса, то определенной группы детей. Если же ребенок не обладает системой подобных качеств, то его претензии на самое лучшее место в группе будут абсолютно неосновательны, на что и укажут ему дети. Вот тогда ребенка постигнет разочарование в действительности. Он может противопоставить себя коллективу, а может «сломаться» и уйти в тень. Сломленного ребенка легче всего свернуть на дурную дорожку, особенно если семья этого ребенка будет продолжать его славословить.

И, наконец, позиция «Ребенок — маленький друг». Самая благодатная позиция для реализации взаимоотношений ребенка и родителей в условиях семейного воспитания. Это самый верный и гуманистический тип отношений. В его основе лежит взаимодействие равноправных партнеров. Только один более старший, а значит, и более мудрый, а другой младше и менее опытен в разрешении жизненных коллизий. Родители, принимая позицию ребенка, стараются заложить в нем основы взаимной любви и уважения, принятия семейных ценностей. В таких семьях царит атмосфера дружбы и любви. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал, что нет специальной науки любви — есть наука человечности. Воспитанный на принципах такой науки ребенок становится субъектом своей собственной деятельности и поведения, что помогает ему занять адекватную нишу в социуме. Взрослея, он понимает, что истинная сущность любви состоит в умении отказаться от себя ради другого человека и именно в этом забвении обрести себя. Это формирует свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства, умеющую принимать необходимые решения и свободно выбирать формы и содержание своей деятельности.

II. Исследование системы ценностей подростка

Цель исследования — составить систему ценностей старшеклассников, определить как важна для них семья.

Участники исследования группа подростков 15-17 лет (9-11 класс школы №4 г. Алейска) в количестве 55 человек из них 25 мальчиков и 30 девочки.

Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи. Так, у М. Рокича разработана методика «Ценностные ориентации», где он различает 2 класса ценностей (по 18). Мы же воспользуемся модифицированной методикой М. Рокича, автором которой является Е.Б. Фанталова (упрощенная).

Модифицированная методика Е.Б.Фанталовой

«Ценностные ориентации»

Ребятам роздали таблицу. Таблица разделена на 3 колонки: 1-порядковый номер, 2- ценности, 3- по значимости. Внимательно изучив таблицу, напротив каждой ценности необходимо поставить номер места по значимости от 1 до 10. Так же нужно указать пол и возраст (приложение 1).

Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников; по каждой ценности отдельно для девочек и для мальчиков. Результат по каждой из групп вычислялся путем нахождения среднего арифметического из числа.

При подсчете 8 человек, это 14,5% (5 девочек и 3мальчика), не могли определиться с расстановкой ценностей, то есть не могли определить степень значимости для них той или иной ценности, поэтому в обработке участвовала 47 анкет.

Для получения общей картины, полученные результаты сведены в таблицу (приложение 1) и выстроены в диаграммах 1 – 4.

Результаты исследования.

По результатам исследования ценности по местам распределились в

следующем порядке (по значимости):

1 — здоровье

2 — наличие верных и хороших друзей

3 — свобода

4 — материально обеспеченная жизнь

5 — интересная работа

6 — любовь

7 — активная, деятельная жизнь

8 — уверенность в себе

9 — познание нового в мире природе, человеке

10 — счастливая семейная жизнь.

Так, наиболее значимые ценности занимают 1-3 места, менее важные – заняли 4-7 места и малоценные по значимости 8-10 места.

Анализ данных (приложение 2, диаграмма 1) выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков.

Девочками первые места были отведены таким ценностям (в % от всей группы) как «здоровье» (68), «свобода» (53).

Лидирующее положение занимают такие ценности, как «любовь» (46), «наличие верных друзей» (50), «материально обеспеченная жизнь» (43)

Лидирующие позиции у мальчиков занимают несколько иные ценности: «наличие верных друзей» (71), «здоровье» (64), «материально обеспеченная жизнь» (57), «свобода» (60), «интересная работа» (50)

Наименее значимыми ценностями для всех ребят явились «познание нового в мире, природе, человеке», «уверенность в себе», «счастливая семейная жизнь».

В общем ребята расставили примерно одинаково, но парни были в общей массе собранней, менее колебались в расстановке.

В диаграмме 2 (приложение 2) общие результаты исследования (в % от общего числа) по группам:

1 группа — здоровье, наличие верных и хороших друзей, свобода.

2 группа — любовь, интересная работа, свобода, материально обеспеченная жизнь, активная деятельная жизнь

3 группа — уверенность в себе, познание нового в мире, природе, человеке.

Параллельно опытно-экспериментальной базой исследования выступил филологический факультет ФГБОУ ВО «АлтГПУ». В ходе исследования проводилось анкетирование по модифицированной методике М. Рокича, автором которой является Е.Б. Фанталова В опросе приняли участие 35 студентов 2 курса филологического факультета ФГБОУ ВО «АлтГПУ».

Ценностные ориентации студентов 2 курса:

1- счастливая семейная жизнь

2- материально обеспеченная жизнь

3- здоровье

4- уверенность в себе

5- любовь

6- наличие верных и хороших друзей

7- свобода

8- интересная работа

9- познание нового в природе, человеке

10- активная деятельная жизнь

Из полученных данных можем наблюдать следующую тенденцию: ценностные ориентации старшеклассников различны с ценностями студентов 2 курса, так как разница в возрасте между студентами больше двух лет.

В диаграмме 3 (приложение 3) общие результаты исследования (в % от общего числа) по группам студентов 2 курса:

1 группа — семья, материально обеспеченная жизнь, здоровье;

2 группа – уверенность в себе, любовь, наличие верных и хороших друзей;

3 группа – интересная работа, познание нового, активная деятельная жизнь.

Сопоставленные данные студентов 2 курса филологического факультета ФГБОУ ВО «АлтГПУ» и старшеклассников представлены в диаграмме 4 (приложение 3).

Нас интересует больше всего то, что школьники на последнее место ставили «семью», то есть семья у большего числа подростков является малозначимой ценностью. Можно предположить, что это связанно с возрастом старшеклассников. Проходит кризис перехода человека из школы в университет и студент осознает, что он не просто стоит на пороге взрослой жизни, а является ее участником. Ведь студенты второго курса, безусловно, многие стремятся зарабатывать лично, чтобы не зависеть от родителей, родственников. Связь таких ценностей как «семейная жизнь» и «материально обеспеченная», которые занимают у студентов второго курса 1 и 2 места, подтверждает данное предположение.

Заключение

Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.

Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. Поэтому возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира молодого человека ценностным содержанием.

Исходя из этого, нами проведено исследование, направленное на изучение ценностных ориентаций подростков.

Несмотря на то, что у большинства подростков к данному времени уже сложилась индивидуальное, устойчивое мировоззрение, нужно оказывать непосредственное влияние со стороны педагога. Как школьнику, так и студенту нужен наставник, человек, на которого бы он хотел равняться, которым бы он восхищался. Следует больше проводить тренингов, беседы, классных часов философские нравственные темы, благодаря которым старшеклассник будет заинтересован в познании мира, интересной работе и активной деятельности и готов к созданию семьи. Наряду с общеобразовательными предметами необходимо было бы ввести предметный курс, как у наших родителей в свое время, «Этика и психология семейной жизни».

Комплексное педагогическое влияние необходимо подросткам для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей для глубокого наслаждения здоровой и уравновешенной жизнью, богатой красотой и ведущей к гармонии, даже в наши сложные времена.

Список использованных источников и литературы.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

2. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.-256с.

3. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976.

4. Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986.

5. Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников. // Экспресс-опыт 1999-№1 (январь-июнь)с 34-36

6. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994 с. 144..

7. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. – 1999. – №2. – С.50–52.

8. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Нар.образование. – 2000. – №3. – С.117–120.

Приложение 1

Модифицированная методика Е.Б. Фанталовой.

п/п №

Ценности

По значимости

1

Активная, деятельная жизнь

7

2

Здоровье (психическое и физическое)

1

3

Интересная работа

5

4

Любовь

6

5

Материально обеспеченная жизнь

4

6

Наличие верных и хороших друзей

2

7

Уверенность в себе (отсутствие внутренних противоречий)

8

8

Познание нового в мире, природе, человеке

9

9

Свобода (независимость в поступках)

3

10

Счастливая семейная жизнь

10

Пол_______________лет________________

Приложение 2

Приложение 3

Просмотров работы: 778

Семейные ценности — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.[1] Сторонники традиционных семейных ценностей часто придают нуклеарной семье статус единственной морально допустимой ячейки общества.[2]

Этот термин является довольно расплывчатым, и в каждой культуре его могут толковать различно. Термин часто встречается в речах социальных и религиозных консерваторов. В конце XX — начале XXI веков этот термин часто использовался в политических дебатах в контексте мировой тенденции снижения семейных ценностей после окончания Второй мировой войны.[3]

Религиозное понимание

Традиционный христианский взгляд на брак и семью основан на понимании человека как созданного Богом существа, принадлежащего одному из двух полов (мужчина или женщина), которые в браке дополняют друг друга. Различия между полами рассматривается как особый дар Творца. По традиции основными целями брака считаются: рождение и воспитание детей, взаимная помощь и средство к укрощению плотского вожделения (1Кор. 7:2—6)[4]. Рождение и воспитание детей занимает особо важное место в понимании традиционного христианского брака[5][6], а намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений рассматривается грехом[7][8].

Конституция II Ватиканского Собора Католической Церкви Gaudium et spes утверждает:

По своему естественному характеру сам брачный институт и супружеская любовь предназначены для рождения и воспитания потомства, которым они и увенчиваются.[9]

В данной концепции зачатие и рождение детей понимается как естественное (природное) назначение сексуальных отношений[10]. Об этом учили многие известные Отцы Церкви и святые в истории христианства[11][12][13][14][15][16][17][18]. В последнее время в церковных кругах всё больше обсуждается необходимость защиты традиционных семейных ценностей в обществе. Эти ценности связывают с такими качествами и установками как нравственная чистота в отношениях между женщиной и мужчиной. Многодетность и любовь к детям превозносится на новый уровень.[19] и рассматриваются в качестве средства преодоления демографического кризиса[19][20]. По мнению защитников традиционных семейных ценностей, понятие семьи исключает такие явления как однополые отношения, внебрачное сожительство и отказ от деторождения[20]. Критика однополых отношений занимает особое[источник не указан 1593 дня] место в системе традиционной семьи, однополые союзы рассматриваются негативно[20]. Верующие сторонники традиционных семейных ценностей активно выступают против однополых браков[21].

Светское понимание

Б. М. Бим-Бад и С. Н. Гавров заявляют:

«Модернизационные трансформации часто представляют собой имплантацию на национальную почву чужих культурных наработок. Во многом вследствие этого меняются нормы, ценности, модели поведения, труда и досуга, принятые в данном обществе. Меняется сама семья, её социокультурные основания. И эти изменения представляют собой не только достижения и победы, связанные с „приобщением“ к чему-то более цивилизованному и желанному. Эти перемены несут в себе неуверенность, разочарование, падение уровня демографического воспроизводства населения, проблему одиночества».[22]

По федеральному закону Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившему в силу с 1 сентября 2012 года (статья 5, пункт 5), к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится, среди прочей, информация, которая отрицает семейные ценности и формирует неуважительное отношение к родителям и (или) другим членам семьи. Определение семейным ценностям закон, однако, не даёт.[23]

См. также

Примечания

  1. ↑ Статья «Семейные ценности» // Глоссарий терминов / Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов, 2006.
  2. ↑ Anne Revillard (2006) Work/Family Policy in France International Journal of Law, Policy and the Family 2006 20(2):133-150
  3. ↑ Traditional families hit by declining morals, say mothers, Daily Mail
  4. ↑ Каноническое право о браке. Учебное пособие, составленное свящ. И.Юровичем. Колледж Католической Теологии им. св. Фомы Аквинского, М., 1994, с. 20
  5. ↑ Вопросы личной, семейной и общественной нравственности, X. 4 // Официальный сайт отдела внешних церковных связей РПЦ
  6. ↑ ККЦ Супружеская любовь  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [1986 дней] — историякопия)
  7. ↑ Проблемы биоэтики, XII, 3 // Официальный сайт отдела внешних церковных связей РПЦ
  8. ↑ Каноническое право о браке Католической Церкви определяет недействительным брак, при заключении которого супруги не осознают, что их союз предназначен для порождения потомства (Каноническое право о браке, 1096 параграф 1; комментарии по книге: Каноническое право о браке. Учебное пособие, составленное свящ. И.Юровичем. Колледж Католической Теологии им. св. Фомы Аквинского, М., 1994, с. 45 — 46)
  9. ↑ Gaudium et spes, 48 параграф 1
  10. ↑ «Всякий супружеский акт должен сам по себе оставаться предназначенным для воспроизводства человеческой жизни»: эта цитата из Энциклики «Humanae vitae» Папы Павла VI приводится в разделе Катехизиса Плодородие брака  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [1986 дней] — историякопия)
  11. ↑ Муч. Иустин Философ. Апология 1: 29. PG.6:373
  12. ↑ Афанасий Александрийский. «Послание святаго Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго, к Аммуну монаху»
  13. ↑ Климент Александрийский. Педагог, ч.ΙΙ, гл. 10
  14. ↑ Григорий Богослов. Творения Григория Богослова, ч. 3
  15. ↑ Бл. Феодорит Киррский. Краткое изложение Божественных догматов, 25 //Восточные отцы и учители Церкви V века. — М., Издательство МФТИ, 2000, сс.172-223
  16. ↑ Епифаний Кипрский. Панарион, гл. 58 (78), 22. Творения Епифания Кипрского, ч. 5. с. 269—270
  17. ↑ Прп. Максим Исповедник. О Любви, сотница 2-я: 17
  18. ↑ Феофан Затворник. Толкование Послания к римлянам 1,24
  19. 1 2 В защиту семейных ценностей // Православие.Ру, 4 июля 2011
  20. 1 2 3 В защиту традиционной семьи // Православие.Ру, 15 октября 2010
  21. ↑ Штат Мэриленд отстоял традиционные семейные ценности // Invictory, 3 июня 2011
  22. Бим-Бад Б. М., Гавров С. Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. — М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. — ISBN 978-5-94881-139-0.
  23. ↑ О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию • Федеральный закон от 29 декабря 2010 года • Российская Федерация • СПС Право.ру

Литература


В чем ценность семьи?

В чем ценность семьи для каждого человека. Семья занимает важнейшее место в жизни каждого человека. Чтобы обрести счастье и гармонию в семейной жизни, необходимо знать для чего и, самое главное, как создать семью.

Кризис традиционного союза мужчины и женщины как социального института на Западе показал, что любая попытка заменить его другими формами совместной жизни не принесет всей полноты счастья.

Традиционный брак как искусство, которое можно сравнить с умением древних египтян строить пирамиды. В современном мире нет возможности создать подобные сооружения из таких громадных камней, но можно заменить их другими строительными материалами для укрепления прочности конструкции. Примерно так же обстоит дело и со строительством семьи. Разница заключается в том, что, например, однополый брак никогда не заменит семейные узы мужчины и женщины. Он не в состоянии принести такую же гармонию и счастье. В странах Западной Европы подобные виды сожительства наносят вред социальному институту семьи и практически ничего не дают взамен.

Для России актуален рост количества разводов, что свидетельствует о неумении и незнании, как создать и сохранить семью. Чтобы укрепить семейные отношения надо четко осознавать смысл и задачу традиционного брака. Только в крепкой семье можно дать полноценное воспитание детям.

Если до создания брака поинтересоваться у будущих молодоженов для чего нужны семья и брак, то, преимущественно, в ответ можно услышать о взаимной любви и желании жить вместе. Однако, одно дело желание, а совершенно другое – реалии совместной жизни. На практике же требуется не только любовь, но и терпение, умение слышать, находить компромисс, преодолевать свой собственный эгоизм и амбиции ради членов своей семьи. Без всего этого велика вероятность распада семьи. Неумение идти на взаимные уступки и проявить терпение к недостаткам супруга или супруги (а свои недостатки есть у каждого человека) приводит к разводу. В таких случаях наиболее распространенный ответ о причинах краха брачного союза – не сошлись характерами.

Молодым юноше и девушке еще до брака будет не лишним продумать свое будущее. В частности, осознать для самих себя какие качества они видят у своей второй половины. Им предстоит пройти длинный и нелегкий жизненный путь, который можно сравнить с путешествием. Дорога далеко не всегда будет ровной и гладкой. Часто будут возникать препятствия, которые можно преодолеть только вместе. Выбирая себе спутника жизни, необходимо быть твердо уверенным в том, что рядом будет человек, на которого можно положиться в любой ситуации: и при переправе через бурную реку, и поднимаясь высоко в горы, и проезжая через незнакомый город.

Но в любом путешествии должна быть конечная цель. Применительно к семье, это означает найти что-то, что позволит сохранить семью всегда, даже спустя много-много лет. Соответственно она не должна быть сиюминутной или опираться на какие-то насущные потребности. Создавать семью с целью удовлетворения своих половых инстинктов тоже не стоит. Красота с возрастом завянет, молодость безвозвратно уйдет, а потребность вести активную сексуальную жизнь с годами угаснет.

Часто звучит, что целью создания семьи является рождение и воспитание детей. Дети, безусловно, это одна из главных радостей в семейной жизни, но со временем они вырастут и покинут родительское гнездо. В этом случае семья потеряет ту высокую цель, к которой надо идти, и по этой причине может наступить кризис в отношениях супругов.

Основной целью создания семьи является любовь. Она приходит далеко не сразу, а зачастую спустя много лет. Это прекрасное чувство требует в каждом из супругов воспитания и развития определенных качеств. Замечательны слова апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Именно любовь должна быть тем фундаментом здания всей семейной жизни, который позволит чете сохранить домашний очаг несмотря ни на какие трудности.

В чем ценность семьи? Семья учит любви и является своего рода школой. Как и в образовательном учреждении, здесь будут даваться уроки, которые надо решать. Это нелегко, но духовные плоды этой учебы стоят того. Человек в семье обретет такую гармонию, счастье, радость, которой он нигде больше получить не сможет.


Рекомендовано к прочтению:

Семейный словарь | Словарь | Английский Клуб

Члены вашей семьи также называются вашими родственниками . У вас есть непосредственная или нуклеарная семья и расширенная семья . К вашим ближайшим родственникам относятся ваши отец, мать и братья и сестры. В вашу расширенную семью входят все люди в семьях вашего отца и матери.

Ваш брат или сестра — ваш брат или сестра. Если у вас есть 1 брат и 2 сестры, то у вас 3 брата и сестры.Ваш родитель — ваш отец или мать. Ваш ребенок — ваш сын или дочь. Ваш супруг (а) — ваш муж или жена.

У вас также может быть сводная семья . В вашу сводную семью входят люди, которые стал частью вашей семьи из-за изменений в семейной жизни. Эти изменения могут включать смерть, развод или разлуку. Новые партнерские отношения создают новых детей. Новые дети и их родственники становятся часть вашей смешанной семьи. Некоторые люди родились в приемной семье.

Отметим, что супругов и сводных родственников родственников по браку . Они не являются кровными родственниками . Ваши отец и мать связаны браком . Но ваш отец и вы родня по крови .

мои родственники отношение ко мне Я обычно звоню
мужской внутренняя нем… ее …
родитель родственник, ребенок которого я Отец, Папа, Папа, Папа Мать, Мама, Мама, Мама, Мама, Мама, Ма
отец мать
брат или сестра у нас одинаковые отец и мать имя; иногда Bro имя; иногда Sis
брат сестра
дядя тетя брат или сестра моего родителя Дядя [имя] Тетя / тетя [имя]
дедушка или бабушка родитель моего родителя Дедушка, Дедушка Бабушка, Бабушка
дедушка бабушка
двоюродный брат ребенок моего дяди или тети имя
супруга , в отношении кого я женат имя
муж жена
детский родственник, родителем которого я являюсь имя
сын дочь
племянник племянница ребенок моего брата или сестры имя
внук ребенок моего ребенка имя
внук внучка
прадед прабабушка родитель моих бабушек и дедушек Великий дедушка Великая бабушка
тесть свекровь родитель моего супруга имя; Папа имя; Мама, Мама
зять золовка брат моей супруги; супруга моего брата или сестры имя
зять невестка супруга дочери / сына имя
бывший муж бывшая жена моя предыдущая супруга (мы развелись) имя
сводный брат сводная сестра мой брат и сестра, рожденные от отца или матери, но не оба имя
отчим новая супруга одного из моих родителей имя
отчим мачеха
пасынок ребенок моего супруга, но не меня имя
пасынок падчерица

В семье слово поколение означает всех людей на одном уровне семьи.Например, ваши родители принадлежат к одному поколению, вы и ваши братья и сестры — к следующему поколению, а ваши дети и их кузены — к другому поколению.

Семейный словарный запас

Семейный тест (тест про семью)

1. Выберите подходящий вариант.

  • 1. У моего брата двое детей; мальчик мой племянник, а девочка моя.

  • 2. Мама моей бабушки — моя бабушка (там 4 поколения)

  • 3.Ваши братья и сестры — ваши.

      родители братья и сестры кузены друзья
  • 4.Я развелась несколько лет назад, но до сих пор встречаюсь со своим.

      старая жена перед женой бывшая жена предыдущий
  • 5.Какая красивая свадьба! И посмотрите на: она такая красивая и счастлив сегодня! — Да, это ее особенный день.

      жених невеста лучший друг священник
  • 2.Заполните пропуски подходящим словом или фразой.

  • 1. Мы с Джейн очень хорошо ладим. У нас есть много .

      кормилец воспитанный свидание расторжение брака статистика разводов счастливо женат в общем брак по расчету разделить вдова
  • 2.На первый взгляд они казались парой, но в на самом деле у них всегда были ссоры.

      кормилец воспитанный свидание расторжение брака статистика разводов счастливо женат в общем брак по расчету разделить вдова
  • 3.С увеличением числа взлетели неполные семьи.

      кормилец воспитанный свидание расторжение брака статистика разводов счастливо женат в общем брак по расчету разделить вдова
  • 4.Дэйв и Энн все еще уходят? — Разве вы не слышали? Они месяц назад.

      кормилец воспитанный свидание расторжение брака статистика разводов счастливо женат в общем брак по расчету разделить вдова
  • 5.Почему Билл так долго сидит в ванной? — У него сегодня своя новая девушка.

      кормилец воспитанный свидание расторжение брака статистика разводов счастливо женат в общем брак по расчету разделить вдова
  • 6.Ее муж умер в прошлом году. Она .

      кормилец воспитанный свидание расторжение брака статистика разводов счастливо женат в общем брак по расчету разделить вдова
  • 7.Они всегда ссорятся. Они решили.

      кормилец воспитанный свидание расторжение брака статистика разводов счастливо женат в общем брак по расчету разделить вдова
  • 8.Я был в деревне с бабушкой и дедушкой.

      кормилец воспитанный свидание расторжение брака статистика разводов счастливо женат в общем брак по расчету разделить вдова
  • 9.Марк в их семье, а Мэри остается дома со своими 5 детьми.

      кормилец воспитанный свидание расторжение брака статистика разводов счастливо женат в общем брак по расчету разделить вдова
  • 10.Некоторые говорят, что это сильнее, чем любовный матч.

      кормилец воспитанный свидание расторжение брака статистика разводов счастливо женат в общем брак по расчету разделить вдова
  • Давайте поговорим о семейных традициях.Они важны для вас?

    Семья

    Давайте поговорим о семье. Какую роль это играет в жизни каждого человека?

    Я думаю, что все берет начало в семье. Семья очень важна для каждого человека, потому что она дает чувство стабильности и традиций, чувство поддержки и понимания.

    Что касается меня, то я родился в традиционной семье среднего класса. Моя ближайшая семья состоит из меня и меня.

    Моего отца зовут. Ему лет. Он высокий (невысокий), с темными (светлыми) волосами и голубыми (зелеными, карими) глазами и крепкого (среднего) телосложения. Он работает как (ан). Мой отец очень умный человек, любит читать и смотреть спортивные передачи. Имя моей мамы . Она (ан). Она сильный и обаятельный человек, и она хорошо выполняет роль матери. Моей сестре (брату) лет. Ей (ему) нравится.

    Члены моей семьи значат для меня весь мир.Что я действительно ценю, это то, что они привели меня в этот мир. Во-вторых, они всегда на моей стороне.

    Моя семья не идеальна, но вы никогда не найдете такой дружной семьи, как моя.

    Есть ли у вас свои семейные традиции?

    Да, верю. Я думаю, что

    Семейные традиции создают хорошие чувства и памятные моменты.

    Семейные традиции дают каждому члену семьи более сильное чувство принадлежности.

    У нас есть пара традиций. Моя семья придерживается большой семейной традиции на неделю каждый год. Это началось с моих бабушек и дедушек. Мы собираемся в деревенском доме на семейный ужин, болтаем, играем в шахматы, поем песни у камина. Наш отпуск дает нам время восстановить связь и дает нам прекрасную возможность увидеть каждого члена нашей большой семьи.

    Что вы спросите у своего британского друга о его / ее семье?

    Что для вас значат ваши ближайшие родственники?

    Ваша семья большая?

    Хорошо ли вы ладите со своими братьями и сестрами?

    Что вы больше всего цените в своей семье?

    Ваша семья дружная, не так ли?

    Что вы можете посоветовать людям, которые хотят иметь близкую и счастливую семью?

    Я могу посоветовать всем попытаться понять чувства своих родителей и проявить к ним уважение.Даже если вы не согласны с их мнением, постарайтесь заставить их понять вежливо, не используйте в разговоре с ними резкие слова, которые могут причинить боль, простите их. Очень важно отмечать дни рождения родителей, бабушек и дедушек. Это заставит их понять, что вы заботитесь о них.

    Почему существует много неполных семей? Как государство помогает таким семьям?

    В настоящее время происходят изменения в ценностях, экономике и политике правительства. Эти изменения делают разводы более распространенными, а брак менее серьезным.Фактически меняется роль самой семьи. В результате в нашей стране много неполных семей. Государство помогает детям-родителям оставаться вместе, предоставляя им деньги и еду. Также существуют специальные финансовые программы для помощи малообеспеченным семьям. Дети могут бесплатно питаться в школе и меньше платить за учебники.



    Семейные традиции

    Поговорим о семейных традициях. Они важны для вас?

    Считаю, что семейные традиции важны для меня.Когда люди проводят больше времени вместе, они становятся ближе друг к другу.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *