Как возникло название этой науки психология: Краткая история развития психологии
Психология как наука. Этапы развития психологии. Связь психологии с другими науками. Структура современной психологии
Термин «психология» был предложен ещё в 1590 г. немецким учёным Гоклениусом, но широко употребляться в Европе стал после выхода в свет книг немецкого психолога Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов. Однако возникновение научной психологии связывают обычно с 1879 г. – годом создания в Лейпциге В. Вундтом (1832- 1920 гг.) первой экспериментальной психофизиологической лаборатории. В современной трактовке психология – это наука о появлении, развитии и закономерностях психической жизни человека.
Человек является объектом исследования многих наук. Одна наука не в состоянии познать человека. Поэтому, изучая человека, каждая из наук делает это избирательно под особым углом зрения и вычленяет интересующую её грань, носящую название «предмет исследования».
Психология имеет два значения: как наука и как совокупность особенностей поведения и внутреннего мира человека. Есть житейская психология и есть научная психология. Житейская психология весьма конкретна, т.е. приурочена к конкретным людям, конкретным событиям. Научная психология – это система обобщённых знаний, полученных в результате исследования многих людей в разных условиях. Житейская психология интуитивна. Научная психология рациональна, т.к. опирается на осознанные результаты. Житейская психология характеризуется ограниченностью знаний. Научная психология постоянно расширяет объём знаний. Житейская психология основана на субъективном опыте данного человека.
Научная психология использует знания, полученные экспериментальным путём, базируется на строгих, полученных в ходе исследований и неоднократно проверенных фактах.Научная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи отражать объективный мир. Наиболее высокого уровня развития психика достигает у человека. Но прежде психика прошла долгий путь развития, начиная с простейшего раздражения – реакции любого живого существа на жизненно важные стимулы. Следующий этап развития психики – чувствительность – способность к ощущениям, затем – перцептивный этап (лат. perteptio – восприятие), при котором появляется способность отражать целостный образ предмета. На последующих стадиях развития психика развила способность не только отражать образ чего-то, но и связи между предметами. И, наконец, появление
Объект психологии составляют психические явления: психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение, чувства, воля и т.д.), психические состояния (апатия, утомлённость, тревога и т.д.), психические свойства (темперамент, характер, способности и т.д.), психические образования (умения, знания, навыки, привычки и т.д.). Мы можем определить задачи психологии: изучение сущности психических явлений; управление психическими явлениями; использование полученных знаний на практике, в личной, общественной, профессиональной сферах жизни; организация психологической службы.
Этапы развития психологии
Прежде чем стать научной в современном понимании психология прошла многовековой путь развития. В древности около 2 тыс. лет тому назад психология представляла собой знание о душе. Именно душа считалась источником всего того, что невозможно было объяснить.
Следующий этап в становлении психологии связан с эпохой Просвещения (ХVII ст.), когда широкое развитие получили естественные науки, а психология сосредотачивает внимание на изучении сознания человека, его способностей мыслить, чувствовать. В этот период психология развивается в рамках философии. Основной метод психологии этого периода – самонаблюдение (интроспекция).
Как самостоятельная наука психология формируется с ХIХ ст., когда немецкий учёный
Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения им воспитания. Возрастная психология, или психология развития, исследует развитие психики человека и её особенностей. Её предметом является изучение психологических особенностей каждого возрастного периода. Иными словами, возрастная психология исследует развитие психики человека от рождения до смерти. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, закономерности поведения и деятельности людей в условиях межличностного взаимодействия в социальных группах, психологическую совместимость людей. Существует такая отрасль психологии, как психодиагностика. Эта отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения психологических особенностей человека.
Следует отметить некоторые отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов деятельности. Так, например, инженерная психология
Психология как наука о душе
метки:Психология, Наука, Человек, Познание, Демокрит, Мышление, Учение, Период
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. ……………3
I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ…………………….….…….. 5
1. Учение Сократа
2. Учение Платона
3. Учение Аристотеля
4. Учение Гиппократа.
5. Учение Демокрита
II. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ …………………………………………………………………………….11
III. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЕВРОПЕ В ЭПОХУ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ……………………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Психология, как наука, развивалась в течение многих веков. Вначале психологические знания развивались в недрах, как философии, естествознания и других наук. Этот период в развитии психологии охватывает около 2,5 тыс. лет и продолжался с VI в. до н.э. до середины XIX в. В дальнейшем психология стала развиваться как самостоятельная наука. .
Известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении. Душа – предмет, казалось бы, настолько неопределенный, что вряд ли может выступать научной категорией. Однако для психологии это понятие принципиально важно, хотя бы потому, что само название науки «психология» буквально переводится как «учение о душе». .
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.
21 стр., 10094 слов
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей .
..… Основная задача изучение законов психической деятельности человека. Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний … , условия деятельности , продукт деятельности . 3 осн-хвида человеческой деятельности: игру, учение и труд. Существенным отличием деятельности человека от поведения животных является …
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Первобытные же представления о психике возникли в первобытных религий» и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя как части окружающего мира, созданного богами.
Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.
I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
1. Учение Сократа
Сократ был самым знаменитым древнегреческими философом (469-399 до н. э.).
Так же знамениты и его ученики Платон и Аристотель.
Процесс познания основан на познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обращение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Целью философских учений Сократа было стремление помочь людям найти «самих себя». Сократ, ища ответы на вопросы о природе человека, видел их не в отношении человека к природе, а в наличии некоего «внутреннего голоса», совести, который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.
Сократ был мастером устного общения и анализа, цель которого — с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впоследствии стали называть сократическим методом. Этот метод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность их знаний, а затем достичь этой истины обнаружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, более надежного знания.
10 стр., 4945 слов
К вопросу о понятии «душа» в психологии
… неизученное и опасное для человека. В психологии отчуждение представляется как раздвоение души, как существование множественности личностей в душе человека, что сопряжено с … душу как бессмертную. Вселенская душа выступает неизменной основой всего сущего. Человек получает частичку этой вселенской души как свою неизменную основу. Душа как нечто основополагающее в человеке есть проявление идеи. Душа …
Значение идей Сократа для дальнейшего развития психологии как науки. Сократ в своем методе диалога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыграли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно е такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака — диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, — стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления.
2. Учение Платона
Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) неразрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, который первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является не-бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи — образцы, а вещи — их подобия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом, поэтому природа души сродни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа — бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также яростный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление — к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.
Платон сделал акцент не на внешнем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» — внутренний).
Всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.
Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.
3. Учение Аристотеля
Аристотель (384/383 — 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души — это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа — это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются через ее уровни.
3 стр., 1064 слов
Психологические идеи в учении Платона
. .. речь. Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в … мужество в груди, чувственное вожделение в печени), и Платон. У Платона учение о частях души приняло резко выраженный этический характер. Соотношение между этими частями пояснял знаменитый …
1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.
2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.
3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.
Выделяются следующие познавательные способности души:
1. Восприятие — первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.
2. Осязание — главнейшее ощущение, необходимое для жизни.
3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память — образ в соединении с временной характеристикой; высшая память — процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.
4. Воображение — образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне,
5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, которое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.
4. Учение Гиппократа.
Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) – «Отец медицины». В философии выступал как представитель материализма в медицине. Заложил принципы научного знания и исследования. Самым плодотворным путем познания в медицине Гиппократ считал опыт и наблюдение. Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. «И этой именно частью (мозгом) мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все приятное и неприятное … удовольствия и тягость… От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, являются нам страхи и ужасы … а так же сновидения. И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее или суше своей природы или вообще когда он почувствует другое какое-либо страдание, несообразное со своей природой и обычным состоянием – тогда человек здраво мыслит».
Наибольшую известность получило учение о темпераментах. По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь (вырабатывается в мозгу), кровь (вырабатывается в сердце), желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки).
11 стр. , 5034 слов
Теории познания деятельности человека
… подвергающиеся исследованию. Предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек является объектом изучения многих наук — биологии, медицины, психологии, социологии, философии и … На протяжении столетий в христианстве существовало представление о том, что бессмертная душа человека обременена не только оболочкой, которую называли «сосудом мерзости и греха», но …
Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека. Гиппократ производит классификацию человеческих типов на соматической основе. И. П. Павлов отмечал, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», и ссылался на него в своем учении о типах высшей нервной деятельности. Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне).
Во-первых, на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. «гумор» – жидкость).
5. Учение Демокрита
Душа человека, по Демокриту, состоит из атомов огня, которые очень малы и шарообразны. Душа как огонь, она движет и оживляет человека. По вопросу места расположения разума в теле человека существует несколько точек зрения. По некоторым данным, атомы души концентрируются в пустотах мозга, и потому в нем центр разума. По другим, он находится в сердце. Возможно, Демокрит признавал не один центр разума, или его взгляд на этот вопрос менялся. Неразумная часть, по мнению Демокрита, души рассеяна по всему организму.
Благодаря особому составу душа способна воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку (изображения), напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление.
Демокрит одним из первых в античной философии дал развернутое представление о процессе познания, выделив в нем чувственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Первое он называл познанием «по мнению», второе познанием «по истине». Познание «по мнению» неодинаково: есть цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они результат воздействия предметов на органы чувств, но вне органов чувств их нет. Чувственное познание есть результат воздействия атомов. Различие чувственных образов обусловлено различием форм, строением атомов. В любом случае без органов чувств, без познания «по мнению», невозможно, по Демокриту, и познание «по истине». Познание, говорил он, идет от чувств к разуму. Рациональное познание есть продолжение чувственного. Разум, как считал Демокрит, – это более тонкий зрительный орган, т.е. это своеобразное «логическое зрение».
9 стр., 4065 слов
Психология наука о психике или учение о душе Братусь
… совсем иной научной области» (Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. С. 422—423). Исчезновение души из психологии вызывало недоуменные толки и в религиозной среде. А. … как-то соединить два значения, две, по сути, разные психологии — и как «слово о душе» и как «науку о психике». Однако возможно ли такое? Обратимся теперь для …
Демокрит особое место в познании уделял дыханию. Огненные атомы содержатся в воздухе, именно он при дыхании становится источником пополнения атомов души. Огненные атомы воздуха и души Демокрит считал самыми тонкими, причем только в живом организме они сосредоточены в достаточной мере и находятся «в надлежащей пропорции» с холодными атомами. Человек жив, пока он дышит. Дыхание обеспечивает человеку равновесие: оно выравнивает количество огненных атомов, уходящих с выдохом и входящих из воздуха при вздохе.
Учение Демокрита имеет явно атеистический характер, так как души, согласно Демокриту, погибают, «ибо то, что рождается вместе с телом, с необходимостью должно погибнуть вместе с ним». Отрицание существования отдельной от тела бессмертной души было разрывом с мифологией, имевшей важное значение в Древней Греции. Отрицание «бессмертной души» имело принципиальное философское значение.
Несмотря на многочисленную критику, которую испытало на себе учение об атомном строении души, Демокрит предвосхищал современные достижения науки, открывшей сложное строение человеческого мозга и физиологические основы психики. Учение Демокрита, в том числе и правильная догадка о материальной основе сознания, было несовместимо с учением о бессмертии души в загробном мире. Согласно учению Демокрита, вся природа вместе с человеком представляет собой единство живой материи, в основе которого лежит фундаментальное единство мира: атомы и пустота. Кроме мира атомов и пустоты, нет никакого другого.
II
. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII— VI вв. до н. э., т. е., до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами. Второй, научный период, начинается на рубеже VII-VI вв. до н. э., когда психология развивалась в рамках философии, а потому он получил название философского периода и условно длился до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственной психологической терминологии, примерно в конце XVIII — начале XIX в., когда психология утвердилась, как уникальная наука, имеющей свой независимый предмет, являющейся одновременно гуманитарной и естественной, изучающей и внутренние, и внешние проявления психики. Временем возникновения экспериментальной психологии считается создание первой экспериментальной лаборатории В. Вундтав 1879 г.
На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание, В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с первоосно—вой мира, и ее главной функцией считалось придание телу активности и ее направление, так как тело является инертной массой, т. е. душа руководит пове—дением человека.
11 стр., 5186 слов
Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии
… 7/ субъективность, можно изучать только себя. 5. Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. 19 в. – … На протяжении своего развития психология меняла свой предмет (душа, сознание, поведение, деятельность), однако, в отличие от многих других наук, так и не достигла общепринятого единства. Однако, …
В эпоху Средневековья душа изучалась в русле богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей прежде всего чувственного познания. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души.
III
. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЕВРОПЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Период Средневековья начинается с падения в V в. Римской империи и утверждения христианства, культивировавшего неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания. Естественнонаучное исследование природы приостановилось, наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием этого «мертвого» для психологии периода считается XV в. , когда произошло возрождение искусства, светской науки, открытие Америки.
Средневековая философия была тесно связана с христианской религией, и это позволяло развиваться лишь тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно отражали и разделяли религиозные и светские позиции христианства. Основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами христианства и носили отпечаток догматов христианской религии.
Развитие психологии в этот период было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входила бы в противоречии с официальной наукой. В связи c этим, представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода. После начального этапа развития психология начала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который ей может быть отдан богословием. Это привело частично к пересмотру предмета психологии — в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. В ХII-ХIII вв. в психологии возникло направление деизма, которое утверждало, что существуют две души — духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной особенностью психологии, отличающей ее от других наук, является то, что изучаемая ею реальность стала предметом познания задолго до ее оформления как науки. Традиционно эта реальность именовалась дух, душа и являлась прерогативой религиозных и философских рефлексий. Едва человек стал задумываться о себе и об окружающем мире, он заметил, что какой-либо объект и восприятие этого объекта – совершенно разные реальности, так же как совершенно разными реальностями являются какой-либо объект или события и воспоминания о них. Прообраз мысли, чувства или желания вообще нельзя отыскать в природе. Более того, то, что воспринимает, чувствует, помнит, о чем мыслит и чего желает человек, живет какой-то своей, во многом независимой от тела жизнью и даже оказывает на него своеобразное влияние. Уже много позже исследования в области нейрофизиологии и биологии показали, что закономерности функционирования психики не совпадают с анатомо-физиологическими свойствами человека. Это, между прочим, подтверждает то, что душа, психика является самостоятельной субстанцией реальности.
7 стр., 3360 слов
II. Психология наука о сознании
… выгорания или профессиональных деформаций. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Этапы развития психологии как науки I. Психология- наука о душе Психология зародилась в недрах философии, и первые … психологии стоял французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650). Собственное сознание изучали тогда только методом интроспекции (буквально «смотрение внутрь») — методом познания …
Однако, несмотря на то, что психика все время обнаруживает свое присутствие и свое влияние на жизнь и поведение людей, она долгое время не становилась предметом научного познания. Дело в том, что психика не имеет материальных, то есть доступных чувственному восприятию, свойств. Ее нельзя потрогать, увидеть и, значит, нельзя ее наблюдать, экспериментировать с ней и измерять ее. В то же время любая наука обязательно должна удовлетворять, по крайней мере, трем требованиям. Она должна использовать методы наблюдения и эксперимента, математический анализ и применять полученные знания на практике.
Ситуация изменилась в середине ХIХ в., когда Огюст Конт предложил свою классификацию наук. Вместо социальной философии он предложил создать социологию – науку об обществе, вместо философии истории – историческую науку, а вместо философской антропологии – психологию – науку о душе (хотя сам термин «психология» ввел в употребление немецкий философ ХVIII в. Христиан Вольф). Вскоре эти идеи стали очень популярными, и в 1878 г. немецкий ученый Вильгельм Вундт основал в г. Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Этот год считается годом рождения психологии как науки. Вскоре И. М. Сеченов организовал подобную лабораторию в России. Еще одним фактором превращения психологии в науку стало создание бельгийским математиком Адольфом Кетле математической статистики, ставшей математическим аппаратом психологии. Окончательное становление психологии как науки завершило создание в г. Лондоне Френсисом Гальтоном лаборатории дифференциальной психологии, что обеспечило ее прикладной аспект.
Развитие психологии привело к появлению различных школ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А.
Общая психология: Курс лекций: .– Мн.: БГУ, 2004.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.
4 стр., 1773 слов
Психология — наука XXI века
… всех востребованных практико-ориентированных направлений. Да, к сожалению, экстенсивное развитие психологии (создание новых психологических кафедр, факультетов, курсов ускоренной подготовки) привело к тому, ..
. себя психологическим веком», с сарказмом подмечает В.И. Слободчиков, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Института педагогических инноваций РАО. Конечно, большинство …Как психология является наукой?
Долго обсуждался вопрос: «Является ли психология наукой?» Определив, что такое психология, и взглянув на то, как ученые определяют науку, мы можем прийти к пониманию того, как психология классифицируется как наука.
Чтобы добраться до этой конечной точки, давайте подробно рассмотрим психологию и науку.
Источник: Pexels
Что такое психология?
Термин «психология» можно разбить на греческие корневые слова. Психея означает «разум» или «душа». Логос означает «изучение». Психология изучает психические процессы и поведение человека.
Психология состоит из следующих научных шагов:
- Сбор фактов
- Разработка теорий и гипотез для объяснения фактов
- Проверка теорий
Что делает психологию наукой?
Независимо от того, как вы относитесь к психологии, она либо будет помещена в категорию социальных наук, либо в категорию естественных наук. Чтобы поддержать психологию как науку, мы обратимся к идее эмпирических данных. Эмпирические данные можно подтвердить и проверить путем наблюдения и опыта, а не просто полагаться на логику или теорию.
С помощью эмпирических данных психологи могут понять человеческое поведение благодаря наблюдению. Поскольку ум нельзя наблюдать напрямую, именно благодаря действиям психологи могут лучше понять, что может происходить в уме.
В психологии используется следующее:
- Обоснование: Психологи полагаются на научное обоснование для интерпретации и планирования психологических исследований и интерпретации явлений.
- Дисциплина: В основе психологии лежит научный метод. Психологи проводят исследования и вносят свой вклад в исследования на основе поддающихся проверке данных.
- Исследование: Как и традиционная наука, психологи используют количественные и качественные методы исследования, необходимые для проведения анализа и получения выводов.
- Применение: чтобы практиковать психологию на практике, студенты должны получить дополнительное образование после получения степени бакалавра. В большинстве случаев психологу необходимо получить степень доктора философии. Это продвинутое образование будет состоять из исследовательских навыков и надежных знаний и применения научных методов.
Основные характеристики науки
Чтобы определить любую область как науку, она обычно включает следующие ключевые элементы:
Объективность
При проведении любого исследования исследователи должны оставаться беспристрастными и объективными. Они не могут позволить своим собственным эмоциям и чувствам вмешаться в процесс. Кроме того, хотя не всегда возможно полностью устранить предвзятость, необходимо максимально ее свести к минимуму. Это главный постулат науки.
Эмпирические данные
Доказательства собираются посредством экспериментов и наблюдений. Опять же, это отрицает вход веры. Пока данные собираются, информация тщательно записывается, чтобы другие исследователи могли проверить достоверность и процесс.
Управление
Чтобы вывести причину и следствие (независимые переменные и зависимые переменные), переменные должны контролироваться.
Проверка гипотез
В начале процесса проводится наблюдение. Затем ученые, академики и исследователи создают свою гипотезу, которая представляет собой предсказание, основанное на теории. Эти гипотезы должны быть четко сформулированы, а затем проверены с помощью беспристрастных экспериментов.
Предсказуемость
Основываясь на результатах исследований, ученые должны иметь техническую возможность прогнозировать и предсказывать будущее.
Репликация
Когда ученые разрабатывают эксперименты, их нужно воспроизвести, чтобы проверить, одинаковы ли результаты при разных переменных. Когда одни и те же результаты получаются на основе одних и тех же условий, это обеспечивает достоверность и точность выводов, что может уступить место созданию научной теории или открытию.
Социальные науки: определение
Понятно, как психология поддерживает элементы науки. Однако аргумент существует, потому что он также может попасть в категорию социальных наук на основе определения.
Социальная наука – это любое академическое исследование или наука, изучающая человеческое поведение в социальном и культурном аспектах. К таким исследованиям относятся: социология, антропология, экономика, политология, а для некоторых и психология.
Психология как социальная наука
Когда дело доходит до изучения психологии в колледже, большинство учебных заведений относят психологию к общественным наукам. Будучи студентом, вы будете изучать социальное поведение, человеческое развитие и эмоции, которые включают методы социальных наук. Однако, в зависимости от специальности психологии, которой вы можете заниматься, некоторые из них более тесно связаны с точными науками, а другие — с социальными науками.
Например, нейропсихология и биологическая психология ближе к физическим наукам. Социальная психология, как вы, наверное, догадались, тесно связана с социальными науками.
Источник: Pexels
Чем занимаются психологи?
Основная цель психолога — понять человеческие эмоции, мысли, чувства и поведение. Как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе клинические психологи работают с пациентами, чтобы помочь им справиться со своими проблемами и преодолеть их.
Психологи имеют возможность работать в различных условиях и изучать различные субдисциплины. Например, психолог может работать клиническим психологом, детским психологом, консультантом по вопросам карьеры, профессором или нейропсихологом, и это лишь некоторые из них.
Психологов можно найти в частной практике, в реабилитационных центрах, школах, больницах, клиниках, корпорациях, спортивных командах и других учреждениях.
Как стать психологом
Чтобы работать психологом, вы должны пройти процедуру лицензирования. Прежде чем получить лицензию, вам нужно получить степень.
Вот основные шаги, которые вам необходимо выполнить, чтобы работать в этой полезной сфере:
- Бакалавриат: Начните с получения степени бакалавра. Вы можете сделать это, например, в психологии или смежных областях, таких как образование, коммуникация или социология.
- Аспирантура: чтобы получить специализацию, вы продолжите свое формальное образование со степенью магистра, доктора психологии (PsyD), доктора психологии или специалиста по образованию (EdS) в области психологии.
- Стажер: в зависимости от вашего уровня обучения вам придется отработать определенное количество часов, работая под руководством лицензированного психолога и обучаясь у него при выполнении проектов.
- Лицензия: чтобы официально называть себя психологом и работать психологом, вам необходимо получить лицензию. Шаги для этого зависят от штата и местоположения. Однако общая идея заключается в том, что вам придется сдать национальные экзамены и работать под наблюдением лицензированного психолога. В некоторых штатах также может потребоваться устный экзамен или экзамен по юриспруденции, чтобы понять юридические вопросы, касающиеся психологии.
Практический результат
Как ни посмотри, ответ на вопрос «Является ли психология наукой?» положительный. В то время как некоторые люди будут утверждать, что психология является социальной наукой, другие считают ее точной наукой.
Независимо от того, как вы классифицируете область обучения и карьеры, существует множество специальностей и карьерных путей, которые можно выбрать в этой области.
История и происхождение науки психологии
РЕКЛАМА:
Прочтите это эссе, чтобы узнать об истории и происхождении науки психологии!
Психология не возникла непосредственно как наука. Она началась как отрасль философии и продолжалась около 2000 лет, прежде чем превратилась в науку.
РЕКЛАМА:
Психология возникла в результате стремления космологов разобраться в мистических переживаниях и действиях людей и событий.
К ним относятся их жизненный опыт, сны, материалистическая жизнь, их побуждения и особенности поведения людей в различных ситуациях.
Термин «психология» впервые встречается в философских книгах 16 века. Оно образовано от двух греческих слов «психея» (душа) и «логос» (учение). Под душой подразумевался принцип, лежащий в основе всех явлений душевной и духовной жизни.
Современные представления о разуме и его функционировании были получены из греческой философии. Один из первых камней в фундамент психологии как науки заложил древнегреческий врач Алкмеон в VI веке до н.э., который предположил, что «психическая жизнь есть функция мозга». Эта идея дает основу для понимания человеческой психики и сегодня. Другими известными греческими философами являются Гиппократ (460–370 гг. до н. э.), Сократ (469 г. до н. э.).-399 г. до н.э.), Платон (428/7-348 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.).
РЕКЛАМА:
Гиппократ, известный как отец медицины, классифицирует людей на 4 типа на основе телесных соков: сангвиники (кровь), меланхолики (черная желчь), холерики (желтая желчь) и флегматики (флегма). . Сократ признавал разум также в дополнение к душе.
Он проанализировал деятельность ума в форме мышления, воображения, памяти и сновидений. Далее его ученики Платон и Аристотель усилили и продолжили идею Сократа. Однако они не очень верили в существование души. Поэтому они подчеркивали способность человека рассуждать и называли человека разумным животным.
Платона больше интересовала роль разума в управлении человеческим поведением. Он был родоначальником дуализма в психологии.
Он считал материальные и духовные субстанции, тело и ум двумя независимыми и антагонистическими принципами, но не мог удовлетворительно развеять свои сомнения. Дуализм Платона был во многом преодолен его учеником Аристотелем, который воссоединил психологическую мысль с естествознанием и восстановил ее тесную связь с биологией и медициной. Он выдвинул идею нераздельности души и живого тела.
Он выдвинул гипотезу о том, что разум является результатом психологической деятельности, и сказал, что необходимо понимать психологические процессы, включая деятельность органов чувств, которые помогают человеку воспринимать окружающую его среду.
Это предположение было доступно для проверки в силу его научной обоснованности. Это правда, что мозг контролирует наши сознательные переживания и поведение. Затем появился французский философ Рене Декарт (1596-1650), который постулировал существование души как отдельной сущности, независимой от тела.
Он сказал, что наше тело подобно автомобильному двигателю, который будет работать без присмотра души, и, следовательно, тело и душа разделены. Он заявил, что человек имеет двойственную природу, а именно ментальную и физическую. Тем самым разъяснялись сомнения, поднятые Платоном.
Он утверждал, что процесс сомнения является доказательством существования души. (Cogito ergo sum — я мыслю, следовательно, существую). Иными словами, во мне должна существовать душа, потому что я могу думать, а мышление есть основная функция души.
Постепенно, по мере развития научного мировоззрения, философия начала терять свое значение, а вместе с ним и душа. Тогда психология была определена как «наука о разуме». Слово «ум» было менее загадочным и расплывчатым, чем «душа», и поэтому это определение какое-то время сохранялось.
РЕКЛАМА:
Психология возникла как научная дисциплина после основания Вильгельмом Вундтом (1832-1920) в 1879 году в Лейпциге (Германия) первого Института психологии. Именно здесь первые профессиональные психологи приобрели навыки экспериментальной работы по изучению сознания. Вундт сосредоточил свои эксперименты на сознательном опыте и заменил понятие разума сознанием. Он принял метод «самоанализа».
Со временем развитие психологии как самостоятельной науки получило импульс. Психологи начали отказываться от различных методов и подходов, основанных на спекуляциях, и попытались обеспечить научное обоснование предмета.
Эти усилия привели к появлению различных школ мысли, таких как структурализм, функционализм, бихевиоризм, гештальтизм, психоанализ, гуманистическая школа и т. д. Формулировка этих школ привела к различным подходам к пониманию поведения по-своему.
Краткий анализ этих подходов выглядит следующим образом:
Структурализм :Эта школа сосредоточила свое внимание на изучении сознательных переживаний и структуры мозга и нервной системы, ответственных за такие переживания.
Видным среди структуралистов был Э. Б. Титченер (1867-1927), британский психолог, который рассматривал психологию как науку о сознании. Структурализм попытался проанализировать три основных элемента сознания, а именно ощущения, чувства и образы, и таким образом обеспечил систематическое изучение разума путем анализа его структуры и, следовательно, получил название структурализм.
Функционализм :Функционализм был инициирован Уильямом Джеймсом (1842-1910), отцом американской психологии. Другими важными психологами, принадлежащими к этой школе, были Джон Дьюи, Джеймс Энджелл и др. Функционалисты отстаивали функционирование разума как важный аспект.
По их мнению, разум всегда поможет человеку приспособиться к окружающей его среде. На них повлияла теория эволюции и биологии Дарвина.
Бихевиоризм:Эта школа мысли была основана Дж. Б. Уотсоном (1878–1958). К другим известным психологам относятся Торндайк, Павлов, Скиннер, Толмен, Халл и др. Уотсон определял психологию как науку о поведении организма.
Он сосредоточил свое внимание на изучении наблюдаемого поведения и отверг невидимые внутренние силы разума. Уотсон отверг метод самонаблюдения как ненадежный и ненаучный и выступил за метод наблюдения и проверки. Бихевиоризм подчеркивал условные рефлексы как элементы поведения.
По Ватсону, условные рефлексы — это выученные реакции на раздражители. Он подчеркивал необходимость объективного наблюдения для изучения поведения человека и животных. До появления этой школы психологи концентрировались только на изучении человеческого поведения, и не было места для изучения поведения животных. Уотсон подчеркивал роль окружающей среды и стимулов в формировании поведения. Он заявил, что может сделать из младенца кого угодно — нищего, адвоката, ученого или преступника.
Гештальт Психология:Эта школа мысли была создана в 1912 году тремя немецкими психологами Максом Вертгеймером (1880-1941) и его коллегами Куртом Коффкой (1886-1941) и Вольфгангом Колером (1887-1967). .
Термин Гештальт означает «Форма» или «Конфигурация». Эти психологи выступали против атомистического или молекулярного подхода к изучению поведения. Они сказали, что ум не состоит из элементов и, следовательно, его можно лучше понять, только если мы изучаем его в целом.
Главный принцип гештальт-школы: «Целое лучше, чем сумма его частей». Согласно ему, человек воспринимает вещь в целом, а не просто как набор элементов. Точно так же ощущение или восприятие будут переживаться как единое целое. Например, когда мы смотрим на деревянный стол, мы смотрим на него не как на связку разных кусков, а как на единое целое, только тогда мы воспринимаем его как осмысленный предмет.
В результате человеческое поведение характеризуется как разумное поведение, а не как простой механизм стимул-реакция. Таким образом, гештальт-психология резко противостояла точкам зрения других школ.
Психоанализ :Психология в основном концентрировалась на нормальной человеческой психике до прихода Зигмунда Фрейда (1856-1939), который основал школу психоанализа. Эта теория возникла из клинического фона психически больных.
Фрейд разработал свою теорию, основанную на бессознательной мотивации. Он включает в себя различные понятия, такие как сознательное, подсознательное, бессознательное поведение, структура психики, вытеснение, катарсис, психосексуальное развитие ребенка, либидо, анализ сновидений и т. д., которые помогают анализировать поведение человека в целом, особенно с точки зрения взгляд на понимание ненормального поведения.
Считая, что Фрейд придавал чрезмерное значение сексу, двое его последователей разделились и основали собственную школу мысли. Альфред Адлер (1870-1937) начал «Индивидуальную психологию», в которой он поместил мотив власти вместо пола Фрейда, а Карл Густав Юнг (1875-1961) начал «Аналитическую психологию», которая подчеркивает развитие индивидуальной личности из «Коллективного Бессознательный».
Некоторые другие психологи под влиянием Фрейда, известные как неофрейдисты, также внесли большой вклад в современную психологию.