Как складываются черты характера: Характер в большей степени формируется. Как происходит формирование характера

Как складываются черты характера: Характер в большей степени формируется. Как происходит формирование характера

Формирование и развитие характера

1.05.2011

Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процесса практически невозможно в связи с тем, что характер как устойчивая совокупность определенных черт «наполняется» ими постепенно, по мере включения ребенка в социальные и деловые отношения через групповые игры, общение и учебу. Вместе с тем считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия.

Именно эти физиологические условия на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формирование специфических черт его характера.

Как известно, физиологическими механизмами обусловлен также темперамент. Однако он не является предпосылкой, однозначной траекторией формирования характера. Темперамент лишь способствует (либо препятствует) развитию у данного человека тех или иных черт характера. Например, лица с холерическим темпераментом могут иметь различные черты характера.

В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Известно, что доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их антиподы) начинают формироваться раньше других черт под влиянием того, как обращаются с ребенком взрослые люди, в первую очередь родители. Закрепляют эти черты элементы системы поощрений и наказаний, которые постоянно испытывает на себе ребенок.

Включенность ребенка в групповые игры ускоряет формирование и развитие коммуникативных и деловых черт характера (общительность, трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др.

).

Условия обучения в начальных классах либо разрушают имеющиеся первичные черты характера, либо закрепляют их в зависимости от влияния окружающей среды.

Эта тенденция продолжается до окончания школы. В старших классах школы специфика влияния социума зависит от:

  • личного отношения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, а также уровня самооценки;
  • средств массовой информации (телевидения, международных компьютерных сетей типа INTERNET и т.д.).

В 7-15 лет формируются черты, определяющие отношения с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера.

К 15-17 годам личность приобретает достаточно высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Характер человека, однако, не консервируется. Условия личной жизни вносят свои изменения. Именно они играют нажную роль в формировании мировоззрения индивида, его морально-нравственного облика и других психологических феноменов.

В свою очередь, эти феномены определяют направленность процесса самовоспитания человека. Результаты самовоспитания особенно видны в подростковом и юношеском возрасте. Об эффективности этого процесса можно говорить лишь при четком осознании его необходимости и соответствующей силы мотивации. Так, например, юноша, мечтающий о профессии летчика, вряд ли станет легкомысленно курить, злоупотреблять алкоголем и т.п.

Быт, школа, семья, круг знакомых, общение, специфика профессиональных занятий — все это оказывает существенное влияние на взгляды, мотивы, установки и цели личности, формирует ее направленность, делает ее поведение предсказуемым в различных ситуациях. Другими словами, формирует характер.

Общая тенденция характерологической динамики до 25-30-летнего возраста заключается в ослаблении «детских» черт (детская капризность, подростковый максимализм, общая импульсивность и др.) и укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.).

После 30-летнего возраста вероятность характерологических изменений резко снижается (если только это не вызывается различного рода психическими недугами). Возможные изменения могут быть обусловлены ориентацией на текущие и перспективные планы жизненного пути. Именно она закрепляет такие черты, как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям, склонность к обучению и т.п.

В 50 лет человек, по выражению профессора Р. Немова, проходит рубеж, на котором встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями и старается соответствовать текущим обстоятельствам. В более позднем возрасте все большее место в жизни человека занимают «мечты о прошлом», воспоминания и забота о здоровье. Человек вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни.

Таким образом, на ранних этапах жизни человека грани характера «оттачивает» преимущественно сама жизнь. Постепенно инициатива все больше переходит в руки самой личности.

Ключевые слова: Характер

Материалы по теме

Понятие характера личности

Пашук Н. С. Психология индивидуальных различий. — Мн.: Изд-во МИУ, 2010.

Признаки проявления характера

Депрессивный и маниакальный тип характера

Малкина-Пых И.Г., Техники гештальта и когнитивной терапии

Свойства, черты характера

Штейнмец А.Э., Общая психология

Шизоидный характер в психоанализе

Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов…

Взаимосвязь характера с темпераментом

Уровневая типология характеров А. Лазурского

Мазохистский тип характера

Малкина-Пых И.Г., Техники гештальта и когнитивной терапии

этапы развития, как изменить характер

Процесс формирования характера хотя бы раз в жизни интересовал каждого человека. Закладывается ли он в раннем возрасте и по мере взросления изменяется незначительно или его можно изменять в течение всей жизни? Или что влияет на становление личности? А если основные черты можно изменить в осознанном возрасте, то как это сделать? Все ответы о том, как формируется характер вы найдете в этой статье.

Содержание

  • Что такое характер
  • Как формируются черты характера
    • Факторы формирования характера
    • Особенности формирования характера
  • Этапы развития характера
  • Что влияет на формирование характера кроме физиологии
  • Можно ли изменить характер
  • Заключение

Что такое характер

Характер — совокупность тех наиболее четко проявляемых черт психики человека, которые особенно ярко проявляются при выражении отношения к окружающему миру, общении с другими людьми и отношении к себе.

К примеру, мы восхищаемся характером другого человека: «Какой же он целеутремленный и решительный!». Мы судим так, потому что этот человек ведет себя соответственно данным характеристикам: он не опускает руки при трудностях, идет до конца, постоянно ищет в себе силы, совершает смелые поступки.

Как формируются черты характера

Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер,  разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта — враждебность, общительность — скрытность, отзывчивость — эгоистичность.

В раннем возрасте хорошо развиваются те качества, которые одобряются и поддерживаются взрослыми.

Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.

Но темперамент может изменяться, особенно когда ребенок растет и происходит его становление как личности. Наверное, ваши родители или родственники, с которыми вы давно не виделись, в вашем уже сознательном возрасте говорили: «А в детстве ты был спокойным ребенком» или, наоборот: «Родителям пришлось непросто с тобой, ведь тебя было не унять!». Они так рассуждали, потому что видели изменения, которые произошли в вашем нраве.

Факторы формирования характера

Как уже было сказано, еще до нашего рождения гены формируют наш характер. А наибольший вклад в становление нрава в ранние годы вносят семья и социум. Дальнейшее формирование обеспечивает сам человек в зависимости от того, как он работает над собой и своим внутренним миром.

В школьные годы человек формирует черты, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми. Замечали ли вы, что от того, насколько общительными вы были в школе со своими сверстниками, зависело ваше дальнейшее общение с людьми по жизни: насколько вы легко можете заводить новые знакомства, общаться с незнакомыми людьми. В школе начинается сравнение с одноклассниками, поэтому у ребенка развивается самоотношение: он соотносит свои успехи с успехами других детей в классе, на факультативах. Это может способствовать формированию как положительных качеств (при успехах в учебе/деятельности), так и отрицательных (при неуспеваемости или неудачах).

Особенности формирования характера

Черты характера ребенка закладываются еще в утробе матери. С поступлением гормонов матери формируется эмоциональный и психический фон младенца. После рождения при грудном вскармливании с молоком также продолжают поступать гормоны от матери ребенку. Поэтому, как во время беременности, так и после рождения малыша важно эмоциональное состояние матери.

Наиболее ярко черты нрава проявляются у человека во время стрессовых ситуаций. Потому если человек задан целью изменить некоторые черты характера, ему следует избегать критических ситуаций, чтобы трансформация прошла более успешно.

Вам наверняка знакомо чувство, когда вы срываетесь после долгого сдерживания негативных эмоций и замечаете, как сложно потом взять волю в кулак и начать заново.

Этапы развития характера

Формирование характера начинается с самого рождения ребенка. В первые годы жизни мы копируем поведение, привычки, ценности близких нам людей: мам, пап, бабушек и дедушек. Лет с 12-14 начинает проявляться наша индивидуальность, под влиянием внешних и внутренних факторов нрав меняется. В этот период происходит формирование моральных и нравственных ценностей, волевых качеств. У старшеклассников основные черты характера уже сложились. В дальнейшем происходит их закрепление, развитие, но возможна и трансформация под воздействием внешних факторов: культуры, окружения, СМИ и другого. У взрослого человека не останавливается формирование характерных черт, но происходит закрепление тех свойств, которые способствуют достижению успехов в жизни: в семейном плане, в карьере, в формировании нужного круга общения.

Что влияет на формирование характера кроме физиологии

Известно, что характер каждого человека базируется на генетических особенностях, передаваемых от родителей. Но он также подвластен изменчивости под влиянием социальных факторов.

Во-первых, многое значит воспитание. Родителям необходимо с ранних лет понять темперамент своего ребенка и выстраивать воспитание таким образом, чтобы не сломить его и не нарушить его психику. Нрав человека склонен меняться также под влиянием условий жизни: насколько у человека спокойная или суетная жизнь, богатая или бедная семья, высокий или низкий статус. Образ жизни аналогично способен внести изменения: неправильный образ жизни — чрезмерное употребление алкогольных и спиртных напитков, курение, наркотики – все это будет портить положительные черты характера, разрушая нервную систему. Разовьются такие качества, как нервозность, недоброжелательность, сквернословие. Представьте подростка из неблагополучного района и бедной семьи и вообразите, какой образ жизни он ведет. Наверняка охарактеризовать такого человека вы сможете только негативными качествами.

Можно ли изменить характер

Большой вклад в изменение характера вносит труд. Люди, уделяющие много времени работе, постановке высоких целей и их достижению, борьбе с возникающими на пути трудностями и проблемами, как правило, имеют сильный характер. Во взрослой жизни он менее поддается корректировке, но, тем не менее, его возможно изменить. При этом важную роль играет самовоспитание и самодисциплина человека. Поэтому, если вы хотите измениться к лучшему, пересмотрите вашу деятельность и начинайте внедрять полезные привычки или меняйте мышление. Исходя из этого можно судить о том, что человек сам влияет на то, каким будет его нрав, совершая определенные поступки и выполняя соответствующую деятельность.

Заключение

Основы характера закладываются в раннем возрасте. На это влияет прежде всего семья — мы перенимаем действия, совершаемые родными людьми и повторяем то, что вызывает у них одобрение.

Не забывайте, что и в осознанном возрасте мы можем корректировать характер через самоконтроль и самодисциплину, чтобы добиваться успехов и достигать поставленных целей. Поэтому не бойтесь меняться к лучшему и у вас это обязательно получится!

Черты характера определяются генетически? Исследование предполагает, что ключом к успеху в жизни могут быть гены — ScienceDaily

Science News

от исследовательских организаций


Дата:
16 мая 2012 г.
Источник:
Эдинбургский университет
Резюме:
Новое исследование предполагает, что гены играют большую роль в формировании черт характера, таких как самоконтроль, способность принимать решения или общительность, чем считалось ранее.
Поделиться:

Фейсбук Твиттер Пинтерест LinkedIN Электронная почта

реклама


ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ


Гены играют более важную роль в формировании черт характера, таких как самоконтроль, умение принимать решения или общительность, чем считалось ранее, показывают новые исследования.

Изучение более чем 800 наборов близнецов показало, что генетика оказывает большее влияние на формирование ключевых черт, чем домашняя среда и окружение человека.

Психологи Эдинбургского университета, проводившие исследование, говорят, что генетически обусловленные характеристики вполне могут быть ключом к успеху человека в жизни.

Исследование близнецов в США — большинству из них было 50 лет, и они использовали серию вопросов, чтобы проверить, как они воспринимают себя и других. Вопросы включали: «Влияют ли на вас люди с твердым мнением?» и «Вы разочарованы своими достижениями в жизни?»

Затем результаты были измерены в соответствии со шкалой психологического благополучия Риффа, которая оценивает и стандартизирует эти характеристики.

Отслеживая их ответы, исследовательская группа обнаружила, что однояйцевые близнецы, чья ДНК [предположительно] точно такая же, в два раза чаще имеют общие черты по сравнению с разнояйцевыми близнецами.

Психологи говорят, что результаты важны, потому что чем сильнее генетическая связь, тем больше вероятность того, что эти черты характера передаются через семью.

Профессор Тимоти Бейтс из Школы философии, психологии и языковых наук Эдинбургского университета сказал, что генетическое влияние сильнее всего сказывается на чувстве самоконтроля человека.

Исследователи обнаружили, что гены влияют на целеустремленность человека, на то, насколько хорошо он ладит с людьми, и на его способность продолжать учиться и развиваться.

Профессор Бейтс добавил: «Еще со времен древних греков люди спорили о природе хорошей жизни и природе добродетельной жизни. Почему некоторые люди управляют своей жизнью, поддерживают хорошие отношения и сотрудничают для достижения своих целей, другие — нет? Раньше роль семьи и домашней обстановки часто доминировала в представлениях людей о том, что влияет на психологическое благополучие. Однако в этой работе подчеркивается гораздо более сильное влияние генетики».

Исследование, основанное на предыдущем исследовании, которое показало, что счастье зависит от генов, опубликовано в Интернете в

Journal of Personality .

реклама


История Источник:

Материалы предоставлены Университетом Эдинбурга . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.


Ссылка на журнал :

  1. Деспина Архонтаки, Гэри Дж. Льюис, Тимоти С. Бейтс. Генетическое влияние на психологическое благополучие: национальное репрезентативное исследование близнецов . Журнал Личности , 2012; DOI: 10.1111/j.1467-6494.2012.00787.x

Цитировать эту страницу :

  • MLA
  • АПА
  • Чикаго

Эдинбургский университет. «Черты характера определяются генетически? Гены могут содержать ключ к успеху в жизни, предполагает исследование». ScienceDaily. ScienceDaily, 16 мая 2012 г.

.

Эдинбургский университет. (2012, 16 мая). Черты характера определяются генетически? Ученые предполагают, что ключ к успеху в жизни может быть в генах. ScienceDaily . Получено 27 апреля 2023 г. с сайта www.sciencedaily.com/releases/2012/05/120516115903.htm

Эдинбургского университета. «Черты характера определяются генетически? Гены могут содержать ключ к успеху в жизни, предполагает исследование». ScienceDaily. www.sciencedaily.com/releases/2012/05/120516115903.htm (по состоянию на 27 апреля 2023 г.).


Что влияет на черты персонажа?

Photo by Chain 12

Один из способов добавить глубины анализу персонажей — выйти за рамки черт персонажей и включить в них то, что повлияло на , чтобы они приобрели эти черты.

Влияния персонажа могут включать:

  • Люди: родители, друзья, учителя, религиозные лидеры
  • Медиа: книги, фильмы, музыка, комиксы, игры
  • Впечатления: поездка, катастрофа, концерт

Леса

Когда мы просим учащихся углубляться, очень важно построить леса, которые приведут их к успеху.

Вместо того, чтобы начинать со сложной идеи влияний, начните с более простого подхода определения черт персонажей.

Затем, когда учащиеся определили черты характера, мы можем спросить: кто или что повлияло на поведение этого персонажа?

Такого рода информация редко находится на поверхности, поэтому дайте учащимся время на то, чтобы сделать соответствующие выводы.

Моделирование

Естественно, мы всегда сначала моделируем процесс для студентов. Выберите персонажа, с которым ваши ученики знакомы, чтобы покопаться в нем. Этот персонаж может быть из истории, которую вы уже читали, или из популярной культуры, о которой знает ваш класс.

Я выберу Люка Скайуокера из Звездных войн .

Люк храбр и готов пожертвовать собой ради других. На эту черту повлияли:

  • Оби-Ван: который пожертвовал собой, чтобы помочь Люку, продемонстрировав важность заботы о других
  • Хан Соло: который возвращается, чтобы помочь Люку выйти из щекотливых ситуаций, показывая Люку, что друзья поддерживают друг друга
  • Дарт Вейдер: кто демонстрирует опасность эгоизма, показывая Люку, что делать , а не
  • Люк теряет руку: это заставляет Люка остерегаться стать похожим на своего механического отца
  • Люк уничтожает Звезду Смерти, используя Силу: это дает Люку уверенность в том, что он может и дальше доверять своим способностям джедая, чтобы идти на риск

В этом деле смешались люди и события.

Вы можете создать подобный графический органайзер для отображения информации (что-то вроде карты с несколькими потоками, если вы знакомы с Thinking Maps):

Нажмите, чтобы увеличить!

  1. Начните с определения признака
  2. Затем дайте показания из истории, подтверждающие черту характера
  3. Затем определите, кто или что повлияло на черту

Связь с собой

Прекрасным бонусом является связь с собственной жизнью учащихся. Мы можем спросить их о людях, средствах массовой информации и событиях, которые повлияли на их собственные черты.

Это может стать веселым открытием года, когда ученики расскажут о своих самых важных влияниях.

Естественно, начните с себя:

  • Мне нравилось говорить своим ученикам, что, даже будучи взрослым, я все еще боюсь разочаровать свою японскую бабушку.
  • Мои шестиклассники повлияли на то, чтобы я продолжал пробовать что-то новое из страха устаревать!
  • Серия книг Dune побудила меня задуматься о долгосрочных последствиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *