Как правильно софья или софия по православному календарю: София церковное имя при крещении. День ангела софии по церковному календарю

Как правильно софья или софия по православному календарю: София церковное имя при крещении. День ангела софии по церковному календарю

Мученица Софи́я Римская

Дни памяти

30 сентября

Житие

Жития мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Во II ве­ке, в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Адри­а­на (117–138 гг.), в Ри­ме жи­ла бла­го­че­сти­вая вдо­ва Со­фия (имя Со­фия зна­чит «пре­муд­рость»). У нее бы­ли три до­че­ри, но­сив­шие име­на глав­ных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей: Ве­ра, На­деж­да и Лю­бовь. Бу­дучи глу­бо­ко ве­ру­ю­щей хри­сти­ан­кой, Со­фия вос­пи­та­ла до­че­рей в люб­ви к Бо­гу, уча не при­вя­зы­вать­ся к зем­ным бла­гам. Слух о при­над­леж­но­сти к хри­сти­ан­ству это­го се­мей­ства до­шел до им­пе­ра­то­ра, и он по­же­лал лич­но уви­деть трех се­стер и вос­пи­тав­шую их мать. Все чет­ве­ро пред­ста­ли пе­ред им­пе­ра­то­ром и без­бо­яз­нен­но ис­по­ве­да­ли ве­ру во Хри­ста, вос­крес­ше­го из мерт­вых и да­ю­ще­го веч­ную жизнь всем ве­ру­ю­щим в Него. Удив­лен­ный сме­ло­стью юных хри­сти­а­нок, им­пе­ра­тор ото­слал их к од­ной языч­ни­це, ко­то­рой при­ка­зал убе­дить их от­речь­ся от ве­ры. Од­на­ко все до­во­ды и крас­но­ре­чие язы­че­ской на­став­ни­цы ока­за­лись на­прас­ны­ми, и пла­ме­не­ю­щие ве­рой сест­ры хри­сти­ан­ки не из­ме­ни­ли сво­их убеж­де­ний. То­гда их сно­ва при­ве­ли к им­пе­ра­то­ру Адри­а­ну, и он стал на­стой­чи­во тре­бо­вать, чтобы они при­нес­ли жерт­ву язы­че­ски бо­гам. Но де­воч­ки с него­до­ва­ни­ем от­верг­ли его при­каз.

«У нас есть Бог Небес­ный, – от­ве­тил они, – его детьми мы же­ла­ем остать­ся, а на тво­их бо­гов плю­ем и угроз тво­их не бо­им­ся. Мы го­то­вы по­стра­дать и да­же уме­реть ра­ди до­ро­го­го нам Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста».

То­гда раз­гне­ван­ный Адри­ан ве­лел пре­дать де­тей раз­лич­ным пыт­кам. Па­ла­чи на­ча­ли с Ве­ры. Они на гла­зах у ма­те­ри и се­стер ста­ли бес­по­щад­но бить ее, от­ры­вая ча­сти от ее те­ла. По­том они по­ло­жи­ли ее на рас­ка­лен­ную же­лез­ную ре­шет­ку. Си­лой Бо­жи­ей огонь не при­чи­нил ни­ка­ко­го вре­да те­лу свя­той му­че­ни­цы. Обе­зу­мев­ший от же­сто­ко­сти Адри­ан не вра­зу­мил­ся чу­дом Бо­жи­им и ве­лел бро­сить от­ро­ко­ви­цу в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой. Но по во­ле Гос­под­ней ко­тел охла­дил­ся и не при­чи­нил ис­по­вед­ни­це ни­ка­ко­го вре­да. То­гда ее при­су­ди­ли к усе­че­нию ме­чом.

«Я с ра­до­стью пой­ду к воз­люб­лен­но­му мо­е­му Гос­по­ду Спа­си­те­лю», – ска­за­ла свя­тая Ве­ра. Она му­же­ствен­но пре­кло­ни­ла свою го­ло­ву под меч и так пре­да­ла свой дух Бо­гу.

Млад­шие сест­ры На­деж­да и Лю­бовь, во­оду­шев­лен­ные му­же­ством стар­шей сест­ры, пре­тер­пе­ли по­доб­ные ей му­ки. Огонь не при­чи­нил им вре­да, то­гда им от­сек­ли ме­чом го­ло­ву. Свя­тую Со­фию не под­верг­ли те­лес­ным му­че­ни­ям, но об­рек­ли ее на еще бо­лее силь­ные ду­шев­ные му­че­ния от раз­лу­ки с за­му­чен­ны­ми детьми. Стра­да­ли­ца по­греб­ла чест­ные остан­ки сво­их до­че­рей и два дня не от­хо­ди­ла от их мо­ги­лы. На тре­тий день Гос­подь по­слал ей тихую кон­чи­ну и при­нял ее мно­го­стра­даль­ную ду­шу в небес­ные оби­те­ли. Свя­тая Со­фия, пре­тер­пев за Хри­ста боль­шие ду­шев­ные му­ки, вме­сте с до­черь­ми при­чис­ле­на Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых. По­стра­да­ли они в 137 го­ду. Стар­шей, Ве­ре, то­гда бы­ло 12 лет, вто­рой, На­деж­де, – 10, а млад­шей, Лю­бо­ви, – лишь 9 лет.

Так три де­воч­ки и их мать по­ка­за­ли, что для лю­дей, укреп­ля­е­мых бла­го­да­тью Свя­то­го Ду­ха, недо­ста­ток те­лес­ных сил ни­сколь­ко не слу­жит пре­пят­стви­ем к про­яв­ле­нию сил ду­ха и му­же­ства. Их свя­ты­ми мо­лит­ва­ми Гос­подь да укре­пит и нас в хри­сти­ан­ской ве­ре и в доб­ро­де­тель­ной жиз­ни.

В храме Софии Премудрости Божией на Лубянке в Москве хранится большая часть мощей святой Софии Римской.

См. так­же: «Стра­да­ние свя­тых му­че­ниц Ве­ры, На­деж­ды и Люб­ви, и ма­те­ри их Со­фии» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Развернуть

Развернуть

Случайный тест

Православные имена.

От имени человека зависит многое.


Православное имя, это личное имя каждого человека по христиански. Такое имя можно еще назвать календарным, потому как, в основном эти имена даются человеку по календарю.Все верующие люди стараются давать своим детям именно православные имена, для них это очень важно. Считалось, что если ребенка называешь именем святого, то эта святость передается ребенку. Считалось, что святой дух, в честь которого назван человек, помогает, оберегает весь путь жизни. Назвать ребеночка православным, христианским именем имеют право родители, не забыв посоветоваться со священником. Такие имена можно давать как мальчикам, так и девочкам. Остается только подумать, какое дать. Имя в календаре нужно выбирать по дате рождения или крещения. Так же стоит учитывать, чтобы оно подходило к фамилии и отчеству. Итак, хотелось бы поговорить о женских и мужских именах.

Стоит рассказать о том как назвать девочку православным именем рожденную в том или ином месяце.
Девочек рожденных в январе можно назвать: Агафия, Анисия, Евгения, Василиса, Домна, Наталья, Анна, Евдокия, Ирина, Эмилия, Арсения, Ефимия, Антонина, Елена, Нина, Полина, Анастасия, Августа, Татьяна, Мария, Клавдия, Варвара, Ульяна, Ефимия.
А сейчас тех, кто родился в марте: Анна, Дарья, Марфа, Александра, Галина, Кристина, Ольга, Матрена, Анастасия, Авдотья, Ираида, Марьяна, Елена, Феодора, Анастасия.
В сентябре: Марфа, Сюзанна, Ангелина, Феодора, Екатерина, Анфиса, Вера, Раиса, Жанна, Елизавета, Людмила, Елена, Матрена, Евгения, Елизавета, Руфина, Серафима, Василиса, Вера, Татьяна, Любовь, Саломия, Прасковья, Наталья, Марфа.
В июне: Валерия, Анастасия, Фаина, Мелания, Матрена, Евфросиния, Марианна, Пелагея, Вера, Марта, Антонина, Мария, Ульяна, Павлина, Калерия.
В декабре: Екатерина, Анна, Прасковья, Кира, Зоя, Тамара, Гликерия, Августа, Маргарита, Анисья, Матрена, Августа, Феофания, Александра, София, Ефимия, Марфа, Мария.
В августе: Марина, Кристина, Соломония, Дарья, Олимпиада, Ксения, Ева, Серафима, Прасковья, Нонна, Ия, Ирина, Мавра, Елена, Ульяна.
В феврале: Елизавета, Галина, Инна, Римма, Екатерина, Ольга, Агнесса, Христина, Мария, Павла, Ирина, Валентина, Аглая, Павла, Светлана, Римма, Оксана.
В мае: Пелагея, Фаина, Гликерия, Юлия, Глафира, Тамара, Нина, Ирина, Муза, Авдотья, Ефимия, Клавдия, Анастасия, Евпраксия, Валерия.
В июле: Леонида, Жанна, Марина, Ольга, Вероника, Алевтина, Татьяна, Варвара, Маргарита.
В апреле: Анатолия, Таисия, Клара, Ия, Дарья, Светлана, Алла, Галина, Анатолия, Вулкана, Софья, Констанция.
В октябре: Зинаида, Виктория, Вера, Устиния, Раиса, Елизавета, Матрена, Александра, Евлампия, Прасковья.
В ноябре: Елена, Агриппина, Степанида, Домна, Агафья, Пелагея, Нина, Анна, Марфа, Зеновия, Капитолина, Авдотья, Анна, Ольга.
А сейчас необходимо поговорить о мужских именах. Как назвать мальчика родившегося в определенном месяце по православному календарю.
Январь: Григорий, Семен, Адам, Степан, Федор, Николай, Юрий, Петр, Михаил, Максим, Серафим, Константин, Савва, Кирилл, Сергей, Илья, Валентин, Прохор, Климент.
Май: Антон, Роман, Иван, Виталий, Ефим, Валентин, Никита, Тимофей, Макар, Борис, Герман, Артем, Юрий, Анатолий, Василий, Денис, Всеволод, Яков, Макар, Лаврентий.
Сентябрь: Андрей, Михаил, Илья, Тимофей, Арсений, Дмитрий, Харитон, Аким, Никита, Глеб, Валерий, Фома, Александр, Павел, Макар, Аркадий, Кондрат.
Декабрь: Даниил, Федор, Яков, Архип, Георгий, Лев, Иннокентий, Всеволод, Прокопий, Ярослав, Геннадий, Роман, Платон, Захар, Алексей.
Март: Яков, Афанасий, Кузьма, Филлип, Василий, Даниил, Аркадий, Кирилл, Антон, Евгений, Юлиан, Павел, Денис.
Октябрь: Давид, Роман, Трофим, Игорь, Родион, Константин, Игнат, Олег, Андрей, Антон, Дмитрий, Кондрат, Кузьма, Лука, Матвей, Фома, Владимир, Федор.
Февраль: Василий, Лаврентий, Прохор, Всеволод, Арсений, Георгий, Иван, Тимофей, Никита, Ипполит, Виталий, Герасим, Феликс, Влас, Лука, Роман, Дмитрий, Аркадий.
Апрель: Сергей, Вадим, Платон, Егор, Никита, Антон, Артемон, Кондрат, Гавриил, Яков, Родион, Леонид, Мстислав, Платон, Максим, Давид, Тихон, Антип.
Июнь: Ефрем, Елисей, Алексей, Роман, Карп, Юлиан, Владимир, Егор, Валерий, Игнат, Антон, Игорь, Сергей.
Ноябрь: Михаил, Осип, Юлиан, Афанасий, Кузьма, Евгений, Матвей, Юрий, Арсений.
Июль: Герман, Кирилл, Софрон, Федор, Валентин, Александр, Станислав, Демьян, Степан, Святослав.
Август: Леонтий, Тихон, Евдоким, Афанасий, Матвей, Леонид, Глеб, Борис, Илья.

Конечно, не все имена, которые были отмечены, существуют в православном календаре испокон веков. Многие были занесены туда совсем недавно. По другому можно назвать их современными, православными именами.

На самом деле церковных имен великое множество. Многие люди даже не подозревают о их существовании. Те, которые были придуманы много лет назад и сейчас совсем неактуальны и незнакомы современным людям. Именно они считались самыми лучшими и святыми именами для рожденных детей. Люди свято верили в богов и святых духов. Этим самым они ограждали своих детей от трудностей жизни, свято веря тому что святые, в честь кого названы детки будут их оберегать и поддерживать на протяжении всей жизни.

Так же считается, что у каждого имени есть свое значение, например: Александр-защитник, Арсений-мужественный и зрелый, Артем-невредимый, Василий-царский, Виктор-победитель, Виталий-полный жизни, Иван-милостив, Константин-стойкий, Максим-величайший, Павел-скромный, Сергей-знатный, Юрий-земледелец, Никита-победитель, Игорь-воинственный, Борис-борец, Кирилл-господин, Вадим-правитель, Адам-человек, Валентин-сильный, крепкий, здоровый, Всеволод-владеющий всем, Евгений-благородный, из хорошего рода, Лука-светлыйЯрослав-славный, Федор-божий. И так у всех. От правильно подобранного имени, зависит судьба человека. Прежде чем как-то назвать своего ребенка, нужно задуматься.

Программа — Святая София

Святая София [1] Собор расположен на пересечении 36-й улицы и Массачусетс-авеню на северо-западе Вашингтона, округ Колумбия. ведет к западному фасаду и порталу. На западном фасаде три группы дверей. По обе стороны от центрального дверного проема находятся два опорных элемента, которые при виде спереди кажутся колоннами без капителей и оснований. При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что каждый закругленный фасад двух «колонн» сливается с поверхностью стены, простирающейся вправо и влево от центрального портала, отделяющего его от левого и правого дверных проемов. На эти два опорных элемента опирается единая массивная перемычка, которая, в свою очередь, поддерживает четыре равноудаленно расположенных колонны, обрамляющих три окна, большую в центре, которая соответствует вертикально центральному дверному проему, и два меньших окна, которые соответствуют левому и правому дверным проемам. под ними. Триада окон повторяется на северном и южном фасадах. Обрамляющие колонны украшены византийскими капителями, которые представляют собой интересное сочетание византийской сложности и практичности 20-го века. Они вырезаны таким образом, что напоминают великолепие византийских столиц прошлого, но они недостаточно вырезаны, чтобы скрыть свою функцию поддерживающих элементов.

Отдельный архивольт, украшенный изображением греческих крестов, четырехлепесткового цветка и растительного орнамента, обрамляет описанную входную программу. На вершине архивольта находится резной герб Византийской империи, двуглавый орел, две его коронованные головы означают две основы, на которых Византия покоилась в течение одиннадцати столетий своего существования: Религию и Государство. Две головы имеют единое тело, единство дизайна и цели, несмотря на двойственность структуры власти. Эта арка, на которой покоится орел, повторяет форму трех окон, которые она заключает. В среднем и самом большом из этих окон есть витражное изображение голубя, символа Святого Духа. Колонны, псевдоколонны, а также перемычка выполнены из коричневого мрамора, а архивольт вырезан из того же камня, что и остальной внешний вид церкви. Он простой, грязно-белый и не предлагает никакой другой реальной визуальной активности, кроме линий, увенчанных вершинами, где раствор связывает каменные блоки вместе. Действительно, внешний вид Святой Софии мало возбуждает чувства.

Один внешний конструктивный элемент, купол, предлагает облегчение от в основном линейного режима. Две башни обрамляют купол, если смотреть с запада, которые не особенно византийские. Они являются уступкой эклектичному процессу, но, как бы говоря, чтобы сказать последнее слово, они увенчаны куполами, что дает им дом в структурном единстве экстерьера.

Нартекс

Войдя в собор, вы попадаете в нартекс или вестибюль. Притвор (не украшенный на момент написания этой статьи) действует как переход от внешнего неискупленного мира к вневременности и полноте нефа и святилища, которые отрицают существование какого-либо мира, кроме их собственного. Последовательность — нартекс, неф, святилище — является метафорой эволюции человека к Богу.

В притворе находятся две проскинитарии, иконостасы, перед которыми молится верующий. После входа в притвор верующие обычно крестятся и кланяются и/или целуют написанную икону, представленную на проскинитарии. Каждая икона защищена небольшим деревянным ребристым сводом с крестом в месте пересечения ребер. Высота проскинитария около семи футов, а икона размером с большую книгу. Из притвора в неф ведут три двери.

Неф

Понимание пропорций крестово-купольного храма необходимо для визуализации интерьера Софийского собора. Западный рукав включает притвор и западный рукав нефа. На востоке находится святилище, апсида и восточная часть нефа. Северный и южный рукава имеют одинаковую длину, как и восточный и западный рукава, если не принимать во внимание притвор и святилище. Проще говоря, неф церкви симметричен; это греческий крест, на котором установлен купол. Важно отметить, что купол купола является не только самой высокой точкой храма, но и центром храма. Симметричная структура создала четыре свода одинакового размера, на которых выставлена ​​большая часть мозаичных работ. Апсида имеет исключительное символическое значение и необходима для общей декоративной схемы интерьера.

Войдя в неф через центральный дверной проем, вы обнаружите, что находитесь под пристальным вниманием небесного сонма святых, ангелов, Богородицы, или Богородицы, и Христа, восседающего на престоле в куполе купола. Первый порыв зрителя — взглянуть вверх на Христа, величайшую изображенную фигуру, окруженную концентрическими кругами синего, зеленого, золотого и темно-розового цветов, которые уводят взгляд зрителя от медальона к богатому голубому пространству, на котором изображен сонм Серафимов, также окружающий Христа. Языки огня окружают синеву; каждый указывает на Пантократора или Всемогущего Бога. Пламя действует как переход от купола к стволу купола. Здесь снова круглая тема повторяется в купольных окнах. Если вы сконцентрируетесь на медальоне Христа, окна растворятся в круге непрерывного естественного света, и купол больше не будет поддерживаться конструктивными элементами под ним. С купола взгляд на мгновение останавливается на подвесках, но глаза еще не готовы принять элементы подвесок и прилегающие к ним мозаики свода. Вместо этого они опускаются к апсиде, на которой Богоматерь, или Богородица, изображена стоящей на скамье для ног с частично распростертыми руками. Ее руки обрамляют фигуру младенца Христа, не статичного, а как эманацию Божией Матери. Вокруг Нее девять медальонов Ее небесных служителей, воинств ангельских.

Повернувшись к подвескам, зритель видит, что каждому из четырех евангелистов отведено место на одной из четырех подвесок. Они изображены сидящими в процессе написания своих евангелий. На книгах перед ними было начертано первое слово или фраза, с которых начинаются соответствующие Евангелия.

На каждом из сводов трансепта изображены изображения четырех пророков и четырех апостолов. Восточный свод над Бемой украшен иконами архангелов Михаила и Гавриила, держащих прозрачный шар, представляющий мир, а в центре свода находится Этимасия, небесный престол, уготованный Христу прежде всех времен.

Но нужно взглянуть на Святую Софию еще раз (а может быть, и в третий раз), чтобы по-настоящему понять ее внутренний мир. Истинное значение искусства в соборе гораздо глубже, чем его двухмерные представители святых персонажей. Зритель увидит только художественную форму, которая была признана низшей из-за ее очевидной неспособности реалистично изобразить этих личностей из прошлого с точки зрения того, что можно было бы назвать «красивым». Вместо этого зрителю раздается ряд фигурок, напоминающих лицевые карты однородностью и угловатостью. Зритель тщетно ищет красоту, а созерцатель сталкивается с возвышенным.

Панайотис А. Михалис в своей книге Эстетический подход к византийскому искусству исследует желаемые цели византийского религиозного искусства.[2] Он предполагает, что необходимо проводить различие между целью красоты, которая характеризует классическое греческое искусство, и желаемой (и достигнутой) целью возвышенности в византийском искусстве. Красота вызывает чувство спокойствия и безмятежности и интеллектуально взывает к зрителю. Он чувственный и потому увлекает зрителя в мир чувств. Наоборот, возвышенное вызывает чувство экзальтации и апеллирует к эмоциональной стороне сознания зрителя. Возвышенное привлекает зрителя внутрь, а не вовне, к интроспекции, а не к экстроспекции. Если принять объяснение Михалиса, то следует принять и византийское религиозное искусство как очень сложную художественную форму, созданную путем искусного слияния художественных способностей и православной догмы.

Иконы Святой Софии считаются «проявлениями небесных архетипов». и художественный характер. Через икону смотрящий переживает человека, изображенного в его вечном состоянии, окно, через которое смотрящий смотрит на небесный мир. Золотой фон иконы олицетворяет небесную ауру, окружающую «святого или святого человека».[4] Икона также является зеркальным отражением изображаемой личности и, следовательно, двухмерна. Чтобы понять эту значимость иконы в православном богослужении, нужно понять сущность православной антропологии. На иконе изображен человек в его одухотворенном, преображенном состоянии. Это отражение существа, которое, в свою очередь, является отражением Христа. Поэтому иконы являются отражением Бога. Никакая малая икона не умаляет славы Пантократора в куполе Святой Софии, потому что малая икона является аллюзионным изображением, так сказать, фигурой Христа.[5] Этот аспект иконографической программы является лишь одним из объединяющих элементов, которые приводят отдельные иконы в духовное взаимодействие.

Интерьер Святой Софии представляет собой «образ Космоса», представляющий упорядоченную иерархию с ее символизмом в вертикали.[6] В отличие от языческого храма, который был мраморным жилищем для определенного бога из пантеона богов, святая София «должна была быть миниатюрой вселенной, потому что в ней обитает один и единственный Бог»[7]. осознание того, что наблюдатель (и участник) подвержен влиянию догмы Церкви. Собор, во-вторых, представляет Святую Землю; «места, освященные земной жизнью Христа»[8]. В этом смысле Собор подготавливает сцену для Божественной Литургии, представления Жизни Христа. На этом уровне наблюдателя обучают церковной истории. Третье толкование интерьера основано на «изображении церковно-праздничного круговорота, положенного литургией, а иконы расположены в соответствии с литургической последовательностью церковных праздников»[9].] Итак, церковь учит литургии.

Однако в декоративной схеме собора Святой Софии были сделаны уступки из-за его ограниченных размеров. Покойный доктор Пол Андервуд из Думбартон-Оукс, византиновед-консультант, обсуждал эту проблему в раннем письме преподобному Джону Тавларидису, настоятелю собора:

… существующие поверхности сводов разделены таким образом, что Было бы почти невозможно без обширных структурных изменений представить сцены, которые требуют гораздо большей ширины непрерывных поверхностей, чем доступны в восточном, северном или южном рукавах…

Далее доктор Андервуд сказал, что существующие поверхности очень точно впишутся в альтернативную схему. Хотя все события из жизни Христа, которые вошли в календарь праздников, не изображены, христианское шествие святых и мучеников показано группами примерно в соответствии с датами их праздника в литургическом календаре.

Купол

В небесных зонах церкви, включая купол и апсиду, повествование скрыто, чтобы позволить наблюдателю созерцать вневременную догму.[10] Купольная икона – это, конечно же, Христос Пантократор, восседающий на украшенном драгоценностями троне. Икона Христа, найденная в Святой Софии, как и в большинстве восточных православных церквей, создана по образцу описания, найденного в документе ранней церкви, Послании Лентула, римского чиновника, который действовал как глаза Императора, когда явился Христос. в Палестине. Ордер на арест Христа был включен в рапорт чиновника императору. Незнакомец описывался как «человек прямого роста… сдержанный и почтенный с манерами, внушающими уважение… серо-голубые глаза, необычайно разнообразные по выразительности, грозные, когда он ругает, и нежные и ласковые, когда он увещевает. Он серьезно весел, часто плачет, но никогда не видел, чтобы он смеялся». [11] Зрелый византийский стиль опирался на это описание Христа, подчеркивающее Его различные характеры. Пантократор святой Софии – не грозноокий Правитель и Судия мира, а Христос, Владыка вселенной, Благой, Светлый, Человеколюбец.

Вокруг ствола свода надпись отрывков из видения Исайи (Исайя 6:1-3): «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. А вокруг него стояли серафимы… и один взывал к другому и говорил: свят, свят, свят Господь Саваоф». Купол полностью посвящен такому устройству небесной иерархии, описанному Исайей в Ветхом Завете.

Апсида

Апсида занимает второе место в вертикальной иерархии; оно воздает должное Богородице, или Богородице, как высшему чисто человеческой природе. Нет библейской основы, из которой развились мариологические образы восточного православия. Скорее, образ Марии, по преданию, был явлен человеку в иконах «нерукотворных», дарах Матери Небесной в ответ на художественную потребность изобразить Ее в схеме православного богословия[12]. Богословы девятого века, хорошо помнящие иконоборчество, изображали Марию стоящей фигурой, чтобы избежать обвинений в идолопоклонстве.[13] Престол или даже сидящая Дева подразумевали бы, что Небесная Мать была божественна сама по себе, а не в своей связи с Сыном, как диктует православное богословие.

Изображение Марии в святой Софии называется Platytera, термин, взятый из гимна Божественной литургии св. Василия Блаженного: «…Он сделал Твоё чрево Своим престолом и сделал его шире (Platytera) небес… «Мария охватывает пространство между землей и небом и, следовательно, шире небес, чтобы вместить неудержимое. Мария — это небесная лестница, по которой сошел Бог, и она — вечный мост, ведущий с земли на небо.

Ангелы окружают божественные личности в иконографической программе восточных православных церквей, как Мария окружена девятью ангельскими медальонами в апсиде. Иконы архангелов Гавриила и Михаила имеют свое фиксированное богослужебное место в святилище или над ним. В Святой Софии они изображены на своде бемы над святилищем, хранителями Этимасии, или уготованным прежде всего небесным престолом Христа. Предполагается, что в особенно благоприятный момент Божественной литургии ангелы входят в собор и поют: «Свят, свят, свят. Господь Саваоф (Исаия 6:3).[14]

Святилище

Святилище, или пространство между сводом бема и апсидой на полу собора, также символизирует Небеса и оформлено соответствующим образом. Иконостас, или иконостас, отделяет неф собора от алтаря. На нем красками изображены образы Христа, Девы Марии с младенцем Христом, Иоанна Крестителя, архангелов Гавриила и Михаила. Первые три иконы есть в каждой православной церкви. Картины двухмерны и стилизованы. По всему лицу иконостаса, который виден из нефа, и над упомянутыми написанными иконами расположены медальоны учеников. В центре иконостаса, между иконами Марии и Христа, находятся Царские или Прекрасные врата, представляющие собой ее небесный прообраз. Первоначально над Царскими вратами располагалась икона с изображением Тайной вечери, а над ней — фронтон, ведущий взгляд смотрящего к вратам и делящий иконостас пополам на вершине. Однако икона и фронтон частично закрывали вид на икону Богородицы в апсиде и по этой причине были убраны.

Вдоль задней стены алтаря на мозаиках изображены четыре Отца Церкви: свт. Григорий, св. Афанасий, св. Василий и св. Иоанн Златоуст, два последних ответственны за организацию евхаристической литургии.

Между небом и землей

В средней зоне подвесных и трансептовых сводов вневременное и историческое сочетаются посредством схемы сокращенного символизма. Образы ветхозаветных пророков, великих святых и евангелистов изображены в этой промежуточной зоне между Небом, представленным куполом и апсидой, и полом нефа, который занимают земные обитатели. Святые почитаются Православной Церковью как «руки Божии»[15]. Их жизни представляют собой действие Воли Божией на Земле и служат вехами в истории Церкви, эволюции православного догмата и переходе от его мистического культового происхождения к Вере, основанной на литературной традиции. В загробной жизни эти Святые ходатайствуют, чтобы «сгладить дорогу к спасению» для своих ближних.[16] Четыре евангелиста расположены на подвесках, чтобы символизировать их вклад в основание Православной церкви. В данном случае структурная функция парусов как опорных элементов купола обогащает их значение как поверхностей для мозаичной иконографии.

Святые, Пророки и Евангелисты художественно изображены в такой стилизованной манере, что идентифицировать их на вид невозможно. По этой причине их греческие имена были добавлены в мозаичную программу справа или слева от головы соответствующего персонажа. Если рассматривать эти образы как отражения Христа, то их положение между человеком и Богом становится еще более значительным. Святые направляют человека к Богу во время его земного существования. В художественном отношении святые люди не обладают легко выдающимися качествами, потому что они важны лишь постольку, поскольку являются отражением Христа. Поскольку их земной облик неизвестен, не было предпринято никаких попыток воспроизвести их, и человеческие модели никогда не использовались. Ввиду отсутствия подлинных портретов освященных лиц были созданы типы, вошедшие в Живое Предание Церкви. Отсылая к Трансцендентному, темы икон не могут быть изменены, а способ их изображения должен вести зрителя в мир Божественной Реальности.

Третья зона собора, потолок западного рукава, отдает дань уважения 16 воинствующим святым и признает их причастие в Церкви.[17] Среди них св. Константин, остановивший гонения на христиан и способствовавший росту Церкви; Святая Елена, мать Константина, нашедшая Святой Крест; Св. Стефан, первый мученик мужского пола; святая Фекла, первая мученица; и св. Косьма и Дамиан, врачи, исцелявшие безвозмездно.

Западная стена балкона содержит три витража (77,78,79), которые были установлены до составления генерального плана. Их нонконформистский стиль не позволяет однозначно интерпретировать их библейскую основу, тем самым исключая их из области традиционной, сильно стилизованной православной иконографии, достоверно представленной в Святой Софии. Более того, окна церкви

на востоке были без фигур, а состояли из пестрых стекол, расположенных беспорядочно, как вы видите во всех других окнах Софии Святой. В ранней литературе окна назывались «светильниками» — термин, подтверждающий вывод о том, что они не были фигурными.

Заключение

Ощущение «чистоты и целеустремленности»[18], которое сопровождает иконописная программа в Святой Софии. Собор оформлен по схеме, возникшей в IX веке в начале эпохи, называемой македонским ренессансом. Македонское искусство IX века отражает стабильность после 230 лет военной, экономической, административной и религиозной борьбы. Иконоборческий спор затронул самую суть византийской культуры, ее религию. В 843 году нашей эры императрица Феодора, исполнявшая обязанности регента младенца Михаила III, попыталась объединить религию Империи, и с помощью патриарха Игнатия, избранного Ромилли Дженкинсом как «величайшего из византийских патриархов», восстановила почитание изображений в Православная церковь[19].] Последующее возрождение византийского религиозного искусства было призвано украсить интерьер Святой Софии. Он олицетворяет собой возрождение художественной формы и несомненную религиозность македонского искусства, утраченную в искусстве уходящих веков существования Империи. По своей концепции и цели византийский акт превращает используемые им средства в сакраментальное приношение Богу.

Сноски

1. Каждое из греческих слов, составляющих имена «Агия» и «София», имеет два значения: первое (как и латинское «sancta») означает «святая» и «святая», а второе последнее означает «мудрость» и также является женским именем. Вероятно, благодаря германизированному латинскому переводу названия собора в Константинополе, sankta Sophia, Святая София стала общепринятой. Однако перевод греческого имени — Святая Премудрость, ибо собор посвящен Иисусу Христу (1 Кор. 1:24), а не святой по имени София.
2. Взято из Константина Каварноса, Византийская мысль и искусство (Масса; Институт византийских и новогреческих исследований, 1968), с. 62.
3. Эрнст Бенц. Греческая православная церковь (Нью-Йорк: Doubleday and Co., 1963). п. 6.
4. Там же. п. 6.
5. Там же. стр. 18-19.
6. Отто Демус, Византийская мозаика. (Лондон: Routledge and Kegan Paul Ltd., 1953), с. 15.
7. Каварнос, с. 63.
8. Демус, с. 15.
9. Там же. стр. 15-16.
10. Там же. п. 30.
11. Бенц, с. 12-13.
12. Там же. стр. 14-15.
13. Демус, с. 21.
14. Бенц, с. 16.
15. Там же. п. 15.
16. Там же. п. 15.
17. Демус, с. 30.
18. Там же. Pp 54-55
19. Romilly Jenkins, Byzantine-The Imperial Centuries, (Англия: City Press, 1966), p. 160.

Часто задаваемые вопросы — Святая София

Когда работает офис?

Кафедральный собор открыт с 9:00 до 17:00 с понедельника по пятницу и с 9:00 до 14:00 по субботам.

Во сколько Божественная Литургия?

Наши воскресные службы начинаются с православной службы в 8:30, за которой следует Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста в 10:00. В будние праздничные дни Божественная литургия начинается в 9:30. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим литургическим календарем для получения более подробной информации.

ПРИМЕЧАНИЕ: Начиная с воскресенья выходного Дня памяти, до воскресенья выходного дня Дня труда, Воскресенье Ортрос (утреня) начнется в 8:00 и Божественная литургия в 9:30 .

Обычное время начала 8:30 воскресного православия (утрени) и 10:00 Божественной литургии возобновится в первое воскресенье после Дня труда , в первый день воскресенья Школа.

Когда православная Пасха?

Православная Пасха в 2022 году приходится на 24 апреля.

Пожалуйста, проверьте наш Литургический календарь , чтобы узнать о соответствующих датах и ​​богослужениях. (Вы также можете ознакомиться с Календарем Греческой Православной Архиепископии.)

Когда праздник Святой Софии?

Название нашего собора является переводом «Святая София» (Агия София), что означает Святая Премудрость. По словам святого Павла,

Ибо иудеи требуют знамений, а эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для язычников безумие, а для призванных, иудеев и эллинов, Христа-силу Бога и мудрости Божией. (1 Кор. 1.23-25)

По традиции праздником храмов Святой Премудрости является 25-й день Паши, праздник Середины Пятидесятницы.

Когда Греческий праздник?

«Из соображений предосторожности, ограничений цепочки поставок и других соображений мы решили не проводить Греческий фестиваль 2022 года, запланированный на май. В октябре снова посетим.

Где находится собор?

Собор расположен на углу Массачусетс-авеню и 36-й улицы, северо-запад, Вашингтон, округ Колумбия, 20007-1424, в одном квартале к востоку от пересечения Висконсин-авеню и Массачусетс-авеню. Карту и маршруты смотрите в разделе «Направления».

Что рядом с Собором?

Софийский собор находится по соседству с церквями, посольствами и школами, примерно в пятнадцати минутах езды от Национальной аллеи. Рядом находится множество достопримечательностей, представляющих интерес для посетителей: Думбартон-Оукс (Гарвардский центр византийских исследований), посольство Греции, военно-морская обсерватория и резиденция вице-президента, Вашингтонский национальный собор, Американский университет и Национальный зоологический парк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *