Как правильно по церковному софья или софия: Софья и София — одно имя или разные? | Образование | Общество

Как правильно по церковному софья или софия: Софья и София — одно имя или разные? | Образование | Общество

Софья и София — одно имя или разные? | Образование | Общество

Мария Волуйская

Примерное время чтения: 5 минут

4671

Категория:  Образование

В последние годы все больше новорожденных девочек стали называть Софьями или Софиями. Aif.ru выяснил, считаются ли эти имена разными или являются формами одного и того же имени. 

Что обозначают имена София и Софья и откуда они пошли?

Имя София происходит от греческого Sophia — мудрость, разумность, наука.  Оно встречалось в Византии, откуда пришло на Русь вместе с принятием православия. Предполагается, что оно связано с раннехристианской святой Софией, матерью Веры, Надежды и Любови, которые жили во II веке в Риме. В русской традиции имя София осталось без перевода, притом что имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас в русском переводе.   

Владимир Никонов

(советский лингвист, один из крупнейших советских ономастов — ученых, изучающих имена собственные, руководил группой ономастики в Институте этнографии АН СССР) в книге «Имя и общество» пишет, что имя София документировано в древнерусских источниках еще в XIII веке. В частности, его носила единственная дочь второго московского князя Юрия Даниловича, родившаяся между 1297 и 1316 годами. 

Впоследствии церковный вариант имени София на русской почве эволюционировал в общеупотребительный вариант имени Софья. В XIV и XV веках две иноземки Софьи стали женами русских царей Василия I и Иоана III: Софья Витовтовна и Софья Палеолог (изначально носила имя Зоя, а Софьей стала, приехав на Русь и выйдя замуж) соответственно. Таким образом, Софья стало традиционным княжеским именем и закрепилось в именнике Рюриковичей, а затем его «унаследовали» и Романовы. Софьей звали одну из дочерей первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича

(она умерла во младенчестве) и дочь следующего царя, Алексея Михайловича (Царевна Софья, правила Россией в конце XVII века).

Имена София Августа Фредерика и София Мария Доротея Августа Луиза носили в лютеранстве, до венчания русские императрицы конца XVIII века Екатерина II и жена ее сына Мария Федоровна соответственно. В XIX веке это имя было второстепенной частью первоначальных имен императриц Марии Александровны и Марии Федоровны. 

Имя Софья в единичных случаях начинает появляться у крестьян в начале XVIII века. В1801-1816 гг. на 1 тысячу женщин оно встречалось у 57 дворянок, воспитанниц Смольного института, четырех купчих Москвы и двух — Коломны, трех крестьянок уездных сел Подмосковья, шести — Можайского уезда, трех — Корсунского уезда. 

В последние годы имя София (Софья) занимает первую строчку среди самых популярных имен новорожденных девочек в Москве. Так называют порядка 6% новорожденных москвичек. Популярность имя София (Софья) начало набирать с 2000-х годов. Еще 30 лет назад это имя не было так распространено, в 1990-м его получили лишь 0,4% девочек.

София — это вариант имени Софья?

Согласно Современному словарю личных имен Александры Суперанской (советский и российский лингвист, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора прикладного языкознания Института языкознания РАН), София — это церковный вариант имени Софья. Также они имеют сокращения Соня и Софа. 

В Словаре русских личных имен Никандра Петровского (советский школьный учитель, врач-терапевт, ученый-самородок в области ономастики — раздела языка, изучающего имена собственные) сказано, что София — это старинная форма имени Софья. Помимо Сони и Софы, в этом словаре выделены производные имена Сона и Сонюшка. 

О том, что Софья и София считаются вариантами одного имени, также говорится в книге «О русских именах» Александры Суперанской и Анны Сусловой, в которой приводятся условные правила соотнесения вариантов имен. Одно из правил гласит, что разными с точки зрения современной юридической практики считаются имена, отличающиеся друг от друга конечными сочетаниями -ия/ья, -ея/ия, -ей/ий: София и Софья, Наталия и Наталья, Евдокея и Евдокия, Алексей и Алексий и пр. Однако строгих критериев разграничения вариантов одного и того же имени и имен самостоятельных не существует, и правила, приведенные в книге «О русских именах», следует считать условными, отражающими тенденции последних лет, возникшие в юридической практике.

Между тем, в наши дни человек может официально, по свидетельству о рождении или по паспорту, иметь и ту, и другую форму имени. Оба варианта — и Софья, и София — орфографически верны. Носителям этих форм имени важно следить, чтобы в документах написание было единообразным, использовался вариант либо Софья, либо София. При этом в быту эти формы могут смешиваться.

 Источники:

https://foma.ru/

https://klex.ru

https://data.mos.ru/

https://azbyka.ru

https://1794.slovaronline.com/

https://reallib.org/
 

русский языкимя

Следующий материал

Новости СМИ2

София (Софья). Православные имена.

Выбор имени. Небесные покровители. Святцы

София (Софья)

Значение имени: от древнегреч. sophia – «мудрость».

Основные черты: общительность, активность, щедрость.

Особенности характера. Соня – очаровательный ребенок, всеми любимый и балованный. Она это чувствует и всегда сможет выпросить для себя все, что ей хочется. Она упряма, поэтому ее невозможно заставить сделать то, что она не хочет. Надо действовать только убеждением. Софья дружелюбна, у нее много приятелей, она все про всех знает. Ей нравится участвовать в представлениях, конкурсах. Она возится с малышами, присматривает за ними.

У Софии острый ум, хорошая память, она увлекается музыкой. Выросшая София активна и целеустремленна, она может многого достичь. Она никогда не опускает руки, не подает вида, если дела идут плохо. Она любит бывать в компаниях, веселиться, развлекаться. Она все успевает, все умеет, со всеми проблемами справляется сама.

Именины

1 октября (18 сентября) – София Египетская, мученица.

30 (17) сентября – София Римская, мученица, мать мучениц – Веры, Надежды, Любови.

1 апреля (19 марта), в неделю третью по Пятидесятнице, – София Слуцкая, княжна.

14 (1) августа (обретение мощей), 29 (16) декабря – София Суздальская (в миру – княгиня Соломония), преподобная.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ли Кэрролл отвечает но вопросы издательство «София» 31 октября 2004 года

Ли Кэрролл отвечает но вопросы издательство «София» 31 октября 2004 года «София»: В России сегодня многие боятся новых террористических актов. События минувшего сентября, когда сотни детей были убиты в одной из школ маленького города Беслан, потрясли всю страну.

Террористы

Блювштейн Софья Ивановна

Блювштейн Софья Ивановна Легендарная российская преступница–?авантюристка, известная под прозвищем «Сонька Золотая Ручка», 1846–1902 Однажды в мае 1883 года к самому большому в Москве ювелирному магазину Карла фон Меля подкатила роскошная коляска, из которой выпорхнула

София Премудрость Божия

София Премудрость Божия (греч. ????? – «мастерство», «знание», «мудрость», ивр. ????)Говоря о женских архетипах, а тем более о мудрости, нельзя обойти образ Софии. Как философское, духовное и нравственное понятие она встречается и у древнегреческих мыслителей (у Гомера и

Леди София Коппола – Натали Портман

Леди София Коппола – Натали Портман Классическая, женственная и юная.

Звучит, как реклама косметической марки, правда? Однако в этом случае речь идет о сценаристе и режиссере Софии Копполе. Небольшого роста, с резкими чертами лица, мисс Коппола смогла стать по-настоящему

Церковь Святой Софии — Греческая Православная Архиепископия Америки

Церковь Святой Софии, связанная с одной из величайших творческих эпох человека, более тысячи лет была также Собором Вселенского Константинопольского Патриархата. Первоначально известная как Великая церковь, из-за своих больших размеров по сравнению с другими церквями тогдашнего христианского мира, она впоследствии получила имя Святой Софии, Святой Премудрости Христовой, второго лица Святой Троицы.

Юстиниан задумал грандиозный проект восстановления Великой Церкви с ее основания. Ни до, ни после ничего подобного не строили. Строительные работы продолжались пять лет [532-537], и 27 декабря 537 года патриарх Менас освятил величественный храм.

Новый собор Святой Софии относится к переходному типу купольной базилики.

Его наиболее примечательной особенностью является огромный купол, поддерживаемый четырьмя массивными опорами, каждая площадью около 100 квадратных метров у основания. Четыре арки качаются, соединенные четырьмя подвесками. Вершины арок и подвески поддерживают круглое основание, из которого возвышается главный купол, пронизанный сорока одноарочными окнами. Лучи света струятся через окна и освещают интерьер, разлагая массы и создавая впечатление бесконечного пространства. Двенадцать больших окон в два ряда, по семь в нижнем и пять в верхнем, пронизывают тимпаны северной и южной арок над арочными колоннадами проходов и галерей. Напору купола противостоят два полукупола, открывающиеся на восток и запад, меньшие раковины заливов в четырех углах нефа и массивные внешние контрфорсы на севере и юге. Эзонартекс и экзонартекс на западе перекрыты крестовыми сводами. Две крытые улитки [наклонные пандусы] к северу и югу от эзонартекса ведут к галереям. Огромный прямоугольный атриум, простирающийся к западу от экзонартекса, имел перистиль с четырех сторон.
В центре стоял фиале [фонтан очищения] с известной надписью, которую можно было читать слева направо и справа налево: «Очисти наши грехи, не только наше лицо».

Размер церкви 77 х 79 метров. и впечатляющий огромный купол высотой 62 м. над полом имеет диаметр около 33 м. По словам Р. ван Найса, ученого, хорошо разбирающегося в проблемах, поставленных архитектурой собора Святой Софии. Неф 38,07 м. шириной, более чем в два раза превышающей ширину проходов, длина которых составляет 18,29 м. каждый. Вертикальные плоскости, образованные между двумя северными и двумя южными опорами аркадами проходов и галерей, а также тимпанами над ними, выровнены заподлицо со стороной опор, обращенной к нефу. Таким образом, масса опор оттесняется в проходы и галереи. Благодаря такому продуманному расположению несущая конструкция скрыта от глаз, создается впечатление, что пространство расширяется во все стороны, а купол парит в воздухе.

Здесь мы хотели бы добавить следующие исторические свидетельства, которые, по нашему мнению, будут интересны. В письменных источниках упоминается «число клириков, назначенных на служение святейшей Великой Константинопольской Церкви». 160 чтецов, 25 певчих, 75 привратников. Другой источник раскрывает масштабы разрушений и грабежей, которым Константинополь подвергся в руках католических крестоносцев после 1204 года, и трудности, с которыми великой церкви пришлось столкнуться, начиная с 13 века. Паспатис пишет: «В 139 г.6, при патриаршестве Каллиста II, во втором томе патриарших документов [Миллосич-Мюллер] была сделана запись с перечислением всех существующих золотых и серебряных священных сосудов, иератических облачений, крестов, евангельских книг и святых мощей. Стала очевидна нищета прославленной церкви, разграбленной латинскими крестоносцами. Я упомянул о наиболее важных предметах, с которых в более поздние времена грабители сняли жемчуг и другие украшения из золота. В церкви было: девять евангельских книг, два из которых остались в церкви для употребления священниками, а остальные семь, сильно украшенные изображениями из чеканного золота, хранились в Скевофилакии; пять кратеров. .. четырнадцать дискосов и чаш; шесть lavides [ложек]; шесть серебряных звездочек; четыре канделябра у входа; шестнадцать рипидий [вееров]; восемь крестов, содержащих осколки Животворящего Креста и украшенных золотом, серебром и жемчугом; четыре аэр [большие завесы]; двадцать шесть чаш завес и четыре патриарших посоха; также несколько икон, иератические облачения и некоторые мощи святых, спасшихся от хищных крестоносцев…»

Во вторник, 29 мая 1453 года, султан Мехмет Завоеватель вошел в побежденный город ближе к вечеру и направился к собору Святой Софии. Он был поражен его красотой и решил превратить собор в свою имперскую мечеть.

Список Патриархов

Патриаршие адреса

Истинное послушание в Церкви

View Preview

Руководство по проницательности в трудные времена

Папа Бенедикт XVI подтвердил постоянный рост и вечную значимость Традиционной латинской мессы, настаивая на том, что «то, что предыдущие поколения считали священным, остается священным и великим и для нас, и это не может быть внезапно полностью запрещено или даже сочтено вредным».

Однако с выпуском в 2021 году Traditionis Custodes его преемник заявил прямо противоположное, посылая ударные волны по Церкви, призывая к ограничению и возможному подавлению ее самой прекрасной и почтенной формы поклонения — и той, которая испытывает самый драматичный и страстный рост.

Что делать добросовестному католику?

В этой ключевой книге д-р Петр Квасьневский предлагает важный трактат о послушании в Церкви – откуда оно происходит и как его следует правильно и благоразумно понимать и жить. Он исследует указания св. Фомы Аквинского по этому вопросу, какой тип послушания необходим для спасения, а какие типы являются законными и незаконными. Могут ли быть ситуации, когда обычные структуры послушания становятся препятствием, а не помощником миссии Церкви и благу душ? Были ли в истории Церкви случаи, когда верные священники осуществляли свое служение в нарушение обычных канонических норм? Как должно реагировать духовенство, если им запретят традиционную латинскую мессу или если ее объявят «отмененной»? Какова надлежащая роль совести и в чем недостатки либеральных и консервативных взглядов на нее?

Другие вопросы о послушании, которыми ловко занимается доктор Квасьневски, включают:

  • Законно ли когда-либо людям следовать идеологии Просвещения и быть авторитетом для себя?
  • Что вы должны делать, когда ваш начальник приказывает вам сделать что-то в нарушение Божьего закона?
  • Почему противостояние традиционной литургии равносильно противодействию действию Святого Духа и нанесению вреда общему благу Церкви?
  • Должны ли католики жить в слепом послушании даже в ситуациях анархии или распада, коррупции или отступничества?
  • Могут ли католики, стремящиеся сохранить традиционные верования и обычаи, когда-либо быть достоверно осуждены как непослушные революционеры?
  • Почему несправедливые законы являются актами насилия?

Истинное послушание в церкви уже доступно на следующих языках:

Испанское издание: США 9 0057 Испания
Немецкое издание: США Германия /Европа
Польское издание: Польша
Французское издание: США / Франция / Канада 90 057
Версия на португальском языке: США / Португалия
Версия на итальянском языке : Италия

Подтверждения

Профессор Квасьневский со скрупулезной тщательностью демонстрирует возложенную на нас Богом обязанность повиноваться Ему над любым человеком, чья воля уводит нас от Него, будь то даже папа. Его изложение католического учения о послушании — прекрасный и ясный рассказ, который, я уверен, поможет и ободрит многих, духовенство и мирян, обеспокоенных нынешним положением в католической церкви.

John Hunwicke

Такое краткое объяснение пределов послушания приносит утешение упраздненным священникам, которых часто высмеивают за «непослушание». Очень рекомендую это произведение как священнослужителям, так и мирянам.

John P Lovell

Этот замечательный трактат содержит твердые принципы для нашего различения, особенно актуальные перед лицом новых нападок на католическую традицию, и он укрепит нашу решимость во всем повиноваться Богу.

Джон Пол Эчерт, SSL

Именно такой работы я ожидал от доктора Квасьневского: тщательной, вдумчивой, строгой, научной, но доступной и достойной дальнейшего рассмотрения, молитвы и действия.

Роберт Мактейг, SJ, Ph.D.

Следуя учению св. Фомы Аквинского, Петр Квасьневский выдвигает вечные принципы, которые могут помочь нам пройти через пролив истинного послушания в трудные времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *