Как подростки ведут себя: 25 признаков, что ребенок стал подростком

Как подростки ведут себя: 25 признаков, что ребенок стал подростком

Содержание

Что делать, если подросток ведет себя неадекватно: советы психолога — Советы

Что делать, если подросток ведет себя неадекватно: советы психолога

Почему подростки порой ведут себя неадекватно? Этот вопрос очень волнует современных родителей. Разобраться в теме корреспонденту «РИАМО в Люберцах» помогла психолог Анастасия Ермилова.

25 января 2021 в 13:12

  1. Случай в Люберцах
  2. Почему подростки ведут себя неадекватно
  3. Сильно ли соцсети влияют на подростков
  4. Как понять подростка
  5. Как помочь подростку
1Случай в Люберцах

©  Mash

Психологи о детской агрессии, буллинге и стрельбе в школах

В Люберцах 21 января сотрудники полиции и ФСБ задержали двух подростков из поселка Красково, которых подозревают в планировании вооруженного нападения на школу с использованием холодного и огнестрельного оружия. По данным правоохранителей, ученик 10 класса и первокурсник колледжа узнали об идеологии массовых убийств в образовательных учреждениях из роликов в интернете.

Стражи порядка нашли и изъяли у подростков два предмета, сделанных кустарным способом и конструктивно схожих с огнестрельным оружием, и девять пиротехнических изделий с металлическими пулями, а также тактические перчатки, черный плащ, маску и белую футболку с надписью «Естественный отбор» на английском языке.

По данному факту инициирована проверка. В действиях подозреваемых, по данным правоохранителей, усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 30, частью 2 статьи 105 УК РФ «Покушение на убийство двух и более лиц общеопасным способом», частью 1 статьи 222 УК РФ «Незаконный оборот оружия» и частью 1 статьи 223 УК РФ «Незаконное изготовление оружия».

Психолог про специфику флешмобов в интернете и защиту подростков>>

2Почему подростки ведут себя неадекватно

© pixabay.com,  marusya21111999

«Подростковый возраст – непростой этап взросления. Психика в этот период особенно подвижна и восприимчива. Сильные эмоциональные переживания повышают риск нервных срывов у подростка», – объяснила психолог.

И перечислила факторы, которые влияют на подростков. Трудные отношения и конфликты в семье, жесткое воспитание в виде морализаторства, контроль и запреты, а также непростые отношения со сверстниками, несчастная любовь, одиночество, поиски себя. Плюс огромная учебная нагрузка. Естественно, и физиологические изменения подливают масла в огонь.

По словам специалиста, по итогу родители получают психологически нестабильного ребенка, нуждающегося в любви, внимании и заботе. И, конечно, порой из-за внутреннего психологического напряжения подростки ведут себя неадекватно.

Психолог про подростковый суицид, проблемы детей и социальное сиротство>>

3Сильно ли соцсети влияют на подростков

©  Giphy.com

По словам специалиста, влияние социальных сетей на детей заметно и порой играет определенную роль, но не такую, как многие люди привыкли считать.

Интернет‑зависимость: как помочь «зависающему» в соцсетях ребенку

«Подросток, не имея полного понимания и знаний о том, как справиться с возникающими у него деструктивными эмоциями, будет пытаться убежать от негативных чувств в мир иллюзий. Не имея достаточного жизненного опыта и не доверяя взрослым, подросток ищет решение – и, конечно, находит его в захватывающих и леденящих кровь историях зарубежных школьников», – пояснила психолог.

Она подчеркнула: задумываясь о том, чтобы повторить деяния ребят, прославившихся таким антисоциальным способом, ребенок лишь желает привлечь к себе внимание. По сути это является самым сильным криком о помощи.

«Нужно понять, что социальные сети – не враг нашим детям! Это средство общения, которое так необходимо подросткам. Родителям важно знать: реальным врагом ребенка является отсутствие любви, проницательности и внимания от нас, взрослых», – сказала Анастасия.

Школьники о запрете на соцсети: «Нам и так все запрещают»>>

4Как понять подростка

© pixabay. com,  Arieth

«Нестабильное состояние ребенка можно заметить задолго до появления деструктивного поведения. Старайтесь общаться с подростком, но не пытайтесь навязать свое внимание. Помогут простые вопросы: «Как дела?», «Хочешь поговорить?», «Что у тебя нового?», «Чем я могу тебе помочь?». В доверительном разговоре вы сможете выявить состояние ребенка, узнать о его переживаниях», – подчеркнула психолог.

И предупредила: не стоит быть слишком настойчивым и навязчивым, если подросток не идет сразу на контакт. Лучше не давить, а просто регулярно напоминать: «Я всегда готов выслушать тебя», «Какой бы ни была твоя проблема, я пойму ее, и мы вместе найдем решение».

По словам психолога, зачастую взрослые недооценивают свое значение в жизни детей.

«Если вы стали замечать у ребенка сильное желание привлечь к себе внимание, отчаянные попытки получить власть, желание отомстить, избегание неудач, потребность в принадлежности к группе, желание достичь превосходства над окружающими, постоянные провокации для достижения психофизиологического возбуждения – надо задуматься и обратить внимание.

Не нужно иметь психологическое образование или обладать огромной проницательностью, чтобы понять, что подростка что-то беспокоит. Вы сможете увидеть это сами, если захотите», – отметила Анастасия.

Педагог в погонах: «Дети должны понять, что такое ответственность!»>>

5Как помочь подростку

©  Giphy.com

Детская агрессия: как распознать и что делать родителям

«Нельзя недооценивать проблемы подростка! Не стоит забывать и об эмоциональной связи родителя и ребенка. Важно стать для него другом и единомышленником, человеком, к которому он сможет обратиться за помощью, тем, кто его не осудит, а примет и поддержит», – подчеркнула психолог.

Родители должны быть внимательны к психологическому и физиологическому состоянию ребенка. Проблемы со сном, частая слабость или слишком высокая активность, головные боли, повышенная тревожность, плаксивость, агрессивность, переменчивость настроения, жестокость могут быть симптомами нестабильного состояния.

«Самое главное – не пытайтесь отрицать наличие проблем у ребенка. Обесценивание чувств и эмоций наносит большую травму подвижной психике подростка и провоцирует еще большую замкнутость и нежелание делиться проблемами, а порой и неадекватное поведение», – пояснила Анастасия.

И напоследок отметила: к сожалению, родители часто недооценивают необходимость психологической помощи. Иногда она является не только эффективным способом решения подростковых проблем, но и важным звеном для становления полноценной личности.

Елизавета Крылова

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

ШкольникиКолледжиУбийстваЛюберцыРоликиШколыСоциальные сетиСоцсетиОбразованиеКрасково

Поделиться:

Следующий материал

Новости СМИ2

Актуальное

Почему люберчане против благоустройства Томилинского лесопарка

Готовность школ и детсадов Люберец к учебному году

Что делать при лесном пожаре

Борьба с наркопреступлениями в Люберцах

Благоустройство «народных троп» в 2022 году

Жители дома в Котельниках хотят сменить УК

Проблемы с интернетом в ЖК «Оранж Парк»

Зачем акушер-гинеколог из Люберец советует роженицам танцевать

Неприятный запах в Котельниках

Как вести себя во время грозы

Врач из Люберец рассказал о травмах после «пьянок»

Почему человек тонет и как его спасти

Каково жить с болезнью Паркинсона

Как собирать клубнику и где купить ягоды

Как «Энергоконтракт» производит спецодежду

Предприниматель из Котельников о своей работе

Школьные лагеря в Люберцах 2022

Учим английский язык: лайфхаки, подборка фильмов и сериалов

Курьезные случаи на учебе

Что люберчане думают о диетах

Беженцы из ЛНР об эвакуации и жизни в Люберцах

Интервью с пожарным из Люберец

Как зарегистрировать интеллектуальную собственность

Подготовка к рекультивации полигона «Торбеево»

Как воспитать ребенка культурным

Как записать ребенка в первый класс в Люберцах в 2022 году

Как строят учебно-тренировочный комплекс в Люберцах

Косметологи о работе в условиях санкций

Куда поехать отдыхать в России весной 2022 года

Как благоустроят сквер «Патриот» в Котельниках

Бизнесмены о санкциях

Программа «Чистая вода» в Люберцах

Сброс снега под ЛЭП: почему это опасно

Почему жители ЖК «Люберцы» сами чистили парковку

Как сохранить данные при блокировке социальных сетей

Психолог о том, как избавиться от тревожности

Как ухаживать за черепахами и улитками

Жертвы дистанционных мошенников

Что делать, если соседи угрожают из-за места на парковке

Пропала собака, что делать?

Почему перенесли остановки «Карьер»

Помощь подопечным благотворительных фондов

Без каких органов может жить человек

Многодетные мамы об эмоциональном выгорании

Интервью с экспертом о домашнем насилии

Мифы об электронных сигаретах

Как получить и восстановить СНИЛС в Люберцах

Трудное поведение подростков: что делать, если подросток плохо себя ведет

<<Лид>>

Вокруг подростков сложились мифы о том, что они агрессивные, грубые и пытаются делать всё назло своим родителям. Подросткам действительно свойственно проявлять трудное поведение, только делают они это, потому что ещё не знают, как можно выражать свои эмоции по-другому. Мы поговорили с благотворительным фондом «Шалаш» о причинах такого поведения и выявили конкретные шаги, которые родители могут предпринять, чтобы помочь ребёнку с трудным поведением.

Как проявляется трудное поведение у подростков

Трудное поведение проявляется по-разному — от непослушания до совершения преступлений в подростковом возрасте. Фонд «Шалаш» использует такую формулировку:

<<Текст на фоне>>

Самое главное в этом определении — повторяемость поведения и вред самому ребёнку. Трудное поведение мешает подростку взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки. Ребёнок сам сильно страдает от таких реакций, поэтому важно не называть детей «трудными» или «трудновоспитуемыми». Фонд «Шалаш» использует формулировку «дети, которым трудно», потому что ребёнок не может сам справиться с трудным поведением, и это ответственность взрослого — помочь ему разобраться.

Причины трудного поведения подростков

Часто сложное поведение — это реакция на стресс, проблемы и способ защититься. Трудное поведение может возникнуть по разным причинам, но в целом предпосылки можно объединить в пять больших пунктов.

👪 Семья

Семья влияет на поведение ребёнка через собственные характеристики и практики воспитания. Физическое и психологическое жестокое обращение, культ силы в семье (часто мужской), постоянные конфликты в семье приводят к недостатку доверия и привязанности у ребёнка. Он может страдать от низкой самооценки и низкой удовлетворённости жизнью (ВОЗ).

При этом, как бы родители не прививали ребёнку здоровые привычки в общении (нельзя бить, оскорблять, кричать), в первую очередь он будет копировать поведение членов семьи (Singh, 2011). Взрослым важно скоординированно рассказывать и показывать, что правильно, а что — нет. Например, если один родитель перебегает дорогу в неположенном месте вместе с ребёнком, а другой — строго переходит по переходу, то у ребёнка не сложится чёткого понимания, как нужно поступать в таких ситуациях, сколько бы бесед с ним ни проводили.

Часто ребёнок может кричать или злиться как будто бы без видимой причины. Часто такая реакция связана с тем, что ребёнок испытывает недостаток внимания и таким образом пытается его привлечь. Если продолжить игнорировать это поведение или, наоборот, реагировать исключительно на него, то такое поведение может закрепиться, потому что оно сработало, и остаться у человека во взрослом возрасте (Lopez-Romero, Maneiro, Cutrín, Gómez-Fraguela, Villar, Luengo & Romero, 2019).

🏫 Школа

Ребёнок проводит почти каждый день в школе, поэтому школьная среда значительно влияет на его поведение. Например, буллинг, недостаток внимания со стороны учителей, отстранение от учёбы могут привести к школьной неуспешности. Дети, подвергшиеся буллингу, чаще прогуливают школу, меньше вовлекаются в жизнь класса, у них снижается академическая успеваемость (Buhs, 2005), а также могут привести к клинической депрессии (Ford et al., 2017) и суицидальным мыслям (Lardier et al. , 2016).

🧸 Влияние сверстников и подходящие ситуации

Сверстники неизбежно влияют на поведение ребёнка, но есть ситуации, когда не поддаваться деструктивному влиянию оказывается намного сложнее. Например, детям, у которых мало друзей, намного сложнее отказываться и давать отпор сверстникам, потому что они боятся потерять и так небольшой круг общения. Также больше подвержены влиянию младшие дети, которые общаются со старшими. Девочки чаще подвержены влиянию со стороны небольшого количества человек, в то время как мальчики склонны быть восприимчивыми к силам группы. Это связано с тем, что мальчики дружат группами, в то время как девочки ориентированы на то, чтобы ладить с тем или иным конкретным человеком (Laursen, 2013).

🧑‍🤝‍🧑 Особенности социализации

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному, им предъявляют разные требования и ожидают разного поведения, и это называется гендерная социализация.

За девочками намного сильнее присматривают, чем за мальчиками; девочек учат избегать опасности, а мальчиков поощряют к рискованным действиям, которые могут привести к правонарушениям (Messerschmidt J. , 1993). В мальчиках также чаще воспитывают агрессивность. Агрессивные и контактные виды спорта часто считаются более престижными среди мальчиков. В детстве насилие и агрессия становятся способами выражения эмоций у мальчиков (Н. К. Радина, А. А. Никитина, 2011). Затем насилие используется как инструмент укрепления власти, особенно если что-то угрожает восприятию собственной маскулинности.

😡 Черты личности, неврологическое развитие

Индивидуальные психологические и поведенческие характеристики также могут вызывать трудное поведение, например импульсивность или неспособность отсрочить наслаждение, агрессию, низкий уровень эмпатии и неусидчивость (Farrington, 2002). Другие факторы риска могут быть заметны уже в детстве: агрессивное поведение, задержка речи или нарушение функций речи, отсутствие контроля собственных эмоций, жестокость к животным (Walklate, 2003).

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

ЛИЛЯ БРАЙНИС,

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться. Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи. Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей. Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать.

Инструкции для работы с трудным поведением

Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать).

☝️

Что делать, если ребёнок вас обманул
  1. Дайте ребёнку договорить. После того, как он выговорился, обозначьте, что готовы послушать историю ещё раз, но разделите то, что кажется вам нереалистичным и реальным.
  2. Задавайте вопросы, чтобы понять последствия обмана, но не обвиняйте и не допрашивайте.
  3. Расскажите ребёнку, когда говорить неправду бывает допустимо, а когда это делать нежелательно.
  4. Поблагодарите за честность.

☝️

Что делать, если обманы продолжаются некоторое время
  1. Помните о том, что мы не делаем, когда обнаруживаем обман.
  2. Руководствуйтесь презумпцией невиновности, не обвиняйте человека «на всякий случай» или чтобы «припугнуть».
  3. Задавайте вопросы и уточняйте факты.
  4. Проговорите, на какую поддержку ребёнок может рассчитывать, обратившись к вам.
  5. Сфокусируйтесь на том, чтобы вместе справиться с возникшей проблемой, а не наказать ребёнка. Проговорите это, иногда даже несколько раз.
  6. Проговорите последствия нарушения.
  7. Обсудите, как вы могли бы помочь, если бы узнали правду сразу.
  8. Выберите конкретные формулировки, с которыми ребёнок может к вам прийти в трудный момент.
  9. Если ребёнок придёт к вам с «горькой» правдой в следующий раз, скажите, что цените оказанное вам доверие.

🙅

Точно не нужно:
  • заводить подростка в тупик, чтобы он был вынужден признать правду;
  • стыдить за обман;
  • называть ребёнка/подростка лжецом, лгуньей;
  • резко прерывать и говорить, что то, что он говорит, — неправда.

☝️

Что делать, если ребёнок вам отказывает
  1. Наблюдайте. Отмечайте, от каких заданий ребёнок отказывается, как проявляет своё нежелание, а в какие моменты, наоборот, включается.
  2. Обращайте внимание и на свои реакции тоже — вы ругаетесь, не замечаете, угрожаете или хвалите?
  3. Сформулируйте план действий. Проанализируйте свои наблюдения и предположите, почему подросток так активно саботирует занятия. Начните действовать на основании этого.
  4. Создавайте опыт успеха. Выясните, какие задания лучше всего получаются, и начните в них вовлекать ребёнка. Хвалите его за успехи!
  5. Предложите ребёнку то, что ему интересно. Может, он любит рисовать? Или рассказывать что-то? Включите эти элементы в задание или внеучебные обязанности, особенно в те части, где отказ проявляется чаще всего, и посмотрите, как это повлияет на поведение.

🙅

Точно не нужно:
  • обвинять в лени и неспособности сделать что-то самостоятельно;
  • сравнивать с успехами других детей и подростков;
  • заставлять насильными способами: ставить ультиматумы, лишать чего-либо, наказывать.

☝️

Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно
  1. Остановите подростка, когда он проявляет агрессию. Если нужно, сделайте это физически: удерживайте человека так, чтобы у него не получалось сделать больно ни себе, ни окружающим.
  2. Поддержите того, кто пострадал, если такой человек есть. Скажите, что вам жаль, что такое произошло и что вы сделаете всё, чтобы это не повторилось.
  3. Разделите участников конфликта, но не оставляйте агрессора одного. Ему нужен взрослый рядом.
  4. Дайте агрессору время успокоиться и прийти в себя. Например, предложите варианты действий, которые могут помочь ребёнку во время сильных переживаний. Например, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов.
  5. Предложите вернуться к разговору с вами, когда ребёнок будет к этому готов.
  6. Обязательно проведите разговор, когда ребёнок будет спокоен и готов слышать вас.

🙅

Точно не нужно:
  • кричать, оскорблять, нагнетать обстановку;
  • оставлять ребёнка наедине со своими эмоциями.

Автор текста: Маша Терк, исследовательница в Благотворительном фонде «Шалаш»

Выясняем, почему разобраться в трудном поведении у подростков — задача родителей и как они могут это сделать‍.

Положение подростка в семье и отношения с родителями

Ершова М.В., социальный педагог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп:

  1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях точно не подозревают.
    В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети — к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.
  2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей.
    В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.
  3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. “Развести в комнате грязь” также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не хуже других”. Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.
  4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.
  5. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно — оно является причиной многих преступлений подростков.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.

Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. Однако это лишь видимая часть айсберга. На самом деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией.

Те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Они еще далеки и от ответственности 35-45-летних, и от опыта, надежд, исканий.

Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. Они очень заняты переживаниями их детей — подростков.

Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что “предки” — это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы.

В результате теряется контакт и уважение. Строятся баррикады и проходят революционные действия. Всем от этого неуютно. Кто же должен сделать первый шаг к примирению? В большинстве случаев — родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.

Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.

Родители!

  • Помните, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного.
  • Не всегда старайтесь сделать “как лучше”. Подумайте, к чему это может привести.
  • Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык.

Любите друг друга. Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.

1.Конфликт неустойчивого родительского восприятия

По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, — все забывает, разбрасывает вещи и т. д.

В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок — послушный и старательный.

Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.

Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

2.Диктатура родителей

Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: “Кто сильнее, тот и прав”.

Несомненно, авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, — все это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда “посторонним вход воспрещен”. Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры — явления редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов введите некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:

  • не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,
  • не трогать личные вещи,
  • не подслушивать телефонные разговоры.

Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

3. Мирное сосуществование—скрытый конфликт

Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент — беда, болезнь, трудности, — когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

Сюда же можно отнести воспитание “без запретов”. Установка родителей на детскую “свободу” без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.

Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

4. Конфликт опеки

По сути, опека — это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”.

Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье.

Но “деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.

Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям “медвежью услугу”. Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят “маменькиных сыночков и дочек”.

Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, “стелить соломку” не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.

Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть.

Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.

5.Конфликт родительской авторитетности. “Шоковая терапия”

Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: “А вот я в твоем возрасте…”. Это приводит к двум типам конфликтов:

Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни.

Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.

Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной» войны.

И главное — уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!

К чему мне необходимо стремиться?


Оптимальный тип семьи: партнерство

Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование.

Как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило — не ограждайте их от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Причем делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами.

Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче.

Разбитую вазу не склеишь, говорит пословица. Хорошие отношения не вернуть. Но что делать, если отношения испортились с собственным ребенком? Как вернуть былое расположение?

— Отношения не могут испортиться неожиданно из-за наступления периода полового созревания, — объясняет Ксения Владиславовна. — Этот момент, когда происходят изменения гормональной системы, усиления эмоциональной неустойчивости, формирование взрослого мировоззрения, является своего рода лакмусовой бумагой всех прежних проблем. С 10-летнего возраста у ребенка начинает формироваться самосознание, критическая оценка действий окружающих и, прежде всего, родителей. Следовательно, все те действия, поступки и отношения родителей, которые его не устраивали и не устраивают, подросток терпеть не будет. Он уже проанализировал ситуацию и в силу своих возрастных особенностей готов выразить протест. И неготовность родителей к подобным эмоциональным реакциям, а зачастую просто фиксация на эмоциях ребенка, а не на проблемах, их вызвавших, формирует сложности родительско-детских взаимоотношений.

Начать решение проблемы надо именно с изменений стереотипов взаимодействия с подростком самого родителя. Если пересмотр собственной позиции результатов не дал, то проблема все-таки у подростка и ее надо решать.

Но чаще всего родители не хотят или не готовы понять, что меняться нужно прежде всего самим. Ведь ребенок растет, изменяется и требует другого отношения к себе: как к равному. В подростковом возрасте он уже не может беспрекословно подчиняться родительским требованиям, и это нормально. Подросток начинает размышлять, что ему следует делать, а что нет, искать логическое обоснование своим поступкам и просьбам родных. Для родителей это неожиданность, ведь они привыкли к послушному чаду, которое не будет перечить старшим. И воспринимают новое поведение в штыки.

— Из-за чего родители теряют контроль над подростками?

 — Актуальнее говорить не о контроле, а об авторитете родителя у подростка. Помимо мамы и папы у тинейджеров появляются и другие люди, влияющие на их мнение — ровесники, учителя, другие взрослые.

Но родители по-прежнему играют важную роль в формировании подростков, хотя последние не всегда это осознают. Важно, чтобы у ребенка был круг обязанностей и в семье четко оговаривались рамки дозволенного. В случае нарушения этих условий, возможно применение наказаний-ограничений.

Именно наличие наказаний-ограничений и будет являться подспорьем для формирования чувства ответственности и, следовательно, взрослого поведения.

Родителям следует помнить, что наказание следует проводить после того, как эмоциональный накал прошел. Кроме того, доносить информацию об обязанностях и запретах подростку нужно в другой форме, нежели ребенку.

Родители предоставляют ему свободу действий в определенных границах.

Говоря об обязанностях и запретах, не следует использовать регламентирующую форму подачи информации. Предпочтительнее делать акцент на объяснении ситуации, предложить на рассмотрение разные варианты действий, но выбор оставить за подростком. Настаивать на своей позиции нельзя — вывод должен сделать сам ребенок. Родители должны слушать и слышать своего ребенка.

 — Какие бы Вы дали рекомендации родителям подростков.

 — Прежде всего, стоит отметить, что подростковый период не так страшен, как пугают СМИ. Необходимо стремиться к пониманию между родителями и детьми. С подростками следует советоваться как со взрослыми, родители должны ярче проявлять свои чувства. Ведь именно в этот период так нужна забота и поддержка любящих людей.

Агрессию растопит любовь

— Главное правило для родителей — начинать воспитывать ребенка с младенчества, — объясняет Анатолий Геннадьевич. — Подросток является отражением всего процесса воспитания родителями. Как воспитывал, насколько эффективно, таковы и последствия. Причину проблем родители должны искать не в подростке, а в самих себе. Не можете наладить отношения с подростком — не можете наладить отношения с самим собой. Разумно будет задать вопрос: «Действительно ли Вы любите своего ребенка?» и «Любовь ли это?» Часто родители винят в испорченных отношениях с ребенком школу, общество, правительство, тем самым, перекладывая ответственность со своих плеч на другие. Происходит не решение проблемы, а соскальзывание с нее. Прежде всего, необходимо наладить личные качества родителей и это не интеллектуальный уровень, не материальное благополучие семьи. Вложите любовь в душу ребенка, окружите его заботой, наберитесь терпения и смирения. Любовь — это всегда жертва, жертвуйте собой ради своего же ребенка. И ваши действия не останутся без внимания. Где есть любовь, там всегда найдется место пониманию.

Подростковый период — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Достаточно важный отрезок, потому что происходит не только физическое формирование, но и становление личности. И так обидно, что именно в этот промежуток времени портятся отношения с людьми, которые всегда были рядом, которые поддерживали и защищали, которые любили, любят и будут продолжать любить, несмотря ни на что. Не позволяйте второстепенным вещам отвлечь себя от ребенка, занимайтесь его проблемами, не забывайте, что истинное предназначение любого родителя вырастить и воспитать достойного человека.

ми следует советоваться как со взрослыми. между родителями и детьми.т проблемы прежде всего у родителей. и видоизменя

Как строить отношения с подростком

Чтобы не испытывать трудности в подростковом возрасте, и родителям, и подросткам, нужно точно знать, как выходить из критических ситуаций. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново знакомиться друг с другом. Пройдете ли вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье — любовь или страх.

Для того чтобы заложить основы будущих перемен в ваших с подростком отношениях, мы предлагаем следующее:

  1. Вы, родитель, должны четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.
  2. Вы, подросток, должны честно рассказать о том, что происходит с вами, и постараться сделать так, чтобы вам поверили. Вы должны тоже рассказать о своих страхах и знать, что вас выслушают без критики и осуждения.
  3. Вы, родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает прощение. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.
  4. Вы, подросток, должны объяснить родителям, что нуждаетесь в том, чтобы они выслушали вас, не давая советов, пока вы сам не попросите их об этом. 
  5. Вы, родитель, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.

Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых, конструктивных форм поведения.

Это типичное подростковое поведение или предвестник психического заболевания?

Поделиться на PinterestИзменения в поведении типичны для многих людей в подростковом возрасте, но иногда серьезные изменения в личности могут указывать на проблемы с психическим здоровьем. Getty Images
  • Бунтарское, раздражительное или тревожное поведение является нормальной и здоровой частью подросткового возраста.
  • Однако, когда изменения в личности подростка более выражены, они могут указывать на проблемы с психическим здоровьем.
  • Поведение, вызывающее озабоченность, иногда можно предотвратить, если родители часто разговаривают с подростками и ведут с ними открытый диалог, поддерживающий их.
  • Эксперты говорят, что даже если родители не уверены, следует ли им беспокоиться об изменении поведения их подростка, не помешает проконсультироваться с терапевтом, педиатром своего ребенка или школьным консультантом.

Любой родитель подростка знает, что подростки временами могут быть капризными, отстраненными и дерзкими. Но хотя иногда это может быть источником стресса и конфликтов для семей, обычно это совершенно нормальная часть жизни подростка.

«Родителям важно знать, что это нормальное поведение. Да, это тяжело. Да, это расстраивает. Но… важно рассматривать это в этом контексте», — сказала Лаура Грабб, представитель Американской академии педиатрии (AAP) и директор подростковой медицины в плавучей больнице для детей в Медицинском центре Тафтса.

На самом деле, по словам Грабба, примерно 85 процентов подростков «переживают подростковый период без особого беспокойства».

А как насчет остальных 15 процентов — подростков, которые могут столкнуться с другими проблемами, которые нелегко определить.

Как родители должны понять, что им нужна помощь?

Healthline поговорила со специалистами в области психического здоровья подростков о 6 различных областях, в которых родители могут заметить изменение в поведении своего подростка, чтобы отличить то, что считается «типичным», от того, что может быть «потенциально опасным» индикатором более серьезной проблемы с психическим здоровьем.

Типичное поведение подростков:

«Что касается сна с подростками, нужно понимать, что у них на самом деле очень разные биологические часы по сравнению с детьми и взрослыми», — объяснил Грабб.

Она сказала, что тело подростка естественным образом хочет спать между 1 и 10 часами утра. «Поэтому мы как бы заставляем их придерживаться графика, который не соответствует их естественным часам».

Другими словами: для подростка нормально ложиться спать допоздна.

Потенциально вызывающее беспокойство поведение:

С другой стороны, если ваш подросток регулярно спит весь день, изолирует себя от друзей, постоянно не может встать в школу или если он борется с бессонницей вообще или потребность в более чем 11 часах ночи — все наши эксперты согласились, что это может быть признаком более серьезной проблемы.

Типичное поведение подростков:

«Для подростков нормально быть капризными, расстроенными и раздражительными время от времени, — объясняет доктор Винай Саранга, детский и подростковый психиатр из Апекса, Северная Каролина.

«Подростковый возраст — это переходный период, и подросткам приходится работать с новыми эмоциями, мыслями и чувствами. Поддерживайте и будьте открыты для разговора, чтобы они знали, что вы там», — добавил он.

Потенциально вызывающее беспокойство поведение:

Опять же, если капризность подростка постоянно обостряется, если он кажется неспособным справиться с нормальными условиями, не выходя из-под контроля, и особенно если он реагирует насилием, это настораживает. это не следует игнорировать.

Типичное поведение подростков:

Джон Моппер, лицензированный профессиональный консультант и совладелец Blueprint Mental Health, говорит, что для подростков нормально не хотеть делать школьные задания.

Или, наоборот, для выражения «некоторого стресса по поводу оценок, беспокойства по поводу экзаменов и влияния оценок на их будущее».

Потенциально вызывающее беспокойство поведение:

Однако он объяснил, что все это становится более тревожным, если подростки проявляют настоящую тревогу по поводу школьных занятий.

Если ваш ребенок не может заставить себя учиться, даже если он беспокоится о своих оценках, если он плохо спит, потому что слишком много думает о школьных заданиях, или если он не может регулировать свои эмоции по поводу школы — все это потенциальные причины для беспокойства.

В том же духе возможны внезапные колебания оценок, полное безразличие к оценкам или пропуск большого количества заданий.

Типичное поведение подростков:

«Некоторое неповиновение — это нормально и полезно», — сказал Моппер.

«Желание выйти за рамки нормы, протест против домашних правил, периодически попадающие в неприятности в школе», — все это, как он объяснил, может быть довольно обычным явлением для подростков.

Поведение, потенциально вызывающее беспокойство:

Однако это может указывать на более серьезную проблему, когда подросток начинает проявлять более резкое бунтарское поведение, такое как нарушение законов или частые задержания и исключения из школы.

Если их неповиновение угрожает повлиять на их будущее, пришло время обратиться за помощью извне.

Типичное поведение подростков:

Все наши эксперты сошлись во мнении, что, хотя родителям это может не нравиться, большинство детей смогут хотя бы поэкспериментировать с алкоголем до своего 21-го дня рождения. И то же самое часто верно в отношении употребления марихуаны.

«Вот почему так важно открыто говорить с подростком о давлении со стороны сверстников, а также об опасностях наркотиков и алкоголя», — сказал Саранга.

Потенциально вызывающее беспокойство поведение:

Хотя некоторые эксперименты могут быть нормальными, это становится поводом для беспокойства, если ваш подросток запойно пьет или обращается к наркотикам и алкоголю с любой частотой, будь то вечеринки на выходных или самостоятельные занятия. лечить такие проблемы, как тревога и депрессия.

Типичное поведение подростков:

Подростки нередко бывают несколько скрытными и хотят, чтобы их родители уединились, когда речь идет о различных аспектах их жизни.

Для них также нормально хотеть принимать собственные повседневные решения без участия родителей — возможно, поэтому некоторые подростки время от времени предпочитают что-то скрывать от родителей.

Поведение, потенциально вызывающее беспокойство:

Это становится тревожным сигналом, если оно перерастает в патологическую ложь или когда подростки начинают лгать, чтобы скрыть рискованное или опасное поведение.

Поведение, связанное с проблемами, иногда можно предотвратить, поговорив с подростками до того, как дело дойдет до этого.

Если вы родитель, который замечает некоторые тревожные признаки, Грабб советует сесть вместе с подростком и сообщить ему об этом.

«Не обвиняйте и не используйте стигматизирующие выражения вроде «ты плохой» или «ты плохо учишься», — сказала она. «Вместо этого просто дайте им знать, что вы заметили, и скажите, что вы обеспокоены».

«Скажите что-то вроде: «Кажется, ты сейчас несчастлив, чем я могу тебе помочь?» или «Ты хочешь о чем-то поговорить со мной?», — добавила она.

По словам Моппера, важно также сохранять хладнокровие.

Он сказал, что родители иногда позволяют собственному беспокойству о том, что может пойти не так, брать верх, и это может помешать спокойному и разумному разговору.

«Они ловят своих детей за курением травки, беспокоятся, что в конечном итоге они пристрастятся к героину, и отправляют их на 90-дневную интернатную программу», — сказал он. «Родители должны сначала проверить свои эмоции и вести открытый и уязвимый разговор со своими детьми».

«Каждый раз, когда родитель чувствует, что он действительно понятия не имеет, что делать, это хороший момент, чтобы привлечь профессионала», — сказал Саранга.

Это особенно актуально в тех случаях, когда возникают проблемы с безопасностью.

Даже если родители не уверены, стоит ли им беспокоиться об изменении поведения их подростка, Моппер говорит, что обратиться к психотерапевту никогда не помешает.

Обеспокоенные родители также могут обратиться за помощью к педиатру своего ребенка или школьному консультанту.

«Эти вещи можно исправить, освоив недостающие навыки и открыв диалог в семье», — объяснил Моппер.

«Я видел много детей, которые действительно боролись, когда им было 14 лет, чтобы изменить ситуацию, детей, которые сейчас учатся в колледже и поддерживают здоровые отношения с друзьями и семьей», — сказал он.

Подростковый возраст может быть трудным, и современные дети сталкиваются со многими проблемами. Но также доступно больше ресурсов и возможностей, чем когда-либо прежде, которые могут помочь семьям.

Грабб также отметил, что во многих случаях родители могут получить важную перспективу, просто воспользовавшись моментом, чтобы вспомнить свой подростковый возраст.

«Я думаю, что родителям важно задуматься о том, какими они были в подростковом возрасте. Нет взрослого [там], который не закончил подростковый возраст», — сказала она.

Что считается нормальным поведением подростков?

Десять или более лет назад вы пережили «ужасные двойки» со своим ребенком. Теперь, когда он или она подросток, вам может показаться, что вы играете в совершенно другую игру. Ваш подросток превращается из ребенка во взрослого, и его поведение может озадачивать или беспокоить вас. Как определить, является ли поведение нормальным подростковым поведением или чем-то большим? Вот несколько норм поведения подростков, к которым вы должны быть готовы, а также советы по определению того, требует ли что-то профессиональной оценки.

Перепады настроения

Вы помните, когда вашему ребенку было три года, и он перешел от восторга от возможности есть шоколадное молоко к ярости, потому что вы подавали его в зеленой чашке? Хотя подростки не бросаются на пол и не кричат, у них, как правило, бывают перепады настроения, которые могут показаться их родителям иррациональными и сбивающими с толку. Ваш сын может быть рад победе своей команды, а затем разозлиться, потому что тренер указал ему на то, что он может улучшить. Ваша дочь может превратиться из плачущей из-за ссоры с другом в возбужденную и болтливую, когда ее нынешний возлюбленный напишет ей через пять минут. Перепады настроения являются частью нормального подросткового поведения, и в большинстве случаев этого следует ожидать.

Однако перепады настроения, которые влияют на повседневную жизнь вашего подростка, могут указывать на проблему. Если ваш подросток агрессивен до физической или словесной агрессии или если он большую часть времени грустит, такое поведение и чувства следует оценить. Точно так же, если ваш подросток колеблется от высокого уровня энергии, неустойчивого поведения и экстаза до того, чтобы провести целый день в постели, плача, это еще одна ситуация, которая требует профессиональной помощи.

Проводите меньше времени с семьей

В прошлые годы вам, возможно, нравилось завтракать со своим ребенком перед школой, а затем сидеть рядом с вами на диване, делать домашнее задание, семейный ужин и час смотреть телевизор или болтать перед сном. Выходные могли быть потрачены на семейные занятия, такие как походы на пляж или просто возня по дому. Однако теперь, когда ваш ребенок стал подростком, вам может показаться, что вы его почти не видите! Если они не с друзьями, они в своей спальне общаются с одноклассниками и приятелями на своих устройствах.

Проводить больше времени с друзьями и меньше с семьей — вполне нормальное поведение подростков. Это означает, что ваш подросток переключает круг своей поддержки на сверстников, а не на родителей, братьев и сестер. Хотя это может показаться обидным, это необходимый этап развития, и его следует ожидать и даже поощрять.

Однако следует заподозрить проблему, если ваш подросток избегает контактов со всеми. Если ваш подросток проводит часы в своей спальне, ни с кем не общаясь, и отклоняет приглашения пойти куда-нибудь с друзьями и членами семьи, возможно, у него проявляются симптомы депрессии.

Раздвигая границы и бросая вызов правилам

Ваш подросток передвигается через полчаса после комендантского часа, шумит после «тихих часов» вашей семьи и опаздывает в школу? Может быть, они нарушают школьный дресс-код или нецензурно выражаются в повседневных разговорах. Подростки пытаются понять, какими взрослыми они станут, и один из способов сделать это — выйти за границы и правила, которым они без проблем следовали в последние месяцы. Они отстаивают свою независимость и автономию и говорят взрослым в своей жизни: «Вы не можете говорить мне, что делать!»

Когда дело доходит до воспитания подростков, важно выбирать свои сражения. Возможно, вы решите, чтобы школа разобралась со слишком короткими шортами, а ваш ребенок сам разберется с последствиями. С другой стороны, вы можете настаивать на соблюдении тихих часов и лишении привилегий, если они продолжают проявлять невнимательность к другим членам семьи. Многие родители решают игнорировать и принимать неестественный цвет волос и странный выбор одежды, оттачивая при этом проступки, которые могут иметь реальные последствия.

Несмотря на то, что подростки раздвигают границы, это нормальное поведение, но если ваш подросток часто попадает в неприятности в школе или нарушает законы, это указывает на проблему, которая выходит за рамки простого раздвигания границ.

Легкие эксперименты

Подростковый возраст — это время для экспериментов с поведением взрослых, и хотя родителям это не нравится, многие подростки пробуют алкоголь, легкие наркотики (например, марихуану) и занимаются сексом. Важно, чтобы ваша позиция в отношении этих действий была хорошо известна; пусть ваш ребенок знает, что вы не одобряете употребление психоактивных веществ, например, и не допускаете его в своем доме. В то же время важно, чтобы вы не слишком остро реагировали, если узнаете, что ваш подросток пробовал пиво на вечеринке или что у него был (безопасный) секс. Выйти из-под контроля — это один из способов побудить подростка продолжать и просто лучше скрывать это в следующий раз.

Создайте диалог, который поможет подростку сделать более безопасный выбор. Например, согласитесь забрать их без лишних вопросов, если им не удастся безопасно добраться до дома или если они чувствуют себя некомфортно на вечеринке или в гостях у друга. Поговорите о важности безопасного секса для предотвращения не только беременности, но и болезней. Кроме того, установите соответствующие возрасту границы, например, знайте, где находится ваш ребенок и с кем он находится. Знайте о признаках употребления наркотиков и незамедлительно вмешивайтесь, если вы подозреваете, что редкое экспериментирование вашего ребенка превратилось в регулярное употребление или злоупотребление психоактивными веществами или, что еще хуже, в зависимость.

Это нормальное подростковое поведение или что-то более серьезное?

Как отличить бурный подростковый возраст от наличия психического заболевания? Например, может быть трудно понять, как врачи определяют, действительно ли ваш ребенок страдает депрессией, тревогой или посттравматическим стрессовым расстройством.

Конечно, есть признаки, на которые следует обращать внимание, что и является целью Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM). Это стандартизированный текст и клинический справочник, который психологи и терапевты Северной Америки используют для диагностики своих клиентов. Руководство включает названия, особенности, симптомы и демографическую информацию обо всех признанных психических заболеваниях, включая зависимости. DSM находится в своем пятом издании, опубликованном весной 2013 года.

Определение расстройства не является случайным. В его основе лежит определение ненормального поведения, которое психологи определили не только психологически, но и культурно, статистически. Важно отметить, что «ненормальный» здесь определяется особым образом, а не используется критически, как это слово может иногда подразумевать в повседневном разговоре.

В целом, психическое расстройство   представляет собой модель поведения или мышления, которая не является разумной или легко понимаемой. Это связано со значительным дистрессом или нарушением способности справляться с окружающей средой. Психические расстройства по определению включают в себя ненормальное поведение, которое определяется четырьмя способами.

Во-первых, выходит ли поведение за пределы определенного статистического диапазона, считающегося нормальным. Например, если большинство людей в мире могут пробежать милю за 10 минут, то это можно считать нормальным диапазоном скорости бега человека. Однако, если кто-то может пробежать милю за 5 минут или на другом конце спектра, скажем, за 20 минут, и быстрая скорость, и большая скорость считаются статистически ненормальными. Применительно к психическому здоровью человека, который демонстрирует поведение, которого нет у большинства населения, можно рассматривать как страдающего психическим расстройством.

Однако наличие статистически аномальных отклонений не означает, что у них имеется расстройство. Например, если IQ человека невероятно высок, хотя он считается статистически ненормальным, нет никаких проблем с тем, чтобы быть очень умным!

Таким образом, еще одно условие ненормального поведения заключается в том, вызывает ли оно значительный дистресс. Если человек чувствует депрессию, тревогу, страх или склонность к самоубийству, то его или ее поведение и модель мышления будут считаться ненормальными.

Кроме того, если его или ее поведение или модель мышления приводят к неспособности адаптироваться или справляться с обстоятельствами, то это также может считаться ненормальным. Если кто-то время от времени грустит, но способен вести себя дома, на работе и в школе, его или ее поведение не может быть определено как ненормальное и может не соответствовать всем клиническим требованиям для диагностики депрессии. Неспособность радоваться жизни, иметь серьезные отношения, работать или хорошо учиться может указывать на ненормальное поведение.

И, наконец, ненормальное поведение — это любой образец поведения, выходящий за рамки того, что общество считает нормальным. Например, в большинстве обществ кричать на публике своим умершим родственникам может считаться ненормальным, и на самом деле врач может счесть этого человека страдающим галлюцинациями или манией. Важно учитывать культурные различия, потому что в некоторых обществах общение со своими предками, даже если они уже умерли, может быть частью духовной традиции.

Аномальное поведение или модели мышления являются первым признаком возможного наличия психического расстройства. На это обращают внимание клиницисты при постановке диагноза. Тем не менее, большинство терапевтов и психологов могут довольно быстро определить типичные симптомы для определенных диагнозов. Чтобы подтвердить свои наблюдения, профессионалы в этой области используют DSM, руководство, упомянутое выше. Это медицинский справочник Америки для диагностики клиента. К сожалению, это правда, что есть некоторые клиницисты, которые быстро ставят диагноз и назначают лекарства. По этой причине важно получить второе мнение, если вы чувствуете, что диагноз вашего ребенка неверен или поставлен на основе недостаточной информации.

Заключение

Ваш подросток пройдет через множество взлетов и падений в период между половым созреванием и временем, когда его мозг полностью разовьется, обычно в возрасте от 20 до 20 лет. Хотя 14-летнему ребенку требуется больше контроля и ограничений, чем 19-летнему, помните, что непрерывное родительское руководство необходимо, когда вы ведете своего ребенка во взрослую жизнь.

Конечно, вы можете провести собственную оценку, изучив уровень функционирования вашего ребенка. Поведение, сигнализирующее о проблеме и, возможно, о признаках психического заболевания, свидетельствует о нарушениях в функционировании подростка. Например, если ваш подросток плохо учится в школе, если его оценки ухудшаются, а поведенческие проблемы продолжаются, то это может быть проблемой. Если конфликты среди сверстников обостряются или ссоры дома обостряются, то, возможно, стоит выяснить, присутствует ли психическое заболевание. Опять же, один из способов определить, является ли поведение нормальным для подросткового возраста или требует ли оно диагноза, — это если такое поведение мешает вашему ребенку функционировать дома, в школе или на работе.

Если вам нужна помощь в расшифровке того, является ли поведение вашего подростка нормальным подростковым поведением или поводом для беспокойства, не стесняйтесь обращаться за помощью. Врач вашего подростка — хороший источник для получения совета. При необходимости ваш врач может направить вас и вашего подростка к специалисту по психическому здоровью для обследования.

Наука о типичном подростковом поведении

Ах, подростковые годы: когда милый маленький человек, которого вы знали от и до, исчезает в угрюмом рассеянном мозгу. Подростки могут быть непостижимы для родителей. Если они выглядят как взрослые, часто идет мышление, они должны уметь вести себя и думать как взрослые. Но недавние исследования показывают, что подростковый мозг на самом деле находится в стадии разработки.

Одно из самых захватывающих изменений, происходящих в мозге в подростковом возрасте, — это изменение баланса между серым веществом, то есть мыслящей частью мозга, и белым веществом, или миелином, которое соединяет различные части мозга. серое вещество и позволяет мозгу функционировать в целом. В этом разница между реакцией без раздумий и временем на обдумывание. Звучит знакомо?

Джей Гидд, нейробиолог из Национального института психического здоровья США, провел новаторское исследование изменений в мозге подростков. По его словам, серое вещество растет в детстве и достигает своего пика примерно в то же время, когда начинается половое созревание. После этого пика серое вещество истончается, поскольку ненужные и неиспользуемые клетки удаляются. Гидд называет это принципом «используй или потеряешь»; клетки, которые используются, процветают, а те, которые не используются, обрезаются. Это своего рода скульптура, при которой мозг превращается в меньший, но более эффективный орган.

В то же время растет миелин, соединяя вместе различные части мозга. Но мозг подростка связан только на 80%, и исследования показали, что эта связь происходит от задней части мозга, которая контролирует такие вещи, как баланс и координация, к передней части, где происходит решение проблем и более высокие рассуждения. Этот одновременный процесс сокращения и соединения в мозгу является причиной того, что подростковые годы могут быть сложными, особенно в отношении шести типичных моделей поведения.

Дезорганизация

Проспективная память, или способность помнить о том, что нужно сделать в более позднее время, сначала развивается в возрасте от 6 до 10 лет, а затем снова в середине 20-летнего возраста. Другими словами, ваш подросток может быть в два раза больше, но его или ее навыки планирования примерно такие же, как у 10-летнего ребенка. Кроме того, мозг подростка настроен на поиск мгновенного удовлетворения, поскольку нейроны, вырабатывающие дофамин — вещество, связанное с удовольствием и мотивацией, — более активны и чувствительны в мозге подростка. В результате выполнение задач и самодисциплина отходят на второй план.

Подсказка: Запишите инструкции максимум по одному-двум пунктам. Помогите своему подростку оставаться организованным, попросив его или ее составить расписание на день. Кроме того, установите временные ограничения на отвлекающие факторы, такие как использование социальных сетей.

Высокие эмоции

С началом полового созревания мозг высвобождает повышенное количество тестостерона, эстрогена и прогестерона. Эти гормоны особенно активны в лимбической системе, наборе структур мозга, отвечающих за эмоции. Тем не менее, миндалевидное тело, часть мозга, отвечающая за эмоциональный контроль, легко возбуждается в подростковом возрасте, пишет доктор Фрэнсис Дженсен, нейробиолог и автор книги «9». 0253 Подростковый мозг . Следовательно, эмоции выходят из-под контроля, вызывая вспышки или раздражительные реакции на вещи, которые родители считают обычными.

Продолжение статьи ниже. Если личный разговор не помогает решить проблему, д-р Дженсен предлагает общаться с помощью текстовых сообщений или социальных сетей, поскольку сегодняшним подросткам часто удобнее общаться в цифровом формате. Или подумайте о том, чтобы взять своего подростка на прогулку и поговорить об этом в машине, где сидение бок о бок может быть менее конфронтационной формой личного общения.

Склонность к риску/импульсивность

Лобная доля мозга, отвечающая за высшие исполнительные функции, такие как суждения, проницательность и контроль импульсов, развивается последней, примерно в возрасте от 20 до 20 лет. Это означает, что ваш подросток не намеренно пытается вызвать у вас сердечный приступ. Просто мозг подростка не всегда способен предвидеть последствия или анализировать рискованное поведение.

Статья продолжается ниже. судить, что было безопасным или опасным. Подросткам потребовалось больше времени, чтобы принять решение, и сканирование мозга, сделанное во время теста, показало более высокую активность их префронтальной коры, части лобной доли, участвующей в принятии решений, что позволяет предположить, что подростки прилагали больше усилий, чем взрослые, чтобы оценить результаты каждой ситуации.

Совет: Постоянно говорите с подростком о различных типах рискованного подросткового поведения и помогите ему или ей визуализировать затраты и выгоды с помощью историй. Нарисуйте персонажей из книг, новостей и личного опыта, чтобы привести множество примеров, которые ваш подросток может понять и рассмотреть.

Восстание

По словам нейропсихиатра доктора Дэна Шпигеля, автора книги Мозговой штурм: сила и назначение подросткового мозга , эволюция приучила млекопитающих покидать дом и обосновываться вдали от родителей. Сигел считает, что изменения в мозгу подростков побуждают подростков бросать вызов взрослым и отталкивать их.

Совет: Даже если кажется, что ваш подросток отталкивает вас, на самом деле он или она жаждет больше времени и общения с вами. Эллен Галински, социолог и автор книги «Спроси у детей », говорит, что подростки хотят воссоединиться с родителями более взрослым способом. Она советует родителям взаимодействовать с подростками новыми, ориентированными на сверстников способами посредством небольших повседневных ритуалов. Это может означать занятие чем-то, что нравится вашему подростку, когда вы общаетесь на более равноправной основе, например, вместе играете в игру.

Сонливость / лень

Ваш подросток сонный по утрам? Вам трудно ее разбудить? Это не ее вина – и она не ленится. Мелатонин, вызывающий сон гормон, ночью высвобождается в мозге подростка на два часа позже, чем в мозге взрослого человека, а также дольше остается в организме. Итак, естественный ритм подростка — поздно ложиться и просыпаться.

По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, подросткам в среднем требуется девять часов сна. К сожалению, большинство из них получают меньше из-за раннего начала занятий в школе. Этот дефицит сна может повлиять на настроение, обучение и поведение. Мэри Карскадон, директор E.P. Исследовательская лаборатория сна больницы Брэдли в Университете Брауна потратила годы на картографирование мозга сонных подростков. Карскадон Это не ее вина, но эта идея еще не получила широкого распространения в США или где-либо еще.

Совет : Если вашему подростку приходится рано вставать, позаботьтесь о том, чтобы он спал полных девять часов, и заставляйте его ложиться спать в одно и то же время каждую ночь.

Обучение

На самом деле подростки запрограммированы учиться лучше и быстрее. Процесс, известный как долговременная потенциация (ДП), при котором синапсы и нейронные связи укрепляются за счет паттернов активности, сильнее проявляется в мозге подростков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *