Как называют людей которые разговаривают сами с собой: Разговоры с самим собой вслух — это признак психического расстройства

Как называют людей которые разговаривают сами с собой: Разговоры с самим собой вслух — это признак психического расстройства

«Где вы были восемь лет» и «не все так однозначно». Антрополог Архипова о том, как и почему россияне оправдывают войну в Украине

  • Елизавета Фохт
  • Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, BBC/YURIY DYACHYSHYN/AFP/Getty Images

Подпись к фото,

На фото, использованном в коллаже: стена из искусственных цветов, установленная американским фондом во Львове в память о жертвах российского вторжения

Спустя два месяца после вторжения России в Украину в российском обществе не утихает дискуссия о том, как к этому относиться. И если аргументы противников войны в основном сводятся к тому, что решение ввести войска в соседнюю страну было преступным и аморальным, те, кто поддерживают «спецоперацию», оправдывают ее по-разному. Кто-то вспоминает, как «НАТО бомбило Югославию», другие говорят, что войны было не избежать, а правды о ней все равно никто не знает, а третьи задают вопросы в духе «где вы были восемь лет, пока гибли люди в Донбассе».

О том, какими фразами россияне пытаются оправдать вторжение России в Украину и откуда эти фразы берутся, Би-би-си поговорила с Александрой Архиповой, социальным антропологом, автором телеграм-канала «(Не)занимательная антропология».

Би-би-си: Почему вы решили изучить аргументы, которые люди используют, чтобы как-то рационализировать войну в Украине? В своем посте вы называете их оправдательно-защитными клише.

Александра Архипова: Люди не просто разговаривают об окружающем мире и своем отношении к нему — они создают свой собственный мир. Именно поэтому сейчас в речи людей, что устной, что в сети, появляется такое количество одинаковых фраз. Мы называем их клише — например, «не все так однозначно».

Повторение этих клише позволяет создать ощущение, что есть много людей, думающих одинаковым образом. И когда люди хотят примкнуть к большинству (а это особенность человека — мы все очень хотим ощущать себя частью группы), они начинают использовать в своей речи клише, которыми, по их ощущению, разговаривает большинство. При этом, конечно, носитель языка может не ощущать эти фразы собственно как клише.

  • Алфавит войны. Главные слова первых двух месяцев вторжения России в Украину
  • Что не так с тезисом «у власти в Украине фашисты»? Фактчек Би-би-си
  • Пароль «Паляниця». Что происходит с русским языком в Украине

Поэтому мы с моей коллегой из Америки Гульназ Шарафутдиновой собрали словарик клише из российских разговоров о войне, которые многократно повторяются — не меньше тысячи раз. Остальные мы отбрасываем как нерелевантные — не считаем их клише.

Сейчас я не говорю о клише, которые выражают антивоенную позицию — таких тоже много. Например, несмотря на все репрессии и преследования по статье [20.3.3 КоАП РФ], количество людей, которые пишут в российских соцсетях «нет войне» и «я против войны», необычно велико. В нашей работе мы собираем клише, которые как бы защищают или оправдывают сам факт войны. Как бы ни омерзительно это звучало, нам важно понять, как создается оправдательный «русский речевой мир».

Би-би-си: Как устроен ваш поиск?

А.А.: Мы находим какое-то количество утверждений, потом мы смотрим, какие фразы повторяются, потом я буквально запускаю поиск по вариантам этой фразы. Например, «вам не жалко детей Донбасса?» Или другой вариант: «А детей Донбасса вам не жалко?»

Дальше я смотрю, сколько текстов приходится на такое клише, и уже оцениваю их популярность.

Мы с моей коллегой поделили эти клише на четыре основных блока. Есть блок, который мы называем условно «А в Америке черных линчуют». Туда входят такие высказывания, как «а войну развязал Байден», «Америка бомбила Югославию», «Мариуполь находится в подлетном времени ракет НАТО», «если бы не мы, жертв войны было бы больше», «а где вы были восемь лет?»

Автор фото, BBC/Anastasia Vlasova/Getty Images

Подпись к фото,

На фото, использованном в коллаже: разрушенный жилой район в Бородянке, Украина. 5 апреля 2022 года

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Наш язык — это наш главный предатель. Он выдает наши основные установки. И из этих клише следует, что основным врагом считается Америка, а вовсе не Украина. Это частично снимает дикий парадокс, согласно которому, с одной стороны, многие россияне поддерживают войну, «спецоперацию» в Украине, а с другой стороны считают украинцев братским народом.

Би-би-си: Такую аргументацию еще часто называют «вотэбаутизмом» (от английского what about…?,«какнасчетизм«, риторический прием, нацеленный на отвлечение внимания от неприятного вопроса путем критики оппонента. — Би-би-си). Это популярный инструмент российской пропаганды: например, Владимир Путин, когда его спрашивают про пытки в тюрьмах в России, говорит, что «в других странах проблем не меньше». Почему эта аргументация так распространена в российской культуре?

А.А.: Потому что гораздо проще указать на врага, чем объяснить собственные действия. Это мобилизует, это прием, который снимает с тебя ответственность и демонизирует врага. В некотором смысле это риторика маленького ребенка.

Когда ребенка спрашивают, почему он ударил Петю, он говорит: «А Петя первый начал». «Почему ты воровал в детском саду?» — «Потому что все воруют».

Когда ребенок не готов рассуждать о собственной ответственности за происходящее, он ссылается на такое текущее положение дел, в котором есть сильные, которые поступают так же, и он с ними солидарен.

Так и здесь: в ответ на любой вопрос нам указывают на то, что где-то еще хуже.

Би-би-си: Какие еще блоки вы выделили с коллегой?

А.А.: Следующий блок — это «My country, right or wrong» («Это моя страна, права она или нет»). «Я оправдываю Россию, неважно что она сделает». Сюда относятся цитаты актера Сергея Бодрова о том, что «во время войны нельзя плохо говорить о своих», это «своих не бросаем», «Россия не начинает войны, а их заканчивает», «Россия всегда всех спасает», «нас просто исторически не любят».

Это высказывания, в которых мы либо идеализируем Россию, либо признаем, что проблемы есть, но мы обязаны быть верноподданными.

Автор фото, BBC/Andre Luis Alves/Anadolu Agency/Getty Images

Подпись к фото,

На фото, использованном в коллаже: вид на парк Яловщина, превращенный в кладбище жертв войны в Чернигове, Украина, 13 апреля 2022 года. В результате российских атак в городе погибло по меньшей мере 700 человек, а из-за обстрелов вокруг главного кладбища захоронения пришлось проводить в другом месте

Третью группу я называю «Я человек маленький». Это аргументы в духе «от нас требуется сидеть тихо», «а что мы можем сделать», «мы люди маленькие, там знают, что делать», «наверху ведь не дураки сидят, они знают, что говорят», «от нас ничего не зависит».

Би-би-си: Почему клише такого типа так распространены?

А.А.: Россия очень аполитична, и она стала таковой в результате осознанного процесса по поддержанию политической «выученной беспомощности». У нас сделано все, чтобы человек не совершал никаких активных политических действий — и желательно даже на выборы не ходил, а лучше ездил на дачу вместо них. В ситуации войны эту позицию невмешательства («а что мы можем сделать?») надо как-то оправдать. И позиция невмешательства оправдывается через занижение собственной важности и уничтожения субъектности, если хотите: «мы — люди маленькие».

То есть позицию можно выразить, ссылаясь на мессианскую роль России и априори враждебный Запад, когда человек говорит: «Нас просто исторически не любят, на нас завтра нападет Байден» (это агрессивные клише). А можно, наоборот, преуменьшить свое влияние и изобразить себя как существо, которое не может ни на что повлиять, и таким образом снимает с себя вину. Вину за то, что бомбят Мариуполь, за убийства в Буче. Ведь он «не может ни на что повлиять».

Би-би-си: Что относится к четвертой группе клише, которую вы выделили?

А.А.: Четвертую группу я называю «Постправда» или «Отрицание фактов». Сюда относятся аргументы в духе «никто не знает всей правды», «время покажет, кто был прав», «история все расставит по своим местам», «они бомбят сами себя» и прочее.

Автор фото, BBC/Carolyn Cole/Getty Images

Подпись к фото,

На фото, использованном в коллаже: на кладбище в Ирпене, Украина. Марина держит фотографию своего отца, 63-летнего Николая Гончаренко, который был убит, когда русские открыли огонь по его автомашине. Апрель, 2022 г.

Би-би-си: Журналисты в своей работе с этой категорией чаще всего сталкиваются. Вам не кажется, что она существует в том числе благодаря тому, что за эти полтора месяца войны девальвировалось значение слова «фейк» и так теперь обозначают любую неприятную информацию?

А.А.: Мы написали в начале этого года статью, которая называется «Министерство правды» — про государственные проекты по фактчекингу. Государство взяло слово «фейк» на вооружение, многие кремлевские каналы как раз ровно такой логикой «проверяют» фейки: «Это фейк, потому что министерство икс сказало по-другому».

В реальности никакого фактчекинга не совершается. Абсолютно правда, что слово «фейк» девальвировалось. Словом «фейк» сейчас называют любую информацию, которая не совпадает с официальной.

Эта тенденция появилась не сейчас, а в 2020 году. У нас сейчас пять законов о «фейк-ньюс». В 2020 году я часто говорила, что это очень страшные статьи, но все довольно прохладно относились к этому. А на самом деле развитие этой тенденции привело к тому, что мы сейчас имеем.

Мы с коллегами изучили примерно 350 дел людей, которые в 2020-2021 годах были наказаны по уголовным и административным статьям за «фейки», которые связаны с ковидом. И абсолютно видно, что больше 75% дел не имеют никакого отношения к тому, что мы называем фейковыми новостями, слухами и конспирологией. Там единицы таких случаев.

75% административных и уголовных дел за «фейки» о ковиде — это высказывания, которые порочат деятельность локальных институтов или в которых выражается сомнение в действиях власти. Например, дело в Иркутске о сообщении в Viber в духе: «Девочки, не ходите на работу, я слышала, что главврач заболел ковидом и ходит на работу, а нам не сообщают». То есть как бы власти скрывают информацию и допускают заражение.

  • «Конспирология всегда выгоднее, чем наука». Антрополог РАНХиГС о том, почему люди верят фейкам о вакцинах
  • «Давить в зародыше»: СКР активно возбуждает дела о коронавирусных фейках
  • «Кажется, началось»: за какие фейки о коронавирусе штрафуют россиян

Людей обвиняли тогда, когда они сомневались в решениях власти или возможности справиться с ковидом. То есть уже тогда была разработана норма, по которой фейком называется неправильная с точки зрения властных структур информация.

Сейчас эта тенденция прямо развивается на глазах (мы делаем и такую базу данных). 4 марта был принят административный закон 20.3.3. о дискредитации вооруженных сил РФ, и в результате более 1300 человек как минимум были оштрафованы за плакат, устную фразу, значок на сумку, голубые джинсы и желтую кофту, за пустой лист бумаги в руках, книгу Оруэлла и за «нет войне» на аватарке.

  • В России завели первое уголовное дело на депутатов из-за «фейков» о войне
  • В России арестован первый фигурант уголовного дела о «военных фейках»
  • Госдума разрешила наказывать за «фейки» о работе любых органов власти России за рубежом

Одновременно есть статья-близнец — уголовная статья о фейках о российской армии (207.3 УК.РФ), продолжающая развитие логики наказания за фейк из 2020 года. У нас в базе сейчас 32 уголовных дела по новой статье за «фейки» о вооруженных силах и «спецоперации», которые были заведены за последний месяц. Это много.

На слуху дело художницы Саши Сколиченко из Питера, которую обвиняют в том, что она создавала контрпослания — в магазине рядом с ценниками поместила информацию о гибели людей в Мариуполе. Но так же устроено и большинство уголовных дел по этой статье о «фейках» — это попытки прорвать информационную блокаду. Это публикации видео из Мариуполя, рассказы о преступлениях российских солдат, поддержка Украины, антивоенные высказывания. Это все считается «фейками».

Би-би-си: Но это же не может не влиять на умы людей? Потому что если граница у «фейка» такая размытая, как тогда действительно сказать, где правда? Даже рефлексирующим людям может быть непросто разобраться.

А.А.: Да, и на самом деле в этом случае правительство отказывается в win-win ситуации. Потому что либо человек, на которого взваливается море информации, не верит и считает убийства в Буче фейком. Или он просто отчаивается разобраться и говорит, что «мы всей правды никогда не узнаем», и самоустраняется от разбора. И тогда официальная точка зрения тоже выигрывает.

То есть задача не сводится только к тому, чтобы заставить людей поверить в ту или иную точку зрения. Например, мы вот знаем, что правда — это условно «А». Задача российской пропаганды не только в том, чтобы мы поверили, что правда — это «Б», но и в том, чтобы люди самоустранились от процесса и не верили ни в «А», ни в «Б». Это тоже отлично для власти.

Би-би-си: Почему клише, о которых мы говорим, вообще формируются и так привлекательны для многих людей сейчас?

А.А.: Общий эффект, о котором мы сейчас говорим, называется collective avoidance — коллективное избегание. Он широко известен. Коллективное избегание происходит в ситуации, когда люди сталкиваются с информацией, которая грозит разрушить единство группы.

Я сейчас прочитала увлекательное исследование, предельно далекое от России. Представьте себе: маленькая норвежская деревушка, в которую раньше все ездили кататься на лыжах, коньках, чтобы восхищаться холодной норвежской зимой. Но вот наступает глобальное потепление. Много зим подряд снега нет или почти нет, лед почти не образуется. При этом вся деревня хором отрицает глобальное потепление.

Причем когда с жителями разговариваешь, они нехотя признают, что снега нет и очень тепло. Но факт глобального потепления и что это некоторый экологический процесс, который идет уже давно, они отрицают. Некоторые из них склоняются к идее, что это заговор.

Почему? Это происходит из-за того, что вся идентичность этой деревни построена на том, какие они крутые, как они здорово переживали тяжелые норвежские зимы, как они в детстве страдали, очищая дома от снега, как они мерзли, когда ходили в школу. И для них признание факта глобального потепления означает, что фактора, который способен их объединить, больше не будет и они как группа развалятся. Поэтому они всячески этот факт отрицают.

В нашем случае само признание факта войны — не просто каких-то точечных ударов, а масштабных наземных операций, в которых убивают не каких-то отдельных боевиков, а массово убивают гражданских — угрожает некоторой целостности российского общества. Поэтому российское общество максимально с этим сражается, как может.

Би-би-си: А почему против этого «коллективного избегания», о котором вы говорите, не сработали все те установки, с которыми росли поколения: «миру мир», «лишь бы не было войны», «война это самое страшное, что может быть?»

А.А.: В России действительно очень силен страх войны. Это даже всеми проклинаемые соцопросы показывают — того же ВЦИОМа или «Левада-центра» (имеет в России статус «иностранного агента». — Би-би-си).

Но война в российском представлении — это то, что приходит к тебе на порог. Это когда твой отец отправляется сражаться, когда в дом приходят чужие солдаты, когда избу сжигают, когда дети под угрозой, когда наступает голод. Вот это война.

И сейчас люди принимают для себя комфортную позицию, которую им рассказывает официальная российская точка зрения, и поддерживают клише, о которых мы с вами говорим.

При этом если их родственники, друзья, дети посылают им фотографии разбомбленных домов, фотографии из Бучи, то принятие этого факта войдет в противоречие с тем, что говорят с голубых экранов телевизоров. А в этом случае возникает большая угроза когнитивного диссонанса.

Человек в принципе стремится к конформности. Она — нечто противоположное когнитивному диссонансу. Когнитивный диссонанс блокирует твое поведение, ты не знаешь, куда бежать и что делать, потому что у тебя в голове есть две сильно противоречащих друг другу картины мира. И ты не знаешь, как себя вести.

Поэтому мозг человека готов сделать все, чтобы этого диссонанса избежать. Особенно мозг конформного человека — а российское население в целом очень конформно.

В результате мозг отталкивает неудобную информацию — например, о том, что в Украине реально убивают людей. Может быть и обратная ситуация: человек полностью погружается в происходящую в Украине войну, и любые факты о милосердии он будет отталкивать.

Би-би-си: Давайте поясним, что такое конформность.

А.А.: Конформность — это склонность человека солидаризироваться с мнением окружающих, с теми, кого он считает значимым большинством. Конформный человек никогда не скажет: «Я против». Он будет соглашаться с тем, что говорят окружающие, даже если внутренне он думает, что они не правы.

Тут недавно был проведен проведен эксперимент, который меня восхитил. Авторы статьи набрали людей для опроса людей, которые поддерживают Владимира Путина, и спросили их, как они к нему относятся.

Но формулировка для разных групп отличалась — одну группу просто спросили об отношении к Путину, другая группа получила вопрос с преамбулой о том, что две трети граждан поддерживают Путина, а третья — с преамбулой о том, что всего лишь две трети граждан поддерживают Путина. В итоге у тех, кто получил формулировку «всего лишь», уровень поддержки Путина упал.

Давайте я еще так сформулирую: в авторитарных режимах, таких как, например, российский, власть всячески пытается отучить людей от выражения политического мнения. Это подменяется ритуальной, церемонизированной составляющей, которая никакого реального выбора не несет.

Но это имеет интересные последствия. Они заключаются в том, что в таких режимах люди, которые отучились совершать политические действия, высказывают предпочтения не на основе каких-то реально существующих предпочтений, а на основе ассоциации себя с большинством.

  • Поддерживают ли россияне войну в Украине? Смотря как спросить
  • Уровень одобрения Путина среди молодежи за год упал на 18%
  • Война в Украине: наступление на Запорожье, удар по Одесской области. Онлайн-трансляция

Если большинство считает, что поддерживает президента, то я буду говорить, что я поддержу президента. А если я вижу, что президента поддерживают не так уж много людей, то, может, и я не буду.

То есть я уверена, что в момент, когда политическая ситуация в России резко изменится, появится огромное количество людей, которые скажут, что никогда не поддерживали российскую власти в 2022 году. Людей, которые «всегда были против», окажется огромное количество.

В сухом остатке это важное свойство — человек чувствует необходимость солидаризироваться с большинством. Это даже не вопрос прямой безопасности — мол, над тобой стоят и пугают тебя дубинкой, хотя иногда и это тоже. Но это дает некоторое ощущение, что так правильно. Это то, к чему ты приучен.

Би-би-си: В нашем разговоре про конспирологию о вакцинации вы говорили, что люди в России в целом намного охотнее верят тому, кто рядом — например, условной «сестре соседки,» чем институциям и тому же государству. У России с Украиной — огромное количество социальных связей. Но сейчас россияне часто не верят даже собственным детям или близким родственникам, которые говорят им об ужасах войны, но зато верят тому, что говорят по телевизору. Почему так происходит?

А.А.: Это правда происходит. И это противоречит тому, что мы знаем. Действительно странно: почему год назад россияне ссылались на «Марью Ивановну, у которой сестра соседки умерла от прививки», а сегодня этот механизм работает с точностью до наоборот и мы не верим тому, что нам рассказали наши близкие друзья и родственники?

Тут есть одна очень важная вещь. Когда человек говорит, что прививка опасна, потому что «сестра соседки рассказала, как девочка умерла от прививки», в реальности у него уже есть сложившаяся точка зрения. Рассказ про сестру соседки — это лишь изобретенное внешнее подтверждение того, во что человек верит. Он понимает: если он скажет, что «просто так считает», его забросают камнями. То есть нужно воображаемое большинство, с которым человек солидарен и чьим голосом он становится.

Но в ситуации войны, которую мы сейчас обсуждаем, страх когнитивного диссонанса, видимо, оказывается гораздо сильнее — даже чем родственные связи. Люди изо всех сил сопротивляются и говорят: «Это неправда».

Автор фото, BBC/Maxym Marusenko/Getty Images

Подпись к фото,

На фото, использованном в коллаже: гражданские транспортные средства, уничтоженные во время российского вторжения в Украину и собранные на окраине города Ирпень, Украина, 18 апреля 2022 г.

Таких историй много. Я сейчас подружилась с прекрасной художницей, ее семья убежала из Харькова. Муж остался там. И они в отчаянии, потому что родители мужа, которые в Крыму, им не верят. Они говорят: «Ничего, скоро вас освободят, вы потерпите».

То есть мы видим обратный эффект: тут воображаемое большинство, с которым эти родители хотят солидаризироваться, — это те, кто верит, что нет никакой войны, а есть какая-то точечная неприятная операция в Донбассе. И чтобы избежать когнитивного диссонанса, мозг отбрасывает любую другую информацию — в том числе, от родственников.

Би-би-си: Есть ли какие-то позитивные примеры сопротивлению этому большинству?

А.А.: Культура умеет вырабатывать механизмы защиты общества даже в ситуации, которая нам кажется абсолютно безвыходной. Они приходят оттуда, откуда часто не ожидали. Например, я говорю о бурном расцвете антивоенных граффити. Граффити — это, наверное, слишком узкое слово. Я говорю о разного рода надписях в публичных пространствах.

Люди оставляют огромное количество надписей на подъездах, в лифтах, на остановках, на досках объявлений. Их за это преследуют, сейчас довольно много уголовных и административных дел по граффити. Но все-таки не такое количество, сколько самих этих надписей.

Я сегодня с утра говорила с девушкой, которая такое граффити сделала. У этих людей огромное желание прорвать информационную блокаду. Понятно, что такие надписи не смогут остановить войну, убийства людей прямо сейчас. Но они способны прорвать блокаду.

Очень важно показать людям, что нет никакого воображаемого большинства. Это семиотическая война, война знаков против него. Важно, чтобы в публичном пространстве людей присутствовало слово «война» и блокада была прервана. Чтобы человек видел, что много людей оставляют такие надписи, и понимал, что людей, которые не согласны с «политикой партии», много. Это попытка объяснить воображаемому большинству, что на самом деле оно не такое уж и большинство.

Обратите внимание на гениальную по своей задумке акцию, когда в окошечки ценников вставляют антивоенные лозунги. Мы знаем, что шесть человек были за это наказаны в разных городах, а еще кого-то не смогли задержать. Это способ прорыва сигнала в пространстве, которое контролирует государство: старушка Марья Петровна наклоняется, чтобы изучить ценник на сахар, а там информация про убитых в Мариуполе.

Би-би-си: Ваша личная позиция по поводу войны в Украине сказывается на вас как на ученой и влияет на ваше исследование, как вы думаете?

А. А.: Я себя воспринимаю немножко как ассенизатора. Это навык, который антрополог-фольклорист в себе вырабатывает. Мы привыкли, мило улыбаясь, работать с текстами, которые омерзительны по содержанию.

Но у нас в научной сфере есть другая проблема, которая меня сильно волнует. Меня огорчает замкнутость моих коллег. Они страшно переживают, но замыкаются на своей работе и стараются делать вид, что ничего не происходит. Они выбирают позицию молчаливого несогласия.

Влияет ли моя позиционная оппозиция на мои научные исследования? Ну, при хорошей жизни в идеальном мире я бы, наверное, не стала бы такое исследование делать. Пусть делают те, кто абсолютно нейтральны.

Но где сейчас найдешь таких нейтральных людей, чтобы они занялись этим исследованием? Если я не буду собирать базу данных по граффити сейчас, кто ее соберет? Или базу данных по делам задержанных по статье 20.3.3 (публичные действия, направленные на дискредитацию вооруженных сил) и 207. 3 («фейки» о вооруженных силах), которую мы собираем с коллегой?

Это реально очень большая проблема.

Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:

  • Telegram
  • Instagram
  • Facebook
  • Twitter
  • VK
  • OK

Загрузите наше приложение:

  • iOS
  • Android

Расстройства аутистического спектра у детей

Главная

Статьи

Болезни

Алпацкий Дмитрий АлександровичВрач-невролог, эпилептолог, врач ЭЭГ

07.12.2015


Нередко к врачу приходят мамы с жалобами на задержку речевого развития у ребенка. Но у некоторых детей при пристальном взгляде специалист помимо этого, видит особенности поведения ребенка, которые отличаются от нормы и настораживают.  

Рассмотрим клинический пример:

Мальчик С. Возраст 2 года 9месяцев. Со слов мамы, словарный запас у ребенка не более 20 отдельных слов, состоящих из двух-трех слогов. Фраз нет. Мама говорит, что у ребенка часто бывают истерики, неусидчив, трудно засыпает. Других жалоб мама ребенка не предъявляет. При осмотре врач замечает, что ребенок не смотрит в глаза, все время находится в движении, реагирует криком, если ему, что-то не дают или запрещают. Успокоить ребенка можно только дав ему мобильный телефон или планшет. Проявляет интерес не к детским игрушкам, а больше к блестящим предметам мебели и интерьера. Начиная играть во что-либо, быстро теряет интерес и переключается на другое. Расспрашивая маму, выясняется, что ребенок очень избирателен в еде. Не приучен к горшку, дефекация только в памперс в положении стоя. Плохо засыпает и просыпается во время сна. Ребенку проведена Электроэнцефалография и консультации клинического психолога и логопеда. По результатам диагностики и клинической картины поставлен диагноз – Расстройство аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 человека на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4:1).

Причины вызывающие РАС.

Во всем мире до сегодняшнего дня ученые изучающие причины возникновения аутизма не пришли к единому мнению. Выдвигается множество предположений. Среди возможных факторов появления у детей этого нарушения называют некоторые гипотезы:

— гипотеза о генетической предрасположенности

— гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка).

— гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.

Но действительно ли данные факторы могут привести к появлению аутизма у детей, до сих пор не выяснено.

Особенности психического развития детей с РАС.

Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка родителям надо внимательно следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые не свойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.

Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.

Нарушения речевого развития: в раннем возрасте можно отметить отсутствие или слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.

Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).

Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс. Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях.

Нарушения пищевого поведения: ребенок с аутизмом может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут пытаться съесть несъедобную вещь.

Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.

Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него отмечают неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд).

Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.

Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.

Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.

Плохая память: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.

Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления.

Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.

Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).

Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.


Диагностика расстройств аутистического спектра

Для диагностики аутизма специалисты используют критерии 2-х международных классификаций: МКБ-10 и DSM-5.

Но главные три критерия («триада» нарушений), которые можно выделить это:

— нарушение социальной адаптации

— нарушения в коммуникативной сфере

— стереотипность поведения

В основные диагностические этапы входит:

— осмотр ребенка психиатром, неврологом, психологом

— наблюдение за ребенком и заполнение «Оценочной шкалы аутизма», при помощи которой можно установить тяжесть расстройства

— беседа с родителями

— заполнение родителями опросников – «Опросник для диагностики аутизма»

Виды РАС

Существует несколько действующих классификаций РАС, причем разделение происходит зачастую по совсем разным признакам, что, естественно, может принести определённое неудобство человеку, изначально мало знакомому с медициной или психологией; поэтому ниже будут выделены самые основные и часто встречающиеся на практике виды РАС: — Синдром Каннера( Ранний детский аутизм) — характеризуется «триадой» основных нарушение: трудностью установления контактов со внешним миром, стереотипичностью в поведении, а также задержкой или нарушением коммуникативных функций речевого развития. Также необходимо отметить условие раннего появления данных симптомов (примерно до 2,5 лет)

Проявляется у детей в 4-х формах в зависимости от степени отгораживания от внешнего мира:

Полная отрешенность от происходящего. Эта группа характеризуется отсутствием речи и невозможностью организовать ребенка (наладить зрительный контакт, добиться выполнения инструкций и поручений). При попытках взаимодействия с ребенком, он демонстрирует наибольший дискомфорт и нарушение активности.

Активное отвержение. Характеризуется более активным контактом с окружающей средой, чем первая группа. Нет такой отрешенности, но присутствует неприятие части мира, которая неприемлема ребенку. Ребенок проявляет избирательное поведение (в общении с людьми, в еде, в одежде)

Захваченность аутистическими интересами. Характеризуется образованием сверхценных пристрастий (годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать один и тот же сюжет). Взгляд таких детей направлен на лицо человека, но смотрят они «сквозь» этого человека. У таких детей вызывает удовольствие стереотипное воспроизведение отдельных впечатлений.

Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Аутизм в наиболее легкой форме. Для детей характерна повышенная ранимость, контакт с миром прекращается при малейшем ощущении препятствий. С такими детьми можно установить глазной контакт

— Синдром Аспергера. Формируется с рождения. У детей наблюдается раннее начало речевого развития, богатый словарный запас, развитое логическое мышление, не отмечается нарушений в умственном развитии. Но при этом страдает коммуникативная сторона речи: такие дети не умеют устанавливать контакт с другими людьми, не слушают их, могут беседовать сами с собой, не соблюдают в общении дистанцию, не умеют сопереживать другим людям.

— Синдром Ретта. Особенность его заключается в том, что развитие ребёнка до 1—1,5 лет протекает нормально, но потом начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Самое редкое из представленных заболеваний, встречающееся практически всегда только у девочек.

— Детский психоз. Первые проявления симптомов до 3х лет. Характеризуется нарушениями социального поведения, коммуникативными нарушениями. Присутствуют стереотипии в поведении (дети однообразно бегают по кругу, покачиваются стоя и сидя, перебирают пальцы рук, потряхивают кистями). Такие дети имеют нарушения в приеме пищи: они могут проглатывать пищу не жуя. Речь их неясная иногда может представлять собой бессвязный набор слов. Бывают периоды, когда дети застывают на месте, как куклы.

— Атипичный аутизм. Отличается от аутизма по возрастному проявлению и отсутствием одного критерия из «триады» основных нарушений.


Коррекция больных с РАС 

Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, о которых будет написано ниже, является, наряду с медикаментозной терапией, действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум. Виды коррекции РАС: 

1) Психологическая коррекция — самый распространённый и известный вид; характерен достаточно широким спектром методик, из которых наибольшее распространение и признание в мире получили программы TEACCH и ABA-терапия.

Первая программа основывается на следующих принципах:

— Особенности каждого отдельного ребёнка интерпретируются исходя из наблюдений за ним, а не из теоретических представлений;

— повышение адаптации осуществляется как путём обучения новым навыкам, так и путём приспособления уже имеющихся к окружающей среде;

— создание индивидуальной программы обучения для каждого ребёнка; использование структурированного обучения; целостный подход к интервенции.

Вторая же программа во многом опирается научение, зависящее от последствий, возникших после поведения. Последствия могут быть в виде наказания или поощрения. В данной модели необходимо выделить основные методы, такие, как процедура создания контура и подкрепления поведения, похожего на целевое; метод обучения цепочек поведения; методика обучения различение стимулов. 

2) Нейропсихологическая коррекция — данный вид включает в себя комплекс занятий, состоящих из растяжек, дыхательных, глазодвигательных, мимических и других упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы, причем сами занятия между собой заметно различаются по времени и количеству. 

3) Работа с семьей и окружением ребёнка — в первую очередь, данный вид коррекции направлен на смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи, так как зачастую родители детей с РАС так же нуждаются в помощи, включающую в себя психотерапевтическую поддержку и программы тренингов (такие программы направлены в основном на формирование чувств понимания проблемы, реальности её решения и осмысленности поведения в сложившейся семейной ситуации).

4) Психосоциальная терапия — собственно, работа с самим ребёнком по формированию когнитивных, эмоциональных и мотивационно-волевых ресурсов личности для возможности дальнейшей социальной адаптации, необходимость в которой проявляется всё ярче по мере взросления ребёнка с РАС. 

5) Логопедическая коррекция — учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС, данный вид работы с ребёнком будет неотъемлемой частью программы коррекции. Характеризуется ориентированностью на формирование словарного запаса, развитие слухового внимания, а также фонетического и речевого слуха.

6) Медикаментозная коррекция РАС. При некоторых формах аутизма необходима лекарственная помощь ребенку. Например, для улучшения концентрации внимания и усидчивости врач может назначить витамины и ноотропные лекарства, улучшающие процессы мышления и стимулирующие речевое развитие. А при высокой импульсивности, агрессии, негативизме, выраженных признаках «ухода в себя» могут помочь препараты психотропного ряда. В ряде случаев Аутизм сочетается с эпилептическими приступами. В таких случаях необходимы препараты предотвращающие приступы. Многие мамы опасаются лекарств. Но лекарства назначаются на определенный период, а не навсегда. Нежелательные явления от лекарственных препаратов бывают редко. А результат от эффекта в большинстве случаев стоит смелости родителей. В каждом случае необходимо индивидуально решать, какая нужна терапия. И врач должен быть способен доходчиво объяснить родителям все вопросы относительно лекарств.

В Детском диагностическом центре в Домодедово есть все возможности для диагностики Расстройств аутистического спектра. Такие как: осмотр детским неврологом, клиническим психологом, логопедом, проведение обследования – электроэнцефалографии и видеоЭЭГмониторинга. А также методики коррекции, такие как АВА-терапия.

Алпацкий Д.А. (главный врач, невролог ДДЦ), Литвинова Е.В. (психолог ДДЦ)

Методика прикладного анализа поведения (ABA)

Операция по удалению аденоидов — это не трагедия

Возврат к списку

запросов, состоящих из одного слова.

Еще один глагол для «разговора с самим собой»?

Задавать вопрос

спросил

Изменено 5 лет, 7 месяцев назад

Просмотрено 14 тысяч раз

Некоторые люди иногда разговаривают сами с собой. Это не обязательно означает, что они сумасшедшие или психически больные. Но, что интересно, люди не делают этого при других людях, они делают это, когда думают, что никого нет рядом, потому что разговор с самим собой считается признаком сумасшествия!

Так или иначе, на днях я шел по улице и видел, как этот парень разговаривал сам с собой; он был ….

Какой глагол нужно вставить в пропуск, чтобы обозначить разговор с самим собой?

Мне просто нравится утверждать, что я ищу «глагол», и что я знаю существительные для такого рода действия, такие существительные, как «монолог» и «монолог». И, во всяком случае, эти два примера, по-видимому, означают довольно продолжительный разговор с самим собой, как в кино и в театре, и, таким образом, они не могут быть хорошими существительными для разговора с самим собой на улице, потому что такой разговор может состоять всего из одного-единственного предложения.

  • однословные запросы
  • фразовые запросы

1

Парень просто думает вслух . — ТФД

Рис. Говорить то, что лучше оставить наедине. (Способ характеристики или представления своего мнения или мысли. Также прошедшее время.)

Сью: Да что ты говоришь? Похоже, вы кого-то ругаете.
Боб: Ой, извините. Я просто думал вслух.

Боб: А теперь сюда.
Билл: Ты хочешь, чтобы я это передвинул?
Боб: О, нет. Просто мысли вслух.

8

Ответ на ваш вопрос.

См. монолог , определенный Мерриам Вебстер как

произнести монолог: поговорить с самим собой

3

бормотание

глагол (употребляется без дополнения)
1. произносить слова невнятно или тихим голосом, часто как бы разговаривая с самим собой; ропот

Dictionary.com

1

Или просто используйте глагольные формы существительных в вашем вопросе:

Монолог — Викисловарь

(глагол) Произнести монолог.

Властные родители, в ее формулировке, чувствуя себя автономными и могущественными, дают автономию и власть своим детям; бессильные, чувствуя себя пассивными и управляемыми, в свою очередь чрезмерно контролируют своих детей, и монолог на них, вместо диалога с ними. — 1989, Оливер Сакс, Seeing Voices

4

Если человек пытается объяснить или понять что-то техническое, то он может быть резиновым уклоном

UrbDict или C2 и собственным сайтом https://rubberduckdebugging.com/

Метод отладки резиновой утки выглядит следующим образом:

  1. Выпрашивайте, одалживайте, крадите, покупайте, изготавливайте или иным образом получайте резиновую утку (разновидность ванны).

  2. Поместите резиновую утку на стол и сообщите ей, что вы собираетесь просмотреть с ее помощью какой-то код, если вы не возражаете.

  3. Объясните утке, что должен делать ваш код, а затем углубитесь в детали и объясните свой код построчно.
  4. В какой-то момент вы скажете утке, что вы делаете дальше, а затем поймете, что на самом деле это не то, чем вы занимаетесь. Утка будет спокойно сидеть, счастливая от осознания того, что она помогла вам на вашем пути.

Примечание. В крайнем случае коллега может заменить утку, однако часто предпочтительнее сообщить об ошибках утке, а не коллеге.

Авторы и права: ~Энди из lists.ethernal.org 1

Разговор с самим собой также называется частной речью — Википедия

Частная речь – это речь, обращенная к самому себе для общения, самонаведения и саморегуляции поведения.

Хотя это слышно, оно не предназначено и не направлено на других.

63 Синонимы и антонимы слова TALKATIVE

talkative

как в коммуникативная

любит поговорить или поговорить разговорчивый общительный гид провел нашу школьную группу по городу

  • общительный

  • разговорный

  • откровенный

  • словоохотливый

  • вокал

  • болтливый

  • болтливый

  • исходящий

  • словоохотливый

  • болтливый

  • разговорчивый

  • болтливость

  • артикулировать

  • беглый

  • болтливый

  • обширный

  • демонстративный

  • разговорчивый

  • экспансивный

  • бессвязный

  • экстраверт

  • сплетник

  • бойкий

  • общительный

  • подробный

  • хорошо сказано

  • общительный

  • откровенный

  • многословный

  • экстравертный

  • фонтанирующий

  • безоговорочный

  • многословный

  • сплетни

  • многословный

  • рассказывание сказок

  • ветреный

  • молчаливый

  • лаконичный

  • сдержанный

  • необщительный

  • тихий

  • застенчивый

  • сдержанный

  • молчаливый

  • тихий

  • немой

  • молчаливый

  • уклончивый

  • скрытный

  • безмолвный

  • интроверт

  • в стороне

  • мама

  • бессловесный

  • отозван

  • нелюдимый

  • глухой

  • косноязычный

  • заторможенный

  • уход на пенсию

  • замкнутый

  • автономный

Подробнее

  • молчаливый

  • лаконичный

  • сдержанный

  • необщительный

  • тихий

  • застенчивый

  • сдержанный

  • молчаливый

  • тихий

  • немой

  • молчаливый

  • уклончивый

  • скрытный

  • безмолвный

  • интроверт

  • в стороне

  • мама

  • бессловесный

  • отозван

  • нелюдимый

  • глухой

  • косноязычный

  • заторможенный

  • уход на пенсию

  • замкнутый

  • автономный

Подробнее

Выбор синонимов

Чем слово разговорчивый отличается от других подобных ему прилагательных?

Некоторые распространенные синонимы болтливого : болтливый , словоохотливый и многословный . В то время как все эти слова означают «данный говорить или говорить», разговорчивый может подразумевать готовность участвовать в разговоре или склонность получать удовольствие от разговора.

болтливый сосед

Когда болтливый более подходящий выбор, чем разговорчивый ?

В некоторых ситуациях слова болтливый и болтливый примерно эквивалентны. Однако болтливый подразумевает прозаичную, бессвязную или утомительную болтливость.

болтливый попутчики

Когда можно использовать болтливый вместо болтливый ?

Слова болтливый и болтливый являются синонимами, но различаются нюансами. В частности, болтливый предполагает способность выражать свои мысли членораздельно, бегло или бойко.

разговорчивый пресс-секретарь

Где словоохотливый может быть разумной альтернативой болтливому ?

Хотя слова говорливый и говорливый имеют много общего, говорливый предполагает свободную, легкую и бесконечную болтливость.

a volubable raconteur

Тезаурус Записи Около

разговорчивый

разговоры

разговорчивый

болтливость

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Говорящий».

Merriam-Webster.com Тезаурус , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/talkative. По состоянию на 15 февраля 2023 г.

Copy Citation

Больше от Merriam-Webster на

talkative

Нглиш: Перевод talkative для говорящих на испанском языке

больше определений и расширенный поиск — без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

лишить

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Что появилось раньше?

  • горячий прием или холодный прием ?
  • холодный прием горячий дубль

Прослушайте слово и напечатайте его. Сколько вы можете получить правильно?

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?

ИГРАТЬ

Слова в игре

  • 14 слов, вдохновленных собаками

    Лучший друг лексикографа

  • Большой список красивых и бесполезных слов, Vol. 4

    Больше слов, больше красивых, больше бесполезных

  • «Серый» и «серый»: в чем разница?

    Орфография не всегда однозначна.

  • Когда впервые были использованы слова?

    Найдите любой год, чтобы узнать

Спросите у редакторов

  • Странные множественные числа

    Один гусь, два гуся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *