Как называется наука изучающая почерк человека: Что написано пером…
Что написано пером…
Почерк может рассказать о человеке даже то, что он пытается скрыть
18 окт. 2017 Электронная версия газеты «Владивосток» №4218 (157) от 18 окт. 2017
Если милого согласно известной песне можно узнать по походке, то о внутреннем мире даже незнакомого человека способен рассказать всего лишь росчерк пера.
Наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью, называется графологией. За более чем трехвековую историю развития этой доктрины ученые скрупулезно проанализировали каждую завитушку, наклон и даже степень нажима при письме, после чего начали прямо с листа писать психологические портреты. О премудростях этой науки владивостокцам, собравшимся в муниципальной библиотеке «Бук», рассказал специалист-графолог Николай Токарик.
Пишет не рука, а мозг
– Интерес к почерку как способу расшифровки личности появился вместе с письменностью, – свое выступление Николай Токарик начал издалека. – Еще Аристотель говорил, что звуки человеческой речи разнятся настолько же, насколько и ее записи.
Известный профессор физиологии Вильям Прейер, который занимался реабилитацией людей, потерявших конечности, обнаружил, что если человека обучить писать другой рукой или даже держа перо ртом, то почерк не меняется. Тем самым Прейер вывел основной постулат графологии: пишет не рука, а мозг.
В 1934 году швейцарский психолог Макс Пулвер в своей монографии «Символизм почерка» доказал, что лист бумаги при письме превращается для каждого из нас в личное пространство. И появление каждой буквы на нем, по мнению психологов, точно отражает все три психологические сущности, предложенные Зигмундом Фрейдом для описания динамики человеческой психики.
Оценивая почерк, графологи делят все написанные буквы на три зоны. Причем если центральная часть есть у всех букв, то верхняя – только у некоторых из них (например «б» и «в»), как и нижняя («д» и «у»).
– Верхней зоне букв соответствует фрейдовское «супер-эго» («идеальное я»). Нижняя зона букв – это то, что Фрейд обозначил как «оно» (неосознанные влечения: либидо, темперамент, базисные потребности). В этой зоне психологи ищут глубинные мотивации личности. «Золотая середина» – самая важная в личности, она соответствует «эго» («я», или «душа»). Она передает информацию о балансе между двумя вышеназванными противоположными началами, подсказывая, каков у данной личности баланс между желаемым и действительным. Рассматривая все три составляющие, графолог и делает свое заключение относительно автора рукописного текста. Так что каждый крючок и завитушка позволяют специалистам читать человека, словно раскрытую книгу. И никакой мистики в этом нет.
Эхо трудного детства
– Рассмотрим почерк известного эрудита Анатолия Вассермана, – привел пример графолог. – Видите, он очень похож на детский. Между некоторыми буквами видны так называемые ложные соединения: это когда он пишет сначала одну букву, затем другую и соединяет их черточкой. Так взрослые люди не пишут. Они либо пишут совсем раздельно, либо выводят слоги целиком, без отрыва руки. У человека с детским почерком обычно идет отставание эмоционального развития от интеллектуального, он плохо ощущает эмоции других людей, зная о них лишь теоретически. А штрих в почерке дает основание предположить, что у Вассермана были психологические проблемы, возможно, в детстве. Зато маленькие петли в нижних и верхних зонах букв говорят, что у этого человека совершенно нет амбиций, он аскет и его мало интересуют материальные блага. То, что Вассерман очень умный, мы все и так знаем, а благодаря почерку выяснили, что ум у него логический, математический.
Совсем другой почерк у американской писательницы Кандиды Ройалл. Она выводила огромные петельки в нижней зоне букв, что обычно указывает на комплекс неполноценности в зоне либидо. Из-за этого комплекса Ройалл стала сниматься в порнофильмах и снимать их сама, писать колонки для взрослых журналов, а затем и целые книги. Подобные проблемы не возникают на пустом месте. Кандиду совсем маленькой бросила мать. Полученная в результате психологическая рана так и не зажила в душе женщины, до конца жизни сетовавшей на мать в различных интервью.
Такие же петельки прослеживаются и в почерке певца Фредди Меркьюри. Он, как известно, сильно комплексовал по поводу своей нетрадиционной сексуальной ориентации, и это чувство неполноценности отразилось на почерке.
Каракули злодеев и тиранов
– Графология позволила предположить, что человек, которого подозревали в совершении ряда громких убийств проституток в Лондоне в 1888 году, действительно являлся серийным убийцей по прозвищу Джек-Потрошитель, – продолжил рассказ Николай Токарик. – В тексте его «Письма из Ада», доставленном в Скотланд-Ярд, тоже прослеживаются гигантские петли в зоне либидо, чего нет ни в одном другом письме-мистификации, присланном в те же годы.
А что может поведать о человеке средняя зона букв? Об этом лектор рассказал на примере почерков двух великих антагонистов ХХ века – Сталина и Гитлера.
– С почерком фюрера все абсолютно понятно: с одной стороны, тут хорошая организация текста, что подтверждает его логический склад ума. Но при этом сам текст почти невозможно прочитать. Обычно человек пишет, чтобы передать свои мысли другим. Гитлер же писал без обратной связи, его не интересовало, как потом его каракули будут разбирать, что говорит об очень низкой эмпатии (способность к сопереживанию. – Прим. ред.). Все его мысли и теории были возведены в абсолют, без какого-либо эмоционального оттенка. Собственно, так он и действовал.
А вот со Сталиным все сложнее. У него экономичный почерк, здесь признаки неплохого ума. Также почерк очень динамичный, то есть человек умеет добиваться поставленной цели, несмотря ни на что.
При этом у обоих «вождей народов» заметен низкий уровень эмпатии и высокий уровень эгоцентризма.
Почерк властной руки
В заключение слушатели попросили графолога рассказать о почерках наших современников.
– У Владимира Путина почерк очень динамичный, быстрый, в нем много форм, которые говорят об интеллекте, но есть проблемы на уровне букв: многие как бы разорваны, то есть написаны не одним движением, а в два приема. Возможно, что это тоже отголосок детских проблем, – заметил Николай Токарик. – Почерк президента указывает на его высокий ум, но при этом низкий уровень эмоциональности, что присуще профессиональным разведчикам, для которых демонстрация эмоций – непозволительная роскошь.
Совсем другой почерк у оппозиционера Алексея Навального. С одной стороны, это уверенный в себе человек с высоким социальным интеллектом. Однако очень раздутые буквы – это признак нарциссизма (самолюбование и завышенная самооценка. – Прим. ред.). Ему очень важно выступать на людях, быть в центре внимания.
Как признался Николай Токарик, он долгое время пытался найти почерк идеального политика. И нашел! Ли Куан Ю, первый премьер-министр Сингапура, один из создателей экономического чуда этой страны. У него и почерк, и поступки были одинаково открытыми. Альтруизм и адекватное восприятие мира сделали его любимцем миллионов.
Комментарий
Владимир Барышев, клинический психолог:
– Графология – это наука, в которой, как в любой науке, есть много методик и теорий. Что не мешает ей активно развиваться. Причем в криминалистике анализ почерка используется не только для подтверждения верности подписи. Графолог-криминалист может дать заключение о психологическом портрете автора рукописного текста.
Действительно, почерк является отражением всего, что мы собой представляем, от тонуса мышечной системы до темперамента и фобий. Даже мечты человека можно прочитать в его почерке. Но для точного анализа графологу нужно не менее трех-четырех страниц с образцом почерка, иначе погрешность гипотезы может превысить 50 % – в зависимости от компетенции специалиста. Но и стопроцентной гарантии никто не даст независимо от количества текста, максимум – 95 %. И кроме образца почерка для точного анализа криминалисты запрашивают дополнительную информацию об исследуемом человеке. Важно учитывать все: от возраста и образования до национальности.
Изучить азы графологии может любой человек буквально за неделю. Специалисты же учатся годами, а затем много практикуются. Нужны и дополнительные знания, в том числе в психологии. Я бы даже сказал, что сначала нужно быть психологом, а потом уже получить дополнительное образование графолога. Ведь чтобы определить темперамент, глядя на почерк, нужно знать не только все четыре человеческих типа, но и их индивидуальные характеристики.
Поэтому интерпретация, к примеру, почерка великих лишь позволяет построить гипотезу. Для составления психологического портрета необходимы еще визуальный контакт, речь, жесты, другие особенности автора. Почерк является одним из вариантов отражения человека в окружающем пространстве, но не ключевым. Хотя при общении с глухонемыми или детьми-аутистами почерк может дать о человеке больше информации, чем все остальные коммуникации. Потому что такие люди в почерке могут проявить гораздо большую палитру своего характера.
Справка «В»
Николай Токарик прошел годичный курс обучения в Институте графоанализа Инессы Голдберг, действительного члена Израильского общества научной графологии, а также два года заочно обучался в Британской академии графологии (The British Academy of Graphology).
Автор: Вадим КОЧУГОВ
Что о вас расскажет графология
Графология – наука, изучающая связь между почерком человека и его индивидуальными особенностями. Этот термин очень часто некорректно применяют к почерковедению. В медицине «графология» применяется как элемент, который помогает диагностировать болезни головного мозга и нервной системы.
Развитие графологии началось боле трёх веков тому назад. Очень долгое время её не принимали в поток научных дисциплин. Даже в двадцатом веке графологию ставили в один ряд с хиромантией и прочими гаданиями. И лишь в восьмидесятых годах это изменилось. Эта наука быстро стала востребованной, особенно в криминалистике. Сейчас во многих европейских странах графологию используют не только в криминалистике, а и в государственных, военных, медицинских целях. Также по почерку проверяют интеллект человека, оценивают его надёжность и психоэмоциональное состояние. По изучению этой науки опубликовано несчётное количество литературы.
Кричащую поговорку «Сколько людей – столько мнений» можно легко применить и к почеркам. Ведь нет абсолютно одинаковых почерков, как, впрочем, и людей. У одних почерк ровный и аккуратный, а у других буквы скачут и не соответствуют одному размеру. И здесь нет ничего странного. Нашей рабочей рукой управляет психомоторная функция. Если говорить о психомоторике, то можно заключить, что это комплекс человеческих действий, которые контролируют сознание и зависят от возраста, строения тела, пола и других факторов. То есть, абсолютно все наши движения (и почерк в том числе) полностью отражают наш внутренний мир.
При анализировании почерка специалисты используют белый нелинованный лист бумаги, на котором испытуемый пишет пару строк.
Скупой и расчётливый человек, тщетно контролирующий свои действия, напишет текст, не разделив его абзацами, а строчки разместит слишком плотно. Также эти выводы может подтвердить отсутствие полей. Если же наоборот, поля большие и промежутки между строками широкие, то автор не слишком организованный человек, у которого бесшабашная натура.
Нормальным размером считаются буквы 4-5 миллиметров. Согласно науке графологии мелкий почерк часто бывает у людей, которым ближе технические профессии. В основном это сдержанные, часто хладнокровные и осмотрительные люди.
По стандартам каллиграфии буквы могут быть наклонены на 43-45 . Если человек сильно наклоняет буквы к строчке, можно судить, что он слишком зависим и совсем не самостоятелен. А прямые и наклоненные вправо буквы говорят об упрямстве и самостоятельности. Эти люди часто сопротивляются общеустановленым нормам.
Если буквы разного размера и часто меняют наклон – это человек с переменным настроением, совершающий неожиданные поступки. Таким людям тяжело контролировать свое поведение из-за нестойкого эмоционального состояния.
У пунктуального человека, который наделён аккуратностью, почерк ровный, каллиграфический, красивый и чёткий.
Закругленные, мягкие буковки у человека терпеливого, спокойного. С этим человеком легко договориться.
Острые буквы, которые грубо соединены, говорят о резкости, агрессии и упрямстве.
Известно, что все гении немножко рассеянны и не всегда внимательны, поэтому почерк таких людей чаще всего запутанный и трудно разбираемый.
Сила нажима написания строчек тоже говорит о многом. Например, сильный нажим у энергичных людей с оптимистичным настроем и ораторскими способностями. Слабый нажим – у безынициативных, вялых людей, с быстро утомляемой нервной системой.
Хотя многие научные сообщества считают графологию всего лишь псевдонаукой и не доверяют заключениям графологов, она продолжает с успехом применяется во многих отраслях. Открывает новые, совсем неизведанные тайны психики человека.
Научный почерк — Brain Studio
Что почерк может рассказать о человеке?
Согласно исследованию, проведенному Национальной компанией по производству ручек в США, ваш почерк может дать подсказки о 5000 различных чертах характера в зависимости от того, как вы расставляете буквы, как подписываете свое имя и даже как соединяете букву «о» и ‘s’ к другим буквам в слове. Так явно много. Образца почерка работодателю достаточно, чтобы определить, подходите ли вы для работы, даже не проходя собеседование.
В чем разница между графологией и анализом почерка?
Почерк — это выражение мыслей и идей, изложенных на бумаге (или любой поверхности для письма) в письменной форме. Графология или почерк – это изучение этого письменного выражения. Это исследование основано на концепции, согласно которой почерк является отражением психического состояния человека в данный момент.
Является ли ваш почерк наследственным?
Почерк может меняться со временем по мере изменения ваших физических и психических характеристик. Но генетическое влияние заходит так далеко. Люди, чей почерк очень похож на родительский, не передали его по наследству, а просто скопировали, может быть, даже подсознательно.
Что значит плохой почерк?
Существует огромное непонимание того, как выглядит почерк человека. То, что это выглядит грязно или плохо, не имеет большого значения. Пока почерк достаточно разборчив, эксперт по почерку сможет понять формы штрихов и расшифровать характеристики. У некоторых людей плохой почерк, но они могут обладать удивительными характеристиками, которые делают их успешными людьми.
Является ли графология настоящей наукой?
Графология – это анализ физических характеристик и моделей почерка, позволяющий идентифицировать автора, указывающий на психологическое состояние во время письма или оценивающий личностные характеристики. Обычно считается лженаукой.
Почему курсив полезен для мозга?
Польза скорописи не ограничивается письмом. Показано, что обучение письму курсивом улучшает развитие мозга в областях мышления, языка и рабочей памяти. Скорописный почерк стимулирует мозговые синапсы и синхронность между левым и правым полушариями, чего нет при печатании и наборе текста. Курсив требует, чтобы вы могли переходить от одной буквы к другой без перерыва по сравнению с печатью, когда вы поднимаете перо после каждого символа. Эта преемственность играет важную роль в росте.
Какая часть мозга отвечает за почерк?
Правое полушарие – левое полушарие
В целом левое полушарие контролирует речь, понимание, арифметику и письмо. Правое полушарие контролирует творческие способности, пространственные способности, художественные и музыкальные навыки. Но поскольку письмо обычно представляет собой комбинацию множества различных аспектов, включая визуальную обратную связь, моторику, язык и креативность, во время письма активируются многие области мозга.
Почерк: мозг, рука, глаз, ухо. Эвелин Эндер, профессор сравнительного литературоведения и французского языка в Хантер-колледже и аспирантуре Городского университета Нью-Йорка. В обширной беседе Эндер обсудила свою текущую работу над графологией, междисциплинарное исследование почерка как окна человеческого самовыражения и творчества.
С точки зрения гуманитарных наук Эндер исследует связь между тем, что предлагает искусство, и тем, что исследования в области когнитивистики выявили механизмы, лежащие в основе художественного самовыражения. Она особенно интересуется инструментами, которые люди используют для выражения своей человечности, уделяя особое внимание почерку. В мире, где письмо все чаще происходит на экране компьютера, а не с помощью проверенного и надежного метода прикладывания пера к бумаге, мы можем легко забыть, в какой степени почерк удовлетворяет, как выразился Эндер, «глубоко укоренившуюся человеческую потребность». для связи.» Более того, недавние исследования в области неврологии показывают, что сам процесс письма от руки может привести к существенным когнитивным преимуществам. Эндер указал на недавний комментарий в The Chronicle of Higher Education Марка Бауэрляйна, профессора английского языка в Эмори, который утверждал, на основе нейронных данных, что обучение письму в молодом возрасте способствует развитию навыков грамотности, предположительно путем связывания определенных движений рук с визуальное распознавание букв и слов. Эта тесная связь между человеческим восприятием и производительностью предполагает, что изучение почерка может раскрыть ключи к разгадке работы человеческого разума. Коллекция текстов, отобранных Эндером для семинара (о тактильных ощущениях, ритме и времени, структуре символов и истории стенографии), стала еще одним свидетельством растущего научного интереса к почерку.
Обсуждение Эндер своего текущего проекта под названием Графологический импульс началось с обзора довольно своеобразной истории графологии. В девятнадцатом веке во Франции был разработан метод анализа основных черт личности и характера, основанный на изучении почерка. Этот метод, пожалуй, наиболее ярко проявился в практике найма, когда работодатели требовали, чтобы графолог проанализировал написанные от руки письма-заявления. В некоторых случаях кандидаты на работу, чей почерк указывал на то, что профиль личности не подходит для желаемой профессии, исключались из рассмотрения. Поскольку никакой корреляции между почерком и высокоуровневыми чертами характера никогда не было эмпирически установлено, графология теперь считается лженаукой. Тем не менее, как утверждал Эндер, анализ почерка может дать представление о том, что значит быть человеком. Эндер предположил, что люди обладают фундаментальным стремлением физически делать надписи, каракули, каракули, наброски, наброски — всего лишь несколько ручных движений, которые мы используем, чтобы (в буквальном смысле) оставить свой след в мире. Эндер охарактеризовал этот привод как импульс , достаточно сильный, чтобы преодолеть физические ограничения. Она рассказала об известном случае с Наннетти, пациентом примитивной психиатрической больницы в Италии.
Не имея возможности пользоваться письменными принадлежностями, Наннетти чувствовал такую потребность оставить письменный след, что вырезал истории на стенах больницы не чем иным, как металлической пряжкой своей больничной униформы.
Проект Эндера организован как подробное исследование пересечения композитора Фредерика Шопена и писательницы Жорж Санд, которые творчески и лично объединились на короткий период в девятнадцатом веке. Для Эндера этот обмен мнениями между двумя новаторскими художниками подчеркивает взаимодействие между творческим мозгом и внешней средой, а искусство воспроизводит особый феноменологический опыт пребывания в мире. По словам Эндера, обмен между мозгом, телом и миром не более заметен, чем на рукописной странице. Чтобы проиллюстрировать эту идею, Эндер представил слайды из рукописного черновика одного из классических романов Санд. Замечательное изящество и плавность сценария проявились в слайдах, продемонстрировавших также сложность семантического и устного «кодирования» на примере прозы Санд. Говорят, что Сэнд подолгу писал по ночам в свободной, «расторможенной» манере. Несмотря на такую кажущуюся спонтанность, Эндер отметил, что написание сценария страница за страницей с минимальными исправлениями, в конечном итоге создание почти готового к печати произведения после примерно тридцати часов ручного труда, является исключительным умением. Чтобы так искусно переносить перо на бумагу, требуется базовое мастерство сопоставления звуковой и визуальной формы, грамматические знания, владение правописанием, ловкость рук, мелкая моторика и многие другие сложные способности. Поскольку я наслаждаюсь относительной роскошью печатать этот комментарий на своем компьютере, делая бесчисленные правки и удаления, сверяясь со встроенным тезаурусом моего текстового процессора, вырезая и вставляя по желанию, создавая резервную копию одним нажатием кнопки, я даже больше впечатлен достижением Сэнда.
Особый интерес для Эндера представляет степень, в которой качество почерка художника коррелирует с текучестью творческого опыта. Когда Санд, например, во время письма меняла ручки местами, помогало ли это освежение инструментов также освежению ее идей? А когда она писала прозу особенно лиричную, занималась ли она соответствующим ритмическим слуховым образом? Эндер предположил, что такие вопросы могут быть плодотворно решены посредством междисциплинарного обмена между гуманитарными и естественными науками. Когнитивные научные исследования, изучающие природу кросс-модальных сенсорных репрезентаций, например, между зрением и слухом, могут быть особенно информативными. Некоторые люди, известные как синестеты, испытывают устойчивые сопоставления между зрительными и слуховыми стимулами (например, определенные буквы и слова неизменно вызывают определенные цвета), и такие сопоставления рассматривались как исключительные случаи типа повседневных кросс-модальных ассоциаций, которые мы все испытываем. (например, связь между звуками речи и формами рта, которые их производят). Возможно, было бы интересно выяснить, возникают ли такие богатые восприятием репрезентации с большей вероятностью при написании фигуративного или метафорического языка, чем при простом его понимании.
Такая возможность подсказывает, как может быть реализован один важный аспект творчества, а именно способность проводить связи между, казалось бы, несопоставимыми сенсорными явлениями. Богатство ментальных образов во время художественного процесса может, например, предсказать окончательное творческое воздействие продукта.
Презентация Эндера заставила меня задуматься о том, можно ли лучше охарактеризовать почерк, а не уникальное окно в творческое мышление, как лишь одно из многих умелых, высокоавтоматизированных действий, посредством которых мы, возможно, невольно, выражаем свое творчество. Например, хотя основная цель ходьбы — доставить нас туда, куда нам нужно, нет двух людей, которые идут одним и тем же путем. Идиосинкразическая походка, которую мы принимаем, может, как и характерный результат наших ручек, многое рассказать о нашей индивидуальности. Можно также возразить, что устная речь — в отличие от письменной — требует сложной, быстрой координации нескольких частей речевого тракта для передачи намерения и значения, является еще более впечатляющим творческим подвигом (и, возможно, более фундаментальным для человека).