Как можно назвать по другому имя марина: Как можно назвать марину?
Сценарий «Право на имя»
Павлодарская область
Качирский район
СОШ № 2 им. А. Текенова
Внеклассное занятие «Право на имя»
для обучающихся 4 классов
планируемое количество:
участников 40 человек,
зрителей 40 человек.
Подготовила:
Спивакова Н.М.
ст. вожатая
2014 год
Цель:Дать представление о важности права на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении». Закрепить понятие «отчество», «тезка», «однофамилец». Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи.
Задачи: Знакомить детей с правом на имя. Знакомить с происхождением и значением имени. Познакомить с понятиями «отчество», «тезка», «однофамилец». Формировать индивидуальность. Развивать творческую активность, слуховое внимание. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имён, отчества. Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
Оборудование мягкая игрушка, свидетельство о рождении, конвенция о правах ребенка, поделки «Мое имя самое красивое» (ромашка),карточки с именем.
Ход занятия
Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко: «Добрый день! »
Давайте все возьмемся за руки и передадим частичку своего тепла и доброго настроения друг другу.
У всех хорошее настроение?
В: Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи между собой (Ответы детей)
В: Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
Дети: Имя.
В: Правильно имя. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.В Конвенции о правах ребенка статья № 7 сказано, что каждый родившийся ребенок имеет право на имя. (Зачитываю статью).
А давайте поиграем с вами в игру, где каждый назовет свое имя. .
(Дети передают мягкую игрушку по кругу и называют свои имена) .
Дети садятся на стулья
Вы дома готовили карточку со своим именем. Вы знаете что, глядя на карточку, можно сказать, как данный человек относится к своему имени и что ему о нем известно .
В. Имена имеют свои значения. Если мы обратимся к словарю, то узнаем значение нашего имени. Например, мое имя «Наталья» означает «родная», а имя «Александр» в переводе с древнего языка означает «сильный, смелый, мужественный».
В: А вы знаете,, что означают ваши имена?
Данил – «Бог мой судья»
Александр-мужественный
Федор-«Дарованный богом»
Ангелина-«Вестница,ангел»
Полина-«Солнечная»
Алексей-«Защитник»
В: Вам было дом.задание подготовить информацию о своем знаменитом тезке.( Каждый кратко рассказывает о своем именитом тезке. )
«Что тебе в нем понравилось?»,
«Хотел бы ты быть на него похожим?»
«Что у тебя общего с твоим именитым тезкой?»
В. Даже у сказочных героев есть свои имена.
1.Назовите самые распространенные имена сказочных героев.
2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)
3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).
4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).
5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).
В. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Ответы детей)
В: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Дети: по имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
В: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей)
В: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему.
Отчество присваивается по имени отца. Моего папу зовут Михаил, поэтому я Наталья Михайловна. Вы знаете, как зовут вашего папу? Подумайте и назовите своё отчество. (Дети называют отчество) .В: Ребята, а будет ли нам приятно, если нас будут называть не по имени, а придумают прозвища или будут дразнить как-нибудь? Нет, конечно? Итак, каждый человек на земле имеет ПРАВО НА ИМЯ. И у каждого из вас есть документ, подтверждающий это право – это «Свидетельство о рождении» (рассмотреть свидетельство о рождении). Однако, мы с вами засиделись.
Давайте, разыграем игру «Узнай меня»? Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: «Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас! ». Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.
В: Давайте поиграем в игру «Напиши ласковые родственные имена».
(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.
Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля и т. д.) .
В: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, и Саша мальчик. Таких людей называют «тёзками». А как вы думаете, как можно отличить людей с одинаковыми именами?
Дети: По фамилии.
В: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.
А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее? ». Будьте внимательны.
. Алеша, Иванов, Рома, Ваня.
.Юля, Олег, Вова, Андрей.
.Сережа, Руслан, Жучка, Данил.
.Маша, Таня, Мурка, Марина.
В: вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, с чем мы сегодня познакомились?
Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.
В: Кто такие тезки?
Дети: Люди с одинаковыми именами.
В: Кто такие однофамильцы?
Дети: Люди с одинаковыми фамилиями.
В: Какой документ подтверждает ваше право на имя?
Дети: Свидетельство о рождении.
Серия игр из цикла: «Право на имя»
1.
Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей.
Эти игры можно использовать на занятиях, на прогулке, в свободной деятельности
детей.
1. «Ласковое имя» (Игра с мячом.)
Цель: учить ласково называть имена сверстников; формировать положительное
отношение к сверстникам; развивать интонационные стороны речи.
Ход игры: Дети стоят или сидят в кругу. Глядя в глаза, друг другу они передают мяч и произносят имя соседа ласково.
2. «Когда я стану взрослым»
Цель: учить называть «взрослые» имена людей; развивать речь.
Ход игры: Воспитатель называет имя, а дети говорят полное имя. (Например, Таня – Татьяна). В игре можно использовать мяч.
3. «Назови полным именем»
Цель: закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве; развивать
речь.
Ход игры: Дети называют свое полное имя – Ф. И. О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т. д.) В игре можно использовать мяч.
4. «Назови по-другому»
Цель: развивать речь, мышление; учить обращаться к сверстникам, по-разному
называя его имя.
Ход игры: Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать
по-другому. Например:
Оля – Ольга, Оленька, Олюшка;
Екатерина – Катя, Катюша, Катенька;
Людмила – Люда, Людочка, Людмилка, Мила;
Елена – Лена, Леночка;
Сергей – Сережа, Сереженька;
Владимир – Вова, Вовочка, Володечка;
Яша, Яшенька – Яков;
Тема, Темочка – Артем;
Коля, Николенька, Коленька – Николай;
Настенька, Настюша – Анастасия;
Лёша, Лёшенька – Алексей;
Лёня, Лёнечка – Леонид;
Тимошка, Тимошенька – Тимофей;
Егорка, Егорушка – Егор;
Маша, Маня, Марья, Маруся — Мария
5. «Образуй отчество»
Цель: учить образовывать отчества от мужских имен; развивать речь.
Ход игры: Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич). В игре можно использовать мяч.
6. «Я знаю … » (Игра со скакалкой) .
Цель: развивать речь, мышление.
Ход игры: Ребенок прыгает через скакалку и называет имена девочек или мальчиков на каждый прыжок. Игра может проводиться в виде соревнования.
7. «Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, речь.
Ход игры: Воспитатель называет четыре слова, а дети находят лишнее и
объясняют. Почему это слово лишнее.
Настя, Таня, Миша, Люба;
Коля, Толя, Ваня, Оля;
Иван, Анатолий, Петя, Фёдор;
Иванов, Петров, Семён, Соловьёв;
Ивановна, Аркадий, Васильевна, Мироновна;
8. «Назови имена сказочных героев»
(Незнайка, Чебурашка, Золушка и т. д.) Можно предложить объяснить как
образовались эти имена.
9. «Назови одним словом»
Цель: развитие мышления, речи, памяти, умения классифицировать.
Ход игры: Воспитатель называет несколько слов, а дети говорят одним
словом.
Лена, Наташа, Оля. Света – имена девочек;
Коля, Игорь, Миша, Олег – имена мальчиков;
Иванов, Петров, Кузнецов – фамилии;
Ивановна, Сергеевна, Васильевна – отчества.
Мама, папа, брат, сестра – семья.
10. Игра «Обратись по имени»
Игровое правило: обязательно обращаться друг к другу по имени. Вот, например,
Настя. Тебе трудно застегнуть пуговицу. Обратись, пожалуйста, за помощью к
Марине. Как ты должна сказать? Как должна ответить Мария? (ответы). Или: Таня,
тебе нужен зеленый карандаш, который есть у Данилы. Как ты скажешь? Как тебе
должен ответить Данила? (ответы детей). Еще пример. Насте очень хочется поиграть
с куклой Барби, которая есть у Ксюши. Настя, как ты обратишься? Как тебе
ответит Ксюша? (ответы).
Воспитатель (по окончанию игры). Вы все молодцы! К друг другу обращались по имени, вежливо, уважительно.
11. Игра «Узнай меня»?
Ход игры:
Дети становятся в круг, а водящему Водяному завязывают глаза и сажают в
середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором:
«Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из
нас!». Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его
и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя
отгадано становится Водяным.
«Брат по песенной беде…». Марина Цветаева и Сергей Есенин
«Брат по песенной беде…». Марина Цветаева и Сергей ЕсенинО жизненных и творческих пересечениях двух гениев Серебряного века —
Марины Цветаевой и Сергея Есенина
Конец XIX – начало XX века в русской культуре представляет собой удивительный по насыщенности событиями и именами период, получивший наименование «серебряный век». Данный период насчитывает множество деятелей, оставивших миру свои произведения. Сегодня за нашими окнами стремительно бежит ритм XXI века, поменялись вкусы и нравы, но есть имена, над которыми не властно время и которые запечатлелись в памяти потомков. Среди представителей Серебряного века таковыми, несомненно, являются Марина Цветаева и Сергей Есенин. Каждый из них оставил собственную Вселенную ни на кого не похожих образов. Интересно проследить, как неоднократно пересекались их жизненные и литературные пути.
Скрещение судеб
Марина Цветаева познакомилась с Есениным в конце 1915 — начале 1916 гг. в Петрограде, когда Есенин пришел в гости к своему другу и начинающему поэту Леониду Каннегисеру, с которым была знакома и у которого как раз находилась с очередным визитом Цветаева.
Позже она неоднократно писала о «ржаном» Есенине в своих воспоминаниях, статьях, письмах. Дочь Цветаевой Ариадна Эфрон сделала запись о встрече двух поэтов во Дворце искусств 1 мая 1919 г. Сестра Марины Цветаевой, Анастасия, вспоминала свою беседу с Мариной о Есенине и ее слова о поэте: «талантлив очень». Однажды в берлинском кафе «Прагердиле», когда там была Цветаева с дочерью, мелькнул Сергей Есенин, наделавший в Германии, по его словам, «много скандала и переполоха» и увидевший там лишь «медленный, грустный закат» и людей, которые сдали душу «за ненадобностью в аренду под смердяковщину». Эта мимолетная невстреча в 1922 году Цветаевой с ним была последней.
Современники отмечали и их большое внешнее сходство. По данным ряда исследователей, через линию Изрядновых-Назаретских Есенин и Цветаева могут считаться родственниками. Серафима Романовна Изряднова, сестра гражданской жены Есенина Анны Изрядновой, была замужем за Владимиром Александровичем Назаретским, сыном шуйского уездного врача. Жили они в Иванове. Назаретские были в родстве не только с Есениным, но и с Цветаевыми. Так образовалась ниточка, хоть и дальнего, но родства, связывающая двух великих русских поэтов.
Несмотря на огромную любовь обоих поэтов к отчизне, успех их на родной земле можно назвать переменным. Эти тяжелые периоды поиска себя и места своему творчеству отразились в творчестве, добавив ноты боли и горечи, а также неприкаянного одиночества и чувства ненужности родной стране.
Не знала покоя, за исключением лишь кратковременных передышек, и бурная личная жизнь обоих. Многочисленные браки Есенина, четверо детей и неустанный поиск женского идеала, который сочетал бы в себе черты матери, музы и родственной души, способствовали созданию многих проникновенно-эмоциональных и беспощадно искренних строк его стихов. Марина Цветаева, оставив юношеские увлечения, казалось бы, нашла счастье с горячо любимым Сергеем Эфроном, подарив ему двух детей. Но советская власть, не признававшая ее оригинальный литературный язык, во многом отравила жизнь поэта и ее близких. А страшная тень НКВД, по не подтвержденным, но активно циркулирующим в разных изданиях версиям, могла лежать на уходе из жизни и Цветаевой, и Есенина.
Пересечение творческих поисков
В литературу они пришли почти одновременно и прошли общий путь длиной примерно в десять лет. Марина Цветаева на три года старше Есенина, да и пережила она его на целых 15 лет. Встречались они неоднократно, душевно и творчески дружили. Что могло быть общего у выросшей в аристократической московской семье Цветаевой, чьим отцом был основатель Музея изящных искусств, с рязанским пареньком из крестьянской семьи? Оказалось, что многое. Прежде всего, то, что не кроется лишь под общим кругом знакомых и посещаемых мест, а заложено внутри, в непознанных глубинах загадочной русской души.
Яркая и часто неожиданная метафоричность, эмоциональность, психологизм, любовь к родине, народные традиции — все это было общим для обоих поэтов и было окрашено у каждого в индивидуальные цвета восприятия мира.
Также им обоим было тесно в рамках известных литературных стилей. Цветаева не входила ни в одну литературную группировку, хотя дружила с представителями самых разных течений. Образность имажинизма поначалу привлекала Есенина, но впоследствии он, воспитанный на фольклорной традиции, постепенно все больше и больше отдалялся от имажинистов, а в 1924 году окончательно порвал с этим течением.
Интересным примером обращения к русской истории и попытки ее интерпретации в собственном стиле могут служить драматическая поэма Есенина «Пугачев» (1922) и эссе Цветаевой «Пушкин и Пугачев» (1937). Трагедийная линия центрального героя все более тесно смыкается в поэме с контекстом лирического творчества самого Есенина, его неприкаянностью и мучительными раздумьями о явных и глубинных потерях на жизненном пути, — подобно тому, как и в эссе Цветаевой в раскрытии устремлений Пугачева будут преломляться сокровенные искания и Пушкина, и — в подтексте — собственно цветаевской героини. Этот онтологический ракурс изображения исторических событий, заключающий в себе рефлексию об их несбывшихся альтернативах, станет главным предметом творческого исследования в цветаевском «Пушкине и Пугачеве», где, как и у Есенина, будут постигаться «роль и власть иррациональных стихий в судьбе человека».
Общий круг современников
Невозможно не упомянуть лиц, прошедших красной нитью по периметру творчества обоих поэтов и во многом повлиявших на выработку ими собственного стиля. А. Ахматова, А.Блок, А. Белый, В. Маяковский, Б. Пастернак — каждое имя как легенда, и с каждым из них нашим двум героям посчастливилось пересечься на своем жизненном или творческом пути.
Встреча с Блоком, состоявшаяся в Петрограде 9 марта 1915 года, многое определила в дальнейшей поэтической судьбе «рязанского парня», стихи которого — «свежие, чистые голосистые» — как отмечено в блоковском дневнике, произвели на выдающегося мастера слова яркое впечатление. Значительно позднее, на вечере крестьянских поэтов, состоявшемся в 1923 г., Есенин, вспоминая об этой встрече, подчеркивал: «Блок, к которому приходил я в Петербурге, когда начинал свои выступления со стихами в печати, для меня, для Есенина, был — и остался, покойный, — главным и старшим, наиболее дорогим и высоким, что только есть на свете». Блоковские интонации, мотивы и образы угадываются и в стихах, обращенных к родине, и в любовной лирике Есенина, и в революционно-романтических поэмах. Поэт Владимир Пяст считал, что одной из причин отхода Есенина от имажинизма было неуважение имажинистами памяти Блока. А по свидетельству С.А. Толстой-Есениной, «последние книги, которые читал Есенин в своей жизни, были два тома стихотворений Блока».
Блок, по-видимому, совсем не знал Цветаеву, хотя при его жизни вышли три книги ее стихов. Она видела его дважды во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 года, но подойти и лично познакомиться с ним не решилась. Дочь Цветаевой Ариадна Эфрон вспоминала: «Блок в жизни Марины Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила как божество от поэзии и к которому, как божеству, поклонялась. Всех остальных, ею любимых, она ощущала соратниками своими… Творчество одного лишь Блока восприняла Цветаева как высоту столь поднебесную, — не отрешенностью от жизни, а очищенностью ею — (так огнем очищаются!), что ни о какой сопричастности этой творческой высоте она, в «греховности» своей, и помыслить не смела — только коленопреклонялась». В этом смысле, считает Цветаева, он не имеет равных, кроме одного Пушкина. «Пушкин — Блок — прямая», — писала она. Много о Пушкине и его выверенном, отточенном до идеала слоге, пушкинском влиянии на Блока думал и Сергей Есенин.
Если говорить о ярчайших представителях женской поэзии Серебряного века, то имена Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, несомненно, встанут рядом. Цветаева и Ахматова испытывали друг к другу интерес, но со стороны Марины Ивановны он был явно сильнее. Цветаева полюбила стихи Ахматовой еще в 1912 году, прочитав сборник «Вечер», посвящала ей стихи (цикл «К Ахматовой» 1916 года), забрасывала ее эмоциональными посланиями, а та отвечала сдержанно. Зимой 1916 года она ездила в Петербург с надеждой застать там Ахматову и познакомиться с нею, но Ахматова в это время хворала, жила в Царском селе. И Марина Ивановна читала петербуржцам свои стихи, читала так, «как если бы в комнате была Ахматова, одна Ахматова». Встретятся они только в 1941 году в Москве, доживающей, дотягивающей последние предвоенные дни…
В декабре 1915 года в Царском Селе состоялось знакомство Есенина с Анной Ахматовой. Накануне назначенного свидания Есенин очень волновался, т.к. «странно и страшно, именно страшно, увидеть женщину-поэта, которая в печати отрыла сокровенное своей души». «Немного застенчивый, беленький, кудрявый, голубоглазый и донельзя наивный…» — таким, по воспоминаниям Ахматовой, увидела она его впервые. Совсем другим — духовно зрелым, много испытавшим предстал он перед ней почти 10 лет спустя, когда с группой ленинградских имажинистов случайно оказался у нее в гостях. Впечатления об этой важной для обоих встрече Ахматова подробно передала в своих воспоминаниях незадолго до смерти: «Его пытались учить жить и работать. И это звучало так, как будто было только два пути… а он явно искал свой путь — третий…» Через год Ахматова написала стихотворение «Так просто можно жизнь покинуть эту…», вначале адресованное расстрелянному Гумилеву. Но узнав о трагической гибели Есенина, она посвятила эти стихи его памяти, собственноручно вписав их в альбом С.А. Толстой-Есениной.
С большой симпатией относился к Есенину и Андрей Белый, отмечавший его «громадный и душистый талант». В своих мемуарах он вспоминал: «Мне очень дорог тот образ Есенина, как он вырисовался передо мной… Это — необычайная чуткость и повышенная деликатность. Так он был повернут ко мне, писателю другой школы, другого возраста… Таким я видел его в 1916 году, таким я с ним встретился в 18-19 годах, таким, заболевшим, я видел его в 1921 году и таким был наш последний разговор до его трагической кончины… Меня всегда поражала эта чисто человеческая нота». Знакомство Андрея Белого с Есениным состоялось в начале 1917 г. в Царском Селе. Отмечая, что многим обязан А. Белому «в смысле формы», Есенин подчеркивал, что признанный мэтр символизма имел на него и «громадное личное влияние». Творческое влияние выразилось в поэтизации таинственных бытийных начал, их «несказанности» и «невыразимости», в мотивах мистического предчувствия грядущих духовных перемен, в интересе к христианской символике и жажде нового мифотворчества, в романтическом двоемирии. Белому Есенин посвятил поэму «Пришествие». В письме от 28 августа 1917 г. Белый, говоря о сборнике «Скифы», замечал: «Марфа-Посадница» порадовала особенно». «Поблагодарите от меня Есенина за поэму, очень понравилась», — писал Белый, прочитав «Пришествие».
Творчеством Андрея Белого Цветаева восхищалась с юных лет. У них состоялись мимолетные общения — в голодной послереволюционной Москве, встреча в Берлине летом 1922 года. «Пленный дух» (1934) — самая вдохновенная и светлая проза в цветаевском творчестве. Так написать о Белом до сих пор не удалось никому. Здесь ярко описана личность пленительно-жестокой Аси Тургеневой, невенчанной жены Белого, любовь к которой разбила его жизнь. Кстати, Марина Цветаева в данном вопросе явно полемизирует с В. Ходасевичем, утверждавшим, что самой сильной любовью Андрея Белого была жена Блока. А над всем и всеми — голос Белого, его исповеди, жалобы, радости, негодования — исповедь пленного духа. Цветаева видела поэта считанное число раз, но сумела почувствовать и передать в небольшом произведении основные черты его личности и творчества.
В сложных, полемических, но одновременно и плодотворных для литературного процесса отношениях находился Есенин с поэтами-футуристами, прежде всего — со своим главным оппонентом в поэзии Владимиром Маяковским. Их отношения, в которых на самом деле было гораздо больше взаимного интереса и здорового соперничества, чем непримиримой вражды, изучены достаточно глубоко. Маяковский не раз говорил, что из всех имажинистов в истории останется один Есенин. Есенин же выделял Маяковского из ЛЕФовцев и завидовал его «политической хватке». И в то же время Есенин утверждал, что не хочет делить Россию с такими, как Маяковский, на что последний остроумно отвечал: «Возьмите её себе. Ешьте её с хлебом». А также советовал Есенину бросить «Орешиных и Клычковых», которые, по убеждению Маяковского, являлись не самостоятельными творцами, а только «глиной на ногах» поэта.
Маяковский нигде не пишет о творчестве Цветаевой. Уже в семидесятые годы в ответ на вопрос, как Маяковский относился к Цветаевой, Л.Ю. Брик совершенно определенно ответила, что творчество Цветаевой прошло мимо Маяковского и его близких, что оно не было замечено. Цветаева отлично это понимала и прощала, что и выразила после его смерти формулой: «Враг ты мой родной!» Цветаева пишет посмертный реквием Маяковскому из семи частей. В последней части разворачивается диалог Есенина и Маяковского, встретившихся «по ту сторону дней»: « — Здорово, Сережа! // — Здорово, Володя! // — Умаялся? — Малость. // — По общим? — По личным. // — Стрелялось? — Привычно. // — Горелось? — Отлично». Маяковский спрашивает о Блоке, Сологубе, Гумилеве. Взаимные упреки поэтов звучат не всерьез; смысл не в них. Весь смысл в том, что, оказывается — ничего на земле не изменилось: «Все то же, Сережа! — Все то же, Володя! Родители — родят, вредители — точут, издатели — водят, писатели — строчут». Значит, и там, за гробом, поэты, так же как и на земле, ангелы и мученики, в аду или в раю — неважно.
Отношения Есенина с Борисом Пастернаком были сложными, он не принимал стихи своего старшего современника, что не мешало периодическим личным сближениям. Пастернак вспоминал: «То, обливаясь слезами, мы клялись друг другу в верности, то завязывали драки до крови, и нас силою разнимали и растаскивали посторонние». Но если Есенин был очень скромного мнения о дарованиях Пастернака, то последний признавал рязанского поэта соперником Маяковского «на арене народной революции и в сердцах людей.
Марину Цветаеву же с Пастернаком связал «эпистолярный роман», продлившийся целых 13 лет. Реальная их встреча произошла в 1935 году, когда страстные порывы молодости уже миновали. Именно к Пастернаку обратилась Цветаева с просьбой прислать материалы о Есенине сразу после его гибели в «Англетере». Ей нужны были фактические данные, а внутреннюю суть поэзии Есенина она почувствовала уже давно: «…час, день недели, число, название гостиницы, по возможности — номер. С вокзала — прямо в гостиницу? Подтвердите. По каким улицам с вокзала — в гостиницу? (Вид и название.) Я Петербурга не знаю, мне нужно знать. Еще: год рождения, по возможности — число и месяц. Были, наверное, подробные некрологи. — Короткую биографию: главные этапы. Знала его в самом начале войны, с Клюевым. — Рязанской губ<ернии>? Или какой? Словом, все, что знаете и не знаете. Внутреннюю линию — всю знаю, каждый жест — до последнего. И все возгласы, вслух и внутри. Все знаю, кроме достоверности. Поэма не должна быть в воздухе». Но поэма в итоге не была написана. 1 июля 1926 года Цветаева писала Пастернаку, что она не смогла «взять тему» Есенина. Но на память остались удивительные по эмоциональной точности и емкости строки:
И не жалость: мало жил,
И не горечь: мало дал.
Много жил — кто в наши жил
Дни: всё дал, — кто песню дал.
Также летом 1926 года, в период нахождения Марины Цветаевой вместе с мужем Сергеем Эфроном в эмиграции, в Париже вышел первый выпуск журнал русского зарубежья «Версты». Одним из инициаторов создания журнала являлся Эфрон. Всего вышло три номера. В первом были опубликованы четыре стихотворения Есенина, перепечатанные из «Нового мира». А в последнем номере, вышедшем в 1928 году, Эфрон затрагивает тему «самоубийственной замены крестьянской базы – интеллигентской» Сергеем Есениным, что в итоге и привело, как считает Эфрон, к трагедии в «Англетере».
Заключение
До конца жизни образ и судьба «ржаного» Есенина не переставали волновать Марину Цветаеву. Может быть, потому, что она предчувствовала тот же трагический конец? Не случайно знавшие их люди говорили об их удивительном внешнем сходстве — свидетельстве родства душ. Поэтесса Нина Берберова в книге «Курсив мой» вспоминает, как после рассказа ее мужа, видного поэта «серебряного века» и русского зарубежья Владислава Ходасевича, об удивительном сходстве внешнего облика двух поэтов, увидела сон, «как оба они, совершенно одинаковые, висят в своих петлях и качаются». Далее она пишет: «С тех пор я не могу не видеть этой страшной параллели в смерти обоих — внешней параллели, конечно, совпадения образа их конца».
О причинах гибели Есенина Цветаева писала следующее: «Есенин погиб, потому что не свой, чужой заказ (времени — обществу) принял за свой (времени — поэту), один из заказов — за весь заказ. Есенин погиб, потому что другим позволил знать за себя, забыл, что он сам — провод: самый прямой провод!».
Размышляя о поэтической судьбе Есенина, Марина Цветаева сумела достойно ответить всем, кто упрекал поэта в «несродности» исторической эпохе, в приверженности минувшему: «Гений дает имя эпохе, настолько он – она…».
Использованная литература
- Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М.: Эллис Лак, 1999. — 816 с.
- Белкина М. Скрещение судеб. М.: Издательство «Рудомино», 1992. — 544 с.
- Шубникова-Гусева Н.И. «Объединяет звуком русской песни…»: Есенин и мировая литература. М.: ИМЛИ РАН, 2012. — 528 с.
- Цветаева М. Из очерка «Нездешний вечер» // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. Т. 1: Воспоминания / Вступ. ст., сост., коммент. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М.: Инкон, 1993. — с. 105–107.
- Воробьёв В. Сергей Есенин и Марина Цветаева: из биографических разысканий // Современное есениноведение. 2007. № 7. – с. 81–84.
- Воронова О.Е. С. Есенин и поэты «Серебряного века» // Воронова О.Е. Духовный путь Есенина: религиозно-философские и эстетические искания. – Рязань, 1997. — с. 208–216.
- В. Енишерлов. Три года // Огонек. 1985. № 40. — с. 19–21.
- Есенин С.А. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т. 6. Письма / Сост., подготовка текста и коммент. В.А. Вдовина. М.: Художественная литература, 1980. — 509 с.
О проекте
Организатор проекта:
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский государственный музей С.А. Есенина»
Директор — Светлана Николаевна Шетракова
Над проектом работали:
Подготовка материалов — Елена Силаева
Техническая реализация — Георгий Баранов
«Если история несправедлива, поэт обязан пойти против нее». Что Марина Цветаева говорила о войне, мире и любви век назад
Интервью после смерти, беседа с человеком через 80 лет после его самоубийства — возможно ли это? Представьте — да! Ибо Марина Цветаева не просто наша современница — она всю жизнь, каждым часом своим, вела и ведет своеобразный диалог с будущим — разговор с нами — внуками своими и даже правнуками. «К вам, живущим через 100 лет…» — подобных обращений в ее стихах, прозе, в записных книжках и сводных тетрадях великое множество. А кроме того, ее записи и письма не только поражают откровенностью, обнаженностью мысли, но касаются тех проблем, которые будут волновать человека вечно: любви, предательства, чести, непреклонности таланта. Да и сами записи — это, по сути, вопросы и ответы великого русского поэта!
Этот «разговор» постоянного автора «Родины» Вячеслава Недошивина с поэтом (а вернее — беседа, составленная с точностью до буквы из фраз, мыслей и мнений поэта) был напечатан 20 лет назад в «Российской газете».
К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой редакция сочла уместным вспомнить это в высшей степени удивительное интервью.
Заповеди
— Марина Ивановна, когда-то Вы написали: «Дорогие правнуки, читатели через 100 лет! Говорю с Вами, как с живыми…» Выходит, верили в свою будущую славу?
— Я не знаю женщины, талантливее себя. Смело могу сказать, что могла бы писать, как Пушкин. Мое отношение к славе? В детстве — особенно в 11 лет — я была вся честолюбие. «Второй Пушкин» или «первый поэт-женщина» — вот чего я заслуживаю и, может быть, дождусь при жизни. Меньшего не надо.
— Гений сжигает человека дотла. Это известно. Но гений — женщина? Ведь есть же семья, дети, быт? Как это совместить? И совместимо ли это?
— Пока не научитесь все устранять, шагать напролом. .. пока не научитесь абсолютному эгоизму в отстаивании права на писание — большой работы не дадите.
— «Прочитав» Вашу жизнь, я заметил: Вы плакали наедине, на людях же — вечно смеялись над своими бедами. Даже на могиле хотели написать: «Уже не смеется…» А над чем, по-вашему, смеяться нельзя?
— Слушай и помни: всякий, кто смеется над бедой другого, дурак или негодяй… Когда человек попадает впросак — это не смешно; когда человеку подставляют ножку, когда человек теряет штаны — это не смешно; когда человека бьют по лицу — это подло.
— Да-да, это Вы говорили дочери, когда она впервые увидела клоунов в цирке. А что вообще можно назвать Вашими — «цветаевскими» заповедями?
— Никогда не лейте зря воды, потому что в эту секунду из-за отсутствия этой капли погибает в пустыне человек. Не бросайте хлеба, ибо есть трущобы, где умирают. Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают. Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно — сознания. Моя заповедь: преследуемый всегда прав, как и убиваемый. Делать другому боль, нет, тысячу раз, лучше терпеть самой. Я не победитель. Я сама у себя под судом, мой суд строже вашего, я себя не люблю, не щажу.
— Отсюда Ваш аскетизм? Простые прочные платья, крепкие башмаки, а не ажурные чулки и модные туфельки? Или — из-за вечной бедности, из-за денег?
— В мире физическом я очень нетребовательна, в мире духовном — нетерпима! Я бы никогда, знаете, не стала красить губ. Некрасиво? Нет, очаровательно. Просто каждый встречный дурак на улице может подумать, я это — для него… Мне совсем не стыдно быть плохо одетой и бесконечно-стыдно — в новом! Не могу — со спокойной совестью — ни рано ложиться, ни поздно лежать, ни досыта есть… А деньги? Да плевать. Я их чувствую только, когда их нет.
— Ныне Вас бы не поняли. Но, может, в этом и есть сила избранности?
— Сила человека часто заключается в том, чего он не может сделать, а не в том, что может. Мое «не могу» — главная мощь. Значит, есть что-то во мне, что вопреки всем моим хотениям все-таки не хочет. Говорю об исконном «не могу», о смертном, о том, ради которого даешь себя на части рвать…
— Даже если рядом все легко поступают иначе? То есть — «могут»?..
— Не могу, даже если мир вокруг делает так. Утверждаю: «не могу», а не «не хочу» создает героев!
Родители Иван и Мария Цветаевы. 1903 год.
Начало
— А помните первый стих, написанный в 5 лет? «Ты лети мой конь ретивый Чрез моря и чрез луга И, потряхивая гривой, Отнеси меня туда…» Вы еще говорили, как смеялись все, когда Ваша мать, не без иронии, спросила: куда «туда», ну, куда?..
— Смеялись: мать (торжествующе: не выйдет из меня поэта), отец (добродушно) и даже младшая сестра. А я, красная, как пион, оглушенная в висках кровью, сквозь закипающие слезы — сначала молчу, а потом — ору: «Туда, туда — далёко!..»
— Не знали, не знали еще слова «вечность». .. А, кстати, о чем с юности больше всего мечталось?
— Моя мечта: монастырский сад, библиотека, старое вино из погреба и какой-нибудь семидесятилетний «из прежних», который приходил бы по вечерам слушать, что я написала, и сказать, как меня любит. Я хотела, чтобы меня любил старик, многих любивший… Этого старика я жду с 14 лет.
За роялем. 1908 год.
— И с 14-ти, после смерти матери, забросили музыку. Почему?
— Скульптор зависит от глины. Художник от красок. Музыкант от струн, — нет струн, кончено с музыкой. У ваятеля, художника, музыканта может остановиться рука. У поэта — только сердце.
— Судя по семи томам сочинений, сердце у Вас оказалось необъятным?!
— Стихи сами ищут меня, и в таком изобилии, что прямо не знаю — что писать, что бросать. Можно к столу не присесть — и вдруг — все четверостишие готово, во время выжимки последней в стирке рубашки… А иногда пишу так: с правой стороны страницы одни стихи, с левой — другие, рука перелетает с одного места на другое, летает по странице: не забыть! уловить! удержать!. .
«Стихи сами ищут меня…»
— С детства любили «превозможение», так, кажется, назвали это?
— Да. Опасные переходы, скалы, горы, 30-ти верстные прогулки. Чтобы все устали, а я нет! Чтобы все боялись, а я перепрыгнула! И чтобы все жаловались, а я бежала! Приключение! Авантюру! Чем труднее — тем лучше!
— А что вообще любили в жизни? И любили ли ее — жизнь?
— Как таковой жизни я не люблю, для меня она начинает значить, обретать смысл и вес — только преображенная, т.е. — в искусстве… Любимые вещи: музыка, природа, стихи, одиночество. Любила простые и пустые места, которые никому не нравятся. Люблю физику, ее загадочные законы притяжения и отталкивания, похожие на любовь и ненависть. Люблю все большое, ничего маленького. И кошек, а не котят… Зверь тем лучше человека, что никогда не вульгарен. И, чем больше узнаю людей — тем больше люблю деревья! Я ведь тоже дерево… льну к вечному. А потом меня срубят и сожгут, и я буду огонь. ..
Встреча
— Еще девочкой Вы поняли: «Когда жарко в груди, в самой грудной ямке и никому не говоришь, это — любовь»? Вот и скажите: у великих и любовь — великая?
— Думаете, великие должны быть «счастливы в любви»? Ровно наоборот. Их меньше всех любят. Мне нужно понимание. Для меня это — любовь.
— А что значит для женщины — любить?
— Всё! Женщина играет во всё, кроме любви. Мужчина — наоборот. В любви главная роль принадлежит женщине, она вас выбирает, вы — ведомые!
Первый сборник стихов, изданный на собственные деньги.
— Ну, Марина Ивановна, оставьте хотя бы иллюзию…
— Ну, если вам доставляет удовольствие жить ложью и верить уловкам тех женщин, которые, потакая вам, притворствуют, — живите самообманом!
— А что для вас, для женщин, главное в мужчинах?
— Слышали ли вы когда-нибудь, как мужчины — даже лучшие — произносят два слова: «Она некрасива». Не разочарование: обманутость — обокраденность. Точно так же женщины произносят: «Он не герой…»
— Не герой, значит заранее — виноват?
— Прав в любви тот, кто более виноват. Одинаково трудно любить героя и негероя. Героизм — это противоестественность. Любить соперницу, спать с прокаженным. Христос — проповедник героизма!..
— Но Сергею, мужу Вашему, когда Вы встретились, было семнадцать, и он был — просто красив. Вы даже замерли?..
— Я обмерла! Ну можно ли быть таким прекрасным? Взглянешь — стыдно ходить по земле! Это была моя точная мысль, я помню. Если бы вы знали, какой это пламенный, глубокий юноша! Одарен, умен, благороден…
— Но, простите, через годы, Вы признались: «Личная жизнь не удалась»?
— Это надо понять. Думаю — 30-летний опыт достаточен. Причин несколько. Главная в том, что я — я. Вторая: слишком ранний брак с слишком молодым. Он меня по-своему любит, но — не выносит, как я — его. В каких-то основных линиях: духовности, бескорыстности мы сходимся, но ни в воспитании, ни в жизненном темпе — всё врозь! Главное же различие — его общительность и общественность и моя (волчья) уединенность. Он без газеты не может, я — в доме, где главное газета — жить не могу.
— Но Вы же не бросили его даже после его ареста в СССР. Или это Ваше — никого не бросать первой?
— Люблю до последней возможности. Все женщины делятся на идущих на содержание и берущих на содержание. Я принадлежу к последним. Не получить жемчуга, поужинать на счет мужчины и в итоге — топтать ногами — а купить часы с цепочкой, накормить и в итоге — быть топтаной ногами. Я не любовная героиня. Я по чести — герой труда: тетрадочного, семейного, материнского, пешего. Мои ноги герои, и руки герои, и сердце и голова…
В кругу семьи. 1925 год.
Революция
— Революция отняла у Вас всё: дом, дочь, умершую от голода, состояние, оставленное матерью. Но помните Ваши слова в 1907-м, когда Вы сами звали пожар восстания, в том числе и на свой дом? Помните: «Неужели эти стекла…»?
— …Неужели эти стекла не зазвенят под камнями? С каким восторгом следила бы, как горит наш милый старый дом! Только бы началось. ..
— Вы звали к восстанию. Но вот революция случилась, и что же? Не такую ждали, не тех звали?
— Главное с первой секунды Революции понять: всё пропало! Тогда — всё легко. У меня были чудесные друзья среди коммунистов. Ненавижу — поняла — вот кого: толстую руку с обручальным кольцом и кошелку в ней, шелковую — клёш (нарочно!) юбку на жирном животе, манеру что-то высасывать в зубах, презрение к моим серебряным браслетам (золотых-то видно нет!). Мещанство! Во мне уязвлена, окровавлена самая сильная моя страсть: справедливость. Сколь восхитительна проповедь равенства из княжеских уст — столь омерзительна из дворницких.
— Ответ на все времена! Помните, еще мама говорила Вам: «Когда дворник придет у тебя играть ногами на рояле, тогда это — социализм!» Да, верно, есть два миропонимания, два слоя людей…
— Две расы. Божественная и скотская. Первые всегда слышат музыку, вторые — никогда. Первые друзья, вторые — враги. У меня ничего нет, кроме ненависти всех хозяев жизни: за то, что я не как они.
— Как Вы выжили в те годы! Голод, холод, иней в углах квартиры. Вор, забравшийся к Вам, не только не взял ничего — сам предложил денег. И главное — душевное одиночество. Иосиф Бродский (он родится через год после Вашей смерти), назвал Вас первым поэтом ХХ века. И он же про Вас сказал: «Чем лучше поэт, тем страшнее его одиночество». Это — так?
— Одинок всю жизнь! У всех вас есть: служба, огород, выставки, союз писателей, вы живете и вне вашей души, а для меня это — боль от всего! Нет друзей, но это в быту, душевно — просто ничего. Я действительно — вне сословия, вне ранга. За царем — цари, за нищим — нищие, за мной — пустота…
С Сергеем Эфроном. Москва. 1912 год.
Любовь
— Вас спасала любовь. Даже в годы разлуки с мужем Вы писали стихи о ней. И какие! Но ведь посвящены они были отнюдь не мужу?
— Слушайте внимательно: мне мало писать стихи! Мне надо что-нибудь — кого-нибудь — любить — в каждый час дня и ночи. Одна звезда для меня не затмевает другой! Зачем тогда Богу было бы создавать их полное небо! Человечески любить мы можем иногда десятерых, любовно — много — двух. Нечеловечески — всегда одного…
— Но Вы «дорисовывали» любимых, украшали в воображении. Забавно, но ведь даже очки не носили, чтобы не менять сложившегося представления о человеке?
— Что я любила в людях? Их наружность. Остальное — подгоняла. Житейские подробности, вся жизненная дробь, мне в любви непереносна, мне стыдно за нее, точно я позвала человека в неубранную комнату. Когда я без человека, он во мне целей — и цельней. Я всех и каждого сужу по себе, каждому влагаю в уста — свои речи, в грудь — свои чувства. Поэтому — все у меня в первую минуту: добры, великодушны, щедры, бессонны и безумны.
Стихи Александру Блоку.
— «Через любовь — в душу человека»?.. Тоже ведь — Ваши слова!
— Подходила ли хоть одна женщина к мужчине без привкуса о любви? Часто, сидя первый раз с человеком, безумная мысль: «А что если поцелую?» Эротическое помешательство? Нет. Стена, о которую билась! Запомните, чтобы люди друг друга понимали, надо, чтобы они шли или лежали рядом. ..
— Но ведь разочарования для Вас всегда были горестней очарований…
— По полной чести самые лучшие, самые тонкие, самые нежные так теряют в близкой любви, так упрощаются, грубеют, уподобляются один другому, что — руки опускаются, не узнаешь: вы ли? В любви в пять секунд узнаешь человека, он — слишком явен! Здесь я предпочитаю ложь. Я не хочу, чтобы душа, которой я любовалась, которую я чтила, вдруг исчезла в птичьем щебете, в кошачьей зевоте тигра… В воинах мне мешает война, в моряках — море, в священниках — Бог, в любовниках — любовь. Любя другого, презираю себя, будучи любимой другим — презираю его. У каждого на дне души живет странное чувство презрения к тому, кто слишком любит нас. (Некое «если ты так любишь меня, сам ты не Бог весть что!»). Может, потому, что каждый знает себе цену…
— Но Вы написали в стихах: «Я тебя отвоюю…» Выходит, Тютчев прав: любовь — поединок? А если так, то что тогда — победа?
— Первая победа женщины над мужчиной — рассказ о его любви к другой. А окончательная победа — рассказ этой другой о любви к нему. Тайное стало явным, ваша любовь — моя. И пока этого нет, нельзя спать спокойно…
— Смешно… А что тогда — измена?
— Измены нет. Женщины любят ведь не мужчин, а Любовь. Потому никогда не изменяют. Измены нет, пока ее не назовут «изменой». «Муж» и «любовник» — вздор. Тайная жизнь — и явная. Тайная — что может быть слаще?..
— У Вас было много любви. Но я действительно расхохотался, когда всех любовников своих Вы назвали потом «стручками», а одного — вообще «кочерыжкой». А если серьезно: Ваши разочарования это — завышенные требования или, как написал один — просто страх перед Вами. Скажите, Вас боялись?
— Боялись. Слишком 1-й сорт. Не возьмешь за подбородок! Боялись острого языка, «мужского ума», моей правды, силы и, кажется, больше всего — бесстрашия. У меня было имя, была внешность и, наконец, был дар — и всё это вместе взятое — не принесло мне и тысячной доли той любви, которая достигается одной наивной женской улыбкой. Я остаюсь одна. Это всегда одна и та же история. Меня оставляют. Без слова, без «до свиданья». И вот я, смертельно раненая — не способна понять — за что, почему? Что же я все-таки тебе сделала??? — «Ты не такая, как другие». — «Но ведь именно за это и…» — «Да, но когда это так долго». Хорошенькое «долго» — вариант от трех дней до трех месяцев…
— А как случилось, что в эмиграции Вы встретили самую большую любовь?
— Как случилось? О, как это случается?! Я рванулась, другой ответил. «Связь»? Не знаю. От руки до губ, где ж предел?.. Я скажу вам тайну. Я — стихийное существо: саламандра или ундина, душа таким дается через любовь. Как поэту — мне не нужен никто. Как существу стихийному, нужна воля другого ко мне — лучшей…
— Вы посвятили этой любви две поэмы. О ней знали все. Вы даже ушли из дома. Но ведь семья, взрослая дочь, ползучие сплетни русской колонии?..
— Есть чувства настолько серьезные, что не боятся кривотолков. Семья. Да, скучно, да, сердце не бьется. Но мне был дан ужасный дар — совести: неможения чужого страдания. Может быть (дура я была!) они без меня были бы счастливы! Но кто бы меня — тогда убедил?! Я была уверена (они уверили!), что без меня умрут. А теперь я для них — ноша, Божье наказание. Все они хотят действовать, «строить жизнь». Им нужно другое, чем то, что я могу дать.
— Может, Париж виноват? Чуждое всем вам, всей семье, окружение?
— Париж ни при чем — то же было и в Москве. Не могу быть счастливой на чужих костях. Я дожила до сорока, и у меня не было человека, который бы меня любил больше всего на свете. Почему? У всех есть. Я не нужна. Мой огонь никому не нужен, на нем каши не сваришь.
С сыном. 1932 год.
Эмиграция— Семнадцать лет чужбины! Невероятно! Скучали ли по родине в Праге, в Париже?
— Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть её — может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, — тот потеряет ее вместе с жизнью.
— «Мы плохо живем, — писали Вы из Парижа, — и конских котлет уже нет. Мясо и яйца не едим никогда. От истощения у меня вылезла половина брови». И, несмотря на это, Вы каждое утро обливались водой, варили кофе и, порой полдня, искали одно нужное слово. Писали стихи. Вернувшись в Россию, ни единого не напишете…
— Когда меня спрашивают: «Почему вы не пишете стихов?» — я задыхаюсь от негодования. Какие стихи? Я всю жизнь писала от избытка чувств. Сейчас у меня избыток каких чувств? Обиды. Горечи. Одиночества. Страха. В какую тетрадь — писать такие? А главное, всё это случилось со мной — веселой, живой, любящей, доверчивой (даже сейчас). За что? Разве я — живу? Что я видела от жизни, кроме помоев и помоек. Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи — те самые серебряные сердечные дребезги…
— «Здесь я невозможна, в СССР не нужна», — сказали в эмиграции. Из-за стихов «невозможна» или — из-за характера? Из гордости дара, таланта или, извините, — из-за гордыни?
— Гордыня? Согласна. В нищете и заплеванности чувство священное. Если что-нибудь меня держало на поверхности этой лужи — то только она. Менять города, комнаты, укладываться, устраиваться, кипятить чай на спиртовке, разливать этот чай гостям. С меня достаточно — одного дерева в окне. Париж? Я его изжила. Сколько горя, обид я в нем перенесла. Ненавижу пошлость капиталистической жизни. Но не в Россию же ехать? Мне хочется за предел всего этого. На какой-нибудь остров Пасхи…
— Да, помню, Вы даже мечтали оказаться в тюрьме…
— Согласна на два года одиночного заключения (детей разберут «добрые люди» — сволочи — Сережа прокормится). Была бы спокойна. С двором, где смогу ходить, с папиросами. В течение двух лет обязуюсь написать прекрасную вещь. А стихов! (И каких)!
— Скажите, занося ногу на сходни, чтобы плыть в СССР, Вы ведь знали: дочь — уже «коммунистка», муж, «астральный юнкер», — уже давно чекист, «наводчик-вербовщик» Лубянки? Вы всё это знали! И Вы… поехали?
— Но выбора не было: нельзя бросать человека в беде, я с этим родилась.
— Поразительно! И ведь Вы, в век соблазнительных идей, ослепивших мир, ни разу не солгали словом. Единственная! Это всё — Ваше «не могу», то, которое и создает героев?
— За мое перо дорого бы дали, если бы оно согласилось обслуживать какую-нибудь одну идею, а не правду: всю правду. Нет, голубчик, ни с теми, ни с этими, ни с третьими, ни с сотыми, а зато… А зато — всё. А зато в мире сейчас — может быть — три поэта и один из них — я.
Судьба
— Накануне Вашего возвращения Сталин наградил орденами 172 писателя. Даже молодых совсем — Симонова и Алигер. Всех, кроме Ахматовой, Пастернака, Платонова и даже Булгакова, которого, пишут, чтил…
— Абсурд! Награда за стихи из рук чиновников! А судьи — кто? Поэт-орденоносец! Какой абсурд! У поэта есть только имя и судьба. Судьба и имя…
— Но Вас не приняли не только чиновники — не приняли писатели. Общения с Вами испугались даже братья-поэты. Ни родных — муж, дочь и сестра в тюрьме, ни угла своего — ничего. ..
— Да, когда была там, у меня хоть в мечтах была родина. Разумнее не давать таким разрешения на въезд. Москва меня не вмещает. Это мой город, но я его — ненавижу. В бывшем Румянцевском музее три наших библиотеки: деда, матери и отца. Мы — Москву — задарили. А она меня вышвыривает: извергает. И кто она такая, чтобы передо мной гордиться? Я дала Москве то, что я в ней родилась… Я имею право на нее в порядке русского поэта… Меня жалеют чужие. Это — хуже всего, я от малейшего доброго слова — интонации — заливаюсь слезами, как скала водой водопада… Меня — все меньше и меньше. Остается только мое основное — «нет».
— Поэт, сказали Вы, должен быть на стороне жертв, а не палачей. Но Вы добавили: «И если история несправедлива, поэт обязан пойти против нее». Против истории? Но возможно ли это?
— Эпоха не против меня, я против нее. Я ненавижу свой век из отвращения к политике, которую за редчайшими исключениями считаю грязью. Ненавижу век организованных масс. И в ваш воздух, машинный, авиационный, я тоже не хочу… Но если есть Страшный суд слова — на нем я чиста…
— Вы безумно смелый человек. Таких и в истории России — единицы!
— Считают мужественной. Хотя я не знаю человека робче. Боюсь всего. Глаз, черноты, шага, а больше всего — себя. Никто не видит, не знает, что я год уже ищу глазами — крюк. Год примеряю смерть. Я не хочу умереть. Я хочу не быть. Надо обладать высочайшим умением жить, но еще большим умением — умереть! Героизм души — жить, героизм тела — умереть…
Заявление, написанное за пять дней до гибели.
Смерть
— Мне совестно, что я жива. Мои друзья о жизни рассказывают, как моряки о далеких странах. Из этого заключаю, что не живу. Когда болят зубы, хочется одного: чтобы это кончилось. Полное безразличие ко всему и вся. Отсюда до смерти — крошечный шаг. То же безразличие у меня — всеобщее, окончательное. Значит всё это: солнце, работа, близкие — само по себе ничего не стоит и зависит только от меня. Меня жизнь — добила. Раньше умела писать стихи, теперь разучилась. Затравленный зверь. Исхода не вижу.
— За 10 минут до смерти Вы написали: «Не похороните живой! Проверьте хорошенько!» Последние слова, которые доверили бумаге. А за три дня до смерти сказали: «Человеку, в общем-то, нужно не так уж много, всего клочок…»
— …Всего клочок твердой земли, чтобы поставить ногу и удержаться. Только клочок твердой земли, за который можно зацепиться…
Одна из последних фотографий Марины Цветаевой.
— Не зацепились!.. Знаете, я долго не мог понять одной Вашей фразы: «Дать можно только богатому и помочь только сильному»… Странные слова. Я раньше думал, что это неизжитое до конца ницшеанство: слабые и неудачники должны погибнуть — в этом, дескать, любовь к человечеству. Но теперь понял: слова эти — о беззащитности, о неизбывной беззащитности гения. Мы не дали, мы — не помогли. А значит — виноваты, что Вы не удержались, не — зацепились…
— Не горюйте. Я ведь знаю, как меня будут любить через 100 лет! Я та песня, из которой слова не выкинешь, та пряжа, из которой нитки не вытянешь. Будет час — сама расплету, расплещу, распущу. Это будет час рождения в другую жизнь…
— И — последний вопрос. А если всё начать сначала, что Вы, Марина Ивановна, пожелали бы себе? Себе, стране?
— Себе — отдельной комнаты и письменного стола. России — того, что она хочет…
34 Синонимы слова МАРИНА | Тезаурус Мерриам-Вебстер
существительное
Сохранить словоакватория, где хранятся частные лодки (например, яхты)
- Большинство местных жителей пришвартовали свои лодки к пристани .
- Basin,
- Dock,
- Moroge,
- Mooring
- Анкоридж,
- Harbour,
- Harborage,
- Haven,
- Порт
- Arm, 7
- BAYLE 71010710111010101010101010101010101010111011101011101011107.
- Cove,
- Creek
- [в основном британцы],
- ,
- устья,
- Firth,
- Fjord
- (также Fiord),
- Gulf,
- Inled,
- ,
- ,
- Inled,
- ,
- ,
- Inled,
- ,
- ,
- ,
- .0010
- lagoon,
- loch
- [Scottish],
- lough
- [chiefly Irish],
- narrow,
- roads,
- roadstead
- canal,
- channel,
- sound,
- пролив
- контейнерный порт,
- порт приписки,
- морской порт
Опубликуйте больше слов для марины в Facebook Поделитесь другими словами для марины в Твиттере
Путешественник во времени для пристани
Первое известное использование
пристани было в 1924 годуДругие слова того же года
Тезаурус Записи рядом с
маринамаркграфы
Марина
маринад
Посмотреть больше записей поблизостиПроцитируйте эту запись
«Марина». Merriam-Webster.com Тезаурус , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/marina. По состоянию на 13 октября 2022 г.
Стиль: MLA
Merriam-Webster.com Thesaurus, Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/marina. По состоянию на 13 октября 2022 г.»> MLA Merriam-Webster.com Тезаурус, с.в. «марина», по состоянию на 13 октября 2022 г., https://www.merriam-webster.com/thesaurus/marina.»>Chicago Тезаурус Merriam-Webster.com. Получено 13 октября 2022 г. с https://www.merriam-webster.com/thesaurus/marina»>APA. Merriam-Webster.com Thesaurus, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/marina. По состоянию на 13.10.2022.»> Merriam-Webster
Еще от Merriam-Webster о марине
Нглиш: Перевод марина для говорящих на испанском языке
Britannica. com: Энциклопедическая статья о марине
СЛОВО ДНЯ
благопристойный
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Проверьте свой словарный запас
Большая британская викторина по словарному запасу
- Названный в честь сэра Роберта Пиля, как называется британская полиция?
- Пилхеды Берти
- Робби Бобби
Проверьте свой словарный запас с помощью нашей викторины из 10 вопросов!
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Ежедневное задание для любителей кроссвордов.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Слова в игре
«Дундерхед» и другие «приятные» способы сказать «глупый»
На примере некоторых очень умных щенков
10 слов из географических названий
Бикини, бурбон и бадминтон заняли первые места
«Гордость»: слово, которое превратилось из порока в силу
Вы гордитесь Прайдом?
Когда впервые были использованы слова?
Найдите любой год, чтобы узнать
Спросите у редакторов
Буквально
Как использовать слово, которое (буквально) приводит некоторых людей в. ..
«Все интенсивные цели» или «Все намерения и цели»?
Мы намерены разобраться
Лэй против лжи
Редактор Эмили Брюстер разъясняет разницу.
горячий беспорядок
«Публика в беспорядке»
Игра слов
Мегавикторина «Назови эту вещь»: Vol. 2
Проверьте свой визуальный словарный запас!
Пройди тест
Любимые новые слова в словаре
Расширьте свой словарный запас с помощью этих новых слов. ..
пройти тест
Насколько силен ваш словарный запас?
Проверьте свой словарный запас с помощью нашей викторины из 10 вопросов!
Пройди тест
Орфографическая викторина
Сможете ли вы превзойти прошлых победителей национального конкурса Spelli…
Примите участие в викторине
Марина синонимы, антонимы марина — FreeThesaurus.com
Также найдено в: Словарь, Юридический, Энциклопедия, Википедия.
Графический тезаурус 🔍
- Существительное
Причудливая дока для небольших яхт и кабину крейсеров
Связанные слова
- Docking Fanciet
- Dockage
- Dock
на основе на основе wardnet -clipart Clipage
. © 2003-2012 Принстонский университет, Farlex Inc.
Ссылки в архиве периодических изданий ?
Говоря о запуске, Фади Хазим, помощник операционного менеджера Jannah Marina Bay Suites, сказал: «Мы хотим расширить наш клиентский опыт, постоянно внедряя инновации в кулинарии с открытием Feta, ресторана с превосходной кухней, современными интерьерами, панорамными видами.
Jannah Marina Bay Suites открывает ресторан средиземноморской кухни
Цитируя членов семьи, Абдул Латиф, начальник полицейского участка Дханмонди, сказал, что Марина и Шоеб расстались несколько месяцев назад, но она вместе со своей дочерью все еще живет в доме своих родителей. Невестка Фероза Рашида застрелена дома Марсьяль Амаро III и Висенте Суасо-младший среди других важных гостей.
Марина открывает центральное офисное здание, празднует 45-летие
Ожидается, что сделка, в которую входит Conwy Marina, будет завершена в ближайшие три месяца и даст объединенному бизнесу 11 причалов, 4000 причалов и 150 сотрудников.
Набережная Северного Уэльса, часть крупной сделки с пристанью для яхт — с инвестициями, которые будут вложены в площадку; Conwy является частью нового предприятия, которое создаст один из крупнейших в Великобритании национальных прибрежных портов. из крупнейших морских фирм Великобритании.
На горизонте слияние с фирмой по производству марин
В соответствии с условиями сделки D-Marin Dubai будет предоставлять услуги по управлению маринами для пристаней Al Seef, Marasi и Jaddaf Waterfront, а также предоставлять технические консультации по проектам Meraas в порту де Ла-Мер и гавань Дубая.
D-Marin Dubai начинает управление причалами Аль-Сиф, Мараси и Джаддаф
Недавно созданная компания будет предоставлять услуги по управлению причалами для пристаней Аль-Сиф, Мараси и Джаддаф, а также техническое консультирование проектов Meraas в Порт-де-Ла. Мер, прибрежное направление в средиземноморском стиле, и гавань Дубая, единственный центр яхтенного сообщества на Ближнем Востоке.
Компания D-Marin Dubai начинает управлять тремя пристанями для яхт
Строительство пристани для яхт Айя-Напы расширяет возможности нашего морского туризма, одновременно улучшая туристический продукт страны, внося решающий вклад в привлечение качественного туризма в течение всего года и улучшая сезонность.
КИПР: Айя-Напа Марина — «настоящая жемчужина» Восточного Средиземноморья , Филиппины Национальное бюро расследований (НБР) предъявило обвинения 12 лицам, предположительно причастным к утечке 2411 конфиденциальных ценных бумаг, которые пропали без вести из Управления морской промышленности (Марина) и были проданы за 15 000 песо каждый, в еще одном случае документы просачиваются в учебные центры, охотящиеся на начинающих моряков.
NBI подает в суд на 12 человек из-за утечки документов Марины
Полиция сообщила, что Марина, студентка колледжа из колонии Касба, встретилась со своим двоюродным братом и невестой Салманом в Карачи, где они вместе сделали селфи.
Помолвленная пара убита за совместное селфи в Карачи
По данным полиции, женщина по имени Марина, студентка колледжа из колонии Касба, встретилась со своим двоюродным братом и женихом Салманом в Карачи, и они вместе сделали селфи.
Помолвленные двоюродные братья убиты за совместное селфи
Чтобы превратить Филиппины в крупную морскую державу, Управление морской индустрии (Марина) в настоящее время завершает работу над приоритетными программами и проектами в рамках 10-летней Программы развития морской индустрии (MIDP) — основного компонента повестки дня Марины, состоящей из 14 пунктов. на 2018 год.
Марина завершает 10-летнюю дорожную карту морской индустрии
МАНАМА: Durrat Marina, береговая застройка стоимостью 1,5 миллиарда долларов, вчера объявила о завершении и передаче жилых единиц в рамках проекта Marina Residence 1.
Durrat Marina передает роскошные апартаменты
— ONE°15 Marina Nirup Island увеличит число пристаней ONE°15 во всем мире до восьми —
SUTL заключает второй контракт на управление маринами в водах Индонезии
Браузер тезауруса ?
- ▲
- Марианна Крейг Мур
- Марианна Мур
- Марикопа
- Мари Энн Шарлотта Корде д’Армон
- Мари Шарлотта Кармайкл Стоупс
- Marie Curie
- Marie Dolores Eliza Rosanna Gilbert
- Marie Goeppert Mayer
- Marie Grosholtz
- Marie Henri Beyle
- Marie Jean Antoine Nicolas Caritat
- Marie Jeanne Becu
- Marie Joseph Paul Yves Roch Gilbert du Motier
- Marie Louise Elisabeth Vigee-Lebrun
- Marie Stopes
- Marie Tussaud
- Mariehamn
- Болезнь Marie-Strumpell
- бархатцы
- марихуана
- marijuana
- marijuana cigarette
- Marilyn Horne
- Marilyn Monroe
- marimba
- marina
- marinade
- marinara
- marinate
- Marine
- marine animal
- marine archaeology
- marine archeology
- Marine Corps
- Разведывательная деятельность корпуса морской пехоты
- Морское существо
- Морской инженер
- Морской клей
- Морская игуана
- marine law
- marine mine
- marine museum
- marine mussel
- marine turtle
- mariner
- mariner’s compass
- Marines
- Marini
- Marino
- Mario Vargas Llosa
- marionette
- ▼
Полный браузер ?
- ▲
- Марин Лютер
- Марин Лютер
- Марин Лютер
- Тепловой индекс морского рынка
- Марин Мерсенн
- Марин Мерсеннус
- Морской муниципальный водный округ
- Маринский музей современного искусства
- Гильдия искусств Марин Игла
- Марин Клуб родителей мультипликаторов
- Морская коалиция мира и справедливости
- Марин Преда
- Начальная и средняя школа Марин
- Республиканские женщины Марин, Федерация
- Маринская школа искусств и технологий
- Школа искусств Марин
- Старший координационный совет Марин
- Марин Стоянов Дринов
- Молодежный симфонический оркестр Марин
- Морское телекоммуникационное агентство
- Театральная труппа Марин
- Марин Теодор Таффье
- Объединенная ассоциация налогоплательщиков Марин
- Женская футбольная лига Марин
- Марин, Иван
- Марин Иван Никитович
- Марин, Джон
- Марин, Санна Мирелла
- Округ по борьбе с комарами и переносчиками болезней Марин/Сонома
- Зона борьбы с сорняками Марин/Сонома
- Марина
- Марина (имя)
- Марина Академик Десятиборье
- Марина Алексеевна Ладынина
- Марина и бриллианты
- Финансовый центр Марина Бэй
- Районный совет Марина Бэй
- Марина Бэй Сэндс
- Комплексный курорт Марина Бэй Сэндс
- Марина Кала деи Медичи
- Марина Административный центр
- Водный район побережья Марины
- Марина Цветаева
- Марина де Герра-дель-Перу
- Марина дель Рей
- Марина Дель Рей Рыболовы
- Библиотека филиала Марина Дель Рей
- Marina Del Rey Outrigger Canoe Club
- Марина Горка
- Марина Ивановна Цветаева
- Марина Ивановна Цветаева
- Марина Кондратьева
- Марина Ладынина
- Раскова Марина Михайловна
- Марина Милитаре
- Марина Милитаре Итальяна
- Марина Мнишек
- Муниципальный аэропорт Марина
- Юридическая ответственность операторов марины
- Марина Освальд
- Марина Освальд
- ▼
Марина — значение, происхождение и популярность имени ребенка
Марина — значение, происхождение и популярность имени ребенка | NameberryMenuНайдите сейчас свой тип Arrow RightAboutQuiz
HeartMa-REEN-a
Latin
«from the sea»
Marina Происхождение и значение
Имя Марина — это имя девушки латинского происхождения, означающее «из моря».
Это красивое имя, рожденное в море, было использовано Шекспиром для драматического эффекта в его пьесе Перикл для добродетельной принцессы, которая говорит, что ее зовут «Марина, потому что я родилась в море».
Марина была эпитетом Венеры, и было несколько святых с таким именем. Он использовался в Великобритании еще в четырнадцатом веке.
Хотя в 1994 году Марина достигла 219-го места, она никогда не чувствовала себя модной, как двоюродные сестры Мелисса и Марисса. Сейчас он очень популярен в Испании.
Известная нынешняя носительница — Марина Абрамович, широко известная нью-йоркская сербская перформансистка. А актер Мэтт ЛеБлан выбрал имя для своей дочери Марина Перл.
#
718
in the US
Marina Rank in US Top 1000
Marina Popularity
- 718US2021
- 324Nameberry2022
- 611England2021
- 236Germany2016
- 39Spain2021
- 182Switzerland2021
- 198Poland2020
- 11Estonia2021
20 имен, похожих на Марина
Эти 20 имен были выбраны нашими пользователями, которые искали другие имена, такие как Марина.
- HeartSerenaChevron — Right
- HeartNinaChevron — Right
- HeartHelenaChevron — Right
- HeartDianaChevron — Right
- HeartSabrinaChevron — Right
- HeartDelphineChevron — Right
- HeartValentinaChevron — Right
- HeartCatalinaChevron — Right org/ListItem»> HeartJasmineChevron — Right
- HeartLuciaChevron — Right
- HeartIreneChevron — Right
- HeartMaiaChevron — Right
- HeartMiraChevron — Right
- HeartMirandaChevron — Right
- HeartFrancescaChevron — Right
- HeartMilenaChevron — Right
- HeartZeldaChevron — Right org/ListItem»> HeartMarnieChevron — Right
- HeartNadiaChevron — Right
- HeartAvalonChevron — Right
Lists containing Marina
- Spanish Baby NamesChevron — Right
- Испанские детские именаChevron — Right
- Шикарные детские именаChevron — Right
- Великолепные альтернативы GeorgiaChevron — Right
- Имена, чтобы заменить JosephineChevron — справа
- Шекспир детские имена — справа
- Золотые имена — правый
- женские имена девочек — справа
- .
- Pisces Baby NamesChevron — Right
- March Baby NamesChevron — Right
- Самые быстрорастущие имена на NameberryChevron — Right
- Детские имена из мыльной оперыChevron — Право
- Имена фей и эльфовChevron — Право
- Природные имена для младенцевChevron — Право
- Детские имена русалокChevron — Право
- Beach Baby NamesChevron — Право
- Право
- The Best Three Syllable Имена девочек ИменаChevron — Right
- Имена святых для девочекChevron — Right
- Подтверждение имен для девочекChevron — Right
- Русские имена для девочек Chevron — Right
- Names That Mean WaterChevron — Right
- Spanish Baby NamesChevron — Right
- Sparkling Summer Baby NamesChevron — Right
- Names That Mean OceanChevron — Right
- Anime Girl NamesChevron — Right
- Anime NamesChevron — Right
- Fish NamesChevron — Right
Известные люди по имени Марина
- МаринаПринцесса Греции и Дании, герцогиня Кентская, жена британского принца Джорджа
- Марина Петровна ГолицынаПринцесса России; правнучка царя Николая I
- Marina AbramovićSerbian,American performance artist
- Marina Teresa SquerciatiAmerican Actress
- Marina Lambrini DiamandisWelsh singer of Marina and the Diamonds
- Marina Vyacheslavovna AnissinaFrench,Russian Olympic ice dancer
- Marina ErakovicNew Zealand tennis player
- Marina GinestaCatalan Communist militant during the Гражданская война в Испании
- Марина Энн Ханцис Имя при рождении американской актрисы Саши Грей
- Марина ИноуэЯпонская актриса озвучивания
- Marina Evelyn KeeganAmerican essayist
- Marina SirtisBritish,American actress
- Marina Ivanovna TsvetaevaRussian poet
- Marina TucakovicSerbian songwriter
- Marina ViskovicSerbian singer
- Marina ZivkovicSerbian singer
- Marina NeryBrazilian model
- Marina Torlonia dei Principi di CivitellaCesi, Italian, Американская бабушка актрисы Брук Шилдс
- Марина Луиза Буковски, дочь писателя Чарльза Буковски
- Марина Виктория Александра Огилвиддочь британской принцессы Александры достопочтенной.