Как можно назвать по другому имя марина: Как можно назвать марину?

Как можно назвать по другому имя марина: Как можно назвать марину?

Содержание

Сценарий «Право на имя»

 

 

Павлодарская область

Качирский район

СОШ № 2 им. А. Текенова

 

 

 

 

Внеклассное занятие «Право на имя»

 

 

 

 

для обучающихся 4 классов

планируемое количество:

участников 40 человек,

зрителей 40 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Спивакова Н.М.

 

ст. вожатая

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

 

 

 

Цель:Дать представление о важности права на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении». Закрепить понятие  «отчество», «тезка», «однофамилец». Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи: Знакомить детей с правом на имя. Знакомить с происхождением и значением имени. Познакомить с понятиями «отчество», «тезка», «однофамилец». Формировать индивидуальность. Развивать творческую активность, слуховое внимание. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имён, отчества. Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Оборудование мягкая игрушка, свидетельство о рождении, конвенция о правах ребенка, поделки «Мое имя самое красивое» (ромашка),карточки с именем.

 Ход занятия

 Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко: «Добрый день! »

Давайте все возьмемся за руки и передадим частичку своего тепла и доброго настроения друг другу.

 У всех хорошее настроение?

 В: Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи между собой (Ответы детей)

 В: Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

 Нас не было – оно было,

 Нас не будет – оно будет,

 Никто ни у кого его не видел,

 А у всех оно есть.

 И у мамы есть, и у папы есть,

 У дочки есть, у внучки есть,

 Чтобы его узнать,

 Надо вслух назвать.

 Дети: Имя.

  В: Правильно имя. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.В Конвенции о правах ребенка статья № 7 сказано, что каждый родившийся ребенок имеет право на имя. (Зачитываю статью).

 А давайте поиграем с вами в игру, где каждый назовет свое имя. .

 (Дети передают мягкую игрушку по кругу и называют свои имена) .

  Дети садятся на стулья

 Вы  дома готовили карточку со своим именем. Вы знаете что, глядя на карточку, можно сказать, как данный человек относится к своему имени и что ему о нем известно .

В. Имена имеют свои значения. Если мы обратимся к словарю, то узнаем значение нашего имени. Например, мое имя «Наталья» означает «родная», а имя «Александр» в переводе с древнего языка означает «сильный, смелый, мужественный».

 В: А вы знаете,, что означают ваши имена?                                  

Данил – «Бог мой судья»

 Александр-мужественный

 Федор-«Дарованный богом»

 Ангелина-«Вестница,ангел»

 Полина-«Солнечная»

 Алексей-«Защитник»

 

 

В: Вам было дом.задание подготовить информацию о своем знаменитом тезке.( Каждый кратко рассказывает о своем именитом тезке. )

 «Что тебе в нем понравилось?»,

«Хотел бы ты быть на него похожим?»

 «Что у тебя общего с твоим именитым тезкой?»

В. Даже у сказочных героев есть свои имена.

 1.Назовите самые распространенные имена сказочных героев.

2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)

3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).

В. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Ответы детей)

 В: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Дети: по имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

 В: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей)

 В: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему.

Отчество присваивается по имени отца. Моего папу зовут Михаил, поэтому я Наталья Михайловна. Вы знаете, как зовут вашего папу? Подумайте и назовите своё отчество. (Дети называют отчество) .

 В: Ребята, а будет ли нам приятно, если нас будут называть не по имени, а придумают прозвища или будут дразнить как-нибудь? Нет, конечно? Итак, каждый человек на земле имеет ПРАВО НА ИМЯ. И у каждого из вас есть документ, подтверждающий это право – это «Свидетельство о рождении» (рассмотреть свидетельство о рождении). Однако, мы с вами засиделись.

 Давайте, разыграем игру «Узнай меня»? Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: «Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас! ». Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.

  В: Давайте поиграем в игру «Напиши  ласковые родственные имена».

 (Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.

 Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля и т. д.) .

 В: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, и Саша мальчик. Таких людей называют «тёзками». А как вы думаете, как можно отличить людей с одинаковыми именами?

 Дети: По фамилии.

 В: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее? ». Будьте внимательны.

. Алеша, Иванов, Рома, Ваня.

.Юля, Олег, Вова, Андрей.

.Сережа, Руслан, Жучка, Данил.

.Маша, Таня, Мурка, Марина.

В: вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

 Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.

 В: Кто такие тезки?

 Дети: Люди с одинаковыми именами.

В: Кто такие однофамильцы?

Дети: Люди с одинаковыми фамилиями.

 В: Какой документ подтверждает ваше право на имя?

 Дети: Свидетельство о рождении.

 

Серия игр из цикла: «Право на имя»

 

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. 

2. Имя ребенку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. 
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей. 

Эти игры можно использовать на занятиях, на прогулке, в свободной деятельности детей.
 
1. «Ласковое имя» (Игра с мячом.) 
Цель: учить ласково называть имена сверстников; формировать положительное отношение к сверстникам; развивать интонационные стороны речи.  

 Ход игры: Дети стоят или сидят в кругу. Глядя в глаза, друг другу они передают мяч и произносят имя соседа ласково. 

2. «Когда я стану взрослым»
Цель: учить называть «взрослые» имена людей; развивать речь. 

 Ход игры: Воспитатель называет имя, а дети говорят полное имя. (Например, Таня – Татьяна). В игре можно использовать мяч. 

3. «Назови полным именем»
Цель: закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве; развивать речь. 

 Ход игры: Дети называют свое полное имя – Ф. И. О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т. д.) В игре можно использовать мяч. 

4. «Назови по-другому»
Цель: развивать речь, мышление; учить обращаться к сверстникам, по-разному называя его имя. 

 Ход игры: Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно сказать по-другому. Например: 
Оля – Ольга, Оленька, Олюшка;
Екатерина – Катя, Катюша, Катенька;
Людмила – Люда, Людочка, Людмилка, Мила;
Елена – Лена, Леночка;
Сергей – Сережа, Сереженька;
Владимир – Вова, Вовочка, Володечка;

Яша, Яшенька – Яков;
Тема, Темочка – Артем;
Коля, Николенька, Коленька – Николай;
 Настенька, Настюша – Анастасия;
Лёша, Лёшенька – Алексей;
Лёня, Лёнечка – Леонид;
Тимошка, Тимошенька – Тимофей;
Егорка, Егорушка – Егор;

Ваня, Ванечка, Ванюшка – Иван;
Маша, Маня, Марья, Маруся — Мария

5.  «Образуй отчество»
Цель: учить образовывать отчества от мужских имен; развивать речь. 

 Ход игры: Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич). В игре можно использовать мяч. 

6. «Я знаю … » (Игра со скакалкой) .
Цель: развивать речь, мышление. 

 Ход игры: Ребенок прыгает через скакалку и называет имена девочек или мальчиков на каждый прыжок. Игра может проводиться в виде соревнования. 

7. «Четвертый лишний» 
Цель: развивать внимание, речь. 

 Ход игры: Воспитатель называет четыре слова, а дети находят лишнее и объясняют. Почему это слово лишнее. 
Настя, Таня, Миша, Люба;
Коля, Толя, Ваня, Оля;
Иван, Анатолий, Петя, Фёдор;
Иванов, Петров, Семён, Соловьёв;
Ивановна, Аркадий, Васильевна, Мироновна;

8. «Назови имена сказочных героев»
(Незнайка, Чебурашка, Золушка и т. д.) Можно предложить объяснить как образовались эти имена. 

9.  «Назови одним словом»
Цель: развитие мышления, речи, памяти, умения классифицировать. 

 Ход игры: Воспитатель называет несколько слов, а дети говорят одним словом. 
Лена, Наташа, Оля. Света – имена девочек;
Коля, Игорь, Миша, Олег – имена мальчиков;
Иванов, Петров, Кузнецов – фамилии;
Ивановна, Сергеевна, Васильевна – отчества. 
Мама, папа, брат, сестра – семья.

10. Игра «Обратись по имени»
Игровое правило: обязательно обращаться друг к другу по имени. Вот, например, Настя. Тебе трудно застегнуть пуговицу. Обратись, пожалуйста, за помощью к Марине. Как ты должна сказать? Как должна ответить Мария? (ответы). Или: Таня, тебе нужен зеленый карандаш, который есть у Данилы. Как ты скажешь? Как тебе должен ответить Данила? (ответы детей). Еще пример. Насте очень хочется поиграть с куклой Барби, которая есть у Ксюши. Настя, как ты обратишься? Как тебе ответит Ксюша? (ответы).

Воспитатель (по окончанию игры). Вы все молодцы! К друг другу обращались по имени, вежливо, уважительно.

11. Игра «Узнай меня»
Ход игры: 
Дети становятся в круг, а водящему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас!». Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.

 

«Брат по песенной беде…». Марина Цветаева и Сергей Есенин

«Брат по песенной беде…». Марина Цветаева и Сергей Есенин

О жизненных и творческих пересечениях двух гениев Серебряного века —
Марины Цветаевой и Сергея Есенина

Конец XIX – начало XX века в русской культуре представляет собой удивительный по насыщенности событиями и именами период, получивший наименование «серебряный век». Данный период насчитывает множество деятелей, оставивших миру свои произведения. Сегодня за нашими окнами стремительно бежит ритм XXI века, поменялись вкусы и нравы, но есть имена, над которыми не властно время и которые запечатлелись в памяти потомков. Среди представителей Серебряного века таковыми, несомненно, являются Марина Цветаева и Сергей Есенин. Каждый из них оставил собственную Вселенную ни на кого не похожих образов. Интересно проследить, как неоднократно пересекались их жизненные и литературные пути.

Скрещение судеб

Марина Цветаева познакомилась с Есениным в конце 1915 — начале 1916 гг. в Петрограде, когда Есенин пришел в гости к своему другу и начинающему поэту Леониду Каннегисеру, с которым была знакома и у которого как раз находилась с очередным визитом Цветаева.

Позже она неоднократно писала о «ржаном» Есенине в своих воспоминаниях, статьях, письмах. Дочь Цветаевой Ариадна Эфрон сделала запись о встрече двух поэтов во Дворце искусств 1 мая 1919 г. Сестра Марины Цветаевой, Анастасия, вспоминала свою беседу с Мариной о Есенине и ее слова о поэте: «талантлив очень». Однажды в берлинском кафе «Прагердиле», когда там была Цветаева с дочерью, мелькнул Сергей Есенин, наделавший в Германии, по его словам, «много скандала и переполоха» и увидевший там лишь «медленный, грустный закат» и людей, которые сдали душу «за ненадобностью в аренду под смердяковщину». Эта мимолетная невстреча в 1922 году Цветаевой с ним была последней.

Современники отмечали и их большое внешнее сходство. По данным ряда исследователей, через линию Изрядновых-Назаретских Есенин и Цветаева могут считаться родственниками. Серафима Романовна Изряднова, сестра гражданской жены Есенина Анны Изрядновой, была замужем за Владимиром Александровичем Назаретским, сыном шуйского уездного врача. Жили они в Иванове. Назаретские были в родстве не только с Есениным, но и с Цветаевыми. Так образовалась ниточка, хоть и дальнего, но родства, связывающая двух великих русских поэтов.

Несмотря на огромную любовь обоих поэтов к отчизне, успех их на родной земле можно назвать переменным. Эти тяжелые периоды поиска себя и места своему творчеству отразились в творчестве, добавив ноты боли и горечи, а также неприкаянного одиночества и чувства ненужности родной стране.

Не знала покоя, за исключением лишь кратковременных передышек, и бурная личная жизнь обоих. Многочисленные браки Есенина, четверо детей и неустанный поиск женского идеала, который сочетал бы в себе черты матери, музы и родственной души, способствовали созданию многих проникновенно-эмоциональных и беспощадно искренних строк его стихов. Марина Цветаева, оставив юношеские увлечения, казалось бы, нашла счастье с горячо любимым Сергеем Эфроном, подарив ему двух детей. Но советская власть, не признававшая ее оригинальный литературный язык, во многом отравила жизнь поэта и ее близких. А страшная тень НКВД, по не подтвержденным, но активно циркулирующим в разных изданиях версиям, могла лежать на уходе из жизни и Цветаевой, и Есенина.

Пересечение творческих поисков

В литературу они пришли почти одновременно и прошли общий путь длиной примерно в десять лет. Марина Цветаева на три года старше Есенина, да и пережила она его на целых 15 лет. Встречались они неоднократно, душевно и творчески дружили. Что могло быть общего у выросшей в аристократической московской семье Цветаевой, чьим отцом был основатель Музея изящных искусств, с рязанским пареньком из крестьянской семьи? Оказалось, что многое. Прежде всего, то, что не кроется лишь под общим кругом знакомых и посещаемых мест, а заложено внутри, в непознанных глубинах загадочной русской души.

Яркая и часто неожиданная метафоричность, эмоциональность, психологизм, любовь к родине, народные традиции — все это было общим для обоих поэтов и было окрашено у каждого в индивидуальные цвета восприятия мира.

Также им обоим было тесно в рамках известных литературных стилей. Цветаева не входила ни в одну литературную группировку, хотя дружила с представителями самых разных течений. Образность имажинизма поначалу привлекала Есенина, но впоследствии он, воспитанный на фольклорной традиции, постепенно все больше и больше отдалялся от имажинистов, а в 1924 году окончательно порвал с этим течением.

Интересным примером обращения к русской истории и попытки ее интерпретации в собственном стиле могут служить драматическая поэма Есенина «Пугачев» (1922) и эссе Цветаевой «Пушкин и Пугачев» (1937). Трагедийная линия центрального героя все более тесно смыкается в поэме с контекстом лирического творчества самого Есенина, его неприкаянностью и мучительными раздумьями о явных и глубинных потерях на жизненном пути, — подобно тому, как и в эссе Цветаевой в раскрытии устремлений Пугачева будут преломляться сокровенные искания и Пушкина, и — в подтексте — собственно цветаевской героини. Этот онтологический ракурс изображения исторических событий, заключающий в себе рефлексию об их несбывшихся альтернативах, станет главным предметом творческого исследования в цветаевском «Пушкине и Пугачеве», где, как и у Есенина, будут постигаться «роль и власть иррациональных стихий в судьбе человека».

Общий круг современников

Невозможно не упомянуть лиц, прошедших красной нитью по периметру творчества обоих поэтов и во многом повлиявших на выработку ими собственного стиля. А. Ахматова, А.Блок, А. Белый, В. Маяковский, Б. Пастернак — каждое имя как легенда, и с каждым из них нашим двум героям посчастливилось пересечься на своем жизненном или творческом пути.

Встреча с Блоком, состоявшаяся в Петрограде 9 марта 1915 года, многое определила в дальнейшей поэтической судьбе «рязанского парня», стихи которого — «свежие, чистые голосистые» — как отмечено в блоковском дневнике, произвели на выдающегося мастера слова яркое впечатление. Значительно позднее, на вечере крестьянских поэтов, состоявшемся в 1923 г., Есенин, вспоминая об этой встрече, подчеркивал: «Блок, к которому приходил я в Петербурге, когда начинал свои выступления со стихами в печати, для меня, для Есенина, был — и остался, покойный, — главным и старшим, наиболее дорогим и высоким, что только есть на свете». Блоковские интонации, мотивы и образы угадываются и в стихах, обращенных к родине, и в любовной лирике Есенина, и в революционно-романтических поэмах. Поэт Владимир Пяст считал, что одной из причин отхода Есенина от имажинизма было неуважение имажинистами памяти Блока. А по свидетельству С.А. Толстой-Есениной, «последние книги, которые читал Есенин в своей жизни, были два тома стихотворений Блока».

Блок, по-видимому, совсем не знал Цветаеву, хотя при его жизни вышли три книги ее стихов. Она видела его дважды во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 года, но подойти и лично познакомиться с ним не решилась. Дочь Цветаевой Ариадна Эфрон вспоминала: «Блок в жизни Марины Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила как божество от поэзии и к которому, как божеству, поклонялась. Всех остальных, ею любимых, она ощущала соратниками своими… Творчество одного лишь Блока восприняла Цветаева как высоту столь поднебесную, — не отрешенностью от жизни, а очищенностью ею — (так огнем очищаются!), что ни о какой сопричастности этой творческой высоте она, в «греховности» своей, и помыслить не смела — только коленопреклонялась». В этом смысле, считает Цветаева, он не имеет равных, кроме одного Пушкина. «Пушкин — Блок — прямая», — писала она. Много о Пушкине и его выверенном, отточенном до идеала слоге, пушкинском влиянии на Блока думал и Сергей Есенин.

Если говорить о ярчайших представителях женской поэзии Серебряного века, то имена Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, несомненно, встанут рядом. Цветаева и Ахматова испытывали друг к другу интерес, но со стороны Марины Ивановны он был явно сильнее. Цветаева полюбила стихи Ахматовой еще в 1912 году, прочитав сборник «Вечер», посвящала ей стихи (цикл «К Ахматовой» 1916 года), забрасывала ее эмоциональными посланиями, а та отвечала сдержанно. Зимой 1916 года она ездила в Петербург с надеждой застать там Ахматову и познакомиться с нею, но Ахматова в это время хворала, жила в Царском селе. И Марина Ивановна читала петербуржцам свои стихи, читала так, «как если бы в комнате была Ахматова, одна Ахматова». Встретятся они только в 1941 году в Москве, доживающей, дотягивающей последние предвоенные дни…

В декабре 1915 года в Царском Селе состоялось знакомство Есенина с Анной Ахматовой. Накануне назначенного свидания Есенин очень волновался, т.к. «странно и страшно, именно страшно, увидеть женщину-поэта, которая в печати отрыла сокровенное своей души». «Немного застенчивый, беленький, кудрявый, голубоглазый и донельзя наивный…» — таким, по воспоминаниям Ахматовой, увидела она его впервые. Совсем другим — духовно зрелым, много испытавшим предстал он перед ней почти 10 лет спустя, когда с группой ленинградских имажинистов случайно оказался у нее в гостях. Впечатления об этой важной для обоих встрече Ахматова подробно передала в своих воспоминаниях незадолго до смерти: «Его пытались учить жить и работать. И это звучало так, как будто было только два пути… а он явно искал свой путь — третий…» Через год Ахматова написала стихотворение «Так просто можно жизнь покинуть эту…», вначале адресованное расстрелянному Гумилеву. Но узнав о трагической гибели Есенина, она посвятила эти стихи его памяти, собственноручно вписав их в альбом С.А. Толстой-Есениной.

С большой симпатией относился к Есенину и Андрей Белый, отмечавший его «громадный и душистый талант». В своих мемуарах он вспоминал: «Мне очень дорог тот образ Есенина, как он вырисовался передо мной… Это — необычайная чуткость и повышенная деликатность. Так он был повернут ко мне, писателю другой школы, другого возраста… Таким я видел его в 1916 году, таким я с ним встретился в 18-19 годах, таким, заболевшим, я видел его в 1921 году и таким был наш последний разговор до его трагической кончины… Меня всегда поражала эта чисто человеческая нота». Знакомство Андрея Белого с Есениным состоялось в начале 1917 г. в Царском Селе. Отмечая, что многим обязан А. Белому «в смысле формы», Есенин подчеркивал, что признанный мэтр символизма имел на него и «громадное личное влияние». Творческое влияние выразилось в поэтизации таинственных бытийных начал, их «несказанности» и «невыразимости», в мотивах мистического предчувствия грядущих духовных перемен, в интересе к христианской символике и жажде нового мифотворчества, в романтическом двоемирии. Белому Есенин посвятил поэму «Пришествие». В письме от 28 августа 1917 г. Белый, говоря о сборнике «Скифы», замечал: «Марфа-Посадница» порадовала особенно». «Поблагодарите от меня Есенина за поэму, очень понравилась», — писал Белый, прочитав «Пришествие».

Творчеством Андрея Белого Цветаева восхищалась с юных лет. У них состоялись мимолетные общения — в голодной послереволюционной Москве, встреча в Берлине летом 1922 года. «Пленный дух» (1934) — самая вдохновенная и светлая проза в цветаевском творчестве. Так написать о Белом до сих пор не удалось никому. Здесь ярко описана личность пленительно-жестокой Аси Тургеневой, невенчанной жены Белого, любовь к которой разбила его жизнь. Кстати, Марина Цветаева в данном вопросе явно полемизирует с В. Ходасевичем, утверждавшим, что самой сильной любовью Андрея Белого была жена Блока. А над всем и всеми — голос Белого, его исповеди, жалобы, радости, негодования — исповедь пленного духа. Цветаева видела поэта считанное число раз, но сумела почувствовать и передать в небольшом произведении основные черты его личности и творчества.

В сложных, полемических, но одновременно и плодотворных для литературного процесса отношениях находился Есенин с поэтами-футуристами, прежде всего — со своим главным оппонентом в поэзии Владимиром Маяковским. Их отношения, в которых на самом деле было гораздо больше взаимного интереса и здорового соперничества, чем непримиримой вражды, изучены достаточно глубоко. Маяковский не раз говорил, что из всех имажинистов в истории останется один Есенин. Есенин же выделял Маяковского из ЛЕФовцев и завидовал его «политической хватке». И в то же время Есенин утверждал, что не хочет делить Россию с такими, как Маяковский, на что последний остроумно отвечал: «Возьмите её себе. Ешьте её с хлебом». А также советовал Есенину бросить «Орешиных и Клычковых», которые, по убеждению Маяковского, являлись не самостоятельными творцами, а только «глиной на ногах» поэта.

Маяковский нигде не пишет о творчестве Цветаевой. Уже в семидесятые годы в ответ на вопрос, как Маяковский относился к Цветаевой, Л.Ю. Брик совершенно определенно ответила, что творчество Цветаевой прошло мимо Маяковского и его близких, что оно не было замечено. Цветаева отлично это понимала и прощала, что и выразила после его смерти формулой: «Враг ты мой родной!» Цветаева пишет посмертный реквием Маяковскому из семи частей. В последней части разворачивается диалог Есенина и Маяковского, встретившихся «по ту сторону дней»: « — Здорово, Сережа! // — Здорово, Володя! // — Умаялся? — Малость. // — По общим? — По личным. // — Стрелялось? — Привычно. // — Горелось? — Отлично». Маяковский спрашивает о Блоке, Сологубе, Гумилеве. Взаимные упреки поэтов звучат не всерьез; смысл не в них. Весь смысл в том, что, оказывается — ничего на земле не изменилось: «Все то же, Сережа! — Все то же, Володя! Родители — родят, вредители — точут, издатели — водят, писатели — строчут». Значит, и там, за гробом, поэты, так же как и на земле, ангелы и мученики, в аду или в раю — неважно.

Отношения Есенина с Борисом Пастернаком были сложными, он не принимал стихи своего старшего современника, что не мешало периодическим личным сближениям. Пастернак вспоминал: «То, обливаясь слезами, мы клялись друг другу в верности, то завязывали драки до крови, и нас силою разнимали и растаскивали посторонние». Но если Есенин был очень скромного мнения о дарованиях Пастернака, то последний признавал рязанского поэта соперником Маяковского «на арене народной революции и в сердцах людей.

Марину Цветаеву же с Пастернаком связал «эпистолярный роман», продлившийся целых 13 лет. Реальная их встреча произошла в 1935 году, когда страстные порывы молодости уже миновали. Именно к Пастернаку обратилась Цветаева с просьбой прислать материалы о Есенине сразу после его гибели в «Англетере». Ей нужны были фактические данные, а внутреннюю суть поэзии Есенина она почувствовала уже давно: «…час, день недели, число, название гостиницы, по возможности — номер. С вокзала — прямо в гостиницу? Подтвердите. По каким улицам с вокзала — в гостиницу? (Вид и название.) Я Петербурга не знаю, мне нужно знать. Еще: год рождения, по возможности — число и месяц. Были, наверное, подробные некрологи. — Короткую биографию: главные этапы. Знала его в самом начале войны, с Клюевым. — Рязанской губ<ернии>? Или какой? Словом, все, что знаете и не знаете. Внутреннюю линию — всю знаю, каждый жест — до последнего. И все возгласы, вслух и внутри. Все знаю, кроме достоверности. Поэма не должна быть в воздухе». Но поэма в итоге не была написана. 1 июля 1926 года Цветаева писала Пастернаку, что она не смогла «взять тему» Есенина. Но на память остались удивительные по эмоциональной точности и емкости строки:

И не жалость: мало жил,
И не горечь: мало дал.
Много жил — кто в наши жил
Дни: всё дал, — кто песню дал.

Также летом 1926 года, в период нахождения Марины Цветаевой вместе с мужем Сергеем Эфроном в эмиграции, в Париже вышел первый выпуск журнал русского зарубежья «Версты». Одним из инициаторов создания журнала являлся Эфрон. Всего вышло три номера. В первом были опубликованы четыре стихотворения Есенина, перепечатанные из «Нового мира». А в последнем номере, вышедшем в 1928 году, Эфрон затрагивает тему «самоубийственной замены крестьянской базы – интеллигентской» Сергеем Есениным, что в итоге и привело, как считает Эфрон, к трагедии в «Англетере».

Заключение

До конца жизни образ и судьба «ржаного» Есенина не переставали волновать Марину Цветаеву. Может быть, потому, что она предчувствовала тот же трагический конец? Не случайно знавшие их люди говорили об их удивительном внешнем сходстве — свидетельстве родства душ. Поэтесса Нина Берберова в книге «Курсив мой» вспоминает, как после рассказа ее мужа, видного поэта «серебряного века» и русского зарубежья Владислава Ходасевича, об удивительном сходстве внешнего облика двух поэтов, увидела сон, «как оба они, совершенно одинаковые, висят в своих петлях и качаются». Далее она пишет: «С тех пор я не могу не видеть этой страшной параллели в смерти обоих — внешней параллели, конечно, совпадения образа их конца».

О причинах гибели Есенина Цветаева писала следующее: «Есенин погиб, потому что не свой, чужой заказ (времени — обществу) принял за свой (времени — поэту), один из заказов — за весь заказ. Есенин погиб, потому что другим позволил знать за себя, забыл, что он сам — провод: самый прямой провод!».

Размышляя о поэтической судьбе Есенина, Марина Цветаева сумела достойно ответить всем, кто упрекал поэта в «несродности» исторической эпохе, в приверженности минувшему: «Гений дает имя эпохе, настолько он – она…».

Использованная литература

  1. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М.: Эллис Лак, 1999. — 816 с.
  2. Белкина М. Скрещение судеб. М.: Издательство «Рудомино», 1992. — 544 с.
  3. Шубникова-Гусева Н.И. «Объединяет звуком русской песни…»: Есенин и мировая литература. М.: ИМЛИ РАН, 2012. — 528 с.
  4. Цветаева М. Из очерка «Нездешний вечер» // Русское зарубежье о Есенине: В 2 т. Т. 1: Воспоминания / Вступ. ст., сост., коммент. Н.И. Шубниковой-Гусевой. М.: Инкон, 1993. — с. 105–107.
  5. Воробьёв В. Сергей Есенин и Марина Цветаева: из биографических разысканий // Современное есениноведение. 2007. № 7. – с. 81–84.
  6. Воронова О.Е. С. Есенин и поэты «Серебряного века» // Воронова О.Е. Духовный путь Есенина: религиозно-философские и эстетические искания. – Рязань, 1997. — с. 208–216.
  7. В. Енишерлов. Три года // Огонек. 1985. № 40. — с. 19–21.
  8. Есенин С.А. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т. 6. Письма / Сост., подготовка текста и коммент. В.А. Вдовина. М.: Художественная литература, 1980. — 509 с.

О проекте

Организатор проекта:

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский государственный музей С.А. Есенина»

Директор — Светлана Николаевна Шетракова


Над проектом работали:

Подготовка материалов — Елена Силаева

Техническая реализация — Георгий Баранов

 

«Если история несправедлива, поэт обязан пойти против нее». Что Марина Цветаева говорила о войне, мире и любви век назад

Интервью после смерти, беседа с человеком через 80 лет после его самоубийства — возможно ли это? Представьте — да! Ибо Марина Цветаева не просто наша современница — она всю жизнь, каждым часом своим, вела и ведет своеобразный диалог с будущим — разговор с нами — внуками своими и даже правнуками. «К вам, живущим через 100 лет…» — подобных обращений в ее стихах, прозе, в записных книжках и сводных тетрадях великое множество. А кроме того, ее записи и письма не только поражают откровенностью, обнаженностью мысли, но касаются тех проблем, которые будут волновать человека вечно: любви, предательства, чести, непреклонности таланта. Да и сами записи — это, по сути, вопросы и ответы великого русского поэта!

Этот «разговор» постоянного автора «Родины» Вячеслава Недошивина с поэтом (а вернее — беседа, составленная с точностью до буквы из фраз, мыслей и мнений поэта) был напечатан 20 лет назад в «Российской газете».

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой редакция сочла уместным вспомнить это в высшей степени удивительное интервью.

Заповеди

— Марина Ивановна, когда-то Вы написали: «Дорогие правнуки, читатели через 100 лет! Говорю с Вами, как с живыми…» Выходит, верили в свою будущую славу?

— Я не знаю женщины, талантливее себя. Смело могу сказать, что могла бы писать, как Пушкин. Мое отношение к славе? В детстве — особенно в 11 лет — я была вся честолюбие. «Второй Пушкин» или «первый поэт-женщина» — вот чего я заслуживаю и, может быть, дождусь при жизни. Меньшего не надо.

— Гений сжигает человека дотла. Это известно. Но гений — женщина? Ведь есть же семья, дети, быт? Как это совместить? И совместимо ли это?

— Пока не научитесь все устранять, шагать напролом. .. пока не научитесь абсолютному эгоизму в отстаивании права на писание — большой работы не дадите.

— «Прочитав» Вашу жизнь, я заметил: Вы плакали наедине, на людях же — вечно смеялись над своими бедами. Даже на могиле хотели написать: «Уже не смеется…» А над чем, по-вашему, смеяться нельзя?

— Слушай и помни: всякий, кто смеется над бедой другого, дурак или негодяй… Когда человек попадает впросак — это не смешно; когда человеку подставляют ножку, когда человек теряет штаны — это не смешно; когда человека бьют по лицу — это подло.

— Да-да, это Вы говорили дочери, когда она впервые увидела клоунов в цирке. А что вообще можно назвать Вашими — «цветаевскими» заповедями?

— Никогда не лейте зря воды, потому что в эту секунду из-за отсутствия этой капли погибает в пустыне человек. Не бросайте хлеба, ибо есть трущобы, где умирают. Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают. Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно — сознания. Моя заповедь: преследуемый всегда прав, как и убиваемый. Делать другому боль, нет, тысячу раз, лучше терпеть самой. Я не победитель. Я сама у себя под судом, мой суд строже вашего, я себя не люблю, не щажу.

— Отсюда Ваш аскетизм? Простые прочные платья, крепкие башмаки, а не ажурные чулки и модные туфельки? Или — из-за вечной бедности, из-за денег?

— В мире физическом я очень нетребовательна, в мире духовном — нетерпима! Я бы никогда, знаете, не стала красить губ. Некрасиво? Нет, очаровательно. Просто каждый встречный дурак на улице может подумать, я это — для него… Мне совсем не стыдно быть плохо одетой и бесконечно-стыдно — в новом! Не могу — со спокойной совестью — ни рано ложиться, ни поздно лежать, ни досыта есть… А деньги? Да плевать. Я их чувствую только, когда их нет.

— Ныне Вас бы не поняли. Но, может, в этом и есть сила избранности?

— Сила человека часто заключается в том, чего он не может сделать, а не в том, что может. Мое «не могу» — главная мощь. Значит, есть что-то во мне, что вопреки всем моим хотениям все-таки не хочет. Говорю об исконном «не могу», о смертном, о том, ради которого даешь себя на части рвать…

— Даже если рядом все легко поступают иначе? То есть — «могут»?..

— Не могу, даже если мир вокруг делает так. Утверждаю: «не могу», а не «не хочу» создает героев!

Родители Иван и Мария Цветаевы. 1903 год.

Начало

— А помните первый стих, написанный в 5 лет? «Ты лети мой конь ретивый Чрез моря и чрез луга И, потряхивая гривой, Отнеси меня туда…» Вы еще говорили, как смеялись все, когда Ваша мать, не без иронии, спросила: куда «туда», ну, куда?..

— Смеялись: мать (торжествующе: не выйдет из меня поэта), отец (добродушно) и даже младшая сестра. А я, красная, как пион, оглушенная в висках кровью, сквозь закипающие слезы — сначала молчу, а потом — ору: «Туда, туда — далёко!..»

— Не знали, не знали еще слова «вечность». .. А, кстати, о чем с юности больше всего мечталось?

— Моя мечта: монастырский сад, библиотека, старое вино из погреба и какой-нибудь семидесятилетний «из прежних», который приходил бы по вечерам слушать, что я написала, и сказать, как меня любит. Я хотела, чтобы меня любил старик, многих любивший… Этого старика я жду с 14 лет.

За роялем. 1908 год.

— И с 14-ти, после смерти матери, забросили музыку. Почему?

— Скульптор зависит от глины. Художник от красок. Музыкант от струн, — нет струн, кончено с музыкой. У ваятеля, художника, музыканта может остановиться рука. У поэта — только сердце.

— Судя по семи томам сочинений, сердце у Вас оказалось необъятным?!

— Стихи сами ищут меня, и в таком изобилии, что прямо не знаю — что писать, что бросать. Можно к столу не присесть — и вдруг — все четверостишие готово, во время выжимки последней в стирке рубашки… А иногда пишу так: с правой стороны страницы одни стихи, с левой — другие, рука перелетает с одного места на другое, летает по странице: не забыть! уловить! удержать!. .

«Стихи сами ищут меня…»

— С детства любили «превозможение», так, кажется, назвали это?

— Да. Опасные переходы, скалы, горы, 30-ти верстные прогулки. Чтобы все устали, а я нет! Чтобы все боялись, а я перепрыгнула! И чтобы все жаловались, а я бежала! Приключение! Авантюру! Чем труднее — тем лучше!

— А что вообще любили в жизни? И любили ли ее — жизнь?

— Как таковой жизни я не люблю, для меня она начинает значить, обретать смысл и вес — только преображенная, т.е. — в искусстве… Любимые вещи: музыка, природа, стихи, одиночество. Любила простые и пустые места, которые никому не нравятся. Люблю физику, ее загадочные законы притяжения и отталкивания, похожие на любовь и ненависть. Люблю все большое, ничего маленького. И кошек, а не котят… Зверь тем лучше человека, что никогда не вульгарен. И, чем больше узнаю людей — тем больше люблю деревья! Я ведь тоже дерево… льну к вечному. А потом меня срубят и сожгут, и я буду огонь. ..

Встреча

— Еще девочкой Вы поняли: «Когда жарко в груди, в самой грудной ямке и никому не говоришь, это — любовь»? Вот и скажите: у великих и любовь — великая?

— Думаете, великие должны быть «счастливы в любви»? Ровно наоборот. Их меньше всех любят. Мне нужно понимание. Для меня это — любовь.

— А что значит для женщины — любить?

— Всё! Женщина играет во всё, кроме любви. Мужчина — наоборот. В любви главная роль принадлежит женщине, она вас выбирает, вы — ведомые!

Первый сборник стихов, изданный на собственные деньги.

— Ну, Марина Ивановна, оставьте хотя бы иллюзию…

— Ну, если вам доставляет удовольствие жить ложью и верить уловкам тех женщин, которые, потакая вам, притворствуют, — живите самообманом!

— А что для вас, для женщин, главное в мужчинах?

— Слышали ли вы когда-нибудь, как мужчины — даже лучшие — произносят два слова: «Она некрасива». Не разочарование: обманутость — обокраденность. Точно так же женщины произносят: «Он не герой…»

— Не герой, значит заранее — виноват?

— Прав в любви тот, кто более виноват. Одинаково трудно любить героя и негероя. Героизм — это противоестественность. Любить соперницу, спать с прокаженным. Христос — проповедник героизма!..

— Но Сергею, мужу Вашему, когда Вы встретились, было семнадцать, и он был — просто красив. Вы даже замерли?..

— Я обмерла! Ну можно ли быть таким прекрасным? Взглянешь — стыдно ходить по земле! Это была моя точная мысль, я помню. Если бы вы знали, какой это пламенный, глубокий юноша! Одарен, умен, благороден…

— Но, простите, через годы, Вы признались: «Личная жизнь не удалась»?

— Это надо понять. Думаю — 30-летний опыт достаточен. Причин несколько. Главная в том, что я — я. Вторая: слишком ранний брак с слишком молодым. Он меня по-своему любит, но — не выносит, как я — его. В каких-то основных линиях: духовности, бескорыстности мы сходимся, но ни в воспитании, ни в жизненном темпе — всё врозь! Главное же различие — его общительность и общественность и моя (волчья) уединенность. Он без газеты не может, я — в доме, где главное газета — жить не могу.

— Но Вы же не бросили его даже после его ареста в СССР. Или это Ваше — никого не бросать первой?

— Люблю до последней возможности. Все женщины делятся на идущих на содержание и берущих на содержание. Я принадлежу к последним. Не получить жемчуга, поужинать на счет мужчины и в итоге — топтать ногами — а купить часы с цепочкой, накормить и в итоге — быть топтаной ногами. Я не любовная героиня. Я по чести — герой труда: тетрадочного, семейного, материнского, пешего. Мои ноги герои, и руки герои, и сердце и голова…

В кругу семьи. 1925 год.

Революция

— Революция отняла у Вас всё: дом, дочь, умершую от голода, состояние, оставленное матерью. Но помните Ваши слова в 1907-м, когда Вы сами звали пожар восстания, в том числе и на свой дом? Помните: «Неужели эти стекла…»?

— …Неужели эти стекла не зазвенят под камнями? С каким восторгом следила бы, как горит наш милый старый дом! Только бы началось. ..

— Вы звали к восстанию. Но вот революция случилась, и что же? Не такую ждали, не тех звали?

— Главное с первой секунды Революции понять: всё пропало! Тогда — всё легко. У меня были чудесные друзья среди коммунистов. Ненавижу — поняла — вот кого: толстую руку с обручальным кольцом и кошелку в ней, шелковую — клёш (нарочно!) юбку на жирном животе, манеру что-то высасывать в зубах, презрение к моим серебряным браслетам (золотых-то видно нет!). Мещанство! Во мне уязвлена, окровавлена самая сильная моя страсть: справедливость. Сколь восхитительна проповедь равенства из княжеских уст — столь омерзительна из дворницких.

— Ответ на все времена! Помните, еще мама говорила Вам: «Когда дворник придет у тебя играть ногами на рояле, тогда это — социализм!» Да, верно, есть два миропонимания, два слоя людей…

— Две расы. Божественная и скотская. Первые всегда слышат музыку, вторые — никогда. Первые друзья, вторые — враги. У меня ничего нет, кроме ненависти всех хозяев жизни: за то, что я не как они.

— Как Вы выжили в те годы! Голод, холод, иней в углах квартиры. Вор, забравшийся к Вам, не только не взял ничего — сам предложил денег. И главное — душевное одиночество. Иосиф Бродский (он родится через год после Вашей смерти), назвал Вас первым поэтом ХХ века. И он же про Вас сказал: «Чем лучше поэт, тем страшнее его одиночество». Это — так?

— Одинок всю жизнь! У всех вас есть: служба, огород, выставки, союз писателей, вы живете и вне вашей души, а для меня это — боль от всего! Нет друзей, но это в быту, душевно — просто ничего. Я действительно — вне сословия, вне ранга. За царем — цари, за нищим — нищие, за мной — пустота…

С Сергеем Эфроном. Москва. 1912 год.

Любовь

— Вас спасала любовь. Даже в годы разлуки с мужем Вы писали стихи о ней. И какие! Но ведь посвящены они были отнюдь не мужу?

— Слушайте внимательно: мне мало писать стихи! Мне надо что-нибудь — кого-нибудь — любить — в каждый час дня и ночи. Одна звезда для меня не затмевает другой! Зачем тогда Богу было бы создавать их полное небо! Человечески любить мы можем иногда десятерых, любовно — много — двух. Нечеловечески — всегда одного…

— Но Вы «дорисовывали» любимых, украшали в воображении. Забавно, но ведь даже очки не носили, чтобы не менять сложившегося представления о человеке?

— Что я любила в людях? Их наружность. Остальное — подгоняла. Житейские подробности, вся жизненная дробь, мне в любви непереносна, мне стыдно за нее, точно я позвала человека в неубранную комнату. Когда я без человека, он во мне целей — и цельней. Я всех и каждого сужу по себе, каждому влагаю в уста — свои речи, в грудь — свои чувства. Поэтому — все у меня в первую минуту: добры, великодушны, щедры, бессонны и безумны.

Стихи Александру Блоку.

— «Через любовь — в душу человека»?.. Тоже ведь — Ваши слова!

— Подходила ли хоть одна женщина к мужчине без привкуса о любви? Часто, сидя первый раз с человеком, безумная мысль: «А что если поцелую?» Эротическое помешательство? Нет. Стена, о которую билась! Запомните, чтобы люди друг друга понимали, надо, чтобы они шли или лежали рядом. ..

— Но ведь разочарования для Вас всегда были горестней очарований…

— По полной чести самые лучшие, самые тонкие, самые нежные так теряют в близкой любви, так упрощаются, грубеют, уподобляются один другому, что — руки опускаются, не узнаешь: вы ли? В любви в пять секунд узнаешь человека, он — слишком явен! Здесь я предпочитаю ложь. Я не хочу, чтобы душа, которой я любовалась, которую я чтила, вдруг исчезла в птичьем щебете, в кошачьей зевоте тигра… В воинах мне мешает война, в моряках — море, в священниках — Бог, в любовниках — любовь. Любя другого, презираю себя, будучи любимой другим — презираю его. У каждого на дне души живет странное чувство презрения к тому, кто слишком любит нас. (Некое «если ты так любишь меня, сам ты не Бог весть что!»). Может, потому, что каждый знает себе цену…

— Но Вы написали в стихах: «Я тебя отвоюю…» Выходит, Тютчев прав: любовь — поединок? А если так, то что тогда — победа?

— Первая победа женщины над мужчиной — рассказ о его любви к другой. А окончательная победа — рассказ этой другой о любви к нему. Тайное стало явным, ваша любовь — моя. И пока этого нет, нельзя спать спокойно…

— Смешно… А что тогда — измена?

— Измены нет. Женщины любят ведь не мужчин, а Любовь. Потому никогда не изменяют. Измены нет, пока ее не назовут «изменой». «Муж» и «любовник» — вздор. Тайная жизнь — и явная. Тайная — что может быть слаще?..

— У Вас было много любви. Но я действительно расхохотался, когда всех любовников своих Вы назвали потом «стручками», а одного — вообще «кочерыжкой». А если серьезно: Ваши разочарования это — завышенные требования или, как написал один — просто страх перед Вами. Скажите, Вас боялись?

— Боялись. Слишком 1-й сорт. Не возьмешь за подбородок! Боялись острого языка, «мужского ума», моей правды, силы и, кажется, больше всего — бесстрашия. У меня было имя, была внешность и, наконец, был дар — и всё это вместе взятое — не принесло мне и тысячной доли той любви, которая достигается одной наивной женской улыбкой. Я остаюсь одна. Это всегда одна и та же история. Меня оставляют. Без слова, без «до свиданья». И вот я, смертельно раненая — не способна понять — за что, почему? Что же я все-таки тебе сделала??? — «Ты не такая, как другие». — «Но ведь именно за это и…» — «Да, но когда это так долго». Хорошенькое «долго» — вариант от трех дней до трех месяцев…

— А как случилось, что в эмиграции Вы встретили самую большую любовь?

— Как случилось? О, как это случается?! Я рванулась, другой ответил. «Связь»? Не знаю. От руки до губ, где ж предел?.. Я скажу вам тайну. Я — стихийное существо: саламандра или ундина, душа таким дается через любовь. Как поэту — мне не нужен никто. Как существу стихийному, нужна воля другого ко мне — лучшей…

— Вы посвятили этой любви две поэмы. О ней знали все. Вы даже ушли из дома. Но ведь семья, взрослая дочь, ползучие сплетни русской колонии?..

— Есть чувства настолько серьезные, что не боятся кривотолков. Семья. Да, скучно, да, сердце не бьется. Но мне был дан ужасный дар — совести: неможения чужого страдания. Может быть (дура я была!) они без меня были бы счастливы! Но кто бы меня — тогда убедил?! Я была уверена (они уверили!), что без меня умрут. А теперь я для них — ноша, Божье наказание. Все они хотят действовать, «строить жизнь». Им нужно другое, чем то, что я могу дать.

— Может, Париж виноват? Чуждое всем вам, всей семье, окружение?

— Париж ни при чем — то же было и в Москве. Не могу быть счастливой на чужих костях. Я дожила до сорока, и у меня не было человека, который бы меня любил больше всего на свете. Почему? У всех есть. Я не нужна. Мой огонь никому не нужен, на нем каши не сваришь.

С сыном. 1932 год.

Эмиграция

— Семнадцать лет чужбины! Невероятно! Скучали ли по родине в Праге, в Париже?

— Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть её — может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, — тот потеряет ее вместе с жизнью.

— «Мы плохо живем, — писали Вы из Парижа, — и конских котлет уже нет. Мясо и яйца не едим никогда. От истощения у меня вылезла половина брови». И, несмотря на это, Вы каждое утро обливались водой, варили кофе и, порой полдня, искали одно нужное слово. Писали стихи. Вернувшись в Россию, ни единого не напишете…

— Когда меня спрашивают: «Почему вы не пишете стихов?» — я задыхаюсь от негодования. Какие стихи? Я всю жизнь писала от избытка чувств. Сейчас у меня избыток каких чувств? Обиды. Горечи. Одиночества. Страха. В какую тетрадь — писать такие? А главное, всё это случилось со мной — веселой, живой, любящей, доверчивой (даже сейчас). За что? Разве я — живу? Что я видела от жизни, кроме помоев и помоек. Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи — те самые серебряные сердечные дребезги…

— «Здесь я невозможна, в СССР не нужна», — сказали в эмиграции. Из-за стихов «невозможна» или — из-за характера? Из гордости дара, таланта или, извините, — из-за гордыни?

— Гордыня? Согласна. В нищете и заплеванности чувство священное. Если что-нибудь меня держало на поверхности этой лужи — то только она. Менять города, комнаты, укладываться, устраиваться, кипятить чай на спиртовке, разливать этот чай гостям. С меня достаточно — одного дерева в окне. Париж? Я его изжила. Сколько горя, обид я в нем перенесла. Ненавижу пошлость капиталистической жизни. Но не в Россию же ехать? Мне хочется за предел всего этого. На какой-нибудь остров Пасхи…

— Да, помню, Вы даже мечтали оказаться в тюрьме…

— Согласна на два года одиночного заключения (детей разберут «добрые люди» — сволочи — Сережа прокормится). Была бы спокойна. С двором, где смогу ходить, с папиросами. В течение двух лет обязуюсь написать прекрасную вещь. А стихов! (И каких)!

— Скажите, занося ногу на сходни, чтобы плыть в СССР, Вы ведь знали: дочь — уже «коммунистка», муж, «астральный юнкер», — уже давно чекист, «наводчик-вербовщик» Лубянки? Вы всё это знали! И Вы… поехали?

— Но выбора не было: нельзя бросать человека в беде, я с этим родилась.

— Поразительно! И ведь Вы, в век соблазнительных идей, ослепивших мир, ни разу не солгали словом. Единственная! Это всё — Ваше «не могу», то, которое и создает героев?

— За мое перо дорого бы дали, если бы оно согласилось обслуживать какую-нибудь одну идею, а не правду: всю правду. Нет, голубчик, ни с теми, ни с этими, ни с третьими, ни с сотыми, а зато… А зато — всё. А зато в мире сейчас — может быть — три поэта и один из них — я.

Судьба

— Накануне Вашего возвращения Сталин наградил орденами 172 писателя. Даже молодых совсем — Симонова и Алигер. Всех, кроме Ахматовой, Пастернака, Платонова и даже Булгакова, которого, пишут, чтил…

— Абсурд! Награда за стихи из рук чиновников! А судьи — кто? Поэт-орденоносец! Какой абсурд! У поэта есть только имя и судьба. Судьба и имя…

— Но Вас не приняли не только чиновники — не приняли писатели. Общения с Вами испугались даже братья-поэты. Ни родных — муж, дочь и сестра в тюрьме, ни угла своего — ничего. ..

— Да, когда была там, у меня хоть в мечтах была родина. Разумнее не давать таким разрешения на въезд. Москва меня не вмещает. Это мой город, но я его — ненавижу. В бывшем Румянцевском музее три наших библиотеки: деда, матери и отца. Мы — Москву — задарили. А она меня вышвыривает: извергает. И кто она такая, чтобы передо мной гордиться? Я дала Москве то, что я в ней родилась… Я имею право на нее в порядке русского поэта… Меня жалеют чужие. Это — хуже всего, я от малейшего доброго слова — интонации — заливаюсь слезами, как скала водой водопада… Меня — все меньше и меньше. Остается только мое основное — «нет».

— Поэт, сказали Вы, должен быть на стороне жертв, а не палачей. Но Вы добавили: «И если история несправедлива, поэт обязан пойти против нее». Против истории? Но возможно ли это?

— Эпоха не против меня, я против нее. Я ненавижу свой век из отвращения к политике, которую за редчайшими исключениями считаю грязью. Ненавижу век организованных масс. И в ваш воздух, машинный, авиационный, я тоже не хочу… Но если есть Страшный суд слова — на нем я чиста…

— Вы безумно смелый человек. Таких и в истории России — единицы!

— Считают мужественной. Хотя я не знаю человека робче. Боюсь всего. Глаз, черноты, шага, а больше всего — себя. Никто не видит, не знает, что я год уже ищу глазами — крюк. Год примеряю смерть. Я не хочу умереть. Я хочу не быть. Надо обладать высочайшим умением жить, но еще большим умением — умереть! Героизм души — жить, героизм тела — умереть…

Заявление, написанное за пять дней до гибели.

Смерть

— Мне совестно, что я жива. Мои друзья о жизни рассказывают, как моряки о далеких странах. Из этого заключаю, что не живу. Когда болят зубы, хочется одного: чтобы это кончилось. Полное безразличие ко всему и вся. Отсюда до смерти — крошечный шаг. То же безразличие у меня — всеобщее, окончательное. Значит всё это: солнце, работа, близкие — само по себе ничего не стоит и зависит только от меня. Меня жизнь — добила. Раньше умела писать стихи, теперь разучилась. Затравленный зверь. Исхода не вижу.

— За 10 минут до смерти Вы написали: «Не похороните живой! Проверьте хорошенько!» Последние слова, которые доверили бумаге. А за три дня до смерти сказали: «Человеку, в общем-то, нужно не так уж много, всего клочок…»

— …Всего клочок твердой земли, чтобы поставить ногу и удержаться. Только клочок твердой земли, за который можно зацепиться…

Одна из последних фотографий Марины Цветаевой.

— Не зацепились!.. Знаете, я долго не мог понять одной Вашей фразы: «Дать можно только богатому и помочь только сильному»… Странные слова. Я раньше думал, что это неизжитое до конца ницшеанство: слабые и неудачники должны погибнуть — в этом, дескать, любовь к человечеству. Но теперь понял: слова эти — о беззащитности, о неизбывной беззащитности гения. Мы не дали, мы — не помогли. А значит — виноваты, что Вы не удержались, не — зацепились…

— Не горюйте. Я ведь знаю, как меня будут любить через 100 лет! Я та песня, из которой слова не выкинешь, та пряжа, из которой нитки не вытянешь. Будет час — сама расплету, расплещу, распущу. Это будет час рождения в другую жизнь…

— И — последний вопрос. А если всё начать сначала, что Вы, Марина Ивановна, пожелали бы себе? Себе, стране?

— Себе — отдельной комнаты и письменного стола. России — того, что она хочет…

34 Синонимы слова МАРИНА | Тезаурус Мерриам-Вебстер

существительное

Сохранить слово

акватория, где хранятся частные лодки (например, яхты)

  • Большинство местных жителей пришвартовали свои лодки к пристани .
  • Basin,
  • Dock,
  • Moroge,
  • Mooring
  • Анкоридж,
  • Harbour,
  • Harborage,
  • Haven,
  • Порт
  • Arm,
  • 7
  • BAYLE
  • 71010710111010101010101010101010101010111011101011101011107.
  • Cove,
  • Creek
  • [в основном британцы],
  • ,
  • устья,
  • Firth,
  • Fjord
  • (также Fiord),
  • Gulf,
  • Inled,
  • ,
  • ,
  • Inled,
  • ,
  • ,
  • Inled,
  • ,
  • ,
  • ,
  • .0010
  • lagoon,
  • loch
  • [Scottish],
  • lough
  • [chiefly Irish],
  • narrow,
  • roads,
  • roadstead
  • canal,
  • channel,
  • sound,
  • пролив
  • контейнерный порт,
  • порт приписки,
  • морской порт

Опубликуйте больше слов для марины в Facebook Поделитесь другими словами для марины в Твиттере

Путешественник во времени для пристани

Первое известное использование

пристани было в 1924 году

Другие слова того же года

Тезаурус Записи рядом с

марина

маркграфы

Марина

маринад

Посмотреть больше записей поблизости 

Процитируйте эту запись

«Марина». Merriam-Webster.com Тезаурус , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/marina. По состоянию на 13 октября 2022 г.

Стиль: MLA

Merriam-Webster.com Thesaurus, Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/marina. По состоянию на 13 октября 2022 г.»> MLA Merriam-Webster.com Тезаурус, с.в. «марина», по состоянию на 13 октября 2022 г., https://www.merriam-webster.com/thesaurus/marina.»>Chicago Тезаурус Merriam-Webster.com. Получено 13 октября 2022 г. с https://www.merriam-webster.com/thesaurus/marina»>APA. Merriam-Webster.com Thesaurus, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/marina. По состоянию на 13.10.2022.»> Merriam-Webster

Еще от Merriam-Webster о марине

Нглиш: Перевод марина для говорящих на испанском языке

Britannica. com: Энциклопедическая статья о марине

СЛОВО ДНЯ
благопристойный

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!

Проверьте свой словарный запас

Большая британская викторина по словарному запасу

  • Названный в честь сэра Роберта Пиля, как называется британская полиция?
  • Пилхеды Берти
  • Робби Бобби

Проверьте свой словарный запас с помощью нашей викторины из 10 вопросов!

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Ежедневное задание для любителей кроссвордов.

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Слова в игре

  • «Дундерхед» и другие «приятные» способы сказать «глупый»

    На примере некоторых очень умных щенков

  • 10 слов из географических названий

    Бикини, бурбон и бадминтон заняли первые места

  • «Гордость»: слово, которое превратилось из порока в силу

    Вы гордитесь Прайдом?

  • Когда впервые были использованы слова?

    Найдите любой год, чтобы узнать

Спросите у редакторов

  • Буквально

    Как использовать слово, которое (буквально) приводит некоторых людей в. ..

  • «Все интенсивные цели» или «Все намерения и цели»?

    Мы намерены разобраться

  • Лэй против лжи

    Редактор Эмили Брюстер разъясняет разницу.

  • горячий беспорядок

    «Публика в беспорядке»

Игра слов

  • Мегавикторина «Назови эту вещь»: Vol. 2

    Проверьте свой визуальный словарный запас!

    Пройди тест

  • Любимые новые слова в словаре

    Расширьте свой словарный запас с помощью этих новых слов. ..

    пройти тест

  • Насколько силен ваш словарный запас?

    Проверьте свой словарный запас с помощью нашей викторины из 10 вопросов!

    Пройди тест

  • Орфографическая викторина

    Сможете ли вы превзойти прошлых победителей национального конкурса Spelli…

    Примите участие в викторине

Марина синонимы, антонимы марина — FreeThesaurus.com

Также найдено в: Словарь, Юридический, Энциклопедия, Википедия.

Графический тезаурус 🔍

  • Существительное

Причудливая дока для небольших яхт и кабину крейсеров

Связанные слова
  • Docking Fanciet
  • Dockage
  • Dock

на основе на основе wardnet -clipart Clipage

  • Dock
  • . © 2003-2012 Принстонский университет, Farlex Inc.

    Ссылки в архиве периодических изданий ?

    Говоря о запуске, Фади Хазим, помощник операционного менеджера Jannah Marina Bay Suites, сказал: «Мы хотим расширить наш клиентский опыт, постоянно внедряя инновации в кулинарии с открытием Feta, ресторана с превосходной кухней, современными интерьерами, панорамными видами.

    Jannah Marina Bay Suites открывает ресторан средиземноморской кухни

    Цитируя членов семьи, Абдул Латиф, начальник полицейского участка Дханмонди, сказал, что Марина и Шоеб расстались несколько месяцев назад, но она вместе со своей дочерью все еще живет в доме своих родителей. Невестка Фероза Рашида застрелена дома Марсьяль Амаро III и Висенте Суасо-младший среди других важных гостей.

    Марина открывает центральное офисное здание, празднует 45-летие

    Ожидается, что сделка, в которую входит Conwy Marina, будет завершена в ближайшие три месяца и даст объединенному бизнесу 11 причалов, 4000 причалов и 150 сотрудников.

    Набережная Северного Уэльса, часть крупной сделки с пристанью для яхт — с инвестициями, которые будут вложены в площадку; Conwy является частью нового предприятия, которое создаст один из крупнейших в Великобритании национальных прибрежных портов. из крупнейших морских фирм Великобритании.

    На горизонте слияние с фирмой по производству марин

    В соответствии с условиями сделки D-Marin Dubai будет предоставлять услуги по управлению маринами для пристаней Al Seef, Marasi и Jaddaf Waterfront, а также предоставлять технические консультации по проектам Meraas в порту де Ла-Мер и гавань Дубая.

    D-Marin Dubai начинает управление причалами Аль-Сиф, Мараси и Джаддаф

    Недавно созданная компания будет предоставлять услуги по управлению причалами для пристаней Аль-Сиф, Мараси и Джаддаф, а также техническое консультирование проектов Meraas в Порт-де-Ла. Мер, прибрежное направление в средиземноморском стиле, и гавань Дубая, единственный центр яхтенного сообщества на Ближнем Востоке.

    Компания D-Marin Dubai начинает управлять тремя пристанями для яхт

    Строительство пристани для яхт Айя-Напы расширяет возможности нашего морского туризма, одновременно улучшая туристический продукт страны, внося решающий вклад в привлечение качественного туризма в течение всего года и улучшая сезонность.

    КИПР: Айя-Напа Марина — «настоящая жемчужина» Восточного Средиземноморья , Филиппины Национальное бюро расследований (НБР) предъявило обвинения 12 лицам, предположительно причастным к утечке 2411 конфиденциальных ценных бумаг, которые пропали без вести из Управления морской промышленности (Марина) и были проданы за 15 000 песо каждый, в еще одном случае документы просачиваются в учебные центры, охотящиеся на начинающих моряков.

    NBI подает в суд на 12 человек из-за утечки документов Марины

    Полиция сообщила, что Марина, студентка колледжа из колонии Касба, встретилась со своим двоюродным братом и невестой Салманом в Карачи, где они вместе сделали селфи.

    Помолвленная пара убита за совместное селфи в Карачи

    По данным полиции, женщина по имени Марина, студентка колледжа из колонии Касба, встретилась со своим двоюродным братом и женихом Салманом в Карачи, и они вместе сделали селфи.

    Помолвленные двоюродные братья убиты за совместное селфи

    Чтобы превратить Филиппины в крупную морскую державу, Управление морской индустрии (Марина) в настоящее время завершает работу над приоритетными программами и проектами в рамках 10-летней Программы развития морской индустрии (MIDP) — основного компонента повестки дня Марины, состоящей из 14 пунктов. на 2018 год.

    Марина завершает 10-летнюю дорожную карту морской индустрии

    МАНАМА: Durrat Marina, береговая застройка стоимостью 1,5 миллиарда долларов, вчера объявила о завершении и передаче жилых единиц в рамках проекта Marina Residence 1.

    Durrat Marina передает роскошные апартаменты

    — ONE°15 Marina Nirup Island увеличит число пристаней ONE°15 во всем мире до восьми —

    SUTL заключает второй контракт на управление маринами в водах Индонезии

    Браузер тезауруса ?

    • Марианна Крейг Мур
    • Марианна Мур
    • Марикопа
    • Мари Энн Шарлотта Корде д’Армон
    • Мари Шарлотта Кармайкл Стоупс
    • Marie Curie
    • Marie Dolores Eliza Rosanna Gilbert
    • Marie Goeppert Mayer
    • Marie Grosholtz
    • Marie Henri Beyle
    • Marie Jean Antoine Nicolas Caritat
    • Marie Jeanne Becu
    • Marie Joseph Paul Yves Roch Gilbert du Motier
    • Marie Louise Elisabeth Vigee-Lebrun
    • Marie Stopes
    • Marie Tussaud
    • Mariehamn
    • Болезнь Marie-Strumpell
    • бархатцы
    • марихуана
    • marijuana
    • marijuana cigarette
    • Marilyn Horne
    • Marilyn Monroe
    • marimba
    • marina
    • marinade
    • marinara
    • marinate
    • Marine
    • marine animal
    • marine archaeology
    • marine archeology
    • Marine Corps
    • Разведывательная деятельность корпуса морской пехоты
    • Морское существо
    • Морской инженер
    • Морской клей
    • Морская игуана
    • marine law
    • marine mine
    • marine museum
    • marine mussel
    • marine turtle
    • mariner
    • mariner’s compass
    • Marines
    • Marini
    • Marino
    • Mario Vargas Llosa
    • marionette

    Полный браузер ?

    • Марин Лютер
    • Марин Лютер
    • Марин Лютер
    • Тепловой индекс морского рынка
    • Марин Мерсенн
    • Марин Мерсеннус
    • Морской муниципальный водный округ
    • Маринский музей современного искусства
    • Гильдия искусств Марин Игла
    • Марин Клуб родителей мультипликаторов
    • Морская коалиция мира и справедливости
    • Марин Преда
    • Начальная и средняя школа Марин
    • Республиканские женщины Марин, Федерация
    • Маринская школа искусств и технологий
    • Школа искусств Марин
    • Старший координационный совет Марин
    • Марин Стоянов Дринов
    • Молодежный симфонический оркестр Марин
    • Морское телекоммуникационное агентство
    • Театральная труппа Марин
    • Марин Теодор Таффье
    • Объединенная ассоциация налогоплательщиков Марин
    • Женская футбольная лига Марин
    • Марин, Иван
    • Марин Иван Никитович
    • Марин, Джон
    • Марин, Санна Мирелла
    • Округ по борьбе с комарами и переносчиками болезней Марин/Сонома
    • Зона борьбы с сорняками Марин/Сонома
    • Марина
    • Марина (имя)
    • Марина Академик Десятиборье
    • Марина Алексеевна Ладынина
    • Марина и бриллианты
    • Финансовый центр Марина Бэй
    • Районный совет Марина Бэй
    • Марина Бэй Сэндс
    • Комплексный курорт Марина Бэй Сэндс
    • Марина Кала деи Медичи
    • Марина Административный центр
    • Водный район побережья Марины
    • Марина Цветаева
    • Марина де Герра-дель-Перу
    • Марина дель Рей
    • Марина Дель Рей Рыболовы
    • Библиотека филиала Марина Дель Рей
    • Marina Del Rey Outrigger Canoe Club
    • Марина Горка
    • Марина Ивановна Цветаева
    • Марина Ивановна Цветаева
    • Марина Кондратьева
    • Марина Ладынина
    • Раскова Марина Михайловна
    • Марина Милитаре
    • Марина Милитаре Итальяна
    • Марина Мнишек
    • Муниципальный аэропорт Марина
    • Юридическая ответственность операторов марины
    • Марина Освальд
    • Марина Освальд

    Марина — значение, происхождение и популярность имени ребенка

    Марина — значение, происхождение и популярность имени ребенка | NameberryMenuНайдите сейчас свой тип Arrow Right

    AboutQuiz

    Heart

    Ma-REEN-a

    Latin

    «from the sea»

    Marina Происхождение и значение

    Имя Марина — это имя девушки латинского происхождения, означающее «из моря».

    Это красивое имя, рожденное в море, было использовано Шекспиром для драматического эффекта в его пьесе Перикл для добродетельной принцессы, которая говорит, что ее зовут «Марина, потому что я родилась в море».

    Марина была эпитетом Венеры, и было несколько святых с таким именем. Он использовался в Великобритании еще в четырнадцатом веке.

    Хотя в 1994 году Марина достигла 219-го места, она никогда не чувствовала себя модной, как двоюродные сестры Мелисса и Марисса. Сейчас он очень популярен в Испании.

    Известная нынешняя носительница — Марина Абрамович, широко известная нью-йоркская сербская перформансистка. А актер Мэтт ЛеБлан выбрал имя для своей дочери Марина Перл.

    #

    718

    in the US

    Marina Rank in US Top 1000

    Marina Popularity

    • 718US2021
    • 324Nameberry2022
    • 611England2021
    • 236Germany2016
    • 39Spain2021
    • 182Switzerland2021
    • 198Poland2020
    • 11Estonia2021

    20 имен, похожих на Марина

    Эти 20 имен были выбраны нашими пользователями, которые искали другие имена, такие как Марина.

    • HeartSerenaChevron — Right
    • HeartNinaChevron — Right
    • HeartHelenaChevron — Right
    • HeartDianaChevron — Right
    • HeartSabrinaChevron — Right
    • HeartDelphineChevron — Right
    • HeartValentinaChevron — Right
    • HeartCatalinaChevron — Right
    • org/ListItem»> HeartJasmineChevron — Right
    • HeartLuciaChevron — Right
    • HeartIreneChevron — Right
    • HeartMaiaChevron — Right
    • HeartMiraChevron — Right
    • HeartMirandaChevron — Right
    • HeartFrancescaChevron — Right
    • HeartMilenaChevron — Right
    • HeartZeldaChevron — Right
    • org/ListItem»> HeartMarnieChevron — Right
    • HeartNadiaChevron — Right
    • HeartAvalonChevron — Right

    Lists containing Marina

    • Spanish Baby NamesChevron — Right
    • Испанские детские именаChevron — Right
    • Шикарные детские именаChevron — Right
    • Великолепные альтернативы GeorgiaChevron — Right
    • Имена, чтобы заменить JosephineChevron — справа
    • Шекспир детские имена — справа
    • Золотые имена — правый
    • женские имена девочек — справа
    • .
    • Pisces Baby NamesChevron — Right
    • March Baby NamesChevron — Right
    • Самые быстрорастущие имена на NameberryChevron — Right
    • Детские имена из мыльной оперыChevron — Право
    • Имена фей и эльфовChevron — Право
    • Природные имена для младенцевChevron — Право
    • Детские имена русалокChevron — Право
    • Beach Baby NamesChevron — Право
    • Право
    • The Best Three Syllable Имена девочек ИменаChevron — Right
    • Имена святых для девочекChevron — Right
    • Подтверждение имен для девочекChevron — Right
    • Русские имена для девочек Chevron — Right
    • Names That Mean WaterChevron — Right
    • Spanish Baby NamesChevron — Right
    • Sparkling Summer Baby NamesChevron — Right
    • Names That Mean OceanChevron — Right
    • Anime Girl NamesChevron — Right
    • Anime NamesChevron — Right
    • Fish NamesChevron — Right

    Известные люди по имени Марина

    • МаринаПринцесса Греции и Дании, герцогиня Кентская, жена британского принца Джорджа
    • Марина Петровна ГолицынаПринцесса России; правнучка царя Николая I
    • Marina AbramovićSerbian,American performance artist
    • Marina Teresa SquerciatiAmerican Actress
    • Marina Lambrini DiamandisWelsh singer of Marina and the Diamonds
    • Marina Vyacheslavovna AnissinaFrench,Russian Olympic ice dancer
    • Marina ErakovicNew Zealand tennis player
    • Marina GinestaCatalan Communist militant during the Гражданская война в Испании
    • Марина Энн Ханцис Имя при рождении американской актрисы Саши Грей
    • Марина ИноуэЯпонская актриса озвучивания
    • Marina Evelyn KeeganAmerican essayist
    • Marina SirtisBritish,American actress
    • Marina Ivanovna TsvetaevaRussian poet
    • Marina TucakovicSerbian songwriter
    • Marina ViskovicSerbian singer
    • Marina ZivkovicSerbian singer
    • Marina NeryBrazilian model
    • Marina Torlonia dei Principi di CivitellaCesi, Italian, Американская бабушка актрисы Брук Шилдс
    • Марина Луиза Буковски, дочь писателя Чарльза Буковски
    • Марина Виктория Александра Огилвиддочь британской принцессы Александры достопочтенной.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *