Как любит муж свою жену: К Ефесянам послание ап. Павла, Глава 5, стих 28

Как любит муж свою жену: К Ефесянам послание ап. Павла, Глава 5, стих 28

Толкования Священного Писания. Толкования на Еф. 5:28

Содержание

  • Толкования на Еф. 5:28

    • Свт. Иоанн Златоуст

    • Свт. Феофан Затворник

    • Прп. Ефрем Сирин

    • Блаж. Феофилакт Болгарский

    • Блаж. Августин Иппонский

    • Лопухин А.П.

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 28-29 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь

«Так должны мужья», – говорит (апостол), – «любить своих жен, как свои тела». Что это значит? Значит, что он переходит к убедительнейшему и к сильнейшему примеру; и мало того, к примеру более близкому и ясному, и к новой причине. То не казалось весьма необходимым, и чтобы не сказал кто-нибудь: Он был Христос, был Бог, и сам Себя предал, – (апостол) иным способом доказывает то же, говоря:

«так должны»; итак это – не милость, а долг. Сказавши: «как свои тела», он присовокупил: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (ст. 29), т. е. заботится о ней с великим тщанием. Но каким образом (жена) – плоть мужа? Послушай: «вот, это», – говорил (Адам), – «кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Бт. 2:23). И не только это, но сказано еще: «и будут одна плоть. Как и Христос возлюбил Церковь»: обращается к прежнему примеру.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Свт. Феофан Затворник

Тако должны суть мужие любити своя жены, яко своя телеса; любяй бо свою жену, себе самаго любит

Выставляет новое сильнейшее и яснейшее побуждение к любви. Сказанное пред сим могло быть не ясно понято, могло казаться далеким. Он и говорит как бы: может быть, сказанное не так для вас понятно, скажу прямее и ближе:

любите жен, как свои тела; ибо, в самом деле, они суть тела ваши, и, любя их, вы не на сторону обращаетесь, а на себя же, ибо, любя жен, себя любите. Так сочетавает течение речи святой Златоуст: «Переходит Апостол к сильнейшему примеру; и не только это, но к ближайшему и яснейшему, и к новой причине. Ибо то (сказанное) не казалось весьма необходимым, и для того, чтобы не сказал кто-нибудь: Он был Христос, был Бог и Сам Себя предал, — Апостол иным способом доказывает то же, говоря: тако должны суть любити, яко своя телеса. — Итак, это — не милость, а долг».

Что следует из обязанности любить своих жен, яко своя телеса, очевидно само собою. «Но каким образом жена есть плоть мужа? — Послушай: се ныне, говорит Адам, кость от костей моих и плоть от плоти моея (Быт. 2, 23). Ева есть плоть от плоти Адама» (святой Златоуст). Это основание Апостол не выставляет здесь, предполагая его известным. Ибо, кто знает, как первоначально произошла жена, тот не может недоумевать, как жена есть тело мужа. Праматерь Ева взята из праотца Адама, и Адам прямо определил ее, говоря:

се плоть от плоти моея. Но что тогда физически совершено, то потом по закону, Богом положенному, совершается у мужа с женою нравственно. По браке муж жену имеет в чувстве своем частию себя самого; и жена в чувстве своем имеет себя привитою к мужу, так что самым делом выходит, что они оба — плоть едина, то есть одно существо, одно лицо. Апостол и говорит как бы: нечего тебя учить, как любить жену; люби, как часть тебя самого. Конечно, любовь к жене требует жертв (как выше выходило из указания на отношение Христа Господа к Церкви), но эти жертвы не на сторону, а на тебя же. Любяй жену, себя любит. Следовательно, и жертвуяй чем для жены, на себя жертвует.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя

См. Толкование на Еф. 5:19

Блаж. Феофилакт Болгарский

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела

Не как на более важный и необходимейший пример указывает теперь на то (ибо ясно, что отношение Христа к Церкви гораздо важнее этого примера), но как на более близкий и подручный. Именно дабы кто-нибудь не сказал, что Тот был Бог и предал Себя, — он иным способом указывает нам эту необходимость. Должны, говорит, любить, то есть не милость — это дело, но долг и необходимость, потому что жена есть твое тело. Итак, пример Христа он привел не к тому только, что должно любить, но и к тому, чтобы и благоустроять.

Чтобы она была, говорит, свята и непорочна. Пример же тела выставил по отношению только к любви.

любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь

Напряженное, говорит, и самое тщательное попечение прилагает всякий о своем теле, так и ты по отношению к своей жене. И опять Христа приводит в пример, показывая, что и Христос возлюбил нас, как Свою собственную плоть.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Августин Иппонский

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя

Женщинам в пример приводится Церковь, мужчинам — Христос… Павел увещевает мужей и на основании более низком, а именно на основании собственного тела, а не только на высоком основании, т.

е. говоря о Господе.

О воздержании.

Лопухин А.П.

Ст. 28-30 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его

Тут новое разъяснение, почему мужья должны любить своих жен: жены составляют собою собственные тела своих мужей, образуют, по своему происхождению, так сказать, составную часть их собственной личности. Но если это так, то жена может быть названа «плотию» своего мужа, а «плоть» свою всякому любить естественно и необходимо: никто не станет причинять вред своему организму, лишая его необходимых забот (питает и греет ее). Так и Христос питает Церковь, как хлеб жизни (Ин VI:48), и греет ее, как пастырь добрый овечку. Ведь мы — прибавляет Ап. — действительно, члены тела Христова произошли от плоти Его и от костей Его, подобно тому, как Ева произошла от ребра Адамова.

Впрочем, по объяснению св. Иоанна Златоуста, выражение: «от плоти Его» (и костей Его) указывает просто на то, что мы поистине произошли от Христа, как от нового родоначальника. Можно прибавить, что мы имеем в себе Христа, носим, так сказать, в своем новом существовании Его род и сущность (Эвальд).

См. также Толкование на Еф. 5:22

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Толкования Священного Писания. Толкования на Еф. 5:28

Содержание

  • Толкования на Еф. 5:28

    • Свт. Иоанн Златоуст

    • Свт. Феофан Затворник

    • Прп. Ефрем Сирин

    • Блаж. Феофилакт Болгарский

    • Блаж. Августин Иппонский

    • Лопухин А.П.

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 28-29 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь

«Так должны мужья», – говорит (апостол), – «любить своих жен, как свои тела». Что это значит? Значит, что он переходит к убедительнейшему и к сильнейшему примеру; и мало того, к примеру более близкому и ясному, и к новой причине. То не казалось весьма необходимым, и чтобы не сказал кто-нибудь: Он был Христос, был Бог, и сам Себя предал, – (апостол) иным способом доказывает то же, говоря: «так должны»; итак это – не милость, а долг. Сказавши: «как свои тела», он присовокупил: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее»

(ст. 29), т. е. заботится о ней с великим тщанием. Но каким образом (жена) – плоть мужа? Послушай: «вот, это», – говорил (Адам), – «кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Бт. 2:23). И не только это, но сказано еще: «и будут одна плоть. Как и Христос возлюбил Церковь»: обращается к прежнему примеру.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Свт. Феофан Затворник

Тако должны суть мужие любити своя жены, яко своя телеса; любяй бо свою жену, себе самаго любит

Выставляет новое сильнейшее и яснейшее побуждение к любви. Сказанное пред сим могло быть не ясно понято, могло казаться далеким. Он и говорит как бы: может быть, сказанное не так для вас понятно, скажу прямее и ближе: любите жен, как свои тела; ибо, в самом деле, они суть тела ваши, и, любя их, вы не на сторону обращаетесь, а на себя же, ибо, любя жен, себя любите. Так сочетавает течение речи святой Златоуст: «Переходит Апостол к сильнейшему примеру; и не только это, но к ближайшему и яснейшему, и к новой причине. Ибо то (сказанное) не казалось весьма необходимым, и для того, чтобы не сказал кто-нибудь: Он был Христос, был Бог и Сам Себя предал, — Апостол иным способом доказывает то же, говоря:

тако должны суть любити, яко своя телеса. — Итак, это — не милость, а долг».

Что следует из обязанности любить своих жен, яко своя телеса, очевидно само собою. «Но каким образом жена есть плоть мужа? — Послушай: се ныне, говорит Адам, кость от костей моих и плоть от плоти моея (Быт. 2, 23). Ева есть плоть от плоти Адама» (святой Златоуст). Это основание Апостол не выставляет здесь, предполагая его известным. Ибо, кто знает, как первоначально произошла жена, тот не может недоумевать, как жена есть тело мужа. Праматерь Ева взята из праотца Адама, и Адам прямо определил ее, говоря:

се плоть от плоти моея. Но что тогда физически совершено, то потом по закону, Богом положенному, совершается у мужа с женою нравственно. По браке муж жену имеет в чувстве своем частию себя самого; и жена в чувстве своем имеет себя привитою к мужу, так что самым делом выходит, что они оба — плоть едина, то есть одно существо, одно лицо. Апостол и говорит как бы: нечего тебя учить, как любить жену; люби, как часть тебя самого. Конечно, любовь к жене требует жертв (как выше выходило из указания на отношение Христа Господа к Церкви), но эти жертвы не на сторону, а на тебя же. Любяй жену, себя любит. Следовательно, и жертвуяй чем для жены, на себя жертвует.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя

См. Толкование на Еф. 5:19

Блаж. Феофилакт Болгарский

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела

Не как на более важный и необходимейший пример указывает теперь на то (ибо ясно, что отношение Христа к Церкви гораздо важнее этого примера), но как на более близкий и подручный. Именно дабы кто-нибудь не сказал, что Тот был Бог и предал Себя, — он иным способом указывает нам эту необходимость. Должны, говорит, любить, то есть не милость — это дело, но долг и необходимость, потому что жена есть твое тело. Итак, пример Христа он привел не к тому только, что должно любить, но и к тому, чтобы и благоустроять. Чтобы она была, говорит, свята и непорочна. Пример же тела выставил по отношению только к любви.

любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь

Напряженное, говорит, и самое тщательное попечение прилагает всякий о своем теле, так и ты по отношению к своей жене. И опять Христа приводит в пример, показывая, что и Христос возлюбил нас, как Свою собственную плоть.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Августин Иппонский

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя

Женщинам в пример приводится Церковь, мужчинам — Христос… Павел увещевает мужей и на основании более низком, а именно на основании собственного тела, а не только на высоком основании, т.е. говоря о Господе.

О воздержании.

Лопухин А.П.

Ст. 28-30 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его

Тут новое разъяснение, почему мужья должны любить своих жен: жены составляют собою собственные тела своих мужей, образуют, по своему происхождению, так сказать, составную часть их собственной личности. Но если это так, то жена может быть названа «плотию» своего мужа, а «плоть» свою всякому любить естественно и необходимо: никто не станет причинять вред своему организму, лишая его необходимых забот (питает и греет ее). Так и Христос питает Церковь, как хлеб жизни (Ин VI:48), и греет ее, как пастырь добрый овечку. Ведь мы — прибавляет Ап. — действительно, члены тела Христова произошли от плоти Его и от костей Его, подобно тому, как Ева произошла от ребра Адамова. Впрочем, по объяснению св. Иоанна Златоуста, выражение: «от плоти Его» (и костей Его) указывает просто на то, что мы поистине произошли от Христа, как от нового родоначальника. Можно прибавить, что мы имеем в себе Христа, носим, так сказать, в своем новом существовании Его род и сущность (Эвальд).

См. также Толкование на Еф. 5:22

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Что значит быть благочестивым мужем?

ГлавнаяМатериалыИндексОтношенияСупружеское единство Благочестивый муж

Вопрос

Ответ

Когда спрашиваешь, как быть благочестивым мужем, одна из первых истин, которую необходимо признать, заключается в том, что никто не является благочестивым от природы. Ни мужчины, ни женщины не могут быть такими, какими их хочет видеть Бог, своими собственными силами. Итак, чтобы быть благочестивым мужем или женой, мы должны сначала подчинить свою жизнь господству Иисуса Христа. Быть «благочестивым» означает, что мы должны иметь Бога. Когда Его Дух живет в нас, Он дает нам силу жить благочестивой жизнью (Галатам 2:20; Титу 2:12).

Послание к Филиппийцам 2:3–4 закладывает основу для всех благочестивых отношений, включая брак: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию. Наоборот, в смирении цените других выше себя, не смотря на свои интересы, но каждый из вас на интересы других». В браке это означает, что муж и жена больше не являются сами себе начальниками. Каждый добровольно уступил другому право делать все, что они хотят, когда хотят. Это может быть особенно тяжело для мужчин, особенно если они долгое время были одиноки. Мужчине никогда не придет в голову, что его жена не так увлечена, как он, проведением выходных на футбольном матче или в охотничьем домике. Но этот отрывок учит нас намеренно учитывать чувства и идеи других, а не предполагать, что они думают так же, как и мы.

1 Петра 3:7 говорит: «Мужья, живите с женами благоразумно, оказывая жене честь, как немощнейшему сосуду, потому что они сонаследницы благодати жизни, да не будут ваши молитвы затруднено». Термин «более слабое судно» часто понимают неправильно. Это не означает неполноценности, поскольку стих продолжается утверждением, что женщина является сонаследницей своего мужа. В контексте этого стиха «слабее» означает, что к женщине нельзя относиться как к «одному из парней». Она устроена иначе, как телом, так и духом. «Понимание» является ключевым. Муж должен изучать свою жену, узнавать, кто она такая, и делать выбор, подчеркивающий ее силу и красоту. В христианском браке нет места физической конфронтации, словесным оскорблениям и эмоциональному пренебрежению. Жить с ней с пониманием означает, что мудрый муж контролирует свои потребности и желания, чтобы удовлетворить ее. Он не принижает ее, не преуменьшает ее вклада в семью и не ожидает, что она будет делать то, что Бог поручил ему. Он делает изучение одной женщины делом всей своей жизни и хочет быть в этом экспертом.

Послание к Ефесянам 5 продолжает это описание благочестивого мужа. В стихе 25 говорится: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь и предал себя за нее». Это сравнение со Христом и церковью говорит о многом. Мужья должны проявлять жертвенную, безусловную любовь к своим женам так же, как Иисус любит нас, Свою невесту, даже когда мы непокорны, непослушны и непривлекательны. Далее в стихе 28 говорится: «Мужья должны любить своих жен, как свои тела. Кто любит свою жену, тот любит себя». У мужчин обычно нет проблем с любовью к собственному телу. Сексуальное удовлетворение, мышечная сила и другие физические потребности часто являются главными приоритетами. Бог наставляет мужей уделять своим женам такой же приоритет, как и их физическим потребностям. Иисус добровольно подверг Свое тело жестокому обращению, унижению и нужде ради Своей невесты, церкви. Это образец, который Писание дает мужьям для подражания.

Жены-христианки желают благочестивого лидерства, а не диктатуры. Однако человек не может вести там, где он не был. Лидер идет первым, прокладывая путь, преодолевая духовные проблемы, а затем преподнося Божьи наставления своей семье. Постоянные личные отношения с Иисусом имеют решающее значение для духовного руководства семьей. Бог возлагает на мужчин ответственность за духовное и физическое благополучие своих семей (1 Тимофею 5:8). Даже если жена может лучше обучать и руководить, муж все равно должен участвовать в обучении своих детей. Он должен подавать пример в посещении церкви, чтении Библии, молитве и духовных дисциплинах. Жене-христианке трудно уважать своего мужа в других областях, если он непоследовательно ведет ее духовно.

И одинокие, и женатые мужчины могут извлечь выгоду из этих качеств благочестивого лидера. Лидер это:

• Первый слуга (Матфея 23:11)
• Обучаемый (Притчи 19:20)
• Исполнены Святым Духом (Деяния 6:3)
• С энтузиазмом относится к своей роли (Ефесянам 6:7)
• Образец смирения и прощения (1 Петра 5:6; Ефесянам 4:32)
• Любить тех, кого ведет (Матфея 5:46; Иоанна 13:34-35)
• Готов признать свои неудачи и области, в которых он нуждается в росте (Филиппийцам 3:12)

В частности, мужчина может стать благочестивым мужем, если будет учитывать следующее:

1. Указывает ли ваше расписание на то, что ваша семья является главным приоритетом в плане времени, энергии и внимания?

2. Прислушиваетесь ли вы к совету из 1 Петра 3:7 и действительно ли изучаете свою жену?

3. Вы берете на себя инициативу вести свою жену духовно, делясь тем, чему учит вас Бог?

4. Чувствительны ли вы к физическому состоянию и сексуальным потребностям вашей жены? Они будут отличаться от ваших, и благочестивый муж уважает это, не дуясь и не пытаясь «наказать» ее.

5. Принимаете ли вы равную ответственность за детей? Даже если ваша жена лучше справляется с некоторыми аспектами воспитания, вы несете ответственность за своих детей. Вашей жене нужен партнер, который охотно разделит с ней нагрузку.

6. Проверьте свой тон голоса. Вы привыкли к резкости, порицанию или тонкому неодобрению?

7. Прибегали ли вы когда-либо к физическому или словесному оскорблению в любой форме? Если вам нужна помощь в управлении гневом, получите ее.

8. В тех областях, где ваша жена слаба, помогаете ли вы ей расти, а не критикуете или закрываете?

9. Вы умеете слушать? Жены должны делиться своим сердцем, и вы должны быть для нее самым безопасным местом для этого.

10. Вы хранитель ее сердца, мечты и самооценки? Вы не можете быть для нее Богом, но вы можете побудить ее соединиться с Богом таким образом, чтобы ее самые глубокие эмоциональные потребности были удовлетворены в Нем.

Люди часто измеряют себя внешними факторами, которые находятся вне их контроля. Деньги, слава, физические способности и власть преходящи и преходящи. Однако муж может решить определить успех тем, насколько хорошо он следовал Божьему повелению лелеять свою жену и руководить своей семьей. Счастливая жена – это свидетельство своего мужа. Хотя он не несет ответственности за реакцию своей жены, каждый муж может контролировать, насколько хорошо он следует образцу Иисуса в любви и руководстве теми, кого Бог доверил ему.

Вернуться к:

Вопросы о браке

Что значит быть благочестивым мужем?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Каковы роли мужа и жены в семье?

ГлавнаяМатериалыУказательСемьяОсновы семьи Роли муж жена семья

Вопрос

Ответ

Хотя мужчины и женщины равны в отношениях со Христом, Писание отводит каждому из них определенную роль в браке. Муж должен взять на себя руководство в доме (1 Коринфянам 11:3; Ефесянам 5:23). Это руководство не должно быть диктаторским, снисходительным или покровительственным по отношению к жене, но должно соответствовать примеру Христа, руководящего церковью. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив ее банею водною через слово» (Ефесянам 5:25-26). Христос любил церковь (Свой народ) с состраданием, милосердием, прощением, уважением и бескорыстием. Таким же образом мужья должны любить своих жен.

Жены должны подчиняться авторитету своих мужей. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Ибо муж есть глава жены, как Христос есть глава церкви, тела его, Спасителем которого он является. Как церковь повинуется Христу, так и жены должны подчиняться своим мужьям во всем» (Ефесянам 5:22-24). Хотя женщины должны подчиняться своим мужьям, Библия также несколько раз говорит мужчинам, как они должны обращаться со своими женами. Муж не должен брать на себя роль диктатора, но должен проявлять уважение к жене и ее мнению. На самом деле, Ефесянам 5:28-29призывает мужчин любить своих жен так же, как они любят свои собственные тела, кормя их и заботясь о них. Любовь мужчины к жене должна быть такой же, как любовь Христа к Своему телу, церкви.

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Колоссянам 3:18-19). «Мужья, так и вы, живя с женами, будьте благоразумны, и относитесь к ним с уважением, как к более немощным сотоварищам и как к сонаследницам благодатного дара жизни, чтобы ничто не воспрепятствовало вашим молитвам» (1 Петра 3: 7). Из этих стихов мы видим, что любовь и уважение характеризуют роли как мужей, так и жен. Если они присутствуют, то авторитет, главенство, любовь и подчинение не будут проблемой ни для одного из партнеров.

Что касается распределения обязанностей по дому, Библия наставляет мужей обеспечивать свои семьи. Это означает, что он работает и зарабатывает достаточно денег, чтобы обеспечить все необходимое для жизни своей жены и детей. Неспособность сделать это имеет определенные духовные последствия. «Если кто не печется о своих родственниках, и особенно о своих ближайших родственниках, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тимофею 5:8). Итак, человек, который не прилагает никаких усилий для обеспечения своей семьи, не может по праву называть себя христианином. Это не означает, что жена не может помогать в содержании семьи — Притчи 31 показывают, что благочестивая жена, несомненно, может это делать, — но обеспечение семьи не входит в ее основную обязанность; это ее муж. В то время как муж должен помогать с детьми и с домашними делами (выполняя тем самым свой долг любить свою жену), в Притчах 31 также ясно указывается, что дом должен быть главной сферой влияния и ответственности женщины. Даже если ей приходится поздно ложиться спать и рано вставать, о ее семье хорошо заботятся. Это нелегкий образ жизни для многих женщин, особенно в богатых западных странах. Тем не менее, слишком много женщин находятся в состоянии стресса и напряжены до предела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *