К юнга: писатели и не только о том, что читают почему

К юнга: писатели и не только о том, что читают почему

В чем смысл жизни? Ответы — в цитатах психоаналитика Карла Юнга

26 марта 2021

Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии. В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал не только индивидуальное, но и коллективное бессознательное. Он также не разделял идеи Фрейда относительно сексуального детерминизма поведения человека, полагая, что поведение зависит от психологических особенностей личности. Юнг — автор полутора десятков книг. Саммари на одну из них — «Человек и его символы» — есть в библиотеке Smart Reading.


Послушать пост:


Мы собрали цитаты Карла Густава Юнга, которые заставляют задуматься о смысле жизни и о том, как она устроена.

  1. «Все, что не устраивает нас в других, позволяет понять самих себя».
  2. «Встреча двух людей — это встреча двух химических элементов. Реакция может и не произойти, но если произойдет — меняются оба».
  3. «Здоровый человек не издевается над другими. Мучителем становится перенесший муки».
  4. «Встреча с самим собой — одна из самых неприятных».
  5. «Как одна и та же обувь подходит одному и натирает мозоли другому, так нет и универсального рецепта для жизни».
  6. «Одиночество связано не с отсутствием людей вокруг, а с невозможностью поделиться важным и отсутствием единомышленников».
  7. «Я — не то, что со мной произошло. Я — то, чем я решил стать».
  8. «Не удерживай человека, который уходит от тебя. Иначе не придет тот, кто идет к тебе».
  9. «Отсутствие смысла жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла».
  10. «Всё, что раздражает нас в других людях, может привести к пониманию себя».
  11. «То, что вам нужно, находится там, куда вы менее всего хотите смотреть».
  12. «Грустная правда в том, что человеческая жизнь состоит из набора неумолимых противоположностей — дня и ночи, рождения и смерти, счастья и страдания, добра и зла. Мы не уверены даже в том, что одно будет сильнее другого, что добро победит зло, или радость — боль.
    Жизнь — это поле битвы».
  13. «Познать тьму внутри себя — лучший способ справиться с тьмой в других людях».
  14. «Жизнь сама по себе бессмысленна, до тех пор, пока не появляется человек, который пытается истолковать её явления».
  15. «Ваше предназначение там, где ваш страх».
  16. «Люди будут делать, что угодно, даже самые абсурдные вещи, лишь бы не заглядывать в свою душу».
  17. «Одни люди, подобно растениям, растут на свету, другие — в тени. Многим нужна тень, а не свет».
  18. «Несчастливы те, кто живет, следуя примерам! В них нет жизни. Если вы живете в соответствии с примерами, вы проживаете жизнь этого примера. А кто будет жить вашу жизнь, если не вы? Так живите сами».
  19. «Там, где царствует любовь, жажда власти отсутствует, а там, где правит власть, любви недостает».
  20. «Полнота жизни управляется законом и вместе с тем не закономерна, она рациональна и вместе с тем иррациональна».
  21. «Стать „нормальным человеком“ — идеальная цель для неудачников, — для всех тех, кто находится ниже общего уровня приспособленности».

Философия К. Г. Юнга

1.10.2020

Карл Густав Юнг (1875—1961 гг.) — другой выдающийся представитель психоанализа и ученик 3. Фрейда, швейцарский психиатр и психолог. Родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Окончил медицинский факультет Базельского университета. Около шести лет работал в психиатрической клинике, одно время тесно сотрудничал с 3. Фрейдом (1909—1913), был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ. Совмещал лечебную практику с научной, а также с преподавательской деятельностью в высшей школе. В 1913 году разорвал связи со своим наставником 3. Фрейдом и создал собственную школу психоанализа, которая получила название аналитической, или комплексной, психологии. В 1935 году был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе, затем преподавал в Базеле.

Поводом к разрыву отношений между 3. Фрейдом и К. Г. Юнгом послужила отличная от учителя интерпретация Юнгом понятия либидо. Юнг сформулировал гипотезу, что сексуальное либидо — это только одна из форм «первичного» либидо, которое значительно шире, поскольку можно признать его тождественным с нерасчлененной психической энергией человека, являющейся чем-то вроде общей жизненной силы человека.

Подобно А. Адлеру, К. Юнг подчеркивал значение отношений между родителями и ребенком для развития его личности. Он утверждал, что на формирование личности ребенка имеют большое влияние напряженные отношения между родителями, например, их нервное состояние, несогласие между собой, скрытые формы беспокойства — все это сказывается на психике ребенка, формируя в ней бессознательно те самые психические состояния, которые были присущи его родителям.

Другой интересной идеей К. Юнга было учение о коллективном бессознательном. Согласно этой теории в содержание детства каждого человека входят воспоминания человеческого рода, а не только, как у Фрейда, воспоминания из собственной жизни личности. Юнг даже допускал, что в бессознательном человека сохраняются некоторые реликты животного прошлого человека.

По К. Юнгу, коллективное бессознательное — это «мудрость веков», которая встроена в психику каждой личности.

Поэтому процесс самореализации личности человека и процесс психиатрической терапии основывается, по мнению К. Юнга, в значительной части на установлении контакта с ее коллективным бессознательным (интерпретации сознательной и бессознательной составляющих психики человека). Такая терапия может быть основана на интерпретации снов человека. Здесь возможны личностные интерпретации жизни человека, но и интерпретации опыта, добытого в ходе эволюции рода человеческого в течение многих столетий. Так, например, интерпретация сна человека о его отце может привести к открытию идеи отцовства вообще, т. е. к пониманию и осознания архетипа отца, который является элементом нашей культуры.

Архетип — это суммарный опыт многих поколений. Архетипы находят воплощение в мифах, сказаниях, былинах, традициях, религиях.

Эти архетипы не вписываются в научное мировоззрение, более того наука и культура часто пытаются подавить архетипы. По мнению К. Юнга, именно это взаимоотношение между архетипами и наукой, культурой привело к кризису европейской культуры.

Трактовка К. Юнгом личного бессознательного отличается от понимания бессознательного его учителем 3. Фрейдом. Личное бессознательное, по К. Юнгу, это вытесненные из сферы сознания индивидуальные стремления человека. К. Юнг структурирует бессознательное на различные виды: выделяет групповое, национальное, расовое бессознательное; замечает, что у человека и животных существуют общие структуры бессознательного.

Коллективное бессознательное включает в себя множество архетипов. К. Юнг с помощью этого теоретического конструкта анализировал личность человека и создаваемую обществом культуру. Он считал, что архетипы — это общие для людей праформы, образцы, стабильные структуры, которые руководят поведением личности, определяют постоянные способы мышления и чувствования.

Они создают определенные рамки как для мышления обыденного, так и научного и философского. Архетипы недоступны непосредственному познанию. Они проявляются в сознании посредством символов, содержащихся в мифах, верованиях, искусстве, в снах, фантазиях, мечтах личности.

Учение К. Юнга об архетипах оказало значительное влияние на многих мыслителей и художников, представителей искусства, религиоведения, теологии, философии, истории искусства и пр. К важнейшим работам К. Г. Юнга можно отнести: «Психология и религия», «Архетипы и символы».

К. Г. Юнг считал, что цель философии — помочь человеку расшифровать архетипы, т. е. высшие истины, зашифрованную историю человечества, понять их смысл, а через них понять себя и окружающую действительность.

Ключевые слова: Юнг, Психоанализ

Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.

Материалы по теме

Психоанализ Карла Юнга

Деркача А.А., Социальная психология

Исходные посылки психоанализа

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Психоанализ детства

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Психоанализ: характеристика, методы, направления

Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Оральный характер в психоанализе

Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов…

Психоаналитическая теория инстинктов

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание…

Основные позиции аналитической традиции Юнга в отношении религии

Основные позиции психоаналитической традиции 3. Фрейда

юнга в предложении

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в сети. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Впервые он вышел в море в качестве каюты мальчика в 1845 году, но к 1852 году дослужился до звания помощника капитана.

From

Wikipedia

Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.