К г юнга: писатели и не только о том, что читают почему

К г юнга: писатели и не только о том, что читают почему

ЮНГ • Большая российская энциклопедия

ЮНГ (Jung) Карл Гус­тав (26.7.1875, Кесвиль, кан­тон Тур­гау – 6.6.1961, Кюс­нахт, кан­тон Цю­рих), швейцарский пси­хо­лог и пси­хи­атр, ос­но­во­по­лож­ник анали­ти­че­ской пси­хо­ло­гии, чл. ака­де­мии «Лео­поль­ди­на» (1934). Родил­ся в се­мье ре­фор­мат­ско­го свя­щенни­ка. С 1895 учил­ся в Ба­зель­ском ун-те; в 1900, по­лу­чив ди­плом вра­ча, стал ас­си­стен­том Э. Блей­ле­ра в пси­хи­ат­рич. кли­ни­ке Бург­хёльц­ли в Цю­ри­хе. Док­тор­ская дис. «К пси­хо­ло­гии и па­то­ло­гии так на­зы­вае­мых ок­культ­ных фе­но­ме­нов» (1902, рус. пер. 1995). Зи­мой 1902–03 был ас­си­стен­том П. Жа­не в па­риж­ской боль­ни­це Саль­пет­ри­ер. В 1905, по­сле за­щи­ты дис. «Ди­аг­но­сти­че­ские ис­сле­до­ва­ния ас­со­циа­ций» (со­здан­ный Ю. ас­со­циа­тив­ный тест по­слу­жил ис­точ­ни­ком ря­да про­ек­тив­ных тес­тов), стал зав. от­де­ле­ни­ем в Бург­хёльц­ли и за­мес­ти­те­лем Блей­ле­ра, а так­же экс­т­ра­ор­ди­нар­ным проф. Цю­рих­ско­го ун-та. В 1909 ушёл из Бург­хёльц­ли и за­нял­ся ча­ст­ной прак­ти­кой в Кюс­нах­те.

С 1907 Ю. – ак­тив­ный сто­рон­ник пси­хо­ана­ли­за, один из бли­жай­ших со­труд­ни­ков З. Фрей­да, пре­зи­дент Ме­ж­ду­нар. пси­хо­ана­ли­тич. ас­со­циа­ции (1910–14) и ре­дак­тор её гл. жур­на­ла. В 1913 по­сле раз­ры­ва с Фрей­дом вслед­ст­вие на­ко­пив­ших­ся тео­ре­тич. раз­но­гла­сий (трак­тов­ка Ю. ли­би­до как пси­хич. энер­гии во­об­ще, от­ри­ца­ние ин­фан­тиль­ной этио­ло­гии нев­ро­зов, по­ни­ма­ние пси­хи­ки как са­мо­дос­та­точ­ной сис­те­мы, функ­цио­ни­рую­щей по прин­ци­пу ком­пен­са­ции, и др.) Ю. по­ки­да­ет пси­хо­ана­ли­тич. дви­же­ние и в по­сле­дую­щие го­ды раз­ра­ба­ты­ва­ет свой ва­ри­ант глу­бин­ной пси­хо­ло­гии (ана­ли­тич., или ком­плекс­ная, пси­хо­ло­гия). Он за­ни­ма­ет­ся ча­ст­ной прак­ти­кой, пред­при­ни­ма­ет экс­пе­ди­ции с це­лью изу­че­ния пер­во­быт­ной пси­хи­ки и тра­диц. ре­ли­гий (в 1924–25 в Сев. Аме­ри­ку, в 1925–1926 в Эк­ва­то­ри­аль­ную Аф­ри­ку, в 1937 в Ин­дию). С 1930 зам., в 1933–39 пред. Все­об­ще­го мед. пси­хо­те­ра­пев­тич. об-ва в Бер­ли­не (с 1934 ме­ж­ду­нар. об-во с цен­тром в Цю­ри­хе). С 1933 пре­по­да­вал в Выс­шей тех­нич. шко­ле Цю­ри­ха (проф. в 1935–42). В 1948 в Цю­ри­хе ос­но­ван Ин-т К. Г. Юн­га.

Цен­траль­ное в уче­нии Ю. – по­ня­тие «кол­лек­тив­но­го бес­соз­на­тель­но­го» (см. Бес­соз­на­тель­ное), сфор­му­ли­ро­ван­ное им в про­цес­се ис­сле­до­ва­ния спон­тан­но­го по­яв­ле­ния фольк­лор­ных и ми­фо­ло­гич. мо­ти­вов в сно­ви­де­ни­ях па­ци­ен­тов («Транс­фор­ма­ции и сим­во­лы ли­би­до», 1912, рус. пер. 1994, и др.). Его ядром яв­ля­ют­ся ар­хе­ти­пы – ус­той­чи­вые струк­ту­ры, не­за­ви­си­мые от соз­на­ния, за­клю­чаю­щие в се­бе опыт всех пред­ше­ст­вую­щих по­ко­ле­ний и оди­на­ко­вые во все эпо­хи у всех на­ро­дов; они про­яв­ля­ют­ся в ви­де об­ще­че­ло­ве­че­ских об­ра­зов (напр., ма­те­ри-зем­ли, ге­роя, муд­ро­го стар­ца, де­мо­на и т. п.). Кол­лек­тив­ное бес­соз­на­тель­ное ре­гу­ли­ру­ет­ся дея­тель­но­стью ар­хе­ти­пов, ко­то­рые (на­рав­не с ин­стинк­та­ми) все­це­ло оп­ре­де­ля­ют пси­хи­ку пер­во­быт­ных на­ро­дов, вы­сту­пая в сим­во­лич. фор­мах ми­фов, ле­генд, фан­та­зий и т. д.

Соз­на­ние, пред­став­ляю­щее со­бой про­цесс ак­ту­аль­ной адап­та­ции, и бес­соз­на­тель­ное, ох­ва­ты­ваю­щее суб­ли­ми­наль­ные (под­по­ро­го­вые) вос­при­ятия, ощу­ще­ния, ре­ак­ции, оцен­ки и т. д. (в т. ч. и ин­стинк­ты – био­ло­ги­че­ски це­ле­со­об­раз­ные бес­соз­нат. ре­ак­ции и фор­мы по­ве­де­ния), рас­смат­ри­ва­ют­ся Ю. как на­хо­дя­щие­ся в по­сто­ян­ном ди­на­ми­че­ском взаи­мо­дей­ст­вии (осу­ще­ст­в­ляе­мое соз­на­ни­ем вы­тес­не­ние в бес­соз­на­тель­ное не­при­ем­ле­мых для иде­аль­но­го Я соб­ст­вен­ных склон­но­стей и ка­честв, ко­то­рые со­став­ля­ют тем са­мым «тень» лич­но­сти и не­про­из­воль­но про­еци­ру­ют­ся на др. лю­дей, и т. п.; «От­но­ше­ния ме­ж­ду Я и бес­соз­на­тель­ным», 1928, рус. пер. 1994). По­гра­нич­ной ме­ж­ду соз­на­ни­ем и кол­лек­тив­ным бес­соз­на­тель­ным яв­ля­ет­ся об­ласть лич­но­го бес­соз­на­тель­но­го, вклю­чаю­щая в се­бя как вы­тес­нен­ные пси­хич. со­дер­жа­ния, так и ав­то­ном­ные ком­плек­сы пе­ре­жи­ва­ний, сгруп­пи­ро­ван­ные во­круг к. -л. из ар­хе­ти­пов или их со­че­та­ний (сво­его ро­да от­ще­п­лён­ные от соз­на­ния «час­тич­ные лич­но­сти»).

В по­ни­ма­нии пси­хи­ки как энер­ге­тич. сис­те­мы Ю., в от­ли­чие от З. Фрей­да, на­ря­ду с кау­заль­ным объ­яс­не­ни­ем вво­дит фи­наль­ное – по­ня­тие ко­неч­ной це­ли вся­ко­го пси­хич. про­цес­са («Об энер­ге­ти­ке ду­ши», 1928, рус. пер. 2008). В рус­ле это­го те­лео­ло­гич. под­хо­да осн. со­дер­жа­ни­ем и за­да­ни­ем пси­хич. жиз­ни Ю. счи­та­ет ин­ди­ви­дуа­цию – дос­ти­же­ние пси­хич. це­ло­ст­но­сти в хо­де по­сте­пен­ной ин­те­гра­ции бес­соз­на­тель­но­го в соз­на­ние, вклю­чаю­щей встре­чу и «раз­би­ра­тель­ст­во» с соб­ст­вен­ной «те­нью». Бес­соз­на­тель­ное при оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях спо­соб­ст­ву­ет сме­не ус­та­но­вок пси­хи­ки на бо­лее адап­ти­ро­ван­ные и ак­туа­ли­за­ции цент­раль­но­го ар­хе­ти­па са­мо­сти (das Selbst) – по­тен­ци­аль­но­го цен­тра це­ло­ст­ной лич­но­сти, «вир­ту­аль­ной точ­ки со­еди­не­ния соз­на­ния и бес­соз­на­тель­но­го» в от­ли­чие от Я как цен­тра соз­на­ния.

К чис­лу важ­ней­ших ар­хе­ти­пов кол­лек­тив­но­го бес­соз­на­тель­но­го от­но­сят­ся anima и animus – из­на­чаль­но со­дер­жа­щие­ся в пси­хи­ке че­ло­ве­ка муж­ское и жен­ское на­ча­ла (фик­си­ро­ван­ные, в ча­ст­но­сти, в ми­фо­ло­гич. об­ра­зе ан­д­ро­ги­на). Ани­ма в ка­че­ст­ве жен­ской со­став­ляю­щей муж­ской пси­хи­ки и ани­мус в ка­че­ст­ве муж­ской со­став­ляю­щей жен­ской пси­хи­ки про­еци­ру­ют­ся со­от­вет­ст­вен­но бес­соз­на­тель­ны­ми об­раз­ами ма­те­ри у муж­чи­ны и от­ца у жен­щи­ны.

В цен­тре пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки Ю., на­це­лен­ной на ин­те­гра­цию лич­но­сти, – ана­лиз сим­во­лов, спон­тан­но по­ро­ж­дае­мых в сно­ви­де­ни­ях, а так­же в фан­та­зи­ях па­ци­ен­та, ко­то­рые по­лу­ча­ют вопло­ще­ние в рас­ска­зе, ри­сун­ке или тан­це в про­цес­се т. н. ак­тив­ной има­ги­на­ции («Об­щие под­хо­ды к пси­хо­ло­гии сно­виде­ния», 1928, и др.). Мно­го­об­ра­зие сим­во­лич. форм сво­дит­ся при этом к срав­ни­тель­но не­мно­го­числ. ти­пам, или схе­мам, ам­пли­фи­ка­ция (рас­ши­ре­ние сим­во­лич. со­дер­жа­ния) ко­то­рых мо­жет про­яс­нить кар­ти­ну оп­ре­де­лён­но­го пси­хич. со­стоя­ния.

В ос­но­ве раз­ра­бо­тан­ной Ю. ти­по­ло­гии ха­рак­те­ров («Пси­хо­ло­ги­че­ские ти­пы», 1921, рус. пер. 1929, но­вое изд. – 1995) ле­жит вы­де­ле­ние пре­об­ла­даю­щей на­прав­лен­но­сти на внешний или внутр. мир (см. Ин­тро­вер­сия и экс­т­ра­вер­сия) и че­ты­рёх пси­хич. функ­ций (мыш­ле­ние, чув­ст­во, ин­туи­ция, ощу­ще­ние), од­на из ко­то­рых у че­ло­ве­ка ка­ж­до­го ти­па все­гда яв­ля­ет­ся соз­на­тель­ной и до­ми­ни­рую­щей, од­на бес­соз­на­тель­ной и две про­ме­жу­точ­ны­ми; в со­во­куп­но­сти это да­ёт 8 кон­крет­ных пси­хо­ло­гич. ти­пов.

Мно­же­ст­во ра­бот Ю. по­свя­ще­но ана­ли­зу сим­во­лич. форм куль­ту­ры в кон­тек­сте его пси­хо­ло­гич. уче­ния («Сим­во­ли­ка ду­ха», 1948, и др.). Пред­ме­том его по су­ще­ст­ву меж­дис­ци­п­ли­нар­ных ис­сле­до­ва­ний (со­труд­ни­че­ст­во с нем. си­но­ло­гом Р. Виль­гель­мом, венг. фи­ло­ло­гом-клас­си­ком К. Ке­ре­ньи, фи­зи­ком В.  Пау­ли) вы­сту­па­ют ре­ли­гии (буд­дизм, дао­сизм, иу­да­изм, хри­сти­ан­ст­во, в т. ч. его гно­стич. сек­ты – см. Гно­сти­цизм), ал­хи­мия и ас­т­ро­ло­гия, а так­же ху­дож. твор­че­ст­во. Так, ис­тол­ко­вы­вая ал­хи­мию как «про­топ­си­хо­ло­гию», Ю. в ста­ди­ях ал­хи­мич. про­цес­са («чер­не­ние», «бе­ле­ние» и т. д.) ви­дел про­еци­руе­мое на ма­те­рию бес­соз­нат. сим­во­лич. ото­бра­же­ние про­цес­са ин­ди­ви­дуа­ции («Пси­хо­ло­гия и ал­хи­мия», 1944, рус. пер. 1997; «Фи­ло­соф­ское дре­во», рус. пер. 2008; «Mysteri­um Coniunctionis», vol. 1–2, 1955–56; «Дух Мер­ку­рий», 1943/48, рус. пер. 1996; и др.). Ре­ли­гию он рас­смат­ри­вал как из­на­чаль­ное спон­тан­ное вы­ра­же­ние кол­лек­тив­но­го бес­соз­на­тель­но­го, за­пе­чат­лён­ное в по­ро­ж­дае­мых им сим­во­лах и ри­туа­лах, ко­то­рые иг­ра­ют важ­ную те­ра­пев­тич. роль («Пси­хо­ло­гия и ре­ли­гия», 1940, рус. пер. 1991, и др.). Од­но­сто­рон­няя ра­цио­на­ли­стич. ус­та­нов­ка но­во­ев­ро­пей­ской ци­ви­ли­за­ции и свя­зан­ная с ней про­грес­си­рую­щая «дес­пи­ри­туа­ли­за­ция» ми­ра, со­про­во­ж­даю­щая­ся ут­ра­той дос­ту­па к пол­но­те ду­шев­ной жиз­ни, яв­ля­ют­ся, по Ю. , ис­точ­ни­ком нев­ро­тич. ис­ка­же­ний лич­но­сти и мас­со­вых пси­хич. эпи­де­мий.

Пред­ло­жен­ная Ю. ги­по­те­за син­хро­ни­стич­но­сти – воз­ни­каю­щей при ак­ти­ви­за­ции к.-л. ар­хе­ти­па смы­сло­вой «акау­заль­ной свя­зи» со­бы­тий не­за­ви­си­мо от их уда­лён­но­сти в про­стран­ст­ве и вре­ме­ни – бы­ла при­зва­на объ­яс­нить встре­чав­шие­ся в его вра­чеб­ной прак­ти­ке яв­ле­ния ясно­ви­де­ния, ме­диу­миз­ма, спи­ри­тиз­ма и т. п., а так­же ос­но­ва­ние ас­т­ро­ло­гич. про­гно­зов.

Идеи Ю. ока­за­ли зна­чит. влия­ние на куль­ту­ру 20 в., в т. ч. на ху­дож. ли­те­ра­ту­ру (Г. Гес­се, од­но вре­мя быв­ший его па­ци­ен­том, Т. Манн, Х. Л. Бор­хес и др.) и ис­кус­ст­во (см. об этом в ст. Ана­ли­ти­че­ская пси­хо­ло­гия).

Типология личности по Карлу Юнгу и влияние на культуру

Как зависит характер восприятия мира от психологического типа личности и какова природа архетипичных образов коллективного бессознательного в работах швейцарского психиатра и культуролога Карла Густава Юнга

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Имя Карла Густава Юнга часто ассоциируется с именем другого известного ученого-психиатра – Зигмунда Фрейда. Несмотря на то, что на момент знакомства ученых Юнг уже пользовался популярностью, работы и взгляды Фрейда оказали на него существенное влияние. Впрочем, осваивая и перенимая ряд постулатов фрейдизма, Юнг критически относился к некоторым выводам друга. Со временем градус противоречий между ними возрастал, а в итоге и вовсе произошел полный разрыв.

Карл Юнг

Wikimedia Commons 

Именно в этот период глухого одиночества и «внутренних колебаний с отсутствием почвы под ногами», как описывал его сам Юнг, он обращается к переживанию образов бессознательного. Анализируя собственную психику, учёный приходит к выводу, что именно психологический тип обуславливает суждения индивида. 

Проблема типологии становится ключевой в исследованиях ученого. Результаты этого объемнейшего труда длиною в жизнь выражаются в книге «Психологические типы».  

ХАРАКТЕР ВОСПРИЯТИЯ МИРА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

Юнг выделяет две основные психологические направленности личности: 

   > интроверсия

   > экстраверсия

и две группы базовых функций (подтипов): рациональные и иррациональные. Подтипы определяют характер восприятия мира и зависят от того, на что опирается оценочное суждение личности – на логику (поддающуюся анализу) или на субъективное восприятие.

Рациональные функции Юнга:

  • чувство. Человеку с такой функцией трудно принимать решения. Он получает удовольствие от переживаний и «сладких страданий», а делая выбор, может совершать его не обдуманно, а скорее импульсивно – идя на риск. В зрелом возрасте у таких людей эмоциональный вектор нередко сменяется, так, что им становится свойственна  консервативность взглядов. Также они могут испытывать сложности с адаптацией к переменам. Например, Артюру Рембо эмоциональная экстраверсия сначала помогла стать гениальным поэтом и привлечь внимание современников, а позже – способствовала творческому выгоранию и отказу от писательства. 
  • мышление. Личности с таким подтипом опираются на логику: исходя из цепочек причинно-следственных связей, они прогнозируют возможные результаты.
    Взгляд индивида с функцией мышления охватывает процесс целиком, учитывая все мелочи и детали. Неспешные и собранные, такие люди, прежде всего, опираются на факты, уделяя особое внимание организации собственного времени. Склонность к мышлению в совокупности с интроверсией, вероятно, стала одним из факторов, позволивших Альберту Эйнштейну развить сложнейшую теорию относительности: учёный чётко планировал каждый свой день, был предельно собран, и методично анализировал необходимые факты, шаг за шагом двигаясь в нужном направлении.

К иррациональным функциям Юнг относит:

  • ощущение. Люди с такой функцией обладают сенсорным типом восприятия. Они интересуются преимущественно настоящим, проживают каждый момент во всей его полноте, все предметы для них «существуют» только если они обладают сенсорными характеристиками: весом, объёмом, цветом и т.д. Категории добра и зла оцениваются такими людьми через переживание – то есть личный опыт. Для них актуален эмпирический путь познания – наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.
    Известный эмпирик Фрэнсис Бэкон стал одним из наиболее выдающихся английских философов благодаря убежденности, что каждое явление окружающей действительности можно испытать.
  • интуиция. Личности с интуитивной функцией нетерпеливы, стремительны, зачастую они отвергают накопленный коллективный опыт (прошлое) и реальность (настоящее), предпочитая в любой ситуации руководствоваться собственными убеждениями. Такие люди не зависят от оценки окружающих. Особое внимание интуиции уделял Рене Декарт, подразумевая под ней новые, несводимые к логике формы познания. Имея склонность опираться на интуитивные суждения, философ не признавал никаких теорий без интуитивных (априори ясных) аксиом и был убеждён в том, что главное в человеке – способность мыслить. Одно из наиболее известных выражений ученого: «Я мыслю, следовательно, существую».

Сочетание направленности и функции формирует восемь психологических типов личности. Например: 

   > Экстравертный мыслительный тип

   > Экстравертный чувствующий тип

   > Интровертный интуитивный тип

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: ОСОБЫЙ ТИП ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ ЧЕЛОВЕКА

Развивая теории Фрейда, Юнг формирует новую категорию – коллективное бессознательное, определяющую вид психической действительности вне личности. «Оно», как назвал бессознательное Фрейд, базируется на опыте древнего человека, мифах, образах и генетической памяти, передаваемой из поколения в поколение. Коллективное бессознательное буквально представляет собой «память предков» – то есть последовательные воспоминания, накапливающиеся не в сознании конкретного человека, а в сознании целого рода.

Однако, всего одной обобщенной категории было недостаточно для всеобъемлющего анализа психических процессов, поэтому Юнг ввёл понятие «архетип» – и выявил целый ряд базовых образов коллективного бессознательного, опираясь на искусство, религиозные аспекты и переживания духовных практик.

Архетип – особая программа восприятия и реакций на окружающую действительность, заложенная в человеке с рождения. Юнг связывал каждый архетип с тенденцией к самовыражению и, как культуролог, придавал большое значение искусству. Поэтому бессознательное у Юнга имеет скорее культурную природу, в то время как у Фрейда – личностную, физиологическую.

 

Шесть архетипов Юнга:

  • Анима – бессознательное женское в мужчине. Образ Девы Марии, матери, Моны Лизы;

  • Анимус – бессознательное мужское в женщине. Образ Иисуса, отца, Дон Жуана;

  • Персона. Социальная роль человека, навязанные в детстве стереотипы, потребность соответствовать общественному поощрению. Образ маски вместо подлинной личности;

  • Тень. Бессознательно отзеркаленные установки, настойчиво утверждаемые в сознании индивида. Всё неприемлемое, аморальное, вытесняемое. Образ Сатаны, Гитлера. Противопоставляется Персоне;

  • Самость. Гармоничный архетип, стремящийся к целостности. Благодаря ему регулируется ядро личности;

  • Мудрец. Образ Пророка, жизненной мудрости и познания

АРХЕТИПЫ ЮНГА В КУЛЬТУРЕ

Архетипы прослеживаются буквально во всех сферах жизни общества – это и логотипы известных компаний, и герои фильмов, книг или легенд, и яркие культурные образы. Наиболее наглядно они проявляются в изобразительном искусстве – ведь каждая картина визуализирует представления о тех или иных объектах с точки зрения художников, каждый из которых, в свою очередь, испытывает влияние определенных архетипов.

Анимус и Анима, противопоставленные друг другу, представляют собой гендерные столпы личности. Эти архетипы неосознаваемы и ведут непосредственно к бессознательному. Связь Анимы и бессознательного можно увидеть, например, в обрядах шаманов, часто использующих при подготовке к ритуалам женскую атрибутику, одежду и украшения. Отличный пример визуального представления бессознательного — картины перуанского шамана и художника Пабло Амаринго.

Пабло Амаринго

 

Проявление Анимы заметны в православных иконах: мужчины часто изображены с длинными волосами, тонкими изящными чертами лица, узкими запястьями, нередко они полностью лишены намеков на усы или бороду.

Андрей Рублев. Икона Архангела Михаила из Звенигородского чина. Начало XV века

Государственная Третьяковская галерея

Анима, как женская часть бессознательного, формирует в мужчине эмоциональность, раздражительность, а в некоторых случаях даже истеричную чувствительность. Анимус же – мужская часть бессознательно в женщине, напротив, апеллирует к таким понятиям как всеобщая совесть, создающая общественное мнение, облик морали и поощряемой добродетели. Характерный пример — Жанна Д’Арк, осваивающая исключительно мужское, относительно ее времени, занятие. Бессознательный Анимус сформировал в мышлении героини образ чести и доблести, создал конечную цель, подталкивая ее к кардинальным решениям. Визуализации Жанны Д’Арк также зачастую связаны именно с мужской атрибутикой (доспехи, мужская одежда, оружие).

Жан Огюст Доминик Энгр. Жанна д’Арк на коронации Карла VII в Реймском соборе. 1854

Лувр, Париж

 

Персона и Тень нередко противопоставляются друг другу, как то, что формируется под давлением общества, и то, что вытесняется, как неприемлемое и аморальное. Эти архетипы лежат в основе романа «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Именно так, как уживались в одном человеке две сущности – порядочный доктор и распутный преступник, – существуют в бессознательном Персона и Тень.

Самость, как отмечает Юнг, – противоречивый архетип, составляющий подлинную личность со светлыми и темными сторонами. После развития Самости от нее отделяется Эго (негативная часть), как, по мнению самого Юнга, от Бога отделился Сатана. Тем не менее, парадоксальность Самости (признание добра и зла, мужского и женского, интеллектуального и глупого) делает этот архетип индивидуальным и коллективным одновременно, создавая неповторимые черты каждого человека.

Под архетипом Мудреца понимается стремление личности к открытиям, опыту и знаниям. Ярким примером служит персонаж знаменитой трилогии «Властелин Колец» – маг Гэндальф. Как и сам архетип, герой появляется в те минуты, когда необходимо принять решение или найти выход. Нередко развитый архетип Мудреца приводит к озарению через сновидения, пограничные состояния или мистический опыт, часто граничащий с затворничеством и безумием.

Приведенные установки Юнг считал бессознательными веяниями, вытесненными травматичным опытом. Со временем они могут приобретать деструктивный характер, изматывая человека вытесненными аспектами и необходимостью подавлять определенные черты своей личности. В то же время проявления любого психотипа, подчиненные воле и ориентированные на сознание, позволяют человеку не только проявлять себя в культуре или науке, но и, в первую очередь, гармонично существовать с самим собой.

На обложке: Андре Массон. Автоматический рисунок. 1925. Нью-Йоркский музей современного искусства

Артериальное давление у детей с очень низкой массой тела при рождении (

. 2005 Oct;58(4):677-84.

doi: 10.1203/01.PDR.0000180551.93470.56.

Абстрактный

Наша цель состояла в том, чтобы сравнить артериальное давление 20-летних лиц с очень низкой массой тела при рождении (ОНМТ; <1,5 кг) с таковым у контрольных лиц с нормальной массой тела при рождении (НМТ). Население включало 195 ОНМТ (92 женщины и 103 мужчины) и 208 НМТ (107 женщин и 101 мужчина), родившихся между 1977 и 1979 годами. z) были исследованы с помощью множественного регрессионного анализа. У лиц с ОНМТ среднее систолическое артериальное давление (САД) было выше, чем у лиц из контрольной группы с НМТ (114 +/- 11 против 112 +/- 13 мм рт. ст.). САД для новорожденных девочек с ОНМТ составляло 110 +/- 9 по сравнению с НМТ 107 +/- 12, а для лиц мужского пола с ОНМТ было 118 +/- 11 по сравнению с НМТ 117 +/- 11 мм рт. ст. После поправки на пол, расу и образование матери разница в САД между ОНМТ и НМТ составила 1,9.мм рт. ст., но составил 3,5 мм после корректировки на более поздний размер (20-летний показатель веса и роста z), что отражает догоняющий рост. Для лиц женского пола разница в САД между людьми с ОНМТ и НМТ была значимой как без поправки, так и с поправкой на более поздний размер, тогда как для лиц мужского пола разница была значимой только после поправки на более поздний размер. Внутриутробный рост не оказал существенного влияния на САД в группе ОНМТ даже после поправки на более поздний размер. Люди с ОНМТ, особенно женщины, имеют более высокое САД, чем люди из контрольной группы с низкой массой тела. Это не объясняется задержкой внутриутробного развития.

Похожие статьи

  • Рост детей с очень низкой массой тела при рождении до 20 лет.

    Хак М., Шлухтер М. , Картар Л., Рахман М., Каттлер Л., Боравски Э. Хак М. и др. Педиатрия. 2003 г., июль; 112 (1 часть 1): e30-8. doi: 10.1542/peds.112.1.e30. Педиатрия. 2003. PMID: 12837903

  • Поведенческие исходы и признаки психопатологии у детей с очень низкой массой тела при рождении в возрасте 20 лет.

    Хак М., Янгстрем Э.А., Картар Л., Шлухтер М., Тейлор Х.Г., Фланнери Д., Кляйн Н., Боравски Э. Хак М. и др. Педиатрия. 2004 г., октябрь; 114 (4): 932-40. doi: 10.1542/пед.2003-1017-Л. Педиатрия. 2004. PMID: 15466087

  • Артериальное давление в позднем подростковом возрасте и очень низкий вес при рождении.

    Дойл Л.В., Фабер Б., Калланан С., Морли Р. Дойл Л.В. и соавт. Педиатрия. 2003 г., февраль; 111(2):252-7. doi: 10.1542/пед.111.2.252. Педиатрия. 2003. PMID: 12563047

  • Артериальное давление у молодых людей, родившихся с очень низкой массой тела при рождении: Международное сотрудничество взрослых, родившихся недоношенными.

    Хови П., Вор Б., Мент Л.Р., Дойл Л.В., МакГарви Л., Моррисон К.М., Эвенсен К.А., ван дер Пал С., Грунау Р.Е.; Международное сотрудничество APIC для недоношенных взрослых, Брубакк А.М., Андерссон С., Сайгал С., Каджанти Э. Хови П. и др. Гипертония. 2016 Октябрь; 68 (4): 880-7. doi: 10.1161/HYPERTENSIONAHA.116.08167. Epub 2016 авг 29. Гипертония. 2016. PMID: 27572149 Рассмотрение.

  • Депрессия у молодых людей с очень низкой массой тела при рождении: Хельсинкское исследование взрослых с очень низкой массой тела при рождении.

    Райкконен К., Песонен А.К., Хейнонен К., Каянтие Э., Хови П., Ярвенпяя А.Л., Эрикссон Ю.Г., Андерссон С. Райкконен К. и соавт. Арх генерал психиатрия. 2008 март; 65 (3): 290-6. doi: 10.1001/archenpsychiatry.2007.40. Арх генерал психиатрия. 2008. PMID: 18316675

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • У детей раннего возраста с врожденными пороками сердца вегетативная дисфункция связана с предоперационным повреждением головного мозга.

    Шлаттерер С.Д., Говиндан Р.Б., Мурник Дж., Барнетт С.Д., Лопес С., Донофрио М.Т., Малки С.Б., Лимперопулос С., дю Плесси А.Дж. Шлаттерер С.Д. и соавт. Педиатр Рез. 2022 июнь;91(7):1723-1729. doi: 10.1038/s41390-021-01931-7. Epub 2021 28 декабря. Педиатр Рез. 2022. PMID: 34963700 Бесплатная статья ЧВК.

  • Метаболический профиль молодых людей, родившихся недоношенными.

    Перроне С., Негро С., Ласки Э., Калдеризи М., Джордано М., Де Бернардо Г., Париджи Г., Тони А.Л., Эспозито С., Буонокор Г. Перроне С. и др. Метаболиты. 2021 12 октября; 11 (10): 697. doi: 10.3390/metabo11100697. Метаболиты. 2021. PMID: 34677412 Бесплатная статья ЧВК.

  • Подвержены ли недоношенные дети с малым весом для гестационного возраста повышенному риску избыточной массы тела? Статистические ловушки в чрезмерной поправке на размеры тела.

    Элмрайед С., Меткалф А., Бреннер Д., Уоллни К., Фентон Т.Р. Элмрайед С. и др. Дж. Перинатол. 2021 авг; 41(8):1845-1851. doi: 10.1038/s41372-021-01050-5. Epub 2021 13 апр. Дж. Перинатол. 2021. PMID: 33850286

  • Уровень смертности и основные причины смерти в зависимости от гестационного возраста у корейских детей в возрасте до 5 лет.

    Jang MJ, Song YH, Yoon JM, Cheon EJ, Ko KO, Lim JW. Джанг М.Дж. и др. J Korean Med Sci. 2020 19 октября; 35(40):e340. doi: 10.3346/jkms.2020.35.e340. J Korean Med Sci. 2020. PMID: 33075854 Бесплатная статья ЧВК.

  • Критическая роль центральной вегетативной нервной системы в эмбрионально-неонатальном переходе.

    Малки С.Б., Плесси А.Д. Малки С.Б. и др. Семин Педиатр Нейрол. 2018 дек;28:29-37. doi: 10.1016/j.spen.2018.05.004. Epub 2018 20 июня. Семин Педиатр Нейрол. 2018. PMID: 30522725 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • M01 RR00080/RR/NCRR NIH HHS/США
  • R01 HD34177/HD/NICHD NIH HHS/США

Wholesale Lot Pr Kg Young Quality 100% Natural Green Prehnite

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

  • Нажмите, чтобы увеличить

4442 продажи |

4,5 из 5 звезд

Цена: от €0,26

Первоначальная цена: от 0,84 €

(Скидка 70%)

Загрузка

НДС включен (где применимо)

Количество

Выберите вариант Образец [Продано] Одна штука (3,55 евро) Две части (€5,67) Три части (7,44 €) 100 грамм (35,41 евро) 250 грамм (45,76 евро) 500 грамм (84,81 евро) 1 кг (163,31 евро) 2 кг (255,75 евро) 3 кг (356,9 евро9) 4 кг (446,33 евро) 5 кг (520,72 евро)

Выберите опцию

Количество

123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100

Возможна подарочная упаковка

Исследуйте другие похожие поисковые запросы

Внесен в список 6 декабря 2022 г.

16 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как контент для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *