Исполнительные функции: Исполнительные функции — Википедия – Исполнительные функции: Полное Руководство

Исполнительные функции: Исполнительные функции — Википедия – Исполнительные функции: Полное Руководство

Содержание

Исполнительные функции — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 декабря 2016; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 декабря 2016; проверки требуют 10 правок.

Исполнительные функции (англ. executive functions) — в нейропсихологии, набор высокоуровневых процессов, позволяющий планировать текущие действия в соответствии с общей целью, изменять реакцию в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным стимулам. Предполагается наличие когнитивной «исполнительной системы» (англ. executive system), эффективность которой в значительной мере зависит от нормальной работы префронтальных областей коры. Исполнительные функции разделяются на базовые когнитивные функции, к которым относятся контроль внимания, когнитивное торможение, сдерживающий контроль, рабочая память и когнитивная гибкость и высокопорядковые исполнительные функции, такие как, планирование и подвижный интеллект (использующие функции рассуждения и решения проблем), требующие одновременного выполнения нескольких базовых исполнительных функций.

[1][2] Существуют другие определения системы, а также списки и описания исполнительных функция.

Примером работы исполнительных функций может служить подавление автоматических, заученных реакций на стимул: увидев вкусный торт, человек подавляет автоматическое желание отрезать себе кусочек, помня о том, что он на диете; собираясь перейти автомобильную дорогу в Англии, турист из США изменяет заученную реакцию, и смотрит сначала направо, а потом налево. Также эти функции задействуются при появлении новых, ранее не встречавшихся стимулов, обеспечивая когнитивную гибкость.

При нарушении исполнительных функций, в частности, при повреждениях лобных долей, иногда говорят о «дерегуляторном синдроме» (англ. dysexecutive syndrome).

С работой исполнительных функций связывают показатели при прохождении Висконсинского теста сортировки карточек (WCST), теста Струпа и других.

Традиционно считается, что исполнительные функции регулируются префронтальными областями коры головного мозга, хотя по поводу этой гипотезы ведутся споры. В статьях, посвящённых повреждениям префронтальной доли, описываются соответствующие нарушения исполнительных функций; однако некоторые учёные указывают на то, что проведённые исследования показывают

чувствительность, а не специфичность измерений. Это означает, что для правильной работы исполнительных функций необходима целостность как фронтальных областей, так и остальной части мозга.[3]

На основе нейровизуализации и исследований повреждений мозга были определены функции, связанные с отдельными частями префронтальной коры.[3]

  • Дорсолатеральная префронтальная кора отвечает за «оперативную» обработку информации (в том числе находящейся в рабочей памяти) для широкого круга когнитивных функций. Этот процесс происходит за счёт интеграции различных характеристик поведения: внимания, памяти, двигательных и, возможно, эмоциональных функций.[4] Среди прочего, эта область связана с беглостью речи и планирования, способностью поддерживать и менять психологическую установку, способностью к торможению реакции, организационными навыками, решением проблем, абстрактным мышлением и мышлением вообще[3][5].
  • Задняя теменная кора связана с эмоциями, драйвом и мотивацией.
    [4]
    Соответствующие когнитивные функции включают торможение ненужных реакций, решение проблем и мотивированное поведение. Повреждения этой области могут привести к снижению драйва, выражающемуся в апатии, абулии или акинетическому мутизму, а также снижению драйва к таким базовым потребностям как еда или питьё и, возможно, снижению интереса к профессиональным и социальным занятиям и сексу[6][7].
  • Орбитофронтальная кора играет ключевую роль в контроле импульсов, поддержании психологической установки, наблюдении за текущим поведением и выработке социально приемлемого поведения.[7] Орбитофронтальная кора отвечает также за представление ценности вознаграждения на основе сенсорной информации и оценку субъективного эмоционального опыта[8]. Повреждения этой области могут вызвать растормаживание, импульсивность, агрессивные выпады, промискуитет и антисоциальное поведение[3].
  1. Malenka, RC; Nestler, EJ; Hyman, S. E. Chapter 6: Widely Projecting Systems: Monoamines, Acetylcholine, and Orexin // Molecular Neuropharmacology: A Foundation for Clinical Neuroscience (англ.) / Sydor, A; Brown, R. Y.. — 2nd. — New York: McGraw-Hill Medical, 2009. — P. 155—157. — ISBN 978-0-07-148127-4.. — «DA реализует несколько действий в префронтальной коре. Он способствует «когнитивному контролю» поведения: отбору и успешному мониторингу поведения, способствующему достижению выбранных целей. Аспекты когнитивного контроля, в которых DA играет роль, включают в себя рабочую память, способность держать информацию «на линии», чтобы направлять действия, подавление доминантного поведения, которое конкурирует с целенаправленными действиями, и контроль внимания и, таким образом, способность преодолеть отвлечения.  ... Норадренергические проекции из LC, таким образом, взаимодействуют с дофаминергическими проекциями VTA для регулирования когнитивного контроля.».
  2. Chan R. C., Shum D., Toulopoulou T., Chen E. Y. Assessment of executive functions: review of instruments and identification of critical issues (англ.) // Archives of Clinical Neuropsychology : journal. — 2008. — March (vol. 23, no. 2). — P. 201—216. — doi:10.1016/j.acn.2007.08.010. — PMID 18096360.
  3. 1 2 3
    4 Alvarez, Emory, 2006.
  4. 1 2 Lezak, 2004, p. 79.
  5. ↑ Clark, Bechara, Damasio et al., 2008.
  6. ↑ Allman, Hakeem, Erwin et al., 2001.
  7. 1 2 Lezak, 2004.
  8. ↑ Rolls, Grabenhors, 2008.
  • Lezak M. D. Neuropsychological Assessment (англ.). — 4th ed. — Oxford University Press, 2004. — 1016 p. — ISBN 9780195111217.
  • Alvarez J. A., Emory E. Executive function and the frontal lobes: a meta-analytic review (англ.) // Neuropsychology Review. — 2006. — Т. 16, № 1. — С. 17—42. — ISSN 1040-7308. — doi:10.1007/s11065-006-9002-x. — PMID 16794878.
  • Clark L., Bechara A., Damasio H. et al. Differential effects of insular and ventromedial prefrontal cortex lesions on risky decision-making (англ.) // Brain: A Journal of Neurology. — 2008. — Т. 131, № Pt 5. — С. 1311—1322. — ISSN 1460-2156. — doi:10.1093/brain/awn066. — PMID 18390562.
  • Allman J. M., Hakeem A., Erwin J. M. et al. The anterior cingulate cortex. The evolution of an interface between emotion and cognition (англ.) // Annals of the New York Academy of Sciences. — 2001. — Vol. 935. — P. 107—117. — ISSN 0077-8923. — PMID 11411161.
  • Rolls E. T., Grabenhorst F. The orbitofrontal cortex and beyond: from affect to decision-making (англ.) // Progress in Neurobiology. — 2008. — Т. 86, № 3. — С. 216—244. — ISSN 0301-0082. — doi:10.1016/j.pneurobio.2008.09.001. — PMID 18824074.

Исполнительные функции: Полное Руководство

Что такое Исполнительные функции?

Исполнительные функции можно определить как совокупность когнитивных способностей, необходимых для контроля и саморегуляции поведения. То есть, исполнительные функции - это способности, которые позволяют нам составлять план действий, следовать ему, контролировать процесс, корректировать план и достигать поставленных целей. Этот комплекс функций имеет важное значение, потому что мы используем его ежедневно. Термин "Исполнительные Функции" предложил Мюриель Лезак в 1982 году.

Эта совокупность когнитивных способностей находится в относительных границах префронтальных структур мозга. Областями мозга, наиболее связанными с исполнительными функциями, являются дорсолатеральная префронтальная кора, вентромедиальная префронтальная кора, орбитофронтальная префронтальная кора и передняя часть поясной извилины коры головного мозга. Мы можем получить оценку функциональной целостности этих структур посредством тестирования исполнительных функций.

Благодаря практике и когнитивным тренировкам можно улучшить исполнительные функции.

Какие когнитивные способности формируют Исполнительные функции?

Несмотря на то, что есть разные мнения по поводу того, что именно представляют собой исполнительные функции, учёные пришли к консенсусу о том, какие когнитивные способности их формируют. В их число входят:

  • Когнитивная гибкость: способность адаптировать поведение и мышление к новым, измененяющимся или неожиданным ситуациям.
  • Ингибиция: способность контролировать импульсивные или автоматические реакции и генерировать рациональные реакции на основе внимания и логического мышления.
  • Мониторинг: способность контролировать модель поведения, которой мы следуем, и убеждаться, что она соответствует установленному плану действий.
  • Планирование
    : способность прогнозировать события и мысленно выбирать правильный способ выполнения задачи или достижения конкретной цели.
  • Рабочая память: способность временного хранения и обработки информации для выполнения сложных когнитивных задач.
  • Принятие решений: способность делать выбор между различными альтернативами эффективным и обдуманным образом.
  • Решение проблем: способность прийти к логическому выводу при наличии проблемы, требующей решения.

Примеры исполнительных функций

  • Исполнительные функции участвуют практически в любой работе. В любой трудовой деятельности, которая требует организации, планирования, решения проблем, принятия решений или манипулирования данными, будут использоваться исполнительные функции. Поэтому они применяются как для приготовления бутерброда, так и для планирования операции на открытом сердце.
  • Исполнительные функции также играют важнейшую роль в учебном процессе. Они позволяют нам контролировать внимание и поддерживать концентрацию на занятиях, или помогают нам организовать свою подготовку к экзамену.
  • Когда мы планируем маршрут для поездки на машине, когда мы должны принять быстрое решение в случае непредвиденной ситуации на дороге или отказаться от обгона, если ситуация этому не способствует, мы тоже применяем исполнительные функции.
  • Исполнительные функции мы также используем в нашей повседневной жизни. Они имеют важное значение для организации дел, которые надо успеть выполнить в короткий срок, и адаптации к меняющимся обстоятельствам (например, когда вдруг закрывают нужную вам линию метро), они помогают нам эффективно генерировать альтернативы и т.д.

Дерегуляторный синдром и другие расстройства, связанные с нарушением исполнительных функций

Повреждение головного мозга в префронтальных структурах, среди прочих осложнений, может вызвать аносогнозию (отказ от признания своего дефекта), абулию (отсутствие инициативы), трудности в установлении последовательности действий, проблемы с контролем поведения и эмоций, когнитивную ригидность и т.д. Кроме того, нарушение исполнительных функций может повлиять на корректное регулирование других когнитивных процессов. Проблемы, связанные с нарушением исполнительных функций, могут осложнить многие виды нашей повседневной деятельности

.

Наиболее распространённый синдром, который возникает в результате нарушения нормальной работы исполнительных функций, называется Дерегуляторный синдром или Фронтальный синдром. При этом синдроме изменяются различные когнитивные способности, такие как инициатива, свобода действий, ингибиция, гибкость, саморегуляция, планирование и принятие решений. Это вызывает неорганизованное поведение, отсутствие адаптации к окружающей среде, изменения личности и настроения (человек становится эгоцентричным, одержимым и раздражительным). Этот синдром может быть обусловлен повреждением головного мозга в дорсолатеральной коре по следующим причинам: инсульт, черепно-мозговые травмы (ЧМТ), опухоли или нейродегенеративные заболевания, как например, болезнь Пика. Учитывая опасность дерегуляторного синдрома для повседневной жизни человека, очень важно проводить его оценку.

Помимо дерегуляторного синдрома, повреждение префронтальной коры может вызвать другие заболевания, такие как орбитофронтальный синдром (который, в общих чертах, приводит к заметному изменению личности в результате повреждения орбитофронтальной коры головного мозга) или синдром лобной доли (в основном, характеризуется отсутствием инициативы и апатией, как поведенчески, так и коммуникационно, или мутизмом).

Как измерить и оценить исполнительные функции?

Исполнительные функции позволяют нам корректно и эффективно выполнять множество видов нашей повседневной деятельности. Поэтому оценка исполнительных функций может быть полезна в различных областях жизни: в учебном процессе (чтобы знать, будет ли ученик контролировать свое поведение на уроках и сможет ли хорошо организовать учебу), в клинических условиях (чтобы знать, будет ли пациент иметь трудности при адаптации своих импульсов или эмоциональных состояний к ситуации) или в профессиональной сфере (знать, смогут ли сотрудники адекватно действовать в непредвиденных ситуациях и принимать корректные решения при необходимости).

Благодаря комплексному нейропсихологическому тестированию мы можем эффективным и надёжным образом измерить различные когнитивные способности, и в том числе исполнительные функции. CogniFit ("КогниФит") предлагает серию тестов, которые оценивают те когнитивные способности, которые формируют исполнительные функции: ингибиция, планирование, когнитивная гибкость, мониторинг и рабочая память. Тесты, которые применяет CogniFit ("КогниФит") для измерения этих когнитивных способностей, основаны на классических тестах, таких, как: NEPSY, Тест на Симуляцию Нарушений Памяти (TOMM), Висконсинский Тест Сортировки Карточек (WCST), тест Струпа, Тест Переменных Внимания (TOVA), Тест на Длительное Поддержание Функции (CPT), Задача Визуальной Организации Хупера (VOT), Шкала Памяти Векслера (WMS) и Тест "Лондонская башня" (TOL). Помимо исполнительных функций, тест CogniFit ("КогниФит") также измеряет время отклика, зрительное и пространственное восприятие, память на имена, контекстуальную память, зрительную память, кратковременную слуховую память, кратковременную память, распознавание, скорость обработки информации, визуальное сканирование, зрительно-моторную координацию и распределённое внимание.

  • Тест Идентификации COM-NAM: появляются объекты в форме изображений или звуков. Необходимо указать, в каком формате (изображение или звук) объект появился в последний раз, или что он не появлялся ранее.
  • Тест на Синхронизацию UPDA-SHIF: в этом тесте на экране появится шар в движении. Необходимо, следуя за шаром, координировать движение указателя и шара настолько точно, насколько это возможно.
  • Тест на Многозадачность DIAT-SHIF: вам предстоит следить за движением белого шара и реагировать на слова, которые появляются в центре экрана. Когда слово, которое находится в центре экрана, совпадает с цветом, которым оно написано, следует дать ответ (обращая внимание на два стимула одновременно). В этом упражнении необходимо проявить умение адаптироваться к изменениям стратегии, новым реакциям и, в тоже время, применять способности когнитивного и визуального контроля.
  • Тест на Обработку Информации REST-INH: в этой задаче на экране появятся два блока с различными номерами и формами. Сначала потребуется следить за размерами форм и указать самый высокий объект. Затем предстоит выбрать блок, содержащий наибольшее число.
  • Тест на Эквивалентность INH-REST: в этой задаче на экране будут появляться названия цветов. Необходимо дать ответ как можно быстрее, когда название цвета совпадает с тем цветом, которым написано слово. Если нет совпадения, отвечать не нужно.
  • Тест на Распознавание WOM-REST: на экране появятся три общих объекта. Сначала следует запомнить порядок представления трёх объектов как можно быстрее. Далее отображаются четыре серии из трёх объектов, отличных от представленных ранее, вам предстоит определить исходную последовательность.
  • Последовательный Тест WOM-ASM: на экране будет представлена серия шаров с различными номерами. Необходимо запомнить числовой ряд, чтобы повторить его позже. Сначала серия будет состоять из одного числа, но постепенно она будет увеличиваться до тех пор, пока не будет сделана ошибка. Потребуется воспроизвести каждый числовой ряд после соответствующей презентации.
  • Тест на Концентрацию VISMEN-PLAN: стимулы будут расположены на экране в альтернативной манере. Сохраняя порядок, стимулы будут загораться вместе с появлением звука до завершения серии. Во время презентации следует обратить внимание на звуки и освещение изображений. Пользователю предстоит выбрать момент и запомнить порядок появления стимулов, чтобы затем воспроизвести их в том же порядке, как они были представлены.
  • Тест на Программирование VIPER-PLAN: задача заключается в том, чтобы вывести шар из лабиринта за наименьшее количество ходов и как можно быстрее.

Как восстановить или улучшить исполнительные функции?

Все когнитивные способности, в том числе исполнительные функции, можно тренировать, чтобы улучшить их производительность. CogniFit ("КогниФит") даёт возможность делать это профессионально.

Пластичность мозга является основой для восстановления исполнительных функций и других когнитивных способностей. CogniFit ("КогниФит") предлагает серию клинических упражнений, предназначенных для восстановления дефицита исполнительных функций и других когнитивных способностей. Мозг и его нейронные связи укрепляются за счёт использования функций, которые от них зависят. Таким образом, если регулярно тренировать исполнительные функции, будут укрепляться нейронные соединения структур мозга, участвующих в этой способности.

CogniFit ("КогниФит") состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это сделало возможным создание программы для персональной когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Программа начинается с точной оценки исполнительных функций и других основных когнитивных способностей. На основании результатов оценки программа когнитивной стимуляции от CogniFit ("КогниФит") автоматически предлагает персональный режим когнитивных тренировок с целью укрепления исполнительных функций и других когнитивных способностей, которые, по данным оценки, в этом нуждаются.

Для улучшения исполнительных функций необходимо тренироваться регулярно и правильно. CogniFit ("КогниФит") предлагает инструменты для оценки и восстановления с целью оптимизации этих когнитивных навыков. Для корректной стимуляции требуется уделять 15 минут в день, два или три раза в неделю.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") доступна онлайн. Вас ждут разнообразные интерактивные упражнения в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit ("КогниФит") покажет подробную диаграмму прогресса когнитивного состояния.

Исполнительные функции — лекции на ПостНауке

Следующий компонент — это когнитивная гибкость, способность быстро переключаться между различными программами поведения или между различными целями. Если у меня не получается достичь цели одним образом, я могу изменить свое поведение достаточно быстро, чтобы все-таки ее достичь.

Еще один очень важный компонент — это контроль импульсов (тормозной контроль), то, что очень наглядно было показано в тесте Мишела с зефиркой. Это способность сдерживать свои побуждения или желания, которые вызываются стимулами окружающей среды, либо в соответствии с правилами, которым подчиняется поведение, либо в соответствии с более далекими целями (например, не есть одно печенье, чтобы потом получить больше). Еще в состав исполнительных функций традиционно включается планирование действий и поиск и коррекция ошибок — возможность использовать обратную связь, умение и качество ее использования.

Большой интерес к исполнительным функциям связан с тем, что степень их развития в раннем возрасте непосредственно связана с функционированием человека в более старших возрастах. Это было показано не только Мишелом на примере одного из компонентов исполнительных функций, но и в других лонгитюдных исследованиях, также продолжавшихся десятилетиями. Исследовались дети в возрасте трех-четырех лет, затем их исследовали, когда они становились взрослыми, в семнадцать лет или в более старшем возрасте. Оказалось, что уровень исполнительных функций в детстве предсказывает очень большой спектр проявлений или психических способностей человека в старших возрастах: и моральное развитие, и уровень академической успешности, и математические способности в первую очередь, и понимание человеком внутреннего мира других людей (модель психического тоже непосредственно связана с умением человека контролировать свое поведение).

В связи с этим я хотела остановиться на вопросах, которые исследуются в настоящее время активно, — это роль генетики и среды в исполнительных функциях: что можно сформировать, а что человеку дано от рождения, с чем мы имеем дело. Много исследований посвящено взаимосвязи исполнительных функций и эмоциональной регуляции, поскольку традиционно в зарубежной литературе исполнительные функции, когнитивная регуляция и эмоциональная регуляция разводятся. В данном случае отечественная психология, может быть, немного впереди, потому что у нас традиционно различные аспекты регуляции рассматривались в единой системе. Когнитивная, эмоционально-волевая регуляция рассматриваются как связанные аспекты единого свойства саморегуляции человека.

Также много исследований посвящено взаимоотношению между исполнительными функциями и социальным познанием, умением человека понимать других, относиться к ним так же, как к таким же носителям психического, как и он сам, и модифицировать свое поведение в соответствии с намерениями и желаниями других людей. Очень большой интерес вызывают исследования связи исполнительных функций и функционирования ребенка в школе, его обучения, адаптации в школе, взаимодействия со сверстниками.

Еще одна проблема, на которой интересно было бы остановиться, — это сохранение качества когнитивного функционирования в пожилом возрасте. В последние годы продолжительность жизни человека увеличилась, в связи с этим возникла проблема обеспечения людей возможностью прожить старость активно, сохраняя комфорт и качество жизни, когнитивное и повседневное функционирование. Проводились исследования когнитивного функционирования людей пожилого возраста, в них участвовало более тысячи человек. Оказалось, что если человек в течение жизни занимался, например, разрешением конфликтов и выработкой стратегий развития, если ему приходилось постоянно решать задачи интерпретации и оценки информации, анализировать большие массивы данных, то это способствует поддержанию его когнитивных и, в частности, исполнительных функций на высоком уровне.

Если человек занимается физкультурой, он долго сохраняет бодрость, силу, скорость, ловкость. Точно так же, если тренировать когнитивные функции, они долго будут вам служить. Проводились исследования о когнитивной тренировке, то есть некоторой зарядке для мозга, которую можно делать, как зарядку для мышц. В них не ставилась задача улучшить именно исполнительные функции — тренировались память, внимание, способность решать задачи. Поскольку исполнительные функции включены во все эти процессы, они тоже развивались. Оказалось, что распределенное во времени решение таких задач действительно оказывает улучшающее влияние непосредственно на функции, которые тренировались, и на те, которые не тренировались целенаправленно. Улучшается и повседневное функционирование этих людей. Иными словами, есть прямая выгода тренировать свой мозг.

Каковы исполнительные функции мозга — Сноб

В книге «Рассеянный ум», которая вышла в издательстве «Бомбора» на русском языке, психолог Ларри Розен и нейробиолог Адама Газзали объясняют, почему человеческий мозг не способен работать в режиме многозадачности, если одно из дел связано со смартфоном, а также рассказывают, как избавиться от рассеянности. «Сноб» публикует одну из глав

Иллюстрация: Pixabay

С учетом фундаментальной роли когнитивного контроля в нашей повседневной жизни можно понять, что одной из самых активных областей исследований в нейронауке было изучение механизмов мозга, обеспечивающих эти важнейшие способности. За последние несколько десятилетий мы достигли значительных успехов в исследовании человеческого мозга, особенно в связи с изобретением ряда мощных инструментов, позволивших изучать структуру, биохимию и функции мозга в контролируемой лабораторной обстановке без операционного вмешательства. До развития этих технологий большая часть того, что мы знали о человеческом мозге была связана с экстраполяцией исследований мозга других животных и результатом психологических исследований.

Хотя эти методы определенно привели к большему пониманию и продолжают снабжать нас новой информацией, в расшифровке некоторых уникальных аспектов нашего мозга остаются значительные пробелы. Аббревиатуры технологий, работающих с разным разрешением в пространстве и времени, звучат как алфавитный суп: ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) МРТ (магниторезонансная томография), ЭЭГ (электроэнцефалография), ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция), ТЭС (транскраниальная электрическая стимуляция), МЭГ (магнитная энцефалография) и БИК-спектроскопия (спектроскопия в ближней инфракрасной области). Эти технологии предлагают нам мощные и разнообразные подходы для проведения нейронаучных исследований на человеке, продолжающие то, что было начато в экспериментальных исследованиях на животных и в рамках психологии человека. Они позволяют нам обратиться к основному вопросу о том, как химия, анатомия и физиология нашего мозга приводят к возникновению сознания. Благодаря им мы достигли глубокого понимания нейронных механизмов когнитивного контроля и растущего осознания его существенных ограничений.

По ходу дела мы усвоили два важных урока. Во-первых, один из регионов нашего мозга претерпел наибольшую эволюцию по сравнению с нашими предками и стал главным центром когнитивного контроля. Эта область называется префронтальной корой. Во-вторых, хотя префронтальная кора играет важнейшую роль в процессах когнитивного контроля, она не действует обособленно. Скорее она выступает в роли диспетчерского узла в огромной взаимос

Что такое исполнительная дисфункция

✅Исполнительная дисфункция подразумевает нарушение лобных долей мозга, которые препятствуют осуществлению познавательных, эмоциональных и поведенческих процессов (распространяющихся на многие аспекты жизни). 

Нарушение исполнительной функции — этот термин включает в себя нарушение лобных долей мозга, которые препятствуют осуществлению познавательных, эмоциональных и поведенческих процессов (распространяющихся на многие аспекты жизни). Значение исполнительных функций можно понять в ситуациях, когда возникшие трудности не позволяют осуществлять самые обычные действия, и приводят к упадку когнитивных (мыслительных) навыков, целостной личности и социального поведения.

Что такое исполнительная дисфункция и её значение

  • Какие проблемы влечет исполнительная дисфункция?
  • Какая часть мозга контролирует исполнительные функции?
  • Что такое исполнительная дисфункция?
  • Какие проблемы влечет исполнительная дисфункция?
  • Влияние исполнительной дисфункции на повседневную жизнь
  • Оценка исполнительной дисфункции
  • Реабилитация исполнительной дисфункции
  • Стратегии преодоления трудностей после травм головного мозга
  • Исполнительная дисфункция с точки зрения опекуна


Исполнительное функционирование — это универсальный термин для многих способностей, в том числе:

  • Планирование и контроль
  • Гибкое мышление
  • Отслеживание производительности
  • Многозадачность
  • Решение нестандартных проблем
  • Самосознание
  • Способность к обучению
  • Социальное поведение
  • Принятие решений
  • Мотивация
  • Активация схем поведения
  • Избегание ненадлежащее поведение
  • Контроль над эмоциями
  • Внимательность и способность к обработке информации

Большинство из людей воспринимают эти способности как должное, выполняя чрезвычайно сложные задачи большую часть своей жизни. Рассмотрим роль некоторых исполнительных функций в «простой» деятельности, например, возьмем приготовление еды:

  • Мотивация — желание приготовить вкусную еду и принять решение совершить этот процесс.
  • Планирование и контроль — необходимость получить все ингредиенты, а также размышление о времени приготовления единого блюда в одно время.
  • Отслеживание производительности — проверка правильности процесса приготовления еды (закладывание продуктов, во время кипения воды).
  • Гибкое мышление — увеличение температуры, во время быстрой готовки, или ее уменьшение, если еда требует медленной готовки.
  • Многозадачность — выполнение стирки в одно время с приготовлением за ограненный период времени.

Эти сложные навыки потребуют расширенных функций головного мозга.

Какая часть мозга контролирует исполнительные функции?

Исполнительные функции (их можно представить в виде дирижера мозгового оркестра) контролируются лобными долями мозга, они связаны со многими другими областями мозга, а также координируют деятельность других частей. Травма лобных долей является наиболее распространенной причиной исполнительной дисфункции. Иногда, повреждение других областей мозга, которые связаны с лобными долями, также может нарушить исполнительные функции.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Лобные доли покрывают большую часть передней области мозга:

Лобные доли могут быть повреждены в результате любой формы черепно-мозговой травмы, или других видов болезни, — инсульт, опухоль, энцефалит и менингит. Они особенно уязвимы для черепно-мозговой травмы из-за близкого расположения к передней части мозга и их крупных размеров. Удар по задней части головы может привести к травме лобной доли, так как мозг встряхивается вперед-назад в черепной коробке, а лобные доли ударяются о костистые выступы над глазницами.

Что такое исполнительная дисфункция?

Важность исполнительных функций проявляется в ситуации, которые возникшие трудности не позволяют осуществлять самые обычные действия, и приводят к упадку когнитивных (мыслительных) навыков, целостной личности и социальном поведении.

Наиболее распространенные симптомы исполнительной дисфункции:

Трудности с активацией поведения, контролем и проведением мероприятий

  • Нарушение схемы «встал и выполнил»
  • Проблемы с планированием и выполнением последовательных действий, необходимых для выполнения задачи

Это часто можно ошибочно принять за «лень» или отсутствие мотивации и энергии.

Мыслительная и физическая зацикленность

Возникающие трудности в оценке результата осуществленных действий и снижение способности изменять поведение или переключаться между выполняемыми задачами.

Сложность в решении проблем

  • Трудность в предвидении последствий
  • Снижение способности делать точные выводы или находить решения проблем, если работа идет не по плану

Импульсивность

  • Осуществляемые действия слишком быстры и импульсивны, и приводят к неожиданным последствиям (например, трата большей части заработанных денег в короткий период)

Нарушение настроения

  • Проблемы в эмоциональном контроле, приводящими к внезапным эмоциональным вспышкам, таким как гнев или крик
  • Быстрые изменения настроения, приводящие к переходу от печали к счастью, без видимой причины

Трудности в общении с другими людьми

  • Снижение способности участвовать в общественной деятельности
  • Сложность в участии при активном и открытом разговоре
  • Слабое понимание социальной направленности, которое может привести к неуместным вещам в обществе

Трудности с памятью и вниманием

  • Невозможность сосредоточиться
  • Трудность с изучением новой информации
  • Ухудшение памяти прошлых или текущих событий, приводящих к дезориентации

Можно услышать разные названия перечисленных выше симптомов, обычно их называют исполнительной дисфункцией, многие люди используют термин «дискинетическим синдромом» или просто «проблемы лобной доли». Иногда, из-за общей направленности проблем врачи объединяют болезнь в понятие синдром, так как множество симптомов встречаются совместно.

Важно помнить, что не каждый из пациентов с исполнительной дисфункцией испытывает перечисленные проблемы. Симптомы могут варьироваться от незаметных и плохо различимых аномалий в поведении, которые могут заметить только близкие друзья и члены семьи.

Влияние исполнительной дисфункции на повседневную жизнь

Часто, людям с проблемой в лобных долях сложно объяснить трудности с которыми они сталкиваются, потому что они не понимают что их поведение неуместно. Их поведение может показаться антисоциальным и может быть ошибочно истолковано как депрессия, отсутствием мотивации, эгоизмом или агрессией, приводящим к негативному отношению с другими людьми.

Проблемы с исполнительным функционированием могут значительно повлиять на эмоциональную жизненную сферу, и привести к чувствам разочарования, истощения, смущения и изоляции. В рабочей среде они выражаются в проблемах с многозадачностью выполнения задач, организацией и мотивацией рабочего времени, неспособности устанавливать приоритеты.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Важно помнить о том, что подобное поведение происходит в результате черепно-мозговой травмы, и ни в коем случае не является преднамеренным.

Оценка исполнительной дисфункции

Первоначальная оценка функционирования исполнительных органов после травмы головного мозга, обычно проводится клиническим нейропсихологом. Оценка дает подробную информацию о когнитивном, эмоциональном и поведенческом состоянии человека. Полученные результаты могут помочь в формировании стратегии реабилитации для решения текущих проблем.

Во время оценки нейропсихолог может задать ряд вопросов:

  • Какие проблемы испытывает пациент и его семья?
  • Как возникшие трудности влияют на выполнение ежедневных задач?
  • Какие цели преследует пациент, и возможно ли его возвращение к стандартной социальной жизни (техникум, школа, институт)?
  • В какой степени исполнительная дисфункция связана связана с основными способностями пациента, такими как язык, память и восприятие?
  • Если сравнить способности пациента с людьми того же возраста, происхождения, пола, то насколько видна разница между его личностью и ними?
  • Травма головного мозга сделала невозможным ухаживание за семьей?
  • Какой вид реабилитации лучше подходит для пациента?

Нейропсихологические оценки включают в себя ряд различных, стандартизированных тестов, которые предназначены для измерения различных аспектов когнитивного функционирования. Некоторые из предложенных тестов, могут находиться в письменном виде, часть в качестве головоломки или игровом формате, другие же в реальной среде. Важно отметить, что тесты должны быть завершены без предварительных знаний или подготовки, чтобы точно отобразить текущие способности человека.

Важно помнить, что оценки указывают на области которые нуждаются в реабилитации, поэтому людям не нужно беспокоиться о функционировании отдельных способностей, — необходимо выполнять поставленные задачи, насколько это возможно.

Реабилитация исполнительной дисфункции

Реабилитация может быть сложной и потребует индивидуального подхода к лечению. Программа реабилитации для каждого пациента будет зависеть от целей пациента, характера исходящих трудностей, самооценки, готовности к лечению, уровня социальной поддержки и наличия других проблем, таких как нарушение настроения.

Чтобы улучить понимание человека о возникших проблемах, необходимо его информировать о последствиях полученной травмы. Поэтому, чтение информационного бюллетеня или других информационных материалов на тему болезни, может стать полезным занятием для пациента и членов его семьи.

Стратегии преодоления трудностей после травм головного мозга

Поскольку на исполнительных функциях построены наши ежедневные задачи и их решение, то пациентам необходимо рассмотреть несколько видов стратегий, способных помочь преодолеть трудности:

Планирование

Выделите себе достаточное количество времени для планирования событий и мероприятий, при этом записывайте ваши планы, используя различные гаджеты и письменные средства, например, календарь, дневник, ноутбук, компьютер, мобильные телефоны.

  • При планировании вашего дня, недели или конкретного события, разделяйте крупные задачи на более мелкие
  • Пользуйтесь заметками и контрольными списками, чтобы отмечать каждую выполненную часть работы, и видеть собственный прогресс
  • Про себя репетируйте (визуализация) и обдумывайте свои планы
  • Обсудите составленный план с другими, близкими людьми, возможно, они помогут вам помочь составить пошаговый контрольный список или изменить текущий
  • Подобные стратегии можно использовать для долгосрочного планирования, например, для встреч, которые вам нужно выполнить. Обсуждение ваших планов с другими людьми, поможет вам с большей вероятностью вспомнить ранние события, оставшиеся за чертой памяти
  • Поэтапные контрольные списки можно размещать в ключевых местах квартиры, чтобы напомнить вам о предстоящих или уже позабытых делах, требующих выполнения
  • Подготовьте план для выполнение повседневных дел, таких как покупки, стирка и уборка дома
  • Старайтесь заранее разрабатывать планы, а не по мере возникновения проблем

Настроение

  • Если ваши эмоции «берут над вами вверх», то это одна из тем для разговора с лечащим врачем, который сможет предложить достойный способ для постановки новых форм восприятия и реагирования на внешние раздражители, например, при помощи когнитивно-поведенческой психотерапии
  • Эти методики могут стать полезными «костылями» для вас и вашего окружения, но конечно лучше, если вы получаете помощь со стороны близких друзей или родственников, которые готовы обсудить причины вашего плохого настроения
  • Другие люди, которые узнают о вашей травме, возможно будут учитывать изменения в поведении, по сравнению с предыдущими реакциями, поэтому они сочтут эмоциональные проявления как симптомы болезни, нежели лени, эгоизма или возникших трудностей

Социальные трудности

  • Верные друзья или члены семьи могут помочь вам, напомнив вам о старых ситуациях, которые вызывали у вас трудности, или решению предстоящих дел, которые уже встречались в вашем прошлом опыте

Исполнительная дисфункция с точки зрения опекуна

Уход за человеком с недостатком исполнительной функции может создать полную зависимость и отказ от своей личной жизни, а изменения в поведении родственника или друга часто будут носить неприятный характер.

Проблемы, которые могут возникнуть у лиц осуществляющих уход:

  • Стресс, беспокойство или депрессия
  • Чувство повышенной ответственности
  • Напряженные отношения
  • Снижение эмоциональной и любовной связи с супругом/супругой
  • Ограниченный досуг или общественная жизнь
  • Чувство усталости и разочарования

Важно, чтобы члены семьи, опекуны и друзья также получали доступ к эмоциональной и практической поддержки (например, в интернете, где дистанционно находятся группы людей с похожими проблемами).

Выводы:

Повержения лобных долей чаще всего является причиной приобретенной черепно-мозговой травмы, и вызывает симптомы, в совокупности имеющие название исполнительной дисфункцией.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Разнообразные трудности при осуществлении исполнительной функции означают, что оценка и реабилитация не являются гарантированным путем по нормализации состояния пациента, хотя использование полезных видов стратегий и реабилитационных методик помогут больным быстрее восстановиться, научившись управлять своими эмоциональными позывами.опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Исполнительная функция мозга | Рецепты здоровья

Исполнительная функция мозга.

Исполнительная функция относится к контрольной системе мозга, позволяющей нам, среди прочего, организовывать свои мысли и поведение, расставлять приоритеты и планировать задачи, а также принимать решения. Некоторые такие способности, развивающиеся в течение всего детства и отрочества, в точности предсказывают различные последствия для дальнейшей жизни.

Когнитивный контроль, также иногда именуемый «исполнительной функцией», — понятие, применяемое в психологии и нейробиологии для обозначения многокомпонентной системы, надзирающей за другими функциями высшей умственной деятельности и управляющей ими. Этот собирательный термин описывает множество процессов, включая внимание, умственную гибкость, планирование, решение задач, устное рассуждение, рабочую память и способность переключаться между несколькими занятиями.

Эта функция возникла в процессе эволюции современного ума и привязана к префронтальной коре — участку мозга, гораздо более развитому у людей, чем у их ближайших предков-приматов. Процессы, которыми она управляет, совершенно необходимы в целеполагательных действиях и способности справляться с новыми ситуациями. Именно эти процессы, как это сейчас представляется, страдают при психических и неврологических расстройствах широкого диапазона, включая болезнь Альцгеймера, СДВГ, аутизм, депрессию и шизофрению.

С середины XIX века нам было известно, что префронтальная кора — важнейший для исполнительной функции участок мозга: с того самого случая с железнодорожным рабочим Финеасом Гейджем, когда он повредил себе лобную долю и потерял способность принимать решения.

Дальнейшие исследования ветеранов Первой мировой войны с поражениями лобных долей показали, что эти раненые с большим трудом обучаются новым навыкам. Данные наблюдения привели в конце концов и к пониманию, что исполнительная функция важна для абстрактного, высшего мышления.

Теории исполнительной функции.
В 1960-х годах советский нейропсихолог Александр Лурия выдвинул предположение, что лобные доли отвечают за программирование, отслеживание и регулирование нашего поведения. Эту значимую мысль недавно переформулировали и ловко поименовали «контролирующей системой внимания». Согласно этой модели исполнительная функция привлекает множество взаимодействующих между собой подсистем, координирующих наши цели и действия. Она активна, пока мы действуем в пределах привычных сценариев, и следит за соперничающими автоматическими откликами, отбирая наиболее подходящий и подавляя остальные. Когда же мы сталкиваемся с новой ситуацией, включается контролирующая система и переключает внимание, необходимое для выработки подходящих новых откликов, а также обеспечивает дополнительное подавление и активацию необходимых автоматических откликов.

Еще одна

Исполнительные функции — Карта знаний

  • Исполнительные функции (англ. executive functions) — в нейропсихологии, гипотетический набор высокоуровневых процессов, позволяющий планировать текущие действия в соответствии с общей целью, изменять реакцию в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным стимулам. Предполагается наличие когнитивной «исполнительной системы» (англ. executive system), эффективность которой в значительной мере зависит от нормальной работы префронтальных областей коры. Существуют различные определения системы, список и описания исполнительных функций также разнятся.

    Примером работы исполнительных функций может служить подавление автоматических, заученных реакций на стимул: увидев вкусный торт, человек подавляет автоматическое желание отрезать себе кусочек, помня о том, что он на диете; собираясь перейти автомобильную дорогу в Англии, турист из США изменяет заученную реакцию, и смотрит сначала направо, а потом налево. Также эти функции задействуются при появлении новых, ранее не встречавшихся стимулов, обеспечивая когнитивную гибкость.

    При нарушении исполнительных функций, в частности, при повреждениях лобных долей, иногда говорят о «дерегуляторном синдроме» (англ. dysexecutive syndrome).

    С работой исполнительных функций связывают показатели при прохождении Висконсинского теста сортировки карточек (WCST), теста Струпа и других.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ, также нейронная сеть оперативного покоя, англ. default mode network, DMN) — нейронная сеть взаимодействующих участков головного мозга, активная в состоянии свободной, не целенаправленной умственной деятельностью, когда человек бездействует, отдыхает, грезит наяву или погружён в себя, а не связан с выполнением какой-либо задачи внешнего мира. Эта нейронная сеть активно изучается в числе так называемых нейросетей состояния покоя (англ. resting state network... Префронта́льная кора (лат. Cortex praefrontalis) — отдел коры больших полушарий головного мозга, представляющий собой переднюю часть лобных долей и включающий в себя 9, 10, 11, 12, 13, 14, 24, 25, 32, 44, 45, 46 и 47 поля по Бродману. Коннекто́м (англ. connectome /kəˈnɛktoʊm/) — полное описание структуры связей в нервной системе организма. Область исследований, включающая в себя картографирование и анализ архитектуры нейрональных связей, называется «коннектомика». Па́мять — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Торможения возврата (англ. Inhibition of return, IOR) в психологии — феномен замедления направления внимания на те объекты, на которые за некоторое время до этого (300—1500 мс) внимание уже было обращено. Впервые получен и описан в зрительной модальности Майклом Познером и Дэвидом Коэном в 1984 году.

Упоминания в литературе

К. Оберауэр с соавт. (Oberauer et al., 2003) предложили модель факторной структуры WMC, в которой рассматриваются три когнитивные функции: параллельная обработка и хранение, относительная интеграция (предварительно названная координацией) и наблюдение. Функция параллельной обработки и хранения соответствует общепринятому определению WMC. Она обычно оценивается с помощью сложных кратковременных задач, в которых участники должны запомнить множество пунктов за короткий период и выполнить обработку информации в промежутках между или после кодирования запоминаемых пунктов. Относительная интеграция определяется как способность строить новые связи между элементами и таким образом создавать структурные репрезентации (Waltz et al., 1999). Элементы могут храниться в памяти, но также могут быть даны перцептивно. Например, конструирование ментальной модели пространственного множества из некоторого описания (Byrne, Johnson-Laird, 1989), схватывание взаимоотношений из статистического графа (Halford et al., 2004) или «видение» созвездий в скоплении звезд и т. п. Наблюдение относится к контролю когнитивных процессов, включая репрезентацию цели, регулирование критериев ответов и изменение набора задач. Эти регуляторные процессы обычно относятся к категории исполнительных функций. Обнаруженные связи психометрически оцененных показателей интеллекта, креативности, памяти и внимания можно представить в общем схематичном виде, как это показано на рисунке 2. Успех конвергентного мышления определяется ресурсами памяти и эффективностью селективных процессов в быстром поиске типичного решения экспериментального задания. Отличием дивергентного мышления является обнаруженное замедление скорости селекции информации, необходимое для поиска оригинального ответа при тестировании креативности. Наряду с быстрым исполнительным контролем внимания и положительным вкладом эффективности селекции этот факт, по-видимому, отражает необходимость использования более широкого информационного пространства вследствие критичной оценки появляющихся первыми наиболее часто встречающихся образов круга или стойких семантических связей слов, от которых для достижения новизны решения требуется отказаться. Отмеченная нами универсальная ценность скорости контроля исполнительных функций хорошо согласуется с полученными ранее данными, указывающими на то, что исполнительное переключение селективных процессов опосредует роль флюидного интеллекта в креативности (Nusbaum, Silvia, 2011).

Связанные понятия (продолжение)

В нейробиологии, синхронизацией (от греч. συνχρόνος — одновременный) называют динамический режим, который характеризуется периодической одновременной активацией определенной популяции нейронов, или синхронизацию между локальными колебаниями двух или нескольких популяций нейронов.

Подробнее: Синхронизация (нейробиология)

Орбитофронтальная кора (ОФК) — участок префронтальной коры в лобных долях головного мозга, принимающий участие в принятии решений. У человекообразных обезьян ОФК представлена совокупностью полей Бродмана под номерами 11, 12 и 13; у людей эта кора представлена полями 10, 11 и 47. Система кодирования лицевых движений (СКЛиД) (англ. Facial Action Coding System (FACS)) представляет собой систему для классификации выражений лица человека, изначально разработанную Полом Экманом и Уоллесом Фризеном в 1978 году. Мю-ритм (μ-ритм, роландический ритм, сенсомоторный ритм, аркоидный (arceau) ритм, аркообразный (wicket) ритм, гребенчатый ритм, дугообразный ритм) — периодические колебания биопотенциалов в сенсомоторной области коры головного мозга на частоте 8 — 13 Гц (чаще всего 9 — 11 Гц). Эти колебания могут быть зарегистрированы методами электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитоэнцефалографии (МЭГ), или электрокортикографии (ЭКОГ). Наиболее выражен в состоянии физического покоя. В отличие от альфа-ритма, который... Физиологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление организма к условиям существования. « — постоянное приспособление … к условиям существования», — утверждал физиолог И. М. Сеченов. — Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него". При этом: «…Каждый организм представляет собой динамическое сочетание устойчивости и изменчивости, в котором изменчивость служит его... Мото́рное позна́ние — понятие, возникшее на стыке наук психологии, нейрофизиологии и нейробиологии, подразумевающее познание, воплощённое в действии. Сортировка спайков (англ. Spike sorting) — совокупность алгоритмов и методов для обнаружения и классификации потенциалов действия (ПД) различных нейронов при внеклеточной регистрации их электрической активности. Изучение функций нейронов и их участия в процессах высшей нервной деятельности определяет необходимость достоверных измерений активности каждого конкретного нейрона. Сети адаптивного резонанса — разновидность искусственных нейронных сетей, основанная на теории адаптивного резонанса Стивена Гроссберга и Гейла Карпентера. Включает в себя модели обучения с учителем и без учителя, которые используются при решении задач распознавания образов и предсказания.

Подробнее: Адаптивная резонансная теория

Вызванный потенциал (сокр. ВП) — электрическая реакция органов (в основном мозга) на внешний раздражитель или на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визуальные для регистрации зрительных ВП, звуковые для регистрации аудиторных ВП и электрические для регистрации соматосенсорных ВП. Запись ВП производится при помощи электроэнцефалографических электродов, расположенных на поверхности головы. Брэйнбоу – это метод нейровизуализации, в основе которого лежит использование флуоресцентных белков. Будучи внедрённым в геном животного, зелёный флуоресцентный белок и его генетически модифицированные варианты окрашивают нервные клетки в разные цвета (в общей сложности до 100 разных оттенков), что позволяет значительно более точно локализовать архитектуру нейронных связей отдельных клеток. Данный метод позволяет картографировать одновременно до 100 нервных клеток. Диаграмма Исикавы — т. н. диаграмма «рыбьей кости» (англ. Fishbone Diagram), или «причинно-следственная» диаграмма (англ. Cause and Effect Diagram), известная также как диаграмма «анализа корневых причин». Когнитивный контроль – комплекс исполнительных функций, позволяющих индивиду регулировать поведение согласно текущим задачам. Считается, что в обеспечение когнитивного контроля вовлечены префронтальные области коры головного мозга. Нейроэкономика (англ. Neuroeconomics) — междисциплинарное направление в науке на пересечении предметов экономической теории, нейробиологии и психологии. Она изучает процесс принятия решений при выборе альтернативных вариантов, распределении риска и вознаграждения. Нейроэкономика использует экономические модели для изучения мозга и достижения нейробиологии для построения экономических моделей. Нейрокомпьютерный интерфейс (НКИ) (называемый также прямой нейронный интерфейс, мозговой интерфейс, интерфейс «мозг — компьютер») — система, созданная для обмена информацией между мозгом и электронным устройством (например, компьютером). В однонаправленных интерфейсах внешние устройства могут либо принимать сигналы от мозга, либо посылать ему сигналы (например, имитируя сетчатку глаза при восстановлении зрения электронным имплантатом). Двунаправленные интерфейсы позволяют мозгу и внешним устройствам... Интеракто́м (англ. Interactome) — термин молекулярной биологии, обозначающий полный набор взаимодействий между молекулами в отдельной клетке. Интерактом включает как непосредственные физические контакты между белками (белок-белковые взаимодействия), так и непрямые взаимодействия генов (например, эпистаз). Саккады (от старинного французского слова, переводимого как «хлопок паруса») — быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении. На электроокулограмме имеют вид вертикальных прямых тонких линий.

Подробнее: Саккада

Теория распознава́ния о́браза — раздел информатики и смежных дисциплин, развивающий основы и методы классификации и идентификации предметов, явлений, процессов, сигналов, ситуаций и т. п. объектов, которые характеризуются конечным набором некоторых свойств и признаков. Такие задачи решаются довольно часто, например, при переходе или проезде улицы по сигналам светофора. Распознавание цвета загоревшейся лампы светофора и знание правил дорожного движения позволяет принять правильное решение о том, можно... Тест Мюнстерберга — психодиагностический тест, направленный на определение избирательности и концентрации внимания. Тест разработан в начале XX века немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом. За данный тест был получен международный сертификат в 1934 году в Лондоне, эта методика до сих пор пользуется огромной популярностью. Методику можно использовать при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости. Когнитивная гибкость (англ. cognitive flexibility) — умственная способность переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно. Общепринятого операционального определения этого понятия не существует, но исследователи сходятся в том, что когнитивная гибкость является компонентом исполнительной системы. Объектами исследований в этом направлении, в основном, становились дети школьного возраста, хотя индивидуальные различия проявляются на протяжении всей жизни. Мерами... Слияние данных является процессом объединения источников данных для получения более согласующейся, точной и полезной информации, чем информация от одного отдельного источника. Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Термин нейропсихология применяется как к исследованиям с повреждениями у животных, так и работам, базирующимся на изучении электрической активности отдельных клеток (или групп клеток) у высших приматов (в том числе, существуют исследования человека в данном контексте). Обуче́ние с учи́телем (англ. Supervised learning) — один из способов машинного обучения, в ходе которого испытуемая система принудительно обучается с помощью примеров «стимул-реакция». С точки зрения кибернетики, является одним из видов кибернетического эксперимента. Между входами и эталонными выходами (стимул-реакция) может существовать некоторая зависимость, но она неизвестна. Известна только конечная совокупность прецедентов — пар «стимул-реакция», называемая обучающей выборкой. На основе этих... Компьютерное зрение (иначе техническое зрение) — теория и технология создания машин, которые могут производить обнаружение, отслеживание и классификацию объектов. Приня́тие жела́емого за действи́тельное — формирование убеждений и принятие решений в соответствии с тем, что является приятным человеку, вместо апелляции к имеющимся доказательствам, рациональности или реальности. Планирование эксперимента — один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента. Общая структурно-функциональная модель мозга — концепция мозга как материального субстрата психики, разработанная А. Р. Лурией на основе изучения нарушений психической деятельности при различных локальных поражениях центральной нервной системы. Согласно данной модели, мозг может быть разделён на три основных блока, которые имеют собственное строение и роль в психическом функционировании... Скорлупа или путáмен (от лат. putamen — скорлупа) — базальное ядро, входит в состав стриопаллидарной системы и находится в основании переднего мозга (конечный мозг). Скорлупа, вместе с бледным шаром, образуют чечевицеобразное ядро, которое, в свою очередь, вместе хвостатым ядром образуют полосатое тело. С помощью различных путей скорлупа подключена к чёрной субстанции и бледному шару. Основными функциями скорлупы являются регулирование движения и влияние на различные виды обучения. В качестве главного... Нейротехноло́гии — это любые технологии, которые оказывают фундаментальное влияние на то, как люди понимают мозг и различные аспекты сознания, мыслительной деятельности, высших психических функций. Включают в себя также технологии, которые предназначены для улучшения и исправления функций мозга и позволяют исследователям и врачам визуализировать мозг. Теория обнаружения сигнала (ТОС) — современный психофизический метод, учитывающий вероятностный характер обнаружения стимула, в котором наблюдатель рассматривается как активный субъект принятия решения в ситуации неопределённости. Теория обнаружения сигнала описывает сенсорный процесс как двухступенчатый: процесс отображения физической энергии стимула в интенсивность ощущения и процесс принятия решения субъектом. Сопряженная идеомоторика — Научно-методический подход, разработанный С.В.Квасовцом и А.В.Ивановым, являющийся современным развитием методики сопряженных моторных реакций А. Р. Лурия. Видеоанализ (другое название — «захват движения» от англ. Motion capture) — запись и обработка видео информации, как правило о движениях. Видеоанализ был впервые разработан в исследованиях по биомеханике, но в последнее время широко применяется в медицине, биомеханике и компьютерных играх. Нейромаркетинг — комплекс методов изучения поведения покупателей, воздействия на него и эмоциональных и поведенческих реакций на это воздействие, использующий разработки в областях маркетинга, когнитивной психологии и нейрофизиологии. Цель нейромаркетинга — поиск способов объективного определения предпочтений потребителя без использования субъективных методов получения информации о них, а также формирование рекламных сообщений таким образом, чтобы склонить потребителя к покупке до того, как он их... Окулография (отслеживание глаз, трекинг глаз; айтрекинг) — определение координат взора («точки пересечения оптической оси глазного яблока и плоскости наблюдаемого объекта или экрана, на котором предъявляется некоторый зрительный раздражитель»). Отслеживатель глаз — устройство, используемое для определения ориентации оптической оси глазного яблока в пространстве (то есть для отслеживания глаз). Отслеживатели глаз используются в исследованиях зрительной системы, психологии, когнитивной лингвистике... Обучение ассоциативным правилам или поиск ассоциативных правил — это метод обучения машин на базе правил обнаружения интересующих нас связей между переменными в большой базе данных. Метод предлагается для установления сильных правил, обнаруженных в базе данных с помощью некоторых мер интересности. Этот основанный на правилах подход генерирует также новые правила по мере анализа дополнительных данных. Конечной целью, исходя из достаточно большого набора данных, помочь машине имитировать выделение... Специальные хлопковые ленты, не содержащие латекс, с акриловым термоактивным покрытием, аналогичные по эластичности человеческой коже, которые накладываются по методу Кинезиологического Тейпирования. Тейпы призваны обеспечивать адекватную работу мышц, протекание саногенетических процессов, уменьшение болевого эффекта, при этом не ограничивая движений, улучшая крово- и лимфоток, обладая гипоаллергенными свойствами и полной воздухо- и влагопроницаемостью. Могут использоваться на протяжении 5 дней...

Подробнее: Кинезиологическое тейпирование

Функциона́льная магни́тно-резона́нсная томогра́фия, функциона́льная МРТ или фМРТ (англ. Functional magnetic resonance imaging) — разновидность магнитно-резонансной томографии, которая проводится с целью измерения гемодинамических реакций (изменений в токе крови), вызванных нейронной активностью головного или спинного мозга. Этот метод основывается на том, что мозговой кровоток и активность нейронов связаны между собой. Когда область мозга активна, приток крови к этой области также увеличивается... Импульсная нейронная сеть (ИмНС, англ. Pulsed neural networks, PNN) или Спайковая нейронная сеть (СНН, англ. Spiking neural network, SNN) — третье поколение искусственных нейронных сетей (ИНС), которое отличается от бинарных (первое поколение) и частотных/скоростных (второе поколение) ИНС тем, что в нем нейроны обмениваются короткими (у биологических нейронов — около 1-2 мс) импульсами одинаковой амплитуды (у биологических нейронов — около 100 мВ). Является самой реалистичной, с точки зрения физиологии... Фактор общего интеллекта (англ. general factor, g factor) является распространённым, но противоречивым конструктом, используемым в психологии (см. также психометрию) для выявления общего в различных тестах интеллекта. Словосочетание «теория g» имеет дело с гипотезой и полученными из неё результатами о биологической природе g, постоянством/податливостью, уместностью его применения в реальной жизни и другими исследованиями. Нейронная сеть (биологическая нейронная сеть) — совокупность нейронов головного и спинного мозга центральной нервной системы (ЦНС) и ганглия периферической нервной системы (ПНС), которые связаны или функционально объединены в нервной системе, выполняют специфические физиологические функции. Субитизация — функция восприятия, обеспечивающая моментальное определение количества предметов в поле зрения, когда это количество укладывается в диапазон от одного до четырёх (диапазон субитизации). Этот термин был введен Э. Л. Кауфманом (E. L. Kaufman) и его коллегами и происходит от латинского subitus (внезапный). Зерка́льные нейро́ны (англ. mirror neurons, итал. neuroni specchio) — нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим животным. Такие нейроны были достоверно обнаружены у приматов, подтверждено их наличие у людей и некоторых птиц. Нейробиологические теории сознания — это группа научных теорий, решающих легкую проблему сознания с точки зрения нейробиологии за счет выделения материального субстрата сознания. Материальный субстрат сознания – это определенный участок (или участки) мозга, активность которого обеспечивает обладание сознанием. Электрическая активность кожи (ЭАК), ранее именовалась как кожно-гальваническая реакция (КГР) — биоэлектрическая реакция, которая регистрируется с поверхности кожи, показатель активности вегетативной нервной системы, широко применяемый в психофизиологии. Прикладной анализ поведения, ПАП (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *