Интроекция в психологии: Интроекция: что это такое и как избавиться от навязанных окружением убеждений – рассказывает психолог
Интроекция: что это такое и как избавиться от навязанных окружением убеждений – рассказывает психолог
Нами часто руководят интроекции – заимствованные взгляды, которые мы однажды признали собственными. Впрочем, сказать, что признали, не совсем правильно. У нас не было возможности их не признать: потому что с детства мы впитали их без какой-либо критической оценки. Психолог-консультант Дарья Волкова рассказывает, как понять, что вы подвержены интроекции, а также какие плюсы и минусы в этом можно найти.
Фото: Pexels.com
Что такое интроекция
Интроекция – это способность принимать ожидания и проекции других, сообщаемые нам невербально или вербально, скрыто либо открыто. Вот наглядный пример. Представьте себе семью: маму и четырехлетнего сына. Они собираются на ужин с друзьями мамы. Для мамы решение взять ребенка было внеплановым: няня не смогла приехать и остаться с ним. Мать в стрессе и пытается что-то придумать, чтобы не менять свои планы. Мальчик, хоть и маленький, но уже способен одеться самостоятельно. Поэтому она велит сыну пойти и надеть «красивую» одежду, пока сама говорит по телефону с няней.
Фото: Pexels.com
Воодушевленный ребенок, у которого вдруг появилась возможность сделать что-то самостоятельно, выбирает самую яркую рубашку в ковбойском стиле, самые крутые синие джинсы, какие только может найти. Он с гордостью надевает их и спешит показать маме, как быстро он может одеваться в «красивую» одежду. Ребенок входит в комнату, чтобы показать маме свою одежду. Но мама рассержена из-за внешних обстоятельств (заболевшая няня) и как будто вдвойне расстраивается, увидев выбранную им одежду. И с выражением отвращения отправляет его обратно переодеться. Какой вывод может сделать ребенок в этой ситуации? Что в действительности он не знает, как одеваться, поэтому он просто снимает одежду и сидит в своей комнате, ожидая, когда мама придет одеть его. Мама приходит, она по-прежнему раздраженная и как будто теперь уже сердится на то, что он просто сидит и ждет ее. Ребенок начинает чувствовать себя глупым, как будто он не умеет одеваться самостоятельно. Что происходит на самом деле?
Получается, что мальчик в силу возраста не может понять, что его матери нужно выглядеть «статусно» перед своими светскими друзьями. В силу того, что она не делится с ним, он также не знает, что она сейчас очень торопится, так как няня не пришла. Вместо этого он уяснил, что маме не понравился его выбор, и теперь он чувствует себя глупым. Получается, что ребенок взял на себя проблемы матери и включил их в свое представление о себе – взгляд, который в конечном итоге полностью или частично станет его личностью.
Конечно, мама на самом деле не называла его глупым, хотя ей было очень неловко при мысли о том, что он появится перед ее друзьями в блестящей красной ковбойской рубашке, ковбойских сапогах и синих джинсах! Но ребенок уловил чувства, выраженные через напряжение ее тела и выражение лица. Дети вообще очень интуитивны и восприимчивы. Но что они обычно делают с тем, что получают? Оборачивают это вокруг себя. Потому что это их способ контролировать свое окружение, одновременно принимая то, что они считают своим зеркалом.
Фото: Pexels.com
Дети смотрят в лица значимых для себя взрослых и видят зеркала. Однако они делают это не только для того, чтобы увидеть себя, но и потому, что боятся быть брошенными. Они чувствуют, что должны быть тем, что отражается в зеркале, чтобы поддерживать отношения. Итак, то, что на них проецируется, потому что родители не решили проблему сами, – дети принимают. У них еще не развита способность отвергать проекцию.
Считается, что интроекция – это такой защитный механизм, который включается при отсутствии контакта между ребенком и взрослыми. Если взрослый говорит, что так правильно, – я должен принять эту точку зрения, чтобы быть в контакте с родителем. Возникает иллюзия поддержания отношений, но за счет потери себя. Получается, что задолго до того, как ребенок становится способным принять субъективное волевое решение быть таким, как мама или папа, он уже «проглотил» их в некоем примитивном смысле.
Интроекция и проекция – это одно и то же?
Фото: Pexels. com
Интроекция противоположна проекции. Проекция – процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Интроекция – процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. Так в семье ребенок может перенять элементы личности или убеждений родителей, их политическую идеологию, концепцию правильного и неправильного, представления о сексе. Когда люди интроецируют, они идентифицируют себя с человеком или объектом настолько сильно, что не могут отделить этого человека или объект от самих себя.
Вот и получается, что впитанные «с молоком матери» установки мы проносим через всю жизнь. Просто потому, что когда-то они не были подвергнуты осмыслению. Поэтому в какой-то момент можно столкнуться с удивительным открытием, что эти установки вредят нашему благополучию. Вопрос: как их опознать и научиться ими управлять?
Положительное влияние интроектов
Фото: Pexels.com
Человек может интроецировать положительные черты и убеждения, такие как сострадание, понятие верности, мораль или желание помочь бедным и старикам. Интроекция также может помочь человеку справиться с разлукой или даже с потерей близких. Например, восклицания о том, что дочь говорит что-то «совсем как ее мать» после смерти матери, могут вызвать яркие счастливые воспоминания. Интроекция может также способствовать развитию чувства ответственности, если неопытный юноша полон решимости делать что-то «точно так же, как папа».
Отрицательные последствия интроектов
Фото: Pexels.com
Взрослый, подверженный негативному воспитанию, может постоянно чувствовать себя никчемным, некомпетентным или виноватым, не способным свободно выражать свои эмоции и мысли.
Интроекция может привести к тому, что человек будет уделять чрезмерное внимание убеждениям других, а не своим личным потребностям. Другим негативным эффектом интроекции является внутренний конфликт, который может возникнуть в результате попыток согласовать различные или несовместимые концепции. Например, ребенок, который боготворит и копирует «идеального» отца, может испытать внутреннее смятение, когда узнает, что отец был не таким уж хорошим человеком, поступал нечестно по отношению к другим. Человек может также испытывать внутренний конфликт, если в глубине души он не полностью согласен с установками, принятыми у других людей. В отношениях мы можем усвоить комментарии своего партнера о внешности и поведении, и начать пытаться во всем им соответствовать.
Как понять, влияют ли интроекты на вашу жизнь
Фото: Pexels.com
Понять, насколько интроекты влияют на вашу жизнь, и проработать их можно через упражнение «Я должен». Возьмите лист бумаги и письменно закончите серию следующих предложений:
- В отношениях мужчина должен / женщина должна…
- Хороший муж должен / жена должна…
- Хороший отец должен / хорошая мать должна…
- Когда я злюсь, я должна (должен)…
- Ощущая влечение, я должна (должен)…
- Всякий раз, когда я чего-нибудь хочу, я должна (должен)…
- Все люди должны…
При заполнении немного задержитесь над каждым предложением, пока не всплывет нечто новое для вас. Постарайтесь запомнить это появившееся чувство и ощущение, прежде чем перейти к следующему предложению.
Возможно, вам удастся осознать интроект по тому, как ваше тело реагирует на то или иное «должен» всякий раз, когда вы переносите на себя подобное ожидание. Вы можете испытать чувство сжатия внутри грудного отдела, напряжение в нижней части живота или еще где-то в теле. Эти чувства и будут маркером: то продолжение, которое вы подставляете, – ваш интроект, если вы испытываете чувства, противоположные легкости и спокойствию. Подумайте, как вы можете изменить формулировки, чтобы они звучали для вас комфортно?
Примеры интроекций в нашей жизни встречаются постоянно: и в форме долженствования, и в форме общественного суждения. Проблема здесь одна – если воспринимать все эти послания некритично, то можно прожить не свою жизнь. Не все интроекты одинаково полезны. Так, перманентное чувство долга и необходимость соответствовать могут превратиться в тяжелый груз, который мешает жить, набирать скорость и развиваться. А также высасывает много энергии через внутреннее сопротивление: «Вроде я должен. Значит, надо бы себе это как-то «продать». И вот с этим нужно работать.
Вам также могут понравиться эти материалы:
Сепарация от родителей во взрослом возрасте: психолог – о том, почему это важно и как это лучше всего сделать
Пассивная агрессия: что это такое, из-за чего она возникает и как с ней бороться – отвечает психолог
Токсичные отношения: как их вовремя распознать
Осторожно, манипулятор или абьюзер! 20 признаков того, что от человека лучше держаться подальше
Как повысить самооценку и перестать сравнивать себя с окружающими: рассказывает психолог
Быть в курсе!
Раз в неделю делимся статьями и новостями на темы моды, красоты, осознанности и жизни звезд
Интроекция — Психологос
Интроекция — (от лат. intro — внутрь и лат. jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.
В речи интроекты проявляют себя постоянным употреблением слов «надо», «должен» и «нельзя». Гешталь-терапия требует эти конструкции заменить на «Я хочу». При интроекции мое собственное желание, моя потребность заменяется на желание или потребность другого человека, сформулированные в виде непреложного правила. Фредерик Перлз, известный как обладатель чрезвычайно резкого языка, называл одним из бичей современного человека «тиранию долженствования», которую именовал mustarbation (от английского must – «должен», на английском слово в целом созвучно «мастурбации»).
Интроекция (из книги Фредерика Перлза «Свидетель Терапии»)
«…Наш рост обеспечивается способностью различения, которая сама является функцией границы между «я» и другим. Мы что-то берем из среды и что-то ей возвращаем. Мы принимаем или отвергаем то, что среда может нам предложить. Но мы можем расти, только если в процессе принятия в себя мы полностью перевариваем и тщательно ассимилируем то, что получили. То, что мы реально ассимилировали, становится нашим собственным, так что мы можем делать с этим все, что нам угодно. Мы можем сохранить это для себя или отдать в новой форме, приобретенной благодаря ассимиляции. Если же мы проглотили нечто, не разжевав, приняли без различения, — оно становится чужеродным телом, загнездившимся в нас паразитом. Хотя оно может казаться нашей частью, на самом деле это не так, оно остается частью среды.
Физический процесс роста посредством ассимиляции, то есть разрушения и переваривания, — легко наблюдать. Пища, которую мы получаем, требует не проглатывания целиком, а пережевывания (что начинает процесс ее разрушения) и переваривания (что продолжает процесс дальнейшего превращения пищи в химические частицы, которые организм может использовать). Физическая пища, хорошо переваренная и ассимилированная, становится частью нас самих, превращается в кости, мышцы и кровь. Но пища, которую мы глотаем целиком, которую мы заталкиваем в себя не потому, что мы ее хотим, а потому что нас заставили ее есть, тяжестью ложится на желудок. Она создает нам неудобства, мы хотели бы выбросить ее из себя, освободиться от нее. Если мы не делаем этого, если мы подавляем свой дискомфорт, свою тошноту и желание избавиться от этой пищи, мы можем в конце концов все же ухитриться ее переварить, — или она нас отравляет.
Психологический процесс ассимиляции в значительной степени похож на физиологический. Понятия, факты, нормы поведения, мораль, этические, эстетические, политические ценности — все это первоначально приходит к нам из внешнего мира. В нашем уме нет ничего, что не пришло бы из среды, но в среде также нет ничего, для чего не существовало бы органической потребности, физической или психологической. Все это должно быть переварено и усвоено, чтобы стать подлинно нашим, частью нашей личности.
Если же мы некритически, целиком принимаем что-то на веру, потому что кто-то так сказал, или потому что это модно, или безопасно, или соответствует традиции, или, наоборот, потому что это не в моде, опасно или революционно, — все это откладывается в нас тяжелым грузом. Это несъедобно, это чужеродные тела, хотя мы и дали им место в своем уме. Такие непереваренные установки, способы действия, чувства, оценки психологически называются интроектами, а механизм, посредством которого эти чуждые образования попадают в личность, мы называем интроекцией.
Я не хочу сказать, что этот процесс проглатывания целиком не служит иногда полезным целям. Студент, который зубрит целую ночь перед экзаменом, чтобы получить хорошую отметку по предмету, который ему непонятен, имеет вполне оправданные причины для своих действий. Но если он тешит себя мыслью, что действительно чему-то научился посредством такой зубрежки, то через полгода он сможет убедиться, что забыл большую часть того, что «выучил».
Я также не хочу сказать, что человек должен отвергать какую-либо психологическую пищу, которая приходит из внешнего мира. Питаться собой психологически так же невозможно, как физически. Я говорю лишь, что факты и установки, на которых строится наша личность, то есть психологическая пища, которую предлагает нам внешний мир, должна быть точно так же ассимилирована, как наша физическая пища. Она должна быть деструктурирована, проанализирована, разъята, а затем собрана вновь в такой форме, в какой она окажется для нас наиболее ценной. Если она просто проглочена целиком, она ничего не дает для развития нашей личности. Напротив того, она превращает нас во что-то вроде комнаты, настолько заваленной чужими вещами, что в ней не хватает места для наших собственных. Она превращает нас в мусорную корзину, наполненную чуждой и ненужной нам информацией. Самое худшее состоит в том, что этот материал имел бы для нас огромную ценность, если бы мы обдумали его, изменили и трансформировали его в себе.
Таким образом, опасность интроекции двояка. Во-первых, интроектор упускает возможности развивать собственную личность, поскольку он занят удержанием чуждых элементов в своей системе. Чем больше интроектов он нахватал, тем меньше у него остается возможностей выразить себя или хотя бы обнаружить, что такое он сам. Во-вторых, интроекция способствует дезинтеграции личности. Интроецировав несовместимые понятия, вы можете обнаружить себя разрываемым на куски при попытке согласовать их. В наше время это встречается довольно часто.
Наше общество, например, с детства учит нас двум совершенно различным и, по-видимому, противоположным установкам. Одна соответствует так называемому «золотому правилу» — делать другим то, что хотелось бы от них получить. Другая — закон выживания наиболее приспособленных, выражаемый пословицей «собака собаку ест». Если мы интроецируем обе эти установки как догмы, мы в конце концов будем пытаться быть одновременно и мягкими, добрыми, нетребовательными, и безудержно агрессивными. Мы будем любить наших соседей, но доверять им только в тех пределах, в каких мы можем с ними справиться. Мы будем являть собой мягкость, но одновременно будем жестокими и садистичными. Каждый, кто интроецирует подобные несовместимые представления, превращает собственную личность в поле их битвы. Невротический конфликт обычно доходит до мертвой точки, когда ни одна из сторон не может победить, и человек не способен ни к какому дальнейшему росту и развитию.
Таким образом, интроекция — это невротический механизм, посредством которого мы принимаем в себя нормы, установки, способы действия и мышления, которые в действительности не являются нашими собственными. При интроекции мы сдвигаем границу между собой и остальным миром так далеко внутрь себя, что от нас почти ничего не остается.
Возвращаясь к ситуации, в которой хорист полагает, что нехорошо беспокоить других, мы можем рассматривать ее как пример интроекции. Кто, в конце концов, говорит это, он или они? Действительно ли он полагает, что его собственные нужды настолько несущественны, что потребности группы всегда должны иметь преимущество? Когда интроектор говорит «я думаю», он обычно имеет в виду «они думают»… »
Идентичность и интроекция | Psychology Today
В прошлый раз мы говорили о проекции. Сегодня мы поговорим об интроекции. Интроекция — это удивительная способность воспринимать ожидания и проекции других, сообщаемые нам невербально или вербально, тайно или открыто.
Как происходит интроекция
Вот пример интроекции. Сэму 4 года, и он уже неплохо одевается. Сегодня его мать торопится, и у нее нет времени раскладывать ему одежду, поэтому она торопливо говорит ему пойти одеться в «красивую» одежду. Ей придется взять ее с собой на ленч с двумя лучшими друзьями — незамужними женщинами, с которыми она когда-то работала.
Итак, Сэм, очень взволнованный тем, что может сделать все сам, выбирает самую яркую рубашку и самые крутые синие джинсы, которые только может найти. Он с гордостью надевает их и спешит показать мамочке, как быстро он может одеваться в «красивую» одежду. Мама разговаривает по телефону с няней, которая в последний момент отменила прием.
Сэм входит в комнату, чтобы показать мамочке свою одежду. Но мамочка уже раздражена и теперь очень расстроена, увидев одежду, которую он выбрал. Она машет ему обратно в его комнату с лицом полнейшего отвращения.
Сэм, теперь побежденный, решает, что он на самом деле не знает, как одеваться, поэтому он просто снимает одежду и сидит в своей комнате, ожидая, когда мама придет одеть его. К тому времени, как она добирается туда, она приходит в ярость, потому что теперь он не только сделал неправильный выбор, но теперь он просто сидит и смотрит на нее, как будто он «тупой» или что-то в этом роде. Теперь Сэм чувствует себя еще хуже. Он не может одеться и он действительно немного тупой. Это должно быть правдой — так сказала мама.
Это, казалось бы, безобидный пример повседневной рутины в доме с находящейся в стрессе матерью и маленьким неуверенным ребенком. Но если подобные суждения и отказы будут случаться достаточно часто, юный Сэм может в конечном итоге почувствовать себя побежденным еще до того, как начнет свою жизнь. Этот пораженческий дух есть интроекция.
Сэм никак не может понять потребность своей матери выглядеть «вместе» со своими симпатичными светскими подругами. Он также не узнает, что она сейчас очень торопится, так как няня не придет. Что Сэм знает, так это то, что мамочке не понравился его выбор, и теперь она думает, что он тупой. Сэм взял проблемы своей матери и включил их в свое представление о себе — представление, которое в конечном итоге полностью или частично станет его личностью.
Конечно, мамочка на самом деле не говорила, что Сэм тупой, хотя ее очень смущала мысль о том, что он предстанет перед ее друзьями в ярко-красной ковбойской рубашке, ковбойских сапогах и синих джинсах! Сэм улавливал чувства, выражаемые напряжением ее тела, выражением лица — даже малейшим тиком движений лица.
Дети видят в своих опекунах «зеркала»
Дети обладают высокой интуицией и восприимчивостью, а «чувствительные» дети еще более восприимчивы. Но что они обычно делают с тем, что получают, так это оборачивают это вокруг себя как личность. Почему? Потому что это их способ контролировать свое окружение, одновременно принимая то, что они считают своим зеркалом.
Дети ищут свое окружение, чтобы определить их. Они смотрят в лица своих опекунов и видят зеркала. Однако они делают это не просто для того, чтобы увидеть себя, но и потому, что боятся быть покинутыми. Они чувствуют, что должны быть тем, что есть в этом зеркале, чтобы поддерживать отношения со своими опекунами.
То, что они получают от тех, от кого полностью зависят, просто ошеломительно. Их самоощущение уходит со скрытым течением, и они становятся тем, что видят в зеркале. Итак, то, что проецируется на них — потому что родители сами не решили проблему — дети принимают как идентичность. Они еще не развили способность отвергать проекцию.
Вопрос в том, как развить эту способность? Следующий пост. Ждать его.
Интроекция, Интернализация, Идентификация, О боже!
Интроекция, Интернализация, Идентификация, О боже!;
Форма поиска
Поиск по этому сайту
Блог подготовки к экзамену
- Главная страница
- Блог
- Интроекция, интернализация, идентификация, о боже!
Интроекция, интернализация и идентификация
Как тренер по экзаменам LCSW и LMSW, я получаю больше писем и вопросов, о которых я получаю больше интроекция, интернализация и идентификация . Интроекция и интернализация используются на экзамене взаимозаменяемо, поэтому в дальнейшем в этом блоге я буду использовать термин «интроекция» для простоты. Существует много путаницы в отношении различий между этими защитными механизмами, и мы надеемся, что сегодняшний блог поможет вам различить их при подготовке к экзаменам LCSW и LMSW!
Программы подготовки к экзаменам по социальной работе
Интроекция и идентификация: континуум
Во-первых, я хочу, чтобы вы подумали об интроекции и идентификации как об очень похожих явлениях, находящихся в континууме; интроекция обычно ведет к идентификации. Крайне маловероятно, что они заставят вас различать их на экзамене, учитывая их сходство. Более вероятно, что у вас будет один из этих терминов в качестве варианта ответа с тремя другими, которые не так похожи, или что в вопросе будет использоваться термин, и вам придется выбрать ответ, который отражает наиболее близкое определение ( или понимание определения).
Интроекция возникает, когда человек усваивает идеи или голоса других людей — часто внешних авторитетов. Примером интроекции может быть отец, говорящий своему сыну: «Мальчики не плачут» — это идея, которую человек может перенять из своего окружения и усвоить в своем образе мышления. Ребенок не обязательно идентифицирует себя с человеком, который это сказал (своим отцом), но он принимает это, и это становится частью его видения мира (и, следовательно, того, как, по его мнению, он должен себя вести). Со временем это может ведет к идентификации с человеком, который это сказал. Это будет выглядеть так, будто сын пойдет по стопам своего отца и станет похожим на отца во многих отношениях, а не только в этой вере. Они могут пойти по схожему карьерному пути, одинаково одеваться и придерживаться других схожих систем убеждений. Таким образом, вы не только принимаете единственное убеждение, что «мальчики не плачут», но и начинаете отождествлять себя с человеком, который это сказал.
Другой простой пример: над ребенком издеваются в школе. Ребенок, над которым издеваются, может бессознательно начать вести себя как хулиган, чтобы избежать дальнейших нападок. На данный момент это просто интроекция. Если ребенок затем начал идентифицировать себя с хулиганом, вести себя как он во всех отношениях, думать: «Я такой же, как он — мы правим в школе!», одеваться как хулиган и т. д., то идентификация произошла.
Давайте применим эти знания к практическому вопросу!
Вопрос:
Молодая супружеская пара обращается за консультацией из-за постоянных разногласий по поводу ролей в браке. Жена объясняет, что она «никогда не записывалась, чтобы стать его мамой», и возмущается, что от нее ожидают, что она будет готовить и убирать. Муж заявляет: «Я не прошу ничего другого, кроме того, что было у моих родителей. Как глава дома, я ожидаю, что меня будут уважать так же, как моя мать уважала моего отца». Какой защитный механизм использует муж?
- Интрояция
- Интеллектуализация
- Идентификация
- Формирование реакции
. Правильный ответ — C, идентификация.
- Интроекция (А) происходит, когда человек усваивает идею или голос другого человека — часто авторитетной фигуры. Так что, если бы он сказал, что муж просто усвоил идею своего отца о том, что «женщины делают домашнюю работу», это было бы интроекцией. Пока это произошло, больше, чем это произошло. Помните, интроекция и идентификация очень похожи и находятся в континууме; интроекция часто приводит к идентификации (как это произошло в этом сценарии).
- Интеллектуализация (B) — это когда человек эмоционально отстраняется от чего-то стрессового, сосредотачиваясь на рассуждениях/мышлении, чтобы избежать чувств. Это не происходит в сценарии выше.
- Идентификация (C) происходит, когда человек не только принимает убеждения или голос другого человека, но и начинает идентифицировать себя с этим человеком. В данном случае муж не просто усвоил идею о том, что женщины должны выполнять работу по дому; скорее, он видит себя главой своей семьи, как и его отец.