Индивидуальные способности: 3. Индивидуальные способности, различия и задатки

Индивидуальные способности: 3. Индивидуальные способности, различия и задатки

3. Индивидуальные способности, различия и задатки

Способности относятся к существенным свойствам человека. Они возникли и развились в процессе труда. В деятельности и труде они и проявляются.

Способности – это своеобразные свойства человека, его интеллекта, которые проявляются в учебной, трудовой, научной и иной деятельности и являются необходимым условием ее успеха. Способности человека опираются на знания, умения и навыки, но не сводятся к ним, т. е. они не тождественны знаниям, умениям и навыкам.

Как и все иные индивидуально-психологические особенности, способности не даются человеку в готовом виде как что-то свойственное ему от природы, они являются результатом развития человека.

Современная психология признает наличие врожденных особенностей, которые заложены в мозге и могут стать предпосылкой успешного выполнения любой деятельности. Врожденные предпосылки в развитии способностей называются задатками.

Под задатками понимают природные возможности развития способностей. Ведущую роль в развитии способностей играют условия жизни, обучение людей, их образование и воспитание.

На базе одинаковых задатков могут развиться разные способности. Научный подход классифицирует способности на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений и навыков).

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. На первом человек обнаруживает высокую способность овладеть навыками, усваивать знания. На втором – создает новое, оригинальное.

Среди способностей выделяют следующие их виды:

– потенциальные – это возможности развития индивида, проявляющие себя при возникновении задач, требующих решения;

– актуальные – потенции, реализованные в определенных социальных условиях;

– общие, к которым можно отнести обучаемость человека, внимательность, память, работоспособность и др.

;

– специальные – способности к определенным видам деятельности (музыкальные, лингвистические, математические).

Одна способность еще не обеспечивает успешность сложной деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности, называется одаренностью.

Высокую степень одаренности называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. В отличие от одаренности талант относят к сложившимся профессионалам, завоевавшим известность своей конкретной деятельностью.

Высшую степень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение называют

гениальностью.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ВЫБРАВШИХ В РАМКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ | Ревенко

1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И., Прогонюк Л. Н., Мустафина Л. Н., Стрельцова Н. Я. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. 2003. № 4. С. 56–59.

2. Лубышева Л. И. Спортизация образования от научной идеи к инновационной практике // Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического воспитания: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Москва: РГУФКСМиТ, 2016. С. 32–42.

3. Пасек М., Михайловска-Савчин М., Новак-Залеска А. Посещаемость занятий по физическому воспитанию и ее связь с отношением к физкультуре и отдельными биологическими и социальными факторами с учетом проведения занятий в полевых условиях и школьных залах // Теория и практика физической культуры. 2014. № 8. С. 44–48.

4. Спирин В. К., Кузьмина Н. А., Болдышев Д. Н., Риссамакина И. А. Индивидуализированная спортивно-ориентированная система оценивания физической подготовленности учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 2. С. 23–26.

5. Ревенко Е. М., Сальников В. А. Физическое воспитание и индивидуальные особенности возрастного развития // Образование и наука. 2017. № 2. С. 160–179.

6. Чурганов О. А., Шелков О. М., Малинин А. В., Маточкина А. А., Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Международная программа «Здоровье и поведение детей школьного возраста» // Теория и практика физической культуры. 2014. № 4. С. 2–5.

7. Grasten A., Yli-Piipari S., Watt A., Jaakkola T., Liukkonen J. Effectiveness of school-initiated physical activity program on secondary school students’ physical activity participation // J Sch Health. 2015. № 85 (2) Р. 125–134.

8. Grasten A., Watt A. Perceptions of Motivational Climate, Goal Orientations, and Lightto Vigorous-intensity Physical Activity Engagement of a Sample of Finnish Grade 5 to 9 Stuents // International Journal of Exercise Science. Current Issue. 2016. Vol. 9, Issue 3. Р. 291–305.

9. Szakaly Z. et al. Physique, body composition and motor performances in Hungarian students // Scientific notes of the Lesgaft University. 2016. № 3 (133). P. 267–274.

10. Theodosiou A, Papaioaunou A. Motivational climate, achievement goals and metacogni-tive activity in physical education and exercise involvement in outof-school settings // Psychol Sport Exerc. 2006. № 7. Р. 361–379.

11. Yli-Piipari S. The development of students’ physical education motivation and physical activity: A 3.5-year longitudinal study across Grades 6 to 9. Doctoral thesis. University of Jyväsky-lä. 2011. 119 р.

12. Савина Л. Н. К вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 14 (18). С. 88–91.

13. Синявский Н. И., Фурсов А. В., Кизаев О. Н., Герега Н. Н. Содержание недельной двигательной активности студенческой молодежи и ее самоанализ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 4. С. 8–9.

14. Blair S. N., Brodney S. Effects of physical inactivity and obesity on morbidity and mor-tality: current evidence and research issues // Med. Sci. Sports. Exerc. nov. 1999. № 11 (31). P. 646.

15. Dobbins M. et al. Effective practices for school-based tobacco use prevention // Preventive Medicine. 2008. № 46 (4). P. 289–297.

16. Farell S. W., Kampert J. B., Kohl H. W., Barlow C. E., Macera C. A., Paffenbarger R. S., Gibbons L. W., Blair S. N. Influences of cardio respiratory fitness levels and other predictors on car-diovascular disease mortality in men // Med. Sci. Sports Exerc. 1998. № 6 (30). P. 899–905.

17. Fedyakin A. A., Kortava Z. G. Nordic walking health-improving and training impact on the human body // European Researcher. 2012. № 11–2 (34). P. 1941–1946.

18. Fedorov V. A., Tretyakova N. V. Quality management of educational institutions in protecting students’ health: conceptual and structural-functional innovations // Scientific Bulletin of National Mining University. 2015. № 6 (150). Р. 134–143.

19. Tretyakova N. V., Fedorov V. A., Abramov D. V, Kalimulin D. M. Educational Institution Health Service Management: Key Aspects of Communication and Interaction Within the Team. IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (8). Р. 2841–2857.

20. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Спортивно ориентированное образование: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. С. 19–22.

21. Пешкова Н. В. Особенности личностных характеристик студентов, занимающихся различными видами двигательной активности в рамках спортизации физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 89–91.

22. Спирин В. К., Болдышев Д. Н., Риссамакина И. А., Мавренкова Е. А. Физическое воспитание на основе вида спорта – новый вектор организации физкультурной активности детей, подростков, молодежи // Теория и практика физической культуры. 2013. № 5. С. 19–22.

23. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 464 с.

24. Сальников В. А., Ревенко Е. М. Возрастной фактор в структуре индивидуального развития // Теория и практика физической культуры. 2014. № 4. С. 98–103.

25. Ревенко Е. М., Сальников В. А. Взаимосвязи двигательных и умственных способностей в процессе взросления: монография. Омск: СибАДИ, 2014. 392 с.

26. Ревенко Е. М., Зелова Т. Ф. Выраженность динамики физической подготовленности в процессе взросления у учащихся, различающихся уровнем интеллекта // Образование и наука. 2016. № 7. С. 152–164.

27. Ревенко Е. М. Индивидуальные особенности возрастного развития и мотивация к реализации двигательной активности студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 2. С. 205–211.

28. Ревенко Е. М. Изменение критериев оценивания учащихся как условие повышения мотивации к урокам физической культуры // Образование и наука. 2016. № 1. С. 118–132.

29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 712 с.

Способности в организационном поведении: типы способностей (объяснение)

Способности — это навыки и качества, позволяющие достичь цели.

Это могут быть стабильные и устойчивые характеристики, которые являются генетическими и могут быть либо полностью перцептивными, либо полностью моторными, либо их сочетанием.

Сотрудники должны обладать определенными способностями, которые сделают их ценным дополнением к организации.

Что такое способности в организационном поведении?

Способность — это текущая оценка того, что человек может сделать.

С точки зрения руководства проблема не в том, различаются ли люди по своим способностям.

Безусловно.

Проблема заключается в том, чтобы знать, чем люди различаются по способностям, и использовать эти знания для повышения вероятности того, что сотрудник будет хорошо выполнять свою работу.

Мы признаем, что у каждого есть сильные и слабые стороны с точки зрения способностей, которые делают его или ее относительно выше или ниже других в выполнении определенных задач или видов деятельности.

По словам Стивена П. Роббинса, «способность — это способность человека выполнять различные задачи на работе».

По словам Кита Дэвиса, «Способность — это качество возможности что-то сделать, особенно физическая, умственная, финансовая или юридическая сила для выполнения чего-либо».

Алисса МакГонагл, профессор психологии Государственного университета Уэйна, сказала: «Удобство работы зависит не от того, хотят ли люди продолжать работать, а от того, чувствуют ли они, что могут продолжать работать на своей работе».

Наконец, мы можем сказать, что способность – это качество или состояние способности, способность действовать, будь то физическая, умственная, морально-интеллектуальная, умение действовать, достаточность силы, доступных ресурсов и т. д.

Она поддерживает и способствует к навыкам.

Он может быть по существу перцептивным, по существу двигательным или их комбинацией.

Существует два типа способностей, интеллектуальные и физические способности, которые организации ожидают от сотрудников в зависимости от требований работы.

Типы способностей

В организационном поведении есть 2 типа способностей;

  1. Интеллектуальные способности.
  2. Физические способности.

Интеллектуальные способности

Интеллектуальные способности — это способность мыслить, рассуждать и решать проблемы.

Обычно это способность, измеряемая результатами теста интеллекта. Это также иногда используется в контексте обсуждения чьей-либо работы в академической или реальной обстановке.

Семь наиболее часто упоминаемых аспектов интеллектуальных способностей: отношение к числам, вербальное понимание, скорость восприятия, индуктивное рассуждение, дедуктивное рассуждение и память.

Интеллектуальные способности имеют семь измерений.

Например;

Dimension Описание
Номера. Это способность выполнять упичку и точно.
Понимание Способность понимать прочитанное и услышанное и взаимосвязь слов друг с другом.
Скорость восприятия Это умирающая способность быстро и точно определять визуальные сходства и различия.
Индуктивное мышление Это способность определить логическую последовательность в проблеме, а затем решить проблему.
Дедуктивное рассуждение Способность видеть логику и оценивать смысл художественного аргумента.
Специальная визуализация Способность представить, как будет выглядеть объект, если бы его положение в пространстве изменилось.
Память Это способность сохранять и вспоминать прошлый опыт.

Преимущества

  • Высокая надежность
  • Вербальные рассуждения и численные тесты показали высокую достоверность для широкого круга задач.
  • Срок действия повышается с увеличением сложности задания.
  • Комбинации тестов способностей имеют более высокую достоверность, чем отдельные тесты.
  • Его можно проводить в группах, где одновременно могут пройти тестирование несколько заявителей.
  • Оценка результатов тестов может производиться с помощью компьютерного сканирующего оборудования.
  • Стоимость ниже, чем у личностных тестов.

Физические способности

Физические способности — это способность выполнять задачи, требующие выносливости, желаемой силы, силы и подобных характеристик.

Он может идентифицировать людей, которые физически способны выполнять основные функции работы, не рискуя травмировать других.

Исследования требований, предъявляемых к сотням профессий, выявили девять физических способностей, связанных с выполнением физических задач.

Это -динамическая сила, статическая сила, сила туловища, взрывная сила, экстенсивная гибкость, динамическая гибкость, координация тела, равновесие и выносливость.

Фактор Описание
Динамическая сила Способность постоянно прилагать мышечную силу.
Сила туловища Способность напрягать мышцы туловища.
Статическая прочность Способность оказывать воздействие на внешние объекты.
Взрывная сила Способность увеличивать максимум энергии за одно или серию взрывных действий.
Степень гибкости Способность максимально двигать туловищем и мышцами спины.
Динамическая гибкость Способность совершать быстрые повторяющиеся сгибательные движения.
Координация тела Способность координировать одновременные действия разных частей тела.
Баланс Способность сохранять равновесие, несмотря на силы, выводящие из равновесия.
Выносливость Способность продолжать максимальные усилия, требующие длительных усилий с течением времени.

Преимущества

  • Он может идентифицировать лиц, которые физически не в состоянии выполнять основные функции работы, не рискуя нанести вред себе или другим.
  • Это может привести к снижению расходов, связанных с инвалидностью/медицинскими исками, страхованием и
  • компенсациями работникам.
  • Снижение невыходов на работу

Недостатки

  • Дорогостоящее администрирование
  • Необходимо показать, что требования связаны с работой посредством тщательного анализа работы.
  • Может оказывать несоизмеримое влияние в зависимости от возраста на кандидатов более старшего возраста,

Интеллектуальные способности и физические способности

Способности — это способность человека справляться с многочисленными задачами на работе.

Организациям необходимо определить ключевые способности сотрудников, которые приведут к успеху, а сотрудники должны обладать определенными способностями, которые сделают их ценным дополнением к организации.

Человек, обладающий как интеллектуальными, так и физическими способностями, может стать восходящей звездой в организации.

Интеллектуальные способности связаны с умственными способностями, такими как отличная память, вербальное понимание, рассуждение, анализ и решение проблем, которые являются важными элементами профессионального мастерства в компаниях.

Физические способности — это способность выполнять некоторую физическую активность, включая задачи, требующие таких характеристик, как сила, выносливость и т. д.

Например, текстовый процессор должен использовать свои пальцы для набора текста на клавиатуре для выполнения задания. Между этими способностями есть существенные различия.

Они приведены ниже:

Интеллектуальные способности Физические способности
1. Физические способности – это способность выполнять задачи, требующие выносливости, желаемой силы и аналогичных характеристик.
2. Интеллектуальные способности делаются с умом. 2. Физические способности делают с телом.
3. Это показатель интеллекта, включающий понимание сложных концепций и критическое мышление. 3. Это способность выполнять физические упражнения, такие как гибкость, координация, основные двигательные навыки.
4. Это связано с навыками ума. 4. Это связано с возможностями физической структуры.
5. Он играет жизненно важную роль в сложных работах с высокими требованиями к обработке информации. 5. Это становится важным для успешного выполнения менее квалифицированных и более стандартизированных работ.
6. ​​Интеллектуальные способности – это способности ума, т.е. насколько человек умен, интуитивен и т.д. 6. ​​Физические способности – это способности тела, т.е. насколько человек силен, подвижен и т.д.
7. Типами интеллектуальных способностей являются отношение к числам, вербальное понимание, скорость восприятия, индуктивное рассуждение, дедуктивное рассуждение и память. 7. Типы физических способностей: динамическая сила, статическая сила, сила туловища, взрывная сила, экстенсивная гибкость, динамическая гибкость, координация тела, равновесие и выносливость.

Каждому человеку требуется способность достигать цели.

Физические способности — это способность выполнять некоторую физическую активность, включая задачи, требующие таких характеристик, как сила, выносливость и т. д.

С другой стороны, интеллектуальные способности — это то, что человек может делать с помощью мозга, интеллекта.

Обычно речь идет о способности, которая проверялась на основе теста интеллекта. Он также используется в реальном мире при измерении чьей-либо производительности.

По сути, описанным выше способом мы можем различать физические и интеллектуальные способности.

Что такое способности? Понимание индивидуальных различий

Что отличает нас от других? Наши способности? Ключевая стратегия для определения призвания — начать с понимания своих даров, где «дары» определяются очень широко и включают все те аспекты, которые делают вас уникальными. Психологи усердно работали, чтобы определить ключевые аспекты людей, которые важны для понимания индивидуальных различий, и мы измеряем некоторые из них в PathwayU: интересы, ценности, личность и предпочтения на рабочем месте. Атрибутом, который трудно измерить эффективность в системе онлайн-оценки, являются способности.

Осмысление способностей

Ваши способности относятся к вашей «способности выполнять определенные физические или умственные задачи», [1] или к «постоянным качествам личности, влияющим на производительность». [2] Способности могут сбивать с толку, потому что их легко спутать с другими схожими характеристиками. Например, способности связаны с общим интеллектом (он же IQ или г ), своего рода суперчертой общих когнитивных способностей.

Способности против общего интеллекта

Однако способности более специфичны, чем общий интеллект; обычно существует от девяти до двенадцати способностей, в зависимости от того, какую систему вы используете, и способности представляют собой группу задач, таких как числовые способности, вербальные способности, пространственные способности и механическое мышление. Хотя способности более специфичны, чем общий интеллект, они не так специфичны, как навыки, которые относятся к узко определенным задачам, таким как, скажем, компьютерное программирование.

Представьте себе пирамиду с общий интеллект вверху, затем от восьми до двенадцати областей широких способностей в средний слой, в основе которого лежит множество специфических навыков. Когда я работал с клиентами с карьерой вопросы выбора, я часто оценивал области способностей в этом среднем слое пирамиды. Почему? Поскольку эти домены способностей обеспечивают уровень информации, которая является достаточно конкретной, чтобы помочь человеку идентифицировать родственника сильные и слабые стороны, и эта информация может быть использована для вывода типов навыков, которым можно легко научиться при достаточной подготовке.

Способности против навыков

Вы можете думать об этом уровне способностей как о «сыром таланте». У вас может не быть определенных навыков в определенной области (скажем, редактура), потому что у вас нет достаточной подготовки или опыта, но если у вас есть высокий уровень способностей, связанных с этим навыком (например, использование языка), вы, скорее всего, выберете достаточно быстро и легко освоить эти навыки, если пройти достаточную подготовку.

Генеральные менеджеры профессиональных спортивных команд постоянно думают о таких вещах: набираем ли мы опытного выпускника колледжа, развившего множество специфических навыков, но который, возможно, уже близок к раскрытию своего полного потенциала, или мы выбираем более молодого , менее отточенный парень, у которого «больше плюсов» и предполагается, что с опытом и тренировками конкретные навыки разовьются в полную силу? Когда дело доходит до принятия карьерных решений, мы направляем людей в те области, которые позволяют им извлечь выгоду из своих сильных сторон.

Модели Способности

Есть несколько модели способностей, но одна из них, которую мы часто описываем, исходит от психолога и эксперт по способностям Джон Кэрролл, опубликовавший в начале 1990-х кульминацию работы всей его жизни и, пожалуй, крупнейшее исследование способностей (действительно, индивидуальные различия вообще) в истории.

Используя информацию из 467 отдельных наборов данных, охватывающих несколько десятилетий, Кэрролл использовал статистический метод, называемый факторным анализом, для определения восьми широких областей способностей.

К их модели были добавлены еще два, которых теперь насчитывается десять. Что из этого вы бы назвали своими сильными сторонами?

Гибкий интеллект
  • Способность рассуждать и решать проблемы, связанные с новой информацией или процедурами, с использованием процессов, которые не изучены или не привязаны к культуре.
Кристаллизованный интеллект
  • Способность общаться и рассуждать, используя ранее изученную информацию и процедуры.
Количественные знания
  • Способность манипулировать числовыми символами и процедурно рассуждать с количественной информацией; включает математические достижения и знания.
Кратковременная память
  • Способность мгновенно удерживать информацию и эффективно использовать ее в течение нескольких секунд.
Визуальная обработка
  • Способность воспринимать, манипулировать, анализировать и синтезировать зрительные стимулы; включает зрительную память и пространственные отношения.
Обработка слуха
  • Способность воспринимать, различать, анализировать и синтезировать паттерны слуховых раздражителей; включает фонетическое кодирование, память на звуковые образы и способность различать тона.
Обработка Скорость
  • Скорость, с которой информация воспринимается и обрабатывается; включает в себя быструю, автоматическую когнитивную обработку.
Долгосрочное извлечение
  • Способность сохранять информацию в долговременной памяти и точно извлекать ее позже.
Чтение/Письмо
  • Способность точно и эффективно читать и понимать письменный материал, а также писать четко и организованно с соблюдением правил грамматики, пунктуации и орфографии.
Время принятия решения/реакции или скорость
  • Быстрота, с которой задачи средней сложности точно кодируются и обрабатываются в уме; включает простое время реакции и скорость семантической обработки.

Прочие типы Способности

Этот список явно ограничен когнитивными способностями, которые связаны с мышлением. Есть и другие способности, которые должен включать целостный подход. Например, в список не включены некоторые способности, которые традиционно не считаются когнитивными по своей природе (например, психомоторная ловкость) и которые являются неотъемлемой частью других моделей способностей. Кроме того, при оценке своих сильных сторон следует учитывать нетрадиционные аспекты человеческих способностей, такие как эмоциональный интеллект, социальный интеллект, духовный интеллект и ситуационное суждение.

Способности и занятия

Как и в случае с другими аспектами вашей трудовой личности (например, интересами, ценностями и личностными качествами), как только вы получите четкое представление о своих сильных сторонах способностей, вы сможете изучить профессии, требующие этих качеств. способности. Инструмент Career Match от PathwayU предоставляет информацию о том, какие способности требуются для той или иной работы, и является хорошей отправной точкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *