Индивидуальная психология альфреда адлера: Индивидуальная психология Адлера, лакановский психоанализ

Индивидуальная психология альфреда адлера: Индивидуальная психология Адлера, лакановский психоанализ

Содержание

Индивидуальная психология А. Адлера

Новое направление в психоанализе, получившее название «индивидуальная психология», связано с именем австрийского врача-психиатра А. Адлера (1870-1937).

Индивидуальная психология Адлера, сохраняя положение об основополагающей роли бессознательного в жизни человека, является одним из направлений классического психоанализа. Как и Дарвин, Адлер указывал на то, что стремление к превосходству – один из фундаментальных аспектов жизни. Он полагал, что в человеческом обществе важна кооперация, а не конкурентная борьба. Наличие цели является общим для всех людей, но содержание этой цели у каждого человека будет свое.

Отрицание положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, противопоставляющих человека обществу, являются главной идеей Адлера. Основной силой, определяющей поведение и жизнь человека, является чувство общности с другими людьми.

Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать её.

Теория Адлера имеет свои принципы и понятия, на которых и остановимся. Чувство неполноценности и компенсация. Ученый полагал, что чувство неполноценности свое начало берет в детстве. Это раннее ощущение неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, стремление к совершенству и безупречности. Это стремление, утверждал Адлер, является основной мотивационной силой в жизни человека. Но, у некоторых людей по ряду причин ощущение неполноценности может стать чрезмерным и в результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Все эти виды страданий в детстве могут сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы. Независимо от того, какие причины лежали в основе появления чувства неполноценности, в ответ на них у некоторых индивидов может появиться гиперкомпенсация. Адлер называет её комплексом превосходства, который выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные, социальные способности.

Например, считая себя умнее других, но при этом, никак не демонстрировать свой интеллект. Прием гиперкомпенсации представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Человек, с комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным. Возникает впечатление, что такой человек имеет низкое мнение о себе, т.е. не в состоянии себя принять и может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других.

Стремление к превосходству

Стремление к превосходству. Оно означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности и потенциально заложенные возможности.

Агрессию и волю к власти позже он начинает считать стремлением к превосходству, которое является врожденным и человек никогда от него не освободится. Для того чтобы осуществить свои человеческие возможности, это чувство надо воспитывать и развивать. Процесс начинается на пятом году жизни, когда идет формирование жизненной цели, как фокуса стремления к превосходству. Существуют варианты его проявления критерием, которых выступает социальный интерес. Этот врожденный инстинкт дает возможность отказываться от своих эгоистических целей ради целей общественных. Невротический путь развития характерен для низкого социального интереса и связан со стремлением к личному превосходству, желанию быть лучше всех.

Высокий социальный интерес указывает на стремление к конструктивному превосходству. Адлер считает, что социальный интерес является показателем психического здоровья.

Стиль жизни

Это наиболее характерная особенность динамической теории личности Адлера, в первоначальном варианте носившая название «жизненный план». В концепции представлен уникальный способ адаптации к жизни, который с его точки зрения прочно закрепляется в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем не поддается тотальным изменениям. Например, ребенок с плохой координацией свои компенсаторные усилия может сосредоточить на выработке атлетических качеств. Его поведение становится стилем жизни, направленной на преодоление неполноценности. Говоря другими словами, все то, что мы делаем, формируется и направляется нашим стилем жизни. Каким сторонам жизни человек будет уделять свое внимание, а какие будет игнорировать, зависит от стиля жизни. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, которая является врожденным бессознательным чувством. Это своеобразный стержень, держащий всю конструкцию стиля жизни, определяющий её содержание и направление. Чувство общности может остаться неразвитым и стать основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано с ближайшим окружением ребенка и, прежде всего, с матерью. Систему представлений о себе и мире определяет уровень его развития.

Человек, формируя свой жизненный стиль, сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Процесс формирования жизненной цели, стиля жизни, Адлер рассматривал как акты творчества, придающие человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. Он считал, что люди совсем не пешки в руках внешних сил, а сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Творческое Я

Творческое «Я». Адлер, как и Фрейд, подчеркивал важность раннего опыта в формировании личности взрослого человека.

Главным конструктором теории Адлера является концепция творческого Я, по отношению к которой все остальные конструкты занимают подчиненное положение. Ученый утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. Отвечая за цель жизни, творческая сила определяет метод достижения цели и способствует развитию социального интереса. Она же влияет на восприятие, память, фантазии, сны и делает человека свободным индивидом.

Адлер не отрицал влияния на формирование личности наследственности и окружения, но, люди есть нечто большее, чем результаты действия наследственности и окружающей среды. Наследственность и окружение человек использует как строительный материал для формирования здания личности, но со своим собственным стилем.

Творческая сила является результатом долгой истории эволюции, а люди, обладая ею, поэтому и являются людьми. Люди – хозяева собственной судьбы.

Порядок рождения

Адлер обратил внимание на то, что стилю жизни сопутствует порядок рождения, как основная детерминанта установок. Социальное окружение детей одних и тех же родителей и семейные условия, в которых они растут, будут не тождественны. Опыт старших детей в семье с появлением следующих меняется и сильно влияет на формирование стиля жизни. Адлер считает, что порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение:

  • Согласно Адлеру, положение старшего ребенка пока он единственный, достаточно завидно. Родители целиком отдают себя ему, ребенок получает безграничную любовь и заботу. Продолжаться будет это до тех пор, пока не появится следующий ребенок и не лишит его столь привилегированного положения, изменив взгляд на мир. Возвращение к прежней центральной позиции в семейной системе обречено на неудачу и со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты или равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. В результате подобной семейной борьбы первенец осваивает стратегию выживания в одиночку.
  • Старший ребенок в семье, по мнению Адлера, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству, поэтому часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов;

  • Единственный ребенок. Позиция единственного ребенка уникальна, ему не с кем конкурировать. Особая чувствительность к заботе матери, приводит единственного ребенка к соперничеству с отцом. Зависимость и эгоцентризм становятся главной особенностью этого стиля жизни. Единственный ребенок ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями и сестрами, поэтому у него часты трудности во взаимоотношениях со сверстниками;
  • Второй (средний) ребенок. Старший ребенок сразу задает ему темп. Создаваемая ситуация стимулирует среднего ребенка побивать рекорды старшего и в результате он может начать раньше разговаривать, ходить. Как говорит Адлер, средний ребенок «все время мчится на всех парах» и в результате вырастает соперничающим и честолюбивым. Он ориентирован на достижения, а чтобы добиться превосходства, использует как прямые, так и окольные методы;
  • Последний ребенок (самый младший). Его положение во многих отношениях совершенно уникально:
  1. Нет шока «лишения трона». Он окружен заботой и вниманием не только родителей, но и старших братьев и сестер;
  2. При ограниченных средствах семьи он не имеет ничего своего и пользуется вещами других членов;
  3. Отсутствие чувства независимости и сильное чувство неполноценности, потому что тон задают старшие дети, т.к. у них больше привилегий.

У младших детей есть большое преимущество – высокая мотивация превзойти старших. «Борющегося младшего ребенка» Адлер сравнивал с возможным будущим революционером.

Стиль жизни не у каждого ребенка полностью совпадает с общими описаниями, которые дает Адлер;

  • Фикционный финализм. Концепция фикционного финализма – это идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.
    В свою теорию он включил некоторые концепции Х. Вайингера. Основные цели человека, развивает Адлер свою мысль, представляют собой фиктивные цели. Соотнести их с реальностью, проверить или подтвердить невозможно. Например, часть людей выстраивают свою жизнь, исходя из представления о том, напряженная работа и немного удачи дают возможность всего достичь. Адлер считает, что это просто фикция, потому что люди много работающие не получают ничего из того, что заслуживают. К примерам фиктивных убеждений можно отнести следующие – «Честность – лучшая политика», «Все люди созданы равными», «Мужчины стоят выше женщин».
  • Превосходство как фиктивная цель, полагал ученый, является результатом самостоятельно принятого решения. Стремление к превосходству как к фиктивной цели, таким образом, является субъективно понимаемым идеалом и имеет огромное значение. В реальности фиктивные цели не имеют аналогов, но помогают более эффективно разрешать жизненные проблемы.

    Для личности фиктивные цели могут быть пагубными и опасными. Примером деструктивной фикции является убежденность нацистов в превосходстве арийской расы. Реальной почвы под собой эта идея не имела, но Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя именно из этого превосходства.

    Индивидуальная психология Альфреда Адлера 💡 Психология

    Индивидуальная психология — это одно из направлений классического психоанализа, созданное австрийским психологом Альфредом Адлером, в котором главную роль играют социальные факторы.


    Содержание

    • Стремление к превосходству и чувство неполноценности
    • Чувство общности
    • Компенсация и сверхкомпенсация
    • Связь порядка рождения и личности человека
    • В чем отличия теории А.Адлера от теории З.Фрейда?

    Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, один из предшественников неофрейдизма, основатель индивидуальной психологии. Сначала примыкал  к сторонникам З. Фрейда, затем основал собственную школу.

    По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса.
    Социальный интерес — это врожденный по­тенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве, по мере накопления опыта.

    Стремление к превосходству и чувство неполноценности

    В основе концепции Адлера лежит представление о единой движущей силе, которая лежит в основе структуры личности и на­правляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности. Такой целью, по мнению Адлера, является стремление к превосходству или самоутверждению.

    Стремление к превосходству (самоутверждению) — этостремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала.

    Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению, реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности.

    Подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.
    Чувство неполноценности — это переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности; связано с органической и функциональной неполноценностью человека.

    Сильное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Т.е. стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

    Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственны­ми органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции.
    Например, ребенок-заика при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок со слабыми конечностями после интенсивных физических упражнений становится хорошим атлетом или танцором.

    Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков — реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощ­ность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превос­ходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации.

    Чувство общности

    Стиль жизни – это сложившаяся в детстве система целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека
    Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я.

    Чувство общности (общественный интерес) — это чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.
    Сотрудничество — одно из проявлений чувства общности.

    Чувство общности является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов.

    Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается.

    Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.

    Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования.

    Таким образом, по мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе.

    Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.

    Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

    Компенсация и сверхкомпенсация

    Компенсация — это повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый.

    Адлер выделял 4 основных вида компенсации:
    1. неполная компенсация;
    2. полная компенсация;
    3. сверхкомпенсация;
    4. мнимая компенсация, или уход в болезнь.

    Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост.

    Неполная компенсация у детей с неразвитым чувством общности приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.

    Сверхкомпенсация — это процесс перестройки организма в ответ на повреждение или вредоносное воздействие, вызывающий защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность.

    В случае сверхкомпенсации с развитым чувством общности человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности.

    В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами.

    Полная компенсация происходит тогда, когда у личности развито чувство общности; дефект осознается как своя индивидуальность; стремление к превосходству выражено в стремления к стандартам большинства, стремления преодолеть ограничения через позитивный стиль жизни, не более. Человек не стремится к превосходству, его достижение — быть не хуже большинства.

    Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

    Связь порядка рождения и личности человека

    Многие задаются вопросом о том, как порядок рождения влияет на характер и дальнейшую судьбу ребенка. Исследуя опыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовал­ся связью порядка рождения и личности человека. В зависимости о того, каким по счету родился ребенок, ему могут быть присущи определенные черты. А. Адлер обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-за различий в положении в семье обладают различным социальным опытом и, как следствие, имеют разные структуры личности.

    Альфред Адлер выделял следующие порядковые позиции ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Итак, рассмотрим порядок рождения по Адлеру, и черты, которые будут принадлежать детям в семье, в зависимости от порядка рождения.

    Единственный ребенок в семье

    Для единственного ребенка в семье важнейшая задача — понять взрослых. Решая данную задачу, он развивает свою способность понимать других людей. Для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения.

    Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования.

    Существует риск привязывания, выученной беспомощности. Находясь во власти родительской опеки, ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок».

    Первый ребенок в семье, т.е. первенец

    Старший ребенок проходит в своем развитии три стадии:
    1. Он — единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции.
    2. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет 5—6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Возможны зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.
    3. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Он считает, что должен быть сильнее и умнее младшего ребенка. Это решение закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.

    Таким образом, старшие дети в семье некоторое время находятся в центре внимания — но только до тех пор, пока не появится следующий ребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потому первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнее чувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарность и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами. Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами часто становятся именно первенцы в семье.

    Старшие дети соблюдают правила, стремятся к совершенству, успеху и чаще всего достигают его, а если нет, то бросают начатое. Это обычно послушные, действующие сообразно правилам, дети. Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким. Они нетерпимы к чужим ошибкам и в то же время очень чувствительны к замечаниям других и изменениям отношений.

    Средний ребенок в семье

    Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее исследованной; по-видимому, как раз у этих детей чаще всего возникают трудности с самоопределением, связанные с тем, что они являются одновременно и старшими, и младшими и поэтому сочетают в себе черты и того, и другого.

    Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствует себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим.

    Второй ребенок в семье (младший из двух детей)

    По мнению Адлера, второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним всегда стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру. Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший ребенок. Ведь младших детей, как правило, в семье балуют, а потому у них чаще других возникают проблемы. Они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.

    Этот ребенок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость, оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

     Младший из трех или большего числа детей

    Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, они могут либо всю жизнь притворяться детьми, либо найти способ обойти остальных. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других. Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры.

    К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воспитательного воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему. Поэтому младшие из нескольких детей будут более эмоционально устойчивыми, чем старшие дети.

    В чем отличия теории А.Адлера от теории З. Фрейда?

    1. В противоположность Фрейду, Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения.

    2. Если Фрейд полагал, что пове­дение определяется преимущественно прошлым, то Адлер подчерки­вал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая наступления некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение.

    3. Если Фрейд подразделял личность на несколько частей (ид, эго и супер-эго), то Адлер, наоборот, всячески подчеркивал единство и со­гласованность личности.

    4. Адлер не принимал утверждения Фрейда о том, что только сексуальная активность составляет первичный, базовый уровень мотивации. Вместо этого он высказал предположение, что подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.

    5. В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля».

    Глава 4, часть 2: Индивидуальная психология Адлера – PSY321 Текст курса: Теории личности

    Адлер разработал концепцию индивидуальной психологии, исходя из своего наблюдения, что психологи начинают игнорировать то, что он называл единством личности.

    Если коротко обобщить Индивидуальную Психологию, дети начинают жизнь с чувством неполноценности по отношению к своим родителям, а также ко всему миру. Жизнь ребенка становится постоянным усилием преодолеть эту неполноценность, и ребенок постоянно беспокоен. Когда ребенок стремится к превосходству, он творчески формирует цели, даже если конечной целью является вымышленное представление о достижении превосходства. Действительно, Адлер считал, что невозможно думать, чувствовать, желать или действовать без осознания какой-либо цели и что каждое психологическое явление может быть понято только в том случае, если оно рассматривается как подготовка к какой-либо цели.

    Таким образом, вся жизнь человека становится сосредоточенной на заданном плане достижения конечной цели (какой бы она ни была). Такая перспектива должна быть уникально индивидуальной, поскольку у каждого человека особое детское чувство неполноценности, творческий стиль жизни и конечные цели будут уникальными для их собственного опыта (Адлер, 19).14/1963).

    Предположение о том, что стремление преодолеть свою неполноценность является движущей силой, лежащей в основе развития личности, является, конечно, значительным отступлением от предположения Фрейда о том, что развитие вращается вокруг поиска психосексуального удовлетворения. Еще одно важное отличие состоит в том, что Адлер не проводил различия между сознательным и бессознательным разумом, как это делал Фрейд:

    Использование терминов «сознание» и «бессознательное» для обозначения отличительных факторов в практике индивидуальной психологии некорректно. Сознание и бессознательное движутся вместе в одном направлении и не являются противоречиями, как это часто думают. Более того, между ними нет четкой демаркационной линии. Это просто вопрос открытия цели их совместного движения. (стр. 56; Адлер, 19 лет)29а)

    Неполноценность и компенсация

    В 1907 году Адлер опубликовал свое классическое «Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации», которое было переведено на английский язык 10 лет спустя (Adler, 1917). В первую очередь это была медицинская статья о последствиях неполноценности органов, в которой Адлер рассматривал, как нервная система помогает организму адаптироваться к физическим недугам, возникшим буквально в результате неполноценного развития органов. Например, часто предполагается, что слепые люди лучше слышат. Однако социальные психологи продемонстрировали, что социальная среда может сильно влиять на нашу чувствительность к внешним раздражителям. Причина этого, вероятно, как раз в том, что Адлер назвал основным средством, с помощью которого мозг может компенсировать любой дефицит; привлекая внимание к процессам, необходимым для компенсации.

    Таким образом, если у человека проблемы со зрением, он уделяет более пристальное внимание слуху, а также другим органам чувств. Однако это не идеальная система, и она также может привести к сверхкомпенсации. В результате усилия психики (в том числе бессознательные усилия) по компенсации какой-либо проблемы могут быть вызваны самыми разнообразными физическими симптомами. Как отмечал Фрейд, истерические симптомы обычно проявляются как физические проблемы. Согласно Адлеру, в основе этих физических симптомов, даже если они вызваны исключительно психикой, должна лежать неполноценность некоторых органов внутри тела (Адлер, 19).17).

    Адлер не ограничивал свою теорию неполноценности органов медицинскими проблемами или невротическими симптомами, а, скорее, расширил теорию, включив в нее все аспекты жизни. Компенсация относится к типичному способу, которым человек стремится преодолеть трудности. Например, если человек сломает руку, он научится действовать с помощью гипса, а если он потеряет зрение, он научится пользоваться тростью или работать с собакой-поводырем (Dreikurs, 1950; Mosak & Maniacci, 1999). Если мы рассмотрим компенсацию в более психосоциальной сфере, примеры могут включать студента колледжа, который не может найти подходящего парня или девушку, поэтому он сосредотачивается на том, чтобы стать отличником, студент, который не успевает в учебе, сосредотачивает свои усилия на том, чтобы стать звездным спортсменом. , или единственный ребенок, который хотел иметь братьев и сестер, имеет много собственных детей (Лундин, 19 лет).89). В таких случаях компенсация приводит к балансу в жизни. Слабость или, по крайней мере, предполагаемая слабость компенсируется другими способами (Manaster & Corsini, 1982). Сверхкомпенсация предполагает доведение компенсации до крайности. Например, человек, родившийся с больной ногой, стремится стать профессиональным танцором, или человек, родившийся в бедности, стремится стать миллионером, а затем продолжает работать по 80 и более часов в неделю, стремясь стать миллиардером. Вообще говоря, механизмы неполноценности личности более сложны, чем механизмы неполноценности органов. Точно так же компенсация и сверхкомпенсация являются более сложными, когда они относятся к личности человека, чем когда они связаны с физическими проблемами (Manaster & Corsini, 19).82).

    Когда человеку трудно преодолевать жизненные трудности, у него может развиться то, что Адлер назвал комплексом неполноценности (Адлер, 1928, 1929а, 1931а). Хотя чувство неполноценности универсально, как и стремление к превосходству, люди не созданы равными. У всех нас есть разные сильные и слабые стороны. Однако, когда человек не может компенсировать свои слабости, и его переполняет чувство неполноценности, возникает комплекс неполноценности. По Адлеру, термин «комплекс» не совсем точен, потому что так называемый комплекс неполноценности сложен и пронизывает всю личность. И все же это не всегда может быть очевидно. Человек с комплексом неполноценности может чувствовать себя комфортно в ситуациях, в которых у него достаточно опыта, чтобы чувствовать себя уверенно, хотя он может создавать такие ситуации, избегая конкуренции, которая может обнажить его слабости (Адлер, 19 лет). 29а). Однако комплекс неполноценности проявляется в напряженных или трудных ситуациях и часто принимает форму оправданий, почему человек не может следовать определенному курсу действий. Для психологов, согласно Адлеру, наличие комплекса неполноценности обычно можно распознать по противоречиям, определенным эмоциям, таким как сомнение, и в целом по нерешительному поведению. Таким образом, правильное лечение состоит в том, чтобы поощрять людей, никогда не обескураживать их и помогать им понять, что они способны решать проблемы и встречать жизненные трудности (Адлер, 19 лет).29а).

    Когда сильное чувство неполноценности, связанное с комплексом неполноценности, становится невыносимым, оно может трансформироваться в уникальную иллюзию, которую Адлер назвал комплексом превосходства (Adler, 1928, 1929a, 1931a). Комплекс превосходства не следует рассматривать как продолжение нормального процесса стремления к превосходству. Комплекс превосходства возникает из комплекса неполноценности и на самом деле является продолжением сильного чувства неполноценности. Интересно, что такие люди обычно не позиционируют себя как превосходные личности; вместо этого они могут быть высокомерными, высокомерными, властными или цепляться за видных и важных людей. Напротив, люди, которые действительно выше других, часто имеют чувство скромности (Лундин, 19 лет).89; Мосак и Маниаччи, 1999). Сложность комплекса превосходства и его происхождение из чувства неполноценности и постоянного стремления к всеобщему превосходству можно увидеть не только в невротических симптомах и других формах психических заболеваний, но и в преступном поведении.

    Мы видим детей, которые начинают воровать, страдающих от чувства превосходства. Они считают, что обманывают других; что другие не знают, что они воруют. Таким образом, они богаче с небольшими усилиями. Это же чувство очень сильно выражено у преступников, считающих себя высшими героями… он хочет устроить так, чтобы избежать решения жизненных проблем. Таким образом, преступность является результатом комплекса превосходства, а не выражением фундаментальной и изначальной злобы. (стр. 80-81; Адлер, 19 лет)29а)

    Стиль жизни и план жизни

    По словам Адлера, каждый сталкивается в жизни с трудностями и стремится их преодолеть. Поскольку каждый человек сталкивается со своими уникальными трудностями и стремится компенсировать их собственными характерными способами, учитывая среду (или культуру), в которой он живет, у человека развивается чувство смысла своей жизни, и он ставит цель для своих стремлений. Первоначально Адлер называл последовательное движение к этой первостепенной цели жизненным планом, но этот термин оказался несколько запутанным. Поэтому Адлер вместо этого решил назвать стремление к цели стилем жизни. Стиль жизни объединяет личность, так как он основан на раннем жизненном опыте. Однако индивидуальная психология смотрит не в прошлое, а скорее в будущее. Зная стиль жизни человека, мы можем предсказать его будущие действия (Адлер, 19 лет).29а, 1931а).

    Стиль жизни не всегда легко распознать, особенно у психически здорового человека или в периоды относительного затишья. Когда человек сталкивается с новой ситуацией или с новой трудностью, его стиль жизни становится понятным другим. Для нормального человека стиль жизни – это рамки, в которых человек адаптируется к своему обществу таким образом, что общество получает пользу от работы человека, а сам человек имеет энергию и мужество, чтобы противостоять любым проблемам и трудностям. которые возникают (Адлер, 1929а). Стиль жизни включает в себя наше индивидуальное творчество, способы, которыми мы решаем проблемы и компенсируем неполноценность, наши взгляды, мнения и цели. Он объединяет и выражает нашу личность, обеспечивает согласованность того, как мы живем, и помогает нам найти свое место в мире (Adler, 1931a; Dreikurs, 1950; Lundin, 1989; Mosak & Maniacci, 1999).

    Стиль жизни закладывается довольно рано в детстве, что может стать серьезной проблемой, если окажется дисфункциональным стилем жизни. Комплекс неполноценности — это, конечно, один из ошибочных стилей жизни. Когда комплекс неполноценности возникает из-за фактической неполноценности органа, это может быть особенно неприятно. Роберт Лундин (1989) описал случай старшеклассника, которого он знал в колледже, ростом всего 5 футов 3 дюйма (очень низкий для мужчины, хотя на самом деле это было бы только воспринимаемой неполноценностью). Он был чрезвычайно высокомерным и враждебным по отношению к младшим ученикам, утверждая, что превосходит их интеллектуально во всех отношениях. Он даже предложил быть соседом Лундина по комнате, поскольку Лундин явно нуждался в его помощи, чтобы улучшить неполноценную личность Лундина! Лундин отклонил предложение. Адлер отметил, что неполноценность органов не всегда является негативной ситуацией, и, учитывая современные достижения в области протезирования, теперь еще более верно то, что неполноценность органов не обязательно снижает качество жизни человека. Однако Адлер подчеркивал, что важнее всего то, как человек переживает слабость своей неполноценности органов. Одни стараются избегать или отрицать проблему, другие постоянно «борются и борются» со своими трудностями. В конце концов, все сводится к творческой способности личности адаптироваться (см. ниже; Адлер, 19 лет).32а/1964).

    В дополнение к стилю жизни, который может быть результатом неполноценности органов (или воспринимаемой неполноценности органов), Адлер обсудил два других фактора, которые обычно приводят к неблагополучному образу жизни и которые можно отнести в первую очередь к родительскому влиянию: баловство и пренебрежение. Избалованный образ жизни особенно беспокоил Адлера. Он имел в виду не детей, которых любят и о которых заботятся, а детей, чьи родители постоянно нависают над ними, решают любую проблему и освобождают ребенка от любых обязанностей или ответственности. В результате ребенок никогда не научится заботиться о себе или взаимодействовать с другими в духе сотрудничества.

    Чем глубже я вникал в проблему неврозов и разбирал представленные случаи, тем яснее приходил к выводу, что в каждом индивидууме с неврозом можно проследить некоторую степень баловства… В таких условиях ребенок развивается как паразит … (стр. 88-89; Адлер, 1932а/1964)

    Развивая эту идею, Адлер писал, что, когда имеешь дело с «трудными детьми, нервными или душевнобольными, самоубийцами, правонарушителями, наркоманами или извращенцами и т. д.», у него отсутствует социальное чувство (Адлер, 19).64). Другими словами, они просто плохо функционируют в отношениях с другими, потому что им никогда не приходилось этого делать. Что же касается безнадзорного ребенка, нежеланного, то у него вообще не было возможности для социального взаимодействия, поскольку его собственная семья не взаимодействует с ним. Адлер считал, что в случаях самоубийства можно желать даже смерти как средства мести тем, кто обидел ребенка или пренебрег им, показывая другим, что они потеряли в том, кого не смогли полюбить (Адлер, 1967). Поскольку чувство пренебрежения относительно, изнеженные дети часто оказываются в более позднем возрасте в ситуациях, когда они чувствуют себя заброшенными, поскольку они могут больше не получать того баловства, к которому они привыкли (Адлер, 19 лет).32а/1964).

    Социальные интересы и сотрудничество

    Адлер считал, что правильный путь к достижению превосходства лежит через общественный интерес и сотрудничество, которое естественным образом следует за ним. Однако это не какая-то возвышенная философия, а простая реальность. По словам Адлера, «мы находимся в середине потока эволюции». Таким образом, человеческий вид в целом стремился к превосходству, точно так же, как каждый индивидуум стремится к личному превосходству (Адлер, 1964). Слабость человека заставляет его искать поддержки у других, живя в обществе:

    Все люди чувствуют себя неадекватно в определенных ситуациях. Они чувствуют себя подавленными жизненными трудностями и не способны справиться с ними в одиночку. Следовательно, одна из сильнейших тенденций человека состоит в том, чтобы образовывать группы, чтобы он мог жить как член общества, а не как изолированный индивидуум. Эта общественная жизнь, без сомнения, очень помогла ему в преодолении чувства неполноценности и неполноценности. Мы знаем, что так обстоит дело с животными, где более слабые виды всегда живут группами… С другой стороны, гориллы, львы и тигры могут жить изолированно, потому что природа дала им средства самозащиты. У человека нет ни их великой силы, ни их когтей, ни их зубов, и потому он не может жить врозь. Таким образом, мы находим, что начало общественной жизни лежит в слабости личности. (стр. 60-61; Адлер, 19 лет)29а)

    Эта эволюционная перспектива объясняет тот парадокс, что индивидуальная психология сосредоточена главным образом на социальных отношениях! Опять же, мы знаем (хотя, возможно, бессознательно), что в одиночку мы слабы и неполноценны, но вместе мы можем совершить великие дела. Обнадеживающее видение Адлера будущего состоит в том, что когда-нибудь социальное чувство человечества преодолеет все, что ему противостоит, и люди будут жить в гармонии. В то же время, однако, он признает, что многие вещи по-прежнему препятствуют этому и работают на разрушение социальных чувств и социальных интересов детей, такие как сексизм, расизм, бедность, преступность, смертная казнь, самоубийство, жадность, плохое обращение с бедными, инвалиды и старики, а также все формы предубеждений, дискриминации и нетерпимости (Адлер, 19 лет). 64). Это непростая задача, стоящая перед человечеством, но Адлер предположил, что путь к гармонии частично лежит в признании трех основных связей, которые каждый человек должен учитывать. Во-первых, мы привязаны к этому единому миру, земле. Мы должны научиться выживать здесь, учитывая все преимущества и недостатки, которые это означает. Во-вторых, мы не единственный представитель человечества. Через сотрудничество и объединение мы можем найти силу для всех и обеспечить будущее человечества. Наконец, мы должны признать, что есть два пола. Для Адлера эта последняя связь разрешается прежде всего через любовь и брак. Хотя это может показаться продуктом культурного воспитания Адлера, это также подразумевает заботу и уважение к представителям другого пола. В противном случае любовь — это слово, употребляемое без смысла. Адлер предположил, что если мы придаем смысл жизни через признание этих трех связей с нашим окружением, тогда другие могут разделить с нами смысл жизни, и тогда польза вернется к нам (Адлер, 19). 31а).

    В более практическом плане общественный интерес проявляется в сотрудничестве. Чтобы человек преодолел собственное чувство неполноценности, он должен знать, что он ценен, что происходит только от вклада в общее благо. Адлер считал, что те, кто ищет личной власти, преследуют ложную цель, и в конце концов они вообще исчезнут из жизни. Однако, внося свой вклад в семью и общество, воспитывая детей или способствуя успеху своей культуры или общества, человек может претендовать на чувство бессмертия. Индивидуальная психология основана на предпосылке, что когда человек осознает, что общее благо необходимо для развития человечества, он будет стремиться к личному развитию, которое соответствует высшему благу. Они признают, что и хорошее, и проблемы, которые встречаются на их пути, принадлежат всем, и они будут сотрудничать в поисках решения проблем. Они не будут просить ничего взамен, так как осознают, что все, что они делают для блага других, в конечном счете идет и им на пользу (Адлер, 19). 33/1964). Эта перспектива удивительно близка к восточной философии и концепциям межбытия и кармы, хотя религиозные отсылки Адлера в основном христианские (хотя Адлер родился евреем, позже стал христианином).

    В американском обществе работа часто выполняется командами. Краткое определение команды — это два или более человека с разными ролями, которые социально взаимодействуют для достижения какой-то общей цели. Команды могут привести к успешным результатам в самых разных условиях, таких как разработка программного обеспечения, олимпийский хоккей, реагирование на вспышки заболеваний или неожиданное повреждение космического корабля, такого как «Аполлон-13». Однако команды также могут привести к групповым неудачам, таким как неудачи международной разведки, приведшие к 9/11 террористическая атака на Всемирный торговый центр, авария космического корабля «Колумбия» или широко известная гибель людей, связанных со штормом, на горе Эверест в 1997 году (Kozlowski & Ilgen, 2006; Marks, 2006; подробнее о горе Эверест см. Букреев). и ДеУолт, 1997; Кракауэр, 1997). Учитывая важность командной работы как в личных условиях, так и внутри организаций, было проведено большое количество исследований команд, посвященных когнитивным, мотивационным и поведенческим факторам, а также информации об эффективном дизайне команды, обучении команды и лидерстве в команде. Несмотря на обилие информации о положительных и отрицательных факторах командной работы, в западном мире существует интересное противоречие:

    …Мы обучаем наших детей индивидуально. Мы нанимаем, обучаем и вознаграждаем сотрудников как отдельных лиц. И, тем не менее, мы глубоко верим, что люди, объединенные в команду, мало задумываясь о составе команды, обучении и развитии, а также о лидерстве, будут эффективными и успешными. (стр. 115; Козловски и Ильген, 2006 г.)

    Жизненные задачи — работа, общественная жизнь и любовь

    Основываясь на трех описанных выше связях, наших связях с землей, человечеством и противоположным полом, Адлер описал три жизненные задачи: работа, общественная жизнь и любовь. Работа связана с землей в эволюционном смысле, начиная с того времени, когда наши древние предки были охотниками/собирателями, зависящими от окружающей среды в поисках пищи и крова. По словам Адлера, все жизненные вопросы можно найти в этих трех задачах, которые постоянно бросают нам вызов на протяжении всей жизни. Эти задачи взаимосвязаны, поскольку каждая из них зависит от успешного выполнения двух других. Учитывая эту взаимосвязь, Адлер считал, что то, как человек подходит к каждой из этих задач в своем стиле жизни, многое говорит о том, что он считает смыслом жизни. Необходимо, конечно, чтобы был баланс. Например, человек в несчастливом браке может проводить много времени на работе. Это представляет собой ошибочный образ жизни (Адлер, 19 лет).31а, 1964). Что еще хуже, это тот, кто не выполняет ни одной из жизненных задач.

    Важность рабочего задания заключается в том, что мы должны что-то делать со своим временем. Когда люди начали сотрудничать, они смогли разделить свой труд. Кто-то охотился, кто-то занимался сельским хозяйством, кто-то стал ремесленником, кто-то растил молодежь, а кто-то в конце концов служил в армиях, защищавших всех остальных. Таким образом, каждый человек выполнял ценную роль в обществе (даже если эта роль не была престижной), и каждый извлекал выгоду из способности каждого человека стать более экспертом в своей роли.

    Конечно, такого рода общественное сотрудничество есть вторая задача жизни, совместной жизни или, как ее иногда называют, иметь друзей. Работать с другими на общее благо может быть довольно сложно, если люди делают это только для собственной выгоды или если они не доверяют или боятся тех, с кем, как кажется, сотрудничают. По мере того как общества становились более развитыми, а образование становилось важной частью общества, в большинстве обществ поощрялись социальные интересы как аспект образования. В Америке, например, мы говорим о детях, которые учатся быть хорошими гражданами, и в школах много уроков гражданского права. Кроме того, общества устанавливают не только формальные и неформальные руководящие принципы и нормы приемлемого поведения, но и пишутся фактические законы для наказания тех, кто действует вопреки общему благу. Не то чтобы это было легко! Первая поправка к американской конституции гарантирует свободу слова, которая включает в себя право оспаривать само существование нашей формы правления. Однако общепризнано, что большее благо приносит защита людей от возможных злоупотреблений властью со стороны правительства. Не вдаваясь в обсуждение политики, этот баланс, который направлен на то, чтобы служить наилучшим интересам сообщества граждан, привел к одному из самых продолжительных правительств в мире сегодня.

    Когда Адлер говорил о третьей задаче жизни, задаче любви, он прежде всего имел в виду выбор партнера для рождения и воспитания детей. Когда ребенок рождается впервые, любовь к матери является основой для развития у ребенка социальных чувств. Если ребенок запущен, он не учится относиться к другим, или если он избалован, ему не нужно общаться с другими. Ранний вызов для ребенка обнаруживается в характере отца, а затем любых братьев и сестер, которые могут быть частью семьи. Обычно они не относятся к ребенку с такой же нежной любовью, как мать. Если мать защищает ребенка от этого, балуя и балуя младенца, развивается беспорядочный образ жизни, но если мать оставляет ребенка наедине с этим новым вызовом, он должен полагаться на свои творческие силы, чтобы приспособиться к этим различным социальные отношения. Дети с готовностью обладают этой способностью, если им позволяют ее использовать. Позже в жизни каждый человек должен выбрать себе пару, чтобы иметь собственных детей, и его способность приспосабливаться к любовным отношениям, очевидно, будет зависеть от его собственного развития в более раннем возрасте. У активных и дружелюбных членов сообщества будет больше возможностей встретить того, кто им действительно нравится. Люди, которые успешны и продуктивны в своей работе, смогут лучше обеспечивать семью. И, конечно же, окончательное существование каждого члена сообщества зависит от продолжения размножения вида. Таким образом, работа, совместная жизнь и любовь объединяются в здоровом обществе для всеобщего блага (Адлер, 19 лет).31а, 1964; Лундин, 1989; Мосак и Маниаччи, 1999).

    Творческая сила личности и вымышленный финализм

    Наука индивидуальной психологии развилась из стремления понять эту таинственную творческую силу жизни; та сила, которая выражается в желании развиваться, стремиться и достигать, и даже компенсировать поражения в одном направлении стремлением к успеху в другом. (стр. 32; Адлер, 1929а)

    Адлер считал, что все мы рождены с творческой силой: творческой силой человека. Он не отвергал понятия наследственности, темперамента или предрасположенности, но подчеркивал, что важно не то, с чем мы рождаемся, а то, что мы с этим делаем (Адлер, 19).32а/1964). Как отмечалось выше, младенцы неполноценны, поэтому каждый начинает жизнь с чувства неполноценности. Это приводит к стремлению к превосходству и выработке стиля жизни, направленного на достижение какой-либо цели. Природа этого стиля жизни уникальна, потому что он создается ребенком, и это делается в очень раннем возрасте. Это не детерминистская перспектива; это создание стиля жизни именно таково, творческое, а потому оно должно быть уникальным (отсюда Индивидуальная Психология). Поскольку Адлер считал, что всякая мысль и поведение ориентированы на какую-то цель, должна быть какая-то цель, которая лежит в основе того, как создается стиль жизни. Поскольку ребенок не может заглянуть в будущее и создать конкретную цель в жизни, Адлер предложил нам руководствоваться вымышленной целью, так называемым вымышленным финализмом (Адлер, 19).14/1963, 1928, 1929а, 1932а/1964; Лундин, 1989; Манастер и Корсини, 1982).

    Вымышленная конечная цель включает в себя чувство превосходства или, по крайней мере, возвышение личности до такой степени, что жизнь кажется стоящей жизни (Adler, 1928). Таким образом, его не нужно точно определять, что важно для нашего рассмотрения, что он создан маленьким ребенком. И тем не менее оно существует в сознании ребенка, обеспечивает рамки, в которых творчески формируется стиль жизни, и служит целью жизни ребенка (хотя и остается по преимуществу бессознательной). Также важно признать, что хотя эта цель является вымышленной, она полностью положительна и является здоровой и естественной мотивационной силой (Lundin, 19).89). Вымышленный финализм точно не следует путать с фиктивным превосходством. Фиктивное превосходство — это воображение или ложное убеждение, что кто-то на самом деле превосходит других. Это типичный невротический симптом, который возникает, прежде всего, из-за изнеженности. Избалованный ребенок лучше, по крайней мере, в том смысле, что все делается для него. Однако взрослая жизнь больше не поддерживает это заблуждение, а ребенок так и не научился приспосабливаться к жизненным вызовам. В результате их стиль жизни определяется ожиданием того, что проблемы будут решены за них. С другой стороны, здоровый ребенок научился сталкиваться с трудностями и стремиться к их преодолению. Таким образом, здоровый ребенок вырабатывает стиль жизни, который включает в себя процесс столкновения с жизненными препятствиями и их преодоления, и это переносится в здоровую взрослую жизнь (Адлер, 19 лет). 32б/1964). В своем обсуждении творческой силы личности и вымышленного финализма Адлер обратился к тому, что можно рассматривать как основу когнитивной психологии и когнитивной терапии.

    Согласно Адлеру, прототип стиля жизни, поскольку он указывает на вымышленный финализм, имеет определенную направленность. На протяжении всей жизни человека его восприятие мира вынуждено «попадать в канавку, установленную линией направления» (Адлер, 19).29а). Он назвал это явление схемой апперцепции. В результате этой схемы человек интерпретирует переживания до того, как они будут приняты, и интерпретация всегда согласуется с первоначальным смыслом, который человек придал своей жизни. Когда человек развил ошибочный смысл жизни или когда опыт не может примириться с тем смыслом, который он имеет, он может быть вынужден изменить свою схему апперцепции. Однако это нелегко и происходит только тогда, когда на это есть достаточное социальное давление (Адлер, 19 лет).31а).

    Дополнительные материалы

    Психология Альфреда Адлера: превосходство, неполноценность и отвага

    В этом видео [8:58] описываются мысли Альфреда Адлера о превосходстве как фундаментальной движущей силе человеческого поведения, а также его взгляды на то, что порождает комплексы неполноценности.

    Источник: https://youtu.be/t3TbSjZ_fxc

     

    Альфред Адлер:  3 ключевых понятия и выводы 

    Это видео [11:01] описывает идеи Адлера о жизненных целях, идеале себя, стиле жизни, социальных интересах и важности порядка рождения.

    Источник: https://youtu.be/0ag56H7mmak

    Каталожные номера

    Текст: Келланд, М. (2017 г.). Теория личности. ООР Commons. Получено 28 октября 2019 г. с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.

    Академия идей. (2017, 29 ноября). Психология Альфреда Адлера: превосходство, неполноценность и мужество. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/t3TbSjZ_fxc. Стандартная лицензия YouTube.

    Питер Смит. (2013, 11 июня). Альфред Адлер: 3 ключевые концепции и выводы. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/0ag56H7mmak. Стандартная лицензия YouTube.

    Альфред Адлер — Североамериканское общество адлерианской психологии

    Альфред Адлер был одним из первых соратников Зигмунда Фрейда в Вене, но его революционные наблюдения положили начало жизни исследований, посвященных пониманию людей, которые он назвал индивидуальной психологией. Всеобъемлющая теория Адлера о человеческом поведении привела к моделям практики, которые оказали большое влияние на области образования, социальных наук, семейной жизни, психологии и психотерапии. Он разработал идеи и методы, которые стали основой для большинства современных работ, включая когнитивно-поведенческую терапию, терапию реальностью, терапию, ориентированную на решение, рационально-эмоциональную поведенческую терапию, экзистенциальную терапию, холистическую психологию и семейную терапию. Такие разные теоретики, как Карен Хорни, Эрих Фромм, Виктор Франкл, Абрахам Маслоу, Альберт Эллис и Аарон Т. Бек, считают работу Адлера важной основой для своего собственного вклада. Адлер был одним из первых теоретиков, использовавших краткосрочный, активный, сфокусированный и ориентированный на решение подход к психотерапии. Работа Адлера имеет основополагающее значение для профессий и практик школьной психологии, школьного консультирования, общественного движения за психическое здоровье и обучения родителей. Как динамичный и жизненно важный взгляд на развитие человека, индивидуальная психология продолжает расти и процветать в меняющемся мире.

    Тайра Болдс однажды написала об Адлере, что он был настоящим, шутил ли он или серьезно, будь то в частных беседах или лекциях, его настоящая личность всегда, казалось, говорила: «Жизнь свята».

    Почитай жизнь.
    Все, что происходит, важно.

    В юности Адлер был болезненным ребенком, что причиняло ему смущение и боль. Этот ранний опыт болезней и несчастных случаев, вероятно, объясняет его теорию неполноценности органов и послужил основой для его теорий о чувстве неполноценности.

    Согласно Адлеру, у каждого человека есть слабое место в его или ее теле — орган неполноценности, который, как правило, является областью, где возникает болезнь, например, желудок, голова, сердце, спина, легкие и т. д. Адлер сказал, что в какой-то степени каждая эмоция находит выражение в теле. Исходя из своего понимания неполноценности органов, Адлер начал видеть в каждом человеке чувство неполноценности. Адлер писал: «Быть ​​человеком — значит чувствовать себя неполноценным. Ребенок приходит в мир беспомощным маленьким существом в окружении могущественных взрослых. Чувство неполноценности побуждает ребенка стремиться к большему. Эти чувства неполноценности побуждают человека стремиться вверх, так что нормальные чувства неполноценности побуждают человека к успешному решению своих проблем, тогда как комплекс неполноценности препятствует или препятствует этому.

    Они могут выражать этот эгоизм в потребности доминировать, отказе от сотрудничества, желании брать и не давать. Из-за этих нездоровых реакций у человека развивается комплекс неполноценности или комплекс превосходства. Комплекс превосходства – это прикрытие комплекса неполноценности. Они разные стороны одной медали.

    Здоровый человек будет стремиться преодолеть свою неполноценность через участие в жизни общества.

    Человек заботится о благополучии других, а также о себе и развивает хорошее чувство собственного достоинства и уверенности в себе. С другой стороны, некоторых больше заботит эгоизм, чем общественный интерес.

    Человек с комплексом превосходства имеет скрытые сомнения в своих способностях.

     

    Adler developed a theory of personality based upon:

    • Inferiority feelings and inferiority complex,

    • Striving for superiority

    • Style of life

    • Social interest

    • Family constellation

    • Вымышленный финализм

    • Творческое Я

    • Мужской протест

    • Толкование снов

    • Теория психотерапии.

    Из «Дурбин, Пол Г.. «Введение в Альфреда Адлера. (Уголок президента) (биография)». Подсознательно говоря. Infinity Institute International, Inc. 2004. Получено 22 декабря 2008 г. с Encyclopedia.com: http://www. .encyclopedia.com/doc/1G1-128445468. html

    Посмотреть короткое видео Альфреда Адлера, 17 июня 1929 года:

    • Альфред Адлер, психиатр из Вены в конце 1800-х годов, был членом Венского кружка Фрейда, пока он и несколько других членов группы не покинули его из-за непримиримых разногласий во мнениях. После того, как Адлер порвал с группой Фрейда, он назвал свою теорию индивидуальной психологией. В то время как в английском языке «индивидуальный» означает «один или один», в родном для Адлера немецком языке это слово передает смысл неделимой и неделимой личности. Адлер был одним из первых, кто провел семейное консультирование, групповое консультирование и общественное обучение, чтобы обучать широкой публике психологическим концепциям как способу улучшения условий жизни человека. Его очень интересовало состояние человека, и он подчеркивал важность воспитания в каждом чувстве принадлежности. Равенство, гражданские права, взаимное уважение и продвижение демократии — ценности, разделяемые адлерианцами повсюду. Социальный интерес, сочетание чувства принадлежности и вклада в благополучие человечества, стал одним из основных компонентов его психического здоровья. Его идеи только сейчас подтверждаются научными исследованиями, и их часто называют «позитивной психологией».

    • Теория Адлера представляет собой целостную психологию, которая фокусируется на целях и задачах человеческого поведения. Холизм предполагает, что человек работает для достижения одной и той же цели на всех уровнях своего опыта. Он также рассматривает поведение человека как социально встроенное. Ничего не происходит изолированно. Как целостная психология, адлерианцы сосредотачиваются на единстве поведения. Все поведение рассматривается как целенаправленное и движется от «ощущаемого минуса» к «воспринимаемому плюсу». Цели бывают разных размеров: краткосрочные, долгосрочные и промежуточные. Подумайте о том, почему вы ходили в школу, почему вы посетили эту веб-страницу, почему вы почти что-то сделали, и вы найдете цель. Адлерианцы считают цели важной частью мотивации и причиной поведения. Конечно, наше прошлое открывает перед нами возможности и возможности для обучения, но наш выбор двигаться в определенном направлении отражает наши цели и нашу способность управлять собственной жизнью.

    • «Чувство неполноценности» — еще одна основная идея Адлера. У всех нас есть чувство неполноценности, которое становится для нас мотивирующим фактором для развития навыков, талантов и способов преодоления чувства неполноценности. Чувство неполноценности может породить гениальность. К сожалению, они также могут порождать неврозы и проблемы в повседневной жизни, когда они чрезмерны или когда мы пытаемся скрыть их, вместо того чтобы мужественно встретить их лицом к лицу. Адлер считал, что мужество — это ответ на многие жизненные проблемы. Адлерианцы способствуют ободрению в семье, школе, на работе и в наших сообществах.

    • Так кто же такой адлериец? Адлерианец — это человек, который применяет идеи и принципы Адлера в своей работе. Это может быть работа врача, медсестры, консультанта, учителя, директора, бизнес-консультанта, политика, рабочего или любой другой профессии. Адлер применил свои идеи в своей психиатрической практике. Но он также выходил за пределы своего офиса в школы Вены и к публике. Он открыл более 20 клиник в школах Вены для учителей, родителей и детей, чтобы научиться вместе решать свои проблемы. Он часто выступал перед публикой, объясняя психологические концепции, которые могли бы помочь им в их повседневной жизни. Он написал более 300 книг и статей, пытаясь поделиться своими мыслями с другими, чтобы все они могли жить и работать более сообща. Это то, что делают адлерианцы. Они работают в школах, клиниках, на предприятиях и в сообществах. Они консультируют и ободряют людей, которые больше всего нуждаются в ободрении. Они создают учебную среду, в которой дети процветают, потому что они чувствуют себя причастными и знают, что их уважают и в то же время бросают им вызов. Они пишут книги и учебные пособия, которые помогают людям научиться жить вместе, учиться вместе и работать вместе в сотрудничестве и взаимном уважении.

    • Если вы прочитали это краткое описание адлерианцев и вам понравилось то, что вы прочитали, возможно, вы хотели бы узнать больше об адлерианской психологии или присоединиться к нам в Североамериканском обществе адлерианской психологии. Если да, то на нашей веб-странице (http://www.AlfredAdler.org) есть форма членства. Мы с нетерпением ждем ответа от вас.

      Веб-страница Генри Штейна является одним из лучших ресурсов в Интернете для получения дополнительной информации об Адлерианской психологии и Альфреде Адлере.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *