Хризма это: Что такое хризма? — Православный журнал «Фома»

Хризма это: Что такое хризма? — Православный журнал «Фома»

Крест нательный — «Хризма» — арт 101.048

    Крест выполнен в форме расходящихся от центрального круга лучей, завершенных четырьмя кругами меньшего размера. Эта форма — одна из наиболее распространенных в Византии и Древней Руси, символизирующая просвещение мира учением Христа. В центральном круге на лицевой стороне изображена хризма. Это монограмма, составленная из двух греческих букв Х и Р или I и Х (начальных букв имени Христа), и в начертании образующая крест. Хризма символически изображает Самого Господа Иисуса Христа. Монограмму дополняют греческие буквы альфа и омега. Это первая и последняя буквы греческого алфавита, которые символически указывают на значимость Бога для жизни всего мироздания. «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, — говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

   В кругах на концах перекладин помещены монограммы четырех Евангелистов, благодаря которым учение Христово стало известно во всех четырех концах земли. Вверху мы видим символ апостола Матфея, внизу — апостола Марка, слева и справа —  апостолов Иоанна Богослова и Луки.

Перекладины креста на лицевой и оборотной стороне украшает орнамент «процветшие сердца», излюбленный для христианского искусства. Он состоит из фигур в форме сердца, внутри которых помещены стилизованные цветы лилий. В христианстве лилия является символом чистоты, святости и смирения перед Богом. В Своей проповеди Христос указал на лилии как на совершенные по красоте цветы. Именно лилии Он привел в пример людям, которые в заботах о земном благополучии забывают о Боге. Лилии не заботятся о своем одеянии, сказал Господь, хотя одеты лучше царя Соломона: Бог одевает их в эти прекрасные одежды. Так же и человек, облекшийся в смирение, стяжавший духовную чистоту и любовь, все получит от Него.

    По своей форме лилия напоминает Пресвятую Троицу, видимо, поэтому в древности сложилось предание о том, что Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве Марии с лилией в руке, чтобы возвестить Ей о рождении у Нее Божественного Сына. Лилия является и символом очищения через Крещение, а многие исследователи христианской символики указывают, что благодаря своей форме она символически связана хризмой и часто изображается рядом ней в древних орнаментах.

   Любой орнамент, благодаря ритмической повторяемости одних и тех же элементов, создает ощущение упорядоченности, гармонии и стройности Вселенной. Внешне статичный, он всегда несет в себе внутреннее движение. Крест, символ четырех концов земли, всего мирозданья, соединенного внутри себя Божественной силой, словно «прорастает» орнаментом, заполняясь «процветшими» любовью к Богу сердцами верующих. Центром движения на лицевой стороне становится монограмма Христа, на обороте — символическое дерево.

   Это Древо Жизни. Его образ невозможно понимать буквально, как просто растущее посреди сада дерево, хотя это и часть его. В святоотеческом предании Православной Церкви Сам Христос называется Древом Жизни, а Древо Жизни — Христом и Церковью. В Древе Жизни, в первозданной Церкви Рая Небесного, не было никакого зла, никакого знания зла, никакого плода зла — ни болезни, ни смерти, ни вражды, потому что во всем царствовала Любовь. Оно служило образом нашей благодатной и блаженной жизни в Господе Боге Иисусе Христе.

Церковь учит, что, только в Нем пребывая и с Ним соединяясь, человек может иметь жизнь духовную и благодатную в себе. Но плоды этого чудесного Дерева недоступны человеку, не причащенному к миру Божественного Таинством Крещения.

Характеристики:

Техника исполнения — Миниатюрный рельеф, литье, позолота, чернение. Ручная работа.

Средний вес — 8 г

Материал — Серебро (925). Позолота (999).

Размеры : длина — 4.5 см, ширина — 2.8 см, толщина — 2 мм

Теги: Крест без распятия, Хризма

Значение раннехристианских символов — Православие.фм

Для чего первым христианам нужны были эти символы? Первые века истории Церкви – это века гонений, ночных собраний в катакомбах и определенной конспирации. Первым христианам нужно было обозначить своих и чужих, и первые изображения носили символический характер и были понятны только посвященным.

Рыба

Начнем как раз с уже упомянутой рыбки. «Рыба» по-гречески звучит как «Ίχθύς». Христиане стали использовать это слово как монограмму имени Спасителя.

Ἰησοὺς – Иисус

Χριστὸς – Христос

Θεoὺ – Божий

῾Υιὸς – Сын

Σωτήρ – Спаситель

То есть получается целое небольшое исповедание веры! «Веруем в то, что Иисус Христос является Сыном Божиим и Спасителем» – так можно расшифовать этот древний символ.

Зачастую рыбу изображали и с хлебом, что напоминало о самом главном таинстве Церкви – Евхаристии – и о «хлебе жизни»: «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6, 48).

Хризма

Еще одним символом, который известен несколько больше и даже встречается на облачениях, – это хризма. Хризма – это монограмма с буквами Х и Р (то есть Христос), а также греческими буквами альфа и омега. С этими буквами все несколько сложнее. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель» (Откр.  1, 8). «Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий всё, безначальный и безконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела», – так толкует этот отрывок из Писания святитель Андрей Кесарийский.

Хризма использовалась в военном штандарте императора Константина Великого и в целом более широко известна христианскому миру.

Агнец

Еще одним символом Христа является агнец. Тут вряд ли нужно много пояснять. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29) – сказано в Евангелии от Иоанна об Иисусе Христе. Вообще раннехристианское искусство очень любило изображения Христа как агнца, и оно было весьма и весьма распространено.

Корабль и якорь

Корабль символизирует Церковь, а якорь – это символическое изображение креста. Тут все понятно: Церковь в бушующем море жизни, а якорь удерживает ее.

Пеликан и петух

А вот это уже гораздо менее известные символы.

Древние легенды утверждали, что пеликан – птица, питающая детей своей плотью. Поэтому ее изображения использовались первыми христианами как символ Христа, который пролил Свою Кровь ради спасения человечества. Вспомните: «

Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26).

Образ петуха – это явная аллегория. С одной стороны, это напоминание об отречении Петра: «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26, 34). С другой, подобно тому как крик петуха пробуждает от сна, так и христиане должны помнить о грядущем восстании, о воскресении мертвых.

Конечно же, этим не исчерпываются раннехристианские символы, равно как и варианты их толкования. Наклеивать или не наклеивать рыбку на машину – личное дело каждого, но знать эти символы необходимо также каждому православному христианину.

Христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты

мозаика: Христианство

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Святой апостол Павел Мартин Бубер Ян Гус Святой Альберт Великий Николаус Людвиг, граф фон Цинцендорф
Похожие темы:
библейская литература Римский католицизм протестантизм христология новенна

Просмотреть весь связанный контент →

Последние новости

11 марта 2023 г., 5:48 по восточноевропейскому времени (AP)

Группировка ИГ заявляет, что убила более 35 «христиан» в Конго

Группировка «Исламское государство» взяла на себя ответственность за убийство более 35 человек и ранение десятков человек в восточном Конго

2 марта 2023 г., 21:33 по восточноевропейскому времени (AP)

Трансгендерный пастор заявляет о предвзятости, подает в суд на лютеранскую деноминацию

Преподобная Меган Рорер подала иск против Евангелическо-лютеранская церковь Америки заявляет о гендерной дискриминации и враждебной рабочей среде

28 февраля 2023 г. , 3:45 по восточноевропейскому времени (AP)

Протестантский совет Руанды запрещает аборты в своих клиниках дальнейшее ограничение доступа к процедуре в преимущественно христианской стране с населением 13 миллионов человек

Христианство , основная религия, проистекающая из жизни, учений и смерти Иисуса из Назарета (Христа или Помазанника Божия) в 1-м веке. век н.э. Она стала крупнейшей из мировых религий и географически самой распространенной из всех религий. Его избиратели составляют более двух миллиардов верующих. Его самые большие группы — Римско-католическая церковь, восточные православные церкви и протестантские церкви. Восточные православные церкви составляют одну из старейших ветвей традиции, но с середины V века до конца XX века не имели контакта с западным христианством и восточным православием из-за спора о христологии (учение о природе Иисуса Христа). и значение). Важными движениями в более широком христианском мире, иногда выходящими за границы конфессий, являются пятидесятничество, харизматическое христианство, евангелизм и фундаментализм. Кроме того, по всему миру существует множество независимых церквей. См. также Англиканство; баптист; кальвинизм; Конгрегационализм; евангелическая церковь; лютеранство; Восточное православие; пресвитерианский; Реформатская и пресвитерианская церкви.

В этой статье сначала рассматриваются природа и развитие христианской религии, ее идеи и институты. Далее следует рассмотрение нескольких интеллектуальных проявлений христианства. Наконец, обсуждаются положение христианства в мире, отношения между его подразделениями и деноминациями, его миссионерское служение другим народам и его отношения с другими мировыми религиями. Для вспомогательных материалов по различным темам, см. ангел и демон; Библия; библейская литература; каноническое право; вероисповедание; христология; доктрина и догма; экуменизм; эсхатология; толкование; вера; милость; небеса; ад; ересь; Иисус Христос; литургическое движение; милленаризм; чудо; монашество; монотеизм; Новый Завет; Ветхий Завет; первородный грех; папство; молитва; священство; чистилище; причастие; спасение; раскол; писание; теизм; богословие; и поклоняться.

Церковь и ее история

Сущность и сущность христианства

В своей основе христианство — это традиция веры, которая сосредоточена на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Как традиция, христианство больше, чем система религиозных верований. Он также породил культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры. Таким образом, христианство является и живой традицией веры, и культурой, которую вера оставляет после себя. Агентом христианства является церковь, сообщество людей, составляющих тело верующих.

Сказать, что христианство «сосредоточено» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции в отношении исторической личности. Однако немногие христиане удовлетворились бы тем, что это упоминание было чисто историческим. Хотя их традиция веры носит исторический характер — т. е. они верят, что общение с божественным происходит не в сфере вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков — подавляющее большинство христиан сосредотачивает свою веру на Иисусе Христе как на ком-то, кто также является настоящей реальности. Они могут включать в свою традицию много других упоминаний и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их нельзя было бы назвать христианами, если бы они не обращали своего внимания в первую очередь и последним к Иисусу Христу.

Викторина по Британике

Викторина по истории христианства

Хотя в этой сосредоточенности на Иисусе как на центральной фигуре есть что-то простое, есть и нечто очень сложное. Эта сложность проявляется в тысячах отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроецировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира — значит предложить сбивающее с толку разнообразие. Вообразить людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церквей, в своем тихом богослужении или в своих напряженных усилиях изменить мир, значит предложить еще большее разнообразие.

Учитывая такую ​​сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как сторонники традиции, так и ее окружение пытались упростить. Сделать это можно двумя способами: сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на неотъемлемых для нее идеях, или сосредоточиться на «самобытности» традиции и, таким образом, на границах ее исторической области. опыт.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Современные ученые определили центр этой религиозной традиции в контексте монотеистических религий. Христианство обращается к исторической фигуре Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом стремится оставаться верным ему. Она последовательно отвергала политеизм и атеизм.

Вторым элементом религиозной традиции христианства, за редким исключением, является план спасения или искупления. Другими словами, верующие в церкви представляют себя в бедственном положении, из которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении. Христианство основано на конкретном опыте или схеме, направленной на акт спасения, то есть на приведение или «выкуп», что является частью искупления, этих Божьих творений к их источнику в Боге. Агент этого искупления – Иисус Христос.

Вполне возможно, что на протяжении веков подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центрального фокуса своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет собой лишь часть традиции, один элемент терминов, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-либо индивидуальность и находятся в центре того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов оно означало нечто, присущее и присущее предмету или категории вещей, что придавало им характер и, таким образом, отделяло их от всего другого характера. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущностному характеру христианства и придает ему уникальную идентичность.

Если большинство людей не озабочены определением сущности христианства, на практике они должны смириться с тем, что подразумевает слово сущность . Занимаются ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его агенте и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта. Те, кто сконцентрировался внутри религиозной традиции, также помогли придать ей самобытность. Невозможно говорить о сущности исторической традиции, не обратившись к тому, как на протяжении веков обсуждались ее идеальные качества. Тем не менее, можно рассматривать отдельные темы сущности и тождества последовательно, всегда осознавая их взаимосвязь.

Что такое христианство? — Центр религиозной и духовной жизни

Основатель: Иисус из Назарета

У христианства есть исторический основатель, существование которого подтверждается внешними источниками. Наиболее надежным из этих источников является сообщение Иосифа Флавия, еврейского историка первого века, родившегося в Иерусалиме, который со временем стал римским гражданином. В своей работе Иудейские древности, он делает несколько кратких упоминаний об Иисусе как о Мессии и как о мудром учителе. Иосиф Флавий также записывает, что Иисус был распят, и что его последователи верили, что он был возвращен к жизни. Однако дальше история умалчивает.

Больше всего информации об Иисусе записано в четырех книгах Библии: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Однако здесь важно отметить, что эти книги не были написаны как биографии; их целью скорее было убедить других в том, что Иисус был сыном Божьим и спасителем мира. Таким образом, они описывают жизнь и служение Иисуса как того, кого они считали Богом во плоти. Другими словами, то, что мы имеем в этих четырех книгах Библии, — это описание Иисуса Христа, то есть «помазанника» или «избранного», а не история Иисуса, человека из Назарета.

Что христиане верят в Иисуса?

Прежде всего, христиане верят, что Иисус одновременно и полностью человек, и полностью божество: техническая формула — «одна личность, две природы». Христиане верят, что Иисус не был ни просто еще одним просвещенным учителем, с одной стороны, и ни божественным аватаром, с другой — Богом в человеческом обличье. Наоборот, во всех своих словах и делах Иисус был полностью и полностью божественным, а также реальным, воплощенным человеком. Язык, который христиане используют для описания этого, — «воплощение». То есть христиане верят, что Бог «воплотился» — буквально «во плоти» — в одном человеке, Иисусе из Назарета, сыне молодой женщины по имени Мария и ее мужа Иосифа.

Во-вторых, христиане верят, что в Иисусе они наиболее ясно выражают сущность Бога и то, как Бог хочет быть в отношениях с человечеством и миром. Вот почему жизнь Иисуса — его служение, его друзья, его ученики — все имеет решающее значение для христианского понимания Бога. Христиане верят, что основным расположением Бога по отношению к творению является любовь, и что все, что Бог делает в мире, предназначено для проявления этой любви. Считается, что в своей личности и в каждом поступке своей человеческой жизни Иисус воплощает эту любовь.

Здесь необходимо упомянуть еще один момент, связанный с жизнью и служением Иисуса, а именно то, что Иисус был очень агрессором, неоднократно нарушал социальные нормы и «искажал» традиционные представления о власти и социальном статусе. Он не присоединился к фарисеям, еврейским авторитетам того времени; действительно, они подвергались регулярным и неоднократным наказаниям от Иисуса за их акцент на правилах над людьми. Вместо этого Иисус окружил себя сборщиками налогов, проститутками и другими сомнительными членами общества, приветствуя детей на своих коленях, исцеляя прокаженных и разговаривая с незнакомыми женщинами. Снова и снова Иисус присоединялся к чужакам: к бедным и оскверненным, обездоленным и нежелательным.

Библия

Как и у последователей многих религий, у христиан есть священный текст, Библия, которая представляет собой компиляцию множества небольших текстов, написанных многими авторами, имена лишь некоторых из которых известны. Библия часто описывается христианами как «вдохновенная», хотя это слово интерпретируется по-разному. В то время как некоторые христиане считают, что Библию следует читать буквально, даже в том, что касается вопросов науки и истории, традиционные христиане считают, что Библия была написана не как научный учебник, биография или исторический отчет, а как свидетельство о едином Боге. Который явил Себя в истории в заветных отношениях сначала с еврейским народом, а затем, через Иисуса Христа, со всем миром. Это оставляет открытой возможность согласования христианской истории с новыми открытиями в геологии, антропологии, истории, астрономии и т. д. и т. п.

Христианская Библия разделена на две основные части, которые традиционно называются Ветхим Заветом и Новым Заветом. Количество книг в Библии варьируется в зависимости от различных христианских конфессий, но два основных разделения — между католической Библией, в которой семьдесят три книги, и протестантской Библией, в которой всего шестьдесят шесть книг.

Христианская община

Рождение христианской общины, или «церкви», обычно связывают с событием, описанным в книге Библии, известной как «Деяния апостолов», когда 3000 человек крестились в Иерусалиме после необычайное свидетельство учеников Иисуса, которые говорили на множестве иностранных языков после получения дара Святого Духа.

Говоря о церкви, разговор обычно начинается с Павла и различных писем, которые он писал молодым христианским общинам Средиземноморья (эти письма теперь составляют значительную часть Нового Завета). Эти общины боролись с очень реальными проблемами, с которыми церковь борется до сих пор: ссорами между христианами, вопросами сексуальной морали, проблемами дискриминации во время богослужений и ролью закона в жизни христианина. Во многом эти ранние общины были прообразом христианской церкви в том виде, в каком она существует сегодня: они были связаны друг с другом верой в Иисуса Христа, но также были разделены различными интерпретациями доктрин и практик и уникально приправлены особым географическим и культурным контекстом, в котором они развивались. Сегодня эти различные церковные организации обычно называют «деноминациями», а диалог/партнерство между ними называют «экуменическими».

Христианская община состоит из двух компонентов, которые можно найти почти в каждой христианской конфессии по всему миру. Этими чертами являются «слово» и «таинство». «Слово» в данном контексте относится к Библии: чтению Библии, а также проповеди. Любая община, называющая себя «церковью», собирается вокруг Библии, читая и размышляя над ней.

Второй особенностью большинства церквей является «таинство». Возможно, самое известное определение таинства дано Августином: «видимые признаки невидимой благодати». принимают с верой, в свои физические тела, в большее физическое тело собравшихся людей.

Церкви потребовалось несколько столетий, чтобы разобраться, что христиане стали считать «ортодоксальной» церковной доктриной; и, хотя официальные церковные учения сложились на протяжении тысячелетий, споры по одним и тем же вопросам продолжаются и сегодня.

Христианские учения

Троица: Прежде всего среди христианских учений стоит учение о Троице, которое занимает центральное место в понимании христианской веры и одновременно чрезвычайно трудно объяснимо. Доктрина Троицы относится к христианской вере в то, что Единый Бог на самом деле существует в трех «лицах»: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Эти «личности» не являются отдельными, разными личностями — христианство не исповедует веру в трех богов — скорее, эти три личности разделяют одну и ту же сущность и по-разному познают Бога человечеству.

Спасение: Еще одна ключевая христианская доктрина — это спасение. Основное христианское утверждение состоит в том, что «Иисус спасает» — но до сих пор ведутся споры о том, что именно это означает. Одним из наиболее важных аспектов христианского понимания спасения является то, как оно соотносится с тем, как христиане относятся к другим религиозным традициям. Традиционный христианский взгляд на спасение заключался в том, что вне христианской церкви спасения нет. Эта идея управляла миссионерской практикой церкви на протяжении веков — и до сих пор движет многими различными церквями: был сильный импульс к обращению людей в христианство, чтобы они попали на небеса после своей смерти.

Однако в 21 st веке такое понимание спасения подвергалось все большему сомнению, и поднималась возможность других вариантов, особенно возможность всеобщего спасения. Многие считают, что это современная идея, появившаяся благодаря взаимодействию с более либеральным светским обществом, но на самом деле это учение имеет долгую историю в христианской традиции.

Жить Христианская идентичность

Христианская жизнь в значительной степени связана с «освящением», что означает возрастание в святости, и «оправданием», что означает стать праведным перед Богом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *