Характеристики типов темперамента: Типы темперамента и их характеристика
Особенности разных типов темперамента – Развитие ребенка
Понаблюдайте за играющими детьми, и вы увидите такую картину: одни дети будут активными и энергичными, другие – спокойными и неспешными; одни будут говорить громко, другие – тихо; одни будут объединяться в группы, другие – держаться в стороне. Одни дети склонны командовать, другие – подчиняться, одни удовлетворены ситуацией, другие всегда стараются добиться своего.
Дети с рождения имеют свой уникальный способ мышления, поведения и проявления чувств. Эти врожденные свойства формируют темперамент, который непосредственно влияет на эмоции ребенка, на то, как он ест, спит и реагирует на окружающий мир.
Если вы лучше узнаете темперамент ребенка, воспитание станет более эффективным. Укрепится и ваша связь с ребенком, ведь вы сможете смотреть на мир его глазами. Чувствуя, что его понимают и принимают, ребенок обычно стремится выразить свою признательность.
Еще со времен Гиппократа люди понимали, что при всем разнообразии люди отличаются друг от друга всего по нескольким параметрам поведения:
- Параметр А.
Интровертность/экстравертность. Этот параметр определяет, откуда человек черпает энергию. Для отдыха интроверту требуется побыть в одиночестве, а экстраверту – в компании других людей.
- Параметр Б. Цель/отношение. Этот параметр определяет, на чем человек концентрирует свою энергию – на цели или на отношении.
Что такое темперамент
Каждый ребенок уникален, и темперамент в этом смысле можно сравнить с семенем, из которого вырастает дерево. Семена почти не отличаются друг от друга, но генетические особенности, скрытые в них, имеют большие различия. Даже когда семена становятся саженцами, внешне они похожи между собой.
Но яблоня никогда не сможет стать грушей, несмотря на погодные условия или внешнее влияние. Так же и дети при кажущейся схожести отличаются уникальной внутренней организацией, которая определяет их рост и развитие.
Типы темперамента существенно отличаются друг от друга, но каждый по-своему ценен. Ребенок может проявлять отдельные черты разных типов, но обычно в его поведении преобладают черты одного-двух типов.
Холерик и сангвиник
- часто торопятся и торопят других;
- быстро едят, пьют и двигаются;
- сами решают, когда идти спать;
- указывают другим детям, что им делать;
- могут играть в одиночестве;
- игнорируют запреты в тех случаях, когда это возможно;
- пробуют ходить в раннем возрасте;
- нуждаются в том, чтобы постоянно чем-то заниматься, не любят скуки;
- устанавливают свои собственные правила;
- любят соревновательные игры.
Поведение в отдельных случаях:
- теряют терпение, когда кто-то медлит;
- отстаивают свое мнение;
- могут быть требовательными или грубыми;
- требуют, чтобы им дали контроль над ситуацией и людьми;
- настаивают на том, чтобы им досталась самая лучшая игрушка;
- любят находиться вне дома;
- не обращают внимания на беспорядок или неопрятный внешний вид;
- любят находить нестандартное применение обычным вещам;
- проявляют воображение в играх;
- могут быть смешными и озорными;
- часто меняют занятия;
- любят выполнять новые сложные задания;
- всегда испытывают необходимость в том, чтобы двигаться и исследовать что-либо;
- меняют правила в играх;
- в детском саду любят творческие и веселые занятия;
- часто попадают в затруднительные ситуации;
- делают то, что хотят, независимо от правил;
- трактуют факты так, как им выгодно;
- склонны рисковать;
- творят беспорядок просто для веселья.
Меланхолик и флегматик
- беспокоятся о своей внешности;
- избегают беспорядка и неопрятности;
- легко занимаются повседневными делами;
- задают много вопросов и ожидают правильных ответов;
- предпочитают развивающие игры физическим;
- могут концентрироваться на одной игрушке или занятии на протяжении длительного времени;
- любят разбирать вещи и опять их собирать;
- придерживаются установленного распорядка;
- стараются придерживаться правил, ведут себя в рамках дозволенного;
- в детском саду любят учиться новому.
Поведение в отдельных случаях:
- настаивают на том, чтобы все вещи находились на своем месте;
- привязаны к вещам, которые им принадлежат;
- сильно расстраиваются, когда ломаются их игрушки;
- беспокоятся о том, что может случиться в будущем;
- не любят, когда вторгаются в их личное пространство;
- объединяются, чтобы помочь другим;
- медленно едят, пьют и двигаются;
- беспрекословно ложатся спать по распорядку;
- легко делятся игрушками с другими детьми;
- хорошо ладят с другими детьми;
- легко заводят друзей;
- не сразу начинают ходить;
- проявляют любовь с помощью объятий и поцелуев;
- в играх подчиняются правилам;
- любят ходить в детский сад;
- плачут, когда им больно или когда они устали;
- позволяют другим детям командовать собой;
- упрашивают родителей, желая получить что-либо;
- могут быть чрезвычайно застенчивыми;
- испытывают привязанность к людям, с которыми они чувствуют себя в безопасности.
Взаимодействие двух данных параметров формируют четыре типа темперамента. Впервые их выделил Гиппократ:
- Холерик (экстраверт – цель) — любит командовать, энергичный, импульсивный, нетерпеливый, волевой.
- Меланхолик (интроверт – цель) — любит, чтобы все выполнялось должным образом, нуждается в распорядке, любит быть в одиночестве, пассивный.
- Флегматик (интроверт – отношение) — любит сотрудничать, спокойный, неторопливый. Дети-флегматики легко поддаются воспитанию.
- Сангвиник (экстраверт – отношение) — социально активный, энергичный, любит быть в компании, обладает развитым воображением, веселый, непослушный.
Характеристика типов темперамента детей
В исследовании американских ученых выделены девять характеристик, по которым дети различаются с рождения:
- уровень активности;
- ритмичность активности;
- приближение/уход;
- адаптивность;
- порог реагирования;
- интенсивность реакции;
- настроение;
- отвлекаемость;
- длительность/устойчивость внимания.
Данные характеристики у ребенка формируются уже в возрасте 2-3 месяцев. Сочетаясь между собой, они формируют три типа:
- Дети, которых легко воспитывать (40 % всех детей). Они придерживаются распорядка, энергичны и хорошо адаптируются к новым условиям.
- Трудные дети (10 % всех детей). Они с трудом привыкают к распорядку и новым условиям, реагируют на них негативно. Родителям трудно с ними справляться. Обычно они обладают сильной волей.
- Неконфликтные дети (15 % всех детей). Они неактивны, демонстрируют умеренную реакцию. Часто подвержены плохому настроению. Медленно привыкают к новым условиям. Родители и окружающие характеризуют таких детей как застенчивых.
- 35 % детей демонстрируют характеристики сразу нескольких типов темперамента.
Родители могут легко распознать, к какому из перечисленных типов принадлежит их ребенок. Таким образом, им становится легче понять, как он думает, чувствует и действует. Это способствует более эффективному воспитанию.
Некоторые дети очень активны. Еще до рождения они проявляют беспокойство, в первые месяцы жизни они не дают себя пеленать, а научившись ходить, не могут устоять на месте. Другие дети менее активны – они часто бывают в полусонном состоянии и проявляют усидчивость.
У некоторых малышей наблюдаются подъемы и спады активности. Они едят, спят и выполняют все ежедневные дела по распорядку практически с рождения. Другие менее предсказуемы. Определите, когда повышается и снижается активность вашего ребенка.
Некоторые с интересом и восхищением воспринимают всё новое – от блюд до людей в близком окружении. Другие долго привыкают к новым условиям. Некоторые дети могут долгое время играть со сверстниками. Другие очень быстро переключаются с одного занятия на другое. Некоторые малыши интенсивно проявляют эмоции. Например, плачут или смеются. Другие намного спокойнее, они проявляют эмоции с помощью улыбки или капризного поведения.
Одни младенцы слабо выражают свои эмоции после пробуждения, другие – громко плачут. Учась ходить, одни дети падают, но поднимаются и продолжают попытки, другие – кричат от негодования. Одни дети чрезвычайно чувствительны к звукам, свету и прикосновениям, другие не так восприимчивы к ним.
Некоторые дети всегда кажутся счастливыми. Они часто улыбаются и смеются. Другие кажутся несчастными: они всегда не согласны с тем, что им говорят. Все дети капризничают, чувствуя голод, но некоторых при этом легко отвлечь, а другие продолжают капризничать. Некоторых детей легко отвлечь и увести из опасного места, другие настаивают на своем и хотят остаться.
Каким бы ни был ваш ребенок, помните: он уникален. Цените это.
|
|||||
Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1397 Одним из психических свойств, характеризующих психическую сферу индивида и именно ее конституциональный уровень, является темперамент.
Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. |
Темперамент ОбзорThe Center for Parenting Education
Темперамент, часть Уникального Ребенка, относится к индивидуальному плану, с которым рождается каждый ребенок и который определяет, как он реагирует на окружающий мир.
На основании тридцатилетнего исследования, начатого в 1956 году, темперамент объясняет, почему одни дети очень легкомысленны, а другие более требовательны к родителям. Иногда вы слышите, как этих трудных детей называют «трудными» или энергичными; часто это происходит потому, что у них есть черты темперамента, которые делают их более требовательными к родителям.
Исследование детского развития выявило 10 черт темперамента, которые в той или иной степени проявляются у каждого человека. Вот они:
1. Интенсивность
Выражает ли ваш ребенок радость или разочарование сильно и драматично? Или ваш ребенок мягко выражает эти чувства?
2. Уровень активности
Трудно ли читать книгу с ребенком, потому что он всегда в пути? Или ваш ребенок предпочитает сидячие тихие занятия?
3. Регулярность
Ваш ребенок ест и спит в предсказуемое время? Или ваш ребенок непредсказуем в плане еды и сна?
4.
![](/800/600/http/cspsid-harmony.ru/wp-content/uploads/8/2/9/8293bd22c3d766d3e8f25215d7457088.jpeg)
Как правило, ваш ребенок в хорошем настроении? Или ваш ребенок кажется более серьезным?
5. Эмоциональная чувствительность
Сильно ли реагирует ваш ребенок на собственные или чужие чувства и эмоции? Или ваш ребенок, кажется, не осознает, что он или другие чувствуют?
6. Сенсорная чувствительность
Ваш ребенок положительно или отрицательно реагирует на звуки, вкусы и текстуры?
7. Адаптивность
Испытывает ли Ваш ребенок трудности с изменением распорядка дня или с переходом от одного вида деятельности к другому? Или ваш ребенок справляется с ними гладко?
8. Подход/уход
Легко ли ваш ребенок подходит к новым ситуациям или людям? Или ваш ребенок, кажется, сдерживается, когда сталкивается с новыми ситуациями, людьми или вещами?
9. Отвлекаемость
Легко ли ваш ребенок отвлекается, когда пытается делать работу по дому? Или ваш ребенок остается на задании?
10.
![](/800/600/http/natalia-tkachenko.ru/wp-content/uploads/4/2/0/420ae4f0cb50921b0b9c68b8c35863d8.jpeg)
Сильно ли реагирует ваш ребенок, когда ему говорят «нет»? Ваш ребенок с трудом отпускает идеи? Или ваш ребенок, кажется, сдается, не пытаясь изо всех сил?
Вы можете адаптировать свои стратегии воспитания так, чтобы они лучше соответствовали потребностям ваших детей.
Знание того, как реагируют ваши дети, поможет вам и вашим детям более успешно справляться с трудными ситуациями.
Вы можете научить своих детей управлять своими реакциями.
Тогда вы оба сможете оценить положительные стороны этой черты.
Например, детей, которых считают «упрямыми», можно рассматривать как настойчивых. Точно так же дети, которых называют «негативными», могут считаться серьезными.
Часто одни и те же характеристики, которые затрудняют воспитание детей, являются теми же качествами, которые хорошо служат им во взрослом возрасте.
Например, очень драматичный и напористый ребенок может быть очень интересным даже в детстве и может стать успешным актером, адвокатом или учителем.
Очень разборчивый (проницательный) едок может стать главным шеф-поваром.
Вы можете повысить самооценку и построить более позитивные отношения.
Научившись работать со своим уникальным ребенком, а не против него, вы сможете оказывать сильное влияние на его развитие.
Чтобы определить темперамент ваших детей (и свой собственный), используйте Шкалы оценки темперамента. Ответьте на вопросы, предусмотренные для каждой черты, чтобы помочь вам определить, где находятся ваши дети по каждой шкале.
Вы можете узнать больше о каждой черте темперамента в статьях, которые также находятся в нашей Информационной библиотеке для родителей. Вы также можете узнать о широких категориях темперамента, а также о концепции качества формы.
____________________________________________________________
Дополнительную информацию о темпераменте можно найти в следующих книгах. Покупки на Amazon.com через наш веб-сайт поддерживают работу, которую мы делаем, чтобы помочь родителям сделать все возможное, чтобы вырастить своих детей.
<рекомендуемые книги о темпераменте
<все наши рекомендуемые книги для родителей. 1999 г., июль; 35 (4): 958–71.
doi: 10.1037//0012-1649.35.4.958.
Н Аксан 1 , HH Goldsmith, NA Smider, MJ Essex, R Clark, JS Hyde, MH Klein, DL Vandell
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет Висконсин-Мэдисон, 53706, США. [email protected]
- PMID: 10442865
- DOI: 10.1037//0012-1649.35.4.958
Н Аксан и др. Дев Психология.
1999 июля
. 1999 г., июль; 35 (4): 958–71.
doi: 10.1037//0012-1649.35.4.958.
Авторы
Н Аксан 1 , HH Goldsmith, NA Smider, MJ Essex, R Clark, JS Hyde, MH Klein, DL Vandell
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет Висконсин-Мэдисон, 53706, США. [email protected]
- PMID: 10442865
- DOI: 10.1037//0012-1649.35.4.958
Абстрактный
Количество и характер типов темперамента у 488 детей в возрасте 3 лет 6 мес изучали на основе широкого набора характеристик темперамента, включающего положительную и отрицательную эмоциональность, сферы контроля внимания и поведения. Методы конфигурационно-частотного анализа показали четкую поддержку двух типов темперамента: контролируемо-неэкспрессивного и неконтролируемо-экспрессивного. Эти типы показали значимые различия по внешним критериям, связанным с широким спектром проблемного поведения из эмоциональной, социальной областей и областей внимания. Сообщения о проблемном поведении были получены одновременно от отцов и опекунов. Эти результаты повторились год спустя, когда детям было 4 года 6 месяцев. Кроме того, результаты показали, что характеристики темперамента младенцев и детей ясельного возраста различают эти типы дошкольного возраста. Авторы обсуждают значение полученных результатов для категориального взгляда на темперамент-личность.
Похожие статьи
Буйные и заторможенные малыши: стабильность темперамента и риск проблемного поведения.
Stifter CA, Патнэм С.
, Джахроми Л. Стифтер К.А. и соавт. Дев психопат. Весна 2008 г .; 20 (2): 401–21. doi: 10.1017/S0954579408000199. Дев психопат. 2008. PMID: 18423086 Бесплатная статья ЧВК.
Продольная стабильность буйства темперамента и социально-эмоциональных результатов в раннем детстве.
Дегнан К.А., Хейн А.А., Хендерсон Х.А., Моас О.Л., Риб-Сазерленд до н.э., Фокс Н.А. Дегнан К.А. и соавт. Дев Психология. 2011 май; 47(3):765-80. doi: 10.1037/a0021316. Дев Психология. 2011. PMID: 21114347 Бесплатная статья ЧВК.
Темпераментные предикторы экстернализации проблем у мальчиков и девочек: лонгитюдное исследование в группе высокого риска в возрасте от 3 месяцев до 15 лет.
Питцер М., Эссер Г., Шмидт М.Х., Лаухт М.
Питцер М. и соавт. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. 2009 декабрь; 259(8):445-58. doi: 10.1007/s00406-009-0009-1. Epub 2009 22 апреля. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. 2009. PMID: 19387718
Стабильность лабораторно оцененных черт эмоциональности темперамента в возрасте от 3 до 7 лет.
Дурбин К.Э., Хейден Э.П., Кляйн Д.Н., Олино ТМ. Дурбин К.Э. и соавт. Эмоция. 2007 Май; 7 (2): 388-99. doi: 10.1037/1528-3542.7.2.388. Эмоция. 2007. PMID: 17516816
Эмоциональность, регуляция эмоций и адаптация у детей 5-8 лет.
Райделл А.М., Берлин Л., Болин Г. Райделл А.М. и соавт. Эмоция. 2003 март; 3(1):30-47. дои: 10.1037/1528-3542.3.1.30. Эмоция. 2003. PMID: 12899315
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Пренатальные и интранатальные факторы, связанные с темпераментом младенцев: систематический обзор.
Такегата М., Мацунага А., Охаси Ю., Тоидзуми М., Йошида Л.М., Китамура Т. Такегата М. и др. Фронтовая психиатрия. 2021 8 апр;12:609020. doi: 10.3389/fpsyt.2021.609020. Электронная коллекция 2021. Фронтовая психиатрия. 2021. PMID: 33897486 Бесплатная статья ЧВК.
Тестирование программирования темперамента и психопатологии в двух независимых выборках детей с внутриутробным воздействием психоактивных веществ.
Лин Б., Остлунд Б.Д., Конрад Э., Лагассе Л.Л., Лестер Б.М. Лин Б. и др. Дев психопат. 2018 авг; 30 (3): 1023-1040. дои: 10.1017/S0954579418000391. Дев психопат. 2018. PMID: 30068412 Бесплатная статья ЧВК.
Пренатальное воздействие травматического стресса, связанного со стихийным бедствием, и траектории развития темперамента в раннем детстве: исследование беременности Superstorm Sandy.
Чжан В., Раджендран К., Хэм Дж., Финик Дж., Бутманн Дж., Дэйви К., Пеме П.М., Дана К., Притчетт А., Лоус Х., Номура Ю. Чжан В. и др. J Аффективное расстройство. 2018 июль; 234: 335-345. doi: 10.1016/j.jad.2018.02.067. Epub 2018 17 марта. J Аффективное расстройство. 2018. PMID: 29614461 Бесплатная статья ЧВК.
Подход к моделированию детского темперамента с помощью смеси двух факторов: дифференциальная наследуемость.
Скотт Б.Г., Лемери-Чалфант К., Клиффорд С., Тейн Д.Ю., Столл Р., Голдсмит Х.Х. Скотт Б.Г. и соавт. Детский Дев. 2016 ноябрь;87(6):1940-1955. doi: 10.1111/cdev.12561. Epub 2016 13 июня. Детский Дев. 2016. PMID: 27291568 Бесплатная статья ЧВК.
Развитие ранних профилей темперамента: характеристика, преемственность и этиология.