Характеристика софья: Характеристика героя Софья, Горе от ума, Грибоедов. Образ персонажа Софья

Характеристика софья: Характеристика героя Софья, Горе от ума, Грибоедов. Образ персонажа Софья

Содержание

Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума»: школьникам и студентам

Слушай онлайн, если не любишь читать!

Софья – это одна из главных героинь комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Вокруг нее развиваются все основные события: именно она стала той причиной, из-за которой Чацкий приехал в имение Фамусова и вообще начал конфликт.

Образ Софьи в произведении достаточно сложный. Все дело в том, что он противоречивый: Софью нельзя однозначно отнести ни к консерваторам фамусовского общества, ни к соратникам свободомыслящего Чацкого (коих в этом произведении, к сожалению, нет – Чацкий выступает единственным лицом, относящимся к «новой интеллигенции» по уровню мировоззрения).

О да! Это мое любимое занятие )))

21.23%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

43.78%

Фу, не люблю

27.05%

Книги — а что это вообще такое?

7.95%

Проголосовало: 27761

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Содержание

  1. Краткая характеристика
  2. Подробная характеристика
  3. Место героя в произведении
  4. Общественное положение
  5. Семейное положение и обстановка, в которой живет
  6. Внешность и манера держаться
  7. Поступки и особенности поведения
  8. Отношения с Чацким
  9. Софья – как часть общества отца
  10. Софья – как противопоставление обществу отца

Краткая характеристика

Софья Павловна Фамусова является центральным персонажем в стихотворной пьесе Грибоедова «Горе от ума». Автор делает ее образ противоречивым: с одной стороны – девушка прямо относится к представителям «фамусовского» общества, так как живет в нем всю жизнь и в общих чертах разделяет его ценности, но с другой стороны – она обладает чертами, прочим представителям это общества не свойственным. Например, она более смелая и больше ценит собственные чувства, чем устоявшиеся порядки.

Можно сказать, что героиня не в полной мере поросла пороками, характерными для ее отца и его окружения – и на ее фоне автор только отчетливее эти пороки демонстрирует. Впрочем, такую противоречивость Софьи можно списать на молодость – она имеет шансы созреть как частью «фамусовского общества», так и более свободомыслящим человеком. В последнем случае ей, скорее всего, придется уехать и порвать связи с отцом.

Подробная характеристика

Софья – один из наиболее сложных и потому интересных персонажей комедии «Горе от ума». Далее мы рассмотрим подробнее ее характеристику.

Место героя в произведении

Софья является центральным персонажем и основным звеном, вокруг которого развивается любовный конфликт произведения. За ее сердце борятся Чацкий и Молчалин, а Фамусов настаивает на том, что девушка должна выйти замуж за более богатого и уважаемого Скалозуба.

В социальном конфликте Софья тоже участвует, но она не может до конца определиться, на какой стороне находится. Некоторые идеи Чацкого ей близки: например, ей тоже хотелось бы искать себе партнера по любви, а не по расчету, и она достаточно смелая для того, чтобы не предать свои интересы из позиции «а что люди подумают». Но в то же время Софья считает безумцем Чацкого, который открыто заявляет, что ценности консервативного общества прогнили. Девушка способна на двуличие и предательство, и именно это подталкивает Чацкого к тому, чтобы навсегда уехать.

Общественное положение

Отец Софьи – Павел Фамусов. Он уважаемый человек, который имеет достаточно высокое положение благодаря руководящей государственной должности. Поэтому в доме Фамусовых постоянно устраиваются балы и принимаются знатные гости – Софья же выступает на правах будущей хозяйки. Она из богатой семьи, ее отца многие уважают и боятся, поэтому можно сказать, что Софья занимает достаточно высокое положение в обществе. Ее социальному статусу ничего не угрожает (по крайней мере, пока – на тот период российской истории в стране еще не было ярко выраженных революционных настроений), но ее отец все равно стремится забраться еще выше по классовой лестнице. Поэтому он рассчитывает, что Софья удачно выйдет замуж, чем приумножит семейное состояние.

Семейное положение и обстановка, в которой живет

Мать Софьи умерла задолго до событий, описываемых в «Горе от ума», Девушка выросла с одним отцом (который, впрочем, не шибко уважал покойную жену, о чем он сам заявляет) и целым отрядом слуг. Несмотря на то, что о ней хорошо заботились, девушке все же не хватало материнской любви, и потому она так отчаянно искала любви мужчин, что даже не заметила корыстных мотивов одного из ее кавалеров. Вместе с Софьей постоянно была служанка Лиза, которая, казалось бы, имеет доверительные отношения с хозяйкой. Однако в конце выяснилось, что все это время Лиза вела роман с Молчалиным и скрывала от Софьи то, что Молчалин ухаживал за фамусовской дочкой только из желания получить особенное отношение от ее отца.

Внешность и манера держаться

Автор упоминает, что Софья – молодая и достаточно красивая девушка. Окружающие замечают, что к своим семнадцати годам девушка расцвела. Поэтому у нее достаточно много поклонников. Однако, как выяснилось, далеко не все молодые люди действительно очарованы красотой и нравом Софьи – для некоторых из них она лишь способ поправить свое социальное и материальное положение.

У Софьи была гувернантка-француженка. Она привила девушке вкус и изящные манеры, а также научила различным полезным для завидной невесты навыкам: пению, искусству танца, музыке, игре на флейте и фортепьяно. Софья говорит на несколько иностранных языках (в то время владение лишь только русским для дворян было недопустимо) и прекрасно владеет женскими секретами обольщения.

Поступки и особенности поведения

Из-за того, что мать девушки умерла в раннем возрасте, Софья выросла несколько неподготовленной к реалиям жизни. Самый яркий тому пример – тот факт, что она не замечает меркантильности Молчалина. Она грустит о том, что ее возлюбленный – нерешительный человек и никак не может открыто заявить о своей симпатии, но не может даже подумать, что он в то же время имеет отношения с ее служанкой.

Поэтому мы можем сделать вывод, что Софья совсем не умеет разбираться в людях. Она не увидела в Молчалине подлеца, а в Чацком – искреннего и свободомыслящего человека. Напротив, открытый протест против общественных устоев у Чацкого побудил ее считать его сумасшедшим.

Софью воспитали так, что она стала прочно относиться к фамусовскому обществу. Хотя сама героиня и стремится к образованию и искренним чувствам, окружающие просто давят в ней эти стремления – и девушке ничего не остается, кроме как подчиниться.

Отношения с Чацким

Приехав к Фамусовым, Чацкий отмечает, насколько расцвела и похорошела Софья. Далее читатель ясно понимает, что Чацкий влюблен в эту девушку и приехал, в первую очередь, именно к ней.

Оказывается, в детстве между ним и Софьей были очень теплые отношения (Чацкий вырос в доме Фамусова). Они расставались если не влюбленными друг в друга, то точно хорошими друзьями. Это и дало Чацкому надежду, что когда он станет старше, он сможет жениться на Софьи. В итоге они возвращается в через три года, и что же он видит?

Теперь между ним и Софьей огромная пропасть: в социальном, материальном, образовательном плане. Чацкий научился более или менее понимать, какова жизнь на самом деле, Софья же осталась ограничена теми взглядами, которые транслируются фамусовским обществом. Она просто не в состоянии понять влюбленности Чацкого, хотя сама вполне может испытывать искренние чувства (и она испытывает их к Молчалину). Отпечаток отцовского влияния же на Софье очень четкий, и это подтверждается тем фактом, что девушка следует советы Лизы пофлиртовать с Чацким для виду, а потом пускает слух о том, что он – сумасшедший. Именно этот отпечаток и отталкивает Чацкого от нее навсегда.

Софья – как часть общества отца

Как мы уже говорили выше, образ Софьи – неоднозначный. Ее можно рассматривать и как часть фамусовского общества, и как противоречие к нему.

В подтверждение первой позиции есть два важных фактора.

Первый – это желание Софьи обладать властью. Она всю жизнь жила под авторитетом отца и его близких, и теперь ей хочется быть авторитетом самой. Отчасти из-за этого она и выбирает Молчалина, у которого нет желания заявлять о собственном мнении и делать что-то самому. Возможно, Софья прекрасно жила бы и без мужа вовсе, но нравы XIX века не могли этого позволить. Поэтому она противится желанию отца выдать ее замуж за человека властного и авторитетного (такого как Скалозуб), не испытывает симпатии к смелому и свободомыслящему Чацкому, а выбирает тихого и незаметного Молчалина.

Второй фактор – это безнравственность героини. В своих поступках Софья думает только о собственной выгоде, а моральная сторона вопроса ее не слишком волнует. Она легко пускает слух о безумии Чацкого, скрывает от отца ночные развлечения с Молчалиным, притворяется больной, чтобы никто не заметил, что она не спала ночью. Все это не соотносится с образом скромной и уважающей приличия девушки. И, более того, эти поступки говорят о том, что Софья не беспокоится ни о чьих чувствах, кроме своих собственных.

Софья – как противопоставление обществу отца

У Софьи есть качества, которые не позволяют рассматривать ее как однозначную часть фамусовского общества. У нее есть такие черты характера, как:

  1. Решительность. Софья не ждет, пока кто-то будет защищать ее или оберегать. Она берет ситуацию в свои руки, когда чувствует, что Чацкий начинает угрожать ее отношениям с Молчалиным.
  2. Доверчивость. Девушка даже и подумать не могла о том, что Молчалин имеет корыстные мотивы. Она просто поверила в то, что у него к ней искренние чувства, и не стала задумываться о возможной выгоде, которую она могла ему принести.
  3. Смелость. Софья не боится заявить отцу о том, что она влюблена в бедного секретаря, и вовсе не хочет замуж за знатного Скалозуба.
  4. Гордость. Софья, в первую очередь, уважает себя, а потом уже всех остальных. Она очень гордо ведет себя несмотря на то, что сердце ее разбито. Она не позволяет своей любви вновь затмить разум, и когда Молчалин после разоблачения бросается к ней в ноги, Софья остается грубой и резкой – он навсегда потерял ее доверие и симпатию.

Сделать однозначный вывод о принадлежности Софьи к фамусовскому обществу не получится. А. Грибоедов намеренно сделал ее образ спорным и несколько размытым, чтобы дать повод для размышления. Каждый читатель сам для себя решает, есть ли у Софьи надежда стать кем-то большим, чем частью Фамусовского общества, и нужно ли ей это вообще.

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

Образ и характеристика Софьи из комедии в стихах «Горе от ума»

Софья Фамусова — 17-летняя дворянка, дочь богатого вельможи, красавица и умница, является одной из сторон любовного треугольника в пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Ей доверен своеобразный выбор между двумя мирами: передовым, в лице Чацкого, и архаичным, представленным Молчалиным и самим Фамусовым. Поэтому характеристика образа Софьи настолько важна.

Содержание

Воспитание

Дочь Фамусова росла без матери, под присмотром гувернантки. Можно не сомневаться, что её обеспечили самым лучшим по тому времени образованием: обучали музыке, танцам, пению, языкам и всему, что необходимо девушке для удачного замужества.

Но дело даже не в воспитании. Проблема в том, что у девиц, принадлежащих к элите общества, никаких целей, кроме любви и замужества не было. Девочки росли, мечтая о любви, девушки её искали. Софья не исключение. Она умна, склонна к размышлениям, начитанна, умеет всматриваться в мир, анализировать происходящее, делать самостоятельные выводы о людях и их поступках. Каким бы ни было её воспитание, оно предоставляло ей достаточно свободы, чтобы развить способность к независимому мышлению, к решительным действиям, порой идущим вразрез с общепринятой моралью.

Общество

Когда-то, ещё подростком, Софья охотно смеялась вместе с Чацким над общими знакомыми. Ей тоже казались забавными «трое из бульварных лиц» и «тот черномазенький, на ножках журавлиных», дядюшка и тётушка, француз Гильоме. Но долгое время Чацкого рядом не было, а все эти смешные люди составляли её общество, её круг, семью. Она привыкла прощать их недостатки и ценить то хорошее, что в них есть.

Пытаясь развлечь подругу детства, Александр Андреевич совершает роковую ошибку. Нападая на родственников и знакомых Софьи, он невольно ранит и её. Словно в уютный домашний круг ворвался чужак и принялся всё громить. Героиня достаточно проницательна, чтобы понимать недостатки окружающих, и обладает подлинной мудростью, потому что научилась не осуждать людей.

Уважая правила общества, Софья безрассудно нарушает их, влюбившись в секретаря своего отца. Её чувства — дерзкий вызов нормам поведения. Если роман откроется, Фамусов отошлёт дочь в деревню, а сама она станет объектом язвительных насмешек и всеобщего негодования.

Любовь и осторожность

Софья любит Молчалина совершенно искренне, в этом нет никаких сомнений. Любовь настолько овладела ею, что посвящённая в её тайну служанка Лиза боится, как бы девушка не выдала себя. Забывая об осторожности, она почти каждую ночь до рассвета проводит с любимым. Теряет сознание при виде упавшего с коня Молчалина и откровенно заявляет: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?»

Но это чувство всё же далеко от реальности. Как и Татьяна у Пушкина, Софья знает о любви только из сентиментальных и романтических произведений. Подобно пушкинской героине, среди своего окружения юная дворянка выбирает того, кто более других похож на литературный идеал. Татьяна влюбляется в таинственного незнакомца из столицы, Софья — в бедного, но благородного мелкого чиновника. Обе девушки наделяют своих избранников выдуманными достоинствами, далёкими от жизни. Даже сны героинь похожи, хотя один из них выдуманный.

Молчалин ошибается, утверждая: «Любила Чацкого когда-то, //Меня разлюбит, как его». Навеянные литературой чувства Софьи такие же настоящие, как то, что испытывает Татьяна к Онегину. Лицемерие Молчалина, раскрывшееся в финале, стало для героини ошеломляющим ударом. В пьесе, где все главные персонажи переживают глубокое потрясение, она пострадала больше других.

Друг детства


Чацкий воспитывался в семье Фамусовых. Дети росли вместе, сдружились, но, вступив в юношеский возраст, Чацкий захотел жить самостоятельно, а через какое-то время молодой человек и вовсе отправляется путешествовать. Он хочет попробовать себя в разных сферах, испытать свои силы, посмотреть мир. Как это восприняла Софья? «Ах! если любит кто кого, //Зачем ума искать, и ездить так далёко?» Чацкий удивлён, не заметив в девушке прежних чувств. Но три года девушка даже не получала от Чацкого вестей. Ничего, что доказало бы, что он помнит о покинутой подруге: «Три года не писал двух слов…»

Девушка, душа которой ждала любви, обратила внимание на того, кто всегда был рядом, уважителен, внимателен, предсказуем, надёжен. Критики и читатели напрасно обвиняли Софью в том, что она предпочла ничтожного Молчалина дерзкому, независимому Чацкому. С её точки зрения ситуация выглядела иначе.

Вывод

К Софье Фамусовой можно обратить много упрёков. Она лгунья: бессовестно обманывает родного отца. Она плохо обращается с Лизой: делает её поверенной своих сердечных дел, но в любой момент может резко отчитать, прикрикнуть. По её прихоти служанка не спит ночами, а днём ей вряд ли удаётся отдохнуть. Девушка не планировала клеветать на Чацкого, но рада воспользоваться случаем и ничего не делает, чтобы развеять слухи. Однако нельзя забывать, что Софья — дитя своего времени. Узость кругозора, стереотипы, владеющие её воображением — не личные недостатки героини, а качества, свойственные не одному поколению.

Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» доказывает, насколько дворянство (его женская часть) ещё не готово к проникновению в общество передовых взглядов, к появлению людей, мыслящих по-новому. Проще говоря, для появления женщин вроде тургеневской Елены Стаховой время ещё не пришло.

Характеристика образа Софьи может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

София: реалистичный робот-гуманоид

Характеристики

Рост 167 см | 65,7 дюйма

Ширина 41 см | 16 дюймов

Вес 20 кг | 45 фунт

Датчики
Камера Intel RealSense Camera

Сундук: Custom Bidce-Hard 1080p

. 0008

Eyes: Two custom 720p HD cameras each

Microphone External USB microphone

Arm Arm joints: joint angle sensors and force sensors

Пальцы: Датчики касания

Другое Массив локализации звука; Инерциальный измерительный блок (ИМИ)

Приводы
Головка и торец Пять сервоприводов Dynamixel XM430 и 23 сервопривода Xpert.

Eyes Two Hitec HS-65MG servos

Neck Three Dynamixel XM430 servos

Arms and hands Two Dynamixel MX64 servos, one Dynamixel MX106 сервопривод, четыре сервопривода Dynamixel XM430, шесть сервоприводов Xpert и два сервопривода MKS (на руку/кисть)

Power 110/220-V источник питания или 24-V литий-полимерная батарея

Computing 3 ГГц INTEL I7 с 32 ГБ ОЗУ, интегрированный GPU 3 ГГц с 32 ГБ оперативной оперативной оперативной
Программное обеспечение ОС Ubuntu Linux, Ethernet, Wi-Fi

Степени свободы (Dof) 83 (Голова и шея: 36 DoF; Рука и кисть: 25 DoF; 3 степеней свободы; Мобильная база: 14 степеней свободы)

Материалы Frubber (активируемая кожа), углеродное волокно, алюминий с ЧПУ, сталь, волокно Spectra, термопластик Delrin, акрил, поликарбонат, детали, напечатанные на 3D-принтере, и другие смешанные материалы.

Проблема / Решение

Робототехника долгое время была важным элементом отрасли, и недавно исследователи начали уделять внимание искусственному интеллекту, что привело к созданию робота с искусственным интеллектом. Роботы с искусственным интеллектом сегодня разрабатываются все чаще. Робототехника создана для облегчения жизни людей; с помощью ИИ роботы могут самостоятельно перемещаться, решать, что делать, и адаптироваться к различным условиям. Возможно промышленное, военное, медицинское, исследовательское и развлекательное применение роботов с искусственным интеллектом. Роботам с искусственным интеллектом нужны методы для навигации по различным настройкам, взаимодействия с людьми и работы с обстоятельствами, требующими сложной семантики.

Hanson Robotics создала Софию, робота-гуманоида, который может взаимодействовать с людьми, демонстрировать реалистичные выражения лица и выражать широкий спектр сложных и чувствительных эмоций. Он включает в себя функции распознавания лиц, визуального отслеживания и других действий на основе ИИ, а также обработки естественного языка и голоса. Sophia предназначена для использования в исследованиях, образовании и развлечениях и способствует развитию общественных дебатов об этике ИИ и потенциале робототехники. Его также можно рассматривать как основу для передовых исследований в области робототехники и искусственного интеллекта, особенно в области взаимодействия человека и робота и их потенциального использования в сфере развлечений и услуг.

Дизайн

София, считающаяся самым передовым человекоподобным творением Hanson Robotics, олицетворяет потенциал искусственного интеллекта. Платформа для передовой робототехники и исследований ИИ, Sophia сочетает в себе науку, инженерию и искусство, чтобы продемонстрировать будущее ИИ и робототехники. София демонстрирует, как у каждого человека разное представление об ИИ-роботе. В результате София считается первым роботом-гражданином в мире и первым послом инноваций в области роботов для ПРООН.

Внешний вид

София имеет человеческий рост с настоящим человеческим выразительным лицом, запатентованной искусственной кожей и настраиваемым тоном кожи, дизайном лица, языком и цветом рук.

Выражение

Робот с искусственным интеллектом имеет реалистичное выразительное лицо, которое может имитировать человеческие эмоции. Он также может интерпретировать предложения и контекст с помощью облачного соединения и синхронизировать свой рот, лицо и тело при разговоре.

Движение

Робот с искусственным интеллектом имеет 74 степени свободы движения и подвижные пальцы, руки и плечи. Каждая рука имеет грузоподъемность 600 грамм. Включая самостоятельную навигацию, Sophia имеет три различных варианта подвижной базы.

Сенсор

Sophia включает функции распознавания лиц и отслеживания тела. Эти датчики можно запрограммировать для решения широкого круга задач физического взаимодействия.

Операционная система — Hanson AI SDK

Hanson AI SDK управляет восприятием Софии на основе ИИ, алгоритмами НЛП, функциями открытого чата, невербальным языком, низкоуровневым сенсорным вводом и элементами управления.

Искусственный интеллект

Современные исследования в области символического ИИ, нейронных сетей, экспертных систем, машинного восприятия, обработки разговорного естественного языка, адаптивного управления моторикой и когнитивной архитектуры — все это объединено в ИИ Софии. Поскольку компоненты ИИ Софии можно комбинировать множеством способов, ее реакции могут меняться в зависимости от контекста или других факторов.

Современное машинное восприятие позволяет различать человеческие лица, распознавать различные движения рук и видеть выражения эмоций. Во время разговора ИИ-робот может улавливать эмоции и пытаться успешно взаимодействовать с людьми. Он может имитировать человеческую психологию и различные области мозга, чтобы иметь свои собственные эмоции. Благодаря применению оценки сознания Тонони Фи было показано, что София также может иметь простой тип сознания, основанный на обработанных данных и обстоятельствах.

Кроме того, он использует планирование маршрута и ИК-решатель для управления руками, зрением, движением и динамической стабилизацией для адаптивной ходьбы. Большую часть времени он работает в полностью независимом режиме ИИ, но иногда его ИИ смешивается со словами, созданными людьми. Инженеры, художники и ученые по-прежнему контролируют разговоры, поведение и разум роботов с искусственным интеллектом. Следовательно, Софию можно назвать обладательницей «гибридного интеллекта человека и ИИ».

Связь с людьми

Он интегрирован с коллективным разумом, получившим название Sophia Intelligence Collective, представляющим собой комбинацию истинного ИИ и человеческого участия (SIC). Этот SIC рассматривается как доверие между людьми и Софией, в котором команда наставляет робота ИИ через взлеты и падения его развития в надежде, что он разовьет настоящую чувствительность и станет взрослым с человеческими характеристиками.

София может использовать свой настоящий ИИ для создания собственных мыслей, речи и действий. Благодаря своим контактам с людьми София развивает и использует эти бесценные знания для достижения подлинной автономии и разумности.

Каталожные номера

Hanson Robotics

Hanson Robotics

Robots IEEE

Sophia Beta — Hanson Robotics

Роботы, которые помогают людям

Sophia 2020 теперь доступна в виде альфа-версии для исследовательских, академических и B2B-приложений. Sophia 2020 сочетает в себе наше удостоенное наград запатентованное оборудование и программное обеспечение для робототехники Hanson с непревзойденным дизайном и мастерством робототехники.

Sophia 2020 включает в себя знаменитые выражения лица Hanson Robotics, жестикуляцию рук и кистей, автономные социальные взаимодействия, интегрированный SDK и выбор базовых мобильных устройств, включая опцию самостоятельной навигации.

Hanson Robotics предлагает вам платформу когнитивной робототехники, которая поможет вам решить сегодняшние проблемы и построить наше будущее завтра.

Подробнее о «Видение роботов, которые могут помогать людям»

София 2020 здесь, чтобы помочь

Sophia 2020 поставляется со всем необходимым для научных исследований и разработок и бизнес-приложений.

В качестве исследовательской платформы или сервисного робота Sophia 2020 обладает уникальной способностью соединяться и общаться с людьми незабываемым образом, демонстрируя беспрецедентное искусство и дизайн робототехники, науку об искусственном интеллекте и инженерию.

Sophia 2020 можно интегрировать и настроить с помощью Hanson AI SDK и API. Изучайте новые научные и исследовательские достижения, создавайте собственные приложения, сервисы и пользовательский интерфейс с помощью Sophia 2020, которая здесь, чтобы помочь.