Характеристика человека психологическая: Психологическая характеристика личности: примеры из жизни

Характеристика человека психологическая: Психологическая характеристика личности: примеры из жизни

Содержание

Психологическая характеристика личности: примеры из жизни

Психологические характеристики личности позволяют составить социальный портрет того или иного гражданина. Черты человека помогают понять окружающим, как строить взаимодействие с ним, чего от него ожидать.

Краткая психологическая характеристика помогает определить таланты и склонности личности, правильно выбрать профессиональный путь.

Содержание

  • Что такое психологическая характеристика личности
  • Психологическая структура личности
  • Основные психологические характеристики личности
    • Интересы и склонности
    • Способности и одаренность
    • Темперамент
    • Характер
  • Методика составления психологической характеристики
    • Пример психологической характеристики человека
  • Заключение

Что такое психологическая характеристика личности

Психологическая характеристика – это совокупность компонентов структуры личности, определяющих направленность индивида, особенности характера и стиля деятельности. Психологическая характеристика базируется на устойчивых свойствах человека: типе нервной системы, темпераменте, национальности, способностях, качествах ума.

Психологические характеристики человека претерпевают некоторые изменения в процессе онтогенетического развития, семейного воспитания и систематического обучения. Отдельные элементы психологической характеристики формируются только в результате становления характера и выработки устойчивых интересов индивида. На смену семейному воспитанию и школьному обучению приходит саморазвитие и самовоспитание человека. Начиная с юности, люди осознанно формируют свой психологический портрет.

Главные компоненты психологической характеристики это: стойкость, единство и активность. На их основе формируются ценностные ориентации человека, мировоззрение, стиль деятельности и общения. Динамические свойства человека позволяют ему осваивать социальные роли, добиваться поставленных целей, поддерживать социально-психологический статус.

Характеристика способностей человека определяет его индивидуальность.

Психологическая структура личности

В психологии в структуру личности включают ее основные характеристики:

  • Биологические особенности. К ним относятся: тип нервной системы и ее свойства, соотношение процессов возбуждения и торможения в ней, работоспособность головного мозга.
  • Индивидуально-типологические качества. Этот блок обусловлен особенностями семейного воспитания, типом детско-родительских отношений.
  • Черты характера, появившиеся в процессе социализации индивида. Определяющими факторами для формирования этого элемента личностной структуры являются социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников, уровень развития его коммуникативных навыков, стрессоустойчивость.
  • Жизненный опыт человека. Под ним часто понимают адаптивные способности личности, гибкость, умение анализировать свои поступки, принимать самостоятельные решения.

Основные психологические характеристики личности

Общее представление о партнере по общению складывается из базисных психологических характеристик его личности.

Интересы и склонности

Среди всех психологических характеристик специалисты при составлении портрета личности в первую очередь выделяют интересы и склонности индивида. Именно под влиянием интересов человека формируется его отношение к действительности. Склонности индивида составляют основу направленности и мировоззрения личности, которыми объясняются те или иные поведенческие реакции.

Интерес, являясь источником любознательности, направляет наше внимание на определенные вещи. Склонности подталкивают человека к определенным видам деятельности. Стремясь узнать что-то новое, человек движим интересом.

Когда же он начинает произвольную практическую деятельность, в основе которой лежит творчество, его действия определяются склонностями.

Существуют разные подходы к классификации интересов:

  1. Интерес индивида может быть пассивным или активным. При пассивном интересе человеку необходим наставник, который будет направлять и корректировать его действия: рекомендовать научно-популярную литературу, подсказывать способы выполнения деятельности. При активном же интересе человек самостоятельно занимается той или иной деятельностью, читает соответствующую литературу, пробует разные техники работы. В процессе активного интереса формируется индивидуальный стиль деятельности личности.
  2. По направленности интересы классифицируют на духовные, социальные, политические, экономические.
  3. По количеству людей, проявляющих заинтересованность, интересы можно разделить на индивидуальные, общественные и групповые.

В основе возникновения интересов и склонностей человека лежат его потребности.

Если человек стремится удовлетворять только физиологические потребности, жизнь ему кажется неинтересной, монотонной. Глубокий интерес к определенному виду деятельности и устойчивые склонности наполняют жизнь человека смыслом, стимулируют его саморазвитие.

Человек может обладать широкими интересами, иметь склонности к разным видам деятельности – в этом случае говорят о широкой эрудиции и разнонаправленном развитии. Также у человека может быть ярко выраженный интерес к какой-то одной сфере деятельности – в этом случае говорят о глубоком устойчивом интересе личности. Если при этом интересы и склонности человека подчиняются его жизненной цели, не мешают добросовестно работать, их наличие расценивается как положительная социально-психологическая характеристика.

Образцом сказанного выше может служить хобби. Если занятие любимым делом не мешает работе и не вытесняет из жизни человека общение с друзьями, то оно, несомненно, характеризует индивида с положительной стороны.

Можно встретить людей, у которых интересы и увлечения быстро меняются. Такие люди увлекающиеся, но не увлеченные. Их привлекает что-то новое, яркое, необычное. К примеру, они могут записаться на секцию исторического фехтования, но бросить тренировки после получения первой травмы. Их склонности обусловлены природной впечатлительностью. Попробовав себя в новом виде деятельности, они теряют интерес к ней. В их психологическом портрете непременно найдут место такие качества, как непостоянство и импульсивность. Достичь успеха в каком-нибудь виде деятельности им очень трудно.

Способности и одаренность

Способность – это биологическая предрасположенность человека к науке, спорту или искусству.

Способности как психологическая характеристика личности определяют успешность выполнения человеком тех или иных действий. Примером способности, оказывающей влияние на психологическую характеристику человека, является наблюдательность. Как правило, этим свойством обладают учителя, писатели, водители.

Практически в каждом виде профессиональной деятельности для успешного выполнения своих должностных обязанностей человеку нужны такие способности, как:

  • зрительная память;
  • пространственное мышление и воображение;
  • концентрация внимания.

При составлении психологической характеристики специалисты опираются на следующие виды способностей:

  1. Интеллектуальные способности. Они обеспечивают быстрое восприятие информации, ее обработку, сохранение в памяти на длительный срок, а также возможность человека применить имеющиеся теоретические знания на практике.
  2. Математические способности. Ими объясняется склонность человека к точным наукам. Высокое развитие математических способностей часто сопряжено с хорошим логическим мышлением. Эти свойства ума необходимы для бухгалтеров, программистов, физиков, математиков и экономистов.
  3. Технические способности. Данная группа способностей нужна людям, занимающимся конструированием, разработкой инновационных механизмов.
  4. Творческие способности. Этот вид способностей базируется на свойственном человеку воображении и умении проявлять фантазию.
  5. Коммуникативные способности. С их помощью человек легко находит общий язык с представителями любых социальных групп, проявляет эмпатию, располагает к себе. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности используют журналисты, психологи, политики, педагоги.
  6. Физические способности. Данная группа способностей обеспечивает человеку спортивные успехи.
  7. Литературные способности. Ими объясняется писательский талант, поэтические навыки людей.
  8. Музыкальные способности. К ним относят чувство ритма, гармонический и мелодический слух, способность самостоятельно сочинять оригинальные мелодии.

Способности развиваются в процессе освоения человеком практических видов деятельности. Основой развития способностей являются задатки. Если природа наградила человека многими задатками, то говорят об одаренности, которая позволяет ему быть успешным в различных сферах науки и искусства.

Синонимичным понятием для одаренности выступает талант, которым обусловлена способность человека решать задачи нестандартным способом. Талант не является биологической особенностью человека. Он вырастает из интереса личности к определенной деятельности и проявляется в процессе выполнения этой деятельности.

Однако без специально организованного систематического обучения одаренный от природы человек не сможет стать успешным. В процессе учения совокупность природных задатков определяет прочность усвоения знаний, быстрое формирование умений и навыков.

Между одаренностью и мастерством человека в той или иной деятельности нельзя ставить знак равенства, так как одаренность представляет собой высокий уровень развития природных задатков, а мастерство – это результат сознательного труда, в основе которого лежит совокупность теоретических знаний, индивидуальных умений и навыков человека.

Темпы развития способностей зависят от наличия одаренности, но определяющим в этом процессе является обучение. Если человек становится мастером своего дела, это означает, что для него открывается новый уровень развития способностей.

Важно понимать, что отсутствие природных задатков на пути к мастерству в конкретном виде деятельности может успешно компенсироваться такими психологическими характеристиками человека, как: целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, ответственность.

Эти черты личности создают предпосылки для овладения практически любым видом деятельности при условии стойкого интереса к ней.

Таким образом, успех в каком-то виде деятельности может объясняться самыми разными способностями человека. Недостаток одних способностей компенсируется высоким развитием других. Это означает, что путь к мечте открыт для каждого. Если человек готов к трудностям в процессе восхождения на гору, в конце пути его непременно ждет успех.

Каждый человек обладает способностями. Нет смысла сравнивать собственные достижения с достижениями других людей. Для развития общества нужны разные таланты, которые не могут принадлежать одному человеку. При выборе жизненного пути и профессии стоит прислушаться к себе. Ведь работа, в полной мере отвечающая интересам и склонностям личности, приносит ей не только материальное вознаграждение, но и удовольствие.

Темперамент

Темперамент – это врожденная психологическая характеристика личности. Классическими образцами темперамента являются:

  • Сангвиник. Это жизнерадостный человек, чувства которого быстро сменяют одно другое, так как они поверхностны. Основными чертами его психологической характеристики являются: оптимистичность, беззаботность, инициативность, разнонаправленность интересов. Он суетлив, его движения быстрые и точные. Нервная система сангвиника слишком подвижна.
  • Холерик. Главными психологическими характеристиками такого человека являются: взрывной нрав, вспыльчивость, возбудимость, агрессивность. Он ярко реагирует на события. Его движения и речь резкие, порывистые, темп работы высокий. Холерику не хватает баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.
  • Флегматик. Это медлительный человек, которому не свойственно демонстрировать свои переживания. Его движения плавные, походка размеренная. Основные черты его психологической характеристики – это спокойствие, рассудительность, уравновешенность. Нервная система флегматика малоподвижна.
  • Меланхолик. Такой человек отличается впечатлительность, ранимостью и обидчивостью. Свои переживания меланхолик держит в себе. Очень часто меланхолики демонстрируют высокое развитие творческих способностей.

«Чистые» образцы темперамента в повседневной жизни встречаются редко. Чаще всего доминирующий тип темперамента дополняется некоторыми чертами другого. Например: флегматик с меланхолической доминантой, холерик с сангвинической доминантой. Психологическая характеристика человека в этом случае будет зависеть от ситуации и обстоятельств.

Итак, темперамент – это совокупность психологических характеристик личности, определяющая общую подвижность человека, скорость возникновения у него чувств и их выраженность, особенности проявления его эмоциональных переживаний. Каждому человеку нужно научиться подчинять себе свой темперамент – тогда на передний план будут выступать положительные черты его личности.

Характер

Характер – это психологический стержень личности, который формируется с раннего детства и до юности. В структуру этой психологической характеристики попадают познавательные процессы, эмоциональность, сила воли, индивидуальный стиль деятельности, ценностные ориентации. Черты характера определяют отношение человека к работе. Они проявляются в мотивах его деятельности, в способах, которые он выбирает для решения поставленных задач.

Психологическая характеристика личности складывается на основе следующих черт характера:

  1. Общие черты характера. Они образуют психологический тип индивида. К ним относятся: последовательность, активность, принципиальность, честность, дисциплинированность, мужество.
  2. Черты характера, отражающие самоотношение и самовосприятие индивида. Это: скромность, чувство собственного достоинства, застенчивость, обидчивость, эгоизм и эгоцентризм.
  3. Черты характера, отражающие отношение индивида к другим людям. В эту группу входят: общительность, чуткость, открытость, вежливость, готовность прийти на помощь.
  4. Черты характера, отражающие отношение индивида к работе. Среди них: трудолюбие, настойчивость, инициативность, аккуратность, добросовестность, ответственность.

Характерологические особенности составляют основу мировоззрения человека.

Знание особенностей характера человека позволяет прогнозировать его реакции. Систематическая работа над собой позволяет человеку формировать свой характер, вырабатывать в себе положительные качества и устранять отрицательные.

Методика составления психологической характеристики

Психологическую характеристику личности составляют психологи, применяя для этого следующие методы:

  • Наблюдение. Посредством специально организованного наблюдения психолог получает информацию об особенностях поведения индивида. В психологической характеристике результаты наблюдения косвенно отражают особенности личности.
  • Психодиагностические методы. С помощью личностных тестов и опросников психолог определяет тип темперамента клиента, его интересы и склонности, преобладающие мотивы деятельности. Эти сведения в психологической характеристике являются главными.
  • Социометрия. С помощью данного диагностического инструментария психолог получает информацию о социально-психологическом статусе индивида в учебном или трудовом коллективе. Социометрия позволяет выявить особенности межличностного взаимодействия человека с товарищами и коллегами.
  • Интервью. Если достаточную информацию о человеке не удалось получить посредством тестов, психолог разрабатывает серию вопросов, которые задает клиенту. Этот метод сбора информации используют, чтобы уточнить факты, устранить противоречия.

Психологическая характеристика начинается с перечисления персональных данных человека: указания фамилии, имени и отчества, даты рождения, места жительства, сообщения сведений о членах семьи и особенностях семейного воспитания. Далее описываются:

  • склонности и интересы;
  • способности личности;
  • особенности темперамента и характера;
  • отношение человека к себе;
  • отношение человека к другим людям;
  • отношение человека к работе.

Пример психологической характеристики человека

Летовальцев Андрей Юрьевич

Дата 19.04.2008.

Мать: Летовальцева Анна Геннадьевна.

Отец: Летовальцев Юрий Алексеевич.

Место жительства: г. Новодвинск

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в жизни мальчика. Старший брат для Андрея — образец для подражания.

Мальчик проявляет интерес к точным наукам, обладает высоким уровнем развития логического мышления. На протяжении двух лет Андрей посещает курсы робототехники, участвует в конкурсах городского и регионального уровня.

Уровень произвольного внимания у мальчика выше среднего. Признаков утомления при выполнении работы не отмечается. Темп работы высокий.

Мальчик обладает высоким уровнем развития зрительной памяти. Слуховая память развита средне. Доминирующий канал получения информации – визуальный.

Преобладающим мотивом деятельности является избегание неудачи. Уровень тревожности соответствует возрастной норме.

В ходе решения интеллектуальных задач Андрей демонстрирует самостоятельность, рациональность. С готовностью приходит на помощь товарищам. Проявляет интерес к парной работе. При работе в группе навязывает товарищам свое мнение, делает много замечаний. Критику в свой адрес воспринимает болезненно.

В коллективе сверстников мальчик стремится стать лидером. Он амбициозен, активен. Андрей старается самоутвердиться за счет других детей. Однако для того, чтобы стать лидером, мальчику не хватает чуткости и внимательности к окружающим. Кроме того, мальчик обладает завышенной самооценкой.

Андрей обладает холерическим типом темперамента. Юноша эмоциональный, напористый, целеустремленный. В отношениях со сверстниками у него часто случаются конфликты. Слабое развитие коммуникативных навыков не дает идти на уступки и находить компромиссное решение спорных ситуаций. Для мальчика характерны внезапные перемены настроения.

В поведении случаются вспышки агрессии. Эмоциональные реакции мальчику трудно контролировать.

По результатам психологической диагностики Андрею можно рекомендовать курс индивидуальных занятий с психологом, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Также мальчику будут полезны групповые занятия в форме тренинга по развитию коммуникативных навыков.

Заключение

Психологическая характеристика личности – это отражение типологических особенностей человека. В ней отражаются свойства нервной системы индивида, особенности взаимодействия с окружающим миром, самооценка и самовосприятие. Рекомендации, которые психолог дает на основе психодиагностики, позволят человеку определить направления саморазвития и самосовершенствования.

Психологическая характеристика личности и деятельности

Человек принадлежит к высшему звену развития жизни на земле, является субъектом и продуктом общественно-исторического развития и представляет собой единство природы и социума. Кроме понятия «человек»,в психологии используются такие термины, как «индивид», «личность», «индивидуальность».

Определение 1

Индивид (неделимое) – это конкретный человек, который имеет свои индивидуальные особенности, обладает устойчивыми психическими свойствами. Эти свойства активны и гибки при реализации их в определенной ситуации.

Определение 2

Индивидуальность – это неповторимость, особенность свойств личности индивида. Она может проявляться в чертах характера, темпераменте, способностях, интересах.

Определение 3

Личность – характеристика человека с социальной точки зрения.

В Древней Греции слово «личность» обозначало маску, которую надевает актер в театре. Римляне подразумевали под этим понятием функцию человека. Например, личность философа. На последующих этапах развития под личностью понималась общественная роль человека.

Определение 4

С точки зрения психологической науки личность – это устойчивая система социальнопсихологической сущности человека, его качеств, формирующихся по мере усвоения человеком форм сознания, поведенческих норм и опыта.

Личность всегда имеет свои взгляды, убеждения, которые влияют на межличностные и общественные отношения. Теория личности развивалась в отечественной психологии поэтапно. После революции 1917 года и до 1930-х годов личность понимают, как профиль психологических функций. В 1930-50-х гг., личность рассматривается как опыт, приобретенный человеком в процессе жизни. В 1960-х годах личность изучается под углом темперамента и возраста. Наконец, последний этап, который продолжается, изучает личность как совокупность отношений, качеств и опыта.

На личность воздействуют многие факторы как на объект исторического процесса: экономика, политика, право, мораль. В свойствах личности человека в полной мере раскрывается его суть как общественного явления. Одновременно с этим, каждая личность индивидуальна, это зависит от биологических, врожденных качеств ЦНС и психики, а также от приобретенных качеств. Здесь важную роль играют типологические свойства высшей нервной деятельности и особенности психологических процессов и состояний, связанные с ними.

Психологическая характеристика личности начинается с того, что личность рассматривается как носитель определенных психических качеств, свойственных члену общества, который понимает и осознает свое место в нем. Личность – объединение разных психофизиологических систем, обладающих индивидуальностью и своеобразием. Под психофизиологическими системами следует понимать те черты, которые определяют присущие именно этому человеку поведение и мышление.

Общественная сущность личности

Человек не может стать личностью вне общества. Он является обязательным участником разных групп: социальных, профессиональных. В ходе человеческой деятельности происходит развитие и становление личности. Важно понять, что человек сделал для общества, разобраться в том, что он способен сделать, во имя чего он достигает поставленных целей. Только тогда можно по-настоящему узнать человека, составить его психологический портрет. Место, которое человек занял в обществе, определяет его статус. Основными показателями статуса являются престиж и авторитет, которые говорят о степени признания человека обществом.

Говоря о психологической характеристике человека, российские психологи не отождествляют понятия «индивид» и «личность». Целостный субъект, наделенный индивидуальными качествами, определяется как индивид. Социально ответственный человек с той или иной степенью включенности в систему общественных отношений, осуществляющий сознательную деятельность, определяется как личность.

Психологическая структура личности

Структура личности состоит из четырех сегментов:

  • свойств личности, сформированных под воздействием социальных факторов;
  • индивидуального опыта;
  • личностных особенностей;
  • свойств личности, заложенных при рождении.

Социально обусловленные свойства личности нельзя рассматривать отдельно от понятия «направленность». Ученые-психологи разошлись во мнениях, одни считают направленность личностным свойством наряду с характером, темпераментом, способностями, другие – доминирующим мотивом. Личностная направленность зависит от интересов, склонностей, предпочтений индивида, а также от его мировоззренческой позиции, убеждений и взглядов. Направленность имеет сферу потребностей и мотивов и систему отношений. Характеризуют направленность качества и формы. Качествами называют:

  • уровни общественной значимости направленности, высший уровень – идейность;
  • широту – интересы, увлечения, заинтересованности. Но широта не должна быть всеохватывающей, превращаться в дилетантство, когда человек считает себя экспертом во всех областях подряд. Должен присутствовать центральный интерес, направленный на профессиональную деятельность;
  • интенсивность – эмоциональная составляющая направленности от слабых влечений до активных стремлений и полной убежденности;
  • действенность – определяет степень активности личности при достижении цель.

Главное звено в направленности – потребность. Это то, что отражается в человеческом мозге как нужда в чем-то. Нужда может проявляться как в нехватке чего-то важного, так и в избавлении от мешающего. Потребности могут быть органическими, материальными, духовными и социальными. К первым относятся еда, воздух, вода, тепло, ко вторым — одежда, жилье, к третьим – знания, ценности, творчество, к четвертым – общение, деятельность.

Формы направленности: влечение, желание, интерес, идеал, склонность, мировоззрение.

Определение 5

Влечение – это слабое стремление к объекту или действию, которое появляется вследствие неосознаваемой потребности.

Определение 6

Желание – осознанное и четкое понимание того, чего человек добивается. Если волевое начало сильное, желание перерастает в стремление.

Определение 7

Интерес – осознанное направление на объект, связанное с желанием познать его.

Интерес является источником любознательности, он стимулирует внимание, позволяет сконцентрироваться на объекте.

Определение 8

Идеал — конкретный образ, с которым человек желал бы иметь сходство. Идеал может быть реальным и вымышленным, созданным в воображении. Идеалом может служить человек, отдельное качество, образ жизни. Под влиянием мировоззрения антиобщественного характера может быть сформирован отрицательный идеал.

Определение 9

Склонность – стремление к объекту с максимумом заинтересованности и воли.

Определение 10

Мировоззрение – четко выверенная позиция, система взглядов о мироустройстве, его законах, общественных и природных явлениях.

Поступки человека, в основном, тесно связаны с мировоззрением. Зная о мировоззрении индивида, можно прогнозировать, как он поступит в той или иной ситуации. Мировоззрение состоит из мировосприятия, мироощущения, миропредставления, миропонимания, мирооценки, мироотношения. Первые три понятия можно объединить в миросозерцание. Человек воспринимает мир пассивно. Последующие понятия относятся к убеждению, осознанной потребности личности действовать в соответствие со своими ценностными ориентирами.

Компоненты структуры личности

Определение 11

Способностями называют индивидуальные психологические наклонности, которые способствуют успеху в том или ином виде деятельности: учебе, спорте, искусстве.

Опыт, который приобретен индивидом, вбирает в себя умения, знания, навыки, привычки, личностную культуру.

Определение 12

Знания – это те сведения, что человек получил в идеальном воспроизведении в языковой форме о практическом преобразовании реального мира.

Знания могут быть теоретическими и прикладными и становятся системой в человеческом сознании для определенной подсистемы: науки, ремесла, искусства. Научные знания делятся на общественные, математические и технические. Общественные научные знания бывают общетеоретического и прикладного характера. К общетеоретическим общественным знаниям относятся: философия, логика, этика, психология. Прикладные науки образуются на стыке двух наук: судебная этика, правовая статистика, музейная педагогика. Существует термин «специальные познания», изначально он появился в юриспруденции, когда для оценки доказательств потребовались специалисты, обладающие глубокими знаниями. Специальные знания включают в себя опыт, навыки и умения.

Определение 13

Навыками называют такие действия, которые доведены до автоматизма, они выполняются всегда быстро и правильно.

Фотограф обращается с фототехникой, используя навыки. Навыки образуются вследствие многочисленных повторений одного и того же действия. Навыки можно классифицировать по профессиональным признакам (школьные, спортивные, трудовые) и по степени усвоения (сложные, простые, комплексные, разрозненные). Навыки образуются в зависимости от степени сложности, но на их образования влияют также возраст, темперамент, состояние нервной системы исполнителя.

Определение 14

Умения – это, когда человек способен выполнить свою работу в любых условиях, причем сделает это эффективно и быстро.

Умения формируются постепенно, они шлифуются, оттачиваются в процессе деятельности, процесс завершается профессиональным мастерством.

Определение 15

Привычка – это тоже навык, он сформирован на положительном эмоциональном фоне. Это действие, которое стало потребностью.

Здесь главную роль отдадим профессиональным привычкам: привычке содержать рабочее место в чистоте, никогда не опаздывать на работу. Такие привычки облегчают трудовую деятельность. Существуют вредные привычки, по сути, заболевания: алкоголизм, наркомания.

Определение 16

Личная культура – то, что индивид осознает, как ценности. Это качества ума, характера, памяти, которые приобретены человеком в процессе воспитания и образования.

В понятие «личная культура» можно включить творческие наклонности, эрудированность, знание языков, художественный вкус, чувство меры, аккуратность, деликатность, вежливость. Культура личности зависит от уровня развития индивидуальных способностей, изучения культурного наследия, степени социализации.

Индивидуальные особенности отдельных психологических качеств

Такие особенности определяются формами психического отражения, когда процессуальное и содержательное в психике человека связаны воедино. Отражение мира становится активным в связи с возникновением необходимости или потребности. Это субъективное явление, каждый человек видит мир по-своему. Отдельно от субъекта психического отражения быть не может.

Определение 17

Психическое отражение – это постоянный поиск, выбор и обработка информации.

Определение 18

Психомоторика – наука, занимающаяся объективизацией психики.

Предметом исследования являются реакции и акты разные по характеру: сенсомоторные, идеомоторные, эмоционально-моторные, импульсивные. Сенсомоторный акт – один из главных видов психомоторики. Выделяются простые реакции (время) и реакции выбора (время и точность реакции). На данный момент мало изучено еще одно сенсомоторное явление- импринтинг (запечатление). Еще в 1940-е гг. австрийский биолог К.Лоренц ввел в научный обиход этот термин.

Определение 19

Идеомоторный акт – все движения произвольного и непроизвольного характера вызваны яркой картиной сознания (наглядно-образные знания), представляющей выполнение движений.

Определение 20

Эмоционально-моторные и импульсивные реакции – действия человека деформируются, порой до нелепости, под влиянием сильного эмоционального возбуждения.

В психологии рассматриваются врожденные, биологические свойства личности. К ним относятся свойства нервной системы и особенности психических процессов. Социальное и биологическое в человеке взаимодействуют. Чтобы выяснить как, используют определенные психологические методы. По теории Дарвина главными факторами биологической эволюции являются: наследственность, изменчивость, естественный отбор. Биологическое направление в психологии возникло во второй половине ХХ века.

Биологическое в психике – это общее по гомологии у человека и животных. Гомология в психологической науке, явление частного порядка, тесно связанное с поведением человека. Гомология объясняется общей наследственностью и исторической преемственностью.

Существуют теории, которые выделяют в личности две главные структуры, которые сформировались под влиянием биологических и социальных факторов. Личность человека обуславливается общественными отношениями. Но, человек сохраняет и часть своей биологической составляющей. Противопоставлять эти факторы не следует, это не приведет к объективному изучению личности. Социальное и биологическое подчиняются принципу: простая биологическая форма послужила фундаментом для возникновения более сложной формы, социальной. Генетические предпосылки, формирование, эволюционное развитие являются предметом биологического изучения личности.

Анализируя биологическое и социальное в человеке, следует принимать во внимание врожденные особенности. Появилась идея о наличии наследственных свойств нервной системы, от которых зависят поведение и реакции человека. Биологическое дает толчок для изучения и познания законов природы и общества. Формирование личности происходит под воздействием факторов социального характера. Безусловно, явления психологического свойства оказывают влияние на сенсорную и нейродинамическую области человека, но их сущность имеет социальное происхождение.

Динамика психической деятельности

В динамике проявляются особенности личности, они зависят от интенсивности, устойчивости, скорости психологических процессов.

Устойчивость свойств личности – когда не изменяются личностные качества. Наиболее устойчивыми являются темперамент, черты характера, предрасположенности. В психологии существует принцип единства сознания, личности и деятельности. Сознание — личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность — сознательна и личностна.

Определение 21

Активная личность – это человек, проявляющий принципиальность в идеях и взглядах, отстаивающий свои убеждения. Активная личность имеет сильный характер.

Рассмотрим свойства нервных процессов: силу, подвижность и уравновешенность. Сила нервного процесса отражает предельную возможность работы клеток головного мозга. Типы высшей нервной деятельности классифицируются по силе нервного процесса. Подвижность – характеризует быстроту реакции на изменения в окружающем пространстве. Уравновешенность – это баланс между процессами возбуждения и торможения. Торможение бывает внешним безусловным и внутренним условным. Безусловное торможение является типом коркового торможения и включает:

  • индивидуальное торможение, то есть возникновение ориентировочной реакции на раздражитель;
  • запредельное торможение, когда корковые структуры возбуждаются выше заданного предела. Торможение дает возможность им сохраниться или восстановиться.

Для формирования личности необходимы конкретные исторические условия, процессы воспитания и обучения. Основное в развитии личности биогенетические и социальные факторы. Ученые, принадлежащие к биологическому направлению, считают, что развитие личности обусловлено наследственностью. То есть, у человека от природы заложены мотивации, распределены этапы психического развития. Социогенетики считают, что личность развивается под влиянием социальной среды. И те, и другие не принимают во внимание собственную активность личности. Первые считают, что, заложенное природой, проявится само, не надо ничего предпринимать и менять. Вторые считают, что человек должен приспособиться к среде. Стало быть, основой для понимания законов, по которым формируется личность, эти концепции быть не могут. Как мы уже отмечали, движущая сила развития личности – потребность, которая приводит к деятельности. Выделим биологическую и информационную потребность. Возникла потребность – появляется интерес, избирательное отношение личности к объекту положительно эмоционально окрашенное. Потребности и реальные возможности их удовлетворения вступают в противоречие, человек вынужден овладевать знаниями и умениями. При отрицательном развитии психики происходит ее распад.

Черты личности: списки, определения и примеры

(последнее обновление: 4 марта 2023 г.)

Черты личности часто определяются различными способами, но в области психологии они обычно рассматриваются как характерные формы поведение, мысли или чувства, которые имеют тенденцию быть относительно стабильными и последовательными.

В разные периоды истории психологии исследователи пытались составить исчерпывающий список черт личности. Многие из этих теорий были сосредоточены на точном определении того, сколько черт личности существует.

Каковы характеристики К…

Пожалуйста, включите JavaScript

Каковы характеристики Всезнайки? 12 черт личности всезнайки

В этой статье вы узнаете больше о количестве черт личности, теориях черт личности и списке черт, описывающих различные аспекты личности.

Содержание

Список личностных черт

Итак, какие же из этих многочисленных черт были выявлены и описаны психологами в разные периоды истории?

Некоторые из них, которые часто включаются в список признаков личности, включают в себя:

  • . Рассеянный
  • Доступный
  • Active
  • Advatable
  • Adventurous
  • Aggreable
  • 626626662662666666662566256256625625625625625625625666256256256256256256666626666626662566666E
  • 66666666256662
  • Тревожный
  • Ищущий одобрения
  • Напористый
  • Спокойный
  • Черствый
  • Беспечный
  • Харизматичный
  • Обаятельный
  • Cheerful
  • Clever
  • Compassionate
  • Compliant
  • Confident
  • Conforming
  • Conscientious
  • Considerate
  • Contemplative
  • Courageous
  • Creative
  • Cruel
  • Curious
  • Cynical
  • Decisive
  • Dishonest
  • Драматический
  • Эмоционально устойчивый
  • Чуткий
  • Энергичный
  • Восторженный
  • Extroverted
  • Friendly
  • Forthright
  • Gregarious
  • Honest
  • Impulsive
  • Introverted
  • Irritable
  • Kind
  • Loyal
  • Mature
  • Meticulous
  • Modest
  • Moody
  • Narcissistic
  • Neat
  • Needy
  • Нервный
  • Невротический
  • Послушный
  • Организованный
  • Открытый опыту
  • Самоуверенный
  • Optimistic
  • Orderly
  • Peaceful
  • Perfectionistic
  • Placyful
  • Resilient
  • Rigid
  • Risk-taking
  • Self-control
  • Selfish
  • Sensation-seeking
  • Serious
  • Shy
  • Sociable
  • Аккуратный
  • Робкий
  • Надежный
  • Понимающий
  • Мстительный
  • Теплый

Если бы вас попросили описать себя, что бы вы ответили? Иногда бывает трудно объективно думать о собственной личности. На самом деле вам может быть проще описать личность друга или члена семьи.

Положительные черты характера

Некоторые черты характера считаются положительными качествами. Люди часто стремятся иметь эти качества. As you read through this list, think about how many of these positive traits you possess:

Adventurous
Affable
Affectionate
Ambitious
Amiable
Assertive
Attentive
Authentic
Benevolent
Brave
Calm
Capable
Careful
Caring
харизматичный
Cheerful
Clever
Compassionate
Confident
Considerate
Courageous
Creative
Cultured
Curious
Decisive
Delightful
Dependable
Determined
Diligent
Diplomatic
Disciplined
Easy-going
Efficient
Empathetic
Energetic
Enthusiastic
Ethical
Excellent
Expressive
Справедливый
Верный
Бесстрашный
Сосредоточенный
Прощающий
Дружелюбный
Веселый
Щедрый
Gentle
Genuine
Giving
Gracious
Happy
Hardworking
Helpful
Honest
Honorable
Humble
Humorous
Idealistic
Imaginative
Independent
Industrious
Innovative
Insightful
Inspiring
Intelligent
Intuitive
Joyful
Kind
Knowledgeable
Likable
Логичный
Любящий
Верный
Великодушный
Зрелый
Методичный
Дотошный
Скромный
Мотивированный
Optimistic
Organized
Passionate
Patient
Peaceful
Perceptive
Persevering
Persistent
Personable
Philosophical
Playful
Polite
Positive
Practical
Principled
Proactive
Productive
Proud
Punctual
Resourceful

Negative Personality Traits

Есть также черты личности, которые считаются отрицательными качествами. Люди могут попытаться избежать или изменить эти характеристики. Когда вы будете читать этот список негативных черт личности, подумайте, сколько из этих качеств у вас есть:

Abrasive
Aggressive
Aloof
Arrogant
Authoritarian
Avoidant
Belligerent
Bigoted
Blunt
Bossy
Brutal
Calculating
Callous
Capricious
Careless
Chaotic
Cold
Combative
Compulsive
Conceited
Condescending
Confused
Controlling
Коррумпированный
Трусливый
Критический
Циничный
Лживый
Пораженческий
Защитный
Бредовый
Demanding
Dependent
Depressive
Derisive
Desperate
Detached
Dictatorial
Difficult
Disagreeable
Disloyal
Disorganized
Dishonest
Disrespectful
Distracted
Dominant
Doubtful
Dramatic
Egotistical
Envious
Erratic
Explosive
Fake
Fanatical
Fault-
Боязливый
Непостоянный
Непослушный
Легкомысленный
Глупый
Забывчивый
Сквернослов
Frivolous
Gossipy
Greedy
Gullible
Harsh
Hedonistic
Hostile
Hypersensitive
Hypocritical
Ignorant
Impatient
Impulsive
Inattentive
Indecisive
Indifferent
Inflexible
Insecure
Insensitive
Insincere
Intolerant
Irresponsible
Jealous
Judgmental
Lazy
Lethargic
Лжец
Макиавеллист
Манипулятор
Подлость
Мелодраматизм
Несчастный
Муди
Недалекий
Самовлюбленный
Отрицательный
Нуждающийся
Нервный
Уклонный

Обратите внимание, что этот список не является исчерпывающим, и многие из этих черт могут иметь различную степень серьезности в зависимости от контекста и личности.

Сколько существует черт личности?

Если бы вам нужно было оценить, сколько существует черт личности, что бы вы предположили? Десятки, сотни или даже тысячи? За прошедшие годы исследователи предложили ряд оценок, варьирующихся от мизерного числа всего в три до нескольких тысяч.

Составить точный список личностных качеств непросто, и многие считают, что это даже невозможно. Так какое реальное число? Ну, это зависит от того, как вы решите классифицировать и классифицировать различные черты.

Давайте подробнее рассмотрим несколько оценок и узнаем, почему сегодня многие психологи часто предпочитают рассматривать параметры личности, а не списки индивидуальных черт.

Ряд теорий черт предложили различное количество черт личности:

  • Психолог Гордон Олпорт был одним из первых, кто создал таксономию личности, получив большой список из более чем 4000 различных черт.
  • Позже другие психологи предположили, что многие из этих черт были просто вариациями более широких измерений, и попытались сократить список до чего-то гораздо более управляемого.
  • Рэймонд Кеттел предположил, что существует 16 ключевых черт.
  • Ганс Айзенк считал, что на самом деле их всего три.

Сегодня многие современные психологи считают, что личность состоит из пяти широких измерений, известных как большая пятерка. психологами при попытке создать таксономию личности. Действительно ли каждый из этих терминов указывает на отдельную и отчетливую личностную черту или это просто аспекты гораздо более широкой черты?

Например, действительно ли смелость является отличительной чертой или это просто дополнительная черта чего-то вроде склонности к риску или уверенности в себе? Являются ли все эти просто подмножествами гораздо более широкой черты, такой как экстраверсия?

Вместо того, чтобы составлять огромный список слов, относящихся к чертам личности (многие из которых на самом деле могут просто описывать одно и то же), многие психологи сегодня предпочитают сосредоточиться на определении широких аспектов, составляющих личность.

Большая пятерка черт личности

Теория личности «большой пятерки» — одна из самых популярных из этих теорий, и она предполагает, что личность состоит из пяти ключевых параметров:

  • Открытость опыту креативность, готовность пробовать новое. Люди с высокими показателями открытости к опыту, как правило, изобретательны, предприимчивы и любят исследовать новые идеи и концепции. Люди с низкой открытостью опыту, как правило, более традиционны, практичны и предпочитают рутину и знакомство. Они могут быть менее открыты новому опыту или идеям и предпочитают придерживаться того, что знакомо и предсказуемо.
  • Добросовестность : Этот параметр относится к уровню самодисциплины, ответственности и надежности человека. Люди с высокими показателями добросовестности, как правило, организованы, надежны и усердны в своей работе. Люди с низким уровнем добросовестности, как правило, более спонтанны, гибки и могут бороться с организованностью и самодисциплиной.
  • Экстраверсия : Это измерение описывает, как человек оценивает такие черты, как общительность, напористость и открытость. Те, у кого высокий уровень экстраверсии, как правило, общительны, разговорчивы и любят общаться с другими.
  • Доброжелательность : Это измерение относится к уровню сострадания, сотрудничества и склонности человека избегать конфликтов. Люди с высоким уровнем покладистости, как правило, сострадательны, чутки и ценят гармоничные отношения с другими. Люди с низким уровнем покладистости, как правило, более конкурентоспособны, напористы и могут быть более склонны к конфликту.
  • Нейротизм : Это уровень эмоциональной устойчивости человека, тревожности и склонности к отрицательным эмоциям. Люди с высоким уровнем невротизма, как правило, более тревожны, легко подвержены стрессу и склонны испытывать негативные эмоции, такие как грусть, беспокойство и страх. Менее невротические люди, как правило, более эмоционально стабильны, устойчивы и лучше справляются со стрессом и трудными ситуациями.

Каждое из этих измерений существует как континуум, и уникальная личность каждого человека находится где-то между двумя крайностями. Например, по такой черте, как экстраверсия, человек может быть очень экстравертным, совсем не экстравертным (он же интровертным), или он может находиться где-то в середине континуума.

Если вы посмотрите на такую ​​широкую черту, как экстраверсия, в иерархическом порядке, экстраверсия может находиться на пике с чертами среднего уровня, такими как общительность и поиск острых ощущений, в центре, а чертами более низкого уровня, такими как поиск острых ощущений и разговорчивость, в центре. основание пирамиды признаков.

Согласно исследованию 2017 года, опубликованному в журнале PLOS ONE , эти черты характера довольно универсальны для всех стран мира.

Резюме

Таким образом, хотя можно перечислить тысячи слов, описывающих или относящихся к различным чертам личности, многие современные теории предполагают, что большинство из них можно сгруппировать в три-пять широких категорий.

Узнать больше о своих чертах характера может быть полезно по целому ряду причин. Во-первых, это может помочь вам лучше понять собственное поведение, мысли и чувства, а также поведение других людей. Это также может дать представление о ваших сильных и слабых сторонах, что может быть полезно для личного и профессионального роста.

Понимание своих личностных качеств также может помочь вам принимать более правильные решения, улучшать отношения и даже повышать самосознание и эмоциональный интеллект. Кроме того, знание своих личностных качеств может помочь вам найти работу, хобби и деятельность, которые соответствуют вашим интересам и сильным сторонам, что может привести к большему счастью и удовлетворению жизни.

▷ 7 характеристик психолога

Главная » 7 характеристик психолога

 

Работа психолога может быть напряженной, подавляющей и не всегда такой успешной, как хотелось бы. Находясь в контакте с людьми, которые часто испытывают трудности с управлением своими эмоциями или испытывают серьезные конфликты, этот специалист нуждается в специальной подготовке, причем не только в отношении методов диагностики и лечения, но и в отношении управления эмоциями, фрустрациями и импульсами.

По этой причине подчеркиваются характеристики психолога, и обычно перед началом карьеры также проводятся тесты отношения, несколько испытаний для оценки потенциала претендента с точки зрения человеческих отношений и самоконтроля.

1. Эмоциональный самоконтроль. Наверное, это самое важное качество, по крайней мере, с точки зрения душевного равновесия профессионала, так как эта особенность позволяет ему напористо и независимо регулировать свои эмоции тем, что происходит с пациентом. Конечно, эмоциональный самоконтроль не означает, что какие-то события не влияют на психолога, ведь он все-таки человек с чувствами и прошлым, но он позволяет ему регулировать свои чувства при встрече с человеком, за реагирование на него. с приступом скорби или гнева. Эмоциональный самоконтроль также способствует формированию у пациента уверенности, а терапевт воспринимается как стабильный человек, на которого можно опереться.

2. Эмпатия. Психолог должен не только сочувствовать человеку, находящемуся перед ним, но и идти дальше, ставя себя на место больного, чтобы чувствовать то, что он чувствует, и думать, что он думает. другого человека, поскольку такое отношение позволяет ему понять масштаб проблемы, с которой сталкивается пациент. Фактически, несколько лабораторных исследований позволили оценить, что мозг людей, которые очень чутки, реагируют так же, как и те, кто сталкивается с проблемой на собственном опыте. Это похоже на то, как при чтении книги вы попадаете в шкуру персонажа и чувствуете то же разочарование, боль или печаль. Если психолог не способен сопереживать, он, скорее всего, сведет к минимуму проблему или причину пациента и в конечном итоге применит неподходящие терапевтические методы.

3. Непредубежденность . Люди настолько доверяют психологу, что часто сообщают ему факты, которые идут вразрез с системой убеждений и ценностей профессионала. В таких случаях психолог должен обладать достаточной ментальной открытостью, чтобы понять, почему человек ведет себя определенным образом, будучи достаточно терпимым, чтобы принять такое поведение. Когда психологу не удается принять человека, находящегося перед ним, он посылает экстравербальные знаки отторжения, которые, в конце концов, будут обнаружены пациентом, который будет чувствовать себя некомфортно и, вероятно, откажется от терапии.

4. Самоанализ . Это одна из наименее учитываемых характеристик психолога, но также и одна из самых важных. В процессе интроспекции психолог не только уравновешивает свои эмоциональные состояния, чтобы понять свои импульсы и желания, но и становится еще ближе к миру души. Самоанализ, пребывание наедине с самим собой, является краеугольным камнем личного роста, но также и ключом к пониманию того, как работает разум.

5. Терпение . Психотерапия часто представляет собой длительный процесс, в ходе которого происходят реверсии. Вопреки тому, что многие могут подумать, неудачи пациентов также влияют на психолога в тот момент, когда эта часть процесса также заставляет его усомниться в методе или даже в его способности справиться со случаем. По этой причине, а также потому, что не всегда легко справиться с поведением, которое может затронуть кого угодно, терпение является важным качеством, которым должен обладать каждый психолог.

6. Целостность . Психолог должен внушать доверие, чтобы люди чувствовали себя комфортно, рассказывая ему о проблемах, которые, вероятно, никому не решились открыть. Это чувство доверия можно создать, начиная с мелких деталей, таких как движения тела терапевта и заканчивая декором комнаты, но основа находится в системе ценностей психолога. Когда человек чувствует, что профессионал уверен в себе, хорошо знает себя, имеет четкие цели и соответствует тому, что он думает, этот человек будет полагаться и откроется этому психологу.

7. Коммуникативные навыки . Слово — основное средство психологической работы, но коммуникативные навыки этим не исчерпываются. Психолог должен быть, прежде всего, хорошим слушателем, должен оставаться внимательным к языку тела пациента, чтобы быть в состоянии расшифровать его и передать веру и спокойствие через свои жесты.

Источники:

Норкросс, Дж. К. (2011) Психотерапевтические отношения, которые работают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *