Характеристика человека что такое: Характеристика человека (друга, подруги) – сочинение
Характеристика человека (друга, подруги) – сочинение
У каждого человека свой характер, свои черты лица, особенности мимики и жестов, которые делают его уникальными и привлекательными для других. Какой она должна быть – характеристика человека или образа в литературе.
Содержание
- Рассуждение, как дать характеристику человеку
- Сочинение Характеристика человека (друга)
- Характеристика подруги – сочинение
Рассуждение, как дать характеристику человеку
Порой как много зависит от этого слова ‑характеристика. И это не просто бюрократическая бумажка для устройства на работу, а характеристика самого человека.
И для того чтобы ее составить нужно целиком, и полностью, осознанно дать определение личности. Всех его качеств характера, его привычки, его нрав и темперамент, все те особенности, которыми обладает тот или иной человек, которые делают его уникальным.
И если вспомнить слова , то человеку свойственно иметь сразу целых три черт характера. А именно те, которые ему навязывает и приписывает общество, второе – те качества которыми он оценивает сам себя, ну и наконец, третье – самое объективное и настоящее.
Также в описании характеристики человека относится, его внешность. Как он выглядит, его черты лица, глаза, волосы, телосложение.
Его одежда также не маловажна при описании человека. Какова она, бедна или богата. Кроме того, опрятность человека, ухоженность, что он носит и даже как он носит одежду, все это оценивает человека.
Много ли тратится сбережений на его гардероб, тоже является оценкой, по которой судят человека. Ведь есть замечательна поговорка: «Встречают по одежке…»
Плюс дополнением к характеристике человека можно добавить такие интересные факты о нем:
- Его увлечения;
- Хобби;
- Привычки;
- Его положение в обществе, группе
- Его социальный статус
- Возможно, у человека могут быть и героические поступки, которыми он когда то отличился;
- Что для этого человека является приоритетным;
- Поведение;
- И много другие качества.
Согласно книгам по психологии существует целый ряд отличительных черт характера человека. И их насчитывается более пятисот. Они и положительные, и отрицательные. И сочетание нескольких черт, создают тем самым индивидуальную и уникальную личность. Все люди разные и не похожи друг на друга.
Если применить еще одну поговорку, то существует столько мнений, сколько существует людей. Это лишний раз доказывает, что люди все разные.
И при описании характеристики, или как в простонародье говорят «навешивании ярлыков» следует подумать, все хорошо взвесить и оценить каждый шажок, трезво пересмотреть все аспекты положительных и отрицательных черт человека.
Сочинение Характеристика человека (друга)
У каждого человека есть друг. Друзья могут быть близкими и настоящими. У меня тоже есть близкий друг, которого зовут Витя. Моему другу скоро будет 13 лет. Мы с ним дружим уже давно, и он меня еще ни разу не подводил.
Витя учится в 8 классе, как и я. Он очень общительный, поэтому заговорить с ним и найти тему для разговора очень легко. Он очень быстро находит темы для разговора и всячески пытается продлевать его. Остановить его в разгар беседы очень трудно, но мне не приходилось этого делать, так как общение с ним приносит пользу и удовольствие.
Еще одной чертой его характера является ответственность. Ответственный подход к делу и соблюдения правил – это все о нем. Наверное, не бывало таких случаев, к которым он отнесся бы безответственно.
Вот попросит его мама сходить в магазин за хлебом и даст ему денег, так он купит то, что нужно, а не потратит день на что-то другое. Даже, когда мы с ним гуляем во дворе, то он всегда старается не задерживаться допоздна и советует это мне.
Также Витя очень творческий человек. У него в голове очень много всяческих интересных идей. Во время того, как мы гуляем, он может предложить много различных идей для игр. Он с радостью поможет придумать своей маме, чем занять младшую сестричку.
Не зря говорят, что друг познается в беде. Вот так и мой друг не оставит ни меня, ни других своих друзей в беде. Он всегда придет на помощь. Даже в той ситуации, когда у меня пропала кошка, то он, узнав об этом, пришел ко мне домой и предложил свою помощь. Он мне помог расклеивать объявления и разыскивать мою кошечку.
Витя очень любит спорт. Каждый вечер выходит с родителями на длинную прогулку. Потом они посещают спортплощадку. Он умеет и любит скакать на скакалке. Но очень любит играть в мяч. Вместе со своими родителями и соседями они построили маленькое футбольное поле, где теперь дети играют.
Но вместе с этими чертами, у него есть и немного негативные. Одной из таких есть его неряшливость. Он всегда возвращается домой с гулянок с грязной одеждой. Но, может, футболисты иначе не могут и в будущем он станет настоящим футболистом?
Таким образом, у моего друга Вити есть множество хороших качеств. Мне в нем нравится его ответственность и то, что он не бросит меня в беде. Здесь я с уверенностью могу сказать, что Витя – это мой лучший друг.
Характеристика подруги – сочинение
В моем классе два года назад появилась новенькая. Она сразу же привлекла мое внимание своей особенной внешностью. Её подсадили ко мне за парту, и с тех пор мы стали неразлучными подругами. Потому мне бы хотелось рассказать о ней.
Зовут её Лена. Она маленького роста, ниже меня, и очень худенькая и стройная. У нее очень тонкие и изящные ручки и ножки. Черты лица у нее средние, очень красивого оттенка карие глаза и полукруглые брови. Нос у нее аккуратный и прямой. Губы тонкие, ровно очерченные самой природой. Кожа у нее смуглая, и я считаю это привлекательным.
Но больше всего в ней привлекает внимание огромная копна сильно вьющихся тёмных кудряшек, с которыми она борется с тех пор, как мы познакомились. Они непослушные, вечно выбиваются из прически и не поддаются никаким выпрямителям. Кое-как удается ей выпрямить чёлку, но это ненадолго: если на улице хоть немного повысится влажность (например, пройдет дождик), то кудри добираются и до ее лба. Я считаю ее красивой, но она о себе, к сожалению, совсем другого мнения…
Поначалу Лена была очень скромной в классе, среди сверстников и на уроках. Но потом она освоилась, и с ней стало гораздо веселее проводить время! Среди своих хороших знакомых и друзей она очень веселая, озорная и жизнерадостная. Ей смело можно доверить секреты, потому что она умеет не говорить лишнего и не предает.
На уроках она активная, особенно если хорошо разбирается в теме. Она любит учиться, многие темы ей интересны, но при этом не старается быть отличницей – оценка «хорошо» её полностью устраивает. При этом Лена не прочь иногда «поумничать» или поправить кого-либо, если тот допустил ошибку в речи или неправильно поставил ударение в слове.
Моя подруга любит читать всякого рода психологическую литературу, смотреть мультфильмы «аниме» и мечтает стать переводчиком, потому свое свободное время отдает изучению английского и японского (делает она это по фильмам, музыке, книжкам с грамматикой).
Я не думаю, что так можно продвинуться в языках далеко вперед, если не заниматься с репетитором, но стараюсь ее поддерживать, потому что для неё это важно.
Думаю, что все друзья должны так поступать, не так ли?
Читайте также: – сочинения о войне для всех классов.
Характеристика человека должна быть полной, охватывать все стороны личности – от одежды и внешности до манеры разговаривать и поступков.
Характеристика индивидуальности человека: три группы факторов
Автор: Oлeг Самуилович Виханский, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления производством экономического факультета МГУ, декан Высшей Школы Бизнеса МГУ им. Ломоносова.
Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.
Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек всегда одновременно имеет общее с остальными и не похож на остальных.
Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.
Конкретный человек фиксируется окружением по его индивидуальности, так как индивидуальность человека обладает определенной устойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют определенное отношение друг к другу. В то же время следует отметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение индивидуальности человека, иногда очень существенное.
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.
Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности.
Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования.
Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п.
В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.
Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность. То есть в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.
При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить некоторые направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность.
Бывают люди, предпочитающие держаться на расстоянии от других, и это заметно сказывается на их поведении в коллективе. Люди с авторитарным характером считают, что должны быть порядок и различие в статусе и положении людей, стремятся к установлению иерархии отношений и использованию силовых методов в принятии решений и управлении, с готовностью признают власть и высоко ценят консервативные ценности. Любовь и вера в людей как индивидуальная черта характера оказывают сильное влияние на взаимодействие человека с окружающими. Особенно это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействий и взаимоподдержки.
Чувствительность к другим людям проявляется в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы, в умении поставить себя на место другого и т.п. Люди, обладающие такими чертами индивидуальности, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми.
Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответствен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.
Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т. п., оказывает сильное влияние на поведение человека. Люди с более высокой самооценкой обычно добиваются большего в жизни, так как они ставят перед собой более высокие цели и стремятся решать более сложные задачи. В то же время люди с низкой самооценкой очень часто ставят себя в зависимое положение и легко подчиняются людям с более высокой самооценкой.
Восприятие риска является важной поведенческой характеристикой, наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать решения с меньшим количеством информации. При этом результат решения отнюдь не обязательно хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовит решение и собирает всю необходимую информацию.
Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспринимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным авторитетам. Обычно догматиками бывают люди, обладающие авторитарными чертами характера.
Догматики не склонны к поиску большого объема информации, достаточно быстры в принятии решения, но при этом демонстрируют очень высокий уровень уверенности в аккуратности и правильности принятых решений. Отмечено, что догматики предпочитают работать в хорошо структурированных группах независимо от того, какую позицию они занимают в группе. Отмечено также, что догматики плохо осознают то, как они проводят свое время при выполнении работы, и то, что они слабо справляются с управленческой работой.
Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека отражает его способность разлагать познаваемое явление на части и интегрировать, синтезировать общие представления или заключения об осознаваемом явлении. Люди с высокой комплексностью осознания проявляют большие способности к обработке информации, рассматривают большее количество альтернатив и принимают более комплексные решения, чем люди с низкой комплексностью осознания.
Отмечено, что руководители с высокой комплексностью осознания в ситуациях с большим разнообразием среды лучше справляются со своими обязанностями, что этот тип руководителей более склонен к широким контактам с людьми, чем руководители с низким уровнем комплексности осознания, а также то, что данные руководители стремятся к использованию разнообразных ресурсов при решении задач.
Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что его поведение зависит от него самого, то в этом случае для него характерно наличие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же он считает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то считается, что он имеет внешнюю сферу контроля (экстраверты).
Интроверты лучше контролируют свои действия, более ориентированы на достижение результатов, более активны, более удовлетворены своей работой. Им нравится неформальный стиль управления, они любят воздействовать на других, но не любят воздействовать на себя, любят занимать руководящие позиции. Экстраверты же, наоборот, предпочитают формальные структуры, предпочитают работать под директивным руководством. Если же они занимают руководящие позиции, то широко используют методы силового воздействия.
Существует большое количество тестов и других инструментов, позволяющих определить характеристики индивидуальности человека. В современном менеджменте данным вопросам и данному виду Деятельности уделяется огромное внимание. И связано это в первую очередь с тем, что успех организации напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал.
Необходимость изучения индивидуальности человека вызывается также и тем, что обычно делается множество неверных заключений о людях, об их характеристиках, их индивидуальности. Связано это с тем, что люди при познании других опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаем основу для вредных конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в общении и взаимодействии людей. Это все наносит ущерб отдельным людям и организации в целом.
Факт необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации.
Наконец, при изучении индивидуальности человека необходимо принимать во внимание его возраст. Человек проходит в своей жизни различные стадии, которым соответствует разное состояние его индивидуальности. Поэтому, делая выводы о характере человека, его персоналии, необходимо исходить из того, что его поведение очень сильно определяется тем, в какой возрастной стадии он находится. Только учет всех этих факторов в совокупности может дать ключ к пониманию индивидуальности человека, а следовательно, к управлению человеком.
Научиться создавать привлекательный имидж и вносить правильные коррективы в уже существующий имидж вы можете с помощью курса «Имиджеология». Вы можете изучить его отдельно или по абонементу, со скидкой.
Изучите сегодня
Также смотрите
Личность и характер — Психологос
Когда человек «отправляет» свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется», он плывет по течению. Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается», он осуществляет выбор. Смотри Хочу и надо
В личности есть вертикаль, в характере есть только горизонталь.
Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность».
Черты характера отражают то, как действует человек (естественные для него способы поведения), а черты личности — то, ради чего он действует (мотивы и направленность поведения)↑. Способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами. Например,
При характеристике шизоидов Э. Кречмер перечисляет такие формальные, т. е. не зависящие от направленности поведения, свойства (свойства характера), как необщительность, сдержанность, серьезность, боязливость, сентиментальность, и, с другой стороны, гораздо более содержательные, мотивационно-личностные черты: «стремление осчастливить людей», «стремление к доктринерским принципам», «непоколебимая стойкость убеждений», «чистота воззрений», «настойчивость в борьбе за свои идеалы» и т.п. Первое — характер, второе — личность.
Характер — база (а когда-то обоз или баласт) для слабой личности и инструмент в руках сильной. Смотри Ядро и периферия личности
Личность можно развивать, характер можно только укреплять. Характера может не быть, характер может появиться, характер можно укреплять — но об уровнях развития характера не говорят. Об уровнях развития личности говорить естественно.
Оценки личности и характера
Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Бывают великие люди (личности) с ужасным характером. Бывают мелкие личности с золотым характером.
Вспомним для примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории великие люди с плохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И. П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Характер и личность — далеко не одно и то же.
Интересно в связи с этим одно высказывание П. Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одаренность часто сочетается с пcихопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, — пишет он, — интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер» [25, с. 267].
Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.
Влияние характера на личность
Эпилептики часто – угодливые ханжи. Почему?
С. Я. Рубинштейн объясняет это тем, что по характеру эпилептики гневливые и злобные. Получая в ответ на частые аффективные вспышки законные «возмездия» от сверстников и взрослых, ребенок с таким характером ищет способы самозащиты. Он находит их на пути маскировки своей злобности и вспыльчивости угодливым поведением.
Гипертимы – активные и сильные, взрослые с ними часто не справляются. Результат? Среди них много не вполне социальных людей. Напротив, тревожный сензитивный подросток, как правило, сохраняет детскую привязанность к взрослым, охотно подчиняется их требованиям. В результате у него рано формируются чувство долга, чувство ответственности, повышенные и даже завышенные моральные требования к себе и к другим.
Влияние личности на характер
Когда человек «отправляет» свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется». Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается». Иными словами, с развитием личности человек начинает жить более нормативно не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это может быть выражено общей формулой, согласно которой личность в своем развитии «снимает» характер.
Каким характером обладает герой романа князь Мышкин? Трудно сказать. Князь, конечно, не «бесхарактерный», но в то же время его нельзя оценить как человека упрямого или уступчивого, вспыльчивого или спокойного, решительного или боязливо-тревожного. С точки зрения этих характеристик его поведение противоречиво. Однако это противоречие разрешается, если увидеть за поступками князя не черты характера, а его «идеологию». Глубокая идейность составляет суть этого образа. Иными словами, князь Мышкин у Достоевского — это образ личности в чистом виде. Вот почему трудно определить его характер: он полностью превзойден и «отменен» личностью.
Развитая личность использует свой характер, когда ей это нужно, и отменяет свой характер, когда он ей мешает. Смотри Управляемый характер
Выраженность характера и уровень развития личности
Быть трудным для других — благо, когда эта способность в руках развитой личности, и проблема, если это касается массовой личности.
Человеческие характеристики: Что значит быть человеком
Человеческие характеристики: Что значит быть человеком | Программа Смитсоновского института по происхождению человекаПерейти к основному содержанию
- Исследования эволюции человека
- Климат и эволюция человека
- Влияние климата на эволюцию человека
- Выживание адаптивного
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Восточноафриканские исследовательские проекты
- Полевой блог Olorgesailie
- 2011 Рассылки Олоргесайли
- 2004 Олоргезайские депеши
- 1999 Олоргесайские депеши
- Проект бурения в Олоргесайли
- Канам, Кения
- Канджера, Кения
- Ол Педжета, Кения
- Олоргесайли, Кения
- Эволюция человеческих инноваций
- Приключения в рифтовой долине: интерактив
- Полевой блог Olorgesailie
- Азиатские исследовательские проекты
- «Хоббиты» на Флоресе, Индонезия
- Древнейшие люди в Китае
- Бозе, Китай
- Антропоцен: эпоха людей
- Экспертиза окаменелостей: интерактивная
- Что нового в Human Origins?
- Цифровой архив зубов копытных и хищников
- инструкции
- Хищник
- Зубы копытных
- Климат и эволюция человека
- Доказательства эволюции человека
- Поведение
- Поведение приматов
- Следы
- Следы из Кооби Фора, Кения
- Следы Лаэтоли
- Следы Энгаре Серо, Танзания
- Каменные инструменты
- Инструменты раннего каменного века
- Hammerstone из Majuangou, Китай
- Ручной топор и тектиты от Bose, Китай
- Ручной топор из Европы
- Ручной топор из Индии
- Oldowan Tools из Локалалей, Кения
- Олдувайский чоппер
- Каменные инструменты из Majuangou, Китай
- Инструменты среднего каменного века
- Инструменты позднего каменного века
- Бурин от Laugerie Haute & Basse, Дордонь, Франция
- Ла-Мадлен, Дордонь, Франция
- Инструменты раннего каменного века
- Получение еды
- Костяные инструменты
- Расчлененные кости животных из Гоны, Эфиопия
- Катанда Костяной наконечник гарпуна
- Старейшее деревянное копье
- Проколотая лопатка лошади
- Каменные лезвия серпа
- Точка снаряда
- Переноска и хранение
- Самая старая керамика
- Фрагмент керамики
- Очаги и укрытия
- Орудия из измененного огнем камня
- Приют Терра Амата
- Погребение
- Кафзе: старейшее преднамеренное захоронение
- Информация о записи
- Ассирийская цилиндрическая печать
- Налет охры Бломбос
- Кость Ишанго
- Изготовление одежды
- Костяные шила
- Иглы из кости и слоновой кости
- Искусство и музыка
- Статуэтки
- Резной бегущий лев из слоновой кости
- Женский торс цвета слоновой кости
- Фигурка лошади из слоновой кости
- Скульптура лошади из слоновой кости
- Леди Брассемпуи
- Фигурка человека-льва
- Виллендорф Венера
- Ювелирные изделия
- Бусины из древних ракушек
- Резной костяной диск
- Ожерелье из кроманьонской раковины
- Старейшие известные бусины из ракушек
- Музыкальные инструменты
- Древняя флейта
- Наскального искусства
- Древние пигменты
- Мемориальная доска Аполлона-11
- Другие декорированные предметы
- Резной жезл из рога с лошадьми
- Геометрический прямоугольный разрез кости
- Тата Мемориальная доска
- Статуэтки
- Окаменелости человека
- Разновидность
- Окаменелости
- Таинственный Череп Интерактивный
- Шанидар 3 — Скелет неандертальца
- 3D коллекция
- Артефакты
- Фигурка бизона
- Резная бусина в виде лошадиной головы
- Резной мамонт из слоновой кости
- Клинописная глиняная табличка
- Обожженный глиняный бизон
- Венера из обожженной глины из Долни Вестонице
- Леспуг Венера
- Окаменелости
- Приматы
- Артефакты
- Генетика
- Один вид, живущий по всему миру
- Изменение цвета кожи человека
- Древняя ДНК и неандертальцы
- Знакомства
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Генеалогическое древо человека
- Снимки во времени
- Сварткранс, Южная Африка
- Олоргесайли, Кения
- Шанидар, Ирак
- Поведение
- Характеристики человека
- Ходьба в вертикальном положении
- Инструменты и еда
- Тела
- Мозги
- Социальная жизнь
- Язык и символы
- Люди меняют мир
- Образование
- Введение в эволюцию человека
- Планы урока
- Классификация гаек и болтов: произвольно или нет? (6-8 классы)
- Сравнение хромосом человека и шимпанзе (9-12 классы)
- Сравнение черепов гоминидов: лаборатория «Черепа» (9–12 классы)
- Исследование общего происхождения: формулирование объяснений и моделей (9–12 классы)
- Окаменелости и модели миграции у ранних гоминидов (9–12 классы)
- Для студентов колледжа
- Забавные факты
- Почему у нас мурашки по коже?
- Бабушки и дедушки уникальны для людей
- Насколько мы сильны?
- Люди удобные!
- Люди: бегущая обезьяна
- Наш большой голодный мозг!
- Наши глаза говорят это!
- Набор инструментов раннего человека
- Короткошерстный человек!
- Щелкунчик»
- Что вши могут рассказать нам об эволюции человека?
- При чем здесь кишечник?
- Почему палеоантропологи любят Люси?
- Зачем нам зубы мудрости?
- Глоссарий происхождения человека
- Преподавание эволюции на человеческих примерах
- Часто задаваемые вопросы
- Рекомендуемые книги
- Экспонат
- Экспонат
- Экспонат План этажа Интерактивный
- Распечатать план этажа PDF
- Реконструкции ранних людей
- Передвижная выставка «Происхождение человека»
- Публичная библиотека округа Честерфилд
- Библиотека округа Ориндж
- Публичная библиотека Андовера
- Публичная библиотека Эфраты
- Публичная библиотека Эльвайна
- Публичная библиотека Сидар-Сити
- Библиотека Милпитаса; Милпитас, Калифорния
- Библиотека округа Спокан
- Публичная библиотека Коттедж-Гроув
- Библиотека округа Пуэбло
- Библиотека округа Спрингфилд-Грин
- Публичная библиотека Пеории
- Публичная библиотека городка Орион
- Публичная библиотека Скоки
- Бесплатная публичная библиотека Вайкоффа
- Публичная библиотека округа Томпкинс
- Библиотека Отиса
- Бесплатная библиотека Флетчера
- Публичная библиотека Бангора
- Путеводитель по выставке
- Экспонат
- О нас
- Благодарности
- События
- Команда программы «Происхождение человека»
- Комитет по более широкому социальному воздействию
- Что мы делаем
- Участники и ресурсы для участников
- Конни Бертка
- Джим Миллер
- Франциска Чо (заслуженный)
- Эллиот Дорфф
- Дэвид Хаберман
- Бетти Холли
- Нэнси Хауэлл
- Фред Эдуордс (почетный)
- Рэнди Исаак (почётный)
- Уэс Маккой
- Ли Медоуз
- Мустансир Мир
- Питер Ф. Райан
- Джейми Л. Дженсен
- Мэри Эвелин Такер
- Вентцель ван Хейсстин (почетный)
- Джо Уоткинс (почетный)
- Том Вейнанди (почетный)
- Дэвид Оренштейн
- Майкл Теннесон
- Мысли участников о науке, религии и происхождении человека (видео)
- Наука, религия, эволюция и креационизм: Букварь
- Видео и аудио публичных мероприятий BSIC
- Эволюция религиозных верований: поиск глубоких эволюционных корней
- Труд для науки, труд для души: Препятствия и подходы к преподаванию и эволюции обучения на юго-востоке США
- Публичное мероприятие: Религиозная аудитория и тема эволюции: уроки в классе (видео)
- Эволюция и антропоцен: наука, религия и будущее человечества
- Воображая человеческое будущее: этика антропоцена
- Эволюция человека и религия: вопросы и беседы из Зала человеческого происхождения
- Я пришел откуда? Подход к науке о происхождении человека с религиозной точки зрения
- Религиозные взгляды на науку о происхождении человека
- Стань участником
- Отправить свой ответ на «Что значит быть человеком?»
- Волонтерские возможности
- Отправить вопрос
- Товары
- «Формирование человечества: как наука, искусство и воображение помогают нам понять наше происхождение» (книга Джона Гурча)
- Что значит быть человеком? (книга Ричарда Поттса и Криса Слоуна)
- Для прессы
- Мультимедиа
- Слайд-шоу
- Бронзовые статуи
- Реконструированные лица
- Видео
- Аудио
- Слайд-шоу
Человеческие универсалии (что делает нас людьми): черты, общие для всех людей
ОБНАРУЖЕНИЕ НАШИХ ОТДАЛЕННЫХ ПРЕДКОВ
Человеческая эволюция породила замечательный набор общих характеристик, которые и делают нас людьми. Некоторые из них являются физическими, например, скелет для прямохождения, голосовой тракт для речи и ловкость для использования инструментов. У нас общий набор эмоций и способность к самосознанию, абстрактному мышлению, отличию правильного от неправильного и выполнению сложных математических операций. Все это примеры сотен черт, общих для всех людей в современном мире.
Процесс адаптации человека представляет собой одновременное развитие всех следующих характерных черт человека в цикле положительной обратной связи. Эффекты петли постоянно увеличивали разницу между нашими ближайшими предками и нами.
Двуногие: стояние и ходьба
Двуногая Люси появилась примерно 3,75 миллиона лет назад.
Люди двуногие, то есть мы ходим на двух ногах, а не на четвереньках. Шимпанзе и гориллы иногда могут стоять прямо, но когда они двигаются, они обычно делают это на четвереньках. Ископаемый скелет по имени Люси — самый ранний из найденных на сегодняшний день предков, кости которого показывают, что она ходила на двух ногах. Люси около 3,75 миллиона лет, что примерно на 1 миллион лет старше использования инструментов.
Двуногая ходьба и бег позволили нам преодолевать большие расстояния с течением времени, чем любым другим животным. Почти все остальные животные живут своей жизнью в среде, в которой они родились. Наши предки с большей готовностью путешествовали по неизведанным территориям и, таким образом, запустили для нас несколько адаптивных преимуществ по сравнению с другими животными:
Стоящее животное может видеть дальше, чем оно может чувствовать запах, поэтому более сложная зрительная система должна была развиваться вместе с нашей вертикальной осанкой. Таким образом, наши предки могли замечать приближающуюся опасность, а также возможности издалека.
Руки были освобождены от нагрузки, что сделало возможным использование инструментов.
Прямая осанка также привела к глубоким изменениям в человеческой сексуальности и в наших социальных системах.
Незрелость и ее последствия
Женский таз человека.
С освобождением передних конечностей задние конечности должны были приспособиться к переносу всего веса тела. Человеческая спина изначально не была «предназначена» для поддержки вертикального положения (что частично объясняет, почему боли в спине являются распространенной жалобой). Чтобы выдержать дополнительный вес, таз человека стал толще, чем у человекообразных обезьян, что сделало родовые пути самок, через которые рождаются младенцы, намного меньше.
В то время как родовые пути становились меньше, мозг и голова плода становились больше. Если бы не было эволюционной коррекции этого, человеческий род вымер бы; решение состояло в том, чтобы человеческие дети рождались очень рано в своем развитии.
Человеческие дети имеют самое долгое детство в животном мире. Они не так компетентны и независимы, как детеныши шимпанзе или бабуины. В течение дня детеныши бабуинов могут самостоятельно держаться за своих матерей. Человеческий ребенок беспомощен и умрет, если о нем не позаботятся в течение первых нескольких лет его жизни.
При рождении мозг шимпанзе составляет около 45 процентов веса взрослого человека, в то время как мозг человеческого детеныша составляет 25 процентов веса взрослого человека. Это означает, что основная часть развития человеческого мозга происходит вне матки, и окружающая среда играет в нем гораздо большую роль, чем в развитии мозга любого другого животного. Поскольку среда, в которой мы рождаемся, различается для каждого человека, конкретные способности, которые развивает каждый из нас, значительно различаются.
Отношения мать-отец-младенец
Для выживания беспомощного младенца требуется по крайней мере один заботящийся родитель. У других видов новорожденный может постоять за себя в течение относительно короткого времени, и мать может почти сразу же занять свое место в группе, обеспечивая своих детенышей пищей и защитой. Но забота о человеческом младенце — это работа на полный рабочий день. На протяжении большей части истории человечества забота о младенце была обязанностью матери. В обществах, ведущих натуральное хозяйство, таких как охотники-собиратели, родители, работающие вместе как команда, имели больше возможностей добыть достаточно еды, чем кормящая мать в одиночку. Отец может охотиться за мясом и приносить его домой матери, которая остается рядом с домом и собирает фрукты и овощи. Человеческие отцы принимают активное участие в кормлении своих детенышей.
Ловкость и использование инструментов
После того, как первые люди начали ходить, и передние конечности были освобождены от функции опоры, конечности превратились в руки с большой ловкостью, способные к более точным движениям, таким как те, которые необходимы для создания и использования специализированные инструменты.
Предки человека начали изготавливать инструменты еще 3 миллиона лет назад. Специализированные инструменты для рубки, копания, умерщвления, приготовления пищи, мытья и снятия шкур требовали особого труда тех, кто их использовал. Одни собирали дрова или орехи, другие копали корни, третьи охотились и убивали животных. Топоры сделали охоту более эффективной; чопперы и скребки можно было использовать для разделки крупного животного при убийстве. Дома инструменты помогали выскребать из костей питательный мозг; из шкур животных можно было сделать теплую одежду.
Здесь показана растущая сложность человеческих каменных орудий и способов их изготовления. Каждый символ клина представляет собой удар, нанесенный при изготовлении инструмента, а группы символов обозначают различные операции во время производства.
— Кэмпбелл, 1979 г.
Одним из признаков повышения ловкости является модификация самих инструментов. Те, которые были сделаны Homo erectus около 1 миллиона лет назад, потребовали 35 ударов. Ножи кроманьонцев, изготовленные около 20 000 лет назад, были более изящными и требовали не менее 250 отдельных ударов. Около 5000 г. до н.э. люди начали добывать и использовать металлы. Эта передовая технология создала потребность в более специализированной рабочей силе. Специализация неизбежно привела к большей взаимозависимости между людьми.
Мозг
В основе адаптации человека лежит наш большой мозг, который развивался быстрее, чем любой другой человеческий орган. Потребовались сотни миллионов лет, чтобы развить 400 куб.см. мозг австралопитека , однако всего за несколько миллионов лет человеческий мозг вырос до 1250-1500 куб.см. и развил способность к абстрактному мышлению. Наш мозг помог нам адаптироваться к любой географии и климату, и он позволяет нам до сих пор преодолевать наше биологическое наследие. Мозг лежит в основе умственной жизни: учиться, создавать, изобретать, думать и говорить вещи, о которых никто никогда не думал. Это самый большой мозг по отношению к размеру тела среди всех наземных млекопитающих, но размер не имеет значения.
Решающее значение имеет место расширения мозга. Хотя анатомия большей части нашего мозга идентична анатомии других приматов, наша кора головного мозга, самая верхняя часть мозга, является самой большой и самой сложной из всех приматов. Кора — это область мозга, связанная с высшими функциями мозга. Он разделен на четыре секции или «доли». Лобная доля связана с рассуждениями, планированием, частями речи, движением, эмоциями и решением проблем; теменная доля связана с движением, ориентацией, узнаванием, восприятием раздражителей; затылочная доля связана с обработкой зрительных образов, а височная доля — с восприятием и распознаванием слуховых стимулов, памятью и речью.
Те области мозга, которые контролируют мелкие моторные движения (позволяя нечеловеческим приматам раскачиваться между деревьями и крепко хвататься за ветки), получили дальнейшее развитие, когда мы спустились с деревьев. Наши древние предки использовали эти навыки мелкой моторики для изготовления инструментов и их использования. И эти тонкие движения те же, что и в языке. Таким образом, увеличивающийся размер коры головного мозга давал нашим предкам большие преимущества — от контроля тонких движений мышц до развития речи и письменности.
Язык
Необходимая часть человеческой культуры — это язык, форма символического сообщения внешнего действия и внутренней мысли, которая имеет структуру звука, жеста, смысла и логики, аналогичную всем другим языкам. Он содержит систему классификации и позволяет людям говорить и думать абстракциями. Таким образом, мы можем планировать будущее или делать предположения о том или ином, кого нет в настоящем. Тонкости языка включают манипулирование другими, ложь, юмор, сплетни, оскорбления, метафоры и поэзию.
Личность: самосознание
Другой важной чертой является личность, которая включает в себя ответственное «я», отличающееся от других, которое понимает намерение и разницу между правильным и неправильным. Конфликт знаком группам, у которых есть привычные способы его разрешения и которые знают, что принадлежит им и что принадлежит другим. Ими движет сексуальное влечение, а иногда их беспокоит сексуальная ревность. Они знают, что другие люди имеют такую же внутреннюю жизнь, как и они, и точно так же чувствуют эмоциональную боль и другие виды эмоций.
Социальные существа
Люди не живут поодиночке, большую часть своей жизни живут в группах или связаны с группами, наиболее важными из которых являются ближайшие родственники и другие родственники. Кроме того, у нас есть социальная структура с лидерами, законами, политикой, разделением труда, культурными нормами и религиозными верованиями. Наша «когнитивная нагрузка», умственная способность управлять информацией, по-видимому, ограничивает наши социальные отношения примерно 150 людьми, число, установленное Робином Данбаром и известное как «число Данбара». Это, безусловно, самая большая социальная сеть среди всех животных, и она почти в три раза больше, чем у нашего ближайшего родственника-гоминида, шимпанзе.
Эмоции
Люди во всем мире разделяют одни и те же основные эмоции: печаль, гнев, отвращение, страх, удивление и счастье. Различные культурные правила проявления, например, можно ли плакать на публике или проявлять удивление или отвращение в разных ситуациях, объясняют разные способы проявления эмоций.
Цветовое зрение
Мы все видим спектр цветов. Большинство животных вообще не видят цветов. Тем не менее, цветовое зрение не ограничивается строго человеческими существами, так как оно есть и у человекообразных обезьян, хотя неясно, такое же хорошее, как у нас.
Способность к числам
В то время как человекообразные обезьяны могут выполнять элементарный счет, люди, очевидно, обладают здравым смыслом. В первобытных обществах оно ограничивается понятием «1, 2… и много»; но все люди могут научиться заниматься математикой, хотя для некоторых это трудно. Сложный подсчет в первобытных обществах часто проводится путем сопоставления, например, с использованием камней для обозначения количества домашних животных в группе в начале дня, а затем сверки количества животных с камнями вечером.
Наблюдаемые характеристики человека
Все мы уникальны. Несмотря на то, что у нас есть общие черты с нашими сверстниками и членами семьи, каждый из нас имеет уникальное сочетание признаков.
Некоторые черты контролируются генами, которые передаются от родителей к детям. Другие приобретаются в процессе обучения. Но большинство зависят от комбинации генов и факторов окружающей среды. Ниже приведены некоторые примеры переменных признаков, которые легко наблюдать.
Чтобы узнать больше о чертах, см. Что такое черты?
Насадка для мочек ушей
Если мочки ушей свободно свисают, они отсоединены. Если они соединяются непосредственно с боками головы, они прикреплены. Прикрепление мочки уха — непрерывный признак: в то время как большинство мочек ушей можно четко разделить на прикрепленные или неприкрепленные, некоторые находятся между ними.
Хотя в некоторых источниках говорится, что эта черта контролируется одним геном, при этом неприкрепленные мочки ушей доминируют над прикрепленными мочками ушей, никакие опубликованные исследования не подтверждают эту точку зрения. Прикрепление и форма мочки уха наследуются, но вполне вероятно, что этому признаку способствуют многие гены. Таким образом, его модель наследования трудно предсказать.
Скручивание языка
Некоторые люди умеют сворачивать края языка в трубочку. В 1940 году Альфред Стертевант заметил, что около 70% людей европейского происхождения могут свернуть язык, а остальные 30% не могут.
Многие источники утверждают, что скручивание языка контролируется одним геном. Однако, как заметил Стертевант, люди могут научиться сворачивать язык по мере взросления, предполагая, что на эту черту влияют факторы окружающей среды, а не только гены. В соответствии с этой точкой зрения, только 70% однояйцевых близнецов имеют эту черту (если бы на скручивание языка влияли только гены, то эту черту разделяли бы 100% идентичных черт).
Ямочки
Ямочки — это небольшие естественные углубления на щеках. Они могут появляться с одной или обеих сторон и часто меняются с возрастом. Некоторые люди рождаются с ямочками, которые исчезают, когда они становятся взрослыми; у других ямочки появляются позже в детстве.
Ямочки очень сильно передаются по наследству, а это означает, что люди, у которых есть ямочки, как правило, имеют детей с ямочками, но не всегда. Поскольку их наследование не является полностью предсказуемым, ямочки считаются «неправильным» доминантным признаком. Наличие ямочек, вероятно, контролируется в основном одним геном, но на него также влияют и другие гены.
Рукопожатие
Рукопожатие описывает наше предпочтение использования либо левой, либо правой руки для таких действий, как письмо и бросание мяча. В целом около 10% людей являются левшами, но в разных культурах это число варьируется от 0,5% до 24%.
Некоторые сообщают, что рукость контролируется всего одним или двумя генами, но это не так. Многочисленные исследования представляют доказательства того, что ручность контролируется многими генами — по крайней мере, от 30 до 100 — каждый с небольшим эффектом; многие из них связаны с развитием мозга. Окружающая среда также играет важную роль: некоторые культуры активно препятствуют леворукости.
Веснушки
Веснушки представляют собой небольшие концентрированные пятна пигмента кожи, называемого меланином. Они есть у большинства светлокожих рыжеволосых людей.
Веснушки контролируются главным образом геном MC1R. Веснушки демонстрируют доминантный тип наследования: родители, у которых есть веснушки, как правило, рожают детей с веснушками.
Вариации, также называемые аллелями, контрольного количества веснушек MC1R. Другие гены и окружающая среда влияют на размер, цвет и рисунок веснушек. Например, пребывание на солнце может временно вызвать появление большего количества веснушек.
Кудрявые волосы
Волосяные фолликулы круглой формы образуют прямые волосы, волосяные фолликулы уплощенной или С-образной формы образуют вьющиеся волосы, а овальные волосяные фолликулы образуют волнистые волосы. Текстура волос — это непрерывная черта, означающая, что волосы могут быть прямыми или вьющимися или где-то между ними.
Вьющиеся волосы зависят от генов гораздо больше, чем от окружающей среды. В то время как вьющиеся волосы передаются по наследству — люди с кудрявыми волосами, как правило, рожают детей с кудрявыми волосами — его модели наследования часто непредсказуемы.
Несколько генов контролируют текстуру волос, и разные вариации этих генов обнаруживаются в разных популяциях. Например, кудрявые волосы распространены среди африканцев, редки в азиатских популяциях и промежуточны между европейцами. Прямые волосы у азиатов в основном вызваны вариациями в двух генах — генах, отличных от тех, которые влияют на текстуру волос у европейцев. И разные генетические вариации делают волосы вьющимися у африканского и европейского населения.
Ручной зажим
Не задумываясь, сложите руки вместе, переплетя пальцы. Какой большой палец сверху — левый или правый?
Одно исследование показало, что 55% людей помещают большой палец левой руки сверху, 45% помещают большой палец правой руки сверху, а 1% не отдает предпочтения. Исследование однояйцевых близнецов показало, что рукопожатие имеет сильную генетическую основу (у большинства близнецов есть эта черта), но оно не соответствует предсказуемой модели наследования. Вероятно, на него влияют несколько генов, а также факторы окружающей среды.
Красный/зеленый дальтонизм
Красный и зеленый дальтонизм вызывается одним геном, расположенным на Х-хромосоме. Этот ген кодирует белок глаза, который определяет определенные цвета света. Когда этот ген дефектен, глаз не может различать красный и зеленый цвета.
Вам нужна хотя бы одна рабочая копия гена, чтобы видеть красный и зеленый. Поскольку у мальчиков есть только одна Х-хромосома, которую они получают от матери, наследование одной дефектной копии гена сделает их дальтониками. У девочек две Х-хромосомы; чтобы быть дальтоником, они должны унаследовать две дефектные копии, по одной от каждого родителя. Следовательно, красно-зеленый дальтонизм гораздо чаще встречается у мальчиков (1 из 12), чем у девочек (1 из 250).
Слепота на красно-зеленый цвет следует очень предсказуемому рецессивному, сцепленному с полом типу наследования. Женщина с одной дефектной копией гена и одной функциональной копией, даже если она сама не является дальтоником, известна как «носитель». У нее есть 50% шанс передать дефектную копию каждому из своих детей. Половина ее сыновей будут дальтониками, а половина дочерей — носителями.
Форма линии роста волос
Если линия роста волос образует точку в центре лба, у вас есть пик вдовы. Если нет, то у вас прямая линия роста волос. Хотя в некоторых источниках говорится, что вдовий пик является доминантным признаком, контролируемым одним геном, ни одно научное исследование не подтверждает это утверждение. Вопрос о наследуемости усложняется тем фактом, что признак является непрерывным: у некоторых людей есть лишь легкий намек на пик.
Пик Вдовы, скорее всего, контролируется генами, а не окружающей средой. Но в то время как форма волосяного покрова имеет тенденцию передаваться по наследству, характер ее наследования обычно непредсказуем, что предполагает участие нескольких генов.
Дегустация PTC
Примерно для 75% из нас химический PTC (фенилтиокарбамид) имеет очень горький вкус. Остальные 25% безвкусны. Способность ощущать вкус PTC контролируется в основном одним геном, который кодирует рецептор горького вкуса на языке. Различные вариации или аллели этого гена контролируют, горький вкус PTC или нет.
Дегустация PTC следует очень предсказуемой схеме наследования. Вкус является доминирующим, а это означает, что если у вас есть хотя бы одна копия дегустационной версии гена, вы можете почувствовать вкус PTC. У недегустаторов есть две копии аллеля отсутствия дегустации.
Чтобы узнать больше, посетите PTC: Гены и горький вкус.
Ссылки
Ссылки
Bastiaens, M., ter Huurne, J., Gruis, N., Bergman, W., Westendorp, R., Vermeer, B.-J. и Бауэс Бавинк, Дж.-Н. (2001). Ген рецептора меланокортина-1 является основным геном веснушек. Молекулярная генетика человека, 10(16), 1701-1708. дои: 10.1093/hmg/16.10.1701
Medland, S.E. et al. (2009). Распространенные варианты гена трихогиалина связаны с прямыми волосами у европейцев. Американский журнал генетики человека, 85(5), 750-755. doi: 10.1016/j.ajhg.2009.10.009
Окленбург, С., Бесте, К. и Гюнтюркюн, О. (2013). Ручность: нейрогенетический сдвиг точки зрения. Нейронаука и поведенческие обзоры [Epub перед печатью]. doi: 10.1016/j.neubiorev.2013.09.014
Риди, Дж. Дж., Щес, Т. и Даунс, Т. Д. (1971). Перекатывание языка у близнецов. Журнал наследственности, 62 (2), 125-127.
Рейсс, М. (1999). Генетика рукопожатия: обзор и семейное исследование. Анналы биологии человека, 26(1), 39-48.
Стертевант, А. Х. (1940). Новый наследственный признак у человека. Труды Национальной академии наук, 26(2), 100-102.
Тибо, С., Гайяр, О., Буанна, П., Каннелл, Д. В. и Бернар, Б. А. (2005). Форма человеческого волоса запрограммирована из лампочки. Кожная биология, 152(4), 632-638. doi: 10.1111/j.1365-2133.2005.06521.x
Видеманн Х-Р. 1990. Ямочки на щеках. Американский журнал медицинской генетики 36: 376
Формат APA:
Учебный центр генетических наук.