Характер в психологии: Характер. Что такое «Характер»? Понятие и определение термина «Характер» – Глоссарий

Характер в психологии: Характер. Что такое «Характер»? Понятие и определение термина «Характер» – Глоссарий

📖 55. Понятие о характере. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 56. Читать онлайн

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter — печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами, и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще.

Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных.

Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.

Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт, во-первых, необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, сдержанность — импульсивность, переключаемость — ригидность и др.

Характер. Роль условий жизни, обучения и воспитания в формировании характера. Характер и деятельность человека.

Общая психология ↓

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша.

С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм – чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой – трудолюбие как черта характера.

Типологии характеров разрабатывались: Э. Кречмером.  У. Шелдоном,  в наши дни – Э. Фроммом, К. Леонгардом, А.Е. Личко.

Основные идеи типологий:

  1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
  2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы).

Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Интеллект
  • Типы памяти
  • Агрессия
  • Эмоциональные состояния
  • Понятие об ощущениях
  • Изменения, происходящие с личностью в толпе
  • Виды волевых действий
  • Личность и индивидуальность
  • Биогенетическая концепция личности
  • Мнемические процессы

Как создать убедительных персонажей

Нужно знать

Утром первым делом, у меня много дел, но я не могу перестать думать о персонаже Николь Кидман из американского сериала, который я смотрел прошлой ночью, Исчезновение . Это психологический триллер, и Кидман была завораживающей. Хорошо написанные персонажи привлекают наше внимание и заставляют нас действовать. Они остаются в нашей памяти еще долго после того, как мы закрыли страницы нашего романа, просмотрели весь бокс-сет или вышли из аудитории. Мы размышляем над их отношениями, задаемся вопросом, правильно ли они поступили, и размышляем, как они могли бы вести себя в разных сценариях. Но почему одни персонажи более убедительны, чем другие?

Возможно, вы писатель, изо всех сил пытающийся создать своих собственных очаровательных персонажей. Или, может быть, вы заядлый читатель романов, фильмов и телевизионных драм, и вам интересно, что вымышленные люди могут наложить на вас такое очарование. В любом случае, я считаю, что научная психология может предложить свежую, освещающую перспективу, и я собираюсь показать вам, как это сделать.

У традиционного подхода есть свои недостатки

Многие книги, в которых обсуждается искусство написания художественной литературы, предполагают, что наилучший подход к созданию привлекательных персонажей — сделать их правдоподобными, сложными и несовершенными. Предложения обычно включают использование личных наблюдений, постановку главного героя в противоречие между сознательными и бессознательными целями и разработку интересной предыстории персонажа. Одна из самых влиятельных книг этого жанра — Аспекты романа (1927) английского автора Э. М. Форстера. В нем он утверждал, что самые привлекательные персонажи эмоционально трогают нас, потому что они кажутся реальными, и продолжают удивлять нас, пока мы перелистываем страницы текста. Описывая эти сложные персонажи как «круглые», Форстер включил в качестве ярких примеров мадам Бовари, романтическую героиню из одноименного романа Гюстава Флобера, а также персонажей, написанных Джейн Остин.

Напротив, Форстер предположил, что «плоские» персонажи имеют только две или три ярко выраженные черты характера, могут быть резюмированы одним предложением и не способны тронуть нас каким-либо другим способом, кроме юмора. Когда эти плоские персонажи ограничены второстепенными ролями, они поддерживают основную историю, не отвлекая читателя. Тем не менее, для Форстера наиболее убедительные персонажи отражают всю сложность человеческого бытия. Они также преображают и удивляют нас правдоподобным образом.

Наряду с Форстером, многие другие руководства для писателей предлагают аналогичные советы о важности создания сложности в персонажах — но что такое «сложность» в этом контексте и как мы можем создать персонажей, которые одновременно удивительны, но психологически правдоподобны? Будучи выпускником факультета психологии, ставшим писателем, эти вопросы заинтриговали меня во время моей докторской диссертации. В начале своей писательской карьеры я получил заметки по поводу одного из своих сценариев от уважаемого консультанта по сценариям. Они были полны прекрасных наблюдений и полезных предложений, за исключением области характера. Я был полностью согласен с тем, что мой персонаж нуждался в большей сложности и чего-то не хватало, но сами по себе эти комментарии были слишком расплывчатыми, чтобы быть полезными. Что мне было нужно, так это лучше понять, что означает сложность в персонаже, и вместе с тем понять, чего именно не хватает моему персонажу, и как это исправить.

Психология личности предлагает другой путь

Хотя некоторые литературные критики сопротивляются идее, что вымышленные персонажи представляют собой нечто большее, чем текстовые конструкции (т. для практиков – относиться к ним как к реальным людям. Поскольку большинство писателей хотят, чтобы их вымышленные персонажи были доверенными лицами их человеческих двойников, возможно, имеет смысл исследовать и понимать их персонажей с помощью многих из тех же научных моделей, которые психологи используют для понимания реальных людей. В частности, область психологии личности, вероятно, будет особенно поучительной, потому что писатели характеризуют своих вымышленных персонажей, описывая их мысли, чувства, мотивацию и поведение — точно такой же набор факторов, которые психологи считают составляющими личности.

Наиболее широко поддерживаемая научная модель личности — «Большая пятерка». Этот подход был разработан американскими психологами Эрнестом Тупесом и Рэймондом Кристалом и получил дальнейшее развитие у Пола Коста, Роберта МакКрэя и других. Эти пионеры основывались на идее, что атрибуты личности, которые мы считаем наиболее важными, должны быть закодированы в повседневном языке. Они использовали факторный анализ данных личностного опроса, чтобы выявить пять широких семантических групп среди слов, которые мы используем для описания друг друга, и они стали Большой пятеркой черт или измерений личности: экстраверсия-интроверсия, приятность-неприятность, невротизм-эмоциональная стабильность, добросовестность — бессознательность, а открытость опыту — закрытость опыту. Идея состоит в том, что эти измерения независимы друг от друга, поэтому степень, в которой человек оценивает одно измерение, не влияет на то, как он оценивает любое другое измерение.

Применяя эту схему к нашему пониманию того, что означает округлость по отношению к вымышленным персонажам, мы получаем чрезвычайно полезный подход к анализу вымышленных персонажей и решению проблем. Эта пятифакторная модель позволяет писателям проверить, охарактеризовали ли они своих вымышленных персонажей по всем пяти измерениям личности, и достигли ли они этого достаточно последовательно в своем тексте, чтобы создать ощущение другого существа. Кроме того, модель «Большой пятерки» освещает то, как люди обычно трансформируются на протяжении всей своей жизни — писатели могут использовать эти знания для создания более правдоподобных трансформаций персонажей в художественной литературе, а потребителям художественной литературы может быть интересно размышлять об эволюции своих любимых персонажей в художественной литературе. контекст того, что известно об изменении личности в реальной жизни.

Модель «большой пятерки» также дает нам представление о том, почему одни персонажи более убедительны, чем другие. В действительности диапазон оценок по всем параметрам личности обычно распределяется в популяции (аналогично росту или весу), поэтому большинство людей, которых мы встречаем, умеренно экстравертны, умеренно приятны, умеренно добросовестны, умеренно невротичны и умеренно открыты для других. опыт. Скорее всего, они произведут меньшее впечатление, потому что они довольно средние. Напротив, люди с большей вероятностью будут выделяться из толпы, если они набирают крайние значения хотя бы по одному или двум параметрам. Такие персонажи неотразимы, потому что они не похожи на большинство людей, которых мы встречаем каждый день. Будь то реальные или воображаемые, мы с большей вероятностью запомним этих людей именно потому, что они другие.

Что делать

Проведите ревизию своего характера по измерениям Большой пятерки

При встрече с кем-то в первый раз часто первое измерение личности, которое производит на нас впечатление, это экстраверсия . Экстраверты обращены вовне и получают энергию от социальных взаимодействий. Полные жизни, они захватывают центр внимания и заставляют нас смотреть. Как правило, это теплые, общительные, активные, напористые и оптимистичные персонажи, которых тянет к азарту. Вымышленных примеров множество — от Бекки Шарп, циничного карьериста из романа Уильяма Мейкписа Теккерея «9».0005 Ярмарка тщеславия (1847-48), через изобретателя-супергероя Тони Старка из кинофраншизы Marvel Cinematic Universe (2008-) . На другом конце этого спектра находятся интроверты, которые более серьезны по своей природе и черпают энергию, проводя время в одиночестве или в компании близких друзей или членов семьи. В то время как экстраверты используют большие, напористые действия и обширный диалог, чтобы привлечь наше внимание, интроверты могут быть столь же убедительными именно потому, что они раскрывают так мало. Написанные хорошо, они заставят читателя хотеть узнать о них больше. Возьмем, к примеру, мистера Дарси, отчужденный романтический интерес Элизабет Беннет из романа Джейн Остин 9.0005 Гордость и предубеждение (1813), или Маленький/Хирон/Блэк, очень симпатичный сын наркомана из отмеченного премией Академии фильма Лунный свет (2016).

Второе качество, которое мы быстро улавливаем в других, — это приятность . Покладистые люди обычно добры, доверчивы, готовы к сотрудничеству, прямолинейны, скромны и нежны — качества, которые нам обычно нравятся в других. Мы неоднократно видим эти черты в симпатичных персонажах, таких как Сэмвелл Тарли, стюард Ночного Дозора в фэнтезийном сериале Джорджа Р. Р. Мартина «9».0005 Песнь Льда и Пламени (1996-) и главную женскую роль в романтической комедии Вуди Аллена Энни Холл (1977). Напротив, неприятные люди, как правило, более эгоистичны, самоуверенны, подозрительны, склонны к соперничеству, высокомерны, а иногда и коварны. Неудивительно, что антагонисты обычно получают высокие баллы за неприятие. Однако некоторые черты, связанные с неприятностью, также полезны для создания сильных главных героев. Подумайте о главной героине Милдред Хейс из фильма, получившего премию BAFTA 9.0005 Три билборда на границе Эббинга, Миссури (2017). Прямолинейная, целеустремленная и не заботящаяся о том, кого она собирается обидеть на своем пути, Хейс завоевывает наши симпатии, когда мы узнаем, что она борется за справедливость для своей дочери, которая была изнасилована и убита. Сила характера часто исходит из решимости бороться за то, что правильно, и отказа от компромиссов.

Третье измерение, невротизм , относится к тому, как мы воспринимаем мир эмоционально. Люди с более высоким уровнем невротизма, как правило, более чувствительны к жизненным взлетам и падениям. Они, как правило, более склонны к беспокойству, гневу, враждебности и депрессии. Они чувствуют себя более уязвимыми, застенчивыми и импульсивными. У вымышленных персонажей эти качества часто идеально подходят для драм, в которых основное внимание уделяется внутреннему путешествию главного героя. Возьмем, к примеру, персонажа увядшего голливудского актера Риггана Томсона из оскароносной драмы «9».0005 Birdman (2014), чье повествование обусловлено его эмоциональной уязвимостью и отчаянной потребностью в критическом признании. На другом конце спектра находятся эмоционально стабильные персонажи, которые ведут себя так, будто могут справиться со всем, что бросает им мир. По этой причине подавляющее большинство героев и героинь боевиков высоко оценивают эмоциональную устойчивость.

В четвертом измерении людьми, высоко оценивающими добросовестность , движет чувство долга и ответственности. Они склонны чувствовать себя компетентными; они осторожные, обдуманные мыслители; они организованы, самодисциплинированы и целеустремленны. В качестве вымышленных примеров мы можем назвать персонажей, начиная от «Макбета» Уильяма Шекспира и заканчивая учителем химии, ставшим производителем лекарств, Уолтером Уайтом из удостоенного премии «Эмми» телесериала 9.0005 Во все тяжкие (2008-13). Хотя целеустремленность или стремление к достижениям полезно для многих главных героев жанра, на другом конце этого измерения есть множество не менее привлекательных персонажей. Несознательные персонажи, как правило, более спонтанны и свободолюбивы. В мире, где нас учат быть ответственными и послушными, их полное отсутствие ответственности часто поражает. В качестве примера возьмем Игнатиуса Дж. Рейли, эксцентричного и философского главного героя из романа Джона Кеннеди Тула 9.0005 Конфедерация болванов (1980) или Джон Беннетт, человек, который отказывается взрослеть, в американской художественной комедии Тед (2012).

Последнее измерение Большой пятерки — это открытость опыту . Люди, открытые опыту, склонны к воображению; им нравится пробовать что-то новое, и они интеллектуально любопытны. Их интересуют разные идеи и ценности, и обычно им нравится искусство и культура. Примеры включают биржевого маклера средних лет Чарльза Стрикленда из романа У. Сомерсета Моэма «9».0005 Луна и грош (1919), который бросает семью, чтобы стать художником. На другом конце этого измерения люди, которые закрыты для опыта, как правило, ограничены и закрыты для новых идей. Вместо этого они предпочитают приземленное, знакомое, традиционное и близкое к дому. Примеры из художественной литературы включают серьезную гувернантку мисс Просс из романа Чарльза Диккенса «Повесть о двух городах » (1859 г.) и матриарха Вайолет Кроули из британской телевизионной драмы «Аббатство Даунтон 9».0006 (2010-15). Столкните персонажа, который открыт для опыта, с другим, который закрыт для опыта, и полетят искры.

Применяя модель «Большой пятерки» к персонажу Николь Кидман, Грейс Фрейзер, клиническому психологу, занимающемуся частной практикой, из сериала «: Исчезновение » (2020), ее наиболее привлекательные качества связаны с ее интроверсией, добросовестностью и эмоциональной стабильностью. Глубокий внутренний мир персонажа интригует, и вместе с ее силой характера и эмоциональной уязвимостью в ее поведении есть непредсказуемость, за которой хочется наблюдать. Нам дается ощущение, что она может хранить секреты и держать важные решения при себе. В сочетании с ее высокой добросовестностью очевидно, что она борется с чувством долга, чтобы поступать правильно со стороны своего сына, а также своего мужа, и что эти потенциально противоречивые мотивы разлучают ее. Жаль только, что сюжетная линия сериала не так хороша, как ее характеристика.

Потратьте время на то, чтобы узнать своего персонажа

Как писатель, если вы еще не ясно представляете своего персонажа в уме, попробуйте опираться на жизненные наблюдения. Независимо от того, сознательно ли вы рисовали своих персонажей на основе качеств окружающих вас людей, часто бывает полезно вернуться к наблюдениям из жизни, когда вам нужно больше деталей в персонаже, которого вы разрабатываете. Это может означать запись чьих-то манер, речевых моделей, конкретных слов, которые они используют, или даже событий, которые на них повлияли. Есть исследования о том, как черты Большой пятерки соотносятся с повседневным поведением — даже с тем, как люди ходят, и их физическим присутствием. Например, мускулистые, более физически внушительные мужчины, как правило, имеют более высокий балл экстраверсии — вы можете использовать такого рода ассоциации, чтобы вдохновить свое воображение, например, чтобы сделать свои изображения более реалистичными или более удивительными и необычными.

Другой вариант — попробовать создать своего персонажа или создать доску настроения из хедшотов, представляющих то, как вы их себе представляете. Не стесняйтесь использовать изображения актеров — изображения людей, которые вы нашли в Интернете, могут быть не менее полезными. Любопытно, что есть доказательства того, что мы можем точно оценить каждое измерение личности, кроме добросовестности, по нейтральному изображению лица человека; мудборд с фотографиями в голову может позволить вам визуально открыть для себя новые аспекты их личности, которые иначе вам было бы трудно идентифицировать.

Не торопись. Знакомство со своим персонажем — это, как правило, процесс, который требует много размышлений. Опубликованные романисты, принявшие участие в недавнем исследовании, проведенном Даремским университетом совместно с Эдинбургским международным книжным фестивалем, сообщили, что прошло некоторое время, прежде чем они начали воспринимать своих персонажей так, как если бы у них была независимая свобода воли, и чувствовать, что они оживают в их сознании. . Для некоторых писателей это может произойти только в середине их первого черновика.

Подумайте, как ваши читатели будут эмоционально взаимодействовать с вашим персонажем

Некоторые персонажи неотразимы, потому что мы сочувствуем их затруднительному положению или элементам их предыстории. Например, один из уже упомянутых персонажей, Милдред Хейс из Three Billboards Outside Ebbing, Missouri , вызывает у нас сочувствие, когда мы узнаем, что она борется за справедливость для своей дочери, которая была убита. Исследования показывают, что это происходит с большей вероятностью, если мы считаем персонажа хорошим или, по крайней мере, лучшим из плохих. Мы могли бы также восхищаться некоторыми из их качеств: личностные черты, связанные с высокой покладистостью, обычно нравятся другим, равно как и юмор и интеллект. Если нам нравится персонаж, мы более склонны болеть за него и сопереживать его ситуации. Чем больше мы сопереживаем персонажу, тем сильнее эмоции, которые мы обычно испытываем в ответ на его переживания. Однако мы также можем общаться с персонажами по другим причинам, кроме того, что они нам нравятся, например, если мы находим их интригующими. Эти персонажи могут быть импульсивными, вести себя непредсказуемо или особенно рискованно. С другой стороны, они могут лгать или хранить секреты, которые беспокоят и очаровывают нас. Если ваш персонаж не предлагает ничего из вышеперечисленного, маловероятно, что он надолго удержит интерес читателя.

Если ваш персонаж трансформируется, убедитесь, что эта трансформация правдоподобна.

Хотя наши личности обычно считаются стабильными и последовательными, лонгитюдные исследования, которые наблюдали за одними и теми же людьми на протяжении десятилетий, показали, что наши черты имеют тенденцию созревать на протяжении всей жизни. Средний человек станет немного более эмоционально стабильным и приятным в течение жизни, его добросовестность достигнет пика в середине жизни, а его экстраверсия и открытость опыту будут снижаться по мере взросления. Это усредненные эффекты, поэтому многие люди будут противиться этой тенденции, однако может быть полезно знать об общих закономерностях при изображении персонажа на протяжении всей жизни. Действительно, мы часто видим похожие дуги персонажей в художественной литературе, хотя обычно они сжаты в более короткий период времени.

Как и в реальной жизни, читатели будут ожидать, что персонажи изменятся под воздействием эмоционально напряженных жизненных событий, как положительных, так и отрицательных, потому что такие события дают людям ощущение смысла и идентичности. Возвращаясь к примеру с персонажем Милдред Хейс, убийство ее дочери мотивирует ее целеустремленное стремление к справедливости и дает ей смысл жизни. В то время как особенно травмирующие события оставляют у многих людей глубокие шрамы, другие могут процветать после очень стрессового события. В Теория всего (2014), биографический фильм о физике-теоретике Стивене Хокинге, есть предположение, что его диагноз с заболеванием двигательных нейронов заставляет его персонажа ловить каждый момент и жить полной жизнью. Можно сказать, что после получения диагноза неизлечимой болезни этот персонаж переживает посттравматический рост, когда люди сообщают, что находят новый смысл в своей жизни и имеют более близкие, более полноценные отношения.

Яркие моменты нашей жизни тоже могут изменить нас к лучшему. В детском классическом романе Тайный сад (1911) Фрэнсис Ходжсон Бернетт, жизнь 10-летней главной героини Мэри значительно обогатилась благодаря открытию ею одноименного сада. Она открывает ей глаза на мир и чувства окружающих. Исследования показывают, что именно эмоциональная интенсивность этих жизненных событий, как хороших, так и плохих, способна изменить нас. Таким образом, когда писатели рассказывают о таком мощном жизненном опыте, они не только драматичны, но и правдоподобны инициируют изменение характера.

Ключевые моменты – Как создать убедительных персонажей

  1. У традиционного подхода есть недостатки . Писателей обычно учат создавать сложных персонажей, но мало подробностей о том, как это сделать. Создание заслуживающих доверия, но удивительных персонажей — особая головоломка.
  2. Психология личности предлагает другой путь . Модель «Большой пятерки» из психологии личности обеспечивает всеобъемлющую основу для размышлений о характеристиках. Пять основных личностных аспектов лежат в основе характера и определяют то, как персонаж будет взаимодействовать с миром, относиться к другим, эмоционально воспринимать мир, справляться с обязанностями и даже говорить.
  3. Проведите аудит своего персонажа по измерениям Большой Пятерки . Великие истории начинаются со сложных персонажей. Убедитесь, что вы уловили эту сложность в своих персонажах, показав их поведение на подчертах, которые они наиболее ярко проявляют во всех пяти основных измерениях личности — экстраверсия, покладистость, невротизм, добросовестность и открытость опыту. Поскольку самые запоминающиеся персонажи незабываемы, потому что они разные, подумайте, чем ваши персонажи выделяются из толпы.
  4. Потратьте время на знакомство со своим персонажем . Это процесс, который требует много размышлений. Часто бывает полезно вернуться к наблюдениям из жизни, когда вам нужно больше деталей о персонаже, которого вы разрабатываете, например, его манеры, манера речи, определенные слова, которые он использует, или даже события, которые на него повлияли.
  5. Подумайте, как ваши читатели будут эмоционально взаимодействовать с вашим персонажем . Если нам нравится персонаж, мы более склонны болеть за него и сопереживать его ситуации. Чем больше мы сопереживаем персонажу, тем сильнее эмоции, которые мы обычно испытываем в ответ на его переживания.
  6. Если ваш персонаж трансформируется, убедитесь, что эта трансформация правдоподобна . Если вы покажете своего персонажа, выражающего различные черты в разное время без какой-либо последовательности, вашему читателю будет трудно понять, кто этот персонаж. И наоборот, нехарактерное поведение, которое имеет смысл, учитывая контекст и предысторию вашего персонажа, является наиболее показательным и привлекательным для чтения. Используйте эмоционально насыщенные жизненные события в качестве катализаторов изменений для трансформации вашего персонажа.

Узнать больше

Как заметила Э. М. Форстер, самые привлекательные персонажи не просто круглые или многомерные, они удивляют нас правдоподобно. «Большая пятерка» характеристик личности описывает последовательные паттерны мыслей, чувств и поведения, которые мы испытываем, когда чувствуем себя наиболее «подлинно», но в действительности, конечно, большинство людей демонстрируют довольно широкие вариации в своем поведении, которые часто проявляются быть противоречивыми и даже несовместимыми.

Таким образом, в то время как наши черты будут проявляться в долгосрочной перспективе, наши мысли, чувства и поведение также зависят от нашего настроения и эмоций, нашего социального контекста и наших внутренних целей. Большая часть согласованности, которую мы ощущаем в собственном поведении и в поведении других людей, то есть в том, что мы считаем своей и чужой личностью, зависит от ситуации. Экстраверты, которые обычно являются душой и душой компании в социальных ситуациях, вполне могут быть тихими и задумчивыми, когда этого требует работа, когда они расстроены или в плохом настроении. Интроверты, которым обычно наиболее комфортно в компании близкого друга, могут удивить себя на вечеринке, рассказывая истории и танцуя всю ночь напролет. Тем не менее, действовать не в соответствии с характером в течение любого периода времени может быть утомительно и редко случается в реальной жизни при отсутствии серьезного изменения личности, поэтому, хотя мы полностью поверим контрдиспозиционному поведению вашего вымышленного персонажа в одной или двух сценах. если это имеет смысл, учитывая социальный или эмоциональный контекст вашего персонажа, это будет неправдоподобно без достаточного обоснования, если оно будет поддерживаться слишком долго (события, которые реально могут вызвать долгосрочное изменение личности, включают черепно-мозговую травму, психологическую травму или серьезное жизненное событие, например, радикальное изменение карьеры).

Некоторые из самых интересных необычных поступков происходят, когда мы в опасности. В качестве вымышленного примера возьмем хакера мирового уровня, ставшую следователем, Лисбет Саландер из серии Стига Ларссона «Миллениум » (2005-19) и ее экранизации «» «Девушка с татуировкой дракона » (2009/2011). В своем наиболее аутентичном состоянии Саландер характеризуется как замкнутая и покорная, но при физической угрозе она становится не только чрезвычайно агрессивной, но и садистской. Чтобы сделать это поведение правдоподобным, важно, чтобы оно имело смысл, учитывая контекст и ее травмирующую предысторию как пережившей изнасилование. Не менее важно и то, что Саландер постоянно действует таким образом каждый раз, когда сталкивается с потенциальным мужчиной-агрессором. Мы понимаем ее действия как часть ее поведенческого репертуара. Существует реалистичная последовательность в том, как ее черты взаимодействуют с ее ситуацией.

Самые очаровательные персонажи черпают вдохновение из этих самых увлекательных элементов нашей человеческой натуры и продолжают раскрывать истины, о которых мы редко задумываемся. Они дают нам более глубокое представление о себе и об огромном разнообразии способов поведения в ситуациях, с которыми нам никогда не приходилось сталкиваться. Мы читаем, смотрим и взаимодействуем с персонажами не только для того, чтобы тронуться и развлечься, но и для того, чтобы учиться. Как мы могли бы реагировать в такой ситуации? Что бы мы сделали? Какие идеи мы можем извлечь из более пристального изучения такого рода характера, которые могли бы быть нам полезны, если бы мы столкнулись с кем-то похожим в нашей собственной жизни? Как может ощущаться эта ситуация? Как бы мы справились? Кому мы должны доверять? Самые чарующие персонажи уводят нас от нашего собственного опыта и предлагают другим настолько осязаемые вещи, что мы охотно отказываемся от нашей собственной реальности, чтобы погрузиться в фантазии их писателей. И это напоминает мне, что есть шоу, к которому мне действительно нужно вернуться, и мои собственные персонажи, которых мне нужно написать.

Ссылки и книги

Проведите аудит своего персонажа по Большой пятерке с помощью этого бесплатного теста личности.

Взвесьте достоинства и недостатки вашего персонажа на светлой и темной триадах личности. В то время как большинство людей больше склоняются к свету, более правдоподобные персонажи будут иметь равномерную смесь хороших и плохих качеств.

Узнайте больше об исследовании Эдинбургского международного книжного фестиваля/Даремского университета о том, как опубликованные авторы воспринимают своих персонажей как обладающих независимыми полномочиями, а затем попробуйте некоторые из упражнений по развитию характера, использованных в этом исследовании.

Создайте более правдоподобные трансформации персонажей, слушая этот подкаст с психологом Вибке Блейдорн о том, как наши личности меняются со временем.

Откройте для себя больше психологических инструментов, которые помогут развитию вашего персонажа, в моей книге «Наука написания персонажей: использование психологии для создания привлекательных вымышленных персонажей» (2020). Он включает главы о создании персонажей с использованием измерений Большой пятерки, о том, как личность влияет на диалог, о создании второстепенных персонажей с динамичными отношениями, трансформации персонажей, мотивах и эмоциях.

Узнайте больше о нейробиологии, лежащей в основе написания персонажей и разработки сюжетных линий, в увлекательной книге Пола Джозефа Гулино и Конни Ширс «Наука сценарного мастерства: нейробиология, стоящая за стратегиями сторителлинга » (2018).

Если ваши интересы больше связаны с психоаналитическими подходами к развитию персонажей, прочитайте познавательную книгу Уильяма Индика «Психология для сценаристов » (2004), которая в равной степени применима и к романистам.

Ищите книгу Be Who You Want: Unlocking the Science of Personality Change (май 2021 г.) редактора Psyche Кристиана Джарретта, чтобы узнать больше о том, как ваши персонажи могут трансформироваться.

Психология персонажей

Писательская отношения со своими персонажами — фундаментальный компонент успешного история. Сила этих персонажей многое говорит об истории и о том, как они взаимодействовать с другими персонажами, но, что более важно, важно сосредоточиться на мотивов за тем, что они делать и почему.

психология персонажей не в том, чтобы делать наброски персонажей. Характер набросок — это, в двух словах, характеристика — мелочи, которые делают ваш характер многомерный, такой как цвет их волос, их глаз, кожи, какой у них рост, их чувство моды, их национальность, их убеждения, симпатии и антипатии, недостатки и так далее. Черты характера делают характер. Это не скажи нам почему они так себя ведут.

Таким образом, психология характеров уходит гораздо глубже, чем просто симпатии и антипатии и т. д. Речь идет о том, что действительно движет персонажем и, следовательно, история. Все хорошо, когда у персонажа много узнаваемых черт. черты характера и так далее, но это ничего не значит, если ему или ей не хватает предметы первой необходимости, которые приводят этого персонажа к акт в первую очередь.

Есть определенные элементы, которые обеспечивают строительные блоки для персонажа физиологический состав, и с точки зрения простого сюжета они изложены ниже:

Мотивация — Каждый главный герой должен иметь мотивация. Другими словами, это означает, что в конечном итоге существует конкретная цель. достигать. Мотивация — это то, что движет персонажем.

При нажатии люди способны на многое; вещи, которые иногда «из характер’. Мы мотивированы многими вещами — многими влияниями, опытом или ситуации, и мы действуем в соответствии с ними.

Первичная цель создается, чтобы выяснить, почему персонаж отправляется в свое путешествие. у главного героя будет основная цель, которую ему или ей нужно будет достичь к концу рассказа. Эта цель может быть любой, но она должна быть достигнута, что бы ни случилось, поэтому стимул сильный и ощутимый.

Если есть нет главной цели, нет истории. Могут быть и другие цели – это считаться второстепенными целями, и опять же важно, чтобы такие цели были достигнуты заключением рассказа, потому что, если они удовлетворительно закрыты, в чем был бы смысл рассказа?

Через В ходе попыток достичь этой цели персонаж пройдет ряд действия и реакции, в основном из-за сочетания препятствий, которые нужно преодолеть — намеренно размещены на пути главного героя, чтобы остановить его или ее достижение главной цели — и возникающий в результате конфликт, который она создает.

Действия и Реакции – действия персонажа как история разворачивается, являются важным показателем его или ее психологии. Как уже упоминалось выше, действия и реакции обычно происходят через конфликты. Другими словами, мотивация, необходимость достижения этой цели, препятствия на пути, который должен преодолеть все, привести вашего главного героя к действиям и реакциям, в зависимости от ситуация и люди.

Если кто-то что-то украдет у вас, то, скорее всего, вы отреагируете определенным образом, или если кто-то угрожает вам или нападает на вас, вы будете действовать или реагировать в некотором роде. То, как мы действуем и реагируем, зависит от нашей личности. Это не отличается от причина и эффект .

Другое фактором, который следует учитывать, является прошлое. То, что произошло в прошлом, часто заставляет нас в настоящее время. Он служит основой для поведенческих черт, поэтому определенные действия и реакции персонажей.

Итак, мотивация, основная цель и действия, предпринимаемые персонажем во время история играет неотъемлемую роль в понимании и развитии психологии ваших главных героев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *