Характер типология характера акцентуации характера: 15. Типология характеров. Понятие об акцентуации характера.

Характер типология характера акцентуации характера: 15. Типология характеров. Понятие об акцентуации характера.

Содержание

15. Типология характеров. Понятие об акцентуации характера.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический. атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми, накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3.

Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций.

Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая.

Явная акцентуация. Наличие довольно постоянных черт определенного типа характера, что не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, могут наступать временные отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении трудно бывает составить четкое представление о типе характера. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, которые предъявляют повышенные требования.

понятие, типология, этапы формирования характера личности » Страница 2

1.2 Типология характера

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей.

Основные из них следующие:
а) характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый;
б) те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров;
в) большая часть людей, в соответствии с этой типологией, может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека:
астенический;
атлетический;
пикнический.

Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела, средний или выше среднего рост. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификаторы характеров строились в основе на описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: «при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип — подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума. Любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями и педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проводят.

Подростки гепертивного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип — характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип — этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно обороненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузится в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип — этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип — ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, азартных и подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях, отчего часто производят впечатление замкнутости. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности в общении со сверстниками, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга. Они разборчивы в выборе друзей, обнаруживают большую привязанность к дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип — такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальных развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают сильны только на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.

7. Шизоидный тип — его наиболее существенной чертой является замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят. 8. Эпилептоидный тип — эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, — любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть постами, дающими в руки власть, установить диктат над другим.

8. Истероидный тип — главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позёрству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью. Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

9. Неустойчивый тип — его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

10. Конформный тип — данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть, как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.

Психопатия (от греч. psyche — душа и pathos — болезнь) — патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный характер, проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида. Реакция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с реакциями психопата теснее связаны с психотравматическими факторами, при этом сохраняется определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не существует.

Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики. По сути дела, о нормальном «идеальном» человеке нельзя сказать, какой у него характер, т. к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия.

Нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что наблюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой — душевнобольным и т. п. Исходя из того, что в нерезкой форме, те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты. Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.

1.3 Черты характера

Характер — это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.

1) Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им — леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д.И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком».

2) Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности».

3) В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка — это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина.

4) Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность — одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.

5) Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

По волевой активности характеры подразделяются на:
а) сильные;
б) слабые.

Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.

Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И.П. Павлов подчеркивал, что человек — это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

положительных и отрицательных сторон личности

Характер человека — самый распространенный термин в психологии в быту… «Какой характер!» — говорит о трудном ребенке даже человек, далекий от психологии. Для него характер является синонимом слов «свойство», «признак». И это определение характера недалеко от истины.

В переводе с греческого этот термин означает «линия», «знак», «предзнаменование». Для нас характер – это совокупность более или менее постоянных психических характеристик человека, определяющих его поведение и отношения в обществе. То есть это образ жизни и поведения.

Человеческие черты.

Любой характер можно описать по его основным признакам, то есть детерминантам, которые помогут объяснить поведение конкретного человека в той или иной ситуации. Психологи выделяют четыре определяющие черты характера:

  1. Отношение к другим людям (вежливость, общительность, грубость, грубость, презрение и др.).
  2. Отношение к работе (усидчивость, добросовестность, трудолюбие, настойчивость, ответственность, пассивность, лень и др.).
  3. Отношение к себе (гордость, скромность, самокритичность, застенчивость, заносчивость, эгоизм, гордыня, себялюбие и др.).
  4. Отношение к вещам
    (бережливость, аккуратность, небрежность, неряшливость и др.).

Основными чертами характера при его изучении являются первые два типа черт, то есть отношение к людям и отношение к труду. Эти черты характера называются стержневыми или центральными. Тут можно дать простое объяснение: вашему начальнику в первую очередь важно, как вы выполняете свою работу и ладите с коллегами, а любите ли вы себя и повесите штаны в шкаф, когда приходите с работы домой, он это делает. не волнует. Пример, конечно, грубый, но первые два типа черт наиболее важны для социальной психологии и обществознания.

Характер и темперамент.

Темперамент — это основа формирования личности характера. В отличие от темперамента характер может меняться со временем, но он все равно будет опираться на темперамент как на основу. Проще говоря, темперамент — это фундамент, на котором строятся разные типы характера, а потом что-то сносят и перестраивают.

Динамические черты характера напрямую зависят от темперамента. Например, сангвиники и холерики всегда будут более общительны, чем флегматики и меланхолики. Некоторые свойства темперамента способствуют развитию определенных черт характера, а некоторые подавляют.

При воспитании ребенка и формировании его характера нужно читать свойства его темперамента, так как при неправильном воспитании в характере могут выползти отрицательные черты темперамента. Для получения более подробной информации см. главу Темперамент.

Акцентуация характера.

Акцентуация характера — термин, который нельзя не учитывать при рассмотрении черт характера. Это понятие в психологии означает усилие (акцентирование) тех или иных черт до предела. При самом негативном раскладе акцентуация может перейти в психическое расстройство (не путать с расстройством личности, которым акцентуация и является).

Чаще всего акцентуация как расстройство личности носит временный или периодический характер. Примером может служить подростковый криз, или предменструальный синдром, когда раздражительность усиливается и выходит на первый план. Не стоит серьезно относиться к акцентуации, нужно просто свести к минимуму неблагоприятные факторы, ее вызвавшие.

В отличие от темперамента, характер не имеет четко определенных типов или типов. Есть понятия, которыми мы можем охарактеризовать кого-либо, но это будет характеристика только одной конкретной черты: трудоголик, лентяй, альтруист, жадина, социопат, весельчак и т. д. Поэтому для того, чтобы более или менее точно описать характер человека, вам потребуется не менее четырех таких определений, каждое по определенному типу черт характера.

Говоря о таком понятии, как «характер человека», большинство из нас имеет в виду реакцию человека на те или иные события в его жизни, а также окружающих его людей. На самом деле это понятие намного сложнее. Сегодня вы узнаете об особенностях человеческого характера, его основных типах и особенностях.

Понятие, проявление характера

Понятие «характер» в психологической терминологии подразумевает (в переводе с греческого — «отпечаток») совокупность личностных особенностей человека, которые формируются в процессе взросления и ярко проявляются в жизни человека (как личной, так и общественной). В результате формируется устойчивое и единообразное поведение в определенных ситуациях.

На самом деле не все психологические характеристики личности можно считать постоянными чертами ее характера. Простой и яркий пример: человек в достаточно стрессовой ситуации показал себя грубым и несдержанным. Означает ли это, что такое поведение свойственно ему в силу этой натуры? Нисколько. Только регулярное проявление такого поведения может говорить о черте характера.

Основу характера человека составляет его нервная деятельность, точнее ее тип; динамика его проявления — окружающая среда.

Существует множество глубоких определений и расшифровок совокупности понятий, входящих в слово «персонаж». Говоря простым языком, под характером человека чаще всего понимают:

  • систему устойчивого типа поведения, формирующего тип личности;
  • грань между внутренним миром человека и внешним миром, в котором он живет, или способ приспособления личности к окружающей среде;
  • четко выраженная система поведенческих реакций человека на определенные раздражители.

Следует отметить, что характер нельзя назвать полностью сформированным, пока человек живет, растет и развивается. Формирование характера человека напрямую зависит от особенностей его образа жизни, к которым относятся не только физический уход, но и духовный: мысли, чувства, мотивы и т. д.

Характер человека по своему содержанию представляет собой сложные отношения между общественным влиянием и ориентацией личности, состоящей из духовных/материальных потребностей, убеждений, интересов и т. д.

Черты характера

Стоит отметить, что формирование характера непосредственно происходит под влиянием определенных социальных подгрупп, к которым принадлежит человек (например, семья, друзья, трудовой коллектив и т. д.). В зависимости от того, какая из групп является доминирующей для человека, в нем будут развиваться такие черты характера. Кроме того, значительную роль в этом процессе будет играть положение индивида в группе и степень его взаимодействия с ней.

В целом можно выделить несколько групп черт характера в зависимости от взаимоотношений человека с окружающим миром:

  1. Отношение человека к другим лицам. Это подразумевает восприятие индивидом собственной семьи, коллег, друзей, просто незнакомых людей. Здесь проявляется стремление человека к активному общению и, соответственно, сопутствующие этому стремлению черты характера, такие как уважение к другим, коллективизм, чуткость, доброта по отношению к другим. Возможно и обратное проявление – стремление к ограниченному общению и, соответственно, связанные с ним черты – бездушие, сдержанность, презрение к другим и т. д.
  2. Отношение человека к собственной работе, достижениям. Как и в предыдущем случае, человеку свойственно проявлять кардинально разные эмоции по отношению к собственной работе. Все зависит от его характерных черт: трудолюбие, креативность, организованность, ответственность — при положительном отношении к собственному делу, а лень, непорядочность, неаккуратность и т.д. — при отрицательном/безразличном отношении к работе.
  3. Отношение человека к себе. Важным компонентом в характере является собственное «Я» человека. Отсюда вытекают такие черты характера, как самоуважение, гордость (здоровое чувство), скромность или противоположные черты характера: самомнение, заносчивость, обидчивость, эгоизм.
  4. Отношение человека к вещам. Здесь все просто: человек либо заботится о состоянии своих (и не только) вещей (аккуратность, бережное обращение), либо нет (невнимательность, небрежность и т.
    д.).

Взаимосвязь характера и темперамента

Многие ошибочно полагают, что темперамент человека по своей сути родственен характеру и поэтому отождествляют эти два понятия. В научном сообществе официально приняты 4 основных взгляда на взаимодействие характера и темперамента:

  • Идентификация (характер и темперамент считаются равнозначными).
  • Противопоставление понятий, подчеркивание принципиальной разницы между ними.
  • Признание темперамента частью характера, иногда даже его сердцевиной.
  • Признание темперамента реальной основой развития характера.

Несмотря на кардинально разные научные взгляды на понятие характера и темперамента, можно выделить их общую зависимость от физиологических особенностей человека, а именно особенностей его нервной системы. Также стоит отметить, что темперамент в большей степени связан с нервной системой человека, поэтому фактически является основой характера. Темперамент оказывает решающее влияние на формирование таких качеств, как уравновешенность, адекватное восприятие той или иной ситуации, спокойствие реакции и др.

Тем не менее темперамент еще не является определяющим фактором в формировании характера. Так, довольно частым явлением считается формирование кардинально другого характера при том же темпераменте.

Основные типы характера

Существует множество различных теорий, согласно которым характер человека можно разделить на несколько типов. Вот некоторые из наиболее распространенных в научном сообществе.

Типы характера по Кречмеру

По мнению известного немецкого психолога Кречмера, все живущие на Земле индивидуумы относятся к одной из трех основных групп/типов характера (основную роль в определении человека по тому или иному типу играют его физиологические данные ):

  • Астеники. Люди худощавого телосложения с тонкими длинными руками и ногами, слабой грудной клеткой. Чаще всего у людей из этой группы слабо развита мускулатура. Психологически этот тип соответствует шизотимическому типу характера: люди с таким типом характера отличаются замкнутостью, упрямством, плохой адаптацией к изменениям в окружающей среде.
  • Легкая атлетика. Люди довольно сильные, с хорошо развитой мускулатурой. Этому типу соответствует иксотимический тип характера: людям с этим типом характера свойственны спокойствие, практичность, сдержанность, властность и т. д.
  • Пикники. Люди достаточно плотные или даже имеют лишний вес, голова крупная, шея короткая, лицо с мелкими чертами лица. Соответствующий тип характера – общительность, эмоциональность, быстрая адаптация к новым условиям.

Классификация характеров по Карлу Густаву Юнгу

Известный психиатр и психолог из Швейцарии создал простую, на первый взгляд, но довольно глубокую классификацию характеров, поскольку речь идет о взаимодействии сознательного с бессознательным. Итак, К.Г. Юнг выделял три основных типа характера: экстраверт, интроверт, амбоверт.

Таким образом, реакции и деятельность экстраверта во многом зависят от внешних впечатлений от событий, людей и т. д. Для интроверта все наоборот: он во многом руководствуется собственными переживаниями, чувствами и т. д.

Экстраверты общительны люди, приятные собеседники, открытые, веселые, имеют большое количество друзей. Они всегда стараются брать от жизни все, мало заботятся о собственном здоровье

Интроверты, напротив, особый тип людей, которых довольно сложно понять. Он всегда замкнут, малообщителен, стремится все анализировать, довольно мнителен, имеет мало друзей.

Ну, и, наконец, амбиверт — это человек, вынесший, так сказать, все лучшее из первых двух типов. Этот человек — прекрасный аналитик с тонкой душой, склонный к периодическим «приступам» одиночества и в то же время способный «расшевелить» большую компанию своим остроумием, юмором и харизмой.

Типы характеров по Гиппократу

Гиппократ считается основоположником одной из ключевых теорий о природе человека. Правда, в далекой древности под созданной им типологией темперамента понималась, скорее, физическая составляющая человека. И только пару веков назад разработанную им концепцию четырех темпераментов стали изучать с психологической точки зрения.

Итак, существует 4 основных типа характера/темперамента:

  • Холерик; довольно страстный, вспыльчивый, иногда агрессивный человек, которому достаточно сложно контролировать свое эмоциональное состояние и реакции на раздражающие внешние факторы. Для холерика характерны частые вспышки гнева, перепады настроения и другие резкие изменения в поведении. Быстро расходует энергию, истощая запас сил.
  • Сангвиник. Очень подвижный и жизнерадостный человек, для которого, как и для холерика, характерны резкие перепады настроения, но в то же время быстрая и устойчивая реакция на внешние факторы. Сангвиник – продуктивный и целеустремленный человек.
  • Флегматик. Человек очень сдержан, практически не проявляет эмоций. Нетороплив, обладает уравновешенной психикой, настойчив и упорен в работе.
  • Меланхолик. Очень впечатлительный и легко ранимый человек, остро переживающий собственные неудачи. Реагирует на внешние раздражители достаточно остро.

Вот, пожалуй, и все, что вам следует знать о характере человека, его основных типах, особенностях и проявлении в окружающем мире. Из всего вышеперечисленного можно сделать простой вывод: каждый человек очень индивидуален, личность сложна, многогранна и необычна.

В социальной жизни общества и отношений.

Каждый человек обладает особыми качествами и чертами характера. Невозможно найти двух абсолютно одинаковых мужчин или женщин. Описание характера людей строится из их поступков, влияющих на всю жизнь.

Характер и зависимость от телосложения

Э. Кречмер, известный немецкий психолог, определил, что поведение человека напрямую зависит от его телосложения. Он собрал описания примеров, чтобы поместить их в три основные группы.

  1. Астеники — люди с неразвитой мускулатурой, довольно худощавые с небольшой грудью. У них вытянутое лицо и длинные конечности. Психолог объединила всех таких людей в группу шизотимиков. Зачастую это очень упрямые люди, им трудно приспособиться к меняющимся условиям окружающей среды. Они очень замкнуты и склонны страдать шизофренией с тяжелыми психическими расстройствами.
  2. Пикники это люди склонные к полноте. Для них характерно круглое лицо, короткая шея и небольшой рост. Эти люди попали в типологическую группу по характеру циклотимиков. Это общительные люди, очень эмоциональные и склонные к быстрой адаптации к незнакомым условиям. При психологических расстройствах впадают в депрессию.
  3. Спортсмены — имеют атлетическое телосложение, крупную грудь и высокий рост. Кречмер относил спортсменов к иксотимикам — неэмоциональным личностям, властным и не любящим перемен. Тяжелый психологический стресс может легко привести к эпилепсии.

Это описание дал немецкий психолог. Теперь смело подходите к зеркалу и делайте выводы, применима эта теория к вам или нет.

Влияние темперамента на характер

Темперамент – это характерная жизненная энергия человека, определяющая отношение к жизни. Часто трудно найти человека, у которого есть только один показатель темперамента. Как правило, у людей смешанные темпераменты, но зная их, можно легко составить описание характера человека, примеры приведены ниже:

  • Сангвиник — подвижный человек, для которого характерна регулярная смена настроения. Он очень быстро реагирует на все события в своей жизни. Неудачи и негативные моменты воспринимаются легко, без депрессии и разочарования. У такого человека развита мимика, а также он полностью отдается работе, если она ему интересна.
  • Холерик — очень яркая и взволнованная личность, живо реагирующая на жизненные события. Он может быстро разозлиться и в то же время почувствовать упадок сил. Такой человек быстро загорается новыми идеями, но так же легко и теряет интерес.
  • Меланхолик – это человек, который все принимает близко к сердцу. При этом он очень впечатлителен, его легко довести до слез.
  • Флегматик — человек, скупающий эмоции. Вся жизнь такого человека сбалансирована и полна стабильности. Таких людей ценят во многих фирмах, так как они отличаются настойчивостью и высокой работоспособностью.

Формирование характера личности

Описанием характера людей занимались многие психологи. Но когда формируется этот самый характер и можно ли его изменить? Характер проявляется в очень раннем возрасте. К пяти годам у ребенка формируются черты характера, которые практически невозможно изменить.

В младших классах в приоритете остается мнение родителей и учителей, но после 14 лет происходит целый психологический взрыв. Подросток наглядно демонстрирует свое мнение о жизни, формируя характер. На формирование явно повлияли средства массовой информации. В этот период легко навязать неправильные политические взгляды и вырастить сторонника какого-либо движения. К 20 годам формируется личность человека, к 50 годам начинается перелом. Происходит перестановка приоритетов, появляется так называемая мудрость.

Внешность и характер человека

А характер человека является важным стилистическим приемом для писателей. Это дает нам полное представление о герое. Мы видим его положительные и отрицательные черты, формируется отрицательный или положительный характер.

Описание характера людей очень важно для раскрытия серийных преступлений — специалисты начинают с повторяющихся действий, характерных для маньяка. При этом создается точный портрет личности и даже появляется возможность прогнозировать действия преступника.

Если важно сделать подробное описание человека, черты характера являются значимым показателем. Особенно в таких областях, как политика, журналистика. Нужно уметь охарактеризовать способности человека по внешности, ведь настоящий характер не всегда проявляется сразу.

Прежде чем приступить к классификации и перечислению черт характера человека, необходимо понять, какой смысл и понятие вкладывается в этот термин. В переводе с греческого «характер» означает отличие, знак или предзнаменование. Личность каждого человека многогранна и в каждом переплетается большое количество личностных свойств, определяющих поведение человека в той или иной ситуации. Кто они такие?

Классификация черт личности

Условно основные черты характера делятся на три основные группы.

Первый характеризует эмоции, второй характеризует волю, а третий характеризует интеллект. Также существует деление по направлению воздействия.

В первую очередь для этого характерно отношение к внешней среде — обществу и окружающим людям.

На втором месте — отношение к собственной персоне, и на третьем — к деятельности, то есть труду и обучению.

Эмоциональная группа, включающая такие черты, как агрессивность, апатичность, артистичность, вспыльчивость, впечатлительность, добродушие, жизнерадостность, замкнутость, импульсивность, капризность, любвеобильность, меланхоличность и другие формируются еще в раннем детстве, когда психика ребенка переживает этап образования под влиянием множества различных факторов.


Волевые черты характера приобретаются на протяжении всей жизни — это сила, мужественность, напористость, находчивость, навязчивость, рассудительность, педантичность, преданность и др. К интеллектуальной группе относятся проницательность, рациональность, благоразумие, самостоятельность, смекалка, интеллигентность , интеллект, честность и т. д.

Решающее значение здесь имеет природная предрасположенность, на которую влияют наследственные гены и темперамент.

Однако нельзя сбрасывать со счетов и среду ребенка: правильнее было бы сказать, что она играет в формировании личности ту же роль, что заложена природой.

Малыш взрослеет, приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром и набор положительных и отрицательных качеств личности. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни и список уже имеющихся черт характера постоянно пополняется новыми чертами личности. И если сначала этот процесс происходит неосознанно, рефлекторно, то позже, когда человек осознает свои действия, он уже может сделать выбор. Этот осознанный выбор открывает возможности для трансформации характера, то есть личностного роста.

Основные черты характера

Сегодня список черт характера состоит из нескольких сотен различных определений.


В одной и той же личности можно найти очень разные комбинации. Но в целом черты личности, существующие сегодня, делятся на положительные и отрицательные.

Однако нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что это плохая черта характера, а это хорошая.

Например, авантюризм можно назвать как отрицательной чертой, так и положительной, в зависимости от того, какое влияние она оказывает на поведение человека.

Если он чрезмерно и бездумно увлечется различными авантюрами непонятного характера, то это, скорее всего, до добра его не доведёт.

Здоровый авантюризм, присущий успешному бизнесмену, позволяет ему двигаться вперед, инвестировать в перспективные проекты и процветать. Или, например, зависть. Все скажут, что эта черта крайне негативна.

А ведь психологи говорят, что это двигатель прогресса, заставляющий людей стремиться вперед и достигать большего, чем другие. В большинстве случаев стоит говорить об определенных наборах свойств, которые в зависимости от текущей ситуации могут оказывать большее влияние на человека. Но с социальной и нравственной точки зрения их всех можно разделить на положительные и отрицательные.

Отрицательные черты характера

Вот некоторые из них:



К отрицательным чертам личности относятся грубость, хвастовство, фамильярность, угрюмость, тщеславие, упрямство, стервозность, заносчивость, распущенность и др.

5 Список положительных черт личности

Вот некоторые из них:



К положительным качествам человека относятся кротость, искренность, заботливость, доверчивость, самообладание, вежливость, благородство, аккуратность и др.

Личностные качества человека Сложные, биологически и социально обусловленные компоненты личности. Собрав воедино все личностные качества человека, можно получить его полный психологический портрет.

Черты личности обычно делят на положительные и отрицательные… Что это за качества и может ли человек состоять только из положительных качеств?

Черты личности выражают особенности психических процессов, состояний и свойств человека, черты его характера, особенности темперамента, специфику поведения, взаимодействия с другими людьми, окружающей средой, самим собой, то есть все индивидуально-психологические особенности человека человек. Кроме того, личностные качества человека включает знания, навыки и способности, которыми он обладает.

Существует множество классификаций черт личности и еще больше типологий личности, основанных на этих классификациях. Психологов всегда интересовала тайна человеческой личности и они пытались разложить ее «по полочкам».

Но зачем обычному человеку (не профессиональному психологу) знать о том, что такое личностные качества? Дело в том, что знание порождает самосознание, увеличивает осознание … Человек , знающий , какие существуют черты личности , может определить их дома , а затем обозначить пути и направления работы над собой .

Также, зная о чертах характера, можно больше узнать о людях вокруг , научиться правильно строить и поддерживать отношения.

Первый этап отношений любого рода предполагает знакомство друг с другом, что, по сути, является выяснением личных качеств. Когда вы впервые встречаетесь с двумя людьми (будь то собеседование при приеме на работу или первое свидание мужчины и женщины), всегда есть нужно знать что за человек перед вами. Не зря в резюме требуется указать не только свой опыт работы и основные данные, но и перечислить личные качества, знания, навыки и умения.

Итак, если вам необходимо знать свои личностные качества, чтобы понять, как дальше развивать свою личность, то знание личностных особенностей другого человека важно постольку, поскольку позволяет определить совместимость с ним и предположить, какой отношения могут развиваться.

Положительные черты личности обычно сохраняются, укрепляются и развиваются, а отрицательные люди пытаются исправить, изменить или искоренить.

А вот разделение черт личности на положительные и отрицательные условное ! В ее основе лежат общепринятые правила и нормы морали и нравственности. Следует понимать, что такая тонкая материя, как личность человека, на самом деле не может быть разложена на «черное» и «белое».

Черты личности, которые принято называть отрицательными, не являются абсолютными, а относительно отрицательных, как и положительных качеств. Например, в ситуации, когда нужно постоять за себя, агрессивность (которая считается отрицательной чертой) становится необходимой и просто необходимой.

Личностные качества человека могут быть как врожденными так и приобретенными … Те или иные черты личности вырабатываются либо под влиянием среды и общества ( воспитание ) либо являются следствием самовоспитания .

Многие качества, черты, особенности поведения, способности, навыки человек в себе может как развить, выработать, так и искоренить .

Конечно, есть такие черты личности, которые практически не поддаются изменению, но тем не менее не стоит навешивать «ярлыки» (ни на себя, ни на других)!

Человек всегда может если не кардинально измениться, то хотя бы научиться компенсировать одни свои качества развитием других.

Отрицательные качества человека , нежелательные и требующие исправления, все вместе составили бы не просто большой, а огромный список. Поэтому ниже перечислены лишь некоторые из них:

Все эти черты личности порождают соответствующее поведение Итак, лживый человек лжет постоянно и всем, ленивый и нерадивый человек не спешит делать работе, а безответственный человек постоянно подводит себя и других.

Наличие того или иного отрицательного качества портит жизнь самому человеку и/или другим людям, но в любом случае это не приговор … Работая над собой, можно улучшить качество своей жизни, отношений с окружающими, стать счастливее.

Положительные качества человека

Список положительных качеств человека так же бесконечен, как и список отрицательных. Пожалуй, наиболее почитаемы и приветствуются такие положительных качества , как:

Эти положительные качества порождают соответствующие умения и навыки : умение дружить, любить, учиться, творить, работать и так далее.

В статье « » вы найдете еще один информативный список положительных качеств личности.

Как видите, как в список отрицательных качеств человека, так и в список положительных входят не только те качества, которые выражают отношение человека к другим людям и обществу, но и к себе, работе, вещам, мир в целом. Все потому, что личностные качества человека проявляются во всем : от того, кем он работает, до того, какие цвета предпочитает в одежде.

Редко можно встретить человека, в личности которого присутствуют только положительные человеческие качества. Но есть немало людей, в структуре личности которых преобладают таких качества.

В любом человеке всегда есть условно-отрицательные черты личности, над которыми стоит работать, но их наличие должно быть не проблемой, а стимулом для развития и роста.

Сделать так, чтобы негатива было меньше, а позитивные черты характера преобладали, каждый может сделать !

В каком направлении Вам чаще всего приходится работать над собой?

7 Структуры повествования, которые должны знать все писатели

Ничто не делает сложную задачу написания романа более достижимой, чем принятие структуры повествования, которая поможет вам построить повествование.

Хотя использование уже существующего плана может заставить вас беспокоиться о том, что в конечном итоге получится шаблонная, предсказуемая история, вы, вероятно, сможете проанализировать большинство своих любимых книг, используя различные повествовательные структуры, которые писатели использовали в течение десятилетий (если не столетий)!

В этом посте будут представлены семь различных структур повествования, которые любой писатель может использовать для создания захватывающего повествования. Но сначала…

Что такое структура повествования?

Структура рассказа, также известная как структура повествования, представляет собой порядок, в котором события организованы в начале, середине и конце романа. Структура рассказа напрямую влияет на то, как разворачивается сюжет и как его движущие силы (персонажи, препятствия, сеттинг и т. д.) представляются читателю.

Жестко контролируемая структура повествования приводит к получению ответов на все вопросы читателя, обеспечивает кульминацию, за которой следует развязка и информация в конце истории, способствует развитию персонажей и разрешает любые центральные конфликты. Другими словами, хорошая структуризация сюжета создает удовлетворительный повествовательный опыт, который достигает целей автора.

Структура помогает писателям установить связь между «вещами, которые происходят» и «вещами, которые имеют значение». История о двух совершенно разных влюбленных людях также может быть о ценности компромисса. Счет человека, ограбившего банк, может стать экзаменом на жадность, лояльность или провал американской мечты.

Писатели могут обратиться к теории истории и структуре повествования всякий раз, когда их история просто не работает ; когда они чувствуют, что их письмо неудобно, бесцельно или, что хуже всего, скучно. Писательство — это искусство, но если есть какая-то часть ремесла, которая ближе к науке, то это она. Станьте мастером построения сюжета, и весь мир будет у ваших ног.

Базовая структура рассказа

Когда люди обсуждают разные структуры рассказа, они часто говорят о разных схемах, используемых для анализа рассказов. Когда вы сводите их все к минимуму, у всех историй есть определенные общие элементы.

  • Статус-кво. Главный герой живет своего рода «нормальной жизнью», но имеет большее желание или цель. Обычно это первая часть истории, но не всегда.
  • Подстрекательский инцидент. Это событие, которое иногда называют катализатором, приводит историю в движение, вынуждая главного героя выйти из зоны комфорта.
  • Восходящее действие. Главный герой преследует свою цель и проходит испытания на своем пути.
  • Момент, когда все потеряно. Главный герой считает, что потерпел неудачу.
  • Разрешение. Главный герой а) получает то, что хочет, б) не получает того, чего хочет, или в) не получает того, чего хочет, но понимает, что у него есть нечто более важное.

Все это общие «биты» для большинства историй. Эти моменты легче увидеть в жанрах с более высокими ставками (например, в военном триллере), но вы найдете их практически в любом типе истории.

Даже в таком, казалось бы, легком, как деревенский роман, будет нарастающее действие, поскольку наши герои неуверенно влюбляются, и момент, когда все потеряно, когда кажется, что они никогда не будут вместе (прежде чем они неизбежно это сделают). Без этих шагов не будет конфликта и, следовательно, не будет истории — просто серии событий, которые будут изо всех сил пытаться заинтересовать читателя.

Семь структур повествования, которые должен знать каждый писатель

Теперь, когда мы определили наиболее важные компоненты повествования, давайте рассмотрим семь самых популярных структур повествования, используемых писателями, и то, как они используют эти компоненты.

  1. Пирамида Фрейтага
  2. Путешествие героя
  3. Структура из трех актов
  4. Круг историй Дэна Хармона
  5. Кривая Фихте
  6. Бюллетень «Спасите кошку»
  7. Структура истории из семи пунктов

1. Пирамида Фрейтага

org/ImageObject»> Пирамида Фрейтага, названная в честь немецкого романиста и драматурга XIX века, представляет собой драматическую структуру из пяти пунктов, основанную на классических греческих трагедиях Софокла, Эсхила и Еврипида.

Структура
  • Введение. Статус-кво установлен; происходит провоцирующий инцидент.
  • Подъем или восходящее действие. Главный герой активно преследует свою цель. Ставки повышаются.
  • Климакс. Точка невозврата, из которой главный герой больше не может вернуться к прежнему положению.
  • Вернись или пади. После кульминации нарастает напряжение, и история неизбежно движется к…
  • Катастрофа. Главный герой доведен до крайней точки. Их самые большие опасения сбылись.

Эта структурная модель реже используется в современном повествовании, отчасти из-за ограниченного интереса читателей к трагическим повествованиям (хотя и сегодня в популярной литературе можно встретить несколько трагических героев). По большому счету, коммерческая литература, фильмы и телевидение увидят, как главный герой преодолевает свои препятствия, чтобы добиться небольшого успеха. Тем не менее, по-прежнему полезно понимать пирамиду как фундаментальную структуру западной литературы — и вы все еще будете время от времени видеть ее в самых депрессивных современных сказках.

Чтобы узнать больше, прочитайте наше полное руководство по Пирамиде Фрейтага.

2. Путешествие героя

Вдохновленный концепцией Джозефа Кэмпбелла о мономифе — модели повествования, которая повторяется в мифологии во всем мире — «Путешествие героя» является сегодня самой известной структурой повествования. Некоторые приписывают его популярность Джорджу Лукасу, чей « Звездные войны » находился под сильным влиянием « Герой с тысячей лиц» Кэмпбелла .

Люк Скайуокер, тысячеликий герой. (Изображение: Лукасфильм)

Первоначальная структура Кэмпбелла использует терминологию, которая хорошо подходит для эпических историй о храбрости и триумфе — с такими сюжетными точками, как «Чрево кита», «Женщина как соблазнительница» и «Волшебный полет». Чтобы сделать «Путешествие героя» более доступным, исполнительный директор Disney Кристофер Воглер создал упрощенную версию, которая стала популярной среди основных рассказчиков.

Здесь мы рассмотрим упрощенную 12-шаговую версию «Путешествия героя» Фоглера.

Структура
  1. Обычный мир. Повседневная жизнь героя налажена.
  2. Зов приключений. Иначе известный как подстрекательский инцидент.
  3. Отказ от вызова. Какое-то мгновение герой не хочет принимать вызов.
  4. Встреча с Наставником. Наш герой встречает кого-то, кто готовит его к тому, что его ждет впереди, — возможно, родителя, учителя, волшебника или мудрого отшельника.
  5. Переступая первый порог. Герой выходит из зоны комфорта и попадает в «новый мир».
  6. Испытания, Союзники, Враги. Наш главный герой сталкивается с новыми проблемами и, возможно, находит новых друзей. Подумайте о Дороти на Дороге из желтого кирпича.
  7. Подход к сокровенной пещере. Герой приближается к своей цели. Люк Скайуокер достигает Звезды Смерти.
  8. Испытание. Герой встречает (и преодолевает) самое трудное испытание.
  9. Награда (Захват меча). Герой добивается чего-то важного, и победа близка.
  10. Обратная дорога. Герой понимает, что достижение цели — не последнее препятствие. На самом деле, «взяв меч», возможно, им стало еще хуже.
  11. Воскрешение. Герой сталкивается с последним испытанием — решающим испытанием, которое зависит от всего, что он узнал в своем путешествии.
  12. Возвращение с эликсиром. Одержав победу, наш главный герой возвращается к прежней жизни. Дороти возвращается в Канзас; Железный Человек проводит пресс-конференцию, чтобы протрубить в свою собственную трубу.

В то время как упрощенные шаги Фоглера все еще сохраняют часть мифологического языка Кэмпбелла с его ссылками на мечи и эликсиры, эта структура может быть применена практически к любому жанру художественной литературы. Чтобы увидеть, как «реалистичная» история может придерживаться этой структуры, ознакомьтесь с нашим руководством по путешествию героя, в котором мы анализируем Рокки через этот самый объектив.

БЕСПЛАТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Редактор книг Ридси

Используйте функцию «Доски», чтобы планировать, организовывать или исследовать что-либо.

3. Структура из трех актов

Следуя старой поговорке о том, что «у каждой истории есть начало, середина и конец», эта популярная структура разделяет компоненты истории на три отдельных акта: завязка, конфронтация и развязка. Во многих смыслах трехактная структура перерабатывает «Путешествие героя» с чуть менее захватывающими ярлыками.

Структура

Действие 1: Настройка

  • Экспозиция . Устанавливается статус-кво или «обычный мир».
  • Побуждающий инцидент. Событие, которое приводит историю в движение.
  • Первая точка сюжета. Главный герой решает принять вызов лицом к лицу. Она «переступает порог», и теперь история по-настоящему трогательна.

Акт 2: Противостояние

  • Восходящее действие. Истинные ставки истории становятся ясными; наш герой знакомится со своим «новым миром» и впервые сталкивается с некоторыми врагами и союзниками. (см. Испытания, Союзники, Враги)
  • Средняя точка. Событие, перевернувшее миссию главного героя. (Аналогично кульминационному моменту в пирамиде Фрейтага)
  • Вторая точка сюжета. После дезориентирующего мидпоинта главный герой проходит проверку и терпит неудачу. Ее способность добиться успеха сейчас под вопросом.

Акт 3: Решение

  • Преклимакс. Самая темная ночь перед рассветом. Главный герой должен взять себя в руки и сделать выбор между решительными действиями и провалом.
  • Климакс. Она в последний раз сражается со своим антагонистом. Одержит ли она верх?
  • Развязка. Все свободные концы завязаны. Читатель обнаруживает последствия кульминации. Устанавливается новый статус-кво.

Когда мы говорим о противостоянии с антагонистом, это не всегда означает бой насмерть. В некоторых случаях антагонист может быть любовным соперником, конкурентом в бизнесе или просто внутренним или экологическим конфликтом, с которым наш главный герой борется на протяжении всей истории.

Если вы заинтересованы в использовании этой модели для построения собственной истории, прочитайте наше руководство по трехактной структуре и обязательно запишитесь на наш бесплатный курс по этой теме.

БЕСПЛАТНЫЙ КУРС

Как написать роман в трех действиях

За 10 дней узнайте, как написать роман, который зацепит читателей.

4. Круг историй Дэна Хармона

org/ImageObject»>

Еще один вариант мономифической структуры Кэмпбелла. Круг историй — это подход, разработанный одним из создателей «Рик и Морти » Дэном Хармоном. Опять же, сильно вдохновленный «Путешествием героя», преимущество подхода Хармона заключается в том, что он сосредоточен на дуге характера главного героя. Вместо того, чтобы обращаться к абстрактным понятиям, таким как «середина истории» и «развязка», каждый такт в сюжетном цикле заставляет писателя думать о желаниях и потребностях персонажа.

Структура
  1. Персонаж находится в зоне комфорта… Это установление статус-кво.
  2. Но они чего-то хотят… Это «хочу» может быть чем-то давним и выдвинутым провоцирующим происшествием.
  3. Они попадают в незнакомую ситуацию… Главный герой должен сделать что-то новое в погоне за тем, чего он хочет.
  4. Приспособьтесь к этому… Столкнувшись с некоторыми проблемами, они борются, а затем начинают добиваться успеха.
  5. Получили то, что хотели… Обычно ложная победа.
  6. Заплатите за это высокую цену… Они понимают, что то, что они «хотели», было не тем, что им «нужно».
  7. Затем вернитесь к знакомой ситуации… вооружившись новой правдой.
  8. Изменившись… К лучшему или к худшему.

Созданная писателем, выбравшим 30-минутный ситком, эта структура сформулирована таким образом, что , что избавляет главного героя от необходимости претерпевать судьбоносные трансформации с каждой историей. В конце концов, если комедия длится шесть сезонов (и фильм), ее персонажи не могут полностью меняться в конце каждой серии. Однако они могут узнать небольшие истины о себе и окружающем их мире, о которых, как и все люди, они могут быстро забыть, если этого потребует серия на следующей неделе.

Чтобы узнать больше и увидеть, как эта структура применяется к эпизоду Рик и Морти, ознакомьтесь с нашим полным постом в Story Circle Дэна Хармона.

Дополнительное примечание: для такого типа сюжета, основанного на персонажах (и, конечно, для всех этих построек), вам нужно знать, что вы главный герой внутри и снаружи. Почему бы не проверить некоторые из наших упражнений по развитию персонажей, которые помогут конкретизировать ваших персонажей, например, шаблон профиля ниже.

БЕСПЛАТНЫЙ РЕСУРС

Шаблон профиля персонажа Ридси

История настолько сильна, насколько сильны ее персонажи. Заполните это, чтобы развить свой.

5. Фихтеанская кривая

Подробно описанная в романе Джона Гарднера « Искусство фантастики» , Фихтеанская кривая представляет собой повествовательную структуру, которая ставит наших главных героев через ряд многочисленных препятствий на пути к достижению их всеобъемлющих целей. Напоминая «Пирамиду» Фрейтага, она побуждает авторов писать повествования, наполненные напряжением и мини-кризисами, которые заставляют читателей стремиться достичь кульминации.

В обход «обычного мира» многих других структур, кривая Фихте начинается с провоцирующего инцидента и переходит прямо к нарастающему действию. Происходит несколько кризисов, каждый из которых способствует общему пониманию повествования читателями, заменяя собой необходимость первоначального изложения.

Строение

Чтобы обсудить это необычное сооружение, пожалуй, лучше всего увидеть его в действии. В качестве примера мы будем использовать книгу Селесты Нг «Все, что я никогда не говорила вам ». Излишне говорить, что впереди спойлеры.

Восходящее действие

  • Подстрекательский инцидент. Роман начинается строкой: «Лидия умерла. Но они еще не знают этого». В первых трех абзацах Мэрилин понимает, что ее дочь Лидия пропала. Таким образом, читатели сразу бросаются в бой, поскольку Мэрилин с тревогой обыскивает все обычные места, где можно найти Лидию.
  • Первый кризис. Семье Лидии сообщили, что ее тело было найдено в близлежащем озере. От кульминации этого первого кризиса повествование возвращается назад, чтобы предоставить экспозицию и подробности истории семьи.
  • Второй кризис. В воспоминаниях мы узнаем, что 11 лет назад Мэрилин бросила свою семью, чтобы возобновить учебу в бакалавриате. В ее отсутствие семья начинает разваливаться. Мэрилин узнает, что беременна, и вынуждена вернуться домой. Потеряв возможность дальнейшего образования, она оказывает давление на своих детей академическими успехами.
  • Третий кризис. В настоящее время отец Лидии, Джеймс, изменяет Мэрилин. Полиция решает закрыть расследование, признав смерть Лидии самоубийством. Это приводит к серьезной ссоре между ее родителями, и Джеймс уходит, чтобы остаться с «другой женщиной».
  • Четвертый кризис. Воспоминания о том дне, когда умерла Лидия. С ее точки зрения мы видим, что ее неправильно понимают ее родители. Она оплакивает предстоящий отъезд своего брата в колледж, оставляя ее единственным объектом давления со стороны родителей. В одиночестве она пытается соблазнить друга, который отвергает ее ухаживания и объясняет, что влюблен в ее брата.

Кульминация

  • Лидия посреди ночи плывет на лодке по озеру, решив побороть свой страх перед водой и восстановить контроль над своей жизнью. Лидия прыгает с лодки в воду и уходит из этой жизни. Как и в классической трагедии, этот момент одновременно разрушительен и неизбежен.

Падение Действия

  • Определенный уровень разрешения достигнут, и читатели хотя бы мельком видят «новую норму» для персонажей. Семья Лидии опирается друг на друга в своем горе. Хотя они, возможно, никогда не смогут загладить свою вину перед Лидией, они могут извлечь уроки из ее смерти. Не все концы с концами улажены, но читатели предполагают, что семья находится на долгом пути к выздоровлению.

Примечание: на стадии восходящего действия все кризисы должны создавать напряжение по отношению к главной кульминации истории и соответствовать ей. Как и трехактная повествовательная структура, кульминация «кривой Фихте» обычно приходится на две трети книги.

Хотя эта структура хорошо подходит для романов с большим количеством воспоминаний, таких как Все, что я никогда не говорил вам, , она также невероятно распространена в театре. В спектаклях типа Вишневый сад и Кукольный дом , действие происходит в фиксированное время и в определенном месте, но предыстория и развитие персонажей раскрываются через моменты высокой драмы, которые происходят на глазах у зрителей.

Чтобы подробнее изучить эту структуру, перейдите к нашему полному посту о кривой Фихте.

6. Таблица битов Save the Cat

Еще один вариант трехактной структуры, созданный голливудским сценаристом Блейком Снайдером, широко поддерживается рассказчиками во многих формах средств массовой информации.

Забавный факт: Спасите кота назван в честь момента в сюжете (обычно фильма), где наш герой делает что-то, чтобы понравиться зрителям.

В то время как многие структуры не хотят прописывать именно , когда в истории должны иметь место различные моменты, Снайдер и Спасите кота не испытывают таких сомнений. Число в квадратных скобках ниже указывает на страницу, на которой должен располагаться бит — при условии, что вы пишете сценарий на 110 страниц.

Структура
  1. Открытие изображения [1]. Первый кадр фильма. Если вы начинаете роман, это будет вступительный абзац или сцена, которая втягивает читателей в мир вашей истории.
  2. Настройка [1-10]. Создание «обычного мира» вашего главного героя. Что же он хочет? Что он упускает?
  3. Заявленная тема [5]. Во время подготовки намекните, о чем на самом деле ваша история — правду, которую ваш главный герой узнает к концу.
  4. Катализатор [12]. Подстрекательское происшествие!
  5. Дебаты [12-25]. Герой отказывается от зова приключений. Он пытается избежать конфликта до того, как они будут вынуждены действовать.
  6. Разбить на двоих [25]. Главный герой делает активный выбор, и путешествие начинается всерьез.
  7. История Б [30]. Начинается второстепенный сюжет. Часто романтический по своей природе, второстепенный сюжет главного героя должен подчеркивать тему.
  8. Обещание помещения [30-55]. Часто называемый этапом «развлечений и игр», это обычно очень развлекательный раздел, где писатель доставляет товар. Если бы вы обещали захватывающий детектив, мы бы увидели детектива в действии. Если вы обещали глупую историю о влюбленных людях, давайте отправимся на несколько очаровательно неловких свиданий.
  9. Средняя точка [55]. Происходит поворот сюжета, который повышает ставки и затрудняет достижение цели героя — или заставляет его сосредоточиться на новой, более важной цели.
  10. Плохие парни приближаются [55-75]. Напряжение нарастает. Препятствий героя становится больше, его план рушится, и он отстает.
  11. Все потеряно [75]. Герой достиг дна. Он теряет все, что приобрел до сих пор, и все выглядит безрадостно. Злодей побеждает героя; наставник умирает; наши влюбленные поссорились и расстались.
  12. Темная ночь души [75-85-й]. Только что потеряв все, герой бродит по городу в музыкальном монтаже в минорной тональности, прежде чем обнаружить некую «новую информацию», которая показывает, что именно ему нужно сделать, если он хочет еще раз попытаться добиться успеха. (Эта новая информация часто доставляется через B-Story)
  13. Разбейся на три [85]. Вооружившись этой новой информацией, наш главный герой решает попробовать еще раз!
  14. Финал [85-110]. Герой противостоит антагонисту или тому, что является источником основного конфликта. Правда, которая ускользала от него в начале истории (установленная на третьем шаге и подчеркнутая историей Б), теперь ясна, что позволяет ему разрешить их историю.
  15. Окончательное изображение [110]. Заключительный момент или сцена, которая показывает, как изменился персонаж. Это в некотором роде отражение начального образа.

Некоторым писателям эта структура может показаться слишком предписывающей, но невероятно видеть, как много мейнстримных историй, кажется, придерживаются ее — либо по замыслу, либо по совпадению. На веб-сайте Save the Cat есть бесчисленное множество примеров фильмов и романов, проанализированных с помощью 15 битов Снайдера. Вы будете удивлены, насколько точны некоторые тайминги для каждого такта.

Чтобы глубже погрузиться в эту структуру и посмотреть это видео, в котором Шаэлин из Ридси строит сюжет фэнтезийного романа для среднего класса, используя метод Снайдера, — перейдите к нашему полному сообщению на бит-листе «Спасите кошку».

7. Структура истории из семи пунктов

Чуть менее подробная адаптация «Путешествия героя». Структура истории из семи пунктов фокусируется конкретно на взлетах и ​​падениях повествовательной дуги.

По словам автора Дэна Уэллса, который разработал структуру рассказа из семи пунктов, сценаристам рекомендуется начинать с конца, с развязки, и возвращаться к исходной точке: крюку. Имея в виду финал, они могут иметь своего главного героя и начало сюжета в состоянии, которое лучше всего контрастирует с финалом, поскольку эта структура полностью связана с драматическими изменениями от начала до конца.

Структура
  1. Крюк. Вовлеките читателей, объяснив текущую ситуацию главного героя. Их состояние в начале романа должно быть прямо противоположно тому, каким оно будет в конце романа.
  2. Сюжетная точка 1. Будь то человек, идея, провоцирующий инцидент или что-то еще — должен быть своего рода «Призыв к приключениям», который приводит в движение повествование и развитие персонажа.
  3. Pinch Point 1. Вещи не могут быть солнечными и розовыми для вашего главного героя. Что-то здесь должно пойти не так, что оказывает давление на главного героя, заставляя его активизироваться и решить проблему.
  4. Средняя точка. «Поворотный момент», когда главный герой превращается из пассивной силы в активную в истории. Каким бы ни был главный конфликт повествования, главный герой решает начать встречаться с ним во всеоружии.
  5. Точка защемления 2. Во втором затруднительном положении протагонист получает еще один удар — дела идут еще хуже, чем в первом затруднительном положении. Это может быть уход наставника, провал плана, разоблачение предателя и т. д.
  6. Сюжетная точка 2. После бедствия в Pinch Point 2 главный герой узнает, что на самом деле у него все это время был ключ к разрешению конфликта.
  7. Разрешение. Основной конфликт истории разрешен — и персонаж проходит последний этап развития, необходимый для преобразования его из того, кем он был в начале романа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *