Характер софьи: Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума»

Характер софьи: Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума»

Образ и характер Софьи в комедии Горе от ума – художественный анализ (Горе от ума Грибоедов)

Образ Софьи Павловны Фамусовой сложен. От природы она наделена хорошими качествами. Это девушка умная, гордая, с сильным и независимым характером, с горячим сердцем, мечтательная. Эти черты отчётливо проявляются и в её поведении, и в её языке. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Софьи в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) О ней так говорит народная артистка СССР А. А. Яблочкина, одна из лучших исполнительниц роли Софьи: «Разве особый язык грибоедов-скоп Софьи, такой отличный от языка других персонажей «Горя от ума», не раскрывает её образ? Её речь ясно показывает, что, несмотря на то, что ей семнадцать лет, — это. ..не речь девушки, а хозяйки дома, привычной к общему подчинению. Она давно без матери, она чувствует себя госпожой. Отсюда её властный тон, её самостоятельность. Вместе с тем она себе на уме, насмешлива, мстительна: несомненно, она девушка с большим характером. В её речи есть что-то и от крепостных, с ними ей постоянно приходится иметь дело, и, с другой стороны, от французских мадам и французских книг».

Софья постоянно говорит о различных душевных переживаниях: «прикинулся влюблённым, взыскательным и огорчённым», «убийственны холодностью своей», «из глубины души вздохнёт» и т. д.

Её’ум проявляется в высказываниях обобщающего характера: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждёт из-за угла» и т. п.

Воспитание Софья получила под руководством француженок-гувернанток. Отсюда — обилие галлицизмов1 в её речи: «сказать вам сон», «делить смех». С другой стороны, в её языке есть и просторечия, например: «изволили вбежать», «пересмеять», «к прикмахеру, щипцы простудит».

Хорошие черты и природные задатки Софьи не могли получить в фамусовском обществе своего развития. Наоборот, ложное воспитание привило Софье много отрицательного, сделало её’ представительницей общепринятых в этом кругу взглядов, приучило её ко лжи и лицемерию. И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» правильно говорит о Софье: «Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

Представления о людях, о жизни Софья почерпнула из наблюдений над бытом людей своего круга да из французских сентиментальных романов, которые были тогда очень популярны в дворянской среде, особенно среди девушек.

Вот эта-то сентиментальная литература и развила в Софье мечтательность и чувствительность, по ней она рисовала героя своего романа — человека незнатного, чувствительного. Эти-то романы и могли заставить её обратить внимание на Молчалина, некоторыми своими чертами и поведением напоминавшего её’ любимых героев. Сыграло известную роль в её увлечении Молчалиным н другое обстоятельство, па которое указывает Гончаров: «Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастливым и иметь в нём вечного раба. Не сё вина, что из этого выходил будущий «муж-мальчик, муж-слуга — идеал московских мужей!» На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова».

В Софье Гончаров видит «сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости», но «она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». За эти хорошие качества Софьи её и любил Чацкий, и тем больнее было ему увидеть в ней после трёхлетнего отсутствия в Москве типичную представительницу фамусовского круга. Но и Софья переживает трагедию, когда, подслушав разговор Молчалина с Лизой, видит любимого ею человека в настоящем свете. По замечанию Гончарова, «ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого».

Образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

https://www.youtube.com/embed/GEgkjQNGuB4
Меню статьи:

  • Характеристика Софьи Фамусовой
  • Александр Чацкий и Софья Фамусова
  • Софья Фамусова и Алексей Молчалин
  • Отзывы читателей о героине пьесы
  • Отзывы критиков о Софье Фамусовой

Чтобы понять, кто такая Софья Павловна Фамусова, героиня пьесы «Горе от ума» нужно знать особенности времени, в которое жил Александр Грибоедов. Автор создал сатиру, где показал явные пороки тех, кто считает себя элитой общества, нивелируя всякое стремление к образованию, учению, познанию нового и настаивая на соблюдении старых порядков. Софья – представитель этого класса.

Ее образ нельзя назвать положительным, но если читатель думает, что эта девушка – полностью отрицательный персонаж, может допустить ошибку в своих выводах. Итак, проследим за характером и поступками Софьи Фамусовой.

Характеристика Софьи Фамусовой

Со страниц произведения мы узнаем, что Софья, в отличие от ее противящегося учению отца, – девушка образованная, любящая читать книги, в основном французские романы. Именно благодаря этой литературе она стала сентиментальной и чувственной.

На фоне представителей знати фамусовского общества Софья кажется умной и развитой. Героиня пьесы умеет играть на фортепиано и флейте. “…То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано??”

Характер Софьи властный и требовательный: она командует в доме как хозяйка, несмотря на юный возраст. Семнадцатилетняя девушка повелевает – ей подчиняются. Кроме того, Софья обладает решительностью: «…Я криком разбужу всех в доме и погублю себя и вас…” – говорит она.

Однако, несмотря на эти, с одной стороны, положительные качества, Софья как губка, впитала в себя ложь и лицемерие, присущие представителям фамусовского общества.

Александр Чацкий и Софья Фамусова

Александр Чацкий поначалу выбрал Софью в качестве своей невесты, потому что она была, во-первых, близкой ему по духу, во-вторых, он видел в ней ум и сильный характер.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой  героев комедии “Горе от ума” в таблице.

Также ему импонировала независимость этой девушки от окружающих. Однако, когда Чацкий приехал из Санкт-Петербурга с намерением жениться на Софье, она встретила его очень холодно, ведь уже увлеклась другим – Алексеем Степановичем Молчалиным, который в то время жил в доме ее отца. Остается загадкой тот факт, что умного и интеллектуально развитого Чацкого девушка предпочла глупому и недалекому человеку.

Автор делает акцент на том, что именно Софья стала причиной изгнания героя из фамусовского общества.

Софья Фамусова и Алексей Молчалин

Обладая романтической натурой, Софья полюбила человека, который по характеру и привычкам был похожим на героя ее любимых произведений. Причиной ее сердечной тоски стал Алексей Молчалин, секретарь отца. Но такой выбор Софьи обоснован не только этим, ведь Молчалин – человек, которым можно командовать, а, как известно, Софья любит помыкать людьми. Однако, ослепленная страстью, девушка не желает замечать, как жалок и глуп ее избранник. Напротив, героиня пьесы очень переживает за Алексея, и лишается чувств, когда тот падает с лошади. Однако, мечтам Софьи о совместной жизни с избранником не суждено сбыться, потому что брак с этим человеком не только противен ее отцу, но и самому Молчалину. Однако, еще одно неожиданное обстоятельство указало на абсолютную невозможность связать жизнь Софьи с Молчалиным: в конце пьесы открылось истинное лицо Алексея, который тайно от Софьи встречался и со служанкой Лизой.

Напускная скромность Молчалина разбилась вдребезги, так как выяснилось, что он – двуличный и опасный человек.

Софья разочарована, потому что тот, на кого она возлагала надежды, оказался подлецом и лицемером.

«Нейдите далее, наслушалась я много, Ужасный человек! себя я, стен стыжусь» – сокрушается она, наконец-то увидев, что хотела связать жизнь с недостойным, ничтожным мужчиной.

Отзывы читателей о героине пьесы

«Софья Фамусова удивляет своей двоякой натурой. С одной стороны, она добрая, очень любит и жалеет Молчалина, хотя видит, что интеллектуально он ниже ее, с другой – вовсю командует домочадцами. Жаль, что судьба этой девушки не сложилась. На мой взгляд, если бы она связала свою жизнь с Чацким, была бы счастлива».

«В тандеме – Софья, Молчалин, Чацкий – мне жаль именно Александра Чацкого. Он специально приехал, чтобы сделать предложение девушке, хотел жениться на ней, а она отказала ему, предпочтя умному человеку Молчалина, не обладающего высоким интеллектом. Кроме того, распустила слухи о том, что Чацкий – сумасшедший. Жаль, что на нормального и умного человека накладывает свой отпечаток общество, где он живет и взаимодействует с людьми, и мало кто решается в таком случае плыть против течения».

Отзывы критиков о Софье Павловне Фамусовой

Александр Сергеевич Грибоедов, желая создать противоречивый и сложный по своей сути образ, пишет следующее: «Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку…”

Некоторые критики, например, Н.И. Надежин, полагают, что Софья Фамусова априори не могла быть романтической девушкой.

Дорогие читатели! Предлагаем проанализировать последний монолог Чацкого “Не образумлюсь” в комедии “Горе от ума” Грибоедова

По достоинству оценил образ героини пьесы «Горе от ума» И. Гончаров. Вот что он пишет о Софье Фамусовой: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения». В этом образе он замечает «путаницу понятий», умственную и нравственную слепоту».

Однако, не все литературоведы отзывались о Софье отрицательно. Среди них были те, которые акцентировали внимание на неуемной энергии Софьи, проявляющейся в ее поступках. Например, Белинский находил в ней «энергию характера», творческую энергию, а Толстой склонялся к мысли, что это «энергия заблуждения».

Есть мнение критиков, что к Молчалину толкнула Софью доброта души, потребность снисходить к недостаткам и прощать ошибки и несовершенства. Также некоторые из литературоведов отмечали, что этой героине присуща недюжинная натура, благодаря чему положено начало того, что создан ряд образов настоящих русских женщин в литературе.

Таким образом, можно заметить, что Софья Фамусова – натура очень противоречивая. С одной стороны, она обладает рядом достоинств, с другой ее натуру портят некоторые отрицательные качества, в основном, развившиеся под влиянием фамусовского общества. Однако, вдумчивый читатель, ознакомившись с комедией Александра Грибоедова «Горе от ума» сам может сделать выводы об этой неординарной девушке и понять ее намерения и мотивы поступков.

Сближающие качества Софьи с отцом

Софья в поисках таких мужчин, которыми будет командовать. Желание девушки властвовать в семье скрытое, со временем раскроется к чему стремиться героиня. В девушке присутствует безнравственность. Логически построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести  Молчалина, ночью тайком пробирается к комнате. Это поведение позорное. Тайно страдающим по возлюбленному персонажам классической литературы.

Образ Софьи в произведении

Героиня в произведение раскрывается как открытая, наивная и не злая девушка. Для восемнадцати лет Софья умная девушка и сообразительна, в этом возрасте Софья уже стала женщиной и женой.

В произведении автор показал, что сложно уйти мнения в маленьком кругу, и неважно какое количество соседей живут в личном доме, придется идти против  общества тех, кому нужна маска человека искреннего.

Характеристика Софьи в цитатах

Имя героини — Софья Павловна Фамусов.

 “…Софья Павловна, дочь его…”

“Софьи Фамусовой семнадцать лет: “В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…” 

Героиня прелестная и добрая девушка.

“Да-с, а теперь, 

В семнадцать лет вы расцвели прелестно, Неподражаемо, и это вам известно…”

“Как Софья Павловна у вас похорошела!..” 

Софья получила традиционное дворянское домашнее образование, девушка научилась петь и танцевать, выучила иностранные языки.

“Дались нам эти языки! Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,  Чтоб наших дочерей всему учить, всему — И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!  Как будто в жёны их готовим скоморохам.” 

“Уж об твоем ли не радели  Об воспитании! с колыбели!..” 

 Чацкий считает, что у Софьи много достоинств.

 “Быть может, качеств ваших тьму, Любуясь им, вы придали ему…” 

Софья любит музыку и играет на музыкальных инструментах — флейте и фортепиано.

 “…Когда ж печальное ничто на ум нейдет,  Забылись музыкой, и время шло так плавно…”

“…в спальню Софьи, откудова слышно фортепиано с флейтою…”

 “То флейта слышится, то будто фортепьяно;  Для Софьи слишком было б рано??. ” 

Героиня ветреная девушка, которая никем не дорожит.

“…Я очень ветрено, быть может, поступила,  И знаю, и винюсь; но где же изменила?..” 

“Ей всё равно, другой ли, я ли,  Никем по совести она не дорожит…”

“…Любила Чацкого когда-то,  Меня разлюбит, как его…”

Софья не считает себя трусливой девушкой в жизни.

“Однако о себе скажу, Что не труслива. Так бывает, Карета свалится, — подымут: я опять Готова сызнова скакать; Но всё малейшее в других меня пугает…” 

Софья влюблена в Чацкого, но после отъезда девушка влюбилась Молчалиным.

 “…Я очень ветрено, быть может, поступила,  И знаю, и винюсь; но где же изменила?..” 

“…Любила Чацкого когда-то,  Меня разлюбит, как его…” 

 “…Молчалин! как во мне рассудок цел остался!  Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!..”

Автор: Виктория Давыдова

София Вестерн | вымышленный персонаж

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

София Вестерн в Томе Джонсе

Когда мы впервые видим Софию Вестерн, выходит рассказчик и говорит нам, что она наша героиня. Она не только любовный интерес Тома, но и красивая, грациозная и талантливая сама по себе. Фактически, рассказчик посвящает большую часть главы, которая знакомит ее с придумыванием диковинных и поэтических описаний ее красоты и мягкости нрава.

Тем не менее, основная суть ее характеристики в том, что она влюблена в Тома. Она представлена ​​в Книге 4, Глава 2, а ее чувства к Тому раскрываются в Книге 4, Глава 3. Очевидно, что глубокая признательность Софии за «веселый […] характер» Тома (4.3.4) делает ее нашей главной героиней. . Дело в том, что, как признает г-н Блайфил, София чрезвычайно замужем. Она богата и великолепна, так что, конечно, она была бы огромной добычей для Тома, и его брак с ней был бы окончательным доказательством его восхождения к мирскому успеху.

Тем не менее, даже если София в основном участвует в романе из-за своей привязанности к Тому (и привязанности Тома к ней), она развивается как персонаж на протяжении всей книги. Борьба Софии дает Филдингу возможность задуматься об ограничениях родительской власти.

Дело в том, что сквайр Вестерн имеет власть заставить Софию выйти замуж за человека, которого она презирает, мистера Блайфила. Но то, что оруженосец обладает этой властью, не означает, что он должен ею пользоваться. Сквайр Олверти является голосом разума во время всего этого, поскольку он продолжает проповедовать, что Сквайр Вестерн не должен применять насилие, чтобы заставить Софию действовать против ее воли.

Но нет законной причины, по которой отец не может заставить свою дочь выйти замуж в этом месте и в это время. И хотя Филдинг в целом не похож на феминистку (поскольку главная цель героини Софии состоит в том, чтобы уклоняться от брака с неподходящими мужчинами до тех пор, пока она не окажется замужем за Томом), он все же считает несправедливым, что у отцов так много законных прав. власть над своими детьми.

Итак, вы намекаете, что женщин нужно видеть и не слышать?

Софии приходится проводить большую часть романа, борясь с общественным представлением о том, что женщины должны подчиняться своим отцам. Но она делает это таким классным способом. Ну, сначала она «спорит», убегая со своей служанкой, миссис Хонор, то есть со своей родственницей леди Белластон в Лондон. Отсутствие на самом деле довольно сильный аргумент. Сквайр Вестерн не может заставить ее что-то делать, даже когда ее нет в Сомерсете.

Но прежде чем София уйдет из дома и встретит Сквайра и миссис Вестерн в Лондоне, она пытается урезонить свою семью. Она указывает, что ненавидит мистера Блайфила, но миссис Вестерн не видит в этом проблемы — в Лондоне модно ненавидеть своего мужа. София также отмечает (довольно блестяще, как нам кажется), что она никогда не вышла бы замуж за человека, которого не одобряет ее отец. Так не должен ли он оказать ей такую ​​же любезность, не выдавая ее замуж за человека, которого она не одобряет? (Squire Western отказывается слушать эту логику, но мы думаем, что она имеет смысл.)

София предлагает другую модель власти, в которой отношения между отцом и ребенком представляют собой не столько папа, диктующий, что должно произойти с ребенком, сколько равноправный обмен уважением и заботой. София просит отца доверять ей как хорошей дочери, так же как она полагается на него как на своего отца. Удивительно, как много отцов в этой книге не хотят соглашаться на сделку, которая кажется нам достаточно справедливой. В этой книге удивительно много властных, деспотичных отцов, которые на самом деле хотят, чтобы их дети вели себя как продолжение их собственных желаний.

Очевидно, Сквайр Вестерн, но Найтингейл Старший также пытается устроить женитьбу своего сына на богатой, но неприятной молодой женщине. Но книга явно не одобряет таких отцов: сквайр Олверти — настоящий образцовый родитель. Он готов позволить детям выбирать, что им делать (до тех пор, пока они живут в соответствии с строгим моральным кодексом чести).

Ясно, что Филдинг пытается предложить умеренный курс для родительского авторитета: отец должен управлять поведением своих детей уроками о добре и зле, но он не должен пытаться подавлять индивидуальность или личный выбор своих детей. Дети не клоны своих родителей, как София знает, но Сквайр Вестерн так никогда и не узнает.

Все хорошо, что хорошо кончается?

К концу романа София снова повторила вместо и вместо своему отцу, что она не пытается причинить ему боль, отказываясь выйти замуж за мистера Блайфила. Она просто думает, что ей неправильно выходить замуж за человека, которого она презирает. Она клянется, что не выйдет замуж за человека, которого не одобряет ее отец (*кхм* Том* кхм*), но она также не может жениться на парне, которого она не одобряет. Все, что видит ее отец, — это непослушание Софии. Но в глазах Софии она делает все возможное, чтобы уважать желание своего отца. В конце концов, она не сбегает с Томом, даже до того, как Тому удается свести ее с ума, переспав с миссис Уотерс в гостинице в Аптоне.

В каком-то смысле этот спор между Софией и сквайром Вестерн так и не разрешился. Оба они принимают непоколебимое решение: София не выйдет замуж за мистера Блайфила, а Сквайр Вестерн настаивает на том, что она выйдет. Здесь нет компромисса, и у них обоих накапливается много обиды, гнева и искренней боли по отношению к другому за то, что он так сильно задел их чувства.

Что меняет отношения между отцом и дочерью, так это то, что Том меняется: он становится наследником сквайра Олверти и, таким образом, может выйти замуж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *