Характер это в психологии: Характер. Что такое «Характер»? Понятие и определение термина «Характер» – Глоссарий

Характер это в психологии: Характер. Что такое «Характер»? Понятие и определение термина «Характер» – Глоссарий

Содержание

Что такое характер и можно ли его исправить

Принято считать, что характер невозможно изменить. С ним можно только смириться, и если вы (или ваш друг) ворчливый пессимист, то с этим ничего не поделаешь и нужно принимать человека таким, какой он есть. Принятие — это, конечно, прекрасный навык, но вот с характером все не так окончательно. Разбираемся, можно ли его изменить и как это сделать.

Владимир Шляпников

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа

Что такое характер

В психологии под характером понимается совокупность устойчивых психологических свойств личности, которые определяют характерные для человека поведение и образ мысли. Характер формируется на основе темперамента (совокупности врожденных динамических свойств психики) в процессе воспитания и обучения.

По всей видимости, характер может развиваться на протяжении всей нашей жизни. Тем не менее, психоаналитики отмечают, что в формировании характера решающую роль играет опыт, полученный человеком в детстве. Этот как раз то время, когда формируются базовые отношения человека с миром, например, доверие или недоверие к нему. Как правило, эти отношения нами плохо осознаются, но их влияние на нашу жизнь велико. В частности, недоверие к миру ведет к росту тревоги и желанию избегать трудностей, а доверие к миру, напротив, становится источником веры в себя.

С точки зрения американского психолога Г. Олпорта, характер — это как раз то, что мы можем оценить и измерить в личности.

Как измеряется характер

Чаще всего для измерения характера используются личностные опросники: наборы вопросов или утверждений, которые позволяют определить выраженность у человека тех или иных свойств характера.

Сегодня в психологической науке и практике используются различные личностные опросники, которые позволяют оценить от 2 до 16 и более свойств характера. Какие-то из них, например, Миннесотский многофакторный личностный опросник, чаще используется в клинической практике, а какие-то, например, Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла, в профконсультировании.

Часто для изучения характера используются проективные методики, например, рисунок несуществующего животного или тематический апперцептивный тест. Такой подход позволяет оценить свойства характера, который человек по каким-то причинам сам не осознает, например, тревожность или агрессивность.

Тем не менее важно понимать, что все тесты имеют свои погрешности, поэтому к их результатам нужно относится как к рекомендациям, а не как к приговору.

Как изменить характер

Вопреки мнению, что характер — это что-то вечное, мы способны работать над ним, воспитывать и перевоспитывать сами себя. До известной степени человек может развить у себя желаемые качества и компенсировать имеющиеся недостатки. Конечно, эта работа непростая, она требует много времени, и лучше, когда есть помощь со стороны — консультанта, группы поддержки и т. п. Психодиагностические методики тоже могут быть хорошим подспорьем на этом пути, как средство самопознания и фиксации результатов.

Качественная и глубинная работа с характером действительно начинается на консультации со специалистом, но, как и в большинстве случаев, 90% успеха зависят от самостоятельной работы человека. Характер можно и нужно совершенствовать самостоятельно, тренируя его, как различные группы мышц. И начинать стоит с мышления.

Развивайте гибкость мышления

Гибкое мышление увеличивает адаптивность характера, придает ему новые грани. Условно, вы пропускаете весь получаемый опыт через различные фильтры, что дает вам возможность всесторонне оценить происходящие с вами события. А это, в свою очередь, приводит к большему числу сценариев возможного поведения и коммуникации. Например, человек с «мягким характером», который считает наиболее выгодной (или единственной возможной) пассивную позицию, запрещает себе говорить слово «нет», пропускает весь опыт через один и тот же паттерн. Независимо от того, что с ним происходит: конфликт с коллегой, в кафе принесли пережаренный сэндвич или прогноз погоды не совпал с реальными условиями на улице, человек может занять позицию жертвы обстоятельств и расстроиться. Но если этот человек позволит себе гибкость мышления — спросит у коллеги, чем вызвано его недовольство, сообщит персоналу кафе, что блюдо испорчено и попросит заменить, изменит свои планы из-за погоды, это откроет ему больше возможных исходов событий, которые выходят за рамки паттерна: «все плохо, я ничего не могу сделать, пойду грустить».

Отсекайте дезадаптивные установки

Психологические установки играют одну из важнейших ролей в формировании наших паттернов поведения, а значит — и в устройстве характера. Но не все они позволяют нам жить в свое удовольствие. Дезадаптивные установки, например «я должен всегда держать эмоции под контролем, чтобы быть хорошим сотрудником», могут мешать не просто чувствовать себя хорошо, но и просто поддерживать нормальное психоэмоциональное состояние. А часто они даже могут существенно портить отношения с окружающими. Они действуют как якоря, накладывая ограничения на наше поведение, а значит, способствуют «застреванию» характера в условных рамках.

Формируйте новый эмоциональный опыт

Пробуйте то, чего не позволяли себе раньше без объективных причин. Конечно, не стоит сразу бросаться во все тяжкие: если вы точно знаете, что ваша нервная система не переживет прыжок с парашютом, отложите эту активность на потом. Попробуйте делать вещи, которые вы раньше считали «несвойственными своему характеру». Сходите в комнату гнева, если долго пытались быть для всех «солнышком и лапочкой». Главное здесь — постараться вести себя не как всегда. Оказавшись в непривычной обстановке, мы пытаемся выстроить поведение привычным образом, а сталкиваясь с чем-то новым, мы можем из опасения игнорировать или даже избегать этого (например, общение с новыми коллегами).

Александра Иваницкая

Теги

#психология

#саморазвитие

#эрудиция

Характер. Роль условий жизни, обучения и воспитания в формировании характера. Характер и деятельность человека.

Общая психология ↓

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша.

С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм – чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой – трудолюбие как черта характера.

Типологии характеров разрабатывались: Э. Кречмером.  У. Шелдоном,  в наши дни – Э. Фроммом, К. Леонгардом, А.Е. Личко.

Основные идеи типологий:

  1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
  2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы).

Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Формы переживания чувств
  • Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента
  • Предмет и задачи общей психологии
  • Теория Личности Г. Оллпорта
  • Свойства сознания
  • Мнемические процессы
  • Память
  • Принципиальные отличия человека от других представителей животного мира
  • Классификации психопатий
  • Типы памяти

Личность против персонажа | Psychology Today

Однажды я проводил собеседование с человеком, который показался мне страстным, энергичным, умным, интересным и подготовленным. Задавая ей вопросы, призванные составить точную картину ее потенциального поведения в будущем, я оставался настроенным на свои эмоциональные реакции на ее поведение, пытаясь услышать, что мой внутренний голос говорил мне о ней. В конце интервью я обнаружил, что взволнован перспективой ее прихода на работу ко мне. Однако мне пришлось напомнить себе оставаться осторожным, поскольку я размышлял о том, как легко спутать личность с характером и как важно их разделить.

Какая разница?

Личность легко прочитать, и мы все в этом эксперты. Мы оцениваем людей забавными, экстравертными, энергичными, оптимистичными, уверенными в себе, а также чрезмерно серьезными, ленивыми, негативными и застенчивыми, если не при первой встрече с ними, то вскоре после этого. И хотя нам может потребоваться более одного взаимодействия, чтобы подтвердить наличие такого рода признаков, к тому времени, когда мы решаем, что они действительно присутствуют, мы обычно собираем достаточно данных, чтобы обосновать наши выводы.

С другой стороны, на разгадку персонажа уходит гораздо больше времени. Он включает в себя черты, которые проявляются только в определенных — и часто необычных — обстоятельствах, такие черты, как честность, добродетель и доброта. По иронии судьбы, исследования показали, что черты личности в значительной степени определяются наследственностью и в большинстве случаев неизменны. С другой стороны, возможно, более важные черты характера более податливы, хотя, следует отметить, не без больших усилий. Черты характера, в отличие от черт личности, основаны на убеждениях (например, что честность и хорошее отношение к другим важны или нет), и хотя убеждения можно изменить, это гораздо сложнее, чем многие думают.

Почему это важно?

Проблема формирования суждений о пригодности человека для важных ролей в нашей жизни (сотрудник, друг, любовник, супруг) заключается в том, что у всех нас есть сверхъестественная склонность наблюдать за привлекательными личностными чертами и выдумывать из них наличие положительных характеров черт (то есть, если кто-то общительный, уверенный в себе и веселый, мы, скорее всего, сочтем его честным, нравственным и добрым). Но далеко не ясно, что один вид следует за другим. На самом деле, как я рассказал в Прислушиваясь к своему внутреннему голосу , это предположение часто доставляет нам неприятности.

Мы бессознательно склонны связывать личность с характером по двум основным причинам: мы хотим нравиться людям, которые нам уже нравятся, и самый надежный способ оценить характер человека трудоемок и требует много времени. (Нам действительно нужно наблюдать за людьми в ситуациях, бросающих вызов их характеру, чтобы делать надежные выводы об их характере. Например, если мы наблюдаем, как кто-то легко лжет, мы можем быть достаточно уверены хотя бы в одном случае, что он делал это в жизни. прошлое и будет делать это снова в будущем, поскольку лучший предсказатель будущего поведения — это прошлое поведение.)

Это потому, что убеждения, заставляющие нас легко лгать или говорить правду, присутствуют в нас всегда. Они могут оставаться «бездействующими» до тех пор, пока обстоятельства не подстегнут их таким образом, что они станут мотивом для наблюдаемых действий, но их редко намеренно прячут. В связи с чем возникает вопрос: может ли существовать способ увидеть такие убеждения, не дожидаясь, пока обстоятельства выставят их напоказ?

Одним словом — да. Не столько напрямую разговаривая с людьми, чей характер вы пытаетесь раскрыть, сколько разговаривая с людьми, которые знают людей, чей характер вы пытаетесь раскрыть. Вот почему, например, мудрые потенциальные работодатели всегда называют рекомендации.

Проблема, однако, заключается в том, что после того, как мы это сделаем, потенциальные сотрудники предоставят рекомендации, которые, как они ожидают, будут говорить о них хорошо. Таким образом, хитрость заключается в том, чтобы задавать вопросы о рекомендациях человека, предназначенные для того, чтобы заставить его честно раскрыть свои самые точные суждения.

Вопросы типа «Вы когда-нибудь знали, что Х лжет?» бесполезны, потому что ответ, который вы получите, будет зависеть от характера человека, которого вы спрашиваете. Вы не будете знать, удобно ли референту лгать, поэтому правдивость любого ответа, который вы получите, останется в лучшем случае под вопросом. По этой причине лучше задавать вопросы, которые побуждают людей применять собственные суждения. Такие вопросы с большей вероятностью (хотя, конечно, не во всех обстоятельствах) дадут честные ответы.

Поэтому вместо этого спрашивайте что-то вроде: «Что, по вашему мнению, является самой большой слабостью X?» Подразумевается, что у всех есть слабости, поэтому неразумно ожидать ответа «ни одного». Сложнее придумать недостаток на месте, чем сказать правду о слабости, которую на самом деле ощущает референт, поэтому у вас больше шансов получить честную оценку. Ваш источник может попытаться преуменьшить слабость, которую они раскрывают, но вы можете читать между строк.

Недостатком этого метода является то, что он опирается на суждения отдельных лиц, которые, как мы знаем, предвзяты и часто ошибочны. Однако этот недостаток можно преодолеть, задавая одни и те же вопросы многим людям, которые знают человека, характер которого вас интересует. Как я писал в предыдущем посте «Мудрость толпы», если несколько человек независимо дают одинаковые ответы, вероятность того, что их коллективное суждение будет точным, высока.

Хотя это может показаться макиавеллистским, вы можете применить этот процесс и к друзьям, и к потенциальным партнерам. Например, в Соединенном Королевстве средняя продолжительность времени, в течение которого люди встречаются, прежде чем решиться вступить в брак, составляет примерно три года (должен отметить, что эта цифра сильно различается в зависимости от культуры). Проблема с решением жениться на ком-то после знакомства всего три года, например, заключается в том, что некоторые важные черты характера, хорошие и плохие, могут не проявиться к тому времени. Конечно, это социально неловко, граничащее с неприемлемым, допрашивать друзей и семью потенциального партнера о них напрямую. И хотя я никому не предлагаю это делать, я am предполагает, что мы можем и должны обращать внимание на данные, представленные нам другими, поскольку они могут располагать лучшими данными, чем мы. Людям обычно трудно скрывать свои истинные чувства к другим с течением времени, поэтому, если вы слышите общие темы от людей, близких человеку, чей характер вас интересует, обратите внимание. Вы почти наверняка слышите правду.

Ни одним из вышеперечисленных я не подразумеваю, что личность не важна. Но когда мы принимаем решения о том, кого допустить в нашу жизнь на важные роли, характер должен считаться не менее важным, если не более важным, но его часто легко упускают из виду. К счастью для меня, рекомендации человека, у которого я брал интервью все это время назад, давали не только сильное одобрение, но и одобрение, содержание которого было последовательным. Я нанял ее и со временем обнаружил, что она настолько выдающаяся, насколько предсказывали ее рекомендации.

Психология персонажей

Писательская отношения со своими персонажами — фундаментальный компонент успешного история. Сила этих персонажей многое говорит об истории и о том, как они взаимодействовать с другими персонажами, но, что более важно, важно сосредоточиться на

мотивах за тем, что они делать и почему.

психология персонажей не в том, чтобы делать наброски персонажей. Характер набросок — это, в двух словах, характеристика — мелочи, которые делают ваш характер многомерный, такой как цвет их волос, их глаз, кожи, какой у них рост, их чувство моды, их национальность, их убеждения, симпатии и антипатии, недостатки и так далее. Черты характера делают характер. Это не скажи нам почему они так себя ведут.

Таким образом, психология характеров уходит гораздо глубже, чем просто симпатии и антипатии и т. д. Речь идет о том, что действительно движет персонажем и, следовательно, история. Все хорошо, когда у персонажа много узнаваемых черт. черты характера и так далее, но это ничего не значит, если ему или ей не хватает предметы первой необходимости, которые приводят этого персонажа к

акту в первую очередь.

Есть определенные элементы, которые обеспечивают строительные блоки для персонажа физиологический состав, и с точки зрения простого сюжета они изложены ниже:

Мотивация — Каждый главный герой должен иметь мотивация. Другими словами, это означает, что в конечном итоге существует конкретная цель. достигать. Мотивация — это то, что движет персонажем.

При нажатии люди способны на многое; вещи, которые иногда «из характер’. Мы мотивированы многими вещами — многими влияниями, опытом или ситуации, и мы действуем в соответствии с ними.

Основная цель создается, чтобы выяснить, почему персонаж отправляется в свое путешествие. у главного героя будет основная цель, которую ему или ей нужно будет достичь к концу рассказа. Эта цель может быть любой, но она должна быть достигнута, что бы ни случилось, поэтому стимул сильный и ощутимый.

Если есть нет главной цели, нет истории. Могут быть и другие цели – это считаться второстепенными целями, и опять же важно, чтобы такие цели были достигнуты заключением рассказа, потому что, если они удовлетворительно закрыты, в чем был бы смысл рассказа?

Через В ходе попыток достичь этой цели персонаж пройдет ряд действия и реакции, в основном из-за сочетания препятствий, которые нужно преодолеть — намеренно размещены на пути главного героя, чтобы остановить его или ее достижение главной цели — и возникающий в результате конфликт, который она создает.

Действия и Реакции – действия персонажа как история разворачивается, являются важным показателем его или ее психологии. Как уже упоминалось выше, действия и реакции обычно происходят через конфликты. Другими словами, мотивация, необходимость достижения этой цели, препятствия на пути, который должен преодолеть все, привести вашего главного героя к действиям и реакциям, в зависимости от ситуация и люди.

Если кто-то что-то украдет у вас, то, скорее всего, вы отреагируете определенным образом, или если кто-то угрожает вам или нападает на вас, вы будете действовать или реагировать в некотором роде. То, как мы действуем и реагируем, зависит от нашей личности. Это не отличается от вызывает и эффект .

Другой фактором, который следует учитывать, является прошлое. То, что произошло в прошлом, часто заставляет нас в настоящее время. Он служит основой для поведенческих черт, поэтому определенные действия и реакции персонажей.

Итак, мотивация, основная цель и действия, предпринимаемые персонажем во время история играет неотъемлемую роль в понимании и развитии психологии ваших главных героев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *