Густав юнг: писатели и не только о том, что читают почему
Карл Густав Юнг: «Я знаю, что демоны существуют»
122 230
Человек среди людей
Die Weltwoche: Не считаете ли вы, что окончание войны вызовет громадные перемены в душе европейцев, особенно немцев, которые теперь словно пробуждаются от долгого и ужасного сна?
Карл Густав Юнг: Да, конечно. Что касается немцев, то перед нами встает психическая проблема, важность которой пока трудно представить, но очертания ее можно различить на примере больных, которых я лечу.
Для психолога ясно одно, а именно то, что он не должен следовать широко распространенному сентиментальному разделению на нацистов и противников режима. У меня лечатся два больных, явные антинацисты, и тем не менее их сны показывают, что за всей их благопристойностью до сих пор жива резко выраженная нацистская психология со всем ее насилием и жестокостью.
Когда швейцарский журналист спросил фельдмаршала фон Кюхлера (Георг фон Кюхлер (1881-1967) руководил вторжением в Западную Польшу в сентябре 1939 г. Он был осужден и приговорен к тюремному заключению как военный преступник Нюрнбергским трибуналом) о зверствах немцев в Польше, тот негодующе воскликнул: «Извините, это не вермахт, это партия!» — прекрасный пример того, как деление на порядочных и непорядочных немцев крайне наивно. Все они, сознательно или бессознательно, активно или пассивно, причастны к ужасам.
Они ничего не знали о том, что происходило, и в то же время знали.
Вопрос коллективной вины, который так затрудняет и будет затруднять политиков, для психолога факт, не вызывающий сомнений, и одна из наиболее важных задач лечения заключается в том, чтобы заставить немцев признать свою вину. Уже сейчас многие из них обращаются ко мне с просьбой лечиться у меня.
Если просьбы исходят от тех «порядочных немцев», которые не прочь свалить вину на пару людей из гестапо, я считаю случай безнадежным. Мне ничего не остается, как предложить им анкеты с недвусмысленными вопросами типа: «Что вы думаете о Бухенвальде?» Только когда пациент понимает и признает свою вину, можно применить индивидуальное лечение.
Но как оказалось возможным, чтобы немцы, весь народ, попали в эту безнадежную психическую ситуацию? Могло ли случиться подобное с какой-либо другой нацией?
Позвольте сделать здесь небольшое отступление и наметить в общих чертах мою теорию относительно общего психологического прошлого, предшествовавшего национал-социалистической войне. Возьмем за отправную точку небольшой пример из моей практики.
Однажды ко мне пришла женщина и разразилась неистовыми обвинениями в адрес мужа: он сущий дьявол, он мучит и преследует ее, и так далее и тому подобное. В действительности этот человек оказался вполне добропорядочным гражданином, невиновным в каких-либо демонических умыслах.
Откуда к этой женщине пришла ее безумная идея? Да просто в ее собственной душе живет тот дьявол, которого она проецирует вовне, перенося собственные желания и неистовства на своего мужа. Я разъяснил ей все это, и она согласилась, уподобившись раскаявшейся овечке. Казалось, все в порядке. Тем не менее именно это и обеспокоило меня, потому что я не знаю, куда пропал дьявол, ранее соединявшийся с образом мужа.
Демоны прорываются в искусство барокко: позвоночники изгибаются, обнаруживаются копыта сатира
Совершенно то же самое, но в больших масштабах произошло в истории Европы. Для примитивного человека мир полон демонов и таинственных сил, которых он боится. Для него вся природа одушевлена этими силами, которые на самом деле не что иное, как его собственные внутренние силы, спроецированные во внешний мир.
Христианство и современная наука дедемонизировали природу, что означает, что европейцы последовательно вбирают демонические силы из мира в самих себя, постоянно загружая ими свое бессознательное. В самом человеке эти демонические силы восстают против кажущейся духовной несвободы христианства.
Демоны прорываются в искусство барокко: позвоночники изгибаются, обнаруживаются копыта сатира. Человек постепенно превращается в уробороса, уничтожающего самого себя, в образ, с древних времен символизирующий человека, одержимого демоном. Первый законченный пример этого типа — Наполеон.
Немцы проявляют особенную слабость перед лицом этих демонов вследствие своей невероятной внушаемости. Это обнаруживается в их любви к подчинению, в их безвольной покорности приказам, которые только иная форма внушения.
Это соответствует общей психической неполноценности немцев, как следствие их неопределенного положения между Востоком и Западом. Они единственные на Западе, кто при общем исходе из восточного чрева наций оставались дольше всех со своей матерью. В конце концов они отошли, но прибыли слишком поздно.
Все обвинения в бездушии и бестиальности, с которыми немецкая пропаганда нападала на русских, относятся к самим немцам
Поэтому немцев глубоко терзает комплекс неполноценности, который они пытаются компенсировать манией величия: «Am deutschen Wesen soll die Welt genesen» (Приблизительный перевод: «Немецкий дух спасет мир». Это нацистский лозунг, заимствованный из поэмы Эммануэля Гейбеля (1815-1884) «Признание Германии». Строки из Гейбеля стали известны с тех пор, как их процитировал Вильгельм II в своей речи в Мюнстере в 1907 году), — хотя они не чувствуют себя слишком удобно в собственной шкуре!
Это типично юношеская психология, которая проявляется не только в чрезвычайном распространении гомосексуальности, но и в отсутствии образа anima в немецкой литературе (великое исключение составляет Гете). Это обнаруживается также в немецкой сентиментальности, которая в действительности не что иное, как жестокосердие, бесчувственность и бездушие.
Все обвинения в бездушии и бестиальности, с которыми немецкая пропаганда нападала на русских, относятся к самим немцам. Речи Геббельса не что иное, как немецкая психология, спроецированная на врага. Незрелость личности ужасающим образом проявилась в бесхарактерности немецкого генерального штаба, мягкотелостью напоминающего моллюска в раковине.
В искреннем раскаянии обретают божественное милосердие. Это не только религиозная, но и психологическая истина
Германия всегда была страной психических катастроф: Реформация, крестьянские и религиозные войны. При национал-социализме давление демонов настолько возросло, что человеческие существа, подпав под их власть, превратились в сомнамбулических сверхчеловеков, первым среди которых был Гитлер, заразивший этим всех остальных.
Все нацистские лидеры одержимы в буквальном смысле слова, и, несомненно, не случайно, что их министр пропаганды был отмечен меткой демонизированного человека — хромотой. Десять процентов немецкого населения сегодня безнадежные психопаты.
Вы говорите о психической неполноценности и демонической внушаемости немцев, но как вы думаете, относится ли это также к нам, швейцарцам, германцам по происхождению?
Мы ограждены от этой внушаемости своей малочисленностью. Если бы население Швейцарии составляло восемьдесят миллионов, то с нами могло бы произойти то же самое, поскольку демонов привлекают по преимуществу массы. В коллективе человек утрачивает корни, и тогда демоны могут завладеть им.
Поэтому на практике нацисты занимались только формированием огромных масс и никогда — формированием личности. И также поэтому лица демонизированных людей сегодня безжизненные, застывшие, пустые. Нас, швейцарцев, ограждают от этих опасностей наш федерализм и наш индивидуализм. У нас невозможна такая массовая аккумуляция, как в Германии, и, возможно, в подобной обособленности заключается способ лечения, благодаря которому удалось бы обуздать демонов.
Но чем может обернуться лечение, если его провести бомбами и пулеметами? Не должно ли военное подчинение демонизированной нации только усилить чувство неполноценности и усугубить болезнь?
Сегодня немцы подобны пьяному человеку, который пробуждается наутро с похмелья. Они не знают, что они делали, и не хотят знать. Существует лишь одно чувство безграничного несчастья. Они предпримут судорожные усилия оправдаться перед лицом обвинений и ненависти окружающего мира, но это будет неверный путь. Искупление, как я уже указывал, лежит только в полном признании своей вины. «Меа culpa, mea maxima culpa!» (Моя вина, моя большая вина (лат.).)
Всякий человек, который утрачивает свою Тень, всякая нация, которая уверует в свою непогрешимость, станет добычей
В искреннем раскаянии обретают божественное милосердие. Это не только религиозная, но и психологическая истина. Американский курс лечения, заключающийся в том, чтобы провести гражданское население через концентрационные лагеря, чтобы показать все ужасы, совершенные там, — совершенно правильный путь.
Однако невозможно достичь цели только моральным поучением, раскаяние должно родиться внутри самих немцев. Возможно, что катастрофа выявит позитивные силы, что из этой погруженности в себя возродятся пророки, столь характерные для этих странных людей, как и демоны. Кто пал так низко, имеет глубину.
Вероятно, католическая церковь соберет богатый улов душ, поскольку протестантская церковь переживает сегодня раскол. Есть известия, что всеобщее несчастье пробудило религиозную жизнь в Германии: целые общины преклоняют по вечерам колени, умоляя Господа спасти от антихриста.
Тогда можно надеяться, что демоны будут изгнаны и новый, лучший мир поднимется на руинах?
Нет, от демонов пока не избавиться. Это трудная задача, решение которой в отдаленном будущем. Теперь, когда ангел истории покинул немцев, демоны будут искать новую жертву. И это будет нетрудно. Всякий человек, который утрачивает свою Тень, всякая нация, которая уверует в свою непогрешимость, станет добычей.
Мы испытываем любовь к преступнику и проявляем к нему жгучий интерес, потому что дьявол заставляет забыть о бревне в своем глазу, когда мы замечаем соринку в глазу брата, и это способ провести нас. Немцы обретут себя, когда примут и признают свою вину, но другие станут жертвой одержимости, если в своем отвращении к немецкой вине забудут о собственных несовершенствах.
Спасение заключается только в мирной работе по воспитанию личности. Это не так безнадежно, как может показаться
Мы не должны забывать, что роковая склонность немцев к коллективности в неменьшей мере присуща и другим победоносным нациям, так что они также неожиданно могут стать жертвой демонических сил.
«Всеобщая внушаемость» играет огромную роль в сегодняшней Америке, и насколько русские уже зачарованы демоном власти, легко увидеть из последних событий, которые должны несколько умерить наше мирное ликование.
Наиболее разумны в этом отношении англичане: индивидуализм избавляет их от влечения к лозунгам, и швейцарцы разделяют их изумление перед коллективным безумием.
Тогда мы должны с беспокойством ожидать, как проявят себя демоны в дальнейшем?
Я уже говорил, что спасение заключается только в мирной работе по воспитанию личности. Это не так безнадежно, как может показаться. Власть демонов огромна, и наиболее современные средства массового внушения — пресса, радио, кино — к их услугам.
Тем не менее христианству было по силам отстоять свои позиции перед лицом непреодолимого противника, и не пропагандой и массовым обращением — это произошло позднее и оказалось не столь существенным, — а через убеждение от человека к человеку. И это путь, которым мы также должны пойти, если хотим обуздать демонов.
Трудно позавидовать вашей задаче написать об этих существах. Я надеюсь, что вам удастся изложить мои взгляды так, что люди не найдут их слишком странными. К несчастью, это моя судьба, что люди, особенно те, которые одержимы, считают меня сумасшедшим, потому что я верю в демонов. Но это их дело так думать.
Я знаю, что демоны существуют. От них не убудет, это так же верно, как то, что существует Бухенвальд.
Перевод интервью Карла Густава Юнга «Werden die Seelen Frieden finden?»
Текст:Дарья ГромоваИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Чувствую, что впадаю в роль „жертвы“. Как перестать жаловаться и найти работу?»
Как психологически подготовиться к релокации: советы для эмигрантов
Ностальгия или абсурд: объявлены лауреаты премии «Золотой глобус»
«Тяжело на душе»: 5 способов сбросить эмоциональный груз — откройте новые возможности
«Ушла от мужа к иностранцу, а он теперь общается с другими женщинами. Как быть?»
«Бывший вернулся, чтобы отомстить?»
Эмпатия или психопатия: какие личностные качества отличают секс-работниц — необычные выводы ученых
Проверить любовь на прочность: 7 проблем в любых отношениях — мнение семейных психотерапевтов
Карл Густав Юнг: путь в психологию
Гандикап, с которого всё началось
В детстве Карла Густава Юнга окружали люди, наблюдение за которыми дало бы массу материала любому практикующему психиатру. Отец часто пребывал в подавленном настроении. Экзальтированная мать, которая тоже страдала от приступов депрессии, общалась с духами. И мальчик рассказывал, что однажды наблюдал, как из комнаты матери вышла светящаяся фигура, причём голова её была отделена от туловища. В этой семье любили эзотерические практики и уважали оккультизм. Мать, дед и бабка проводили спиритические сеансы. Потом спиритизмом займётся и сам Карл Густав. А вхождение в транс станет одним из значимых методов его практики.
Юнг был необычным ребёнком. Нелюдимый, он не испытывал одиночества: по его словам, в нём уживались 2 человека — мальчик, который не любит математику, и старик в светлом парике. Его насыщенный внутренний мир выступал антитезой внешним тусклым событиям. А ещё ему снились красочные, странные и сложные сны, иногда с чудищами и лихо закрученными сюжетами, которые могли повторяться. Случались и пророческие сновидения. Пройдут годы, и Юнг диагностирует у себя шизофрению, которую к концу жизни сможет побороть.
Сам того не подозревая, Юнг в детстве на себе испытал успокаивающую силу простых ритуальных действий: в обустроенный дома тайник он положил человеческую фигурку и камень и время от времени приносил туда написанные секретным языком записки. Позже этот опыт отразится в работах о коллективном бессознательном и теории психологических архетипов.
Карл Густав Юнг. (mirinteresen.net)
Бессознательное и Фрейд
В 20 лет Юнг поступил на медицинский факультет Базельского университета. Некоторое время он не мог определиться с выбором: археология, египтология или антропология. Но всё же перевесила медицина с уклоном в психиатрию. Этот путь был предопределён с детства. После выпуска Юнг какое-то время работал ассистентом Эйгена Блейлера, известного швейцарского психиатра, который занимался изучением шизофрении и определил, что такое аутизм. Но главным для Юнга стало сближение с Зигмундом Фрейдом.
Впервые они встретились в 1907-м. Юнг ещё с университета был знаком с работами Фрейда по психоанализу, они вели переписку, но личное общение (а они проговорили в день знакомства около 13 часов) с этим незаурядным человеком его потрясло. Два деятеля медицины начинают сотрудничество, вместе ведут исследования. Юнг обретает мировую известность как выдающийся, необычайно эрудированный учёный со своими теориями и методами, он много публикуется, выступает с лекциями, становится президентом Международного психоаналитического сообщества. Но подходы и методы двух равновеликих исследователей различались.
Юнг с самой первой встречи определил для себя позиции, по которым он был не согласен с Фрейдом. Со временем выяснилось, что разность взглядов слишком велика. Если для Фрейда бессознательное — это ящик Пандоры, то для Юнга это отправная точка, ребус, который нужно разгадать, потому что в нём ключ если не ко всему, то ко многому. Он разграничил несколько уровней бессознательного: коллективное, национальное, расовое, групповое, семейное и индивидуальное. В 1911 году Юнг опубликовал работу «Психология бессознательного», где изложил свои взгляды. После этого их с Фрейдом профессиональная дружба прервалась: Фрейд посчитал разногласия непримиримыми и препятствующими дальнейшим отношениям. Вдобавок ко всему Юнг отказался присягнуть в верности основным постулатам учителя. У него, к примеру, сексуальность не является источником формирования неврозов. Юнгу важнее были архетипы. Отказ Фрейда уязвил, и больше они не общались. Как отмечали коллеги, Фрейд после разрыва не упоминал имени Юнга, как будто его и не было. Между тем для Юнга наступили непростые времена. Учёное сообщество восприняло резкое прекращение их сотрудничества как сигнал: следует приостановить по возможности работу с Юнгом.
Групповое фото перед Университетом Кларка. Сидят: Фрейд, Холл, Юнг; стоят: Э. А. Брилл, Э. Джонс, Ш. Ференци, 1909 г. (ru.wikipedia.org)
«От демонов пока не избавиться»
Юнг отходит от фрейдовского психоанализа и углубляется в аналитическую психологию. Много пишет про архетипы, постулирует определения «интроверт» и «экстраверт», разрабатывает теорию структуры человеческой психики, состоящей из 5 элементов: Я, Анима, Персона, Тень и Самость. Он занят теоретической работой и почти освобождает себя от практики. Но его собственное психическое здоровье расшатано. Он переживает серьёзный душевный кризис, обостряется шизофрения. К нему возвращаются повторяющиеся сны, которые впоследствии он объяснит коллективным бессознательным: выяснится, что подобные сновидения терзали накануне Первой мировой многих. Чтобы каким-то образом облегчить своё состояние, избавиться от «внутренней болезни», Юнг пробует на себе метод активного воображения: он методично записывает все свои мысли в дневниках, фиксирует любые образы, которые спонтанно приходят в голову. Потом он объединит это в очень личную «Красную книгу» — 16 лет заметок и иллюстраций о самом себе.
Со временем Юнг возвращается к активной публичной жизни: вновь ездит с лекциями по миру, сотрудничает с ведущими мировыми университетами, получает почётные степени и звания.
После Второй мировой он превращается в «мудрого старца из Кюснахта» — в этом швейцарском городке, где он в начале века поселился со своей семьёй, Юнг и проведёт последние годы жизни.Сборник: Александр Дюма
Писатель, драматург и журналист. Один из самых читаемых французских авторов, создатель легендарных «Трёх мушкетёров» и «Графа Монте-Кристо».
- Статьи
- Европа
- XIX век
Создатель «Графа Монте Кристо»
Создатель «Графа Монте Кристо»
Приключенческие романы Александра Дюма-отца сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире.
- Тесты
- Европа
- XIX век
Герои Дюма
Герои Дюма
На кого похож ты?
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Династия Дюма
Династия Дюма
Произведения отца и сына Дюма читает весь мир. Найдётся не много людей, кто никогда не слышал об этой семье. Хотя семьи как таковой не было — оба писателя родились вне брака.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Александр Дюма в России
Александр Дюма в России
Впечатления писателя от Санкт-Петербурга, русских и их привычек.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Негры Александра Дюма
Негры Александра Дюма
Литературный злодей или художественный благодетель? Как работал торговый дом «Александр Дюма и Ко».
- Статьи
- Европа
- XIX век
Создатель «Графа Монте Кристо»
Приключенческие романы Александра Дюма-отца сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире.
- Тесты
- Европа
- XIX век
Герои Дюма
На кого похож ты?
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Династия Дюма
Произведения отца и сына Дюма читает весь мир. Найдётся не много людей, кто никогда не слышал об этой семье. Хотя семьи как таковой не было — оба писателя родились вне брака.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Александр Дюма в России
Впечатления писателя от Санкт-Петербурга, русских и их привычек.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Негры Александра Дюма
Литературный злодей или художественный благодетель? Как работал торговый дом «Александр Дюма и Ко».
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- III век до н.э.
Сын Геракла против греков
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Преступление и наказание в средневековой Европе
- Статьи
- Европа
- I век до н.э.
10 правил Цицерона
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
«Карта Ада» Боттичелли
- Статьи
- Африка
- XVIII-XIX вв.
Бельгийский геноцид Конго (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Эрнст Рём — наивный слуга Гитлера
- Статьи
- Азия
- XIV-XV вв.
Тьмы Тамерлана
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Геля Маркизова — девочка, с которой фотографировался Сталин
- Статьи
- Европа
- XVII век
Трапеза Людовика XIV
- Статьи
- Европа
- XIV-XXI вв.
Туалетная бумага: чем пользовались до неё?
- Статьи
- Европа
- XX век
Москва в руках Монгола
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
«Морозко». Очень сложный тест
- Статьи
- Европа
- XX век
Берия и женщины
- Статьи
- Европа
- XX век
Протокол допроса адмирала Колчака
- Статьи
- Европа
- V до н. э. -XIX вв.
5 самых известных распутниц
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции
- Статьи
- Европа
- XIV век
Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле
- Статьи
- Европа
- III век до н. э.
Сын Геракла против греков
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Преступление и наказание в средневековой Европе
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 132352
- 📚 Статьи
- 👀 132277
- 📚 Статьи
- 👀 129238
- 📚 Статьи
- 👀 125831
- 📚 Статьи
- 👀 125377
- 📚 Статьи
- 👀 121489
- 📚 Статьи
- 👀 121257
- 📚 Статьи
- 👀 120212
- 📚 Статьи
- 👀 119688
- 📚 Статьи
- 👀 118088
- 📚 Статьи
- 👀 268887
- 📚 Статьи
- 👀 259856
- 📚 Тесты
- 👀 252079
- 📚 Статьи
- 👀 217911
- 📚 Статьи
- 👀 215087
- 📚 Статьи
- 👀 198604
- 📚 Статьи
- 👀 160882
- 📚 Статьи
- 👀 137894
- 📚 Статьи
- 👀 132352
- 📚 Статьи
- 👀 132277
Карл Густав Юнг — Оксфордский справочник
Оксфордские основные цитаты (4-е изд. )
Отредактировано: Сьюзан Рэтклифф
- Издатель:
- Издательство Оксфордского университета
- Опубликовано онлайн:
- 2016
- Текущая онлайн-версия:
- 2016
- eISBN:
- 9780191826719
Подробнее
Выделите поисковый запросВойти
Имя пользователя
Пожалуйста, введите ваше имя пользователя
Пароль
Пожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Показать сводную информацию
- Публикация информации
- Как использовать эту работу
- Обувь, которая подходит одному человеку, жмет другого; универсального рецепта жизни не существует.
«Цели психотерапии» (1931) в Практика психотерапии (1966)
- Содержанием личного бессознательного являются, главным образом, чувственно-тонированные комплексы… Содержание коллективного бессознательного, с другой стороны, известно как архетипы.
Эранос Ярбух (1934)
- Человек, не прошедший через ад своих страстей, никогда не преодолеет их.
Воспоминания, сны, размышления (1962) гл. 9
- Насколько мы можем судить, единственная цель человеческого существования — зажечь свет во тьме простого бытия.
Воспоминания, сны, размышления (1962) гл. 11
- Любая форма зависимости плоха, независимо от того, является ли наркотик алкоголем, морфином или идеализмом.
Воспоминания, сны, размышления (1962) гл. 12
- Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если происходит какая-то реакция, то оба преображаются.
Современный человек в поисках души (1933)
- Полдень человеческой жизни тоже должен иметь свое значение и не может быть просто жалким придатком к утру жизни.
Этапы жизни (1930)
- Человеку нужны трудности; они необходимы для здоровья.
«Трансцендентная функция» (1916 г.), параграф. 143, in The Structure and Dynamics of the Psyche (1960)
- Если есть что-то, что мы хотим изменить в ребенке, мы должны сначала изучить это и посмотреть, не лучше ли это изменить в нас самих. .
«Vom Werden der Persönlichkeit» (1932)
- Море похоже на музыку. Он имеет в себе все мечты души и озвучивает их. 9Письмо 0002 к Эмме Юнг, 22 сентября 1909 г.
- Познание собственной тьмы — лучший способ справиться с тьмой других людей. письмо
Кендигу Б. Калли от 25 сентября 1931 г .; Письма том. 1 (1973)
- Здоровый человек не мучает других — обычно именно замученные превращаются в мучителей.
в Ду Май 1941
- Не верю… знаю.
Л. ван дер Пост Юнг и история нашего времени (1976)
- Ничто так не влияет на их детей, как непрожитая жизнь их родителей.
атрибут; in Boston Magazine Июнь 1978
Carl Gustav Jung — Oxford Reference
Show Summary Details
Обзор
(1875—1961) швейцарский психолог.
(1875–1961)
Швейцарский психиатр, основавший аналитическую психологию и предложивший концепции экстравертной и интровертной личности, архетипов и коллективного бессознательного. Он также разработал ценные методы психиатрической терапии.
Получив медицинскую квалификацию в Базельском университете (1900 г.), Юнг стал ассистентом в лечебнице Бургхольци в Цюрихе, а затем старшим штатным врачом и инструктором по психиатрии в Цюрихском университете. Он был назначен профессором психологии в Федеральном политехническом университете в Цюрихе (1933–41), а с 1943 года был профессором медицинской психологии в Базельском университете. Юнг сделал себе имя как психиатр, изучая шизофрению с использованием как физиологических, так и психологических методов. Он показал, что тесты словесных ассоциаций являются полезными индикаторами эмоциональной активности и что такая активность сопровождается физиологическими изменениями — частотой сердечных сокращений и дыханием. В 1906 Юнг познакомился с Фрейдом, и они тесно сотрудничали до 1912 года, когда их разногласия больше не могли быть примирены. Юнг выступил против теории Фрейда о сексуальной основе неврозов и завершил их разрыв, когда опубликовал «Психологию бессознательного» (1913), в которой выразил свои противоречивые взгляды. Юнг проанализировал причины отчуждения и пришел к выводу, что он и Фрейд были конституционально разными типами и поэтому подходили к проблемам с противоположных точек зрения. Он расширил свои теории типологии («Психологические типы», 1923), сначала дифференцируя два основных типа людей в соответствии с их установками на экстравертов и интровертов. Позже он выделил четыре функции ума (мышление, чувство, ощущения и интуиция), одна или несколько из которых преобладают у того или иного человека.
Юнг больше всего интересовался бессознательным фоном, лежащим в основе сознательной жизни, и он придавал большое значение сновидениям. Он всегда был подвержен мечтам и фантазиям и позволял им свободно выражаться, чтобы он мог изучать их с научной точки зрения, подробно описывая свои мысли и переживания. Он считал сон фактом и обнаруживал у некоторых пациентов некий древний материал, который нельзя было объяснить с точки зрения их собственной истории. Это привело его к изучению некоторых менее развитых народов в попытке узнать о человеческом мышлении. В конце концов он разработал свою гипотезу коллективного бессознательного, в которой он предположил, что разум, как и тело, имеет очень длинную родословную, так что индивидуальное бессознательное содержит как его собственный личный опыт, так и общий унаследованный культурный опыт, состоящий из символов и общих идей. всеми людьми. Образцы общих идей, которые он обнаружил, он назвал архетипами, и он провел остаток своей жизни, развивая эти идеи, особенно в отношении религии и психологии.